Занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие на транспорте. Открытое занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Транспорт

Развивающая задача: Учить детей обобщать, классифицировать транспортные средства: грузовой, пассажирский, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.

Образовательные речевые задачи: составлять описательный рассказ о данной игрушке-транспорта с помощью вопросов:

Упражнять в практическом употреблении слов с ласкательными и увеличительными оттенками;

Практическом употреблении приставочных глаголов;

Согласовывать существительные с прилагательными в числе, роде, падеже;

Учить составлять целое из частей (разрезные картинки).

Коррекционная задача: упражнять детей в употреблении существительных женского и мужского рода; расширять словарь по теме “транспорт”.

Воспитательная задача: учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте.

Материалы: игрушки транспорт, картинки транспорт, разрезные картинки транспорта, аудиозапись “Автобус”, панорама города с изображением транспорта.

Ход занятия

Ребята, как вы сегодня добирались до детского сада, кто далеко живет, на чем? (Пешком, машине, автобусе)

Кто живет рядом с детским садом – пришел пешком, кто живет далеко от детского сада – ехали на автобусе, машине, такси (воспитатель помещает на магнитной доске соответствующие картинки). А машина, автобус, такси это что? (Транспорт)

Как называются люди, которые едут в пассажирском транспорте? (Пассажиры)

Как называется машина, которая помогает перевозить груз? (Грузовая)

Какие грузы могут перевозить грузовые машины (Мебель, песок, снег, продукты, бензин, молоко и т.д.)

Обратить внимание на панораму города, рассмотреть изображение транспорта. Пальчиковая игра “Посчитаем”.

Будем пальчики сгибать -
(сжимать и разжимать пальчики)
Будем транспорт называть:
Автомобиль, такси,
Трамвай, метро, автобус
(разжимают пальчики, начиная с мизинца)
5 пальцев мы в кулак зажали,
5 видов транспорта назвали.
(сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого).

Кто водит пассажирский и грузовой транспорт (водитель, шофер).

Обобщение воспитателя: Машины наши помощники, но без водителя они не смогут работать. Водитель должен хорошо знать устройство своей машины, ее части.

А знаете ли вы, из каких основных частей она состоит?

Как называется та часть машины, где сидит шофер и управляет машиной? (Кабина)

Куда складывают груз? (Кузов)

Где сидят пассажиры? (Салон)

Без какой части машина никогда не поедет? (Без колеса)

Игровое упражнение “Едем в автобусе”

А теперь все вместе прокатимся в автобусе. Кем мы будем в автобусе? (Пассажиры). А как должны себя вести пассажиры в автобусе и почему?

Я буду говорить, а вы отвечайте:

Автобус от остановки (отъехал ), к другой остановке (подъехал ). Затем на небольшую горку (въехал или заехал ) и вместе с нами он мост (переехал ). Он быстро в тоннель (заехал ) и оттуда вскоре на заправку (поехал, приехал ).

Речевая игра “На заправке”

Все машины по порядку
Подъезжают на заправку.
(обеими руками “крутят руль” перед собой)
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.

(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

Заправившись, автобус на выставку-салон (приехал, заехал ).

В нашей группе открылась выставка-салон транспортных средств “Веселые моторы”. Я буду директором, а вы менеджерами по продаже автомобиля. Вы должны рассказать о понравившемся транспорте и сделать его рекламу:

Название машины.

Какая она: описать ее внешний вид, цвет.

Назвать части.

Для чего она предназначена.

Заслушать 3-4 рассказа.

Ребята, а в далекой сказочной стране “Лилипутии” живут маленькие человечки и все у них маленькое: и одежда, и обувь, и транспорт.

Игровое упражнение “Большой-маленький”

Машины наши верные и надежные помощники. Но чтобы они долго служили за ними нужно следить, во время чинить, ставить в гараж.

Дидактическая игра “Почини машину”

Водители сильно жали на педали,
Развалилась машина на детали.
Помогите, помогите
Машинку из деталей соберите.

Дети собирают машинки по частям (из разрезных картинок). По окончании называют, что у них получилось.

А сейчас я превращаю я вас в машину, кто какую хочет. И с занятия каждая из вас уедет со своим сигналом. Словесная игра “Изобрази сигнал своей машины” (посигналить громко – на прощание, тихо – машины уехали далеко).

Закрепить представление детей о транспортных средствах.

  • Закрепить знание названий отдельных видов транспорта и место их нахождения (вода, небо, земля).
  • Развивать общие речевые навыки детей, упражнять в координации речи с движением.
  • Развивать мышление, учить отгадывать загадки.
  • Воспитывать умение играть в коллективе.
  • Способствовать развитию длительного плавного речевого выдоха.
  • Уметь создавать сюжетную композицию.

Предварительная работа.

Беседы по теме «Транспорт» (поезд, легковая машина, самолет, корабль), рассматривание иллюстраций, повторение стихотворений А. Барто «Самолет», «Кораблик», рисование «Рельсы для поезда», аппликации «Машина», «Кораблик», лепка «Самолет».

Материалы.

Игрушечный заяц, тематические игрушки и раздаточный материал по теме «Транспорт», тазик с водой и бумажные кораблики, лист с изображением облаков, волн, дороги.

Ход занятия

Организационный момент.

Восп: Ребята, какое замечательное сегодня утро. К нам на занятие пришли гости. Давайте улыбнемся гостям и поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Восп: А теперь посмотрите на меня своими глазками.

Здравствуй, небо голубое! (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое! (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок! (покачивают руками над головой)

Здравствуй, маленький цветок! (наклоняются)

Здравствую утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

Основная часть.

Восп: Знаете, ребята, к нам в гости обещал придти лесной житель.

Отгадайте, кто это?

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?

Дети: Заяц.

Восп: Правильно! А вот он (стук в дверь), проходи, Заинька, не стесняйся.

Заяц: Здравствуйте, ребята. Как долго я до вас добирался. Как только вышел я из леса на дорогу, все кругом стало гудеть, шуметь. Вы не знаете, что это было?

Восп: Ребята, мы знаем, что у нас есть транспорт. Вот и давайте расскажем зайке все по порядку. Сегодня мы будем путешествовать на всех видах транспорта.

А на чем?- отгадайте загадку. Слушайте внимательно:

Железные избушки

Прицепились друг к дружке.

Одна из них с трубой

Везет всех за собой?

Восп: Что это такое?

Дети: Поезд.

Восп: Ребята, а кто нам покажет поезд?

Выходит ребенок

Что это? (поезд)

Что это такое? (труба)

Что это такое? (колеса)

Как едет поезд? (чух-чух)

По какой дороге едет поезд? (по железной дороге, по рельсам)

Восп: Правильно. Поезд едет только по рельсам. А если железная дорога закончилась, поезд поедет?

Дети: Нет.

Восп: Вот и мы сейчас поедем на поезде.

Воспитатель приглашает детей построиться друг за другом.

Вы будете вагончиками, а я паровозом.

Паровоз дает гудок, поезд начинает двигаться.

Проводится подвижная игра «Поезд».

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Загудел паровоз и вагончики повез.

Чух-чу! Чух-чу!

Далеко я укачу!

Приехали (шипят: Ш-ш-ш)

Восп: Молодцы, ребята! Но железная дорога закончилась, а это значит, что поезд дальше не едет, и наше путешествие должно продолжиться на другом транспорте.

А на каком? Отгадайте загадку:

Четыре колеса, резиновые шины,

Мотор и тормоза

И что это?

Дети: Машина.

Восп: Кто нам покажет машину?

Выходит ребенок.

Что это? (машина)

А что машина делает? (едет)

Это машина какая? (легковая)

А кого возит машина? (людей)

А где едут машины? (по дороге)

Как сигналят машины? (би-би)

Если машина застряла в канаве и буксует? (дзззз-дзззз, джжжж-джжжж)

А кто водит машину? (шофер)

Восп: Правильно, шофер. А вы хотите быть шоферами? Нам же надо ехать дальше?

Проводится игра из серии «Расскажи стихи руками»: «Мы шоферы».

Дети сидят на стульчиках.

Едем-едем на машине, (имитируют движения рулем)

Нажимаем на педаль, (ногу сгибают, вытягивают)

Газ включаем, выключаем, (поворачивают воображаемый рычаг)

Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ладони ко лбу)

Дворники счищают капли – (руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают, наклоняют руки вправо-влево)

Вправо, влево - чистота,

Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами рук)

Мы шоферы хоть куда! (поднимают вверх большие пальцы рук)

Восп: Молодцы, все выполнили. Ребята, понравилось вам быть шоферами?

Восп: Но, ребята, ехали, мы ехали, до реки доехали. Дальше нас машина не повезет.

Кругом вода, одна вода… (развести руки в стороны волнообразными движениями)

На чем мы поплывем туда? (сложить ладони в виде лодочки)

Дети: На кораблике.

Восп: Правильно, корабль-это тоже транспорт.

А кто хочет показать кораблик?

Выходит ребенок.

Что это? (кораблик)

Что делает кораблик? (плывет)

А где у кораблика паруса?

А где плавают корабли? (по воде)

Обратить внимание на тазик с водой и кораблик, плавающий в нем.

Восп: Посмотрите, кораблик не двигается. Для того чтобы он поплыл, нужен ветер, и он поплывет.

Воспитатель дует на кораблик. Приглашает детей тоже подуть.

Дети дуют на кораблик.

Дыхательное упражнение «Ветерок».

Восп: Поплыл наш кораблик, молодцы!

Переплыли мы реку. Но путешествие наше заканчивается и нам пора обратно.

Но не проехать, не пройти, всюду горы на пути (переплести пальцы и поднять руки перед собой в виде горки). Какой транспорт поможет нам перебраться через горы?

Отгадайте загадку:

Серебристый, очень быстрый,

Он отправился в полет.

И на небе светлом, чистом появился?

Дети: Самолет.

Кто покажет самолет?

Выходит ребенок.

Что это? (самолет)

А как гудит самолет? (у-у-у…)

А какие крылья у самолета, покажи.

А где самолеты летают? (в небе)

Восп: Тогда давайте мы с вами сядем в самолет и полетим.

Проводится физминутка «Самолет».

Руки в стороны - вперед

Полетел наш самолет

У-У-У-У-У-У

Повертелись, покружились

И на землю приземлились

Ну, вот мы и вернулись обратно. Наше путешествие закончилось. На чем, ребята, мы сегодня путешествовали?

Дети: (поезд, машина, кораблик, самолет).

А как назвать все это, одним словом?

Дети: Транспорт

На мольберте заготовка для коллективной композиции: лист с облаками, обозначающими небо, волны - обозначающие воду, дорога.

Восп: Ребята, облака - это небо, волны - это вода, а внизу дорога.

Давайте с вами вспомним:

Где летают самолеты? (в небе)

Где плавают корабли? (по воде)

Где едут машины? (по дороге)

Молодцы, все правильно. Мы говорим сегодня о транспорте. Посмотрите, у меня здесь есть и самолеты, и машины, и кораблики (показывает изображение транспорта). Это транспорт.

Возьмите по одной картинке и прикрепите ее туда, где она должна быть.

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит».

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства, прикрепляют ее туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, небо с облаками, вода).

Молодцы ребята, все справились.

Итог занятия.

Восп: Ребята, сегодня у нас было интересное занятие.

Вам понравилось? (да)

А давайте вспомним, что мы делали сегодня с вами на занятии? (Путешествовали, отгадывали загадки, играли.)

А тебе Зайка, понравилось с нами путешествовать?

Заяц: Да, понравилось, вы молодцы!

Восп: Вот видишь, Зайка, сколько ты сегодня узнал.

Расскажи всем лесным жителем о транспорте, какой он бывает, чтобы они знали и не боялись к нам в гости приходить.

Заяц: Хорошо, обязательно расскажу. Но я пришел к вам в гости с угощением.

Зайчик раздает детям конфеты.

Ну, а теперь мне пора возвращаться домой в лес. До свидания.

Дети: До свидания, Зайчик.

Восп: Итак, ребята, сегодня все замечательно занимались. Молодцы! Скажем всем гостям «До свидания».

Спасибо детям и гостям, что вы пришли сегодня к нам!

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

« Транспорт »

Подготовила логопед: Кривогузова О.П.

Задачи :

Коррекционно - образовательные :

    Закрепление словаря и знаний детей по теме “Транспорт”.

    Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), а также о названиях некоторых профессий в данной сфере, закрепить знания детей о деталях транспорта.

    Продолжать учить:

Правильно употреблять сравнительную степень прилагательных,

Образовывать прилагательные от существительных,

– употреблять глагол «ехать» с разными приставками,

Составлять деформированные слова,

Точному употреблению предлогов,

Составлять описательный рассказ

Коррекционно - развивающие :

    Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, фонематических процессов (слоговой структуры и слогового анализа)

    Логического мышления.

    Развитие конструктивного праксиса.

    Развитие темпо-ритмических компонентов.

    Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, направленной воздушной струи.

Коррекционно - воспитательные :

    Формирование навыков сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.

    Формировать умение детей работать самостоятельно, договариваясь для достижения результата.

Ход занятия:

    Орг момент

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

    Основная часть

Я сегодня получила письмо. Вы хотите узнать от кого оно?

Письмо

Здравствуйте ребята ! Пишут вам Винтик и Шпунтик гениальные изобретатели из Цветочного города . У нас случилась беда , мы конструировали новый транспорт для путешествий , но налетел сильный ветер и все наши чертежи перепутал . Мы просим вас помочь нам в создании нашего транспорта .

Дети, вы готовы помочь Винтику и Шпунтику? Отлично, тогда вы все зачислены в команду конструкторов – изобретателей.

Скажите, а зачем нужен транспорт?

На чем удобно путешествовать?

А как вы думаете, удобно ли отправляться в далекое путешествие на троллейбусе или трамвае?

На какие 3 вида можно разделить весь транспорт?

Посмотрите на экран, что вы видите? Это части, какого транспорта?

Игра « Из чего какой

Если колесо сделано из резины, оно какое?

Дверца из металла (какая?) - …

Руля из пластмассы (какой?) - …

Сидение из кожи (какое?) - …

Окно из стекла (какое?) - …

Молодцы, а теперь давайте вспомним историю про машинку, которая, как и жители Цветочного города, очень любила путешествовать.

Будьте внимательны, смотрите на экран.

Сказка « Путешествие маленькой машинки

Скажите, кто управляет автомобилем? А сейчас выходите в круг, мы будем водителями.

Физминутка

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Скорость мы переключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли.

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы – хоть куда!

Дети, что вы сейчас слышите? Это звук чего?

Самолет передвигается по..

Значит это какой транспорт? Какой еще воздушный транспорт вы знаете? Кто управляет самолетом? А ракетой?

Давайте сравним самолет и ракету.

Игра с мячом «Закончи предложения»

Самолет летит высоко, а ракета …(выше)
Самолет летит далеко, а ракета…(дальше)
Самолет летит быстро, а ракета …(быстрее)
Самолет мощный, а ракета…(мощнее)
Самолет большой, а ракета …(больше)
Самолет тяжелый, а ракета …(тяжелее).
Самолет просторный, а ракета …(просторнее)
Самолет длинный, а ракета …(длиннее)
Самолет быстроходный, а ракета …(быстроходнее)

Дыхательная гимнастика

Каждый возьмите самолет, мы сейчас будем отправлять их в полет.

Посмотрите на доску, случилась неприятность – слова рассыпались на части. Подумайте, как соединить эти части, чтобы получились слова.

Прочитайте слова, сколько слогов в каждом слове?

Как вы думаете, можно ли путешествовать на корабле?

Да ребята, это очень увлекательно и интересно, можно побывать в разных странах, городах, увидеть много нового.

Так давайте же для Винтика и Шпунтика сконструируем корабль, на котором они отправятся в путешествие со своими друзьями.

    Самостоятельная работа (конструирование)

Я приглашаю вас в мастерскую. Садитесь поудобнее, перед вами лежат части корабля. Я предлагаю мальчикам взять на себя самую ответственную работу – собирать детали, а девочки будут вам помогать и делать корабль красивым.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Дети, а как вы думаете, чего не хватает нашему кораблю? Верно, у каждого корабля есть свое название.

Составление названия корабля

Д – какой первый звук в слове дом?

Р – какой последний звук в слове шар?

У – назовите звук, который располагается в середине слова жук.

Ж – с какого звука начинается слова жираф?

Б – назовите первый звук в слове буква

А - назовите звук, который располагается в середине слова мак.

Прочитайте слово, которое у нас получилось.

А что такое дружба?

    Итог занятия

Молодцы мне очень понравилось, как вы сегодня работали, какими мастерами вы были. Мы работали дружно, слаженно и были командой.

Награждение медалями.

Тема: « Транспорт нашего города»

Программные задачи:

Образовательная область «Познание»: сформировать понятие «транспорт»; закрепить знания детей о видах транспорта – наземный, водный, воздушный; Расширять знания детей о наземном, водном и воздушном видах транспорта: особенности строения автомобиля, самолета, корабля, место передвижения транспорта – земля, вода, воздух; назначение транспорта. Формировать интерес к технике

Образовательная область «Коммуникация»: формировать умение употреблять обобщающее слово – «транспорт»; формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Транспорт»: автомобили, шофер, водитель, руль, корабль, лодка, катер, иллюминатор, якорь, палуба, корма, капитан, самолет, вертолет, ракета, крылья, нос и хвост самолета, двигатель, пилот. Развивать умение строить полные ответы, умение слушать внимательно. Стимулировать желание участвовать в беседе, развивать слуховое внимание. Формировать навыки вежливого обращения, доброжелательность, дисциплинированность,

Образовательная область «Безопасность»: продолжить работу по развитию умения четко следовать правилам игры; продолжить работу по приобщению к правилам безопасного поведения в группе, во время игр; продолжить работу по развитию умения выполнять поручения и инструкции воспитателя во избежание травматизма.

Образовательная область «Музыка»: продолжить работу по развитию умения слушать музыку, развивать музыкальный слух, приобщать детей к музыке; продолжить работу по формированию и развития умения различать и определять окружающие нас звуки.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»: продолжить работу по развитию умения внимательно и осознанно слушать литературное произведение (стихотворение), развивать слуховую память, продолжить работу по развитию умения передавать основную мысль произведения.

Образовательная область «Здоровье»: предупреждать утомляемость детей во время непосредственно-образовательной деятельности (проведение физминутки, динамической паузы); продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.

Материал к занятию : игрушки Ежика и Лисенка, модели различных машин, наглядные пособия: плакат по теме «Морской транспорт», плакат «Воздушный транспорт», бумажные самолетики, макет «Дорожное движение», мяч, театральные шумы: «Проезжающий автомобиль», «Пароходные гудки», «Летящий самолет»

Организация детей на занятии : дети передвигаются по групповой комнате.

Методические приемы:

    Словесные: вопросы, рассказывание, беседа,

    Игровые: игра «Опиши транспорт», «Цветные автомобили», «Море волнуется», д/и «Подбери предмет по признаку»

    Демонстрационный: наглядный материал

Ход непосредственно-образовательной деятельности :

Дети стоят полукругом, воспитатель по центру, лицом к детям.

Воспитатель:

"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся"

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам в гости пришли наши знакомые игрушки – Ежик и Лисенок. Им не терпится рассказать нам историю, которая произошла с ними.

Однажды семья Ежика и Лисенка долго не возвращалась домой. Ежик и Лисенок стали волноваться за них. И чтобы первыми увидеть своих родных, они решили посмотреть в окно, не идут ли их друзья. За окном все шумело. (включить запись шума «Проезжающие автомобили»).

Ой, что это? – спросили Ежик и Лисенок удивленно.

Ребята, давайте посмотрим, что же они увидели. (воспитатель подводит детей к с толу, на котором расположен макет «Дорожное движение» с моделями машин, встают кругом; перечисляют, что они видят на столе)

Ребята, как можно назвать это одним словом? (автомобили, транспорт) Понятия закрепляются с 2-3 детьми .

Как вы думаете, какой это транспорт?

Где он ходит? (по земле)

Значит, как его можно назвать? (наземный)

Ребята, а вы знаете, для чего он нужен? (Перевозить людей, грузы)

А кто управляет этим транспортом? (водитель, шофер)

Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Опиши транспорт» (во время игры дети сидят на стульчиках около стола с игрушками; воспитатель предлагает детям – 2-3 чел. взять со стола транспорт и описать его).

Ребята, а какой наземный транспорт вы встречаете на улице?

Кто еще может назвать наземный транспорт, который встречается в нашем городе? (автобус, маршрутное такси «Газель», троллейбус, трамвай, легковые и грузовые автомобили) (опросить 4-5 чел)

Молодцы, ребята. Ежик с Лисенком устали и предлагают отдохнуть, поиграть в игру «Цветные автомобили»

Динамическая пауза «Цветные автомобили»

(Воспитатель раздает детям рули разного цвета – красный, синий, желтый. Гаражи – стульчики – обозначены соответствующими цветами.

Воспитатель напоминает правила игры и техники безопасности: «автомобили» ездят аккуратно, друг в друга не врезаются, чтобы не произошло аварии. По команде воспитателя «автомобили» начинают движение по сигналу подъезжают к своим гаражам. Игру повторить 2-3 раза, (при повторе педагог меняет обозначения гаражей.)

После игры воспитатель собирает детей около себя.

Воспитатель:

Ребята, послушайте стихотворение.

Несёт кораблик по волнам
И в стороны качает.
Куда несёт, не знает сам,
И скоро ли причалит.

По морю лодочка плывёт,
Попутный дует ветер.
Кораблик свой замедлил ход:
Он лодочку приметил.

Ребята, о чем говорилось в стихотворении? (о кораблике, о лодочке)

Ребята, а вы знаете, что кораблик, лодочка – это тоже транспорт. А вот какой это транспорт, мы сейчас узнаем, и Ежику с Лисенком это тоже интересно. (Воспроизведение шума «Пароходные гудки», воспитатель подводит детей к доске, на которой висят плакаты с изображением водного транспорта).

Ребята, что вы здесь видите? (перечисляют)

А как это все можно назвать одним словом? (транспорт)

Какой это транспорт?

Где он ходит? (по воде, значит – водный)

Ребята, давайте рассмотрим корабль. Кто знает, что есть у корабля? (корма, якорь, палуба. Ответы детей сопровождаются показом названной части корабля. Опросить 4-5 чел.; при затруднении воспитатель добавляет, что у корабля есть иллюминатор.

А что есть у автобуса, похожее на иллюминатор? (окна)

Ребята, а вы знаете, для чего нужен водный транспорт? (Перевозить людей, грузы)

А кто управляет этим транспортом? (Капитан)

Ребята, предлагают поиграть в игру и познакомить с ней Ежика с Лисенка.

Физминутка

Игра «Море волнуется»

Воспроизведение шума «Летящий самолет», запускают самолетик

Ежик и Лисенок:

Ой, что это такое?

Воспитатель:

Ребята, что это? (самолет)

К какому виду транспорта вы бы его отнесли? (выслушать ответы детей)

Почему? (он летает в воздухе)

Правильно, ребята, транспорт, который летает в воздухе, называется воздушным. Он нам нужен для того, чтобы перевозить людей, грузы.

Ребята, давайте рассмотрим самолет. Кто может показать и назвать части у самолета? (нос, крылья, хвост). Ответы детей сопровождаются показом названной части самолёта. Опросить 4-5 чел.; при затруднении воспитатель добавляет, что у самолета есть иллюминаторы, двигатели

А вы знаете, кто управляет самолетом? (пилот, летчик)

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

(игра с использованием мяча)

Про что можно сказать – легковой? (автомобиль)

Легковые – (автомобили)

Легковая – (машина)

Грузовой – (корабль, грузовик)

Плавающий – (катер, корабль)

Плавающая – (яхта, лодка)

Летящий – (самолет, вертолет)

Летящая – (ракета)

Длинный – (самолет)

Длинные – (самолеты)

Ребята, а Ежик предлагает нам запустить самолеты в полет. (запускаем самолетики)

Ребята, давайте отправим наши самолеты на аэродром, а Ежик и Лисенок останутся их изучать. (собираем самолеты)

Итог занятия . Воспитатель предлагает детям стать в круг.

Ребята, о каком транспорте мы вместе с Лисенком и Ежиком сегодня говорили?

Что вы узнали нового?

Что вам было интересно?

Что показалось трудным?

Педагог оценивает активность детей на занятии, правильность ответов и даёт установку на дальнейшую деятельность (предлагает желающим детям воды, посетить туалетную комнату).

Организация: МБДОУ «Детский сад №260»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Расширять и закреплять представления о транспорте.

2. Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

3. Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, частей транспорта, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.

4. Продолжать учить детей составлять предложения разных конструкций.

Развивающие задачи:

1. Развивать зрительное внимание, восприятие, мышление, координацию речи с движением, умение выслушивать ответы друг друга до конца.

Воспитательные задачи:

1. Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, чувство единства.

Оборудование и материалы:

Мольберт, плакаты с разным видом транспорта, игровое поле, картинки с изображением транспорта, магниты, картинки с изображением транспорта разрезанные на четыре части, кубики зеленого, белого и синего цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Орг. момент

Дети заходят, здороваются с гостями.

Психогимнастика «Ладошки».

2. Создание мотивации к занятию

Когда у людей хорошее настроение, то хочется отправиться в путешествие.

Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? (Да). Для чего люди путешествуют? (Чтобы побывать в далеких краях, навестить своих друзей и родственников, узнать что-то новое). На чем можно отправиться в путешествие? (перечисляют).

Ребята, а самолет, машина, теплоход одним словом как называются? (транспорт). Как думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о транспорте). Мы будем учиться составлять предложения о транспорте.

3. Постановка проблемной ситуации

Для чего нужен транспорт? (транспорт нужен, чтобы перевозить грузы и людей из одного места в другое)

Как вы думайте, что было бы, если бы не было транспорта? (Люди бы опаздывали на работу, сами бы носили тяжелые грузы).

Значит, транспорт нужен? (транспорт облегчает жизнь людей)

Какой транспорт летает? Как он называется? Какой транспорт ездит? Как он называется? Какой транспорт плывет? Как он называется? Транспорт, который перевозит людей как называется? А транспорт, который перевозит груз как называется?

4. Открытие нового. Составление предложений. Игры и задания.

Игра «Виды транспорта» (на игровое поле с помощью магнитов прикрепляются изображения транспорта)

Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт (самолет летит в небе; корабль плывет в море; поезд несется по рельсам; машина едет по шоссе)

Хорошо. Вы правильно разместили транспорт, и составили красивые предложения.

Игра «Так бывает или нет». В Детский сад пришло письмо от Незнайки. Незнайка просит помощи: «Помогите разобраться, так бывает или нет! »

Самолетом управляет машинист

Пароходом управляет капитан

Автобусом управляет пилот

Машиной управляет водитель

Вертолетом управляет шофер

Упражнение «Насос».

Я вам предлагаю прокатиться на машине (встаем в круг). Ребята, посмотрите, у наших машин спущены колеса, а давайте, мы их накачаем. Возьмите в руки воображаемые насосы. Будем накачивать колеса, и произносить звук (с) : с-с-с-с-с-с-с.

Физминутка.

«Мы – шоферы»

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли,

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы-шоферы хоть куда!

Игра «Собери целое». Мы с вами оказались в ремонтной мастерской. Сколько здесь поломанного транспорта! Хотите отремонтировать? (Дети собирают разрезанные картинки из 4 частей, затем составляют предложение о том, что они делали: «Я отремонтировал автобус» Автобус нужен людям? Для чего? «Автобус перевозит людей»).

Транспорт мы починили, давайте встанем в круг и порисуем. Но рисовать будем на спине и пальчиками.

Массаж спины :

Нарисуйте колеса, кабину, крылья, весло, шасси, иллюминатор, сиденье

Что мы сейчас рисовали? (Части транспорта)

*колеса, кабина, сиденье. Части чего? (Автобуса)

*крылья, шасси, иллюминатор. Части чего? (Самолета)

*весло? (Лодка)

Игра «Белый, зеленый, синий» .

А теперь давайте поиграем, но сначала вспомним правила: белый цвет кубика на полу – это воздушный транспорт, зеленый цвет – наземный транспорт, синий цвет – это водный транспорт. Какой вид транспорта я показываю на картинке, к кубику такого цвета вы и должны встать.

(Играет музыка, дети передвигаются по группе, музыка выключается, воспитатель показывает картинку с транспортом, дети выбирают кубик с нужным цветом и встают около него).

Почему вы встали рядом с зеленым кубиком? (Потому что машина – это наземный транспорт)

5. Рефлексия

  • О чём мы сегодня говорили?
  • Вам понравилось играть со мной?
  • Какое задание показалось вам самым интересным?
  • Какое задание вызвало у вас затруднение?

Ребята, мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы вернулись из путешествия? Если настроение сохранилось радостное возьмите красную ладошку, а если грустное – синею.

Я очень рада, что у нас бодрое, радостное настроение.

Вы, ребята, молодцы! Отлично работали на занятии. Я хочу подарить вам раскраски с транспортом.

Статьи по теме: