Во сколько месяцев ребенок держит голову уверенно. Кроха растет: когда новорожденный начинает держать голову

Родителям важно знать нормы развития детей. Ориентируясь на них, можно контролировать, насколько новорожденный правильно развивается. Одним из показателей является то, когда младенец начинает самостоятельно держать головку.

Помесячное развитие

Весь период развития мышц и формирования опорных косточек у младенца можно разбить на несколько этапов. Лучше всего использовать в качестве ориентира помесячное развитие.

В первый месяц после рождения ребенок не может о себе позаботиться даже в отношении таких простых вещей. Он не способен контролировать движения своего тела, в том числе и удерживать голову на весу. Однако уже на вторую-третью неделю малыш начинает совершать первые попытки. Эти движения, скорее, неосознанные и еще настолько неуклюжие, что новорожденного ребенка нельзя оставлять без поддержки. Чтобы не нарушить положение шейных позвонков, необходимо правильно поддерживать младенца.

К 6 - 8 неделям малыш может самостоятельно удерживать головку в течение нескольких минут

На второй месяц количество попыток стремительно возрастает. Теперь малыш учится самостоятельно оглядываться, лежа на плече у мамы. К середине второго месяца кроха должен быть способным удерживать голову под углом 45 градусов около минуты или даже больше. Он начинает вертеться, пытаясь лучше рассмотреть окружающий мир. Следите, чтобы не было резких движений и заваливаний на бок.

При соблюдении тренировок к третьему месяцу мышцы уже окрепнут настолько, что новорожденный начинает держать голову без поддержки родителей. Тем не менее, без присмотра его оставлять нельзя, чтобы предупредить травмирование вследствие неуклюжего движения.

К четвертому месяцу дети держат головку прямо в течение нескольких минут и уже могут рассматривать окружающий мир в положении лежа на животике, опираясь на предплечья.

Начиная с полугода, можно говорить о том, что ребенок полностью стал самостоятельным в этом вопросе. Теперь повертеть головой или выглянуть из кроватки для него не составляет особого труда. Далее нужно лишь следить за тем, чтобы малыш не травмировался и уделять больше внимания развивающим играм и физкультуре.

Причины недержания головы

Если анализировать развитие детей с момента рождения, можно сказать, что малыш должен держать голову к 3-4 месяцам. Если ему удается опередить график развития, это может быть как хорошо, так и служить сигналом некоторых нарушений. Нормальным считается, если к 6-й – 8-й неделе ребенок может самостоятельно удержать голову, хоть и ненадолго.

Если малютке уже в первый месяц удается фиксироваться в таком положении, это не обязательно является положительным достижением. Обязательно сходите к педиатру и проведите обследование, ведь такое ускоренное развитие может быть симптомом повышенного внутричерепного давления. Также это может свидетельствовать о гипертонусе мышц.

Задержка в физическом развитии и неспособность держать головку в те сроки, которые установлены нормами, могут быть связаны с некоторыми нарушениями в организме или неправильным уходом. Основными из подобных причин можно считать следующие:

  • преждевременное появление на свет (недоношенность);
  • патологические роды с осложнениями;
  • маленькая масса тела новорожденного;
  • низкий мышечный тонус, в частности в шейном отделе;
  • дефицит питательных веществ;
  • неправильное кормление, особенно это касается искусственно выкармливаемых деток;
  • редкое выкладывание на живот;
  • кривошея;
  • другие врожденные травмы.

Как помочь ребенку

Чтобы ускорить физическое развитие грудного ребенка, родителям нужно чаще заниматься со своим чадом. Также нужно уделить внимание питанию. От его качества зависят и другие аспекты здоровья младенца.

Первое, на что нужно обратить внимание, – это качество питания. Лучший вариант – грудное вскармливание. При этом мама должна соблюдать диету и следить за тем, чтобы организм насыщался витаминами и микроэлементами. Если по каким-либо причинам приходится переводить кроху на искусственные смеси, следите за их составом и используйте по рекомендации педиатра витаминные добавки.


Чтобы мышцы малыша быстрее окрепли, надо его носить столбиком, выкладывать на животик, выполнять специальную гимнастику

Чтобы младенец тренировался держать голову, его нужно носить в вертикальном положении, то есть столбиком. Особенно хорошо это делать после кормления, чтобы согнать воздух из желудка, который может привести к появлению кишечных колик. Также следует ежедневно проводить тренировки и выкладывать малыша на животик. Придерживайте его голову до тех пор, когда он сможет сам поворачиваться и приподниматься.

Чтобы предотвратить развитие кривошеи, нужно, перед тем как уложить ребенка в кроватку, попеременно перевернуть его на правый бок и левый. Постепенно можно будет вводить дополнительные упражнения. Особенно хорошо развивают шейные и плечевые мышцы занятия на животе, а также плаванье или физкультура с использованием фитбола.

Зная, во сколько по нормам дети должны держать голову, легче отследить правильное развитие своего чада. Однако конкретные выводы может делать только педиатр, поэтому регулярные визиты в поликлинику являются обязательными.

Развитие ребенка в первые месяцы – очень важный, ответственный этап в его жизни. В этот период закладываются благоприятные условия, чтобы он рос здоровеньким и крепеньким. Одним из первых навыков малыша считается способность держать головку самостоятельно. Поэтому первым делом родители хотят знать, когда ребенок начинает держать голову.

На этом этапе развития мама и папа обязаны помогать малышу справляться с такой совсем непростой для него задачей. Беря его на ручки, надо стараться поддерживать его в комфортном положении и не позволять голове запрокидываться назад или набок.

Неокрепшие мышцы шейки или спинки грудничка не дают возможности ему удерживать тяжелую головку сразу после рождения. Но уже спустя двадцать дней он может ее приподнимать. Когда ребенку исполняется , он реагирует на громкий звук поворотом головы. Располагаясь личиком вниз, младенец приподнимает голову и задерживается в таком состоянии уже на несколько секунд.

Уверенности в его движениях еще нет, так как шейные мышцы еще достаточно не окрепли. На жизни грудничок не только самостоятельно удерживает голову, но и поворачивает ее в стороны. Следующим важным этапом для него становится приподнимание на предплечьях и удерживание головки в вертикальном положении достаточно долгое время.

Такие показатели являются условными и только примерными ориентирами для молодых родителей. Пределы индивидуального развития у всех грудничков разные. Но если малышу исполнилось 3 месяца, а он не держит головку, то необходимо проконсультироваться у невропатолога.

Признаки, что ребенок готов

Существует ряд признаков, по которым есть возможность определить, что малютка готов и скоро начнет держать голову самостоятельно. После того как ему исполнится месяц, можно проверить кроху на самостоятельное держание головки. Его следует положить на животик и постараться привлечь его внимание ярким предметом сверху. Здоровые дети уже приподнимают голову на несколько секунд, чтобы рассмотреть предмет, вызвавший у них интерес.

Это можно проверить и при помощи звука. Например, похлопать в ладоши над младенцем или потрясти погремушкой. В этом случае новорожденного также кладут на животик. Если он силится приподнять голову и у него ничего не получается, то это является поводом для волнения. Молодым родителям следует обратиться к педиатру и также получить консультацию у невропатолога.

Если ребенок не держит голову?

Если у грудничка отсутствует навык вертеть головой в стороны, когда он лежит на животике, то это означает, что есть серьезные проблемы. Возможно, их решение будет включать комплексную лекарственную терапию и несколько сеансов массажа. Без визита к специалисту не обойтись.

Если кроха не способен удержать голову, когда ему уже 3 месяца, это означает одну из проблем:

  1. Роды были тяжелые и с патологией.
  2. У малыша низкий тонус мышц, потому что его редко выкладывают на живот.
  3. Недостаточная масса тела. При нехватке грудного молока, необходимо ввести докорм смесью, рекомендованной педиатром.

Если ребенок держит головку под углом, педиатр обязательно отправит его на .

Новорожденный не удерживает головку в 4 месяца по следующим причинам:

  1. Проблемы с нервной системой.
  2. Возможные травмы.
  3. Плохое увеличение веса может быть поводом того, что малыш держит голову неуверенно.
  4. Патологии, связанные со сложными родами, которые не были вылечены ранее.

Если грудничку исполнилось 5-6 месяцев и у него проблемы с держанием головы, то, возможно, у него одна из следующих проблем:

  1. Нарушения в питании малыша. Недостаток питательных веществ в еде влияет на его развитие.
  2. Недоношенность. Ребенок будет отставать в развитии. При благоприятных обстоятельствах это изменится примерно к году.
  3. Низкий мышечный тонус. Рекомендуется лечебный массаж и специальная зарядка.
  4. Неврологические нарушения. Справляться со сбоями в работе нервной системы можно, делая общеукрепляющий массаж.
  5. Слаборазвитые шейные мышцы.

Как узнать, что все в порядке?

Если трудно выяснить, может ли кроха держать голову, надо проверить это при помощи таких упражнений:

  1. Ухватить малыша за ручки и приподнять из лежачего положения, чтобы он сел. Если малыш хотя бы пару секунд удерживает голову, то это норма и мышечный тонус развивается хорошо. Долго новорожденного в положении сидя нельзя оставлять. Дети не должны присаживаться до 5 месяцев, особенно девочки.
  2. Для выполнения второго упражнения, чтобы проверить шейные мышцы, ребенка надо также слегка приподнимать за ручки. Он должен попытаться удержать хотя бы недолго свою головку на уровне хребта. Если это у него получается, то повода беспокоиться нет.

Доктор Комаровский считает, что всему свое время. Во сколько месяцев бы ребенок ни начал держать голову самостоятельно, у каждого это индивидуально. Важно набраться терпения.

Чем могут помочь родители?

Помощь мамочки необходима для укрепления детской мускулатуры. Для этого надо планировать с малышом специальные физические упражнения. Почаще выкладывать его на животик, использовать валик для удерживания головки в ровной позиции. Полезны будут для крохи расслабляющие ванны с лекарственными травами. Питание и содержание младенца должно быть на высоком уровне.

Можно использовать фитбол. Он очень эффективен в изменении кривизны шеи. В 2 месяца малютку нужно укладывать личиком вниз на мяч. Он интуитивно начнет поднимать голову. Для развития шейных мышц полезно держать малыша в вертикальном положении.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Сразу после рождения малыш выглядит очень беспомощным и практически не умеет управлять своим телом. В силу своего врожденного хватательного рефлекса он может цепляться ручками за опору, например – за руки родителей. Остальные навыки в движениях и поддержании положения тела кроха приобретает в течение последующих месяцев жизни.

А когда ребенок начинает держать голову? Такой вопрос волнует всех родителей: по этому достижению малыша можно судить о развитии его опорно-двигательной системы.

Формирование навыка в поддержании положения головы связано с развитием мышц шеи, образованием шейного изгиба позвоночника (у новорожденных позвоночный столб абсолютно ровный) и происходит в несколько этапов:

1 Родители могут заметить на второй-третьей неделе жизни новорожденного, что при выкладывании на животик он начинает приподнимать головку, но удержать положение кроха еще не способен.

2 Спустя пару месяцев малыш сможет удержать головку в приподнятом положении, лишь под острым углом и не более минуты. Нужно поддерживать кроху, чтобы он не совершал резких движений и «не клевал носом».

3 Примерно к грудничок умеет поднимать не только головку, но и плечи. Все еще необходима подстраховка со стороны взрослых, так как при неосторожных движениях кроха может травмироваться.

4 В возрасте около 4 месяцев многие дети уверенно удерживают головку, способны поворачивать ее влево-вправо, а в положении лежа поднимают верхнюю часть туловища.

Не для всех малышей справедлива такая схема развития, возможно как ускорение процесса, так и его замедление.

Педиатр всегда контролирует, во сколько месяцев ребенок начинает держать голову и как долго может сохранять положение. Если формирование навыка затягивается или происходит слишком быстро, он может назначить специальные процедуры.

Интересно! Почему плачет грудной ребенок и как его успокоить

Когда недоношенный ребенок начинает держать голову

Малыши, которые родились преждевременно, в первые месяцы заметно слабее, чем те, которые родились вовремя. Это понятно, ведь в их организме еще не успели завершиться процессы подготовки к самостоятельной жизни в новой среде.

Такие детки на втором месяце жизни еще не начинают приподнимать головку.

Во сколько недоношенные дети начинают держать голову – зависит от степени недоношенности. Но в среднем после 4 месяцев этот навык уже начинает проявляться, а полноценно поддерживать положение и поворачиваться влево-вправо малыши начинают примерно к 6 месяцам.

Если ребенок рано начал держать голову

Некоторые новорожденные начинают поднимать головку самостоятельно в очень раннем возрасте. Родителей в таком случае волнует вопрос: а не вредно ли это для позвоночника и в целом для опорно-двигательной системы?

Головка грудничка слишком тяжелая для того, чтобы он смог удержать ее в вертикальном положении в таком раннем возрасте. А это значит, что на скелет и мышцы действует большая нагрузка, которая может привести к нарушению развития.

Оказывается, у детей, которые начинают активно поднимать головку уже в 4-6 недель, могут быть проблемы со здоровьем. Нередко врачи связывают такое явление с повышением внутричерепного давления.

Если родители заметили, что навык появляется слишком рано, им стоит обратиться к доктору. Малышу могут быть назначены специальные процедуры и лечебный массаж.

Если малыш долго не начинает держать головку

Наступает третий, четвертый месяц, а кроха все еще не начал держать головку в вертикальном положении? Тогда нужно идти к педиатру, невропатологу. Врачи должны осмотреть малыша и определить причину нарушения.

Проблема может крыться в неправильном питании, слабости шейных мышц, наличии родовых травм.

Доктор может назначить специальную лекарственную терапию, лечебный массаж, чтобы ребенок начал держать голову. Исправить такое положение могут ортопедические подушки. Если проблема в недостатке питательных веществ, может понадобиться докорм с помощью специальных детских смесей.

Интересно! Развитие ребенка в 9 месяцев: на что обратить внимание?

Что делать, чтобы ребенок начал держать голову

Пока малыш не начнет контролировать положение головки самостоятельно, ее поддерживают, когда берут новорожденного на руки.

Такие меры безопасности нужны для того, чтобы не повредить шейный отдел позвоночника и не потянуть мышцы, если грудничок случайно запрокинет головку назад. Подобные травмы могут усложнить формирование навыка и развитие опорно-двигательной системы.

Чтобы помочь грудничку натренировать мышцы шеи, врачи рекомендуют выкладывать его на животик примерно с третьей недели (когда заживает пупочная ранка). Оказавшись в таком положении, кроха рефлекторно начинает поворачивать головку набок (чтоб не задохнуться – срабатывает инстинкт самосохранения). Этот процесс всегда нужно контролировать и помогать новорожденному, когда ему еще тяжело поворачиваться.

Лучше заниматься такими упражнениями на более-менее твердой поверхности (например, жестком диване), накрытом одеялом или детской пеленкой. Полезно выкладывать кроху на животик до кормления и после купания. После того, как грудничок покушал, нужно выждать не менее часа: в таком положении его будет тошнить.

Не стоит злоупотреблять занятиями, начинать следует с одной минуты, постепенно увеличивая время. Если во время упражнения кроха капризничает, его нужно заинтересовать игрушкой.

Можно выполнять простые гимнастические упражнения, чтобы ребенок начал держать голову: выкладывать кроху на большой мяч лицом вниз и слегка раскачивать его (желательно участие двух взрослых для повышения безопасности).

Полезно класть грудничка на руку лицом вниз и поднимать в воздухе, как самолетик. Главное – не совершать резких движений, которые могут его испугать или травмировать. Подробнее читайте о гимнастике для малышей в нашей статье на сайте moe1.ru.

Став мамами, многие девушки, наблюдая за своими карапузами, сравнивают их с другими и задаются вопросами - во сколько месяцев держит голову ребенок, сидит и начинает самостоятельно ходить? Многие бьют тревогу, если у их детей эти вещи происходят позже, чем у других. На самом деле, все детки уникальны и развиваются по-разному, но существуют общепринятые нормы, по которым можно ориентироваться. Отталкиваясь от них, врачи судят о развитии того или иного малыша. "Популярно о здоровье" расскажет об этих нормах, и вы сможете ориентироваться по ним самостоятельно.

Когда ребенок самостоятельно держит свою голову ?

Известно, что новорожденные не умеют удерживать головку - мышцы их шеи слабы и не натренированны. Поэтому в первые недели жизни голову ребенка нужно всегда поддерживать, что бы вы не делали - при купании, кормлении и других процедурах.

Начиная с трех полных недель жизни кроху можно начать выкладывать на животик, чтобы он постепенно научился управлять шейными мышцами. Благодаря рефлексу самосохранения малыш начинает приподнимать голову, правда, совсем немного. Если делать это понемногу и ежедневно, мышечные волокна станут укрепляться, а грудничок своевременно научится держать голову.

К полутора месяцам голову малыши уже умеют приподнимать, правда находясь в положении лежа на спинке. Угол подъема пока невелик - около 45 градусов, но это уже достижение. Еще через пару недель малыш делает попытки удерживать головку вертикально, но они еще достаточно неуверенные. Продолжайте подстраховывать его, чтобы не травмировать шейные позвонки.

Обычно к трем месяцам все груднички уже осваивают навык управления своим телом - лежа на кровати на спине или животе они уверенно поднимают голову и рассматривают все вокруг. В вертикальном положении трехмесячные детки тоже способны держать головку, но непродолжительное время, их мышцы шеи быстро устают, так что контроль родителей и поддержка все еще важны. А вот к 3,5-4 месяцам кроха уже уверенно вертит головой самостоятельно в любом положении и даже умеет поднимать всю верхнюю часть тела, если лежит на животике. А когда малыш научится сам сидеть?

Когда ребенок должен сидеть самостоятельно ?

Для многих родителей поводом для гордости служит тот факт, что кроха в 5 месяцев пытается сидеть. Но стоит ли торопить события? Согласно нормам, малыши способны сидеть с поддержкой, начиная с 6 месяцев своей жизни. Уже через месяц они умеют обходиться без поддержки в положении сидя, а к 8 месяцам полностью овладевают этим навыком и удерживают корпус в положении сидя уверенно и долго.

Стоит ли родителям "помогать" крохе сесть раньше, чем ему исполнится пол года ?

Однозначный ответ дают ортопеды - нет. В этом возрасте позвоночник ребенка еще слишком слаб и подвержен деформации. Другое дело, когда чадо развивается чуть быстрее остальных деток, отличается большей активностью. Некоторые детки сами садятся раньше, препятствовать этому не стоит, но и позволять сидеть более одного часа в сутки пятимесячному малышу тоже нельзя.

Педиатры и ортопеды рекомендуют деток в 6 месяцев не сажать, а присаживать, обеспечивая им хорошую поддержку спины, на непродолжительное время. В дальнейшем мышечные волокна спины окрепнут и окажутся способными удерживать позвоночник в правильном положении. Тогда поддержку можно убрать. Если ваш малыш в 7 месяцев не сидит, то и не торопите его, но нужно делать упражнения, а возможно, понадобится и массаж для укрепления мышц спины.

В каком возрасте ребенок ходит ?

Как и в случае с удержанием головки и умением сидеть, ходить дети начинают в разном возрасте - все индивидуально. Хотя и есть определенные нормы, по которым ориентируются педиатры и родители, первые шаги кроха может сделать, начиная, с 10 месяцев, и до 14-15 месяцев. В среднем, считается нормой, если ребенок в 11-13 месяцев самостоятельно пытается походить.

Как именно будет развиваться ваше чадо, зависит от многих факторов:

Наследственности;
-- комплекции тела;
-- активности;
-- общего состояния здоровья малыша.

Восьмимесячные крохи зачастую уже делают попытки вставать, держась за опору. Чаще всего мамы замечают это, когда ребенок играет в своей кроватке. Потом маленькие исследователи пытаются передвигаться из стороны в сторону, удерживаясь при помощи рук. Освоив такой способ передвижения, со временем они становятся увереннее, ходят, опираясь только на одну руку. Эти изменения свидетельствуют о хорошем развитии мышц ног. Вскоре после этого малыши делают первые шаги.

Иногда ребенок вроде бы и активен, но не спешит начинать ходить. Причиной этого может быть страх падения. Если неудачная попытка в жизни чада уже случалась при попытке ходить без поддержки, возможно, он просто боится упасть и удариться. Но не стоит переживать - малыш обязательно пойдет не в 12, так в 13 месяцев, когда почувствует себя увереннее. Детишкам, у которых действительно есть проблемы с мышечным тонусом, педиатры рекомендуют пройти курс укрепляющего массажа, после которого обычно дети начинают ходить.

Теперь вы понимаете, что время, когда ребенок начинает уверенно держать головку, сидеть и во столько-то месяцев ходить, - у всех разное. Никогда не сравнивайте своих чад с другими. Каждый развивается по-своему. Все что вы можете сделать, - это заниматься с малышом гимнастикой, начиная с самого раннего возраста. Обо всех своих опасениях сообщайте педиатру - в большинстве случаев они не имеют под собой оснований.

Статьи по теме: