Анализ диагностики познавательных процессов дошкольников. Результаты диагностики уровня познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста на этапе контролирующего эксперимента

Активность познавательного развития ребёнка у каждого своя, кто-то яркий теоретик, а кому-то легко на практике. Это связано с индивидуальными особенностями развития познавательных процессов, полученными знаниями и умениями. При этом каждому возрасту характерна своя степень интенсивности и выраженности, цельность и направленность познавательного содержания.

Игровая диагностика детей 3-4 лет «Кто что делает»

Общие требования

Для детей 2-3 лет объектом познания выступают окружающие предметы, звуки, действия. Благодаря манипуляции с ними, зарождающейся игровой деятельностью, наблюдениям за людьми, животными, явлениями природы происходит накопление и усвоение познавательной информации.

Дошкольников 4 лет привлекают не только предметы и действия, но и их признаки и свойства (цвет, форма, размер). А это способствует их умению проводить сравнительный анализ по каким-либо категориям, объединять предметы в группы по одному признаку и т.д.

К 5 годам у дошкольников главным средством познания выступает речь. Дети этого возраста легко воспринимают информацию, неплохо запоминают и могут применять её на практике.


Качественная диагностика позволяет внести коррективы в развитие детей

У ребёнка старшего дошкольного возраста особенностями познавательного развития являются формирующиеся умения анализировать, делать умозаключения, обобщать, классифицировать.

Опираясь на эти возрастные особенности детей, проводится диагностика. Для младшего возраста обязательно подбираются игры и задания, старших дошкольников нужно настроить на рабочий лад.

Разрабатываются критерии оценки, они могут быть такими:

  1. Низкий уровень - ребенок не понимает или не выполняет задания даже при помощи взрослого.
  2. Средний уровень - ребенок хорошо понимает, что требуется, выполняет правильно задания и отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого. Пытается самостоятельно объяснить свой выбор.
  3. Высокий уровень - ребенок с удовольствием, правильно самостоятельно выполняет предложенные задания, грамотно отвечает на вопросы. Делает простейший анализ своих действий, поясняет свой ответ.

Задания для диагностики и результаты оценивания

Разговаривать с ребенком необходимо спокойным, доверительным тоном, хвалить за успехи, подбадривать, если что-то не получается. Итоги диагностики покажут уровень познавательного развития детей, взрослый увидит, какие вопросы вызывают затруднения и требуют дополнительного внимания.

Диагностическое обследование детей 2-3 лет

Поскольку у детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышления, все задания подкрепляются иллюстративным материалом.

Знания предметов ближайшего окружения

«Что где?». Перед ребёнком предметы (по 4-5 шт.), объединённые одной лексической темой «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь». Взрослый показывает на каждый из них и спрашивает: «Что это?», или найти из ряда предметов один, например, «Покажи чашку», можно спросить: «Из чего сделана юбка ткани или стекла?»


«Поручения». Подготовить большого и маленького зайцев, матрёшка, машинка, красная и зелёная чашки, большой и маленький кубики. Попросить ребёнка перечислить предметы, определить их цвет и размер и выполнить задания такого типа:

  • угости большого зайца чаем из зелёной чашки, Из чего ещё можно пить?
  • поставь машинку на большой кубик. Куда нужно убирать машинки после игры? И т.д.

Знания членов семьи

Ребёнок рассматривает сюжетную картинку «Моя семья» и отвечает на вопросы:

  • кто изображён на картинке? А с кем живёшь ты?
  • что делает мама? А как зовут твою маму? Я чем твоя мама занимается дома?
  • чем занята бабушка? И т.д.

В завершении беседы желательно спросить: «Нужно ли заботиться друг о друге? Как?»

« Живое и неживое». Перед малышом иллюстрации различных предметов, нужно разложить картинки на две группы «живое» и «неживое». Например, самолёт и птица; рыба и лодка и т.д.;


«Кто у кого?». Перед ребёнком фигурки диких и домашних животных. Взрослый спрашивает «Какие животные перед тобой? Где живут медведь и лиса? Конь и собака?». Затем просит найти и назвать их детёныша и поставить рядом со взрослым животным.
«Где чей домик?». Для игры желательно сделать макеты или коллаж двора с хозяйственными постройками и леса. Взрослый показывает малышу картинки с изображением диких и домашних животных и просит его найти их дом: рядом с макетом леса положить диких животных, двора – домашних. Затем ребёнок говорит, кого куда расселил.

«Кто как передвигается?». Для ребёнка заранее подбираются фигурки животных, птиц, насекомых, взрослый кого-то из них называет, а ребёнок его находит и говорит, как он передвигается (кузнечик прыгает, рыба плавает).


По аналогии проводятся задания на выявления других знаний и умений, а именно о:

  • травах и деревьях (3-4 вида);
  • домашних птицах;
  • диких птицах (2-3 вида);
  • овощах и фруктах (5-6 видов);
  • некоторых свойствах песка и воды;
  • трудовых действиях взрослых и детей;

Диагностическое обследование детей 3-4 лет

Для диагностики понадобятся игры, аналогичные играм для детей 2- 3 лет.

Знания о ближайшем окружении

«Четвертый лишний». Закрепляются знания по лексическим темам «Игрушки», «Мебель», «Обувь», «Одежда», «Посуда», «Транспорт». Ведущий раскладывает по 4 предметных картинки, ребёнку нужно выбрать лишнюю и объяснить выбор, например, стол, стул, чашка, диван.


«Каждой вещи свое место». Подготовить небольшие картинки (одежды, обуви, посуды, игрушек) и крупные с изображением шифоньера, полки для обуви, ящика, буфета. Взрослый раскладывает большие картинки перед ребёнком, и поочерёдно показывая маленькие, спрашивает: «Где место для чашки, сапог, кубиков и т.д.».

Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями

«Что сделано человеком, что природой?». Нужно подготовить конверты, на одном изображён человек, на другом – солнце; предметные картинки с изображением объектов природы и природных явлений (куст, река, дождь, облака); предметов, изготовленных людьми (брюки, чашка, стул, машина). Ведущий просит ребёнка положить в конверт с изображением солнца, картинки с природными объектами, а человека – те, что сделаны людьми и объяснить почему.


«Когда это бывает?». Взрослый даёт малышу картинки с изображением разных действий, которые совершает человек (спит, обедает, готовится ко сну, чистит зубы, делает зарядку, ужинает) и задаёт вопросы: «Что мы делаем ночью? Утром? Днём? Вечером?». Дошкольник должен показать соответствующую картинку.

Знания об объектах и явлениях природы

«Чудесный мешочек». Ведущий заранее кладёт в мешочек овощи и фрукты (яблоко, апельсин, банан, огурец, чеснок). Ребёнок должен выбирать по одному предмету и на ощупь определить, что нашёл.


Игра «Чудесный мешочек» — угадай фрукт на ощупь

«Узнай по описанию». На столе в хаотичном порядке разложены карточки с изображением диких и домашних животных. Взрослый перечисляет характерные признаки одного из них, малыш должен узнать, о ком говорится. Например, живёт с человеком, пасётся на лугу, мычит, даёт молоко и мясо.

Диагностика может быть оформлена в таблицу.

Знания и умения Критерии оценки
Умение определять состояние погоды: холодная, тёплая, жаркая, ветреная, дождливая
Знание характерных особенностей времен года (осенью – желтеют листья, весной – бегут ручьи…)
Знание 3-4 комнатных цветов, их частей. Понимание, что для их роста необходимы вода и свет, забота человека.
Определение овощей и фруктов, узнавание их на вкус.
Первоначальные представления о диких и домашних животных: названия, места проживания, детёныши.
Названия членов семьи, их домашние обязанности
Название города, улицы, некоторые особенности района.
Профессии (3- 4 вида)

Диагностическое обследование детей 4- 5 лет

Для этого возраста также предлагаются игры для закрепления лексических тем с некоторым усложнением.

Знания о предметах ближайшего окружения

«Виды транспорта». Для ребёнка подбираются картинки с видами транспорта. В одном варианте ему нужно разделить его на специальный, пассажирский, грузовой; в другом – водный, наземный, воздушный.


«Что из чего?». На столе предметы из разных материалов: пластмассовый мяч, деревянный и стеклянный стаканы, пластмассовый и деревянный кубики, деревянная ложка, стеклянный шар, пластмассовая ложка. Взрослый просит ребёнка разделить предметы на группы из стекла, пластмассы, дерева, рассказать о качестве материалов (твёрдый или мягкий, хрупкий или прочный, что ещё может быть изготовлено из этих материалов).

«Школа дорожного движения». Для этого возраста обязательно нужно проводить игры по ознакомлению с правилами дорожного движения. Полезно изготовить макет улицы, который подойдёт и для этой игры, дородные знаки лежат отдельно «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход». Сначала взрослый беседует:

  • Как называют людей, идущих по улице?
  • Где должны ходить пешеходы?
  • Где можно переходить улицу. Расставь недостающие знаки.
  • Что означают цвета светофора?

«Причины пожара». Ребёнку предложены сюжетные картинки (ёлка украшена горящими свечами, у мальчика в руках спички, дети кормят глубей, рядом с сухими листьями разведён костёр и т. д.). Нужно выбрать ситуации, из-за которых может возникнуть пожар, и объяснить свой ответ.

«Кому что нужно». Для детей подготовлены иллюстрации людей разных профессий и игрушечные орудия труда. Взрослый просит положить орудия труда к нужным картинкам.

«Что загадано?». Заранее для дошкольников разложить 4-5 предметов одежды. Взрослый описывает вещь, но не называет её, нужно угадать, о чём идёт речь. Например, «Эта вещь длинная, красного цвета, тёплая, есть пояс, белые квадратные пуговицы, воротник. Что это?»

Знания об объектах и явлениях природы

«Детки с ветки». Заранее подготовить карточки с изображениями ели, сосны, берёзы, дуба, рябины и их плоды, для детей будет полезнее, если они будут настоящими – шишки, жёлудь, серёжка рябины, ягоды рябины. Ведущий интересуется, все ли деревья знакомы и просит к каждому дереву подобрать их «деток».

«Что хорошо, что плохо». Игра будет интересней, если будут принимать участие несколько детей. Нужно приготовить круглое игровое поле со стрелкой в середине, разделённое на сектора, в каждом изображение отрицательного и положительного поведения человека (кормление птиц, рыхление почвы, спиленное дерево, сорванный цветок и др. Дети по очереди крутят стрелку и поясняют выпавшее поведение.


«Кто чем питается?». Для дошкольников подготовлены карточки с изображением животных и продуктов питания. Ведущий показывает карточку с изображением еды, а ребёнок – карточку с соответствующим животным (банан – обезьяна, орехи – белка, капуста – коза и т.д.).

Результаты диагностики познавательного развития также могут быть занесены в таблицу.

Знания и умения Критерии оценки
Название частей растения: корень, ствол (стебель), ветки, листья
Названия деревьев (5-7 видов)
Названия садовых цветов (5-6 видов)
Времена года
Зимующие и перелётные птицы (по 4-5 видов)
Домашние птицы, детёныши
Насекомые
Некоторые свойства воды, песка
Профессии (5-7 названий). Орудия труда
Владение обобщёнными понятиями: посуда, мебель, обувь, одежда, головные уборы.
Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный)
Названия страны, столицы, узнавание символов государства.
Названия родного города (посёлка), улицы, достопримечательностей, 1-2 известных земляков.
Государственные праздники.

Диагностическое обследование детей 6-7 лет

Для выявления уровня познавательного развития дошкольников этого возраста задания могут проводиться в форме беседы, поскольку у детей уже есть некоторый багаж знаний, позволяющий не опираться на иллюстрации.

Знания о национальной культуре

У старших дошкольников происходит начальное знакомство с историей и культурой России. Для развития познавательного интереса, расширения кругозора, воспитания патриотических чувств детей этого возраста необходимо водить в музеи, выставки, готовить развлечения познавательного характера.

«Одень куклу». Игру лучше будет проводить для двоих детей, тогда она будет иметь не только познавательный, но и соревновательный характер. Подготовить бумажных кукол (мальчика и девочку), изображения современной одежды и национального костюма (сарафан, кокошник, платок, передник, рубашка-косоворотка, кушак, кафтан, лапти). Детям нужно одеть кукол в национальные костюмы, выигрывает тот, кто это сделает быстро и правильно.


Тест в игровой форме на знание русского национального костюма

«Русские обычаи». Сюжетные картинки с изображением праздников, издавна отмечаемых на Руси (Рождество (Коляда и Святки), Масленица, Пасха и др.). Взрослый просит ребёнка назвать изображённые праздники вспомни народные праздники и рассказать о них, опираясь на вопросы:

  • Когда отмечают Рождество?
  • На какой праздник пекут блины?
  • Когда красят яйца?
  • Для чего сжигают чучело?

Знания об объектах и явлениях природы

«Цепь питания». Игра для развития умений устанавливать причинно-следственные связи. Приготовить предметные картинки, на основе которых ребёнок будет составлять цепь питания (например: лиса, мышь, зерно; водоросли, белый медведь, рыба; яблоко, птица, гусеница и т.д.).

«Кто где живёт?». Ведущий предлагает рассмотреть картинки с изображением животных, птиц, насекомых. Заранее подготовлены рамки разных цветов. Ребёнку нужно разместить обитателей воздуха в белую рамку; в голубую - водных обитателей, в зелёную - обитателей земли.


«Что где растет?». Макеты или коллажи леса, луга, сада, огорода, поля. Предметные картинки с изображением деревьев и кустарников, садовых, полевых, луговых цветов, грибов, овощей и фруктов, ягод. Ребёнку нужно назвать растения, разместить по местам их произрастания и объяснить свой выбор.

«К дереву – беги!». Игра проводится на улице, лучше в парке или в лесу. Ведущий даёт команду: «Раз, два, три к берёзе — беги!», а ребёнок её выполняет.

«Неживая природа». Перед ребёнком три сосуда с песком, глина, водой; пустые сосуды, воронка, краски.
Взрослый просит назвать содержимое сосудов и беседует по вопросам:

  • Из чего состоит песок?
  • Где люди используют песок?
  • Можно ли лепит из сухого песка? Почему? Что нужно сделать, чтобы была возможность слепить?
  • Что лучше пропускает воду песок или глина? Докажи.
  • Назови свойства воды.
  • Смогут ли обходиться без воды живые существа?

Знания и умения Критерии оценки
Овощи и фрукты, способы ухода.
Ягоды
Деревья и кустарники
Садовые, луговые, полевые, лекарственные растения
Времена года, отличительные признаки
Зимующие и перелётные птицы
Домашние птицы, детёныши
Рыбы. Морские обитатели. Аквариумные рыбки
Дикие и домашние животные, их детёныши
Животные севера и юга
Насекомые
Свойства воды, песка, глины, воздуха, бумаги, ткани
Профессии. Орудия труда
Владение обобщёнными понятиями: посуда, мебель, обувь, одежда, головные уборы, бытовые электроприборы.
Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный). Правила дорожного движения.
Семья. Имена членов семьи, их профессии, домашние обязанности.
Названия страны, столицы, символы государства.
Государственные праздники, традиции и обычаи
Известные памятники архитектуры
Известные россияне (писатели, поэты, художники, композиторы, учёные)
Названия родного города (посёлка), улицы, достопримечательностей, имена известных земляков.
Некоторые рода войск, военной техники

Первые вопросы познавательного характера «Почему? Для чего?», характерны для возраста детей 3-4 лет. Это очень важный этап для развития дошкольников, значит, что они готовы познавать, изучать новую информацию. Родителям необходимо приложить усилия, чтобы это время продлилось как можно дольше. Постепенно желание задавать вопросы у ребенка уменьшается, а может и вообще исчезнуть, если он не будет иметь поддержку со стороны взрослых.


Подводя итоги диагностического обследования познавательного развития детей дошкольного возраста, взрослые должны понимать, что это не конечный результат, а ступенька для дальнейшего становления личности ребёнка.

Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.

Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы.

Большинство описываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, – о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.

Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.

К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных. Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.

Показатели – баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пятишестилетнего возраста. Если ребенку столько лет, то по полученным им показателям прямо можно делать заключение об уровне его психологического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т е. рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-шестилетнего возраста

Поясним сказанное на примере. Допустим, что ребенок пятишестилетнего возраста в результате его психодиагностики по методике оценки восприятия под названием «Чего не хватает на этих рисунках?» получил 10 баллов. Его уровень психологического развития должен быть, соответственно, оценен как очень высокий. Если же по данной методике тот же ребенок получит 2-3 балла, то из этого следует, что его уровень психологического развития низкий. Однако, если по той же самой методике 2-3 балла получает ребенок трех-четырехлетнего возраста, то о нем уже нельзя будет просто сказать, что его уровень развития низкий. Таким он будет только по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста, а по отношению к сверстникам может оказаться средним. То же самое можно сказать и о высоких показателях. 6-7 баллов для ребенка пяти-шестилетнего возраста действительно могут означать среднюю оценку, но те же баллы, полученные ребенком трех-четырехлетнего возраста, могут свидетельствовать о высоком уровне психологического развития данного ребенка по отношению к основной массе сверстников. Поэтому всякий раз, когда психодиагностике подвергаются не дети пяти-шестилетнего возраста, в словесном заключении относительно уровня их развития должна содержаться фраза: «...по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Например: «По уровню развития памяти данный ребенок находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Необходимость делать такую оговорку отпадает только в том случае, если при пользовании данной методикой установлены соответствующие возрастные нормы. Тогда вместо слов «по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста» необходимо говорить: «по сравнению с нормой».

Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весьма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показатели уровня психологического развития детей разного возраста.

В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте индивидуального психологического развития ребенка (см. табл. 4).

Собранные в настоящем разделе методики, методические примеры и диагностические процедуры позаимствованы из «Практикума по возрастной психологии», подготовленного коллективом авторов Санкт-Перербургского государственного университета по рекомендации Совета факультета психологии, вышедшем в 2001 г., в СПб изд-во «Речь» под редакцией Л.А.Головей и Е.Ф.Рыбалко.

Цель данного раздела заключается в подготовке студентов к будущей самостоятельной практической работе с детьми. В раздел включены методики, не требующие сложной подготовки, специальной литературы и других стимульных средств для проведения работы по эмпирическому исследованию. Так как основной задачей лабораторных занятий по возрастной психологии является обнаружение и выстраивание логики проведения исследований особенностей и закономерностей развития на разных возрастных этапах, то мы считаем, что предложенный материал позволит студентам, изучающим данный курс, приобрести определенные навыки и умения в выполнении такого рода работ.

Методики, которые предлагаются в лабораторных занятиях необходимо провести с детьми соответствующего возраста в школах и детских садах города, местах вашей психологической практики.

Цель лабораторной работы : отработка методик изучения мотивационной, эмоциональной и когнитивной сфер детей дошкольного возраста.

Методика 1. Определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника»

Ход выполнения.

Экспериментатор просит ребенка ответить на следующие вопросы:

  1. Ты хочешь идти в школу?
  2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
  3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?
  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
  5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
  6. Почему ты хочешь идти в школу?
  7. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?
  8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
  9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?
  10. Во время игры в школу что у нас будет длиннее – урок или перемена?

Экспериментатор фиксирует ответы ребенка.

Обработка результатов и выводы.

Учитываются все ответы, кроме 6 и 7 . При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:

1. Хочу идти в школу.

2. Не хочу еще на год оставаться в детском саду (дома).

3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры, и т.д.).

4. Люблю, когда мне читают книжки.

5. Сам прошу, чтобы мне почитали книжки.

8. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

9. Хочу быть учеником.

10. Пусть будет длиннее урок.

Методика 2. Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка

Проведение исследования.

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагаю ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает ребенка к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент хочется: поиграть с выставленными на стол игрушками или дослушать сказку до конца.

Текстовый материал

Сказка

Почему зайцы зимой белые шубки носят.

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

‑ Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

‑ Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! – говорит заяц.

‑ Нет, одолею!

‑ Нет, не одолеешь! – стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

‑ Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

‑ Давай, ‑ согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.)

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу и поет:

Князю тепло,

Князю жарко!

Греет, горит солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем – то на гору бегом, то с горы кувырком, то по лугу носится.

Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

‑ Разве тебя, косой, заморозишь – ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

Выводы.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитаю дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но их игра, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.

Методика 3. «Веселый – грустный» (для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе).

Проведение исследования.

Испытуемым предлагаются рисунки, на которых изображены дети в различных ситуациях, связанных со школой и учением.

1. Дети идут в школу, а один ребенок смотрит на них из окна.

2. Ученик у доски отвечает урок; рядом стоит учительница.

3. Дети в классе во время урока.

4. Ученик в школьном коридоре разговаривает, с учительницей.

5. Ребенок дома, готовит уроки.

6. Ученик в школьном вестибюле вблизи раздевалки. (На всех картинах нет лиц).

Попросите ребенка описать, какое, по его мнению, должно быть выражение лица у детей на картинках – веселое или грустное, и объяснить, почему. Желательно мальчикам предложить картинки с изображением мальчиков, девочкам – с изображением девочек.

Обычно дети охотно отвечают на вопросы, но если ребенок говорит «Не знаю», то в этом случае ему нужно задать дополнительные вопросы: «Как ты думаешь, что здесь вообще происходит? Кто это нарисован?» и т.п.

Выводы.

1. Эмоционально неблагополучными, тревожными считаются ответы примерно такого содержания:

2. У мальчика, который смотрит из окна, очень грустное лицо, так как он плохо учился и его наказали.

3. Мальчика вызвали к доске отвечать урок, а он не подготовился, не знает, что говорить, поэтому у него грустное лицо.

4. У этого мальчика грустное лицо, так как учительница поставила ему двойку.

5. Мальчика ругают за плохое поведение, поэтому он такой грустный.

6. Мальчик выполняет домашнее задание, но задано очень много и он боится, что не успеет все сделать; поэтому он грустный.

7. Мальчик грустный, он опоздал в школу, теперь его будут ругать.

Ответы, в которых описывается веселый или серьезный ребенок, отражают позитивную настроенность и оцениваются как эмоционально благополучные.

Если испытуемый дает 5-6 «тревожных» ответов, то это свидетельствует о том, что он «болезненно» относится к предстоящему поступлению в школу, для него этот этап в жизни связан с сильными эмоциональными переживаниями.

Методика 4. Методика определения самооценки дошкольника

Теоретическая и практическая значимость изучения самооценки и самосознания, включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей, настолько велика, что предопределила необходимость использования различных методик для диагностики самооценки ребенка. Таких методик множество. Одна из них – методика, предложенная В.Г.Щур.

Ребенку предлагаются шесть вертикальных отрезков одинаковой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку из пяти ступенек, где верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. Ребенка просят отметить крестиком на каждом отрезке свое место «среди всех детей» по уровням соответственно «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «доброты», «красоты». Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность – «счастье» и частные самооценки – «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта».

Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый… и т.д.). Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка.

После выполнения этого задания ребенок отмечает условным обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку, ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

Можно добавить или изменять названия уровней (например: большой – маленький….).

Методика используется для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей детского сада.

Диагностика когнитивных (познавательных) процессов.

К числу основных когнитивных процессов относятся память, внимание, мышление.

Память – запоминание, сохранение, последующее воспроизведение индивидом его опыта.

Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.

Мышление есть опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Комплексное микровозрастное изучение характера когнитивных процессов в различные возрастные периоды жизни позволяют решать задачи, связанные с исследованием возрастных и индивидуальных особенностей детей и взрослых.

В дошкольном возрасте образуются два основных функциональных уровня памяти. К первичному уровню относится узнавание, которое, в этом возрасте продолжает интенсивно расти, и более сложный уровень – воспроизведение. Теперь содержанием памяти является вербальный, осмысленный материал, а его механизмом – произвольное регулирование процесса запоминания и воспроизведения.

В целом, в возрасте 4-5 лет ребенок удерживает в памяти 5-6 предметов или картинок, из 10 предложенных, а в 6 лет – 7-8 предметов.

Методика 5. Изучение непроизвольного запоминания

Для изучения непроизвольного характера запоминания в дошкольном возрасте используются следующие два методических приема:

1. В инструкции не дается установки на запоминание.

Стимульный материал . Набор из 10 картинок.

4. Молоток.

5. Портфель.

10. Телевизор.

Процедура выполнения. Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (назвать то, что нарисовано на картинках). Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных картинок.

Обработка результатов

Уровни оценки результатов :

2-й уровень – 8-7;

3-й уровень – 6-5;

4-й уровень – 4-3;

5-й уровень – 2 и менее.

2. Приготовьте набор из 16 карточек, изображающих знакомые предметы (гриб, лук, заяц, шары, собака, мыло, рыба, книга, щетка, коза, елка, петух, замок, пила, утюг, флаг).

Предложите ребенку познакомиться с интересными картинками: «Я сейчас тебе покажу картинки, а ты внимательно на них посмотри». Перед ребенком не ставиться задача запомнить. Картинки предъявляются последовательно одна за другой, время показа – 5 с. После демонстрации картинок делается небольшая пауза, после чего ребенку неожиданно предлагается воспроизвести по памяти названия всех изображенных на картинках предметов: «Назови картинки, которые ты запомнил». Помогать ребенку в процессе воспроизведения не надо. Можно только стимулировать процесс припоминания: «А какие ты еще помнишь картинки? Постарайся еще вспомнить». Зафиксируйте порядок воспроизведения картинок.

После того как убедитесь, что ребенок больше ничего не помнит, смешайте картинки с другими и предложите отобрать те, которые он рассматривал (всего картинок должно быть не более 22). Зафиксируйте, какие картинки ребенок узнал. Обработка результатов и уровень оценки см. выше.

Методика 6. Изучение произвольного запоминания

Для изучения произвольного характера запоминания в дошкольном возрасте существуют также два методических приема.

1 методический прием . Приготовьте набор из 16 картинок, аналогичный по содержанию и трудности набору при непроизвольном запоминании (часы, лейка, муха, очки, дом, мяч, кран, утка, стол, арбуз, окно, лодка, зонт, чашка, санки, ведро). Предложите ребенку запомнить как можно больше картинок, чтобы затем их припомнить: «Я покажу тебе картинки, а ты их внимательно рассмотри и постарайся запомнить, потом расскажешь, какие картинки ты запомнил». Время показа каждой картинки – 5сек. После показа сделайте паузу, можно поговорить с ребенком на отвлеченные темы, потом предложите вспомнить картинки. Зафиксируйте порядок воспроизведения.

Повторите процедуру узнавания, как в первом эксперименте (при непроизвольном запоминании). Сравните результаты. Выясните, в каком эксперименте ребенок запомнил больше картинок, какой вид памяти – произвольный или непроизвольный – оказался более продуктивным. Обратите внимание, какие картинки дети запоминают чаще, одинаковые ли картинки запоминают мальчики и девочки? Проанализируйте поведение детей в опытах (отношение к задаче, умение удерживать мнемическую задачу, отношение к материалу, речевые реакции и т.п.).

2 методический прием . Стимульный материал. Набор из 10 картинок.

2. Яблоко.

4. Морковка.

5. Бабочка.

7. Матрешка.

8. Цыпленок.

10. Грузовик.

Инструкция . Я тебе буду показывать картинки, ты постарайся запомнить, что на них нарисовано.

Процедура выполнения . Картинки предъявляются по одной. Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок. Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных картинок.

Обработка результатов . За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу.

Уровни оценки результатов:

1-й уровень – 10-9 правильных названий (баллов);

2-й уровень – 8-7;

3-й уровень – 6-5;

4-й уровень – 4-3;

5-й уровень – 2 и менее.

Анализ результатов производится так же, как и при использовании первого методического приема.

Методика 7. Изучение оперативной слуховой памяти

Назначение . Определение объема непосредственного запоминания словесного материала.

Оборудование . Набор из 10 слов.

2. Солнце.

3. Ворона.

5. Карандаш.

6. Молоко.

10. Книжка.

Инструкция. Я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить.

Процедура выполнения . Слова предъявляют в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду). Весь набор слов предъявляют однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.

Обработка результатов . За каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце – солнышко, окно ‑ окна).

Уровни оценки результатов:

1-й уровень – 10-9 правильных названий (баллов);

2-й уровень – 8-7;

3-й уровень – 6-5;

4-й уровень – 4-3;

5-й уровень – 2 и менее.

Методика 8. Изучение наглядно-образной памяти

Подберите для занятия с детьми разнообразный наглядный материал: игрушки, предметы, картинки с изображением хорошо знакомых предметов, а также малознакомые предметы или их изображения (по 10 в каждом наборе). Количество наборов произвольно, но не больше 3-4.

Задание 1 . Предложите ребенку рассмотреть предъявленные игрушки и запомнить их. Через некоторое время предложите вспомнить и описать каждую. Зафиксируйте, какие игрушки ребенок запомнил и какие признаки выделил, а какие признаки не смог выделить и описать (цвет, форму, детали и т.д.).

Задание 2. Предъявите другой набор картинок или игрушек, предложите каждую описать и запомнить. Проанализируйте, как влияет описание игрушек на запоминание и воспроизведение. Сравните полученные данные.

В дальнейшем задания 1 и 2 можно варьировать, используя различный материал. Главная задача – научить каждого ребенка внимательно рассматривать запоминаемый объект, составлять о нем точное детальное представление, описывать его как можно более полно и при запоминании, и при воспроизведении. Овладение приемами запечатления образа является одним из главных условий успешности мнемической деятельности детей 4-5 лет.

Экспресс – диагностика познавательных процессов дошкольников

Экспресс – диагностика представляет собой комплект из семи заданий для детей трех-семи лет. Используя игровой материал и специальные психологические методики, психолог характеризует интеллектуальные возможности ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, речь, математические навыки, развитие мелкой моторики руки). Все задания подобраны таким образом, чтобы за короткий отрезок времени (15 мин.) определить успешность дошкольника в обучении, сделать срезовое исследование познавательных процессов, выявить слабые звенья интеллекта. Условные обозначения помогают быстро фиксировать успехи ребенка в выполнении заданий, а также оформлять результаты количественно:

Задание выполнено полностью + (3 балла);

1-2 ошибки в задании + (2 балла);

3 и более ошибок + (1 балл);

не понимает задания, не выполняет ‑ (0 баллов).

Задание 1. «Ознакомительная беседа»

А. Как тебя зовут? С кем ты живешь? Как их зовут?

Б . Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? (число, месяц, время года).

В . Ты, возможно, все про себя знаешь? А где расположен у тебя нос? А ты можешь правой рукой дотянуться до своего правого уха? А левой рукой до правого глаза?

Оценивая результаты ответов на вопросы группы «А », учитывается контактность ребенка; группы «Б » – отражается особенность восприятия временных понятий; группы «В » – пространственных понятий (лево - право).

Задание 2. «Кубики–вкладыши» (Можно использовать пирамидки, матрешки, «ведерки»)

А . Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить?

(взрослый разбрасывает кубики-вкладыши на полу).

Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики. Дай самый большой кубик. Самый маленький. А теперь большой красный…маленький желтый и т.д.

В . Давай посчитаем, сколько всего кубиков? (от 1 до 9).

Д . Каких кубиков больше? (4 больших кубика, 5 маленьких).

Е . Попробуй собрать кубики и сложить их вместе.

Оценивая результаты , анализируются:

А – контактность ребенка, сила социальных запретов.

Б – восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам.

В – навык прямого счета.

Г – навык обратного счета.

Д – сформированность понятия числа.

Е – сформированность мышления («пробы и ошибки» – наглядно-действенное мышление; внутренние представления – наглядно-образное мышление); активность руки (левая, правая).

Задание 3. «Чудесные окошки»

Стимульный материал : 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки), 5 карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник).

А . Один волшебник построил дворец с «чудесными окошками». Чтобы найти свое окошко надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и назовем цвет и форму. (Карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое «окошко»).

Б . А теперь выбери свое «окошко», которое тебе больше всего нравиться по цвету, по форме.

Оценивая результаты , анализируются:

А – восприятие цвета, формы.

Б – эмоциональные предпочтения.

Задание 4. «Семена»

Оборудование : карточки с изображением фруктов, овощей, ягод (цветов) – от 3 до 9 карточек.

Для детей младшего дошкольного возраста предлагают 3 карточки, для среднего – 6 карточек, для старшего – 9 карточек.

А . Продавец семян разложил пакетики на три группы. Но подул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались. Помогу продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакетики и называет «семена»).

Б . Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Стол закрывается ширмой или ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку). Что купили у продавца? Чего не стало? Где лежал этот пакетик?

Оценивая результаты , анализируются:

А – способность ребенка классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез).

Б – развитие зрительного внимания и памяти.

Задание 5. «Попугайчик»

А . В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной непонятные звуки, как это делал попугайчик: то-ца (ребенок повторяет); то-ца-му (ребенок повторяет); то-ца-му-де (ребенок повторяет); то-ца-му-де (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет); то-ца-му-де-ни-зу-па-ки-ча-ле (ребенок повторяет).

Б . Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко).

В . Когда попугайчик научился запоминать слова, то ему захотелось подсказывать нужные слова своим друзьям. Я сейчас буду говорить начало предложения, а ты будешь его заканчивать. Например: лимон кислый, а сахар …..сладкий.

Днем светло, а ночью ….

Ходишь ногами, а бросаешь …

У собачки маленькие щенята, а у лошадки маленькие …

У птицы перья, а у рыбы …

Оценивая результаты , анализируются:

А – кратковременная слуховая память (эхо-память), слуховое внимание, фонематический слух (хороший результат – более пяти слогов).

Б – объем слуховой памяти (словесной памяти), слухового внимания (хороший результат – более пяти слов).

В – способности ребенка к аналогиям.

Задание 6. «Волшебные картинки»

Оборудование : 1) три картинки: а) 1-я разрезанная на две части;

б) 2-я ‑ на четыре части; в) 3-я – на шесть частей;

2) серия сюжетных рисунков (3-4 картинки).

А . В этих конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку. Взрослый предлагает сначала сложный уровень – 6 частей, затем средний – 4 картинки, последний – простой – 2 части. После того, как ребенок сложит картинку, предлагается придумать рассказ или рассказать, что на ней изображено.

Б . А другие картинки не ломаются, зато они все время путаются. Какая картинка должна быть первой, второй…? Разложи их по порядку и придумай рассказ.

Оценивая результаты , анализируются:

А – целостность восприятия образа; особенности наглядно-образного мышления; умение рассказывать по одной картинке, связность речи, контекстность речи.

Б – развитие логического мышления; умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связность речи, контекстность речи.

Задание 7. «Зайчик»

Оборудование : простой карандаш средней твердости, лист бумаги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчиком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.

А . Помоги зайчику дойти до его дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от листа бумаги.

Б . Зайчик благополучно добрался до дома и решил потанцевать. Попрыгай как зайчик. Молодец! С тобой очень интересно играть!

Оценивая результат , анализируются:

А – ведущая рука, развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линии, равномерность).

Б – развитие большой моторики, координация и выразительность движений.

Результаты обследования фиксируются в протоколе, обрабатывается количественно.

В процессе экспресс - диагностики взрослый наблюдает за эмоциональным проявлением ребенка, оценивает произвольность, выносливость, темп деятельности.

Составьте протокол проведенной диагностики. Он может иметь примерную форму (можно предложить наиболее оптимальную, по вашему мнению, форму):

ФИО ребенка:

Возраст ребенка:

Место проведения:

Дата и время проведения:

Диагностическая процедура

Результаты

Средние данные по группе

Возрастные нормы

Методика 1 «Внутренняя позиция дошкольника»

Методика 2. Доминирование познавательного или игрового мотива

Методика 3. «Веселый грустный»

Методика 4. Самооценка дошкольника

  1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.
  2. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2001. –688с.
  3. Гуткина Н.и. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.
  4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. – Минск, 1997.
  5. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992.
  6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1999.
  7. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. –160с.
  8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291с.
  9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М., 1998.
  10. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. – СПб. – 1997.
  11. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002. ‑ 383c.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

Методика «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора»

Методика направлена на выявление у ребенка преобладания личной или общественной направленности.

Подготовка исследования

Исследование состоит из двух серий. Перед первой серией необходимо подобрать несколько игрушек, интересных для старше­го дошкольника, и продумать малоинтересную для ребенка, но нужную для других людей деятельность (например, разложить по коробочкам полоски бумаги разной ширины).

Для второй серии необходимо приготовить мел, нарисовать на бумаге два круга диаметром не менее 50 см с расстоянием меж­ду ними 20 см; над первым кругом нарисовать одного человека, над вторым - трех.

Проведение исследования

Первая серия. Испытуемых ставят в конфликтную ситуацию - они должны сделать выбор: заняться малопривлекательным де­лом или поиграть с интересными игрушками. Эксперимент про­водится индивидуально, с каждым ребенком отдельно.

Вторая серия. Участвуют те же дети, объединенные в две группы (с учетом желания детей). Проводится соревнование на точность попадания мячом в цель. Дается инструкция: «Каждый член команды может бросить мяч 5 раз. Если он бросит мяч в ле­вый круг (над которым нарисован один человек), то очки идут в его пользу, если в правый - в пользу команды; если мяч не попа­дает в цель, можно, по желанию, вычитать очки или из личных, или из командных». Перед каждым броском экспериментатор спраши­вает ребенка, в какой круг он бросит мяч.

Обработка данных

Подсчитывается, сколько детей в первой и второй сериях про­являли личную мотивацию, сколько общественную. Результаты сводятся в таблицу. Определяется, насколько эти виды мотива­ции устойчивы, в какой степени общественная мотивация зави­сит от характера экспериментальной ситуации. При этом учиты­вается, что в первой серии ребенок делает выбор индивидуаль­но, а во второй - в присутствии сверстников.

Выводы

Если ребенок сделает выбор в пользу малопривлекательного дела или будет бросать мяч в «командный» круг, значит, у него уже имеется преобладание общественной направленности мотивации. В противном случае следует говорить о преобладании личной направленности мотивации.

Методика «Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка»

Проведение исследования

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку чи­тают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экс­периментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на стол игрушками или дослушать сказку до конца,

Текстовый материал

ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в со­сульку превращу.

Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! - говорит заяц.

Нет, одолею!

Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

Давай, - согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.) Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил,

ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу и поет:

Князю тепло,

Князю жарко!

Греет, горит - Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревь­ях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с горы кувырком, то по лугу носится.

Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зи­мой ходят в белых шубках.

Выводы

Дети с выраженным познавательным интересом обычно пред­почитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной по­требностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, но­сит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за дру­гое.

Методика определения самооценки дошкольника (в.Г. Щур)

Теоретическая и практическая значимость изучения самосоз­нания, включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей, настолько велика, что предопределила необходимость использования этой методики для диагностики самооценки ребенка.

Ребенку предлагаются шесть вертикальных отрезков одинако­вой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку из пяти ступенек, где верхняя ступенька - пози­тивная оценка, а нижняя - негативная. Просят отметить крести­ком на каждом отрезке свое место «среди всех людей» по уров­ням соответственно «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты». Считается, что отмеченные значения харак­теризуют общую удовлетворенность - «счастье» и частные само­оценки - «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта».

Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый кра­сивый...). Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка.

После выполнения этого задания ребенок отмечает условным обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку, - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

Можно добавлять или изменять названия уровней (например: большой - маленький...).

Методика используется для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей дет­ского сада.

Экспресс-диагностика познавательных процессов

Экспресс-диагностика представляет собой комплект из семи заданий для детей трех-семи лет. Используя игровой материал и специальные психологические методики, психолог характеризу­ет интеллектуальные возможности ребенка (восприятие, внима­ние, память, мышление, речь, математические навыки, развитие мелкой моторики руки). Все задания подобраны таким образом, чтобы за короткий отрезок времени (15 мин) определить успеш­ность дошкольника в обучении, сделать срезовое исследование познавательных процессов, выявить слабые звенья интеллекта. Условные обозначения помогают быстро фиксировать успехи ребенка в выполнении заданий, а также оформлять результаты ко­личественно:

задание выполнено полностью + (3 балла);

1 -2 ошибки в задании ± (2 балла);

3 и более ошибок ± (1 балл);

не понимает задания, не выполняет - (0 баллов).

Задание 1. «ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА»

A. Как тебя зовут? С кем ты живешь? Как их зовут?

Б. Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? (Число, месяц, время года.)

B. Ты, возможно, всё про себя знаешь? А где расположен у тебя нос? А ты можешь правой рукой дотянуться до своего левого уха? А левой рукой до правого глаза?

Оценивая результаты ответов на вопросы группы «А», учиты­вается контактность ребенка; группы «Б» - отражается особен­ность восприятия временных понятий; группы «В» - простран­ственных понятий (лево - право).

Задание 2. «КУБИКИ-ВКЛАДЫШИ» (Можно использовать пи­рамидки, матрешки, «ведерки».)

A. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (Взрослый разбрасывает кубики-вкладыши на полу.)

Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики. Дай самый боль­шой кубик. Самый маленький. А теперь большой красный... ма­ленький желтый и т.д.

B. Давай посчитаем, сколько всего кубиков? (От 1 до 9.) Г. А сможешь посчитать в обратную сторону? (От 9 до 1.) Д. Каких кубиков больше? (4 больших кубика, 5 маленьких.) Е. Попробуй собрать и сложить кубики вместе.

А - контактность ребенка, сила социальных запретов.

Б- восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам.

В - навык прямого счета.

Г - навык обратного счета.

Д - сформированность понятия числа.

Е - сформированность мышления («пробы и ошибки» - на­глядно-действенное мышление; внутренние представления - на­глядно-образное мышление); активность руки (левая, правая).

Задание 3. «ЧУДЕСНЫЕ ОКОШКИ»

Используются 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки), 5 карточек различной формы (круг, овал, пря­моугольник, квадрат, треугольник).

А. Один волшебник построил дворец с «чудесными окошка­ми». Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и назовем цвет и форму. (Кар­точки раскладываются на столе и ребенок называет каждое «окошко».).

Б. А теперь выбери свое «окошко», которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме,

Оценивая результаты, анализируются:

А - восприятие цвета, формы.

Б - эмоциональные предпочтения

Задание 4. «СЕМЕНА»

Используются карточки с изображением фруктов овощей ягод (цветов) (от 3 до 9 карточек).

Для детей младшего дошкольного возраста предлагают 3 карточки, для среднего - 6 карточек, для старшего – 9 карточек.

А. Продавец семян разложил пакетики на три группы Но по­дул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались Помо­ги продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакети­ки и называет «семена».)

Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Стол закрывается ширмой или ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку.) Что купили у продавца? Чего не стало? Где лежал этот пакетик?

Оценивая результаты, анализируются:

А - способность ребенка классифицировать, используя логи­ческие операции (анализ, синтез).

Б - развитие зрительного внимания и памяти.

Задание 5. «ПОПУГАЙЧИК» (вербальная методика)

A. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной непонятные звуки, как это делал попугайчик:

зу-па-ки-ча (ребенок повторяет); ro -ца-му-дэ-ни-зу-па-киТ ле (ребенок повторяет). " па~ки-чз-

Б. Попугайчик научился не только повторять звуки но ЛЭЖР запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек вилка книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко).

B. Когда попугайчик научился запоминать слова то ему захо телось подсказывать нужные слова своим друзьям Я сейчас 6v^ говорить начало предложения, а ты его будешь заканчивать На пример: лимон кислый, а сахар сладкий. заканчивать. На-

Днем светло, а ночью...

Ходишь ногами, а бросаешь...

Девочки вырастают и становятся женщинами, а мальчики…

У птицы перья, а у рыбы...

Оценивая результаты, анализируются:

А - кратковременная слуховая память (эхо-память), слуховое внимание, фонематический слух (хороший результат - более пяти слогов).

Б- объем слуховой памяти (словесной памяти), слухового внимания (хороший результат - более пяти слов).

В - способности ребенка к аналогиям.

Общую диагностику развития психических процессов включает диагностика памяти, мышления, диагностика внимания, восприятия и воображения. Такая диагностика просто необходима в старшем дошкольном возрасте. Если не учитывать индивидуальные особенности и возрастные характеристики дошкольников, то вряд ли эффективным будет развитие познавательной сферы. И это будет способствовать успешному интеллектуальному и эмоционально-волевому становлению личности будущих школьников.

Перед поступлением в школу следует исследовать уровень сформированности психических процессов дошкольников.

Диагностика внимания

Диагностика внимания проводится не дольше 15 минут. За э то время дошкольник может устать, и внимание будет отвлеченным. В таком случае объективным результатов не получить.

Существуют разные группы методик исследования различных процессов, в том числе направленных на основные свойства внимания.

Одна из них диагностика внимания с помощью методики «Корректурная проба» . На бланке с изображенными буквами нужно отметить или повычеркивать похожие буквы, что и буквы в первом ряду. На все про все дается лишь 5 минут.

Чем больше букв правильно вычеркнуто, тем больше объем внимания у ребенка. На концентрацию же внимания указывает наименьшее количество ошибок при выполнении задания.

Нормой считают объем внимания в 400 знаков и больше. При этом на хороший уровень концентрации указывает допустимое количество ошибок 10 или менее. Эти нормы только для детей рассматриваемого нами возраста, т.е. у старших дошкольников 6-7 лет.

Диагностика памяти

За 30 секунд детям предлагается посмотреть на картинки, стараясь запомнить 12 из них. Картинки представлены в виде таблицы.

Когда таблица убирается, детей просят нарисовать или перечислить картинки, изображенные на таблице.

Чем больше правильно названных картинок, тем выше уровень развития памяти у ребенка. Для старших дошкольников нормой считается 10, или хотя бы 6 правильно названных или нарисованных картинок.

Диагностика мышления

Для диагностики таких процессов, как мышления есть много методик. Одни используются довольно часто. Другие разработаны совсем недавно и еще не получили своего признания. Мне нравится методика под названием «Времена года» . Суть данной методики состоит в том, чтобы за 2 минуты ребенок смог догадаться, какое время года изображено на картинке. После этого он должен обосновать свой ответ, пояснить, почему он так считает.

Оценивают ответы следующим образом:

  • 10 баллов начисляется за правильные ответы на все картинки, если ребенок смог доказать, что именно это время года изображено на картинке. Не менее 8 признаков подтверждения на всех картинках, по 2 признака на каждую картинку.
  • За правильное определение сезона и обоснование 5-7 признаков ребенок получает 8-9 баллов.
    правильное определение и обоснование 3-4 признаков дают ребенку лишь 6-7 баллов.
  • Подтверждение своего мнения по 1-2 признакам указывают на 4-5 баллов.
  • Самый низкий уровень развития мышления ребенок проявляет при 0-3 баллах за попытку определить время года и обосновать признаки. Но попытки были неудачными.

Диагностика развития восприятия

В специальной рубрике о психических сторонах личности мы будем подробно останавливаться на разных методиках относительного каждого вида . Здесь же мы кратко затронем одну из методик, направленных на диагностику зрительного опознавания изображения.

Методика считается одной из самых легких. Детям представлены пять карточек с разными изображениями. Картинки педагог выбирает на свое усмотрение.

Картинки окрашены в черный и хроматические цвета.

Всего наборов два. Во втором наборе такие же в точности пять картинок. Но среди них встречаются лишние. Их тоже несколько.

Сначала детям показывают карточки из первого набора. Дошкольники должны из своего набора отобрать похожие картинки.

Затем используется только основной первый набор картинок. Детей просят назвать, какая форма и цвет у фигурки.

Можно задать вопрос о месторасположении фигурки. И так взрослый может выявить основные стороны восприятия ребенка: форму, цвет, пространственное расположение.

Выполнив правильно все задания по обеим наборам, ребенок покажет достаточный уровень зрительного восприятия. Если же ребенку сложно давались ответы на поставленные взрослым вопросы, то можно начинать коррекционную работу.

Диагностика развития воображения

Для диагностики воображения у детей можно использовать методику «Дощечка» , суть которой строится на экспериментировании.

Для исследования нужно выбрать деревянную дощечку. Она должна состоять из четырех маленьких частичек квадратной формы. Все части соединяются петлями.

Эту дощечку разворачивают перед детьми и предлагают с ней поиграть. Взрослый показывает, что такую дощечку можно сгибать и складывать.

Когда дети проверять все способы игры с дощечкой, взрослый начинает задавать вопросы, что получается у детей, на что похожа фигура, полученная из дощечки.

Так можно играть долго, пока дети не устанут.

Каждый ответ ребенка оценивается в один балл.

Применение данных методик по диагностике процессов психики носит эмпирический характер. В практике дошкольного заведения используют часто такие методы, как наблюдение. В результате наблюдений также можно получить общие сведения об уровне развития того или иного психического процесса.

Статьи по теме: