Торцевание из гофрированной бумаги для детей. Торцевание из гофрированной бумаги

О видах рукодельных техник с использованием бумаги можно говорить бесконечно, потому как фантазия человеческая безгранична. Чего только не делаем мы с этими благодарным материалом – и режем, и клеем, и мнем, и жжем, и рвем, и сворачиваем, и закручиваем и размачиваем. А все это для того, чтобы превратить плоский бумажный лист в чудо расчудесное, которым можно и глаз порадовать и в дело применить. Ну а если и не в дело, то уж в удовольствие – точно!

Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Таким способом возможно украшать практически любые предметы, например, фоторамки. Еще малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоевывает популярность в мире рукоделия. Столь стремительный рост ее популярности объясняется, во-первых, необычным эффектом «пушистости», который дает торцевание, а во-вторых, очень легким способом исполнения. Что же это такое, техника торцевания из бумаги? Давайте познакомимся с ней поближе.

Принцип торцевания

В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовочка» как один мазок кисти в создании картины, как одна петелька в вязании или одна бусинка в бисероплетении.

Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости.

Инструментарий

Для выполнения поделок в этой технике нужен минимальный набор материалов и инструментов: бумага, клей, ножницы и, так называемый, «торцовочный» инструмент.

Бумага для торцевания годится не всякая. Обычно в этой технике используется гофрированная бумага или по-другому креповая. Такая бумага продается практически во всех магазинах товаров для творчества и в культтоварах. Кроме гофрированной бумаги для торцевания подойдут также обычные бумажные салфетки. Из гофрированной бумаги изготавливают непосредственно «торцовочки» - элементы объемной аппликации. Ножницы и клей понадобятся для вырезания и приклеивания этих торцовочек к основе поделки.

В качестве основы используют весьма разнообразные материалы. Собственно говоря, «опушить» гофрированной бумагой можно любую поверхность, к которой эта бумага приклеивается. Поэтому для панно, картин и мозаик берется плоская основа – лист ватмана, картон, легкие потолочные плитки. Для объемных поделок делаются заготовки из пенопласта, газет, папье-маше, пластилина.

Ну а главный инструмент торцевания - длинная тонкая палочка с тупым концом. На роль такого инструмента вполне может подойти карандаш, стрежень или корпус от шариковой ручки, китайская палочка для еды и любая другая подходящая палочка.

Техника как таковая

Как же со всеми этими инструментами и материалами работать? После того, как вы определились с видом изделия, необходимо заготовить бумагу для «торцовок». Это должны быть нарезанные из гофрированной бумаги квадратики. Размер – от одного до трех сантиметров, количество – в зависимости от площади или объема изделия. Заготовку, на которую будут крепиться «торцовочки», можно заранее намазать клеем. Но также можно наносить клей на каждый отдельный элемент – это уж как вам больше нравится.

Как сделать один такой «пушистик»? Технология изготовления «торцовок» требует аккуратности. Итак, в правой руке у вас палочка для торцевания, в левой – квадратик бумаги. Приложите бумажный листочек центром к концу палочки, и, придерживая его, аккуратно сомните бумагу, оборачивая ею палочку. Обжимая бумагу, не надавливайте слишком сильно, чтобы не порвать ее. В результате у вас получится маленький пушистый конус. Пушистость ему придадут сложившиеся в складки стороны квадратика. После этого, не снимая конус со стержня, приклейте его к заготовке так, чтобы вершина конуса оказалась склеенной с поверхностью заготовки, а складочки этакой «гвоздичной» смотрели бы на вас. Приклеивая торцовки помните, что чем плотнее друг к другу вы разместите их на поверхности изделия, тем пушистее и аккуратнее оно будет выглядеть.

Если весь процесс торцевания расписать по этапам, то будет выглядеть так:

  • Нарезаем квадраты (один на один см) из гофрированной бумаги.
  • Делаем заготовку для объемного изделия или рисуем узор на плоской поверхности.
  • Тупой конец (торец) стержня ставим на бумажный квадратик.
  • Сминаем бумагу и прокатываем стержень между пальцами.
  • Приклеиваем трубочку-торцовочку к заготовке.
  • Вынимаем стержень.

Все настолько просто и лаконично, что по силам даже детям. Между прочим, в детских садах и школах на уроках рукоделия дети осваивают технику. А уж если за это возьмется настоящая мастерица, то результатом ее работы может стать настоящий шедевр техники торцевания.

Варианты и возможности

Прежде всего, это всевозможные игрушки-украшения. Некоторые рукодельницы используют эту технику в скрапбукинге и оформлении фоторамок, украшают с ее помощью поздравительные открытки. Если в этой технике изготовить картину или панно, то получится настоящий махровый коврик со сплошным рисунком или пушистым контурным узором.

Для изготовления объемных изделий используются техника торцевания из бумаги на пластилине. Для этого из пластилина делается заготовка, на которую уже без клея крепятся «торцовочки». Очень эффектно выглядят сувенирные цветочные шары и «деревья счастья», выполненные в этой технике.

Легкое в исполнении торцевание имеет неожиданно эффектный результат, который не оставит равнодушным ни мастеров, ни тех, кто этим результатом будет любоваться.

С аппликацией нас знакомят еще в детском саду. Такой вид творчества завлекает маленького ребенка и несомненно вносит в развитие огромный творческий потенциал. Не только развивает мелкую моторику рук, воображение, но и воспитывает эстетическое восприятие мира, обучает художественному вкусу. В данной статье мы ознакомим вас с новым видом аппликации с помощью мастер-класса по торцеванию из гофрированной бумаги.

А данный вид аппликации, такой, как торцевание, точно заинтересует даже рукодельниц, так как его технику можно использовать в создании подделок, украшающих интерьер. Торцевание представляет собой объемную конструкцию из скрученных кусочков легкой бумаги, приклеенных на поверхность с помощью тонкой палочки. Использование разных цветов позволяет создавать изумительные мозаики, выглядящие, как пушистые ковры, объемные фигурки, открытки-картинки.

Инструментарий для работы

Для изготовления таких подделок нужен совсем небольшой набор материалов: бумага, клей, ножницы и «торцовочный» инструмент в виде тонкой палочки.

Обычно в этой технике используется гофрированная бумага или, как ее еще называют, креповая. Такую бумагу можно приобрести в канцелярских магазинах. Из гофрированной бумаги нарезают «торцовочки» – элементы объемной аппликации. Клей понадобится для вырезания и приклеивания этих торцовок к основе поделки. В качестве основы «опушить» гофрированной бумагой можно любую поверхность, к которой эта бумага приклеивается. Это может быть лист ватмана, картон, легкие потолочные плитки. Для объемных поделок делаются заготовки из пенопласта, газет, папье-маше, пластилина.

Ну а главный инструмент торцевания – длинная тонкая палочка с тупым концом. На роль такого инструмента вполне может подойти карандаш, стержень или корпус от шариковой ручки, китайская палочка для еды, зубочистка.

Легкий урок

Техника торцевания на плоской картине начинается с подбора рисунка. Его сами рисуют либо берут готовый из любой раскраски, предварительно наклеив его на плотную бумагу. Подбираем нужные цвета бумаги и делаем из них заготовки. Для этого рулоны бумаги, не разворачивая, нарезаем полосками, а из этих полосок режим квадратики стороной примерно в 1-2 см.

Когда квадратиков будет достаточно много, наносим на часть рисунка клей ПВА, на конец палочки наворачиваем плотно квадратики и ставим на смазанную клеем полоску под прямым углом. Вынимаем палочку и так работаем над последующими торцовочками. Располагаем один за другим плотно по клеевой линии. Можно также заполнить фон рисунка, чтобы получились целые пейзажи. Торцевание плоской картины подходит для занятий с детьми от 5-ти лет.

Объемный способ

Еще один интересный способ аппликаций, создающий бархатные фигурки, — это так называемый «метод объемного торцевания». Делается он на пластилине. Нарезаются те же квадратики заготовки, только клея теперь не нужно. Достаточно слепить нужную фигурку из пластилина и начать вонзать по очереди торцовочки палочкой в поверхность.

В результате получаем объемные поделки:

Эти все поделки можно делать группой людей, создавая работы большего объема, например, крупные полотна пейзажей, рамки для фотографий, игрушки-украшения. Рукодельницы таким способом делают предметы декора интерьера. Если до этого момента такая аппликация выглядела, как детская забава, то создание таким способом цветочных шаров и топиариев завораживает своим волшебным легким видом.

Торцевание топиария также делается с помощью бумаги или салфеток.

Для изготовления топиария нам понадобятся: гофрированная бумага или салфетки разноцветные, ножницы, бамбуковая шпажка, шарик для пинг-понга, сухой клей, клей ПВА, кисточка, шило, картон, палочка для торцевания, стаканчик из-под йогурта, бумажная салфетка, краска акриловая, пластилин, отрезок узкой декоративной ленты.

Шар, в крайнем случае, можно скрутить из старых газет и обмотать нитками, вырезать из пенопласта. Шар сначала нужно заклеить слоем салфетки, чтобы на него потом клеились наши трубочки из бумаги, затем декорируется в технике торцевания гофрированной бумагой сверху вниз. Торцовки при этом вырезаются большего размера, так ваше изделие будет пышные и воздушнее.

Ствол — это шпажка, которая обматывается декоративными лентами или полоской бумаги. Стаканчик обклеиваем салфеткой, нарочно создавая мятые неровности для декора. Когда клей высохнет, покрываем акриловой краской. В ствол вставляем вырезанный картон, который послужит крышкой для стаканчика. Теперь в наш горшочек закладываем пластилин и втыкаем туда готовую крону со стволом. На клей приклеваем крышку и ее же декорируем бумажными торцовками. Украшаем атласной ленточкой.

Картины в технике торцевания для детского сада

"Сказочные картины" в технике торцевания. Фото и советы

Автор: Якурина Марина Ивановна, воспитатель, Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 201 Открытое Акционерное Общество «Российские Железные Дороги», Россия, Республика Хакасия, г. Абакан

Мастер – класс данный материал рассчитан на детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста, педагогов и родителей.
Назначение: изготовление подарков, участие в конкурсах, выставках, украшение групп и коридоров детского сада и др.
Цель: создание аппликации в технике торцевание на бумаге.
Задачи:
- совершенствовать технику работы торцевание с гофрированной бумагой и цветными салфетками;
- развивать художественный вкус, чувство композиции, творческие способности, мелкую моторику рук;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Материал: цветная гофрированная бумага, цветные салфетки, стержень от шариковой авторучки и клей ПВА.
1. Из полосок гофрированной бумаги нарежьте квадратики со стороной примерно 1 см.


2. Возьмите любую понравившуюся вам картинку или раскраску по теме "Сказки"
3. Нанесите клей полоской на небольшой участок рисунка.
4. Торец стержня (тупой конец) поставьте на приготовленный квадратик из гофрированной бумаги, затем
сомните квадрат и прокатайте стержень между пальцами.


У вас получится цветная трубочка-торцовочка.
5. Поставьте ее на клей.
6. Выньте стержень.
7. Каждую следующую торцовочку приклеивайте рядом с предыдущей. Старайтесь ставить торцовочки плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Можно каждую торцовочку макать в клей и затем прикреплять к рисунку.

Лучше использовать цветные иллюстрации с крупным рисунком,так как мелкие детали плохо просматриваются в этой технике(и их мы оставим без изменений), а цветные лучше использовать потому, что в случае небольшого просвета между торцовочками, это не будет смотреться неаккуратно выполненной работой. Цвета гофрированной бумаги не всегда имеют полутона или нужный цвет, поэтому их рекомендую заменить в случае необходимости обычными цветными бумажными салфетками, на работе это будет практически не заметно. Вот выставка работ воспитателей, которые вдохновились идеей создания таких картин. Смотрятся работы, как ковер - картина, очень ярко и эстетично в детском саду.
"Красная шапочка"


"Колобок"


"Гуси-лебеди"


"Золотая рыбка"


"Машенька и медведь"


"Царевна лебедь" из какой сказки?))))


"Кот Баюн"


"Винни Пух"


"Курочка Ряба"


"Гадкий утенок"
Вот такая "Страна мастеров" у нас в детском саду.

Торцевание для учащихся начальных классов

Автор: Вахрушева Ольга Гивиевна, педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Детско-Юношеский Центр» п. Малиновка, Калтанский городской округ

Описание: данный мастер-класс рекомендуется учителям дополнительного образования, начальных классов, родителям.
Назначение: изготовление работы на выставку, украшение интерьера комнаты, подарок своими руками.

Цель: ознакомление педагогов с техникой «Торцевание».
Задачи:
1. Научить приемам выполнения работ в технике торцевания из бумаги: контур¬ным, плоскостным, объемным и многослойным способами.
2. Дать практические рекомендации по изготовлению изделий в технике торце¬вания.
3. Активизировать творческое воображение, пространственное мышление.
Материалы и оборудование:
стержень от шариковой авторучки или карандаш, ножницы, линейка, цветная бумага или салфетки, картон, клей ПВА.

План проведения мастер-класса

1. Введение:
Торцевание - это вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозаики, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги. Мозаика зародилась в древнем Востоке, а в России распро¬странилась в X веке. Мозаика представляет собой узор, выложенный на различ¬ной поверхности.

2. Теоретическая часть:

Торцевание из бумаги - несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Технология торцевания заключается в следующем: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшие квадратики, на середину квадратика ставят торцом стержень (карандаш или стержень от шариковой авторучки) и закручивают бумагу вокруг стержня. По¬лучившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рису¬нок, нанесенный на картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую сле¬дующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, что¬бы не оставалось промежутков.
Торцевание из бумаги бывает: контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);
плоскостное (торцовки ставятся прямо к поверхности листа и располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
объемное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объемное изображение); Объемное торцевание позволяет добиться необычного эффекта, так как торцовки можно приклеить не только под разным углом наклона, но и изменить их форму, размер, а также способ закручивания. Путем изменения угла наклона при приклеивании можно создать зрительную иллюзию поворота цветка и т.д. В объемном торцевании можно экспериментировать, каждый раз получая новый эффект.
многослойное (торцовки вклеивают друг в друга). При многослойном торцевании можно фантазировать: приклеивать торцовки по-разному. Квадраты использовать разных размеров, под разным наклонам.
Готовую композицию оформляют в виде открытки на двухстороннем цветном картоне или помещают в рамку.

3. Практическая часть:

Технология изготовления: поэтапное создание аппликации или картины.
Вначале нужно выбрать какое торцевание вы будите делать: контурное, объемное, плоскостное или многослойное.
1. Из полосок гофрированной бумаги нарезаем на глаз квадраты со стороной примерно 1см.


2. Выполним на картоне эскиз будущей работы.





3. Нанесем клей тонкой полоской на небольшой участок узора.


4.Торец стержня поставим на середину квадрата.


5. Сомнем квадрат и прокатаем стержень между пальцами. У нас получилась цветная трубочка – торцовка.



6. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеиваем на рисунок, нанесенный на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимаем стержень.



7. Каждую следующую торцовку приклеиваем рядом с предыдущей, чтобы не оставалось промежутков.
8. При объемном торцевании - (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объемное изображение);




9. При плоскостном торцевании - (торцовки ставятся прямо и располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);




10. При многослойном торцевании - (торцовки вклеивают друг в друга).

Техника Торцевания в Технологии

Сидельникова Г.А.,

учитель технологии

МБОУ « Усть-Кяхтинская СОШ»

«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Мною представлена модифицированная программа кружковой работы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы – помочь ребенку справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему школа, расширить знания и создать условия для приобретения практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развития художественных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учащиеся не в состоянии самостоятельно, без особой педагогической помощи усвоить содержательный минимум школьной программы. При условии систематической коррекционной поддержки, дети с ограниченными возможностями здоровья, преодолевают свой недостаток.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в классах на изучение курса «Технология» отводится 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы - 2 часа в неделю. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Занятие ручным трудом развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививает трудовые навыки владения многими инструментами.

Систематические занятия рукоделием открывают возможность для развития инициативы, творчества, активизируют мышление.

В процессе освоения программы дети приобретают навыки работы с различным материалом, умение соблюдать осторожность при работе с режущими инструментами.

Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерны проблемы с запоминанием, невнимательностью, поэтому занятия строятся таким образом, чтобы восполнить пробелы развития ребенка, активизировать внимание, память, мышление, вспомнить материал предыдущего занятия. Сначала хорошо изучить теоретический материал, а затем переходить к практическим заданиям.

Обучение включает теоретический и практический материал. Теоретическая часть включает пояснения руководителя с показом дидактического материала и приёмов работы. Применяется и коллективный способ обучения, т.е. не только руководитель, но и сами ребята учат друг друга работать. Свободная форма обучения способствует меньшей утомляемости, воспитывает взаимоконтроль, готовит к практической трудовой деятельности.

Цель программы : Расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи

ОБУЧАЮЩИЕ:

    Обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия.

    Формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.

    Развивать художественный вкус и ориентироваться в качестве изделий.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

    Способствовать воспитанию творческой активности.

    Формировать чувство самоконтроля

РАЗВИВАЮЩИЕ:

    Способствовать развитию у обучающихся логического мышления, памяти. внимания.

    Содействовать формированию всесторонне развитой личности.

МОТИВАЦИОННЫЕ:

    Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу

доброжелательности и сотрудничества

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:

    Формирование общественной активности, реализация в социуме.

Принципы обучения:

    Учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения.

    Эмоционально-положительное отношение учащегося к деятельности.

    Последовательность освоения учебного материала: от простого - к сложному.

    Удовлетворение практических умений и навыков ребенка через создание полезных вещей.

Методы обучения:

    Наглядно-иллюстративный (объяснения сопровождающиеся демонстрацией наглядного материала.

    Репродуктивный (воспроизводящий) по характеру познавательной деятельности.

    Методы воспитания:

стимулирование деятельности и поведения (поощрение, создание ситуации успеха, убеждение).

Методы и формы, реализуемые в программе:

    по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой;

    по источнику получения знаний:

словесные; наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, использование технических средств;

практические: практические задания; деловые игры;

    по степени активности познавательной деятельности учащихся:

объяснительный; иллюстративный; проблемный; частично-поисковый; исследовательский.

    по логичности подхода: аналитический; синтетический.

Педагогические технологии:

1.Развитие творческой и активной личности;

2.Личностно-ориентированный подход;

3.Дифференцированность обучения.

Занятия бумагопластикой – процесс творческий, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.

Существует множество разных направлений бумажного творчества: оригами, бумагокручение, изысканная миниатюра, вырезания из бумаги и т.п. Но я хотела бы рассказать о новом направлении бумагопластики - технике Торцевания. Она проста, но позволяет создавать воздушные, объемные композиции любого размера и на любую тему.

Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумагокручения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Таким способом возможно украшать практически любые предметы, например, фоторамки. Еще малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоевывает популярность в мире рукоделия. Столь стремительный рост ее популярности объясняется, во-первых, необычным эффектом «пушистости», который дает торцевание, а во-вторых, очень легким способом исполнения. Что же это такое, техника торцевания из бумаги? Давайте познакомимся с ней поближе.

Что такое торцевание?

Для работы необходимы гофрированная, простая цветная или папиросная бумага (тишью), можно использовать и салфетки, карандаш, ножницы, клей и основа, на которую будут крепиться детали.

Виды торцевания

1. Контурное торцевание - бумажные скрутки обрамляют контур рисунка. Используется для создания кантов, рамок, бордюров и при комбинировании с другими техниками, например, скрапбукингом.

2. Торцевание по плоскости. В этом случае торцовки располагают вертикально и очень плотно друг к другу на всей поверхности.

3.Объемное торцевание. Этот вид работ предполагает разную плотность скручивания торцовок и прикрепление к объемной поверхности под разными углами наклона, которое позволяет создавать очень красивые сложные композиции.

4. Торцевание слоями предполагает вклеивание деталей друг в друга. Сочетание торцовок разных оттенков и цветов дает возможность добиваться необычных эффектов и «оживлять» бумажные поделки.

Все виды торцевания успешно комбинируются друг с другом.

Торцеванием можно создавать картины любых размеров. В этом случае на основу карандашом наносятся контуры изображения, и каждый сегмент плотно заполняется скрутками соответствующих цветов.

Принцип торцевания

В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовочка» как один мазок кисти в создании картины, как одна петелька в вязании или одна бусинка в бисероплетении. Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости.

Инструментарий

Для выполнения поделок в этой технике нужен минимальный набор материалов и инструментов: бумага, клей, ножницы и, так называемый, «торцовочный» инструмент.

Бумага для торцевания годится не всякая. Обычно в этой технике используется гофрированная бумага или по-другому креповая. Такая бумага продается практически во всех магазинах товаров для творчества. Кроме гофрированной бумаги для торцевания подойдут также обычные бумажные салфетки. Из гофрированной бумаги изготавливают непосредственно «торцовочки» – элементы объемной аппликации. Ножницы и клей понадобятся для вырезания и приклеивания этих торцовочек к основе поделки.

В качестве основы используют весьма разнообразные материалы. Собственно говоря, «опушить» гофрированной бумагой можно любую поверхность, к которой эта бумага приклеивается. Поэтому для панно, картин и мозаик берется плоская основа – лист ватмана, картон, легкие потолочные плитки. Для объемных поделок делаются заготовки из пенопласта, газет, папье-маше, пластилина. Ну а главный инструмент торцевания – длинная тонкая палочка с тупым концом. На роль такого инструмента вполне может подойти карандаш, стрежень или корпус от шариковой ручки, китайская палочка для еды и любая другая подходящая палочка.

Техника как таковая

Как же со всеми этими инструментами и материалами работать? После того, как вы определились с видом изделия, необходимо заготовить бумагу для «торцовок». Это должны быть нарезанные из гофрированной бумаги квадратики. Размер – от одного до трех сантиметров, количество – в зависимости от площади или объема изделия. Заготовку, на которую будут крепиться «торцовочки», можно заранее намазать клеем. Но также можно наносить клей на каждый отдельный элемент – это уж как вам больше нравится.

Как сделать один такой «пушистик»? Технология изготовления «торцовок» требует аккуратности. Итак, в правой руке у вас палочка для торцевания или стержень от ручки, в левой – квадратик бумаги. Приложите бумажный листочек центром к концу палочки, и, придерживая его, аккуратно сомните бумагу, оборачивая ею палочку. Обжимая бумагу, не надавливайте слишком сильно, чтобы не порвать ее. В результате у вас получится маленький пушистый конус. Пушистость ему придадут сложившиеся в складки стороны квадратика. После этого, не снимая конус со стержня, приклейте его к заготовке так, чтобы вершина конуса оказалась склеенной с поверхностью заготовки, а складочки этакой «гвоздичной» смотрели бы на вас. Приклеивая торцовки помните, что чем плотнее друг к другу вы разместите их на поверхности изделия, тем пушистее и аккуратнее оно будет выглядеть.

Варианты и возможности

Прежде всего, это всевозможные игрушки-украшения. Некоторые рукодельницы используют эту технику в скрапбукинге и оформлении фоторамок, украшают с ее помощью поздравительные открытки. Если в этой технике изготовить картину или панно, то получится настоящий махровый коврик со сплошным рисунком или пушистым контурным узором.

Для изготовления объемных изделий используются техника торцевания из бумаги на пластилине. Для этого из пластилина делается заготовка, на которую уже без клея крепятся «торцовочки». Очень эффектно выглядят сувенирные цветочные шары и «деревья счастья», выполненные в этой технике.

Легкое в исполнении торцевание имеет неожиданно эффектный результат, который не оставит равнодушным ни мастеров, ни тех, кто этим результатом будет любоваться.

Цель занятий техникой Торцевания:

Научить детей различным приёмам в работе с бумагой и технике выполнения изделий, стимулировать творческую деятельность детей, развивать мелкую моторику, проявить интерес к такому виду деятельности и вовлечь ребёнка в творческую деятельность посредством овладения основами техники Торцеваня;

Способствовать развитию личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.

Задачи занятий:

Развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;

Расширение методов познания окружающей действительности;

Формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях;

Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, способствуют познанию основ композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, чувства симметрии. Проявляя своё воображение и творчество, дети создают работы разные и неповторимые. Выполненные с любовью и вдохновением, они помогут украсить школьный интерьер, внесут в дом своеобразие и красоту.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

Чувство прекрасного и эстетические чувства;

Навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

Ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

Заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.

Устойчивый познавательный интерес к творческой деятельности;

Возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

Эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

Выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

Адекватно воспринимать оценку своих работ и окружающих;

Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

Отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

Приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

Развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

Художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

Развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

Развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

Первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

Формировать собственное мнение и позицию;

Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка планируемых результатов занятий

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

Однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

Постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

Тематические - по итогом изучения разделов, тем;

Итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Искусство изготовления поделок в технике Торцевания является не только увлекательным и способом проведения досуга, но и технологией интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГОС, а также средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики рук.

Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, торцевание влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка в том числе и на развитие речи. Техника торцевания способствует концентрации внимания, развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, творческое воображение, художественный вкус.

При разработке занятий надо учитывать следующие принципы :

Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).

Формы работы:

Занятия проходят во внеурочное время, в кружке. И могут быть:

    индивидуальные (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

    групповые (при выполнении коллективных работ группа детей выполняет определенное задание);

Ожидаемые результаты:

В результате обучения на занятиях дети:

познакомятся

С искусством Торцевания;

научатся
- различным приемам работы с бумагой,

Следовать устным инструкциям;

овладеют

Формами техники торцевания,

Умениями создавать композиции с изделиями, выполненными в технике торцевания,

Навыками работы в коллективе,
- навыками культуры труда;

повысят уровень развития
- внимания, памяти, мышления, пространственного воображения,

Мелкой моторики рук и глазомера,

Художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;

улучшат

Коммуникативные способности.

Занятия предусматривают развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Обучение искусству Торцевания занимает важное место в системе эстетического воспитания и способствует развитию творческого потенциала личности.

Мастер-класс по изготовлению цветочка.

В преддверии праздника «День Матери» будет особенно актуально торцевание из бумаги. С его помощью можно сделать несколько обворожительных цветочков, оформив их соответствующим образом и подарить маме.

Для того чтобы выполнить мозаику в технике торцевания, необходимо: цветные бумажные салфетки, стержень от шариковой авторучки и клей ПВА.

Из полосок бумажных салфеток нарежьте на глаз квадраты со стороной примерно 1 см.

Нарисуйте на плотной бумаге или картоне любой узор.

Нанесите клей тонкой полоской по контуру на небольшой участок узора.

Торец стержня (тупой конец) поставьте на квадратик.

Сомните квадрат и прокатайте стержень между пальцами.

У вас получится цветная трубочка-торцовочка.

Поставьте ее на клей.

Выньте стержень.

Каждую следующую торцовочку приклеивайте рядом с предыдущей. Старайтесь ставить торцовочки плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Мозаику в технике торцевания можно выполнять по контуру или делать сплошной.

Можно в той же технике заполнить фон вокруг узора. Получится маленький пушистый коврик.

Можно работать группой и выполнить большую мозаику размером с лист ватмана. Работу над таким ковром можно превратить в интересную игру. Надо разбить все поле для мозаики на квадраты (например, со стороной 5 см) и разрезать. Каждый ребенок выполняет мозаику на нескольких квадратах, а потом наклеивает их на соответствующее место по эскизу. Места стыковки квадратов практически не будут видны за счет пушистости.

Статьи по теме: