Занятие по лепке "Микробы" в старшей группе детского сада. Конспект

Конспект НОД по теме «Профессии. Лепка угощения по замыслу»

Программное содержание:

Продолжить знакомить с названиями профессий.

Развивать связную речь.

Развитие мелкой моторики, творческих способностей детей.

Учить детей лепить знакомые предметы.

Учить детей отрезать нужное количество пластилина с помощью стеки.

Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы.
Формировать умение работать аккуратно.
Воспитывать стремление делать что-то для других.
Методы и приемы:

1.словесный (вопросы, объяснение),

2.наглядный (обучающие картинки),

3.игровой (Д/и «Угадай кого нет», «Суп и компот»),

4.практический (работа с раздаточным материалом).

Оборудование:

Демонстрационный материал– обучающие карточки по теме профессии.

Раздаточный материал –пластилин, доска для лепки, стека.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент.

Повторение названий профессий.

Игра «Угадай кого нет»

Ребятки, давайте с вами поиграем в интересную игру. Игра называется «Угадай кого нет». Перед вами картинки с изображениями людей разных профессий. Вы закрываете глаза, а я убираю одну из картинок. Вам нужно отгадать какую профессию я убрала.

Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали.

2. Беседа о профессии повара.

– Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь.

Воспитатель:– Что вы знаете о работе повара?

Повар, это человек, который готовит еду: салаты, супы, борщи, макароны, картофельное пюре, жарит котлеты, лепит пельмени, варит каши.

Как вы думаете, нам в д.с. нужны повара? А что было бы, если в д. саду не было поваров?

Воспитатель: – Сейчас мы поиграем в игру «Фруктово-овощная игра». Для этого нам нужно разделиться на две команды. Мальчики овощная команда, девочки - фруктовая. Я буду, повар и буду варить суп из овощей и компот из фруктов. При слове «суп» встают дети овощной команды, при слове «компот» - дети фруктовой команды.

Игра повторяется 4-5 раз.

– Молодцы, ребята, все были внимательными. Овощи не попали в компот, а фрукты в суп.

3. Воспитатель: - А теперь я вам расскажу о профессии повара-кондитера.

Повар – кондитер - это человек, который готовит, выпекает, а потом украшает пирожные, торты, печенья, пряники.

Профессия кондитера очень сложная, и в то же время очень интересная, творческая и… вкусная. Каждый из вас, наверное, был в кафе, или покупали в магазине вкусные пирожные и торты. Как красиво они украшены: и цветочками, и грибочками, и различными шариками, и сердечками. Сколько много продается в магазинах разных видов печенья и пряников. Это всё приготовил повар – кондитер!

Представим, что мы с вами кондитеры и приготовим угощения, которые слепим из пластилина на свой вкус.

Воспитатель объясняет и напоминает приёмы лепки: скатывание, расплющивание.

Перед тем как начать лепить нужно размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Дождик, дождик, поливай(на каждый слог пальцами обеих рук (поочередно)

Стучать по столу, изображая дождь)
Будет хлеба каравай,
(образовать перед собой круг руками)
Будут булки, будут сушки,(похлопывать поочередно одной ладонью другую)
Будут вкусные ватрушки.
(соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг).

4. Лепка кондитерских изделий по выбору. Украшают изделия по своему желанию, пластилином разных цветов в виде шариков, овалов, цветочков, полосок.

Вот какие замечательные угощения вы приготовили. Молодцы!

6. Итог занятия

Что нового вы сегодня узнали?

Что вам понравилось больше всего?

Занятие лепкой изделий из различных материалов, отлично подходит для развития детей. Какую тему можно выбрать для этого занятия, расскажет эта статья.

Говорят, ребенок, это сердце родителей, которое ходит отдельно. И ни для кого не является секретом, что развитию этого сердца мамы и папы стараются уделить, как можно больше времени. Одним из популярных методов является, такой вид творчества, как лепка . К занятиям легко можно приобщать детей начиная с 1-1,5 лет, в зависимости от склонностей и предпочтений ребенка. Лепка положительно воздействует на мелкую моторику крохи. Разминая пальчиками, нюхая или даже пробуя на вкус сырье для лепки ребенок активно задействует правое полушарие мозга. Становится лучше память и координация, самостоятельность, умение планировать и усидчивость. А также фантазия и творческий потенциал. Занимаясь лепкой с ребенком, его приобщают к прекрасному, способствуют эстетическому развитию, и, возможно, открывают нового Микеланджело или Церетели.

Разумеется, первые занятия по лепке нужно проводить под строгим контролем взрослых. Совсем маленькие детки часто пробуют затащить в рот все незнакомое и неизведанное. Обычно сырьем для лепки служит пластилин, тесто или глина. Созданные специально для детей, они красочные, с приятным ароматом, безопасны и экологичны. Гораздо реже используют гипс, ведь он представляет опасность для глаз ребенка. И все же, будет лучше внимательно проследить за тем, чтобы юный скульптор использовал материал только для создания поделок.

Занимаясь лепкой, малыши могут проявить всю свою фантазию. Изобразить из теста или пластилина то, что вызывает у них сильные эмоции. При этом, у маленьких деток, в силу их возраста, кругозор ограничен, иногда кроха не в состоянии придумать целый, конкретный и логичный образ для лепки. И на первых этапах занятий этим видом творчества с ребенком воспитатель, педагог или родители может помочь малышам предложив тему для рукоделия.

Как выбрать тему для лепки.

Если у кого-то возникает ступор при просьбе выбрать тему для поделок, можно просто взглянуть вокруг. Взгляд уперся в календарь на стене? Отлично! В любом месяце года найдется праздник, к которому малыши могут приурочить свои поделки. Например, 8 марта. Детки смогут слепить подарок для своей мамы или бабушки. Красивую раскрашенную вазочку из глины, в которую можно поставить цветы. А совсем маленькие - просто цветочек из разноцветного пластилина. А может быть крошка-скульптор преподнесет букет тюльпанов из теста, сделанный своими руками в честь 8 марта, даме его сердца. Весна вообще прекрасная тема для творчества. Тает снег, его можно слепить из белой глины, пробивается первая травка - достаточно размазать зеленый пластилин на картоне и сделать насечку специальным ножом. Распускаются, сделанные из разноцветного теста первые подснежники. В это время года очень много ярких, положительных зрительных образов, которые, без сомнения, помогут малышам в творчестве.

Отдельного внимания заслуживает Зима и дата 31 декабря. Зеленая елка, украшенная блестящими игрушками и разноцветной мишурой. Ее можно отлично рассмотреть, а потом изобразить, украсить шариками разных цветов, из пластилина, теста или даже кулинарной мастики. А последнюю потом даже съесть.

Осень пора насыщенных красок. Оранжевый, желтый, красный и зеленый. Листья всех расцветок можно собрать и разложить перед малышом, как образец. Осенью собирают урожай. Пусть детки слепят красивое красное яблоко, оранжевую тыкву или любой другой овощ или фрукт, который они любят. За окном птицы улетают на юг. Кроха может сделать целую гусиную стаю или одну птичку.

Все любят лето. Яркое солнышко, тепло. Можно долго гулять на улице. И там, наверняка, найдется идея для лепки. Вот сидит красивая божья коровка на цветке. Или перед носиком малыша пролетела яркая стрекоза.

А может быть кроха любит смотреть на звезды. Взрослые могут показать ему изображения планет, как идею для лепки. Или рассказать фантастическую историю про неизведанные миры и вместе слепить космический корабль для полетов к ним.

Очень часто дома у малышей живет питомец. Это может быть хомячок, кошка или рыбки. Они прекрасные модели для лепки. А можно отвести ребенка в зоопарк. Жираф, бегемот, обезьянка или страус. Помогая лепить, взрослые сопровождают процесс рассказом о жизни этих животных. Информационный и словарный запас малышей обогащается.

Верный песик - отличный вариант для занятий лепкой.

Какая бы тема ни была бы выбрана для лепки важно помнить, что на первых порах нужно немного помогать ребенку. Лепить вместе с ним. Ведь если малыш видит, что его мама или папа с искренним удовольствием делают поделки, то и интерес ребенка к этому виду творчества не исчезнет.

Цель: закреплять умение выполнять лепную картину с объемными элементами

Задачи:

образовательные:

  • способствовать формированию знаний о многообразии видов и форм растительного мира;
  • формировать композиционные навыки;
  • продолжать знакомить со средствами выразительности в художественно - творческой деятельности.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • формировать эстетическое отношение к красоте природы;

развивающие:

Оборудование и материалы: цветы анютины глазки, образец картины, карточки, пластилин, доски для лепки, стеки, картонные основы для картин, мультимедиа оборудование.

Ход занятия

1. Организационный момент-приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация темы.

Тема нашего сегодняшнего занятия-«Лепная картина», а вот что именно мы будем изображать, я предлагаю вам отгадать:

Есть цветочек красивый и нежный,

Очень ярким и пестрым бывает.

От весны и до первого снега

Клумбы он в городах украшает!

Имя дали ему - будто в сказке.

Он зовется… (анютины глазки).

Правильно, это анютины глазки. И сегодня мы с вами научимся изображать этот цветок из пластилина.

3. Повторение пройденного.

  • Прежде, чем приступить к лепке анютиных глазок, давайте подумаем, какие материалы нам нужны, чтобы выполнить лепную картину? Вычеркните из списка ненужные материалы и инструменты. (карточка №1)
  • Вспомните, в какой последовательности нужно выполнять лепную картину (демонстрация образца картины). Расположите карточки инструкционной карты по порядку(карточки№2). Сравните ответы (слайд № 12)

1) Подготовка фона

2) Нанесение эскиза стеком

3) Изготовление объемных элементов

4) Закрепление и соединение деталей на основе

1. Изложение нового материала. Теоретическая часть
Кто не знает цветов с поэтическим названием "анютины глазки"? В редком саду или парке нет на клумбах этих красивых цветов. Они будто смотрят они на человека с любопытством, улыбаются ему. С давних времен люди любили этот цветок и приписывали ему разные свойства. Еще в IV веке до н.э. греки стали использовать это растение в лекарственных целях. Для заготовки лекарственного сырья варили сиропы, которыми лечили многие болезни. Их выращивали в садах, добавляли в салаты и сладости, применяли в косметических средствах. Художники изображали их на картинах, а поэты посвящали им стихи. Вот послушайте:

Ах, как жалко, как жалко, как жалко,
Убежала из сада ФИАЛКА.
Далеко, насовсем убежала
Отчего и зачем не сказала.
Мы в печали - на целое лето
Потеряли цветок фиолетовый,
Видно он удирал без оглядки -
Только ямка осталась на грядке.
Но пришла вдруг по почте цветочной
Цветограмма с пометкою "срочно":
«Я в гостях у родни за границей,
Отнесли перелетные птицы.
Примеряю все модные краски.
Ждите к маю.
Анютины глазки»

Названия каких цветов вы услышали в этом стихотворении? (-Фиалка, анютины глазки)

Анютины глазки-это один из видов фиалок, по-другому их называют виолы, а всего их в природе более 500 видов, всевозможных цветов и оттенков (слайды № 1-10 ).

Какие анютины глазки видели вы? Где?

Самый распространенный из них- фиалка трехцветная(слайд № 11).

Цветки фиалки трехцветной состоят из пяти лепестков - нижнего, белого, с хорошо заметными фиолетовыми прожилками, двух боковых, желтых, и двух верхних, насыщенно-фиолетового цвета. Белый цвет символизирует надежду, желтый-удивление, а фиолетовый-грусть. Такое строение цветка явилось источником множества имен, родившихся у разных народов, но близких по своей сути: Крестные и кумовья, Куры и петух, Птичий глаз, Три-лица-под-капюшоном. Про этот цветок сложено много легенд в Греции, в Англии, во Франции, в России и других странах. Послушайте русскую сказку-легенду о девочке Анюте.

Давным-давно, в незапамятные времена, в одной небольшой деревне у старого озера жила-была, маленькая девочка по имени Анечка. Жила она с отцом и мачехой в доме у самой околицы. Отец ее был пастухом, а мачеха вела хозяйство. Не любила мачеха Анну. Что ни сделает падчерица - все злюке не по вкусу! А ведь девочка была старательная, работящая. А какая добрая! Корову Зорьку доит - обязательно ее погладит, да, ласково поговорит. Мимо кошки Мурки просто так не пройдет - приласкает. Сама кусок пирожка не съест - Барбосу, что на цепи во дворе сидит, отдаст. Для всех у Анечки доброе слово находилось. Как бы тяжело ни жилось, всегда улыбалась. Это-то и злило больше всего злую мачеху! И старалась она побольше девчонку тяжелой работой завалить, чтоб почаще слезы ее видеть. Никогда не хвалила - только ругала! И вот раз, в жаркий летний полдень, отправила мачеха падчерицу шить в сад. Да, строго-настрого наказала к вечеру управиться - хотелось ей покрасоваться на празднике в новом сарафане. Пошла девочка в сад, села на скамеечку и принялась за шитье. К обеду устали у нее глаза и руки - обронила бедняжка иголку в густую траву. Искала-искала, не нашла и отправилась вся в слезах к мачехе с повинной - другую иглу просить. А та - в крик! Кулаками машет, за ухват хватается, велит отправляться Анне на поиски и без иглы домой не возвращаться. А не то ждет ее наказание.Снова расплакалась девочка, да, побрела в угол сада на поиски пропажи. Ищет-поищет, найти не получается. И траву Анечка дергала, и на коленках ползала, а иголки не видать! Так и стемнело...Мачеха, тем временем, у окошка сидела, на улицу глядела, да восьмую чашку чая с малиновым вареньем допивала. Вот уже вечер на землю спустился, а падчерицы с готовым нарядом все нет. Не за девочку злая тетка беспокоилась, а за платье свое. Вот и пошла в тот угол сада, где Анна с шитьем устроилась. Подошла мачеха к скамеечке, а маленькой швеи нет нигде. Три раза двор обежала, да по улице прошлась - не нашла. У кого ни спрашивала - никто не знает. До утра поиски продолжались - всей деревней пытались найти Анечку. Да, так и не получилось... А в том уголке сада, где плакала, разыскивая иголку, девочка, расцвел красивый цветок, похожий на глаз. С тех пор и называют эти цветы Анютины глазки. А каждое утро в самой серединке цветка поблескивает слезинкой роса, словно напоминая о том, что нельзя обижать маленьких...И у мачехи не было с тех пор радости, поняла она, что натворила, да поздно было.

Понравилась вам сказка?

Чему она учит?

5. Изложение нового материала. Практическая часть

Рассмотрите внимательно цветок, лежащий на ваших партах, определите, из каких частей он состоит?

Определите их цвет, размер, форму.

У анютиных глазок 5 лепестков: нижний- белый, сердцевидной формы, с хорошо заметными фиолетовыми прожилками, 2 боковых-желтые, каплевидные, небольшие и 2 верхних- насыщенно-фиолетового цвета, крупные, каплевидные. Работу нужно начинать с верхних фиолетовых лепестков. Возьмите кусочек фиолетового пластилина, разделите на 2 равные части, скатайте шарики. Теперь «превратите» шарики в капельки и сплюсните их пальчиками так, чтобы получились тонкие лепестки. Таким же способом слепите 2 желтых лепестка поменьше и один крупный белый лепесток. С помощью стека нанесите бороздку на середину широкой части белого лепестка-получилась сердцевидная форма. При помощи стеков прорисуйте прожилки на лепестках. Соедините лепестки вместе в следующем порядке: 2 фиолетовых, затем 2 желтых, а сверху белый лепесток.

Программное содержание:
1. Учить детей лепить зайца из пластилина, передавая характерные особенности: туловище овоидной формы, голова – видоизмененный шар, лапки – цилиндрики, хвост – шар, уши – сплющенные цилиндрики. Использовать цвет по желанию.
2. Учить детей комбинированным способом. Использовать следующие технические приемы: раскатывать пластилин круговыми движениями рук до получения шара; раскатывать шар прямыми движениями рук до получения овоида; раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней до получения цилиндриков; пририсовывать глаза стекой; в местах соединения аккуратно заглаживать.
3. Объяснять выполнение своих действий:вперёд-назад, прямыми движениями, воспитывать аккуратность в работе.
4. Воспитывать у детей желание лепить, доводить начатое дело до конца, воспитывать аккуратность в работе.

Предшествующая работа : лепка из пластилина цилиндров прямыми движениями рук; шариков круговыми движениями рук;овоидов, раскатывая шарики прямыми движениями рук.

Индивидуальная работа : учит Машу.С.,Ваню.Ф. выполнять работу самостоятельно, без помощи воспитателя.
Материал для воспитателя: зайчик – игрушка, зайци –вариант. Образцы из пластилина разных цветов; пластилин, дощечка; салфетка;стека

Материал для детей: пластилин в наборе, дощечка /индивидуальная/ , салфетки, стеки.

Ход занятия.

Дети сидят за столом.Читаю стихи.
Жил – был зайчик-
Длинные ушки.
Отморозил зайчик носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
И приехал греться
К ребятишкам в гости.
В ношу игрушку- зайчика.
-Ребята, посмотрите, к нам приехал зайчик.
-Какого цвета зайчик?Какие части тела есть у заца?(Туловище, голова, уши хвост,лапки).На что похожа голова? А туловище? А уши и лапки какой формы?Правильно, ребята.А знаете зачем зайка к нам пришел? Ему в лесу стало скучно, он хочет найти себе новых друзей зайчиков. Ну что, ребята, поможем ему? Тогда сегодня мы с вами будем лепить из пластилина зайчиков. Посмотрите,как я это буду делать.
У меня заранее приготовлены шарики разной величины: большой шар для туловища, средний – для головы и маленький – для хвостика. У меня также изготовлены цилиндрики для лап и ушек.
Я беру большой шар и раскатываю его прямыми движениями рук вперёд – назад до получения овоида. Это туловище.Теперь беру средний шар и оттягиваю мордочку. А теперь голову прижимаю к туловищу и заглаживаю в месте соединения.Затем беру два цилиндрика и прижимаю к туловищу – это лапки, тоже заглаживаю. А теперь беру стеку и прорисовываю глаза.Вот у меня получился зайчик.
Ребята, с чего начинаем работу? (Раскатываем шарики) . Покажите как мы раскатываем шар (круговыми движениями ладоней). А цилиндрики? (прямыми движениями рук вперёд-назад).
А теперь, дети, берите пластилин и начинайте работу.
Обращаю внимание детей на вариативные образцы, на то, что они различных цветов. Напоминаю как раскатывать овоид.
Раздаю детям морковки из картона (морковки с именами детей).
-Ребята,несите своих зайчиков к нашему гостю и поставьте их вокруг него. Пусть он посмотрит на ваши работы. Зайка очень рад новым друзьям и благодарит вас. Молодцы, дети, все постарались. А теперь зайка хочет поиграть с вами.

Игра « Зайка серый умывается».

Программное содержание.

Образовательные задачи: учить детей лепить зайца , используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы); учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.

Воспитательные задачи: воспитывать усидчивость, интерес к занятияю лепкой.

Развитие речи: овальный, цилиндрический, метод смазывания, разглаживания.

Раздаточный матер и ал: пластилин (белый, черней, красный, синий), доска для лепки, стека.

Демонстрационный материал: мягкая грушка заяц, заранее вылепленные детали: туловище, голова, ноги, лапы, уши, хвост.

Методические приемы: игровая ситуация «к нам в гости пришел заяц», беседа о зайце (части тела, детали), побуждение детей к действию – «слепим зайцу друзей», самостоятельная деятельность детей, физминутка «зайка беленький сидит…», изобразительная деятельность детей, подведение итогов.

Ход проведения занятия

Дети усаживаются на стулья вокруг ковра.

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам в гости пришел необыкновенный гость. Отгадайте, кто это?

Любит красную морковку,
Грызет капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой?

Дети:

Зайчик.

Воспитатель:

Посмотрите, какой он замечательный. Ребята, обратите внимание на его части тела. Какие части тела есть у зайца?

Дети:

- Туловище, голова, ножки, лапки, ушки, хвостик.

Воспитатель:

Скажите, какой формы туловище? Голова? Ноги? Лапки? Уши? Хвостик?

Дети отвечают: овальной, круглой.

Воспитатель:

Какая часть тела самая большая?

Дети:

Туловище. После туловища по величине идет голова, потом – ноги, лапки, уши и самая маленькая часть – хвост.

Воспитатель берет заранее подготовленные части :

Ребята, скажите, каким способом нужно лепить туловище? Голову? Лапки? Уши? Хвост?

Дети:

Нужно взять стеку, отломить кусочек пластилина, раскатать круговыми движениями ладоней, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме овала.

Голову нужно делать так: раскатать пластилин круговыми движениями в форму шара.

- Лапки и уши делаются способом раскатывания «колбаски».

Для хвостика берется самый маленький кусочок пласти лина и раскатывается маленький шарик.

Воспитатель:

Обратите внимание. Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, лапки, к голове – ушки, потом хвост. Кардую деталь нужно плотно примазывать при соединении.

(Примечание. Прием изображения исходных форм (головы, туловища, ног) показывать не следует, так как эти способы должны быть усвоены раньше).

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, наш гость пришел к нам один. Давайте слепим ему друзей, чтобы ему не было одиноко.

Дети усаживаются на свои места за столами.

Воспитатель:

- Зайчик будет наблюдать а вами. Примемся за дело. Возьмите стеку, отломите кусочек пластилина с помощью стеки. С какой части тела нужно начать?

Дети:

С туловища. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).

Воспитатель:

Теперь продолжим. Какую часть будете лепить?

Дети:

Голову. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).

Воспитатель:

Вы наверно немного подустали. Встаньте возле своих стульчиков и выполняйте движения и слова за мной.

Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть,
Вот так, вот так,
Надо лапоньки согреть.

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.

Воспитатель:

Продолжим. Какую часть будете лепить сейчас?

Дети:

Лапки и ножки . (Дети лепят ).

Воспитатель:

За какую часть приметесь теперь?

Дети:

Ушки. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).

Воспитатель:

Молодцы, у всех получается. И что осталось слепить?

Дети:

Хвост. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).

Воспитатель берет мягкую игрушку:

Нашему гостю очень понравились друзья, которых вы слепили. Молодцы! А теперь расставьте зайчиков на подставки.

Дети ставят свои работы на подставку для дмонстрации, дежурные убирают рабочие места.


Статьи по теме: