Вопросы детского развития: когда можно сажать ребенка. Когда можно начинать сажать ребенка Что важно при обучении сидению

Долгожданное событие случилось, и в семье появился маленький наследник и будущий мужчина. Крохотный ребенок первые месяцы только лежит и познает мир с горизонтального положения, но спустя несколько месяцев он окрепнет, и уже будет совершать вполне осознанные движения. Все родителям хочется чтобы их малыш быстрее обрел относительную самостоятельность и поэтому многих их них волнует вопрос – во сколько месяцев можно присаживать мальчиков и какие условия необходимо всегда соблюдать для того чтобы не навредить его здоровью.

Для того чтобы полностью раскрыть этот вопрос необходимо знать анатомию опорно — двигательного аппарата маленького человечка и внимательно наблюдать за его общим развитием.

Этапы развития грудничка

Все малыши рождаются с позвоночником, предназначенным только для горизонтального положения. В позвоночном столбе новорожденного ребенка нет естественных изгибов как у взрослого человека. Кифозы и лордозы формируются постепенно, и именно они отвечают за нормальную осанку в то время когда человек ходит или сидит. У малыша позвоночник не стабильный и нет нужного мышечного каркаса, поэтому ранее присаживание чревато искривлением позвоночного столба. Под влиянием этого процесса и собственного веса ребенка будет страдать не только вся двигательная система, кости и мышцы, но и основные внутренние органы, а это негативно повлияет на их функционирование.

Когда можно присаживать мальчиков решать необходимо после того, как будет заметно его общее развитие. Укрепление мышц и позвоночника зависит от того когда малыш начинает переворачиваться, поднимать головку, активно двигать ручками и ножками. Все эти незначительные для взрослого человека действия для крохи являются очень важными и приводят к постепенному и нужному укреплению всего организма. Считается, что необходимое анатомическое становление опорно – связочного аппарата достигается примерно к полугодию жизни и до этого времени предпринимать попытки сажать мальчика не стоит.

В каком возрасте нужно присаживать ребенка (видео)?

Как определить, что организм мальчика готов сидеть

Не равнодушные родители каждый день фиксируют любые изменения в поведении крохи и сверяют его развитие с обще принятыми нормами.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Некоторые малыши от природы флегматичны, неохотно переворачиваются, возмущаются, когда их переворачивают на животик. Это значит, что их мышечная система и кости позвоночника не получают активную нагрузку и укрепляются медленнее. Таких крох не стоит сажать раньше шести месяцев.

Другие груднички, наоборот, с самого рождения подвижны, самостоятельно начинают переворачиваться, вертят головкой во все стороны, машут ручками и ножками, под влиянием этих движений укрепляется и позвоночник, таких малышей аккуратно и на несколько минут можно присаживать уже ближе к 5 месяцам.

А вообще, время когда можно сажать мальчиков вам подскажет опытный педиатр после тщательного осмотра.

Самостоятельно решение о присаживании можно принять в следующих случаях:

  • Ребенок активно и без труда и обратно.
  • Малыш уверенно , приподнимает ее из горизонтального положения.
  • Кроха уверенно стоит, удерживаясь за ваши руки.
  • Малыш предпринимает попытки подняться самостоятельно, а удерживаясь за пальцы, может принять вертикальное положение.

Со скольки месяцев сажать сына нужно решать и обращая внимание на его телосложение. Плотных грудничков с большим весом рекомендуется присаживать как можно позже – их масса тела негативно воздействует на неокрепший позвоночник. Худенькие мальчики хорошо переносят присаживания на руках и в пять месяцев. Педиатры советуют сажать надолго ребенка после того как он уже начнет хорошо ползать – стоя на четвереньках малыш способствует правильному формированию позвоночного столба.

Присаживайтесть вовремя и правильно (видео)

Что необходимо учитывать, присаживая мальчика

Необходимо учитывать, что резкий переход с горизонтального положения к самостоятельному сидению не допустим. То есть нельзя ребенка сразу же посадить в подушки и оставить его в такой позе на полчаса или час, нагрузка на двигательную систему и связки должна быть постепенной.

Рекомендации педиатров (правильное присаживание)
  • Присаживать на руках малыша можно с трех – четырех месяцев. При этом положение тела ребенка должно быть полусидящим, а ножки не должны быть сильно согнуты.
  • Первые попытки присаживания ограничиваются несколькими минутами.
  • Если малыш не делает активных попыток к переворачиванию, плохо держится в вертикальном положении на ножках, не желает ползать, то присаживание в подушки или на стульчик необходимо отложить.
  • Все первые месяцы жизни нужно способствовать укреплению мышечного каркаса. Для выполнения этого условия подойдет легкий массаж, ежедневная гимнастика, выкладывания малыша на животик, стимулирование переворачивания и поднятия головки.
  • Первые попытки присаживания рекомендуется делать на маминых коленях. В такой позе спинка малыша оказывается зафиксированной, а копчик не упирается в жесткое основание, поэтому так сидеть гораздо безопаснее. Сажать на колени можно начинать с пяти месяцев на несколько секунд.

Некоторые малыши совершенно не хотят сидеть на стульчиках или на диване ни в пять, ни в семь месяцев. Если малыш плачет, пытается лечь, то сажать его не стоит – ребенок сам захочет в определенное время увидеть мир под другим углом. Многие груднички сначала

Как усадить ребенка за уроки.

Начнем с умения регулировать собственное поведение. Практика показывает, что родителям не всегда удается справиться с воспитанием у ребенка в дошкольный период произвольности поведения и что во многих случаях трудности, с которыми он сталкивается в процессе учебы, вызываются как раз этим обстоятельством.

В школе все очень просто. Учитель полностью управляет учебным процессом, деятельностью ученика. Иное дело дома. Там никто не руководит поведением школьника так, как это делает учитель в классе. Все необходимые «команды» ученик должен отдать себе сам. А он зачастую или не знает этих «команд» или не умеет, отдать их себе, или не умеет выполнять их. Следовательно, научить детей учиться – значит научить их организовывать свое внешнее поведение. Что же мы делаем для этого? В 1 и 2 классе это качество формируется через игру, но по строгим правилам, без скидок на возраст (лото, шашки, домино) и через совместную деятельность. В процессе этого ребенок приобретает умение сосредотачиваться на выполняемом деле. Важно также выработать у ребенка привычку быстро переключаться с одного дела на другое; отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным; не позволять ребенку игнорировать указания; приучать делать всё необходимое с первого напоминания. После этого даём ребёнку самостоятельные поручения, а уже позже переводим их в постоянные обязанности. Эти обязанности ребёнок должен иметь не только в школе, но и дома. Обычное родительское заблуждение, что кроме учёбы у школьника не должно быть других дел. Ребёнок, который имеет обязанности, привыкает ценить время, планировать свою деятельность, приступает к делу без проволочек и добивается хороших результатов.

2. Режим.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Казалось бы, не всё ли равно, в какое время ребёнок готовит уроки, лишь бы задания были тщательно выполнены. Однако это далеко не так. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали что, как правило, отличники и хорошисты имеют твердо установленное время для занятий. Воспитание привычки к систематичной работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без которого не могут быть достигнуты серьёзные успехи в учёбе. Вот почему садиться за уроки надо всегда в одно и то же время. Поначалу это требует определённых усилий со стороны школьника, но постепенно вырабатывается привычка. Хорошо известно, что школьник, привыкший заниматься в одно и то же время, не только чувствует приближение этого времени, но, более того, у него появляется к этому времени осознанное или неосознанное предрасположение к умственной работе. Что, несомненно, влияет на качество выполняемой работы.

3. Втягивание в работу.

Одно из важных правил приготовления уроков заключается в том, чтобы начинать работу немедленно. Чем дольше человек оттягивает начало работы, тем более длительным будет период «втягивания» или «вхождения». Поэтому, обучая детей тому, как учиться, мы приучаем их, приступать к делу сразу, без раскачки с первых дней пребывания в школе. Если этого не сделать, то при глубокой запущенности занятия становятся трудными и неприятными, учёба превращается в отбывание тяжёлой повинности, теряется интерес.

4. Место для занятий.

Рассмотрим ещё один важный момент, которому родители порой не придают значения. Речь идет о том, что школьник должен иметь постоянное место для занятий, полностью отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям. Хорошо организованное рабочее место настраивает ученика на серьёзную работу, сокращает период «втягивания» в неё. В школе мы с первых дней приучаем ребёнка правильно организовывать рабочее место и даём понять, что это место должно быть только для работы. Это помогает выработать у ученика привычку к внутренней мобилизации с момента начала занятий. По данным нашего опроса 95% учащихся начальной школы имеют своё рабочее место дома. Приучая детей правильно работать, мы на уроках добиваемся, чтобы они работали интенсивно, с полной внутренней концентрацией на выполняемом задании. У человека, который привык работать вяло, темп мыслительной деятельности намного медленнее, чем у того, кто привык работать интенсивно. Время, отводимое для домашнего задания, составляет в 1 классе (2 полугодие) – 1 час, во 2 классе – 1,5 часа, в 3 и 4 классе – 2 – 2,5 часа. Паузы должны составлять 10 – 15 минут, через каждые 30 минут работы.

5. В каком порядке учить уроки.

Много споров вызывают вопросы: «В каком порядке делать уроки?», «С чего следует начинать: с устных или письменных, трудных или легких, интересных или скучных?» Ответить на эти вопросы нелегко, прежде всего, потому, что нет, и не может быть единого порядка приготовления уроков, рационального для всех школьников. Обычно в начальных классах учитель рекомендует начинать приготовление уроков с письменных заданий, а потом переходить к устным заданиям. Для учеников 1 и 2 классов такая рекомендация бывает оправданной, так как дети ещё не привыкли к длительным учебным нагрузкам и быстро утомляются. Поэтому этим ученикам приготовление уроков следует начинать с наиболее трудных заданий, то есть письменных.

Как же приучить ребёнка самостоятельно оценивать трудности выполняемой работы? Для начала пусть сам школьник попытается расположить по степени трудности заданные на сегодня уроки, а после того как они выучены, посмотреть согласен ли он сам со своей предварительной оценкой трудности. Когда он научится это делать более или менее безошибочно, он должен определить, какие из изучаемых в школе предметов ему выполнять легче, а какие труднее. Научившись сопоставлять трудность различных школьных предметов, ученик будет уже в состоянии представить себе сложность задаваемых на сегодня уроков. Опрос, проведённый в данном классе, позволяет сделать вывод о том, что большая часть учащихся (86%) предпочитает выполнять сначала письменные предметы, а потом устные. На первом месте стоит русский язык, второе место занимает математика, на последнем месте – литературное чтение и окружающий мир.

6. Формирование контроля.

Необходимо довести до сознания ребёнка одну простую истину: только повторяя урок самому себе, друзьям, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет. Иначе говоря, показать контролирующую функцию повторения. Мы приучаем детей в начальной школе всё время сравнивать свою работу с образцом. Чем раньше поймёт школьник необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Родители часто допускают ошибку, беря на себя большую часть контроля над выполнением домашнего задания. Слов нет, на первых порах подобная помощь необходима. Но, оказывая её, взрослые должны всё время помнить, что главная цель заключается в том, чтобы всему этому постепенно научить самого ребёнка. В противном случае ребёнок не чувствует ответственности за плохо выполненное задание, не проявляет самостоятельности. Чтобы учащиеся могли планировать свои действия, определять учебную задачу заданий, мы обучаем их пользоваться памятками.

Появление ребёнка в семье – всегда большая радость, но и большая ответственность. Теперь нужно пристально следить за этапами его развития и помогать малышу во всех его попытках пройти эти этапы. Здесь нужно прислушиваться не только к своим собственным ощущениям, советам родственников и специальных пособий, но и к мнению вашего врача-педиатра. Именно этот человек достоверно вам расскажет о всех нюансах и успокоит, если ваш ребёнок от этих нюансов немного отклоняется.

Рано или поздно у каждого родителя встаёт вопрос о том, в каком возрасте лучше всего начать присаживать ребёнка, и как это сделать правило, чтобы своими действиями не навредить малышу. Ведь кости и мышцы у маленьких детей совсем не окрепшие и легко травмируются.

Оптимальный возраст

Первым и самым логичным появляется вопрос о возрасте, в котором ребёнку уже нужно сидеть. Это значит, что кости и мышцы окрепли ровно настолько, чтобы выдерживать вес малыша и не перегружаться. Здесь мы говорим о мышцах брюшного пресса и грудной клетки и об укреплении костей спины – именно они выполняют основную функцию по удержанию тела в вертикальном положении.

К шести месяцам эти мышцы и косточки, как правило, сформированы должным образом, поэтому ребёнок, садясь, не испытывает дискомфорта и тяжести в теле. Это оптимальный возраст для того, чтобы начать учить вашего малыша сидеть самостоятельно.

Но из каждого правила есть исключения:

  1. Мальчиков можно начинать присаживать и с четырёх месяцев, особенно если он сам проявляет к этому инициативу: хватается руками за ваши пальцы и подтягивается или приподнимает ноги и тело, силясь самостоятельно сесть.
  2. Девочек не рекомендуют сажать до полугода из-за особенностей строения организма. Ранее присаживание девочки может обернуться большими проблемами во взрослой жизни, например, загибом матки, который может плохо сказаться на деторождении.

Ошибки, которых нельзя совершать

Очень часто, наслушавшись советов хороших знакомых, не обладающих медицинским образованием, родители совершают грубые промахи в приучении своего ребёнка к самостоятельному сидению. Ниже написано то, чего НЕ НУЖНО делать, когда вы учите малыша садиться.

  1. Обкладывать его кучей подушек или усаживать, облокачивая на подушку. Ребёнок должен сидеть САМОСТОЯТЕЛЬНО. Наличие мягкой опоры лишь расслабляет мышцы и связки, которые наоборот должны активно работать и тренироваться. Пусть без опоры малыш учится дольше, зато мышцы и кости его окрепнут совершенно точно, что в будущем поможет избежать проблем с осанкой.
  2. Использовать какую-то опору. Вообще забудьте об этом слове, если хотите научить ребёнка сидеть. Вы можете помогать ему лишь в подтягивании – это тренирует мышцы брюшного пресса, но никогда не усаживайте ребёнка, допустим, у стенки кроватки – это опять же приведёт в дисфункции тех групп мышц, которые должны активно работать.

Обычно, к семи месяцам, ребёнок может спокойно сидеть сам, не пользуясь вашей помощью и, уж тем более, опорой. Если малыш утомился, он просто ляжет на спину или живот и продолжит своё занятие.

Сказать честно, список общеукрепляющих упражнений вам должен предоставить ваш педиатр на плановом осмотре в полгода. Обычно именно на нём врач интересуется, сидит ли ребёнок самостоятельно. Если в ответ он услышит, что малыш не предпринимает даже попыток оторваться от плоской поверхности, то обязательно покажет вам, какие упражнения вы должны делать, чтобы ребёнок начал подниматься в положение сидя.

На следующем осмотре вы услышите тот же вопрос, и если прогресса нет, то вас направят на дообследование к неврологу и ортопеду, чтобы исключить возможные патологии нервной системы, мышц и скелета.

Если никаких заболеваний не обнаружено, то вам настоятельно порекомендуют уделять больше внимания упражнениям, возможно, стоит провести курс массажа и лечебной физкультуры. Всё это укрепляет мышцы и косточки малыша.

Вот некоторые упражнения для ежедневной тренировки ребёнка:

  1. Вы помогаете малышу подниматься из положения «лёжа на спине», удерживая его за ладошки. Делать это стоит очень мягко, помня о хрупкости младенца. Начать можно с 3-4 раз, чтобы ребёнок излишне не утомлялся. Со временем количество подходов можно увеличить.
  2. Предложите ребёнку пальцы своих рук. Он должен схватиться за них и подтянуться вверх. Для начала будет неплохо давать ребёнку обе руки, но со временем предлагайте только одну, второй придерживая ножки малыша под коленками. ВАЖНО: не тяните ребёнка сразу на себя, оставляйте свои руки в неподвижном положении, обязательно дайте ему возможность самому поднять туловище.
  3. Учите малыша балансированию в пространстве. Для этого усадите его на плоскую поверхность без возможности опоры на что-либо. В таком положении вы одной рукой фиксируете его ножки, а второй держите его ладонь. Плавно направляйте его туловище по кругу, давая малышу прочувствовать пустое пространство вокруг него. В этом упражнении допустимо положить вокруг мягкие пружинящие подушки для подстраховки.
  4. Если вы собираетесь покупать манеж, то берите тот, у которого есть крупные ячейки. Ребёнок, помещённый в него, будет иметь хорошую возможность подтягиваться самостоятельно, цепляясь за эти самые ячейки.

Общеукрепляющие упражнения

Не только активные занятия способствуют скорейшему обучению вашего малыша самостоятельному сидению. Необходимо помнить о том, что нужно укреплять мышцы и кости малыша во всех смыслах этого слова.

  1. Помогайте ребёнку переворачиваться с живота на спину и обратно. В процессе можно использовать любимые игрушки малыша, чтобы заинтересовать его: он будет тянуться за погремушкой и, соответственно, активно двигаться.
  2. Посадите малыша к себе на колени и поставьте перед ним свои руки, чтобы он мог за них держаться. Не давайте ребёнку опираться на вас (по крайней мере, пока он сам не устанет), пусть он учится балансировать. Чтобы ребёнок сидел спокойно и не капризничал, вы можете также отвлекать его игрушками или стишками вроде «По кочкам, по кочкам».

Стоит отметить, что часто хотения малыша опережают ожидания взрослых. По мере того, как растёт ребёнок, растёт и его двигательная активность, а вследствие этого он сам начнёт предпринимать попытки сесть. Как правило, врождённая тяга к познанию окружающего мира и самостоятельности исключает родительскую помощь: любопытный и уже активный малыш сам учит себя сидеть. Но если к шести-семи месяцам ребёнок не проявляет должного энтузиазма, а выполнение указаний врача не приносит положительного результата, следует задуматься о том, чтобы пройти с малышом тщательное обследование.

Возможные диагнозы, которые вам может показать обследование:

  • скрытые (возможно дородовые или родовые) травмы;
  • аномалии скелета;
  • дистрофия мышц;
  • рахит;
  • гипертонус нижних конечностей;
  • избыточная масса.

Не стоит паниковать, слыша подобное от врача. Всё это в условиях современных технологий лечится, с этим можно бороться.

Если же обследование ничего подобного не показало, то вам следует успокоиться и не подгонять своего ребёнка под общепринятые понятия. Возможно, он научится ползать быстрее, чем научится сидеть. Ведь в каждом правиле есть исключения. В этой ситуации не форсируйте события, вы можете навредить: только помощь, внимание и забота!

Аккуратно!

Никогда не забывайте о технике безопасности: она есть даже в таком деле. В ваших руках хрупкий малыш, любое неосторожное движение может ему серьёзно навредить.

  1. Нельзя начинать сажать ребёнка, если он к этому не готов и не предпринимает попыток отрывать спину и ноги от плоской поверхности.
  2. Нельзя использовать дополнительную опору, будь то спинка кровати, подушки или мягкие валики, которые сделаны якобы именно для этого. Ребёнок должен уметь ориентироваться и балансировать в пространстве, его мышцы должны активно работать! В противном случае это обернётся проблемами с осанкой.
  3. Если вам поставили диагноз «гипертонус», обязательно лечите его! Малыш с такой болезнью сидит неправильно: опирается на ягодицы и пятки, а позвоночник при этом изогнут неправильно. Это тоже приведёт к проблемам со спиной.
  4. Не переживайте, если ребёнок плачет, пытаясь сесть из положения «стоя». Это заведомо труднее, он справится с этим к году. Если этого не случится, то отведите малыша к врачу.
  5. Ребёнка, не умеющего сидеть, можно катать в прогулочной коляске с жёсткой спинкой, которая откидывается до положения «полулёжа». Прогулка не должна длиться дольше часа. Также такого ребёнка можно сажать в кенгуру, но, опять же, не дольше часа.

Всё это – относительно легко, если подходить правильно и с умом. Не требуйте от вашего чада больше, чем он может сделать, – не вредите. Возьмите за правило: не торопить события, а мягко подталкивать к дальнейшему развитию. Только так ваш кроха будет развиваться правильно и в соответствии с его собственной, заложенной с рождения программой.

Видео: как научить ребенка сидеть

Даже самый неусидчивый малыш может стать внимательным и сосредоточенным во время занятий, если найти к нему правильный подход. При этом надо учитывать интересы ребенка, его возраст и темперамент.

Даже самый неусидчивый малыш может стать внимательным и сосредоточенным во время занятий, если найти к нему правильный подход. При этом надо учитывать интересы ребенка, его возраст и темперамент.

«Мой трехлетний сын совсем не усидчив. Когда я занимаюсь с ним чтением или математикой, он так и норовит сбежать под любым предлогом: «Мама, я устал, я хочу есть и спать!». Как он будет учиться в школе — ведь там уроки по 45 минут, а дома он и двадцати минут не выдерживает. Что делать?»
Светлана К., Москва

Не требуйте слишком многого
Маленькие дети , как правило, неусидчивы. Или, выражаясь научным языком, не способны долго концентрировать свое внимание на тех действиях, которые им предлагают взрослые. Попробуйте заставить трехлетнего малыша в течение часа слушать сказку, даже если она и интересная. Скорее всего, через 15—20 минут он начнет ерзать на месте.
Подрастая, ребенок становится более усидчивым. Под руководством взрослых он с удовольствием лепит, конструирует, изучает школьные науки. Но родители могут перегнуть палку, если будут заниматься с ним математикой, чтением или чистописанием часами.
Существуют определенные нормы продолжительности занятий для дошкольников. По мнению психологов, большинство детей спокойны и внимательны, если уроки длятся:
n 10—15 минут — от 1 до 3 лет;
n 15—20 минут — в 3—4 года;
n 20—25 минут — в 4—5 лет;
n 25—30 минут — в 5—6 лет;
n 30—35 минут — в 6—7 лет.

Исходя из этих норм, разрабатывается сетка занятий и в . Но если ваше чадо получает домашнее воспитание, вы наверняка пристроили его в десяток секций и кружков. А ведь такая сверхзагруженность ему не на пользу — к концу дня у ребенка совершенно не остается сил. Специалисты считают, что ребенку до четырех лет хватит двух занятий в день. И между ними должен быть большой перерыв: например, одно — после завтрака, другое — после полдника. Для ребенка постарше можно планировать два предмета на утро и два — на день, только не забудьте о переменках между ними. И еще — нельзя устраивать подряд два занятия математикой или, например, английским. «Разбавляйте» их физкультурой, музыкой, рисованием, хореографией.

Делу — час, потехе — день
Многие родители полагают, что самое главное для ребенка — грызть гранит науки, а игра — это бесполезное, второстепенное занятие, которое может и подождать. Между тем психологи утверждают, что те дети, которых в детстве не ограничивали в игре, вырастают талантливыми творческими людьми. Но и занятия тоже необходимы. Поэтому совместите полезное с приятным: превратите нудный урок в увлекательное действие. Не говорите чаду: «Раз ты болтаешься без дела, сейчас пойдем заниматься математикой». Скажите лучше: «Давай поиграем в цифры» или «Хочешь, я расскажу тебе о загадочной стране, где живут буквы».
Если ваши путешествия интересны для ребенка, он будет усидчив во время занятий и не станет от них отлынивать. Оптимальное время для изучения наук — после завтрака. Можно еще в течение дня ловить «пересменки» между играми, когда одна ребенку уже наскучила, а новую он не успел придумать.
Не путешествуйте в страну знаний перед сном, когда у ребенка уже слипаются глаза. Даже если он и заинтересуется, он уже не сможет вникнуть в смысл того, что вы ему рассказываете. А ваши обвинения в неусидчивости будут несправедливыми.

Темперамент — штука тонкая
Наблюдая даже за совсем маленькими детьми, можно определить их . Одни дети с рождения спокойны и могут часами возиться с игрушкой или книжкой, а другие и пяти минут не пробудут на одном месте. Медлительные флегматики более усидчивы, активные холерики — менее. И с этим приходится считаться.
Но даже гиперактивных и возбудимых детей можно удержать. Например, пятилетний Антошка с рождения был чересчур подвижен. Он всегда находился в вечном поиске: хватал одну игрушку, другую, третью — они интересовали его лишь считанные минуты. На занятиях он разве что по потолку не ходил. Психолог предложил маме формировать у ребенка усидчивость, используя то, что ему интересно. Она стала вместе с ним играть в конструктор, потихоньку затягивая игру и удерживая тем самым внимание ребенка. Шаг за шагом мальчик приучался оставаться какое-то время на одном месте и не стремился поскорей улизнуть. Постепенно мама сумела заинтересовать его чтением, и когда он пошел в школу, то уже неплохо читал.
Неугомонным шустрикам показано собирание конструктора, мозаики, складывание из бумаги разных фигурок, лепка фигурок из пластилина. Кроме того, прекрасно формируют в детях усидчивость занятия по книгам из серии «Учимся думать. Книжки для заботливых родителей и талантливых детей».

Чего делать нельзя
Никогда насильно не заставляйте ребенка заниматься! Угрозы абсолютно неэффективны. Конечно, боясь наказания, малыш может подчиниться требованиям родителей. Но такое давление со стороны взрослых нередко приводит к нервным срывам и истерикам. А желание учиться у него уж точно от этого исчезнет.

Сесть за уроки, начать делать домашнее задание бывает трудно для всех школьников — но особенно для мальчиков, особенно в начальной школе и особенно весной. Стоит солнцу заглянуть в окно — и остатки воли как будто улетучиваются. Что делать родителям, чтобы деланье уроков не занимало по нескольку часов, — и как научить ребенка справляться с ними самостоятельно?

— Петя, кончай маяться дурью, пора за уроки садиться.

— Сейчас, я еще немного поиграю...

— Петя, ну что это за игра — бегать за кошкой! — в голосе матери слышится раздражение. — Тебе же не три года, а почти десять!

— Так я бы в компьютер поиграл, — живо откликается вихрастый, конопатый Петя. — Да ты мне не разрешаешь!

— Компьютер — это тебе вредно для глаз! — наставительно говорит мать. — Доктор в поликлинике сказал: не больше получаса в день. И в Интернете я тоже читала...

— А я полчаса! Вот полчаса, и всё! — лукавая Петина мордочка становится по-кошачьи умильной (тесное общение с кошкой явно не проходит даром). — Мамочка, можно?

— Сначала нужно сделать уроки.

— Тогда я еще поиграю...

— Хватит тянуть резину! — уже почти выходит из себя мать. — Так можно опять до вечера проваландаться! Сел, сделал — и занимайся потом чем хочешь! Хоть рисуй, хоть книжку читай, хоть модель собирай, которую папа тебе купил...

— А она не собирается...

— Да ты и не пробовал толком! Начал и бросил, как и всё, что ты делаешь!

— У меня правда не получается! Она сложная, я хочу, чтоб папа мне помог...

— Я, может быть, тоже хочу, чтобы папа мне помог, да где он? Где? — повышает голос мать. — Вот чтобы он вспомнил, что у него есть сын, и тебе сказал наконец по-мужски, что сначала надо дело сделать, а уже потом... Садись за уроки, я тебе сказала!

— Мам, а можно я творожок сначала съем, а потом уже сразу... Что-то есть хочется...

— Уроки! — орет мать. — Ты полтора часа назад обедал! Бери учебники и садись за стол, я тебе сказала! Иначе я не знаю, что с тобой сделаю...

— Сейчас, сейчас, только водички попью... и в туалет схожу...

Спустя час.

— Ну что, ты сделал упражнение? Еще не переписал? Да чего там переписывать, там же восемь строчек всего!.. Почему у тебя опять машинки на столе?! (машинки летят в угол). Сколько раз можно говорить: игра — игрой, а уроки — уроками! Что же мне, над тобой безотлучно стоять, как в первом классе?! Как будто у меня своих дел нет...

— Ага, — кивает Петя. — Ты постой, пожалуй. А какую букву тут вставить?

— Ты сам должен знать! Мы с тобой позавчера полдня правило учили.

— А я забыл.

— А ты вспомни. Или пролистай параграф и в учебнике прочти.

— Ты мне лучше скажи, и всё.

От безмятежности сыновьей физиономии у матери начинают трястись руки. Она сдерживается из последних сил, так как знает, что орать на детей — непедагогично.


Спустя еще час.

— Ты что, ответы в этих примерах с потолка писал?

— Нет, я решал.

— Да как же ты решал, если у тебя пять плюс три получается четыре?!

— А... Это я не заметил...

— А что задача?

— Да я не знаю, как ее решать. Давай вместе.

— А ты вообще пробовал? Или в окно смотрел и с кошкой играл?

— Конечно, пробовал, — с обидой возражает Петя. — Сто раз.

— Покажи листочек, где ты решения писал.

— А я в уме пробовал...

Спустя еще час.

— А что вам по английскому задали? Почему у тебя ничего не записано?

— Ничего не задали.

— Так не бывает. Нас Марья Петровна специально на собрании предупреждала: я даю задание на дом на каждом уроке!

— А в этот раз не задала. Потому что у нее голова болела.

— С чего это вдруг?

— А у нее собака на прогулке сбежала... Беленькая такая... С хвостиком...

— Прекрати мне врать! — визжит мать. — Раз не записал задание, садись и делай подряд все задания к этому уроку!

— Не буду я, нам не задавали!

— Будешь, я сказала!

— Не буду! — Петя швыряет тетрадь, вслед летит учебник. Мать хватает его за плечи и трясет с каким-то почти нечленораздельным злобным бормотанием, в котором угадываются слова: «уроки», «работа», «школа», «дворник» и «твой отец».

Потом оба плачут в разных комнатах. Потом мирятся. На следующий день всё повторяется сначала.

Не хочу учиться

Именно с этой проблемой ко мне приходит почти четверть моих клиентов.

Ребенок уже в младших классах не хочет учиться. Не усадить за уроки. Если все-таки усаживается, все время отвлекается и всё делает тяп-ляп.


Ему вечно ничего не задано. На приготовление уроков тратится страшно много времени, и в результате ребенок не успевает погулять, поиграть, сходить в какой-то кружок, заняться еще чем-нибудь полезным и интересным.

Вот схема, которую я использую в этих случаях.

  1. Ищу в медицинской карточке с самого начала, есть ли (была ли) какая-нибудь неврология. Буквы ПЭП, ППЦНС или еще что-нибудь в этом роде.
  2. Выясняю у родителей, что у нас с честолюбием. Отдельно — у ребенка (переживает он хоть немного за ошибки и двойки, или ему совершенно все равно) и отдельно — у самих родителей (сколько раз в неделю они рассказывают ребенку, что учеба — это его работа и кем и как он должен стать путем тщательного приготовления уроков).
  3. Подробно расспрашиваю, кто и как отвечает за это самое выполнение домашнего задания. (Хотите верьте, хотите нет, но в тех семьях, где все пущено на «самотек», проблем с уроками, как правило, и нет. Хотя, конечно, есть другие.)
  4. Как могу, объясняю родителям, что это именно им (и учителям) нужно, чтобы ребенок-младшеклассник готовил уроки. Ему самому это низачем не нужно. Вообще. Он бы поиграл лучше. Взрослая мотивация («Я должен сейчас сделать неинтересное это, чтобы потом, несколько лет спустя...») появляется у детей никак не раньше пятнадцати лет. Детская мотивация («Хочу быть хорошим, чтобы мама / Марья Петровна похвалила») обычно исчерпывает себя к 9-10 годам. Иногда, если ее очень эксплуатируют, — раньше.

Учебная мотивация: что делать, если ее нет?

Тренируем волю. Если соответствующие неврологические буквы в карточке обнаружились, стало быть, у ребенка собственные волевые механизмы слегка (или даже сильно) ослаблены, и родителю всяко придется над ним некоторое время «зависать» — по показаниям, вроде таблеток. Иногда просто достаточно держать руку у ребятенка на голове, на макушечке — и он в этом положении за двадцать минут все задания (как правило, небольшие) благополучно сделает.

А вот надеяться, что он их все в школе запишет, не стоит ни разу. Поэтому нужно сразу завести альтернативный канал информации. Вы сами знаете, что вашему ребенку задали, — и хорошо.

Но волевые механизмы нужно развивать и тренировать, иначе они так никогда и не заработают. Поэтому регулярно (например, раз в месяц) следует немного «отползать» со словами: «О, сын мой (дочь моя)! Может, ты уже стал так могуч, взросл, умен и т.д., что сможешь сам переписать упражнение? А задания к нему сделаем вместе?.. Сможешь сам встать в школу по будильнику?.. Сможешь решить столбик примеров?». Если не получилось: «Ну что ж, пока недостаточно могуч. Попробуем еще раз через месяц». Если получилось — ура!

Проводим эксперимент. Если тревожных букв в медицинской карточке нет, а ребенок вроде бы честолюбив, можно провести эксперимент. «Отползти» много существеннее, чем описано в предыдущем пункте, и дать ребенку «взвеситься» на весах бытия: «Что могу я сам?». Если нахватает двоек и даже пару раз в школу опоздает — ничего страшного.

Тут что важно? Это эксперимент, не мстительный («Вот я тебе сейчас покажу, что ты без меня!..»), а дружелюбный («А вот давайте посмотрим...»). Ребенка никто ни за что не ругает, но вот малейшие успехи поощряют и закрепляют за ним в пользование: «Отлично, оказывается, мне не надо больше вот тут над тобой стоять! Это была моя ошибка. Но как я рада, что все выяснилось!». Надо помнить: никакие теоретические «договоры» с младшими школьниками не работают, только практика.

Ищем альтернативу. Если нет ни медицинских букв, ни честолюбия (у ребенка), то надо школу пока оставить влачиться как есть и искать ресурс вовне — то, что ребенку интересно и что у него получается. Для каждого что-то такое есть. Если ребенок где-то будет комфортен и успешен, то школе от этих щедрот тоже достанется — от грамотного повышения самооценки все дети становятся чуть ответственнее.

Меняем установки. Если у ребенка есть буквы, а у родителей — честолюбие («дворовая школа — это не для нас, только гимназия с усиленной математикой!»), то ребенка оставляем в покое и работаем с родителями.

Таков тот алгоритм, который обычно предлагаю родителям «Пети» я сама. Но среди наших читателей есть еще и педагоги, и психологи. Может быть, они захотят что-то оспорить или, наоборот, добавить или уточнить? Ведь проблема более чем распространенная, и их опыт наверняка многим пойдет на пользу. Пишите!

Автор Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей

Обсуждение

Первое, что должно располагать к учебе, так это хорошо оборудованное рабочее место ребенка. Стол, а также стул должны быть максимально удобными. Ну и конечно же все должно происходить больше в игровой форме, нежели в принудительной.

Я очень согласна с этой статьей. Домашнее задание это как бич для детей. Часто и густо делать его не хотят. Можно его делать в игровой форме. Я своим предлагаю поиграть.

Большое спасибо редакции за публикацию этой статьи. Побудила поискать еще публикации этого автора. В итоге взахлеб читаю книгу Мурашовой, чего и всем советую. Найдете ответы на массу вопросов, не только "как усадить за уроки".

Хорошая статья, но вот есть несколько но:
1. Как правильно написано, ребенку осознание того, что "надо" приходит индивидуально и дать возможность понять серьезность и самостоятельность и уж тем более ответственность не дадут сам педагог, будет звонить домой, в конце концов такая на мой взгляд правильная практика может сломать ребенка.
2. Все дети разные и это давно уже не учитывается в наших школах, все учителя ориентируются на тех, кто быстро соображает, но ведь соображает же...Я сама так "училась", таким методом учителя просто не давпли мне проявить себя, некоторые машинально ставили неуд. толком не проверив задание.
3. Мы сейчас с ребенком почти 6 лет ходим на подготовительные курсы в муз школу, ребенок просто не осознает, что надо делать домашнее задание, ноет, манипулирует, хоть педагоги в муз.школе рекомендуют заниматься в день 15-20 минут, мы за 45 то не успеваем сделать необходимое, если говорю, что надо сделать, говорит, что не может сама, не умеет, хотя прекрасно может, даже если заниматься каждый день, с ужасом жду школу и боюсь именно что придется на помощь с уроками тратить кучу времени.

Комментировать статью "Как усадить ребенка за уроки? 4 способа от Екатерины Мурашовой"

Делать ли уроки вместе с ребенком? Мотивирует ли ребенка, если родители сидят с ним рядом? Если Вы не хотите до 11 класса сидеть с ребенком за уроками, то видимо лучше уже сейчас Ребенок будет Как усадить ребенка за уроки? 4 способа от Екатерины Мурашовой.

Что делать, если ребенок не хочет учиться читать. Если идти на волне интереса ребенка к происходящему, то читать можно научиться буквально мимоходом, не ставя именно это главной целью Сын не хочет учиться. Пытаюсь сидеть с ним, вернее над ним и учить вместе уроки.

Ребенок не хочет учиться - что делать? От чего зависят успехи в школе? Думаю, что в начальной школе вообще главное - не отбить желание учиться и дать ребенку ощущение своей Ленивый ребёнок – что делать, если ребёнок ничего не хочет делать?

Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и и ведь, обидно, девка умная с хорошей памятью. ей просто ничего не надо, не хочет и все что делать -то? как ее вытащить на учебу? сори за многобукв.

Кстати, тему уроков недавно Мурашова на Снобе обсуждала. Как усадить ребенка за уроки? 4 способа от Екатерины Мурашовой. Что делать родителям, чтобы деланье уроков не занимало по нескольку часов, - и как научить ребенка справляться с ними самостоятельно?

Что делать дальше - не понятно... Ребенок уже не младенец, пусть поучится в выбранной школе полгодика хотя бы, нужно учиться отвечать за свои решения.. некоторым, особенно необщительным, ЛЮБАЯ новая школа - будет плоха изначально.. помню, что САМА захотела...

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Вот что с ним делать? Я уже об армии задумываюсь, военных кафедр осталось мало... Сейчас не учится, тишина и покой...

Думайте и читайте, что делать с зависимостью от комп игр. Как правило она возникает не на пустом месте, а на фоне какого-то неблагополучия. Ребенок мой не хочет учиться вообще. И школы меняли (в том числе частная была), и что только ни делали - учиться не хотел, не...

Как усадить ребенка за уроки? 4 способа от Екатерины Мурашовой. Что делать родителям, чтобы деланье уроков не занимало по нескольку часов, - и как научить ребенка справляться с ними самостоятельно? - А в этот раз не задала. Потому что у нее голова болела.

В декабре я его вообще хотела забрать на домашнее обучение, потому что ребенок только присутствовал в школе, но писал только по математике и русскому (и то не все), изо и труд для него вообще не существовали в природе, за весь первый год он сделал что-то и нарисовал...

Как усадить ребенка за уроки? 4 способа от Екатерины Мурашовой. Что делать родителям, чтобы деланье уроков не занимало по нескольку часов, - и как научить ребенка справляться с ними самостоятельно? Если тревожных букв в медицинской карточке нет, а ребенок вроде бы...

Екатерина Мурашова. Как усадить ребенка за уроки. При рождении у ребенка заложен огромный потенциал и известные педагоги и психологи считают, что чем раньше начать заниматься, тем легче Как усадить ребенка за уроки? 4 способа от Екатерины Мурашовой.

Ребенок (10 лет, 4 класс) совсем не хочет учиться, абсолютно не заинтересован в оценках (что 2, что 5 - может вообще забыть, что А что он делает потому что надо? Не интересно, не хочется, а именно НАДО? Что знает про вас из того что вы делаете регулярно на основе...

Мурашова Екатерина. Если ребенок вдруг стал совсем другим. Как усадить ребенка за уроки? 4 способа от Екатерины Мурашовой. Екатерина Мурашова, семейный психолог, я >. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ...

Но усаживать ребенка -младшеклассника за уроки после 21 часа считаю не просто недопустимым, но и вредным. 4 способа от Екатерины Мурашовой. Что делать родителям, чтобы деланье уроков не занимало по нескольку часов, - и как научить ребенка справляться...

Раздел: Школа (Помогите, советом, что делать). Ребенок не хочет ходить в школу (длинно). Помогите, пожалуйста, советом, что делать. У подруги дочка 8 лет, 2-й класс. Девочка умненькая, учится хорошо, учиться нравится,практически первая ученица в классе, школа...

Как усадить ребенка за уроки? 4 способа от Екатерины Мурашовой. Ребенка никто ни за что не ругает, но вот малейшие успехи поощряют и закрепляют за ним в пользование: «Отлично, оказывается, мне не надо больше вот тут над тобой стоять!

Как усадить ребенка за уроки? 4 способа от Екатерины Мурашовой. Своему не давала, учился индивидуально (надомное обучение). Екатерина Мурашова. Как усадить ребенка за уроки.

Кроме чисто технического умения читать, с помощью чтения ребенок делает большой шаг к тому, чтобы самому учиться добывать знания. Исходя из своего многолетнего опыта, хотела бы сказать, что из многих умений и навыков, которым обучают детей, чтение, пожалуй, одна из...

Статьи по теме: