Занятие для 2 лет. Коррекционно-развивающие занятия на развитие: внимания, памяти, мышления

В 2 года ваш малыш – это уже личность! Со своим характером, с привычками и предпочтениями. Что должен уметь малыш в соответствии со своим возрастом? Как оценить развитие ребенка в 2 года?

Физиологическое развитие в 2 года

Не правда ли, ребенок заметно подрос за прошедший год? Но что с его весом? Почему ребенок так медленно набирает его? Да потому что малыш больше не лежит на месте, он активен, энергия тратится в невероятных масштабах, где же тут поправишься?

Таблица развития роста и веса ребенка в 2 года выглядит примерно так:

Мария, мама детей-погодок, 3 и 2 лет: «Дети даже одного пола развиваются по-разному. Мой старший сынок в 2 года весил, как младший в годик! Сейчас их вес почти одинаков. Но отклонений в развитии нет, и это радует. А вес – так, по-моему, лучше недобор, чем перебор».

Что должен уметь ребенок в 2 года

Чтобы правильно оценить, соответствует ли возрасту развитие малыша, важно знать, что должен уметь ребенок в 2 года.

Физическая активность

Физическое развитие ребенка в 2 года пополнилось новыми серьезными навыками. Ребенок не только отлично ходит, но и научился бегать, прыгать. Многие детки осваивают ходьбу задом наперед, учатся ходить на цыпочках, вприсядку. Малыш танцует, играет в мяч, катается на трехколесном велосипеде – чего только не умеет двухлетний непоседа! Как развивать двигательную активность ребенка в 2 года? Достаточно обычного гимнастического комплекса, а отдавать его в спортивную секцию рановато, если, конечно, вы не мечтаете вырастить олимпийского чемпиона.

Развитие речи в 2 года

Лексикон малыша в среднем насчитывает около сотни слов, правда, некоторые детки уже оперируют предложениями, а некоторые половину слов заменяют упрощениями: «ко-ко» вместо «курочки», «гав-гав» вместо «собаки».

Для развития речи важны совместное чтение и заучивание простых стихов.

Артикуляция звуков у малыша еще несовершенна, но пока рано бить тревогу, если ребенок не произносит «р» или заменяет шипящие свистящими.

Эмоционально-социальное развитие

Ребенок уже неплохо проявляет себя в общении со сверстниками. Многие детки запросто знакомятся первыми: берут другого ребенка за руку или вовлекают в игру.

Большинство малышей уже освоили правила поведения при посторонних: проявляют застенчивость, стараются не шуметь в людных местах, не вырывать своей руки из руки взрослого.

Рассказывает Оксана: «У сына появился первый друг когда ему было 2 года и 3 месяца. Это было летом и сынок постоянно рвался на улицу, покататься на машинках-каталках с новым другом Сережей (как он его называл «Узё»).

Психологические изменения

Интеллект ребенка развивается «семимильными шагами». Малыш способен выявлять причинно-следственные связи: наступил в лужу – промокли ноги.

Малыши в 2 года в состоянии элементарно обслуживать себя сами, например кушать, ходить на горшок, умываться.

Дети сейчас чрезвычайно восприимчивы к обучению, поэтому учить цифры и буквы будет довольно легко. У них необычайно бурно развивается воображение, и этим нужно воспользоваться: так проявятся и творческие способности.

Будьте готовы к волне капризов и истерик: так ребенок выплескивает свои эмоции. В норме это может длиться до 4-5 лет.

Что умеет ребенок в 2 года? Вот краткая таблица навыков:

Физическое
развитие

  • Ребенок ходит, бегает, прыгает.
  • Перешагивает через несколько препятствий, например, ступенек чередующимся шагом.
  • Удерживает равновесие при ходьбе по прямой линии.
Познавательное развитие
ребенка в 2 года
  • Различает предметы по форме, величине, цвету.
  • Удерживает в руках карандаш и может оставлять им линии на листе.
  • Играет в несложный конструктор, умеет собирать крупные пазлы.
  • Проявляет сообразительность (вылавливает сачком из воды игрушку).
  • Выполняет несколько сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину).
Развитие речи
  • Складывает фразы из 2-4 слов.
  • Умеет договаривать четверостишия в знакомых стихах, подпевать.
  • Называет и показывает предметы на картинке.
  • Выполняет несколько поручений сразу (возьми, отнеси, положи).
  • Помнит события прошедшего дня, отвечает на вопросы о них.
Социально-эмоциональное развитие
  • Пытается привлечь внимание взрослых мимикой, жестами, речью.
  • Положительно реагирует на музыку, песенки, стишки, потешки.
  • Восторженно интересуется новыми играми и игрушками.
  • Боится незнакомых взрослых.
  • Требует своего, часто недозволенного. Обижается, капризничает в случае отказа.
  • Сильно эмоционально связан с мамой, подолгу плачет при ее уходе.
Навыки самообслуживания
  • Самостоятельно ест и пьет.
  • Просится на горшок и использует его по назначению.
  • Умеет частично одеваться и обуваться.
  • Сам моет руки, умывается.

Как развивать ребенка в 2 года

Важный совет: сейчас, скорее всего, не так заметна разница между теми детками, с которыми занимаются, а которым почти не уделяют внимания. Но пройдет несколько месяцев – и разница станет очевидна! Развивайте малыша, занимайтесь с ним! Но следуйте важному правилу:

«Обучение ребенка, - говорит Сесиль Лупан, автор популярной методики раннего развития, – это игра, которую, однако, стоит завершать раньше, чем ребенок устанет».

Так как развивать ребенка в 2 года?

Физические упражнения и занятия

Занятия, направленные на физическое развитие ребенка, лучше проводить, когда малыш не голоден и не хочет спать. Успешность занятий зависит от вовлеченности малыша в процесс: если ему интересно, то заниматься будет легко.

Вправо-влево

Знать где лево, а где право – очень важно. Отрабатывать эти навыки можно во время зарядки. Дайте в правую ручку ребенка платочек, а в левую – флажок. Приговаривайте:

Вправо шажочек – туда, где платочек.
Влево шажок – туда, где флажок.

«Прыг-скок»

Оттачивать точность прыжков и укреплять икроножные мышцы поможет это упражнение: положите на пол деревянный брусок (высотой не более 15 см и шириной – около 20-20 см), попросите ребенка запрыгивать на него и спрыгивать (как передом, так и назад, спиной). Хорошо выполнять упражнение под счет.

Упражнения на развитие ритмики и координации движений (физкультминутки)

Их можно включать, когда малыш устал от однообразных занятий, либо, напротив, чтобы «размять» его перед ними. Например:

Ваня шел, шел, шел (ребенок шагает на месте),
И грибочек нашел (приседает и встает).
Раз грибок (наклон), и два грибок (наклон),
Положил их в кузовок (приседание).

Развивающие игры с ребенком в 2 года

Неважно, мальчик у вас или девочка: в игры с ребенком в 2 года можно играть так, что они будут интересны всем деткам.

Веселая математика

Обучаться счету можно уже сейчас! Методик существует очень много, вы и сами можете разработать собственную, наиболее удобную для вас и ребенка. Полезно для этого повесить на стену «говорящий» плакат, такие же плакаты есть и с азбукой.

Мозаика, конструктор, пазлы

Эти занятия развивают усидчивость и мелкую моторику. Поиграйте с ребенком вместе!

Кто как ходит (говорит?)

В 2 года малышу должно быть знакомо немало «братьев наших меньших» - поиграйте, спрашивая: «Как ходит кошка? А как говорит? А как умывается?» То же самое можно «выведать» о собачке и медведе, петушке и корове.

Лепка

Пластилин, глина, соленое тесто, кинетический песок – материалов для лепки очень много, выбирайте на вкус! В 2 года малыш вряд ли сможет что-то слепить сам, но сам процесс разминания пластилина полезен для маленьких пальчиков.

Рисование

Рисовать любят все дети, причем разных возрастов. С двухлетним малышом можно рисовать пальчиками или ладошками – это весело и развивает мелкую моторику. Для разнообразия можно использовать губки, ёршики и другие впитывающие краску предметы, оставляющие необычные следы на бумаге.

Чем занять ребенка в 2 года

Помимо обучающих в жизни ребенка должны быть просто интересные игры. Именно в процессе игры развивается воображение и малыш готовится к взрослой жизни.

Игры с транспортными игрушками

Транспортные игрушки могут заинтересовать ребенка не только внешним видом, сколько своими динамическими свойствами. Катать машинку, перевозить в ней «груз», пускать с горки – игр можно придумать немало!

Игры с куклами

Девочки не случайно так сильно любят кукол: это подсознательный рефлекс, материнский инстинкт. Не гасите его, взращивайте с детства! Тем более что игры с куклами могут быть такими интересными!

Ролевые игры

Играть в магазин, больницу, повара – не только занимательно, но и «развивательно». Приобщайте к играм «профессиональную атрибутику» - посуду, аптечку, игрушечные деньги – это оттачивает навыки, необходимые ребенку в дальнейшем.

Показ мод

Выделите малышу в игрушки ненужную одежду. Ребенку понравится одеваться в то, во что захочет. Заодно и руку, что говорится, набьет.

Мультфильмы

Можно ли смотреть телевизор двухлетнему ребенку? Чем позже он начнет это делать, тем лучше, но в 2 года сложно изолировать малыша от телевизора. Особого вреда не будет, если пару раз в неделю вы позволите посмотреть познавательный и добрый мультфильм, но не более чем 15 минут просмотра!

Кристина, мама Ангелины, 2,5 года.: «Когда Геля болела, мы не выходили на прогулки, не смотрели мультики, чтобы не напрягать зрение в период повышенной температуры, поэтому развлекались как могли. Очень нравилось играть в парикмахерскую, в поваров: Геля, кстати, сама лепила вареники! А еще мы пускали дома мыльные пузыри, играли в футбол с воздушными шариками, и, конечно, много читали».

Игрушки для детей в 2 года

Чтобы малышу были интересны игры и игрушки - они должны вызывать интерес. Какие игрушки нужны двухлетке?

Мяч

Эта игрушка для детей любых возрастов, ведь с мячом можно не только развлекаться, но и заниматься спортом.

Конструкторы и кубики

Без стройматериала не построить ни башен, ни домов! Конструкторы Lego Duplo для малышей - это идеальный строительный материал для непослушных пальчиков. Они достаточно крупные, чтобы 2-летний ребенок смог соединить несколько деталей в импровизированный домик.

Куклы и плюшевые игрушки

Как же без них? Кого кормить и лечить, укладывать спать и выводить на прогулку? И кого же обнять ночью, когда мама гасит свет?

Наборы формочек, ведерки и совки для песочницы

Выбирайте крупные формочки, без мелких деталей. Слишком тонкие или маленькие части будут отваливаться, когда малыш попытается снять формочку с фигурки.

Музыкальные инструменты



Видео по теме

Цели:

Учить детей четко понимать и различать понятия «высокий», «низкий».
Закрепить умение считать до двух, сравнивать совокупности «один-много».
Формировать пространственное образное мышление.
Познакомить с геометрической фигурой «квадрат».
Упражнять в звукоподражании.
Развивать у детей понимание и использования в речи предлогов на, под.
Продолжать учить рисовать пальчиками, оставляя отпечаток в нежном месте; лепить из пластилина приемом «прямое раскатывание»; наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать речевое внимание, тонкие движения мелкой моторики.

Оборудование:

Картинка-фон «небо и земля», фигурки солнца, облаков, домиков, цветов.
Картинка-фон с изображением домиков, бумажные окна-квадраты, клеящие карандаши.
Игрушечные молоточки.
Построенные из конструктора одно-, и двухэтажный домики. Платочки.
Деревянные шпатели. Разноцветные прищепки.
Крупный строительный материал, различные атрибуты для полосы препятствий.
Картинка-схема домика, детали этих домиков из цветного картона.
Рисунок домика с пустыми окнами, желтая пальчиковая краска, желтый пластилин.
Развивающая игра «Подбери ключ к замку».
Аудиозаписи: «Есть в лесу из бревен дом», «Я хочу построить дом».

Ход занятия:

Приветствие

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем.
Раз-два, раз-два.
Заниматься нам пора!

Пальчиковая игра «Строим дом»

Целый день - тук да тук,
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат.
Строим дом для бельчат.
Этот дом для белочек.
Этот дом для зайчиков.
Этот дом для девочек.
Этот дом для мальчиков.
Вот какой хороший дом.
В нем мы славно заживем.
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.

Дети стучат игрушечными молоточками по полу.

Дидактическая игра «Домик на горе»

На картинке нарисовано небо и земля. Покажите небо. Покажите землю. Возьмите в руки домик и приложите его к картинке. В какую част картинки вы приложили домик, к небу или к земле? Почему?
А теперь выложите на картинку солнышко и облака. Куда вы выложите солнышко и облака? На небо.
А вокруг дома выросли цветы. Где вы разложите цветы? На земле вокруг дома.
Сколько у вас домов? Один дом. Сколько цветов? Много цветов. Сколько солнышек? Одно солнышко. Сколько облаков? Два облака.

Аппликация «Окна»

Вот новые красивые дома. Но как в них заселять жильцов? Окон то нет! Давайте сделаем окна для этих домиков. Вот окна - квадраты. Приклейте их в нужном месте.

Дидактическое упражнение «Высокий-низкий домик»

Перед вами домики. Давайте их сосчитаем. Один, два, три. Сколько домиков? Три домика. Какой из домиков самый высокий? Какой самый низкий? Сосчитайте, сколько этажей в самом высоком домике? Сколько этажей в самом низком домике?

Сейчас я накрою платочками домики, а вы отгадаете, где какой домик спрятан. Под каким платочком спрятан самый низкий домик? Самый высокий?

Игра с прищепками «Красивый забор»

Вот дощечки, а вот тут приготовлены наши прищепки. Сейчас мы в вами сделаем из них красивый забор для наших домов.

Динамическая пауза «На стройке»

Нам нужно перенести на стройку строительный материал. Поможете? (Дети переносят крупный строительный материал из одного места в другое, преодолевая препятствия. В качестве препятствий используются пеньки, «лужи» и т. п.).

Конструирование «Выложи домик»

На картинках нарисована схема домика, который вы сами выложите-построите. Берите детали и выкладывайте их в нужном месте на схеме. Где нарисована треугольная крыша - туда приложите цветной треугольник, где квадратное окно - приложите квадрат.

Упражнение «Какие звуки вы слышите дома?»

Как свистит чайник? С-с-с.
Как капает вода из крана? Кап-кап-кап.
Как папа работает дрелью? Ж-ж-ж.
Как гудит пылесос? У-у-у.
Как гости стучат в дверь? Тук-тук-тук.

Рисование пальчиками «Зажги огни в окнах домов»

Вот и наступил вечер, стало темно. Давайте включим свет, пусть загорятся ярким светом окна в домах. Окунайте пальчик в желтую краску и закрашивайте окошки на доме.

Лепка «Взошла луна»

А вот и луна взошла на небе. (На том же листе, где рисовали огоньки в окнах домов). Давайте слепим ее из желтого пластилина. Сначала раскатаем тонкую колбаску. Затем загнем ее и приложим к ночному небу. Придавите пластилин. Луна готова!

Динамическая пауза «У медведя дом большой»

У медведя дом большой,
(Руки поднять вверх, встать на носки)

А у зайца - маленький.
(Присесть на корточки, руки опустить вниз)

Наш медведь пошел домой,
(Переступание с ноги на ногу)

А за ним и заинька.
(Прыжки)

Мы зверяток провожаем
(Прощальные махи рукой)

Заниматься продолжаем.

Дидактическая игра «Подбери ключик к замочку»

Дети подбирают ключики к замкам одинакового цвета и открывают их.

Домик на лужочке,
Все двери на замочке.
Ключики все подберем
И избушку отопрем.

Двухлетний ребенок со многими заданиями уже умеет справляться самостоятельно. Он живо интересуется игрушками, легко вовлекается в развивающие игры и быстро впитывает информацию. Как можно развивать ребенка этого возраста и какие занятия для этого использовать?


С ребенком в 2 года можно поиграть во множество игр!

Особенности возраста

  • У ребенка заметно улучшается координация движений, поэтому малыш становится способен играть с конструктором, сортером, мозаикой, пазлами и подобными игрушками.
  • Логическое мышление крохи развивается очень быстро. Ребенок способен находить решение разнообразных задач, выяснять, как работает предмет или как он устроен.
  • Одновременно развивается и чувство пространства. Ребенок пробует направлять мяч ударом ноги, забрасывать его в кольцо. Общая координация во время передвижения становится лучше – у ребенка получается контролировать направление, в котором он двигается, остановки, а также скорость движения.
  • Независимость и самостоятельность ребенка 2 лет также увеличивается. Теперь малыш будет пробовать изучать новое без вашей помощи.


Большинство детей в 2 года проходят через кризис "нет"

Что должен уметь ребенок?

Большинство деток в возрасте двух лет уже умеют:

  • Бегать и подниматься по лестнице.
  • Закрывать и открывать дверь.
  • Перешагивать через препятствия.
  • Строить башни и домики из кубиков и конструктора.
  • Собирать пирамидку из колечек разной величины.
  • Ловить мячик обеими руками.
  • Воспроизводить несколько действий в сюжетной игре.
  • Есть ложкой, а также пить из чашки.
  • Помогать маме по дому.
  • Понимать короткие рассказы о знакомых событиях.
  • Отвечать на простые вопросы.
  • Показывать части тела и лица.
  • Произносить около 100-300 слов.
  • Связывать 3-4 слова в предложение.
  • Называть предметы на картинке.
  • Прощаться и здороваться.
  • Договаривать слова в знакомых стишках и песнях.
  • Имитировать звуки животных.
  • Рисовать каракули на бумаге.
  • Различать 3-4 цвета.


Усердно позанимайтесь с ребенком на "слабые" области

Рост и вес

По сравнению с показателями в 1,5 года к двухлетию детки набирают около 1300 грамм и вырастают примерно на 5-6 см. Для девочек все показатели обычно будут немного меньше, чем для мальчиков. Чтобы ориентироваться, нормально ли физически развивается малыш, предлагаем вам таблицу со средними значениями основных показателей, а также границами нормы для деток разного пола:

Стоит ли переживать по поводу отклонений от приведенных физических норм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

К двухлетию у многих деток завершается прорезывание зубов. В среднем малыши этого возраста имеют 16-20 молочных зубов.


Виды развития ребенка

Физическое

Этот вид развития помогает ребенку становиться более выносливым и ловким. Двухлетний малыш нуждается в ежедневной физической активности.

Занятия для физического развития 2-летних детей бывают такими:

  • Чередуем быстрый бег с медленным.
  • Бегаем на носочках.
  • Учим ребенка прыгать на двух ногах на месте.
  • Игры с мячом – бросаем об стену, ловим, бросаем маме.
  • Для удержания равновесия ходим по скамейке, доске на полу.
  • Копируем движения животных после показа мамой - прыгаем, как заяц, ходим, как медведь, ползаем, как гусеница, громко топаем, как слон, машем руками, как птица.
  • Перекатываемся по полу.
  • Прыгаем, как лягушка, из полуприсевшего положения.
  • Тянемся вверх к подвешенным предметам.
  • Бегаем по комнате, огибая препятствия (к примеру, разложенные на полу подушки).
  • Переносим нетяжелые вещи большого размера.
  • Ходим по неровной поверхности.
  • Ходьба по нарисованной линии – прямой и извилистой.
  • Подлезаем под натянутую веревку.
  • Вместе с другими детками бегаем паровозиком, играем в догонялки, устраиваем хоровод.
  • Висим на кольцах или турнике.
  • Осваиваем лазание по спортивной стенке.
  • Прыгаем по «кочкам» - разложенным на полу подушкам.
  • Пролезаем сквозь туннель.
  • Прыгаем на фитболе.
  • Играем в улитку – ползаем с подушкой на спине.
  • Ходим на руках.


Дети двух лет очень любят играть в активные игры

Познавательное

Этот вид развития малыша включает изучение окружающего мира, свойств предметов, развитие логического мышления, внимания, памяти, изучение элементов математики. Занятия для познавательного развития двухлетнего ребенка могут быть такими:

  • Изучение геометрических фигур.
  • Изучение цветов предметов.
  • Отыскать названный объект в помещении, на улице или на картинке.
  • Найти пару, выбирая из похожих предметов.
  • Найти одинаковые узоры на шапках, варежках, блюдцах и тому подобных изображениях.
  • Изучение понятий «мало» и «много».
  • Определение различия числа предметов – ребенок учится различать 1 и 2.
  • Сортировка предметов по цвету и величине.
  • Ориентация в пространстве с изучением понятия «справа», «внизу», «слева», «вверху».
  • Складывание пазлов и разрезных картинок, в которых есть 2-4 детали.
  • Сопоставление картинок, а также предметов в играх «где чья мама», «где чей дом», «кто что ест» и подобных.
  • Отгадывание простых загадок – кто ест травку и говорит «му», кто белый и любит морковку.
  • Складывание матрешек и стаканов друг в друга.
  • Строить башню из разноразмерных стаканов или кубиков (сортировка по величине).
  • Сопоставление геометрических фигурок с проекциями на рисунке.
  • Классификация карточек с предметами по общему признаку, например, продуктов, животных, игрушек.
  • Отыскать целое по части, например, подобрать дому крышу или хвост животному.
  • Найти фигуру, учитывая 2 признака – среди всех кругов найти маленький красный, среди всех квадратов отыскать большой зеленый.
  • Изучение понятий «низкий» и «высокий», «узкий» и «широкий», «короткий» и «длинный».
  • Подобрать предмету тень.
  • Найти недостающую часть картинки.
  • Игра «что пропало» (спрятать одну из игрушек или картинок) или «что появилось» (добавить картинку или игрушку).
  • Игры в прятки.
  • Вспоминаем вместе, что делали утром, вчера, на прогулке.
  • Запоминать сюжет картинки.
  • Игра в «наперсток» с маленькими игрушками.
  • Изучаем диких, а также домашних животных. Показываем ребенку их детенышей, рассказываем простые факты об их жизни, называем части тела (копыта, рога, хобот).
  • Изучаем птиц, а также насекомых.
  • Знакомство с понятием дня и ночи, а также разделение дня на утро, обед и вечер.
  • Изучение явлений природы, например, смотрим на радугу, снег или дождь.
  • Знакомство с 3-4 цветками, которые растут в вашей местности.
  • Изучение часто встречающихся овощей и ягод, а также фруктов и грибов.
  • Знакомство со временами года.
  • Разговоры на тему транспорта, профессий, поликлиники, частей тела человека, магазина, семьи, аквариума, моря, поездов, материалов, города, электроприборов и другие.
  • Если ребенку вскоре предстоит начать ходить в детский сад, важно уделить внимание обсуждению темы садика.
  • На прогулке можно изучать правила дорожного движения, растительность, транспорт, небо и солнце, природные материалы (камни, листья, ветки), дома.
  • Также во время прогулок можно играть со снегом, с лужами, с солнечными зайчиками, с тенями и с песком.


В первую очередь, игры должны доставлять удовольствие и малышу, и родителям

Сенсорное

Этот вид развития ребенка направлен на его органы чувств. Во время таких занятий воздействуют на тактильную чувствительность малыша, его слух, зрение, обоняние, а также вкус.

Занятия для сенсорного развития 2-летнего карапуза бывают такими:

  • Ощупываем предметы с разной фактурой.
  • Изучение понятий «холодный» и «теплый».
  • Изучение вкусов и запахов. Находим такой же запах или вкус.
  • Ощупывание предметов, чтобы определить твердость или мягкость, гладкость или шершавость.
  • Подыскиваем пару кусочку определенного материала (вате, ткани, картону, бумаге).

Музыкальное

Такой вид развития направлен на слух ребенка, музыкальное восприятие, узнавание музыкальных инструментов. Также к нему относят танцы и пение.

Чтобы музыкально развивать ребенка, подойдут такие игры и занятия:

  • Прослушивание детских песен.
  • Прослушивание классической музыки.
  • Отличаем разную музыку - медленную от быстрой, грустную от веселой, тихую от громкой.
  • Прислушиваемся к разнообразным звукам на прогулке – шуму автомобилей, пению птиц, шуршанию листвы и другим.
  • Определяем источник звуков, например, отыскиваем на дереве птицу.
  • Играем на разных детских музыкальных инструментах.
  • Слушаем звуки разных инструментов.
  • Слушаем пение мамы.
  • Танцуем с мамой медленно и быстро, прихлопываем и притопываем, делаем «фонарики» ручками, ставим ножку на пятку, а потом на носок, водим хоровод.

Проведите занятие, показанное М. Л. Лазаревым (экспертом по музыкальному развитию) с ребенком 2 лет.

Речевое

Развитие речи ребенка нацелено на увеличение словарного запаса малыша и стимуляцию повторения слов за взрослым. Немаловажно также выполнять упражнения для артикуляции.

Занятия для речевого развития с малышом 2 лет могут быть такими:

  • Пополнение пассивного словарного запаса крохи, постоянно общаясь с малышом и рассказывая обо всем, что происходит в его жизни.
  • Чтение книг (сказок, стихов), а также обсуждение прочитанного.
  • Задавать малышу вопросы об изображении на картинке или происходящем вокруг ребенка.
  • Разыгрывать с крохой простые сказки.
  • Слушать и петь песни.
  • Описывать предметы, которые видит малыш, используя прилагательные.
  • Использование в речи предлогов (за, перед, около, в), местоимений (тут, там), наречий (близко, низко, далеко, справа, высоко, слева и других).
  • Учимся дуть на свечу, листья, вату, а также играем с мыльными пузырями. Дуть можно как плавно, так и резко.
  • Строим рожи зеркалу, показывая язык, стуча зубами, открывая широко рот.
  • Учимся говорить шепотом и громко.


Задувание свечей, выдувание мыльных пузырей является веселым упражнением для речевого развития крохи

Проводите с крохой занятия на артикулляцию, которые помогут крохе говорить звуки более чисто. Один из примеров - упражнение "Чашка и блюдце", которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Мелкая моторика

Ее развитие важно для развития речи, поскольку в мозгу человека зона, отвечающая за движение рук, находится в непосредственной близости к речевой зоне. Благодаря такому близкому расположению занятия, во время которых задействованы пальчики ребенка, положительно сказываются на речевом развитии крохи. Вот подходящие для двухлетнего ребенка занятия для мелкой моторики:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Занимаемся рисованием, созданием аппликаций и лепкой.
  • Игры с рамками-вкладышами, конструкторами, мозаикой, шнуровками, сортерами, пирамидками.
  • Пересыпаем крупу из одной емкости в другую, используя ложку, воронку, руки, детскую посудку.
  • Переливаем воду из одной емкости в другую, используя детскую посуду, лейку, кувшин, воронку.
  • Игры с наклейками.
  • Застегивание и расстегивание липучек на игрушках, одежде и обуви.
  • Расстегивание молнии, кнопок, пуговиц.
  • Вылавливаем в воде (в тазике, миске, стакане) маленькие плавающие предметы ситом или ложкой.
  • Набираем воду пипеткой либо клизмой, переливаем в другую емкость.
  • Собираем воду с помощью губки.
  • Комкаем и рвем бумагу.
  • Создаем узоры, используя небольшие камешки, крупную фасоль, макароны, палочки.
  • Игры с прищепками.
  • Подбираем крышку к банкам и бутылочкам. Закручиваем и откручиваем их.


Из подручных средств можно придумать множество занятий для развития крохи

Развитию моторики способствуют игры с крупой. Обязательно организуйте такие занятия. Мусор после игр легко убрать пылесосом.

Творческое

Этот вид развития стимулирует творчество малыша и может включать рисование, конструирование, лепку, создание аппликаций и подобные действия.

Творческие занятия с карапузом 2-летнего возраста могут быть такими:

  • Рисуем круги, линии (они могут быть длинными, короткими, горизонтальными, вертикальными), дорожки.
  • Дорисовываем ниточки к шарикам, стебли цветам, иголки ежику, траву, дождь и другие простые элементы.
  • Рисуем узоры на полотенце либо коврике.
  • Выбираем цвет для рисунка.
  • Рисуем палочкой по снегу, манной крупе или песку.
  • Оставляем на бумаге отпечатки краски, используя губку и штампы.
  • Учимся рисованию красками, используя кисточку.
  • Рисуем пальчиками.
  • Пробуем раскатывать пластилин или тесто, делая колбаски и шарики.
  • Отламываем часть пластилина или теста, чтобы сплющить эти комочки в пальцах или ладонями.
  • Раскатанную колбаску соединяем концами.
  • Лепим комочки пластилина на картон, например, чтобы получились украшения на елке, зернышки для курочки.
  • Учимся размазывать пластилин по бумаге.
  • Оставляем отпечатки на пластилине или тесте, используя разные предметы.
  • Режем тесто ножиком из пластмассы и вырезаем формочками для печенья.
  • Делаем аппликации из рваной или скомканной бумаги, а также из ваты.
  • Выполняем аппликацию объекта, состоящего из двух или трех частей, например, гриба, дома.
  • Делаем сюжетные аппликации из двух или трех объектов, например, дом, туча и солнце.
  • Используем в играх блоки Дьенеша, конструктор лего, а также палочки Кюизенера. Строим из них дом, мост, забор, гору.


Творческое развитие крохи - это весело!

Разнообразьте день занятием по методике "Маленький Леонардо", которое показано в видео с О.Н. Тепляковой - экспертом по интеллектуальному развитию.

Социальное

Двухлетнему малышу важно общение со сверстниками. Кроха тянется к другим детям и копирует их действия. В социальном развитии малыша также большое значение уделяют приобретению бытовых навыков. Занятия для социального развития 2-летнего ребенка будут такими:

  • Обращаем внимание карапуза на других деток, стараясь пробудить к ним симпатию.
  • Знакомство с другими детьми во время прогулок, предложение поиграть вместе. Так как в данном возрасте детки не умеют еще взаимодействовать в игре, очень важно участие в совместной игре взрослого. Особенно важно учить кроху играть с другими малышами, если вскоре ребенок начнет посещать детский сад.
  • Учим ребенка меняться игрушками.
  • Объясняем, когда нужно жалеть других людей, например, если мальчик упал.
  • Обучаем ребенка мыть руки с использованием мыла, полотенца.
  • Убираем вместе с малышом со стола после еды.
  • Собираем разлитую жидкость губкой.
  • Учим кроху самостоятельно снять одежду, а также надеть ее.
  • Поливаем с ребенком цветы.
  • Вместе убираем игрушки, складывая их на место.


Учите ребенка делиться игрушками, сочувствовать детям

В возрасте двух лет частой проблемой является нежелание ребенка делиться игрушками. Как понять кроху и что делать в этом случае, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Если вы видите агрессию ребенка по отношению к другим детям, посмотрите видео мамы Лары (Ларисы Свиридовой), где она доступно рассказывает о том, как следует действовать в этом случае.

У многих родителей возникает волнение по поводу того, что у ребенка часто забирают игрушки, а он их не отстаивает. Стоит ли волноваться по этому поводу, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

С другой стороны, есть дети, которые ни в коем случае не хотят делиться своими игрушками. В следующем видео Ларисы Свиридовой вы увидете, как правильно поговорить с ребенком и научить его делиться.

Крайне актуальная тема для многих семей - истерика ребенка при неполучении желаемого. Как вести в этой ситуации родителям, смотрите во фрагменте передачи Комаровского.

Примерная программа упражнений на неделю

Составление недельного плана развивающих занятий для крохи помогает решить сразу несколько задач:

  1. Не перегружать ребенка занятиями в целом.
  2. Не повторять одинаковые занятия.
  3. Не упустить какой-либо вид развития.
  4. Не переживать, что ребенок мало развивается и вы что-то упускаете.

Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Бег с препятствиями

Ходьба по нарисованной волнистой линии

Занятие с фитболом

Прыжки по «кочкам»

Игра в «улитку»

Ходьба на руках

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Подбираем предмету тень

Изучаем домашних животных

Сортируем предметы по цвету

Изучаем времена года

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное развитие

Щупаем холодные и теплые предметы

Изучаем материалы на ощупь

Изучаем вкус

Трогаем гладкие и шершавые предметы

Мелкая моторика

Играем с крупой

Пальчиковая гимнастика

Игра со шнуровкой

На прогулке создаем узоры из маленьких камешков

Игра с прищепками

Игры с песком

Игра с наклейками

Музыкальное развитие

Поем с мамой

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Слушаем классическую музыку

Слушаем детские песенки

Речевое развитие

Читаем сказку

Читаем стихи

Кривляемся перед зеркалом

Обсуждаем картинки в книге

Разыгрываем сказку

Задуваем свечи

Совместное чтение с обсуждением прочитанного

Творческое развитие

Рисование красками

Лепка с соленым тестом

Аппликация из рваной бумаги

Социальное развитие

Общение с другими детками

Идем в гости

Прогулка в песочнице

Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет. Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели.

В плане следует отметить обязательные занятия, например, визит к массажисту, посещение кружков, плавание в бассейне. Определите самые важные сферы развития вашего ребенка и запланируйте занятия по ним 5-7 раз в неделю. Обязательно оставьте в плане место для импровизации или самостоятельных игр малыша. Через 1-2 недели вы сможете проанализировать выполнение плана, после чего некоторые занятия убрать или заменить.


Во время проведения занятий вы можете заметить агрессию ребенка. Часто она проявляется и в случаях, когда родители отказываются выполнять пожелания ребенка. Как себя вести в том случае, если при этом ребенок еще и кусается? Об этом смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

  • Нельзя заставлять ребенка заниматься, если он против игры. Ваша настойчивость может усугубить ситуацию и вызвать резкое неприятие развивающих игр.
  • Помните, что концентрация ребенка на игре в 2-летнем возрасте длится лишь несколько минут, поэтому занятие не должно быть длительным.
  • Обязательно похвалите ребенка, если у него что-то получилось. Это будет стимулом для дальнейших успехов крохи.
  • Нельзя ругать ребенка, если он отказывается заниматься, а также в случаях, когда что-то не получилось.
  • Постарайтесь сделать развивающие игры интересными для малютки. Они должны приносить малышу радость, а не вызывать скуку.

Давайте ребенку возможность выполнять задание самостоятельно, даже если это будет очень долго. Кроха не сможет ничему научиться, пока вы будете более активны в игре, чем сам ребенок.


Получайте удовольствие от игр с малышом

Уход и режим

Для развития ребенка двухлетнего возраста немалое значение имеет здоровье крохи, которое поддерживается правильным режимом дня и уходом:

  1. Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно отдыха. Малыши этого возраста спят около 12-13 часов в сутки. У двухлеток есть один дневной сон, который длится 2-2,5 часа.
  2. Утро крохи должно начинаться с умывания и чистки зубов, а также причесывания. Также важно приучить малыша к гигиене, напоминая, что после прогулки и перед едой обязательно следует вымыть руки.
  3. После дневного сна часто проводят процедуры для закаливания, например, обтирание либо обливание ног.
  4. Многие дети к 2-летию уже освоили горшок и используют его по назначению. Чтобы попроситься на горшочек, ребенок произносит слова или делает знак. Некоторые детки подходят к горшку и снимают штаны.
  5. Гулять с ребенком двух лет советуют ежедневно 1-2 раза, так как крохе очень нужен свежий воздух. Одевать малыша следует по погоде, чтобы не допустить перегрева, но и не позволить ребенку замерзнуть.

В 2-3 лет очень сложно занять малыша чем-то дома, тем более развивающими занятиями. Внимание у детей такого возраста рассеяно, они очень быстро отвлекаются и устают, поэтому основная задача родителей — заинтересовать и заинтриговать ребенка такими развивающими занятиями для детей 2-3 лет, чтобы ребенок не мог от них оторваться.

Такие детские занятия для развития мышления и внимания должны быть очень короткими, веселыми, насыщенными, они должны заканчиваться еще до того момента, когда Ваш ребенок начнет отвлекаться, обязательно должна присутствовать как бы недосказанность, которую можно возобновить в будущем. Вот увидите, как Ваш ребенок обрадуется, когда Вы предложите поиграть с ним в эту же игру на развитие внимания и мышления через какое-то время.

Развивающие детские занятия для 2-3 лет нужно разделить на несколько областей. Смотря, что Вы хотите развить у малыша. В 2-3 лет вполне можно уже в игровой форме знакомить ребенка с азбукой и первыми буквами, можно даже пробовать включать слова и слоги. Все зависит от той методики раннего развития мышления и внимания, по которой Вы предпочтете заниматься дома. Кроме того, можно знакомить малышей с азами математики, первыми цифрами, элементарным счетом.

Конечно же, необходимо развитие логики, внимания и мышления. Тренировать мелкую моторику рук, знакомить с окружающим миром, выполнять творческие развивающие занятия 2-3 лет, заниматься английским, читать много книг, а главное, развивать правильную речь и многое другое. Воспитатели детских садов могут создать на основе наших материалов целые конспекты уроков.

Азбука и чтение

  • — здесь мною подготовлена видео презентация с буквами и звуками русского алфавита, которые дополнят Ваши развивающие занятия,
  • — очень интересная игра для малышей, с помощью которой можно обучиться основным буквам русского алфавита. Игра выглядит в виде сундучков на крышке которых расположены буквы, а в самом сундучке сидит животное или предмет, чье наименование начинается с этой буквы русского алфавита,
  • — здесь мною собраны все самые известные видео азбуки, которые помогут Вашему ребенку выучить буквы русского алфавита
  • также Вы можете на моем блоге найти множество развивающих занятий для 2-3 лет по изучению отдельных букв русского алфавита.
  • кроме того, всем рекомендую дополнить развивающие занятия букварем Соболевой О.Б. Это уникальный букварь, который в простой и доступной форме в виде рассказа познакомит Вашего малыша с буквами и научит читать.

Купить его можно в Лабиринте — нажмите на картинку, чтобы прочитать аннотацию к нему

Математика и счет для малышей

Учить считать малышей Вы можете и раньше, чем 2 3 года, очень хорошая методика раннего развития по математике и счета была придумана Доманом. Он предлагал учить детей счету с 3 месяцев, используя карточки с точками. Подробнее об этом я уже писала в своей статье здесь — . Здесь же Вы можете бесплатно скачать карточки с точками для проведения развивающих занятий.

Для удобства проведения развивающих занятий 2 3 года по математике и счету здесь Вы можете почитать, скачать и посмотреть следующие полезные материалы:

    • мою видео презентацию от 0 до 30 — это небольшая видео презентация с необычными цифрами для детей. Все цифры подобраны таким образом, чтобы малыш не мог отвлечься и ему было интересно смотреть,
    • еще одна презентация — с наглядным показом количества предметов (разноцветные шарики),
    • здесь Вы можете скачать , которые помогут Вам и Вашему малышу изучить цифры от 1 до 15, также в этом же разделе представлены дополнительные материалы, по которым можно проверить насколько ребенок усвоил информацию,
    • здесь Вы можете скачать очень симпатичные карточки с животными африканских стан со счетом для детей —
    • карточки с точками и эквивалентные им цифры —
    • развивающее занятие для 2 3 года с божьими коровками может Вашим детям научиться считать в короткие сроки.
    • очень хорошая книжка по обучению счету есть у Соболевой, которая называется «Новая математика» чтобы прочитать аннотацию нажмите на картинку
      • и — здесь собрана подборка игр, карточек и развивающих занятий для 2 3 года на развитие памяти и внимательности,
      • — логические, игры на развитие памяти, внимания и многое другое посвященное космосу
      • — познакомят Вас с животными зоопарка и помогут Вашему ребенку развить логику, творческие способности, усидчивость, расширят кругозор.
      • на моем блоге Вы также найдете аналогичные тематические развивающие занятия 2 3 года на тему птиц, растений, животных, огромное количество карточек, плакатов и материалов, которые дополнят Ваши домашние развивающие занятия.


Итак, если подытожить, то основная цель Ваших развивающих занятий для 2 3 летних детей по математике должна быть направлена на знакомство с основными цифрами, счету, умением сосчитать количество предметов.

Развиваем память, внимание, логику, усидчивость у детей

В этом возрасте обязательно включите в Ваши развивающие занятия игры на развитие мелкой моторики пальцев рук — они значительно усилят процесс развития речи Вашего ребенка.

Примеры игр можно посмотреть здесь:

— игры с крупами,

артикуляционные игры — очень важное развивающее занятие, возможно, Ваш ребенок уже готов говорить, но его язык и губы недостаточно развиты, поэтому каждый день нужно проводить артикуляционную гимнастику в простой игровой форме для малышей.

Хорошие книги с артикуляционной гимнастикой, чтобы прочитать аннотацию нажмите на картинки ниже:

Вашему малышу исполнилось 2 года! Он подрос, и многое умеет делать сам. Более того, он уже говорит предложениями и даже имеет свое мнение по некоторым вопросам. Развитие малыша идет огромными темпами в эмоциональном и социальном отношении. Двухлетнему ребенку интересно узнавать окружающий мир. И каждое маленькое открытие ему приносит много радости.

Как организовать развивающие занятия с ребенком дома

В этом возрасте с ребенком можно заниматься для того, чтобы помогать ему развивать речь, воображение, увеличивать словарный запас и разрабатывать моторику. Занятия с ребенком лучше проводить регулярно в определенное время дня. У малыша во время проведения занятия должно быть хорошее настроение. А если , но тогда не стоит начинать обучающие уроки в этот день.


В 2 года ребенок еще не в состоянии долго концентрировать внимание. Поэтому родители должны учитывать этот момент планируя время проведения развивающих занятий. Основной задачей таких занятий является раскрытие личности маленького человечка и заложенных в него способностей. В двухлетнем возрасте важно развивать у ребенка мышление, внимание и память.

Как развивать речь у двухлетнего малыша

В этом возрасте малышу интересно слушать сказки и рассматривать картинки в книжках. Используя этот интерес, можно знакомить малыша с короткими народными сказками. Особенно в этом отношении полезны сказки с одними и теми же повторяющимися фразами и ситуациями. Например, «Колобок», «Репка» и другие. Через некоторое время ребенок сможет сам рассказывать отрывки из сказки, а затем и все произведение.

После 2 лет ребенок способен запоминать небольшие стихотворения. Начинать заучивать лучше четверостишия. Сначала несколько раз прочитайте или расскажите малышу стишок. Затем повторяйте этот стих, останавливаясь после первой строчки и поощряя ребенка продолжить его. Потом предлагайте ребенку продолжить концовку каждой строчки и так далее. Таким образом, ребенок постепенно выучить все стихотворение.

Для развития речи ребенка старайтесь помогать ему пополнять его словарный запас. Это можно делать, повторяя названия вещей и предметов. Также полезно разговаривать с ним и обсуждать разные ситуации во дворе, отношения между детьми и т.д. Иногда организовывайте в новые для них места. Эти поездки будут расширять детских кругозор и дарить новые впечатления.

Урок рисования

При помощи рисования прекрасно развивается мелкая моторика, восприятие формы и цвета. Начинать рисовать можно простым карандашом, ручкой, а впоследствии добавлять к арсеналу маленького художника цветные карандаши, мелки и краски.

Примеры занятий по рисованию для 2-х летних детей:

  • Предложите ребенку закрашивать нарисованные вами фигуры и формы. Например, можно нарисовать кошку с мышкой. И сказать: «Помоги мышке спрятаться от кошки!» Ребенок с удовольствием закрасить мышку.
  • Рисование линий. Детям интересно будет рисовать линии, если в разных краях листа бумаги нарисовать животных и их любимую еду. К примеру, нарисуйте мишку, козу, зайчика и мед, капусту, морковь. А затем попросить малыша изобразить дорожки, чтобы по ним звери дошли до своей еды.
  • Изображение точек. Предложите ребенку нарисовать дождик, зернышки для цыплят, песочек на пляже. Покажите малышу, как ставить точки, и как меняется рисунок точки от степени нажима на карандаш.
  • Рисование при помощи штампов. Покупные или самодельные штампы помогут ребенку рисовать целые истории в картинках.

Изучение цветов

Учить цвета для ребенка может стать увлекательной игрой. Покажите ребенку игрушку или вещь и несколько раз повторите, какого она цвет. Обучение цветам можно начать вместе с обучением словам, обозначающие предметы. В этом случае вместе с произнесением названия предмета, называйте также и его цвет. Например: «Видишь, какая белая кошечка!», «Давай сложим пирамидку. Бери красное колечко и одевай на желтое колечко» и так далее. На улице можно просить ребенка называть цвета стоящих машин. Старайтесь придумывать интересные игры для обучения детей названиям вещей, цветам и свойствам предметов.

Лепка из пластилина и теста

Задействование пальчиков ребенка при лепке из пластилина или теста помогает развивать мелкую моторику. А это провоцирует развитие его речевых и мыслительных способностей. Познакомьте ребенка с основными приемами при работе с пластилином. Дети любят творить, и обязательно с интересом будут лепить свои шедевры. Для ребенка 2-3 лет занятия лепкой проводят 1-2 раза в неделю по 5-10 минут. Приобретите для занятий по лепке дощечку для моделирования.

Как научить детей лепить из пластилина:

  • Сначала учите детей основным приемам лепки . К ним относятся скатывание из пластилина колбаски, шарика и цилиндра.
  • Затем помогите ребенку понять, как видоизменять простые формы в согласии с замыслом. Например, из шара можно сделать диск или капельку, из колбаски - кольцо, а из цилиндра - конус.
  • Покажите ребенку, что из простых форм можно создавать разные фигурки .

Музыка и развитие малыша

Двухлетние малыши с интересом слушают музыку. Знакомьте детей с вокальными и инструментальными произведениями. Слушая их, у детей возникают переживания и чувства. Отличный вариант - знакомить детей с песенками из детских мультфильмов. Обычно дети с удовольствием разучивают понравившуюся им песенку.

Фигуры и счет

После 2 лет ребенок легко может запомнить основные геометрические фигуры. Ему надо только немного помочь в этом. Показывайте малышу фигуру и говорите ее названия. Если при этом фигуры будут еще и разных цветов, то ребенок параллельно будет осваивать и названия цветовой гаммы.

Начните изучать геометрические фигуры с треугольника, круга и квадрата. Научившись различать их, ребенок может переходить к более сложным фигурам – овалу, ромбу, прямоугольнику.

Играя с ребенком, называйте количество игрушек и предметов. Это позволить ребенку постепенно учиться считать. Например, предложите ребенку посчитать свои пальчики. Вместе с ним, загибая их, посчитайте пальчики на обеих руках.

Игры на свежем воздухе (ВИДЕО «Развивающие занятия для детей 2-3 года. Идея №1»)

Подвижные игры – важная составляющая развития ребенка. Все дети любят играть на детской площадке. Им в радость побегать, попрыгать, покататься на качелях и съехать с горки. Полепить в песочнице куличики – любимое занятие многих двухлеток. Это прекрасное занятие для развития мелкой моторики ребенка. Игры с песком успокаивающе действуют на нервную систему малыша. Не запрещайте детям активничать на улице только из-за боязни, что они испачкают одежду. Лучше оденьте ему что-то попроще, потому что для него активные игры являются незаменимым фактором для гармоничного .

Выделите время для занятий со своими малышами. Вместе рисуйте, лепите из пластилина, пойте, танцуйте и играйте! Это не только будет развивать вашего малыша, но и доставит вам обоим много счастливых и радостных минут.

Статьи по теме: