Занятия детей по правилам дорожного движения. ПДД, светофор, дорожное движение

, Внеклассная работа , Классное руководство

Цели: Образовательные.

  • В занимательной форме обобщить имеющиеся знания, используя дополнительные электронные ресурсы.
  • Предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге.
  1. Воспитательные.
  • Воспитывать внимание на дороге и культуру поведения, а также чувство взаимовыручки, дружбы и уважения к ПДД.
  1. Развивающие.
  • Развивать внимание, логическое мышление, сосредоточенность, отзывчивость.
  • Способствовать формированию ответственного отношения детей к вопросам личной безопасности на дороге.

Тип занятий: обобщающий.

Учебно-методические пособия и оборудование: Демонстрационное

  • Обучающая программа-тренажер по основам БДД (см. приложение 1).
  • Компьютерная презентация PowerPoint (см. приложение 2).
  1. Индивидуальное
  • Листы для работы.
  • Цветные жетоны для деления.
  • Наградные дипломы.
  • Светофоры для игры “Собери светофор”.

Ход урока – занятия

  1. Вступительное слово: (Приложение 2 .
Слайд 1). (Дети все в кругу)

Юные пешеходы! Будущие водители! Дети и родители!
Велосипедисты и мотоциклисты! Автомобилисты!
Наши гости, наши зрители!
Добро пожаловать! Привет!
Вам путь открыт! Зелёный свет!

Здравствуйте, меня зовут … ! Я очень рада всех Вас сегодня видеть. Давайте встанем в круг и подарим друг другу своё хорошее настроение. А вам свои улыбки дарят сегодня ещё и солнышко, и весенняя травка, и первые цветы.

Выберите каждый свою улыбку!

Мне кажется, что вы все любите общаться, умеете говорить друг с другом, и не повторяться.

  1. Постановка целей и задач:

А сейчас мы с вами будем называть слова, которые придут к вам в голову, в связи с названным мною словом: ДОРОГА – … , автомобиль, … , инспектор, пыль, … , светофор, … т.д.

  • - Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем занятии? Что объединяет все эти слова?
  • - Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о Правилах дорожного движения!

Правил на свете дорожных немало
Все бы их выучить вам не мешало!
Но основные из правил движения
Знать как таблицу должны умножения!

  • - А кто, по-вашему, мнению, должен соблюдать ПДД?
  • - Для чего их нужно знать и соблюдать?
  • - А кто следит за тем, чтобы все участники дорожного движения соблюдали ПДД?
  • - Сегодня я буду вместо него, и буду следить за вашими ответами.

(учитель надевает милицейскую фуражку и берёт в руки жезл).

  1. Повторение сигналов светофора:

Сегодня у нас ещё один помощник:

Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трёхглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти. Кто это?
(Светофор).

  • - Но наш помощник, к сожалению, в разобранном виде и его нужно будет собрать.
  • - Каждый из вас выбрал свою улыбку в начале занятия, каких они были цветов? Почему я выбрала именно их?
  • - А теперь определите, в какой группе вы будете работать? (дети делятся в зависимости от выбранной картинки на три группы: красные, жёлтые, зелёные) . И соберите нашего помощника!
  • - Проверьте правильно ли вы выполнили работу).

Дорожная сказка, её нужно придумать, разглядывая картинки!

Для старших детей:

Давайте я нажму на красный сигнал светофора. Здесь нужно остановиться и подумать, перед вами отрывок из книги под названием “ПДД для велосипедистов”. Только вот беда, часть слов из книги утеряна. Помогите светофору, вернуть их на своё место!

  1. Игра на внимание:

А теперь давайте поторопимся на бульвар “ВНИМАНИЯ”. Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете “да” или “нет”. Потренируемся?

Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет.)
Итак, что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да.)
Что хотите - говорите, каждый раз, идя, домой, играем мы на мостовой? (Нет.)
Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет.)
Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да.)
Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет.)
Что хотите - говорите, на дороге очень весело играть, мяч в ворота забивать? (Нет.)

Работа с обучающей программой (продолжение):

Мы закончили путешествие по улицам города и переходим на “ХУДОЖЕСТВЕННУЮ” площадь. Сейчас она у вас появится на листах в клеточку. Сейчас каждый из вас нарисует свою дорогу безопасности. (Приложение 2. Слайд 4).

В нашем городе много машин, но были все они одинаковые. Дорисуем им всем колеса и рули. Вот так. (Приложение 2. Слайд 5).

  1. Итоги:
  • - Итак, что нужно знать и соблюдать, чтобы движение по улицам и дорогам будет безопасным?
  • - Какие ПДД мы смогли сегодня повторить благодаря нашему другу?
  • - Что вам особенно понравилось? За что бы вы сказали “спасибо” нашему другу сегодня?
  • - Мне тоже очень понравилось с вами работать, я хочу вручить вам дипломы грамотных пешеходов за отличные знания по ПДД. Здесь вы напишите свою фамилию и имя. А чтобы вы никогда не забыли, как нужно вести на улицах и дорогах города.

  1. Рефлексия - упражнение “Подари мне …”:

Учитель предлагает детям взять из коробки по одной картинке и подарить ее тому, кому они захотят, но обязательно со словами: “Я дарю тебе …, потому что ты …(сказать о том, что тебе понравилось в этом человеке на занятии).

Тем детям, которым никто не подарит камешек, это нужно сделать учителю, который обязательно отметит лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.

А ещё я хочу вам пожелать здоровья, чтобы вы в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали ПДД и не подвергали свою жизнь и жизнь окружающих людей опасности.

Спасибо за урок, мне было приятно работать с вами.

Комплект лекций для проведения классных часов по ПДД


ЗАНЯТИЕ №1

Причины дорожно-транспортных происшествий

Цель: объяснить учащимся, почему происходят несчастные слу­чаи на улицах и дорогах.

Форма: беседа

Материалы: таблица «Причины дорожно-транспортных происшествий».

Ход занятия

1.Вступительная беседа

Автомобиль стал неотъемлемым спутником про­гресса общества. Он оказывает неоценимую помощь человеку, как в перевозке народнохозяйственных грузов, так и в перевозке пас­сажиров. Вместе с тем автомобиль стал и причиной несчастных случаев. Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты погибло более 2,5 млн человек. Сейчас в автомобильных катастрофах гибнет ежегодно до 250 ты/ человек. К этому нужно добавить, что в результате дорожно-транс­портных происшествий миллионы людей получают разного рода травмы. Вот почему вопросам безопасности движения уделяется сейчас такое серьезное внимание почти во всех странах мира.

Водители автомобилей являются участниками движения они проходят специальное обучение, сдают экзамен по правилам дви­жения. Пешеходы же, которые тоже являются участниками дви­жения и которых гораздо больше, чем водителей, часто не имеют твердых знаний по правилам движения, они менее дисциплиниро­ванны. Видимо, этим и можно объяснить тот факт, что пешеходы чаще нарушают порядок на улицах и дорогах, чем водители.

Нарушение правил движения не только приводит к гибели и травмированию людей, но и приносит большой материальный ущерб государству, повреждаются транспортные средства, дорож­ное покрытие, осветительные устройства, зеленые насаждения и т. д.

Анализ показывает, что на дорогах отдельных республик, краев и областей еще немало происшествий, в которые попадают дети.

По каким же причинам чаще всего происходят несчастные случаи? Вот статистические данные о причинах дорожно-транс­портных происшествий:


  • переход улицы перед близко движущимся транспортом - 27%;

  • переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть, - 27%;

  • невнимательность при переходе улиц - 17%;

  • неожиданный выход из-за транспортных средств - 9%;

  • прочие причины (игры на проезжей части и т. п.) - 20%.
Как видно из этих данных, большинство несчастных случаев происходит по причинам, связанным с грубым нарушением правил движения. Если пешеходы будут хорошо знать правила движения, точно их выполнять, то этого можно избежать. Изучение причин детского транспортного травматизма в Москве показывает, что чаще всего несчастные случаи случаются, когда дети переходят улицу в неположенном месте и перед движущимися транспортны­ми средствами. По этой причине происходит более половины всех дорожно-транспортных происшествий с детьми. Если школьники хорошо изучат правила перехода улиц и дорог, будут точно соблю­дать их, то по указанным выше причинам число дорожно-транс­портных происшествий сократится.

С наступлением весны, особенно в мае, количество случаев детского транспортного травматизма резко возрастает, затем в июне, с начала летних каникул, снижается, и, как только кончаются каникулы, кривая происшествий снова начинает ползти вверх. Сентябрь и октябрь дают большое коли­чество несчастных случаев. Это происходит из-за того, что дети за лето отвыкают от интенсивного движения и ведут себя на улице менее осторожно.

На рисунке показано распреде­ление ДТП с детьми по часам суток. Практика показывает, что несчаст­ные случаи происходят не только с те­ми детьми, которые не знают основ правил движения, но и с теми детьми, которые хорошо их изучили, однако не всегда выполняют, ведут себя на ули­це невнимательно и недисциплини­рованно.

Рост количества транспортных средств, числа пешеходов, скоростей движения машин, конечно, усложняет борьбу с несчастными случаями. Но это не значит, что число несчастных случаев будет расти, что на улицы и дороги опасно выходить. Главное - хорошо знать правила дорожного дви­жения, вести себя на улицах и дорогах внимательно, дисциплини­рованно, и тогда количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев резко сократится.

2. Контрольный вопрос и задание

Перечислите основные причины дорожно-транспортных происшествий. Почему опасно выходить на проезжую часть улицы (дороги) из-за стоящего транспортного средства?

ЗАНЯТИЕ 2

НАЗНАЧЕНИЕ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ

Цель: ознакомление с дорожной разметкой проезжей части улиц и дорог.

Форма: беседа.

Материалы: схемы перекрестков, таблица «До­рожная разметка».

Ход занятия


  1. Вступительная беседа
Учитель по таблице или по схеме показывает линии разметки, которые наносят на проезжую часть улиц и дорог белой, желтой и черной красками. Эти линии помогают водителям и пешеходам ориентироваться в движении, способствуют тем са­мым повышению их безопасности.

Горизонтальная разметка - линии разделения транс­портных потоков противоположных направлений. Эти линии могут быть выполнены в нескольких вариантах: прерывистая линия, сплошная линия. Прерывистую линию, разделяющую встречные потоки, разре­шается транспортным средствам пересекать с обеих сторон. Пересекать сплошную линию, разделяющую встречные транс­портные потоки, или заезжать на нее транспортным средствам запрещается.

Широкие линии, параллельные оси дороги, наносят для выде­ления на проезжей части поперечных полос для движения пеше­ходов («зебра»). На широких улицах пешеходный переход «зебра» может быть дополнен стрелами. Линию, состоящую из двух прерывистых линий с утолщенными штрихами квадратной формы, наносят для обозна­чения мест, где велосипедная дорожка пересекает дорогу.

Линии границ участков проезжей части, въезд на которые за­прещен. Сюда относятся линии обозначения «островков безопас­ности» и посадочных площадок. «Островок безопасности» обозначают параллельными линиями. Он служит местом для остановки пешеходов при переходе улицы. Если во время перехода пешехода меняется сигнал светофора или жест регулировщика и начинается движение транс­портных средств, то пешеход останавливается на «островке без­опасности» и ожидает перемены сигнала светофора или регулиров­щика; если движение не регулируется, то пешеход ожидает пере­рыва в движении транспортных средств. Для усиления обозрения «островка безопасности» на нем могут быть нанесены наклонные линии, а небольшие «островки» окрашивают полностью.

Посадочные площадки обозначают сплошной линией. Они отводятся для посадки и высадки пассажиров из общественного транспорта. Эти площадки могут быть заштрихо­ваны параллельными линиями под углом к проезжей части.

Вертикальная разметка. Такой разметкой обозначают вертикальные поверхности мостов, путепроводов, торцевые поверх­ности порталов туннелей, парапетов и других препятствий на опас­ных для движения участках.


  1. Зачем нужна дорожная разметка?

  2. Покажите на таблице линии разделения транспортных потоков противоположных направлений.

  3. Для чего служит «островок безопасности»?

  4. Расскажите, как обозначается дорожной разметкой пешеходный переход.

  5. Покажите на таблице, где может пересечь дорогу велосипедист.

  6. Для чего служит вертикальная разметка?

ЗАНЯТИЕ 3

СИГНАЛЫ СВЕТОФОРА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ СЕКЦИЯМИ. СИГНАЛЫ РЕГУЛИРОВЩИКА

Цель:


  • изучение сигналов светофора с дополнительными сек­циями;

  • изучение соответствующих этим сигналам жестов регулировщика.
Форма : беседа.

Материалы:


  • комплект действующих моделей светофоров;

  • таблица «Сигналы светофоров и регулировщика»;

  • жезл регулировщика.

Ход занятия


  1. Вступительная беседа
На перекрестках с ин­тенсивным движением транспортных средств устанавливают четырех- и пяти-секционные светофоры, снабженные соот­ветственно одной или двумя дополнитель­ными секциями (рис. 1).


Рис. 1. Светофоры с до­полнительными стрелками:

А - слева;

Б - справа;

В - справа и слева.

Дополнительные секции могут быть расположены слева и справа от секций основного светофора.

Для того чтобы водитель лучше видел световые сигналы дополнительных сек­ций, их выполняют в виде зеленых стрелок.

При расположении секции слева все виды транспортных средств, поворачива­ющие на перекрестке налево, не имеют права выезжать на перекресток для ле­вого поворота или разворота до тех пор, пока не будет включена стрелка в левой секции.

При расположении секции справа всем видам транспортных средств, пово­рачивающих направо, запрещается выез­жать на перекресток до тех пор, пока не будет включена стрелка в правой секции.

Дополнительные секции-стрелки могут включаться как с зеле­ным сигналом основного светофора, так и с красным.

Для движения прямо водители транспортных средств должны руководствоваться сигналами основного светофора. Пешеходы, переходящие перекрестки, где установлены свето­форы с дополнительными секциями, должны руководствоваться сигналами основного (трехсекционного) или пешеходного свето­фора.

У регулировщика, кроме основных положений корпуса и жес­тов рукой, соответствующих зеленому и красному сигналам свето­фора, есть еще сигнал.

Если регулировщик вытянул правую руку вперед (рис. 2), то:


  • со стороны его спины и правого бока движение всех транспорт­ных средств запрещается, пешеходам разрешается переходить проезжую часть со стороны правого бока за спиной регулиров­щика;

  • со стороны груди регулировщика транспортным средствам раз­решается поворот направо, пешеходам запрещается переходить проезжую часть;

  • со стороны левого бока безрельсовым транспортным средствам разрешается движение во всех направлениях, трамваям - только поворот налево; пешеходам разрешается переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

Рис. 2. Сигналы регулировщика, соответствующие сигналам светофоров с допол­нительными стрелками.

Еще раз надо напомнить учащимся, что пешеходы могут пере­ходить проезжую часть только за спиной (параллельно спине) регулировщика.

2. Контрольные вопросы


  1. Как располагаются в светофорах сигналы и дополнительные секции?

  2. Что означает включенная стрелка дополнительной секции?

  3. Каким сигналам светофора должен подчиняться пешеход, если на перекрестке установлен светофор с дополнительными секциями?

  4. Какое значение имеет для пешехода сигнал регулировщика, когда он
    вытянул правую руку вперед?

ЗАНЯТИе 4

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

Цель: более углубленное изучение дорожных знаков.

Форма: беседа:

Материалы:


  • настенные дорожные знаки;

  • план­шеты с дорожными знаками;

  • таблица «Дорожные знаки».

Ход беседы


  1. Вступительная беседа
Дорожные знаки помогают регулировать дорожное движение транспорта и пешеходов круглые сутки. Поэтому водители хорошо знают все дорожные знаки. Основные из них должны знать и пешеходы, особенно хорошо должны ориентиро­ваться в них велосипедисты.

Все дорожные знаки делят на 7 групп. К первой группе отно­сятся предупреждающие знаки, которые предупреждают участни­ков движения об опасных участках пути. Большинство этих знаков имеет форму равностороннего треугольника с красной кай­мой, обращенного вершиной вверх. Внутри треугольника на белом фоне рисунок, характеризующий опасность. Водитель или велосипедист, увидев такой знак, должен повысить внимание, сни­зить скорость движения до такой степени, чтобы можно было в случае необходимости остановить транспортное средство перед опасным участком пути.

У переезда через железную дорогу. Если дорога приближается к железнодорожному переезду, об этом всех, кто едет и идет по ней, предупреждает белый треугольник с красной каймой по краям, в центре которого нарисована решетка. Этот знак называется: «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», У переезда со шлагбаумом ставят два таких знака: один - даль­ше от рельсов, а другой - ближе.

Водители машин или велосипедов, заметив такой знак, едут более осторожно, снижают скорость, а когда подъезжают к пере­езду и видят, что шлагбаум закрыт, останавливаются недалеко, поджидают, пока не пройдет поезд, не откроется шлагбаум.

На другом белом треугольнике нарисован паровоз. Этот знак называется: «Железнодорожный переезд без шлагбаума». А по­чему надо предупреждать тех, кто идет или едет по дороге, что будет такой переезд? Потому что этот переезд очень опасен, опас­нее того, который имеет шлагбаум. Здесь дорога всегда открыта, независимо от того, приближается к переезду поезд или нет. Опас­ны такие переезды как для водителей машин, так и для пешехо­дов, особенно если железная дорога проходит по холмистой мест­ности, среди строений, через леса, кустарники, которые закрыва­ют поезд и не дают возможность тем, кто идет или едет по дороге, его своевременно увидеть. Чтобы предупредить пешеходов о при­ближении к такому опасному переезду, устанавливают знаки, на которых нарисован паровоз. Увидят его пешеходы - пойдут осто­рожнее, а когда подойдут к переезду, остановятся, послушают, не слышно ли шума поезда. И, только убедившись, что поезда побли­зости нет, начнут переходить полотно железной дороги.

Знаки «Железнодорожный переезд без шлагбаума» на дороге ставятся: один - ближе к железнодорожным путям, другой - дальше. При пересечении дорог. Дороги часто пересекаются, об­разуя перекрестки. На перекрестках встречаются машины, пеше­ходы. Одному водителю нужно ехать прямо, другой должен по­вернуть налево или направо. На перекрестках пешеходы переходят дороги, пересекают пути движения машин.

На больших перекрестках скапливается множество машин, пешеходов. И конечно, переходить и переезжать их нужно очень осторожно. Подъезжая к перекрестку, водители, велосипедисты должны снижать скорость, быть всегда начеку. А поскольку маши­ны по дорогам едут быстро, надо водителей и велосипедистов заранее предупредить, что скоро будет перекресток.

В городах на больших перекрестках, где устанавливаются све­тофоры, водители и сами заметят перекресток издалека, но на дорогах они могут и не заметить перекрестка. Поэтому о прибли­жении к перекрестку дорог одинакового значения предупреждает знак «Пересечение равнозначных дорог». Он представляет собой белый треугольник с красной каймой, на котором в центре нарисо­ван черный крест.

Знаки, предупреждающие о возможном появ­лении пешеходов. Мы уже знаем, что проезжая часть дороги предназначена для движения транспортных средств. Но пользуются ею и пешеходы, когда им нужно ее перейти. Для этого на дорогах обозначаются пешеходные переходы и, для того чтобы предупредить водителей машин о приближении к пешеход­ному переходу, устанавливаются предупреждающие знаки: на треугольнике изображен пешеход, переходящий улицу. Этот знак называется: «Пешеходный переход». Водитель машины или вело­сипедист, увидев этот знак, сразу же поймет, что на этом участке могут появиться пешеходы, снизит скорость. Когда же машина минует знак, то она имеет право снова ехать быстрее.

А на этом знаке нарисованы бегущие дети. Он называется: «Дети». Устанавливают его около школ, детских садов, пионерских лагерей и других детских учреждений. Если водители увидят этот знак, то сразу же поймут, что по этому участку дороги или улицы нужно ехать осторожно, потому что здесь могут неожиданно на проезжей части улицы или дороги появиться дети.

Примерно в таком же плане учитель рассказывает о других дорожных знаках, которые предупреждают водителей и пешеходов о поворотах дороги, спусках, подъемах и о других опасных местах.

Ко второй группе относятся знаки приоритета, которые указы­вают на очередность проезда перекрестков, отдельных пересече­ний проезжей части, а также узких участков дорог.

К третьей группе относятся запрещающие знаки, которые за­прещают те или иные маневры всем или отдельным участникам движения. Они имеют форму кругов, большинство их окрашено в белый цвет, имеет по краю красную кайму. Но есть запрещающие знаки, окрашенные в красный или голубой цвет, кайма может быть не красной, а черной. На большинстве запрещающих знаков нари­сованы машины, стрелки, пешеходы и др.

Запрещение движения велосипедистов. На улицах есть участки дорог, где запрещено движение пешеходов, нельзя переходить, даже проезжую часть. Такие места должны знать пешеходы. Их им укажет белый круг, на котором изображена фигу­ра пешехода. Он называется: «Проход закрыт».

Запрещение движения велосипедистов. На улицах с интенсивным движением транспорта и пешеходов вводят запре­щение движения велосипедистов. Об этом информирует знак, на котором нарисован велосипед. Этот знак называется: «Движе­ние на велосипедах запрещено». По улице, где он вывешен, нельзя кататься на велосипедах, как педальных, так и с подвесным дви­гателем.

К четвертой группе относятся предписывающие знаки, которые вводят или отменяют всем или отдельным участникам движения определенное поведение на улице или дороге. Эти знаки имеют ферму круга с соответствующими рисунками на голубом фоне.

К пятой; группе относятся информационно-указательные знаки, которые информируют участников движения об особенностях ре­жима движения или о расположении на пути следования населен­ных пунктов и других объектов.

К шестой группе относятся знаки сервиса, которые информи­руют участников движения о расположении соответствующих объектов сервиса (медицинских учреждений, пунктов техничес­кого обслуживания и заправки и т. д.).

К седьмой группе относятся знаки дополнительной информа­ции (таблички), которые применяются для уточнения или ограни­чения действия других знаков. Как правило, знаки устанавливают на правой стороне дороги лицевой частью навстречу движению, чтобы водители могли хоро­шо видеть их. Знаки устанавливают на специальных колонках или на других основаниях, в некоторых случаях их размещают над проезжей частью улицы, дороги на специальных тросах-растяжках. В темное время суток знаки освещают уличными фонарями.

Многие знаки внутри имеют электрическое освещение, а лицевая сторона знака изготавливается из стекла, на котором изображен знак. Вне населенных пунктов, где поблизости нет источника элек­трического тока, знаки окрашивают светоотражающими красками или на знак устанавливают световозвращающие элементы. В тем­ноте такой знак не виден, но при освещении светом фар прибли­жающегося автомобиля он начинает светиться, и водитель его хорошо видит.

2. Контрольные вопросы и задания


  1. Зачем знаки окрашивают в яркие цвета?

  2. Что делают для того, чтобы знаки были видны в темное время суток?

  3. О чем предупреждает знак, на котором нарисован паровоз?

  4. Какой знак предупреждает о приближении к перекрестку равнозначных
    дорог?

  5. Какие знаки предупреждают о том, что дорога поворачивает направо, налево?

  6. Как называется предупреждающий знак, на котором нарисован пешеход?

  7. Где устанавливается знак, на котором нарисованы дети?

  8. Нарисуйте знак, который запрещает движение пешеходов.

  9. Нарисуйте знак, который запрещает движение велосипедистов.

  10. Покажите на таблице знак «Пешеходная дорожка».

ЗАНЯТИЕ 5

ЕЗДА НА ВЕЛОСИПЕДЕ

Цель: изучение правил водителей велосипедов.

Форма: беседа.

Материалы:


  • таблица «Правила дорожного дви­жения для велосипедистов»;

  • таблица «Устройство велосипеда».

Ход занятия

1.Вступительная беседа

Велосипед - удобный и очень распространенный вид транспортного средства для передвижения, особенно в сель­ской местности. Езда на велосипеде доступна для лиц самого раз­личного возраста. Вот почему с наступлением летних дней резко увеличивается на улицах и дорогах движение велосипедистов.

Многие учащиеся имеют велосипеды и любят кататься на них, а некоторые используют велосипед для поездок в школу, к товари­щам и т. д. Во время таких поездок велосипедист передвигается по улицам и дорогам в общем транспортном потоке. Но многие уча­щиеся не знают, что велосипед - это опасный вид транспортного средства, так как водитель велосипеда не защищен, как водитель автомобиля, кузовом или кабиной и в движении велосипед неустой­чив. Поэтому к велосипедистам предъявляются повышенные требо­вания в части знания правил дорожного движения, они, как и водители автомобилей, должны знать правила в полном объеме.

Учащиеся должны знать, что правилами дорожного движения велосипедисты приравниваются к водителям транспортных средств, т. е. к водителям автомобилей, мотоциклов, тракторов и т. п.

Экипировка велосипеда и осмотр его перед выездом. Прежде чем отправиться в путь, велосипедист должен хорошо проверить снаряжение машины. Велосипед должен иметь звонок для по­дачи звукового сигнала, чтобы вовремя предупредить неосторож­ного пешехода. Для езды в темное время суток у машины спереди должен быть установлен фонарь с белым светом, а сзади - фо­нарь с красным светом или красный световозвращатель (рис. 3).

Рис. 3. Приборы к велосипеду: а - тормоза;

Б - сигнал;

В - передний фонарь;

Е - задний фонарь;

Д - красный свето­возвращатель.

Прежде чем выехать на улицу, велосипедист обязан проверить исправность машины. При этом надо обратить особое внимание на руль, он должен действовать безотказно. А если руль будет плохо работать? Тогда водитель не сможет вовремя объехать пре­пятствие, может стать виновником аварии. Необходимо обратить особое внимание и на тормоза. Они должны также хорошо рабо­тать, ведь в пути ими пользуются много раз. Если тормоза неис­правны, то на улицу или дорогу выезжать запрещается.

Надо проверить также давление в шинах. Проверяется и пра­вильность центровки колес (чтобы во время движения колеса ве­лосипеда не делали «восьмерки»), натяжение цепи и спиц, плот­ность резьбовых соединений, действие звонка, исправность осве­тительных приборов и электропроводки, наличие зеркала заднего вида и номерного знака (если он положен в данной местности).

Места для движения на велосипедах. Учитель объясняет, что учащиеся могут водить велосипед только на закрытых площадках: во дворах, парках и стадионах. Запрещается езда на велосипедах по тротуарам и пешеходным дорожкам, по аллеям садов, парков, бульваров. По улицам и доро­гам ездить на велосипеде разрешается только достигшим четыр­надцатилетнего возраста.

Затем учитель на примерах показывает, к каким последствиям могут привести нарушения правил движения велосипедистами.

2. Контрольные вопросы и задания


  1. По достижении какого возраста можно ездить по улицам и дорогам на
    велосипеде?

  2. Можно ли ездить на велосипеде по дорожкам парков и по тротуарам?

  3. Как должен поступить велосипедист, если он въехал на улицу, над которой висит знак «Велосипедное движение запрещено»?

  4. Как должен быть оборудован велосипед для езды в темное время суток?

  5. Расскажите об экипировке велосипеда.

ЗАНЯТИЕ 6

НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Цель: познакомить учащихся с правилами пользования желез­нодорожным транспортом и поведения вблизи железной дороги.

Форма: беседа.

Материалы:


  • таблица «Правила проезда через железнодорожный переезд»;

  • диафильм.

Ход занятия

1.Вступительная беседа

Поезд движется с большей скоростью, чем городской электротранспорт, и имеет значительно большую массу, по­этому, если на путях неожиданно появляется препятствие, то поезд мгновенно остановить совершенно невозможно. Тормозной путь поезда в несколько десятков раз превышает тормозной путь городского электротранспорта. Поэтому на железной дороге надо быть особенно внимательным.

В последнее время на большинстве участков железных дорог введены высокие скорости движения (так, поезд Москва - Ленин­град делает 160 км/ч), опасность наезда на людей возрастает, особенно вблизи крупных городов. При движении поезда с высокой скоростью воздушные потоки могут затянуть пешехода под колеса состава. Поэтому действующими правилами безопасности запре­щается хождение пешеходов вблизи железнодорожных путей.

Многие несчастные случаи на железных дорогах происходят от того, что люди неправильно переходят пути. На станциях для перехода через пути устраиваются переходные мосты или тоннели. Там, где они имеются, необходимо пользоваться ими в обязатель­ном порядке. На станциях, где нет переходных мостов и тоннелей, железнодорожное полотно нужно переходить - по пешеходным на­стилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути», при этом необходимо соблюдать осторожность. Переходить пути в непосредственной близости от идущего поезда категорически запрещается.

Проезд транспортных средств через полотно разрешается толь­ко на железнодорожных переездах. Железнодорожные переезды бывают охраняемые и не­охраняемые. На охраняемых железнодорожных переездах устанавливаются светофоры, сигналы, шлагбаумы. Это обычно такие места, где имеется большое движение. На таких переездах даже дежурят железнодорожники.

Подходя к железнодорожному переезду, пешеходы должны руководствоваться сигнализацией и указаниями дежурного по пере­езду. На охраняемых железнодорожных переездах устанавливаются двухсекционные горизонтальные светофоры. При приближении поезда в каждой секции попеременно заго­рается красный свет, предупреждая водителей машин, велосипе­дистов, пешеходов, что к переезду движется поезд, и запрещая им движение.

Существует много переездов, где нет шлагбаумов, на них нет и постов железнодорожников. Их называют неохраняемыми железнодорожными переездами. На неохраняемых железнодорожных переездах переходить железнодорожное полотно можно лишь в том случае, когда с обе­их сторон нет приближающегося поезда.Хождение по железнодорожным путям и насыпи очень опасно и категорически запрещается. Некоторые учащиеся в зимнее время катаются с железнодорожной насыпи на санках и лыжах. Увле­каясь игрой, они не замечают приближения поезда и попадают в аварии.

Правила безопасности на железнодорожном транспорте запрещают подобные игры вблизи железнодорожных путей. Нахо­диться посторонним на насыпи не разрешается. Соблюдение правил безопасности - залог бесперебойной рабо­ты железнодорожного транспорта.

2. Контрольные вопросы и задание


  1. Расскажите о правилах поведения на железной дороге.

  2. Где можно переходить железнодорожные пути?

  3. Какие правила необходимо соблюдать при переходе охраняемого железнодорожного переезда?

  4. Какие правила необходимо соблюдать при переходе неохраняемого железнодорожного переезда?
ЗАНЯТИЕ 7

УЧАСТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОПАГАНДЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Цель: привлечь учащихся к пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах, в школе, по месту жительства, во внешкольных учреждениях.

Форма: утренник для младших школьников.

Материалы: печатные материалы местных орга­нов Госавтоинспекции и Общества Красного Креста и Красного Полумесяца, ВДОАМ.

подготовительная работа

I. Для подготовки к проведению утренника для учащихся младших классов можно рекомендовать следующий план:


  1. Определить место и время проведения утренника.

  2. Распределить среди учащихся роли пьесы, инсценировки и т. п.

  3. Разучить с группой учащихся стихотворения, песни по тема­тике утренника.

  4. Выпустить специальный номер стенной газеты, рассказать в нем о поведении учащихся на улице.

  5. Выделить из числа учащихся для утренника регулировщиков, ответственных за транспортные средства, дежурных и т. п.
II. Подготовка утренника.

  1. Провести конкурс на лучший рисунок, плакат по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах и организовать выс­тавку в месте проведения утренника.

  2. Подобрать и заказать кинофильмы по тематике утренника.

  3. Получить таблицы, плакаты, листовки в местном отделении Госавтоинспекции и оформить место проведения утренника.

  4. Пригласить на утренник работника Госавтоинспекции, общественного автоинспектора, работника транспорта.

Ход занятия


  1. Выступление организатора внеклассной и внешкольной работы.

  2. Выступление работников Госавтоинспекции и транспорта.

  3. Художественная часть.

  4. Показ кинофильма.

  5. Игры и соревнования по правилам движения.

  6. Подведение итогов и награждение победителей.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Правила дорожного движения

Цель: закрепление и проверка знаний и умений по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.

Форма: мюзикл.

Ход занятия

Детский хор исполняет песни о Правилах дорожного движения. Мелодии шлягеров см. в тексте. Кто-то из ребят балуется на дороге, а кто-то в форме по­стового делает им предупреждения.

«Пластилиновая ворона»

В одной известной сказке,

А может, и не сказке,

О правилах движения,

О правилах вождения

Хотим мы рассказать.

А если их нарушить,

Что будет - показать.

Однажды чей-то мальчик,

А может, и не мальчик,

А может, это девочка, и вышла погулять.

Играла она в мячик,

А может, и не в мячик,

А может, за котенком решила побежать.

Но вот котенок глупый,

А может, и не глупый,

А может, не котенок

К дороге побежал.

И под машину девочка,

А может быть, и мальчик,

К ужасу прохожих.

Перелистаем страницу,

А может, не страницу,

А может быть, мы в окна

Все дружно прокричим

О том, что у дороги

Нельзя играть и бегать, Иначе мы навеки. Быть может, замолчим.

«Хромой король»

Продолжим рассказ,

Он с печальным концом,

А начат был весело

Шустрым юнцом,

Который поспорил -

Свет красный мигнул -

И этот юнец меж машин промелькнул.

Припев.

Кто б мог помыслить средь людей,

Что может машин бежать быстрей, быстрей -

В реанимации лежит.

Он инвалид!

«Вагончики»

На Тихорецкую состав отправится, Вагончик тронется, перрон останется, Будь аккуратным ты и будь внимательным. Тогда останешься (4 р.) жив обязательно...

«Песня крокодила Гены»

Пусть бегут, если нужно,

Пешеходы по лужам,

Но забыть об одном не должны:

Переход пешеходный, как и правила движенья,

Нам, как воздух, для жизни нужны.

«Зимний сон»

Звезды поднимаются выше, Охраняя сон наш и жизнь. На посту бессменно гаишник

Глаз не смыкая, стоит.

Он следит за всем аккуратно

И в мороз, и в жару.

Может, вам покажется странным -

Я его очень люблю.

«Иногда»

Никогда я правила

Не нарушу главные,

Никогда не буду я

Бежать на красный свет,

Никогда не спутаю

Знаки я дорожные,

Никогда, уверена, не забуду, нет.

«Под музыку Вивальди»

Под музыку Вивальди

Закончим наш рассказ.

Чтоб не было печали

И горя мы не знали,

Чтоб все вы были веселы

И счастливы - Бог даст.

Учитесь и читайте вы книги любые,

Играйте на кларнете, в футбол и городки,

Но только не забудьте вы правила такие,

Которые спасут вас от боли и тоски.

Ведь так бывает часто

И даже очень часто,

Не думая о будущем, мы нарушаем их,

Те правила движения,

Законы безопасности, Которые придуманы,

«Пластилиновая ворон

Идея этой сказки, А может, и не сказки, А может, не идея, Но каждому ясна.

«Ворона»

На зеленый ты свет всегда Переходом пешеходным иди, да Не играй ты у дороги, нет, нет, и Не кати по трассе свой велосипеде.

«Пластилиновая ворона»

Не бегайте, не прыгайте

И даже не играйте

Там, где машины мчатся.

Где ходят поезда.

Идущему вы транспорту

Путь не перебегайте,

Ведь транспорт - это транспорт

И может сбить тебя!

Вы, мои долгожители,

В блокнотик запишите-ка

О правилах движения

И помните всегда!

«Правила дорожного движения»

Урок-игра для детей

Библиотека №40

Ведущий : Ребята, все вы живете в городе, ходите по его улицам. А вы замечали когда-нибудь, что улица умеет «разговаривать» с водителями машин и автобусов, с пешеходами и велосипедистами. Надо только хорошо знать язык, на котором разговаривает улица. А язык этот создавался постепенно. Сейчас он называется Правилами дорожного движения. ПДД родились на свет давно. Были они не такими, как сейчас, а намного проще. Но и тогда их должны были знать все. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось, что механическими повозками должны управлять три человека. В городе перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, чтобы предупреждать об опасности. Сейчас мы и представить себе не можем, чтобы он бежал и подавал сигнал об опасности. Ни один лучший бегун не справится с этим. Но в то время другого способа предупредить людей не было. Правда, и скорость у машин была не такой как сейчас.

Но развивалась техника, усовершенствовались автомобили, росло их количество, росли города, и все сложней и сложней становилась дорога. Нашу современную жизнь немыслимо представить без ПДД. В нашей стране действуют единые правила и выполнять их обязаны все: водители машин и пешеходы.

Ребята с вами мы живем

В красивом городе большом.

Здесь много улиц, переулков.

Когда выходим на прогулку,

Машин немало мы встречаем.

Бегут, друг другу не мешая,

Автомобили легковые,

Пожарные и грузовые,

Такси, автобусы, трамваи,

А светофор всем помогает.

Он на посту в любое время

И управляет сразу всеми.

Есть у него три ярких глаза,

Но он не смотрит ими сразу,

Поочереди зажигает

И за порядком наблюдает.

Чтоб правила все выполняли,

В аварии не попадали.

А вы-то как себя ведете,

Когда по улице идете?

Все правила ребята знают

И на дороге не зевают,

Чтоб светофор нам говорит,

Любой охотно объяснит.

Ведущий поднимает красный кружок :

Внимание! Красный свет горит,

Значит, светофор кричит:

Идти опасно! Погоди.

Пусть закрыт! Стой и жди!

Ведущий поднимает желтый кружок:

Теперь зажегся желтый свет,

Нам светофор дает совет:

Желтый свет предупрежденье:

Жди сигнала для движенья!

Ведущий поднимает зеленый кружок:

Вот теперь горит зеленый,

И знаем мы определенно,

Что светофор нам говорит:

Вперед идите, путь открыт!

Ведущий : Теперь вы знаете, на какой свет светофора нужно стоять, на какой приготовиться, и на какой идти. А теперь мы проверим, как вы все поняли. Если я подниму красный кружок, вы стоите на месте, если желтый - хлопаете, если зеленый - топаете ногами. Договорились? (повтор игры 3-4 раза.). Хорошо, ребята, поиграли мы отлично!

Минуточку, один вопрос

Хочу я вам задать всерьез:

Бывает нужно по пути

Дорогу срочно перейти,

А если светофора нет,

Что делать? Дайте нам совет.

До светофора далеко,

Нигде его нет рядом?

Запомнить правило легко,

Оно поможет: надо

Взглянуть налево, нет машины -

Тогда шагай до середины

И там направо погляди,

Машины нет - переходи.

Ведущий : А сейчас загадки. Слушайте внимательно.

1. Если ты спешишь, в пути

Через улицу пройти

Там иди, где есть народ,

Где есть надпись … (Переход )

2. На светофоре красный свет

Что означает?.. (Хода нет)

3. Желтый цвет - предупрежденье

Жди сигнала … (Для движенья)

Быть серьезней на дороге,

Знать порядок вы должны,

На проезжей части строго

Игры все запрещены.

Ведущий : Ребята, сейчас мы прочитаем вам высказывания, а вы скажете, правильны ли они.


  1. На желтый свет светофора можно переходить проезжую часть улицы, потому что транспорт стоит. (Нет)

  2. Нельзя цепляться за машину или автобус. (да)

  3. Можно перейти дорогу на красный сигнал светофора, если не видишь транспорта. (нет)

  4. Переходи дорогу только в том случае, если загорелся зеленый свет для пешеходов и все машины стоят. (да)

  5. Если горит красный сигнал светофора, а машина далеко, то моржно быстро перебежать дорогу. (нет)

  6. Нельзя разговаривать с водителем во время движения. (да)

  7. Автобус и троллейбус нужно обходить сзади. (да)

  8. Трамвай нужно обходить спереди. (да)

  9. Можно ли переходить дорогу перед приближающимся транспортом? (нет)

  10. Можно ли раньше 14 лет ездить на велосипеде по улицам и дорогам? (нет)

Загадки про дорожные знаки:

Красный круг, прямоугольник

Знать обязан каждый школьник:

Это очень строгий знак.

И куда б вы не спешили

С папой на автомобиле,

Не проедете никак. (Въезд запрещен).

Перемолвились машины:

Остудить пора бы шины,

Остановимся, где сквер!

Но вмешалась буква «Эр»:

Только я могу решить,

Где стоянку разрешить! (Место стоянки)

Что за знак такой висит?

- «Стоп!» - машинам он велит. -

Переход, идите смело

По полоскам черно-белым. (Пешеходный переход)

В белом треугольнике

С окаемкой красной

Человечкам-школьникам

Очень безопасно.

Этот знак дорожный

Знают все на свете:

Будьте осторожны,

На дороге … (дети)

Под этим знаком, как ни странно,

Все ждут чего-то постоянно.

Кто-то сидя, кто-то стоя…

Что за место здесь такое?

(Место остановки автобуса)

Под дорогою нора.

Кто быстрее всех смекнет,

Почему по ней с утра

Ходят люди взад-вперед?

(Подземный пешеходный переход)

Ходят смело млад и стар,

Даже кошки и собаки.

Только здесь не тротуар,

Дело все в дорожном знаке.

(Пешеходная дорожка)

Можно встретить знак такой

На дороге скоростной,

Где больших размеров яма

И ходить опасно прямо,

Там где строится район,

Школа, дом иль стадион.

(Движение пешеходов запрещено)

Знак дорожный на пути

Путь железный впереди.

Но загадка в знаке есть:

Чем опасен переезд?

(Железнодорожный переезд без шлагбаума)

Ведущий: А сейчас, ребята, еще одна игра. Я покажу вам букву и прочитаю вопрос, а вы должны дать ответ, который начинается на показанную букву. Задание понятно?

«З » - какой свет светофора разрешает переходить улицу? (Зеленый)

«П » - чем нужно пользоваться при переходе через улицу? (Переходом)

«Г » - какая организация следит за соблюдением правил дорожного движения? (ГАИ)

«О » - как называется место посередине улицы, где пешеход чувствует себя в безопасности? (Островок безопасности)

«З » - какая дверь предназначена для выхода пассажиров? (Задняя)

Вот подошел к концу урок в нашей школе «светофорных наук». Но это только один урок, а в жизни вас ожидает много таких уроков на улице, дороге, в автобусе. И нам хотелось бы, чтобы вы всегда помнили о нашей школе.

Ведь город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву сравнить с букварем,

Азбукой улиц, проспектов, дорог.

Город дает нам все время урок.

Вот она, азбука над головой, -

Знаки развешены вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Если перед Вами стоит задача организации тематического занятия или НОД по изучению правил дорожного движения, обратитесь к положительному опыту коллег, изложенному в публикациях данного раздела.

Здесь можно найти планы проведения и готовые конспекты успешно проведённых занятий, в которых содержится немало ценных идей и удачных педагогических находок. В ходе образовательной деятельности, используя формат беседы и викторины, дополняйте и закрепляйте знания детей об основных дорожных знаках, сигналах светофора, правилах перехода проезжей части и поведения на улицах. Развивайте умение решать проблемные ситуации, в которых могут оказаться пешеходы или пассажиры. Обогащайте активный словарный запас детей, совершенствуйте их диалогическую речь.

Проведите великолепное занятие по ПДД вместе с нами!

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 6471 .
Все разделы | ПДД, светофор, дорожное движение. Конспекты занятий, НОД

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения «В гостях у Светофорика» для детей 3–4 лет Тема : В гостях у Светофорика Цель : Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности. Программные задачи : Образовательные : Закрепить понятие светофор , закрепить знание сигналов светофора : красного, жёлтого и зеленого цвета “глаз” светофора . Развивающие : Развивать...

Конспект показательного занятия «По правилам дорожного движения» Для детей 3-4 летнего возраста. Программное содержание : Продолжать расширять знания о предметах ближайшего окружения. Продолжать узнавать транспортные средства - грузовая машина. Назвать часть : кабина, руль, кузов, колеса. Словарная работа : грузовая машина, кузов, руль, колеса....

ПДД, светофор, дорожное движение. Конспекты занятий, НОД - Конспект непосредственно образовательной деятельности «Жители страны светофории»

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности «Жители страны...» Цель: -Продолжать формировать у детей знания о правилах безопасного поведения на улице, в транспорте; -Продолжать учить складывать из частей целое, различать дорожные знаки («Подземный пешеходный переход», «Осторожно дети», «Пешеходный переход», «Дорожные работы» и др, знать их...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект интегрированного занятия «Весна идет. Весне дорогу» в старшей группе ЧДОУ «Детский сад № 98 ОАО «РЖД» Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Весна идет. Весне дорогу!» Задачи: Познакомить детей с признаками весны; развивать чувство единства, сплоченности; научить детей внимательно слушать команды педагога, действовать в соответствии...

Ход занятия 1. Вход детей, расстановка полукругом Воспитатель: - Здравствуйте, ребята, и наши уважаемые гости. Ребята, я инспектор по пдс сегодня я хочу пригласить вас в необычную школу: «Школу пешеходных наук». Давайте представим, что мы с вами гуляем по этой необычной стране....

Конспект занятия во второй младшей группе «Наш помощник - светофор!» Конспект занятия во второй младшей группе «Наш помощник - светофор!» Цели: 1. Образовательные: формирование речевых навыков детей в процессе дидактической игры. Ознакомление детей со светофором и его сигналами, закрепление знаний о правилах поведения на дороге. Расширение...

ПДД, светофор, дорожное движение. Конспекты занятий, НОД - Конспект интегрированного занятия-викторины по ПДД «Безопасное поведение детей на дорогах» в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятия-викторины по ПДД в подготовительной группе «Безопасное поведение детей на дорогах» Цель: Обобщение и закрепление практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Задачи: Закрепить знания детей о транспорте, о видах транспорта. ...

Конспект занятия по ПДД в детском саду (средняя группа) Конспект занятия в средней группе. Цель: Повышение мотивации к изучению ПДД посредством использования ИКТ Задачи образовательные: Продолжать знакомить с понятиями улица, дорога, тротуар, перекресток, остановка общественного транспорта и элементарными правилами поведения на...

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку

«Урок-игра по правилам дорожного движения»

«Безопасный мир. Школа уверенности»

для учащихся 5-8 классов

Правил дорожных на свете не мало,

Все бы их выучить нам не мешало,

Но основные из Правил движенья

Знать как таблицу должны умноженья.

(надпись на доске)

Кривобокова Мария Сергеевна, социальный педагог МАОУ СОШ № 14 имени А.Ф.Лебедева, г.Томск

Описание материала: предлагаю вам сценарий урока-игры по ПДД «Безопасный мир. Школа уверенности». Данный материал будет интересен и полезен классным руководителям, вожатым, педагогам дополнительного образования. Можно использовать сценарий как для классного часа так и для открытого урока. Тестовые задания можно будет использовать для проведения школьных олимпиад по ПДД.

Цели:

  • профилактика детского дорожно- транспортного травматизма;
  • пропаганда Правил дорожного движения;
  • закрепление навыков безопасного поведения на дороге.
  • проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;
  • правил водителей велосипедов;
  • пользование общественным транспортом;
  • воспитывать у учащихся культуру поведения.

Задачи:

  • Расширить кругозор в области ПДД.
  • Развивать навыки работы в команде.
  • Формировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
  • Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.
  • Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.
  • Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Актуальность.

По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Как не допустить рост ДТП с участием школьников?

Для этого необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы школы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия.

Организация игры:
Ребята делятся на 3-4 команды по 7-8 участников в каждой, которые в процессе мероприятия будут соревноваться между собой.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер с презентацией, музыка, видео-ролики (социальные ролики), листы ватмана, с напечатанными на них дорожными знаками, разрезанные на кусочки, краски, фломастеры, жетоны в виде светофоров, сигнальные карточки в виде красного и зеленого кругов, карточки с напечатанными на них буквами, кегли. Памятки, рекомендации. Грамоты, дипломы, сертификаты.

Ход мероприятия.

(вступительное слово классного руководителя)
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Правила дорожного движения очень важны для взрослых и детей, для водителей и пешеходов. Мы с вами сегодня вспомним эти важные и нужные правила и в конце нашей игры узнаем, какая из команд достойна звания «Знатоки ПДД».
А для начала, давайте познакомимся.

Ведущий 2: Оценивать наши команды будет уважаемое жюри, в составе:

Заместитель директора по ВР -

Заместитель директора по безопасности -

Старшая вожатая -

Учитель ОБЖ -

ПДО -

Представление команд. Каждой команде предлагается придумать название, связанное с дорожным движением.
Ну, что ж, все команды представились, можно начинать игру…

Ведущий: Н а наших дорогах каждый день появляется все больше и больше автомобилей. Высокая скорость и интенсивность движения требуют особой внимательности от пешеходов и водителей.

Осторожность, дисциплина и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами - основа безопасного движения на улице.

Игра (учащиеся отвечают на вопросы, набирая соответствующие баллы)

Этап 1. «Собери верное слово».
Ведущий: Перед вами лежат конверты с буквами. Ваша задача собрать из этих букв слово. Подсказка: это слово известно всем участникам дорожного движения. Побеждает команда, которая быстрее других справится с заданием.
Буквы напечатаны на карточках: З, Е, Л, Ё, Н, Ы, Й, С, Ф, Е, Т, О, Ф, О, Р. (слово светофор).

Буквы напечатаны на карточках: Д, О, Р, О, Ж, Н, Ы, Й, З, Н, А, К

Этап 2. «Правила движения достойны уважения».
Ведущая: Ребята, на ваших столах лежат листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, клей, картинки и мн.др. Следующий конкурс - творческий. Вы должны оформить на листах ватмана плакат, призывающий знать и соблюдать правила дорожного движения. (После окончания игры данные плакаты можно использовать в оформлении уголка безопасности).

Этап 3. «Блиц-опрос: Знатоки истории и правил»

Как звали самого первого на Земле пешехода? (Адам)

Какие из всех дорожных знаков являются самыми старыми? (указатели расстояний)

Какие дороги в старину называли столбовыми? (главные)

Как на Руси в старину называли большую грунтовую дорогу в отличие от проселочной? (большак)

При каком русском царе впервые стали устанавливаться верстовые столбы? (Алексей Михайлович, 300 лет назад)

Какую линию горизонтальной дорожной разметки нельзя пересекать: сплошную или прерывистую? (сплошную линию)

На каком расстоянии от правого края проезжей части разрешена езда на велосипеде? (не более 1 метра)

С какого возраста ребёнок может сидеть один на первом сиденье автомобиля, что рядом с водителем? (с 12 лет)

Какое из транспортных средств следует обходить спереди? (трамвай)

Что обозначает постоянно мигающий жёлтый сигнал светофора? (нерегулируемый перекресток)

Этап 3. «Фигурное вождение».
(Для этого конкурса на полу нужно расставить препятствия, в виде дорожных знаков, колес и т.д. Всё должно стоять на небольшом расстоянии друг от друга).
Ведущий: следующий конкурс - подвижный. Как вы видите, на полу стоят препятствия. Задача капитана команды пройти через все эти трудности «змейкой», затем вернуться за следующим участником команды «прицепить» его к себе и пройти дальше уже с ним, затем присоединяется следующий участник, и так, пока вся команда не пройдет «змейкой» через препятствия. Нужно выполнить это задание как можно быстрее и не сбить ничего.

Этап 4. Конкурс «Дорожные ловушки» ( Слайды на экране)

Задание командам: Нужно ответить на вопросы и решить, как правильно поступить в различных дорожных ситуациях.

Вопрос 1:

Вы увидели автобус, подъехавший к остановке на противоположной стороне дороги. Как вы будете действовать?

Быстро перебежите проезжую часть, чтобы успеть на автобус, рассчитывая на то, что водители движущихся автомобилей пропустят вас.

Остановитесь, посмотрите налево и направо, убедитесь в отсутствии транспортных средств и перейдёте проезжую часть.

Вопрос 2:

Во время перехода проезжей части дороги вы уронили какой-то предмет. Как правильно поступить?

Быстро поднять предмет и продолжить движение.

Посмотреть налево и направо. Убедившись в отсутствии транспортных средств, поднять предмет и продолжить движение .

Вопрос 3:

Какая опасность таится для школьника, который увидел на противоположной стороне дороги своих родителей (друзей)?

(Желая с ними быстрее встретиться, школьник начинает переход улицы, зачастую не замечая движущихся транспортных средств, тем самым создавая аварийную обстановку для других участников дорожного движения и не обеспечивая своей собственной безопасности.)

Вопрос 4:

Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую? (Пешеход может не заметить обгоняющую машину, а её водитель может не увидеть пешехода, пока не завершил обгон, т.е. возникает угроза наезда на человека.)

Вопрос 5:

Какова опасность для пешехода, стоящего на середине проезжей части?

(Стоя на середине, пешеход может случайно сделать шаг назад и попасть под машину, которая движется с левой стороны)

Вопрос 6:

Какая опасность может ожидать пешехода на пешеходном переходе?

(Одна машина может остановиться, пропуская вас, а другая, движущаяся за ней, вас, возможно, не пропустит.)

Этап 5. Конкурс «Верите ли вы, что…» (Слайды на экране)

Ведущий зачитывает вопрос, начинающийся со слов «Верите ли вы, что…». Команды посовещавшись в течение 15 секунд, одновременно, по сигналу ведущего- слов «Прошу показать ваш ответ»- поднимают карточку с ответом»Да» или «Нет».

Верите ли вы, что…

Велосипедистам запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой? (Да)

Велосипедистам запрещается перевозить пассажиров (кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками)? (Да)

Перевозка детей на грузовом автомобильном транспорте разрешается? (Нет)

Леонардо да Винчи был первым изобретателем велосипеда? (Да)

Если на перекрёстке установлен светофор и стоит регулировщик, то водители и пешеходы должны подчиняться регулировщику? (Да)

При красном свете светофора не разрешается движение автомобилям оперативных и специальных служб с включенными проблесковыми маячками синего цвета и звуковыми сигналами? (Нет)

Велосипедист должен двигаться в тёмное время суток с включенными фарами или фонариком? (Да)

Мотоциклом можно управлять с 18-летнего возраста? (Да)

Пассажирам всегда необходимо пристёгиваться ремнями безопасности? (Да)

Велосипедистам нужно обязательно надевать шлем при движении за городом? (Нет)

Пешеходам запрещается переходить дорогу на зелёный сигнал светофора, если приближается машина с включенными спецсигналами? (Да)

Знак «Пешеходная дорожка» запрещает движение всем транспортным средствам? (Нет)

В электропоездах метрополитена разрешается высовывать из окон голову и руки? (Нет)

При переходе проезжей части сначала нужно посмотреть налево, затем- направо? (Да)

Автомобиль лучше тормозит на мокрой дороге? (Нет)

Чтобы правильно перейти проезжую часть, выйдя из автобуса, необходимо обойти его спереди? (Нет)

Человек, ведущий велосипед, подчиняется правилам для водителей. (Нет, правилам для пешеходов)

Разрешается кататься на санках и лыжах по правой стороне проезжей части. (Нет)

Водитель должен уступить дорогу пешеходам при выезде на дорогу. (Да)

Не разрешается переходить дорогу по проезжей части, если в этом месте есть подземный переход. (Да)

Мигание зелёного сигнала светофора означает команду: «переходить дорогу запрещается». (Нет)

Если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора, то водители и пешеходы должны подчиняться только сигналам регулировщика. (Да)

Первый светофор появился в России. (Нет)

Переход дороги разрешён при жёлтом свете светофора. (Нет)

Разрешается перевозить пассажира в кузове грузового мотороллера. (Нет)

При движении на мопеде нужно включать фару в дневное время. (Да)

Подведение итогов игры

Жюри озвучивает результаты игры, называет и награждает победителей.
Команда - победительница награждается грамотами, дипломами. Все участники получают сертификаты

Статьи по теме: