Великие педагоги. Великие учителя, изменившие отношение школы к детям Самые известные ученые педагогика

На просторах Интернета с легкостью можно отыскать большой выбор статей с заголовками вроде “Учителя, совершившие революцию в педагогике”, или, к примеру, даже “Педагоги, вошедшие в историю”. Удивительно, но во всех этих списках либо вовсе нет женских имён, либо упоминается одно-два имени. Думается, что на самом деле таких имен значительно больше.

Очень хочется исправить это досадное недоразумение и представить вашему вниманию истории пяти женщин, которые приобрели мировую известность как педагоги. Многие из них явились новаторами в своих специальностях, и абсолютно каждая из них вошла в историю. Подвиги, сила духа и самоотверженность этих женщин не могут и не должны быть забыты.

Каждая из этих пяти историй вдохновляет, поражает и восхищает.

1. Энн Салливан/ Anne Sullivan (1866-1936)

“Неустанно начинайте все с самого начала и не бойтесь неудач. Каждый раз, когда Вас постигает неудача, начинайте все заново и тем самым укрепляйтесь до тех пор, пока не достигните цели – возможно, не той, что Вы поставили себе в самом начале, но той, которую вы будете вспоминать с радостью”.

Э. Салливан

Достижение: осуществила прорыв в специальной педагогике.

Ее история. американский педагог, область специальной педагогики. Во всем мире известна как учительница знаменитой Хелен Келлер. История Энн Салливан впечатляет и восхищает. Она родилась в Америке, в семье ирландских эмигрантов. Выросла Энн в нищите, часто терпела обиды от сильно пьющего отца, лишилась матери в возрасте 8 лет.

Череду испытаний, выпавших на долю девочки, дополнила тяжелая болезнь, практически лишившая ее зрения. Через год после смерти матери отец отказался от Энн и Ее брата и определил их в приют. По воспоминаниям педагогов, Энн трогательно заботилась о младшем брате, так как тот имел слабое здоровье. Однако это не спасло Джимми от неминуемой гибели (мальчик, как и его мать, страдал от туберкулеза).

К десяти годам девочка пережила смерть брата, матери, была оставлена родным отцом и практически ничего не видела из-за перенесённой ранее трахомы. В этот тяжелейший период в ее жизни наконец происходит положительный перелом, меняющий всю ее дальнейшую судьбу. В 1880 году, когда Энн поступает в школу Перкинса для слепых. Там она перенесет операцию, которая позволит частично восстановить зрение и получит образование. Хотя поступление в школу явилось ярким и во многом определяющим событием в жизни Энн Салливан, оно принесло с собой и новые испытания. Из-за неразвитых социальных навыков, отсутствия опыта пребывания в каком-либо учебном заведении, Энн тяжело встраивается в школьную жизнь. Ей трудно адаптироваться и найти друзей. Однако благодаря природному интеллекту, остроте ума и сильной воле, Энн удаётся преуспеть академически и построить близкие и доверительные отношения со своими учителями и, в особенности, с директором школы Майклом Онаньес.

Именно Майкл предложил Энн по окончании ее курса обучения в 1886 году стать педагогом для слепой и глухой девочки по имени Хелен Келлер. К моменту встречи с двадцатилетней Энн, Хелен уже испытывала серьезные трудности в общении со внешним миром, страдала от нестабильного эмоционального состояния. Ее семья, исчерпав все возможные в то время ресурсы, в серьез рассматривала возможность помещения Хелен в специализированное учреждение.

Встреча оказалась судьбоносной для двух женщин. Обе они войдут в историю. Хелен Келлер – как отважная и волевая женщина, писательница и лектор, много путешествовавшая в и боровшаяся за права и возможности слепых и слабо видящих во всем мире. Энн Салливан – как талантливый педагог, сумевшая научить слепую и глухую девочку читать и общаться с миром. Энн Салливан посвятила Хелен всю свою жизнь. Используя личный опыт и природный педагогический талант она сумела добиться высоких результатов в обучении Хелен Келлер, чем бесспорно осуществила настоящий прорыв в специальной педагогике.

2. Эллен Кей / Ellen Karolina Sofia Key (1849-1926)

“Взрослый человек сошел бы с ума, если бы какой-нибудь шутник-титан вздумал в течение одного только дня так общаться с ним, как он целые годы обращался со своим ребенком”.

Достижение: сформулировала принципы концепции свободной педагогики.

Ее история: шведская писательница, педагог. Эллен Кей одной из первых сформулировала основные принципы концепции свободной педагогики.

Родилась Элллен в семье основателя Шведской Аграрной Партии, Эмиля Кей. Ее мать была аристократкой и дала девочке прекрасное домашнее образование. Элен росла в очень либеральной атмосфере, что в значительной мере повлияло на ее педагогические взгляды. На протяжении практически всей своей жизни Эллен преподавала в народных института для малообеспеченных сельских жителей. Кроме преподавания Элен вела активную социальную деятельность и писала статьи и книги на острые в то время социальные темы.

Среди ее педагогических работ наибольшую известность получила книга ” Век ребёнка” (1905 год – первое издание на русском языке). Эта книга впервые переносит личность ребёнка в самый центр педагогического процесса, закладывает основы нового отношения школы и педагога к ребёнку. Школа, по мнению Эллен, может лишь предлагать себя в качестве воспитателя, но ни в коей мере не должна навязывать себя. Основным же источником воспитания Кей предлагала считать домашнее, материнское воспитание. Эта идея настолько сильно захватывала ее, что она открыто признавалась, что хотела бы видеть детские сады и вообще все дошкольные детские учреждения совершенно упразднёнными.

В “Веке ребёнка” Эллен впервые говорит о необходимости создания благоприятной среды для самостоятельного развития ребенка. Ей принадлежит лозунг “Дайте жить детям” , который Эллен предложила использовать вместо распространённого в то время “Жить ради детей”.

Мысли и работы Эллен Кей предвосхитили и вдохновили появление таких широко известных во всем мире систем преподавания как система Марии Монтессори, педагогика Reggio Emilia.

Любопытно, что педагогические взгляды Эллен Кей формировались под сильным влиянием на неё работ Льва Толстого. Известно, что она внимательно изучала педагогическое наследие Льва Николаевича и была солидарна с ним в вопросах критики устаревшей системы школьного образования и необходимости индивидуального подхода к каждому ученику.

3. Мария Монтессори/ Maria Montessori (1870-1952)

“Чтобы воспитывать ребенка, – надо его знать, чтобы его знать, – надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, – надо дать ему свободу”.

М. Монтессори

Достижение: была первой, кто решился обучать умственно отсталых детей. создание Ортофренического института.

Ее история: Итальянский педагог, а кроме того ещё и врач, философ и учёный. Собственно именно она прекрасно реализовала на практике философско-педагогические идеи и размышления Эллен Кей, открыв целый ряд учебных заведений, популярных и в наши дни.

История Марии Монтессори, разумеется, широко известна даже многим далеким от педагогики людям. Кратко пробежимся по самым интересным ее вехам.

Итак, удивительно, но педагога Марии Монтессори могло бы и не состояться, так как карьера этой талантливой женщины начиналась совершенно в другой области – Мария вошла в историю Италии как первая женщина в этой стране, окончившая курс медицины, и одна из первых женщин, получивших ученую степень доктора наук. Через врачебную практику и работу с детьми, страдающими нервными болезнями и умственной отсталостью Мария пришла к педагогике.

Огромной заслугой Монтессори является создание Ортофренического института в Риме .

Своим докладом 1889 года на конференции в Турине Монтессори доказала, что проблемы детей с нейропсихологической патологией лежат ни столько в области медицины, сколько в области педагогики. Результатом этого доклада стал организованный в Риме Ортофренический институт, который возглавила Монтессори. Разработанные ею и реализованные в стенах института методики обучения дали неожиданные результаты. Независимая комиссия в результате проверки установила, что умственно отсталые дети, которых обучала Монтессори, превосходили нормально развивающихся детей в навыках письма, чтения и счета. Монтессори была первой, кто решился обучать умственно отсталых детей. До создания Римского Ортофренического института никто и не помышлял о необходимости занятий с такими детьми. Они содержались в специализированных приютах, где не получали никакого педагогического внимания. Зачастую у таких детей не было даже игрушек.

4. Миртилла Майнер/ Myrtilla Miner (1815-1864)

” Я всегда прохожу мимо школы Майнер для цветных девушек с чувством вины, поскольку то, что я говорил, могло охладить пыл, поколебать веру, подавить мужество благородной женщины, которая основала эту школу, носящую ее имя”.

Ф. Дуглас о М. Майнер

Достижение: основала школу для девочек – афро-американок.

Ее история: американская учительница, основавшая школу для девочек – американок африканского происхождения, официально находившихся в то время в рабстве. Женщина удивительной отваги, благородства и воли. Имея от природы слабое здоровье, противостоя целому обществу, почти всю свою жизнь положила на создание и развитие школы для детей африканских семей, находившихся в рабстве.

История Майнер начиналась вполне традиционно. Происходя из небогатой семьи, Миртилла рано начала искать возможности заработка. Имея склонности к обучению и большую любовь к книгам, девушка выбрала путь педагога и в 1844 году успешно завершила обучение. По окончании курса Миртилла Майнер была определена на преподавание в школу в Миссисипи, где должна была обучать дочерей плантаторов.

Прибыв туда, Майнер воочию столкнулась с ужасами рабства. Это был поворотный момент в ее жизни, который определил дальнейшие цели и смысл ее существования. Миртилла пыталась официально получить разрешение обучать афро-американок в том же учебном заведении, что и детей плантаторов. Разумеется, это вызвало крайне негативную реакцию в то время. Миртилла поняла, что должна будет открывать такую школу сама. Причём главной задачей для себя она видела обучение афро-американских детей преподаванию, чтобы ее выпускники могли затем сами обучать своих родных и друзей. В то время решиться на такой шаг означало, в прямом смысле, подвергнуть свою жизнь опасности. Собирая средства и ища поддержки для открытия собственного учебного заведения, Миртилла продолжала какое-то время неофициально обучать детей рабов в округе Колумбия, где подобные действия расценивались как уголовно наказуемое преступление.

Наконец, при финансовой поддержке писательницы Гарриет Битчер Стоу, которая пожертвовала на открытие и развитие школы значительную часть своего гонорара за книгу “Хижина дяди Тома”, и ее брата Генри Уорд Бичер, Майнер наконец смогла открыть свою школу. По некоторым свидетельствам современников, уровень подготовки в школе Миртиллы Майнер был значительно выше, чем в подобных заведениях для белых девочек в то время.

Миртилле Майнер пришлось пройти через унижения, угрозы, физическое насилие и пожар. Однако Миртилла не отступила. В этой борьбе она подорвала и без того слабое здоровье и всего лишь в возрасте 49 лет ушла из жизни. Ее школа была закрыта во время Отечественной Войны, затем вновь возобновила свою деятельность и в последующие годы становилась частью нескольких учебных заведений.

Начальная школа Майнер в Вашингтоне была названа в честь Миртиллы Майнер.

5. Адель Маркус/ Adele Marcus (1906-1995)

” Одно дело – спустить корабль на воду. И совершенно другое – заставить его плыть”.

А. Маркус

Достижение: известный педагог музыкального искусства.

Ее история: Американская пианистка, педагог. Тринадцатый ребёнок в семье раввина – выходца из России. Когда Адель родилась, никто и представить не мог, что эта девочка станет одним из известнейших педагогов и воспитает два поколения замечательных пианистов, известных во всем мире.

Адель училась в знаменитой Джульярдской школе, выиграла Наумбурговский конкурс молодых исполнителей, активно концертировала, выступала в самых престижных залах США и при такой успешной исполнительской карьере сознательно отдала предпочтение преподаванию.

Вернувшись в стены Джульярдской школы уже в качестве преподавателя, Адель Маркус взрастила таких выдающихся пианистов как Энрике Батис, Сай Коулмэн, Орасио Гутьеррес, Паскаль Немировски и многих других.

Благодаря своим выдающимся ученикам, Адель приобрела мировую известность. Она проводила сотни мастер-классов по всему миру, регулярно участвовала в жюри престижных международных конкурсов.

Не секрет, что на дальнейшую судьбу взрослого человека очень сильно влияет его детство: какие люди окружали ребенка, какие чувства он испытывал. Наблюдая за еврейской детворой, начинаешь понимать, какой потенциал открыт для становления личности каждого из них. Ведь еврейские дети – они такие счастливые, никогда не зажатые тоннами условностей и запретов, но в то же время они всегда ощущают грань дозволенного и не переступают ее. Вспоминая слова главной героини всенародно известного фильма «Ирония судьбы» о том, что работа педагога порой незаметна, но его ошибки судьбоносны для целых поколений, ловишь себя на мысли о том, какие же все-таки еврейские педагоги? Чем обусловлен успех их деятельности? В связи с этим U-JEW расскажет об истории и методиках самых известных еврейских педагогов.

Януш Корчак. В 1878 году в Варшаве в еврейской семье Гольдшмидтов родился мальчик, которого назвали Хиршем в честь его деда – известного и уважаемого в городе врача. Отец мальчика, Юзеф Гольдшмидт , пошел другой стезей, став успешным адвокатом. В отличие от многих других семей, Гольдшмидты не так сильно осознавали свою принадлежность к еврейству, поэтому родившийся мальчик получил еще и польское имя – Хенрик. Детство Хенрика Гольдшмидта нельзя назвать безоблачно счастливым – отношение к евреям в Российской Империи, частью которой являлась на тот момент Польша, было, мягко говоря, сдержанным. Суровость школьной жизни усугублялась домашними проблемами – когда ему было 11 лет, у его отца проявилось психическое расстройство. От несправедливостей и трудностей жизни Хенрик спасался чтением и стихосложением.

Но вскоре встал вопрос о том, как зарабатывать на жизнь – счета за лечение отца «съедали» большую часть семейного бюджета. 15-летний Хенрик, которому учеба как таковая давалась хорошо, занялся платным репетиторством. И у Хенрика открылся педагогический талант – к ученикам, которые были немногим младше его, он находил особой подход. Сказкой, разговором, он умел подать скучный школьный предмет так, будто ничего интереснее в мире не существует. Хенрик и сам чувствовал, что нашел свое призвание. Уже в 18 лет он опубликовал первую статью по проблемам педагогики под названием «Гордиев узел». Редактор еженедельника, опубликовавший статью, был так восхищен его талантом, что доверил Хенрику вести колонку в издании. Впрочем, сам молодой человек к своим педагогическо-писательским опытам относился не очень серьезно. После смерти отца Хенрик решил, что прокормить родных ему поможет медицина, и поступил на медицинский факультет Варшавского университета.

Писать, однако, он не бросил. Более того, написал пьесу под названием «Каким путем?» о сумасшедшем, который сгубил свою семью, явно перенеся в нее личные переживания, вызванные историей отца. Пьесу Хенрик выставил на конкурс, подписавшись псевдонимом Януш Корчак . Он ездит по Европе, изучает различные методики педагогики, которые описывает в статьях, и одновременно совершенствует свои медицинские навыки.

В 1905 году Хенрик Гольдшмидт участвовал в русско-японской войне в качестве военного медика. После войны Хенрик вернулся в Польшу и с удивлением обнаружил, что здесь его писательская популярность небывало выросла. Тем не менее, он продолжил медицинскую практику. В 1907-1908 годах Хенрик Гольдшмидт отправляется сначала в Берлин, а затем во Францию и Англию изучать педагогику, причем стажировки проходят за его счет.

В 1910 году Хенрик Гольдшмидт принимает судьбоносное решение – он прекращает медицинскую практику и становится директором вновь основанного «Дома сирот» для еврейских детей. Именно в этом заведении Хенрик Гольдшмидт, которого с этого времени большинство будет знать как Януш Корчак, планирует воплотить в жизнь свои педагогические идеи. Корчак неслучайно занимался проблемами еврейских сирот – в Польше, пропитанной духом антисемитизма, положение именно этих детей было наиболее тяжелым.

Благодаря своей известности и популярности, Корчаку удалось привлечь помощь меценатов для строительства своего «Дома». В 1912 году стройка была завершена. Корчак и его соратница Стефания Вильчинская в первый год деятельности приюта работали по 16-18 часов в день. Приходилось с трудом преодолеть уличные привычки вчерашних беспризорников, работать с учителями, не готовыми к таким ученикам. Самым приоритетным вопросом Януш Корчак считал нравственное воспитание. Его приют одним из первых использовал элементы детского самоуправления. По мнению педагога, приют – это справедливая община, где юные граждане создают собственный парламент, суд и газету. В процессе общего труда они учатся взаимопомощи и справедливости, развивают в себе чувство ответственности.

С началом Первой Мировой войны Януш Корчак вновь оказался на фронте в качестве военного врача. Но среди ужасов войны он начал писать один из своих главных трудов – книгу «Как любить ребенка». Главная мысль, которую выразил педагог в работе – вы не любите ребенка своего или чужого, если не видите в нем самостоятельную личность, обладающую правом вырасти и стать таким, каким ему уготовано судьбой. Вы не сможете понять ребенка, пока не познаете себя. После окончания Первой Мировой войны Корчак оказался в рядах армии независимой Польши, перенес тиф, от которого едва не умер, и лишь по окончании советско-польской войны вернулся в свой «Дом сирот».

Он продолжал экспериментировать – основал газету, где репортерами были дети. Те, кто не умел писать, могли прийти в редакцию и рассказать репортеру о том, что их волновало. Все эти педагогические проекты, новые книги были реализованы неимоверным трудом.

Приют зависел от помощи меценатов, а их становилось все меньше из-за экономических проблем. В 1934 году в Палестине Корчак сформулировал пять заповедей воспитания детей:

Любить ребенка вообще, а не только своего собственного.

Наблюдать ребенка.

Не давить на ребенка.

Быть честным с собой, чтобы быть честным с ребенком.

Познать себя, чтобы не воспользоваться преимуществом над беззащитным ребенком.

В Варшаве Корчак вел радиопередачу о педагогике под псевдонимом Старый Доктор . К середине 30-х его приют был признан как успешная новаторская педагогическая методика, книги были известны в мире, однако в Польше многие считали, что еврей не должен учить, как воспитывать детей.

В феврале 1937 года антисемитские настроения в Польше достигли своего пика. Радиопередачу закрыли. Корчак понимал, что надо уезжать, однако перевести приют в Палестину было делом непростым, хотя там и жили к тому времени уже многие бывшие воспитанники педагога.

1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война. Януш Корчак рвался на фронт, но получил отказ по возрасту. Как врач, он спасал раненых во время бомбардировок, его воспитанники тушили на крышах зажигательные бомбы. Когда фашисты вошли в Варшаву, для Януша Корчака началась новая борьба – борьба за жизни своих воспитанников. Несмотря на то, что те меценаты, которые раньше помогали Корчаку и его воспитанникам, эмигрировали, доктор Корчак находил возможности для продолжения деятельности приюта. Речь шла об элементарном выживании детей, поскольку даже продуктов катастрофически не хватало. Одежду дети научились шить сами.

Летом 1940 года, в условиях немецкой оккупации, Корчак сделал невозможное – он организовал поездку с воспитанниками приюта в летний лагерь, где они могли хоть на время забыть о творящихся вокруг ужасах. Однако осенью того же года даже авторитет старого педагога не помог ему предотвратить переселение сирот в Варшавское гетто. Более того, сам Корчак оказался в тюрьме. В тюрьме он провел месяц, после чего его все-таки отпустили в гетто, к его детям. Здоровье 62-летнего педагога было сильно подорвано, но он продолжал свою работу, несмотря ни на что.

В 1941 году, в условиях полного отчаяния и очевидно приближающейся гибели Януш Корчак выступил с еще одним предложением – создать место, где умирающие от голода и болезней сироты могли проводить свои последние часы, получая утешение и возможность уйти из жизни достойно. Фактически Януш Корчак предвосхитил идею будущих детских хосписов.

В конце июля 1942 года стало известно, что сироты из приюта Януша Корчака будут депортированы. Точного места назначения не называлось, но это не предвещало ничего хорошего – немцы объявили, что депортации подлежат все «непроизводительные элементы». Педагог предпринял последнюю отчаянную попытку спасти подопечных – предложил на базе приюта организовать фабрику по пошиву военной формы, тем самым доказывая, что дети могут быть полезны оккупантам. 6 августа 1942 года 192 ребенка из приюта Корчака были направлены в «лагерь смерти» Треблинка. С ними были два их педагога – Януш Корчак и Стефания Вильчинская, а также еще восемь взрослых.

Педагогический авторитет Януша Корчака был столь велик, что в момент погрузки в вагон к нему подошел один из немецких офицеров, протянув лист бумаги. Всемирно известному педагогу-новатору гитлеровцы дарили жизнь. Однако Старый Доктор не оставил своих воспитанников в самый страшный час их жизни. Януш Корчак, Стефания Вильчинская и все дети из их приюта приняли мученическую смерть в газовой камере «лагеря смерти» Треблинка.

Ла́сло По́лгар родился 11 мая 1946 года в городе Дьендьеше, Венгрия. Отец Ласло Полгара – Армин Протьовин – во время Второй мировой войны был привлечён к введённой для венгерских евреев «трудовой повинности»; его мать Белла Гельбман родом из Берегово выжила в концентрационном лагере Освенцим, но его дедушка и бабушка были там убиты. Ласло воспитывался в религиозной семье и хотел стать раввином. Его мать и младшая сестра эмигрировали в 1956 году на Запад, в то время как он остался со своим отцом и закончил еврейскую гимназию в Будапеште. В дальнейшем он работал сварщиком и посещал вечерние курсы педагогики, психологии и эсперанто. Позднее он работал в средней школе учителем черчения и этики.

Переписывался со своей будущей женой Кларой Альтбергер, которая жила в селе Вилок Виноградовского района УССР и училась в это время в Ужгородском государственном университете. Клара происходила из семьи венгерских евреев, которые проживали на территории, отошедшей после войны к СССР.

Полгар разработал теорию, согласно которой талант не врождён, а прививается воспитанием. На эту систему взглядов оказали влияние труды американского психолога Д. Уотсона. Полгар изучал биографии известных гениев, таких как В. Моцарт и К. Гаусс. Из этого он сделал заключение, что дети уже с малых лет могут показывать необыкновенно высокие результаты, если они будут систематически и интенсивно обучаться. Чтобы это практически доказать, он посвятил себя полностью воспитанию своих дочерей, которым они вместе с женой дали только домашнее образование. После долгой переписки с уполномоченным министерством он получил на это разрешение в порядке исключения.

Игру в шахматы он выбрал из-за того, что там можно легко проследить за успехами по игре в турнирах. Сама Жужа рассказывает, что шахматы появились случайно, а отец планировал сделать её математиком. Все его дочери стали очень сильными шахматистками.

Рудольф Штайнер родился 27 февраля 1861 года в австрийском городе Кралевиче, в семье железнодорожного служащего. После окончания реального училища Штейнер получает широкое образование в Венской политехнической школе. Это и естественно-научное и математическое образование, это и глубокое изучение философии, и литературы, и истории.

В возрасте 21 года он начал свои научные изыскания с углубленного изучения творчества Гете. Он участвует в подготовке к изданию естественнонаучных трудов Гете в рамках многотомного издания «Немецкой национальной литературы» Кюршнера. В его комментариях к ним уже прослеживаются зачатки антропософии. В 1891 г. Рудольфу Штайнеру в Ростокинском университете присуждается ученая степень доктора философии. В 1894 г. вышел его основополагающий труд «Философия свободы». В 1897 г. он переезжает в Берлин, где начинает сотрудничать в журналах, предназначенных для более широкого круга образованной публики.

Рудольф Штайнер был также незаурядным педагогом. Поддерживал независимость образовательных учреждений от государственного контроля, создатель Вальдорфской школы, автор книги «Образование ребенка» (1907). Основные принципы: стремление не к знаниям, а к истине; «неопережение» развития ребенка. Учебный материал подается эпохами. День разделен на три части: духовный (активное мышление), душевный (обучение музыке и танцу), креативный (лепка, рисование, шитье). Учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка и развития исторического общества. Очень интересен его тезис: «Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека». Основной метод подачи материала и обучения ребенка – «душевная экономия». Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую он может освоить без внутреннего сопротивления организма.

Последний год жизни Штайнера был очень плодотворен. Он создает макет нового Гетеанума, который будет построен уже после его смерти, читает циклы лекций по медицине, сельскому хозяйству, другим отраслям науки и искусства. Рудольф Штайнер ушел из жизни в Дорнахе 30 марта 1925 г.

Генрих Шаррельман (1871–1940) – немецкий педагог, противник традиционного образования. До 1909 г. учитель в Бремене, Гамбурге. Был уволен за протесты против системы обучения в государственных школах. Занимался литературным трудом. В 1919-1926 гг. руководил одной из школ в Бремене. Автор книги "Трудовая школа" (1909). Основная идея: обучение должно идти навстречу ребенку, позволяя ему самому исправлять свои заблуждения и ошибки. Шаррельман отстаивал принципы активного обучения. Генрих видел школу как трудовое сообщество детей, которые под руководством учителя ставят цели и пытаются их достичь, но в то же время не спешил знакомить детей с реальной трудовой деятельностью. Педагог не признавал программу и планирование, будучи сторонником эпизодического изложения. Ученики усваивают материал, задавая вопросы. Учитель следует за спонтанно возникающими интересами детей, давая им знания необходимые здесь и сейчас. Шаррельман обращается не к уму, а к сердцу ребенка, развивая его эмоциональное и эстетическое восприятие.

Выступал с резкой критикой традиционной народной школы с жесткой регламентацией деятельности учителя и учеников. Руководство детьми он понимал, как сотрудничество, носящее тактичный характер. Он выступал с позиций педагогики личности. Главную задачу школы видел в заботе о свободном духовном развитии детей, о выработке у них радостного мироощущения. В связи с этим большое значение придавал творческим работам учащихся. Он разделял идеи свободного воспитания.

Моше Рубин родился в южном бессарабском городе Измаиле в 1856 году, незадолго до того, как он был вновь передан Молдавскому княжеству под турецким контролем. Получил традиционное еврейское религиозное образование, с 1866 года – в Аргентине. Вклад Моше Рубина в педагогику особенно важен тем, что он был одним из первых педагогов в сфере еврейского образования в Аргентине: после того, как его обзор «Escuela Hebrea en constitución» с обоснованием организации еврейских школ в стране возымел действие, в 1905 году и была организована первая такая школа. С 1906 года работал в еврейской школе имени Т. Герцля, второй открывшейся в Аргентине еврейской школе.

С возникновением в Аргентине еврейской прессы на идише в начале XX столетия Мойше Рубин печатал в ней рассказы, статьи на педагогические темы, биографии, и исторические очерки. Мойше Рубин – автор ряда изданных в Буэнос-Айресе книг, учебников и методических пособий для учителей, в том числе:

Пособие по еврейской истории и хронологии, в 3-х томах (1933-1934),

Маймонид: ребе Мойше бен Маймон, его жизнь и учение (1935),

Дедушка и внук: к столетнему юбилею великого художника слова Шолем-Янкев Абрамовича и к двадцатилетней годовщине смерти Шолема Рабиновича (Шолом-Алейхема) (1936),

Еврейская история для школьников (1935),

Из всех сокровищниц: книга для чтения в школе (1937),

Еврейские обычаи и традиции: пособие для школы и дома (1937, 2-е издание – 1948),

Типы и образы, (1939).

Из всех рассказанных историй видно, что залогом появления новых педагогических методик, которые с успехом могут применяться на практике, есть одно – любовь к детям.

Хотите получать рассылку прямо на электронную почту?

Подпишитесь, и мы будем присылать Вам самые интересные статьи каждую неделю!

В обществе первобытного человека воспитание заменялись имитационной формой поведения. Элементы обучения прослеживаются в странах Древнего Востока в виде школ военного, придворного и жреческого искусства. В период Античности произошло становление спартанской и афинской систем воспитания в Древней Греции.

В процессе становления педагогического знания большое значение сыграли такие древнегреческие философы, как Платон, Демокрит, Сократ, Аристотель, Гераклит, а также Сенека, Авиценна, Конфуций. Демокрит считал, что воспитание имеет большее значение, чем природные качества. Сократ в самопознании видел путь проявления способностей человека. Аристотель считал, что большего уважения заслуживают учителя, нежели родители.

В данной работе рассмотрены ученые, жившие несколько позже, начиная с Яна Амоса Коменского, чешского ученого, чья работа «Великая дидактика» положила начало педагогике как накуке.

В рефертате рассказывается о взглядах как зарубежных, так и российских ученых прошлого. Здесь можно найти информацию о ихвыдающихся работах и их мнения на счет воспитания и обучения.

Целью данной работы является рассмотрение работ великих педагогов прошлого, их деятельности и точек зрения на воспитание и образование ребенка.

Работа выполнена на основе работ Н.А.Константинова и П. И. Питкасистого, с использованием интернет-ресурсов

Жил в то время, когда народ его родины Чехии, находившейся в условиях тяжелого национального угнетения со стороны немецких феодалов, поднимался на борьбу за свое освобождение. Возникшее национально-освободительное движение выдвигало религиозные требования, но по существу это был протест трудового народа против угнетателей: трудящиеся массы жестоко эксплуатировались дворянством, преимущественно немецкого происхождения, и католическим духовенством.

Коменский родился в семье мельника, принадлежавшей к религиозной общине Чешских братьев, объединявшей значительную часть населения Чехии. Члены общины вели трудовую жизнь, оказывали друг другу помощь, совместно заботились о воспитании детей, открывали для них школы.

В 1628 г. Коменский стал учителем братской школы, издал здесь несколько произведений, принесших ему мировую славу, среди которых такие, как “Великая дидактика» и “Материнская школа”.

Взгляды Коменского на ребенка, его развитие и воспитание коренным образом отличались от средневековых представлений. Вслед за гуманистами эпохи Возрождения Коменский отвергал религиозные измышления о греховности природы человека, хотя и не освободился еще от влияния религии. Так, он полагал, что те способности, которыми все дети обладают от рождения,- это “дары божьи”, но в то же время он правильно указывал, что развиваются они только в процессе воспитания. Коменский верил в огромную роль воспитания в развитии человека и утверждал, что благодаря воспитанию “из всякого ребенка можно сделать человека”, что все дети при умелом "к ним педагогическом подходе могут стать воспитанными и образованными.

Взгляды Коменского на ребенка как на существо развивающееся, его вера в силу и возможности воспитания были прогрессивными, это подтверждено историей.

Хотя Коменский считал, что земная жизнь является “только подготовлением к вечной жизни”, и стремился воспитать верующего христианина. Его идеалом, соответствующим прогрессивным требованиям нового времени, являлся человек, способный “знать, действовать и говорить”. Поэтому он полагал необходимым с ранних лет планомерно развивать в детях все их физические и духовные силы, помогать им постоянно совершенствоваться.

Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Борясь с распространенными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Следуя установившимся в эпоху Возрождения взглядам на человека, Коменский считал его частью природы и утверждал, что все в природе, включая и человека, подчинено единым и универсальным законам. Коменский помышлял о создании “всеобщего естественного метода”, который вытекает из “природы вещей и основывается, по его словам, “на самой человеческой природе”. Поэтому, обосновывая свои педагогические положения, он часто прибегал к ссылкам на явления природы и примеры человеческой деятельности. Например, желая доказать, что преподавание следует начинать с общего ознакомления с предметом, с целостного восприятия его детьми, а уже затем переходить к изучению отдельных его сторон, Коменский говорил, что природа все начинает с самого общего и кончает частным: так, при образовании из яйца птицы сначала возникает общее ее очертание и только затем постепенно развиваются отдельные члены.

Понимание Коменским принципа природосообразности воспитания было исторически ограниченным: в то время он не мог еще понять своеобразия развития человека как существа общественного и ошибочно полагал, что это развитие определяется только естественными законами.

Считая, что все дети способны воспринять знания, Коменский хотел “учить всех всему”. Он требовал всеобщего обучения, которое должно распространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек: все должны получать образование, “вплоть до ремесленников, мужиков, носильщиков и женщин". Эта идея всеобщего обучения детей обоего пола, несомненно, была передовым, демократическим требованием, отвечавшим интересам народных масс.

Исходя из принципа природосообразности, Коменский установил следующую возрастную периодизацию. Он определил четыре периода в развитии человека: детство, отрочество, юность, возмужалость; каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школа. Для детей от рождения до 6 лет Коменский предлагал особую материнскую школу, т. е. воспитание и обучение малышей под руководством матери. Все дети от 6 до 12 лет обучаются в школе рваного языка, которая должна быть открыта в каждой общине, селении, местечке. Подростки и юноши от 12 до 18 лет, обнаружившие наклонность к научным занятиям, посещают латинскую школу, или гимназию, создаваемую в каждом большом города, и, наконец, для молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, готовящихся стать учеными, Коменский предлагал организовать в каждом государстве академию. Образование должно завершаться путешествием.

Для всех ступеней (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Значительно расширял Коменский и круг знаний, которые давала современная ему средняя школа. Сохраняя латинский язык и “семь свободных наук”, Коменский вводил в курс гимназии физику (естествознание), географию и историю. При этом он предлагал изменить установленный в средневековой школе порядок прохождения наук.

Великий славянский педагог выдвинул и обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Обобщив передовой для той эпохи, опыт воспитания и обучения, опираясь на последние научные данные, Коменский впервые научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом.

Закончил медицинский факультет Оксфордского университета. Работал домашним воспитателем. Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге “Мысли о воспитании (1693).

Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых являются тем, что они есть - добрыми или злыми, полезными или нет-благодаря своему воспитанию, утверждал, Локк. Роль воспитания огромна. Локк хотел воспитывать не простого человека, а джентльмена, умеющего “вести свои дела толково и предусмотрительно”, для чего должен обладать качествами буржуазного дельца и отличаться “утонченностью в обращении”.

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, считал Локк,- это учреждение, где собрана “пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния”. Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо “даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений”.

Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию. “Здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья”,- говорил он и предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. Необходимо, считал он, с раннего детства закалять ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновал значение строгого режима в жизни ребенка давал советы, как нужно его одевать, кормить, протестовал против изнеживания детей. Правильное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. “Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом”,- писал Локк.

Краткие биографии великих педагогов

Ян Амос Коменский (1592-1670) родился в семье члена протестантской общины ʼʼЧешские братьяʼʼ. Первоначальное образование получил в братской школе, в 1608-1610 гᴦ. учился в латинской школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете. По окончании учебы Коменский возвратился на родину, где стал выборным священником общины и возглавил братскую школу.

Педагогическая и проповедническая деятельность Коменского была прервана Тридцатилетней войной (1618-1648). Как один из руководителœей чешской реформаторской церкви он вынужден был скрываться. Во время скитаний погибли его жена и дети, в Праге сожгли принадлежащие ему рукописи. В конечном итоге Коменский вынужден был навсœегда покинуть Чехию. В польском городе Лешно, где обосновалась часть общины, Коменский руководил братской школой, работал над ʼʼВеликой дидактикойʼʼ, но в ходе польско-шведской войны данный город был разрушен. Во второй раз погибли всœе его рукописи и библиотека. С 1656 ᴦ. и до конца жизни Коменский жил в Амстердаме, где по решению сената издавалось собрание его трудов о воспитании и образовании.

Коменский велик прежде всœего тем, что создал педагогику как науку. Для потомков учитель Коменский оставил классно-урочную систему, которая используется до настоящего времени: начало учебного года, классы, экзамены, перемены. Он пытался осуществить всœеобщее обучение детей обоего пола, написал учебники, которыми в Европе пользовались полтора века.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) родился в Швейцарии в семье врача. Его отец умер, мальчик воспитывался матерью, учился в коллегиуме (высшее учебное заведение) на филологическом и философском отделœениях. В 19 лет прочел работы Руссо, которые оказали на него огромное влияние. Он решает посвятить себя служению народу.

На небольшое наследство и приданое жены он покупает имение ʼʼНейгофʼʼ и открывает там ʼʼУчреждение для бедныхʼʼ, собрав около 50 детей. Он пытается соединить производительный труд детей с их обучением и воспитанием. Дети должны готовиться к будущей трудовой жизни, зарабатывать на свое содержание. Отношения между воспитателœем и детьми строились по типу семейных, на началах искренней любви к детям. Песталоцци делился с детьми последним куском хлеба: ʼʼСам жил, как нищий, чтобы научиться, как можно заставить нищих стать людьмиʼʼ. При этом вскоре он запутался в долгах, приют пришлось закрыть.

Восœемнадцать лет Песталоцци занимался литературной деятельностью и стал известен в Европе. В 1798 ᴦ. правительство Швейцарии поручает ему создать приют для беспризорных детей в городе Станце. Главной целью, которую ставил перед собой Песталоцци, было развитие в детях истинной человечности, их нравственное самосовершенствование. Для осуществления этой цели он видел только одно средство: самоотверженную любовь. С утра до вечера он был среди детей. ʼʼМоя рука лежала в их руке, и мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли с их слезами... Их пища была моей пищей. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги; были только они...ʼʼ Но приют продержался всœего полгода. Здание было занято французским лазаретом, а Песталоцци с детьми просто выгнали в чистое поле. При этом данный эксперимент не прошел бесследно. Один из биографов Песталоцци писал: ʼʼ.. .из безумия в Станце вышла начальная школа XIX в.ʼʼ.

В 1800 ᴦ. Песталоцци создал институт (школа, интернат, отделœение для подготовки учителœей) в Бургдорфе, а затем перевел его в Ивердон. Это учебное заведение получило мировую известность.

Свой богатейший опыт воспитания и обучения детей Песталоцци обобщил в таких произведениях, как ʼʼЛингард и Гертрудаʼʼ, ʼʼПисьмо к другу о пребывании в Станцеʼʼ, ʼʼКак Гертруда учит своих детейʼʼ, ʼʼЛебединая песняʼʼ и др.

Песталоцци велик прежде всœего как личность: он - ʼʼвечный примерʼʼ, он - подвижник, отдавший всœе детям. Не случайно на памятнике Песталоцци начертано: ʼʼ...Человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя ʼʼ.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - сын небогатого дворянина. Детство прошло под влиянием матери в Новгороде-Северском (Черниговская губерния). В 12 лет он осиротел, умерла мать.

Среднее образование получил в новгород-северской гимназии, об учителях которой у Ушинского остались самые добрые воспоминания. Учился в Московском университете (1840-1844), с блеском окончив юридический факультет. В 1846 ᴦ. двадцатидвухлетний Ушинский назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского Демидовского лицея - одного из старейших учебных заведений. Ему было поручено чтение курсов по государственному праву, энциклопедии законоведения и финансам. Лекции Ушинского отличались глубиной, научностью, эмоциональностью. ʼʼУвлечение Ушинского передается слушателям, и они не слышат звонка, не замечают, что уже настал конец лекции...ʼʼ, - вспоминал один из его учеников. В местной газете статьей ʼʼВолгаʼʼ начинается публицистическая деятельность Ушинского. При этом в 1849 ᴦ. молодой профессор, любимец студентов, был негласно уволен за свои убеждения.

В 1854 ᴦ. Ушинскому удалось получить назначение учителœем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института͵ где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.

В 1859 ᴦ. Ушинский назначается инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. Он произвел существенные преобразования в данном полумонастырском учебном заведении. Был введен новый учебный план, согласно которому большое место отводилось изучению русского языка, литературы. В обучении широко использовались наглядность, методы преподавания, развивающие познавательную активность девочек. Большое место отводилось самостоятельной работе. Был введен двухлетний педагогический класс (после окончания семи общеобразовательных). Сам Ушинский преподавал в старших классах педагогику.

В 1860-1861 гᴦ. он редактировал ʼʼЖурнал Министерства народного просвещенияʼʼ, где поместил ряд своих программных статей: ʼʼТруд в его психическом воспитательном значенииʼʼ, ʼʼРодное словоʼʼ, ʼʼПроект учительской семинарииʼʼ.

На основании доносов, обвинявших инспектора в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности, его уволили из Смольного института летом 1862 ᴦ. Для того чтобы как-то замаскировать отставку выдающегося педагога, правительство командирует его за границу для изучения постановки женского образования. За 5 лет, проведенных в европейских странах, Ушинский не только изучил состояние женского образования, но и написал главный труд своей жизни - ʼʼЧеловек как предмет воспитанияʼʼ, а также книгу для чтения ʼʼРодное словоʼʼ и методическое руководство к ней.

По возвращении в Россию он прожил всœего 3 года. В 1870 ᴦ. на 47-м году жизни Ушинского не стало. Его личность, статьи, книги оказали огромное влияние на современников, они актуальны и сегодня.

Януш Корчак (Генрих Гольдшмит) (1878-1942) родился в Варшаве в семье известного адвоката͵ рано лишился отца и, будучи гимназистом, вынужден был подрабатывать репетиторством. У него рано пробуждается интерес к детям. В студенческие годы он занимался литературной деятельностью, основная тема которой - дети. Генрих подписывает свои произведения псевдонимом ʼʼЯнуш Корчакʼʼ, который остался за ним навсœегда. В 1904 ᴦ. Корчак становится детским врачом, популярность которого растет с каждым годом, он слывет ʼʼдоктором бедняковʼʼ: не только лечит неимущих, но и помогает им.

В 1912 ᴦ. Корчак решает переменить профессию, он становится директором Дома сирот в Варшаве и остается им до конца своей жизни.

В годы Первой мировой войны его призвали на фронт в качестве дивизионного врача. Здесь в часы затишья он пишет свою замечательную книгу - ʼʼКак любить ребенкаʼʼ, а вернувшись с фронта͵ целиком посвящает себя детям. Буквально за несколько лет Дом сирот становится образцовым учреждением, в котором всœе подчинœено заботе о детях. В 30-е годы Корчак выступает по радио с беседами для детей и о детях под псевдонимом ʼʼСтарый докторʼʼ. Ему принадлежат более 20 книг о воспитании (ʼʼПраво ребенка на уважениеʼʼ, ʼʼПравило жизниʼʼ, ʼʼШуточная педагогикаʼʼ и др.), а также множество статей, опубликованных в педагогических журналах. Старый доктор сочинял пьесы и сказки для детей. В одной из последних статей Корчак пишет, что каждый, подводя итог своей жизни, должен спросить себя: ʼʼКакой след ты оставляешь на земле? Сколько деревьев посадил? Сколько кирпичей уложил на стройке? Кому и сколько отдал тепла? ʼʼ На всœе эти вопросы Корчак всœей своей жизнью и даже смертью дал исчерпывающий ответ. В годы фашистской оккупации Варшавы в Доме сирот стараниями Корчака как бы продолжалась прежняя жизнь: дети учились, трудились, устраивались веселые вечера. Но вот в 1942 ᴦ. Корчак получил предписание явиться с детьми на вокзал. Друзья предлагали спастись Старому доктору, для него добыли соответствующие документы, но он ответил: ʼʼНе оставишь своего ребенка в болезни, несчастье, в опасности. А здесь двести детей. Как можно оставить их одних в запломбированном вагоне, в газовой камере?ʼʼ В лагере смерти Треблинке есть скромная плита͵ на которой начертано: ʼʼЯнуш Корчак и детиʼʼ.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) родился в ᴦ. Белополье на Украинœе в семье рабочего. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем учительствовал в посœелке Крюков и на станции Долинская с 1905 по 1914 ᴦ. Преподавал русский язык, черчение и рисование, после уроков увлекал детей играми, походами, устройством костюмированных вечеров, спектаклей, создал духовой оркестр, организовал бытовой и сельскохозяйственный труд учащихся по бригадам.

Окончив Полтавский учительский институт в 1917 ᴦ. с золотой медалью, заведовал желœезнодорожным училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве. С 1920 по 1928 ᴦ. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителœей близ Полтавы, переведенной в 1926 ᴦ. в Куряж под Харьков. Макаренко отразил ее деятельность в ʼʼПедагогической поэмеʼʼ. В повестях ʼʼФлаги на башняхʼʼ и ʼʼМарт 30 годаʼʼ изложен опыт работы трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, где Антон Семенович работал с 1927 по 1935 ᴦ. В 1937 ᴦ. переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Он скоропостижно скончался 1 апреля 1939 ᴦ. от паралича сердца. Сгорел ʼʼв огне действенной любви к детямʼʼ - писал о нем Горький. Похоронен А.С. Макаренко в Москве на Новодевичьем кладбище. Памятник на могиле изображает детей, скорбящих о любимом учителœе, который для них был другом и духовным отцом.

А.С. Макаренко уже в 20-х годах подошел к разработке системы воспитания, которая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества. В своих учреждениях он создавал коллектив, основанный на принципах соединœения воспитания и обучения трудом.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) родился в селœе Василевка на Херсонщинœе. С 17 лет он учительствовал в сельской школе, а в 1938 ᴦ. заочно закончил Полтавский педагогический институт. В 1941 ᴦ. он добровольцем ушел на фронт. Под Ржевом, поднимая роту в атаку, политрук Сухомлинский был тяжело ранен и до конца дней своих носил в груди вражеские осколки. После длительного лечения в госпитале работал директором сельской школы в Удмуртии. Весной 1944 ᴦ., когда была освобождена Кировоградская область, он возвращается на родину и работает заведующим районным отделом народного образования. С 1948 ᴦ. Сухомлинский становится директором Павлышской школы, которой бессменно руководит до конца своих дней. Война оставила тяжелые раны в украинских селах, осиротевшие дети нуждались в отеческой заботе. Сухомлинский стал учителœем-подвижником, отцом, наставником своих учеников. В этом отношении он считал себя последователœем Я. Корчака. ʼʼЖизнь Я. Корчака, - писал Сухомлинский, - его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явился для меня вдохновением; я понял: чтобы стать настоящим воспитателœем детей, нужно отдать им свое сердцеʼʼ. И он отдал его детям, создав уникальную ʼʼшколу радостиʼʼ, которой посвятил всœе свои силы. Его перу принадлежат свыше 40 монографий. Среди них такие ставшие педагогическими хрестоматиями книги, как ʼʼСердце отдаю детямʼʼ, ʼʼПавлышская средняя школаʼʼ, ʼʼРождение гражданинаʼʼ, ʼʼМудрая власть коллективаʼʼ и т. п. Сухомлинский написал более 600 статей, 1200 рассказов и сказок.

Приложение 4

Краткие биографии великих педагогов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Краткие биографии великих педагогов" 2017, 2018.

Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Чешский педагог, гуманист, основоположник дидактики (теории обучения). Говорил о всеобщем обучении на родном языке. Предложил организовать единую школу. Его труд «Великая дидактика».
1.определил и разработал возрастную периодизацию
2.создал классно-урочную систему, где урок – основная форма обучения (длительность урока, организация)
3.его принципы легли в основу классического воспитания и обучения: природосообразность ребенка (психологическое познание), принцип научности, энциклопедичности (знания научно обоснованные и указанные в литературе), доступности (знания адаптированные ребенку), систематичности и последовательности (от простого к сложному), сезонности (подбор материала в зависимости от сезона).
4.выделил «золотое правило» дидактики – принцип наглядности обучения
5.посветил целую главу семейному воспитанию «О материнской школе», где мать – основной воспитатель
6.выделял физическое воспитание как приоритетное направление (здоровье)
7.говорил о создании условий, чтобы не было недостатка в развлечениях ребенка.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827).
1.разработал принцип природосообразности («Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать»). Природа ребенка требует и стремится к развитию.
2.разработал теорию элементарного образования (знакомство с окружающим миром, развитие речи, обучение счету, письму и чтению в дошкольном возрасте)
3.объединил обучение и труд, т.к. это развивает мысль и дух ребенка.
Жан Жак Руссо (1712 – 1788). Французский педагог – теоретик. Его труд «Эмиль или о воспитании». Труд отражает путь решения проблемы воспитания. Преимущество социальному воспитанию дается, ребенка забирают от родителей, он воспитывается под руководством педагога. Против насилия. Пропаганда учета индивидуальности, желаний и потребностей ребенка. Активное использование косвенных методов воспитания. Из-за постоянно сменяющихся желаний и интересов у ребенка знания носят не систематизированный характер, отрывочный. К 18 годам Эмиль совершает кругосветное путешествие, познает мир. Затем становится учеником ремесленника, помогает ему во всем и одновременно обучается ремеслу. Ребенок должен быть воспитан на благо обществу. Источниками воспитания являются природа, люди, предметный мир. Идеи воспитания: физическое, умственное развитие, развитие внешних чувств.
Фридрих Фребель (1782 – 1852). Немецкий педагог. Первый создал учреждение для дошкольников «Детский сад», взрослых назвал садовницами. Считал, что есть главное для развития человека:
1.инстинкты (деятельность, познание, художественный и религиозный инстинкт)
2.цель воспитания – развитие у ребенка природных способностей (инстинктов)
3.идеи воспитания включают игру, развитие внешних органов чувств (геометрические фигуры), Дары Фребеля для разработанной им системы сенсорного развития (игрушка – мяч, шар и куб, деление кубиков на части по величине, разделение частей на направления плоскостные, линейные и угловые, разделенный кубик на 27 кирпичиков вдоль и поперек для развития навыков строительства). Предлагал занятия лепкой, рисованием, плетением, вышиванием, выкладывание орнамента из гороха и бусинок, разработал подвижные игры на воздухе и занятия по физкультуре. Таким образом, Ф. Фребель является основоположником дошкольной педагогики, т.к. занимался подготовкой педагогических кадров, излагал систему воспитания дошкольников в книгах «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», «Детский сад».
Мария Монтессори (1870 – 1952). Итальянский врач – педагог. Ее идеи: - система самовоспитания, самообучения детей; - отрицала руководящую роль взрослого в воспитании и развитии детей. Разработала создание условий для развития детей на основе их психологических возрастных особенностей. Впервые ввела антропометрические измерения (вес, рост ребенка). Разработала систему сенсорного развития – развития органов чувств. Занятия длились 4 – 5 часов. Учреждение для детей называлось «Дом ребенка». Разработала принципы воспитания и развития:
-ничего не делать за ребенка, если он способен сделать это сам
-развитие всех органов чувств
-ручной труд (вырезание ножницами)
-пение, игры на воздухе.
Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939). Советский педагог. Работала над книгой «Народная демократия». В книге отражено трудовое воспитание как ведущее направление в обучении и воспитании детей. Боролась за идею социализма. Т.е. государство ставит цель, а рабочие должны ее реализовывать. Детская производственность труда является важным компонентом воспитания и обучения детей.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1870). Идея народности в воспитании. Народность – система, выработанная исторической жизнью народа. Пособие «Родное слова» предназначено для учителей, которые преподают на родном языке для воспитания у детей чувства патриотизма, любви к родной земле. Разработал педагогическую систему:
-воспитание ребенка должна начинаться в семье
-воспитание продолжается в ДОУ
-обязательное школьное образование
Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939). Говорил о продуманных целях воспитания. Выделил недочеты педагогической системы образования в советское время:
-нет систематичности
-нет взаимосвязей между воспитанием и обучением
-между педагогами нет взаимодоговоренности по поводу материала по предметам, поэтому знания детей носят разрозненный характер
-цели воспитания и обучения конкретных учреждений не удовлетворяют потребности общества в целом
-педагоги не проявляют гибкости мышления, используют авторитарный стиль общения с детьми
-нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей
-не развивается чувство коллективизма у детей, т.к. не дают детям ответственных поручений и возможности к самодисциплинированности и взаимоответственности за коллектив и себя.
Работал в колонии для несовершеннолетних детей, организовывал коллективные формы воспитания, развивал самостоятельность, ответственность за порученное дело перед сверстниками. Составлял руководство и рекомендации для воспитания детей в коллективе. Пропагандировал самоуправление детским учреждением.
Аделаида Семеновна Симонович (1840 – 1933). Открыла первая платный детский сад для детей от 3 до 6 лет. Говорила о пользе ДОУ для подготовки к школьному обучению (грамматика, счет, вырезание, плетение, лепка, родиноведение, знакомство с трудом взрослых). Разработала дидактические занятия с куклой. При ней появляется первый российский журнал «Детский сад», где отражаются дидактические правила воспитания и обучения детей, требования к личности воспитателя.
Елизавета Николаевна Водовозова (1844 – 1923). Последовательница К.Д. Ушинского. Пропагандировала идею народности в воспитании и обучении, делала упор на умственное, физическое и нравственное воспитание. Ведущим методом является наблюдение, приоритетной темой является знакомство с трудом взрослых.
Луиза Карловна Шлегер (1863 – 1942). Участница прогрессивного гуменного общества. Открыла детский сад для рабочих семей. Пропагандировала воспитание детей в коллективе. Дети самостоятельно изготовляют игрушки – поделки в труде. Затем используют эти игрушки в коллективных играх. Выпустила книгу «Л.К. Шлегер», где отражается практическая работа с детьми в детском саду. Приоритетным направлением является физической воспитание, игра, знакомство с трудом взрослых.
Елизавета Ивановна Тихеева (1867 – 1943). Участвовала в составлении программы, разработала систему сенсорного воспитания, и развития речи. Описала правила для ребенка, выдвинула требования к наглядным пособиям, разработала подробно словесные методы (рассказы, истории). Обращала внимание на развитие у детей творческих способностей.
Шалва Александрович Амонашвили (1931). Современный грузинский педагог – гуманист. Первым проектом была «Школа радости» в Тбилиси для детей с 6 лет. Его труды: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Школа жизни», «Создание человека». Педагог-гуманист выдвинул три основных принципа гуманистической педагогической деятельности:
1.любить ребенка – педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка
2.очеловечивать среду, в которой живет ребенок – обеспечение душевного комфорта и равновесия (ничто не должно раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, унижение и уныние)
3.прожить в ребенке свое детство – стремиться вызвать доверие ребенка к педагогу, любовь к педагогу, взрослый в свою очередь познает жизнь ребенка со всех сторон
Главный девиз педагога – ребенок может все, учитель же должен в это свято верить и эту формулу внушать ребенку. Ш.А. Амонашвили выделил три страсти детства, которые позволяют осуществлять движение природы ребенка:
-страсть к развитию – стремление к противоречиям и трудностям, их преодоление
-стремление к взрослению – взрослым следует общаться с ребенком на равных, давать ответственные поручения
-стремление к свободе – уважение характера личности ребенка, отказ от запретительной педагогики.
Педагог против отметок, искусственно вводимых с целью стимулирования учебно-познавательной деятельности детей. Оценка взрослого должна быть направлена на творения ребенка, его самоконтроль, суждения и самое главное на успех ребенка. Чтение должно быть в школе не для скорости техники чтения, а как средство познания, анализа прочтенного текста, выборочного интереса к печатной информации.
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). Его труд «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности». Педагог говорил, что важно поощрять успехи ребенка, вызывать в школу родителей за хорошие поступки, делать об этом запись в дневнике. Оценки должны быть оптимистичными, поощряться за труд, получать их могут только старшеклассники, в начальной школе детей нельзя запугивать оценками. Воспитание должно быть без наказаний. Педагог выделил несколько потребностей ребенка:
1.материальные потребности - на голодный желудок невозможно постигать знания, человек себя хочет чувствовать уверенным в материальном достатке
2.потребность в познании – чувство открывателя, исследователя природы и самого себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна.
3.потребность в человеке как в носителе духовных ценностей – желание общаться, обменивать мыслями, идеями, проблемами.
В.А. Сухомлинский говорил, что проблемой современного общества является отсутствие гармонии между материальными потребностями и духовными (человек богат, но безнравственен).
Педагог-гуманист создал свою систему эстетическо - нравственного воспитания – красота в природе, в музыке и живописи, в семье, а именно в матери. Говорил о необходимости развития положительной эмоционально-чувственной сферы в ребенке. Педагог против зазубривания материала в школе, поощрял рассуждения, творчество, активность в ребенке. Говорил о важности веры педагога в то, о чем он говорит детям: «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамя никто не несет». Говорил о важности физического труда ребенка не только для блага общества, но и что очень важно для личного познания ребенка самого себя, раскрытия своих задатков и способностей. Трудовое воспитание, по мнению педагога, должно быть неразрывно связано с нравственным, эстетическим, интеллектуальным, физическим воспитанием и развитием.

Статьи по теме: