Занятие по познавательно-речевому развитию в старшей группе детского сада на тему "путь хлеба к нашему столу".

Воспитатель группы: Гусарова Надежда Александровна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга.

Цель: Способствовать знакомству детей с процессом посадки зерна и выпечки хлеба, бережного отношения к хлебу и труду людей, устанавливать причинно-следственные связи; дать детям представление о том, что хлеб –один из основных продуктов питания человека; о том что хлеб бывает разнообразный (белый (пшеничный) , чёрный (ржаной) , со злаками, отрубями.

Задачи:

Обучающие

  1. Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, собирает, куда поступает, кто печет хлеб и где можно его приобрести
  2. Знакомить детей со злаковыми культурами.
  3. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.
  4. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.
  5. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
  6. Дать представления о том кто дома печёт хлеб, что для этого надо.

Развивающие:

1. Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.

Методы:

  1. Словесные - художественные средства (фольклор, пословицы, поговорки) ; чтение стихов; загадывание загадок; беседы.
  2. Наглядные - образец действия взрослого, презентации.
  3. Практические – этюд (движения в соответствии с текстом) ; пальчиковая гимнастика; изготовление булочек.

Приёмы:

  1. Игровой
  2. Похвала
  3. Поощрение.

Интегрируемые образовательные области:

  1. «Познавательное развитие»
  2. «Социально- коммуникативное развитие
  3. «Художественно-эстетическое развитие»
  4. «Речевое развитие»
  5. «Физическое развитие»

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающая технология
  2. Технология исследовательской деятельности
  3. Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии)
  4. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (обучение в сотрудничестве)
  5. Технология использования в обучении игровых методов (деловых, ролевых и других видов обучающих игр)
  6. Современные педагогические технологии
  7. Информационно-коммуникативные технологии

Словарная работа:

  1. Познакомить со словами: злаки, жито, элеватор, хлеборобы, мелиораторы, комбайнёры.
  2. Активизировать в речи детей: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая

Предварительная работа.

  1. Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе
  2. Чтение отрывка из произведения А. Мусатова: «Вот какой, каравай»
  3. Чтение рассказов: «Кто в поле главный» А. Кольцова: «Песня пахаря» А. Владимирова: «Земля на зёрнышке стоит»
  4. Чтение сказок: «Мальчик с пальчик» », «Мужик и медведь» , «Петушок и два мышонка» , «Жерновцы» , «Лёгкий хлеб» , р.н. с.» «Колосок»
  5. Оформление мини-музея хлеба.
  6. Сюжетно-ролевые игры: «магазин – булочная» , «Пекарня» , «Семья»
  7. Обучение дидактическим играм: «Назови профессию» , «Что из какой муки пекли» , «Что сначала, что потом» , «Разрезные картинки» , «Что лишнее?» , «Подбери пару» , «Узнай и назови» .

Оборудование:

  1. Колосья пшеницы и ржи
  2. Кусочки белого и ржаного хлеба
  3. Шапочки - колоски
  4. В тканевых мешочках гречневая, овсяная, рисовая крупа
  5. Презентация: «Какой разный хлеб»
  6. Мука пшеничная и ржаная в прозрачных баночках
  7. Тесто
  8. Фартуки, косынки, доски разделочные, скалки

Форма проведения: совместная деятельность

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу

Воспитатель:

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся,

Мы пожмём друг другу руку,

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Воспитатель: Улыбнитесь друг другу и пожелайте своим друзьям: «доброго утра»

Воспитатель показывает

Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, что изображено на этой картинке?

Ответ детей: Поле, Солнце, Колосья

Воспитатель: Молодцы ребята. Правильно всё назвали.

Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, что это за колосья и для чего они нужны. Ответ детей: Это хлебные колосья из них делают хлеб.

Воспитатель: Вы правы

Воспитатель: Но для того чтобы узнать более подробно о них и их продукте (о хлебе) я ребята сейчас, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему мини музею хлеба. Его экспонаты помогут нам узнать много нового об этом продукте питания.

Воспитатель: Ребята, вы согласны совершить экскурсию в мини музей? Ответ детей: Да

Воспитатель: Но сначала, ребята, до того, как мы отправимся на экскурсию в наш мини-музей, кто мне расскажет, как нужно вести себя в музеи, какие существуют правила для посетителей музея.

Ответ детей: нельзя шуметь, кричать, бегать, трогать руками экспонаты.

Воспитатель: Молодцы, знаете правила поведения в музеи.

Воспитатель: Тогда отправляемся на экскурсию. Вот и первый экспонат нашего мини музея.

Рассматриваем иллюстрации на тему: «Как выращивают хлеб?»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чём он нам рассказывает?

Ответ детей: о том, как выращивают хлеб; готовят землю перед посевом зерна; сеют зерно в землю.

Трактора выходят в поле, на весеннее раздолье, режут плугом день за днём влажный, жирный чернозём Чтоб посеять рожь, пшеницу… Ведь на поле Хлеб родится!

К севу всё уже готово! И кипит работа снова… В сеялки полным-полно Насыпается зерно. С ранней зорьки до темна В землю сеется оно!

Воспитатель: молодцы

Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые сеют, выращивают, убирают хлеб?

Ответ детей: хлеборобы

Воспитатель: Правильно. Много людей -хлеборобов трудилось на полях. Из зёрен вырастали колосья, которые хлеборобы посеяли, а в каждом колоске много, много зёрен. Колоски от солнышка берут тепло, созревают, становятся золотыми.

Этюд: «Колоски»

Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами тоже превратимся в колоски. Дети надевают шапочк.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки) .

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя) .

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки) .

Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки) .

А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим) ,

Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны) .

На моей ладошке хлебное зерно… (показали на ладошке зёрнышко) ,

Посажу- ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки) .

Воспитатель: Ребята смотрите вот, и колосья появились в нашем с вами музеи.

Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение о колоске.

Колосок как будто дом, Много комнат в доме том. В каждой комнате - зерно, Спелой зрелостью полно.

Воспитатель: Ребята, смотрите, в стихотворении говорится, что колосок как будто дом, что в нём есть комнаты, которые наполнены зёрнышками. А как вы думаете, на самом деле это так или нет? Ответы детей: Да, нет. Воспитатель: Ребята, у меня есть предложение, чтобы мы с вами перестали, сомневаться, в этом давайте мы их рассмотрим с помощью лупы. Ответ детей: Давайте (Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи.)

Воспитатель: Ну что ребята рассмотрели колосья? Ответ детей: Да. Воспитатель: Убедились, что в стихотворение говорится всё правильно? Ответ детей: Да Воспитатель: Тогда ребята у меня к вам ещё вопросы, а кто знает какие это колоски? Ответ детей: Колосок пшеницы, колосок ржи. Воспитатель: А чем колосок пшеницы отличается от колоска ржи? Ответ детей: размером зерно. Формой зерна, длиной стебля.

Воспитатель: А как они называются, одним словом кто знает? Ответ детей: хлебные, зерновые культуры Воспитатель: Ребята, пшеницу, рожь и другие зерновые культуры называют злаковыми растениями. Злаки - это растения со стеблем в виде полой (пустой) соломины, заканчивающейся колосьями. Воспитатель: Ребята вы все запомнили, как называются зерновые культуры (пшеница, рожь) одним словом?

Ответ детей: Да Воспитатель: так как же они называются Ответ ребёнка: Злаки Воспитатель: Молодец, умница.

Воспитатель: А теперь,

Ребята, посмотрите, как растёт рожь и пшеница в поле и как их убирают с поля.

Когда зерна хлебов созревали, начинается горячая пора для хлеборобов- и называется она жатва. На поля выходят машины-комбайны управляемые комбайнёрами. О комбайне сложена загадка: «По полю идёт, рожь, пшеницу срезает, из широкой трубы зерно вытекает» .

Комбайн срезает колосья, выколачивает из них зёрна, которые по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. По сигналу комбайнёра машина, полная зерна, уезжает с поля.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает стихотворение о жатве?

Ответ детей:

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.

Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят.

Взад-вперед, из края в край.

Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла.

К ночи - ржи как не бывало.

Только село солнышко, опустело зернышко.

Воспитатель: Молодцы. Тогда, ребята у меня к вам следующий вопрос.

Педагог показывает иллюстрацию о том, как убирают рожь, пшеницу.

  • Воспитатель: Колоски созрели, их убрали с поля. Ребята, как вы думаете, их можно уже есть или нет? Ответы детей: нет. Воспитатель: а почему нельзя? Ответ детей: Они ещё сырые и не прошли обработку. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, куда отвозят колосья с поля? Ответ детей: в зернохранилище.

Воспитатель: Это правильный ответ, а как его можно по-другому назвать, кто знает?

Воспитатель: Ребята, тогда отгадайте загадку: «На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

Ответ детей: Элеватор – здание с механическим оборудованием для приёма, очистки, сушки и отгрузки зерна.

Воспитатель: Молодцы ребята, это и есть наш следующий экспонат нашего мини- музея. Макет: элеватора.

Воспитатель: А затем куда везут зерно кто, скажет? Ответ детей: На мельницу, мукомольный завод.

Воспитатель: Молодцы. И это правильный ответ. Следующий наш экспонат- макет мельницы.

Воспитатель: Ребята, представляете, в наши дни зёрна пшеницы и ржи на мукомольном заводе превращают в муку с помощью электрического тока. Он передвигает жернова, куда струйкой сыплется зерно, а в старину для этого на берегах рек строили мельницы. Текущая речная вода крутила большие мельничные колёса, а те, в свою очередь, приводили в движение тяжёлые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие зерно в муку.

А в степях, где вольно гуляли ветры, ставили ветряные мельницы. Порывы налетающего ветра вращали крылья такой мельницы, а те приводили в движения жернова.

Воспитатель: Ребята, а кто ни будь, из вас знает стихотворение о мельнице.

Ответ детей: Мельница

Труженица-мельница Встала у реки. Намели нам, мельница, Из зерна муки! Мельница не лениться- Вертит жернова, И шуршит, и пенится Быстрая вода. А мука струится И бежит ручьём, С мёдом и корицей, Коврижку испечём!

Воспитатель: Что там делают с зерном? Ответ детей: Зерно перемалывают в муку.

Воспитатель: Как называют человека, который работает на мельнице? Ответ детей: Мельник.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если мука сделана из зерен пшеницы – какая она будет? Ответ детей: пшеничная мука. Воспитатель: А мука из зерен ржи, какая? Ответ детей: ржаная мука.

Предлагает детям, превратится в мукомолов.

Упражнение: «Мукомол» . Дети встают в круг.

Мукомол, мукомол ты нам зёрна молол (круговые движения рук перед собой) . А теперь из муки всё, что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху) Мишке – пышки, зайке – сайки (показывать руками пышные булки) .

Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики) .

Всех порадовали нас, веселимся и сейчас (хлопаем в ладоши) .

Воспитатель: Весело мы поиграли. Намололи муки. (показать муку)

Воспитатель: Куда потом везут муку? Ответ детей: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Воспитатель: Из муки выпекли разные хлебные изделия. Ребята, давайте подумаем, какие это будут за хлебные изделия?

Ответы детей: Булка, батон, хлеб, сушки, пряники, блины, пирожные, торты, пирожки.

Воспитатель: Ребята, для того чтобы это всё нам с вами могли испечь пекари, они должны приготовить тесто. А тесто бывает разное.

Воспитатель: Тогда тесто из пшеничной муки, какое будет? Ответ детей: пшеничное тесто, белое, рыхлое.

Воспитатель: А тесто из ржаной муки, какое? Ответ детей: ржаное тесто, тёмное, грубое

Воспитатель: правильно, молодцы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки? Ответ детей: Пшеничный белый. Воспитатель: А из ржаной муки? Ответ детей: Ржаной, черный.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называли в старину на Руси ржаной хлеб?

Ответ детей: нет. Воспитатель: Ржаной хлеб на Руси в старину называли «голодным» . Как вы думаете, почему люди дали хлебу такое название? Дети высказывают свои предложения.

Воспитатель: Ребята, потому что он спасал людей от голода, когда был плохой урожай пшеницы и овощей.

Ржаной хлеб. Вот тебе ломоть ржаной! Он душистый, он живой. Вкусен он с лучком зелёным и с огурчиком соленым. Хлебушек ржаной питает, Нас от голода спасает, Силу, крепость придаёт, Любит хлебушек народ.

Воспитатель: все запомнили. Ответ детей: да

Рассматривание иллюстрации: «Пищевая пирамида»

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кто знает, что здесь изображено?

Ответ детей: пирамида

Воспитатель: правильно это пирамида. А какая это пирамида?

Ответ детей: Воспитатель: Ребята, это пирамида называется пищевая.

Главный принцип пищевой пирамиды заключатся в следующем: продукты, расположенные в основании пирамиды, следует употреблять как можно чаще.

А от пищи, расположенной на вершине пирамиды, нужно или отказаться совсем, или употреблять ее редко.

Давай посмотрим, какие это продукты расположены в основании пирамиды.

Ответы детей: хлеб, макароны, крупы.

Воспитатель: молодцы. Всё правильно назвали.

Воспитатель: теперь вы видите ребята, что хлеб это один из основных и главных продуктов питания для человека.

Воспитатель: Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда» .

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, а дома можно испечь хлеб? Ответ детей: Да. Воспитатель: А что для этого дома должно быть? Ответ детей: духовка, печка. Воспитатель: Молодцы, ребята, для того чтобы испечь хлеб дома правильно нужна чудо печка - хлебопечь с помощью которой мама или бабушка пекут хлеб и т.д.

Воспитатель: Ребята, хотите ли вы превратиться в пекаря и испечь булочки? Ответ детей: Да. Воспитатель: Тогда проходите к столу и надевайте фартуки и головные уборы. Видь хлеб, сделанный, своими руками получается намного вкуснее и полезнее.

Воспитатель: Ребята, все надели фартуки и головные уборы. Ответ детей: да

Воспитатель: Тогда приступаем.

Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте шарик, Положите на дощечку, приплюсните, растяните его пальцами, чтобы получилась лепешка, подравняйте края, помажьте маслом, посыпьте сахарным песком и закручиваем улиткой.

Воспитатель: Потрудились вы на славу, а сейчас ребята я предлагаю, вам поиграть пока пекутся наши булочки

Игра: «Угадай на вкус» . Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.

Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.

Воспитатель: Молодцы. Поиграли, отдохнули. Отправляемся дальше по нашему мини музею.

Воспитатель: Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.

Воспитатель: Вот и следующие наши экспонаты. Это зёрна (крупы) злаков - овса, ячменя, гречихи, риса и проса. С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша» , - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.

Крупы: Рис, манка, греча, овсянка, пшено, перловка

Игра: «Из чего сварили кашу

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какую кашу варят из гречки? Ответ детей: гречневую кашу. Воспитатель: Из овса. Ответ детей: Овсяную. Воспитатель: Из риса Ответ детей: рисовую и т.д.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем различаются? (в мисочках крупы) Ответы детей

Пальчиковая гимнастика

Каша в поле росла поочередно соединить все пальцы

К нам в тарелку пришла

Всех друзей угостим раскрыть ладони

По тарелке дадим поочередно загибать пальцы

Птичке – невеличке

Зайцу и лисичке

Кошке и матрешке

Всем дадим по ложке развести руки в стороны

Воспитатель: А сейчас немного поиграем

Игра: «Угадай на ощупь» . Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.

Воспитатель: Молодцы все справились с заданием.

Воспитатель: В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире.

(иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий. Паляницу выпекают на Украине, лепешки – в Узбекистане (2) , лаваш – в Армении (3) , багет – во Франции (4) , галеты – в Италии) (5)

Воспитатель: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.

Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.

Ответ детей:

  • Много снега, много хлеба.
  • Хвала рукам, что пахнут хлебом.
  • Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
  • Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
  • За обедом хлеб – всему голова.
  • Без труда хлеб не родится никогда.
  • Упустишь время – потеряешь урожай.
  • Хороша нива у дружного коллектива.
  • Все за одно, один за всех.
  • Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Труд земледельца велик и почетен.
  • Знай секундам цену, минутам счет.
  • Сделал дело, гуляй смело.
  • Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела.
  • Как хлеб дошел, так пирог пошел, а пирог дошел, так блин пошел, а блин дошел, так в мир пошел.
  • Не велик кусок пирога, а стоит большого труда
  • Ешь и пироги, да хлеб вперед береги.
  • Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится.
  • Плох обед, коли хлеба нет.
  • Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
  • Будет хлеб - будет и обед.
  • Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
  • Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Воспитатель: Спасибо, ребята, я убедилась, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.

Воспитатель: Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!

Воспитатель: Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену, никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".

Игра: «Пожелание»

Воспитатель: «А сейчас мы улыбнёмся крепко за руки возьмемся, и друг другу на прощанье мы подарим пожеланье…»

Дети напоминают друг другу и гостям заповеди бережного отношения к хлебу.

Никогда не выбрасывать хлеб, не бросать на пол. Будем беречь хлеб. Хлеб да вода- наша главная еда.

Воспитатель: Вот и закончилось наша экскурсия. Что вам понравилось и запомнилась на нашей экскурсии?

Ответы детей.

Воспитатель: давайте, ребята, угостим на прощание наших гостей булочками, которые мы с вами вместе испекли.

Ребёнок:

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Дети угощают выпечкой гостей.

Управление дошкольного образования Альметьевского муниципального района

Занятие по развитию речи на тему:

«Откуда хлеб пришёл?»

/ старший возраст/

Воспитатель

МБДОУ № 30 «Снегурочка»

Зинкина Н. Г.

Г. Альметьевск, РТ

Программное содержание : Воспитывать у детей любовь к родной

природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям сельскохозяйственного труда. Формировать потребность трудиться. Пробуждать интерес детей к окружающему миру. Расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий, признаков, заучивать пословицы, учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи разнообразные виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопрос.

Словарная работа: пшеница, рожь, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, уборка, элеватор, мельница, хлеборобы, пекарня, комбайнёр.

Материал к занятию : колосья пшеницы. Иллюстрации с изображением: «Трактор с плугом», «Трактор с сеялкой», «Комбайнёры», «Поле». Мяч /для физкультминутки/. Мука, дрожжи, песок, соль; блюдо, ложка.

Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?»

Предварительная работа : чтение рассказов и сказок о хлебе, рассматривание иллюстраций, разучивание загадок, пословиц, закличек и стихов о хлебе.

Ход занятия :

В : Ребята сейчас мы поиграем в игру. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте мне. /Игра «Откуда пришёл хлеб?»/.

Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.

А в магазин как попал? – Из пекарни.

Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

Из чего? – Из зерна.

Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – Выросла в поле.

Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/.

А что они делают? – Хлеб убирают.

В : Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Д : О хлебе.

В : Правильно. Говорить мы будем о хлебе. Давайте представим, что мы с вами дома. Наступило утро, вы уже успели проснуться, умыться, может быть сделали зарядку и сели за стол завтракать. Уже завтракать сели наверняка, без этого ни один день не проходит. И что бы вам мама не делала на завтрак: картошку, кашу или чай, на столе обязательно будет хлеб. Черный или белый.

Мы давно привыкли к нему и, наверное, не задумывались над тем, откуда он берётся.

В : Теперь проходите, садитесь на стульчики. Сейчас мы поговорим, откуда хлеб пришёл.

В : Много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или хлеба.

В : Садитесь поудобние, спинки выпрямили, ножки поставили вмести.

В : Самые первые на поле выезжают, какие машины?/Показ иллюстрации/.

Д : Первыми на поле выезжают трактора.

В : Что тащат трактора за собой?

Д : Трактора тащат за собой плуг.

В : Какую работу выполняет трактор с плугом?

Д : Трактора пашут землю.

В : Повтори Булат, что делает, трактор с плугом?/Ребёнок повторяет предыдущей ответ/.

В : Раздаётся в поле шум. Это трактора плугами пашут мягкий чернозём. Поле вспахано, взборонено-трактора уже тащат по нему что?

Д : сеялки.

В : правильно сеялки, но кто мне скажет полным ответом. Что тащат трактора по полю?

В : Алия повтори.

Д : Трактора по полю тащат сеялки.

В : Из сеялки ровными рядами сыплется в землю отборное зерно. Это сеют нежную пшеницу. /Показ иллюстрации «Посев яровых».

Пройдёт немного время, покажутся колоски пшеницы. /Показ иллюстрации: «Пшеница»/.

В : Ребята, посмотрите у меня в руках сухие колосья пшеницы. Что у меня в руках?

Д : колосья пшеницы.

В : Какие усатые. Здесь домики, а в домиках живут зерна. Из одного зернышка вырастут домики зёрнышек. Посмотрите, в каждом домике зерно, а здесь их много. Хлебное зёрнышко-это чудо. В нём маленьком, слились тут силы: Солнца, Земли и человеческого труда.

В : Пшеничные колоски созрели теперь их надо убрать с поля. Ни днём ни ночью не уходят с полей хлеборобы во время сева и в дни уборки урожая. Есть у нас чудесные машины. Как они называются?

Д : Комбайны. / Показ иллюстрации «Комбайнёры».

В : Комбайны помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не поведёт её по хлебному полю, как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнёра.

Ребята, кто управляет комбайном?

Д : комбайном управляет комбайнёр.

В : Камиля повтори, кто управляет комбайном? /комбайном управляет комбайнёр/.

В : Ездит по полю комбайн, скашивает спелые колосья и тут же обмолачивает-отделяет от колосьев зерно. Рядом с комбайном ползёт грузовик с открытым кузовом. Наполнится кузов зерном, отъедет машина, а на её место уже следующая подъезжает. Всё зерно на грузовых машинах везут мельницу.

В : Да. На мельницу. А правильно говорят на элеватор. Давайте все вместе повторим это слово.

Д : Элеватор.

В : Значит, куда везут машины зерно?

Д : Машины зерно везут на элеватор.

В : На элеваторе, что происходит с зерном?

Д : Тут зерно превращается в муку.

В : Ну и это ещё не всё, хлеба ведь ещё нет. Только получилась мука. Муку везут на хлебозавод, где идёт работа дальше.

В : Теперь надо замесить тесто. Вы, наверное, все видели, как это делается, когда мама или бабушка пекли пирожки, пироги. Я вам сейчас покажу. В кастрюлю насыпаю муку, наливаю воду, добавляю сахар, соль и дрожжи. И пошла работа руками. Месят до тех пор, пока жидкое тесто не станет густым и вязким. Сейчас я вам показала начало работы с мукой. Если эту работу довести до конца, то из него можно лепить всё, что хочешь, можно птичку. Можно зайца, а можно обычную булку.

В : Сейчас Миша прочитает стихотворение.

Каравай.

Я. Дягутите

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Чёрный хлеб на столе-

Нет вкусней на земле!

Будет плакать мой хлеб,

Каравай мой румяный,

Если я разленюсь,

Если лодырем стану.

Вот увидишь,

Тебе горевать не придёться

… Пусть не плачет мой хлеб

Пусть он только смеется!

В : Спасибо Миша. Понравилось вам стихотворение.

Д : Да.

В : Я хочу вам рассказать, что раньше не было пшеницы. И первым «хлебом» для человека были орехи, жёлуди дуба. Сначала жёлуди вымачивали, так как они горьки, а потом сушили, растирали между плоских камней в муку, из которой готовили лепёшки, кашу. Постепенно люди научились выращивать пшеницу. Много времени прошло с тех пор, много нужно было сделать открытий изобретений, чтобы получить хлеб. Современным хлебом человечество обязано Египту: греки и рем ляна впервые попробовали на берегах Нила, изумительный по вкусу мягкий и пористый хлеб. Где бы не появился человек, он первым делом распахивал землю и сеял зерно.

Физкультминутка.

Игра «Назови, со словом нет». /Учить образовывать существительные в родительном падеже/. Игра проводится с мячом, дети стоят кругом, воспитатель-всередине круга.

Пшеница – нет пшеницы.

Овёс - нет овса.

Сеялка – нет сеялки.

Каравай – нет каравая.

Зерно – нет зерна.

Колос – нет колоса.

Колосья – нет колосьев.

Комбайн – нет комбайнов.

Хлеб – нет хлеба.

Батон – нет батона.

Машина – нет машины.

Рожь – нет ржи.

Мука – нет муки.

В : Отгадай легко и быстр:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый

И бывает… подгорелый!

Д : Хлеб.

В : Молодцы, правильно! Сейчас мы поиграем в игру «Отгадай». Ребята, кто загадает загадку?

Д : Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

/ Хлеб/

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

/Колос/

Мнут и катают

В печи – закаляют.

А потом за столом

Нарезают ножом

/Хлеб/

В : В старину люди сочиняли заклички. Чтобы был хороший урожай пшеницы. Заклички нам прочитают Алмаз и Яна.

Д : Дождик, дождик, пуще –

Дай хлеба гуще!

Дождичек, росе, росе,

Хлебушек, расти, расти!

Мочи, мочи, дождь

На нашу рожь.

На бабушку пшеницу,

На дедушку ячмень

Поливай весь день.

В : По телевизору есть передача «Самый умный». Все наверно её видели Вот сейчас мы тоже поиграем в игру «Самый умный».

Поле, На котором выращивают рожь. /Ржаное поле/.

Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/.

Колос пшеницы. /Пшеничный колос/.

Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/.

Мука изо ржи. /Ржаная мука/.

Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/.

Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/.

В : Молодцы! Быстро, а самое главное правильно ответили на все мои вопросы.

В : Сейчас Максим прочитает нам стихотворение, которое называется «Рожь поспевает».

Рожь поспевает.

С. Жупанин.

На горе за рощей

Зреет хлеб хороший:

Зёрна наливаются

В ласковом тепле, Колоски тяжёлые

Наклонили головы

Благодарно кланяются

Матери – Земле.

В : Спасибо, Максим. Следующая игра «Родственные слова»

Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.

Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.

Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.

Посуда для хлеба. /Хлебница/.

Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.

Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.

Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.

В : Я хочу, чтобы вы послушали ещё одно стихотворение о хлебе.

На мельнице.

Поглядите, в мешках томится

Золотистая пшеница.

Ветер дует день и ночь,

Хочет мельнику помочь.

Станет всё зерно мукою.

Потечёт мука рекою.

Испекут нам из муки

Булки, плюшки, пирожки.

В : Молодцы, Алия! Спасибо!

В: Хлеб ржаной, батоны, булки

не добудешь на прогулке.

Ребята что я сказала?

Д : Пословицу.

В :А вы знаете пословицы о хлебе?

Д : Хлеб – всему голова.

Хлеб – наше богатство.

Много снега – много хлеба.

Без хлеба – половина обеда.

Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест.

Хлебушек ржаной – отец наш родной.

С хлебом русский человек – богатырь из века век.

Не трудиться, так и хлеба не добиться.

В : сегодня мы говорили о хлебе: загадавали загадки. Слушали стихи о хлебе, заклички, а сколько много пословиц мы услышали о хлебе. Теперь мы знаем откуда же берётся хлеб. А чтобы вы это запомнили, я приготовила для вас интересное задание.

На столе лежат конвертики, в них картинки; расположите картинки в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол. /Дети выполняют задание/.

В : Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Хочу закончить занятие о хлебе такими словами. А скажет их Рената.

Слава хлебу.

С. Погореловский.

Слава хлебу на столе!

В нём – здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

Охраняло, берегло!

Используемая литература:

Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы. – М. , 2006 г.

Журнал «Книжки, нотки и игрушки – для Катюшки и Андрюшки». № 4

Программное содержание

  • Продолжать знакомить детей с хлебом и хлебобулочными изделиями, рассказывать об их свойствах и качествах.
  • Пополнить и активизировать словарь детей за счет прилагательных, подвести к пониманию выражений обобщающего характера: хлеб, хлебобулочные изделия.
  • Развивать внимание, мышление, память, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря.
  • Индивидуальная работа.

Предварительная работа

Просмотр презентации «Хлебный магазин», чтение рассказов, сказок: «Колосок», «Моя мама пахнет хлебом» В. Сухомлинского и др. Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок. Ежедневно обращать внимание детей на то, что хлеб — необходимый им продукт, его надо беречь. Приготовить колосок, зернышки в розетках на каждый стол, хлеб и хлебобулочные изделия, руль и шапочку для игры.

Ход занятия

Воспитатель. Отгадайте, дети, загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах — сто ребят». Что это? — Колосок. Вот они колоски пшеницы у меня на столе. Иди, Оля, покажи на колоске, где кармашки, а где «ребятки». Что это за ребятки? — Это зернышки. Правильно, зерна пшеницы. Дети повторяют слова.

Посмотрите, у вас на столах зерна пшеницы, потрогайте их и скажите, какие они? — Маленькие, твердые, гладкие. Раздавите их кубиком. Что получилось? — Мука белая, пшеничная. Дети за воспитателем повторяют ответ. — Что пекут из муки? — Блины, пироги и т. д. А хлеб, который мы каждый день едим, где пекут? — На хлебозаводе. Если дети что-то забыли, воспитатель сам говорит, а дети повторяют. — На этом заводе пекут разный хлеб, а пекут его пекари — это профессия такая. Дети повторяют слова хором и индивидуально. — Потом хлеб привозят в магазин, и мы его покупаем каждый день. Стук в дверь.

Воспитатель. Кто-то к нам пришел. Входит помощник воспитателя в роли пекаря, на ней белый колпак.

Пекарь. «Здравствуйте, дети! Я пекарь, я принес вам гостинцы! А какие — отгадайте!

Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает... подгорелый! (Хлеб)

Пекарь. Правильно. Это пшеничный, белый каравай. Его я испек, он не подгорел (открывает салфетку и показывает). Такой каравай в праздник подают к столу, чай пить с вареньем. Я его вам оставляю, угощайтесь. До свидания! Дети прощаются с пекарем, говорят «спасибо».

Воспитатель. Катя, расскажи стихотворение.

Катя. Вот он, каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Воспитатель. Посмотрите на каравай. Расскажем, какой он?

— Какой формы каравай? — Каравай круглый. Настя, попробуй корочку, какая она? — Хрустящая, жесткая.

— Дети, какая у него корочка? — Хрустящая, жесткая, золотистая, румяная. Дети повторяют слова.

Какой каравай внутри? — Белый. Из какой муки его пекли? — Из белой, пшеничной.

— Понюхайте (подносит) хлеб, какой у него запах? — Вкусный, душистый ароматный. Потрогайте пальчиком, какой он? — Мягкий, свежий. Посмотрите сколько дырочек — он ноздреватый, пышный, воздушный, легкий. Дети все слова повторяют за воспитателем, который дает всем по кусочку. — Какой хлеб на вкус? — Вкусный, сладковатый, не черствый, а мягкий, с хрустящей корочкой. Дети эти слова называют сами или повторяют за воспитателем.

— Зачем нужно есть хлеб? — Он полезный, чтобы расти, быть здоровыми, стать сильными.

Воспитатель обобщает: — Это хлеб, круглый каравай, его пекут из белой пшеничной муки, добавляют сахар, дрожжи, яйца. Вот он такой и вкусный: пышный, душистый, мягкий с золотистой, хрустящей корочкой. Кто его съест, станет сильным и здоровым. Мы его поели. Теперь покажем, какими сильными мы стали. Дети встают со стульев и делают движения: руки вверх, в стороны, на бока, наклоны, приседают и садятся вновь. — Молодцы! Открывает еще салфетку. — Пекарь еще что-то принес. Посмотрите! Что это? — Черный хлеб.

Его испекли из других зерен — из ржаных. Растение — рожь, как и пшеница, растет в поле. А мука из зерен ржи — темная, ржаная. Дети повторяют слова.

Попробуем этот хлеб и расскажем о нем, какой он? Дети выявляют качества хлеба, называют их, воспитатель подсказывает точное слово, дети повторяют все новые слова. Воспитатель обобщает все сказанное детьми.

Это ржаной, темный хлеб. Буханка похожа на кирпичик. Корочка у него поджаристая. Хлеб душистый, на вкус кисловатый. Этот вкусный и полезный хлеб надо обязательно есть для крепкого здоровья. Кто про него хочет рассказать как я? 1—2 ребенка повторяют рассказ, но могут и по-своему рассказывать, опираясь на образец воспитателя.

Замечательно! Посмотрите, к нам шофер приехал, привез хлеб и еще что-то. Садитесь в машину, поедем и споем песенку.

К дошколятам на машине

Каравай приехал ныне.

Пышной коркой похрустим,

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь — выбирай!

Играют два раза.

Воспитатель. Очень хорошо! Давайте посмотрим, что еще испек нам пекарь, а шофер привез.

Дети перечисляют все, а воспитатель, указывая на все жестом, называет:

Это хлебобулочные изделия. Дети повторяют словосочетание и хором и индивидуально. Дети, давайте все разложим по полкам: на белую полку — все хлебные изделия, испеченные из белой пшеничной муки, а на коричневую — изделия из ржаной муки. Все правильно, как в магазине.

— Дети, а если хлеб не купили, и он стал черствым, что с ним можно сделать, кого можно им накормить? Дети предполагают, высказывают свое мнение.

Воспитатель. Да, ребята, хлеб нужен всем. Не зря в народе говорят: «Хлеб — всему голова!». Он на столе главный. Повторим пословицу. Дети повторяют хором и индивидуально.

А сейчас все вы будете пекарями. Надевайте колпаки. Будем украшать печенье, испечем его на кухне и угостим всех. (Тесто готовое, формочки для вырезания печенья. Дети украшают свое изделие.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению

развития воспитанников №4 «Уголек»

Конспект открытого занятия в 1старшей группе

На тему: «Откуда к нам хлеб пришел?»

Выполнил: Митряшкина Н.М.

воспитатель 1старшей группы

Цель: Формирование представления детей о хлебе, об истории возникновения хлеба.

Задачи:

  1. Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба.
  2. Развивать связную речь, обогащать словарь.
  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.

Материалы и оборудование : компьютер, диск, флеш - карта, колосья, хлебобулочные изделия, халаты, шапочки, противень, тесто, формочки, скатерти, столы, стулья.

Словарная работа: пекарь, хлебозавод, пекарня, колоски.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций о хлебе, рассказ о работе пекаря, работа с пословицами и поговорками.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся (гости приносят посылку, адресованную нам) Спасибо большое! Ребята, а вы хотите посмотреть, что в посылке? Но сначала отгадайте загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».

Воспитатель: Правильно. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? Он самый главный на нашем столе. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

Ответы детей…

Воспитатель: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

Ответы детей: Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, как хлеб к нам на стол попал? (ответы детей) А, как он в магазин попал, хотите узнать? Я принесла с собой волшебный мешочек. А что же в мешочке? Вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят. Что же это? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, колосок. Именно колосок поведет нас в путешествие и поможет нам узнать, откуда берется хлеб.

Воспитатель: Ребята, а как можно еще назвать колосок.

Дети: Колосок - колосочек - колосья - колосище - колоситься - колосистый.

Физминутка:

А теперь представьте, что мы с вами в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте).
Подрастает зёрнышко - потянулось к солнышку (потянулись).
С ветерком оно играет (руки вверх),
Ветерок его качает (прогнулись)
К земле низко прижимает - вот как весело играет! (наклоны туловища, присели).
Сколько в поле колосков -
Столько сделаем шагов (ходьба до 10) .
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! (руки вверх и потянуться).
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница (наклоны в стороны).
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков! (прыжки до 6) .

Спасибо, ребята, подойдите, пожалуйста, все к столу.

Воспитатель: Посмотрите на эти колоски и скажите, из чего они состоят? (из зернышек). Правильно. Посмотрите, какие они, какие у них зернышки. (Рассматривают колоски) Все ли зернышки все одинаковые? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, это колоски пшеницы. Скажите, как можно назвать по-другому - колос пшеницы - …

Как называется колос ржи - … (дети отвечают: пшеничный колос, ржаной колос)

Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Это зёрна пшеницы. А это пшеничная мука. (Демонстрирует детям зёрна пшеницы и пшеничную муку) . Потрогайте и скажите, какая на ощупь мука (мягкая, нежная, рассыпчатая, пушистая, воздушная). Трогайте муку очень аккуратно, не рассыпайте. А какие на ощупь зёрна (твёрдые, гладкие). (Дети вытирают руки салфеткой).

Воспитатель: Посмотрите, теперь на этот хлеб. (Демонстрирует разные сорта хлеба) Какой он разный. Правда? А кто знает, почему?

Дети: Этот хлеб из разной муки.

Воспитатель: Из пшеничной муки делают белый хлеб, из ржаной - чёрный, а если смешать пшеничную и ржаную муку, то какой хлеб получится? Дети: Получится серый хлеб.

Воспитатель: Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай.

Этим и занимаются люди многих профессий.

(Слайд 1)

Воспитатель: Так как же получается хлеб, тот самый, который мы каждый день покупаем в магазине? (Рассказ воспитателя сопровождается показом слайд-шоу «Откуда к нам хлеб пришёл»).

Сначала хлеборобы готовят почву к посеву.

Затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев.

К трактору прицепляют сеялки, и они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи.

Солнышко пригревает. Поливает дождик. Вот и взошла пшеница!

За ее ростом следит - агроном. Летом пшеница созревает. Колосья становятся золотыми.

Когда зерна хлебов созрели, начинается горячая пора для хлебопашцев - жатва.

На поля выходят комбайны. Комбайны срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву высыпают в грузовые машины.

Воспитатель: Как вы думаете, куда потом везут зерно? Не знаете? Зерно везут на элеватор, в зернохранилище. Там его сушат и очищают. А потом на мельницу, где из зерна мелют муку. А куда доставляют муку?

Дети: Муку везут на хлебозавод.

Воспитатель: Правильно, муку везут на хлебозавод, а что же дальше?

Дети: Из муки на хлебозаводе делают тесто. (Показать из чего делают тесто: муку, яйца, дрожжи, молоко, сахар и само тесто.)

Воспитатель: А какие изделия пекут из теста?

Дети: Хлеб, булочки, пироги, порожные. (Показать булочки, батон, сушки, печенье, макароны) А как двумя словами сказать? (Хлебобулочные изделия).

Воспитатель: Куда потом доставляют готовые изделия? (ответы детей) А в каком магазине можно купить хлебобулочные изделия? (В хлебном магазине). Правильно. Вот и давайте пройдем в хлебный магазин. (Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия и другие продукты). Давайте поиграем. Посмотрите, пожалуйста, на все продукты. Назовите эти продукты ласково (дети перечисляют названия этих же продуктов в уменьшительно-ласкательной форме).

Воспитатель: Молодцы ребята, о хлебе нужно говорить ласково, его нужно беречь, уважать. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
- Правильно, ведь, сколько людей выращивали хлеб. Сколько труда было приложено, чтобы в каждом доме он был. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Как называется профессия людей, которые выращивают хлеб?
Дети: Хлеборобы.

Воспитатель : Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о хлебе.

Дети:

Без хлеба нет обеда.

Не в пору и обед, коли хлеба нет.

Хлеб всему голова.

Без хлеба сыт не будешь.

Горькая работа - зато сладок хлеб.

Не трудиться - хлеба не добиться.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Хоть сахар и сладок, но хлеба не заменит.

Хлеб да вода - здоровая еда.

Без денег проживу, а без хлеба не проживу.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам стать настоящими пекарями. Мы с вами будем готовить хлебобулочные изделия. Потом попросим поваров нашего детского сада, чтобы нам испекли их. А кто знает, что нужно обязательно сделать перед тем, как начать готовить? (помыть руки). Я иду мыть руки вместе с вами. Теперь надевайте колпаки и фартуки (Раздать детям заранее приготовленное тесто). Каждый получает кусочек теста. Под музыку каждый из детей делает разнообразные хлебобулочные изделия, воспитатель складывает их на поднос. Теперь мы попросим поваров, чтобы нам испекли наши изделия на кухне. (Дети вытирают руки салфетками). Поднос уносят.

Вот теперь мы с вами стали настоящими друзьями.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для старшей группы «Рассказывание о хлебе»

Рассказывание о хлебе

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная,

познавательно – исследовательская, художественно-эстетическая деятельность .

Цель : дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом, рассказать , откуда берется хлеб . Кто его выращивает, и как его выпекают.

1. Учить беречь хлеб понимать значимость труда взрослых; закреплять умение строить композицию рисунка, упражнять в рисовании цветными карандашами (цветными восковыми мелками) .

2. Развивать память, внимание, мышление, умение слушать и слышать старших

3. Воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобы , комбайнёры)

Планируемые результаты : знает о пользе и бережном отношении к хлебу , кто его выращивает, и как его выпекают; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (радость, удовольствие, интерес) ; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисует колосья пшеницы или ржи) .

Материалы и оборудование : картинки, тарелка с мукой, простой графитный карандаш, цветные карандаши или цветные восковые мелки.

Ход непосредственно - образовательной деятельности

1.Организационный момент.

Воспитатель :

Ребята, что вы сегодня еле на завтрак? (Молочная каша, булка,чай) А вчера? (омлет, булка с маслом, кофе) . А что было на обед? (Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб .) Ребята,меню все время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? Правильно, каждый день у нас столе и в детском саду и дома хлеб . Ребята, а вы любите хлеб ?

2. Рассказывание о хлебе .

Воспитатель :

Какой хлеб вы любите ? (белый, булки с изюмом, мягкий.)

Давайте с вами подумаем и назовем много слов, каким бывает хлеб ? (Вкусный, мягкий, черствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.)

Хлеб бывает разный , но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, откуда берется хлеб ? (Ответы детей) . Сначала зернышко хлеба сажают в землю специальными машинами, сеялками. Потом вырастают колоски. Зерна собирают машины и отвозят на мельницу. Там зерна перемелют в муку. Посмотрите вот у меня мука в тарелке. Потрогайте ее руками. Какая она на ощупь. (мягкая, рассыпчатая ) . Из этой муки на хлебозаводе (завод, где пекут хлеб ) пекут хлеб , булки. Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? Назовите, какие нужны продукты? Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов , его грузят в машины и везут в магазин. Ребята, а что еще пекут из муки? (Булки, батоны, пирожки.)

Значит, главный продукт – мука! Хлеб бывает черный и белый (показывает) . Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб ? Правильно, его выпекают из разной муки. Белый хлеб – из пшеничной , черный – из ржаной. Откуда же берется пшеничная и ржаная мука? Из пшеницы и ржи (Ответы детей) . Педагог показывает колосья пшеницы и ржи. Посмотрите : это пшеничные зерна, а вот пшеничная мука. Есть между ними разница? Значит, чтобы получить муку,зерна надо размолоть. А еще раньше- добывать их –из колючек колосков, т. е. обмолотить их.

Посмотрите : на эту картинку : по хлебному полю идут комбайны , они скашивают рожь и пшеницу, одновременно обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Бункер наполняется зерном, подъезжает грузовая машина, и зерно пересыпается в ее кузов, дальше машина идет на приемный пункт, здесь зерно взвешивают,определяют его качество, решают,куда это зерно дальше отправлять. А отправляют его на мельницу или элеватор. Элеватор-это специальное сооружение для длительного хранения зерна. Хлеборобы засевают поля , а комбайны помогают в уборке хлеба .

3. Пословицы о хлебе :

1. Хлеб - всему голова

2Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

3Снег на полях – хлеб в закромах .

Вы догадались, почему так говорят?

А сейчас, я вам прочитаю стихотворение Я. Дягубите «Каравай»

Вот лежит каравай

У меня на столе

Черный хлеб на столе-

Нет вкусней на земле.

Сегодня вы узнали, как хлеб приходит к нашему столу.

Как вы думаете легко? (Ответы детей) .

Хлеб надо беречь , не выбрасывать, не оставлять недоеденные куски. Когда будете есть хлеб , вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба .

4. Физкультминутка.

Дождик, дождик, поливай

Будет хлеба каравай –

Дождик, дождик, припусти-

Дай гороху подрасти.

Дождик, дождик, поливай

Будет славный урожай.

Будет белая пшеница

Будет рожь и чечевица

Дождик, дождик, поливай

Будет славный урожай.

5. Рисование. Колосья пшеницы, ржи, стоят в вазе на столе. Чем они отличаются друг от друга (Ответы детей)

Уточнить последовательность изображения колосьев; Напомнить разные способы рисования. Предложить детям нарисовать каждый из них.

6. Оценка детских работ детьми и педагогом.

Таблица сравнения колосьев пшеницы и ржи.

Пшеница Рожь

Цвет Светло желтый Темно-желтый

Длина Длиннее Короче

Количество зёрен Больше Меньше

Статьи по теме: