Закаливание детей обливанием как правильно начать. Закаливание детей воздухом, солнцем и водой – с чего начать и как правильно действовать? В течение дня

Обновление: Октябрь 2018

Все без исключения родители знают о пользе закаливания. Оно нужно для того, чтобы ребенок легче и без осложнений переносил простудные заболевания, не начинал болеть при малейшем дуновении ветерка или чихе простуженного ребенка из детсадовской группы. Но почему-то закаливание детей у всех ассоциируется с чем-то очень трудоемким, требующим чуть ли не ежедневного вставания в 5 утра.

Это совсем не так! Закаливание – это и прогулки на свежем воздухе, и физические упражнения на свежем воздухе, и купание. То есть то, что обязательно выполняет каждый адекватный родитель. Главное – выполнять эти действия систематически, с постепенным увеличением раздражителя. Только тогда иммунитет сможет укрепиться.

О том, какие процедуры используются при закаливании, как их правильно выполнять, чтобы не навредить ребенку любого возраста, мы и поговорим.

Об иммунитете

Иммунитет – это внутренняя система защиты организма от микробов, опухолевых клеток и таких молекул, которые могут принести вред (при их поступлении иммунная система «включает» аллергию). Иммунитет состоит из большого количества различных молекул, которые превращаются друг в друга, и должны включаться в определенном порядке. Основой иммунной системы являются клетки-лейкоциты двух основных видов:

  • одни из них прямо уничтожают угрожающие организму молекулы – поглощают и переваривают их;
  • другие образуют различные антитела – иммуноглобулины:

а) иммуноглобулины класса A находятся в слизистых оболочках, которые первыми контактируют с чужими молекулами (например, с пищей, веществами, имеющимися в воздухе). Они сразу «вступают в бой», если замечают угрозу;

б) иммуноглобулины класса M. Они вырабатываются не с первого дня болезни, но активно помогают клеткам-«пожирателям» микробов бороться с ними;

в) иммуноглобулины G-класса. Они появляются еще позже, когда ребенок уже практически выздоровел и «дирижируют» уже «финальными аккордами» борьбы. Но именно эти антитела формируют иммунологическую память: когда в организм попадет уже «знакомый» микроб, они включают сценарий «быстрой борьбы» с ним, в результате ребенок или не заболевает, или переносит болезнь в легкой форме.

У ребенка до 6 месяцев в крови «плавают» иммуноглобулины G к тем микробам, с которыми «знакомилась» его мама. Но в дальнейшем они исчезают – и тогда ребенку приходится нарабатывать свои собственные. Как? Двумя путями:

  1. переболевая;
  2. в результате вакцинации, когда в организм вводят или сильно ослабленный микроб, или частички микроба, или ослабленный токсин (продукт жизнедеятельности) микроорганизма.

Формируется иммунитет в то время, как ребенок находится в утробе матери. Тогда лейкоциты образуются в костном мозге, а затем часть из них (лимфоциты) идут в тимус на «обучение». Тимус – это центральный орган иммунитета, находящийся за грудиной. Он работает только у детей, а у взрослых в норме постепенно атрофируется и замещается жировой тканью.

«Обучение» лимфоцитов состоит в следующем: они должны «запомнить» антигены, которые имеются на собственных клетках (с тем, чтобы их не трогать), и научиться активировать вспомогательные иммунные молекулы при столкновении с чужеродной структурой. «Обученные» лимфоциты и те, которым обучение не нужно, располагаются у ребенка в тимусе и в лимфоузлах. Они готовы сразу же «броситься на помощь», как только первый барьер (это кожа или слизистые оболочки) сообщит, что в организм попал «чужой» в том количестве, с которым клетки-«пожиратели» и иммуноглобулины A самостоятельно справиться не могут.

Иммунитет и закаливание

Поскольку иммунитет – это клетки и молекулы, находящиеся в крови, то иммунная защита определенного органа зависит от того, насколько хорошо он кровоснабжается. Это можно заметить по коже и слизистым оболочкам (например, горла): когда они воспаляются, то краснеют и отекают. Так организм увеличивает в них кровообращение.

Когда микроб попадает не локально (в участок кожи или слизистой), а в кровь, организм призывает клетки и молекулы иммунитета к экстренной мобилизации. Для этого он вырабатывает вещества, которые повышают температуру, – пирогены. В этом состоянии сосуды массово расширяются, увеличивается частота сердцебиения, почки фильтруют кровь быстрее – организм старается поскорее вывести микроб и продукты его жизнедеятельности из организма.

Когда вы занимаетесь закаливанием организма, то суть воздействия такая:

  1. сначала на тело действует холод: кожные сосуды суживаются, а кровообращение внутренних органов усиливается;
  2. при согревании сосуды расширяются – кровь распределяется по всему организму «как положено», при этом кровоснабжение увеличивается.

Когда такое воздействие оказывается постоянно, мышечный слой сосудов увеличивается (он «качается», как обычные мышцы) и кровоснабжение органов улучшается. То есть, улучшается и их защита. И когда ребенок, имея такие «накачанные» сосуды, выходит на холод, организм уже готовится к тому, что скоро ему нужно будет усиливать кровообращение. Тогда, при попадании в тепло, кровообращение усиливается гораздо сильнее, чем обычно. И микробы, которые могли осесть на слизистые оболочки дыхательных путей, уже встречают усиленную защиту, которая не пускает их дальше.

Получается, что закаливание действует через тренировку системы терморегуляции. Главный орган этой системы – гипоталамус. Он одновременно является и «главнокомандующим» всей эндокринных органов, и основным «ответственным» за стресс. Обычно при стрессе иммунитет снижается. Но когда гипоталамус «натренирован» через терморегуляцию, он повышает сопротивляемость организма при стрессе.

Все это возможно, если соблюдать принципы закаливания.

Кому нужно закаливание

Детское закаливание нужно каждому ребенку, если у него:

  • достаточное количество гемоглобина;
  • нет неврологических заболеваний, особенно тех, которые сопровождаются судорогами;
  • нет холодовой аллергии;
  • не нарушена функция почек;
  • нет туберкулеза;
  • нет тяжелых сердечно-сосудистых заболеваний, пороков сердца;
  • нет эпилепсии;
  • нет онкологических заболеваний;

Глубоко недоношенным детям, малышам, которые перестали набирать вес или даже похудели, во время повышения температуры тела, а также на период восстановления после ожогов и травм закаливание следует отложить. Но оно для них очень важно, так как позволит противостоять инфекциям, к которым они изначально менее устойчивы.

Если ребенок страдает аутоиммунными заболеваниями, бронхиальной астмой или эндокринными заболеваниями, закаливаться ребенку можно, но делать это тогда, когда даст добро врач-педиатр.

Когда начинать закаливание

Терморегуляция у маленьких детей не такая как у взрослых: у них тепло «добывается» не благодаря мышечной дрожи, а при помощи расщепления особых жировых клеток – бурого жира (у взрослых его почти нет). Такая система позволяет новорожденному не погибнуть сразу после рождения – когда он попадает из материнского тела (где температура около 37,5-38°C) в окружающую среду с температурой 25°C или ниже. Но в дальнейшем она может ему навредить. Поэтому закаливаться очень важно, и нужно начинать это делать еще в роддоме – с помощью воздушных ванн, продолжительность которых нужно постепенно увеличивать.

Если в роддоме вы этого сделать не успели, то начинайте в любое время, когда ребенок:

  • здоров;
  • не имеет обширных повреждений кожных покровов;
  • восстановился после отравления или травмы.

Начало закаливания – это местные процедуры, после них нужно перейти к процедурам общим.

Правила закаливания

Правильное закаливание – это когда оно выполняет все эти условия:

  1. Выполняется ежедневно, без перерывов, когда в какой-то день были гости или с ребенком находился другой человек. Паузу нужно сделать только на время острого периода болезни, стресса (переезда, развода или сильной ссоры родителей), травмы (например, перелома конечности) или ожога кожи.
  2. Постепенность снижения или повышения температуры воды или воздуха. Сразу резко увеличивать стрессовое воздействие нельзя.
  3. Индивидуальность подхода. Не стоит насильно обтирать или обливать ребенка, если ему это не нравится (то есть он кричит и плачет). Также предполагается применение щадящего подхода к ослабленным болезнью детям.
  4. Оказывается комплексное воздействие природных факторов на кожу: воздуха, воды, солнца. При этом очередность и длительность процедур зависит от времени года и погоды.
  5. Сочетаются местные (полоскание носоглотки, кистей, растирание стоп) и общие (воздушные, солнечные ванны, контрастный душ) процедуры.
  6. Преемственность. Лучше всего иммунитет ребенка укрепится, если он будет получать закаливающие процедуры и в домашних условиях, и в детском саду, и в детском санатории/лагере.

Важно! Укрепление иммунитета происходит в срок 4-6 недель с момента начала закаливания. К сожалению, полезный эффект процедур исчезает довольно быстро – за 2-3 недели. То есть после болезни нужно возвращаться к закаливанию как можно скорее.

Главные враги закаливания

Чтобы закаливание действительно укрепляло иммунитет, а не было механическим действием «для успокоения совести», кроме обтираний-обливаний-воздушных ванн, о которых мы поговорим ниже, важно соблюдать такие правила:

  1. Прекратить тепло одевать и кутать.
  2. Трижды в день устраивать сквозное пятиминутное проветривание комнаты.
  3. Не спешить с приемом жаропонижающих средств, если у ребенка температура не достигла 38,5°C или даже 39°C, но он температуру переносит без судорог.
  4. При любой возможности гулять, выходить на природу.
  5. Не заставлять ребенка есть.
  6. Не перегружать ребенка кружками и секциями.
  7. Свести к минимуму употребление пищи из микроволновой печи.
  8. Ограничить использование бытовой химии в доме.
  9. Если вы прекратили закаливание по причине болезни, продолжить процесс нужно, когда острое состояние минует. Если перерыв длился 5-10 дней, условия закаливания остаются прежними. Если же перерыв длился 10 суток или более, то температуру воды (воздуха) нужно повысить на 2-3°C, по сравнению с таковой при последней закаливающей процедуре.

С чего начинать закаливание

Существует три основных вида закаливания: водное, воздушное и солнечное. Начинать нужно с каждого из них, взяв для начала минимальное воздействие каждого фактора.

Не переживайте: это не сложно и не очень трудозатратно. Мы все подробно разберем ниже.

Водное закаливание дома

Утро

С чего начать закаливание? С умываний и мытья рук более прохладной водой, чем обычно. Так, начиная с температуры 36°C, нужно постепенно ее снизить до 20°C.

Через 2-3 дня к умыванию лица прибавляется умывание области груди и шеи водой чуть более теплой, чем ребенок моет руки и лицо.

В течение дня

Система закаливания ребенка водой состоит из таких этапов, где каждый последующий подключается тогда, когда «освоен» предыдущий:

  1. Ребенок играет с водой, вначале не погружаясь в нее.
  2. После этого закаливание ребенка дошкольного возраста начинается с обтирания. Для этого нужен отрез плотной ткани (тканевая мочалка, полотенце, байковая пеленка). Ее обмакивают в прохладную воду и немного отжимают. Далее обтирают в таком порядке:
  • руки и ноги,
  • грудь,
  • спину,
  • живот.

Обтирающие движения должны быть аккуратными, массажными, но растирать нужно до покраснения кожи. Начинают обтирание с температуры 35°C, постепенно (на 1°C каждые 2-3 дня) снижая ее до 23°C. Чтобы ребенок лучше переносил процедуру, проводите аналогичные процедуры игрушкам.

В течение дня также применяется такой метод закаливания как полоскание горла водой, температура которой снижается от 30 до 18°C. Это поможет слизистой оболочке противодействовать низким температурам, и в результате, став немного старше, ребенок не будет простужаться, если летом попьет воды из холодильника.

  1. Водные обливания. К ним подходят, когда ребенок хорошо переносит процедуру обтирания.

Температура воды зависит от его возраста и постепенно снижается:

После душа ребенка заворачивают в полотенце, относят в комнату, где обтирают (не трут, а интенсивно поглаживают) кожу. Суть – стимулировать кожные рецепторы, а не повышать кожную температуру. Иначе весь эффект холодной воды будет нивелирован.

  1. В летний период, после «освоения» обливаний, в дневное время проводят купание в водоемах – искусственных и естественных. Важно, чтобы во время пребывания в реке, море или бассейне ребенок постоянно двигался.
  2. Когда ребенок уже будет хорошо знаком с процедурой домашнего закаливания, к купанию (летом), или вместо него (в холодное время года) применяется контрастный душ: 3-минутное обливание прохладной водой, после которой тело 3 минуты орошается струями теплой воды. При контакте с холодной водой ребенок должен сделать несколько частых вдохов и выдохов, больше времени уделив именно выдоху. Цель контрастного душа – добиться большой разницы между «верхней» и «нижней» температуры (например, 37 и 17°C). Это возможно не раньше, чем через год от начала закаливания. Заканчивается контрастный душ укутыванием ребенка в полотенце, а затем хорошо растереть.
  3. Холодные ванны. Для них используется вода, чья температура на 2-3°C выше, чем холодная вода из холодного душа. В нее нужно погрузиться всего на 3-5 секунд, с постепенным увеличением времени пребывания до 10 секунд. Потом нужно будет снижать температуру воды. Далее снова снижают температуру воды. После каждой такой ванны кожу нужно тщательно растирать.
  4. «Продвинутый» способ закаливания, которые подключаются по прохождении всех предыдущих этапов – это баня или сауна, после которой следует или обливание холодной водой, или холодный душ, или купание в холодном бассейне (проруби), или обтирание снегом. Для детей первого года жизни метод не предназначен ни в каком виде.
  5. Наиболее экстремальный метод закаливания – моржевание. Оно может применяться только в семьях «моржей», которые подготовили ребенка к этому с помощью предыдущих этапов. Также они должны были предварительно, в течение месяца, заниматься обливанием ребенка холодной водой на морозном воздухе, после чего хорошо растирать его полотенцем.

Правила закаливания гласят: легкий озноб и «мурашки» в начале процедуры – это нормально. Но если озноб долго не проходит, сопровождается ухудшением состояния (ощущением усиленного сердцебиения, тошнотой, рвотой), холодовые тренировки следует прекратить и сходить к врачу. Это означает, что вы или резко начали снижать температуру, или у ребенка имеются сосудистые заболевания.

Вечер

Вечернее закаливание водой обязательно включает обливание стоп прохладной водой. Ее изначальная температура – 35°C, постепенно снижается до 20°C. Время полоскания ног в тазу увеличивается с нескольких секунд до 1-5 минут. Ноги обязательно хорошо растирают полотенцем. Обливание ног (или полоскание их в тазу) обычно выполняют после душа.

Воздушное закаливание

Такое дошкольное закаливание является самым простым, к нему можно прибегать после рождения ребенка – сразу после выписки из роддома.

Оно так же, как и водное, выполняется поэтапно:

  1. Воздушные ванночки – только при смене подгузника. Начиная с 2 минут до 20 минут (при этом в помещении 22-23°C). Закаливание летом проще: можно быстро увеличивать длительность таких «ванночек» и переходить к следующему этапу.
  2. Ежедневные прогулки, в том числе в ветер, снежную погоду, дождь – до 1,5-2 часов в день за 1 раз. Летом с ребенком можно гулять неограниченно, заходя домой, чтобы поесть, принять душ (и сполоснуть ребенка). При прогулках в холодное время суток важно все время щупать кожу малыша под одеждой. Если он вспотел, его немедленно нужно переодеть. То же касается и ситуации, когда кожа холодная.
  3. Воздушные ванны для всего тела. Для них действительны правила пункта №1.
  4. Сон при открытых форточках (летом форточка должна быть открыта всегда).
  5. Дневной сон при сквозном проветривании (при этом ребенок одет в хлопчатобумажную одежду, а в холодное время – укрыт).
  6. Гимнастика у открытого окна.
  7. Гимнастика и массаж у открытого окна.

На воздушное закаливание распространяются те же правила, что и при водном: ухудшение состояния ребенка или сильный озноб говорит о том, что тренировку иммунитета нужно прекратить.

Солнечное закаливание

Солнце – это возможность получить необходимый для иммунитета, а также для костной и мышечной системы витамин D. Он вырабатывается в нашей коже, когда на нее падают определенные солнечные лучи.

Обратите внимание: это происходит не круглый год, а зависит от региона. В среднем, полезные солнечные лучи в нашей стране можно «словить» с марта по сентябрь. Их очень мало в вечернее время суток и рано с утра, они не проникают через одежду и солнцезащитные крема. Оптимальное время для безопасного солнечного закаливания – с 9 до 11:30 утра, а потом – с 16 до 17:30.

Рекомендованные временные промежутки по разным видам закаливания

Суммируем все, что мы знаем о длительности и времени закаливания для детей разного возраста.

Для детей 1-3 лет

Процедура Когда лучше проводить Сколько по времени проводить
Солнечные ванны С 9 до 11:30 утра, с 16 до 17:30 Грудничкам – 1-2 минуты на все стороны тела, детям от года – до 20 минут на все стороны тела
Прогулки на свежем воздухе Любое время, если не надо совмещать с солнечными ваннами 2 раза в день до 2 часов за 1раз
Дневной сон с открытыми окнами (если закаливание – летнее, то сон на свежем воздухе) После второго завтрака и после обеда 1-2 р/день, по 1-1,5 часа
Обтирание Утром, после сна 1-2 минуты
Обливание После гимнастики, солнечных ванн, вечернего купания 15-30 секунд
Голышом (воздушные ванны) Утром, после дневного сна В помещении по 2-15 минут, на воздухе – согласно климату
Душ Утром, после гимнастике Только начиная с 1,5 лет – по 1 минуте
Купание в прохладной воде За 1 час до сна 5-7 минут
До, после или во время солнечных/воздушных ванн Только после 1,5 лет – по 2 минуты с увеличением времени до 7 минут
Массаж Через час после завтрака и/или ужина
Физкультура Через час после приема пищи 1-2 раза в день, по 5-15 минут
Активные игры Спустя полчаса после еды От 10 минут

Для детей 3-8 лет

Процедура Когда лучше проводить Сколько по времени проводить
Солнечные ванны с 9 до 11:30 утра, с 16 до 17:30 10-40 минут, на все стороны тела
Воздушные ванны До и после дневного сна По 15-60 минут
Прогулки В любое время, летом – при неактивном солнце 2,5 ч и больше за 1 раз
Дневной сон с открытыми окнами/на свежем воздухе После обеда 1-1,5 ч
Обтирание После сна 2-3 минуты
Обливание После принятия солнечных ванн, гимнастики, вечернего купания 0,5-1,5 минуты
Душ Утром, после гимнастики 1-1,5 минуты
Купание в прохладной воде За 1 час до сна 7-10 минут
Купание в естественном водоеме Во время неактивного солнца; до, после или во время воздушных/солнечных ванн 8-10 минут
Массаж Через час после еды
Физкультура Через час после еды 15 минут или больше* 1-2 р/день
Активные игры В любое время, через полчаса после еды От 15 минут

Закаливание в детском саду

Закаливающие процедуры должны проводиться во всех детских садах. Их выполняют не всем одинаково, а делят детей на группы закаливания:

  • 1 группа. Это здоровые дети, которым уже в жизни проводились закаливающие процедуры. На данный момент у них могут быть небольшие нарушения не структуры, но функции одного из органов.
  • 2 группа. Это здоровые дети, которые никогда не закаливались, часто болеющие дети и малыши, которые больны хроническими заболеваниями.
  • 3 группа. Не закаливаются.

В первых двух группах закаливание в детском саду проводится по разным программам. Переводить ребенка из одной группы в другую можно не раньше, чем через 2 месяца. Это возможно, только если за этот период не было отрицательной реакции на закаливающие процедуры.

В детском саду должны проводиться такие процедуры для укрепления иммунитета:

  • умывание прохладной водой;
  • подвижные игры на обеих прогулках;
  • гимнастика, с элементами дыхательной гимнастики;
  • полоскание рта после каждого приема пищи;
  • сквозное проветривание;
  • воздушные ванны после сна;
  • ходьба босыми ногами по дорожкам из различного материала.

Очень важно, чтобы, если персонал детского сада занимается закаливанием, на выходных и каникулах эта работа была продолжена. Только обеспечивая непрерывное и преемственное воздействие на иммунную систему ребенка, можно ожидать ее отклика.

Все родители хотят, чтобы их малыш рос здоровым и сильным, в межсезонье не болел, и не были ему страшны никакие инфекции и вирусы. А для этого нужно укреплять защитные силы организма – проводить регулярное закаливание ребенка .

Закаливание ребенка повышает неспецифический иммунитет

Закаливание ребенка образно можно назвать «вакциной от стресса». Ежедневное закаливание ребенка – это серия легких стрессов, преодолевая которые, организм малыша приучается бороться с сильными стрессами, такими, как серьезное переохлаждение или проникновение в организм инфекции.

И хотя закаливание ребенка, это конечно же, не панацея, но у закаленного ребенка самые распространенные инфекционные заболевания, наподобие ОРЗ, ангины, легких форм кишечных инфекций, будут протекать гораздо легче, чем у малыша, которого растили в «тепличных» условиях.

Основные правила закаливания ребенка

Закаливание ребенка – это комплекс процедур, которые повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, и, прежде всего, к перепадам температур (именно резкий перепад температур чаще всего провоцирует возникновение острых заболеваний дыхательной системы, от легких ринитов вплоть до и ).

Перед тем как приступить к процедурам по закаливанию ребенка, нужно проконсультироваться с грамотным педиатром. Учитывая состояние здоровья вашего малыша, врач подскажет, каким способом лучше закаливать ребенка.

Также не лишним будет знать и основные правила закаливания, чтобы не навредить своему ребенку:

  • Начинать закаливание ребенка можно в любом возрасте. Но чем меньше ребенок, тем мягче должны быть процедуры закаливания.
  • нагрузка на организм должна увеличиваться постепенно. Не стоит в первый же вечер устраивать неподготовленному малышу контрастный душ. Так вы можете только напугать его и отбить всякую охоту «быть очень и очень здоровым».
  • закаливающие процедуры ребенку нужно проводить регулярно и систематически. Только так можно достичь необходимого эффекта. Если же случился перерыв в закаливании ребенка, то нужно начинать все сначала и постепенно. А если кроха неважно себя чувствует, стоит повременить с укрепляющими процедурами. В любом случае родители должны внимательно наблюдать за реакцией малыша, его самочувствием.
  • никогда не заставляйте ребенка, если он не хочет что-то делать. Возможно, малыш устал, у него что-то болит или просто ему не понравился предложенный вами способ закаливания. Не настаивайте, дайте ребенку время и снова попробуйте заинтересовать ребенка процедурами закаливания.
  • всегда учитывайте настроение ребенка, сделайте процедуры закаливания игрой. Во время процедур закаливания ребенка рассказывайте потешки или стишки малышу, напевайте с ним песенку, дайте ему в ручки любимую игрушку. Закаливание ребенка должно приносить не только пользу организму, но и дарить хорошее настроение.
  • для лучшего результата сочетайте закаливание ребенка с гимнастикой и массажем.

Какие существуют методы закаливания ребенка?

Закаливание ребенка при помощи воздушных ванн

Этот способ подходит даже для новорожденного. Во время различных гигиенических процедур (смена подгузника, переодевание) устаивайте крохе воздушные ванны.

Оптимальная температура в комнате, где находится малыш – 220С. Постепенно температуру в детской можно понижать, и на несколько минут оставлять малютку голеньким. Продолжительность «сеанса» варьируйте сами, но главное, чтобы малыш не испытывал дискомфорта. Если вы видите, что ребеночек чем-то недоволен, ему пока совсем не нравится такой способ закаливания, он замерз – откажитесь на время от закаливания ребенка воздушными ваннами.

Отлично укрепляют иммунитет и прогулки на свежем воздухе. Старайтесь излишне не кутать ребенка, одевайте его в соответствии с температурой на улице. Ведь лишняя одежда только мешает теплообмену организма.

Закаливание ребенка при помощи ходьбы босиком

Босохождение также должно вводиться постепенно, как и воздушные ванны. Ходьба босиком – это еще один способ закаливания ребенка. Сначала пусть ребенок бегает по дому в тоненьких носочках, затем и вовсе можно от них отказаться.

Летом разрешайте ходить малышу босиком по траве, гальке. Помимо закаливания, это хороший способ профилактики плоскостопия.

Закаливание ребенка при помощи водных процедур

Грудничкам (с двух-трехмесячного возраста) рекомендуются влажные обтирания. Мягкую варежку или губку смочите в теплой воде (примерно 37°С), слегка отожмите и оботрите малышу сначала ручки, ножки, затем грудь, живот и спинку. Процедура не должна занимать больше двух минут. После этого нужно вытереть кроху насухо.

К концу года влажные обтирания можно делать водой, температура которой около 25°С.

Если же малышу совсем не нравятся обтирания, элемент закаливания ребенка можно внести в ежедневное купание. Сначала готовьте малышу теплую ванну (35-36°С), каждую неделю делая ее прохладнее на один градус. А когда карапуз немного подрастет (с 2-3 лет), предложите ему контрастный душ: пусть постоит пару минут под теплой водой и несколько секунд под прохладной.

Также, можно использовать метод «холодного пятна». Перед завершением купания, добавьте в теплую воду холодную (сосчитайте, например, до 10, а затем сразу закрутите кран). Проведите малыша по той водичке, которая только набежала, - и снова в теплую. Эту процедуру закаливания ребенка можно повторить несколько раз.

Многим деткам нравится контрастное обливание ножек. Для этого поставьте рядом два тазика: один с достаточно теплой водой (37-38°С), а другой – на два-три градуса ниже. Сначала ребенок окунает ножки в теплую воду на 1-2 минуты, а затем – в прохладную на 5-15 секунд.

Также хорош метод обливаний. Перед купанием приготовьте кувшин с водой, температура которой будет на один-два градуса меньше, чем в ванне. В конце купания облейте ребенка этой водой: сначала ножки, а со временем и всего ребенка. Чтобы ребенок не замерз – делайте эту процедуру быстро, а после легкими движениями разотрите кожу малыша до легкого покраснения. Это усилит кровообращение и поможет малышу согреться.

Напоследок хочется добавить: если вы уж задались целью сделать из своего крохи богатыря, не переусердствуйте в своем старании и не отбейте у ребенка охоту к закаливанию. Пусть все процедуры по укреплению здоровья приносят только позитивные эмоции!

Всем привет! Когда наши детишки в очередной раз начинают чихать и температурить, мы достаём аптечку и горестно вздыхаем. Ну вот опять! И руки просто опускаются, ведь конца и края нет простудам!

Лекарства уже перестают действовать, потому что организм к ним просто привык. И вот на этот счёт у меня есть предложение. А, может, будем приучать карапуза не к лекарствам, а к здоровому образу жизни? Что для этого необходимо? Узнать, как правильно закалять ребёнка в домашних условиях. А точнее, правила и методики этой замечательной процедуры.

Сперва ответьте себе на вопрос: «Готовы ли вы изменить свой образ жизни ради здоровья карапуза?». Ведь закалка - это регулярные мероприятия, которые должны стать ритуалом. Кроме того, что придётся иногда жертвовать своими интересами, будет нужно иногда принимать участие в процессе! Вы должны стать примером! Только так ребёнок поймёт, что мероприятие вполне естественное и нужное.

Итак, готовы? Ну что ж, тогда вот вам список правил. Изучите, пожалуйста, прежде чем приступать!

  1. Рекомендации врача. Не поленитесь, сводите малютку к педиатру. Вдруг процедуры, которые вы самостоятельно назначите, не подойдут крохе? Заручитесь врачебной поддержкой.
  2. Чем раньше, тем лучше. После рождения детки легче привыкают к воздействию холода. Так что не стоит кутать своё сокровище более, чем это необходимо. Заботьтесь о здоровье не затягивая.
  3. Регулярность. Если начали, останавливаться не нужно. Ведь перерыв в неделю станет критичным. Детский иммунитет вернётся на прежние позиции.
  4. Последовательность. Дети в снегу и босиком, это лишь результат большого и упорного труда, который мы видим. На пути к этому стоят долгие месяцы тренировок. Начинать всегда хорошо с комфортных температур. И понижать их всего на градус каждые 5-7 дней.
  5. Индивидуальность. Подход к каждому разный. Учитывайте желание и состояние здоровья каждого малыша.
  6. Настроение. Ни в коем случае не принуждайте! Если кроха капризничает, отложите мероприятие на другое время или день. Процесс должен доставлять радость! Ведь мы же собираемся сделать его регулярным и каждодневным ритуалом, правда? Зачем же вызывать негатив у крохи?
  7. Начинаем закаливать только полностью здорового карапуза. Никаких простуд или хронических обострений.

Каждый пункт важен. Но чаще у родителей возникает вопрос по последнему. Да, начинать не рекомендуется, есть ребёнок болеет. А что делать, если закаливание идёт полным ходом, и тут малыш подцепил простуду?

Если ребёнок заболел?

В этом случае действует правило №1. Обязательна консультация врача. В зависимости от состояния здоровья будет зависеть, что делать. Обычно, при любой повышенной температуре тела процедуры полностью отменяются.

А когда возобновлять? Не раньше, чем через неделю после полного выздоровления. Организм должен восстановиться полностью. Иначе вместо пользы получим новую простуду.

Если же заболевание проходит с незначительными симптомами, доктор может позволить продолжать закалку. Но! Накинуть при этом несколько градусов. К примеру, вы обливали ребёнка водой +25° . На период болезни делайте это водой +28° . Т.е. режим всё равно должен быть щадящим!

Но, я надеюсь, что при проведении закаливания у вашего крохи никаких катаклизмов не случится. Тогда, изучив правила, давайте я расскажу о методах.

Методы и способы

Существует несколько методик закаливания. На самом деле, при определённой привычке можно их все сочетать между собой! А можно выбрать несколько и систематически проделывать. Выработать такую привычку, как скажем, почистить зубы. Итак, выбирайте!

  • Воздух.
  • Вода.
  • Солнце.
  • Нестандартные мероприятия.

Что же, сначала о самом популярном. А затем я попробую вас удивить нестандартной методикой!

Воздух

Это самый щадящий и мягкий способ. Но и тут можно использовать массу интересных приёмов! Самое простое, это воздушные ванны. Рекомендуются самым маленьким, т.е. ! Сначала оставить голеньким кроху секунд на 15, затем увеличивать интервал пребывания на 5-10 секунд. Так довести до 30-40 минут!

Такие ванны принимают при +22° в комнате. Когда ребёнок привыкнет к этим манипуляциям, можно усложнить задачу. Проветриванием снижайте температуру каждые 5 дней на градус. Но это уже после полугода, а лучше года. Доведите показания до +17° .

Ах, да! Хочу у вас спросить, как часто вы проветриваете помещение? Нужно не меньше 5 раз в день по 15 минут. А ещё не забывайте о прогулках! Кстати, как сильно вы кутаете кроху? Знаете, что от перегрева дети чаще всего простужаются? Одевайте их по погоде. Не усердствуйте слишком.

Боитесь, замёрзнут? Так пусть активнее двигаются. Аааа, не хотят? Тогда вариант один: двигайтесь вместе! Организуйте игры на свежем воздухе! Поверьте моему опыту, деткам нравятся коллективные игры. Особенно с родителями!

Вода

Не знаю, как у вас, а у меня вызывают восторг те мамы, которые возят деток в бассейны ещё до года. А точнее, плавание начинается сразу, как только заживёт пупочная ранка. В этот период ещё не разучился плавать. И это хорошо развивать в бассейне.

Нет такой возможности? А ванна дома есть? Тогда набирайте воды побольше, купите специальные круг и вперёд! Знаете, как кувыркаться будет? За уши не вытащишь! Кроме этого, вот ещё несколько отличных вариантов:

  • Обтирания.
  • Обливания.
  • Мытьё ног в холодной воде.

Такие манипуляции можно проводить как на всё тело, так и местно. Да, лучше начать местно. Пусть к одним значениям привыкнут сначала ножки, потом ручки, пока, спинка, животик... Пока не понятно? Постараюсь разъяснить!

Обтирания

Если карапуз регулярно болеет, сперва растирайте его до лёгкого покраснения махровой или фланелевой рукавичкой. Потом смачивайте эту рукавичку в воде. Ручки и ножки обтирают от пальчиков вверх. Спинку и грудку от середины к бокам. А живот строго по часовой стрелке. Начать надо с +35° . А довести до +20° ...+22° .

Ещё интересную рекомендацию узнала. После обтирания ведь надо вытереть полотенцем тело насухо, до лёгкого покраснения. Так вот, когда к этому выработается привычка, вытирайте, оставляя тело немного влажным. Пусть досохнет естественным путём. Это даст дополнительную закалку организму.

Да, ещё один совет: подобные манипуляции проводить не раньше полугодовалого возраста. Особенно при .

Кроме этого, не забывайте об умываниях в прохладной водичке. Сбавляйте показания термометра на градус каждые 5 дней. Честно, я сразу после рождения умывала дочку водой комнатной температуры. Точнее обтирала. Главное, по мере взросления не утратить эту хорошую привычку!

Обливания

До года многие уже обливают деток. Сначала водичка примерно +35° , а в результате доводят до +20° . А иногда и того меньше! Тут смотрят на реакцию ребёнка.

Сперва нужно, чтобы привыкли конечности, а затем и всё тело. Как правило, голову не обливают. Да и, вообще, в большинстве случаев к таким мероприятиям рекомендуют приступать не раньше 1-2 лет. Зависит от здоровья карапуза. А теперь совет для тех родителей, детки которых особенно часто болеют.

Мытьё ног в холодной воде

Замечательно укрепляет иммунную систему. Особенно, когда ребёнок часто болеет. Итак, каждый вечер поливаем на ножки водой +36° . Постепенно снижаем границы: если кроха не старше годика, то до +28° . А когда старше, то и до +20° .

В конце не забываем растереть до красна пяточки. Делать лучше перед сном, чтобы сразу лечь в тёплую кроватку. Кстати, если стопы холодные, это не всегда значит, что малютка мёрзнет. Оказывается, наши пятки умеют приспосабливаться к условиям окружающей среды.

Так что не бойтесь пускать малютку босиком по полу. Конечно, в разумных пределах. И не надолго.

Солнце

Вообще, здорово проводить водные процедуры на улице летом! Но сначала требуется выработать привычку к солнечным лучам. Выводите ребёнка только утром, до 10:00 и гуляйте лишь под кронами деревьев.

Затем, можно выходить на солнышко, но после 10:00 срочно в дом! Палящее солнце никому ещё хорошо не сделало. И не забывайте про головные уборы.

По поводу одежды: изначально это лёгкие рубашечки и шортики. Потом можно оставлять только в трусиках, даже босиком! При условии, что на поверхности земли ничего нет опасного и колющего.

А теперь, как обещала, несколько слов о необычных методах, которые помогают укрепить иммунитет!

Нестандартные методы в закаливании детей

Скажите, разрешаете ли вы пить напитки детям из холодильника? А поверите, что ребёнок не заболеет после этого? Если это организовать правильно, он, действительно, не заболеет. Более того, питьё холодных напитков, тоже станет методом закалки! Так как же это сделать? Очень просто. Дорогие читатели, главное следовать правилу последовательности.

На самом деле есть несколько методов и приёмов, именно . Я выбрала самые эффективные и интересные:

  • Холодные кубики из морозилки. Можно сок заморозить и давать пососать малютке. Сначала секунд 15. Так, довести рассасывание до 2-х минут. Не давайте большие кубики и контролируйте время.
  • Мороженное. Давайте изначально чайную ложку. И объясните, чтобы ребёнок не глотал, а также рассасывал.
  • Полоскание горла холодной водой. Смотрите, в воду можно добавить соль. Или сделать отвар из ромашки. Полоскание надо начать с комфортных температур тёплыми растворами. Понижать на градус, доведя до +17°. У подростков и взрослых нижняя граница +8°...+10°.
  • Употребление напитков из холодильника. Берём напиток, и даём буквально глоточек - два. И так, раз в 3 дня увеличиваем число глотков.

Ну и как вам такие способы закаляться? Правда, здорово? Вот только применять это можно к более старшим детишкам, не менее 3-4-х лет.

Ну что же, методика, думаю ясна. Вы, наверняка, уже выбрали для себя что-то подходящее. Что, если не секрет? Расскажите в комментариях! Но выбрать вариант мало. Необходимо разобраться, а с чего же начать?

Начинаем закалку правильно

Выше, в методах, я описывала температуры, с которых можно начинать закаливание. Если ваш ребёнок вполне закалённый или просто здоровый, тут бояться не стоит. Т.е., если он уже пьёт сок их холодильника, не нужно его тренировать по глоткам. Продолжайте в том же ритме, просто добавляя новые способы закаливания.

А с остальными нужно обращение понежней. Более сложные методы добавляйте, только, когда малыш полностью привыкнет к предыдущему, более простому.

Сперва рекомендуют приём воздушных ванн. Затем добавляют водные обтирания, обливания дома. Когда чадо привыкнет, летом возможно проделывать это на улице, в жаркую погоду. Усложняйте по мере привыкания и взросления. В принципе, до 4 лет можно использовать все выше описанные методики. А дошкольный возраст, лет 5-6-ти, вовсе выпустить и на снежок босиком! Ну, при условии, натренированного организма и консультации врача.

А теперь расскажите, что вы предпринимаете, чтобы ваш ребёнок перестал часто болеть? Какие способы понравились? Что планируете попробовать из предложенного мной? Оставляйте комментарии и становитесь подписчиками блога. Пока. До новых встреч!

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Закаливание детей – полезная практика, к которой не многие родители не решаются прибегать, так как считают ее экстремальной и не знают, как правильно приступить к данному виду оздоровления. Проведенная вовремя грамотная профилактика является лучшим способом оградить малыша от сезонных болезней. Но нужно учитывать многие факторы: иммунитет, состояние здоровья ребенка, его возраст.

Принципы закаливания детей


Комплекс мер, оказывающих воздействие на организм, и повышающий его сопротивляемость внешней среде, включает такие природные факторы, как: солнечное тепло, воздух и вода. Контраст температур лежит в основе данного процесса. Закаливание детей приводит организм в готовность противостоять негативным воздействиям, быстрее реагировать на них и легче выдерживать влияние холода, жары, ветра. Систематические процедуры улучшают работу всех систем:

  • нормализуется кровообращение;
  • укрепляется нервная система;
  • ускоряется .

Закаливание детей делает их здоровее, энергичней. Повышается аппетит и улучшается состояние волос и кожи. Но чтобы все сделать правильно и не навредить малышу, нужно учитывать главные принципы закаливания:

  1. Систематичность. Мероприятия должны проходить ежедневно.
  2. Последовательность и постепенность. Дозировка увеличивается со временем.

Когда можно начать закаливать ребенка?

Главное правило касается того периода, когда можно приступить к оздоровляющим процедурам. Ребенок должен быть полностью здоров, а организм – окрепшим. Желательно проконсультироваться с педиатром, который поможет составить программу, исходя из особенностей организма. Все новое вводится постепенно. Резкое начало закаливания ребенка чревато последствиям, этот момент нужно обдумать заранее. Родители должны обговорить время проведения закаливающих мероприятий, заранее подготовить к ним малыша, обеспечить его оптимистичный настрой.

Закаливание организма – противопоказания

Не всегда закаливание родителями детей приносит пользу, и существуют ограничения для проведения оздоровительных сеансов для детей. К ним относят:

  • наличие хронических заболеваний;
  • пороки сердца;
  • кишечные расстройства;
  • простуда, ;
  • тяжелые неврологические состояния;
  • истощение;
  • анемия (низкий уровень гемоглобина);
  • наличие ожогов;
  • нарушение сна;
  • вялое или возбужденное состояние;
  • негативное отношение к оздоровительным мероприятиям.

Как правило, закаливают дошкольников и школьников, не решаясь прибегать к манипуляциям с грудничками. На самом деле закаливание детей до года возможно при отсутствии противопоказаний и разрешения педиатра. Не рекомендованы подобные процедуры сильно недоношенным детям, слишком слабым, на разных стадиях истощения. Остальных можно закаливать с самого рождения, но с разумным подходом. Не обязательно сразу купать малыша в ледяной воде, можно использовать консервативные методы закаливания детей.

Виды закаливания детей


Медицина знает несколько способов закаливания. Все они делятся на неспециальные и специальные. К первым относятся общие действия по обеспечению ребенку правильного питания и режима дня: занятия спортом и прогулки на свежем воздухе, наличие правильной одежды (уличной и домашней), регулярное проветривание жилого помещения. Специальные методы предусматривают особые мероприятия, проводимые дома и на улице. Виды закаливания детей:

  • водные;
  • воздушные;
  • солнечные.

Закаливание детей водой

Самая интенсивная процедура – закаливание водой, правила которой сводятся к тем же постепенным и адекватным действиям. Водные сеансы лучше проводить в теплое время года, приступать после с утренней зарядки. Температура воды должна понижаться постепенно, с комфортной (33-35 градусов) снижаться с каждым днем на пару градусов. Доступные водные закаливающие мероприятия:

  1. Обтирание. К нему можно приучать ребенка уже с полугода: мягкой влажной губкой или рукавицей протирать поочередно конечности, спинку и животик. Потом тело вытирается насухо.
  2. Обливание водой, прохладной или холодной. Короткие сеансы (не более 5 минут) можно начинать с 4-5 лет, обливаться в жаркую погоду на улице или после приема ванной. Температура воды снижается с 30-35 до 15 градусов.
  3. Контрастный душ состоит в чередовании прохладной и теплой воды, эффект достигается при большей разнице. На первых этапах вода должна быть комфортной температуры, а сеанс длиться не дольше минуты. Затем чередуется теплая, горячая и прохладная вода.
  4. Ножные ванны, ополаскивание стоп.
  5. Купание в водоеме в летнее время. Совмещено с активными физическими нагрузками.

Закаливание воздухом

Всем доступная и безопасная форма – закаливание воздухом, правила которой просты. Все, что требуется для осуществления манипуляций – свежий воздух. Противопоказаний практически не имеется, воздушные ванны практикуют и в младенческом возрасте (ненадолго раздевают ребенка во время пеленания), продолжают на протяжении всей жизни. Можно назвать следующие виды воздушных ванн:

  • кратковременное пребывание без одежды на воздухе;
  • зарядка на улице или с открытой форточкой;
  • игры, пробежки с ношением заведомо легкой одежды;
  • сон или отдых на свежем воздухе.

Закаливание солнцем

Одна из разновидностей воздушных ванн – пребывание на солнце. Это полезно, т.к. под действием ультрафиолета в организме вырабатывается полезный для костей . Закаленный ребенок – здоровый ребенок! Но важно дозировать время пребывания под Солнцем, не допуская перегрева. Правила такие:

  1. Тепловые ванны начинаются с комфортной температуры (22-28 градусов), от прямого попадания солнечных лучей необходимо прятаться в тени.
  2. Идеальное время – утренние (с 9 до 11) и вечерние (с 16 до 18) часы.
  3. Ребенок сначала не должен быть раздет полностью, на голове обязательно присутствие головного убора.
  4. Когда у малыша появится загар, разрешается раздеть его до трусиков и увеличить время пребывания на Солнце (не более 40-45 минут за один раз).
  5. Во время тепловых ванн нельзя забывать пополнять водный баланс в организме.
  6. Баня и сауна – как разновидности тепловых ванн – не рекомендованы маленьким детям. Они тяжело переносят температуру выше 41 градуса.

Как правильно закалять ребенка?


Распространенные ошибки родителей, которые пытаются приучить ребенка к здоровому образу жизни: приступить к активному закаливанию без подготовки и забывать о постоянстве. Чтобы избавить организм от стресса, важно адаптировать его к новым условиям. Как закалять ребенка грамотно? Постепенно, регулярно и последовательно. Закаляться надо каждый день, начиная с простых манипуляций: умывания холодной водой, хождения босиком, прогулок на улице. Запредельные температуры – это уже испытание для организма, а не оздоровительная процедура.

Закаливание ребенка – с чего начать?

Успешность мероприятия зависит от грамотного подхода: правильного старта и систематизированного продолжения. Как начать закалять ребенка?

  1. С воздушных процедур. Воздушные ванны – самые безопасные. С них желательно начинать закаливание детей любого возраста, особенно малышей.
  2. С комфортных температур с постепенным понижением (или повышением, если речь идет о нахождении на Солнце).
  3. В теплое время года.

Педиатр должен одобрить закаливание детей раннего возраста. С самого рождения мать совершает такие простые манипуляции, как утренняя гимнастика умывание, воздушные ванны в процессе переодеваний, вечернее купание. В последствие можно начинать обливать ножки прохладной водой, практиковать обтирание, приучить малыша засыпать с открытым окном или на улице.

Как закалять ребенка со слабым иммунитетом?

Закаливание укрепляет ослабленный , но неграмотный подход может стать причиной ухудшения самочувствия и болезни. Родителей беспокоит вопрос: как закалять часто болеющих детей? Контраст температур хорошо влияет на ослабленный иммунитет. Важно правильно одевать ребенка: не кутать его в холодное время года, одевать почти как себя (на пару слоев теплее). Прогулки на улице в любую погоду – отличная гимнастика для организма. Кроме этого, нельзя забывать про и сбалансированное питание.

Как закалять горло ребенку?

Зная, как правильно закалять ребенка в домашних условиях, можно сделать его здоровее без особых усилий и затрат. С четырехлетнего возраста полезно приучить его полоскать горло сначала водой комнатной температуры, а затем прохладной. Продолжительность сеанса увеличивается с одной до 2-3 минут. Можно практиковать контрастное полоскание, как душ. Это хорошая профилактика болезней горла. Другой вариант подобной процедуры – кушать мороженое (в теплом помещении, на улице) или рассасывать кубики льда.

Закаливание детей зимой


В холодное время года родители опасаются «заморозить» ребенка, поэтому откладывают все манипуляции по закаливанию на весну и лето. Действительно, запредельные температуры, ныряние в прорубь и хождение по снегу опасно для неподготовленного организма. Но закаливание организма ребенка можно проводить в любое время года, в том числе зимой. Зарядка на свежем воздухе, активные игры и прогулки, регулярные проветривания и водные мероприятия дома помогают защитить ослабленный иммунитет.

Закаливание детей летом

Летнее время года дает больше возможностей для проведения оздоровительных процедур: благоприятная температура воздуха, много солнечного света, теплая вода в водоемах. Летом много времени дети могут проводить на свежем воздухе и в воде, загорать, активно двигаться, получать витамины из пищи. Это хорошая основа для укрепления иммунитета. Закаливание детей школьного возраста во время каникул позволяет им подготовиться к учебному периоду и зиме.

Если с ответственностью подойти к делу, закаливание детей принесет много пользы и им, и родителям. Адаптированные к внешним негативным явлениям, малыши реже болеют и легче переносят вирусные инфекции. Методы закаливания можно разнообразить, от одних переходить к другим. Регулярные оздоровительные процедуры (водные и воздушные) должны войти в привычку, которые ребенок пронесет с собой во взрослую жизнь.

Статьи по теме: