Вышивание нитками на картоне схемы. Мастер-класс «Вышивка по картону

Шитье по карте (картону) может быть использовано в самых разных областях церковной вышивки. Возникнув во второй половине XVI века, непрерывно развиваясь и совершенствуясь в течение всего XVII века, эта техника в XVIII-XIX веках стала одной из ведущих в украшении шитой церковной утвари и богослужебных одежд. Шитье по картону применяется в основном для плотных, тяжелых тканей и на изделиях, предполагающих подкладку. В древности в качестве «настила» под вышивку использовали бересту, кожу, бумагу в несколько сло ев. Современные вышивальщицы применяют плот ный гладкий картон (электрокартон) различной толщины. Применяя в одной работе картон разной толщины, несколько оттенков золотых и серебряных нитей, пользуясь различными приемами шитья по карте, можно создать драгоценную, богатую нюансами фактуру вышивки.

Подготовка картонных форм

Картонные детали вырезают специальным острым ножом со скошенным лезвием. Края картонных деталей обрабатывают мелкой наждачной бумагой или напильником (пилкой для ногтей), убирая неровности, шероховатости и скругляя верхние ребра краев, чтобы не портилась (не ломалась и не перетиралась) золотная нить. На рис. 1а вы видите простейшую картонную деталь с необработанным краем, на рис. 1б — с обработанным.

Перевод рисунка на ткань и крепление картонных деталей

В шитье по картону можно пользоваться обычными способами перевода рисунка на ткань (через копировальную бумагу, силками, «в припорох»). В этих случаях картонные формы либо приклеивают к ткани клеем ПВА или «Момент», либо пришивают. Стежки при этом должны располагаться перпендикулярно нитям будущей вышивки. Детали следует прикреплять тонкой, но прочной нитью, предварительно прокалывая картон шилом. Особенно нужно следить за тем, чтобы хорошо были прикреплены острые и выступающие края. (рис. 4).

Кроме общих способов перевода рисунка на ткань, в шитье по картону есть и свои особые приемы. Если вышивка выполняется по бархату, то при простом приклеивании или пришивании деталей они могут смещаться из-за подвижности бархатного ворса. При выполнении сложного рисунка, состоящего из множества деталей, можно пользоваться следующим способом: рисунок вышивки переносится на папиросную бумагу или кальку. На нее приклеиваются заранее вырезанные и обработанные картонные детали. Эту заготовку размещают на ткани по месту вышивки и прикрепляют по краю (приметывают). Затем прокладывают силки по остальным линиям рисунка (если они есть), предназначенным для выполнения в других техниках (это могут быть шнуры, канитель, жемчуг и др.). Работу выполняют в следующем порядке:

  • картонные детали пришивают к ткани, как описано выше;
  • выполняется вышивка по картону;
  • затем папиросная бумага удаляется;
  • по линиям силков выполняется вышивка в других техниках;
  • по окончании работы удаляют стежки наметки, если они видны.

В нашей мастерской мы почти всегда пользуемся этим способом, так как он обеспечивает точность расположения деталей рисунка, к тому же папиросная бумага или калька предохраняет поверхность ткани от загрязнения в процессе работы.

Техника вышивки

Как и при освоении любой другой техники, в вышивке по картону следует начинать с наиболее легкого образца. Шитье по картону относится к техникам шитья «в прикреп»: золотной нитью покрывается только лицевая поверхность вышивки, на изнанку золотная нить не выходит, пришиваясь к ткани одинарной прикрепной нитью (шелковой, ЛЛ, х/б) в тон золота или серебра.

Для выполнения учебных образцов можно вначале использовать вместо золотных нитей простые, менее дорогостоящие, например «Ирис». Этот материал мягче, и начинающим осваивать эту технику будет легче с ним справиться.

В шитье по картону нужно обязательно пользоваться шилом: оно обеспечивает точность и аккуратность шитья, значительно увеличивает скорость работы.

1. «Полоска» (прямой стежок)

В качестве первого образца предлагаем обшить полоску шириной 8-10 мм. Картон нужно обработать описанным выше способом и прикрепить к ткани (приклеить или пришить несколькими стежками, перпендикулярными направлению золотной нити).

Способ А (одинарная нить). Рабочую (прикрепную) нить закрепляем обычным способом у края картонной детали, стараясь спрятать закрепку под картон. Затем с помощью вспомогательной иголки с большим ушком кончик золотной нити, намотанной на витейку или катушку, выводим с лица на изнаночную сторону рядом с закрепкой и фиксируем двумя короткими стежками прикрепной нити в месте выхода из ткани. Кончик золотной нити на изнанке обрезаем до 1-1,5 см. Потом нить прикрепа выводится с изнанки на лицо у противоположного края детали и, захватив золотную нить, опять выводится на изнанку. При этом делается небольшой стежок, чтобы золотная нить не вытягивалась на изнанку. Затем игла с прикрепной нитью снова выводится у противоположного края детали, но не вплотную к предыдущему стежку, а на расстоянии толщины золотной нити. Далее игла захватывает золотную нить, как показано на рис. 6, и вкалывается вплотную к предыдущему стежку (т. е. делается шаг назад). Если прием выполнен верно, золотная нить сама развернется в нужную сторону.


Способ Б (двойная нить). Шить по картону можно как одинарной золотной нитью, так и двойной. Для шитья двойной нитью более подходит другой способ крепления, он показан на рис. 8 (в этом случае надо следить, чтобы две золотные нити не перекручивались между собой, на рисунке они показаны как одна). Прикрепный стежок расположен перпендикулярно краю картона, длина его чуть меньше миллиметра.

Золотная нить укладывается плотными параллельными рядами строго перпендикулярно краям картона. Ниткам не должно быть тесно, иначе они будут выталкивать друг друга и поверхность не будет гладкой, но в то же время шитье не должно быть редким, иначе картон будет виден.

В шитье по карте есть два различных способа вывода иглы с прикрепной нитью: 1) игла всегда проходит через ткань строго перпендикулярно последней, как во всех других техниках золотной вышивки (рис.9а); 2) игла выводится на лицо немного под углом, из-под картона, и уводится на изнанку так же, под картон (рис. 9б). В нашей мастерской мы пользуемся преимущественно вторым способом.

При шитье и золотную и прикрепную нити нужно подтягивать, чтобы они не болтались на картоне, а плотно прилегали к нему. Натяжение нитей должно быть равномерным.

2. «Полоска» (косой стежок)

При вышивке прямых полос иногда удобнее укладывать золотную нить по косой (этот прием может использоваться при шитье букв или креста, где прямые полосы стыкуются под разными углами, см. рис. 3). В этом случае необходимо следить за тем, чтобы угол наклона нитей не менялся.

3. «Фестоны»

Техника вышивки этого образца точно такая же, как и при шитье по прямой. Нужно все время следить, чтобы золотная нить лежала строго перпендикулярно краям картона, ее натяжение было равномерным. Не должно оставаться просветов между нитями, но им не должно быть при этом тесно.

4. «Волна» (прием «веер»)

Если картонная деталь имеет изгибы, можно применить следующий способ шитья: стежки золотной нити укладывать не параллельно друг другу, а «веером», при этом нужно следить, чтобы они все время оставались перпендикулярными краям картона. Для тренировки предлагаем следующий образец — «волна». На рис. 14 показано, как нужно укладывать золотную нить: стежки все время располагаются перпендикулярно краям картонной детали. По внутренней стороне округлости стежки кладутся как можно плотнее друг к другу, а по внешней — равномерно распределяются так, чтобы просветы между ними были небольшими и одинаковыми, в этом случае вышивка будет смотреться аккуратно и красиво.

Кольцо вокруг креста на рис. 17 и завиток на рис. 12 выполнены с помощью этого приема.

5. «Монетка»

Шитье этого образца удобнее начинать с середины детали. Сначала зашивается одна половина «монетки», затем другая. Края можно смазать «Моментом». Чтобы золотные нити не сползали с картона на ткань, делается небольшой закрепляющий стежок. Для этого в картоне, на расстоянии примерно 2 мм от края, шилом прокалывается отверстие и делается закрепляющий стежок от края детали золотной или прикрепной нитью. Стежок должен лечь перпендикулярно золотным нитям (рис. 19). Таким же образом зашиваются овальные детали, «виноградины», причем золотная нить может укладываться как перпендикулярно краям картона, так и под углом (см. рис. 18). Так же можно закреплять округлые кончики прочих деталей (крестов).

6. «Листик»

Если вышиваемая деталь имеет заостренный кончик, как в образце «листик», вышивку удобнее начать не с начала элемента, а чуть отступив от края. Сперва золотной нитью «в прикреп» зашивается средняя часть листа, и после этого покрываются оставшиеся незашитыми кончики. Если трудно сделать эту тонкую работу «в прикреп», можно закончить работу швом «на проем». Для этого золотную нить вдевают в иглу (нитка должна свободно проходить в оставляемое иглой отверстие, не повреждаясь при этом) и заканчивают работу стежками «на проем» (как в двусторонней глади). Кончики листика можно смазать клеем «Момент», тогда нить не будет соскальзывать с картона (рис. 20).

Листья, как и любые другие детали, можно зашивать и «прямым» и «косым стежком». Золотная нить может использоваться и одинарная, и двойная. Но острые кончики «на проем» удобнее зашивать в одну нить.

7. Листья сложной формы

Часто в шитье по картону приходится вышивать листья более сложной формы, имеющие несколько острых или округлых кончиков. В этом случае применяются все вышеописанные приемы: «веер», «монетка», зашивание острых кончиков «на проем» (рис. 21, 24). Еще до начала вышивания нужно продумать, в каком направлении должны лечь золотные нити в «проблемных» местах: как правило, там, где от листа отделяется зубчик, картон имеет наибольшую ширину. В этих местах карандашом намечается оптимальное направление нити (рис. 25а).


Вышивку начинают, как в образце «листик», чуть отступив от кончика детали; дойдя до места, где лист разделяется надвое, зашивают один из зубчиков, причем кончик, возможно, придется обшивать «на проем». Последовательно зашивают все части листа, вводя новые отрезки золотной нити, или делают протяжки по изнанке, выводя ту же золотную нить в нужном месте. Наконец закрывают оставшийся незашитым вначале кончик.

8. Шитье «с расколом»

Иногда в соответствии с рисунком, или если картонная деталь слишком широкая, требуются дополнительные прикрепные стежки по самому картону. Так как прикрепляется каждая золотная нить, стежки прикрепа выстраиваются в линии, которые могут служить дополнительным декоративным элементом вышивки, если заранее продумано, в каких местах они должны распологаться (рис. 27). Часто этот способ шитья применяется для вышивания сложных элементов, состоящих из нескольких деталей (рис. 28, 30).



Сначала элемент вырезается из картона по контуру, обрабатывается и прикрепляется к ткани. Затем расчерчивается карандашом в соответствии с тем, где будут располагаться линии дополнительных прикрепов. По этим линиям шилом аккуратно процарапываются канавки. Это делается для того, чтобы игла не скользила по картону, а попадала точно в рисунок.

После этого начинаем зашивать элемент золотом, при этом в местах карандашных линий шилом раскалываем картон, выводим с изнанки нить прикрепа, обхватываем ею золотную нить и уводим в ту же дырочку, утягивая на толщину картона так, чтобы ее не было видно. При этом золотная нить не должна вытягиваться на изнанку. Стежки прикрепов должны плотно прилегать друг к другу, при этом нужно следить за тем, чтобы игла не соскальзывала в дырочку предыдущего прикрепа. Очень важно следить также за тем, чтобы игла шила раскалывала картон строго под прямым углом.

Часто образовавшиеся канавки заполняют канителью, цепочкой блесток, тонким шнурком или просто нитью.

9. «Бублик»

Этот способ шитья с расколом применяется в том случае, если в работе не удается обойтись приемом «веер», т. е. если при вышивке сложных округлых деталей угол разворота нитей очень велик. В этом случае картон приходится раскалывать, чтобы вставить более короткие стежки, закрывающие просветы между длинными. Нужно следить за тем, чтобы золотные нити всегда оставались перпендикулярны краю картона. В зависимости от крутизны изгиба детали соотношение длинных и коротких стежков варьируется — 1 длинный и 1 короткий, 2 длинных и 1 короткий и т. д. Длинные стежки выполняются обычным способом, т. е. от края до края картонной детали, а в том месте, где нужно сделать дополнительный короткий стежок, шилом делается отверстие в картоне (ближе к вогнутому краю детали), нить прикрепа выходит с изнанки на лицо через это отверстие, захватывает золотную нить, утягивая ее разворот в отверстие. Следующий длинный стежок золотной нити перекрывает место разворота короткого стежка, делая его практически незаметным. Длинные стежки по внутреннему краю детали должны прилегать как можно ближе друг к другу (рис. 31).

10. «Перекрестие»

Этот прием часто используется для вышивки середин крестов. Место стыковки четырех крыльев креста зашивается одной золотной ниткой. Перекрестие (средний квадратик) расчерчивается по диагонали, шилом делаются канавки.

Вышив одно крыло креста и дойдя до места его соединения с другими сторонами (точка А), разворачиваем золотную нить на 90° и прикрепляем ее у противоположного края соседнего крыла (т. Б). Делаем еще два таких же стежка, замыкая квадрат (тт. В, Г). Далее золотная нить будет все время поворачивать по спирали к центру, прикрепляясь к картону по прочерченным линиям. Для этого шилом делаются проколы в картоне для каждого прикрепного стежка. В конце вышивки, т. е. в середине детали, золотная нить закрепляется двумя маленькими стежками прикрепной нити и выводится на изнанку. Далее можно продолжить обшивать оставшиеся крылья креста.

11. «Крест» (прием «перышки»)

Другой способ выполнения перекрестья представлен на рис. 34.


Все четыре крыла креста по осям имеют продольные канавки и зашиваются по отдельности, начиная от середины креста. Золотная нить прикрепляется в точке А, затем шилом картон раскалывается в точке О и прикрепная нить, выйдя в это отверстие, захватывает золотную и утягивает ее. Следующий прикреп делается в точке Б, т. е. золотная нить сгибается под прямым углом. Это похоже на прикрепный шов «перышки». Таким образом зашивается все крыло креста, а способ зашивки кончика креста зависит от его формы. В нашем случае применены приемы «веер» и «бублик». Расположенные под углом нити по-разному отражают свет, что придает работе дополнительный художественный эффект.

12. «Двойной картон»

Интересного эффекта можно достичь, используя в вышивке картон различной толщины, иногда даже в пределах одной детали. Образцы на рис. 35 вышиты по картону из двух слоев.

Из картона вырезается элемент большей площади, прикрепляется к ткани, затем на него приклеиваются детали, которые по замыслу должны быть более выпуклыми. Вплотную к ним шилом процарапывается канавка. При шитье золотная нитка прикрепляется по контуру наложенных деталей и при этом утягивается ниткой прикрепа на толщину картона. Если вышивка выполнена аккуратно и прикрепная нить не видна, создается эффект дополнительного объема. Можно покрывать всю площадь одной ниткой (рис. 35г), а можно зашивать детали по отдельности (рис. 35а, б, в, д), тогда и нити, и направление шитья могут варьироваться.

13. «Картон с настилом»

Другим вариантом придания вышивке по карте большей объемности служит прикрепление поверх картона дополнительного настила. Это может быть один или несколько шнуров, нитей, веревочек, пришитых или приклеенных поверх катонной детали. На рис. 36 буквы шиты по картону с дополнительным настилом из шнура посередине. Это придает шитью большую выпуклость, и свет отражается от него иначе.

14. «Картон с веревочкой» (с эффектом «наплыва»)

Другой вариант применения настила поверх картонных деталей — это разновысотное шитье с эффектом «наплыва», как будто одна деталь рисунка лежит поверх другой. В лицевом шитье XVIII-XIX вв. этот прием использовался при вышивке одежд золотом по карте, когда нужно было изобразить складки ткани. Мы предлагаем в качестве образца для тренировки вышить листья, лежащие одни поверх других.

Картонная деталь вырезается цельной, на ней по рисунку шилом процарапываются канавки (как при шитье с расколом). По краю того лепестка, который визуально находится сверху, прокладывается веревочка. Она должна быть достаточно плотной (ее можно изготовить самостоятельно, навощив любые нитки, находящиеся под рукой, и скрутив их пальцами). Веревочка пришивается тонкой прочной ниткой поперечными стежками. Дальше начинаем зашивать элемент одной нитью, делая прикрепы по линиям рисунка. Для этого раскалывем картонную деталь шилом по процарапанной канавке.

С этим способом шитья нас познакомили мастерицы из Пензы на московской конференции в ПСТБИ в январе 2003 г. На рис. 39 вы видите выполненный ими оклад иконы.

15. «Корзиночка»

Этот образец выполняется в 2 этапа. Сначала на картон, обработанный и прикрепленный к ткани, кла- дут толстую иглу или спицу и покрывают его золотом «в прикреп» так, как описано в образце «полоска». Спица при этом лежит перпендикулярно золотным нитям, оставляя зазор между ними и картоном. Нити должны быть хорошо натянуты и располагаться плотными параллельными рядами (рис. 43). После выемки спицы они оказываются свободно лежащими на поверхности картона.

Для выполнения второго этапа золотную (или цветную шелковую) нить вставляют в иглу и переплетают с нитями первого слоя «корзинки» в шахматном порядке. Дойдя таким образом до края детали, по изнанке делают протяжку к противоположному краю (как в двусторонней глади). Плетенка может быть квадратной, например 4?4 нити, а может быть и более сложной, 4?2 и т. п. С помощью этого приема можно выполнить различные орнаментальные композиции, как в мозаике (рис. 44, 45).



Как видно из приведенных образцов, техника шитья по картону дает нам достаточно богатые возможности в украшении предметов литургического шитья. Она может быть использована как в орнаментальной, так и в лицевой вышивке. Последняя особенно ярко представлена в церковном шитье России и Украины XVIII-XIX веков.

Торжокские техники золотого шитья

Со второй половины XIX века золотная вышивка активно развивается как народный промысел в г. Торжке Тверской обл. Там до сих пор функционирует фабрика «Торжокские золотошвеи», а также существует профессионально-техническое училище золотной вышивки. Торжокское шитье обладает узнаваемым стилем, близким по характеру и духу к народной вышивке, и использует устоявшиеся традиционные художественные мотивы и технические приемы. Например, в торжокском шитье по карте рабочая нить выходит на лицевую сторону шитья и уводится в одно и то же отверстие, утягивая золотную нить на изнанку. Кроме того, наша терминология несколько отличается от принятой в Торжке: гладкое шитье по картону называется там «литым швом», шитье с расколом и «в прикреп» по картону или настилу — швом «в раскол» (так мы называем одну из техник шелкового шитья). Прикреп «клопчик» имеет два названия, в зависимости от шага прикрепа: швы «бабий» и «гусем». Шитье «в прикреп» по форме называется «плоской накладной гладью». Подробнее с техниками торжокского золотного шитья можно ознакомиться в книге Н. В. Бабушкиной «Золотое шитье» (см. в рубрике «Книжная полка»).

Одной из особенностей торжокской золотошвейной школы является также использование приемов шитья «в прикреп с расколом» по карте с образованием различных геометрических узоров на поверхности плотно покрытого золотом картона. Рисунки этих прикрепов те же, что и при обычном золотном шитье «в прикреп» («городок», «ягодка», «денежка», «черенок» и т. д.).

Обучение вышивке детей 5-7 лет в детском саду

Мастер – класс «Волшебные крестики»

Автор: Шабунова Людмила Александровна, воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №12 «Солнышко», р.п. Юрты, Тайшетского района, Иркутской области.

Данный мастер – класс рассчитан для детей 5-7 лет, для педагогов ДОУ.
Назначение : данный мастер-класс предназначен для обучения вышиванию крестиком детей старших и подготовительных групп.
Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, развитие художественно - творческих способностей ребенка посредством вышивки.
Задачи:
*формировать у детей представление о технике вышивания крестиком.
*Обучать основным приемам вышивки (подготовка ткани, вдевание нити в иглу, закрепление нити на ткани, технике выполнения шва крестик; безопасным приемам работы с материалами и инструментами по вышивке).
*Развивать навыки ручной умелости, внимание, интерес к русскому народному творчеству.
*Воспитывать усидчивость, трудолюбие, самостоятельность, желание сделать близким людям приятное – подарить подарок.

1.Материалы: пяльцы (диаметром 18 см.), нитки мулине (для вышивания используем в 4 сложения), иглы с широким ушком (длиной не более 3 см.), ножницы (размером около 140 – 170 мм), игольницу на каждого ребенка, ткань – плотное вафельное полотно с квадратными клетками, полоски картона с разметкой для выполнения ряда горизонтальных крестиков. (фото 1).


2. Вышивание – один из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного творчества, отличающийся разнообразием приемов выполнения и богатством узоров. Она интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям старшего дошкольного возраста.
«Позвонили в бубенец –
И попали во дворец!
Открывается палата,
Смотрите, чем она богата:
Нет ли там чудовища?
Есть ли там сокровища?
Эта - лучше всех палат!
Здесь лежит несметный клад-
Не для злючек - белоручек,
А для бабушкиных внучек!
Ей подарим в день рожденья
Мы свои произведенья:
Кружевной воротничок,
С петухами рушничок! (фото 2).


3. Рассматриваем схемы для вышивания. (фото 3)


4. Можно предложить детям дорисовать вторую половину схемы по образцу. (фото 4).


5.Полоски из картона с разметкой для выполнения ряда горизонтальных крестиков для упражнения в вышивании, умения детей видеть клетку на вышивке. (фото 5)


6.Начинаем вышиванье снизу вверх с определения места для первого крестика. Вышивка крестиком относится к счетной вышивке, т.е нужно считать клетки. Рассматриваем схему, находим самый длинный горизонтальный ряд крестиков, на нем находим середину, посчитав клетки. Проводим простым карандашом прямую линию с помощью линейки и заключаем узор в квадрат или прямоугольник, при вышивании будет удобно считать клетки. (Фото 6)


7.Теперь нужно найти место для первого крестика на ткани, Находим середину на ткани: складываем ткань пополам (можно посчитать клетки). На схеме находим нижний горизонтальный ряд, отсчитываем вправо необходимое количество клеток от середины узора. Это место первой клетки! (Обратите внимание на вышивание солнышка: вышивать начинаем с самого солнышка, затем лучики, не забудьте снизу оставить для них место). Так же нужно не забыть оставить по краям ткани место для рамки, для тесьмы.
(фото7, 7а, 7б)




8.Вставляем ткань в пяльцы, закрепляем натяжение ткани. (фото 8)


9. Начиная вышивать,нужно закрепить нитку на ткани. Узелков на нитке при вышивании не делаем! Прокалываем верхний правый угол первой клетки и выводим иголку в нижний левый угол (фото 9)


10.Протягиваем иголку с ниткой и оставляем хвостик нитки, нитка прошла по изнаночной стороне работы. (фото 10)






11.Затем иголку вводим в этот же угол рядом с хвостиком и выводим снова в этот же левый нижний угол этой клетки, нитка ляжет сверху и нитка закрепится. Хвостик отрезаем ножницами. (фото 11)


12. Шов крестик представляет собой диагональные перекрещенные стежки одинаковой величины. Выполняют крест в такой последовательности: сначала наклонные стежки справа налево, затем делают возврат в обратную сторону, перекрывая предыдущие стежки накрест (получаются диагоналевые крестики). (фото 12 , 12а, 12б).




13.Когда нить заканчивается ее необходимо закрепить: на изнаночной стороне рядом с оставшейся нитью находим стежок и в него протягиваем иглу с нитью, и в получившуюся петлю протягиваем снова иглу с оставшейся нитью. Получиться узелок. Можно для прочности повторить еще раз. И нить отрезаем. (фото13, 13а, 13б)




14.Вышитую картинку обшиваем косой бейкой либо вставляем в рамку. Подарок готов!
Крестик за крестиком я вышиваю,
И за стежком я кладу свой стежок,
Вот и солнышко засияло,
И расцвел красивый цветок.
Бабочек, сердечки, веселых петушков
С любовью вышиваю тебе я, мой дружок!
(фото 14)


15.Идеи для подарка: к празднику дня Святого Валентина – сердечко, Масленицы – солнышко», елочку – на Новый год. (фото 15)


16.Салфетки с буквами (первая буква имени) можно подарить и себе и друзьям в день рождения. (фото 16)


17.Курочек, цыпляток, петушков вышить к празднику Пасхи. (фото 17)

18.Вышитые скатерти, полотенца, салфетки мы используем для сюжетно-ролевых игр в «Дом», «День рождения». (фото 18, 18а, 18б,18в)





19. Вышитые скатерти, рушники по мотивам русских народных узоров для о используем для оформления мини - музея в группе «Моя Россия». (фото 19)


Схемы вышивки крестом для детей


Новый вид художественной деятельности все больше и больше развивается в последнее время среди рукодельниц. Называется этот вид рукоделия изонить. Это занятие предполагает нанесение графического рисунка на картон или плотную бумагу с помощью ниток. Способ нанесения рисунка напоминает вышивание. Только в качестве основы выбирают не ткань, а картон. Все элементы вышивают по схемам в определенной технике. Вышивание на картоне по схемам очень удобно для начинающих рукодельниц.

Особую популярность получила эта техника в различных образовательных кружках и учреждениях. Дело в том, что обучение технике нитяной графики очень благотворно сказывается на общем развитии ребенка. Так, у ребенка, занятого вышиванием очередного элемента, развивается образное, абстрактное мышление, появляется понимание геометрических фигур. Ребенок становится более усидчивым, внимательным. Малыш старательно и терпеливо постигает азы нового вида деятельности, одновременно разрабатывая моторику рук.


Техника вышивания на картоне нитками для начинающих

Перед тем, как приступить к вышиванию, необходимо подготовить инструменты, с которыми придется работать. Для создания вышивки на картоне понадобится:

  • Картон (для начинающих рукодельниц подойдет специальная гофрированная бумага, которая уже адаптирована для работы с нитками);
  • Нитки (подойдут любые, кроме шерстяных. С ними работать сложнее);
  • Схема рисунка;
  • Ножницы;
  • Шило/булавка;
  • Иглы разной толщины;
  • Карандаш и линейка;
  • Подложка (например, поролон);
  • Скотч;
  • Скрепки.

Суть процесса вышивания нитками на картоне заключается в прокалывании картона иголкой с ниткой в определенной последовательности. Существует три основных метода, которые определяют эту последовательность. Это метод заполнения окружности, угла и дуги.


Заполнение окружности

Для выполнения этого элемента необходимо с помощью циркуля начертить окружность на бумаге, прикрепить рисунок к картону и через равные промежутки сделать отверстия шилом либо булавкой. Количество проколов должно быть четным числом. Чтобы сделать процесс прокалывания наиболее удобным, под картон подкладывают кусок поролона.

Начинать заполнение окружности можно с любой точки. Иглу вводят с изнаночной стороны и протягивают к диаметрально-противоположной точке, снова выводя иглу на обратную сторону. Изнаночной стороной будет та, на которой образовались бугорки от проколов. С обратной стороны иглу вводят в соседнее отверстие и повторяют предыдущие действия, всегда двигаясь в одном направлении.

Вторым вариантом заполнения окружности будет заполнение по линии хорды. Это значит, что самую первую линию прокладывают не по линии диаметра, а сбоку от нее. От того, насколько близко друг к другу расположены соединяемые точки, будет зависеть величина внутренней окружности.

Вышивание на картоне нитками: схема окружности

Заполнение угла

Сначала на бумаге чертят угол и так же, как и в случае с окружностью, делают через бумагу на картоне отверстия на равном расстоянии друг от друга. Чем меньше будет это расстояние, тем четче и красивее получится рисунок. При такой разметке лучше использовать тонкую иглу и тонкие нитки.

Процесс заполнения угла начинается с самой дальней от угла точки. С изнаночной стороны иглу выводят на лицевую сторону и прокалывают точку, которая расположена на противоположном луче максимально близко к углу. С изнаночной стороны иглу вводят в соседнюю на этом луче точку и выводят нить на лицо. Далее иглу вводят в предпоследнюю точку противоположного луча. Таким образом продолжают до тех пор, пока все проколы не будут использованы.


Заполнение дуги

Начало работы происходит по той же схеме. Рисуют дугу и наносят отверстия. Заполнение дуги начинается с самой крайней точки. Иглу выводят с изнаночной стороны и произвольно выбирают точку для ввода ее на обратную сторону. Чем ближе друг к другу будут выбранные точки, тем уже получится дуга. Все действия всегда производятся в одном направлении.

С помощью метода вышивания нитками на картоне можно изготовить красивую открытку или создавать милые картинки для украшений детской комнаты, и даже целые шедевры для стен гостиной. Этим способом можно вышивать любые картины. Это могут быть цветы и пейзажи, птицы и животные, величественные храмы и великолепные корабли, фигуры людей или абстрактные предметы.

Конечно, многое зависит от мастерства. Для начала можно попробовать вышить розу. Она состоит из различных дугообразных элементов. Чем меньше расстояние будет между проколами, тем плотнее будет вышивка. Научившись вышивать самые простые схемы для детей, можно взяться за работу посложнее. Максимально сложным считается вышивание тоновых изображений. Здесь очень важно правильно разместить все элементы, подобрать цвета ниток. Картины, вышитые в этой технике, получаются очень живописными и изысканными. Техника нитяной графики - это увлекательное занятие для детей и взрослых.

Видео по теме статьи

Совершенно необыкновенным является рукоделие, которое предполагает создание картин при помощи ниток на твердой основе. Для начинающих отметим, что это рукоделие называется изонить, или нитяная графика. Такой вид искусства впервые появился в Англии. Этот способ переплетения ниток придумали английские ткачи. Они вбивали гвозди в дощечки, и в определенной последовательности натягивали на них нитки. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые становились украшением дома.

Вышивка нитками на картоне или бумаге является несложным занятием даже для начинающих вышивальщиц, особое внимание сейчас уделяется . Для этого рукоделия обязательным является наличие схемы. Такие схемы имеются в нашем уроке. С помощью приемов может быть изготовлена подарочная открытка или картина, а возможно вы захотите украсить работой ваш собственный дом. Картина или открытка обязательно понравятся вашим родственникам и друзьям.



Предлагаем вашему вниманию мастер класс для начинающих, в котором постараемся научиться приемам работы техникой вышивки на бумаге. Для этого потребуется:

  • ножницы;
  • иголка;
  • булавка;
  • скрепки;
  • поролон;
  • скотч;
  • картон;
  • нитки (любые).

Вышивка на бумаге или картоне сродни рисунку нитями на твердой основе. Картон выбираем по размеру рисунка, и обязательно позаботимся о наличии схемы для работы. Для начинающих поясняем, что вышивка нитками фигур выполняется по проколотым точкам.

А сейчас для обучения выполним необходимые упражнения. Вышивка нитками на твердой основе начинается с того, что небольшой кусок картона нужно положить на поролон. Произвольно прокалываем шесть точек булавкой, и определяем изнаночную сторону картона, на которой имеются бугорки от прокола. Лицевая сторона остается гладкой.

Вышивка прямой линии нитками на бумаге

Наш мастер класс предназначен для начинающих. Отметим, что вышивка нитками по картону или бумаге имеет в основе простую прямую линию. Начнем с самого простого, и вышьем линию на бумаге. В нашем случае линия представляет собой две точки, соединенные между собой нитью. Для вышивания нитками по картону желательно брать готовые рисунки в виде точек. А мы сделаем две точки, у которых нет номера, поэтому вышивка может начинаться с любой. Берем картон, к лицевой стороне которого прикладываем рисунок в виде точек, и закрепляем скрепками.


Кладем все это на поролон, прокалываем отмеченные точки булавкой. Картон поднимем, и рассмотрим на свет проколотые места. После этого убираем скрепки, вкладываем нитку в иголку и начинаем шить. Выводим иголку с ниткой с изнаночной стороны, закрепляя скотчем кончик нити. А теперь выводим иголку с ниткой с лицевой стороны на изнаночную, закрепляем скотчем и отрезаем нить. Нить подтягиваем, чтобы на лицевой стороне рисунок не провисал.

Вышивка грибочка нитками на бумаге

Пояснив первичный материал для начинающих изучать нитяную графику, можно усложнять схемы, и попробовать вышить грибочек. Из схемы гриба следует, что там имеется много линий, а цифры у точек отсутствуют. Поэтому мы можем вышивать гриб из любой точки, а линии подскажут нам, какую из них с какой нужно соединять. Начнем вышивать сверху вниз. Введем нить в точку (дырочку) с изнаночной стороны, закрепляем конец скотчем и вышиваем первую линию. Затем на изнаночной стороне вводим иголку в точку, соседнюю с выходом нитки. На лицевой стороне введем нить в точку напротив, вышивая линию.

Эту технику продолжаем до тех пор, пока не закончим работу, или пока не закончится нитка. Если нитка закончилась, то закрепляем ее скотчем и отрезаем лишнее. Новую нить заводим в соседнюю дырочку, и продолжаем вышивать.

Главные и основные элементы нитяной графики

Основой нитяной графики являются три элемента:

  • заполнение угла;
  • заполнение круга;
  • заполнение дуг.

Освоив три базовых элемента, вы сможете вышивать нитяной графикой любые картины, даже самые сложные, а вышивка нитью на бумаге станет для вас понятной и доступной.

Заполнение угла при вышивке нитками на картоне или бумаге

Нарисуем угол карандашом на картоне, и разметим линии угла через одинаковое расстояние. Для обучения расстояние для разметки выбираем примерно один сантиметр. В будущем вам нужно знать, что чем мельче разметка, тем красивее вышивка, при мелкой разметке выбирайте тонкую иглу и нить. Для нашего урока нитки могут быть более толстыми, но их марка и вид не имеют никакого значения. После разметки делаем проколы картона по размеченным точкам. Дырочки делаем небольшими, иначе они будут очень заметны на бумаге.

Вышивать начнем с последней точки одной из линий угла, выводя нитку с изнанки на лицевую сторону. Затем вводим иголку в первую точку противоположной линии, переворачиваем картон на изнанку и вводим нитку в следующую точку от нити. Теперь выведем нить на лицевую сторону и отправляем ее на противоположную линию, в предпоследнюю дырочку. Работу опять переворачиваем, и идем в следующую верхнюю точку. Выводим нитку на лицевую сторону и пересекаем угол, проходя в третью точку от верха.

Работу по заполнению угла продолжаем в этой же технике до самого конца. Для завершения угла из последней нижней точки мы должны пройти нитью в верхнюю, и затем из этой верхней точки перевести нить в нижнюю дырочку противоположной линии. Теперь заполнение угла полностью закончено. Добавим к уже сказанному, что угол может быть острым, тупым или даже развернутым. Соединяя вместе разные углы, можно получить очень красивые и разнообразные фигуры.

Заполнение окружности

Карандашом рисуем окружность, и делаем на ней разметку. Внимательно следим за тем, чтобы разметка на окружности проводилась строго через одинаковые отрезки. От этого зависит красота вышивки на картоне, и в этом заключается смысл схемы нашей работы. Выводим иголку с ниткой с изнаночной стороны работы на лицо, из любой размеченной точки. Пересекаем круг по диаметру, и отправляем нить в место пересечения, выходя на изнанку работы. Теперь заводим иглу в соседнюю точку, выходим ниткой на лицо работы, и снова пересекаем круг по диаметру. Двигаемся всегда в одном направлении.

Чем больше мы делаем дырочек при разметке, тем плотнее ложатся нитки, и тем больше заполнение круга. Хотелось бы отметить еще одну особенность заполнения круга. Дело в том, что его можно делать не только по линии диаметра круга, но и по хорде. Начало работы идет так же, как и в первом случае. Делается заготовка круга, и на ней прокалываем дырочки на одинаковом расстоянии. Игла проводится в любую точку с изнаночной стороны и выводится на лицо. А теперь нить проводим не по диаметру круга, а через одну точку от него (для примера). Вы можете выбирать любые расстояния.

Выводим ее на изнанку работы, и вкалываем иглу в ближайшую дырочку. Затем снова выводим иглу на лицевую сторону, и выполняем такую же хорду, как и первая. Необходимо посчитать количество точек между началом и концом первой хорды, и соблюдать этот промежуток на протяжении всей работы, вышивая каждую линию. Такая вышивка не похожа на заполнение окружности по линии диаметра. Первое отличие заключается в том, что некоторые точки приходится прокалывать два раза вместо одного. Кроме этого, в центре окружности образуется еще один круг, поменьше. Эта вторая окружность не заполнена нитками.

Видео: Учимся нитяной графике

Вышиваем розу техникой изонить

Что можно вышить нитками на картоне или бумаге? Рассматривая готовые работы, изготовленные в технике нитяной графики, отметим огромное разнообразие предметов и тем, которые на них вышиты. Это пейзажи и цветы, фигуры людей и великолепные храмы. Но мы сегодня расскажем для начинающих вышивальщиц, как вышить простую розочку, пользуясь приемами нитяной графики. Для этого необходимо научиться выполнять простые дуги, из которых будет выполнен цветок розы.

Дуга может состоять из четного или нечетного количества точек. Мы с вами берем для примера 14 и 13 точек. Нарисуем дугу на картоне, и прокалываем на ней точки. Вышивать дугу можно с любой стороны, из первой точки. Вышиваем дугу в алгоритме окружности. Можем сделать это, пропуская одну точку, и получая самую тонкую дугу. В нашем случае можно делать линии максимально через шесть точек. Чем большее количество точек мы пропустим, тем шире получится дуга.

На рисунке розы нет цифр, на дугах четное и нечетное количество точек. Решите сами, через какое количество точек вы будете заполнять каждую дугу. Научившись вышивать розы, вы сможете изготавливать поздравительные открытки. Любая открытка станет отличным подарком родным и близким людям. Все пояснения к вышивке розы имеются в одном из видео, которое прилагается к уроку. Там же вы найдете схему розы для вашей вышивки.

Схемы вышивки в технике изонить











Удивительный вид декоративно – прикладного творчества был придуман английскими ткачами в 17 веке. Вышивка на картоне быстро и просто специальными нитками, оригинально переплетёнными и уложенными в определённый рисунок, называется изонить. Занятия нитяной графикой воспитывают художественный вкус, учат наблюдать и делать выводы, расширяют кругозор.

С помощью графической техники изонить выполняются большие декоративные картины, панно, открытки, орнаменты и т.д. Освоить нитяную графику довольно просто. Главное, внимательно изучить основы вышивки и прислушиваться к советам мастеров.

Учимся вышивке на картоне нитками: сновные схемы ниткографии

В работе есть две базовые схемы:

  • Заполнение угла.
  • Заполнение круга.

Разумеется, начинающим рукодельницам будет непросто создать по схеме масштабное полотно. Но с приобретением опыта всё получится. Не зря изучение нитяной графики включают в школьную программу, изучают на факультативах.

Необходимые материалы для занятий нитяной графикой:

Инструменты:

  • Циркуль.

Круглых основ в ниткографии очень много. Окружность – основной элемент графической техники изонить. Поэтому удобный циркуль в работе необходим.

  • Хорошо заточенный простой карандаш.

Пригодится для нанесения схемы вышивки на твёрдую основу.

  • Прозрачная линейка 15см и 30см.
  • Шило и швейная булавка для прокалывания отверстий в твёрдой основе.
  • Набор иголок разной толщины.
  • Напёрсток.

Он будет особенно полезен для начинающих обучение. После приобретения начальных навыков напёрстком можно пользоваться по желанию.

  • Острые ножницы.

Нитки не должны лохматиться при обрезании.

  • Предмет для защиты рабочей поверхности.

Ниточной графикой неудобно заниматься на весу. Иглами или шилом легко поцарапать рабочее место. Для защитных целей можно приспособить кусок линолеума, лист пенопласта или махровое полотенце.

  • Скотч или клей ПВА.

Пригодится для закрепления отрезанных нитей с изнаночной стороны работы.

  • Канцелярские зажимы.

Надёжно крепят схемы на основе до начала прокалывания отверстий для работы.

Выбираем основу для вышивки.

Плотный цветной картон – идеальная основа для занятий в технике изонить. Выбирайте однородный, окрашенный с двух сторон разным цветом, материал. Хорошая плотность не даст основе прорваться от затягиваемых ниток. И ещё у нас появится возможность накалывать отверстия на минимальном расстоянии друг от друга. Это поможет вышиваемой картине стать более ажурной и живописной.

Оригинально смотрятся работы, выполненные на бархатной бумаге. Но учтите, что для повышения плотности её лучше комбинировать с картоном.

Подбираем нитки для работы.

От правильно подобранных ниток зависит качество работы. В зависимости от композиции это может быть блестящий и неблестящий материал. При выполнении кручёными нитками поделка выглядит аккуратнее.

В нитяной графике чаще всего работают с мулине или ирисом. Работать с этим материалом легко. Только нужно следить, чтобы нитки не разлохмачивались.

Шерстяная нить хуже всего подходит для работы в этой технике. Работа, вышитая шерстью, выглядит тускло и несимпатично. Зато шерстяные нитки незаменимы для тренировок при освоении техники изонить. Они толстые, их сложно запутать или порвать.

Для начинающих на схемы наносят специальные обозначения.

  • Арабские цифры указывают последовательность пробивания дырочек на эскизе.
  • Римские знаки подсказывают, как на изображение нанести стежки разной длины. Протяжённость стежка указывают линиями. Стоящая рядом римская цифра называет исполнителю вышивки последовательность выполнения стежков.
  • Стрелки покажут направление движения в процессе исполнения элемента.
  • Чёрточка на внутренней части эскиза обозначает протяжённость стежка.

Эта техника отлично подходит для детей. Поняв суть на одном образце, легко освоить остальные нюансы.

Мастер-класс вышивки одуванчика в технике нитяной графики

Материалы для работы:

  • Нитки белого цвета для пушистых головок одуванчиков.
  • Нитки зелёного цвета для листиков и стебельков.
  • Цветной картон для основы. Эффектно седые одуванчики смотрятся на чёрном фоне. Голубой или жёлтый цвет картона также подойдёт.
  • Скотч или клей для закрепления концов нитей.
  • Игла, ножницы.

Порядок действий:

  • Вышиваем головку – круг.

На картоне циркулем вычерчиваем окружность, делим на 16 равных частей. Пробиваем дырочки, каждому отверстию присваиваем порядковый номер.

Сквозь отверстия продеваем нити, как это показано на схеме.

Для работы отрезайте нити средней длины. Иначе нитки будут путаться, на них образовываются ненужные узелки. Это раздражает и мешает работе.

Если неприятность произошла, осторожно тяните нитку назад, стараясь распустить узел.

Вовремя закрепляйте обрезанные кончики нитей клеем или скотчем.

  • Вышиваем листик – уголок.

На основе чертим угол, делим его на равные части. Пронумеровываем их и расшиваем нитями в указанных на схеме направлениях.

Изонить может предложить массу разнообразных тем. Для схем – основ подойдут готовые шаблоны – раскраски. Порядок действий прост:

  • Распечатать готовую картинку;
  • Поделить каждый элемент изображения на точки;
  • Пронумеровать;
  • Вышить.

Схемы картин с цифрами сложны для новичков. Лучше отшивать работу фрагментами, по одной детали.

Мастерим красивую открытку «Бабочка» в технике изонить

Выполняется простыми стежками, которые постепенно заполняют всё пространство эскиза. За счет многослойного наложения крестиков друг на друга получается красивое ажурное плетение.

Туловище и усики формируются прямыми стежками, прошитыми по прямой линии. Приятно получить такую поздравительную открытку ко дню рождения.

Изделия, созданные с помощью графической техники изонить, являются той самой «красотой, которая спасёт мир». Пусть занятия нитяной графикой приносят вам только радость и удовольствие.

Видео-уроки для вдохновения по теме статьи

Статьи по теме: