Что умеет ребенок к. Что должен уметь ребенок в месяц: рефлексы, навыки и реакции

После рождения малыша родители неумолимо торопят мгновения и ждут от своего чада быстрейшего развития. Не торопитесь, вы еще не раз будете жалеть, что ваш ребенок очень быстро вырос и повзрослел.

Вот и остались позади все тревоги и опасения, связанные с родами и первым месяцем жизни малыша. Теперь вы уверенно меняете подгузники, знаете как он себя ведет, если проголодался, и прекрасно понимаете причину его плача. Вашему малышу всего 2 месяца. Хотя правильней будет заметить, что ему УЖЕ 2 месяца. Младенец все больше адаптируется к окружающему миру, у него активно развиваются все системы и органы. И если вы хотите грамотно развивать свою кроху, то вам обязательно нужно знать о том, что же должен уметь ребенок в 2 месяца.

Многие, начитавшись умных книжек, проштудировав просторы многогранного интернета, замечают упущения в развитии своего чада, порой утрируя. Поверьте, все мы индивидуальны и не можем соответствовать одному шаблону.

Однако есть признаки, по которым родители могут понять, правильно ли развивается малыш или ему необходима помощь со стороны взрослых. Чтобы понапрасну не расстраиваться, давайте разберем, что должен уметь ваш ребенок в 2 месяца.

Навыки малыша в 2 месяца

Жизнь вашего ребенка еще не настолько богата приобретенным опытом, однако маленькая кроха быстрыми темпами познает окружающий мир, ловко приспосабливаясь к нему.

Самое большое достижение этого возраста является - держание головы. Нам взрослым не понять, но для малышей это титанический труд. Ведь 9 месяцев в животе у мамы можно приравнять с жизнью космонавта в невесомости, когда мышцы не испытывают никаких нагрузок. Когда ребенок появляется на свет, его организм начинает жить по-новому.

Отличительная особенность от предыдущего месяца, в возрасте 2 месяца лежа на животике, младенец пытается поднять голову. Выглядит это пока еще неуверенно, однако в последующем ваш малыш не только уверено будет поднимать голову, но и поворачивать.

В 2 месяца ребенок реагирует на звуковой раздражитель, а именно поворачивает голову в сторону источника звука. Например, мамины ласковые слова моментально успокаивают малыша.

Эмоции свои малыш проявляет не только с помощью плача, но и улыбкой. Такое эмоциональное проявление самое незабываемое впечатление для любых родителей. За такую улыбку можно отдать все на свете.

Отвлекусь и расскажу вам об одном случае, который произошел во время моей врачебной практики, когда первая осознанная улыбка малыша не дала его маме отказаться от него в больнице. Случай поистине был уникальным. В нашем роддоме рожала молодая девушка, родила красивого здорового мальчика рост 53 см, масса тела 3900гр. Выписали роженицу на третьи сутки, правда никто ее не встречал, зато провожали мы ее всем отделением, собирали вещички и все необходимое для новорожденного.

Спустя два месяца она принесла ребенка к нам в родильный дом, говоря, что он ей не нужен. Помню, мы все были в шоке. Пока уговаривали мамочку, объясняли, что трудности не повод отказываться от такого сокровища, неожиданно малыш просто улыбнулся ей, и молодая мамочка уже не смогла оставить его у нас. Недавно она привела к нам в гости того самого мальчугана, который привел более сильный аргумент почему мама не должна была его бросить. И поверьте, его улыбка нисколько не утратила ту искренность и шарм. До сих пор она себя корит, за тот случай, что могла лишиться самого дорого на свете.

В два месяца зрение малыша продолжает совершенствоваться, можно заметить, что ваше чадо пытается фокусировать свой взгляд на определенных предметах. Многие педиатры рекомендуют приобретать игрушки насыщенных цветов для лучшего развития зрительного аппарата ребенка. Игрушки должны быть простых форм, к примеру, мячи, колечки цветные. Не стоит покупать игрушки сложной конструкции в этом возрасте это не к чему.

Речь

Речевые навыки пока не совершены, однако ваше чадо уже пытается на своем языке издавать звуки, которые даже порой самого его удивляют. От неожиданного результата малыш замирает и прислушивается к своим произнесенным «речам».

Движения

К двум месяцем совершенствуется координация движения. Ребенок начинает делать попытки дотянуться до заинтересовавшего его предмета. Для нас взрослых это кажется сущим пустяком, однако поверьте, для такого крохи такой навык дается с большим трудом.

Познавание мира продолжается, ваш малыш интересуется всем, что попадает в его поле зрения, как правило, это собственные ручки и ножки. Такой навык необходим для расширения в дальнейшем кругозора и изучения окружающего мира.

Ребенок в 2 месяца уже различает день и ночь, тем самым вы дорогие родители можете привить своему чаду четкий распорядок дня. Это не помешает в дальнейшем организовывать и дисциплинировать малыша.

Плавательный рефлекс выражен у детей в 2 месяца. Известно ребенок в таком возрасте может проплыть несколько метров под водой.
Ошибочно думать, что ваш ребенок еще мал, занятие в таком возрасте бесполезная трата времени. С уверенностью скажу: «Все что вы закладываете в него в младенчестве, соответствующий итог получите в старшем возрасте.» Для лучшего развития достаточно несколько минут в день и результат не заставит себя долго ждать. Разговаривайте со своим ребенком, делайте гимнастику и массаж , гуляйте, читайте сказки. Вербальное общение помогает ему познавать окружающий мир.

Справка
При недостаточном общении с детьми в младенчестве развивается состояние под названием «госпитализм» или педагогическая запущенность. Эмоциональная сфера таких детей развита плохо. Как правило, такое состояние развивается у брошенных детей, которые лишены материнской любви и внимания.

Показатели физического развития 2-месячного ребенка

К концу второго месяца жизни вес малыша увеличится в среднем на 800 гр, а к росту прибавится 3-4см.

Среднестатистические показатели прибавки роста и веса ребенка на 2 месяце жизни приведены ниже в таблицах.

Как проводить замеры малыша

Для измерения длины тела: положить на ровную поверхность так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ее.

Для измерения окружности головы: сантиметровая лента проходит по надбровным дугам и затылку.

Для измерения окружности груди: сантиметровая лента проходит сзади по нижним углам лопаток, спереди - по нижним краям околососковых кружков.

Стоит заметить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и на показатели его физического развития, в первую очередь, влияют наследственность и качество питания. Поэтому не нужно переживать, если показатели роста и веса вашего малыша не вписываются в пределы вышеуказанных норм.

Что должен уметь малыш в 2 месяца - рефлексы и навыки

Начиная со второго месяца жизни у ребенка постепенно угасают рефлексы новорожденного и он постепенно начинает осознанно воспринимать окружающий мир. В таблице приведены основные рефлексы, которые еще сохраняются с этом возрасте.

Таблица рефлексов

Название рефлекса Описание
Поисковый рефлекс Проведите пальцем возле уголка рта новорожденного и малыш опустит губы и повернет голову в сторону раздражителя.
Хватательный рефлекс Погладьте ладошку ребенка или попробуйте просунуть свой указательный палец в его кулачок, и вы почувствуете, как крепко он сожмет его своими пальчиками.
Рефлекс ползания Положите младенца на живот и приставьте к его подошвам ладони. Малыш начнет отталкиваться ножками от вашей руки и делать движения вперед, стараясь ползти.
Рефлекс испуга Новорожденный при резком внезапном звуке отводит руки в стороны и открывает кулачки. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение.
Шаговый рефлекс Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, имитируя первые шаги.
Рефлекс Галанта Погладьте Ребенка уложите грудью на ладонь взрослого в наклонном положении, близком к вертикальному. Отступая на 1 см от позвоночника, параллельно ему, нанесите штриховое раздражение в направлении от лопаток к ягодицам. Происходит изгибание туловища в форме дуги, открытой в сторону раздражения.

Навыки малыша в 2 месяца

Помимо описанных рефлексов, малыш в 2 месяца приобретает следующие навыки:

  • в положении лежа на животе, может приподнимать голову и грудь, и удерживать такое положение несколько секунд;
  • может недолго удерживать в руке погремушку или другой предмет;
  • хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько десятков секунд;
  • когда его держат под мышки, упирается ножками;
  • перестает сжимать пальцы в кулачки и проявляет большой интерес к своим ручкам;
  • способен зрительно отличить родителей от других людей;
  • способен до 30 секунд фиксировать взгляд на неподвижном ярком предмете, который находится на расстоянии 50 см от уровня его глаз;
  • определять, откуда исходит шум;
  • начинает реагировать на человеческие голоса;
  • появляется «комплекс оживления» (малыш начинает улыбаться при виде знакомых лиц);
  • появляется гуление (малыш способен выкрикивать одинарные звуки, как правило гласные).

Не новость, что став родителями вы делаете ответственный шаг в жизни. От того каким будет ваш ребенок на прямую зависит от вас самих, поэтому необходимо постоянно развивать навыки малыша, помогать узнавать окружающий мир.

  • Чтобы малыш уверенно держал голову, необходимы ежедневные занятия гимнастикой и массажа , что поможет укрепить мышцы спины и шеи.
  • Для лучшего развития зрительных, звуковых навыков необходимо правильно организовать окружающую среду. Рекомендуется подвешивать игрушки насыщенных цветов над кроваткой со звуковым сопровождением.
  • Для лучшего развития речи необходимо часто общаться с малышом, читать сказки, стихи, петь песенки.
  • Приучайте ребенка к режиму дня.
  • Занятие плаванием, прогулки на свежем воздухе в этом возрасте способствует дальнейшему закаливанию.

Справка
В период 2 месяца жизни дети с удовольствием рассматривают объемные, но не плоскостные игрушки, они прекрасно различают форму предмета: овальную и треугольную, квадратную и круглую, прямоугольную.

Развитие малыша проходит постепенно и последовательно, которое надо периодически подпитывать. От того как вы будете заниматься с малышом зависит его адаптация в социуме.

Зная ответ на вопрос о развитие и психологии 2-месячного ребенка о том что умеет малыш в 2 месяца , вы сможете с пользой проводить время вместе, наслаждаясь каждой минутой. Организуйте свой быт так, чтоб как можно больше времени уделить малышу. Помните, что ваш ребенок растет и развивается каждый день! Будьте рядом, запоминайте первые трогательные навыки и цените каждую секунду этого неповторимого времени!

Множество статей описывает что делает ребенок в год, в месяц, два или три и что должен уметь, пробуем разобраться что из этого правда, а что просто доступно только для уникальных детей. Рассмотрим возможности среднестатистического ребенка и его способности.

  • Откликается на свое имя;
  • Понимает слово «нельзя»;
  • Прочно стает на ножки без посторонней помощи;
  • Способен переносить нетяжелые предметы, игрушки. Может перекладывать их из одной руки в другую, чтобы еще что-то взять;
  • В год ходит и бегает с помощью родителей;
  • Произносит до 10 слов, иногда двусложных, подкрепляет их жестами;
  • Понимает, о чем его просят;
  • Начинает обобщать слова – слово «ляля» это не только его кукла, но и картинка или другой маленький ребенок;
  • Начинает учиться пользоваться ложкой с вашей помощью;
  • Самостоятельно пытается пить из чашки;
  • Повторяет многие действия за родителями.


Добавляются новые умения:

  • Появляется способность ходить задом;
  • Первые попытки играть в мяч. Хотя ловить его пока сложно, но пинать в нужном направлении первые попытки могут наблюдаться;
  • Понимает такое понятие как тянуть и толкать, чем пользуется для игр;
  • Ребенок все охотнее смотрит что делают родители и повторяет за ними в попытках оказать помощь;
  • Активно открывает все дверцы, в год и месяц выкидывает и достает оттуда все, всячески противясь возвращению вещей на место обратно;
  • Залезать на небольшую высоту;
  • Выражать свои эмоции плачем и смехом;
  • Проявлять любопытство;
  • Почти все дети уже способны ходить сами;
  • Требует общения с сверстниками, когда их видит.


  • Начинает активно ходить. Обратите внимание, что мальчики обычно это делают позже, чем девочки, так как изначально более ленивы. Это особенность психоэмоционального развития;
  • Повышается словарный запас, который он понимает;
  • Может просить помощи, указывая на необходимые действия, например, доставь высоко лежащую игрушку;
  • Пытается имитировать звуки животных;
  • При одевании пытается помогать, вытягивая ножки и ручки;
  • Начинает целовать и обнимать людей;
  • Первые попытки играть с кубиками;
  • Пытается разговаривать с приметами, с которыми играет. Чаще всего на своем языке.


  • Способен сам пройти до 20 шагов не присаживаясь;
  • Залезает на низкие кресла и диваны, многие уже способны слезть самостоятельно;
  • Держит чашу чаще всего двумя руками и пьет, ставить пока сам не умеет, отдает взрослым
  • Сам снимает обувь, если она не завязана и не застегнута;
  • Тележка на веревочке или с ручкой уже вызывает желание играть с ней, толкать ее или тянуть за собой;
  • Различает геометрические фигуры и способен вкладывать их друг в друга;
  • В 3 месяца способен сам играть без внимания взрослого;
  • Копирует действия взрослых, разговаривая по мобильному телефону или подметая пол;
  • В затруднительных для него моментах способен вопросительно смотреть на взрослого, ожидая подсказки;
  • Качает головой при отказе или кивает, когда согласен;
  • В год и три месяца начинает выполнять сложные команды, по типу найти ли принести что-то
  • Узнает взрослых по фотографиям.


Что делает ребенок в год видео

Все перечисленное выше – это среднестатистические умения ребенка. Какой именно у вас малыш в год, месяц или два зависит только от вас и окружающей его обстановки, например, наличие детей такого же возраста помогает быстро перенять многие способности. Многие недоступные умения очень быстро появляются, как только малыш попадет в ясли. Запомните, что развитие малыша зависит не от вашего желание, а от его собственного графика развития.

А что ваш малыш умел делать в годик или сколько-то месяцев? Поделитесь на форуме.

Когда малышу исполнился годик, родители подводят первые итоги: «Чему научился ребенок за этот год? Не отстает ли он по знаниям и умениям от других детей?» Мамы очень переживают, если соседский малыш умеет то, чему не научился их кроха. Они сравнивают достижения своего ребенка со средними общепринятыми показателями. На самом деле не стоит переживать, если что-то у вашего малыша не соответствует возрастным нормам. Это всего лишь средние данные. В чем-то ваш ребенок их опережает, а в чем-то отстает, но обязательно всему научится.

Основные навыки годовалого ребенка

Двигательные навыки

  • Малыш умеет твердо и уверенно стоять, ему не требуется поддержка.
  • Самостоятельно ползает по ровной поверхности и по лестнице.
  • Ему нравится ходить по ступенькам вверх и вниз.
  • С легкостью влезает на кровать, кресло или диван и слезает с них, перешагивает небольшие препятствия.
  • Самостоятельно встает на ноги из любого положения, может наклониться, присесть на корточки, лечь.

Познавательные навыки

  • Увлекается процессом игры. В качестве игрушек очень нравятся различные коробочки и баночки с крышками, которые можно открывать и закрывать, насыпать туда различные мелкие предметы.
  • Большой интерес вызывает собирание пирамидки и постройка сооружений из кубиков, а также игра с различными бытовыми предметами (кастрюля, ложки, кружка, обувь, одежда).
  • Неподдельный восторг выражает во время игры с машинками или любыми игрушками на колесах, в процессе игры с мячами или воздушным шариком.
  • Подражает взрослым во всем: кормит игрушку и разговаривает с ней, одевает куклу, может вытирать пыль и даже пытается мести веником. Как взрослые, пытается сам причесываться, красить губы (как мама), дует на горячий чай или суп.
  • Открывает все дверцы и выдвигает все ящики, достает все из серванта или комода, дергает за все ручки и нажимает на кнопки.
  • Играет с детками в песочнице или на детской площадке, дублирует их действия, общается.

  • Активно проявляет эмоции и чувства к близким и родным людям: может крепко обнять и поцеловать. То же самое может повторить с мягкими игрушками или домашними животными.
  • С интересом, а иногда с опаской и даже испугом реагирует на незнакомых людей и новые игрушки. На приход постороннего человека может отреагировать криком или плачем.
  • На расстоянии узнает родные лица и искренне им радуется.
  • Подолгу рассматривает фотографии с изображением родителей, бабушек, дедушек и других людей, которых он знает. Может сопровождать просмотр своими комментариями, показывает пальчиком на лица.
  • Строит гримасы: кривляется, показывает язык, корчит рожицы. Может повторять за взрослыми, как они кашляют и чихают, дразнится.
  • Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослых, на запреты и нравоучения. Свое несогласие выражает .
  • Любит смотреть книжки с яркими картинками, может показывать по просьбе родителей знакомые предметы.
  • Активные положительные эмоции проявляются под музыку: начинает вертеться, прыгать, пытается танцевать и петь.
  • Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ними пользоваться. Например, пылесосить, разговаривать по телефону, включать пультом телевизор, стучать молотком.
  • Откажется кушать не понравившуюся ему пищу. Заставить трудно, почти невозможно, будет активно, иногда с криком, возражать и протестовать.
  • Часто очень переживает из-за отсутствия мамы или папы, очень скучает и ждет, прислушивается к звукам (например, стук входной двери).

Речевые навыки

  • Словарный запас годовалого ребенка включает до десяти – пятнадцати слов (например, мама, папа, дай, нет, иди, так). Пытается своими словами объяснить свои желания и потребности.
  • Должен понимать просьбы и уметь показать голосом или движениями то, о чем просят. Например, «Как лает собачка?», «Как позвать кошечку?», «Как тетя танцует?» и т.п.
  • Умеет найти нужную игрушку или предмет, который попросили подать. Показывает пальчиком на предмет, когда спросишь «Где он?» (мишка, машинка, телефон, мячик).
  • Понимает слова – нет, нельзя, дай, встань, сядь, ложись, положи, закрой, пока и другие.
  • Пытается повторять звуки, слова, словосочетания и передавать услышанную интонацию. Дублирует все услышанное по телевизору или на улице во время прогулки. Откликается на свое имя.
  • Активно включается в процесс игры, которую сопровождает необходимыми движениями. Может показать «Ладушки», играет в прятки, катает машину и произносит соответствующее «жужжание мотора».

Бытовые навыки

  • Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
  • Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
  • Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
  • Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.

Все эти данные – среднестатистические и не нужно на них равняться. Развитие каждого малыша зависит от многих элементов – условия жизни, генетика, социум. Только для любящих родителей — их ребенок самый лучший.

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя ?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 12 месяцев:

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
  • Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка ?>>>
  • Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка ?
  • Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку ?

В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.

Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!

Статьи по теме: