Что стало с потерянными коленами израиля. Исполнение пророчеств: воссоединение «потерянных колен» Израиля

(продолжение)

Десять колен Израиля. Где вы?

«Двенадцать — кто знает?»

На этот вопрос из пасхальной песенки-считалки даже козленок, который умел считать только до десяти, не моргнув глазом ответил бы:

«Двенадцать я знаю.

Двенадцать колен Израиля».

Кто же не знает, что у Иакова-Израиля было двенадцать сыновей, которые и стали родоначальниками колен Израилевых. Вот их имена: Реувен, Шимон, Леви, Йегуда, Звулун, Иссахар, Дан, Гад, Ашер, Нафтали, Йосеф, Биньямин.

Это имя было сохранено потомками Авраама; они гордились этим, потому что они также верили, что это было дано им их Богом, Иеговой. В прошлом этот исторический народ был известен как еврейский народ, и, как правило, израильтяне называют евреями. Авраам - или Авраам - был прямым потомком Йебера.

Слово «иврит» означает пересечение или переход на другую сторону. Кажется, что Авраам и его семья были названы «Евреями», чтобы подчеркнуть различие между древними расами востока и запада Евфрата. Они были особенно другими народами, которые называли потомков Авраама, Евреев, но сами евреи предпочитали имя Израиля. «Еврейский» происходит от слова Иуда. Во времена Авраама между семейными словами и народами было мало различий или нет, потому что в то время существовали только семьи или племена.

Пересчитали? Двенадцать? Но не все так просто с арифметикой, как кажется. Сыновья Йосефа — Менаше и Эфраим — сделали стремительную карьеру. Иаков усыновил своих внуков и «назначил» родоначальниками двух самостоятельных колен вместо их отца. Колен, таким образом, стало тринадцать. Вероятно, для того, чтобы сохранить сакральное для многих ближневосточных (но не только) культур число 12 в неприкосновенности, одно из колен — Леви — стали держать «в уме». Библия объясняет это тем, что на потомков Леви было возложено служение в скинии, а потому в отличие от остальных колен они не получили удела в Земле обетованной.

Поэтому есть четвертый аспект обетования, данное Аврааму: земля Ханаанская будет принадлежать ему и его детям навсегда. Библия ясно демонстрирует, что через эти обещания, данные Аврааму, Бог открыл свой план окончательного конца всех семейств земли. Это должно принести вам мир, здоровье и жизнь. Этот божественный дизайн был произвольным и, безусловно, должен быть выполнен. Те, кого Бог назначает на эту работу, должны сначала претендовать на то, чтобы занять положение, столь возвышенное в божественном плане, доказав свое достоинство, повинуясь их воле.

Десять потерянных колен — племена потомков десяти из колен Израиля, которые после гибели Северно-Израильского царства попали в ассирийский плен. Исторические сведения о потерянных коленах весьма отрывочны, и на протяжении многих веков местонахождение их потомков оставалось загадкой, множились теории, предположения и мистификации, связанные с отождествлением потомков потерянных колен среди других народов — в центральной Азии, Африке и даже среди американских индейцев.

Это то, что продемонстрировано Божьим делом с Авраамом. Если бы Авраам не оставил свой народ и дом своего отца пойти в Ханаан, обещание сделать его великим народом не сбылось бы. Этот принцип раскрывается по имени Израиль. Иаков, чье имя было изменено на Израиль, было братом-близнецом Эсауса. Исав был первенцем, и, согласно обычаям этого времени, ему принадлежало право наследования. Но Бог предвидел нечто иное. До рождения двух детей Иегова сказал матери своей Ревекке: В твоем утробе будут два народа, и два народа будут отделены от твоих тел: один народ будет сильнее другого, и старейшина будет служить младшему.

После смерти царя Соломона, единое Израильское царство под властью царя Ровоама распалось на два царства: Иудею на юге и Израиль на севере. Впервые о десяти коленах говорится в речи пророка Ахии к Иеровоаму, будущему царю северного Израильского царства (3Цар. 11:29-40). Иудейскому царству со столицей в Иерусалиме и царем из династии Давида подчинились только колена Иуды и Вениамина (3Цар. 12:20). К северному Израильскому царству отошли земли девяти колен — Завулон, Иссахар, Ашер, Неффалим, Дан, Манассия, Ефрем, Рувим и Гад. В царстве осталась также часть Колена Левия. Колено Левия, выполнявшее роль священнослужителей, не получило своего земельного надела (Втор. 8:9-10, Втор. 10:8-9, Чис. 18:20-23), было рассеяно среди других колен по всему единому Израильскому царству и часто исключалось из общего подсчета колен. О колене Симеона, земли которого были на территории Иудейского царства, ничего не говорится; считается, что к этому моменту Симеоново колено очень сильно ассимилировалось более воинственным Иудиным коленом.

Самым младшим из которых является обсуждение здесь, был Жак и его потомки. Бог избрал его вместо Исава, как он выбрал Авраама, но первый Жак должен был доказать себя достойным этого выбора. Он должен был сделать свой звонок или избирательную компанию. Тот факт, что его имя было изменено на Израиль, доказывает, что он это сделал. Ангел, который всю ночь боролся с ним, сказал ему: «Ты победил»; это означает, что он доказал свое достоинство и поэтому получил имя, связанное с этим фактом.

Бог уже показал, как он избрал своих представителей как Исаака, сына Авраама и отца Иакова. У Авраама был еще один сын, Измаил, которого он считал квалифицированным, чтобы быть его наследником. Он сказал Иегове: «Пусть Ишмаэль живет до вас». Позже Бог сказал Аврааму: «В Исааке будут называться ваши потомки». Иегова избрал Исаака отцом обетованного семени в то время, когда Сара, его мать, попросила изгнать Измаила, сына Авраама со своей служанкой. Однако жизнь Ишмаэля сохранилась, и он стал отцом арабской расы, которая также известна.

Некоторые древние авторы демонстрировали завидную осведомленность о судьбе потерянных колен и утверждали, что изгнание способствовало их исправлению. Так, апокрифическая Книга Эзры упоминает, что они живут за рекой Ефрат в стране Арсареф, строго соблюдая Закон.

Еврейский историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» пишет, что «десять колен до сих пор живут по ту сторону Ефрата и столь многочисленны, что их невозможно исчислить». А римский писатель Плиний Старший сообщает, что вернуться из изгнания потерянным коленам мешает река Самбатион с ее бурным течением. В субботу русло реки высыхает, «но перейти ее нельзя, чтобы не нарушать Закона о субботнем дне, когда запрещено совершать далекие путешествия, и при попытке ее перейти в субботу, река начинает бурлить со страшным шумом. Поэтому десять колен Израиля не могут воссоединиться с двумя коленами, — лишь с приходом Мессии это станет возможным».

Измаил преследовал Исаака, и сегодня среди потомков этих двух сыновей существует ненависть. Исав взял дочь Измаила в качестве своей жены, а его потомки, первые иудеи, более или менее смешались с потомками Измаила арабов. По интригующей и интересной последовательности обстоятельств, где продажа молодого сына Яко Хосе, как раба в Египте, все евреи оказались в рабстве в этой стране. Иегова руководил событиями Иисуса Навина, который фактически стал правителем Египта, особенно в течение семи лет голода.

Его высокий статус в египетском правительстве и пользу, которым он пользовался, позволили его отцу, Жако и его семье прийти в Египет. На данный момент его число было ограничено, но оно быстро увеличивалось. Иаков или Израиль умерли в Египте. До своей смерти он благословил своих двенадцати детей и открыл им, как Бог будет действовать с ними. После смерти Якова его сыновья сформировали ядро ​​народа Израиля. Поэтому Бог начал общаться с ними не индивидуально, а как семья, которая должна была стать великой нацией.

4Мудрецы Мишны и Талмуда, которые, как известно, редко проявляют единодушие по какому-либо вопросу, не изменили себе и в данном случае. «Как этот день проходит и не возвращается, так и израильские колена ушли и не вернутся», — утверждал рабби Акива. «Темнеет и светает. Так же и десять колен: сначала они были во тьме, но потом будет и для них свет», — возражал ему рабби Элиезер. Десять колен «не вернутся, если их дела таковы, как и в тот день (т.е. до их изгнания), но они возвратятся, если дела их (теперь) не таковы», — резюмировал рабби Шимон бен Йегуда.

Когда Израиль переехал в Египет вместе со своей семьей, к ним относились хорошо. Правящий фараон хорошо относился к ним, из-за чего Иосиф, занимавший высокое положение в правительстве, сделал для страны. Но этот фараон умер, как и Иисус Навин, и израильтяне стали угнетенным народом.

На этом этапе своего опыта и провидений Иеговы Моисей был подготовлен с целью его освобождения. Чтобы израильтяне не пропагандировали себя и не защищали Египет, был издан указ о назначении смерти всех новорожденных евреев. Мать Моисея не подчинилась этому указу, она поставила сына в корзину и положила его между берегов Нила.

Еврейский «барон Мюнхаузен» Эльдад Данит (IX век) в своей изобилующей удивительными подробностями книге рассказывает, что сам происходит из колена Дана, а рядом с данитами в «Золотой стране» возле Красного моря «живут в мире и согласии» и другие потерянные колена — Нафтали, Гада и Ашера:

«Там нашли они себе хорошую землю, плодородную, просторную, изобилующую садами, парками, полями и виноградниками <…> И кушиты стали платить дань пришельцам, потому что боялись их <…> У названных колен золото в изобилии; очень и очень много овец, рогатого скота, верблюдов, лошадей и ослов; они сеют, жнут и живут в шатрах, кочуют от границы до границы <…> Детей у них столько, сколько песка на берегу моря, и все мужчины очень воинственны…».

Сестра Мозеса спряталась неподалеку, чтобы следить за ним. Вскоре дочь Фары подошла к краю реки, чтобы искупаться, и ребенок был обнаружен. Она была зачарована мальчиком и решила взять его и создать в королевском доме. Сестра Мозеса подошла и предложила принести ему ребенка для ребенка. Предложение было принято, и именно рука Моисея была выбрана в качестве ребенка.

Таким образом, Моисей стал образованным человеком и мог стать великим лидером. В возрасте сорока лет, опечаленный сложным состоянием, в котором были его люди, он изо всех сил пытался что-то сделать. Но еще не назначенное Богом время для его освобождения, и Моисей был вынужден бежать в землю Мадиам, где он пробыл сорок лет.

Потомки пропавшего колена Иссахара, писал Эльдад, живут «в горах, на берегу моря, в конце персидской и мидийской земель; живут они мирно, спокойно и беспечно, занимаются скотоводством, говорят на священном языке и изучают Тору». К югу от колена Иссахара располагается в шатрах колено Звулуна: «между ними мир, любовь, братство и дружба». А колено Эфраима и половина колена Менаше живут в Южной Аравии, возле Мекки, — они «очень сильны и воинственны, так что один в состоянии победить тысячу человек». А колено Шимона и половина колена Менаше «обитают в стране кузарим (хазар)‚ на расстоянии шести месяцев пути от Иерусалима; они неисчислимы и берут дань с 25 царств. Исмаильтяне платят им дань по причине их страшного вида и храбрости».

Иегова обратился к Моисею с горячим служением и поручил ему избавить израильтян, выведя их из Египта. Некоторые из самых известных чудес, о которых сообщалось в Библии, были сделаны во время этого выпуска под руководством Моисея. Десять язв пришли к египтянам, прежде чем фараон согласился отпустить их; первая была смертью первенца Египта, первенца Израиля сохранились, потому что они находились под защитой крови пасхального агнца. Израильтяне даже сегодня отмечают это чудесное событие в истории своего народа.

Другие чудеса произошли во время путешествия израильского народа, например, пересечения Красного моря и обеспечения небесного человека, пищи, которая позволила израильтянам жить в течение сорока лет, которые продолжались в пустыне Синай. Одна из горьких вод, которые были мощными, и вода, которая прорастала из скалы. В течение этих сорока лет его обувь вообще не проводилась, это было еще одно чудо. Бог Авраама, Исаака и Иакова общался с ними, потому что они были его народом.

Узнав о существовании в далекой Хазарии «еврейского» государства, высокопоставленный чиновник при дворе арабских халифов в Испании Хасдай ибн Шапрут (Х век) был невероятно воодушевлен:

«Чрез это мы подняли голову, наш дух ожил и наши руки окрепли. Царство моего господина стало для нас (оправданием), чтобы раскрывать смело уста. О если бы эта весть получила большую силу, так как благодаря ей увеличится наше возвышение. Благословен Господь, Бог Израиля, который не лишил нас заступника и не упразднил светоч и царство у колен израильских!».

Вскоре после того, как Моисей привел израильтян в пустыню Красным морем, Бог использовал его в качестве посредника, чтобы дать свой закон народу на горе Синай. Закон был подведен в Десяти Заповедях. Это было самое значительное событие в опыте израильтян. Бог обещал, что тот, кто претворит свой закон на практике, будет жить ради него. Это означало, что такой человек не стареет и не умирает, как все.

В Новом Завете апостол Павел писал: «Но смерть царствовала от Адама до Моисея, даже над теми, кто не грешил после преступления Адама, кто есть тот, кто должен был прийти». Адам согрешил со знанием дела и навлек на себя наказание смерти. С тех пор все его потомки умирают из-за его беззакония.

Он вступил в переписку с хазарским правителем Иосифом, намереваясь узнать, к какому колену принадлежит правящая династия, каковы размеры царства, какова численность войск, с кем ведется война и прекращаются ли сражения в субботу. Ответное письмо царя Иосифа, возможно, разочаровало Хасдая, поскольку в нем не подтверждалась версия о еврейском происхождении хазар.

Закон должен был продемонстрировать членам человеческой расы их неспособность обрести жизнь по собственной праведности. Проект был предпринят только с этой маленькой нацией, но результат был бы одинаковым для других народов и рас. Все они несовершенны и греховны. Все продвигаются к смерти и нуждаются в божественной помощи для получения жизни.

Закон должен был служить еще одной миссии в Израиль. Итак, если вы услышите голос Мой и соблюдете завет Мой, тогда вы будете моим особым владением среди всех людей, и вы станете мне царством священников и святым народом. Вот слова, которые вы скажете детям сынов Израилевых. Как мы видели, «Израиль» означает: то, что правит как Бог, как представитель. Это означает, что люди, которым Бог дал это имя, были выбраны, чтобы представлять его на земле - учить, управлять и благословлять согласно обещаниям, содержащимся в его плане.

Потерянные колена и связанные с ними эсхатологические ожидания волновали не только еврейские, но и христианские умы. В «Великой хронике» Матвея Парижского (XIII век) тема потерянных колен возникает в связи с началом монгольского нашествия на Европу:

«Полагают, что эти тартары , одно упоминание которых омерзительно, происходят от десяти колен, которые последовали, отвергнув закон Моисея, за золотыми тельцами [и] которых сначала Александр Македонский пытался заточить среди крутых Каспийских гор смоляными камнями. Когда же он увидел, что дело это свыше человеческих сил, то призвал на помощь Бога Израиля, и сошлись вершины гор друг с другом, и образовалось место неприступное и непроходимое».

Но, чтобы принять участие в этом великом наследии, сыны Иакова должны были доказать, что они достойны ее за искренность, послушание голосу Иеговы и их верность завету, который заключил с ними: завет закона. Из-за его мятежного отношения, особенно развитого в отказе от отчета шпионов о завоевании земли Ханаанской, Иегова решил заставить всех гонок двадцатилетней нации умереть в пустыне после его отъезда из Египта. После смерти Моисея Иисус Навин стал вождем нации и, по его повелению, пересек Иордан, чтобы пойти в обетованную землю Ханаанскую. В этот момент начался новый этап: разделение страны между двенадцатью племенами и возникшими конфликтами. Иисус Навин был верным лидером, верным Своему народу и верным Богу. После смерти Джошуа начался период судей, в течение которого нация не имела центрального правительства; и каждый был свободен действовать по своему усмотрению, в соответствии с его собственным пониманием своих обязанностей перед законом, полученным на Синае. Поведение израильтян было далеко не здоровым. Когда они были слишком преданы греху, особенно идолопоклонства, Иегова наказывал их за вторжение в соседние страны, такие как мадианитяне и другие. Затем, когда они взывали к Иегове, судьи были назначены Им, чтобы освободить их. Последним из судей был Самуил, который также был пророком. Во время его службы люди жаловались на короля. Израильтяне хотели править как другие народы. Иегова сказал Самуилу предупредить их о трудностях, с которыми они столкнутся под властью царя. Тем не менее, они сделали ставку на то, что Иегова приказал Самуилу помазать царя править ими. Его первым царем был Саул, который впоследствии был отвергнут Иеговой из-за его нечестивости и позорно покончил жизнь самоубийством.

  • Первым было сорокалетнее путешествие по пустыне.
  • Исключением были только два правильных шпиона, Калеб и Джошуа.
Давид был избран, чтобы преуспеть в Сауле.

Упрекая иудеев в «чудовищном коварстве», Матвей Парижский разоблачает их планы на всемирное господство: «Многие иудеи собрались в тайном месте по общему согласию. К ним [тот], кто, кажется, был мудрейшим и могущественнейшим из них, обратился, сказав: «<…> Господь наш Адонай долго оставлял нас поверженными под властью христианской. Но ныне грядет час, когда мы обретем свободу, чтобы, наоборот, мы по приговору Божьему их угнетали, чтобы обрел спасение уцелевший Израиль. Ибо вышли братья наши, племя израильское, некогда заключенные, чтобы подчинить себе и нам весь мир». Надо ли говорить, что заговор был разоблачен бдительными христианами, и евреям ничего не оставалось, как отложить свои коварные планы до лучших времен.

Бог дал это свидетельство относительно Давида: «Я нашел Давида, сына Джесси, человека по моему сердцу». Он избрал семью Давида, из которой придет Великий Избавитель Израиля и вся земля: Мессия. Твой дом, и царство твое будет создано вовек пред тобою; Твой престол будет создан навсегда. В Библии говорится об этом обещании, говоря о «твердом благословении, обещанном Давиду». Это описано потому, что для его выполнения требуется божественная милость. Это не только Соломон, но и другие преемники потомков Давида, которые нарушили божественный закон; однако, королевская семья не была взята из этой семьи.

К десяти коленам относятся потомки следующих сыновей Иакова:

Сыновья Лии: Рувим, Симеон, Иссахар, Завулон.

Сын Рахили: Иосиф, два сына которого Манассия (Меннаше) и Ефрем составляли отдельные колена.

Сыновья Валлы: Дан, Неффалим.

Сыновья Зелфы: Гад, Ашер.

К потерянным коленам не относятся два колена, составляющих Иудейское царство — Иуда и Вениамин. Часть Колена Левия, которое не получило своего земельного надела, было рассеяно среди других колен, и часто исключалось из общего подсчета колен, осталась на землях Иудейского царства. Спорным вопросом является принадлежность к «потерянным коленам» колена Симеона. Земли этого племени находились на территории Иудейского царства, поэтому иногда считается, что потерянных колен было девять.

В 732—722 до н. э. Северно-Израильское царство было захвачено ассирийским царем Саргоном II; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

Упоминания о принадлежности конкретным коленам с годами появляются всё реже и реже. Редкие упоминания о принадлежности десяти коленам имеются на рубеже нашей эры. Согласно Новому Завету, пророчица Анна происходила из колена Ашера (Лука 2:36). Рассказывается о встрече Иисуса Христа с самаритянкой (принадлежащей десяти коленам), при этом отмечалось, что иудеи не общаются с самарянами.

Группы, претендующие на происхождение от определённых колен израилевых

Евреи Индии и Китайские евреи

Кочинские евреи Фото 1901—1906 гг.

ВХХ веке в индийских штатах Мизорам и Манипур было обнаружено племя, традиции которого были удивительно схожи с еврейскими. Они совершают обряд обрезания на восьмой день, приносят жертвоприношения в соответствии с предписаниями Торы, практикуют левиратные браки. Общины возглавляют духовные лидеры - Аароны, власть которых передается по наследству. Свое происхождение племя связывает с Менаше (отсюда их самоназвание Бней Менаше — «Сыны Менаше»), имя которого упоминается в ритуальных песнопениях, исполняемых Ааронами. Во второй половине двадцатого века сотни Сынов Менаше устремились в лоно нормативного иудаизма: они отправляли в Бомбей мальчиков и девочек, чтобы те учились в еврейской школе, а в нескольких городах Бирмы и Индии открыли синагоги «Бейт шалом» — «Дом мира», куда по субботам приходили на молитву жители окрестных деревень. В конце ХХ века десятки сынов Менаше формально перешли в иудаизм, а в 2005 году главный сефардский раввин Израиля Шломо Амар признал еврейские корни Бней Менаше, а все сообщество — биологическими и духовными потомками колена Менаше. В 2006 году Бней Менаше получили право на репатриацию в Израиль.

Много небольших групп, в том числе и традиционно относимых к евреям, претендуют на своё происхождение от десяти колен

Крестьяне-мусульмане некоторых деревень в индийском Кашмире считают, что они потомки исчезнувших колен, и называют себя Бней Исраэль. Они не вступают в браки с мусульманами из других деревень, не едят рыбу без чешуи, при приготовлении пищи используют только растительные масла и не работают в субботу, соблюдая запреты еврейской религии. Бней-Исраэль («сыны Израиля») — изолированная группа евреев, говорящая на языке маратхи и проживающая в Бомбее и крупных городах Индии и Пакистана. Некоторые исследования выводят их из пропавших колен, а именно из колена Завулона либо из коэнов — священнослужителей из рода потомков Аарона.

Персидские евреи (и, в частности, бухарские евреи) считают себя потомками колена Ефрема.

Грузинские евреи претендовали на происхождение от Иссахара.

С тех времён, как ассирийцы захватили земли израильтян и увели их в плен в 722 г. до н.э., местонахождение и судьба северных колен Израиля остаётся тайной. В отличии от южных племён царства Иуды, которые вернулись в Иерусалим и восстановили Храм после 70 лет плена в Вавилоне (586-516 до н.э.), в Библии нет никаких упоминаний о возвращении северных племён.

В более широком смысле, включают в себя больше, чем десять племён, исчезнувших со сцены истории после пленения ассирийцами. Ездра и Неемия сообщают, что из вавилонского плена в Иерусалим вернулся лишь остаток . Что же случилось со всеми остальными жителями южного царства, представителями племён Иуды и Вениамина? И что случилось с евреями, остававшимися в Израиле после разрушения Иерусалима и Храма в 70 году, а также после последнего восстания евреев против Рима в 136 году н.э.? Они были изгнаны из своей земли, рассеяны среди наций и народов мира и стали известны как диаспора или рассеяние.

Евреям приходилось мигрировать из страны в страну по всей Европе в средние века, поскольку их постоянно выгоняли. В 855 году их выгнали из Италии, в 1290 — из Англии. Во времена испанской инквизиции евреи были изгнаны из Испании (1492), а затем из Португалии (1497), и после они мигрировали в Оттоманскую империю, Северную Африку и Нидерланды, многие добрались до Южной и Центральной Америки. Сегодня они известны как марраны, конверсо или анусим (переводится как «переученные» или «принуждённые»).

Торговля также сыграла большую роль в расселении евреев по всему миру. Торговцы Ближнего Востока в поисках сокровищ проложили торговые пути в Азию и Африку. Один из самых известных торговых путей, «шёлковый путь» длиной в 6500 км, соединил торговцев шёлком из Китая с покупателями на Ближнем Востоке. Эта дорога привела торговцев-евреев из Персии и других стран в Китай. С 1200 года в городе Кайфан процветала еврейская община, пока наводнение Жёлтой реки в 1800 году не разрушило их синагогу.

У меня была возможность посетить Кайфан в 1995 году с программой помощи, организованной моим другом, Сидом Ротом, целью которой был поиск остатков еврейской общины. И хотя нам удалось тогда встретиться лишь с очень небольшим количеством китайских евреев, сама поездка стала началом путешествия, которое продолжается и по сей день: поиск рассеянных по всему миру детей Израиля и оказание помощи в их восстановлении. Это путешествие порой переживалось как приключение Индианы Джонса, только вместо поиска потерянного ковчега завета , я искал потерянный народ завета. Этот поиск приводил меня в самые отдалённые уголки мира.


Бог предупреждал Израиль, что если они не сохранят Ему верность в соблюдении Его законов и заповедей, то Он изгонит их из земли, и они будут скитаться среди народов:

«И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли» (Втор.28:64)

Так и случилось. Потомки Иакова были рассеяны среди практически всех народов земли. Но в Своей милости и верности Бог также обещал, что придёт день, когда Он соберёт их обратно:

«Когда придут на тебя все слова сии — благословение и проклятие, которые изложил я тебе, и примешь [их] к сердцу своему среди всех народов, в которых рассеет тебя Господь Бог твой, и обратишься к Господу Богу твоему и послушаешь гласа Его, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои от всего сердца твоего и от всей души твоей, — тогда Господь Бог твой возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберёт тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь Бог твой» (Втор.30:1-3)

И пусть племена Израиля потеряны для мира, Бог знает кто они, и где находится каждый из них. Я верю, что мы живём в те самые дни восстановления. И в самом деле, многие еврейские общины становятся известны сегодня и признаются государством Израиля.

«И будет в тот день: Господь снова прострёт руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря» (Ис.11:11)


То, что в древней Библии называлось землёй Хуса (или Куша), скорее всего, является современной Эфиопией. Согласно древней традиции, корни евреев Эфиопии уходят далеко в историю, во времена Соломона и царицы Савской. В рукописи 14 века, известной как Кебра Нагаст («Слава царей»), записано, что у Соломона и царицы Савской был сын по имени Менелик, который вместе с семьёй и Ковчегом Завета в своё время ушёл в Эфиопию.

Другие считают, что ещё во времена исхода некоторые евреи поднялись вверх по Нилу и в конце концов пришли в Эфиопию. Однако, большинство историков относит начало присутствия евреев в Эфиопии к периоду после вавилонского изгнания, а следы миграции евреев из Йемена в Африку прослеживаются вплоть до времён Римской империи. Какова бы ни была история, у нас есть описанный в Новом Завете случай встречи Филипа с эфиопским евнухом (Деян. 8:26-39), который принял веру в Христа, будучи иудеем, а не язычником.

Эфиопские евреи, известные под именем «Бета Исраэль» (Дом Израиля), были официально признаны государством Израиль в 1973 году. Более того, израильское правительство провело две рискованные операции по возвращению их в Израиль. Операция «Моисей» длилась 7 недель в 1984-85, и за это время 8 тысяч эфиопских евреев вернулось в Израиль. Операция «Соломон» была проведена в 1991 году, в результате этой воздушной операции 14,5 тысяч эфиопских евреев были перевезены в Израиль в течении 24 часов. К сожалению, тысячам евреев из «Бета Исраэль» не позволили остаться из-за того, что они были признаны «фалашмура» (принявшие христианство).

Другое племя эфиопских евреев, «Бета Авраам», изначально являлось частью общины «Бета Исраэль». Но в 17 веке среди них появился ложный мессия, который увлёк их за собой в православную церковь. Они откололись от общины и в конце концов поселились в Эфиопии в районе Кечене, недалеко от столицы Аддис-Абебы. Организация «Голос евреев» каждый год привозит докторов и волонтёров для помощи этой общине и поддерживает работу полномасштабной клиники «Бете Хибрет».

Третья ветвь эфиопских евреев, гефат, живёт на юге Эфиопии в сельской местности Волисо и Хосанны. Община из 20-30 тысяч человек живёт обособленно, уже сотни лет строго соблюдая еврейский обряды, включая обрезание мальчиков на восьмой день, помазание кровью ягнёнка дверных косяков в Песах, соблюдение библейских правил кашрута. Их самоназвание, гефат, означает «трубачи» — согласно их устной традиции, они были избраны царями Эфиопии сотни лет назад для того, чтобы трубить в шофар перед Ковчегом Завета во время официальных процессий. Я узнал об этой общине в 2010 году, когда старейшины обратились ко мне за помощью во время одной из наших программ по оказанию медицинской помощи в Аддис-Абебе. На следующий год мы провели первую медицинскую программу в Волисо. Тысячи людей приходили лечиться, с тех пор мы привозим туда врачей регулярно. На данный момент «Голос евреев» поддерживает восемь общин мессианских евреев в Эфиопии, которые переживают период бурного роста.


У восточной границы Индии расположены два штата: Манипур и Мизорам. В этих штатах проживает древняя община, Бней-Менаше, и существует верование, что они являются потомками Манассии. Устная традиция говорит, что они были захвачены ассирийцами вместе с другими северными племенами Израиля и через какое-то время оказались в Китае. А во втором веке они мигрировали в Индию, когда в Китае начались гонения. Многие приняли христианство в 19 веке благодаря работе миссионеров из пресвитерианской церкви Уэльса.

В 2008 году нашествие крыс практически полностью уничтожило урожай риса в Мизораме, грозя голодом. Это бедствие привлекло внимание прессы к Бней-Менаше. Когда я услышал об их бедственном положении, я почувствовал, что Господь побуждает меня сделать что-то. После предварительной поездки, чтобы оценить их потребности, мы привезли сотни тонн риса и большую команду врачей, чтобы предоставить для этой общины бесплатные услуги врачей-терапевтов, стоматологов и окулистов. С тех пор мы возвращаемся каждый год. Более 900 членов общины Бней-Менаше молились с нашей молитвенной группой, принимая Иисуса своим Мессией.

В 2011 году правительство Израиля приняло решение позволить 7300 членам Бней-Менаше переехать в Израиль. Ещё несколько сотен недавно совершили алию, но тысячи всё ещё остаются в Индии и живут за гранью нищеты.

Бог сполна исполнил Своё обещание рассеять детей Израиля по самым отдалённым уголкам мира. И, возможно, нет более явного исполнения этого обещания, нежели в заброшенных лесах Зимбабве, где нам приходилось ждать, пока зебры уйдут с поляны, которую мы использовали в качестве взлётной полосы для нашего шести-местного самолёта. Именно здесь мы нашли племя лемба, насчитывающее более 70 тысяч человек, населяющее различные части Зимбабве и Южной Африки.

В недавнем исследовании ДНК представителей племени лемба обнаружилось 70% присутствие гена коhаним (из древней линии священников-евреев) - это выше, чем в образцах ДНК как сефардов, так и ашкеназов. Это открытие вызвало заметный интерес среди евреев и само по себе поддерживает их 800-летнее заявление о том, что они являются потомками Аарона.

После долгих перелётов и встречи со старейшинами лемба, мы организовали первую программу медицинской помощи в этой общине в 2012 году. У них нет ни электричества, ни отелей, ни ресторанов, нам нужно было завозить всё необходимое на грузовиках по размытым грунтовым дорогам, включая палатки и генераторы, необходимые для работы нашего оборудования. А теперь, два года спустя, в среде лемба возникло 30 мессианских общин, каждую неделю собрания посещают более трёх тысяч человек. На данный момент лемба является самой быстрорастущей еврейской мессианской общиной в мире.


Йибир в Сомалиленд

Через своего друга, Джеральда Гоцена, я узнал о таинственном племени йибир в Сомалиленд. Племя йибир (некоторые считают, что это название происходит от слова Hebrew ) было вынуждено принять ислам многие годы назад, хотя они секретно сохранили свою еврейскую самоидентификацию. В 2012 году я отправил команду в Харгейсу, столицу Сомалиленд, для встречи со старейшинами племени. Они спокойно рассказали о своих еврейских корнях и о своём желании и дальше укреплять связи со своим еврейским наследием и с государством Израиль. Мы продолжаем поддерживать наши отношения и ищем пути помочь им в достижении их цели.

Пуштуны в Афганистане

На территории Афганистана, практически полностью исламской страны, живёт этническая группа, которую называют пуштуны. Многие считают их потомками одного из десяти потерянных племён Израиля. Пуштуны являются самой большой этнической группой в Афганистане. Анализ ДНК не дал результатов, позволяющих сделать однозначные выводы, и учёные уже несколько столетий не могут прийти к согласию относительно их истинного происхождения. Тем не менее, пуштуны соблюдают определённые древнееврейские обычаи и традиции. Многие древние указатели написаны на арамейском языке (язык иудаизма первого века) вместо традиционного для этих областей санскрита. Многие имена в семьях пуштунов еврейские, включая такие как Левани (похоже на Леви), Дафтани (похоже на Нафтали) и Джаджи (похоже на Гад). Некоторые историки в 19-м веке называли пуштунов «юсуфзаями», что означает сыны Иосифа.


В Нигерии живёт племя игбо, люди этого племени называют себя Бней Исраэль. Они верят, что являются потомками потерянных племён Гада, Завулона, Манассии, Дана, Асира (Ашера) и Неффалима (Нафтали). Бней Исраэль насчитывает около 30 тысяч человек, и они соблюдают многие библейские праздники, ограничения в еде и другие заповеди Торы.

Мы только что завершили исследовательскую поездку в Нигерию для знакомства со старейшинами и планируем нашу первую программу помощи в следующем году.

Многие совершенно справедливо расценивают возрождение государства Израиль и восстановление Иерусалима как важные вехи в исполнении пророчеств о последних днях, но слишком мало христиан обращают внимание на другие пророческие события, разворачивающиеся у нас перед глазами. Среди этих событий: большое количество евреев, принимающих Иисуса своим Мессией, рост еврейского мессианского движения в мире и возвращение «потерянных племён» на свою землю. С моей точки зрения, это одни из самых важных знаков скорого возвращения Мессии.

В послании к Римлянам 1:16 сказано, что Евангелие есть «сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею» . Хотя некоторые считают, что это просто исторический факт и ничего более, я считаю, что это библейский принцип, который по-прежнему действует сегодня. И, может быть, именно этого не достаёт нашей миссионерской деятельности. Может ли быть так, что когда мы протягиваем руку евреям, мы тем самым открываем дверь к спасению народов? Может быть, это та самая тайна, о которой Павел говорил нам в послании к Римлянам 11:15:

«Ибо если отвержение их — примирение мира, то что [будет] принятие, как не жизнь из мёртвых?»


Так как же мы применяем этот миссионерский взгляд в наших попытках найти «потерянные племена» Израиля, помня о конце времён? С того момента, как в 1999 году мы открыли первую клинику в Гондаре, Эфиопия, сотни целеустремлённых волонтёров из церковных общин со всего мира работали с «Jewish Voice» в более, чем 20 программах медицинской помощи для бедных еврейских общин. Божьей милостью, мы обеспечили бесплатной медицинской помощью более 211 тысяч пациентов. В наших клиниках было роздано 37 тысяч пар очков, проведено около 700 глазных операций, 13 тысяч пациентов получили стоматологическую помощь.

И хотя статистика эта прекрасна, намного важнее духовное послание и его результат. Всё, что мы делаем физически для помощи этим людям, имеет конечную цель: заслужить право разделить с ними нашу веру и проявить нашу заботу и любовь. Я часто повторяю нашим волонтёрам, что «людям всё равно, что вы знаете, пока они не узнают, что вам не всё равно» .

В каждой нашей выездной программе помощи есть отдельная палатка для молитв, где пациенты могут молиться вместе с членами нашей команды, где они могут услышать о Боге, который любит их и который послал Своего Сына на смерть ради них. Мы никого не заставляем заходить в эту палатку - наша медицинская помощь бесплатна во всех смыслах - но очень радуемся, когда они приходят. И практическая помощь приносит свои результаты. Количество людей, вместе с которыми наши команды молились ради принятия ими Иешуа в качестве своего Мессии и Спасителя, достигло 38644 человек. Евреи, мусульмане, индусы, люди самых разных верований откликались на эти молитвы. Мы также были свидетелями тысяч сверхъестественных исцелений, осуществлённых и наполненных Святым Духом. Мы видели пациентов, которые вползали в молитвенную палатку на коленях, но выходили на ногах. Мы видели как глухие слышали, слепые видели, как хромых вносили, но выходили они сами!


Сохранение и воссоединение Богом рассеянных племён Израиля является свидетельством Его верности. Иеремия говорил:

Наш портал в Facebook:

«Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днём, уставы луне и звёздам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф — имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда» (Иер.31:35,36)

Он сохранил своих людей через голод, рассеяние, гонения и попытки геноцида. И пусть они «потеряны» для мира, Бог знает, где они… И Он активно собирает их снова прямо на наших глазах. Он не только возвращает их физически на их землю, Он восстанавливает их духовно через Своего Сына.

Джонатан Бернис является президентом международного служения «Jewish Voice», автор книги «Взгляд раввина на Иисуса из Назарета». www.losttribesofisrael.org

Статьи по теме: