Темы занятий по конструированию в старшей группе. Конструирование в детском саду для детей старшего дошкольного возраста

Надежда Шапошник
Конспект занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе «Строим новую улицу»

Цель : развитие способностей детей к наглядному моделированию, в процессе практического познания свойств геометрических тел и пространственных отношений.

Задачи :

1. Формировать навыки конструктивной деятельности для развития познавательной сферы дошкольника (речи, сенсорного развития, мышления, воображения, математических представлений );

2. Развивать умения у детей анализировать схему постройки , выделяя её части, планировать этапы создания постройки , самостоятельно подбирая необходимый строительный материал

3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, культуру речевого общения со сверстниками. Воспитывать доброжелательные взаиоотношения.

Оборудование : компьютер, презентации «Дом и его части» , картинки, карточки с схематическим изображением этажей (панелей) на панно. Материал и оборудование : на каждый стол - коробка строительного набора , мелкие игрушки (матрешки, машины) ; образец постройки на отдельном столе у воспитателя.

Методы и приёмы : беседа, объяснение, рассматривание, обследование образца схем, анализ образца, игра, моделирование, проблемный вопрос, постановка системы перспектив, мотивация деятельности.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций домов и зданий с архитектурой нашего города; слайды с иллюстрациями детского сада, школы, магазина, парикмахерской, больницы, кафе, полиции, почты. Выставка рисунков на тему «Дом, в котором я живу» . Беседы с детьми о родном городе и о профессиях их родителей. Чтение детских художественных произведений, Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла» , разучивание стихов, отгадывание загадок.

Оборудование и материалы

Демонстрационные : фотографии; макет улицы (дома, автомобильная дорога, деревья, машины, пешеходный переход, светофор); презентация «Дом и его части» , передвижная интерактивная доска.

Раздаточные : наборы строительного материала , конструктор готовых форм , схемы построек , мелкие игрушки.

Место проведения : группа .

Ход занятия.

1 часть. Организационно-мотивационная

Воспитатель приглашает детей встать в круг для приветствия.

Здравствуй, небо (руки подняты вверх)

Здравствуй, земля (присесть, руки опустить вниз)

Здравствуйте, мои друзья! (руки вытягиваем вперед)

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Беседа с детьми. - Ребята, в каком городе мы с вами живем?

А чем вам нравиться наш город?

Какие дома, учреждения есть в городе?

Какие есть улицы ? (Улица и ее особенности : широкая - узкая, длинная - короткая, прямая, тихая, шумная, центральная).

Блиц игра. «Скажи наоборот» . (Усвоение антонимов) .

Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают.

Моя улица новая ,. а моя улица старая .

Моя улица длинная ,. а моя улица короткая .

Моя улица светлая ,. а моя улица темная .

Моя улица грязная ,. а моя улица чистая .

Моя улица тихая ,. а моя улица шумная .

Моя улица большая ,. а моя улица маленькая .

Как называется твоя улица ?

Какие на твоей улице растут деревья ?

Есть ли на твоей улице клумбы ?

Какие учреждения есть на твоей улице ?

Что находится рядом с твоим домом?

(Переходим к интерактивной доске)

Просмотр презентации. «Дом и его части» «Дом. С чем?» (Усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со) .

Воспитатель показывает части дома, а дети комментируют : «Дом с крышей. Дом с потолком. Дом со стенами. Дом с полом. Дом с дверями. Дом с комнатами. Дом с этажами. Дом с лестницами.

Воспитатель показывает геометрическую форму и спрашивает детей. Крыша какая? (Треугольная) . Окно какое? (Квадратное) . Стена какая? (Прямоугольная) . Потолок какой? (Квадратный) . Крыша какая? (Круглая) .

Назовите три слова. (изменение прилагательных по родам и числам)

Если крыша из черепицы, то она какая?. черепичная, из железа – железная, из шифера – шиферная.

Окно (какое) (большое, широкое, прямоугольное) . Затем воспитатель демонстрирует геометрические тела (необходимо направлять восприятие детей на выделение характерных признаков и свойств конструктивных материалов ).

Пальчики-строители (пальчиковая гимнастика, закрепление строительных профессий )

Пальчики-мальчики, вы - строители !

На стройке поработать не хотите ли?

Этот пальчик цемент и песок засыпает.

Этот воду туда добавляет.

Этот включает бетономешалку,

Чтобы раствор был похож на сметанку.

На этот раствор кирпичи по линейке

Каменщик уложит. Получится стенка.

Кровельщик крышу покроет железом.

Там высоко, мы туда не полезем.

Вот - штукатур. Он выровнял стены.

Маляр постарался - покрасил панели .

Электрик свет уже включил,

Сантехник воду подключил.

Осталось только подать газ -

Прекрасным будет дом у нас.

Новоселье отпразднуем в эту субботу.

Спасибо, строители , вам за работу!

Дидактическая игра «Строим дом » (образование сложных слов) .

Воспитатель. - Дом, в котором один этаж - одноэтажный, два (двухэтажный, три этажа – трёхэтажный … много этажей - многоэтажный.

Чистоговорка. «Этажи» (хоровая) .

Жи-жи-жи, жи-жи-жи, в нашем доме этажи.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа, подо мной два этажа.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа, надо мной два этажа.

Же-же-же, же-же-же, на каком я этаже?

Же-же-же, же-же-же, я на третьем этаже.

Жей-жей-жей, жей-жей-жей, сколько в доме этажей?

Жей-жей-жей, жей-жей-жей, в доме пять этажей.

Физкультминутка. «Мы по городу шагаем» .

(Дети проговаривают слова и выполняют действия по ходу игры) .

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем :

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы , мосты,

И деревья, и кусты.

2. часть. Моделирование и разрешение проблемной ситуации

Воспитатель. - Вы, ребята, всё знаете про дома! Подумайте и ответьте. Как вы понимаете такую пословицу о строительстве «Сделали наспех, курам - на смех!»

Что значит сделать наспех, второпях?

Как строители должны строить дома ? (Хорошо, добротно, красиво.)

Как работают строители ? (Слаженно, дружно.)

Как закрываются в доме окна? (Наглухо.)

Давайте построим новую улицу для нашего города по схемам. Но посмотрите на всех столах не по одной схеме – по какой же строить ? Дети анализируют схемы и постройки , выбирают нужную. Педагог активизирует мыслительную деятельность вопросами.

Почему ты выбрал эту схему? (эти детали подходят) . Ты уверен, что строить надо по этой схеме ? Покажи, где это на схеме. И др.

3 часть. Самостоятельная творческая деятельность

Дети обсуждают, какие детали, их количество необходимо взять, чтобы построить по схеме свой дом . Дети выставляют карточки со схематическим изображением этажей (панелей) и считают : один этаж, два, три, четыре, пять… этажей и т. д.

Самостоятельная деятельность детей, педагог следит за точностью выполнения : подбор деталей, правильность установки. Также следит за тем, чтобы дети не брали много деталей, рационально размещали их на площадке – «улице » , активизируя детей. Комментирует.

Рустам очень удачно поставил фундамент своего дома, светло будет в нём.

Диана разместила дом в углу площадки, освободив место для стоянки автомобилей и т. п.

Рефлексия :

Воспитатель. Расскажите мне, какие здания вы построили ? (Ответы детей)

Что вам сегодня больше всего понравилось на занятии ? (Спросить каждого ребёнка, называя по имени) .

Воспитатель. Как называют людей, которые получают новые квартиры?

Придумайте пожелания новоселам. Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились. А сейчас вам, что больше всего хочется? (играть)

Дети берут игрушки и разворачивают игру «Новоселье» .

1 часть.
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад, из страны сказок, пришло письмо. Пишет нам Колобок. Вы хотите узнать, что в письме? Воспитатель читает письмо:
В сказке одной случилась беда!
Звери пропали, разбрелись кто куда.
Помогите! Верните, зверюшек в сказку, я, Колобок, прислал вам подсказку»
Воспитатель: Вы хотите помочь зверям? А вы знаете, в какой сказке случилась беда?
Дети: Нет!
Воспитатель: Мы должны это выяснить. Сегодня мы с вами будем, как детективы проводить расследование: разгадывать загадки, думать, искать. Давайте вспомним русские народные сказки, где главные герои - животные.
Упражнение «Назови сказку»
Дети: «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок», «Зимовье зверей».
Воспитатель: Много сказок вы назвали, но непонятно в какой из них случилась беда? Нам необходимо попасть в страну сказок, и поможет нам в этом подсказка, волшебная карта, которую прислал Колобок.
Достаём из конверта карту, рассматриваем на столе.
Воспитатель: Что вы видите на карте? Дети: Цифры, картинки, дорогу. Дети называют цифры. Воспитатель: С какой цифры начнём поиск?
Осматриваются, ищут первый символ в группе.
«Волшебный камень» и надпись «Страна сказок». Рядом надпись и стрелки указатели «направо», «налево».
Воспитатель: Это - волшебный камень, который открывает дорогу в страну сказок. Если мы сделаем правильный выбор - попадём в страну сказок. Слушайте внимательно, что здесь написано.
«Налево пойдёшь, все потеряешь и сам пропадёшь.
Направо пойдёшь то, что ищешь, найдёшь!»
2 часть.
Идут направо, находят второй символ. Сундучок, на нём цифра 2.
Воспитатель: Это сказочный сундучок с загадками. Откроем его. Тот, кто отгадает загадку, возьмёт картинку своего героя.
1. Маленький рост,
Длинный хвост.
Собирает крошки,
Прячется от кошки. (Мышка)
2. Зимой белый,
Летом серый.
Никого не обижает,
А сам всех боится. (Заяц)
3. День и ночь по лесу рыщет.
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком.
Уши серые торчком. (Волк)
4. Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост-краса,
Кто это? (Лиса)
5. Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь)
Воспитатель: А теперь ребята положите картинки на стол. Как вы, думаете из какой сказки эти животные?
Дети отвечают. «Колобок». «Теремок». (Если «Теремок», почему нет лягушки)
Воспитатель: Непонятно, в какой сказке беда? Какая цифра на карте следующая? Идут дальше, находят цифру три и конверт с заданием от «Колобка».
Игра «Что лишнее»
Четыре картинки с сюжетом сказки «Колобок» и одна «Теремок».
Воспитатель раскладывает картинки на столе, рассматриваем с детьми.
Воспитатель: Найдите лишнюю картинку. Почему она лишняя? А теперь, вы скажете, в какой сказке случилась беда? Как-то неуверенно вы говорите. Послушайте подсказку:
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под кустом.
Это что за чудо-дом?
Поселились звери в нём.
Рады мышка и зайчишка,
И лисичка, рад волчок.
Это сказка (Теремок).
Мы определили сказку, в которой случилась беда. Осталась одна проблема, как вернуть зверей в сказку? Посмотрим в карту Колобка. Цифра 4 - подсказка-символ «Лесная мастерская». Дети осматриваются, находят «Лесную мастерскую».
3 часть.
Воспитатель: Это «Лесная мастерская». А мастера нет. Посмотрите есть заготовки «головки животных», но нет туловища. Мы будем мастерить туловище. Садитесь за столы. Приготовим пальчики к работе.
Пальчиковая игра
Десять пальцев у меня, (показываем пальцы)
Сколько же умею я!
Если хочешь - покажу (пальцы раскрыты, поворачиваем кисти, к себе, от себя)
И про это расскажу.
Кулаки могу сжимать, (сжимаем и разжимаем кулачки)
А потом их открывать,
Я могу переплести, (переплетаем пальцы, сжимаем руки вместе)
А могу их спрятать, (заводим за спину)
Полетать могу пустить, (поднять вверх, сгибать и разгибать кисти рук)
А потом и падать (вниз и потрясти кистями)
А потом сложу тихонько (складываем руки на коленях лодочкой, вкладывая одну в другую) На коленках, как котёнка.
Воспитатель: Что лежит на столе? (бумага - по цвету животных, клей)
Будем складывать фигурку туловища по образцу мастера. 1 часть.
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад, из страны сказок, пришло письмо. Пишет нам Колобок. Вы хотите узнать, что в письме? Воспитатель читает письмо:
В сказке одной случилась беда!
Звери пропали, разбрелись кто куда.
Помогите! Верните, зверюшек в сказку, я, Колобок, прислал вам подсказку»
Воспитатель: Вы хотите помочь зверям? А вы знаете, в какой сказке случилась беда?
Дети: Нет!
Воспитатель: Мы должны это выяснить. Сегодня мы с вами будем, как детективы проводить расследование: разгадывать загадки, думать, искать. Давайте вспомним русские народные сказки, где главные герои - животные.
Упражнение «Назови сказку»
Дети: «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок», «Зимовье зверей».
Воспитатель: Много сказок вы назвали, но непонятно в какой из них случилась беда? Нам необходимо попасть в страну сказок, и поможет нам в этом подсказка, волшебная карта, которую прислал Колобок.
Достаём из конверта карту, рассматриваем на столе.
Воспитатель: Что вы видите на карте? Дети: Цифры, картинки, дорогу. Дети называют цифры. Воспитатель: С какой цифры начнём поиск?
Осматриваются, ищут первый символ в группе.
«Волшебный камень» и надпись «Страна сказок». Рядом надпись и стрелки указатели «направо», «налево».
Воспитатель: Это - волшебный камень, который открывает дорогу в страну сказок. Если мы сделаем правильный выбор - попадём в страну сказок. Слушайте внимательно, что здесь написано.
«Налево пойдёшь, все потеряешь и сам пропадёшь.
Направо пойдёшь то, что ищешь, найдёшь!»
2 часть.
Идут направо, находят второй символ. Сундучок, на нём цифра 2.
Воспитатель: Это сказочный сундучок с загадками. Откроем его. Тот, кто отгадает загадку, возьмёт картинку своего героя.
1. Маленький рост,
Длинный хвост.
Собирает крошки,
Прячется от кошки. (Мышка)
2. Зимой белый,
Летом серый.
Никого не обижает,
А сам всех боится. (Заяц)
3. День и ночь по лесу рыщет.
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит он молчком.
Уши серые торчком. (Волк)
4. Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост-краса,
Кто это? (Лиса)
5. Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (Медведь)
Воспитатель: А теперь ребята положите картинки на стол. Как вы, думаете из какой сказки эти животные?
Дети отвечают. «Колобок». «Теремок». (Если «Теремок», почему нет лягушки)
Воспитатель: Непонятно, в какой сказке беда? Какая цифра на карте следующая? Идут дальше, находят цифру три и конверт с заданием от «Колобка».
Игра «Что лишнее»
Четыре картинки с сюжетом сказки «Колобок» и одна «Теремок».
Воспитатель раскладывает картинки на столе, рассматриваем с детьми.
Воспитатель: Найдите лишнюю картинку. Почему она лишняя? А теперь, вы скажете, в какой сказке случилась беда? Как-то неуверенно вы говорите. Послушайте подсказку:
Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под кустом.
Это что за чудо-дом?
Поселились звери в нём.
Рады мышка и зайчишка,
И лисичка, рад волчок.
Это сказка (Теремок).
Мы определили сказку, в которой случилась беда. Осталась одна проблема, как вернуть зверей в сказку? Посмотрим в карту Колобка. Цифра 4 - подсказка-символ «Лесная мастерская». Дети осматриваются, находят «Лесную мастерскую».
3 часть.
Воспитатель: Это «Лесная мастерская». А мастера нет. Посмотрите есть заготовки «головки животных», но нет туловища. Мы будем мастерить туловище. Садитесь за столы. Приготовим пальчики к работе.
Пальчиковая игра
Десять пальцев у меня, (показываем пальцы)
Сколько же умею я!
Если хочешь - покажу (пальцы раскрыты, поворачиваем кисти, к себе, от себя)
И про это расскажу.
Кулаки могу сжимать, (сжимаем и разжимаем кулачки)
А потом их открывать,
Я могу переплести, (переплетаем пальцы, сжимаем руки вместе)
А могу их спрятать, (заводим за спину)
Полетать могу пустить, (поднять вверх, сгибать и разгибать кисти рук)
А потом и падать (вниз и потрясти кистями)
А потом сложу тихонько (складываем руки на коленях лодочкой, вкладывая одну в другую) На коленках, как котёнка.
Воспитатель: Что лежит на столе? (бумага - по цвету животных, клей)
Будем складывать фигурку туловища по образцу мастера.

Татьяна Романевич
Перспективное планирование по конструированию (старшая группа)

1. Тема : Детский сад (по образцу) - строительный материал, конструктор .

Цель : Учить детей создавать постройку, отвечающую определённым требованиям. Формировать у детей обобщённые представления и знания. Закреплять умение делать перекрытия.

2. Тема : Дом – из бумаги

Цель : Учить работать с бумагой. Закрепить умение работать с ножницами. Развивать умение доводить начатое дело до конца.

3. Тема : Дом - из бросового материала

Цель : Учить делать поделку на основе коробок, прочно соединяя части. Развивать умение работать коллективно. Воспитывать умение работать коллективно.

4. Тема : Корзинка – из бумаги

Цель : Продолжать учить работать с бумагой, делать поделки. Закрепить умение работать с ножницами. Развивать глазомер.

5. Тема : Воробьи - из природного материала

Цель : Учить создавать поделку из природного материала, планировать этапы , договариваться в коллективной деятельности, воспитывать любовь к живому, заботу о птицах.

6. Тема : Светофор - из бросового материала

Цель : Учить делать поделку из спичечных коробков. Закрепить умение дополнять аппликацией заготовку. Развивать глазомер.

7. Тема : Автобус – из бумаги

Цель : Учить детей делать поделку из бумаги, совершенствовать навыки работы с бумагой. Прививать аккуратность при работе с ножницами, клеем.

8. Тема : Грузовые автомобили (по образцу) - строительный материал, конструктор .

Цель : Учить заменять кубики брусками, пластины кирпичиками. Познакомит с назначением пластины.

9. Тема : Подосиновики – из природного материала

Цель : Продолжать учить делать поделку из природного материала. Развивать фантазию.

10. Тема : Цыплята – из бумаги оригами

Цель : Продолжать учить делать поделки из бумаги, складывая по схеме. Закрепить умение работать с бумагой. Развивать мелкую моторику рук.

11. Тема : Веселые поросята – из бросового материала

Цель : Обучать умению изготавливать поделки из бросового материала, целесообразно использовать его в работе.

12. Тема : Кто живет в лесу? – из природного материала

Цель : Продолжать учить делать поделки из природного материала по замыслу. Закрепить знания о диких животных. Воспитывать бережное отношение к животным.

13. Тема : Фрукты (по замыслу) – из бросового материала (поролон)

Цель : Учить детей из квадратов поролона изготавливать различных форм фрукты путём срезания углов и граней. Воспитывать интерес к изготовлению поделок из различных материалов.

14. Тема : Снегирь - из бумаги

Цель : Закреплять умение создавать объемное изображение, используя технику сминания бумаги в комочки. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

15. Тема : Матрешка – из бумаги

Цель : Учить создавать игрушку из бумаги преобразовывая плоскостной материал в объемные формы, используя способы конструирования из бумаги (закручивание полукруга в конус) .

16. Тема : Конструирование по выбору - из различных конструкторов

Цель : Продолжать учить способам соединения деталей, конструировать по рисунку . Закреплять умение работать с различными видами конструкторов . Развивать творчество.

17. Тема : Карнавальные маски – из бумаги

Цель : Учить вырезать по шаблону маску из бумаги, украшать поделку, добиваясь выразительности образа с помощью нетрадиционных материалов, развивать фантазию и воображение.

18. Тема : Ели на опушке - из бумаги - оригами

Цель : Закреплять умения складывать квадрат из бумаги вдоль, поперек, по диагонали, хорошо отглаживать сгибы, оформлять аппликацией, создавать изображение ели из нескольких треугольных заготовок. Закреплять умение работать коллективно.

19. Тема : Снеговик - из нетрадиционного материала

Цель : Учить придавать куску поролона округлую форму, скреплять поролоновые шары между собой, оформлять и дополнять поделку. Воспитывать умение работать вместе.

20. Тема : Игольница – из бросового материала

Цель : Продолжать учить работать с шаблоном. Развивать навыки соединения отдельных деталей с помощью клея.

21. Тема : Театр игрушек - из бумаги

Цель : Учить создавать игрушки, соединяя прямоугольную бумажную заготовку в цилиндр. Развивать творчество и воображение.

22. Тема : Дом для друзей - строительный материал, конструктор .

Цель : Формировать обобщенные представления о домах, учить детей сооружать высокие постройки. Закрепить умение отбирать нужные для постройки детали, научиться работать по образцу, определять отдельные части постройки.

23. Тема : Телевизор – из бумаги.

Цель : Продолжать обучать умению сгибать бумагу пополам, совмещая ровно углы.

24. Тема : Паровоз и вагоны для Гены и Чебурашки - из нетрадиционного материала

Цель : Учить создавать поделку, используя упаковочные коробки прямоугольной формы, крышки от бутылок. Закрепить умение обклеивать коробки, дополнять аппликацией. Воспитывать аккуратность в работе.

25. Тема : Городок для любимых игрушек - из строительного материала

Цель : Продолжать учить оформлять дома архитектурными деталями (колонна, арка) . Закрепить умение работать сообща. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

26. Тема : Ежик - из природного материала

Цель : Продолжать учить мастерить поделку, одна часть которой выполнена из природного материала, а другая из пластилина.

27. Тема : Корзинка с цветами – из бумаги

Цель : Учить создавать объемную композицию. Закреплять умение работать по готовой выкройке.

28. Тема : Парусник - из природного материала

Цель : Учить создавать поделку из скорлупы грецких орехов и бересты, пользуясь наглядным планом изготовления поделки. Закрепить знания о водном и подводном виде транспорта. Развивать любознательность.

29. Тема : Птица счастья - из бумаги

Цель : Закрепить умение создавать объемную поделку, складывая бумагу гармошкой. Расширять знания детей о декоративно-прикладном искусстве. Развивать художественно-эстетический вкус.

30. Тема : Подснежник – из бросового материала

Цель : Учить конструировать подснежник из бросового материала, отображая характерные особенности этого цветка.

31. Тема : Лебединое озеро – из природного материала

Цель : Закрепить умения в изготовлении поделок из природного материала, упражнять в пространственном размещении их на плоскости.

32. Тема : Космодром - из строительного материала

Цель : Учить зарисовывать будущую постройку, возводить постройку в соответствии с рисунком, подбирая необходимые детали. Закрепить знания о космосе. Развивать глазомер.

33. Тема : Самолет - из бумаги

Цель : Формировать умения работать по готовой выкройке.

34. Тема : Зайки на лужайке - из природного материала

Цель : Учить создавать поделку из шишек и веточек, пользуясь наглядным планом изготовления поделки. Упражнять договариваться в коллективной деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе.

35. Тема : Черепаха – природного материала

Цель : Закрепить умение в изготовлении поделок из природного материала с опорой на наглядность.

36. Тема : Кораблик в подарок папе - из бумаги

Цель : Учить выполнять поделку из бумаги. Развивать эстетический вкус в оформлении поделки аппликацией. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание заботиться о близких.

В возрасте 5–6 лет у ребёнка продолжаются совершенствоваться и развиваться навыки работы с предметами и различными материалами. Преобладает наглядно-образное мышление, а игровая деятельность становится коллективной. Дети в старшей группе начинаются применять к себе правила и нормы какой-либо деятельности, которые ранее предъявлялись старшими (воспитателем или родителем). Это важный момент - зарождение самоконтроля. Активно развивается самостоятельное планирование предстоящей работы: ребёнок знает практическую цель и продумывает этапы работы, способы для её осуществления. Он приобретает навык самооценки.

Развитие самостоятельности становится заметным в изобразительном творчестве детей. За продуманным замыслом следует создание зрительного образа. Ребята старшей группы работают с разнообразными материалами и осваивают сложные техники и конструирование. Казалось бы, с ясельной группы знакомы с бумагой, столько поделок создано, но много интереснейшей работы предстоит и потом.

Подготовка к занятию по конструированию из бумаги в старшей группе детского сада

Ребята 5–6 лет активно познают окружающий мир, они задают много вопросов, любят экспериментировать и фантазировать. Воспитанники владеют многими навыками и приёмами, обладают необходимыми для перехода на более сложный уровень конструирования способностями и психологическими качествами:

  • Знание основных свойств предметов. Ребёнок имеет чёткое представление о цветах и оттенках, может различать по размеру большое количество предметов, выстраривать их в ряд по какому-либо признаку (от большего к меньшему, от светлого к тёмному и наоборот).
  • Начальные знания геометрии. Дети знают основные фигуры, могут рассказать об отличии одной фигуры от другой, используя специальные термины: «линия», «угол», «вершина», «окружность», «точка». Ребёнок может на тетрадном листе в клеточке нарисовать изображение заданного объекта, используют в основе рисунка только геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
  • Следование словесным указаниям. Воспитателем задаётся какое-либо правило или задание к выполнению. Так, дети могут отобрать из предложенных элементов только тех форм, что дано в задании, или найти на рисунке фигуры определённого цвета и заштриховать их и т. д.
  • Совершенствование навыков работы с ножницами. Дети вырезают различные геометрические фигуры, умеют разрезать их пополам, нарезать полоски, делать бахрому.
  • Устойчивая память. Ребёнок запоминает несложные приёмы работы, форму прямого показа воспитатель использует редко в старших группах. В качестве подсказок для детей служат каточки со схемами и рисунками. При использовании в работе сложных приёмов привлекается наглядный материал (перед выполнением действий ребята изучают его): плакаты, чертежи, подробные схемы.
  • Способность к прогнозированию действий и разработке замысла. Дети уже готовы к самостоятельному созданию зрительного образа. Знание свойств бумажных материалов и приёмов работы с ними даёт возможность к продумыванию этапов творческого процесса и их реализации самим ребёнком.

Занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, конструированию) проводятся в старшей гриппе 3 раза в неделю. Конструирование отлично подходит для проектной деятельности: долгосрочные проекты следует проводить к тематическим мероприятиям в жизни детского сада, краткосрочные (с привлечением родителей) – для раскрытия тем «Мой дом», «Мой город», «Моя комната», «Моя семья» и т. д.

Длительность занятия по конструированию из бумаги составляет 20–25 минут.

Форма прямого показа в старшей группе редко используется воспитателем. Основными приёмами конструирования из бумаги ребята владеют, хорошо обращаются с ножницами, самостоятельно вырезают необходимые элементы, нарезают лист бумаги на полоски, делают надрезы и бахрому. Показ имеет место, когда воспитанникам предстоит работать с непривычными материалами (бумажные формочки) или вырезание элементов из картонных форм (конфетной коробки, втулки, стаканчика и др.).

Мелкая моторика у детей 4–5 лет развита на хорошем уровне для конструирования с мелкими деталями и предметами (например, спичечными коробками). Однако стоит помнить, что создание маленьких по размеру поделок не всегда означает простоту конструирования. Например, сделать цыплёнка из вырезанных частей коробки из-под яиц не так-то просто. Подобные моменты надо иметь в виду при составлении плана занятия, на сборку мелких деталей может потребоваться больше времени, чем на склеивание частей большой поделки.

На подготовительном этапе занятия рекомендует продумать дополнительные задания по конструированию для более успевающих детей. Простые задания могут ослабить интерес к творческой деятельности, ребёнок начнёт отвлекаться, чем может сбить в работе других детей. Давать задания разного уровня сложности можно при создании коллективной работы. Например, для создания поделки «Зима пришла»: первая подгруппа конструирует деревья из цветной бумаги на плоскости, вторая подгруппа делает снеговиков из полосок бумаги, третья подгруппа выполняет более трудоёмкое задание - конструирование домиков.

Виды конструирования

  1. Конструирование на плоскости . Это простой вид конструирования. Заданная модель создаётся из бумажных деталей на плоской основе (из плотной бумаги или картона) в случае изготовления сложной полуобъёмной фигуры или в процессе реализации коллективной деятельности. Также синтез различных техник изобразительного творчества зачастую осуществляется на плоской основе.
  2. Объёмное конструирование. Созданию трёхмерного изображения из бумаги уделяется наибольшее внимание на занятиях по конструированию. В средней группе воспитанники овладели навыком создания объёмной фигуры, в основе которой - согнутый пополам лист, в старшей учатся изготавливать более сложные модели при помощи надрезания частей, сгибания, склеивания.
  3. Конструирование из полосок. Ребята создают модели из большего количества бумажных полосок разного размера и цвета. В одной поделке могут сочетаться несколько приёмов работы с полосками (например, склеивание шара или колец, закручивание полосок ножницами).
  4. Оригами – древняя восточная техника складывания листа бумаги без склеивания. Ножницы в оригами используются редко вырезания (фигурных деталей в готовой фигурке или прорезей по замыслу). На занятиях по оригами воспитанники обучаются складыванию сложных и объёмных форм (при условии, что в средней группе они занимались оригами, знакомы с базовыми формами и способом их создания). Дети 5–6 лет могут пробовать самостоятельно работать по схемам.

Материалы

Для конструирования на плоскости и создания объёмных предметов традиционно используются наборы цветной бумаги и картона. Для имитации различных поверхностей стоит использовать бархатную бумагу (конструирование животных, предметов одежды и обуви, насекомых, цветов), специальную бумагу с тиснением или обрезки обоев (создание стен и крыш домов, предметов мебели и др.). Для изготовления праздничных поделок стоит привлекать яркие и блестящие материалы: старые открытки, упаковочную бумагу, обёртки от шоколадок и конфет.

Когда базовые приёмы конструированы из бумаги освоены (складывание и склеивание), ребёнок может потерять интерес к процессу создания модели. Разнообразить творческий процесс поможет использование нетрадиционных материалов. Ведь конструирование материала - это не только работа с наборами цветной бумаги и картона. Особые эмоции вызывает у воспитанников привлечение бросового материла. Казалось бы, ненужные обрезки и тара могут стать отличной основой для создания поделки или послужить оригинальному украшению модели.

Бросовый материал

  • Пакеты из-под молочных продуктов. Подходят в качестве основы для изготовления птичьих кормушек, домиков для игры и др.
  • Спичечные коробки. Незаменимый материал для создания кукольной мебели с выдвижными ящиками. Также из них можно сконструировать машины и даже робота.
  • Одноразовые тарелки и стаканчики. Эти предметы можно использовать в целом виде в качестве основы для поделки, а можно отрезать отдельные части для моделирования сложных предметов.
  • Картонные втулки. В средней группе ребята создавали из втулки простой стаканчик и ведёрко, а теперь могут использовать по нескольку втулок для конструирования сказочных замков, сложных образов животных или космической ракеты.
  • Картонные коробки из-под яиц. Из этого материала существует множество неожиданных для ребят идей, что радостные эмоции от поделок обеспечены!
  • Формочки для выпечки кексов. Для детского творчества лучше использовать бумажные формочки ярких цветов и с рисунком - тогда даже не самая сложная по технике исполнения работа будет выглядеть радовать своим внешним видом.

Фотогалерея: примеры готовых поделок из молочных пакетов

Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Пример конструирования функционального предмета из бросового материала. Поделку можно использовать как вазу для сухоцветов Пример конструирования с использованием в качестве основы пакета из-под молока Функциональная и оригинальная поделка из молочной коробки

Фотогалерея: идеи для конструирования из спичечных коробков

Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Идеи для конструирования из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Конструирование предметов мебели из спичечных коробков Идеи для конструирования из спичечных коробков Пример поделки из спичечных коробков

Фотогалерея: одноразовые тарелки и стаканчики как материал для конструирования

Поделка, в основе которой - одноразовый бумажный стаканчик Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажной тарелки в качестве основы для конструирования Вариант использования бумажных стаканчиков в качестве основы для конструирования Идея для создания кукольной мебели из бумажных стаканчиков
Конструирование из бумажных стаканчиков

Фотогалерея: картонные втулки как материал для конструирования

Использование картонных втулок в конструировании Использование картонных втулок в конструировании В конструировании использованы части картонных втулок Использование картонных втулок в конструировании В конструировании использованы части картонных втулок

Фотогалерея: идеи использования коробок из-под яиц для поделок

Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета. Отличная поделка для игры Использование части коробки из-под яиц для конструирования Использование частей коробки из-под яиц для конструирования Использование частей коробки из-под яиц для конструирования Коробка из-под яиц использована в качестве основы для конструирования предмета. Отличная поделка для игры Использование части коробки из-под яиц для конструирования

Фотогалерея: праздничные поделки из бумажных формочек для выпечки

Пример простого конструирования на плоскости с использованием бумажных формочек Поделки из формочек для кексов Необычная идея конструирования из бумажных формочек Идея для простого конструирования с формочками для кексов
Создание поделки с использованием бумажных формочек Конструирование поделки с использованием бумажных формочек

Материалы для занятия оригами

Традиционно для обучения техники оригами используется цветная бумага. Для отработки складывания базовых фигур можно использовать тетрадные страницы, листы из журналов. Не рекомендуется использование газетной бумаге, поскольку она легко рвётся и деформируется в процессе конструирования, а типографская краска пачкает пальцы, ладони и рабочую поверхность.

В специализированных магазинах для хобби и творчества можно приобрести наборы бумаги для оригами. Рассмотрим преимущества этой бумаги:

  • Бумага для оригами имеет квадратную форму. Это сэкономит время, ведь основная форма для складывания фигурки-оригами - квадрат, прямоугольные листы из наборов цветной бумаги нужно сначала обрезать.
  • Тонкость и прочность. Специальная бумага для оригами легко складывается, но при этом выдержит многочисленные сгибания.
  • Бумага для оригами цветная с обеих сторон. Визуально получаются более приятные работы.

Листы специальной бумаги могут отличаться по цвету с разных сторон. Поделки из такой бумаги получаются красочными и яркими.

Бумага для оригами бывает с узорами и тематическими рисунками. Такой материал привлечёт внимание ребёнка и послужит созданию оригинальной поделки.

Синтез техник изобразительного творчества при создании поделок из бумаги

Помимо самого конструирования, в работе по изготовлению поделки могут быть использованы приёмы из других техник изобразительного искусства:

  • Рисование: для достижения завершённого образа (дорисовывание частей лица или мордочки, конечностей, окошек и дверей у домика и т. д.).
  • Раскрашивание: особенно актуально при работе с картонными коробками и втулками, белыми одноразовыми тарелками и стаканчиками. Нераскрашенная работа имеет незавершённый вид.
  • Лепка: используется для создания объёмных элементов (шарики на ёлке, глаза, пуговицы на одежде, ручки на дверцах) и фигурок для создания композиции с изготовленным предметом (водитель машинки, зайчик в домике, птицы в кормушке).
  • Аппликация: чаще всего используется прямая или обрывная аппликация для создания композиции (трава у домика, оперение птицы, снег в лесу и т. д.). Возможна обратная взаимосвязь, когда из сконструированных бумажных поделок создаётся коллективная аппликация.
  • Пластилинография (техника заполнения пластилином контура на бумажной основе): может быть применена для создания фона для конструирования на плоскости или отдельных элементов на готовой поделке (цветы на вазе, окна на стене и проч.).

Фотогалерея: примеры сочетания бумаги с другими материалами

Бумажные тарелки, использованные в поделке, раскрашены, для украшения работы использована техника обрывной аппликации Лицо куколки нарисовано Фигурки для завершения композиции и/или игры сделаны из пластилина Коллективная работа: аппликация из фигурок-оригами Привлечение техники рисования для завершения композиции и дорисовки деталей поделок Сочетание конструирования из бумаги на плоскости с лепкой отдельных элементов по замыслу (стебельки цветов) Пример раскрашивания картонной поделки и дорисовывания элементов

Мотивирующее начало занятия

Поскольку ведущей формой деятельности у детей 5–6 лет является коллективная игра, для привлечения интереса к теме занятия по конструированию и изготовления поделки рекомендуется использованием педагогом игровых элементов в начале занятия. Можно настроить ребят на предстоящую игру и предложить создать игровые предметы при помощи конструирования из бумаги. Для возникновения творческого импульса и активизации фантазии актуально привлечение интересного наглядного материала, прослушивание песен. Побуждает к деятельности беседа, в процессе которой дети делятся личным опытом, своими догадками или мечтами. Чтение коротких сказок, стихотворений и потешек, использование загадок, проведение тематических физкультминуток оказывается результативным в каждой возрастной группе детского сада.

Примеры использования мотивирующего материала

Тема занятия Использования мотивирующего материала на начальном этапе занятия
«Заюшкина избушка» В начале занятия воспитатель предлагает ребятам вспомнить русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Для активизации памяти воспитатель рассказывает начало сказки (Жили-были заяц и лиса. У Лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Весной ледяная избушка растаяла, и лисичка выгнала зайца из его жилища.)
Воспитатель спрашивает, какие животные пытались помочь зайчику (собака, волк, медведь) и кому удалось выгнать лису (петух).
Затем воспитатель побуждает детей к фантазированию: что же стала делать лисичка, когда петух её прогнал. Не жалко ли ребятам лисичку? Наверняка она сожалеет о своём поступке, стоит её простить. Воспитатель предлагает сделать избушку и для лисы.
«Подарок для мамы» Воспитатель загадывает детям загадку :
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой - улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весной.)
С воспитанниками проводится беседа об особенностях весеннего времени года. Обсуждаются весенние праздники (Масленица, Первое мая, 8 Марта), беседуют о Международном женском дне. Воспитатель спрашивает, кого из родственников и знакомых ребята поздравят первой (маму).
Воспитатель зачитывает стихотворение :
Ах, мама, мамочка, какое это счастье,
Что наша дружба просто - не разлей вода!
Всегда со мной твоя любовь, твоё участье,
Неиссякающим потоком доброта.
Физкультминутка с музыкальным сопровождением :
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей.
Прилетело сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Воспитатель предлагает сделать мамам в подарок открытки с цветами из оригами.
«Весёлый снеговик» Занятие начинается с сюрпризного момента :
Раздаётся стук в дверь, заходит снеговик, которого изображает заранее наряженный младший воспитатель или кто-то ещё.
Снеговик задаёт детям загадку , каждую строку которой дети сопровождают движениями , повторяемыми за снеговиком:
Друг на друге три шара(показывают шары руками)
Их скатала детвора(Дети гладят себя по голове)
Напоследок очень ловко, прилепили нос морковку (поочерёдно дотрагиваются указательными пальцами до носа),
Не, почём ему мороз (грозят пальцем),
Аж, вспотел морковный нос,
И к метелям он привык (Дети выполняют круговые движения кистями рук),
Кто же это? (хором) Снеговик!
Снеговик жалуется ребятам, что дедушка Мороз попросил его сделать детям подарки к празднику, а он не успевает. Он просит ребят сделать ему помощников, при помощи наводящий вопросов и подсказок воспитателя дети приходят к идее, что они могу сделать снеговиков из бумаги.

Подготовка конспекта занятия

Длительность занятия по конструированию из бумаги в старшей группе составляет 20–25 минут.

Временной план занятия

  1. Организационный момент 1–2 минуты.
  2. Мотивирующий этап 4–6 минут.
  3. Устный инструктаж воспитанников по выполнению работы, подробный разбор схемы конструирования 4–5 минут.
  4. Самостоятельная работа воспитанников 7–9 минут.
  5. Демонстрация работ, обсуждение 3 минуты.
  6. Подведения итогов 1–2 минуты.

При разработке занятия воспитатель должен помнить, что поставленные их цели и задачи должны соответствовать возрастным особенностям детей, а также имеющихся у них умений и навыков. Рассмотрим на примерах конкретных занятий, как соотносятся цели и задачи с техниками исполнения и шаблонами, работать с которыми обучаются воспитанники:

Тема занятия Цель Задачи Техника исполнения задания
«Забавные поделки: мордочка собаки, кошки, лодочка, соловей» Создание простых поделок в технике оригами. – совершенствование базовых приёмов работы с бумагой;
– воспитание аккуратности и старания;
– обучение помощи товарищу путём словесного комментирования выполняемых действий.
Конструирование поделок при помощи сгибания листа пополам, вчетверо, в разных направления и разглаживания.
«Игрушка кошка» Изготовление игрушки из бумаги. – закрепление навыков работы с бумагой;
– развитие образного мышления;
– воспитание бережного отношения к природе и животным;
– воспитание усидчивости и трудолюбия.
Самостоятельное создание элементов поделки по готовой выкройке.
Конструирование при помощи складывания, сгибания и склеивания частей.

Конспект НОД на тему «Коробочка»

Цель Изготовление поделки «Коробочка» путём складывания из квадрата.
Задачи Совершенствовать конструктивные умения и навыки создания из бумаги разных поделок без использования ножниц. Продолжать упражняться в складывании квадрата по диагонали. Закреплять умение следовать устным инструкциям педагога. Развитие пространственного мышления и интереса к конструктивной деятельности. Воспитывать усидчивость и старание в работе.
Ход занятия В начале занятия воспитатель ставит на стол перед детьми корзину с овощами и читает стихотворение Т. Шорыгина:

Я корзину овощей
С огорода принесу.
Пили лук и сельдерей
Утром светлую росу.
Умывал их дождик тёплый,
Солнце нежно согревало.
Наливалась соком свёкла -
Становилась плотной, алой.
И питал их день за днём
Влажный рыхлый чернозём.
Шаловливый ветерок,
Пролетая возле гряд,
Гладил каждый стебелёк
И дарил им аромат.
Мы корзину овощей
С огорода принесли.
Для салатов и борщей
Пригодятся нам они!
Следует беседа с детьми о рассказанном в стихотворении:
О чём говорится в стихотворении? Что растёт в огороде? Какие овощи знаете вы? Как называют созревшие овощи? В какое время года собирают урожай? Куда можно сложить собранные овощи?
Воспитатель сообщает ребятам, что сегодня они будут делать коробочку из бумаги для хранения мелких вещей. Демонстрирует готовую поделку, задаёт вопросы о ней: Какую геометрическую фигуру она напоминает? Какой формы каждая сторона коробочки? Для чего она может пригодиться?
Воспитатель демонстрирует способ складывания коробочки из листа бумаги.

Проведение пальчиковой гимнастики:
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста.
Если есть капуста?
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту мнём-мнём,
Мы капусту солим-солим
Мы капусту жмём-жмём.
Воспитанникам предлагается самостоятельно сделать коробочку.
Воспитатель руководит деятельностью детей (указания, пояснения, индивидуальная помощь, поясняет этапы складывания).

Итоги занятия Анализ и оценка деятельности детей воспитателем.
Воспитатель благодарит детей за проделанную работу и старание, особо выделяет наиболее успешные работы. Предлагает взять с собой домой получившиеся корзиночки для игры или хранения каких-либо вещиц.

Конспект занятия «Грачи»

Цель Знакомство с особенностями жизнедеятельности грача.
Создание фигурки грача в технике оригами.
Задачи – стимулирование интереса к познавательной деятельности;
– закрепление навыков работы с бумагой и ножницами;
– развитие памяти;
– воспитание правильного отношения к природе, в частности, к птицам.
Ход занятия Воспитатель приветствует ребят, обозначает цель занятия. Предлагает сыграть в игру «Так бывает или нет»:
– Осенью листья жёлтые летят и шуршат, шуршат, шуршат (Да);
– А зимой растут цветы, небывалой красоты (Нет);
– Летом любим загорать и плескаться в речке (Да);
– Осенью ловить стрекоз и кузнечиков (Нет);
– Поиграть зимой в снежки очень любят дети (Да);
– А весной пускать кораблики в ручейки и речки (Да);
– Летом в небе тучки хмурятся и снежок летит на улице (Нет);
– Снег растаял и пришла к нам красавица весна (Да).
Проводится беседа о весне, признаках и особенностях этого времени года. Воспитатель просит вспомнить ребят, какие пословицы и поговорки о весне они знают.
Методом наводящих вопросов воспитатель подводит ребят к мысли о том, что весна - это время больших перемен в природе, просыпается всё живое, возвращаются перелётные птицы. Воспитатель рассказывает об особенностях жизнедеятельности грачей, привлекает наглядный материал (картинки).

Физкультурная минутка «Птичка»:
Летали птички,
Птички-невелички.
Всё летали, всё летали,
Крыльями махали.
На дорожку сели,
Зёрнышки поели.
Кию, кию, кию
Как я зёрнышки люблю.
Крылышки почистим,
Чтобы были чище,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Прыгает по веткам,
Чтоб сильней стать детками.
Прыг скок, прыг скок,
Чтоб сильней стать детками.
Полетели, полетели,
На животик сели.
Сели, посидели,
Дальше полетели.
Полетели, полетели,
На плечи сели.
Сели, посидели,
Дальше полетели.
Полетели, полетели,
На колени сели.
Сели, посидели,
Совсем улетели!
Воспитатель показывает детям плакат с изображением дерева и сообщает, что дереву одиноко и грустно, оно ждёт, когда на его ветви сядут грачи. Воспитанникам предлагается изготовить фигурки грачей в технике оригами. Воспитатель показывает необходимые действия, ребята самостоятельно повторяют.
В конце занятия воспитатель хвалит детей за усердие и проявленный интерес, и разрешает украсить плакат фигурками.

Программа кружка по оригами

Программа должна быть ориентирована на особенности детей возраста 5–6 лет. На этапе создания календарно-тематического планирования должна соблюдаться художественно-эстетическая направленность и основополагающая задача всестороннего развития личности дошкольника. Подобная деятельность должна приобщать детей к всеобщим культурным ценностям, вызывать положительные эмоции и способствовать продуктивному взаимодействию всех участников творческого процесса (воспитанников, воспитателя, родителей).

Цель программы : развитие творческих способностей и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления их с техникой оригами.

Задачи программы : обучение детей работе в технике оригами, развитие фантазии и эстетического вкуса, привитие культуры труда, воспитание аккуратности и усердия, демонстрация достижений (выставка детских работ по итогам каждого полугодия).

Таблица: картотека тем

Тема занятия Освоение и/или закрепление навыков конструирования из бумаги
– обучения работе с базовой формой «треугольник»;
– нахождение и проглаживание линии сгиба.
«Башня» – обучение созданию фигуры из геометрических фигур.
– работа с базовой формой «треугольник».
«Машина» – формирования навыков работы по схеме;
– обучение активному слушанию и комментированию собственных действий.
«Обувь» – работа с базовой формой «воздушный змей»;
– складывание туфелек.
«Флаг России» – знакомство с техникой модульного оригами.
«Подводная лодка» – сгибание меньших сторон прямоугольника к середине;
– наклеивание дополнительных частей по замыслу.
«Стрекоза» – умение правильно выбирать базовую форму;
– украшение поделки по замыслу.
«Утка» – закрепления навыков работы с ножницами;
– отработка навыка складывания базовых форм.

Фотогалерея: пооперационные карты и примеры работ оригами

Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами Пооперационная карта оригами и образец Пооперационная карта оригами и образец Работа в технике оригами Модульное оригами Мордочки животных в технике оригами Примеры работ по оригами Примеры поделок оригами Коллективная работа по оригами

Статьи по теме: