Жизнь за монитором и без. Иран, в котором хочется жить

Как живут в Иранерусские женщины

Русские женщины, по воле судьбы оказавшиеся в этих далекихкраях, по разному устроились. Многим удалось создать там хорошую семью, родитьдетей, и чувствовать себя даже неплохо в чуждом для нас мире. 35-летняяОксана, проживающая в Тегеране, рассказывает, что больше всего русские женщинылюбят особые вечеринки, когда собираются в тесном кругу землячки, чтобыпоболтать на родном языке, обсудить новости, доходящие к ним с Родины, попетьнаши песни и потанцевать под нашу попсу. В такие вечера женщины могутрасслабиться, снять надоевшие хиджабы и почувствовать себя снова, как на роднойземле.

На столах красуется до боли родное оливье, селедочка подшубой, которую они сами же тут и готовят и, если повезет, добытая неимовернымитрудами гречка, которой в Иране не сыщешь. Смотрят диски с записями нашихартистов, которые там, вдали от родины, особенно ностальгически воспринимаются.Сала и свинины, конечно, нет, привыкли есть баранину за многие годы жизни средимусульман.

Праздники наши отмечают в обязательном порядке – Новый Год,8 марта, посещают православную церковь, хотя почти все быливынуждены принять ислам. Оксана объясняет, что иначе нельзя. Родственники мужанастаивать не будут слишком напористо, но попреки, если не примешь ислам,будешь слышать практически до конца жизни.

Законы Ирана таковы, что почти никто из них не работает – непринято это в стране. Женщина должна с детьми дома сидеть, вести хозяйство, амуж на то и муж, чтобы семью обеспечивать. Правда, современные нравы все же позволяютженщинам работать, к тому же все деньги, ею заработанные, по закону она тратитна себя. Но муж, в таком случае, можетпротивиться тем, что не будет ей помогать по дому. Хочешь работать – тогдауспевай все остальное сама делать, упрямо заявляет иранец своей желающейработать вне дома жене.

В Иране есть такое сообщество, которое объединяет всех женщинславянского происхождения. Они поддерживают друг друга, помогают в сложныхситуациях. Притом попадают в это сообщество по-разному. Кто познакомился простона улице, кто-то через знакомых. Женщины стараются поддерживать между своимисвязь, даже если те находятся в разных уголках Ирана.

Положение женщины вИране

Все бы хорошо, откровенничает Зоя, родом из Одессы. Да вот дети наши, рожденныездесь, вырастают персами. И законы на стороне отца, а не матери. Если ты разведешься с мужем, детей у тебяотберут. Но не все женщины в Иране выходят замуж на всю жизнь. Здесь с древнихвремен разрешены так называемые временные браки (что-то по типу нашегогражданского сожительства). Только они заверяются у нотариуса. Многиеженщины устраиваются на работу или поступают в ВУЗ и живут в таком вотвременном браке. Как бы и при муже, и в то же время свободна.

Персы любят наших женщин, делится россиянка Светлана. Онисчитают, что русские более искренние и преданные. Если иранская девушка, выходязамуж, выдвигает непомерные требования к будущему супругу при составлениибрачного контракта, то наши готовы безвозмездно отдавать себя всю, желая отмужа лишь любви и верности. Если мужчина не может в достаточной мере ееобеспечить, то она и не попрекает его вовсе, а довольствуется малым, помогаяему, чем может. В общем, наши – везде такие же, как и на родине, оттого и любятих многие западные мужчины.

Когда спрашивают, как там относятся к правам женщин, онилишь усмехаются. Женщины Ирана считают себя свободными, даже несмотря настрогие законы. А на вопросы о многоженстве просто откровенно смеются.

  • Ну вы подумайте сами, - улыбается Ирина (родом с Украины),чтобы иметь несколько жен – это сколько же мужчине денег нужно? Особенно, еслиэто иранские женщины, а не наши, которые малым довольствуются. Некоторые персыи жениться то до лет 30 не могут, потому что свадьба полностью ложится на ихплечи, а затраты могут составлять до 5тысяч долларов. Пока то жених их насобирает, дабы ввести хоть одну жену в дом!Куда уж там 2 или тем более три жены!
  • У женщин здесь много глянцевых журналов, они следят за модойи на вопрос: а как же вы умудряетесь это все на себе применять, откровенничают.
  • Женщина ведь всегда хочет быть красивой, верно? Потому истановится в таких условиях особенно изобретательной. Под чадрой прячетсямодная футболка или обтягивающие джинсы, которыми можно похвастаться навечеринке у друзей. А молодежь так и вовсе изощряется. Сняв домик на окраине,устраивают там вечеринки с выпивкой и танцами, одевшись в модные одежды ирасслабившись вдали от строгого контроля старших.

Так что, можно сказать, в Иране зачастую ведется двойнаяжизнь. С виду – строгая, пуританская, а втайне свободная и раскованная, и сухойзакон им не помеха. Сейчас времена не столь суровы к женщинам, они могут имодные вещи надевать, абы длина платья не была выше колен, да голые части теланигде не выступали. Многие учатся, работают. В институтах сейчас парни идевушки вместе в одной группе зачастую могут оказаться.

Так что не все так страшно, как рисуют некоторыежурналисты, улыбается Светлана. Ко всему привыкаешь. У меня, например, мужочень хороший и дети замечательные. Стараюсь не нарушать их традиций, и семьямужа также довольно-таки сносно ко мне относится, не обижает. Вот только тоскапо Родине, конечно, бывает такая, что просто до депрессии доводит. А так ничего,привыкли. Человек ведь ко всему привыкает…

Мужчины в Иране трудолюбивы, к женщинам относятся уважительно,очень гостеприимны. По дому женам помогают и ведут себя спокойно иуравновешено. Главное – не идти наперекор и за феминистками не гнаться, уважатьсемью и здесь вполне можно жить, - подытожили девушки.

Сегодня наша диаспора в Иране почти не заметна. А когда-то культурное влияние русских людей, обосновавшихся в этой восточной стране, было очень велико

Сколько это стоит?
– Это вам подарок.
– Спасибо. А это вам 10 000 риалов за доброту.
– Спасибо, святой отец, только ради вас.

Обычный разговор между тегеранским торговцем и православным священником – отцом Александром Заркешевым. Уважаемым людям на вопрос "Сколько стоит?" в Иране всегда отвечают: "Нисколько". Но если уважаемые люди не заплатят, они перестанут быть уважаемыми.

– В этой мусульманской стране православных священников чтут не меньше, чем мулл, – говорит отец Александр. – Благоговение перед служителями культа у иранцев в крови. Я в этом убеждался не раз. Вот недавно не успел вовремя продлить визу. Меня вызывают в суд. Прихожу. Иду по коридору – все как один кланяются, уступают место на скамейке перед залом. Сижу, жду. Приходит судья. Его первая реакция – замешательство. Принял без очереди, выписал минимальный штраф и отпустил, чуть ли не извиняясь.

Отец Александр приехал в Иран из России в 1995 году, решением Священного Синода он был назначен настоятелем Свято-Николаевского храма в Тегеране. Это главный православный храм в стране. По мере возможности отец Александр проводит службы еще в четырех церквях Ирана. Русская диаспора насчитывает около 4 тысяч человек. Подавляющее большинство – работники посольства и строители Буширской АЭС. Русских, которые являются гражданами Ирана, не более пятисот. Живут они, кстати, по законам Российской империи. Когда я услышал это от отца Александра, на всякий случай решил переспросить.

– Вы не ослышались, – улыбнулся священник. – В 1979 году победила исламская революция, и новые власти предоставили возможность всем нацменьшинствам самим заняться законотворчеством в области семейного и имущественного права. Местные русские не стали долго думать. Взяли свод законов Российской империи, слово в слово перекатали соответствующие главы и направили на утверждение в органы юстиции. Там их одобрили, и вот русская диаспора уже 26 лет живет здесь по этим законам и не жалуется.

На улице Валиаср – самом злачном месте в Тегеране – мы случайно разговорились с молодым иранцем.

– Откуда вы, из Германии?
– Нет, из России.
– Русский? Не может быть!
– Почему?
– Говорят, все русские высокие и сильные. А вы – так себе… Вот ваш фотограф еще немного похож на русского, а вы тянете на немца, не более.

На улице Валиаср можно найти все, что не лезет ни в какие исламские законы и обычаи: алкоголь, наркотики, порнографию, проституток и даже американскую символику. Правда, если не знать об этом, то можно пройти по Валиасру, как по обычной улице, и ничего странного не заметить. Пока кто-нибудь не подойдет и шепотом не предложит того-сего, пятого-десятого. Молодой человек, который завел с нами разговор оказался гомосексуалистом, и мы еле от него отвязались.

Окажись мы в Тегеране лет сто назад, никто бы нас с немцами не спутал. История русской диаспоры в Персии поражает прежде всего тем, насколько основательно она нами же забыта. Сегодня трудно поверить, что в конце XIX века число иранских русских измерялось десятками тысяч. В Иране стояло полсотни православных храмов, а его каспийское побережье и вовсе было почти полностью заселено русским. В одном портовом городе Энзели было 66 русских магазинов, 20 представительств компаний, банки, заводы...

Следы былого величия остались в персидском языке: э-стакан, самовар, пирожки, запас, сухари, кулюче (искаженное "кулич") и даже полуось. Эти слова иранцы теперь считают исконно своими. А если им сказать, что самовар – это не иранское изобретение, они просто обидятся!

Самоваров тут в тысячи раз больше чем в России – в каждом кафе, в каждом магазине, в каждом доме. Самовары по праздникам стоят на улицах – всем желающим наливают чай. Они появились здесь в конце XIX века. Русское культурное и экономическое влияние тогда было велико, и самовары наступали на Иран стремительно, как сегодня на Россию – холодильники с кока-колой.

Вместе с самоварами персидский рынок завоевали трехлитровые бутыли – знаменитые "четверти", то есть четверть 12-литрового ведра. Их и сейчас вместе с э-стаканами льют местные стекольщики. А иранские ювелиры унаследовали русскую 84-ю пробу серебра. "Полуось" появилась в языке фарси вместе с автомобилями. Первыми шоферами и механиками тут были сплошь русские: Попов, Волков, Харитонов, Маслов, Михневич. Личного водителя Реза-хана Пехлеви звали Степан Антонович Секрет.

Первое шоссе в Персии также построили русские: Энзели – Тегеран. Важнейшая дорога страны, соединившая порт на побережье Каспийского моря со столицей. До 1917 года она принадлежала России и приносила доход казне. Большевики отдали ее вместе с остальной собственностью Российской империи в обмен на признание персидскими властями Страны Советов.

В 1879 году в Тегеране сформировали Персидскую казачью бригаду. По приглашению Александра II в Санкт-Петербург наведался персидский шах Насер эд-Дин. В северной столице высокого гостя привели в экстаз казаки и балерины. Точнее – их одеяния. Шах приказал срочно закупить партию балетных костюмов для своего гарема. Это можно было бы посчитать байкой, если бы не групповой портрет, сделанный придворным фотографом: жены шаха в балетных пачках…

Что касается казаков, то их бравый вид и умение обращаться с оружием произвели на шаха такое впечатление, что он обратился к царю с просьбой о создании казачьей части в Персии. Через год в Иране сформировали бригаду из шести полков и артиллерийской батареи. Командовал ею полковник Михаил Домантович, отец знаменитой революционерки Коллонтай.

Вы будете смеяться, но спустя 42 года, в 1921 году эта самая казачья бригада свергла правящую династию и привела к власти нового монарха – Реза-хана Пехлеви. Мальчик Реза, как его когда-то называли в Персидской казачьей бригаде, начинал денщиком у русского офицера, потом был зачислен казаком и на момент переворота дослужился до военного министра. Уже будучи венценосной особой, он на всех фотографиях фигурировал в казачьей шинели.

Кстати, о фотографиях. Первым фотографом в Иране был Антон Васильевич Севрюгин. В конце 1870-х годов он на паях с братьями открыл в Тегеране ателье. И сразу же его пригласили во дворец – снимать того самого шаха Насер эд-Дина, любителя казаков и балерин. Севрюгин стал шахским фотографом и даже получил титул хана.

Не знаю, его ли это заслуга, но иранцы, в отличие от братьев по вере из других стран, страшно любят фотографироваться. Стоит достать камеру – прямо наперегонки бегут, а от сверкания вспышки приходят в экстаз. Русские иранцы даже сложили про эту страсть анекдот: "Приходит в морг судмедэксперт. Видит три трупа: два грустных, а один – улыбается. "Как этот погиб?" – "Попал под машину". – "А тот?" – "Теща довела до инфаркта". – "Ну, а последний?" – "Молнией убило". – "А почему улыбается?" – "Думал, что его фотографируют".

Манучехр Солейманпур, русский иранец, католик с зороастрийским именем. Для диаспоры – Игорь Иванович. Оформляя документы, персидские чиновники часто давали русским эмигрантам новые имена и фамилии: Попов становился Молла-заде (сын муллы), Агеева – Анвари и так далее.

– В моих жилах течет русская и персидская кровь, – Игорь Иванович говорит без малейшего акцента. – Мой дед уехал из Персии в Россию в конце XIX века. Торговал. Женился на казачке, нарожал 11 детей. Мой отец Иван закончил гимназию в Екатеринодаре, поступил в институт в Тифлисе – там его застала война и революция. Как-то раз не сдержался и нахамил чекистке – пришлось уехать в Ленинград. Я родился там во время нэпа и прожил в России до 6 лет. Отец к тому времени стал инженером, но его знания почти не были востребованы.

Когда в Иране казаки привели к власти Реза-хана Пехлеви, отец решил эмигрировать. Первую бетонную плотину здесь возвели по его проекту. Тогда в Иране было немало русских инженеров. Многие красивые здания в Тегеране построили русские: вокзал, министерства обороны, финансов и юстиции, почтамт, итальянское посольство. Но главное, чему научился мой отец в России, – это бессребреничеству. Несмотря на его высокое положение, мы всю жизнь мыкались по съемным квартирам.

Манучехр-Игорь тоже работал инженером, но ушел, не дождавшись пенсии. Занимается переводами. Вместе с покойной ныне женой Надеждой они перевели на фарси более 20 советских фильмов, оперу "Борис Годунов" (ее Солейманпур может наизусть спеть) и даже комментарии к Библии – с французского. Во время второй мировой, когда Иран был оккупирован СССР и Британией (еще одна забытая страничка истории), отец отправил Манучехра во Францию. Там он получил образование и принял католичество.

– Наверное, персы правы, когда называют современных русских "содэ", – говорит Игорь Иванович. – То есть людьми без роду и племени. Это уже не те русские, которые жили здесь сто лет назад. Диаспора разобщена. Если бы не отец Александр, наверное, давно бы все ассимилировались.

"Красота – это правда. Правда – это красота. Это все, что мы должны. Это все, что нам нужно". Эпитафия на одной из могил русского кладбища в Тегеране. Здесь похоронен Иван Владица. Написано по-английски.

"Мама, прости, что не всегда была внимательной дочерью". Могила Татьяны Осиповой. Написано по-русски. "Погиб при исполнении служебных обязанностей". Сотрудник посольства СССР Михаил Кольцов. 1944 год. "Здесь покоится вечный труженик семьи Альберт Викторович Тер-Карапетян". "Сотник казачьего войска Николай Хутнев". Чуть подальше тот самый придворный фотограф Севрюгин. А вон там шахский шофер Секрет.

Понятие национальности здесь становится вселенским. Надписи на русском, армянском, грузинском, греческом, английском, персидском. На могилах – православные и католические кресты, полумесяцы, звезды. Эти несколько гектаров земли на окраине Тегерана – единственное место в стране, где женщины снимают с головы платки. И потомственный сторож кладбища Сейфола Метанад этому не препятствует.

– Большинство посетителей говорят по-русски, – рассказывает Сейфола. – А то, что надписи на разных языках, – так в последние полвека христианские общины срослись между собой. Армяне, грузины, русские, греки – сроднились все. Реже русские вступали в брак с мусульманами. Хотя, видите, за часовней стоит шикарный мавзолей? Это один богатый перс построил на могиле своей русской жены.

– А я не хочу здесь лежать, – вздыхает Манучехр Солейманпур.
– Как так? А где же?
– Я вообще нигде лежать не хочу. Хочу, чтобы меня сожгли и прах развеяли по ветру. Я как христианин чаю воскресения мертвых, но не думаю, что это будет как в фильмах ужасов: встали все мертвецы из гробов и пошли по земле…
– Я, кажется, понял. Сейчас скажете, что, может быть, частичка вашего праха долетит до России.
– Фу, как пошло. Земля – она везде принадлежит Богу. Русская, иранская – это все чушь. Меня приводит в ужас мысль, что когда-нибудь меня придавят тяжелой землей. У меня была нелегкая жизнь. Хочу после смерти стать легким. Хочу, чтобы мной дышали. Чтобы мной разговаривали. Неважно, на каком языке.

Дмитрий Соколов-Митрич

Иран нынче в тренде. Эта страна, как магнит, притягивает к себе внимание путешественников. Среди желающих её посетить есть и огромное количество женщин.

Сомневающимся могу смело заявить, что в Иране им ничего не угрожает. Эта страна безопасна и к своим гостям относится с уважением. Но всё же стоит знать многие нюансы и тонкости местного законопорядка вкупе с менталитетом. Ведь Иран - это типичная восточная страна с патриархальной формой правления. Женщина здесь не расценивается, как полноправный член общества и есть огромное количество правил и обязанностей, которые она должна соблюдать. Многие из них в той или иной мере касаются и путешественниц из других стран. О них стоит знать и мужчинам, которые собираются приехать сюда со своими вторыми половинками.

Иран уже почти 40 лет живёт по этим законам. И наибольшее количество правил и ограничений касается именно женщин. Наверное, почти все знаю, что всё женское население здесь, начиная с 9 лет, в обязательном порядке в общественных местах обязано покрывать голову, а также руки до кистей и ноги по щиколотку. Мужчины на улицах также не должны замечать никаких аппетитных женских форм, поэтому поверх одежды желательно ношение длинных кофт, сарафанов или чего-то в том же духе.


3.

Тона одежды должны быть тёмными, в идеале чёрными. Светлые или яркие цвета расцениваются, как развратные. Поверьте, исключений практически нет! За этим пристально наблюдает полиция нравов, которая останавливает не подобающе одетых представительниц прекрасного пола для воспитательных бесед. Ещё не так давно за нарушение этих правил давали до двух лет тюрьмы. Правда, к туристам отношение более мягкое, но всё же пренебрегать этими нормами поведения и обязательным дресс-кодом не стоит.


4.

Вроде бы это не сложно и понятно. Но теперь представьте реальную картину. В Иране температура воздуха часто превышает 40 градусов по Цельсию. Солнце печёт невыносимо. Каково быть женщиной в таких погодных условиях никого не волнует. Платок нельзя снимать даже при приёме пищи или во время поездок на автобусах и перелётов на самолётах.

Моя жена уже на третий день проклинала эти правила и расслабиться могла только в номерах гостиниц. Надо было видеть, как на обратном пути домой все женщины, без исключения, скидывали опостылевшие им платки, как только переступали порог самолёта Turkish Airlines на посадке в аэропорту Тегерана!


5.

Дальше больше - женщинам в Иране нельзя курить, танцевать и даже петь песни! Лишь совсем не давно в Иране разрешили пользоваться косметикой, теперь местные дамы отрываются в этом плане по полной. Также женщинам возбраняется ходить на любые спортивные состязания. Если вы женщина и любите футбол, смотрите его по телевизору.

Да, и вообще, ислам для женщин пропагандирует, причем очень навязчиво, такие главные добродетели, как смирение, покорность мужу, брату или отцу, а также богобоязненность во всём. В идеале, женщина вообще не должна покидать своего дома без сопровождения мужчины.


6.

Чтобы держать женскую часть население под контролем, здесь принято выдавать своих дочерей замуж уже с 13 лет (до 2009 года с 9 лет). Мужчина имеет право в любой момент развестись со своей женой, при этом детей оставить себе. В Иране нет женщин-судей, а в случае любых судебных разбирательств, суд чаще всего будет на стороне мужчин.


7.

Женщина же в свою очередь имеет право не работать. Работать и обеспечивать семью обязан мужчина. А задабривают своих жён мужья богатыми подарками. Только вот брачный договор здесь не просто рекомендация, а норма жизни, если не хочешь в один прекрасный день остаться абсолютно без детей и каких-либо средств к существованию.


8.

С малых лет мальчики и девочки учатся раздельно, то же самое касается и студентов вузов и университетов. Тут даже ездят раздельно! В метро, к примеру, вагоны делятся на женские и мужские. Мы с женой ехали вместе в мужском (это допустимо). Так вот, ближе к центру вагон был набит битком иранцами. При всей толкучке вокруг моей жены оставалось около метра свободного пространства. Прикасаться к чужой женщине здесь табу, которое соблюдается даже в таких обстоятельствах.


9.

Да, что там прикасаться, смотреть на женщину тоже не прилично! И если иранцы почти всегда с удовольствием позируют для фотографий иностранцев, далеко не все иранки могут позволить делать тоже самое.


10.

Кажется, женщины здесь давно смирились с таким положением вещей, считая, что им даже повезло. Вон, в Саудовской Аравии в этом плане всё намного хуже. При этом надо признать, что женщины в Иране удивительно красивы и грациозны. Трудно понять, как им удаётся сохранять своё очарование в таких условиях.


11.

Наверное, стоит знать, что в Иране не всегда было так. Более двух с половиной тысячелетий назад здесь был широко распространён матриархат. Женщины тогда управляли государствами и занимались торговлей. Ислам радикально всё изменил. Но, когда чуть меньше 100 лет назад к власти пришла династия Пехлеви, правила начали меняться.

С 1936 по 1941 года даже было запрещено ношение хиджабов, а женщины вплоть до исламской революции 1980 года обладали многими правами наравне с мужчинами. Но исламисты во главе с аяттолой Хомейни вновь изменили радиально всё.

Идеалом для всей женской половины населения была объявлена Фатима, дочь пророка Мухаммеда, отличавшееся особой преданностью перед мужем и богобоязненностью. Мужчинам разрешили многожёнство, а за измену и нарушение порядка женщин начали публично казнить.

Наша знакомая из Исфахана, 26-летняя иранка, рассказала нам, что нынче ситуация меняется. Власть религиозных фанатиков ослабла, а молодёжь стала позволять себе намного больше, чем раньше. Она нам в телефоне показывала фотографии своей семьи, причем почти всегда на них женщины были без пресловутых платков. Сама она до сих пор не замужем, работает дизайнером настенных плиток для домов и мечтает объездить весь мир. Глядя на неё, начинает казаться, что Иран по немногу меняется. Правда, далеко не так быстро, как этого бы хотелось.


15.

В Ширазе мы с женой решили зайти в очень известное в Иране место - мавзолей Шах-Черах. Здесь более шести столетий назад были похоронены потомки пророка Мухаммеда - братья Имама Резы, очень почитаемого в исламском мире.


16.

Этот комплекс гробниц, мечетей и фонтанов является одной из главных достопримечательностей города и рекомендуется к обязательному посещению.


17.

При должной удаче можно попасть во внутрь усыпальниц, куда доступ для иноверцев закрыт, и увидеть великолепные зеркальные интерьеры. Правда, так повести может только, еcли вы путешествуете в чисто мужской компании. Нас же бдительный охранник мигом выцепил из толпы посетителей ещё на входе.


18.

Нас тут же разделили и жену увели в неизвестном мне направлении, заверив, что мы встретимся внутри комплекса. После очень поверхностного досмотра моего рюкзака я уже через минуту был внутри. Здесь я бесцельно слонялся минут 15 и уже начал беспокоиться. Но вскоре я увидел жену, закутанную с ног до головы и в сопровождении молоденькой иранки-гида.


19.

Оказывается, на входе её обыскивали и одевали аж трое местных сотрудниц. В карманах у неё нашли (о, ужас!) сигареты и зажигалку, которые тут же с презрением были выкинуты в мусорку. Далее, девушка-гид не спускала с нас глаз вплоть до самого выхода. Также она сопроводила мою жену до туалета. По словам моей супруги, там зрелище было тоже незабываемым. Десятки дырок в полу без каких-либо перегородок и толпа справляющих нужду местных дам, завёрнутых в чадру с ног до головы - такой вид, действительно, трудно себе представить.


20.

Конечно, в таких условиях о том, чтобы попасть во внутрь мавзолеев уже можно было даже не думать.


21.

В конце нашей прогулки наша любезная „надсмотрщица“ пригласила нас зачем-то зайти в местный офис. Здесь нам был предложен сок, чай и печеньки. Причём бесплатно! Я уже начал подозревать - а не хотят ли нас завербовать куда-нибудь? Но всё оказалось намного прозаичней.


22.

Девушка включила большой настенный телевизор и под пристальным вниманием дедушек-аятолл начала нам показывать фотографии внутренних интерьеров гробниц, тех самых, куда нас не пустили. Естественно, мы ими не стали восхищаться, а лишь заметили, что туристы навряд могли бы навредить этому иранскому чуду...


23.

С этого раза моя жена начала с огромной осторожностью относиться к моим идеям посещения той или иной местной мечети.


24.

Честно говоря, мне трудно объяснить подобное неравноправие полов в Иране. Патриархат даёт почти абсолютную власть мужчинам по отношению к женщинам. Кому-то это явно понравится. Наверняка найдутся и женщины, которые будут за подобные устои.

В одном я уверен точно! Нашим женщинам обязательно стоит побывать в Иране. Хотя бы уже ради того, чтобы понять как им повезло родиться и вырасти не в Иране...


25.

P.S. Подписывайтесь на мою страницу

Спецкор «МК» месяц провела в стране победившего ислама

В последнее время самое популярное занятие среди политологов и военных аналитиков ведущих стран мира — предсказывать дату начала войны в Иране. Принято считать, что революции на Ближнем Востоке неотвратимо приближают иностранное вторжение, и Иран станет следующим после Сирии. С 1979 года, после победы исламской революции, персы фактически живут в изоляции от внешнего мира. Восьмилетняя война с Ираком, жесткие экономические санкции со стороны стран Запада и Америки, крупномасштабные военные операции НАТО у самых границ Ирана должны были оставить страну на обочине жизни. Именно так кажется извне. Изнутри ситуация предстает несколько в другом свете.

Спецкор «МК» отправилась в Иран, чтобы понаблюдать за бытом и жизнью простых персов.

фото: Ирина Куксенкова

Попрощаться со своим обычным укладом и привычками всем летящим в Иран придется уже на борту самолета — не важно, иранская это авиакомпания или нет: во-первых, вам не продадут алкоголь (поскольку провоз, изготовление и употребление спиртного запрещены в Иране на законодательном уровне, алкоголь приравнен к наркотическим веществам — и последняя смертная казнь за употребление спиртного была приведена в исполнение около двух месяцев назад). То есть даже если пассажир прибыл на территорию Ирана пьяным, полиция имеет полное право арестовать его и вынести наказание в виде энного количества ударов палкой. Это для первого раза. Если попасться еще пару раз — путешествие в Иран закончится на виселице (официально казнят в этой стране путем повешения). И вряд ли иранские власти будут волноваться на тот счет, что подсудимый иностранец. Впрочем, алкоголь — это не самая большая проблема...

Во-вторых, мужчинам и женщинам следует переодеться согласно официальному дресс-коду, который действует в Иране с момента победы исламской революции. В каких-то провинциях он более строгий, в каких-то с некоторыми послаблениями — но он обязателен. На улице мужчинам нельзя носить майки (по типу «алкашек» и «борцовок»), только футболки или рубашки, прикрывающие руки до середины предплечья, шорты тоже можно смело оставлять дома — в Иране их нельзя носить в публичных местах. И фэшн-хит персидских мужчин — они все поголовно вынуждены летом носить носки с сандалиями. Поскольку голых ног также не должно быть...

С женским внешним видом еще сложнее. Джинсы допустимы, но сверху должно быть надето что-то прикрывающее туловище от шеи до колена — рубашка или манто (хотя иранки в большинстве своем носят черную чадру). Ну и самое главное — покрытая голова. Для этого можно использовать платок (самый простой способ), местные дамы также носят хиджаб и русари (традиционная иранская косынка).

Адаптироваться к часовому поясу в Иране человеку из средней полосы России не придется — разница во времени с Москвой всего на полчаса вперед. Дороги в Иране — не в пример нашим — отличные, причем по всей стране. В этом приходилось убеждаться в течение долгой командировки, во время многочисленных автомобильных поездок на север страны, к побережью Каспия, и на юг — в Исфаган. Вообще сразу бросается в глаза тот факт, что строят персы много: в туннелях пробивают объездные трассы, везде в городах башенные краны... В аккуратном порядке возвышаются гигантские ветряки, вырабатывающие альтернативную энергию. Несмотря на огромные запасы нефти, в Иране очень распространены еще и солнечные батареи. Их можно наблюдать на фонарях, светофорах и на крышах домов.

Тегеран мне показался очень советским городом, только с восточным колоритом. Множество мечетей, но еще больше серых жилых домов, похожих на советские хрущевки, и повыше — 9 и 12 этажей. В столице множество мест, которые стоит посмотреть, но общее впечатление от всего — Советский Союз. И вроде бы все есть: и достопримечательности, и кафе, и магазины, но ощущение серости и нехватки ярких красок.

На самой длинной улице Тегерана, Валиаср, — множество магазинов, в том числе и некоторых современных брендов. Но в основном ходят на базары, которые полностью завалены ширпотребом из Китая и Турции. Там можно найти абсолютно весь ассортимент бывшего московского «Черкизона». Продаются и запрещенные вещи — мини-юбки например. Как мне объяснили местные красавицы, подобные откровенные наряды носят на закрытых домашних вечеринках, где и бьет ключом бурная ночная жизнь...

Секс в большом и маленьком иранском городе

В Иране секса нет, как не было в Советском Союзе. По крайней мере официально и открыто эту тему никто не обсуждает. И хотя еще древние китайские дипломаты в эпоху династии Сасанидов писали, что персы суть развратнейший из народов, да и в истории Ирана есть описания тех еще извращений, сегодня официальная иранская идеология заткнет за пояс любой пуританизм. Иранцам не только нельзя иметь секс до свадьбы, но и дотрагиваться до существа противоположного пола.

— Впрочем, сейчас ситуация куда лучше, чем еще несколько лет назад. На улицах мегаполисов можно увидеть гуляющую молодежь, а некоторые парочки даже держатся за руки, — рассказывают мне мои иранские подруги. — Тем не менее на людях все равно все очень строго.

Мы сидели в одном из модных ресторанов в богатом районе. Оттуда как на ладони была видна вся столица, светящаяся в ночи от огней и иллюминации, среди органичного архитектурного ансамбля возвышалась «бордже милляд» — местное «Останкино». Как только стемнело, сюда потянулось множество молодых людей, стильных и модных. Тут были крашеные блондинки с ярким макияжем, маникюром-педикюром, с болтавшейся на макушке косынкой, в обтягивающих джинсах и кофтах, едва прикрывавших бедра. Одни девушки были невероятно стильными, элегантными, в платках и темных очках всемирно известных брендов, с естественным, неброским макияжем. Но большинство девушек все-таки накрашены безвкусно и аляповато. В Иране женщины красятся сильно еще и потому, что лицо — единственное, что они могут открыто продемонстрировать. Кроме того, многие иранки делают себе пластику носа и модные нынче пухлые губы «уточкой».

— У нас все есть, только неофициально. Кому надо — находят и алкоголь (в основном у таксистов и армян), да и у персов дома можно найти бутылочку качественного импортного спиртного — всем торгуют из-под полы, надо места знать, — утверждает Дария. — На закрытых домашних вечеринках мы общаемся с парнями: смотри, какие у меня фотки на «Фейсбуке»...

О да, у Дарии и ее подруг были весьма откровенные для иранок фото в соцсети. Правда, страничка — «только для друзей».

Знакомятся иранцы по-разному, но самые экзотические способы, когда парни кидают девушкам в машину на полном ходу записочки с номерами своих телефонов. Или в фитнес-клубах — как и в Чечне — бассейны и аквапарки, все они разделены по половому признаку. Но! Туда ходят вовсе не затем, чтобы иметь упругую попу и плоский живот. Мамы ходят туда с фотографиями своих сыновей (в Иране, кстати, мужчины женятся поздно по нашим меркам, лет после 30, 35, а то и после 40, для свадьбы им необходимо серьезное материальное подспорье) и показывают их каждой приглянувшейся девушке. Вот видит мамаша потенциального жениха красотку на беговой дорожке, подходит к ней, тычет ей фотографию своего чада и спрашивает: «Нравится? Выйдешь за него?»

Из всех доступных персам развлечений они предпочитают вечерние прогулки с семьей по городу, молодежь вечером гоняет на тачках (как правило, иранского производства) или тусуется в парках, но самый распространенный вариант — пикник на траве. Как стемнеет, все лужайки заняты.

Голубое небо Казвина

Севернее Тегерана есть небольшой городок Казвин. Как и во всех провинциальных городах, в Казвине «харэджиян» — то есть чужаки — вызывают настоящий фурор. Когда я с кем-нибудь из сопровождающих шла по базару, мы собирали вокруг себя большую толпу женщин и мужчин, которые просто ходили за нами по пятам. Наверное, с таким же удивлением москвичи бы разглядывали группу туристов-зулусов в перьях и с копьями на Красной площади...

После нескольких дней пребывания в Казвине я начала замечать, что по улицам ходят парни, держась за руку. Это, возможно, и ничего страшного (хотя парню с девочкой ходить за руки строго не рекомендуется), но их внешний вид! Штанишки в обтяжку, маечки в облипку, напомаженные килограммами геля волосы... У нас так ходят немодные геи. Позже мне рассказали, что, оказывается, Казвин славится своим гей-движением, и на этот счет даже есть поговорка: «Даже ворона, пролетая над Казвином, одним крылом прикрывает ж...». Я не представляю, как тут это явление уживается со всеми религиозными строгостями, особенно если вспомнить видео, которое одно время гуляло по Ютубу с кадрами, где в Иране казнят двух парней-гомосексуалистов...

Впрочем, так даже лучше — есть выход из ситуации и возможность уберечься от иностранного военного вторжения: у геев ведь мощное лобби по всему миру — и им нужно просто организовать кампанию в поддержку восточного Сан-Франциско. Своих они не дадут бомбить...

Еврейский вопрос

Во время исламской революции один из программных тезисов аятоллы Хомейни призывал к борьбе против мирового сионизма, который является, по его глубокому убеждению, «раковой опухолью земли». Персы исторически отличались особой «любовью» к евреям, но официально юдофобия закрепилась на государственном уровне в 1979 году. До этого Иран не признал образования Государства Израиль и по сей день является его ярым противником — даже арабы в этом вопросе цветочки по сравнению с персами. Причем такое отношение к евреям в Иране не только на государственном уровне, местные жители также искренне уверенны, что все беды в мире исходят от народа Израилева и травят про них циничные, но смешные анекдоты.

— Евреи — единственный народ на земле, который гнали отовсюду. Их все не любят! Это же неспроста, — уверяет меня продавец в столичном магазине сувениров. — Купите у меня кружку с Гитлером! Всего 50 тысяч реалов — это два с половиной доллара...

— С кем? — смотрю, действительно в сувенирной лавке полно кружек, среди которых есть и с изображением фюрера, рядом висят такие же картинки с плакатами. — Ну это не самый приятный персонаж в истории...

— Вы про убийство евреев? Вообще холокост придумали они сами...

— Ну вообще-то я имела в виду то, что Гитлер напал на нашу страну, и в результате погибли около 27 миллионов наших соотечественников...

Этот факт продавца магазина явно не заинтересовал. Дальше я отправилась на улицу Энкелабэ Ислами — исламской революции — там больше всего книжных магазинов. Я обратила внимание, что помимо нужных мне изданий тут легко можно купить «Майн кампф» на фарси и различные книги про нацизм... Затем я стала замечать израильские, британские и американские флаги, нарисованные на асфальте, по которым проезжает автотранспорт. А однажды я увидела половичок в виде американского флага перед дверью дома своего знакомого. Он объяснил мне, что вытирать ноги о флаг ему приятно еще и потому, что Америкой якобы тоже рулят евреи...

Европейки в Иране

Однажды поздним вечером в центре города я видела девушку в желтых лосинах, оранжевом манто и босоножках на шпильках (при этом у нее все равно был платок на голове). Одета она была по местным меркам вызывающе. На вопрос, кто она, мне ответили: проститутка, — правда, ее национальность не назвали, отметив, что она не персиянка. В Иране действительно есть проститутки, но просто так, заплатив деньги, с ней переспать нельзя. Для этого нужно заключить у муллы временный брак — «сигэ». Жениться можно хоть на час, хоть на два, хоть на ночь.

Одна моя знакомая немка завела в Иране роман с молодым персом. Когда они решили поехать путешествовать по древним городам страны, он вдруг замялся и предложил ей заключить «сигэ». Ведь в противном случае их не смогут поселить в одном номере в гостинице, и вообще могут возникнуть проблемы. Вернувшись из недельного путешествия обратно, в Тегеран, немка решила для себя, что их чувства больше чем просто интрижка и хорошо бы за этого перса выйти замуж. Но к тому моменту родители «принца Персии» уже были в курсе про их «сигэ» и, соответственно, никогда бы в жизни согласия на этот брак не дали. Потому что приличные девушки «сигэ» не заключают...

Мне самой довелось наблюдать, что западный человек совершенно не понимает, где он находится: эта же немка выла белугой, после того как сотрудница полиции нравов заставила ее надеть носки под босоножки и поверх ее обтягивающей кофты натянула бесформенную рубаху. «Как это унизительно!» — рыдала жительница Берлина.

По первости я сама попала под удар сурового иранского общества. По дороге из Исфагана в Тегеран ночью мы остановились в маленькой деревеньке. Я решила выкурить одну сигарету в темном углу. После нескольких затяжек в меня полетели камни. Не знаю как, но меня разглядели...

Игра компромиссов

Религия в Иране — ислам шиитского толка — не пустой звук, это основа всего. Вся жизнь здесь протекает согласно законам шариата.

— У нас, в России, состоялся громкий судебный процесс. Девушек из группы Pussy Riot осудили за панк-молебен в главном православном храме страны. Чисто гипотетически что было бы с ними в Иране при таком же раскладе? — спрашиваю у своих подруг.

— Шутишь? Во-первых, такого бы не случилось, их бы остановили на входе в мечеть. Во-вторых, ну даже если представить, что такое произошло, через несколько минут от них ничего не осталось бы, народ бы сам все сделал...

В Иране каждый месяц проходят религиозные праздники и траурные шествия в память о погибших мученической смертью. Это впечатляющее действо, особенно когда сотни женщин в черных чадрах идут плача...

А если в Иране, к примеру, священный месяц Рамазан, то кушать или даже пить воду во время светового дня на улице запрещено всем без исключения, не важно — мусульманин ты или нет. Все кафе, рестораны, фастфуды закрыты до наступления темноты.

В Иране общественный транспорт разделен на мужские и женские вагоны, женщинам нельзя курить кальян и быть судьями, потому что решение женщины не может быть обязательным для исполнения мужчиной. Режим запретил даже на официальных мероприятиях мужчинам жать руку женщинам и одел их в чадру и платки, которые нельзя снять даже в 50-градусную жару. Всю тяжесть этого осознаешь уже спустя неделю, когда хочется сжечь свой платок, потому что в нем жарко и чешется шея. Но большинство населения это устраивает.

— Многие иранки предпочитают ходить закутанными для собственной же безопасности, наши мужчины иногда ведут себя как дикари и могут ухватить девушку за какую-нибудь часть тела, — говорит Ширин. — Я одно время даже носила перчатки, поскольку один раз продавец так мерзко потрогал мою руку, когда я давала ему деньги.

Чем хорош оскароносный персидский фильм «Развод Надира и Самин» в главной роли с моей любимой Лейлой Хатами (кстати, дочерью известного еще в шахском Иране режиссера Али Хатами)? В нем очень точно показана повседневная жизнь простых иранцев. Это общество действительно разделено на тех, кто искренне поддерживает нынешний исламский курс, они, как правило, настоящие практикующие мусульмане, другие — против насильственного навязывания всем гражданам страны мусульманского образа жизни. Все, кто не согласен, уезжают из страны (пик эмиграции, конечно, пришелся на первые годы после исламской революции). Есть и те, кто не согласен, но уехать по каким-то причинам либо не захотел, либо не смог. Такие люди приспосабливаются к нынешним исламским строгостям и все равно живут по-европейски, просто скрывая это. Ездят в соседний Азербайджан или Армению, где проводят ударные выходные. Они просто приспособились к системе. И тем не менее независимо от разных политических взглядов в целом персы — невероятно гостеприимный народ, щедрый и открытый. Такими когда-то были советские люди, не испорченные культом потребления и западным цинизмом...

Иран—Москва.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Путин в гостях у аятоллы Хаменеи 23 ноября

Визит президента России Владимира Путина в Тегеран на этой неделе в иранских официальных кругах восприняли с энтузиазмом, но в неофициальных тут же напомнили, что Персия и Россия всегда были врагами.

Иранцам очень понравилось решение Путина прямо из аэропорта отправиться на встречу с духовным лидером Ирана аятоллой Хаменеи.

Сама же встреча прошла, видимо, в настолько дружественной атмосфере, что ветеран иранской политики, бывший министр иностранных дел Али Акбар Велаяти назвал её "лучшей и самой важной во всей истории Исламской Республики".

О чём именно говорили Путин и Хаменеи, известно мало. Иранская пресса широко цитирует высказывание, приписываемое Путину: "В отличие от некоторых, мы никогда не втыкаем нож в спину нашим союзникам".

Заполучить такого союзника в сирийской кампании, как Москва, для Тегерана, очевидно, было большой внешнеполитической удачей. Особенно после тяжёлого лета, в течение которого положение иранских частей и их союзников - "Хезболлы" и армии Башара Асада - на полях сражений в Сирии становилось всё хуже и хуже.

Потери среди частей иранского Корпуса стражей исламской революции росли с каждой неделей. Решение Путина ввязаться в конфликт очень помогло Ирану и позволило на данный момент укрепить позиции режима Асада.

Недружелюбные соцсети

Впрочем, не все иранцы убеждены в пользе союза с Россией. Некоторые пользователи соцсетей в связи с визитом Путина решили напомнить соотечественникам о некоторых не столь радужных моментах в отношениях двух стран.

"Эта вшивая атомная станция, которую вы строите для нас уже 20 лет и которая должна была заработать ещё 10 лет назад, не достроена и наполовину" - напомнил один из них об АЭС в Бушере, которую строят россияне.

"Вы ни разу не голосовали в Совбезе ООН против резолюций, которые в последние 10 лет превратили нашу жизнь в ад, - обвиняет Россию другой. - Что хорошего Россия хоть когда-нибудь сделала для Ирана? Назовите хоть три вещи".

Отношения между Персией-Ираном и Россией имеют многовековую историю и никогда не были безоблачными.

В восприятии большинства иранцев русские - опасный и непредсказуемый враг, нация, с которой они вели большие войны и терпели обидные поражения.

Слова "Туркманчайский трактат" - по этому мирному договору 1828 года Персия по итогам войны отдала Российской империи большие территории - до сих пор являются для иранцев синонимом несправедливого договора.

Туркманчайский договор

Мирный договор между Персией (ныне Иран) и Российской империей по итогам русско-персидской войны 1826-1828 гг.

Персия отдала России Эриванское и Нахичеванское ханства, а также остатки Талышского ханства (сейчас это части Армении, Азербайджана и Турции). Кроме того, на Персию была наложена большая контрибуция.

Брак по расчёту

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Похороны бойца КСИР, погибшего в Сирии. Тегеран, сентябрь 2015 года

Многие задаются вопросом, может ли быть прочным союз между странами с такой богатой историей вражды. Но пока очевидно, что лидеры России и Ирана считают этот новоиспечённый союз наилучшим способом сохранить влияние в Сирии и во всём регионе.

При этом напряжённость в отношениях Ирана и Саудовской Аравии не спадает.

Обещание президента Ирана Хасана Роухани наладить отношения с Саудовской Аравией пока остаётся невыполненным, к тому же большинству иранцев не очень-то этого и хочется.

Все больше иранцев рассматривают саудовцев как врага, как страну, которая поддерживает "Исламское государство" (признано в России экстремистским и запрещено) и потому представляет собой прямую угрозу Ирану.

Эти чувства к Саудовской Аравии настолько сильны, что даже те простые иранцы, которые обычно ругали Корпус стражей исламской революции за подавление инакомыслия, теперь считают "стражей" героями, рискующими своими жизнями за Иран и весь Ближний Восток в войне с экстремистами из ИГ.

С точки зрения иранцев, Россия очень вовремя пришла на помощь их стране, бившейся с экстремистами почти в одиночку.

А тот факт, что российская поддержка с воздуха позволила добиться некоторых успехов на земле, показывает, что альянс приносит плоды.

Возможные линии раскола

Однако в российско-иранских отношениях уже в ближайшие месяцы могут обозначиться серьёзные разногласия.

Во-первых, по вопросу о будущем Башара Асада.

Иран считает, что Асад должен остаться президентом, и это не обсуждается.

Путин на этой неделе в Тегеране заверял вместе с аятоллой Хаменеи, что поддерживает Асада. Но в разговорах с другими "партнёрами" Москва уже намекала, что на каком-то этапе она может быть готова как-то более гибко посмотреть на этот вопрос.

Во время визита в Иран президент России говорил о больших планах сотрудничества и инвестиций в нефтегазовой отрасли, строительстве, энергетике и других отраслях экономики.

Планы впечатляющи, но сейчас обе страны - в экономическом кризисе, и какая часть этих планов будет реализована, пока непонятно.

В России же некоторые эксперты уже предупреждают, что, сближаясь с Ираном, Асадом и "Хезболлой", Россия рискует оттолкнуть суннитские страны и потерять влияние в большей части региона.

У иранцев есть присказка про ад: это место, которое кишит такими ядовитыми скорпионами, что приходится спасаться от них среди змей.

На этой неделе, во время визита Путина в Тегеран, стороны сияли улыбками, но вполне вероятно, что их "совместное предприятие" в Сирии чем дальше, тем чаще будет напоминать эту присказку.

Статьи по теме: