Детская агрессия. Профилактика и коррекция нежелательного поведения

Тема. Агрессивность реб енка : причины и профилактика.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии (действию)

Агрессия – намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей, животному.

Повышенная агрессивность детей является одной наиболее острой проблемой нашего времени. Она волнует и врачей, и педагогов, и психологов, и родителей. Актуальность темы несомненна, так как число детей с агрессивным поведением постоянно растет.

Природа агрессивности.

1. Агрессивность – врожденное, инстинктивное свойство человека. Наиболее цивильная форма разрядки агрессии это конкуренция, различного рода состязания, занятия физкультурой, участие в спортивных соревнованиях.

2.Агрессия как поведенческая реакция на фрустрацию, т.е. травмирующую ситуацию.

3. Агрессивность как характеристика поведения, формирующаяся в результате научения, т.е. поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий (стиль общения в семье)

Причины агрессивности:

Ухудшение социальных условий жизни части детей

Кризис воспитания в ряде семей

Невнимание к нервно-психическому состоянию ребенка (как дома, так и в учреждениях)

Увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде нарушений головного мозга

Социокультурные факторы–средства массовой информации, кино, видеоиндустрия, которые пропагандируют культ насилия.

Формирование детской агрессивности.

Первый вариант воспитания агрессивности – чрезмерно предупредительные родители. Добиваясь нужного результата постоянно с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения(крик, топот, физические действия)

Второ й вариант воспитания агрессивности – родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчика особенно влияет отсутствие матери). Такое отношение порождает страх, ведущий за собой агрессию.

Заболевание центральной нервной системы

Агрессивность как средство психологической защиты

Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания:

Неприятие детей родителями

Безразличие или враждебность со стороны родителей

Разрушение эмоциональных связей в семье

Неуважение к личности ребенка

Чрезмерный контроль или полное отсутствие его

Избыток ли недостаток внимания со стороны родителей

Запрет на физическую активность

Отказ в праве на личную свободу

Нарушенная исследовательская активность ребенка

За агрессивность принимают что-то другое (упрямство, сопротивление)

Особенности проявления детской агрессии:

Дети, склонные к проявлению физической агрессии

Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии

Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии (двойственность натуры: решительность, смелость или мягкость, уступчивость)

Дети, склонные к проявлению негативизма (основная черта характера – эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение)

Как работать с агрессивными детьми.

Работая с ребенком параллельно необходима работа со взрослыми.

В зависимости от причин агрессии взрослым необходимо:

Изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную

Изменить стиль взаимодействия с детьми;

Расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

Воспитание на принципах сотрудничества

Научиться владеть собой

Рецепты избавления от гнева

Пути выполнения

1.Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

Слушайте своего ребенка

Проводите с ним вместе как можно больше времени

Делитесь с ним своим опытом

Рассказывайте ребенку о своем детстве, победах и неудачах

Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности

2.Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия

Отложите совместные дела с ребенком

Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

3.Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате»

4.В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

Примите теплый душ, ванну

Выпейте чаю

Послушайте любимую музыку

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

Не давайте играть ребенку вещами, которыми дорожите

Не позволяйте выводить себя из равновесия, научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией

6.К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее

Изучайте силы и возможности своего ребенка

Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу), отрепетируйте все заранее.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии (когда она неопасна и объяснима)

Полное игнорирование реакций ребенка (мощный способ прекращения нежелательного поведения);

Выражение понимания чувств ребенка («Тебе обидно, но…»);

Переключение внимания, предложение какого-либо занятия, задания (помоги, мне, ведь ты можешь…)

Позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты голоден»)

2.Акцентирование внимание на поступках (поведение), а не на личности

3.Контроль над собственными негативными эмоциями.

4.Снижение напряжения ситуации.

5.Обсуждение проступка (после ситуации напряжения)

6.Сохранение положительно репутации ребенка

7.Демонстрация модели неагрессивного поведения

Типы агрессии у детей и способы построения отношений

Название типа агрессии

Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая к коллектив сверстников, могут становиться агрессивными

Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами.

Стимулируйте детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия ко всему живому.

Агрессивно –обидчивый и истощаемый ребенок

Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, поиграйте вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

Агрессивный ребенок с позиционно-вызывающим поведением

Решаем проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, а не за него.

Агрессивно-боязливый ребенок

Работайте со страхами. Создавайте опасные ситуации и вместе с ребенком преодолевайте их.

Агрессивно-бесчувственный ребенок

Стимулировать гуманные чувства у ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными, обращайте внимание на грустное подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Приучайте ребенка нести ответственность за свое агрессивное поведение (иди извинись, погладь по голове, предложи игрушку, обиженному тобой ребенку и др.)

Приложение 1

Игры с детьми.

Литература

1. Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности/М.Ю. Михайлина. –Волгоград: Учитель, 2009.- 116с.

2.Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников/Л.В. Чернецкая.-Ростов-на Дону: «Феникс» ,2005.-256с.

Родительское собрание

Тема: Агрессивность детей. Причины. Предупреждение детской агрессии.

Класс: 2.

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины детской агрессии и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Задачи: раскрыть понятия «агрессия», «детская агрессия»; обсудить с родителями причины детской агрессии; раскрыть её влияние на формирование ребёнка; способствовать формированию у родителей культуры понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.

Вопросы для обсуждения:

Ознакомление родителей с результатами диагностики учащихся.

Что такое агрессия? Детская агрессия, её формы.

Причины детской агрессии. Конфликты.

Приёмы преодоления детской агрессии.

Диагностика родителей.

Ход собрания.

Вступительное слово.

Уважаемые родители! Тема нашего собрания очень серьёзна. В таком возрасте, как сейчас наши дети, тема актуальна. Сегодня мы сталкиваемся на каждом шагу с агрессий не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, интернета. Возраст проявления агрессии молодеет. С чем это связано и как бороться с проявлением детской агрессии? На эти важные вопросы мы сегодня с вами ответим.

Ознакомление родителей с результатами диагностики учащихся.

С детьми были проведены две методики: «Кактус», «Три дерева». Данные методики были проведены с целью выявления агрессивности и тревожности у учащихся, так же конфликтные ситуации в окружающем ребенка мира и семье. Результаты данного теста показали.

Изображение данных методик в процентном соотношении на экране.

После проведения методик стало понятно, что многие учащиеся в той или иной степени подвержены агрессии. Многие учащиеся тревожны и неуверенные в себе. После проведения беседы, многие учащиеся рассказали о своих внутренних проблемах. Многие проявляют боязнь перед поражением, многие конфликты у учеников в связи с отношениями в детском коллективе.

Что такое агрессия? Детская агрессия, её формы.

Что же такое «агрессия»?

Агрессия - это реакция на срыв деятельности, задуманных планов, на ограничение чего либо, запреты или неожиданные ситуации. Агрессия может проявляться физически и вербально. Физически - драки. Вербально - ругань, крики, угрозы.

Часто проявление агрессии путают с настойчивостью, напористою и упрямством. Как вы думаете, это качества равнозначны?

(Ответы родителей)

Детская агрессия проявляется довольно часто, но мы иногда ее путаем с настойчивостью. Уровень детской агрессии меняется в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих и принимают его, как враждебное. К агрессии больше направлены мальчики.

Причины детской агрессии.

Как вы думаете, почему дети ведут себя агрессивно? Почему у них проявляется конфликтное поведение?

(Ответы родителей)

Причины детской агрессии.

Со стороны семьи:

- Недостаток внимания со стороны родителей;

Неправильная реакция родителей на поведение ребенка;

Нездоровая атмосфера в семье, злоупотребление ее членами алкоголем;

Копирование родителей, которые сами неспособны справиться с выражением негативных эмоций;

Слишком жесткие действия и наказание за любую малую провинность;

Попустительское отношение с боку родителей на агрессивные поступки;

Гиперопека со стороны родителей.

Со стороны окружающей среды, школы:

Смена вида деятельности ребенка;

Желание быть во всем первым;

Реакция на неудачу, трудность;

Конфликтные ситуации с окружающими детьми;

Защитная реакция.

Внутренние изменения:

Серьезные заболевания головного мозга и расстройство психики;

Возрастные изменения, так называемые кризисы: 7 лет, 12 лет;

Превращение агрессивного поведения в обыденное;

Использование агрессии, как способ самовыражения.

5. Приёмы преодоления детской агрессии.

Самое первое, что мы должны дать ребенку - любовь. И принять его таким, какой он есть. Ребенок должен каждый день чувствовать нашу любовь и заботу. Он должен понимать, что он нужен. Как в семье, так и в школе, ребенок должен знать, что он уникален. И никакие оценки или конфликты не имеют такого большого значения, как его внутреннее развитие.

Раздача памяток родителям «Профилактика детской агрессии».

Диагностика родителей.

Опросник « Агрессивность. Ребенок глазами взрослого А. А. Романов»

Анализ результатов совместно с родителями.

Итоги собрания.

Подошла к концу наша встреча. Давайте вместе с вами подведем итог.

Ответили ли мы на основные вопросы, которые ставили вначале?

(Мнения родителей)

Вызвала ли наша беседа раздумья, желание изменить и перестроить взаимоотношения с ребенком?

(Мнения родителей)

Какие виды помощи и взаимодействия со школой мы бы выбрали сейчас?

(Ответы родителей)

Хотелось бы раздать вам памятку, которая способствует информированию о том, как предупредить агрессию у детей.

Приложение 1

Памятки для родителей

Если ребенок агрессивен…

Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть. Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем (чем) привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные и близкие ребенка не должны проявлять агрессию. Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности. Гасите конфликт, направляя интерес ребенка в другое русло. Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми. Расширяйте кругозор ребенка. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость. Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на этом внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно…Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка - сделайте это только если поступок повторится.

Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение - это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова.

Правила родительского поведения, способствующего снижению детской агрессивности

Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение. Свои собственные агрессивные реакции на какие-то события не переносите на ребенка. Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка, особенно при посторонних; обеспечьте ему чувство защищенности. Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка и помочь ему. Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребенка. Адекватно оценивайте возможности ребенка. Умейте идти на компромисс. Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которым согласны все, кто участвует в этом процессе. Любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий.

Приложение 2

Упражнения на снижение уровня агрессивности
у детей

Упражнение "Разукрась шары"

Задание для учащихся. Нарисуйте и раскрасьте круги с веселыми и злыми рожицами. Какого цвета могут быть "злые" круги? Какого цвета - "добрые"? Объясните почему.

Упражнение "Бумажный волейбол"

В этом упражнении используются изготовленные заранее бумажные шары. Площадка для игры делится пополам. Дети разбиваются на 2 команды, у каждого участника свой бумажный шар. Следует перебросить все свои шары на поле противника. По сигналу игра прекращается и подсчитываются шары. На чьем поле их меньше, та команда и выиграла.

Упражнение "Руки"

Дети разбиваются на пары. Один учащийся берет другого за руки и проговаривает: "Эй, рука, трясись, трясись - только больше не дерись! Расслабляйся, рука, и больше не кусайся!". Потом меняются ролями. Упражнение повторяется 2-3 раза.

"Солнечный зайчик"

Задание для учащихся. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Зайчик побежал по голове, шее, животу, рукам, ногам, забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - он любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

"Спаси птенца" Задание для учащихся. Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его: медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к груди, отдайте птенцу тепло своего сердца. Раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще вернется к вам!

Разрядка гнева и агрессии

1. Сильно сожмите руки в кулаки, чтобы пальцы впились в ладони, а затем разожмите пальцы, расслабьте их. Выполняйте упражнение до тех пор, пока не почувствуете, что напряжение уходит.

2. Вытяните руки вверх и тянитесь изо всех сил, до предела, как будто хотите что-то достать с потолка. Потом опустите руки вниз, расслабьте их. Почувствуйте, как напряжение уходит из рук.

3. Закройте глаза и напряженно нахмурьтесь. Сохраняйте такое выражение лица сколько можете, а потом расслабьтесь. Почувствуйте, как напряжение исчезает.

4. Откройте рот как можно шире и сложите губы в большую букву "О". Закройте рот. Так вы расслабили мышцы лица.

5. Трите ладони друг о друга, пока они не нагреются, а затем положите их на лицо. Закройте глаза и почувствуйте расслабление.

Приложение 3

Агрессивность.
Ребенок глазами взрослого (опросник)

А. А. Романов

Фамилия, имя ребенка______________________________________

Возраст_____________Дата заполнения______________________

Заполнил: родитель, психолог, педагог________________________

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 — не проявляется никогда, 1 — иногда наблюдается, 2 — наблюдается довольно часто, 3 — проявляется почти всегда, 4 — наблюдается постоянно.

Показатели

проявления

агрессивности

Поведенческие акты

Частота

проявления

1. Вегетативные признаки

и внешние проявления

агрессивности

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева

кусает, облизывает губы в состоянии раздражения, гнева

сжимает кулаки в состоянии обиды

сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева

01234

01234

01234

01234

2. Длительность выхода

из состояния раздражения,

гнева

После агрессивной реакции успокаивается в течение 15 минут

после агрессивной реакции успокаивается в течение 30 минут

после агрессивной реакции успокаивается в течение 1 часа

после агрессивной реакции пребывает в напряженном состоянии в течение дня

01234

01234

01234

01234

3. Чувствительность к помощи

взрослого

Не может успокоиться без помощи взрослого

замечания в устной форме не тормозят вербальной агрессии

замечания в устной форме не тормозят физической агрессии

чувство неприязни к другим не корректируется извне

01234

01234

01234

01234

4. Отношение к собственным

проявлениям агрессии

Сам признает негативность своего поведения и прекращает его

признает негативность своего поведения после комментариев взрослого и прекращает агрессивные действия

признает негативность, но продолжает агрессивные проявления

не воспринимает собственные агрессивные действия как негативные

01234

01234

01234

01234

5. Недостаточность

в проявлении гуманных чувств

Делает что-то назло другим

проявляет безразличие к страданиям других

стремится причинить другому страдания

отсутствие чувства вины после агрессивных реакций

01234

01234

01234

01234

6. Реакция на новую обстановку и на ограничения

Непривычная обстановка не тормозит проявлений агрессии

непривычная, незнакомая обстановка провоцирует проявление агрессии

в ситуации ограничения активности проявляет агрессивность

оказывает сопротивление при попытке ограничить агрессивные действия

01234

01234

01234

01234

7. Реактивность чувствительность к агрессии других

Реагирует агрессией на агрессивные проявления других

проявляет вербальные агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

проявляет физические агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

провоцирует проявление агрессии

01234

01234

01234

01234

8. Проявление агрессии

в присутствии других

Проявляет агрессию один на один

проявляет агрессию в присутствии других сверстников

проявляет агрессию в присутствии взрослых

ситуация совместной деятельности провоцирует проявление агрессии

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

9. Проявление физической агрессии, направленной

на предмет

Ломает, портит вещи противника в ситуации ссоры

портит свои вещи в состоянии раздражения, гнева

в состоянии раздражения, гнева портит те вещи, которые попадаются под руку

портит вещи независимо от состояния и ситуации

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

10. Проявление агрессии, направленной на других

детей

Проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева

проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. д.)

задирается, провоцирует проявление агрессии

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

11. Проявление агрессии,

направленной на взрослых

Проявляет агрессию по отношению к родителям

проявляет агрессию по отношению к чужим взрослым

проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева

проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули

и т. д.)

проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

12. Проявление агрессии,

направленной на себя

Причиняет себе ущерб в состоянии раздражения, гнева (бьет кулаком в стену, бьется головой)

причиняет себе ущерб после агрессивных реакций по отношению к другим

просит причинить ущерб в наказание

причиняет себе ущерб без видимых причин

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

13. Проявление агрессии,

направленной на животных

Насильно ловит животных

причиняет ущерб животным в состоянии раздражения, гнева

причиняет ущерб животным без видимых причин

убивает животных

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

14. Проявления вербальной

агрессии

Говорит обидные слова детям

говорит обидные слова взрослым

говорит нецензурные слова детям

говорит нецензурные слова взрослым

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

15. Проявления физической

агрессии

Замахивается

щипает, дергает за волосы

бьет рукой

бьет ногой

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

По данной схеме наблюдателю предлагается фиксировать частоту поведенческих актов ребенка в соответствии с 15 показателями проявления агрессивности:

0 — не проявляется никогда,

1 — иногда наблюдается,

2 — наблюдается довольно часто,

3 — проявляется почти всегда,

4 — наблюдается постоянно.

Общая сумма баллов по частоте наблюдаемости определяет уровень агрессивности:

1-й уровень (от 0 до 65 баллов) свидетельствует о том, что поведение ребенка позволяет говорить об отсутствии тенденции закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; скорее всего, ребенок в состоянии самостоятельно овладевать собственной агрессивностью.

2-й уровень (от 66 до 130 баллов) говорит об опасности закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических скорее всего, ребенку требуется помощь в овладении собственным деструктивным поведением.

3-й уровень (от 131 до 195 баллов) характеризует поведение ребенка как патологическое, что предполагает оказание значительной психолого-педагогической помощи ребенку в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

4-й уровень (от 196 до 240 баллов) — скорее всего, свидетельство серьезных патохарактерологических изменений в личности ребенка, требующих медицинского вмешательства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика детской агрессии

Детская агрессивность, что это? Любой родитель обязательно знаком с каким-либо проявлением агрессивного поведения, но при этом беспокойство взрослых может быть вызвано совершенно разными явлениями: малыш толкается или дерется со сверстниками, отбирает у друзей игрушки, кричит и топает ногами в самых неподходящих ситуациях, замахивается на взрослых, бранится, визжит, кусается, пинает своего любимого мишку, ломает свои и чужие игрушки, рвет книжки, обзывается, кричит и проч. Почти каждый родитель в описанной ситуации озадачен и растерян, потому что такие проявления в детях неприятны не только мамам и папам забияки, драчуна или крикуна, но и почти всегда осуждаются другими взрослыми.

Что означает такое поведение ребенка и откуда оно берется? Надо ли обращаться к специалистам для того, чтобы "воспитать" агрессора? Как научить своего ребенка безопасно для себя и других проявлять недовольство и гнев? Именно об этом мы хотим рассказать вам в этот раз…

Есть особая категория "трудных" детей. Они балуются, не слушаются взрослых, нападают на сверстников без видимых причин, громко говорят, нередко перебивают, дразнят и провоцируют других детей, пытаются доминировать. Взрослые считают такое поведение агрессивным. Однако здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Действительно, в какой-то период многим детям свойственна агрессивность. Детская жизнь полна разочарований, которые кажутся взрослым мелкими. Но именно эти разочарования, вызванные лишениями и ограничениями, становятся травмирующими для ребенка (рисунок "Рыбий жир"). И самым простым решением для него может оказаться агрессивная реакция. Особенно, если у малыша ограничены способности к самовыражению или он лишен возможности другим способом удовлетворить насущную для него в данный момент потребность. Вообще надо отметить, что агрессия может возникать в двух случаях:

  1. как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей;
  2. как "выученное" поведение, когда малыш ведет себя агрессивно, следуя образцу (образцом могут выступать родители, другие значимые лица, литературные или кинематографические персонажи).

Отсюда следует, что ребенку в раннем возрасте неизбежно присуща определенная агрессивность.

Уже в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно распознать злость и возмущение. Причина проста: ему что-то не позволяют или в чем-то отказывают, что собственно его и раздражает. В первую очередь, это касается физиологических потребностей, которые у малыша проявляются с такой же силой, как и у взрослого. Однако должно пройти немало времени, прежде чем кроха научится самостоятельно удовлетворять или откладывать их.

С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей, особенно от матери. Причем положение его не меняется в течение многих лет. Даже если взрослые с пониманием относятся к его потребностям, в силу целого ряда различных причин они порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит. Родители стараются по мере возможности помочь ребенку освоиться в окружающем мире, но он все равно чувствует себя подавленным.

Маленький человечек пока не способен управлять своими побуждениями и желаниями, он не может еще их контролировать. Возникшие одновременно чувства голода и усталости, например, неизменно становятся для него причиной гнева и раздражения.

Ребенку часто приходится страдать от ограничений и лишений. Не проходит ни дня, чтобы какое-нибудь его желание или какая-либо потребность не были подавлены. И если сначала плач был призывом о помощи, то постепенно он превращается в отчаянный, гневный протест. Так и рождается агрессивность.

Агрессивная реакция по своей сути - это реакция борьбы, за выживание, попытка ребенка изменить положение вещей. Она - результат неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. Все это совершенно нормально. Агрессия в ряде случаев, безусловно, предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности. Если же гнев и возмущение ребенка постоянно подавляются, они, как уже отмечалось, могут накапливаться и проявляться нередко лишь в зрелом возрасте. В этом случае бывает очень сложно выяснить истинные мотивы агрессивности, поскольку она уже выливается в иные формы поведения, психосоматические симптомы или становиться причиной различных заболеваний (например, ревматического артрита, крапивницы, прыщей, псориаза, язвы желудка, эпилепсии, мигрени, гипертонии).

Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Он не может быть мягким и воспитанным пай-мальчиком или девочкой, а спустя минуту начать кричать, драться со сверстниками. Процесс, как правило, происходит постепенно. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения. То поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Просто ребенок не в состоянии пока выразить свои истинные чувства никаким другим способом. Он делает то единственно возможное, что может себе представить, чтобы продолжить борьбу за выживание в окружающем мире.

Вместе с тем, наблюдая за агрессивным ребенком, можно определить направленность его реакций (на кого он нападает, в каких обстоятельствах и как часто это случается без какой-либо провокации). Внимательные наблюдения помогут взрослым выявить тревожные симптомы грядущей бури.

Поскольку причиной агрессии являются лишения и ограничения, то крайне редко удается полностью освободить ребенка от его агрессивности. Но даже если бы такое было возможно, не следует стремиться к этому. Бесспорно, агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Агрессивность способна развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать человека упорным либо безвольным. И это лишь некоторые из альтернатив.

Речь должна идти не о том, чтобы полностью исключить агрессивность из характера детей, а о необходимости ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.

Различают в основном три основных вида агрессии, рассмотрим их последовательно.

Физическая агрессия

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто. Ребенок может разъяриться, осыпать ударами того, кто находится рядом, нападать на детей младше себя или даже взрослых. Физическая агрессия немедленно привлекает внимание взрослых.

Обычно больше всего досаждает родителям, когда дети в семье ссорятся и дерутся. Однако следует иметь в виду, что желание драться (щипаться или кусаться исподтишка) - это далеко не всегда признак ненормальности ребенка.

В случае, когда родители обращаются за помощью к психологу по поводу агрессивного поведения их детей, наилучший совет таков - как можно меньше реагировать на ссору или драку своих детей. За исключением, конечно, каких-то особых, крайних случаев, когда дети могут причинить друг другу серьезные увечья. Очень часто братья и сестры самостоятельно решают свои проблемы И, как правило, забывают про свои ссоры, а через некоторое время уже мирно и дружно играют. Но стоит вмешаться родителям, как один из детей, а то и оба непременно почувствуют себя ужасно несчастными - либо потому, что их накажут (и тогда достанется обоим), либо потому, что их не поняли и обидели напрасно.

Однако отрицательный эффект родительского вмешательства совершенно в другом - драка приобретает значение важного события. Ребенок, которого лишь слегка ударили, принимается кричать так, будто ему причинили нестерпимую боль. При этом у "обиженного" возникает повод вести себя инфантильно, по-детски. Зато "обидчик" получает возможность немножко приврать. И то, и другое гораздо хуже самой потасовки.

Американский психолог Дж. Лешли считает, что родителями, которые особенно нетерпимы к дракам, движет обычно отнюдь не стремление сохранить братскую любовь своих детей. Их недовольство вызвано, прежде всего, шумом и явным непослушанием, недисциплинированностью. И все же чем быстрее родители вмешаются в ссору, тем громче дети будут орать при следующей драке. Самое полезное, что могут предпринять взрослые (помимо того, что сделают вид, будто ничего не слышат и не видят) - развести детей как можно дальше друг от друга, как боксеров на ринге - в разные углы. А утешать их и разбираться, что случилось, следует только после того, как дети совсем успокоятся.

Точно так же не стоит придавать значения драке детей "вне дома" (со сверстниками). Тем не менее, если ребенок постоянно ссорится с ними, психолог совместно с родителями или педагогами должен изучить причины такой чрезмерной агрессивности и, выработав профилактическую тактику, проконсультировать взрослых.

Обращение с детьми до вспышки агрессивности

  1. В большинстве случаев детей лучше оставить, чтобы они разобрались сами. Они способны к самостоятельному разбору некоторых споров, и, если взрослые контролируют события, дети приобретают полезный опыт. Они приходят к выводу, что могут обойтись и без взрослых в качестве арбитров.
  2. Если взрослые считают, что лучше "не доводить до греха", можно сориентировать ребенка на другой тип поведения. При этом целесообразно предложить ему ли такую игрушку, которую он мог бы безбоязненно пинать или кусать.
  3. Иногда помогает отвлечь малыша каким-то интересным для него занятием.
  4. В том случае, когда юного скандалиста невозможно отвлечь и нападение вот-вот состоится - попробуйте отвести руку обидчика или удержать его за плечи. Ваши действия подкрепите резким "Нельзя!". Если взрослый находится поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки ему не позволены.

Обращение с детьми после агрессивного нападения

Есть немало случаев, когда агрессивность невозможно предупредить. Тогда придется действовать после события, дабы преподать ребенку урок, что такого рода поведение неприемлемо.

  1. Резкое слово драчуну и забияке и участливое отношение к жертве могут очень ясно показать ребенку, что он проигрывает в такой ситуации. Конечно, важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием. Принуждать ребенка к извинению почти бесполезно. Некоторые дети быстро заучивают формулу "Прости, прости", чтобы взрослые поскорее оставили его в покое.
  2. Иногда взрослые предпочитают отослать агрессивного ребенка в тихий угол поостыть. Это хорошо подчеркивает факт инцидента и выражает большее неодобрение его поведения. Этот прием также полезен и родителям. Иногда, удаляя ребенка ненадолго из комнаты, взрослый сам успокаивается. Однако подобная мера теряет эффект, если длится более, чем минуту-две. Дети помладше вряд ли поймут связь между своим поступком и удалением. Лучше крепко взять ребенка за руки и, строго глядя на него, твердо сказать: "Драться нельзя" или: "Не кусаться!" Внимание, уделяемое агрессивному ребенку должно быть ограниченным и негативным, а жертву необходимо ласково утешить. В идеале при каждом инциденте взрослые должны высказать свое отношение и постараться побыстрее прекратить неприятную ситуацию. Длинные объяснения или обвинения малоэффективны. Даже если ребенок может понять родителя, маловероятно, что он будет долго слушать его.
  3. В том случае, когда за агрессивные действия виновника лишают любимых игрушек или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее. Ребенок быстро забудет причину - все его мысли будут сфокусированы на том, что ему не дают заниматься любимым делом, или выставляют в другую комнату, или срамят перед другими как "шалопая".
  4. Наименьший эффект приносят действия, когда взрослые отвечают агрессивностью на агрессивность. Во-первых, они тем самым побуждают детей к новой агрессии. Реплики "Иди и дай сдачи" вполне достаточно, чтобы ребенок воспринял ее как разрешение лупить забияку или со смаком давать сдачу по любому поводу. Во-вторых, серьезные недостатки есть и в угрозе взрослого: "Вот я укушу тебя, будешь знать!" Подобное высказывание, адресованное ребенку любого возраста, содержит угрозу того же самого агрессивного действия, за которое упрекают ребенка. У этого метода есть большой минус. Он заключается в том, что если взрослый начнет кусаться в ответ, это может не сработать уже в первый раз. Тогда ему придется решать, что делать при последующих инцидентах - кусать сильнее, кусать дважды за один укус ребенка или может шлепать в придачу? Есть вероятность, что ответная агрессия взрослого станет опасным каналом для излияния гнева.

В отношении агрессивности, как и других проблем, важно соблюдать постоянство относительно пределов дозволенного и недозволенного. Незамедлительные действия взрослых после агрессивной выходки ребенка будут более правильными и эффективными, если их обдумывать в спокойное время, ибо при развертывании событий размышлять уже некогда.


Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребенку .

Для того чтобы действительно помочь детям, которые испытывают трудности в поведении, педагогу необходимо выполнять следующие рекомендации:

Принимать ребенка таким, каков он есть;

Предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;

Расширяйте кругозор ребенка;

Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;

Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

Бороться с агрессией нужно: - терпением - это самая большая добродетель, какая может быть у педагога; - объяснением - подскажите ребенку, чем интересным он может заняться; - поощрением - если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудет в нем желание еще раз услышать эту похвалу .

Конечно же, любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:

Информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);

Обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, к проведению которых можно привлечь авторитетных специалистов. Кроме этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах в классе, в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле школы. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители сами обратятся за помощью к специалисту .

Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но как, же это определить родителям? Для этого можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков .

Родителям необходимо знать что, агрессивность ребенка проявляется, если:

ребенка бьют;

над ребенком издеваются;

ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

родители заведомо лгут;

родители пьют и устраивают дебоши;

родители воспитывают ребенка двойной моралью;

родители не умеют любить одинаково своих детей;

родители ребенку не доверяют;

родители настраивают детей друг против друга;

родители не общаются со своим ребенком;

вход в дом закрыт для друзей ребенка;

родители проявляют к ребенку мелочную заботу и опеку;

родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят .

Что же делать родителям, как вести себя с агрессивным ребенком? Нужно помнить и следовать следующим правилам:

Первым делом нащупать все болевые точки в семье;

Нормализовать семейные отношения;

Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, видя все, подражает;

Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками;

Что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть;

Попытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло;

Дать понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.

Научить его общению ос сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад;

При драчливости ребенка главное - не разъяснить, а предотвратить удар;

Помнить, что слово может ранить малыша;

Понимать ребенка!

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт .

Работа по профилактике детской агрессивности обычно проводиться в трех направлениях.

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Игры для снятия агрессии.

Работа с гневом.

«Обзывалки».

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “А ты, .... солнышко!”»

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

«Два барана».

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача -- противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы .

«Ноги топают».

Цель: снять раздражение, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Взрослый: «Скажите, бывало ли с вами так: вы сердитесь и вам хотелось топнуть ногой? Чтобы раздражение не мешало играть и заниматься делами, нужно от него избавиться. Лучший способ - топнуть изо всех сил ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Мы поймем, что эти чувства «вышли» из нас, потому что наши стопы станут горячими и нам станет легче». Когда дети подтвердят, что стопы стали горячие, предложите нарисовать на карточке со ступнями солнышко.

«Рубка дров».

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившеюся агрессивную энергию и «истратить ее во время игры.

Скажите следующие: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть “Ха!”».

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

«Зайчики»

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий -- силу, темп, резкость -- и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: “Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!

Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения”.

«Знакомство со сказочными персонажами».

Цель: учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой. Они совершают разные поступки. В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица волшебников. Дети определяют, какой волшебник добрый, а какой злой.

«Эмоции героев».

Цель: выработка умений подбирать эмоции к соответствующим ситуациям.

Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героев в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен…

В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе. Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы .

«Угадай чувство».

Цель: ознакомление с эмоциями и чувствами и выработка умений выражать их адекватно ситуации.

Для проведения упражнения необходимо заранее подготовить карточки с изображениями или названиями чувств (радость, огорчение, обида, вдохновение, благодарность и тому подобное).

Участникам раздаются эти карточки. Они знакомятся с ними, не показывая окружающим. Каждому нужно изобразить памятник тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы - отгадать, какое чувство хотел изобразить выступающий. После завершения этой части работы группа рассаживается в круг и пытается объяснить, что значат эти чувства, в каких жизненных ситуациях они могут возникнуть.

Если чье-то сообщение о своих чувствах вызвало желание рассказать о жизненной ситуации, когда эти чувства испытывались, не нужно этому мешать .

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

«Глаза в глаза».

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Дети в парах держаться за руки и, смотря друг на друга, молча, пытаются передать разные состояния: «я грущу», «я рассержен», «не хочу не с кем разговаривать», «мне весело» и так далее.

После игры необходимо обсудить с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадать, а какие трудно .

Цель: учить детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными .

«Слепой танец»

Цель: развитие навыков самоконтроля, укрепление доверия к другим людям, снятие страхов.

Танец парный. Один из партнеров будет «слепым», ему завязывают глаза. Другой остается «зрячим» и сможет водить «слепого». Партнеры берутся за руки и танцуют друг с другом под легкую музыку(2-3 минуты), после чего меняются ролями.

После выполнения упражнения обязательно обсуждение:

Чувствовали ли вы себя уверенно со своим партнером, когда у вас были завязаны глаза?

Как больше понравилось танцевать - с открытыми глазами или закрытыми? Почему?

«Доброе животное».

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы -- одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох -- делаем шаг вперед, на выдох -- шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох -- 2 шага назад. Вдох -- 2 шага вперед. Выдох -- 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук -- шаг вперед, стук -- шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе» .

Все предложенные игры способствуют снижению детской агрессивности, их могут использовать не только педагоги, но и родители.

Родители могут также воспользоваться следующими играми, которые очень просто организовать дома.

Кукла «Бобо» - кукла предназначена для вымещения агрессии. Это чехол, набитый ватой или песком. Ребенок может бить эту куклу, вымещая на ней накопившуюся агрессию .

Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной.

Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «Киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и, только после этого закапывают.

Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается. Таким образом, мир восстанавливается.

О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.

1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2. Сдувать из дудочки кораблик.

3. Сначала топить, а затем наблюдать, как “выпрыгивает” из воды легкая пластмассовая фигурка.

4. Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

Хорошо снимает напряжение лепка из глины. Работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака».

Учите детей снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку… дети с удовольствием играют в такие игры со взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку .

Также детям очень нравятся игры, направленные на расслабление, снятие напряжения

«Снеговик».

Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

«Буратино».

Родитель говорит текст и выполняет движения вместе с ребенком:

«Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Все тело стало твердым, как у Буратино.

Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные.

Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным.

Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.

А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем» .

Таким образом, профилактика детской агрессивности включает в себя игры и занятия с детьми, которые проводятся в трех направлениях: работа с гневом; распознавания и контроль гнева; формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Все приведенные выше игры и занятия легки в проведении и очень нравятся детям. Но профилактика детской агрессивности будет эффективна только в том случае, если взрослый будет принимать ребенка таким, каков он есть, с уважением относиться к его внутренним проблемам. И конечно профилактическая работа с детьми должна проводиться при родительской поддержке: польза от занятий, которые проводят сами родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только ребенок; меняются родители, меняются отношения между детьми и родителями. Когда взрослые играют с детьми, они сами как будто попадают в свое детство, становятся более непосредственными в общении, начинают лучше понимать своих детей.

Статьи по теме: