Женственность vs мужественность в современном мире. Истинная женственность и мужественность

Мужчины, которые не прощают
женщине их маленьких недостатков,
никогда не насладятся их великими достоинствами.

Д. Джербан



Говорят о женственности, как о черте, украшающей женщин. С другой стороны, слова "мужчина" и "мужество" имеют один корень; тем самым подчеркивается необходимое преобладание у мужчин волевых качеств.

Хотя бывают мужчины в какой-то степени женственные и женщины мужественные (а иногда и мужеподобные). Такое впечатление на других производят или внешностью, или своим поведением.

Сила и слабость

Мужчине положено быть сильным; в основе женственности - использование права на слабость. Право это - своеобразная, требующая своего признания сила - сила привлекательной слабости. Она претендует не только на внимание, на снисхождение к себе, но даже и на повиновение; иногда претендует категорически и безапелляционно. Мужественность не терпит никакого к себе снисхождения.

Мужественность оперирует преимущественно правом разума, физической силы и логики. Женственность - правом непосредственных побуждений, часто вопреки логике, разуму и физической силе; реальный факт - привлекательность - не нуждается в логических обоснованиях. Сила женственности заключена, таким образом, в уязвимости партнера, в его зависимости.

Например, желание мужчины обладать женщиной ставит его в зависимость от нее - ведь ее встречного желания надо еще добиваться!

Привлекательность для партнера - обещающая, дразнящая и ускользающая - делается своеобразной, но вполне реальной силой, преодолевающей иногда все другие. Распространенная форма использования этой силы - кокетство. Кокетство может быть и весьма тонким, скромным, изящным и остроумным. В последнем случае оно и есть сущность женственности.

Мужчины действуют инициативно, наступательно, прямиком двигаясь к цели. Женственности свойственна склонность не распоряжаться инициативой, а пользоваться ею, но не так и не для того, для чего она в каждом случае предоставляется. Женственность обнаруживается преимущественно не в наступлении и не в обороне, а в контрнаступлении - в таком маневрировании в контрнаступлениях, которое в итоге может оказаться самым настойчивым, энергичным и умело проведенным наступлением, но наступлением как бы вынужденным. Для женственности характерно не превращение определенной стратегии в тактику, а наоборот - возведение тактики до уровня стратегии. Не логический ход от цели к средству, а своеобразное использование чуть ли не любого средства - говоря словами Джавахарлала Неру, "средства управляют целью и меняют ее".

Женственность обнаруживается в умении бороться преимущественно за цели позиционные - постепенное накопление преимуществ. Например, создание у мужчины чувства вины или долга, сексуальной зависимости. О силе позиционных методов говорит то, что в случае развода при равных правах на детей, квартиру, имущество все это обычно достается жене, а супруг получает только свободу и алименты.

Сила женственности уменьшается в деле как таковом, где конкретные знания и умения обеспечивают успех. Если женщина проявляет высокое мастерство в деловой борьбе и занята только делом, она теряет долю женственности, хотя в другое время, может быть, обладает ею в избытке (директриса, например). В борьбе же позиционной, в области оттенков, многозначных намеков и подразумеваемых обобщений сила женственности находит себе полное применение.

С позиций женственности (если позволено так выразиться) любые деловые результаты борьбы суть следствия взаимоотношений, достигнутых в борьбе позиционной. С позиций мужественности, наоборот, те или иные взаимоотношения - результат борьбы деловой.

Поэтому мужественность тяготеет к борьбе за немедленный выигрыш в настоящем времени, а женственность - к борьбе за будущее, не слишком отдаленное. (Не случайно рекламное дело - одна из сфер эффективного применения женских способностей.)

Логика женственности своеобразна, причудлива - похожа на логику каприза. Исходной посылкой в ней служит факт симпатии или антипатии (например, это проявляется при голосовании на выборах), а на этой эмоциональной посылке может быть воздвигнута цепь логических выводов и умозаключений с учетом множества самых разнообразных факторов…

Мужественность требует логики общеобязательной и, следовательно, претендующей на объективно обоснованные исходные положения. Эта сугубо деловая логика бывает прямолинейна и безжалостна; в ней проявляется уверенность в себе.

В представлениях о партнере - о соотношении интересов и сил - с наибольшей ясностью обнаруживается то, что женская логика ставит дело в зависимость от взаимоотношений. Более обстоятельно о женской логике мы еще поговорим в следующей главе.

Антагонизм

При явно и откровенно антагонистических взаимоотношениях с партнером женственность не является силой, а борьба с врагом требует от женщины мужественности. Неприкрытая враждебность делает логику женственности бессмысленной. Женственности свойственно поэтому либо маскировать враждебность дружественностью, либо находить в интересах партнера хоть что-то объединяющее, родственное своим интересам. Если это удается, то возникает чаще всего позиционная борьба с позиций кажущейся дружественности за дальнейшее сближение. Здесь женственность находит себе применение и нередко дает конкретные деловые результаты. Но если в такой борьбе враждебность, вызванная сопротивлением партнера, прорывается наружу, женственность пропадает. Поэтому женщины избегают ссор между собой в присутствии мужчин, мнением которых дорожат.

Дружественность

Дружественность как характерная черта женственности своеобразна. Эта дружественность в некоторых границах, идущая не до конца, не беспредельна. Такая незавершенность дружественности вытекает из склонности деловую борьбу заменять позиционной и ставить в зависимость от последней. Позиционная борьба подразумевает некоторую недоговоренность во взаимоотношениях, поэтому принятая и признаваемая обеими борющимися сторонами дружественность должна быть неполной, не окончательной.

Склонность к полной и окончательной ясности во взаимоотношениях - черта, характерная для мужественности: от дружественности, ограниченной пределами вполне конкретного дела, до дружественности безусловной, беззаветной и безграничной, характерной для юности. "Женщины умеют любить сильнее, нежели большинство мужчин, но мужчины более способны к истинной дружбе ", - утверждает Лабрюйер.

Женщины отдают дружбе лишь то, что берут взаймы у любви. Ларошфуко принадлежат слова: "Женщины оттого так безразличны к дружбе, что она кажется им пресной по сравнению с любовью".

Мужчина может питать иллюзии относительно дружбы с женщиной. Она же считает его в худшем случае ухажером-неудачником, в лучшем - запасным вариантом на будущее.

Залогом истинной дружбы межу женщинами могут быть только абсолютно разные взгляды на то, что такое желанный мужчина. Так что не случайны коварные предательства со стороны "лучших подруг".

Поэтому на сакраментальный вопрос школьных диспутов: "Возможна ли дружба между мальчиком и девочкой?" - можно ответить однозначно: конечно нет. Слишком разнятся взгляды представителей полов на дружбу, как, впрочем, и на большинство других явлений жизни.

Обмен информацией

В характере обмена информацией женственность и мужественность проявляются в признаках, вытекающих из тех, что мы сейчас рассмотрели. Стремление женщины к использованию инициативы в контрнаступлении влечет за собой скупость в выдаче информации, намеки на ее многозначительность - стремление так повернуть диалог, чтобы, держась как бы темы партнера, в действительности перевести его на свою тему (например, говоря о деле, в действительности вести разговор о взаимоотношениях, а говоря о взаимоотношениях, клонить к делу).

Склонность к позиционной борьбе обнаруживается в пренебрежении к деловой конкретности высказываний и в повышенном внимании к тому, куда партнер клонит - какие обобщения он подразумевает. В обмене информацией женственность тяготеет, таким образом, не столько к обмену смыслом произносимых речей, сколько к обмену тем, как эти речи и слова произносятся. Пауза, жест, интонация в таком обмене могут играть решающую роль.

Для женственности характерна чрезмерная откровенность при некоторой загадочности, многозначности выражений, которые влекут за собой различное толкование одних и тех же выражений разными людьми в различное время. Мужественность в обмене информацией тяготеет, наоборот, к однозначности и определенности.

Чувство меры

Черты мужественности, как и черты женственности, взаимосвязаны. Любая отдельно взятая черта из тех, например, что были рассмотрены, не создает женственности или мужественности в целом, а любая в гипертрофированном виде разрушает то и другое. Так, скажем, деловитость, точность и определенность поступков сами по себе могут ничем не напоминать мужественность, а воплощать лишь педантизм. Также грубо преувеличенный интерес к взаимоотношениям между людьми, жадное стремление заниматься только этой стороной жизни окружающих - это уже не женственность, скорее, карикатура на нее…

Как только мужчина начинает хоть сколько-нибудь кичиться своим правом и своей силой, демонстрируя их специально, а тем более неудачно, - он теряет в мужественности. Подобным же образом как только женщина начинает сознательно, преднамеренно пользоваться своей привлекательностью, то есть своей женственностью, - она тут же начинает ее терять: не зря говорится - от великого до смешного - один шаг.

Каждому человеку в повседневном поведении присуща какая-то, мера женственности и мужественности, но мера эта может не отвечать требованиям традиции. В жизни даже самый мужественный человек бывает то более, то менее мужествен, в зависимости от того, с кем, за что и в каких обстоятельствах он борется. Самая женственная женщина также то более, то менее женственна в зависимости от множества причин. Поэтому поиски меры и разнообразия степеней как мужественности, так и женственности могут содействовать выразительности личности и достижению ею своих целей.

Школьные стереотипы

В 1981 г. Хартли опубликовал работу, в которой проанализировано, как мальчики и девочки оценивают поведение в школе представителей собственного и противоположного пола. Было обнаружено, что мальчики оценивают поведение девочек только в положительных тонах, а свое собственное - ив положительных, и в отрицательных, в то время как девочки определяют свое собственное поведение как хорошее, а мальчиков - как плохое. Авторская интерпретация полученных данных сводится к тому, что роль школьника и школьницы по-разному соотносится с полоролевыми стереотипами. По мнению Хартли, быть "хорошей" школьницей и "настоящей" женщиной, в общем, не противоречит одно другому. Но быть хорошим (прилежным) школьником и в то же время чувствовать себя "настоящим" мужчиной - это вещи в определенном смысле противоположные.

Если сопоставить это с данными раздела 1.1 о преимущественно "женских" качествах (старательность, исполнительность, следования правилам, умение подчиняться) и преимущественно мужских (агрессивность, уверенность в себе), то получается, что быть хорошей ученицей и легче, и престижнее, чем хорошим учеником, ведь "настоящий мужчина" не должен быть послушным. Это, по-видимому, и объясняет то, что девочки, как правило, учатся старательнее мальчиков.

Активность

Главная особенность мужчины - это высокая активность. Женщины менее активны, и не только сами по себе. Установлено, что в некоторых видах деятельности женщины очень часто проявляют меньшую активность в присутствии мужчин, чем последние в присутствии лиц своего же пола. В этом смысле показательны результаты наблюдений Ф. Стродтбека и Р. Манна за процессом общения присяжных заседателей, свидетельствующие, что мужчины значительно превосходят женщин участием в предшествующей принятию вердикта дискуссии. Аналогичные факты получены и другими исследователями. Например, Е. Эрих обнаружено, что при решении дискуссионных задач в смешанных (по признаку пола) группах мужчины являлись инициаторами 2/3 всех коммуникативных актов в группе. Кроме того, было также показано, что в смешанных группах женщины реже становятся лидерами и проявляют меньшую склонность, чем мужчины, добиваться этой роли.

Приведенные выше данные объясняются стремлением мужчин доминировать в группе, в частности, в силу наличия определенного культурного стандарта поведения: от исполнителя мужской роли ожидают и соответствующего поведения.

Подобного рода стандарты сказываются и на установках, в свою очередь влияющих на оценку успешности действий лиц разного пола. Так, Р. Раис с сотрудниками, первоначально измерив установки курсантов военной академии относительно женщин, далее объединяли их в группы из трех человек (все мужчины) для участия в эксперименте. Часть групп возглавлялась мужчинами, а часть - женщинами. В результате была выявлена любопытная закономерность. Когда успеха в решении задачи добивалась группа, возглавлявшаяся женщиной, члены группы приписывали успех, главным образом, везению. Когда же такая успешная группа возглавлялась мужчиной, считалось, что успех обусловлен в основном его личными качествами (способностями, умениями).

В соответствии со сложившимися стереотипами хорошее выполнение задачи, высокий результат в чем-либо, достигнутый мужчиной, чаще всего объясняются его способностями, а точно такой же результат, достигнутый женщиной, объясняется ее усилиями, "случайной удачей".

Мак-Ки и Перрифс пришли к выводу, что в целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. И наконец, эти авторы обнаружили, что мужчины демонстрируют гораздо большую согласованность в отношении типично мужских качеств, чем женщины - в отношении женских.

Женщины более объективны в отношении к мужчинам, чем к женщинам. Известно также ревностное отношение женщины к успеху другой - даже лучшей подруги.

Статус в обществе

Известно, что великий древнегреческий мудрец Платон благодарил богов за восемь оказанных ему благодеяний. Первым он считал то, что они дали ему возможность родиться свободным, а не рабом; вторым - что он родился мужчиной, а не женщиной. Такая же мысль высказывается в утренней молитве мужчин-евреев: "Хвала тебе, о Боже, господь наш и владыка мира, что не родил ты меня женщиной". Женщины же еврейки молятся в соответствующем месте этой утренней молитвы следующим образом: "…который сотворил меня по воле своей".

Так что исторически сложилось предпочтительное положение мужчины в обществе. Этим, по-видимому, объясняются многие из приведенных выше преимуществ, отдаваемых мужчинам.

Именно в силу более низкого статуса женщины в нашем обществе мужчин нередко возмущает неуместное, по их мнению, "выпячивание" женской сущности. Многих мужчин просто бесит, когда, занимаясь сугубо мужским делом (как они считают, например - политикой), женщина оперирует такими высказываниями: "Я, как женщина…" Причину своего раздражения объясняют так: "Если ты женщина, то и занимайся женскими делами, не лезь в мужские дела!"

А если поменяться?

Несмотря на свой более низкий статус в обществе, мало кто из женщин желал бы поменяться с мужчиной своей ролью, участью и обличьем (транссексуалов мы в расчет не берем - здесь аномалии носят характер ошибки природы, мужчины и женщины здесь в равном положении). Народная поговорка гласит: "Лучше раз в году родить, чем день-деньской бороду брить ".

Дорожа своей принадлежностью к прекрасной половине человечества, женщины тем не менее не мирятся со сложившимся положением.

Движение феминисток в развитых странах борется с дискриминацией, "мужским шовинизмом", выражающимся в разной оплате за одинаковый труд, ограничениях в приеме на работу, трудностях продвижения по служебной лестнице и т.п. Результаты кое-где просто впечатляющие. Например, в США женщине не имеют права отказать в приеме на работу, например, докером. И управляющим приходится изобретать всевозможные требования к силовым качествам, чтобы отсеять претенденток на этот тяжелый труд.

Но еще больших успехов добились феминистки по части предотвращения "сексуальных домогательств" на службе. О том, к чему это привело на деле, мы расскажем позднее. А пока лишь отметим, что феминистки повели атаку далее на английский язык как на дискриминирующий права женщин.

Они насчитали в нем 200 слов для описания женщин легкого поведения и только 20 - для ловеласов. Вспоминается в связи с этим один из рассказов популярного сатирика Михаила Задорнова. В Израиле одна из газет обвинила его в антисемитизме за то, что он мало издевается над евреями, тем самым обходя их вниманием.

Самооценки

Мужчины более уравновешенны в самооценках, нежели женщины. Причем наблюдается это с детства.

В Петербурге специалисты проанализировали сотни дневников, в Минске - тысячи самохарактеристик мальчиков и девочек. Самохарактеристики мальчиков более объективны, их дневники касаются деятельности, реальных событий, и в меньшей степени взаимоотношениям, чему главным образом посвящены дневники девочек. Эти особенности сохраняются и в юношеском, и в зрелом возрасте.

Открытость

В эксперименте испытуемым предлагалось прослушать текст записи, где в одном варианте мужчина, а в другом - женщина рассказывали о себе и своей жизни. Независимо от пола рассказчика текст был абсолютно идентичен. Но когда после прослушивания испытуемым предложили выразить свое отношение к этому человеку, женщина была оценена гораздо выше, чем мужчина. Это привело к выводу, что, исходя из представлений о мужественности, широко распространенных в культуре, мужчина, рассказывающий нечто о себе "первому встречному" (каковыми в каком-то смысле и были испытуемые), воспринимается как человек слабый, невротичный и зависимый, женщина же, совершающая то же действие, воспринимается как открытая и доверчивая.

Компетентность

Психологи Тейнер и Дау установили, что в тех случаях, когда женщина выполняет мужскую работу, например выступает в роли следователя при расследовании преступления и делает это компетентно, и признается авторитетами в этой области, то она воспринимается испытуемыми обоего пола как заслуживающая большего признания, чем мужчина. Фактор "усилий" приобретает в этом случае "стабильный" характер и положительную оценку, подобно тому как это происходит обычно при объяснении успехов мужчин.

Расположение

Однако в чисто личностном плане компетентность оказывается для женщин скорее отрицательным, чем положительным фактором; высококомпетентные женщины не пользуются расположением ни мужчин, ни женщин. Такой вывод логически следует из очень интересного экспериментального исследования Хаген и Кан. В ходе своего эксперимента они установили, что:

1. В целом мужчины и женщины стремятся исключить из своей группы компетентных женщин, причем эта тенденция наблюдается в условиях кооперативного и соревновательного взаимодействия.

2. Мужчины в целом оказывали предпочтение компетентным женщинам только тогда, когда по условиям эксперимента не требовалось никакого выполнения задачи - ни кооперативного, ни конкурентного характера.

3. Мужчины с традиционными (консервативными) установками на отношения полов исключали из своей группы компетентных женщин только в соревновательных условиях, выдвигая при этом на роль лидеров, напротив, женщин некомпетентных.

4. Мужчины с более "либеральными" взглядами исключали, из своей группы компетентных женщин реже и признавали в них лидеров чаще, чем "консерваторы", однако не чувствовали к ним (компетентным женщинам) никакого расположения.

1) изменить стереотип;

2) опровергнуть факт наличия компетентности;

3) вообще устранить противоречие путем фактического устранения, исключения компетентной женщины из группы.

Два последних оказываются более предпочтительными (поскольку изменить стереотип - сложнее всего), причем это наблюдается не только в экспериментальной ситуации, но, что значительно важнее, и в реальной жизни. Проигрыш женщине в соревновании, считают Хаген и Кан, особенно для мужчины с консервативными, традиционными установками на взаимоотношения полов, почти всегда означает снижение самооценки, поскольку в соответствии с неписаными нормами, существующими в традиционной западной культуре, "настоящий мужчина превосходит женщину и всегда должен ее обыграть".

Стереотипы и СМИ

Каким образом различные социальные институты, литература, искусство, средства массовой информации и т.д. способствуют (или препятствуют) формированию и распространению стереотипов? В работе Мэнстед и Мак-Кавлоч изучались образы мужчин и женщин в рекламных программах Британского телевидения. Авторы пытались выяснить, существуют ли различия в изображении потребителей и потребительниц, и если да, то в чем они заключаются.

Такие различия действительно были получены. В целом суть этих различий совпадает с традиционными стереотипами. Мужчины чаще всего изображаются как рассуждающие и оценивающие товар, понимающие объективные причины его покупки, действующие независимо, ориентированные на практическое использование приобретаемых предметов.

Женщины обычно изображаются как не обсуждающие и не оценивающие достоинства приобретаемого товара, а как движимые субъективными причинам и в его приобретении (эмоциями и желаниями), как занимающие дополнительные и зависимые роли (жены, любовницы, подруги).

Таким образом, реклама способствует закреплению в сознании новых подрастающих поколений исторически сложившихся стереотипов. И это не случайно: как элемент массовой культуры реклама хочет понравиться потребителю, а это значит, что она должна подыгрывать уже сложившемуся у большинства мнению. Попытка же сломать стереотипы грозит оттолкнуть от себя потенциального покупателя.

Неудовлетворенность

Если мужская неудовлетворенность адресуется строго ко Вселенной или по крайней мере к политическим событиям, а в объятиях женщины мужчина находит покой и теряет себя, то неудовлетворенность женщины относится как раз к сфере взаимоотношений с мужчиной, Вселенная же ее вполне устраивает.

Мужчины всюду немного чужие, в них есть что-то от бродяг, но внутри они как раз существа домашние.

У женщины же дар превращать в жилье любое место и делать его уютным. Женщина в мире уютна, но у нее нет мира в душе.

Женщины создают комфорт, а вот нуждаются в нем мужчины больше, чем женщины. Не случайно бытовые трудности и неудобства мужчины переносят тяжелее женщин.

Три момента мужского начала

2. Организация.

3. Точка (концентрация).

Мужчина стремится руководить, задавать направление, принимая наиболее ответственные, направляющие решения.

Любит организовывать, командовать.

Ставит точку: последнее слово должно быть за ним.

Три момента женского начала

1. Предоставление пространства.

2. Заполнение его.

3. Освоение.

Например, купили мебель - муж рассуждает, куда что поставить. Но жена советует, влияет на него, тем самым предоставляя пространство (для мебели в данном случае).

Женщина заполняет и осваивает пространство квартиры множеством мелочей (салфеточки, вазочки, тарелочки, картинки на стене). Для мужчин эти мелочи не существуют, они для него - чужой мир, именно потому, что заполнение и освоение пространства - это мир женщины. Именно этим она и создает уют.

Красота спасет мир

Одно из проявлений этого - природная склонность женщины ко всему красивому и изящному. Несмотря на свой практицизм, женщина предпочитает прекрасное полезному.

Например, любовь женщин к цветам. Многие мужчины, даже те, кто дарит женщинам цветы, не понимают, почему они так нравятся женщинам. Ведь на эти деньги можно приобрести что-то более полезное и дольше радующее сознание, чем растения, век которых недолог. Ан нет.

Внешность

Женщина раньше ощущает и сознает свою половую принадлежность, отсюда повышенный интерес к своей внешности, болезненное восприятие своего физического несовершенства. У всех народов, во все времена, как об этом свидетельствуют археология и антропология, она стремилась иметь украшения и обращать на себя внимание одеждой, косметикой, манерами, движениями, танцами, пением.

Для мужчины нет ничего более обидного, чем если его назовут глупцом, а для женщины - отрицательно оценят ее внешность. Женщина с болью в сердце обнаруживает новую морщинку на лице и думает не о том, что годы требуют привести свои амбиции в соответствие с возрастом, а как бы разгладить эту проклятую морщинку!

И тем не менее женщины оценивают свою внешность более самокритично, чем мужчины свою: воспринимают себя привлекательными большинство мужчин и весьма небольшая часть женщин.

Самоуверенность

Один недостаток мужчин в равной мере отмечают и молодые, и пожилые женщины: самоуверенность. Мужчине трудно поверить, что его можно не любить, он тяжело переносит отказ. Самоуверенность порождена активной природой мужчины. Неуверенность, робость делали мужчину трусом; у него опускались руки при встрече с трудностями и препятствиями. С древности таких людей презирали, они были обречены на неудачи, поражения и гибель. Мужчина должен был стать мужественным, решительным, чтобы добиться успеха, завоевать славу, одержать победу.

Отношение к слабым

Оно разное у мужчин и женщин. Владимир Высоцкий в одной из своих песен выразился вполне определенно: "Я не люблю насилье и бессилье". Чувство жалости, сострадания присуще больше женщине. Ей нравится ухаживать за слабым или больным, опекать, наставлять, критиковать, поучать детей, более молодых подруг, а потом и мужей. В своей попечительской деятельности женщина нередко одержима и не всегда проявляет меру в любви к ребенку (избалованность детей), в своих житейских советах соседям, поучениях мужу. Отмечается обостренная восприимчивость женской психики к переживаниям других: слезы ребенка для нее личная драма, болезнь близкого человека - трагедия.

Такое отношение к слабым проявляется и в восприятии юмора. В "мужских" анекдотах нередко потешаются над слабыми (например, над больными, дистрофиками и т.п.). Женщинам же не по душе такой смех.

"Противники"

Целью женщины является ее подсознательное (и сознательное) желание заполучить хорошего мужа.

Мужчины же, наоборот, подсознательно стремятся остаться свободными.

Поскольку цели мужчин и женщин противоположны, то в этом вопросе они, по существу, противники. Поэтому кое-где в дальнейшем читатель встретится с терминологией, близкой к боевой.

Отношение к семье

Семья, любовь для женщины важнее всего остального. Интересно послушать женщин, добившихся успеха в своей творческой жизни, замечательно реализовавших себя в искусстве.

Выдающуюся певицу Монтсеррат Кабалъе спросил интервьюер:

Сеньора Монтсеррат, если бы вам сейчас дана была возможность вернуть какое-то мгновение своей жизни, что бы это было?

Мне легко ответить. Я точно знаю, что. Первое - момент, когда я познакомилась со своим мужем. Второе - когда я родила дочь. И третье - когда у меня родился сын…

Когда замечательную русскую певицу Изабеллу Юрьеву, пользовавшуюся у старших поколений огромной популярностью, ведущий передачи "Момент истины" А. Караулов попросил назвать самое главное в ее творческой жизни, она ответила: то, что она встретила своего мужа и прожила с ним 46 лет счастливой жизни.

Мы не случайно адресовались здесь не к простым женщинам, многие из которых просто "тянут лямку" своей работы, а к тем счастливицам, которые реализовали себя в работе так, как и не снится многим мужчинам.

И все равно семья для женщины на первом месте.

Кто кем управляет

Власть принадлежит мужчинам, но управляет мужчиной всегда женщина. Об этом очень хорошо сказано в "Законе Паркинсона": "Умные, мудрые бабушки, сидя дома, всегда управляли государством", потому что они управляли состоянием мужчины, но делали это мягко, ненавязчиво и тактично.

На работе

Как и во всем остальном, мужчины часто не обращают внимания на мелочи и придают значение главному, основному. По тому, как руководителю удается решать ключевые задачи, они судят о его способностях.

Женщины, в отличие от мужчин, придают значение и мелочам, деталям, которые при случае могут превратиться в весьма значительные факты. Женская "мелочность" подчас позволяет избегать неприятностей, ошибок.

Если для мужчин на первом месте - компетентность начальника, то для женщин - его человеческие качества.

Мужчины меньше внимания уделяют отношениям в коллективе, для женщин - это второй по значимости (после качеств начальника) фактор.

Для мужчины (особенно в нынешней ситуации) главное - побольше заработать. Для женщины важно, чтобы наряду с производственной работой она могла делать что-то и для семьи (купить продукты, сбегать в обед домой покормить детей, позвонить домой - поели ли, сели за уроки и т.д.). Поэтому от руководителя работница ожидает, что он отнесется к этому с пониманием и, по меньшей мере, не будет препятствовать этому. Среди факторов, важных для женщины, - близость места работы от дома.

Привлекательность и ответственность

Исследования показали, что у руководителей-мужчин отмечаются следующие тенденции:

1) приятные поручения давать более привлекательным женщинам, а неприятные менее привлекательным;

2) в спорных случаях ответственность за хорошие дела возлагать на более привлекательных сотрудниц, и за плохие - на менее привлекательных.

Что же движет этими нехорошими руководителями? По нашему мнению, тому есть глубокие причины. Всякий человек испытывает огромную потребность в положительных эмоциях. Привлекательные женщины своей внешностью дают мужчине такие положительные эмоции. Связывать неприятное дело с конкретной женщиной - значит, ассоциировать ее с отрицательными эмоциями. Оберегая для себя привлекательную женщину как источник положительных эмоций, руководитель подсознательно отдает неприятные дела менее привлекательным подчиненным.

Итак, различий между мужчиной и женщиной столь много, что так и подмывает сказать - они различаются во всем. Во всяком случае оправданны слова о том, что на Земле как бы сосуществуют, переплетаясь и взаимодействуя, но не теряя при этом своей сущности, две различные цивилизации, два сообщества - мужчин и женщин.

Так необходимых друг другу - и таких разных!

Сегодня многие хотят развить в себе мужественность или женственность. На этом желании уже вырос целый бизнес. Мужчины ходят на различные тренинги, которые через драки и агрессию якобы делают мужчин более мужественными. Женщины тоже не отстают и ходят на всякие “женские практики”, пытаются в себе развить соблазнительность, а также какие-то качества, которые автор тренинга посчитал женственностью.

В жизни же всё не так. Жизнь не знает стандартов, в ней каждый человек обладает своим собственным набором качеств, которые не могут влезть ни в какие рамки. Однако, можно встретить массу людей, которые искренне считают, что нужно чему-то соответствовать. Вот и начинают они кромсать себя и других, создавая свой идеал.

При этом пропагандируется какой-то фашистский подход, что те кто не отвечают этим рамкам, какие-то неполноценные и должны влачить жалкое существование. А люди слушают эти байки и верят, что кто-то может их судить лишь по каким-то незначительным личностным чертам.

Мужественность

Что такое мужественность? На самом деле если задать этот вопрос случайному человеку, то он вряд ли сразу найдется, что ответить. Скорее-всего скажет что-то насчет силы и кучу вариантов того, что мужчина должен делать.

Проблема всех стереотипов в том, что никто под них не подходит. Если вы вспомните всех мужчин, которых вы встречали, то поймете, что все эти люди непохожи.

Ну и как их загнать под стереотип?

Кстати, каков он стереотип настоящего мужика? Согласно стереотипу — это такой немножко бабуин, немного агрессивный “Самэц”, бесстрашный, как самурай и… немножко тупой. Интересная картина, но которая не соответствует действительности. И мало того, большинство под неё не подходит. И слава богу.

Дело в том, что такие люди не везде нужны. В современном мире ценится не только это(хотя и ценится), но и другие качества. Возьмем, какого-нибудь Билла Гейтса. Он уж точно не соответствует этому стереотипу, но при этом отлично справился со своей жизнью. Разбогател не потому, что он какой-то бабуин, а просто потому, что максимально использовал свои качества, те, которые ему даны от природы.

Люди неимоверно отличаются. Когда ребенок рождается, по нему очень скоро становится видно какой он. И ничем это не изменить. Вот есть у него определенный набор “настроек” и никуда ты их не передвинешь. Можно только найти место в жизни, где эти качества можно максимально реализовать.

А если пытаться стать тем, кем не являешься, то просто откажешься от того, что дано от природы.

Учитывая это, странно, что многие мужчины стремятся восстановить свою мужественность. Например, учатся зачем-то бить друг-друга по мордам(еще и деньги за это платят), как будто это что-то глобально в жизни меняет. Так уж случилось, что этот навык в современном мире совсем не востребован. Разве только в спорте, да в силовых структурах. Там да, полезный навык.

Обычно, когда говорят о том, что кто-то недостаточно мужественен, то речь идет о простейшей манипуляции, когда от мужчины хотят того, что он делать не хочет.

Женственность

С женственностью история еще хуже. Тут наверчено еще больше глупых стереотипов: как надо выглядеть, как женщины себя ведут, что женщины должны хотеть, чем жертвовать и что терпеть.

Но мало того, что на женщин навешано множество традиционных стереотипов, но каждый день добавляются все новые. На женщинах сейчас зарабатывают миллиарды, каким-то образом каждый год навязывая всё новые стандарты. Женственность, как способ манипуляции, еще более распространена, чем мужественность.

Как психолог я прежде всего обращаю внимание на различные тренинги сомнительного содержания. Чего там только нет! И как мужчин обольстить, и соперниц победить, и кого выбирать в мужья. Запросы, конечно, актуальные. Вот только, положа руку на сердце, возможно ли всему этому научить?

Каждая женщина уникальна. То, что делает обольстительной одну, другую делает смешной. Мужчина, который одну сделает счастливой, для другой окажется воплощением ада на земле. Поэтому все рецепты, какой быть и за кого замуж выходить не эффективны и приносят один лишь вред.

В свое время заметил одну закономерность. Женщины, которые читают один очень известный женский журнал, где полно советов — очень быстро разводятся. Ведь там им наконец объясняют как жить. В результате, они свою жизнь разрушают.

В чем заключается настоящая мужественность и женственность?

Как это не удивительно, но рецепт настоящей мужественности и женственности один и он очень просто формулируется. Мужественность и женственность определяется привлекательностью для противоположного пола.

Это значит, что мужественны(женственны) вы или нет, зависит не от вас, а от мнения противоположного пола. Кроме того, это означает, что критерии могут варьироваться чрезвычайно широко, а значит на этот счет вообще не стоит беспокоиться.

Если убрать за скобки красоту, то и мужчин и женщин привлекает индивидуальность, естественность, порядочность и приспособленность к жизни. То есть способность честно и смело представить людям себя, не пытаясь выдать себя за кого-то другого. Когда человек пытается стать не тем, кто он есть, люди это чувствуют и подозревают какой-то подвох. Они не понимают, что именно их отталкивает, но дел иметь не хотят.

Поэтому будьте собой! Это лучшая стратегия.

Человек рождается с естественной биологической принадлежностью к тому или другому полу, но эта принадлежность сама по себе ещё не гарантирует того, что биологический мужчина окажется непременно мужественным, то есть будет обладать соответствующим для мужчины поведением, а биологическая женщина будет в том же смысле женственна. Сейчас очень популярно обсуждать, что такое женственность и мужественность, в чём они проявляются, и как построить гармоничные отношения.

Обусловлено это тем, что на самом деле далеко не каждые женщина и мужчина понимают, что такое женственность и мужественность, что в свою очередь оказывает огромное влияние на их отношения в паре. И это подтверждает тот факт, что сейчас одним из самых популярных запросов клиентов является желание понять, почему отношения не складываются, и как найти идеального партнёра. Наше самоощущение пола и самосознание во многом определяются социальными и культурными влияниями, стилем воспитания в детстве, которые, к сожалению, в нашем современном мире встраивают в нас больше мужские стратегии, учат быть сильным, властными, где-то агрессивными, строить карьеру, достигать целей. И это с одной стороны прекрасно, но, с другой стороны, при таких обстоятельствах мужчине сформировать образ мужественности и идентифицироваться с ним намного легче, чем женщине понять, что такое женственность. И, как результат, мы видим много женщин с сильно проявленными мужскими качествами. Тем не менее, можно встретить и мужчин с подавленной или несформированной по тем или иным причинам мужественностью. Они более мягкие, утончённые, ранимые и зачастую также несчастны. Так как же формируется мужественность и женственность? И как это влияет на нашу жизнь и на те отношения, которые мы пытаемся создать? Попробуем в этом разобраться.

Наши убеждения, мысли, поступки зависят от нашего самоощущения, которое неразрывно связанно с тем, что спрятано в глубинах психики. И один из таких аспектов, спрятанных в нашем подсознании — это образы Внутреннего Мужчины и Внутренней Женщины. Эти субличности составляют важную часть нашего внутреннего мира и во многом определяют наше поведение.

Можно выделить факторы, которые влияют на формирование этих субличностей. Ими являются:

  1. Влияние родительских и других значимых фигур в жизни человека;
  2. представления общества, которые складывались веками;
  3. современные тенденции и мода.

Иногда формируются несколько образов — желаемый и реальный, между которыми, как правило, существует большая разница, которая приводит к некому внутреннему конфликту. Так родителями нам передан один образ, который становится частью нас самих и в свою очередь может сильно расходится с теми образами, которые нам транслирует общество, и чем больше разница между этими образами, тем сложнее это переживается человеком. Например, у девочки сформировался образ женщины, на который повлияла мама, но современные тенденции общества пропагандируют другой образ женщины, который сильно расходится с первым образом, и это противоречие вызывает недовольство собой, неуверенность и все вытекающие из этого последствия. Помимо того, что в каждом человеке формируется внутренний образ своего пола, также и создаётся образ противоположного. Эту тему развивал ещё Юнг, который в своей теории выделял архетипы — врождённые идеи, воспоминания или информация, переданная от родителей, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом. Один из таких архетипов — это Анима, которая представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как Анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Для гармоничного развития личности мужчина должен выражать свои женские качества наряду с мужскими, и, соответственно женщина должна проявлять свои мужские качества так же, как и женские. Если же какие-то из качеств остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности. Таким образом, в каждом человеке существуют сформированные образы Внутреннего Мужчины и Внутренней Женщины. Ведь именно благодаря этим образам, человек понимает себя и противоположный пол, а также строит отношения исходя из этих представлений.

Так же и в своих работах А. Маслоу высказывает мнение о том, что понятия "мужское" и "женское" не отражают сущности явления, которое они должны раскрывать и только вводят людей в заблуждение. Те качества, которые в обществе считаются присущими мужчине, часто в большей степени обнаруживаются у женщин, и наоборот.

Давайте рассмотрим эти внутренние образы более детально.

Внутренний Мужчина — это "достигаторство", воздействие на внешний мир, конкуренция, борьба, рост, руководство и управление. Ему приписывают такие качества как агрессивность, уверенность, организованность, твёрдость, предприимчивость, доминирование, независимость, безэмоциональность, властность, решимость, активность. В нашем современном мире, полном конкуренции, несомненно важно развивать именно Внутреннего Мужчину. Этот образ помогает нам на работе, в социуме и является важной частью как мужчины, так и женщины.

Внутренняя Женщина — это любовь, семья, чувства, погружённость в себя, покой, умение наслаждаться, ведение дел ради процесса и удовольствия, она воссоздаёт, сохраняет, принимает. Из качеств выделяют: чувствительность, эмоциональность, мягкость, гибкость, тактичность, нежность, покорность, мечтательность, заботу, игривость, лёгкость. К сожалению, в современном мире очень часто все эти качества воспринимаются наравне со слабостью, а ведь они так необходимы в жизни. Контакт с Внутренней Женщиной часто нарушен как у женщин, так и мужчин.

Где же баланс? Так вот принято считать, что в человеке, нормальное соотношение этих внутренних образов должно быть в пропорции: 70% своего пола, 30% — противоположного. Это позволяет нам легко проявляться, и соответствовать своему полу, и понимать противоположный пол. Но как это часто бывает, данное соотношение нарушено, что сказывается на всех жизненных сферах.

Например, если у женщины нарушен гендерный баланс 70-30, и преобладает Внутренний Мужчина, то она начинает конкурировать и соревноваться с мужчинами, излишне берёт на себя инициативу, становится агрессивной и жёсткой, теряет контакт со своими чувствами и телом. Психологически она перенимает мужскую модель. Так как образ Внутреннего Мужчины напрямую влияет на восприятие и построение отношений с реальным мужчиной, то союз такой женщины с партнёром превращается в вечную борьбу и желание доказать свою правоту, или же к ней притягиваются слабые мужчины. Как, например, часто случается, что девушка встречает парня и размышляет: "В принципе он для меня неплохой вариант, но есть моменты, которые меня не устраивают — он глуповат и немного медленный. Но ничего страшного, я сделаю из него то что надо!" . И принимается из него делать настоящего мужчину. Эта позиция, которую проявляет девушка в этом случае, больше соответствует внутреннему мужчине. И если в этих отношениях её молодой человек активно проявляет своего внутреннего мужчину и видит в ней в основном качества её внутреннего мужчины, то их отношения превратятся в вечную конкуренцию и борьбу за власть в доме. Ведь в мужском обществе всегда есть структура, есть главные и второстепенный, и поэтому всегда есть конкуренция. А если же её партнёр будет больше из позиции внутренней женщины — принимающий, понимающий, гибкий, а она хочет его видеть активным, целеустремлённым карьеристом, результатом будут скандалы и вечное недовольство с её стороны.

Для мужчин также очень важно выстроить контакт со своей Внутренней Женщиной, посмотреть, кто и как повлиял на формирование этого образа, понять, как этот образ влияет на выбор партнёра в любовных отношениях. Потому что зачастую мы смотрим на других людей через призму наших внутренних образов, не воспринимая их такими, какие они есть на самом деле, ожидая определённого поведения и поступков, что, как правило, приводит к взаимному недопониманию и конфликту. Образ Внутренней Женщины в мужчине позволяет ему быть сострадательным, гибким, деликатным. Мужчины, не принимающие свою внутреннюю женщину, становятся чересчур жёсткими, резкими, конкурентными.

Отношения с противоположным полом выстраиваются на основе наших внутренних ощущений, и человек должен понимать ту позицию, в которой он находится, осознавать те качества, которые он проявляет, и предполагать возможные последствия этого проявления в отношениях. И здесь можно сделать акцент на трёх важных моментах. Первое — это то, что Внутренние образы нашего гендерного пола влияют на наше самоощущение и самовосприятие, а, соответственно, и на тот наш образ, который мы несём в социум. В свою очередь восприятие внутреннего образа противоположного пола во многом определяют наше восприятие реальных людей этой гендерной группы, а также влияют на выбор партнёра. И это второй важный момент. И третий — человек неосознанно выстраивает отношения с противоположным полом именно по образу и подобию отношений своих Внутренних Мужчины и Женщины. И самое сильное влияние на формирование отношений этих внутренних субличностей оказывает в свою очередь родительская семья человека, демонстрируя отношения между супругами (заботу друг о друге, распределение обязанностей и т.п.). Именно отношения в семье становятся образцами полоролевого поведения для ребёнка. Поэтому очень важно осознавать, какую модель поведения между супругами вы формируете в своей семье.

Вот почему, для того, чтобы выстроить гармоничные отношения с избранником, прежде необходимо узнать характер и жизненные программы своего Внутреннего Мужчины и своей Внутренней Женщины, сформировать у них единые ценности, выстроить отношения, основанные на принятии, поддержке и взаимопонимании, чтобы в реальной жизни и в реальных отношениях не проигрывать свой внутренний сценарий, основанный на конфликте, а наслаждаться единством и гармонией, которая в первую очередь исходит из вашего внутреннего мира и просто отражается в реальности.

Таким образом, субличности Внутренний Мужчина и Внутренняя Женщина позволяют человеку идентифицироваться со своим гендерным полом, развить некоторые качества противоположного пола для более успешной реализации себя, влияют на выбор нашего партнёра, а также определяют модель отношений в паре.

Наш внешний мир — это отражение нашего внутреннего. Поэтому познание себя и изменение своего внутреннего мира неизбежно меняет нашу реальность.

В зависимости от того, какие признаки доминируют у того или иного типа личности, можно определить степень относительной мужественности или женственности его характера. Этот анализ поможет нам объяснить наблюдаемый уже давно феномен мужественных женщин и женственных мужчин и дополнит ваше понимание характеров описываемых социотипов.

При погружении в сферу межличностных отношений соционических типов открываются мощные неисследованные пласты, на разработку которых потребуется труд не одного поколения исследователей. Одним из таких пластов является природа женского и мужского начала в типе. Эта проблема всегда была актуальной. Менялись стереотипы поведения, стандарты красоты, социальные роли мужчины и женщины, но загадка проявления мужского характера в женщине и женского в мужчине оставалась долгое время неразгаданной.

Что же является первичным в определении мужественности и женственности? Анатомия, физиология или психология мышления? А может быть, комбинация тех и других качеств? Насколько значимы факторы наследственности, воспитания, социальной среды?

Существуют различные, даже полярные мнения об интеллектуальном и духовном потенциале обоих полов, но особенно это касается женщины: бывает, что ее возвышают и даже обожествляют, а иной раз, наоборот, низводят до уровня детородной машины. Это различие во взглядах во многом обусловлено разным отношением к женщине в ведущих мировых религиях: христианстве, исламе и буддизме. Различные христианские конфессии также по-разному относятся к проблеме соотношения женского и мужского духовных начал: в православии доминирует культ мужского начала - Христа, в католицизме - женского - девы Марии. Ортодоксальные мусульмане принижают женщину до уровня бессловесного исполнителя мужской воли и практически отказывают ей в наличии творческого начала. Буддизм наиболее терпим в этом отношении и предполагает равенство возможностей в "просветлении" и "спасении" для мужчины и женщины. Этим он отличается от христианства, где вина за первородный грех в большей степени лежит на женщине - Еве и автоматически переносится на ее сестер по полу. По канонам как Ветхого, так и Нового Заветов роль безусловного лидера в семье и обществе отводится мужчине.

Но взгляды и воззрения людей в последние столетия в значительной мере эволюционировали в направлении идеала равенства (в том числе между полами). На смену религиозным догматам и стереотипам в мышлении и поведении приходит приоритет способностей, заложенных в человеке. Половые различия накладывают свой отпечаток на способ реализации этих способностей, но типные признаки являются определяющими в выборе цели и методах ее достижения.

Различными исследователями в области типологии личности делались попытки классифицировать социотипы по доминированию в них женских и мужских признаков. Нами в практике личного и семейного консультирования накоплен огромный статистический материал в области взаимоотношений между супругами, но имеющаяся информация до выхода этой публикации не подвергалась обобщению, анализу и классификации. Проведенное в процессе работы над книгой сопоставление практического опыта и своих наблюдений с концепциями других авторов позволило нам выйти на новый, более глубокий уровень понимания типных особенностей, в том числе таких понятий, как "женственность" и "мужественность".

Поскольку для большинства цивилизованных народов установились более-менее единые стандарты, касающиеся женских и мужских стереотипов поведения, перечислим их и сопоставим с принятыми в типологии признаками.

Для мужественности:
1.
а) надежность (за мужчиной "как за каменной стеной");
б) последовательность (сказал - сделал);
в) предсказуемость поступков;
г) постоянство привычек и занятий;
д) приверженность системе, нормам, принципам;

2.
а) объективность оценок;
б) независимость поступков и суждений от личных симпатий и антипатий;
в) прямолинейность в высказываниях;
г) бескомпромиссность;
д) суровость, сухость и безэмоциональность (особенно в формальных отношениях);

3.
а) реалистичность (воспринимаю мир таким, каков он есть);
б) практичность;
в) владение ручными навыками;
г) высокая степень выживаемости и приспосабливаемости;
д) хорошие физические данные: сила, реактивность, развитость органов чувств;

4.
а) лидерские задатки;
б) демонстративность;
в) уверенность в словах и поступках;
г) склонность к расширению деятельности и контактов.

Для женственности:
1.
а) гибкость в поведении;
б) спонтанность поступках;
в) сильная зависимость от своего текущего состояния;
г) частая переключаемость;

2.
а) зависимость в поступках от своих чувств и отношений;
б) субъективность в оценках и суждениях;
в) повышенная эмоциональность;
г) эмпатия (сопереживание);

3.
а) наличие элемента непредсказуемости (и, значит, загадочности) в поведении;
б) глубокая проницательность;
в) неуверенность и беззащитность в условиях суровой реальности;
г) склонность к мечтаниям, фантазиям, иллюзиям;

4.
а) скромность и застенчивость;
б) ориентация на внутренние личностные мотивы;
в) уступчивость, склонность подчиняться, а не управлять;
г) узкий круг интересов и контактов.

Взаимосвязь перечисленных качеств с известными юнговскими признаками дает возможность говорить о типах, соответствующих критериям "настоящего мужчины" и "настоящей женщины". Набор признаков для первого образа следующий: рациональность, логика, сенсорика, экстраверсия, а социотип, имеющий эти признаки - логико-сенсорный экстраверт (ЛСЭ) или Управляющий.

Опыт общения с людьми этого типа показывает, что мужчины, принадлежащие к нему, выглядят очень мужественно, и соответственно себя ведут.

Что касается женщин этого типа, им часто присущи мужественные черты, проявляющиеся в плотности (большой мышечной массе) телосложения, высокой физической выносливости, поведенческих реакциях, характерных скорее для мужского стереотипа, чем для женского; резкости, прямолинейности, даже грубоватости. Они склонны подчинять и управлять; аргументируют свои доводы с помощью логики и фактов; мягкость, нежность и податливость расценивают как проявление слабости и зависимости.

Образу "настоящей женщины" соответствует набор совершенно противоположных признаков. Здесь подразумевается иррациональность, этика, интуиция и интроверсия. Тип личности, соответствующий им - интуитивно-этический интроверт (ИЭИ) или Лирик. Мягкость, женственность, обаяние и некоторая загадочность, характерные для этого типа, придают особую привлекательность представительницам прекрасного пола.

Мужчины-Лирики, которым тоже присущи эти качества, сталкиваются в жизни с массой проблем, весьма трудноразрешимых при их женственном характере. С юности они обычно являются объектом повышенного сексуального интереса, особенно для своих очень "мужественных" дуалов - девушек-Лидеров. Поскольку врожденная уступчивость Лирика уравнивает шансы претенденток на его любовь, вокруг него постоянно кипят страсти, которые иногда даже переходят в "разборки" на почве чувств, когда девушки выясняют отношения с соперницами с помощью традиционно мужских "аргументов".

В браке мужчины-Лирики легко уступают лидерство, идя по пути наименьшего сопротивления - ведь лидерство обычно подразумевает и ответственность. Но такая политика вызывает частую агрессию со стороны жены, особенно если ей кроме "женских" обязанностей (кухня, стирка, магазины), приходится заниматься еще и "мужскими" делами: прибить полку к стене, поменять розетку, вставить замок в дверь и т.д. Уклончивость мужей-Лириков в хозяйственно-бытовых вопросах порождает семейные конфликты, а их частые романы на стороне - эмоциональные взрывы. Такие браки часто распадаются, или, сохраняясь, толкают мужских представителей этого типа к разным, компенсирующим их положение, средствам: алкоголю, наркотикам, изменам и т.п.

Мы выделили только два крайних полюса во всей типологии, хотя можно проанализировать каждый тип с точки зрения его андрогинных качеств. Такой анализ был бы интересным, особенно для психологов и психоаналитиков, но важность и специфичность темы требует отдельного рассмотрения, и мы надеемся, что когда-то сможем опубликовать этот материал отдельно. Поэтому здесь мы ограничимся примером дифференцированного подхода к наличию признаков "мужественности" и "женственности" в типах по принципу убывания для обоих полов традиционно мужских характеристик:

Логико-сенсорный экстраверт (Управляющий)
Сенсорно-логический экстраверт (Лидер)
Логико-сенсорный интроверт (Инспектор
Сенсорно-логический интроверт (Мастер)
Логико-интуитивный экстраверт (Экспериментатор)
Интуитивно-логический экстраверт (Новатор)
Логико-интуитивный интроверт (Аналитик)
Интуитивно-логический интроверт (Критик)
Этико-сенсорный экстраверт (Коммуникатор)
Сенсорно-этический экстраверт (Политик)
Этико-сенсорный интроверт (Хранитель)
Сенсорно-этический интроверт (Посредник)
Этико-интуитивный экстраверт (Наставник)
Интуитивно-этический экстраверт (Вдохновитель)
Этико-интуитивный интроверт (Гуманист)
Интуитивно-этический интроверт (Лирик)

Из приведенной классификации видно, что самые "мужественные" типы характеризуются сочетанием логики и сенсорики. Далее, идет четверка с логикой и интуицией. За ними - типы личности с этикой и сенсорикой. Замыкает таблицу самый "женственный" клуб этико-интуитивных типов. В жизни эта классификация подтверждается как внешними данными типов, так и их поведением.

При выборе сферы деятельности и профессии "мужественные" типы женщин часто отдают предпочтение традиционно мужским занятиям: управлению, строительству, вождению транспорта, работе в правоохранительных органах и т. п.

"Женственные" типы мужчин идут в искусство, культуру, сервис, педагогику. Сказанное вовсе не означает, что в 100% случаев мужчина, имеющий в типе "женские" признаки выглядит и ведет себя по-женски. Мы говорим о тенденции типа. При этом нужно учитывать такие дополнительные факторы, как среда, наследственность, воспитание, национальные и социокультурные традиции.

Стереотип женского характера включает такие качества как этику - способность тонко чувствовать и лавировать в отношениях; интроверсию - скромность и осторожность в поступках, ориентацию больше на свой внутренний мир и круг близких, нежели на служение обществу; интуицию - мечтательность, одухотворенность и непрактичность в делах; иррациональность - гибкость и приспосабливаемость к меняющимся ситуациям, непредсказуемость в поведении, быструю восприимчивость. Иными словами - женщина ассоциируется с типом Лирика.

Стереотип мужского характера полностью противоположный. За ним стоит: логика - объективность и разум, господствующий над чувствами; экстраверсия - активность и смелость, ориентация на внешний мир; сенсорика - практичность, расторопность в делах, реализм и лидерство; рациональность - решительность, планомерность, негибкость, устойчивость во взглядах и позициях, надежность и последовательность во всем. Получается, что идеал мужественности - тип Управляющего.

Если создавать женскую и мужскую типологию и описывать отдельно мужские и женские характеры, делать специальные опросники для диагностики, необходимо учитывать, как накладываются эти общие психологические половые признаки на каждую модель типа.

В современной сексопатологии накоплено много данных, подтверждающих, что проявления гомосексуальности и других отклонений в поведении, являются в большей степени врожденными аномалиями, а не признаками развращенности. Наблюдения показывают, что "женственные" типы мужчин и "мужественные" типы женщин чаще склонны к половым аномалиям, чем в случае совпадения половых и типных признаков.

Городская субкультура, особенно в индустриально развитых странах с демократическими традициями, более терпима к свободному проявлению гомо- или гетеросексуальных тенденций. В сельской местности, особенно в странах слаборазвитых, с сохранившимися патриархальными традициями, за природные отклонения приходится дорого платить и в психологическом, и в физическом плане.

Конечно, для благоприятных семейных отношений оптимален вариант, когда муж относится к экстравертному "мужественному" типу, а жена - соответственно к интровертному "женственному". Но, к сожалению, типы в социуме распределены неравномерно. По-видимому, на преобладание в регионах среди населения одних типов над другими влияют различные факторы: этносоциальные, климатические, ландшафтные и другие. Все они требует специального исследования.

Ограниченность вариантов выбора влияет на качество отношений в семье, психологический комфорт и воспитание подрастающего поколения.

Как известно, прочность брака напрямую не связана с романтикой любви и бурными чувствами. Статистика показывает, что чаще распадаются браки, основанные именно на чувствах. Суровые реалии жизни, вмешательство родителей, но чаще всего типная несовместимость разрушают хрупкое здание, созданное любящими. Трезвый, прагматичный подход подчас является для современной семьи более надежной основой.

С учетом уже известных нам характеристик "мужественности" и "женственности" возможны следующие варианты союзов:

А) тождества - оба партнера имеют либо "женственный" либо "мужественный" типы;
б) дополнения - один партнер относится к "женственному" типу, а другой - к "мужественному".

Американские исследователи типологии личности установили, что наибольший процент браков приходится на пары, у которых число сходных типных признаков составляет два и больше, а стремление к тождеству превалирует над комплементарностью (дополняемостью). Опрос семейных пар показывает, что дуальных (т. е. основанных на принципе дополняемости) браков значительно меньше, чем недуальных. При этом установлено, что дуальные браки бывают чаще основаны на любви, а большинство недуальных строятся на основе общих духовных или материальных интересов, уважения или авторитета.

Дуальность способна реализовать свои возможности только при том условии, что каждый из партнеров готов принять ценности другого, но очень часто эти ценности бывают антагонистичны. В союзах же, близких к тождеству, цели и средства их достижения в большинстве случаев совпадают.

В этих вариантах нет четкого разграничения по юнговским типам, они только могут указывать на тенденции отношений. В первом варианте - тождества, если оба партнера имеют "женственные" типы, отношения строятся преимущественно на эмоционально-чувственной основе, постоянно кипят страсти и выплескиваются через край. В паре "мужественных" наоборот - деловое соперничество и столкновение материальных интересов, увязание в хозяйственно-бытовых проблемах и недостаток теплоты в отношениях.

Второй вариант - дополнение, ближе к оптимальному, особенно если он подкреплен определенной автономией в сфере личных интересов. Один партнер всегда интересен другому именно своей непохожестью во всем.

По мере накопления в соционике эмпирического материала становится ясно, что первоначальные описания интертипных отношений не могут удовлетворять специалистов, работающих с реальными людьми, а не с абстрактными типами. Подтипные особенности, темпераменты, психоформы, акценты, половые различия и андрогинные качества типа ("мужественность" и "женственность") вносят свои коррективы в интертипные отношения, делают их гораздо сложнее, но одновременно помогают решать самые запутанные проблемы личной жизни.

Каждой женщине безумно хочется, чтобы рядом был сильный и уверенный мужчина. Чтобы он решал все вопросы, чтобы за ним как за каменной стеной. Чтобы можно было расслабиться, никуда не бежать и чувствовать, что о тебе заботятся. Но почему-то когда они видят такого мужчину, внутри пробуждается страх.

Моя знакомая сейчас в отношениях с сильным мужчиной. Он ответственный, мужественный. Принимает решения. Полностью обеспечивает. Сразу предложил выйти замуж, чтобы без гражданского брака. Хочет детей и постоянно говорит об этом.

Она ждала такого долго. Мечтала. Побывала в нескольких отношениях с мальчиками, которые не хотели ничего – ни дома, ни семьи. И вот появился принц. А она боится.

Чего боится? Того, что с ним уже абы как не получится. С ним надо быть Женщиной. Настоящей. Или не быть совсем. Его не получится строить, контролировать, изводить истериками на ровном месте. Он не станет слушаться, подчиняться. Он сам будет принимать решения – и ей нужно будет принимать это. Ей нужно будет под него подстраиваться. Учиться быть мягкой и любящей. Рожать детей, а не командовать полками. Меняться, расти. Страшно.

Как жить с настоящим мужчиной?

С настоящим мужчиной ты часто бываешь на минном поле. Когда сходишь с пути, теряешь контакт с собой. Это становится опасно, страшно. С ним действительно нельзя как попало, кругом мины. Можно только доверять – и следовать за ним нога в ногу.

С обычными все понятно. Ты знаешь примерный сценарий. Жениться не хочет, пудрит мозги. Требует, чтобы ты работала. Не может терпеть твои эмоции. Не несет ответственности. Ты знаешь, чего ожидать. Готова к тому, что получишь. Хотя при этом можешь пребывать в иллюзии, что все будет иначе. В глубине души ты уже знаешь, куда это ведет. Но не признаешься.

И с ним можно быть не очень-то и женщиной. В чем-то женщиной, в чем-то мужиком. Как удобно. Не нужно сильно меняться, работать со своими привычками: становиться лучше. Но с ними и не получить того самого женского счастья. Хотя комфорт чаще все-таки для многих удобнее, выгоднее и желаннее. Счастье все-таки персонаж мифический. А тут все понятно.

А мужчины чаще всего имеют потенциал для того, чтобы развиваться – в одну или другую сторону. С разными женщинами они способны вести себя по-разному. С кем-то сразу становятся в позицию сына, с кем-то вдруг расправляют крылья – и становятся настоящими мужчинами. И разница между первой и второй женщиной будет в том, кто из них боится быть рядом с настоящим мужчиной, а кто нет.

Если для женщины истинная мужественность, мужская энергия страшна и опасна, она будет пытаться мужчину обуздать, сделать его удобным. В ущерб собственной мечте о сильном плече рядом. Потому как настоящий мужчина будет принимать такие решения, которые вам сперва не понравятся. Ваше эго будет бунтовать, когда он за вас будет решать, с кем общаться, а с кем нет. Когда он будет ждать от вас послушания, а не умных советов. Он будет в каких-то местах жестким, в каких-то – даже немного жестоким.

Одна моя знакомая уже давно живет одна. И не хочет ничего менять. Все ее разговоры о том, что настоящих мужчин нет, плавно перетекают в жесткую позицию, что одной удобнее. Потому что в ее жизни был такой мужчина, который был готов взять ее под свою опеку, но за это была своя цена. Переезд в другой город. Нужно было оставить работу и заниматься детьми. И кроме ее двоих от первого брака, он хотел еще парочку. Он не давал ей возможности себя контролировать и строить. Он хотел дать ей такую жизнь, как она и мечтала, но это было слишком страшно. И тогда она решила, что лучше одной. Самой за себя решать и на себя надеяться. Счастья в этом мало. Зато комфортно и удобно.

Мужчина действительно может измениться. Внутри каждого есть мужской код, который женщина либо активизирует, либо подавляет. Одна и та же женщина в разные годы может выполнять разные функции для одного и того же мужчины. Перестроиться сложно, но возможно.

Я помню этот страх
Я тоже помню это ощущение страха. Когда мы с будущим мужем только познакомились, частенько встречались на обеде в столовой. У меня уже были отношения – бесперспективные и бессмысленные. Но я была в иллюзии, что из них обязательно что-то получится. Мне хотелось заботы, защиты, сильного плеча. Но ничего этого не было.
В тот день я пришла в столовую в час пик. Все места были заняты. Кроме одного. Рядом с Лешей. Мы не особо друг друга жаловали. И садилась я туда без удовольствия. Но как только я попала в его поле, почему-то мой ум успокоился. Нас разделяли несколько сантиметров воздуха. Мы просто сидели рядом. А я чувствовала, что рядом – мужчина. И по спине побежал холодок. От страха. Потому что общаться с такими мужчинами я не умела.
При этом мой супруг тогда был еще совсем мальчишкой – он любил повеселиться, у него было много друзей, поклонниц. Его мало кто воспринимал всерьёз. И наши коллеги думали, что у нас ничего не выйдет. Поматросит и бросит. Просто они не знали, что внутри у него есть мужской стержень. Мужской код. Который я в тот день почувствовала. Мне не удалось этот код активизировать сразу, и какое-то время я жила так, как было удобнее – все сама, командовала мужем.

А когда это вдруг случилось – я снова вспомнила это ощущение страха. После одной ссоры мой муж поменял пароли везде. Мы вместе работали, я ему помогала (хотя по большей части контролировала). И вдруг я не могу войти ни в почту, ни в электронный кошелек, никуда. Он изменил все пароли, лишил меня возможности контролировать и диктовать условия. Первая эмоция – страх. Потом – гнев. Потом – обида. Потом снова страх. И лишь через две недели меня отпустило. Две недели потребовалось на то, чтобы принять, моя жизнь не будет уже прежней. В нашем доме появился Мужчина. В тот день.

Было страшно. Остаться одной. Остаться ни с чем. Остаться обманутой. Поверить и разочароваться. Перестать быть нужной. Потерять значимость. Нужно было меняться – искать себя, раскрываться по-новому, заполнять чем-то эту пустоту. Сложно было не закрыться, не озлобиться, не уйти. Но получилось. Хоть и с огромным трудом.
Вместе с таким серьезным ограничением, появились новые уровни свободы. Много времени для того, чтобы быть с детьми. Возможность не переживать, как и чем мы будем платить за квартиру. Я просто не видела, сколько у нас сейчас денег. Вообще. Мне было что-то нужно – я просила. И чаще всего – получала. А проблемы он решал сам, оставляя меня в неведении.

Это высвободило столько сил, столько времени и возможностей, что родился мой сайт. Я начала писать. Давно мечтала об этом – а тут нашлись ресурсы. Мужской стержень моего супруга дал мне возможность плотнее заняться своим женским. Так мы и растем дальше – вместе, синхронно. А ведь можно было испугаться. И убежать. В самом начале, почувствовав угрозу. Или в тот день, когда он так проявил свою мужскую природу. Выбрать удобство и не получить ничего…

А как же настоящие женщины?

Многие мужчины так же избегают женственных женщин. Когда внутри них не созрел внутренний мужчина, которым нужно быть рядом с ней. С ней ведь тоже не получится абы как. Если она женщина, то она не будет упахиваться на трех работах. Она будет вязать, печь пироги и расстраиваться, что нет денег. И с ней страшно. Нужно нести ответственность, нужно быть мужчиной.

И девочки жалуются, что нет тех, кто готов жениться без гражданского брака. Что нет тех, кто возьмет ответственность. Это неправда. Они есть. Просто их мало. И когда вы становитесь женщиной в полном смысле этого слова, мальчики перестают к вам подходить. Они начинают вас опасаться. И кажется, что теперь вы никому не нравитесь. Это неправда. Просто ваш принц пока не доехал до вашего королевства. А других принцев на квадратный километр очень мало.
Так и происходит интересная вещь – у настоящих женщин поклонников немного. Но они – весомые. Настоящие мужчины не соблазняются непонятно кем. Они ищут ту, которая сможет стать их женой и музой. И ищут не в ночных клубах, не на улицах. А в тех местах, где бывают благостные девушки. Их не интересуют короткие юбки, декольте и яркий макияж. Они ищут чистую душу и глубокий взгляд.

Одна моя подруга очень долго развивала женственность. Отношений не было, ухажеров тоже. Они словно куда-то исчезли с тех пор, как она начала меняться. Раньше их было много, а тут вдруг куда-то делись. Она переживала на эту тему – туда ли идет, правильно ли все делает. Но вкус к женскому уже появился. И она продолжала.
В ее жизни появился вдруг парень. Не мальчик, но и не мужчина. Достаточно серьезный, но недостаточно зрелый. С хорошими зачатками настоящего мужчины, но без фундамента для развития в эту сторону. В прошлых отношениях он был мальчиком, который послушно выполнял все то, что от него требовали и был задавлен. Он стал за ней ухаживать, просто ухаживать. Она позволила себе то, что не позволяла раньше – иметь поклонника.

Примерно год он ходил в поклонниках. Видимо, мужское в нем перебороло все остальное, и он смог продолжить то, в чем другие бы уже разочаровались. За этот год он изменился. Охота за сердцем дамы сделала его сильнее и увереннее. Общение с ней учило его многому – и через год это был другой человек.
Это был мужчина. Настоящий мужчина. Который дает слово и держит его. Который берет на себя решение всех вопросов. Который терпит любые эмоции женщины. Таким он смог стать рядом с ней. Потому что она – Женщина. Она знает себе цену, она растет в нужную сторону. И рядом с ней нельзя быть другим.

Сейчас они женаты, уже несколько лет. Ждут прибавления. И с каждым годом она становится все более женственной, а он – еще более мужественным.

А можно испугаться – куда же делись мужчины? Никто не знакомится! Так потому и не знакомятся, что видят, что ничего такой женщине предложить не могут. Потому что эта женщина не для отношений на одну ночь. Потому что внутри уже пробуждается уважение. Как к матери или сестре, которую нельзя использовать. Поэтому лучше пройти мимо. И пусть тот, кто сможет дать ей то, что нужно, придет и сделает ее счастливой.

Истинная женственность и мужественность – это бриллиант. Не каждый способен понять его ценность. Не каждый может стать «покупателем» такой драгоценности. Многим слишком страшно носить такое украшение, и лучше заменить бижутерией. Найти мужа-тряпку, которым можно помыкать. Или найти жену, к которой можно сесть на шею. Потому что это удобно, привычно и совсем не страшно.

Но счастье – оно всегда за гранью комфорта. Оно там, где непривычно и страшновато. Там, где есть развитие. Там, где все становится таким, как задумано Богом. Где мужчина – охотник. Где женщина – хранит домашний очаг. Где он опасен, а она – мудра. Где он совершает подвиги ради нее, а она умеет с достоинством принимать такую любовь.
Не бойтесь идти туда, где страшно. Бояться стоит потери времени и сил, живя в клетке собственного комфорта. Своего уютного болота, в котором хоть и тепло, но нет счастья и любви.

Любите друг друга, учитесь активировать код мужественности в партнере и код женственности в себе. Учите этому своих детей. И мир обязательно изменится.

Статьи по теме: