Темперамент ребёнка: типы и характеристика. Темперамент

Всем известно, что роль и права ребенка в семье могут быть разными. Одни ожидали его появления с огромным нетерпением, а другим судьба преподнесла ребенка, как неожиданный подарок. Одни родители кропотливо готовились к рождению малыша, а кто-то не то что не планировал, а и не задумывался о ребенке.

Именно от того, как в своей семье себя чувствует ребенок (хорошие ли отношения между мамой и папой или другими близкими для него людьми, благоприятный ли климат в семье и пр.) и зависит его состояние (психологическое и эмоциональное), формирующее его личность, его характер.

Я постараюсь, используя Дом Знаний, помочь Вам определить качества и черты характера Вашего ребенка, которые он успел уже вольно невольно выработать за свою еще короткую жизнь.

Как Вы знаете, ребенок развивается благодаря основным двум взаимодействующим между собой факторам, таким как окружающая среда и наследственность.

Что влияет на воспитание ребенка?

Наследственность - присущие ребенку при его рождении наборы генотипа (набор хромосом) и фенотипа (внешние признаки).

Окружающая среда - все, что окружает и происходит с ребенком при его развитии.

Оба эти фактора (среда и наследственность) очень важны для формирования характера и других качеств малыша.

Если у ребенка в роду кто-то болел хроническими заболеваниями, то существует вероятность, что у него тоже есть к ним предрасположенность. Также малыш может унаследовать таланты, задатки, характер и темперамент одного или обоих родителей. Развивает все это в ребенке окружающая среда.

И наследственность и окружающая среда являются факторами, влияющими на воспитание малыша.

Пример влияния среды на воспитание и развитие ребенка.
Вы, наверное, слышали о существовании детей-волков или детей-Маугли. Например, две девочки Камала и Амала - 8 и 1,5 лет. По воле судьбы они выросли в животной среде, и, не смотря на то, что наследственность у них была человеческая, несколько первых лет жизни и воспитание зверями привили им повадки животных: они бегали как животные, общались как животные, у них были великолепный слух, отличное зрение. Девочки имели сильную гибкость, пластичность и натренированность тела. Но вот то, что отличает человека от животного - разум и душа были развиты только на уровне рефлексов, а поведение в корне отличалось от поведения обычных детей, растущих в человеческой среде.

Реабилитацией психики девочек занимались лучшие умы человечества. Амала и Камала пожалуй единственные дети-волки, которые хоть как-то поддавались обучению. И все же результаты были мизерными. Меньшая девочка не выдержала смены обстановки и через год умерла, а старшая за 9 лет жизни с людьми едва перестала выть по волчьи и при опасности забиваться в угол. Она научилась надевать платье и кушать нормальную еду столовыми приборами. И все же, воспитание ребенка-волка было больше схоже на дрессировку животного, при которых девочка так и не освоила абстрактное умозаключение, словесно-логическое мышление, обобщения, выводы и т.д. А все это произошло потому, что развитие психических процессов в первые 5 лет жизни (сензитивный период) было упущено.

Данный пример показывает, насколько для ребенка важно окружение и какую роль в его развитии играет окружающая среда.

Читайте также: Капризы при одевании и на прогулке.

Связь капризов и истерики ребенка с воспитанием и окружающей средой.

Бывают ли проявления капризов и истерики у животных? Я с таким не сталкивалась. Если зверю (кошке, собаке и др.) что-то не нравится, то он проявляет агрессивность, выражающуюся соответствующей позой, шипением и оскалом зубов.

А теперь сравните поведение ребенка и животного, если необходимо получить какую-то вкусняшку или игрушку. Собака (воспитанная), например, чтобы что-то выклянчить становится преданной или жалобной и грустной, и настойчиво смотрит в глаза. Дворовая же собака может кинуться. Здесь все зависит от окружающей среды (заботливый хозяин или двор), в которой росла собака.

Ребенок, для получения желаемого и в зависимости от воспитания и возраста, тоже ведет себя по-разному.

В животном мире действует сила. Например, если собака агрессивна и неуправляемая, то она способна восстать и отобрать лидерство. Она бросается на раздражителя и становится лидером.

В мире людей капризы и агрессия встречаются, если, например, ребенку чего-то не хватает. Это может быть недостаток внимания, уверенности в себе, уверенности в родителях, тепла, семейной стабильности, воспитания. Для ребенка это тоже выживаемость.

Читайте также: Капризы ребёнка за едой.

Для людей существует формула капризов:

Ожидания ребенка + неверное воспитание = истерики и капризы.

И в этом всем важнейшей ролью для родителей является уметь правильно понимать малыша, вести так себя, чтобы не провоцировать у него капризы и истерику.

И снова приведу пример на братьях наших меньших. Дрессировщик управляет собакой и подчиняет ее своей волей и мудростью, вырабатывая у нее послушание системой рефлексов. В результате тренировок ему стоит скомандовать (лежать, сидеть и пр.) и собака выполнит.

Но что же произойдет, если, например, дрессировщик даст команду "лежать", а сам бросит палку, что само собой подразумевает команду "взять"? Неправильная последовательность запутает пса, и она не будет знать, что выполнить: лежать или бежать за палкой.

Похожим образом происходит и с ребенком. Родители закрепляют поведение малыша условными реакциями, что становится привычкой. А когда они, к примеру, что-то разрешают, а потом запрещают, то ребенок начинает путаться.

Например, он не понимает, почему дома прыгать на постели разрешено, а в гостях нет или почему дома можно не кушать и не одеваться самому, а в садике все это приходится делать самостоятельно? Такие противоречия сбивают методы родителей и сильно осложняют им жизнь.

Такие же проблемы возникают при воспитании родителями и бабушками, если они не договорятся между собой, на чем нужно настоять, а в чем сберечь нервы и не гнуть палку. Например, когда родителей нет, бабушка кормит ребенка у телевизора, а мама с папой строго запрещают это и едят только на кухне. Бабушка может одевать ребенка сама, а родители настаивают на его самостоятельности. Бабушка разрешает съесть конфету между приемами пищи, а родители запрещают. И т.д.

Из этого следует, что обо всех нюансах, в которых есть трудности (заставить кушать, одеваться самому и т.д.), необходимо настоятельно договориться с бабушкой, чтобы с ее стороны не было гиперопеки.

В других вопросах (второстепенных), таких как кухня или телевизор, кушать конфеты между едой или нет, лучше придерживайтесь нейтралитета. Для этого скажите ребенку, что пока он с бабушкой, а Вы на работе, у нее свои правила и Вы это разрешаете. А когда вы приходите домой, то у Вас действуют свои семейные правила. При этом, чтобы малыш не почувствовал из-за вас, что чего-то лишается, дайте ему какую-то приятную альтернативу. Например, если Вы не хотите, чтобы ребенок смотрел телевизор и кушал, когда Вы всей семьей ужинаете на кухне, то пообещайте ему почитать или рассказать что-то очень интересное, или поиграть в любимую игру, если он будет ужинать за столом вместе с Вами.

Читайте также: Поведение родителей.

Кнопочки для ребенка.

Разберитесь в своем ребенке. Определите его темперамент. Узнайте, какой склад его личности и какое его ведущее восприятие.

Темперамент ребенка можно определить еще с рождения, или даже раньше (в мамином животике), исходя из маминых ощущений и косвенных признаков.

Случай.
Мама родила двоих детей с разницей в 3 года. Она говорила, что дочка (родилась первой) в ее животике вела себя спокойно, волнений не доставляла и родилась без разрывов и легко. Затем по жизни она - уравновешенный ребенок (темперамент - сангвиник). Но зато следующим был сын - яркая противоположность дочери. Еще в животике он сильно пинался, беспокойно шевелился, не давая отдохнуть маме даже ночью. Рожала сына она трудно, а когда он слегка подрос, то все время везде мелькал, с ним постоянно случались разные происшествия. Мальчик оказался очень любознательным и подвижным.

Через время мама осознала, что ее сын - холерик, и методы, которыми она воспитывала дочку, для него оказались неприемлемыми.

Да, факт в том, что на одни и те же наказания или замечания разные дети реагируют по-разному. Одни реагируют плачем, другие криком, третьи замыкаются, а четвертые и вовсе не обращают никакого внимания. Причиной этого и является наш темперамент.

Именно темперамент играет ключевую роль в определении скорости и силы реакции ребенка на происходящие события и степень эмоциональности его личности. Он проявляется в движениях, в скорости мышления и речи, в мимике, в манере общения, в жестах, в реакциях на проблемы. Но факт в том, что из-за незрелой психики дети еще не умеют полностью контролировать поведение. Другими словами, поведением ребенка управляет его темперамент. И только через годы он накопит жизненный опыт, с помощью которого постепенно научится справляться с "неудобными" проявлениями своей психики.

Каждый ребенок – уникальная личность. Однако именно среди флегматиков больше всего персон, влиявших на ход истории человечества: полководцев (Кутузов), ученых и мыслителей (Кант). Приводим черты этого темперамента у детей.

Общее описание детей-флегматиков

Эти малыши уже с самого рождения отличаются спокойным характером. Они медлительны, что может отразиться на их развитии. Однако нельзя сказать, что подобные отклонения – это повод для беспокойства. Неспроста ведь народная мудрость гласит: «Семь раз отмерь – один отрежь» или: «Тише едешь – дальше будешь». Флегматики в более старшем возрасте сдержанны, обстоятельны. Дети миролюбивы, рассудительны. Они не размахивают в споре руками и не захлебываются от избытка собственных эмоций: это замечательный «балласт», способный своим примером поведения остудить головы другим ярым спорщикам.

Действия в необычной обстановке

Даже самая непривычная обстановка для флегматиков не станет поводом для беспокойства либо робости. Дети с таким темпераментом достаточно последовательны. Однако им необходимо собрать некоторые сведения, чем они и занимаются, спокойно присматриваясь к новым обстоятельствам.

Предпочтения детей-флегматиков в играх

Ввиду своего характера эти малыши предпочитают тихие игры. Они любят пазлы, раскраски, книги. Редко выходят на контакт с другими детьми самостоятельно, поскольку предпочитают уединение. Даже с самыми близкими людьми могут проявлять сдержанность в общении.

Способность усваивать новую информацию

Новые сведения воспринимаются ребенком относительно тяжело. Перед тем как что-то запомнить, малыш обстоятельно обдумывает полученную информацию. Если она не находит логичности (со стороны ребенка), то отвергается или игнорируется.

Речь у детей-флегматиков

Разговаривают такие ребята чаще всего без жестов, со скудной мимикой. Речь не быстрая, однотонная, без ярко выраженных акцентов.

Особенности засыпания и пробуждения

Ребенок знает время сна и использует его по максимуму, то есть засыпает быстро, чаще всего самостоятельно. Спит крепко, глубоко, редко беспокоясь по поводу каких-либо потребностей организма. Флегматика тяжело поднять с постели. После пробуждения такой ребенок вялый, неактивный, часто просит поваляться в постели еще немного.

Отношения «сад/школа – дом» у детей-флегматиков

Единственной проблемой таких ребят после посещения коллектива может стать периодически возникающая злость, которую он срывает на домочадцах. Родители понимают, что такое поведение для их чада нехарактерно. Объяснение проблем в поведении явное: чрезмерное количество детей в группе/классе, среди которых наверняка будут шумные и веселые ребята, затевающие слишком активные для флегматика игры. В результате окружающие обстоятельства вынуждают ребенка отрываться от любимого конструктора, куклы, книги, нового пенала. Малыш начинает выходить из себя, негативные эмоции накапливаются. Их выплеск приходится терпеть родителям.

Самое сложное в этой ситуации – это объясниться с ребенком, поскольку он обычно не желает делиться своими переживаниями. Часто он и сам может не отдавать себе отчет в том, что его окружает, поскольку флегматик склонен к фантазиям и мечтам. Именно эту особенность и стоит использовать. На практике это может выглядеть так: пусть ребенок берет с собой в сад/школу любимые вещи, которые его смогли бы защитить. Это могут быть игрушка, карандаш, брелок. Правда, предварительно дома нужно будет провести беседу, что означает и чему будет служить конкретная вещь-талисман. По приходу в учреждение стоит оповестить педагога о «нововведениях».

В процессе взросления каждый ребенок проходит несколько этапов, при которых происходит становление его личности. У всех он проходит по-разному, так как каждый малыш по-своему уникален. Но, чтобы не возникало проблем с воспитанием, важно подобрать тот способ душевного равновесия, который будет наиболее действенным. И темперамент ребенка – это то, что в первую очередь должны учитывать все родители.

Важно понимать, что характер и темперамент ребенка тесно взаимосвязаны. Это то, что дано от рождения и никак не изменить. Но ни в коем случае не следует думать, что такие черты характера как агрессия, грубость и т.д. закладываются в ребенке с рождения. На это оказывает влияние в первую очередь воспитание.

Всего выделяют четыре типа темперамента детей дошкольного возраста: холерический, меланхолический, сангвинический и флегматический. Они кардинально отличаются друг от друга и требуют определенного подхода при воспитании малыша . В данной статье мы рассмотрим, как определить тип темперамента у ребенка. Также ознакомимся с тем, какой подход должен быть к детям с учетом темперамента.

При определении типа темперамента важно учитывать, что чаще всего встречаются смешанные типы. Тогда подход к воспитанию малыша должен выбираться с учетом того, какой из них выражен наиболее ярко.

Холерический тип темперамента часто проявляется в решительности и высокой подвижности ребенка. Поведение такого ребенка предугадать сложно, ведь он быстро загорается какой-то идеей и так же быстро теряет к ней интерес. Часто это обусловлено тем, что малыш сам не знает, чего он хочет.

Если у вашего ребенка темперамент холерического типа, то вы можете столкнуться со следующими проблемами:

  • Агрессия и вспыльчивость. Договориться с таким ребенком очень сложно;
  • С ранних лет такой малыш стремиться к самостоятельности, в его характере ярко выражена тяга к приключениям и риску. В дальнейшем это может привести к травмам;
  • Для такого ребенка важность поручения не играет роли. Его он выполняет «спустя рукава», часто игнорируя все инструкции;
  • Такой ребенок дружелюбный, но чужого мнения он не принимает, из-за чего могут возникнуть проблемы с интеграцией в коллектив;
  • При возникновении сложностей он не стремится их решить. Часто дело заканчивается капризами и истериками с ярко выраженным показательным характером.

Как «обуздать» холерический темперамент вашего ребенка

Родителям ребенка-холерика важно направить его неуемную энергию в нужное русло. Занятие спортом будет наилучшим решением. И дело не в том, что на тренировках он будет больше уставать. Ведь именно занятия спортом развивают дисциплинированность ребенка и умение рассчитать свои силы в нужной ситуации.

Чтобы малыш научился доводить дело до конца, родителям придется постараться. Для формирования этих качеств хорошим решением будет привлечение ребенка к занятиям ручным трудом.

Холерический темперамент ребенка порой мешает ему адаптироваться в обществе. Поэтому больше общайтесь с ним, анализируя сложившиеся ситуации. Старайтесь не слишком критиковать ребенка в публичных местах. Помните, что очень важно обуздать его эмоции, справившись с истерикой.

1) Используем физраствор для промывания носа ребенка : как это сделать правильно и безболезненно.
2) А вы знаете, как отличить гайморит от насморка ? Этот вопрос мы рассматривали в этой статье .

Особенности характера ребенка-меланхолика

Несмотря на противоположные характеры меланхолика и холерика, одна существенная черта в их характере общая – эмоциональная неустойчивость. Поэтому методы борьбы с возможными истериками у них одинаковы. Характерными чертами меланхолика являются неуверенность в себе, необходимость в постоянной защите и ободрении, а также боязнь новых начинаний.

Характеру ребенка-меланхолика свойственны следующие черты:

  • Он редко спорит и быстро устает, подвержен чужому влиянию. Даже малейшая неудача способна вывести ребенка из равновесия;
  • Такие дети замкнуты и испытывают постоянную потребность в том, чтобы им сочувствовали;
  • Предпочитают проводить время в одиночестве;
  • Порой слишком требовательны не только к себе, но и другим людям.

У меланхоликов слабый характер. Но такие дети талантливы и в дальнейшем часто проявляют себя в творческих профессиях.

Как подойти к воспитанию ребенка-меланхолика

В процессе воспитания такого ребенка родители сталкиваются с неуверенностью его в своих силах, частыми слезами и жалобами на окружающих. Поэтому важно научить его взаимодействию с коллективом. Начните с разучивания нескольких вежливых фраз и хвалите малыша, если он их использует.

Такому ребенку необходимо ощущать свою важность для вас. Поэтому доверяйте ему ответственную работу. А если его постигла неудача, то тут важно акцентировать внимание на том, что неудача – это лишь повод для дальнейшего движения вперед.

Основной проблемой холериков и меланхоликов является резкая смена настроения, вплоть до истерик. И простым переключением внимания тут не обойдешься. Поэтому родителям важно предупредить такое состояние ребенка, не допустив срыва.

Особенности характера ребенка-флегматика

Дети с флегматическим типом темперамента отличаются малоподвижностью и спокойным характером. Они усидчивы и аккуратны. Но и таким детям не чужды истерики, но вызваны они могут быть другими причинами. Эмоциональные всплески у таких детей наблюдаются при вмешательстве в их личное пространство, например, если вы переложили игрушку.

Флегматики обладают качествами успешных людей – аккуратность, расчетливость и последовательность. Лидером ребенок вряд ли будет, ведь он к этому не стремится, а вот успехи в предпринимательской деятельности возможны.

Из особенностей характера у детей с таким типом темперамента можно выделить следующие:

  • Они очень медлительны. Такие дети сделают все возможное для выполнения поставленной перед ними задачи, но времени у них это займет очень много;
  • У них имеется любимый мультик, история и книга, которые они готовы слушать или смотреть постоянно;
  • Самостоятельно сделать выбор такому ребенку сложно.

При воспитании тут важно не акцентировать внимание на том, что ребенок медлительный. Идеальным вариантом являются соревнования на скорость. И, конечно же, не скупитесь на похвалу!

1) Делаем правильный выбор детской зубной пасты , чтобы сохранить зубы ребенка здоровыми.
2) Когда ребенок должен сесть? Рассмотрим основные моменты в этой статье .

Ребенок-сангвиник – как подойти к процессу воспитания

Таких детей называют ребенок-солнце. И не зря. Ведь они обладают огромным запасом энергии, практически всегда жизнерадостные и наполненные положительными эмоциями, легко вливаются в новый коллектив, с охотой идут на контакт. Лидерские качества в таких детях заложены с рождения.

Из особенностей характера тут можно выделить следующие:

  • Не любит монотонную однообразную работу. Может легко бросить дело, не доведя его до конца;
  • Не слишком разборчив в выборе друзей. В этом плане родители должны постоянно следить за ребенком;
  • О важности порученного задания ребенок может просто забыть, отвлекаясь на другие дела.

При выборе игр с таким ребенком лучше отдать предпочтение тем, которые развивают усидчивость и внимание. Чтобы ему было куда девать свою энергию, запишите ребенка на какую-нибудь секцию. Дети с таким темпераментом способны получать удовольствие от процесса занятия спортом, не стремясь добиться каких-либо вершин.

Запомните, «плохих» темпераментов не бывает. Если ребенок груб, агрессивен или эгоистичен, то это не значит, что он просто холерик. Это лишь результат плохого воспитания. Если вы пытаетесь понять, от чего зависит темперамент ребенка, то следует учитывать, что это качество врожденное. Поэтому не пытайтесь развить какие-то качества, несвойственные темпераменту ребенка. Это только приведет к лишним конфликтам.


В данной статье мы рассмотрели основные типы темперамента детей и их особенности. Важно понимать, что определенный тип темперамента в чистом виде встречается крайне редко, а чаще всего происходит их смешивание. Но какой-то из них выражен более ярко, и именно по нему и определяется конечный темперамент.

При воспитании ребенка важно учитывать и свой тип темперамента. Ведь именно различия темпераментов могут спровоцировать ссоры и капризы. Определение темперамента ребенка осуществляется при помощи различных методик и тестов. Они отличаются сложностью. Простейший тест, позволяющий узнать темперамент ребенка, вы сможете пройти на нашем сайте.

Краткое содержание: Почему так важно определить темперамент вашего ребенка? Развернутая характеристика типов темперамента. Тесты на определение темперамента.

Рядом с рабочим столом у меня в кабинете висит рисунок одной моей маленькой знакомой. На небольшом листе бумаги в клеточку нарисован огромный лохматый мамонт, неуклюже отбивающийся от толпы маленьких человечков, замотанных в обрывки шкур, с копьями и топорами в руках.

Очень эмоциональный рисунок, и моя знакомая - весьма впечатлительная и увлекающаяся девочка, настоящая непоседа. Мама ее с умилением смотрит на детей, способных высидеть за столом больше получаса, но "перевоспитать" этого бурно реагирующего на все холерика в тихого флегматика никто не в состоянии. Да и не к чему - ее темперамент, как и темперамент любого человека, зависит от генетически обусловленного типа нервной системы, и у каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Так было всегда. Жизнерадостные коммуникабельные сангвиники сколачивали из праздношатающихся соплеменников охотничьи отряды. Импульсивные холерики впадали в боевой экстаз и первыми врывались в пещеру саблезубого тигра, ведя за собой менее активных товарищей по оружию. А в пещерах невозмутимые флегматики кропотливо разделывали и делили тушу, слушая, как меланхолики анализируют ошибки проведенной операции и разрабатывают стратегию следующей вылазки с учетом предыдущего опыта.

Если вам когда-нибудь доводилось наблюдать школьников на перемене, вы согласитесь, что мода на набедренные повязки из шкур давно прошла, но во многом мы похожи на наших первобытных предков.

Сангвиники среди нас - это душа коллектива.
Холерики - движущая сила.
Флегматики - наша совесть.
Меланхолики - мозговой центр.

Почему так важно определить темперамент вашего ребенка?

Как мы иногда сердимся на этих копуш, которые готовы по часу завязывать ботинки, задумываясь над непостижимой природой отношений шнурка и дырочек для завязок! Сколько раз мы хватали за рукав сына, рванувшего к двери, недослушавшего и половины того, что нам так хотелось ему сказать! А слезы из-за сущих пустяков! А непробиваемое молчание на все наши истерики?

Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, простить, в конце концов, если вы определите, к какому типу ближе всего он стоит.

Что же такое - темперамент? Он определяет характер, но в чистом виде встречается редко. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов темперамента, они сочетаются с проявлениями других и создают свой, индивидуальный стиль поведения, определяют реакцию на окружающую действительность.

Понаблюдайте за своими детьми. Внимательно прочитайте все, что написано ниже, и определите, какие черты наиболее свойственны вам и вашему ребенку. Проделайте все это обязательно, потому что темперамент определяет поведение вашего ребенка в коллективе, а также то, как он учится и играет, переживает и радуется.

Только помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде.

Развернутая характеристика типов темперамента

Холерик

Общая характеристика:

Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке - реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск, приключения. Эдакий мистер Фикс - не знаешь, что от него ждать в следующую минуту, да и он сам этого не знает в силу своей импульсивности.

Ежедневные проблемы:

Часто он настолько увлечен очередной своей идеей, что просто не слышит ваших указаний;
- задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок;
- с трудом идет на компромисс, бывает вспыльчив и агрессивен не в меру;
- излишняя самостоятельность, любовь к риску и склонность к необдуманным поступкам может привести к неприятным приключениям;
- холерик очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности. В начальной школе, когда авторитет взрослых силен, холерик, постоянно получающий замечания от учителей, легко может стать отверженным в детском коллективе;
- проблемы с общением в подростковом возрасте часто приводят к истерическим реакциям, угрозам суицида. К счастью, эти угрозы редко исполняются.

Ошибки родителей:

Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

Занятия и увлечения. Главное - повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение. Лучше уж исследуйте незнакомые места вместе с ним.

Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз - лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану.

Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе - вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения.

Самоконтролю поможет и элементарный счет про себя, и дыхательная гимнастика. Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций - пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.

Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотек - постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.

Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях - восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми.

Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример "хорошего мальчика Васю", это вызовет только злость.

Вы узнали в этом описании свое чадо? Тогда наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам бы рад научиться держать себя в руках - помогите ему.

Известные холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин.

Сангвиник

Общая характеристика:

Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок -"солнце" - обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.

Сангвиники - эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: "С кем ты дружишь?" - обычно отвечают: "Со всеми".

Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

Ежедневные проблемы:

Если вы поручили ему скучную и однообразную работу, он легко "забудет" о ней и займется чем-то более интересным;
- если же все-таки займется вашим поручением, то бросит дело, как только ему предложат что-то еще более привлекательное;
- не все его многочисленные друзья будут соответствовать привычному для вас кругу людей.

Ошибки родителей:

Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем - и на успехах в работе.

Занятия и увлечения. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения "ненужных", по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.

Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.

Ваш ребенок - как раз то самое "солнышко"? Тогда простите ему непостоянство - это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, Винни-Пух, В. А. Моцарт.

Флегматик

Общая характеристика:

Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.

Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.

Он вполне может вырасти весьма предприимчивым человеком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.

Флегматик стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающими людьми и миром. Стремление соблюдать традиции, экономность и расчет, стратегия и немногословие флегматика часто приводят к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю.

Ежедневные проблемы:

Пока он будет умываться, завтракать и аккуратно завязывать шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит;
- если он все же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради "Классная работа";
- попробуйте без согласования заменить привычный завтрак на что-нибудь новенькое, и вы рискуете нарваться на большой скандал;
- маленький флегматик способен заставить вас неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова;
- хитрый ленивец может нарочно еще медленнее двигаться, чтобы замученный ожиданием родитель вышел из себя и быстренько сделал все сам;
- предлагая сыночку или доченьке выбрать новую ручку для школы, готовьтесь к тому, что он пересмотрит весь ассортимент, и все равно вы сделаете выбор за него.

Ошибки родителей:

Не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше;
- не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;
- не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими "ласковыми" прозвищами;
- наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.

Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

Занятия и увлечения. Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.

С другой стороны, если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Упрямого зануду - вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости. Такая "белая ворона" может и не расстроиться, если большинство сверстников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик спокойно причислит к категории "неправильных" людей, и не будет переживать из-за отсутствия внимания к своей персоне. Поэтому часто у других людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

Известные флегматики: М. И. Кутузов, И. А. Крылов.

Меланхолик

Общая характеристика:

Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор.

Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Люди с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки.

Все вышеперечисленное совсем не говорит о том, что меланхолики - несчастные неудачники. Многие из них сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости.

Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. Он склонен к самокопанию и постоянно не уверен в себе. В детстве ведет себя, как "маленький взрослый" - очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет.

Часто производит впечатление замкнутого человека, обычно среди близких выбирает одного, с кем полностью откровенен; мягок и добр, делится с ним своими переживаниями. Для других оставляет фразу: "У меня все нормально". Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит еще больше замкнуться в себе.

У людей, близких к этому типу, тихая речь, в разговоре они приспосабливаются к собеседнику; стремятся вызвать сочувствие окружающих.

Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество.

Ежедневные проблемы:

Делая совершенно невинное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: "У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь";
- в детском летнем лагере первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится;
- отправив делать уроки свое чадо, вы находите его над нетронутым заданием в горестных раздумьях на тему: "Все равно ничего у меня не выйдет";
- вы регулярно получаете порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей.

Ошибки родителей:

Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.

Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, воспитатели только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться".

Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.

Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет - выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет... Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.

Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.

Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.

Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь.

Тесты на определение темперамента

Попробуйте определить, к какому типу ближе всего относится ваш ребенок, и понять, что в его характере поможет ему добиться успеха, а что - может мешать. Почему он ведет себя иногда не так, как вы ожидаете и предполагаете. Какие черты у вас совпадают, в чем вы солидарны, и что мешает вам понять друг друга. Постарайтесь дать ему возможность сохранить свою индивидуальность. Помогите своему ребенку почувствовать, что его "непохожесть" - преимущество, и научите пользоваться этим преимуществом.

Помните, мы с вами уже говорили, что в чистом виде типы темпераментов встречаются редко. Скорее всего, вы найдете у себя и окружающих черты холерика и сангвиника, сангвиника и флегматика, флегматика и меланхолика.

Тест Н. Л. Крыловой

Начертите на листке бумаги горизонтальную и вертикальную оси. Напишите у левого конца горизонтальной оси - "замкнутость" (интроверсия), а у правого - "общительность" (экстраверсия). В высшей точке горизонтальной оси - "невротизм" (нестабильность), в нижней - "стабильность". Поставьте в центре нулевую точку - это статистическая норма. Понаблюдайте за ребенком и поставьте точку, которая, по вашему мнению, соответствует проявлению этих черт у него (стабильность-нестабильность, интроверсия-экстраверсия). Посмотрите на картинке, какому типу характера соответствуют координаты, которые вы определили.

Старшим школьникам и родителям предлагаю пройти знаменитый тест Г. Айзенка и определить, черты какого типа темперамента преобладают в характере тестируемого.

Какой у вас темперамент? (опросник Г. Айзенка)

На предложенные вопросы отвечайте только "да" или "нет".

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?
2. Вы часто нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить и утешить?
3. Легко ли вы обычно отвлекаетесь от своих забот?
4. Трудно ли вам ответить другим "нет"?
5. Долго ли вы обычно размышляете перед тем, как что-либо предпринять?
6. Если вы обещали что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свое обещание?
7. Нередко у вас бывают беспричинные спады и подъемы настроения?
8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
9. Бывает ли вам тоскливо без достаточных на то причин?
10. Любите ли вы рискованные поступки?

11. Возникает ли у вас чувство робости или смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичной(ным), незнакомкой(цем)?
12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?
13. Испытываете ли вы трудности только от того, что надо быстро действовать или отвечать?
14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сказали или сделали так, как не следовало поступать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение периодики и книг или другие занятия наедине общению с людьми?
16. Легко ли вас обидеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?
18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?
19. Верно ли, что иногда вы полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
20. Предпочитаете ли вы иметь меньше друзей, но зато более близких вам?

21. Часто ли вы мечтаете, стараясь забыть обыденность и неудачи?
22. Если на вас накричат, вы отвечаете мгновенно?
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
26. Считаете ли вы себя человеком ранимым и чувствительным?
27. Вы человек очень живой и подвижный?
28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство тревоги, что результат хуже, чем мог бы получиться?
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что вам не спится от того, что в голову лезут разные мысли?
32. Если вы хотите что-то узнать, вам легче искать нужные сведения в книгах, чем расспрашивать людей?
33. Бывают ли у вас внезапные сердцебиения?
34. Нравится ли вам работа, которая требует длительного внимания и большой сосредоточенности?
35. Бывает ли у вас от волнения дрожь в руках или ногах?
36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?
37. Можете ли вы быстро выразить ваши мысли словами?
38. Раздражительны ли вы?
39. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом, считая это проявлением дружеского отношения?
40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

41. Свойственна ли вам медлительность в движениях?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на свидание?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?
46. Вы бы почувствовали себя очень несчастным(ной), если бы длительное время были лишены возможности активного общения с людьми?
47. Можете ли вы сказать о себе, что вам свойственна нервозность?
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?
49. Можете ли вы сказать, что являетесь весьма уверенным в себе человеком?
50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или ваши личные промахи?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
55. Испытываете ли вы чувство тревоги за свое здоровье?
56. Любите ли вы подшучивать над другими?
57. Часто ли у вас бывает бессонница?

Обработка результатов:

Прежде всего проверьте, насколько искренне вы отвечали. Подсчитайте число положительных ответов на вопросы: 6, 24, 36. Прибавьте к ним количество отрицательных ответов на вопросы: 12, 18, 30, 42, 48, 54. Если сумма больше 5, то полученные результаты надо поставить под сомнение, а если больше 7, то дальнейшая обработка результатов вообще не имеет смысла. Вы еще не готовы быть искренним человеком даже наедине с собой. Постарайтесь впредь не приукрашивать себя, иначе бесполезно потратите время. Кто получил результат по шкале "искренности" меньше 6 имеют возможность определить важные качества личности по двум группам вопросов.

Экстраверсия - интроверсия. Подсчитайте количество положительных ответов в вопросах: 1, 3, 8, 10, 17, 22, 25, 27, 34, 37, 44, 46, 49, 53, 56 и отрицательных в вопросах: 5, 13 15, 20, 29, 32, 39, 41, 51. Если общая сумма меньше 12, то вам свойственна скорее интроверсия (обращенность внутрь своего "Я"). Если сумма в пределах 13-24, то, напротив, вам более свойственна экстраверсия (обращенность вовне).

Эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность. Подсчитайте количество положительных ответов в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. Если сумма меньше 12, то вам более свойственна эмоциональная стабильность, если больше - эмоциональная нестабильность.

Согласно известному психологу Г. Юнгу, есть два варианта приспособления к окружающему миру - экстраверсия и интроверсия, которые впоследствии стали считать основными характеристиками темперамента.

Экстраверсия. Скорее всего вы социально открыты, "расторможены", хорошо завязываете и поддерживаете эмоциональные контакты. Это может быть полезно в ситуациях, где требуется способность брать ситуацию в свои руки. Например, работа коммерсан-та, брокера, продавца, журналиста. Вам свойственна общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям. Вы в большей степени склонны действовать под влиянием внезапного побуждения, чем по намеченной программе. Вас, подобно магниту, притягивают предметы и объекты внешнего мира.

Интроверсия. Скорее всего вы скромны, не нуждаетесь в постоянной поддержке группы (самодостаточны), возможно, излишне скованы в личностных контактах и испытываете трудности в общении. Эти черты помогут в тех ситуациях, где требуется сосредоточенность и выполнение.

Другие публикации по теме данной статьи:

Статьи по теме: