Темповая задержка речевого развития что делать. Речевые нарушения у малышей: темповая задержка речи

Своевременное речевое развитие – это гарантия того, что интеллект ребенка будет развиваться в соответствии с возрастом. Гораздо сложнее, если речь появилась очень поздно или к 3-5 годам не появилась совсем. В этом случае мы говорим о задержке развития речи (ЗРР) у ребенка – сложной патологии, требующей длительной коррекционной работы специалистов нескольких направлений.

В этой статье вы узнаете, как и почему проявляется ЗРР, какие разновидности диагностируют у детей, как лечат задержку речевого развития различными методами и приемами, и какие специалисты занимаются диагностикой и лечением патологии.

Что такое «задержка развития речи» (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР) это , возникающая у детей с сохранными интеллектуальными способностями, при которой нарушены сроки появления речи, имеется скудный словарный запас, дефекты произношения, страдает грамматическое оформление речи и образование звуков.

Различают три степени задержки речевого развития:

  1. Первая степень — это самая легкая степень задержки речи у ребенка, так как у таких детей отсутствует поражение нервной системы. При внимательном наблюдении можно заметить небольшие эмоциональные и волевые нарушения. Хотя отставание развития речи здесь проявляется в легкой степени, такие дети без помощи специалистов не могут самостоятельно догнать своих сверстников.
  2. Ко второй степени ЗРР относят отставание речевого развития, сочетающееся с нарушениями психики и патологиями нервной системы. У ребенка могут быть эмоциональная неустойчивость, нарушения памяти и внимания, мелкой моторики. Органы артикуляции (особенно язык) тоже страдают из-за легких параличей, тремора (дрожания) и насильственных движений. Такие дети медлительны, или, наоборот, расторможены. Они нуждаются в специальном обучении.
  3. При третьей степени задержка речевого развития вызвана поражением речевой зоны головного мозга. Нарушения речи обширны: ребенок затрудняется в произношении многих слов, не формируется фраза, нарушена грамматика речи, у него отсутствует чувство языка. Кроме явно выраженных речевых нарушений у таких детей страдает память, внимание, мышление, волевые и эмоциональные качества.

Задержка речи у ребенка, относящаяся к третьей степени, наиболее сложна для коррекции. Такие дети нуждаются в длительном лечении и сопровождении специалистов. Но даже тщательно проведенная коррекционная работа не гарантирует, что ребенок избавится от речевой патологии.

Как идет нормальное развитие детей, каковы его условия

В норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:

  1. Доречевой , от рождения до года, когда малыш осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов).
  2. Этап первичного освоения языка , длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза.
  3. Этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.

Чтобы детей соответствовали возрасту, нужно, чтобы ребенок не имел нарушений нервной системы и неблагоприятной наследственности. Малышу нужно уделять достаточно внимания, целенаправленно заниматься развитием речи. Родители должны много разговаривать с ребенком, обращая его внимание на предметы и явления. Вокруг детей должна звучать чистая правильная речь.

Признаки явной задержки развития речи у детей

Иногда родители не замечают отставания в речевом развитии ребенка. Они считают, что речь появится самопроизвольно, до тех пор, пока не поймут, что их малыш говорит гораздо хуже сверстников. Его речь малопонятна, поздно появляется. Он не может озвучить свои мысли, хотя понимает то, что ему говорят. Как понять, что у ребенка задержка развития речи?

Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:

  • Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.
  • Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).
  • Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
  • Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.
  • Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).
  • Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.

Задержка развития речи у ребенка характеризуется сочетанием всех этих проблем одновременно.

Какие бывают причины задержки развития речи

Почему у ребенка возникла задержка речевого развития? Причиной этого могут быть нарушения внутриутробного развития и процесса родов, неблагоприятные воздействия, возникшие в первые несколько лет жизни ребенка.

Первичные причины – влияние хода беременности и родов. Как проявляются?

Наиболее тяжелые нарушения формируются во время 3-4 месяца внутриутробного развития. В это время нервные клетки плода формируют структуры головного мозга.

Причины задержки развития речи у детей, связанные с течением беременности и родов:

  • нейроинфекция, перенесенная беременной женщиной;
  • интоксикация химическими веществами, алкоголем, никотином, лекарствами;
  • ранний и поздний токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и ребенка по группе крови и резус-фактору;
  • глубокая недоношенность;
  • асфиксия в родах;
  • родовая травма.

На отставание в речевом развитии может повлиять генетический фактор, неблагоприятная наследственность.

Вторичные причины – влияние внешних факторов. Как проявляются?

Не всегда причины общего недоразвития связаны с патологией беременности и родов. Иногда нарушения обусловлены факторами, влияющими извне на здоровье и воспитание ребенка. Это причины биологического и социального порядка.

Провоцирующие факторы ухудшения речевого развития

Приблизительно треть причин, приводящих к ЗРР, остаются невыясненными. Речь – это наиболее уязвимая структура человеческой психики, так как она появляется позже других психических функций.

Критические периоды повышенной ранимости центральной нервной системы:

  • 1-2 года, когда интенсивно развиваются речевые зоны;
  • 3 года, когда интенсивно развивается связная речь;
  • 6-7 лет, когда высока вероятность появления заикания или детской афазии (распада сформировавшейся речи).

Как проявляются внешние факторы речевого развития:

  • Биологический фактор. К биологическим факторам относят осложнения после вакцинации, генетически заложенный медленный темп созревания нервной системы, а также длительно текущие заболевания, ослабляющие в раннем возрасте иммунитет ребенка.
  • Тугоухость. Очень опасно, когда у ребенка снижен слух или он совершенно ничего не слышит. При потере большей части слуха речь не сможет полноценно развиваться. Даже минимальное отклонение от нормы может стать причиной задержки речевого развития. Очень важно, в каком возрасте малыш потерял слух. Если это произошло в 5-6 лет, ребенок может сохранить речевые навыки. При рождении глухого ребенка или при потере слуха в 2-3 года шансы заговорить у такого малыша равны нулю.
  • Социальные факторы. К ним относится низкая культура речевого общения в семье, когда на ребенка практически не обращают никакого внимания, частые и сильные стрессы, билингвизм, когда в семье говорят на двух языках.

Разновидности задержки речевого развития

Среди специалистов, занимающихся изучением и коррекцией речевых нарушений, иногда возникают разногласия по поводу диагностирования задержки развития речи. Часть детей преодолевают свой дефект и могут обучаться в общеобразовательной школе.

Отдельные дети с речевыми расстройствами даже после систематических занятий не в состоянии преодолеть патологию. Именно поэтому важно своевременно определить, к какой разновидности относится ЗРР, чтобы точнее планировать коррекционную работу.

Темповая задержка речевого развития

Дети с темповой задержкой развития речи осваивают родной язык точно так же, как дети, не имеющие проблем, но в более поздние сроки. Это может быть связано с легким недоразвитием структур головного мозга, ответственных за речь. Со временем они «дозревают», и такие дети догоняют своих сверстников.

Еще одна причина – передаваемый по наследству от одного из родителей замедленный темп развития речи. То есть, папа или мама из-за особенностей мозговой деятельности в свое время так же запаздывали по темпам развития речи и передали эту характерную черту своему ребенку.

Симптомы темповой задержки речевого развития:

  • ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь;
  • дети с темповой задержкой развития хорошо различают слова, имеющие сходное звучание;
  • они могут изменять слова в соответствии с нормами грамматики.

Все этапы речевого развития при этой патологии соответствуют норме, но при этом ребенок овладевает ими гораздо позднее сверстников.

Алалия

Эта патология выражается в полном или частичном отсутствии речи у нормально слышащих детей в возрасте 3-5 лет.

Различают следующие формы алалии:

  • Моторная алалия – ребенок понимает устную речь, но он сам ею не владеет.
  • Сенсорная алалия – ребенок не понимает устную речь, вследствие чего не способен научиться говорить.

Признаки моторной алалии:

  • Дети не могут повторить артикуляционные движения губ, языка, потому что не понимают, как это сделать.
  • Они не запоминают порядок действий, не могут воспроизвести их последовательность.
  • Невозможно переключить одно движение губ или языка на другое без помощи рук, например, сменить улыбку на «трубочку».
  • Активный словарь пополняется очень медленно.
  • Дети строят фразы неправильно, с большим трудом («Девочка санка катается горка).
  • Звуки и слоги в словах переставляются, пропускаются, заменяются.
  • Нарушена одновременно лексика, фонетика, синтаксис, морфология, фонетика.

Признаки сенсорной алалии:

  • Позднее развитие речи, она искажена.
  • Дети не изменяют слова по родам, падежам, числам.
  • Слова в предложениях не связаны между собой.

У детей с сенсорной алалией нарушена , они неуклюжи и медлительны, не могут выполнить точные движения пальцев рук.

Задержка из-за снижения слуха или коммуникативных нарушений

Специалисты различают полную глухоту и тугоухость. Эти дефекты слуха возникают во внутриутробном периоде, во время или после рождения. Степень речевой задержки зависит от того, в каком возрасте произошло снижение слуха. Возможные причины этого:

  • Инфекции, перенесенные женщиной во время первого триместра беременности (грипп, краснуха, герпес, корь).
  • Алкоголизм матери.
  • Несовместимость матери и плода по группе крови и резус-фактору.
  • Хромосомные и наследственные заболевания.
  • Родственники или родители с нарушениями слуха.
  • Осложнения после лечения антибиотиками в первые месяцы жизни.
  • Частые заболевания среднего уха в раннем возрасте.

При незначительном снижении слуха страдает произношение отдельных слов. Даже минимальное снижение слуха на 15-20 децибел приводит к тому, что ребенок нечетко слышит речь окружающих и неполноценно ее воспроизводит.

Признаки того, что у маленьких детей первого года жизни снижен или отсутствует слух :

  • 1 месяц – не вздрагивает и не моргает в ответ на громкий звук;
  • 2 месяца – не прислушивается к звучащей игрушке (1,5 м);
  • 3 месяца – не поворачивает голову, ища раздражитель;
  • 4 месяца – нет реакции на музыкальные игрушки;
  • 5 месяцев – не прекращает плач, слыша материнский голос, ее пение;
  • 6 месяцев – нет реакции на шуршание бумаги за пределами зрения;
  • 7 месяцев – нет улыбки, когда с ним разговаривают;
  • 8 месяцев – нет лепета, нет интереса к музыке;
  • 9 месяцев – не откликается на свое имя:
  • 10-11 месяц – лепет монотонный или его нет совсем;
  • 12 месяцев – не произносит простые слова, не имитирует звуки.

Без полноценной коррекции дети, родившиеся глухими или потерявшие слух на первом году жизни, никогда не смогут преодолеть недоразвитие речи.

Задержка психоречевого развития

Примерно 5-10% старших дошкольников страдают от задержки психоречевого развития.

Основные признаки:

  • низкий уровень знаний об окружающей действительности;
  • нет стремления к получению новой информации;
  • ребенок не способен в полном объеме перерабатывать информацию;
  • нарушено внимание, память, имеется эмоционально-волевая недостаточность.

У детей с этой патологией фраза появляется очень поздно, словарный запас беден, в речи часты грамматические ошибки, нарушено звукопроизношение. Ребенок не способен делать звуковой анализ слова, так как не способен к аналитической деятельности. Ему сложно программировать собственные высказывания, то есть ребенок не может мысленно построить фразу, создать план сообщения.

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами

Если родители заметили отставание речи ребенка от речи его сверстников, нужно не ждать самостоятельного улучшения, а обращаться за специализированной помощью.

Решением этой проблемы занимаются неврологи, логопеды, дефектологи, педагоги-корректологи. При необходимости может понадобиться помощь врачей смежных специальностей: сурдолога, лицевого хирурга, ортодонта.

Осмотр у специалистов – что должны проверить

При нарушенном понимании речи, неполной подвижности губ, языка, низком уровне мелкой моторики, при подозрении на нарушение слуха проводят следующие исследования:

  • Проверка слуха. Используют аудиометр или звучащие за спиной у ребенка игрушки. Начало тестирования проводят с расстояния 6 метров, его постепенно сокращают.
  • Обследование понимания речи. Ребенку предлагают показать части тела куклы, игрушки, предметы быта, выполнить элементарную просьбу, узнать предметы на картинках, послушать короткую сказку или рассказ.
  • Обследование мелкой и крупной моторики. Детям предлагают постоять на одной ноге, выполнить тесты на переключаемость (завести правую руку к плечу, а левую за спину), застегнуть пуговицы, выполнить упражнения с мячом.
  • Обследование органов артикуляции. Осмотр губ, языка, зубов, прикуса, неба, челюстей для выявления аномалий. Детям предлагают надуть щеки, пощелкать языком, положить язык на губу и убрать его, открыть и закрыть рот.
  • Исследование словарного запаса. Используя картинки, детям предлагают найти нужные предметы и действия, объединить предметы в группу обобщающим словом, выполнить названные действия, объяснить значение слов.
  • Обследование грамматического строя речи. Детям предлагают образовать множественное число (стул – стулья), согласовать существительное с числительным (1, 2, 3, 4, 5 помидоров, игрушек), с прилагательным (белый кот, черная кошка), образовать уменьшительно-ласкательные формы (стол – столик).
  • Обследование фразовой речи. Ребенок должен закончить начатое взрослым предложение (мальчик рисует…) с использованием сюжетных картинок.
  • Обследование слоговой структуры слова. Детям предлагается назвать по картинкам предметы, название которых состоит из 1-2-3-4 открытых и закрытых слогов, отстучать ритм слова.

По итогам обследования определяется форма и степень задержки речевого развития, планируется коррекционная работа.

Как лечат задержку речевого развития

Комбинированный подход, включающий в себя разные методы воздействия на центральную нервную систему и органы артикуляции, считается наиболее эффективным.

Лекарственная терапия

Цель лекарственной терапии при ЗРР – улучшение обмена веществ и кровообращения в мозговых структурах, а так же улучшение питания клеток головного мозга. С этой целью ребенку назначаются ноотропы следующих групп:

  • Производные амино-масляной кислоты (Аминалон, Пантогам, Пикамилон) для стимуляции кислородного обмена и торможения нервных импульсов;
  • Производные пиритинола (Церебол, Энербол, Энцефабол) для улучшения утилизации глюкозы;
  • Психостимуляторы (Цераксон) для повышения энергетического обмена, устранения застойных явлений, улучшения памяти и внимания;
  • Поливитамины (Мильгамма, Мультивит) для питания и стимуляции нервной системы:
  • Экстракты нервных клеток животных (Кортексин, Церебролизин) для регенерации поврежденной нервной ткани.

Одновременно с медикаментозной терапией проводится коррекционная работа с логопедом и дефектологом.

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

Эти методы физиотерапии стимулируют речевые зоны головного мозга и центры, отвечающие за интеллект. Подбор методов следует проводить очень осторожно, в индивидуальном порядке, так как они могут вызвать эпилептический припадок, расстройство психики, судороги

Общение детей с дельфинами, катание на лошадях помогает снять гипертонус, спазмы мелкой мускулатуры, стимулирует речевые центры мозга.

Работа с педагогом-корректологом

Очень сложно добиться нужного результата только при помощи медикаментов, не подключая усилия корректолога. С ним можно заниматься, начиная с 4-4,5 лет. Педагог, стремясь к цели, старается повысить, помимо речевых возможностей, и интеллект, и эмоции, и социальное развитие малыша. Он применяет разнообразные методы, проводит профилактику осложнений, предупреждает возможные трудности в коррекции речи.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи:

  • Предметно-сенсорная терапия. Для получения , питающего клетки мозга информацией, используют игры с красками, водой, мыльными пузырями, льдинками, мукой, крупой, песком, тканью, бумагой, бытовыми предметами типа пластиковых стаканчиков.
  • Разработка крупной и мелкой моторики рук. Поскольку речевые зоны головного мозга и зоны, отвечающие за точные движения пальцев, находятся рядом, развитие моторики поможет преодолеть отставание. Для этого применяются , использование шнуровок, пазлов, застегивание пуговиц, вышивание, нанизывание бусин на веревочку, лепка из пластилина.
  • Массаж. Логопедический массаж проводится для снятия повышенного тонуса мышц органов артикуляции, улучшения кровообращения и координации движений нервной системы, стимуляции речевых зон головного мозга. Это может быть точечный, аппаратный, сегментарный или зондовый массаж.
  • Музыкальная и арттерапия. Эти методы – синтез физкультурных упражнений, психоэмоциональных этюдов, занятий рисованием, лепкой, ритмикой и играми различного содержания. Метод позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, снять чрезмерное напряжение нервной системы.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

При неосложненных формах патологии и при полноценно проведенной коррекционной работе к началу обучения в школе отставание в развитии речи ребенка будет преодолено. Для этого важно, чтобы родители поддерживали все требования и рекомендации специалистов.

Меры профилактики задержки развития речи:

  • создание условий для благоприятного течения беременности и родов, первых лет жизни ребенка;
  • формирование насыщенной развивающими игрушками и разнообразными предметами речевой среды;
  • обеспечение нормальных социальных условий для жизни и развития ребенка;
  • оценка речевого развития у логопеда не позднее 2-2,5 лет.

Основные выводы

Чтобы максимально быстро компенсировать задержку развития речи, нужно своевременно обращать внимание на возникающие у ребенка проблемы с коммуникацией. Существует несколько степеней и разновидностей ЗРР, продиагностировать которые сможет только специалист. Он же выяснит возможную причину развития дефекта речи, затрагивающего центральную нервную систему, головной мозг.

Важно дополнять работу педагога-корректолога медикаментозным и физиотерапевтическим лечением. Сочетание разнообразных методов и своевременная диагностика поможет ребенку, страдающему от задержки речевого развития, в полной мере использовать собственные возможности.

Всем детям нужно пройти определенные этапы речевого развития: поначалу малыш гулит, потом переходит на лепет, начинает произносить слова и, наконец, фразы. Важная роль в прохождении через эти периоды отведена родителям, которые, общаясь с ребенком, рассказывают ему об окружающей среде, предметах и явлениях, побуждая кроху отвечать. Однако порой случается так, что кроха мало гулит и лепечет, а его первые слова и целые фразы появляются достаточно поздно.

Роль родителей в развитии ребенка

Задержка в развитии речи малыша приводит к беспокойству родителей, они начинают пытаться решить проблему, обращаясь к специалистам, зачастую, — это педиатры или невропатологи. Врачи могут назначить медикаментозное лечение. В таких ситуациях нужно помнить, что эффективную помощь крохе способен оказать логопед. Все маленькие детки пытаются подражать речи людей, которые их окружают. Если ребенок будет общаться с человеком с нарушенной речью, возможно, он станет копировать неверные варианты произношения отдельных звуков, темп речи будет ускоряться. Известны случаи, когда по подражанию у детей появляется заикание. Неправильную речевую форму усваивает слышащий малыш, воспитываемый глухими родителями.

У дошкольника не совершенная речь, и все приведенные неблагоприятные факторы способны с легкостью нарушить ее развитие. Есть некоторые так называемые критические периоды речевого развития, выделяемые для разных возрастных периодов: возраст 1-2 года отмечен интенсивным развитием речевых зон головного мозга; в 3 годика малыш должен освоить фразовую речь; ребенок 6-7 лет идет в школу, чтобы овладеть письменной речью. В эти периоды на центральную нервную систему крохи увеличивается нагрузка, что создает некие условия для нарушения развития речи или «срыва» речи (заикания). Но следует знать об удивительных компенсаторных возможностях детского мозга. Если родители, специалисты смогли рано выявить проблему и своевременно оказать чаду квалифицированную помощь, тогда возможно значительное ее уменьшение и даже устранение.

Как определить наличие темповой задержки речи?

От многих родителей малышей разного возраста поступают жалобы на то, что «ребенок не говорит». Из-за отсутствия первых слов начинают беспокоиться родители годовалого ребенка, особенно, если он является их первенцем, и они не могут сравнить его речевое развитие с детьми старшими. Распространено мнение о том, что кроха должен начать разговаривать в год, не это не совсем так. Как говорят исследователи детской речи, есть вариативность границ развития речи малышей. Это означает, что каждый ребенок обладает своим индивидуальным темпом обучения. Первые слова появятся в возрасте 9 мес. – 1 года 3 мес., причем у мальчиков всегда позже, чем у девочек. Будьте внимательны! Если в 2 года кроха не лепечет или не говорит хотя бы несколько слов, а в 3 годика не произносит фразы — это серьезная причина для беспокойства.

Говоря о причинах задержки развития речи, здесь используется общепринятая терминология, которая встречается в литературе. Это значит, что при нормальном развитии интеллектуальных способностей и понимании речи людей у малыша отмечается запаздывание сроков появления речи. Но когда ребенок начинает говорить, ему удастся быстро догнать своих сверстников. Можно определить, присуща ли малышу темповая речевая задержка?

Ребенок отлично понимает то, что ему говорим мы, взрослые. Можно предложить крохе выполнить задания, чтобы узнать, насколько хорошо он способен понимать вашу речь. В 2 годика малыш хорошо понимает простые задания и инструкции: иди на ручки; принеси мне куклу; покажи на картинке машинку. Еще одним показателем является стойкая реакция на имя. Нужно закрыть губы листом бумаги и назвать шепотом имя крохи. Он должен обернуться. Трехлетний малыш должен хорошо понимать простые задания и инструкции: посади мишку на стул; спрячь мишку за стулом; возьми газету, подойди к столу и положи ее на стол; принеси папе мамину кофту; покажи на картинке, где мальчик дает конфету девочке, а где девочка дает конфету мальчику. Малыш обладает хорошим слуховым вниманием, он может узнавать и различать звуки окружающей среды, разные шумы (пение птиц, звонок в дверь), определять расположение источника звука, различать голоса людей, подражание голосам животных, показывать на картинке предмет, названный вами.

Когда начнет говорить?

В более ранние периоды развития, включая и внутриутробный, тяжелые вредоносные факторы не влияли на организм ребенка. Темповая задержка речи зачастую возникает, когда малыш слабый, часто болеет, родители плохо воспитывают его, мало общаются с ним, игнорируют. Такие дети любознательны, проявляют интерес к предметам и явлениям, но не могут задавать вопросы, чтобы узнать нужную информацию, и подводят взрослого к интересующему предмету, показывают на него пальцем, мимикой и интонацией демонстрируют свою заинтересованность. Малыши с темповой задержкой речи применяют иные способы общения (жесты, вокализация, интонация, мимика). Они хотят общаться с окружающими и привлекают их внимание, тянут за одежду, поворачивают лицо взрослого к себе.

Однако такой ребенок может начать разговаривать совершенно неожиданно, без применения специального обучения, и в будущем его речь развивается как у сверстников. Иные детки резко переходят от небольшого набора слов к разговору фразами. Лингвисты этот скачок называют языковым взрывом. Это зачастую происходит летом, в это время малыш получает много новых впечатлений, а его организм становится более крепким. Хотя многие дети нуждаются в «пусковом толчке». Этим стимулом становятся игровые занятия в группе со сверстниками, умеющими разговаривать, занятия по развитию речи с логопедом. Не нужно терпеливо ждать, когда малыш заговорит самостоятельно, следует проконсультироваться со специалистами, чтобы те дали полезные рекомендации по преодолению задержки развития речи крохи.

Когда речь полностью или частично отсутствует – это явления называется алалией, возникающей в результате повреждения речевого отдела коры головного мозга во время внутриутробного развития или в очень раннем возрасте. Ребенок с алалией имеет задержку в развитии речи, которая не связана со снижением слуха или нарушенным интеллектом. Но без специального обучения подобные детки не смогут научиться разговаривать самостоятельно. Порой малыши не говорят вплоть до предшкольного возраста, а иногда и до более позднего времени. Если начать проводить лечение и коррекционное обучение поздно (после 4-5 лет), малыш начнет отставать и в интеллектуальном плане, ведь его запас знаний об окружающих явлениях намного меньше, чем у разговаривающих сверстников.

При алалии нарушены все стороны речевого развития крохи: плохое произношение, ухудшается речевой слух и усвоение правил родного языка, уменьшается словарный запас. Ребенок не способен усвоить правила функционирования всех систем родного языка, поэтому алалия получила название системного расстройства речи. В зависимости от расположения очага повреждения нарушается развитие разных зон речи в головном мозге. Если поражена моторная зона головного мозга, у малыша отмечаются проблемы с порождением речи: он понимает обращение к нему, но не говорит. Это называется моторной алалией. Если повреждены сенсорные зоны, которые отвечают за восприятие и узнавание речи, кроха плохо понимает обращение к нему, поэтому происходит нарушение формирования его собственной речи. Такая форма алалии называется сенсорной. Чаще всего мы встречаем смешанную форму — сенсомоторную алалию, при которой одновременно нарушены и понимание речи, и способность разговаривать. Иногда при алалии ухудшается память и умение концентрации внимания. Если не провести требуемое обучение и лечение, это может повлиять на характер ребенка: появится страх речи и нежелание говорить. Чем раньше начать лечение и коррекционное обучение, тем лучшим будет прогноз для интеллектуального и речевого развития малыша.

В ноябре нам поставили этот диагноз - «темп. задержка развития речи, близкая к норме». Это я сходила в специальный центр у нас районный.

Когда нужен логопед. Темповая задержка речи у детей

Развитие ребёнка имеет определенные периоды и точки отсчёта. И в том, как ребёнок преодолевает каждый из этих этапов, колоссальную роль играют родители – его главные проводники в окружающем мире.


Прохождение этих периодов не всегда проходит гладко – и не всегда дети «укладываются в срок»: долго не могут начать говорить или произносить отдельные звуки. И родители не всегда могут определить степень потребности в логопедической помощи.

Когда родителей волнует речевое развитие ребенка, чаще всего они формулируют проблему следующим образом:

«Мой ребенок не говорит, или говорит меньше, чем дети его возраста»

Нет чётких границ развития речи: первые слова могут появиться как в 9 месяцев, так и в полтора года. Ситуация требует вмешательства специалиста-логопеда, если ребёнку 2 года, а в его словаре нет хотя бы нескольких слов (лепетных или полных форм). В 3 года нормой является способность строить короткие фразы.

В нашей статье мы остановимся на понятии темповой задержки речевого развития – то есть простовременное отставание от сверстников детей в возрасте от 2 до 3 лет. Такая задержка может быть обусловлена неблагоприятными факторами, как, например, соматические заболевания, сниженный иммунитет, неправильные методы воспитания в семье.

Если задержка речевого развития темповая, то про своего ребёнка Вы можете сказать, что:

1. Он хорошо понимает обращенную речь, способен выполнить такие просьбы и задания:

«Иди ко мне на ручки»

«Дай мне мячик».

«Принеси мне мячик».

«Возьми мячик и положи его на столик».

«Покажи на картинке машинку, зайчика, куклу».

Ребёнок реагирует на свое имя (поворачивает голову, когда вы его зовете).

В 3 года он способен выполнить чуть более сложные инструкции:

«Посади мишку на столик, под столик, около столика».

«Принеси маме книжку папы» (любую вещь другого члена семьи).

«Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку».

2. У него хорошее слуховое внимание. Ребёнок определяет и дифференцирует звуки окружающей среды (пение птиц, шум автомобиля, звонок в дверь, стук молотка), а также их источники. Малыш различает голоса людей, способен к звукоподражанию животным, может показать предмет, который Вы называете.

3. Он любознателен, стремится к знаниям об окружающем мире. Задержка речевого развития не позволяет ему задать вопрос, но он использует обходные пути: подводит взрослого к интересующему его предмету, жестами или мимикой обозначая свой интерес.

4. Он стремится к общению, различными способами привлекая к себе внимание: тянет вас за одежду; поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету; использует звукоподражание, жесты, мимику.

Характерно, что при темповой (временной) задержке речевого развития ребёнок может начать говорить спонтанно, без специально принимаемых мер и без последствий в будущем развитии . Нередко наблюдается резкий скачок от подозрительно маленького набора слов к полноценной для этого возраста фразовой речи. Такой «языковой взрыв» наиболее вероятно происходит, когда улучшается физическое состояние ребёнка (например, летом).

Однако рассчитывать на такой скачок, если Вы наблюдаете у Вашего ребёнка признаки задержки речевого развития, не стоит.

Большинству детей в период развития речевой функции необходим толчок коммуникативного, социального свойства. Это могут быть игровые занятия в группе со сверстниками, превосходящими его в речевом развитии, или индивидуальные услуги логопеда.

Так или иначе, прежде чем предпринимать меры или принять решение «подождать, пока произойдет тот самый «скачок», проконсультируйтесь со специалистом-логопедом.

Задержка темпов моторного развития или задержка освоения двигательных навыков ребенком до одного года встречается достаточно часто. Опасно ли это для ребенка? К каким последствиям может привести отставание в освоении навыков?

Причины задержки моторного развития детей

В подобных ситуациях не стоит бить тревогу и начинать панику. Важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей.

Существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений (перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба и т.д.), которые помогают родителям ориентироваться в данной сфере. При этом если отставание действительно наблюдается, необходимо всегда обращаться к врачу-педиатру в связи с возможными неприятными и даже инвалидизирующими последствиями.

Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором - как генетическими особенностями, так и факторами внешней среды, заболеваниями малыша и т.д. Особо стоит выделить следующие наиболее частые причины задержки моторного развития детей в 8 месяцев и в любом другом возрасте:

  • Различные виды врожденных энцефалопатий, связанных с неблагоприятным воздействием окружающей среды или материнского организма на развивающийся головной мозг у плода.
  • Инфекционная патология, как матери во время беременности, так и ребенка в первые месяцы жизни.
  • Врожденные пороки сердца, легких, костно-мышечного аппарата и т.д.

Если отставание в развитии действительно имеет место быть, необходимо всегда обращаться за квалифицированной медицинской помощью, в первую очередь направленной на выявление причинных факторов подобной задержки моторного развития у малыша, а так же составление индивидуальной программы коррекции освоения двигательных навыков.

Проявления задержки моторного развития

Освоение моторных навыков проходит через хорошо известные возрастные периоды. На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.

  • В возрасте одного-двух месяцев ребенок практически ничего не умеет. Способен только фиксировать свой взгляд на несколько секунд и хаотично двигать ручками и ножками. Выявить отставание в двигательной сфере на данном этапе практически невозможно. Однако опытный врач может определить чрезмерное повышение или снижение мышечного тонуса и другие характерные симптомы, возможно свидетельствующие о тяжелом поражении головного мозга.
  • Если малыш не пытается подняться при положении лежа на животе и не отклоняет голову, то, скорее всего, имеется задержка моторного развития, с которой необходимо сразу же обратиться в лечебное учреждение.
  • На шестой месяц жизни малыш никак не переворачивается со спины на бочок и живот, а так же обратно. Подобная ситуация может быть связана с целым рядом факторов, многие из которых являются физиологическими и не представляют угрозы.
  • Если ребенку уже восемь месяцев, а он до сих пор не пытается и не умеет ползать, то стоить обратиться к врачу-педиатру за консультацией и проведения дополнительных обследований.
  • К концу первого года жизни, любой малыш уже должен совершать хотя бы несколько шагов, в том числе и при поддержки родителей. Если этого не происходит, возможно имеется задержка моторного развития, требующая медицинского обследования.

Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален.

Последствия задержки моторного развития

При задержке моторного развития в любом возрасте возможно развитие следующих последствий:

  1. Полное выздоровление возможно при своевременном выявлении отставания освоения двигательных навыков малышом.
  2. Длительная задержка моторного развития может привести к развитию стойкого отставания малыша от своих сверстников в двигательном плане, что может нарушить процесс его адаптации, а так же жизнедеятельности.
  3. Формирование задержки моторного развития в 3, 5, 6 месяцев и в другом возрасте нарушает взаимодействие ребенка с окружающим миром, и приводит к замедлению темпов развития в области органов чувств, психического развития и пр.
  4. В тяжелых случаях, особенно при сочетании задержки моторного развития с задержкой развития психической сферы, возможно формирование инвалидности в связи с неспособностью малыша усваивать новые двигательные и психические акты.

В связи с возможными последствиями задержки моторного развития у детей до года необходимо тщательно следить за освоением ими различных двигательных навыков, начиная с самых простых, связанных с движением в сторону интересующих предметов, заканчивая такими сложными двигательными актами как ходьба. Знание закономерностей развития моторных навыков необходимо не только врачам-педиатрам и неврологам, а так же и самим родителям.

Антон Яценко, педиатр, специально для сайт

Полезное видео

Личность ребёнка начинает формироваться с первых месяцев его жизни и зависит не только от физических данных и условий жизни малыша, но и от такой важной формы познания мира, как речь и общение.

Речь не является врождённым свойством человека, а передаётся от воспитателей (сначала членов семьи, затем друзей и учителей) и развивается, постепенно усложняясь. Обучить своё дитя речевым навыкам, раскрыть его потенциал общения и помочь овладеть родным языком - обязанность каждых родителей.

Развитие речи опирается на три главных компонента: органы речи, особенности психики и процесс обучения. И проблемы могут касаться каждого из них.

Что такое темповая задержка речевого развития

Нормальный ход формирования речи протекает с одинаковыми стадиями у всех детей, индивидуальные отличия могут быть во времени перехода от одной стадии к другой. Значительное отставание малыша в речи становится отчётливо заметно лишь к 3-4 годам, когда становится сложно скорректировать недостатки, так что чем раньше вы распознаете симптомы, тем легче будет справиться с проблемой.

В задержке речи малыша можно заподозрить не только по его ошибкам, но и по нежеланию общаться, признакам непонимания и отсутствию должной реакции на ваши слова. Для каждого возраста есть свои контрольные моменты.

Симптомами задержки речевого развития принято считать следующее:

  • отсутствие отклика на зов в возрасте 3 месяцев и старше;
  • ребёнок не проявляет интереса, когда слышит шум, музыку, речь рядом с собой;
  • в 4 месяца не освоены губные звуки - «б», «м», «п»;
  • в полгода малыш, кажется, не чувствует разницы в вашей интонации, не пытается повторить её;
  • годовалый ребёнок не пытается имитировать взрослую речь, ограничен односложными словами, зовёт мать только плачем;
  • в 2 года не отвечает на простой вопрос, не показывает названное ему слово на картинке;
  • в 3 года отсутствует фразовая речь, малыш понимает только односоставные команды (например, не понимает фразы «Возьми… и подай…»);
  • в 4 года не общается с другими людьми, так как понимает взрослую речь с трудом;
  • в 3-4 года речь ребёнка понимают только члены семьи, так как он говорит неразборчиво или неправильно употребляет слова.

Таким образом, ребёнок с возрастом должен осваивать речевые навыки в определённом темпе, отставание от которого более чем на три месяца считается критичным.

Когда без медицинской помощи не обойтись

Задержка речевого развития у детей может быть вызвана разными причинами. Замедление темпа освоения речи в одних случаях легко исправить занятиями с логопедом, в других требуется вмешательство невропатолога и даже хирурга.

Невропатия, возникшая от родовой травмы или врождённого заболевания, должна лечиться под контролем специалиста. Прогнозы при раннем обнаружении болезни и адекватном лечении в целом благоприятные. Однако игнорировать проблему и затягивать с лечением нельзя.

Задержка психо речевого развития может быть признаком аутизма, в этом случае логопед не сможет оказать достаточную помощь. Обследование (консультация детского невропатолога, психолога, энцефалограмма и томограмма мозга) дадут достаточно информации, чтобы выявить дефект и принять меры.

Органы речи должны развиваться нормально. Молчание ребёнка или его неспособность освоить артикуляцию простых звуков даёт основания для осмотра на предмет дефектов полости рта, мягкого и твёрдого нёба, костного строения черепа, челюстей. Если такие дефекты отсутствуют, можно ограничиться занятиями в кабинете логопеда или домашним их вариантом.

Как помочь ребёнку без логопеда

Посещение логопеда и детского дефектолога крайне необходимо для диагностики, ведь только квалифицированным специалистом может быть выявлена задержка психического и речевого развития. Самая внимательная мать не в состоянии дать профессиональную оценку на уровне опытного врача.

Если вы решили своими силами устранить дефект речи своего малыша, вам потребуются некоторые методики, благодаря которым можно ускорить развитие речевого центра ребёнка.

Отличные результаты дают настольные игры для детей от 1 до 3 лет. Вам понадобится несколько наборов детского лото с красочными карточками, а вот буквы лучше отложить до 4-5 лет. Кубики с разнообразными простыми фигурами тоже пригодятся.

Для развития мелкой моторики приобретите один-два набора конструкторов (соответственно возрасту, без деталей, которые ребёнок может проглотить или засунуть в нос, ухо), маленькие кубики для постройки «замков », небольшие игрушки реально существующих животных и объектов (заяц, лисичка, гриб, ведёрко, автомобиль, самолёт).

Занимаясь по полчаса дважды в день, старайтесь заинтересовать ребёнка предметом, скажите название каждого, проверяйте, понял ли малыш, может ли он правильно указать на предмет по вашему вопросу.

Картинки из лото нужно складывать в разных последовательностях, неустанно проговаривая названия предметов, изображённых на них. Например, сегодня сложите лото по цветам, завтра - по формам, усложните задачу и научите ребёнка выбирать из карточек только картинки животных, естественно, с вашими подсказками.

Приготовьтесь к тому, что вам нужно будет много рассказывать. Обучение в этом возрасте не строится на догадках малыша, он не может «сообразить », что «медвежонок » и «зайчик » - это «животные ». Даже если вы научите его этому слову, уровень абстракции малыша в 2-3 года не так высок.

Продолжайте называть и рассказывать о предметах, но не заставляйте ребёнка «вычислять » сложные для него вопросы.

Техника массажа для лучшей речи вашего малыша

Заниматься можно не только играми в слова.

Активизировать центр речи в левом полушарии можно с помощью специального массажа при задержке речевого развития:

  • массаж ладоней и пальчиков нужно проводить ежедневно в одно и то же время, около 10 минут;
  • растереть лёгкими движениями ладони;
  • растереть тыльную сторону кисти;
  • круговыми движениями размять запястные суставы;
  • быстро растереть каждый пальчик отдельно;
  • сгибать и разгибать четыре пальца руки и отдельно - противостоящий большой пальчик;
  • осторожно растягивать пальцы, наклоняя их к тыльной стороне кисти около 1 минуты;
  • хлопковый массаж по ладоням около 1 минуты;
  • поиграть с ребёнком, прося его ловить всеми пальчиками ваш палец, который нужно быстро отдёргивать и снова вкладывать в детскую ладошку.


Продолжать массаж нужно длительное время - полгода-год. Делайте перерывы, но не больше, чем на 2 дня. Настаивайте, если ребёнок не расположен к массажу, но не насилуйте в случае бурной негативной реакции.

Статьи по теме: