Законы пенсионной реформы. Пенсионный возраст в россии

С целью повышения потребительских способностей граждан, вышедших на заслуженный отдых, правительство ежегодно индексирует пенсионные выплаты. Увеличение пенсии по старости планируется и в 2018 году.

Начиная с 2015 г. сумма пенсионных начислений складывается из двух частей, которые носят страховой и накопительный характер.

В соответствии с действующим Федеральным Законом «О страховых начислениях» под №400-ФЗ повышение пенсий по старости по государственному пенсионному обеспечению будет осуществляться по специальному графику в два этапа. На каждом этапе индексация будет производиться лишь для определенных категорий лиц, получающих денежные пособия.

Первый этап – январь

На первом этапе повышение страховых начислений предусмотрено для неработающих пенсионеров. Надбавка, равная 3,7%, начисляется уже с 1 января. Эта цифра определена в соответствии с уровнем повышения цен по итогам ушедшего года.

Фиксированная доплата к страховой пенсии, привязанная к индексу потребительских цен, на начало 2018 г. – 4,9 тыс.руб.

Для наглядности: если в прошлом году средний размер денежного пособия по старости был равен 13,657 тыс.руб., то с учетом индексации, в денежном эквиваленте достигающей суммы в 400 руб., этот показатель возрастет до усредненной отметки в 14,045 руб.

Второй этап – апрель

С апреля 2018 года можно рассчитывать на повышение пенсии по старости в размере 4,1%, а также социальные пособия для малообеспеченных и нетрудоспособных граждан. К этой категории относятся и те лица, которые по каким либо причинам не заработали необходимый стаж.

Поскольку социальные выплаты часто не дотягивают до отметки прожиточного минимума, что на 2018 г. составляет 9,159 руб., людям преклонного возраста, чей доход ниже его, полагаются еще и социальные дотации. Они и будут повышать размер пособия до установленного в государстве уровня ПМП.

Напомним, что в 2017 г. он был равен сумм в 8,5 тыс.руб. Получателями «социалки» были 3,9 млн. чел.

Помощь бывает двух видов:

  • социальная – предназначена для всех лиц пенсионного возраста нашей страны, получающих ниже прожиточного минимума;
  • региональная – предназначена для жителей регионов, в которых ПМП ниже среднего, но при этом доход людей пенсионного возраста уступает этому показателю.

Для осуществления региональной помощи приказом от 15.12.2017г. под №2830 правительством утверждено рассредоточение межбюджетных трансферов в региональные бюджеты 13-и субъектов РФ. Основное назначение выделяемой суммы размером в 7085,7 млн.руб. – оплатить местные социальные доплаты к пенсии с целью поддержания доходов неработающих лиц на уровне не ниже ПМП.

Бюджетные ассигнования рассчитаны на погашение доплат для 424,6 тыс. получателей и расчета среднего значения доплат в пределах 2351,4-8414,2 руб.

Но стоит учитывать, что программа бюджетного ассигнования для повышения суммы ПМП касается только социальных пособий новых лиц, вышедших на заслуженный отдых. Те, кому выплаты были назначены ранее 2018 года, под действующую программу не попадают.

По словам Максима Топилина – министра социальной защиты, решение в смещении графиков первого этапа с февраля, как это было в прошлом году, на январь принято с той целью, чтобы обеспечить более существенное повышение реальных пенсий.

В целом к началу 2020 г. ПФ России обнадеживает тем, что планирует обеспечить существенный рост пенсий по старости. Предполагается, что усредненная сумма выплат возрастет на 1,6 тыс. руб. За счет этого средний регулярный денежный доход лиц, достигших пенсионного возраста, составит порядка 15,4 тыс.руб.

Чего ждать работающим пенсионерам

Число пенсионеров в нашей стране достигает отметки в 43 млн. Из них приблизительно 30% еще продолжают трудовую деятельность. На этих людей индексация пенсий по старости в 2018 году не распространяется, поскольку на данном этапе программа заморожена до начала 2019 г.

Правительство придерживается той точки зрения, что пенсионеры, продолжающие трудовую деятельность, в надбавках не нуждаются, пусть даже и положенных по закону.

Работающие пенсионеры могут рассчитывать только на прибавку, начисляемую с возрастанием трудового стажа.

По новым правилам страховые взносы в размере 22% с оклада, выплачиваемые компаниями в ПФ за работающих пенсионеров, преобразуются в пенсионные баллы. Одна единица балла приравнивается к сумме в 81,49 руб. Получается, что чем выше зарплата, тем больше можно заработать баллов.

Процедура носит беззаявительный характер. Специалисты пенсионного фонда проводят ее без личного обращения граждан. В этом году перерасчет произойдет 1 августа.

Но и в этом вопросе существуют ограничения. Максимально допустимая сумма прибавки не должна превышать размера трех баллов, что соответствует 245 руб.

В качестве альтернативы для работающих пенсионеров правительство предлагает другие стимулы в виде приостановления получения выплат или добровольного откладывания даты выхода на заслуженный отдых. Это дает возможность в дальнейшем получать повышающий коэффициент.

Не коснется индексирование и военных пенсионеров – людей, вышедших на заслуженный отдых из рядов МВД, МЧС, армии и ФСИН. Начисления пенсионерам этой категории будут и дальше проводиться на основании закона №43, принятого 12.02.1993 г., а именно статьей № 4468-1.

В соответствии с правилами начисления уровень пенсии, напрямую зависящей от денежного довольствия, в 2017 г. изначально установлен на отметке в 72,23%. С каждым годом он повышается на 2% до тех пор, пока не достигнет 100%.

Многих работающих граждан и людей, вышедших на заслуженный отдых, могут обрадовать последние новости Минфина. Оно планирует запустить новую систему пенсионных накоплений. Разрабатываемая схема выгодна в том плане, что начисления становятся личной собственностью плательщика. Во время накопления в случае необходимости, к примеру, той же болезни, он без проблем сможет их снять в любой момент.

Видео о пенсии по старости:

Новый закон о пенсиях российские законодатели фактически принимают ежегодно. Он непосредственно влияет на жизнь десятков миллионов россиян. Не стал исключением и текущий год, в течение которого было принято несколько серьезных изменений, касающихся сегодняшних пенсионеров. Остановимся на основных из них.

Ранняя индексация пенсий

Действующий закон « » предусматривает ежегодную индексацию выплат с 1 февраля таким образом, чтобы она превышала официальный уровень инфляции. В 2019 году это будет сделано уже 1 января, что позволит перекрыть средний уровень роста цен в стране и обеспечить рост выплат в реальном выражении. Под эту корректировку подпадают все виды выплат за исключением работающих пенсионеров.

На этот раз индексация составит 7,05%, а прогнозный уровень инфляции за 2018 год составит 4%.

С 1 января 2019 года размер пенсионного коэффициента составит 87,24 рубля (сейчас этот показатель установлен на уровне 81,49), а фиксированная величина выплаты пенсии по старости и инвалидности второй группы подрастет.

Индексация для других категорий пенсионеров

Новый пенсионный закон с 2019 года устанавливает следующую фиксированную величину для других групп пенсионеров:

  • инвалиды 1 группы – 9965,8 рубля;
  • инвалиды 3 группы – 2491,45 рубля;
  • получающие помощь из-за потери кормильца – 2491,45 рубля.

По расчетам чиновников, средний размер пенсии по году составит 15 075 рублей, что составляет 161,3% к размеру прожиточного минимума для пенсионеров (соотношение для социальной пенсии составит 103,7%). Средний размер выплат, согласно закону о пенсиях в 2019 году, для детей инвалидов и инвалидов с детства первой группы составит 13 699 рублей.

Сколько Пенсионный фонд потратит на пенсии в 2019 году

Всего в будущем году законодательство о выходе на пенсию предусматривает расходы Пенсионного фонда на выплаты в размере 7,15 триллиона рублей (рост относительно 2018 составит 279 миллиардов).

Траты на социальные выплаты составят 981 миллиард рублей.

Планируемый дефицит ПФР, который будет покрыт за счет федерального бюджета, оценивается в 106 миллиардов рублей. Обратим внимание, что трехлетний проект предусматривает сокращение дефицита ПФР до 45 миллиардов к 2020 году. Подобный оптимизм не разделяет большинство экспертов, считающих о наличии больших проблем в пенсионной системе, требующей кардинального реформирования.

Индексации пенсий для работающих пенсионеров не будет

Министерство финансов официально объявило, что . Причина в постепенном росте реальных зарплат, что дает возможность для повышения их уровня доходов.

Одновременно все пропущенные индексации для этой группы пенсионеров будут выполнены сразу после завершения ими трудовой деятельности. До этого момента новый пенсионный закон будет предусматривать беззаявительный перерасчет в размере не более 3 пенсионных баллов, который автоматически происходит 1 августа.

Московская мэрия продолжит поддержку пенсионеров

Значительно большая стоимость жизни в российской столице и наличие финансовых возможностей позволяет московской мэрии дополнительно поддерживать пенсионеров.

В интервью телеканалу ТВ Центр Сергей Собянин заявил, что для пенсионеров в 2019 году будет повышен до 17 500 рублей минимальный уровень.

Фактически первые подобные деньги будут получены уже в этом году, так как из-за длительных праздников традиционно пенсия выплачивается чуть раньше. Дополнительно планируется повышение выплат малообеспеченным семья, включая одиноких матерей и воспитывающим трех или более детей.

Под новые выплаты подпадает 2,2 миллиона человек или более 15% жителей Москвы.

Новый закон о пенсионной реформе предусматривает продление заморозки накопительной части

Сложная экономическая ситуация, которая привела к заморозке накопительной части пенсий россиян в 2014 году, до сих пор вынуждает все страховые взносы направлять на выплаты нынешним пенсионерам. Фактически, это говорит о крахе последней реформы, которая должна была стимулировать будущих пенсионеров как можно раньше начинать делать накопления для формирования более приемлемой пенсии.

Новый пенсионный закон с 2019 года, предусматривающий передачу накопительной части непосредственно в ПФР, увеличит общие доходы федерального бюджета сразу на 551,3 миллиарда рублей.

Одновременно официальные лица заявляют, что ПФР не находится в предбанкротном состоянии, хотя он каждый год пополняется за счет бюджета и сумма этих отчислений, что подтверждает новый закон о пенсии с 2019 года, быстро растет. Это требует принятия радикальных мер по реформированию этой социально напряженной темы, которые могут начать уже в течение нескольких лет с повышения пенсионного возраста.

Сегодня последний закон о пенсиях в России предусматривает выплаты мужчинам при достижении ими пенсионного возраста 60,5 года и женщин — возраста 55,5 лет. Одновременно есть ряд льготных категорий граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение в более молодом возрасте.

Выход на пенсию обычно связан с наступлением определенного возраста, который, кстати, в России один из самых низких. Сегодня для женщин эта планка находится на уровне 55 лет, а для мужчин - 60 лет.

Но некоторые категории работников могут уйти на отдых на 5-15 лет раньше срока ухода на пенсию, установленного на законодательном уровне. Условий для этого несколько - опасные условия работы или службы, особые заслуги, состояние здоровья и так далее.

Стандартная пенсия

Закон №173-ФЗ устанавливает для выхода на пенсию работников следующие возрастные планки:

  • 55 лет - для женщин;
  • 60 - для мужчин.

Также обязательным пунктом при оформлении выплаты является наличие стажа: претендент должен иметь минимум 5 лет страхового (в течение которого производились взносы в ПФ) стажа.

Выйти на пенсию можно только при соблюдении норм законодательства:

  • гражданство РФ, а для иностранцев - работа в пределах России и постоянное проживание на ее территории;
  • претендент на выплату должен быть застрахованным по закону №167-ФЗ;
  • обязательно в течение рабочего стажа должны осуществляться взносы, то есть, стажем считается только такие периоды работы, когда эти взносы производились;
  • достижение возраста, необходимого для выхода на пенсию по старости (55-60 лет).

Срок ухода на пенсию женщин в России традиционно ниже возрастного ограничения для мужчин - слабый пол имеет право покинуть работу на 5 лет раньше. Хотя в целом в мире возраст этот одинаков для обоих полов.

Более того, уже не первый десяток лет ведутся споры на самом высоком уровне о необходимости сократить возраст именно для мужчин - средняя продолжительность их жизни по стране в общем составляет всего 60 лет, в то время как женщин - 75 лет.

Уже неоднократно в Правительстве поднимался вопрос об увеличении возрастной планки ухода на пенсию, но пока он остается прежним. Вместо этого предлагаются и уже даже применяются стимулирующие меры, которые бы сделали уход на отдых более поздним. Например, повышенная ставка к пенсии уже сегодня дала результаты.

Льготная пенсия

Свыше трети всех пенсионеров в РФ сегодня считаются льготниками. Они получили право на заслуженный отдых раньше достижения установленной планки в 55/60 лет. Существуют категории сотрудников, которые получают право на пенсию раньше срока:

  • работники производств с вредными условиями;
  • сотрудники горячих цехов, лица, занятые на подземных работах;
  • женщины, отработавшие 20 и более лет в текстильной отрасли, а также на работах повышенной вредности либо интенсивности;
  • работники сферы лесозаготовки, участники походов и экспедиций;
  • работники флота, морского и речного, механизаторы в портах;
  • работники в сфере городского транспорта;
  • авиаторы;
  • сотрудники МЧС;
  • педагоги при наличии 25 лет соответствующего стажа.

Также досрочная пенсия полагается и социально незащищенным категориям пенсионеров: многодетным матерям, инвалидам и лицам, осуществляющим за ними уход и так далее. В некоторых случаях стаж увеличивается при подсчете для пенсии. Например, для участника афганских событий срок выхода на пенсию может быть сокращен, поскольку за один год службы в расчет берется три года «обычного» гражданского стажа.

В остальных случаях в общий стаж включается не только профессиональная деятельность, но и период ухода за инвалидом или детьми, посещение семинаров, прохождение обучения или военной службы, а в специальный - только полные рабочие дни, отработанные по специальности.

Сроки ухода на льготную пенсию в системе МВД наступают после «набора» сотрудником минимум 20 лет специального стажа. Однако данное правило касается не только пенсии по выслуге лет. Другие два варианта - по инвалидности либо потере кормильца-сотрудника МВД (эти категории получателей имеют право на дополнительную пенсию) - также оформляются по такому принципу. С 2019 года планируется добавить 5 лет к необходимому стажу военнослужащих, и им придется уходить на пенсию только после отработки 25 лет в органах МВД.

Уход на пенсию раньше срока возможен и для безработных граждан, если до оформления выплаты осталось менее 2 лет, у претендента есть необходимый минимум стажа, а работа в службе занятости (будущий пенсионер обязательно должен состоять в ней на учете) для заявителя не найдена. По ходатайству инспектора службы занятости такому лицу пенсия может быть назначена в досрочном порядке.

Новые положения

С инициативой об увеличении пенсионного возраста как для мужчин, так и для женщин до 63 лет выступил РСПП (союз предприниматели и промышленников). Повышение планируется сделать поэтапным. Так, пенсионеры начнут уходить на пенсию с 2015 года на 3 месяца позже обычного.

Через 15 лет все «новые» пенсионеры будут оформлять выплату в 63 года при отсутствии прав на льготный уход. В остальном же порядок и условия назначения и выплаты пенсий останется прежним за исключение добавления возраста: льготы для работников вредных производств, педагогов и прочих категорий сохраняются.

Новые сроки ухода на пенсию можно считать вынужденной мерой: при таком, как сейчас, возрасте для пенсии в скором времени количество пенсионеров и трудоспособных работников станет идентичным. А если учитывать серые зарплаты без отчислений в ПФ, различные схемы ухода от взносов, то наполняемость Пенсионного фонда будет сокращаться с каждым годом все больше. Поэтому иного решения, кроме как повышения пенсионного возраста, на сегодняшний момент просто не существует.

Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ . Исходя из этого документа данный можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с , либо если они являлись таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей .

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение , содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • - данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность ;
  • - выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • - назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.

Также стоит отметить такое понятие, как - период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали .

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

Основным изменением, которое принесла , явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами - это и .

Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия - теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

Изменения в пенсионном законодательстве

В первую очередь, стоит посмотреть на реальные шаги, которые руководство страны уже сделало в этой сфере :

  • повышение пенсионного возраста для госслужащих;
  • заморозка пенсионных накоплений;
  • изменение правил .

Однозначного ответа на вопрос «каким путем будет развиваться пенсионная система?» , конечно, нет. Однако видно, что Минфином и Минтруда лоббируются законопроекты (которые, по мнению экспертов, могут претвориться в жизнь уже в 2017 году), фактически, сводящие на нет те преимущества, которые можно было найти в реформе 2015 года:

  • прекращение выплат пенсии и ;
  • в который раз планируется изменить порядок формирования накопительной пенсии - теперь капитал для нее должен будет формироваться из условно-добровольных взносов.

Заключение

К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение . Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации - стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.

Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто - даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.

Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

  • 65 лет для мужчин,
  • 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

  1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
  2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

Что ждать от пенсионной реформы в 2019-2020 году

Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2019–2020 годах не предусмотрено.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Статьи по теме: