Трагедия Ларисы Огудаловой. Окружение Ларисы


Огудалова Лариса Дмитриевна – главная героиня замечательной пьесы Островского «Бесприданница». Эта девушка молода, необычайно красива, но бедна, за ней не дают никакого приданого. Такое положение крайне унизительно, Лариса чувствует это особенно остро, ведь, по своей натуре, она умная и гордая личность.

Героини-бесприданницы встречались в драматургии Островского и ранее: Марья Андреевна («Бедная невеста»), Надя («Воспитанница»), Аксюша («Лес»), Настя («Не было ни гроша, да вдруг алтын»).

Среди всех этих героинь Лариса Огудалова обладает самой тонкой натурой и душевной хрупкостью. Лариса живет, будто «поверх быта», не касаясь повседневной суеты, житейских страстей и торгашества. Ее душа постоянно стремится куда-то: в лес, в деревню, за Волгу, одним словом, в какой-нибудь тихий уголок, который покажется ей раем. Лариса одинока, и в ее душе происходит трагический надлом. Все восхищаются ею, вожделеют ее, но никого не интересует, что творится у девушки внутри. Ей так не хватает простого, но теплого и сердечного слова, поддержки и участия. Она живет в обстановке, которая больше напоминает «базар» или «цыганский табор».

Даже в родном доме девушка не может найти покоя, ее заставляют улыбаться, навязывают женихов. Лариса страстно влюбляется в Паратова, но не в его личные качества, а в ту мечту о другой, красивой жизни, которую он ей способен дать. Паратов ассоциируется в сознании Ларисы с легким, поэтичным миром, который она знает только по стихам и романсам, в реальности этот мир недоступен ей. Согласившись от безысходности выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, Лариса чувствует себя униженной. Жених-неудачник раздражает ее, когда пытается сравниться с Паратовым, которым она по-прежнему восхищается, несмотря ни на что. В душе Ларисы происходит ужасная борьба между стремлением примириться с участью жены мелкого чиновника и мечтой о красивой и яркой жизни. Пытаясь решить свою судьбу, Лариса отправляется с Паратовым в компрометирующую ее поездку на пароходе. Во время этой поездки Лариса неожиданно понимает свое истинное положение – красивой игрушки, которую мужчины не могут поделить между собой. Паратов откровенно играл с ее чувствами, Карандышев, хоть и признавался ей в искренней любви, на самом деле просто тешил свое самолюбие, а друг детства Вожеватов додумался разыграть ее в «орлянку» с Кнуровым, крупным дельцом.

В финале произведения Лариса погибает от руки своего жениха Карандышева. Его смертельный выстрел стал для нее настоящим спасением от окончательной нравственной погибели. Лариса благодарит перед смертью своего убийцу за то, что он ей помог уйти из этого страшного мира, в котором ничего святого нет, а человек запросто может оказаться предметом купли-продажи. Лариса так мечтала о настоящей, искренней любви, но ее все воспринимали, как забаву. Никому не было дела до того, что творится в ее душе. Умирая, Лариса прощает всех, она не держит в себе зла. Ее образ необыкновенно поэтичен и прекрасен, он оставляет неизгладимый след и запоминается надолго.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-08-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Лариса Огудалова - героиня романса

островский пьеса женский национальный

Лариса Огудалова - образ не менее известный, чем Катерина Кабанова, и вызывает не меньшую полемику. Основным вопросом остается вопрос о силе нравственности Ларисы и о смысле ее последних слов. Островский создал действительно противоречивый образ, в данной части работы мы попытаемся найти ответ на вопрос, в чем заключается истинная сила характера Ларисы Огудаловой, и почему она, столь непохожая на чистую духовно Катерину, также остается воплощением женской трагедии.

Современное понимание этого образа во многом строится на восприятии фильма известного фильма «Жестокий романс», спорить о соответствии режиссерской версии и авторского замысла мы не станем, но нам кажется, что название фильма очень точно отражает стилистику пьесы. По определению, жестокий романс - это городская баллада о любви, наполненная преувеличенным трагическим пафосом, сентиментальная, но не дающая ощущения катарсиса, этот трагический пафос присущ всем главным героям пьесы, кроме самой Ларисы, которая взлетает как чайка - птица, давшая корень ее имени - над духовно мелкими людьми. «Бесприданница» - это пьеса о быте и нравах, но в ней нет такого прорыва, который мы находим в «Грозе». Гибель Ларисы - не предрешенная самой Ларисой данность, а результат мгновенного выбора героини, которая до последнего момента находится в плену собственных иллюзий, именно поэтому ее смерть - не самоубийство, а выстрел Карандышева. Лотман, в статье «Островский и русская драматургия его времени» так оценивает трагедию Ларисы Огудаловой, героиня: «современная женщина, ощущающая себя личностью, самостоятельно принимающая важные жизненные решения, сталкивается с жестокими законами общества и не может ни примириться с ними, ни противопоставить им новые идеалы. Находясь под обаянием сильного человека, яркой личности, она не сразу осознает, что обаяние его неотделимо от могущества, которое ему придает богатство, и от беспощадной жестокости «собирателя капиталов». Смерть Ларисы -- трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени».

Пьеса «Бесприданница» написана в конце 70-х годов XIX века, во время торжества нуворишей -- разбогатевших купцов, когда все большее влияние на людей оказывали деньги, заслонившие подлинные ценности. Трагические последствия этого отразились в судьбе главной героини драмы. Лариса -- мягкая, чистая девушка, но воспитана она в лучших европейских традициях - ее научили тому, что полагается иметь европейской девушке: хорошие манеры и музыкальное образование. Но Лариса не понимает истинного смысла этого образования, которое является лишь красивой оправой для ценной вещи. Ее мать, удачно «пристроившая» уже двух дочерей, ни одна из которых не обрела счастья, прочит и Ларисе удачный брак с обеспеченным человеком. Действует Огудалова старшая отнюдь не во благо дочери, в этом мире наживы трагедия начинается уже с того, что мать пытается подороже продать дочь, для собственной выгоды.

Лариса лишена материнской любви, она лишена любви вообще, как и Катерина, и ее сердце требует того, чтобы этот недостаток любви был восполнен. Здесь она ближе к образу Татьяны Лариной, душа которой ждала «кого-нибудь», но в отличие от Татьяны, история которой завершается браком пусть и с нелюбимым, но с уважаемым ею и обществом человеком, который Татьяну любит, Лариса не получает заслуженной любви ни от своего избранника Паратова, ни от своего жениха Карандышева.

Лариса, наивная молодая девушка, никак не может поверить, что в обществе, где она, по воле матери, должна вращаться, все определяют деньги. «Она воплощает традиции дворянского воспитания, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, к показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры -- серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. Подобное противоречие было тогда явлением, встречающимся в жизни лучших представителен привилегированных слоев общества». Умом, конечно же, она все прекрасно знает, судьба сестер - наглядное тому доказательство, но вот душа ее никак не может это принять. Удивительно, как в этой семье выросла такая чистая и жаждущая любви девушка, которая стремится к подлинному возвышенному чувству, и, как ей кажется, находит его в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова. Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви, в ней нет никакого расчета, пошлости: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет» -- замечает Кнуров. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Лариса слепо уверена в том, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его, и в этом заключена ее трагедия. Катерину и Ларису объединяет то, что обе они способны наделить своего избранника несуществующей духовной красотой, но если Катерина знает о своей ошибке, хотя и прячет это знание, то Лариса не видит, что это только в ее мире Паратов обладает чертами идеального человека, который способен на любовь.

«Но избранник Ларисы, не обладая деловой хваткой купцов Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль, не случайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Лариса же так рисует себе и Карандышеву своего возлюбленного: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все... Сергей Сергеич... это идеал мужчины». Мы не можем точно определить круг чтения Ларисы Огудаловой, но можем предположить, что воспитывалась она на романтических повестях, и оттуда она взяла свой идеал, воплощением которого видит Паратова: идеал мужественности, отваги, доблести и чести. Критически взглянуть на этогот мужчину Лариса не в состоянии: эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в мишень, которую она держала в руке, она воспринимает как доказательство его «идеальности», так похожей на «идеальность» романтических героев. Хотя на самом деле эпизод этот говорит только о бахвальстве и гордыни, ради которых Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей, и чужой жизнью.

На самом деле «идеальный мужчина» Сергей Сергеич - трус, и трус самого низкого пошиба, потому что боится остаться без капитала, и поэтому женится на богатой женщине, а его «вспышка страсти» к Ларисе - всего лишь игра с Карандышевым, которому Паратов таким безнравственным способом «указывает на место», превосходно все сознавал и точно рассчитывал свои действия. Лариса для него - красивая вещь, игрушка, которую вдруг отнял какой-то ничтожный Карандышев. Герониня пьесы компрометирует себя, уезжая с Паратовым, но она еще не осознает за собой греха, только после разговора с Сергеем Сергеевичем, она понимает, что ее любовь была иллюзией, выстроенной ею же самой. Лариса очарована, и живет в очарованном мире, который разрушается по ходу действия пьесы. В ней нет такой нравственной силы, как в Катерине, того духа прозрения, который позволил героине «Грозы» предчувствовать свой трагический финал, она разочаровывается не в мире, а пока только в возлюбленном. Она все еще верит, что мир вокруг нее хоть и жесток, но хотя бы не много похож на тот романтический мир, который она с таким упорством выстраивала.

На протяжении пьесы Лариса не растет духовно, она духовно прозревает, у нее открываются глаза, но внутреннего роста, как такового, не происходит, но причина этого вовсе не в отсутствии у Ларисы духовного начала, в Ларисе нет такой силы, которая способна сломать столь прочно утвердившуюся власть денег, она способна только уйти из этого мира в мир вымышленный, созданный свом воображением, но силы на борьбу у нее нет. В конечном итоге, сломленная предательством возлюбленного девушка, которой «открывается ложность идеала, во имя которого она готова была принести любые жертвы», и перед которой «во всей своей неприглядности обнаруживается положение, на которое она обречена -- роль дорогой вещи», решает стать содержанкой, чтобы снова попытаться выстроить вокруг некий «кокон», с помощью денег Кнурова выстроить если не красивую любовь, то хотя бы красивую жизнь. Можно обвинять Ларису в отсутствии духовного начала, ведь такое решение аморально, и сама она говорит, что «золото заблистало перед ней», но это решение - решение принятое в полном отчаянии, и оно в ее сознании равносильно желанию умереть. Она понимает, что ее ждет духовная смерть и колеблется между смертью тела и смертью души. К трагической развязке приводит осознание Ларисой того, что все вокруг рассматривают ее как дорогую красивую вещь, которую можно купить. Она произносит горькие слова: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек... Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину». ощущая себя вещью, Лариса на миг отказывается от всех своих душевных качеств, но они проявляют себя: девушка не может стать простой содержанкой, игрушкой, к которой не испытывают любви, и которая не испытывает любви сама.

Когда Лариса впервые говорит о самоубийстве, она всего лишь провоцирует Паратова принять решение, как казалось Ларисе, благоприятное для нее: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге -- выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет», она еще всерьез не думает о самоубийстве. Слова о Волге и саде призваны скорее напугать возлюбленного, но Кнуров предлагает ей стать содержанкой, со значением подчеркивая: «Для меня невозможно мало», мысли о смерти становятся реальными. Лариса размышляет: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко... Ах, что я!... да ведь и мне ничто не мило, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? Ах, нет, нет... Не Кнуров, роскошь, блеск... нет, нет... я должна от суеты... Разврат... ох, нет... Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить... Когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная.. Кабы теперь меня убил кто-нибудь... Как хорошо умереть... Пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть... Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоишься, со всем примиришься, всем простишь и умрешь... Ах, как дурно, как кружиться голова».

Даже перспектива красивой жизни не утешает Ларису, она произносит слово «разврат», а значит она осознает чудовищность перспективы, предложенной Кнуровым, а значит духовное начало в ней сильно. До момента прозрения Лариса жила любовью, которая в ней была сильнее понятий о морали и нравственности, тем более что подобные понятия не были приоритетными при ее воспитании; теперь же, она чувствует в себе нравственный закон, не связанный с религией, как у Катерины, а связанный с ее пониманием «идеального», которое, как оказалось, неотделимо от нравственного.

Когда Карандышев рассказывает невесте, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, в душе Ларисы происходит трагический надлом, больше она не сможет выстраивать вокруг себя иллюзий - реальный мир оказался сильнее ее воображения, жить в этом мире она больше не сможет. Карандышев, для которого жена, вхожая в круг местных миллионеров, должна была стать средством преодоления собственного комплекса неполноценности, помогает Ларисе, сам того не сознавая, осуществить ее сокровенное желание: «Кабы теперь Меня убил кто-нибудь...», - спасает ее, позволяет ей уйти, не запятнав души и тела развратом, не сделав собственную красоту товаром. За минуту до смерти она проявляет подлинное благородство, спасая своего убийцу от суда, убеждая столпившихся вокруг нее Паратова, Кнурова, Вожеватова - истинных виновников ее гибели в том, что совершила самоубийство. Хотя возможно и иначе истолковать ее слова: хочется верить в фантастическую идею о том, что Лариса силой своей души все-таки может воздействовать на мир, и это ее решимость, а не выстрел Карандышева, позволяют ей умереть… «Это я сама... Никто не виновен, никто... Это я сама».

«Паратов исступленно кричит поющим цыганам: «Велите замолчать! Велите замолчать!» - но у умирающей Ларисы хватает сил с иронией оспорить паратовское распоряжение: «Нет, нет, зачем!.. Пусть веселятся, кому весело, кому весело... Я не хочу мешать никому. Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо... умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди...» ее жизнь заканчивается глубоко искренним признанием: «Я вас всех... всех, люблю», - ее мир торжествует, все-таки она смогла, через боль, через разочарование обрести такую духовную силу, взойти на такую вершину, что она от всего сердца даровала миру жестокости и наживы прощение и поцелуй.

Лариса в конечном итоге оказалась столь же сильна, как и Катерина, пусть она ничего не изменила в мире, но она смогла простить мир. Девушка - птица в итоге обретает могилу все в той же Волге, то есть становится свободной. Истинная сила характера Ларисы Огудаловой - в ее способности любить и прощать, в ее самоотверженности, в наивной вере в мир. Какая еще героиня способна также слепо верить в любовь в мире, где власть принадлежит деньгам? Разве не сильна эта девушка, которая перед самой смертью за несколько коротких часов переживает разочарование в любви, в мире, в себе самой, но может уйти из жизни, послав миру воздушный поцелуй? Мир не изменится, цыганский хор поет, и Лариса не требует прерывать веселья этого «праздника жизни», она просто уходит, уходит с чистой душой и с чистым, не омраченным ненавистью сердцем. Думается, в этом и есть ее истинная сила.

Психологическая драма Александра Николаевича Островского «Бесприданница» – сильнейшая классическая пьеса XIX века. Типичный волжский купеческий городок с разорившимися дворянами, где разгораются нешуточные страсти. Может показаться, что основа пьесы – любовь. По прочтении вместо созидающего мы видим расчёт, становящийся просчётом, как итог – неудавшиеся «торги». Образ Ларисы Огудаловой предстает воплощением красивой и желанной «вещи».

Вконтакте

Как создавалась пьеса

История создания «Бесприданницы» следующая. Произведение, которое сегодня считается классикой мировой драматургии, изучается по школьной программе, при жизни автора не было принято.

Премьерный показ спектакля по пьесе «Бесприданница» состоялся осенью 1878 года и вызвал неприятие со стороны театральных критиков и зрителей. Дальнейшая судьба пьесы складывалась непросто по причине провала первых постановок. Жанр драмы выбран не случайно: с целью раскрыть глубину психологических переживаний главных героев.

На работу над пьесой автор потратил фактически пять лет, на протяжении которых то откладывал работу (сюжет произведения несколько видоизменялся), то вновь возвращался. Островский служил в должности мирового судьи, потому бытует мнение, что пьеса основана на реально произошедших событиях: если у главной героини, действительно, был прототип, значит, в смерти этой девушки виноват конкретный человек.

Сейчас понятие «бесприданница» практически не употребляется, смысл его видоизменился. Раньше наличие у девушки приданного являлось обязательным моментом. По сути, кто такая бедная девушка? – просто камень на шее мужа, ведь тогда возможности работать и приумножать свой капитал женщина не имела. Даже умная, красивая, отличающаяся богатым духовным миром девушка, воспринималась как человек второго сорта. Бесприданнице приходилось всё безропотно терпеть, надежды на искреннюю, взаимную любовь почти не оставалось.

Главные персонажи

Главные герои пьесы — жители небольшого уездного городка на берегу Волги. Имена и характеристика героев:

  1. Лариса Огудалова – невеста на выданье, но без приданного. Натура мечтательная, порывистая, творчески развитая, страстно любящая жизнь, но вынужденная наступать себе на горло из-за тяжести своего материального положения. Характер Ларисы Огудаловой в пьесе автор прописал чётко, показывая активное развитие.
  2. Харита Игнатьевна – мать, по происхождению – дворянка, овдовевшая, разорившаяся. Ловкая, расчётливая, забывшая о моральных ценностях. Образ Ларисы Огудаловой показан автором по принципу контраста с ней.
  3. Юрий Карандышев – образ «маленького человека» с непомерно большим самолюбием. Хотя является женихом и победителем, нелеп и неудачлив, уважения ни у кого из персонажей не вызывает. Образ Карандышева в драме трагичен и жалок одновременно.
  4. Сергей Паратов – романтический герой, по поведению – «хозяин жизни», а по сути – разорившийся дворянин, вынужденный вступать в брак по расчёту, чтобы выправить материальное положение.
  5. Василий Вожеватов – купец, вышедший из народа, сделавший себя сам. Изначально преподносится как друг детства и юности Ларисы, но потом раскрывается низость его помыслов. Готов жертвовать жизнями и судьбами человеческими ради пари.
  6. Мокий Кнуров – успешный купец, рассматривающий людей, как вещи, с позиции «товара». Симпатия Кнурова к главной героине пьесы – это всего лишь жажда обладания «красивой вещью». Купец женат, поэтому предлагает ей стать содержанкой.
  7. Робинзон – шут Паратова, когда-то был актёром Счастливцевым. Много пил, из-за этого опустился вниз по социальной лестнице.
  8. Гаврило – хозяин кофейни.
  9. Иван – слуга Гаврилы.

Лариса Огудалова – невеста на выданье

Изложение сюжетной линии

Предлагаем краткое содержание по главам. В пьесе «Бесприданница» сюжет построен следующим образом.

Действие первое

Возле городской кофейни происходит встреча купцов Кнурова и Вожеватова, ожидающих возвращения Паратова. Вожеватов решил перекупить у судовладельца «Ласточку».

В беседе «за чаем» (пьют из чайных чашек шампанское), Вожеватов рассказывает историю Ларисы Огудаловой, вынужденной выйти замуж за Карандышева. Кнуров удивлён таким выбором: отчаявшись после отъезда Паратова, девушка согласилась выйти замуж за первого, кто посватается.

Туда же приходят новоиспечённый жених. Карандышев рисуется, зовёт купцов (как равных) к себе на обед, посвящённый невесте.

Оставшись наедине с Ларисой, доводит своими словами девушку до слёз. «Идеалом мужчины» для нее является Сергей Паратов. Раздаётся салютный выстрел по поводу приезда Паратова. Лариса, испугавшись, просит увести её.

Паратов возвращается после годового отсутствия, с ним Робинзон. Кнуров интересуется, не жалко ли расставаться с «Ласточкой»? Сергей Сергеевич отвечает, что это чувство ему чуждо, выражает готовность всё выгодно продать. Затем рассказывает о своей богатой невесте с золотыми приисками. Перед скорой свадьбой Паратов желает вдоволь повеселиться. Тогда Вожеватов обговаривает с Гаврилой вечерний пикник, почти забывая о приглашении Карандышева.

Действие второе

К Огудаловым приезжает Кнуров, возмущённый бедностью Карандышева и будущим браком вообще. Купец предлагает Харите Игнатьевне сделать Ларису его содержанкой, так как уверен в целесообразности ухода от такого мужа.

Расчётливая мать пользуется этим предложением, Кнуров сам говорит, чтобы девушке сшили хорошие наряды, а счета переслали ему.

Ларисе плохо в городе, девушка думает о деревне – «тихом уголке». Хочет сыграть на гитаре романс – та расстроена. Увидев цыгана Илью, зовёт его к себе. Тот рассказывает о возвращении Паратова. Мать рассматривает это обстоятельство, как появление ещё одного жениха, хотя ее дочь отказывается терпеть подобные унижения.

Приходит Карандышев, жестоко осуждая нравы города, выступает против отъезда, хотя невеста просит его об этом. Неожиданно для всех к ним приезжает Паратов.

Разговаривая с матерью, бывший жених рассказывает о своей предстоящей свадьбе, потом просит позвать девушку. Оставшись наедине, упрекает её, говорит о ветрености, как любую другую женщину. Она обижена, но в конце беседы проговаривается о своей любви к Паратову, а в ответ слышит предложение остаться друзьями. Добившись своего, беседуя, задевает пришедшего к ним Карандышева, между ними происходит ссора. Мать заставляет будущего зятя пригласить к себе на обед Паратова. Тут приезжает Вожеватов, пытается выдать сопровождавшего его Робинзона за иностранца.

Действие третье

В кабинете жениха девушка с матерью обсуждают, как не удался этот званый ужин. Над хозяином все смеялись и даже споили его специально. Сюда же заходят гости. Кнуров возмущён тем, насколько плохи были вина и закуска.

Все мужчины опять смеются над хозяином. Пришедший сюда же Карандышев продолжает рисоваться, не реагирует на замечания невесты. По просьбе Паратова, Лариса исполняет вместе с цыганом романс, хотя жених всячески против, а потом, восхищённый, уходит за шампанским.

Паратов, оставшись с Ларисой наедине, уговаривает ехать с ними на пароходе. Она признаёт его своим повелителем и на всё соглашается. Пока Карандышев в очередной раз идёт за вином, все сбегают. Возвратившись, он клянётся отомстить, берёт пистолет и убегает во след.

Действие четвертое

Карандышев – в кофейне, пытается расспросить Робинзона о том, где все остальные, но тот делает вид, что ничего не понимает.

Пикник окончен. Кнуров и Вожеватов обсуждают сложившуюся ситуацию. Им ясно, что от выгодной свадьбы Паратов не откажется. Каждый из мужчин готов взять скомпрометированную девушку себе в любовницы, они разыгрывают её в орлянку. Побеждает Кнуров.

Паратов благодарен Ларисе за то, что была с ними на пикнике, но напоминает, что жениться не может, так как у него есть невеста. Утешает тем, что Карандышев даже сейчас примет её обратно, и даёт Робинзону указание отвезти её домой.

Отчаявшись, девушка обращается за помощью к Вожеватову, но он передаёт её Кнурову, а тот зовет с собой в Париж на полное обеспечение. Лариса ничего не отвечает.

Её находит Карандышев, который готов был стать её защитником, но именно это девушка воспринимает как оскорбление. Тогда ослеплённый ревностью жених говорит, что она для всех вещь, разыгранная в орлянку.

Девушка соглашается быть вещью, но принадлежать ему не намерена, поэтому принимает решение ехать с Кнуровым. В порыве гнева Карандышев стреляет в неё. Полная благодарности героиня умирает, говоря, что это всё она сама. А за сценой поют цыгане. Сложно сказать, кто виноват в смерти Ларисы на самом деле.

Внимание! Во все ключевые моменты пьесы поют цыгане.

Островский специально вводит этот приём контраста, чтобы показать, как русский человек любит «праздник жизни» и тянется к нему и, в то же время, что это веселье – чужое, ему не свойственное.

«Бесприданница». Александр Островский

Краткий пересказ драмы А. Н. Островского «Бесприданница».

Вывод

Автор показывает в пьесе «Бесприданница» неприглядную сторону современного ему общества, где все продается и покупается. Обстоятельства приводят к гибели молодой девушки, которая не смогла выжить среди жестокосердия и .

Бесприданница из пьесы Островского, девушка воспитанная в порядочной, но обедневшей дворянской семье и уже достигшая возраста, когда пора выходить замуж. Она окружена претендентами на роль спутника жизни, но в виду бедности фактически не имеет права на выбор. Ларису гнетёт её положение «кто возьмёт», она чувствует себя «вещью» без права голоса, которую можно купить, продать, обменять или выспорить.

В пьесе нет конкретики по поводу внешности героини, сказано лишь, что она богато и скромно одета, но исходя из того, что она окружена поклонниками, можно сделать вывод, что она притягивает мужские взгляды. Сама Лариса всё ещё сохраняет в душе любовь к бывшему воздыхателю Паратову, который исчез из её жизни год назад. Мать выбрала ей в спутники жизни мелкого чиновника и малосимпатичного человека Карандышева, жизнь с которым для Ларисы — что пожизненный приговор. Кроме неприязни жених в девушке не вызывает никаких чувств. Она бесконечно попрекает его и сравнивает с Паратовым, с которым связывает возможность счастливой жизни.

Здесь Лариса обманывается, тот мир, к которому она стремится лишь её выдумка, неосуществимая мечта. Но в душе девушке идёт борьба между желанием вырваться к грёзам и необходимостью выкинуть их из головы, чтобы прожить достойную жизнь возле нелюбимого супруга. В погоне за счастьем, Лариса соглашается на ночную прогулку в обществе Паратова, появившегося вновь в её судьбе. В итоге обручённый с другой поклонник ничего не может предложить бедной девушке. Осознав всю тяжесть своего положения, Лариса отказывает Карандышеву и получает пулю в грудь. Смерть становится единственным путём к спасению героини от неугодной ей реальности.

Цитаты Ларисы

Я решилась наконец выйти замуж за Карандышева, чуть не за первого встречного. Я думала, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и помирят меня с ней.

Но что меня заставило?.. Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому и даже из города?

Вы видите, я стою на распутье: поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; относитесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты и не пропустите их!

Со мной говорите осторожнее. Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно? Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна."

Как могу я уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления! Это дело кончено: он для меня не существует.

Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой, очень дорогой. Сослужите мне последнюю службу: подите пошлите ко мне Кнурова.

Продолжаю традицию моих очерков о литературных персонажах и сегодня представлю Вам мое видение образа Ларисы Огудаловой из “Бесприданницы” Александра Островского, думаю, многие знают это произведение по кинофильму “Жестокий романс”.

Если сказать кратко о жизни Ларисы, то только так: “Жизненный путь Ларисы - путь душевного одиночества и трагического надлома”. Действительно, эта девушка - тонкая, искренняя, чистая, бесхитростная натура, которой случилось родиться не в том месте и не в то время. Родись она в родовитой и состоятельной дворянской семье, быть может, ее таланты были бы оценены по достоинству, и в обществе на нее смотрели бы как на достойного человека, а не как на красивую игрушку, которая не сегодня-завтра “пойдет по рукам”.

Будь Лариса искушеннее в жизни, она бы последовала совету матери: "Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески… И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь." Однако Лариса такая какая есть, в ее душе нет места испорченности, корысти и притворству, каждый день, принимая “нужных гостей дома” ей приходиться вынужденно терпеть это непотребство, и тихо мечтать о уединении в деревне.

Быть может, ее судьба сложилась бы иначе, если на ее жизненном пути не встретился Паратов, человек без чести и достоинства, прожигатель жизни. Живи Лариса, руководствуясь разумом, а не сердцем, быть может, она разглядела бы в Паратове его истинную суть, однако для бесхитростной Ларисы «Сергей Сергеич — идеал мужчины». Образ Паратова становиться кульминацией в жизненной трагедии Ларисы. Сперва вскружив Ларисе голову, отбив от дома Огудаловых всех предполагаемых женихов, Паратов внезапно уезжает и Лариса в отчаянии решается выйти замуж за любого человека, который увезет ее из ненавистного ей города и тягостного материнского дома.

Таким человеком для Ларисы становится Карандышев - маленький человек с чиновничьей мещанской душой, чуждый благородства и чести. Карандышев говорит о любви к Ларисе, однако она для него, также как и для Паратова, всего лишь красивая вещь для самоутверждения. Карандышев осуждает Паратова, но в душе мечтает быть таким же “блестящим барином”, чтобы быть первым человеком в обществе и пользоваться благосклонностью лучших дам. Если Паратова лучше всего характеризуют такие его слова «Что такое «жаль», этого я не знаю. … найду выгоду, так все продам, что угодно», то Карандышев же открывается читателю по словам произнесенного им тоста “за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разбирать людей» и потому выбрала его”.

Для Паратова дело принципа вернуть обратно благосклонность Ларисы. Он знает, что женится на богатой невесте, но почему бы напоследок не развлечься, особенно если такая красивая девушка смотрит на него как на лучшего человека на земле. Паратову глубоко безразлична дальнейшая судьба Ларисы, для него первичны его удовольствия и развлечения.

Опустим сцену в доме Огудаловых, где Паратов спаивает Карандышева, унижая публично его и тем самым тешит свое самолюбие и показывает превосходство. Для меня гораздо более интересно написать о сцене на “Ласточке”, когда Паратов открылся Ларисе что обручен, она же обесчещена в глазах общества, и не знает как теперь жить.

Вожеватов как друг ее детства, будучи состоятельным человеком, мог бы оказать ей помощь, мог предупредить ее о том, что Паратов обручен, однако он предпочитает не вмешиваться и его равнодушие способствует падению Ларисы. Вожеватову больше по душе разыгрывать ее в орлянку с купцом Кнуровым, давно желавшим получить Ларису в любовницы-содержанки. Скорбно, что человек один приходит в этот мир, и ему приходится рассчитывать в этой жизни только на себя, те же, кто именуются родственниками или друзьями, идут параллельно по жизни, но именно в такие ключевые моменты жизни раскрывается истинная суть такого родства или дружбы. Поэтому путь Ларисы - путь душевного одиночества, ей не на кого опереться, никто не хочет ее понять.

Выстрел Карандышева для Ларисы становится избавлением. К сожалению иногда смерть лучше чем безрадостная жизнь, полная мучений, стыда и позора. Такие светлые люди, как Лариса, подобны ангелам на земле, и они не приспособлены жить среди нравственной грязи, подлости и предательства, кои в изобилии находятся в обращении среди людей. Проживая яркую жизнь, такие люди быстро сгорают, как свечи, тем самым освещая нам путь и давая пример духовности и чистоты.

Статьи по теме: