Упражнения по монтессори. Монтессори у вас дома: создание развивающего пространства и дидактических материалов своими руками

Сегодня развитию деток родители уделяют гораздо больше времени, нежели еще сто лет тому назад. Для этого существуют различные педагогические методы, которые помогают малышам в самом раннем возрасте не просто расти, но и обучаться. Методика Монтессори - это что за учение, чем оно особенно и как правильно его применять - об этом и пойдет речь далее.

Терминология

Изначально нужно разобраться с терминологией, которая будет активно использоваться в предоставленной статье. Итак, Монтессори - это не просто название методики раннего развития. Это фамилия женщины, которая и была ее основательницей. Именно итальянка Мария Монтессори прописала все принципы своего педагогического учения, рассказав, каким образом оно помогает деткам более качественно и легко познавать окружающий мир. В далеком 1907 году она открыла первую свою школу, где помогала качественно развиваться умственно отсталым деткам, порой даже перегоняя в своем развитии сверстников. При этом Мария Монтессори не переставала удивляться: что же нужно делать с нормальными детьми, чтобы они не то что не развивались, а даже в некоей степени и деградировали? Нужно отметить, что на сегодняшний день данная методика успешно применяется различными заведениями обучения детей в 80 странах мира.

Главное в методике Монтессори

Чтобы лучше понять, чем же так уникально данное педагогическое учение, нужно уяснить девиз методики Монтессори. Это довольно-таки простая фраза: «Помоги мне сделать это самостоятельно!». На данном этапе уже предельно становится понятно, в каком именно ключе будет развиваться данное учение. То есть главная задача преподавателя в данном случае - именно помочь ребенку, а не сделать его работу за него же самого. Тут нужно хорошенько себе уяснить, что в данной методике существует неразрывная связь трех основных ее «китов»: ребенка, воспитателя и существующей окружающей среды. Принцип таков: в самом центре находится именно дитя. Со всеми его желаниями, эмоциями и мечтами. Воспитатель тут не является учителем как таковым. Он не наставник, но всего лишь помогает малышу познавать тот окружающий мир, в котором он на данный момент находится. Цель взрослого - не показать, как надо (у ребенка могут быть свои взгляды), но помочь, если малышу нужна помощь. При этом совершенно безоценочно относясь к тому или иному моменту. Главное в данной методике - не мешать той созидательной энергии, которой обладает в раннем возрасте крохи. Именно она и является огромной двигательной силой его развития и познания мира. В качестве небольшого вывода хочется отметить, что главная цель данного педагогического учения - это вовсе не сделать из ребенка маленького умника. Кроху надо воспитать таким человеком, чтобы ему было интересно обучаться чему-то новому, познавать окружающий мир все больше и больше.

О направлениях развития малыша

Поняв, что Монтессори - это особая система раннего развития крохи, важно также указать, в каких именно направлениях будет работать данное знание:

  • То есть малыш познает окружающий мир при помощи своих чувств: слуха, зрения, обоняния, тактильной составляющей. В зависимости от этого он формирует понятие о форме, цвете и пр.особенностях окружающих его предметов.
  • Огромное внимание тут уделяется именно развитию речи, активизации речевых центров в мозгу. Для этого особая ставка делается на улучшение мелкой моторики.
  • Очень важно в методике Монтессори приобретение практических навыков.
  • Очень важно в этом учении развитие математических способностей.
  • Ну и, конечно же, ребенка развивают в области самых необходимых знаний - о мире и окружающей среде. Малышу дают понятия о том, что такое высота, длинна, вес и пр.

О периодах развития

Система Монтессори такова, что она на каждый возрастной период имеет свои определенные рекомендации. Если говорить кратко, то условно развития ребенка можно поделить на три больших фазы:

  1. С рождения и до 6 лет - это первая фаза. Именно здесь происходит формирование личности ребенка, в этом возрасте проявляются его основные способности. Данный период уникален тем, что в это время ребенок впитывает все как губка. В это время важно давать правильный материал для усвоения его малышом.
  2. Вторая фаза - с 6 и до 12 лет. В данном периоде главным является сенсорное развитие. Малыш становится очень чувствительным и восприимчивым. Фаза характеризуется еще и повышенной концентрацией внимания. Ребенок уже на длительное время может сосредоточиться на том, что ему действительно интересно, не распыляясь на иные действия.
  3. Подростковый возраст, или время с 12 до 18 лет. В данный час первым и главным становится получение личного опыта. Это время экспериментов и, конечно же, ошибок.

Что такое сензитивные периоды

Но помимо трех больших фаз, система Монтессори имеет представление еще и о Это время особого восприятия детей к той или иной деятельности. Эти временные отрезки в данной методике очень важны, так как помогают более легко и качественно приобрести определенные знания.

  • Обучение речевым навыкам. Это время от рождения крохи. Активная фаза - до 6-летнего возраста. Если же говорить в общем, то длится она на протяжении всей жизни.
  • Период сенсорного развития начинается с рождения и заканчивается примерно в 6-летнем возрасте. Но только активная его фаза.
  • С рождения и до трех лет у малыша закладывается восприятие порядка. Не только чистоты в доме, даже более - определенных правил жизни. К примеру, утром надо встать и умыться.
  • С 1 года и до 4-х лет у крохи развивается двигательная активность. Также это период приобретения самостоятельного опыта.
  • А с 2,5 и до 6 лет происходит развития самых различных социальных навыков. Нужно отметить, что в данном периоде у малыша закладываются нормы грубого и вежливого поведения, которые он и будет использовать на протяжении всей своей жизни.

На самом деле, методика развития Монтессори имеет гораздо больше данных периодов. Они более точны и конкретны. Так, к примеру, идеальное время обучения письму - период с 3,5 до 4,5 лет, а чтению - с 4,5 до 5,5.

Принципы методики Монтессори

О том, что Монтессори - методика раннего развития, стало уже довольно-таки понятно. Обязательно хочется рассказать о том, на каких же именно принципах базируется данное педагогическое учение. Нужно сказать, что все самое основное сказано уже в девизе методики. Исходя из этого, принципы учения следующие:

  • Самовоспитание, саморазвитие и самообучение - вот главное в методике.
  • Воспитатель должен уважать личность ребенка, его особенности и уникальные способности. Никоим образом их нельзя трансформировать или более того - уничтожать.
  • Ребенок делает себя сам. И только лишь благодаря своей деятельности формируется как личность.
  • Наиболее важный период развития крохи - от рождения и до шестилетнего возраста.
  • У детей есть уникальная чувственная и умственная способность впитывать все из окружающей среды все.

Мария Монтессори говорит о том, что не стоит ускорять процесс развития малыша. Но тут же очень важно и не упустить тот момент, когда крохе нужно помогать формировать определенные знания. Много информации не бывает. Но из нее малыш возьмет именно то, что ему на данный момент нужно.

Материалы для развития ребенка

О чем еще важно рассказать, изучая методику Монтессори? Материалы, которые будут необходимы для развития малыша. Чем же придется запастись родителям, которые желают развивать ребенка согласно данному педагогическому знанию? Нужно отметить, что случайных игрушек в данном случае не будет. Все дидактические материалы хорошо продуманы, подготовлены, сделаны из качественной древесины или ткани. Они приятны на ощупь и внешне притягательны для малыша. Так, игрушек очень и очень много. К примеру:

  • Рамки-шнуровки. Они могут быть самыми разными. Призваны обучать малыша пользоваться предметами быта, к примеру, одеждой. Рамки могут быть на шнурках, на замочках, на заклепках и кнопках.
  • Лестницы-ступеньки, башенки. Они учат малыша понимать, что такое больше и меньше, толще и тоньше.
  • Палочки. Учат таким понятиям, как длинный и короткий, длиннее и короче.
  • Цветные таблички. Призваны обучать малыша цветам и оттенкам. Есть разные наборы, для самых маленьких и для ребят постарше.
  • Наборы геометрических форм. Учат основам геометрии.
  • Цилиндры, которые очень нравятся самым маленьким деткам. Они есть разных вариаций. В одном случае цилиндры можно расставлять по цветам и размерам, в ином - вставлять в формочки по размеру.
  • Чем еще богата методика Монтессори? Материалы, которые важны для развития детей - это таблички с шершавыми буквами. Так, ребенок делает первый шаг на пути обучения чтению и письму.

Также есть деревянные палочки, бусы, пазлы. И еще много чего интересного и полезного, что точно заинтересует и увлечет кроху.

Как выглядит сад Монтессори

Естественно, если есть учение, то есть и образовательные центры, работающие по данной методике. Как же выглядит Монтессори (сад)? В первую очередь, данное учебное заведение будет придерживаться принципов Международной Ассоциации Монтессори:

  • В комнате порядок. Чистота царит повсюду. Нет раскиданных вещей.
  • Вся мебель подходит по росту деткам, которые находятся в группе. Все необходимые предметы в зоне их досягаемости.
  • В таких садах детки разных возрастов. Группы смешанные.
  • Важный момент: все дидактические материалы предоставлены в одном варианте. Это частенько нарушается. Но методика предполагает очередность в обучении деток.
  • В комнате, где есть дети, тихо, спокойно, никто не ругается и не плачет.
  • Детки старшего возраста помогают своим меньшим товарищам.
  • Предмет, который ребенок берет с полки, после игры сразу же возвращается на место.
  • Чем еще уникален Монтессори (сад)? Воспитатель (в данной методике его называют «наставник») не говорит детям, что и как делать. Он наблюдает за малышами издалека. Либо же проводит групповые презентации. К примеру, как правильно переносить стульчик или расстегивать молнию на куртке.

Если же занятия проводятся по расписанию, детям говорят, что нужно делать, малыши шумят или им скучно - это не сад и даже не группа, которая обучается по методике Монтессори.

По каким принципам работают школы Монтессори?

Поняв, как должен быть организован сад Монтессори, хочется также немного рассказать и о том, как же работают такие же школы. Чем они отличаются от остальных учебных заведений? В первую очередь надо отметить, что школа Монтессори уникальна тем, что там нет ни школьных парт, ни расписания уроков. Вместо этого есть столы и стулья, коврики для занятия на полу. Все это легко переносится и транспортируется для организации пространства малышей. В данных классах учитель - не главный. Он только лишь помогает деткам. Задача педагога в данном случае - помочь организовать ученику деятельность, которую он сам выбрал для себя. Школа Монтессори предполагает выделение нескольких зон в одном классе:

  • Сенсорная, где в работу включается слух, зрение, обоняние и тактильная особенность.
  • Зона практической жизни, где ребенок учится тому, что ему пригодится в жизни.
  • Зона математики.
  • Зона родного языка.
  • Космическая зона. Это термин основательницы данного учения, Марии Монтессори. Означает зону естественнонаучного воспитания.

Так, ученик сам для себя выбирает зону обучения и тот конкретный материал, с которым ему хочется работать. Также важно отметить, что Монтессори (педагогика) предполагает занятия, длительностью не более 15 минут. А в классах находятся детки разных возрастов. Но группирование идет примерно следующим образом: малыши от 0 до 3 лет, от 3 и до 6 и т.д.

Используем методику Монтессори дома

Техника Монтессори - методика раннего развития. Она может с успехом использоваться и в домашних условиях. И для этого не нужно ничего особенного или сверхъестественного. Только лишь покупать те игрушки, которые помогут малышу правильно развиваться и познавать окружающий мир. О чем в таком случае нужно помнить, применяя метод Монтессори:

  • Ребенок - самостоятельная личность с самых ранних лет. Поэтому нужно покупать малышу ту одежду, которую он сможет надевать самостоятельно и без проблем.
  • Малышу нужна мебель по его росту: маленькие стульчики, столики, шкафы для игрушек и одежды. Он все должен сам раскладывать по местам.
  • Монтессори (центр) всегда чистый, светлый и уютный. Такой же и должна быть комната малыша.
  • Среда, в которой обитает ребенок, должна быть безопасной. Никаких предметов, которые могут разбиться или иными способ напугать маленького ребенка. Все должно вызывать у него желание потрогать.
  • Все предметы, которыми пользуется малыш, на кухне, в ванной комнате, должны быть в зоне его досягаемости.
  • У ребенка должны быть свои орудия труда. Свой веник, тряпка для вытирания пыли. Любую помощь крохи надо поощрять.

Монтессори педагогика предполагает наличие определенных игрушек. Их также стоит приобрести. Какие именно - описано несколько выше.

Недостатки данного метода

Нужно также отметить, что у любого метода воспитания есть свои сторонники и критики. Данный случай - не исключение. Определенный круг специалистов считает, что занятия Монтессори совершенно не развивают творческий потенциал. А все потому, что тут нет ролевых игр, нет места для полета фантазии и импровизации. Доля правды тут, может быть, и есть. Однако надо учитывать еще и то, что данной методике уже более 100 лет.

Второе несоответствие, на котором акцентируют внимание критики. Монтессори (центр) всегда отличается строгой дисциплиной. Но при этом наставник не должен вмешиваться в процесс обучения. Однако тут надо отметить, что влиять на ребенка можно самыми разными способами. Все зависит от конкретно взятого человека и его

Занятия по системе Марии Монтессори широко применяются во многих детских центрах. Но не обязательно записывать ребёнка в группу раннего развития, чтобы практиковать эти упражнения. Интересные занятия можно устроить и у себя дома.

  1. Моем посуду вместе. Выдайте малышу губку, безопасное моющее средство и небьющуюся посуду - пусть наводит чистоту в своё удовольствие!
  2. Разливаем-вытираем. Возьмите поднос, чашку с водой и тряпку. Вместе с крохой разливайте воду на поднос, а потом вытирайте тряпкой.
  3. Носим воду. Вам понадобится две ёмкости: одна с водой, другая - пустая, и губка. Переносите с помощью губки воду из одной миски в другую.
  4. Рассыпаем-подметаем. Предложите своему чаду высыпать на пол крупу или мелкие бусины, а затем подмести их веником.
  5. Знакомимся с текстурами. Возьмите кусочки самой разной ткани и вместе с ребёнком пощупайте их и обсудите. «Бархат — мягкий, приятный, шерсть — колючая, шёлк — гладкий». Усложнить игру можно, подбирая на ощупь пару к каждому материалу.
  6. Угадываем на ощупь. В мешочек положите разные игрушки или предметы (мячик, карандаш, медвежонок и так далее). Попросите малыша закрыть глаза и доставать по одному предмету, называя их.
  7. Взбиваем пену. Возьмите миску с водой, капните в неё жидкое мыло, шампунь или средство для мытья посуды. Дайте крохе венчик и взбивайте пену!


  8. Подбираем крышки. Нужно взять баночки, флакончики и бутылочки разных размеров, снять с них крышки и перемешать. Задание вашему чаду - подобрать к каждой ёмкости крышку и закрыть.
  9. Покорми игрушку. Возьмите игрушку, например, зайчика, и какое-нибудь угощение, к примеру, морковку или яблоко. С помощью шнурка или пуговицы и петли скрепите игрушку с угощением (чтобы получилось, что зайчик ест).
  10. «Рыбалка». Налейте в банку воды, бросьте в неё разные мелкие предметы: шарики, пуговицы и другие предметы, выдайте карапузу ложку и попросите выловить всех «рыбок».


  11. «Крокодильчики». Вам понадобится коробка и прищепки. Предложите ребёнку сначала цеплять по краю коробки, а затем снимать их.
  12. Шнуровки. Для этой игры подойдут любые предметы с отверстиями и шнурок. Просто нанизываем детали на верёвочку, собираем «бусы».
  13. «Золушка». Перебирайте бисер: смешайте мелкие бусины нескольких цветов и попросите малыша сортировать их по разным коробочкам.
  14. Кормим голодного зверька. Возьмите банку с крышкой или коробку с крышкой. На крышке нарисуйте мордочку какого-то зверька, вырежьте отверстие в форме рта. В него ваш малыш будет кидать бусинки, маленькие мячики, игрушечные продукты или настоящие макароны - он будет «кормить» голодного «друга».


  15. Ищем клад. Наполните тканевые мешочки разными крупами или бобами, внутри спрячьте игрушку или угощение для малыша и попросите его найти клад в мешке.
  16. Пирамида из кастрюль. Возьмите три кастрюли разного размера и попросите ребёнка построить из них пирамиду. Варианты игры такие: подобрать крышки правильного размера или составить кастрюли одна в другую.
  17. Соревнования на «горке». Соорудите два желоба-горки из шланга, коктейльной трубочки или ещё чего-то похожего. Возьмите мелкие бусинки и скатывайте их с «горки». Чья бусинка быстрее скатится? Чтобы увеличить скорость, нужно изменить угол наклона «горки» - может быть, малыш догадается сам?
  18. Тонет - не тонет. Возьмите прозрачный стакан или банку, наполните водой. Подберите разные по весу предметы - из пластика, из металла, деревянные и другие. Пусть кроха бросает их в воду и смотрит: какие утонут, а какие - нет. Комментируйте и поясняйте, почему так происходит.


  19. Самодельная мозаика. Возьмите кусок пенопласта и разноцветные канцелярские кнопки. Предложите ребёнку сделать картину, втыкая кнопки в пенопласт.
  20. Необычное рисование. Насыпьте на поднос муку или манку и предложите своему чаду порисовать пальчиком или кисточкой.
  21. Ищем фасолинки. Насыпьте в глубокий поднос манку, перемешайте её с фасолью. Пусть кроха выбирает фасолинки из манки и складывает в коробочку. Возьмите сито и покажите, как можно просеивать манку, чтобы в сите оставались фасолины.
  22. Оригами. Дайте ребёнку бумагу, пусть он её мнёт, рвёт, складывает, комкает и так далее. А потом из получившихся кусочков и комков вместе доделайте поделку: придумайте, кого напоминают бумажные композиции и закончите их несколькими штрихами.


  23. Тащим груз. Сделайте мешки разного веса - 1-3 кг, привяжите к ним верёвку, пусть малыш тащит их за собой по полу. Так, вы будете развивать его выносливость и крупную моторику.
  24. Забиваем гвозди . Возьмите палочки (их можно собрать на прогулке) и молоток (лучше деревянный). Пусть ребёнок забивает их в пластилин.
  25. Маленький фокусник. Вам понадобится пинцет, форма для льда и мелкие бусины. Разложите бусины в форму, дайте ребёнку пинцет, и пусть он достает их и складывает в коробочку.
  26. Человек-магнит. Выдайте своему чаду большой магнит, разложите разные предметы, пусть кроха пробует их примагнитить, а вы комментируйте: какие предметы притягиваются (металлические), а какие нет - все остальные.
  27. Мамин помощник. Разрешите малышу вместе с вами разбирать посудомоечную машину или выгружать белье из стиральной машины.

Если вы заинтересованы в том, чтобы ребенок гармонично и быстро развивался, учился самостоятельности и играл не только с обычными игрушками, но и с дидактическими играми, убирал за собой и каждый день постигал новое, то вы должны создать в домашних условиях такую среду, в которой процесс развития малыша будет происходить естественно. Методика Марии Монтессори будет идеальной системой воспитания и раннего развития малыша, его речи и восприятия.

Занятия по системе Монтессори знакомят малыша с предметами, которые расположены в мире вокруг него. Для правильного развития детей с использованием этой методики, обязательно нужно насытить пространство вокруг крохи предметами, которые будут вызывать у него интерес. В системе Марии Монтессори процесс развития детей сводится к тому, что ребенком будут развиваться мускулы, зрение, слух, обоняние и другие органы чувств.

В системе существует огромное количество дидактических игр, направленных на развитие термических ощущений, осязания, вкуса, слуха. Использование таких игр и занятия с ребенком помогут отличать тяжелое от легкого, горячее от холодного, мягкое от твердого.

Восприятие и установление порядка

Чтобы научить малышей раннего возраста самостоятельности и поучаствовать в их развитии абсолютно незаметно, вы должны установить определенный режим дня. Он может быть примерно таким:

  1. В восемь утра вся семья просыпается. Первое, что делают все члены семьи – одеваются. У малыша должен быть свой стульчик или детский шкафчик, на котором лежит его одежда для переодевания. Далее – это утренние процедуры. У него есть свой горшок, у него есть своя полочка в ванной с зубной щеткой и пастой, также у него есть стульчик, который помогает ему достать до раковины.
  2. В половину девятого вся семья собирается на кухне и все вместе готовят завтрак. Малыш также помогает в меру своих возможностей.
  3. В половину десятого завтрак закончен и нужно убрать со стола. Кроха, даже самого раннего возраста, должен знать, что за собой нужно убирать. Система воспитания Марии Монтессори подразумевает, что вы вовлечете детей в процесс уборки, к примеру, дадите им полотенце для протирки посуды или попросите малыша смахнуть крошки со стола.
  4. После завтрака наверняка захочется заняться своими делами, поиграть с игрушкой, которая была выбрана им самостоятельно. Дайте крохе такую возможность, не заставляйте его делать что-то другое. Но помните, что если игры детей закончились, то обязательно нужно использовать главный принцип в методике воспитания детей Марии Монтессори – поиграл, после этого убери за собой.
  5. Когда придет время обеда, вы не должны прекращать заниматься с ребенком. Пусть он станет вашим помощником – достанет продукты из холодильника, помогает накрыть на стол.
  6. После обеда вы наверняка положите детей спать, так как им нужно набраться сил для новых игр.
  7. После обеда, прежде чем идти на прогулку или начинать занятия по развитию речи или прежде чем учить буквы, нужно будет как следует подкрепится. Дайте малышу возможность самому насыпать себе еду, налить сок или йогурт. Если даже что-то будет рассыпано или разлито ребенком, не переживайте, а просто покажите малышу, как это убрать. Система развития Марии Монтессори подразумевает, что постепенно ребенком любого возраста будут выполняться несложные бытовые манипуляции самостоятельно и помощь мамы ему будет абсолютно не нужна.
  8. Когда вы начнете собираться на прогулку, то у ребенка должна быть возможность самостоятельно достать верхнюю одежду. Пусть у малыша будет крючок на уровне его рук, обувь также должна быть на виду. На улице малыш должен заниматься любимыми делами, но обязательно следите за ребенком, особенно раннего возраста.
  9. После прогулки он должен самостоятельно раздеться и положить свои вещи на место. Если нужно что-то просушить, поясните, как и где он может это сделать, помогите малышу если это нужно.
  10. Для развития детей по методике Монтессори очень полезно, если кроха будет помогать вам готовить ужин. Такие занятия помогут крохе научиться быть самостоятельным, это и есть основные принципы воспитания детей по методике Монтессори.
  11. После ужина нужно поиграть с малышом, но не будьте главным в этих играх. Пусть малыш сам ведет игру, так происходит процесс его развития и создания новых для него игр, развитие его речи в процессе пояснения того или иного его занятия.
  12. Когда придет пора готовиться ко сну, проконтролируйте, что малыш убрал свои игрушки. Пусть карапуз разберет свою постель, пойдет умоется и переоденется в пижаму. Одежду, в которой малыш был днем, он должен сложить на стульчик или в свой шкафчик. Можно почитать малышу перед сном сказку и оставить в его комнате ночник, так малыш не будет вас будить, если ему ночью нужно будет встать в туалет.

Суть такого порядка по системе Монтессори заключается в том, что с малышом занятия проходят совершенно не заметно, а обучение является постепенным и спокойным. В этой методике раннего воспитания детей можно спокойно учить малышей развитию речи, кроха может учить буквы и обучатся правилам разных игр абсолютно без нажима и без напряжения, так как кроха сам выбирает, чем ему заниматься.

Методика Марии Монтессори

Математика

Занятия по математике должны быть также очень приятными для малыша и задача мамы сделать их интересными. Найдите для малыша интересные пособия, такие как счетные палочки, кубики и конусы. Когда ребенок будет проявлять к ним интерес, начните учить его не сложным математическим операциям, таким как сложение, вычитание, умножение и деление. Система Монтессори легко позволяет в качестве игр выучить самые разные математические операции в домашних условиях.

Речь

Если вы видите, что малыш заинтересовался алфавитом, его можно подтолкнуть к тому, чтобы вы начали занятия по развитию речи. Сначала нужно начать изучать буквы, это можно сделать при помощи вырезанного алфавита, можно разместить буквы на магнитах или купить специальный коврик, на котором размещены все буквы русского алфавита.

Такие занятия будут способствовать постепенному развитию речи, но при этом они будут частью игр, в которые ребенок захочет играть сам, а значит, вы не будет заставлять ребенка и он выучит буквы в простой и легкой игровой форме. В обучении речи и изучении алфавита и той или иной буквы нужно использовать суть и принципы, которыми пронизана вся обучающая система – это самостоятельность и незримое участие взрослого в выборе развивающих игр.

Групповое занятие

В детском саду, проводя обучение деток и способствуя их развитию, в том числе и речи, можно проводить и групповые занятия, система обучения это позволяет. В детском саду можно практиковать разные виды игр, вот некоторые из них:

  • Детки сидят в кругу на полу, слушают в записи журчание ручейка, шум ливня, тиканье часов.
  • Малыши сидят в кругу и играют в пальчиковые игры, общаются, занимаются развитием речи, поют песни, угадывают буквы на карточках.
  • Малыши ходят по нарисованному на полу кругу, квадрату, треугольнику, стараясь не сойти в линии.
  • Крохам дают в руки по мелофону, и каждый по очереди сочиняет свою мелодию. Если мелофон один, его нужно передавать по кругу.

Такие простые варианты игр способствуют общению и развитию речи деток 1-3 лет, также просто можно выучить буквы. Не навязчивое общение поможет детками стать самостоятельными, научится легко говорить и различать буквы.

Метод Марии Монтессори. Наши развивашки.

Каждые родители мечтают, чтобы их дети были счастливыми, умными, разносторонними, самостоятельными, а в семье царила гармония, и не было сложностей с процессом воспитания или обучения малышей. Ставшая уже легендарной, методика Марии Монтессори помогает решить все эти вопросы и сделать семью по-настоящему дружной! В этой статье мы расскажем, как следовать этой системе воспитания у себя дома...

Наверняка многие из родителей, особенно мамы, уже не раз слышали о методике детского воспитания, при которой малыш сам для себя выбирает вид занятия и его темп, а взрослые лишь наблюдают за процессом и вмешиваются только в крайней необходимости. Польза таких совместных занятий с детьми поражает! Детки учатся быть самостоятельными, принимать решения, прислушиваться к себе, брать ответственность за свои действия, а это приносит радость в каждую семью и конечно же сплачивает ее.

Немного из истории: Мария Монтессори, основательница метода, педагог, начинала работать с детьми, которые отставали в развитии. После непродолжительной работы ее ученики наравне с обычными ребятами приняли участие в школьной олимпиаде и заняли первые места. После такого настоящего педагогического прорыва об этой великой женщине и ее методике заговорили всерьез, а сама Мария продолжила совершенствовать свою программу уже абсолютно для всех детей.

Также в поддержку метода стоит сказать, что многие известные сегодня на весь мир люди воспитывались по системе Монтессори. Среди них основатели компаний Google, Amazon и Wikipedia, принцы английской королевской семьи Уильям и Генри, писатель Габриэль Гарсиа Маркес.

Итак, приступим к изучению!

Основные принципы

Методика Монтессори строится на трех главных составляющих. Первая из них- сензитивность. До шести лет каждый ребенок проходит шесть стадий сензитивного развития:

  1. Развитие речи (от 0 до 6 лет).
  2. Сенсорное развитие (от 0 до 5,5 лет).
  3. Восприятие и установление порядка (от 0 до 3 лет).
  4. Освоение мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет).
  5. Освоение движений и действий (от 1 года до 4 лет).
  6. Развитие социальных навыков (от 2.5 до 6 лет).

И очень важно, чтобы малыш успел получить все необходимые навыки в каждый период развития, поскольку от этого напрямую зависит его дальнейшая жизнь: характер, способности, поведение. И, чаще всего, другой возможности что-то исправить, развить и добавить уже, к сожалению, не будет.

Для того, чтобы развитие пошло правильно, важна окружающая среда. Это второе составляющее метода Монтессори. Все вокруг должно быть подготовлено в соответствии с физическими возможностями ребенка на каждом этапе сензитивного развития. Только в этом случае малыш сможет научиться всему необходимому и стать независимым!

Третье звено метода - педагог . Процессы обучения и познания должны происходить в ребенке. Обратите внимание, на важную особенность метода - ребенок сам свой учитель! Педагог (или родители) должны научиться вести малыша к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. И тут нужно знать и применять главное правило метода Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому!» .

Также Мария Монтессори в работе с детьми придерживалась двенадцати заповедей, которые полезно будет узнать каждому родителю.

12 заповедей Марии Монтессори при работе с детьми

1. Детей учит то, что их окружает.

2. Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.

3. Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.

4. Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

5. Если с ребенком честны - он учится справедливости.

6. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

7. Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.

8. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

9. Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

10. Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

11. Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Создайте условия!

Для вашего ребенка все в этом мире пока еще кажется огромным: стулья, шкафы, столы, кровати. Он, как Гулливер, который попал в страну великанов. Разве так ему можно чему-то научиться? Тут любой кроха чувствует себя потерянным и беспомощным. Ваша задача исправить это и создать доступную среду для ребенка, чтобы все, что ему нужно для полноценной жизни, было рядом. Для этого мы сделаем специальные зоны.

Для гармоничного и правильного развития малышей необходимо несколько зон, которые папы и мамы могут сделать сами:

Зона повседневной жизни, в которой ему будет доступно все, что нужно ежедневно (вешалки для вещей, полотенце, зубная паста, мыло и т.д.);

Зона языкового развития, в которой могут быть яркие книги, кубики с буквами, карандаши, бумага, вырезанные из плотной бумаги цифры и буквы;

Зона творчества, в которой ребенка будут ждать краски, музыкальные инструменты, пластилин, карандаши, бумага и все-все, что нужно для детского творчества;

Зона естествознания, сюда нужно поместить все, что расскажет ребенку о внешнем мире: фигуры и картинки животных, цветы, разные жидкости, предметы с разной температурой и т.д.;

Зона сенсорного развития, в которых малыша будут ждать разные по форме, содержанию, запаху, структуре предметы. Это могут быть кубики, цилиндры, крупы, разные ткани и т.д.;

Зона активности, которой может стать детский спортивный уголок.

Все эти зоны не занимают много места, не мешают обычной жизни и спокойной уместятся даже в небольшой полуторке или комнате-студии. Проще говоря, зоны - это правильно расставленные детские вещи и игрушки. А теперь обо все по порядку!

Один день по системе Монсессори

Как часто мы говорим своим детям: «Ты еще маленький для этого», «давай я сделаю за тебя»? Но задача любого любящего родителя научить ребенка справляться с задачами самостоятельно. Все, что вам надо, это подготовить нужные зоны, доступные для малыша, и показать, как в них работать.

Лучше всего понять суть методики можно только на примере. Давайте рассмотрим ваш примерный день вместе с ребенком по системе Монтессори. Вы удивитесь, как все просто!

8.00 Вся семья проснулась и готова к насыщенному совместному дню! Но прежде, нужно сделать несколько важных вещей! Первое - переодеться. Вы без особых усилий откроете большой и высокий шкаф с одеждой и достанете ее. Но сможет ли это ребенок? Конечно, нет. Поэтому перед кроватью вашего чадо поставьте небольшой стульчик, на котором его будет ждать одежда для переодевания. Вместо стула можно использовать детский шкаф с низкими полочками, если у вас есть такая возможность.

8.10 Теперь самое время для утренних процедур. Если ваш малыш еще не умеет самостоятельно садиться на унитаз, поставьте для него горшок в туалетной комнате. Так ребенок будет четко знать, что ходить в туалет нужно только в специальное место. В ванной комнате у малыша должна быть своя низкая полочка с его зубной пастой и щеткой, чтобы он в любой момент мог сам сделать все необходимое. Старайтесь поначалу чистить зубы вместе. Пусть мама или папа покажут малышу, что нужно делать. Если у него выходит что-то не так, не спешите его одергивать. Он только учится и смотрит на вас.

8.20 Теперь идем на кухню, готовить и кушать завтрак, ведь впереди у вас столько важных дел! Лучше всего готовить всей семьей. Ведь вовлекая в процесс всю семью, вы становитесь дружнее и даете хороший пример ребенку. Утро, конечно, стоит начать с каши, которая должна быть приготовлена из качественной крупы. Например, от торговой марки «Царь» . Она предлагает большой выбор полезных и вкусных каш на самый разнообразный вкус любого члена семьи.

Например, сегодня у вас на завтрак будет самая вкусная и полезная каша для завтрака из трех злаков с фруктами от «Царя» . Пока папа накрывает на стол, пусть мама вместе с малышом пересыпят крупу из пакета в кастрюлю. Покажите ребенку, как правильно держать ложку и насыпать кашу. После этого дайте стакан с водой и позвольте налить его в кастрюлю. Ребенка можно также стоит обучить накрывать общий стол.

9.20 Завтрак закончен, и теперь нужно убрать за собой. Малыш должен учиться убирать свое место самостоятельно. Пока папа и мама собирают свои тарелки со стола, ребенок делает то же самое. Когда посуда помыта, дайте малышу полотенце, чтобы вы вместе вытерли кухонные принадлежности и убрали их на место.

9.40 Скорей всего, после еды ваш малыш захочет немного отдохнуть, а потом заняться своими делами. Не стоит торопить его или заставлять заниматься тем, что кажется лучшим вам. Пусть ребенок сам выбирает нужную для себя зону.

Не ограничивайте малыша во времени, пусть он занимается с выбранной вещью столько, сколько считает нужным. Вы лишь можете незаметно поправлять его, если он что-то делает не так (например, играет и случайно рвет книгу) объяснять, как сделать желаемое для малыша действие правильно, придумывать варианты игры и рассказывать о свойствах каждого предмета. Но выбор дела останется за ребенком. Если ваш малыш хочет рассматривать игрушки, а потом рисовать, пусть делает это.

Главное, помните важный принцип: поиграл - убери за собой . Невмешательство родителей заставляет детей раньше начинать думать самостоятельно, включать логику, пробовать, переделывать. Именно так ваш малыш будет развиваться быстрее.

Кстати, мы настоятельно советуем вам сделать зону сенсорного развития! Она хорошо развивает моторику у детишек, которая так важна для дошколят, готовящихся пойти в первый класс. Обязательным предметом в такой зоне станет небольшой таз или ведро, а лучше несколько, с разной крупой, в которой будут спрятаны различные мелкие игрушки. Правда, выбрать для этого нужно качественную крупу, которая производится и хранится по всем правилам. Крупы от торговой марки «Царь» , одного из старейших производителей зерна в России, бережно и правильно собираются, перерабатываются и хранятся в соответствии со всеми высокими стандартами, поэтому вы можете быть уверены в качестве злаков.

* Советуем также сделать для ребенка творческую среду. В ней малыш может рисовать, делать различные подделки. Для этого не нужно много денег или специальные вещи. Можно взять то, что есть у вас под рукой. Например, из макарон разной формы можно сделать бусы или гирлянду (а в ассортименте торговой марки «Царь» вы найдете большой ассортимент макаронных изделий разных форм). А из манки, гречки или риса сделать прекрасные картины.

* Очень важно, чтобы и в игре дети учились необходимым житейским навыкам. Например, мамы могут вместе с малышом слепить из пластилина овощи с фруктами и показать ребенку, как их правильно резать. А папы могут показать мальчикам, как управляться с инструментами. А лучше всего, если малыш поможет папе что-то чинить, используя не слишком тяжелый и травмоопасный предмет. В такой семье, где каждый приходит друг другу на помощь, всегда будет мир и гармония!

12.00 Игры могут занять много времени и сил, поэтому не забывайте пообедать. Пусть малыш снова станет вашим помощником на кухне: накроет на стол, достанет продукты из холодильника.

13.00 Теперь самое время отдохнуть и набраться новых сил!

15.00 После отдыха нужно снова немного подкрепиться и отправиться на прогулку! Отличным вариантом полдника станут, например, вкусные кукурузные хлопья от торговой марки «Царь» с кефиром, молоком или йогуртом. В ассортименте «Царя» есть множество видов хлопьев, которые понравятся любому ребенку. Дайте возможность малышу самому налить кефир/йогурт в тарелку и насыпать хлопья. Если малыш прольет или просыплет что-то, покажите ему, как правильно убирать за собой. Вначале, вполне возможно, у ребенка это будет получаться не очень ловко, но со временем он научиться делать это не хуже взрослого, а главное у него появится уверенность в собственных силах.

15.30 После трапезы собираемся гулять. Малыш должен знать, где у него лежат теплые вещи, и быть в состоянии самостоятельно их достать. Родителям лишь стоит подсказать ребенку, что нужно надеть. Тут снова пригодится небольшой детский вещевой шкаф, комод или полка.

Не должно быть проблем и с верхней одеждой ребенка. Попросите папу сделать в шкафу крючок, полку или вешалку на уровне рук ребенка. Он должен уметь самостоятельно брать свой осенний комбинезон, пальто или пуховик. Когда все одеты, отправляйтесь гулять, и позвольте малышу на улице заниматься любимыми делами.

18.00 После интересной осенней прогулки пора домой, раздеваться, сушить вещи и кушать. Малыш также самостоятельно должен раздеться и положить вещи на свое место. Если что-то нужно сушить, объясните ребенку и покажите, как и где это можно сделать. А теперь готовимся к ужину. Например, вы хотите сделать макароны с котлетами. Доверьте ребенку, например, разламывать спагетти для варки или насыпать в кастрюлю рожки, дайте ему из фарша сделать свои небольшие котлетки. Не забывайте, что еда должна быть полезной. Если вы выбираете макароны, остановите свой выбор на макаронных изделиях от «Царя» , которые сделаны из твердых сортов пшеницы и сохраняют множество полезных микроэлементов.

19.30 После ужина ребенок, конечно, захочет снова поиграть. Он это заслужил, ведь он вам так хорошо сегодня помогал. Включайтесь вместе с ним в процесс игры, но ни в коем случае не руководите ее ходом. Поделитесь всей семьей своими впечатлениями за день. Пусть малыш слышит речь, учится говорить, выражать свои мысли, пусть он будет с вами наравне.

20.30 Пора начинать готовиться ко сну. Попросите малыша убрать все игрушки на место и расстилать постель. Подскажите ребенку, куда стоит убрать покрывало. Теперь отправляйтесь чистить зубы или попросите ребенка сделать это самого (помните, ведь все банные принадлежности находятся в доступности для него).

21.00 Идем спать. Ребенок обязательно должен самостоятельно переодеться в одежду для сна, а домашние вещи положить на свое место (в шкаф или на полку). Родителям остается пожелать ему спокойной ночи. И очень хорошо, в качестве доброй традиции, читать перед сном детские книги.

Вот так просто и незаметно можно организовать дома свой центр Монтессори. За привычными ежедневными самостоятельными делами скрываются постоянное развитие и взросление вашего малыша. Метод Монтессори - это гуманная, мудрая, заботливая система воспитания ребенка. В семье, которая старается следовать этой системе, всегда царит радость и гармония, счастье и уют. Когда ребенок вас радует, у вас меньше поводов грустить, быть в плохом настроении. Когда счастлив ребенок, счастливы все вокруг.

И большим помощником в ваших домашних делах станет продукция от торговой марки «Царь»! Торговая марка «Царь» - это традиции качества с 1898 года. В богатых традициях русской кухни, которые мы соблюдаем и преумножаем, есть важный принцип простоты и пользы. Он объединяет наших покупателей из разных стран, всех тех, кто желает быть здоровым и успешным. Пусть в вашей семье всегда соблюдаются традиции совместных трапез и семейных обедов, а «Царь» всегда поможет вам в сохранении семейных принципов! Ведь те, кто думают о здоровье и благополучие своей семьи, выбирает продукцию ТМ «Царь». Найти продукты, полезные для всей семьи, вы можете на нашем сайте!

Конечно, в рамках одной статьи мы не сможем рассказать вам об этой замечательной методике абсолютно все, что нам бы хотелось. Откройте для себя книги самой Марии Монтессори, например, можно начать с чтения бестселлера «Впитывающий разум ребёнка», он, безусловно, будет полезен абсолютно всем родителям.

Присоединяйтесь к нашим группам в соцсетях -

Знаменитая методика Марии Монтессори была разработана более века назад. Так почему в последнее время ее популярность постоянно возрастает? Какие принципы делают ее актуальной в наши дни?

Развитие ребенка становится все более актуальной темой нашего времени. в школах разрабатываются с тем условием, что ребенок, впервые пришедший в школу, уже обладает необходимыми навыками и знаниями. Более того – совсем недавно введен еще один образовательный уровень – дошкольный. А из этого следует, что уже в детсадовском возрасте малыш должен в непременном порядке поглотить достаточно большое количество информации, оговоренное в учебных планах.

Но что же делать родителям, чей ребенок по каким-то объективным причинам лишен возможности посещать детсад? Могут ли они обеспечить полноценное и разностороннее развитие ребенка дома?

К счастью, ответ на данный вопрос положительный. Существуют различные интересные методики, такие, как программа Монтессори в домашних условиях, позволяющие обеспечить малышу полное раскрытие его внутренних личностных качеств и подготовить его к предстоящему школьному обучению. Развитие по Монтессори основывается на учете индивидуальных особенностей и интересов детей, а это особенно важно, если учитывать, что, когда мы развиваем ребенка дома, принуждение – самый трудный и неверный путь.

  1. Во-первых, опирающееся на основные принципы теории Монтессори обучение, как уже говорилось, строится на индивидуальном подходе к малышу. Это позволяет раскрыть его как личность и воспитать свободным, уверенным в себе, уникальным человеком. В наши дни это является особенно актуальным, потому что самовыражение, личностный рост и активная жизненная позиция стали одними из главных тенденций развития человеческого сознания. И каждый родитель, воспитывая своего ребенка, в перспективе желает видеть его гармоничной, независимой от внешних условий личностью.
  2. Во-вторых, полностью оправдывает себя следующий постулат, на котором базируется методика Марии Монтессори: обучающий ребенка взрослый должен сам стать учеником, который учится у своего ребенка. Действительно, мы часто сталкиваемся с тем, что современное поколение детей в некоторых моментах превосходит нас. Эти дети растут в век господства интерактивных технологий, у них совершенно другое восприятие мира, поэтому нам самим всегда есть чему у них поучиться. Кроме того, мы вместе с детьми учимся раскрывать свои внутренние потенциалы, позволяем выйти наружу своему глубоко запрятанному творческому началу. Мы развиваемся вместе со своим ребенком, передавая ему тот опыт, который у нас уже накоплен, а приобретаем взамен совершенно другие знания.
  3. В-третьих, развитие по Монтессори определяет взрослого как помощника маленького первооткрывателя, а не всезнающего педагога. И это позволяет увереннее чувствовать себя родителям, которые применяют принципы Монтессори дома; такое положение вещей снимает с них лишнюю ответственность. Не каждый возьмется обучать свое чадо самостоятельно, не имея при этом педагогического или близкого к нему образования. А вот помочь ребенку по мере своих возможностей наверняка захочет каждая мама или папа. Монтессори обучение выглядит несколько более простым, чем остальные методики, поэтому и пользуется популярностью среди родителей.
  4. В-четвертых, даже если применять основополагающие принципы Марии Монтессори в домашних условиях, не обойтись без . Эти красочные необычные материалы привлекают не только маленьких первооткрывателей, но и их родителей. Поэтому работать с ними нравится и взрослым. Сейчас многие пособия родители изготавливают своими руками для детей. Сам процесс создания пособий, с которыми впоследствии с наслаждением играет малыш, вдохновляет взрослого, а вдохновение – это неиссякаемый источник жизненной энергии. Прикоснувшись к такому источнику один раз, любой человек будет тянуться к нему еще и еще.
  5. И, наконец, в-пятых: система Монтессори предназначена для развития детей любого возраста, начиная с малышей до года, заканчивая школьниками. Мария Монтессори считала, что именно три первых года жизни малыша – самые ключевые для развития его личности. Этот возрастной период она обозначила как «психический эмбрион» и считала, что в течение него происходит формирование души и духа ребенка под непосредственным влиянием окружающей его обстановки. Малыш, утверждала Мария Монтессори, особенно в возрасте до года, не может отфильтровывать поступающую извне информацию. Он просто впитывает ее. Получается, что мы сами, порой не контролируя процесс, развиваем ребенка, создавая вокруг него те или иные условия. И в непосредственной зависимости от того, какими будут эти условия, формируется детская душа. Знание этого правила позволяет родителям вовремя задуматься об окружающей ребенка обстановке и создать наилучшие для него условия.

Какими же должны быть условия для обучения детей по системе Монтессори дома?

  • Во-первых, среда, окружающая малыша, должна быть для него удобной. Все предметы, игрушки, должны быть расставлены и разложены в пределах досягаемости. Мебель тоже подбирается с учетом роста малыша, предпочтение отдается стульям и столам, которые при необходимости легко перемещать с одного места на другое.
  • Во-вторых, ребенок должен быть обеспечен достаточным количеством обучающего материала. Все, что необходимо, можно . Но при этом не следует перегружать пространство множеством предметов. Вполне достаточно использовать базовый комплект пособий.
  • В-третьих, важно определиться со временем для занятий. Часто бывает так: малыш заинтересовался каким-то материалом, обратился за помощью, а родители уделить внимания ему не могут. Постепенно интерес и желание сходят на нет. Поэтому нужно стараться помочь ребенку, особенно совсем маленькому, как только он об этом попросит. По крайней мере, оказывать хоть какую-то помощь, консультировать в перерывах между своими домашними делами, а затем более подробно заниматься в удобное для вас время. Каждый день хотя бы один час у вас должен быть предназначен для более глубокого занятия с малышом. В течение этого времени вас не должны отвлекать никакие посторонние заботы и дела. Желательно, чтобы такие домашние «уроки» проводились в одинаковое время, это дисциплинирует и вас, и малыша. В течение этого часа вы сможете заняться созданием нового развивающего материала или поработать с тем, что в данный момент интересно ребенку. Помните, что имеет значение вовсе не количество времени, которое вы смогли уделить своему малышу, а его качество.

Используйте для занятий прогулки, если малыш в это время не занят играми с другими детьми. Гулять все равно нужно, и чтобы не терять времени, можно предложить ребенку какие-нибудь развивающие упражнения. Захватив из дома необходимый материал, вы сможете провести . Но это возможно только при условии, что ребенку в данный момент нечем заняться, и он не отвлекается на другие вещи.

Начав , родители полностью погружаются в новую, незнакомую до этого, реальность. Они делают открытия, потрясающие не только ребенка, но и их самих. Эти занятия помогают установить тесные контакт с малышом, и впоследствии, когда ребенок станет взрослым, время, которое вы провели с ним, изучая мир, будет вспоминаться как самая счастливая пора вашей жизни.

Статьи по теме: