Женская дуэль хосе де рибера. Эмансипированные дуэли

Дуэль считается прерогативой мужчин; они сходились в смертельных поединках из-за задетой чести, либо за дам своего сердца. А женщины в лучшем случае лишь наблюдали за поединком, а чаще узнавали о победе, ранении или гибели близкого после случившегося. Но такое мнение очень ошибочное. Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом, более того - дуэли между ними были не столь редки и, по большей части, намного кровавей и изощренней.

Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье, (который чуть позже стал кардиналом), дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где стрелялись на пистолетах. Маркизе выпало стрелять первой, но она промахнулсь, а графиня своего шанса не упустила и ранила свою соперницу в ухо. Позже она простила свою соперницу. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории.

Отсчет же хроники женских дуэлей можно было бы вести с древних времен, когда царил матриархат, и женщины занимали более активную жизненную позицию. Но так как документальных источников о том периоде, можно сказать, нет, то продвинемся по времени дальше.

Первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку. И они, кстати, развеивают миф о том, что первопроходцами в этом деле были француженки. Так, в хронике миланского женского монастыря Св.Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения на комнату для совместного молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала.

Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд - лишь часть того, что было причиной для поединка. Женщины словно сошли с ума. А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях). Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль; дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненой...

Женские дуэли в России

Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений.

Самая легендарная российская женская дуэль произошла между немецкими принцессами-подростками в 1743 году. Принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская получила «вызов на дуэль» от своей родственницы, принцессы Кристины Анны Атхальт-Кёттен. Неизвестно, что не поделили четырнадцатилетняя София и семнадцатилетняя Анна, но они заперлись в спальне Софии и попытались на шпагах доказывать свою правоту. К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествию времени стала Софья Фредерика. Эта «дуэль состоялась незадолго до переезда Софии в Россию.

И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: "До первой крови!", а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.

В 1770 году Екатерина Воронцова-Дашкова (1743–1810), близкая подруга Екатерины Второй и главная значительная фигура российского просвещения посетила Лондон. Там, в доме российского посла Пушкина она встретилась одной из самых образованных дам Англии. Причиной ее приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами, в присутствии жены российского посла, завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась. Разговор пошел на повышенных тонах и у англичанки, в пылу спора, вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки. Наступила зловещая тишина. Княгиня медленно поднялась и жестом пригласила встать герцогиню. Когда та последовала просьбе, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и нанесла ей пощечину. Герцогиня, не долго думая, дала сдачу. Графиня Пушкина опомнилась лишь, когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.

После эпохи Екатерины II женская дуэль в России претерпела сильные изменения.

Дуэли в России продолжаются... XIX век

Российские женщины полюбили дуэли. Приютом же женских вооруженных поединков стали дамские салоны. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салоне госпожи Oстроуховой (к сожалению, подробных сведений об этой женщине нет) только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей. В записках французской маркизы де Мортене, которая частенько наведывалась в это заведение, говорится: "Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы".

Маркиза, как и многие ее соотечественники, в своих записках сгустила краски. В отличие от француженок русские дамы редко доводили поединок до смертоубийства, а относительно изящества можно поспорить. Дело в том, что в те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнаженном виде, а в последствии и полностью обнаженные. Добавляло ли это изящество - вопрос спорный, но, по словам все той же маркизы де Мортене, поединки приобрели пикантность и более сильный аромат азарта, когда ты видишь еще не изуродованное тело соперницы. Аромат, вероятно, сомнительный.

На самом деле, дамские дуэли в первой половине XIX века проводились в глубокой тайне, так что мало кто об этом знал и мало кто разглашал сведения о них. Поэтому сведения о них бывают не очень достоверными.

Июнь 1829 года, Орловская губерния

Между двумя помещицами, Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой, на протяжении нескольких лет происходили конфликты. В конце концов, их напряженные отношения вылились в крупную ссору, которая привела к дуэли. Вооруженные саблями своих мужей и в сопровождении секунданток, коими были молоденькие гувернантки-француженки, а также своих 14-летних дочерей, соперницы встретились в березовой роще. После некоторых приготовлений, секундантки предложили дамам помириться, на что те ответили отказом и, более того, затеяли перепалку между собой. В разгаре скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Схватка длилась недолго. Ольга Петровна получила тяжелое ранение в голову, а Екатерина Васильевна в живот. Первая скончалась на месте, а ее соперница днем позже.

Продолжение этой истории случилось через пять лет. Именно на этом же месте шпаги скрестили две девушки - дочери соперниц. Секундантками были все те же гувернантки. Итогом поединка стала смерть Анны Полесовой, а ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник.

Любовь - повод для дуэли

"Дамы, к барьеру!" - сказала дородная женщина посмотрев на соперниц, которые с неподдельным интересом рассматривали пистолеты, которые им только что дали. Через пять минут одна из них лежала без признаков жизни. Так завершилась жизнь молодой актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской. Нелепая смерть от руки не менее юной особы, которая была проездом через Петербург, имя которой даже никто не запомнил. Причиной же дуэли был молодой человек, к которому была неравнодушна Малевская, и рядом с которым имела несчастье оказаться незнакомка. Минутная вспышка ревности, словесная стычка - и в тот же вечер девушки целятся друг в друга из пистолетов.

Дуэли из-за мужчин между женщинами были особо жестокими, просто ранения не удовлетворяли ни одну из соперниц. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника. Если же смерть не устраивала ни одну из сторон, то тогда прибегали к изощренным приемам.

Дуэль на ногтях

Отношения известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д"Агу, возлюбленная композитора приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его лишь когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини.

Дуэль на перочинных ножах.

Весна 1894 года. Петербург. Две молоденькие продавщицы решили выяснить свои отношения дуэлью. Вооружившись перочинными ножами, они встретились в пригородном парке. Поединок закончился тем, что одна из них получила три ранения в грудь, а ее соперница в шею и плечо. Обе выжили, но предмет их спора, молодой франт, исчез из города в неизвестном направлении.

Современная дуэль соседок

Конфликт между двумя женщинами может завести далеко. Ну а если еще и обстоятельства не дают противницам разойтись и забыть о существовании друг друга, то кровопролития не избежать, как в этой страшной и, одновременно, курьезной истории. Дело было в женском общежитии. Так получилось, что две соседки по комнате почти с первых дней начали грызться. Почти год продолжались беспрерывные выяснения отношений, частенько завершавшиеся банальным женским мордобоем с вырываниями волос. В один прекрасный день очередная склока закончилась словом: Дуэль! То есть, девушки решили благородно решить, кто из них лишняя в этом мире. Вооружившись кухонными ножами, соперницы бросились друг на друга, и началась резня. Впоследствии судмедэкспертиза насчитала на телах обеих до 50 (!) ран.

От автора

Вот на этой современной российской женской дуэли я завершаю свои записки. Если кто-то внесет в них дополнения, то я буду признательна. Кроме того, мне хотелось бы обратиться с просьбой, что если кто-то располагает какой-либо информацией на эту тему, то вышлите ее мне. Не лишним будут иллюстративные материалы и женские дуэли из художественной литературы.

В дополнение к статье о женских дуэлях хотелось бы также упомянуть о том, что в Древней Руси были узаконены судебные поединки, в том числе женские. Как указывалось в ст.119 Псковской судебной грамоты (1397 год), женщины на поединок вместо себя могли ставить мужей, братьев, отцов или наймитов, но только в том случае, если в споре против них выступал мужчина. Женщина с женщиной должны были биться лично. Бились дамы на Руси дрекольем, рогатинами, ослопами (дубина, окованная железом), а то и просто врукопашную. Решительную борьбу с поединками повел Петр I, и не из-за моральных соображений - он просто не хотел, чтобы какие-то споры решались в обход государства.

«– И вам тоже доводилось сражаться до смерти?
– Трижды. В первый раз я убила, во второй – даровала жизнь.
– А третий?
– Третью дуэль я проиграла.
– И ваш противник вас пощадил?
– Нет, он на мне женился…»

В нашем XXI веке всё большую актуальность приобретает тема гендерного равенства. Женщины занимают мужские должности, а мужчины, образно говоря, сидят дома с детьми и готовят обеды. Хотя, чем больше знакомых мужчин «в декрете» встречаю, тем больше убеждаюсь, что сказано это вовсе не образно. И равенство полов заключается не только в профессиях, но и в стремительно меняющемся мировоззрении и жизненных принципах. Моя знакомая несколько лет назад обронила фразу: «Мир перевернётся с ног на голову, если женщины будут дарить мужчинам цветы и подарки, а те, в свою очередь, капризничать и ходить на маникюр». Так вот, мне кажется, мы «переворачиваемся».

Началось это совсем не в век инновационных технологий, а гораздо раньше. Вы думаете, раньше женщины были прям такими леди-леди? Хранили домашний очаг, молча выполняли женские обязанности и ни в коем случае не устраивали потасовок? Вы ошибаетесь! Возьмём, к примеру, дуэль. Она считается прерогативой мужчин. По крайней мере, мы привыкли так думать ещё со школьной скамьи, изучая биографии русских классиков, где те непременно с кем-нибудь стрелялись. А между тем представительницы прекрасного пола тоже были не прочь сразиться друг с другом. И я вам скажу даже больше: женские дуэли были куда кровавее и изощрённее и не считались редкостью .

Самые известные женские дуэли

Самый легендарный в истории - поединок между графиней де Полиньяк и маркизой де Несль. Женская дуэль состоялась осенью в 1624 году в Булонском лесу. Не сумев поделить благосклонность будущего кардинала Ришелье, дамы, взяв с собой секунданток и шпаги, отправились на место сражения.

Победительницей стала графиня, которая сразила соперницу выстрелом в ухо. Ришелье упомянул случившееся в своих записках, благодаря чему ничем не примечательный поединок оставил след в истории.

2. Во времена матриархата активная жизненная позиция женщин проявлялась и на поле боя. Хроникальный отсчёт женских дуэлей ведётся именно с тех времён. Но, к сожалению, документальных подтверждений подобных мероприятий не сохранилось. А вот XVI век сохранил сведения о женских дуэлях, которые на сегодня имеют статус первых и достоверных. Они, к слову, опровергают тот миф, что первыми в дуэльном деле были француженки.

Так, 27 мая 1571 года в монастырь Св. Бенедикты прибыли две знатные сеньориты с просьбой к настоятельнице монастыря предоставить им комнату для моления. Девушки не вызывали никаких подозрений и потому комнату им предоставили без проблем. Никому и в голову не пришло, что эти дамы, вооружившись кинжалами и заперев дверь на ключ, устроили дуэль прямо в комнате.

Естественно, подобная потасовка не прошла мимо ушей монашек, и те ворвались в комнату. Два окровавленных тела сеньорит, причём одно из них было уже потенциальным трупом, а второе только отходило в мир иной, - такая картина предстала перед монахинями.

Эти события отразил в своей хронике миланский монастырь Св. Бенедикты.

3. Середина XVII века - пик моды на дамские дуэли. Мужская половина населения считает, что женщины – это существа непредсказуемые и разгон от милой девушки до жуткой стервы у них составляет всего-то несколько секунд. А поскольку француженки, англичанки, итальянки и немки вскидывали пистолеты и скрещивали шпаги практически по любому поводу, то можно сделать вывод: женщины какими были, такими и остались. Любовники или косой взгляд в твою сторону, а ещё хуже – одинаковый наряд могли стать весомым аргументом для поединка.

Женщины сходили с ума и проявляли шокирующую жестокость на дуэлях. Если из десяти мужских поединков лишь четыре заканчивались летальным исходом, то в женских сражениях это количество увеличивается вдвое.

Иногда в дуэль вмешивались секундантки: они раздражающими растворами смазывали кончики шпаг, чтобы сопернице каждый укол был болезненным.

4. Не только девушки Запада выясняли отношения таким способом. Русские девушки тоже не уступали этой моде. А началось всё в Германии. Принцесса Анна Людвига Анхальт в июне 1744 года отправила своей троюродной сестре, немецкой принцессе Софье Фредерике Августе Анхальт-Цербстской, вызов на дуэль. Причина столь неожиданного поступка до сих пор не ясна, хорошо, что выяснение правоты на шпагах не закончилось смертью одной из них. Иначе, не видать России Екатерины II, которой спустя время стала Софья.

Кстати сказать, с ее царствования и начался бум женских дуэлей. 1765 год насчитывает только 20 поединков, где в половине из них секунданткой была сама царица. Хоть женские дуэли стали очень популярны, но летального исхода их Екатерина не терпела, и потому зафиксировано лишь 3 случая гибели во время сражений. Лозунг, которым сопровождались поединки между представительницами прекрасного пола, звучал: «До первой капли крови!».

А в 1770 году дискуссия княгини Екатерины Дашковой и герцогини Фоксон, которая по праву считалась самой образованной женщиной Англии, очень быстро перешла в горячий спор, а там и в обмен пощёчинами. Когда дамы потребовали шпаги, графиня Пушкина, в чём, собственно, доме всё это и происходило, попыталась примирить спорщиц. После безуспешных попыток она всё-таки выдала оружие соперницам. Дуэль состоялась в саду и закончилась ранением Екатерины Дашковой в плечо.

После эпохи правления Екатерины II женские поединки стали любимым занятием женщин. Были открыты даже специальные салоны, где светские петербургские дамы дуэлились. Только в 1823 году в одном из таких салонов состоялось 17 поединков.

В отличие от француженок, русские дамы редко доводили дуэли до смертоубийства, а вот про изящество первых и вторых можно поспорить. Во Франции женские дуэли отмечались полуобнажённым видом девушек, а позже - и вовсе нагишом. Насколько это было изящно, можно поспорить, но благодаря этому введению поединки стали наиболее пикантны.

5. Часто информация о женских дуэлях в России XIX века недостоверна и мала.

Так, к примеру, после слов «дамы, к барьеру!», соперницы с неподдельным интересом посмотрели на пистолеты, а спустя несколько минут одна из них упала и больше не подавала признаков жизни. Так лишилась жизни Анастасия Малевская, актриса Мариинского театра. А всё из-за молодого человека, который безумно нравился актрисе, но предпочёл находиться в обществе незнакомки. Достаточно маленькой вспышки ревности - и девушки уже целились друг в друга.

Хочу отметить, что дуэли из-за мужчин проходили с особой жестокостью и одним лишь ранением женщины не обходились.

Так закончилась дружба французской писательницы Жорж Санд и композитора Листа. Его возлюбленная приревновала к писательнице и вызвала последнюю на дуэль. Как ни странно, но девушки не дрались, а царапались ногтями. Всё действие происходило в доме Листа, который закрылся в кабинете и вышел только после того, как девушки успокоились. Победителя в этой стычке не было, но Жорж больше не появлялась в поле зрения возлюбленной Листа.

Всё-таки женщины очень опасные существа, один косой взгляд, неверный жест - и всё: либо вы, либо вас.

Хорошо, что мода на дуэли прошла и женщины стали более мягкими и нежными. Хотя кто знает, что у них в голове. Не просто так ведь говорят, что в тихом омуте черти водятся.

Между графиней де Полиньяк и маркизой де Несль, которые спорили о том, кто должен обладать им. Герцог многократно бросал первую даму, но это не помогало. С присущим ей азартом графиня Полиньяк все равно любила его ветренную галантность и, соответственно, испытывала ревность ко всем дамам, у которых он пользовались успехом, а это случалось даже не по одной, а толпами. Переполненная ревностью, она однажды встретила маркизу де Несль и вызвала ее на дуэль, предложив драться на пистолетах в Булонском лесу. Будучи одержима теми же чувствами, что и ее врагиня, маркиза жадно приняла вызов. Она рассчитывала либо убить соперницу и заполучить любовника в полное владение, либо славной смертью проявить силу своей привязанности и страсти к нему. Дамы встретились и стали стреляться. Маркиза де Несль упала а ее прекрасная грудь покрылась кровью. "Ага",- кричала ее соперница, "я научу тебя как красть любовника у такой женщины как я; если бы это было в моей власти, я бы сейчас разорвала бы на части сердце этого вероломного создания, и разбила бы его мозги". Молодой человек, услышавший эти жестокие слова, призвал ее успокоиться и не ликовать над несчастной соперницей, чье мужество, по крайней мере, не может не вызвать уважения. "Молчи, юный болван",- закричала графиня Полиньяк - "не тебе меня учить!" Маркиза де Несль не была ранена в грудь, как сначала опасались, а лишь слегка в плечо. Когда кто-то ее спросил, достоин ли этого тот любовник, во имя которого она подвергала себя такому риску, она ответила: "О, да, он достоин того, чтобы пролить еще больше крови, чем та, что циркулирует в моих венах". Он самый славный человек во всем свете; все дамы находятся у него в ловушке, но я надеюсь, что этим я доказала свою любовь и могу рассчитывать на полное обладание его сердцем. Я в вечном долгу перед тобой, герцог Ришелье, герцог Ришелье - сын бога войны и богини любви".

В 1701 году, в Турине, графиня Рокка дралась на шпагах с маркграфиней Белльгард. Дело происходило в закрытой комнате и без секундантов, поэтому мы не знаем подробностей поединка. Но известно, что обе получили ранения - бой был яростный. Вообще, в женских боях многое решало эмоциональное состояние участниц. Показательна в этом смысле дуэль, произошедшая в 1833 году в Лондоне. Тогда некая Роза Кросби заколола насмерть соперницу, которая имела несчастье увести у нее мужа. Кросби сражалась впервые, а ее противница очень неплохо владела шпагой. Но победительницу окрылял праведный гнев, перед которым не устояло мастерство.

Вот несколько фактов женских дуэлей из книги Роберта Балдика "Дуэль".

Госпожа Алмерия Бреддок и миссис Елфинстон дрались на дуэли в 1792 году. Результат дуэли неизвестен.

Элизабет Вилкинсон из Черкенвелла после "пары слов" вызвала на кулачный поединок Ханну Хайфилд. Ханна ответила, что Элизабет следует "хорошо поколотить". Результат дуэли неизвестен.

В 1828 году во Франции молодая девушка дралась на дуэли с мужчиной, который ее бросил. Результат дуэли неизвестен.

После того как в XIX веке дуэли стали модными в США, одному мужчине удалось предотвратить ожесточенную схватку двух дам, вооруженных пистолетами, которые пытались стреляться из-за любви по всем правилам. Он сумел арестовать дуэлянток и препроводить в полицейский участок. «На прошлой неделе", - писала одна из газет штата Джорджия в 1817 году, - "вопрос чести разрешился между двумя молодыми леди - Джейн Уэйл и Синди Даер. Их объект присутствовал в качестве секунданта. Ему пришлось своими глазами увидеть, как одна из его поклонниц, серьезно раненая соперницей, упала". Но на другой ему пришлось жениться. Как сообщила та же газета, «все было обставлено с соблюдением правил, и победительница вышла замуж за секунданта, как и было предусмотрено условиями дуэли».

В конце XIX века в Англии состоялась еще одна женская дуэль. В разговоре гостья сказала хозяйке дома: "А ведь когда-то вы были очень красивой женщиной". Хозяйка пришла в негодование оттого, что обидчица использовала английскую форму давно прошедшего времени. Бой произошел в Гайд-парке. Обидчица получила ощутимый укол в сгиб руки. По словам хроникера, "обе дамы удалились с поля боя с большим достоинством".

Впрочем, женщины не только убивали, они еще и выступали, демонстрируя всем свое мастерство. Некоторые из них гастролировали по всей Европе. Одним из постоянных мест для таких выступлений был Санкт-Петербург. И недаром! Здесь тоже встречались амазонки. Так первый в России профессор фехтования Иван Ефимович Севербрик обучал своему грозному искусству дам и девиц в шести почтенных семействах Петербурга. Анонимный "старожил и любитель фехтования" в газете "Северная пчела" № 15 1856 года рассказывает, как в 1827 году в Петербург приехала итальянская фехтмейстерша госпожа Боголини. Она постоянно навещала школу Севербрика, где фехтовала с лучшими бойцами города и с самим маэстро.

К барьеру, милые дамы!

Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д"Агу, возлюбленная композитора приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его лишь когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини.

Как только на земле появилась шпага как вид холодного оружия, на нее посягнули и...женщины.
Было бы совершенно неверным думать, что представительницы нежного пола только в продвинутом и эмансипированном XX веке так упорно стремились присвоить все исконно мужское - манеру поведения, участие в общественной жизни, одежду, профессии, увлечения. Такова уж натура женщины, что ей всегда хочется того, что, по идее, ей не должно принадлежать. Так что уже древние гречанки прилагали немало усилий (вплоть до риска лишиться жизни), чтоб попасть на запретные для женщин Олимпийские игры, а древние римлянки обожали мужские бани и мужской разгульный образ жизни. Более того, женщины-гладиаторы иной раз одерживали победу над представителями сильнейшего пола.

Да и в гламурные средние века, когда, казалось бы, даже мужчины стремились быть максимально изнеженными, выхоленными и роскошными, женщины, тем не менее, жаждали быть "как мужчины" и вполне успешно реализовывали свои мечты. Француженки не менее истово, чем мужчины, защищали свою честь на дуэлях (а следовательно, прекрасно владели оружием и соответствующей амуницией). А в России женские дуэли расцвели буйным цветом благодаря покровительству Екатерины II, которая собственноручно дралась на дуэлях уже с 15 лет.

Нет ни одной мужской профессии или занятия, которую не примеряли бы на себя женщины. Некоторые это делают из любопытства, некоторые -чтобы доказать противоположному полу, что женщины способны на все.
Другой движущей силой, заставляющей женщину проходить все, даже самые непробиваемые препятствия, является любовь. Ради нее женщины дрались даже на дуэли и хладнокровно закалывали своих противниц и противников. И это те самые нежные слабые создания, о которых не перестают слагать легенды и которых не перестают воспевать в стихах и одах.

Но как же скучно было бы нам без этих взбалмошных, возвышенных, вдохновляющих на безумства и подвиги женщин! И не только вдохновляющих, но и активно создающих историю, бросая вызов всему человечеству. Упомянутые здесь слова о дуэлях абсолютно не случайны.

С развитием же современной цивилизации и выстраиванием соответствующих общественных отношений вторжение женщин в типично мужские сферы жизни стало и вовсе повальным. Таким образом, женщины, с одной стороны, отстаивали свое право быть не только одушевленной машиной для продолжения рода и объектом сексуальных увлечений мужчин, но и полноправной личностью, а с другой стороны, удовлетворяли свои амбиции и честолюбие, которых у женщин было всегда на порядок больше, чем у представителей противоположного пола.

Акцентируя внимание на дуэлях, в которых принимали инициативное участие отважные дамы "голубых кровей", хочется большими буквами выписать имена легендарных женщин-дуэлянток. Кто-то наверняка будет оспаривать это суждение, но никто не давал право мужчинам определять женщине второстепенную роль. И отважные представительницы так называемого слабого пола доказывают это на протяжении веков.

В 1552 году в Неаполе произошло неординарное событие - две дамы, Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла, дрались на дуэли в присутствии маркиза де Баста. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Этот поединок так потряс неаполитанцев, что молва о нем не утихала долгое время. Эта романтическая история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе Риверу в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра - полотна "Женская дуэль", которое является одной из самых волнующих картин в галерее Прадо.

В XVII веке один французский офицер самовольно поселился в доме графини де Сен-Бельмон, молодой красавицы-вдовы. Графиня послала ему вежливую записку с просьбой объяснить свое вторжение, но записка была проигнорирована. Тогда женщина послала офицеру вызов на дуэль, подписавшись "шевалье де Сен-Бельмон". Офицер принял вызов и, явившись в назначенное место, встретил мадам, которая была тщательно загримирована и в мужской одежде. Поскольку переодетая красавица незаурядно владела шпагой, то уже через несколько минут схватки она резким приемом вышибла оружие из рук противника и, отбросив клинок ногой, обратилась к офицеру со словами, которые заставили его покраснеть от стыда: "Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь - я мадам де Сен-Бельмон.

И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам".
Имеющиеся в истории подобные случаи показывают, что такое поведение храброй вдовы, к сожалению, нетипично для женщин. Нетипично в одном - в проявлении милосердия к мужчине. Поэтому мужчинам, которые, на свое несчастье, вступали в схватку с женщинами, далеко не всегда удавалось отделаться легким испугом, как противнику графини де Сен-Бельмон.
Так, трагически для мужчины сложилась следующая дуэль, отмеченная историками и сохранившаяся в архивах. Брошенная молодым человеком девушка из интеллигентной семьи встретила его на улице в Париже. В дамской сумочке, которую мадемуазель Лерье (так звали девушку), несла в руках, находился пистолет довольно крупного калибра. Конечно, она могла просто застрелить своего неверного возлюбленного. Но она была настолько великодушна, что протянула ему оружие. Правда, на этом ее деликатность кончилась. После того, как мужчина выстрелил в воздух, мадемуазель Лерье выстрелила в него в упор.
Наиболее непримиримой была легендарная оперная певица мадемуазель де Мопен, на боевом счету которой числилось несколько поверженных мужчин.

Эта женщина весьма почитаема во Франции. Согласно знаменитому роману Теофиля Готье "Мадемуазель де Мопен", события развивались следующим образом. Когда однажды за кулисами оперного театра к ней с некорректной шуткой подошел актер Дюмени, грубый и наглый мужчина, то, в ответ на какую-то из его самодовольных фраз, девушка вызвала его на дуэль. Не ожидавший такого поворота, Дюмени изумленно уставился на нее и расхохотался. Тогда певица, выхватив у проходящего вблизи бутафора театральную шпагу, отхлестала ею обидчика, а затем отобрала у него часы и табакерку как знак своей победы. После этого случая жизнь девушки коренным образом изменилась. Она решила никому и никогда не позволять себя обижать. Случай доказать свою принципиальность представился ей довольно скоро. Как-то на балу один из присутствующих обидел ее. Получив вызов на дуэль, он изумился так же, как и Дюмени, и отказался драться. Тогда певица предложила ему во всеуслышание публично попросить у нее прощения.

Среди дам, слышавших разговор, поднялся недовольный ропот: "Эта певичка совершенно зарвалась". Затем, после некоторого колебания, устроительницы бала предложили девушке покинуть зал. Она спокойно на это согласилась, "но только после того, как господин попросит прощения". После короткого замешательства дамы не нашли ничего лучшего, как предложить мужчинам вывести вон "зарвавшуюся" актрису. Что и было сделано, к несчастью для сопровождающих. Когда они вывели девушку в сад, она выхватила шпагу у одного и приказала другому защищаться. Тут мужчинами была сделана вторая ошибка. Вместо того, чтобы ее обезоружить, они решили понаблюдать этот аттракцион - женщина, размахивающая шпагой... Ошибка обошлась слишком дорого. Спустя несколько мгновений один из мужчин уже лежал на земле. Второй дрался всерьез, но молодая красавица слишком хорошо владела клинком и была к тому же в сильнейшем гневе. Когда и второй противник упал на садовую дорожку, обагряя ее своей кровью, мадемуазель де Мопен отбросила шпагу и, поправив прическу, вернулась в танцевальный зал.
Другая версия этого происшествия такова: мадемуазель де Мопен переоделась мужчиной и ухаживала за самой красивой девушкой бала. Когда молодые люди попросили мнимого мужчину оставить девушку в покое, произошло описанное выше. Людовик XIII, вообще жестко относившийся к дуэлянтам, простил эту очаровательную женщину! А обучил ее этому искусству кое-кому на горе учитель фехтования, за которого мадемуазель де Мопен вышла замуж.

Несмотря на то, что женщины нередко вызывали на поединок мужчин, статистика свидетельствует, что все-таки чаще они дуэлировали друг с другом. Одной из самых легендарных женских дуэлей считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк, которые осенью 1624-го не поделили благосклонность герцога Ришелье. Герцог многократно бросал графиню, но это не помогало. С присущим ей азартом графиня Полиньяк все равно любила его "ветреную галантность" и, соответственно, испытывала ревность ко всем дамам, у которых он пользовались успехом, а таковых было несметное количество. Переполненная ревностью, она однажды встретила маркизу де Несль и вызвала ее на дуэль, предложив драться на пистолетах в Булонском лесу. Будучи одержима теми же чувствами, что и ее противница, маркиза жадно приняла вызов. Она рассчитывала либо убить соперницу и заполучить любовника в полное владение, либо славной смертью проявить силу своей привязанности и страсти к нему. Дамы встретились и стали стреляться. Маркиза де Несль упала, а ее прекрасная грудь покрылась кровью. "Ага, - кричала ее соперница, - я научу тебя, как красть любовника у такой женщины как я; если бы это было в моей власти, я бы сейчас разорвала на части сердце этого вероломного создания, и разбила его мозги!".Молодой человек, услышавший эти жестокие слова, призвал ее успокоиться и не ликовать над несчастной соперницей, чье мужество, по крайней мере, не может не вызвать уважения. "Молчи, юный болван! - закричала графиня Полиньяк. - Не тебе меня учить!" Маркиза де Несль была ранена не в грудь, как сначала опасались, а лишь слегка в плечо. Когда кто-то ее спросил, достоин ли этого тот любовник, во имя которого она подвергала себя такому риску, она ответила: "О да, он достоин того, чтобы пролить еще больше крови, чем та, что циркулирует в моих венах. Он самый славный человек во всем свете; все дамы находятся у него в ловушке, но я надеюсь, что этим я доказала свою любовь и могу рассчитывать на полное обладание его сердцем. Я в вечном долгу перед тобой, герцог Ришелье - сын бога войны и богини любви".

В хронике миланского женского монастыря Св. Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили настоятельницу предоставить комнату для совместного молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала.

В июне 1744 года немецкая принцесса София Фредерика Августа Анхапьт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне первой, они принялись на шпагах доказывать друг другу свою правоту.
К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествию времени стала София Фредерика. И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей.Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло двадцать дуэлей, на восьми из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: "До первой крови!", а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.

В дополнение к фактам о женских дуэлях хотелось бы также упомянуть о том, что в Древней Руси были узаконены судебные поединки, в том числе женские. Как указывалось в ст. 119 Псковской судебной грамоты (1397 год), женщины на поединок вместо себя могли выставить мужей, братьев, отцов или наймитов, но только в том случае, если в споре против них выступал мужчина. Женщина с женщиной должны были биться лично. Бились дамы на Руси дрекольем, рогатинами, ослопами (дубина, окованная железом), а то и просто в рукопашную. Решительную борьбу с поединками повел Петр I, и не из-за моральных соображений - он просто не хотел, чтобы какие-то споры решались в обход государства.

В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла. В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованнейших женщин Англии. Причиной ее приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась. Разговор пошел на повышенных тонах и у англичанки в пылу спора вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки.

Наступила зловещая тишина. Княгиня медленно поднялась и жестом пригласила встать герцогиню. Когда та исполнила просьбу, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и дала ей пощечину. Герцогиня, не долго думая, дала сдачи. Графиня Пушкина опомнилась лишь тогда, когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.
Дуэли из-за мужчин между женщинами были особо жестокими, просто ранения не удовлетворяли ни одну из соперниц. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника.

Современные женщины выясняют отношения не при помощи клинков и шпаг, сейчас они это делают куда более убедительно. Но, тем не менее, они не перестают бросать вызов миру. Достойно управляясь в кухне, проповедуя нежность и чистоту, женщины продолжают доказывать всем, что смело могут находиться на одной ступени с мужчинами. Более того, они умело могут переходить из одного состояния в другое, быть слабыми, когда этого хочется, и сильными, когда это необходимо, и при этом срывать комплименты и сводить с ума даже сильных мира сего. Вот такие они, женщины - постоянно дуэлируя с жизнью, с легкой улыбкой дарят миру любовь.

July 15th, 2013


José de Ribera. «Женская дуэль».

В 1552 году в Неаполе произошло неординарное событие - две дамы, Изабелла де Караззи и Диамбра де Поттинелло дрались на дуэли в присутствии маркиза де Васта. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола. Поединок женщин из-за любви к мужчине был весьма волнующим событием, ведь прямо противоположная вещь - борьба из-за женщины всегда являлась обычным занятием мужчин. Этот поединок так потряс неаполитанцев, что молва о нем не утихала долгое время. Эта романтическая история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе (Джузепе) Риверу (Риберу) в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра - полотна «Женская дуэль», которое является одним из самых волнующих картин в галерее Прадо.

Отсчет же хроники женских дуэлей можно было бы вести с древних времен, когда царил матриархат, и женщины занимали более активную жизненную позицию. Но так как документальных источников о том периоде, можно сказать, нет, то продвинемся по времени дальше.

Древнегреческий историк (отец истории) Геродот писал об обычае в одной из греческих провинций: собиралась толпа девушек, и они свирепо дрались между собой на палках. Древнеримский писатель Аммиан Марселлин писал, что у галлов жены даже сильнее своих мужей — они дерутся кулаками и ногами, а также с оружием сражаются с другими женщинами и с мужчинами.


Франц фон Штук. «Амазонка и кентавр».

Викинги, как, впрочем, и другие народы Средневековья, не вдавались в тонкости судопроизводства. Если в тяжбе стороны не могли прийти к соглашению — истец валил все грехи на ответчика, а тот отрицал свою вину, в силу вступал «Хольмганг» (прогулка по острову). Иначе говоря, спорщики отправлялись на небольшой островок, как правило, специально для того предназначенный, и вступали в честный поединок с равным оружием. Кто побеждал, тот и оказывался прав. Такая система великолепно работала несколько веков подряд во всей Европе, избавляя простой народ от крючкотворства юристов. Так вот, у викингов нередки были случаи, когда на «Хольмганг» выходила женщина.


Хольмганг с участием Эгиля Скаллагримссона на картине Юханнеса Флинту (1787—1870)

Но нелегко было искательнице правды победить, пусть и неправого, викинга. Приходилось как-то уравнивать шансы. И законодатели викингов нашли выход. Бойца- мужчину попросту опускали в узкую яму по самый пояс, так, что тот не мог сдвинуться с места, а заодно и терял в росте. Женщина при этом имела необходимую свободу маневра. Был еще и второй способ. Викингу крепко привязывали левую руку за спину. Для фехтовальщика, в каком-нибудь XIX веке это вовсе не было бы помехой, но в то время, когда подавляющее большинство ударов отбивали не оружием, а щитом, такое ограничение было весьма существенно. Боец, хотя и сохранял свободу маневра, но ощутимо проигрывал в обороне.

В 1348 британский хроникер рассказал о женщинах, “свободных от брачных уз, чье поведение потрясало публику. В любом месте, где устраивались турниры, появлялась группа женщин числом сорок - пятьдесят, одетых по-мужски. Женщины эти были из числа самых красивых, но не самых лучших в королевстве. Они носили раздельные туники, маленькие капюшоны, а на поясе у них, в спецальных чехлах, хранились ножи, которые они вульгарно называли кинжалами. Они выходили биться на турнир на великолепных превосходно украшенных боевых конях. Таким способом они растрачивали свое богатство и увечили себя, проявляя нелепое распутство”.

Первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку. И они, кстати, развеивают миф о том, что первопроходцами в этом деле были француженки. Так, в хронике миланского женского монастыря Св. Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения на комнату для совместного молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала.


Екимов В. Ю. «Натюрморт с брошенными перчатками».

Самой легендарной женской дуэлью почему-то считается поединок между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк осенью 1624 года. Не поделив благосклонность герцога Ришелье (который чуть позже стал кардиналом), дамы, вооружившись шпагами и пригласив секунданток, отправились в Булонский лес, где и сразились. Дуэль закончилась победой графини, которая ранила свою соперницу в ухо. Этот поединок не был каким-то особенным, но благодаря Ришелье, в записках которого упоминается данный случай, и воспоминаниям самих дуэлянток он оставил след в истории.

Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд — лишь часть того, что было причиной для поединка. Женщины словно сошли с ума.

А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях). Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль; дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненной...

Дамы столь привыкали к оружию, что даже позировали художникам со шпагами в руках. На картинах Жана Беро элегантные француженки держат шпаги так непринужденно, как будто оружие является обычным аксессуаром дамского наряда, как, например, веер или зонтик.


Jean Beraud.

Некоторые дамы до такой степени осваивали искусство фехтования, что начинали вызывать на поединки мужчин. Наибольшую известность получила мадемуазель де Мопен, проведшая несколько успешных дуэлей с мужчинами. Её реальные похождения положил в основу своего романа «Мадемуазель де Мопен» писатель Теофиль Готье. Роман написан увлекательно и стоит того, чтобы его прочитать.

Ещё в одной истории рассказывается,что один французский офицер самовольно поселился в доме графини де Сан- Бельмонт, молодой красавицы-вдовы. Графиня послала ему вежливую записку с просьбой объяснить свое вторжение, но она была проигнорирована. Тогда женщина послала офицеру вызов на дуэль, подписавшись «шевалье де Сан-Бельмонт». Офицер принял вызов и, явившись в назначенное место, встретил мадам, которая была тщательно загримирована и в мужской одежде.

Поскольку переодетая красавица незаурядно владела шпагой, то уже через несколько минут схватки она резким приемом вышибла оружие из рук противника и, отбросив клинок ногой, обратилась к офицеру со словами, которые заставили его покраснеть от стыда: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь - я мадам де Сан-Бельмонт».

Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений. А началось все, что самое интересное, в неблизкой Германии. В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт- Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне первой, они принялись на шпагах доказывать свою правоту. К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествию времени стала Софья Фредерика.

И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло 20 дуэлей, на 8 из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов. Ее лозунгом были слова: «До первой крови!», а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.

В 1770 году с княгиней Екатериной Дашковой случилась не очень приятная история. Произошло это в Лондоне, в доме графини Пушкиной, жены российского посла. В гости к графине приехала герцогиня Фоксон, считавшаяся одной из образованнейших женщин Англии. Причиной ее приезда было желание побеседовать с Дашковой, а по возможности и подискутировать с ней. После получасовой беседы между дамами завязался горячий спор. Соперницы оказались достойными друг друга, поэтому обстановка быстро накалилась. Разговор пошел на повышенных тонах, и у англичанки в пылу спора вырвалось оскорбительное замечание в адрес оппонентки. Наступила зловещая тишина. Княгиня медленно поднялась и жестом пригласила встать герцогиню. Когда та последовала просьбе, Дашкова вплотную подошла к оскорбительнице и нанесла ей пощечину. Герцогиня, не долго думая, дала сдачу. Графиня Пушкина опомнилась лишь, когда соперницы потребовали шпаги. После безуспешных попыток примирить женщин, она все-таки вручила им оружие и провела в сад. Поединок длился недолго и завершился ранением Дашковой в плечо.

После эпохи Екатерины II женская дуэль в России претерпела сильные изменения. Российские женщины полюбили дуэли. Приютом же женских вооруженных поединков стали дамские салоны. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салоне госпожи Востроуховой (к сожалению, подробных сведений об этой женщине нет) только в 1823 году состоялось 17 (!) дуэлей. В записках французской маркизы де Мортене, которая частенько наведывалась в это заведение, говорится: «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы».

Маркиза, как и многие ее соотечественники, в своих записках сгустила краски. В отличие от француженок, русские дамы редко доводили поединок до смертоубийства, а относительно изящества можно поспорить. Дело в том, что в те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнаженном виде, а впоследствии и полностью обнаженные. Добавляло ли это изящества — вопрос спорный, но, по словам все той же маркизы де Мортене, поединки приобрели пикантность.
В целом, информация о том, что происходило в первой половине XIX века в области женской дуэли в России, очень скудна и часто фальсифицирована, но кое-что можно найти.

Между двумя помещицами, Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой, на протяжении нескольких лет происходили конфликты. В конце концов их напряженные отношения вылились в крупную ссору, которая привела к дуэли. Вооруженные саблями своих мужей и в сопровождении секунданток, коими были молоденькие гувернантки-француженки, а также своих 14-летних дочерей, соперницы встретились в березовой роще. После некоторых приготовлений секундантки предложили дамам помириться, на что те ответили отказом и, более того, затеяли перепалку между собой. В разгаре скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Схватка длилась недолго.
Ольга Петровна получила тяжелое ранение в голову, а Екатерина Васильевна в живот. Первая скончалась на месте, а ее соперница днем позже.

Продолжение этой истории случилось через пять лет. Именно на этом же месте шпаги скрестили две девушки — дочери соперниц. Секундантками были все те же гувернантки. Итогом поединка стала смерть Анны Полесовой, а ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник: «"Дамы, к барьеру!" -сказала дородная женщина, посмотрев на соперниц, которые с неподдельным интересом рассматривали пистолеты, которые им только что дали. Через пять минут одна из них лежала без признаков жизни. Так завершилась жизнь молодой актрисы Мариинского театра Анастасии Малевской. Нелепая смерть от руки не менее юной особы, которая была проездом через Петербург, имя которой даже никто не запомнил. Причиной же дуэли был молодой человек, к которому была неравнодушна Малевская, и рядом с которым имела несчастье оказаться незнакомка. Минутная вспышка ревности, словесная стычка — и в тот же вечер девушки целятся в друг друга из пистолетов».

Дуэль на ногтях

Дуэли из-за мужчин между женщинами были особо жестокими, просто ранения не удовлетворяли ни одну из соперниц. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника. Если же смерть не устраивала ни одну из сторон, то тогда прибегали к изощренным приемам. Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д"Агу, возлюбленная композитора приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его лишь когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини.

Дуэль на перочинных ножах.

Весна 1894 года. Петербург. Две молоденькие продавщицы решили выяснить свои отношения дуэлью. Вооружившись перочинными ножами, они встретились в пригородном парке. Поединок закончился тем, что одна из них получила три ранения в грудь, а ее соперница в шею и плечо. Обе выжили, но предмет их спора, молодой франт, исчез из города в неизвестном направлении.

Как сказал один из знатоков дуэлей: «Если мы примем во внимание большую раздраженность, которая так часто сопутствует отношениям между женщинами, мы удивимся, что они еще сравнительно редко дерутся на дуэли, которая является клапаном для страстей».


Jean Beraud.liveinternet.ru/users/lviza_neo/p ost126033786/#


Jean Beraud.

Использована статья Н. Игориной.

Статьи по теме: