Технологическая карта открытого занятия во второй младшей группе по нравственному воспитанию «Поможем Лунтику найти друзей. Конспект НОД по нравственному воспитанию во второй младшей группе «Путешествие на Остров Дружбы 2 младшая группа нравственное воспи

доклад

ГБОУ "Гимназия"Свиблово" Доклад на педсовете изопыта работы Тема:"Нравственное воспитание дошкольников во 2-ой младшей по ФГОС" в ДОУ". Выполнила: Полякова Л.В. Воспитатель 2-ой младшей группы I категории

Доклад: "Нравственное воспитание дошкольников во 2 мл. группе

по ФГОС".
Младший дошкольный возраст - от трёх до четырех лет - важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений происходит в бытовой повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с формированием этих деятельностей. У ребят третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке, внимании взрослого, стремление к интимной близости с воспитателем. Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься, общаться с окружающими. Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование самостоятельности в бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Цель: -формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям. Задачи нравственного воспитания:
-обеспечивать условия для нравственного воспитания детей; -создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия; -приучать детей общаться спокойно, без крика; -формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков; -приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь; -учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами; -приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах; Формы и методы. Это НОД: речевое развитие, окружающий мир, художественно- эстетическое развитие (изо, музыкальное) . Окружающий мир. «Моя семья». Цель: формировать представления о семье, воспитывать уважительное отношение к членам семьи. Дети (с использованием семейных фотографий) рассказывали о своей семье, о том, какие у них мама и папа, как заботятся о детях; как дети любят маму и папу, сестренок и братишек; мы подвели детей к выводу о том, что о маме и папе тоже надо заботиться, помогать им, не огорчать. «Мои друзья». Цель: формировать начальные представления о дружбе, учить устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками,
формировать начальные представления о моральных и этических нормах поведения. На НОД по речевому развитию по теме «Совместный со взрослым пересказ сказки «Репка»» детям задавались вопросы: Что почувствовали все, когда вытащили репку? Что помогло героям сказки вытащить репку? Чему научила вас эта сказка? На занятии играли с детьми в хороводную игру «Репка». беседы: 1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок: как положительный, так и отрицательный (Марк уступил игрушку Никите,Артур поздоровался, когда к нам пришла м/сестра, Аня отняла игрушку у Таисии, Артём ударил Федю и т. п.) . Такие беседы проводились, не откладывая на потом; 2) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы; 3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовали такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»; литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо? », Д. Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца» и др. ; 4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное) . Следующая форма работы – игра. Наши дети играли в «магазин», «больницу», «парикмахерскую», «строителей», «семью». Во время игр учим детей вежливости, умении проявить сочувствие, вниманию и другим нравственным качествам. Главную роль в игре взрослый берет на себя. дидактические игры («Что сначала, что потом», «Азбука настроений»,
«Хорошо-плохо», «Так и не так» и др.) Игры находятся в доступном месте, дети пользуются ими в любое время. Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года привлекаем детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений. Во время прогулок, в группе приучаем детей к элементарному сотрудничеству. Оценивая результаты работы, подчеркиваем пользу труда для всех детей В своей работе используем литературу: Программа обучения и воспитания "От рождения до школы" Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. - М. : Просвещение, 1979. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира Смирнова Е. О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. Интернет ресурсы. В течение учебного года в родительском уголке родителям предлагаются консультации «Умеем ли мы общаться? », «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально- личностных нарушений». Привлекаем родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей, применяем как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями: · беседы; · консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности» выставки совместных работ «Новогодние игрушки»; "Мой папа", "День
матери". Для коллектива родителей организуются консультации, групповые родительские собрания, выставки, оформляются информационные и тематические стенды. Каковы же результаты работы? Мы считаем, что задачи, поставленные в начале учебного года, в целом выполняются. Дети в основном соблюдают правила поведения в детском саду, вместе пользуются игрушками, учатся уступать игрушки друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании. Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в д/с, прощаются, уходя из д/сада, благодарят за помощь. Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок, доброжелательные друг к другу, взрослым, проявляют заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода. Работа по воспитанию нравственных качеств у детей нами будет вестись и в дальнейшем; мы будем работать над решением новых задач в соответствии с возрастом детей.

Конспект занятия

по нравственно-патриотическому воспитанию

во 2 младшей группе.

Тема: «Моя семья».

Программное содержание:

1. Закрепить понятия: «имя» и «фамилия»;

2. Систематизировать представления детей о семье, учить называть членов

своей семьи, понимать роль взрослых и детей в семье;

4. Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое

отношение к членам своей семьи;

5. Развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность) ;

6. Вовлекать детей в разговор; развивать диалогическую форму речи;

продолжать расширять и активизировать словарный запас детей на основе

обогащения представлений о ближайшем окружении.

Методы и приемы:

Игровой : сюрпризный момент, дидактические игры, пальчиковые игры..

Словесный: беседа, вопросы, указания, поощрения, художественное слово (загадки, стихи, потешки).

Наглядный: показ иллюстраций.

Интеграция областей: коммуникация, познание, физическая культура, чтение художественной литературы.

Материал:

Демонстрационный материал: ростовая кукла, домик, модели членов семьи, сундучок, набивной мяч, мольберт, указка.

Раздаточный материал:

Сердечки из картона.

Организация деятельности детей: групповая.

Предварительная работа:

Беседы на тему: « Я и моя семья», «Домашние и дикие животные, их детеныши», «Как мы отдыхали всей семьей».

Рассматривание игрушек и иллюстраций о диких и домашних животных, птицах и их детенышах в нод; рассматривание картинок с изображением членов семьи.

Чтение художественной литературы: Л.Квитко «Бабушкины руки»; А. Яковлев «Мама»; Дора Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К.Д.Ушинский «Петушок с семьей», разучивание загадок и потешек. Игровые ситуации: «У нас в гостях бабушка», «Как мы с папой маме помогали»

Дидактические игры: «Чей малыш» «Назови ласково», «Мамины

помощники», «Здравствуйте, ребята!».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья».

Подвижные игры: « Курочка-хохлатка».

Пальчиковые игры: «Ладушки», «Моя семья», «Дом».

Ход занятия:

В: Утром встали малыши,

В детский сад они пришли.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

Д: Здравствуйте!

В: А теперь я с вами еще раз поздороваюсь!

Игра «Здравствуйте, ребята! »

В: Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, котята? (Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, козлята? (Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, поросята? (Нет)

А кто вы? У вас есть имя, фамилия?

Д: Да.

В: Ну-ка, ну-ка, не молчите и скорей их назовите! Будем передавать друг другу мяч и называть свое имя и фамилию.

(Дети называют свое имя и фамилию, передавая мяч друг другу.)

В: Ну вот, теперь наши гости знают, что вы не козлята и не котята, а дети

у которых есть имя и фамилия.

В: Садитесь на стульчики.

Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит…

Давайте-ка его рассмотрим, что у домика есть, повторяйте за мной!

Пальчиковая игра «Дом».

У дома есть крыша, (Руки треугольником над головой.)

У дома есть окно, (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник.)

У дома есть дверь, (Ладони перед грудью.)

А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак.)

Кто его открыть бы смог? (Покрутили сцепленными в замок пальцами.)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте я ваш друг! (Кулачком стучат по ладони.)

В: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук!

(Воспитатель стучит по двери дома, выходит ростовая кукла Маша.)

В: Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Давайте поздороваемся с ней. Д: Здравствуй, Маша! В: Какой красивый у тебя дом! С кем ты живешь в нем?

Маша: Здравствуйте, ребята, послушайте стихотворение и узнаете:

У меня есть папа,

У меня есть мама,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

У меня есть братик,

А у них есть я.

Это вся моя…

Д: Семья.

Маша: Правильно, молодцы, я живу в этом доме со своей семьей.

Мы живем дружно, помогаем и заботимся друг о друге, весело и

интересно проводим время: гуляем, ходим в кино, в цирк, в зоопарк, в гости.

В: Ты знаешь, Маша, у каждого из наших детей тоже есть семья! Правда,

Д: Да.

В: И сейчас они тебе о ней расскажут. Присаживайся!

Кирилл нам расскажет стихотворение, а вы подскажете Маше, о ком

Кто вас будит по утрам,

Кто любовью согревает,

Все на свете успевает,

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В мире нет её родней

Справедливей и добрей.

Это кто, скажите прямо!

Ну, конечно, это….

Д: Мама.

В: Правильно, мама!

В: Ребята, вот посмотрите, какой у меня есть сундучок, он не простой,а волшебный. Давайте поиграем в игру: сложим в сундучок ласковые слова для мамы.

Я открою сундучок, а вы будете называть ласковые слова: они будут

долетать и наполнять его.

Итак, начнем!

(Наводящие вопросы воспитателя):

В: Когда мама обнимает вас, целует, жалеет. Она какая?

Д: Ласковая, добрая, милая, нежная.

В: Когда мама модно одевается. Какая она?

Д: Красивая.

В: Когда мама улыбается, смеётся. Какая она?

Д: Весёлая.

В: Когда мама заботится о вас. Какая она?

Д: Заботливая.

В: Если мама занимается хозяйством, делает много домашних дел. Какая она?

Д: Трудолюбивая, хозяйственная.

В: Я знаю, что вы все очень любите свою маму, она для вас какая?

Д. Любимая.

В: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок. А пока мы его

закроем, чтобы наши слова не растерялись.

В: Ребята, мама хозяйственная, потому что она делает много домашних дел.

Давайте покажем кукле Маше, что умеет делать мама. Я показываю вам

действие, вы называете его, и показываете Маше и гостям.

Игра-имитация « Что умеет делать мама».

-Мыть посуду.

-Варить суп, компот.

-Стирать.

-Мыть полы.

-Шить.

В: Ребята, как вы думаете,мама устаёт?

Д: Да.

В: Маме нужно помогать?

Д: Да

В: Ребята, как вы помогаете маме?

Д: Ответы детей.

В: Молодцы, ребята! Вас можно назвать настоящими мамиными помощниками!

В: А сейчас Миша расскажет нам стихотворение, а ребята должны будут

подсказать кукле Маше, о ком оно:

Может он в футбол играть,

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить

Может прокатить меня

Вместо быстрого коня

Для меня всегда герой,

Самый лучший…папа мой! (все вместе)

Молодцы! Конечно, это папа!

В: Давайте покажем кукле Маше, что умеет делать папа. Я показываю действие,

вы называете его и показываете Маше.

Игра - имитация «Что умеет делать папа».

Пилить - джик-джик;

Дрова рубить - руки в замке, махи руками;

Пылесосить - у-у-у;

Забивать гвозди - тук-тук;

Накачивать насосом колеса велосипеда, машины - ш-ш-ш;

Водить машину - имитация руками поворота руля;

В: А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и положим в него

ласковые слова для папы. Папа какой?

Д: Ответы детей. (смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый,

веселый.)

В: Молодцы, ребята! Много слов и для папы вы подобрали. Давайте теперь

сундучок наш закроем, он нам ещё пригодится

А теперь давайте поиграем в игру «Кому что подходит».

В обруче лежат разные предметы, мальчики должны выбрать из них те, которые подходят для папы и положить их в синюю корзину, а девочки те, которые подходят для мамы и положить их в зеленую корзину.Один, два, три игру начни!

Теперь давайте проверим, правильно ли ребята разложили предметы, которые они выбрали для папы(мамы) .Маша посмотри, справились ребята с заданием?

Маша: Все предметы разложили правильно, молодцы.

В: Ребята, а у кого есть бабушка?

Д: Ответы детей.

В: Бабушка - это чья мама?

Д: Мамина или папина.

В: А теперь мы с вами поиграем и покажем кукле Маше, за что мы любим

наших бабушек. Приготовьте свои ладошки.

Игра «Ладушки».

Ладушки, ладушки

Где были? У бабушки!

(хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони

Добрые - предобрые.

(поглаживают ладони друг о друга)

Всё работали ладони

Долгими годами

(постукивают кулачком ладони)

Пахнут добрые ладони

Блинами, пирогами.

(подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)

По кудрям тебя погладят

Добрые ладони.

(имитируют поглаживание)

И с любой печалью сладят

Тёплые ладони.

(гладят щеки)

Ладушки, ладушки.

Где были? У бабашки.

(хлопают в ладоши)

В: Какие же у бабушки ладони?

Д: Добрые.

В: Что же умеют делать добрые ладони?

Д: Пожалеть, успокоить, печь пироги, блины.

В: А давайте и для бабушки ласковые слова сложим в сундучок. Бабушка

Д: Ответы детей.

В: Ребята, а у кого есть дедушка?

Д: Ответы детей.

В: Дедушка — это чей папа?

Д: Папин или мамин.

В: Давайте и дедушке соберём ласковые слова в наш волшебный сундучок?

(наводящие вопросы воспитателя)

В: Дедушка может что-то смастерить, починить, значит, он какой?

Д: Умелый.

В: Дедушка может с вами поиграть, книжку почитать, сказку рассказать,

значит он какой?

Д: Заботливый, добрый.

В: Дедушка долго живет, поэтому много знает, значит он какой?

Д: Умный, мудрый.

В: Да, ребята дедушка и бабушка старше всех в семье, поэтому их нужно

уважать, помогать им.

В: Наш сундучок наполнен словами. Давайте вспомним, для кого мы

собирали ласковые слова?

Д: Для мамы, папы, бабушки и дедушки.

В: Закроем пока наш сундучок, чтобы все добрые слова не разлетелись.

А сейчас Влада расскажет нам стихотворение, а вы подскажете Маше, кто еще есть в ваших семья:

Семья - это мама, папа, и дед,

Бабуля готовит нам вкусный обед.

В семье еще братья и сестры бывают,

В семье все любят меня и ласкают,

И лучше семьи ничего не бывает!

В: Кто еще есть в семье?

Д: Братья и сестры

В: У многих из вас тоже есть братья и сестры.

Как должны жить друг с другом братья и сестры, как должны друг к другу

относиться?

Д: Они должны жить дружно, не ссорится, не драться, помогать,

защищать друг друга, делиться игрушками, сладостями.

Игра «Радость или огорчение».

В: Ребята, вы, наверное, знаете, что поступки детей могут радовать или

огорчать ваших родных и близких.. Сейчас мы с вами поиграем, выходите в

Д: Дети выходят в круг.

В: Я буду называть поступок, если этот поступок порадует ваших близких — вы

хлопаете в ладоши, если огорчит - топаете:

Вы съели на завтрак всю кашу;

Разбросали по комнате все игрушки;

Помогли маме мыть посуду;

Нарисовали и подарили папе или маме красивый рисунок;

Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;

Порвали новую книжку;

Не вымыли руки перед едой;

Отбирали у друзей игрушки;

Убегали от взрослых;

Защищали братика или сестричку;

Научились сами одеваться;

При встрече со взрослыми людьми всегда здороваетесь.

В: Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить и порадовать ваших родных. Надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки.

Дети стоят в кругу.

В: Ребята, у каждого из вас есть крепкая и дружная семья.

Как мы это покажем? (Дети скрещивают пальцы в замочек.)Правильно, ребята! Теперь вы знаете, что семья-это ваши родные и близкие люди, это самое дорогое для каждого человека!

В: Ребята,что вы сегодня интересного узнали, что вам понравилось? (Ответы детей)

В: Маша посмотри, какие ребята у нас молодцы! Понравилось тебе у нас в гостях, Маша?

Маша: Да, мне очень понравилось! Я рада,что у каждого из вас есть дружная семья! А теперь мне пора домой, ведь в гостях хорошо, а дома лучше. Дома ждет меня моя семья.

В: Не уходи пока, Машенька. Давай вместе откроем наш волшебный сундучок. Ребята, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко!

(В. с куклой Машей открывает сундучок и показывает сердечки из цветной бумаги.)

В: Сейчас мы с Машенькой раздадим вам сердечки, а вы вечером подарите

их своим родным, при этом обязательно скажете ласковые слова,

которые мы сегодня собирали с вами в сундучок.

Звучит музыка,дети танцуют, кукла Маша прощается, уходит.

Нравственно-патриотическое воспитание детей в 2 младшей группе мдоу №3

Цель: систематизация знаний детей о семье, родном городе, крае.

Продукт проекта: уголок краеведения в группе, выставка фотографий, детского и семейного творчества.

Задачи:

    пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;

    воспитывать уважение к культуре других народов края;

    развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных народов.

Участники проекта

    воспитатели

    дети

    родители

1 этап Разработка проекта

1. Разработка тематического планирования проекта.

2. Подбор методического материала к проекту.

3. Обогащение развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом с учетом возрастных особенностей.

4. Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.

2 этап Выполнение проекта

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

    дидактические игры «Кто что делает», «Мир растений», «Мир животных», «Мой город»;

    п/и;

    с/р «Семья».

    экскурсии по микрорайону: «Моя улица, мой микрорайон» с привлечением родителей;

Конструирование

    изготовление построек «Мой дом», «Наш детский сад».

Художественно – творческая деятельность

    Рисование «Животные, которые живут рядом со мной», «Моя мама», «Мой папа – самый лучший»

    Аппликация «Флаг моей Родины».

    Лепка «Угощение для мамы», «Оладушки для бабушки»

Развитие речи

    беседы с детьми «Мы – дружная семья», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»;

    чтение и заучивание потешек;

    чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине.

Ознакомление с художественной литературой

Формы и методы работы с родителями

    Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»

    Изготовление семейных альбомов «Моя семья в истории города»

    Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы

    Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского и национального быта

3 этап. Презентация проекта

    Представление уголка краеведения (в течение недели)

    Оформление фотовыставки «Моя семья в истории города».

Безусловно, настоящий проект не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Моей главной задачей в разработке проекта стал выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, отдавала себе отчет в том, что сама должна хорошо знать его. Должна продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

Первый этап работы с младшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству. Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, я поняла, что нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Эти произведения своими содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка младшего дошкольного возраста. В работе с детьми я использую такой вид устного народного творчества как потешки, пословицы, поговорки из русского фольклора. Объясняю детям, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. При отборе фольклорного материала важно опираться на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Родной город... Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить младшие дошкольники?

Ребенок должен знать название своего города, своей улицы и той, на которой находится детский сад. Затем можно привлечь внимание детей к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Разъясняю детям, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по микрорайону, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Экскурсии помогают дошкольникам познать красоту родной природы, многообразие растительного и животного мира нашего края. После экскурсии дети делятся впечатлениями друг с другом, с родителями, воспитателем, что способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие праздники и т.д.

При подготовке к беседам по знакомству с родным городом самым сложным для меня явилось составление рассказов для дошкольников. В связи с этим мною были составлены рекомендации по их составлению:

    Рассказ необходимо сопровождать наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, рисунками и др.

    Чтобы активизировать внимание детей, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому, чаще в процессе рассказа обращаться к ним с вопросами.

    Детям младшего дошкольного возраста не стоит называть дат: они затрудняют восприятие материала.

    Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в процессе работы над проектом при ознакомлении детей с родным краем использую не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.), что чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами.

Игра – ведущая деятельность дошкольников. Именно в игре происходит социализация маленького человека, легко прививаются нравственные качества, толерантность, а также происходит знакомство с культурой человеческого общества. Поэтому важное место в проекте принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. В процессе реализации проекта у детей появляются свои любимые игры.

Организация художественно-творческой деятельности по проекту призвана углубить, расширить, закрепить уже имеющиеся представления детей. Кроме того, дети могут выразить с помощью средств изобразительного искусства свое собственное отношение к изображаемым объектам, передать авторское видение мира, что, безусловно, сыграет положительную роль в личностном развитии детей. В процессе данной деятельности проходит ориентирование детей на освоение общечеловеческих ценностей, уважение прав и достоинств другого человека, проявление заботы, эмпатии, гуманного отношения к человеку.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Поэтому, проект не может быть реализован без участия родителей. Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Мое тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, обеспечении родителей психолого-педагогической информацией, вовлечении членов семьи к работе над проектом, создании в детском саду и семье предметной развивающей среды. Оказываю педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея. Результатом работы, проводимой с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении.

Предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Глава 3. Оценка эффективности работы

Данный проект реализовывался в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет в период с сентября 2010 года по март 2011.

В начале работы проводилась диагностика нравственно-патриотического развития детей (на основе рекомендаций В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова. «Нравственное воспитание в детском саду»).

Диагностика проводилась в трех направлениях:

    Знания и представления о родном крае.

    Знания и представления о родной природе.

    Знания и представления о труде людей.


Заключение

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.

Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.

В перспективе в средней группе я планирую расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном городе, дать представления о родном крае, а затем и о стране, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, воспитателем по изодеятельности, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.

Затеева Наталья Владимировна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад №14 "Ручеёк"
Населённый пункт: посёлок Шайковка Калужской области
Наименование материала: презентация
Тема: "Духовно- нравственное воспитание во второй младшей группе "Почемучки"
Дата публикации: 16.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 «Ручеёк»

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ ВО ВТОРОЙ

МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

«ПОЧЕМУЧКИ»

Презентацию составил воспитатель

2 младшей группы «Почемучки»

Затеева Н.В

Шайковка

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
«Культура и творчество в детском саду» А.В.Бородина «Хрестоматия для детей дошкольного возраста» А.В.Бородина. В.А.Бородина

Кружок по духовно-

нравственному воспитанию

«Доброе сердце»

Цели и задачи

Цель:
Духовно- нравственное развитие ребёнка – дошкольника через приобщение к православным ценностям и традициям
Задачи:
1 . Социализация в отечественной культуре, развитие общения, духовно-нравственное воспитание, эмоциональное развитие 2.Усвоение норм и правил, принятых в обществе. Принятие традиционных ценностей, принятых в обществе: вера (религия, икона, крест, любовь к матери, отцу, сестре, брату, уважение к людям вообще, дружба, справедливость, правды, честность, отзывчивость, сочувствие, сострадание, добро Родина, традиции
3.Формировать и расширять и представлении детей о духовно- нравственных категориях: добро-зло, послушание- непослушание, согласие- вражда, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность и т. д. 4.Познакомить детей с основными православными праздниками 5. Воспитывать чуткость, уважение, милосердие и внимательное отношение к окружающим людям, чувство любви и уважения к Родине своему народу, его культуре. 4.Формировать элементарные навыки рукоделия: работа с бумагой, картоном, пластилином, природным материалом.

ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ

БОГОРОДИЦЕ

Цель.
Познакомить детей с иконой и праздником «Покрова Пресвятой Богородице.»Пополнить словарный запас детей новыми словами:икона, Господь, Христос, Богородица

ПОСЛУШАНИЕ

И НЕПОСЛУШАНИЕ
Цель: Формировать представление о послушание и непослушании. Показать необходимость послушания, как возможности избежать многих неприятностей, несчастий. Развивать умение думать и анализировать свои поступки, поступки литературных героев.

ИКОНА РОЖДЕСТВА

ХРИСТОВА
Цель. Познакомить детей с иконой «Рождества Христова», познакомить с изображением Христа, Богородице.

Изобразительная деятельность

Тема
:
Деревья на участке детского сада.

Цель:
Учить детей рисовать дерево, закрепить умение аккуратно пользоваться краской. Воспитывать любовь к природе Самостоятельная деятельность
Тема: «Поможем снеговику»

Цель
: Развивать творческий замысел, воспитывать добрые чувства

ЛЕПКА

Тема: «Погремушка для котёнка»
Цель: Воспитывать добрые чувства, желание сострадать. Закрепить умение лепить погремушку из двух частей, палочка и шарик.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Конструктивная деятельность

ПРЕДМЕТНО –

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

.
,Уголок «Русская изба» Игровой центр «Ладушки» Уголок природы Уголок для игр девочек «Семья» «Больница», «Салон красоты»

Спасибо за внимание!

Конспект непосредственно образовательной деятельности
по формированию нравственных качеств дошкольников
посредством народной сказки
2 младшая группа
Тема: «Путешествие в сказку»
Программное содержание:
1. Активизировать речь детей, побуждать к высказыванию в виде полных предложений.
2. Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев рук, формировать образное мышление, чувственное восприятие.
3.Формировать через сказочные образы нравственные убеждения: живи дружно, помогай в беде, пожалей, посочувствуй. Вызвать интерес к русским традициям: помощь ближним, уважение к старшим.
4. Воспитывать доброту, любовь друг к другу, чувство ответственности за всё, что нас окружает.
5. Формировать познавательный интерес к художественной литературе, создать атмосферу радостного настроения.
Материал:
фланелеграф, надпись «колобок»;
опорные картинки по сюжету сказки (колобок, дед, баба, волк, заяц, медведь, лиса);
игрушки: колобок, заяц, медведь, лиса;
декорации: ёлки, горка для медведя;
пластилин оранжевого цвета для лепки колобков, доски, салфетки.
Предварительная работа:
Рассказывание детям русской народной сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к произведению, ответы детей на вопросы по содержанию сказки.
После слушания сказки предложить детям повторить песенки действующих лиц.
Цель: знакомить детей с красочностью и образностью родного языка.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям совершить путешествие в сказку. После того, как воспитатель получает согласие детей, все вместе отправляются в путешествие на паровозике.
Проводится игровое упражнение «Паровоз»:
Паровоз кричит «Ду-ду», (дети выполняют круговые движения руками)
Я – «Иду-иду-иду». (руки у пояса, имитируют движения колёс паровоза)
А вагончики стучат, (стучат кулачками тыльной стороной)
А вагоны говорят: - «Так-так-так!»
1 часть
Воспитатель: Мы попали с вами в сказку. А как называется эта сказка? Отгадайте загадку:
Покатился – нет и следа,
У него румяный бок.
Обманул он бабу, деда…
Кто же это?...
Дети: Колобок!
Воспитатель: А нас уже встречают. Посмотрите, кто это? (перед детьми на фланелеграфе изображения деда и бабы)
Дети: дедушка и бабушка.
Воспитатель: Какой дед? Какая баба?
Дети: Старенькие, слабенькие…
Воспитатель: А какие чувства мы должны проявлять к старшим?
Дети: Должны заботиться, любить, помогать им.
Воспитатель: Правильно, ещё нужно уважать труд старших. Бабушка пошла: «по амбару помела, по сусеку поскребла, набрала муки горсти две. Замесила бабка тесто, да и испекла колобок».
Достаёт игрушку – колобок.
Воспитатель: Какой колобок? Даёт детям игровое задание: «Придумай вежливое слово колобку». Предлагается, передавая игрушку колобок друг другу, поздороваться с колобком и сказать ему приятные слова.
Дети: «ты красивый», «ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький», «румяненький», «нежный», «любименький» и т.д.
Воспитатель: Какой колобок хорошенький! Да вот беда, непослушный он получился у бабушки с дедушкой. Лежал себе на окошке, лежал, да и покатился в лес. Хорошо колобок поступил?
Дети: Нет, не спросил разрешения, в лес ходить нельзя без взрослых.
Воспитатель: Взрослых надо слушаться. Но наш колобок очень хотел пойти в лес погулять. Покатился по дорожке в лес. Катится колобок, а на встречу ему зайчик идёт.
Воспитатель: Какой зайчик?
Дети: Маленький, всех боится.
Воспитатель: Что сказал зайчик колобку?
Дети: Сказал, что съест его…
Воспитатель: А колобок и говорит зайчику: «Не ешь меня, я с тобой поиграю».
2 часть
Воспитатель и дети проводят игру «Зайка беленький сидит»:
Зайка беленький сидит, (сидя на корточках, имитируют движения)
И ушами шевелит, (движения руками у головы)
Вот так, вот так, и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, (дети встают, хлопают в ладоши)
Надо лапочки погреть, вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, (дети прыгают)
Надо зайке поскакать, вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
3 часть
Воспитатель: Зайчику очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его. Катится колобок дальше, а на всречу ему… Кто?
Дети: Серый волк!
Воспитатель: Какой волк?
Дети: Страшный, злой, зубастый.
Воспитатель: Что сказал волк колобку?
Дети: Я тебя съем!
Воспитатель: А колобок и говорит: Не ешь меня, давай с тобой дружить. А дети тебе других колобков слепят.
Дети лепят колобки.
Воспитатель: Волку понравились ваши колобки, и решил он не есть нашего колобка. Отпустил он его.
Катится колобок дальше по тропинке, а на встречу ем… Кто?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Какой медведь?
Дети: Большой, косолапый.
Воспитатель: Что сказал медведь колобку?
Дети: Сказал, что съест его.
Воспитатель: Колобок говорит медведю: не ешь меня, дети с тобой в прятки поиграют.
Дети играют с медведем в прятки.
Воспитатель уточняет месторасположение медведя (под ёлкой, на горке, под горкой).
Воспитатель: Медведю очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его.
4 часть
Катится колобок дальше, а на всречу ему лиса идёт.
Воспитатель: Какая лиса?
Дети: Хитрая, рыжая.
Воспитатель: Что сказала лиса колобку?
Дети: Колобок, колобок, я тебя съем.
Воспитатель: А колобок говорит: не ешь меня, я тебя за это похвалю.
Воспитатель предлагает детям похвалить лисичку, что бы она не ела колобка.
Дети хвалят лису (хорошая, красивая, весёлая, умная, рыженькая)
Воспитатель: Хоть вы, ребята, и похвалили лису, она всё равно съела нашего колобка. И даже его весёлая песенка не помогла ему уйти от лисы.
Воспитатель: Весёлый и задорный колобок был так уверен в себе, что и сам незаметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе.
5 часть
Дети и воспитатель отправляются обратно в детский сад на паровозике:
Едет, едет паровоз,
Две трубы, сто колёс,
Чу-чу-чу-чу, далеко я укачу!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в сказке «Колобок».
Ответьте мне: Какой герой сказки самый добрый?
Дети: Колобок.
Воспитатель: А какой злой? Хитрый?
Дети: Волк – злой, а лиса – хитренькая.
Воспитатель: Кому в этой сказке нужно помочь в беде? Кого пожалеть?
Дети: Колобка.
Воспитатель: Кто не послушался старших? И что из этого получилось?
Дети: Колобка съела лиса.
Познакомить детей с пословицами и выражениями к сказке:
«Доверчив будь, но меру знай. Кто слишком льстит, с тем не зевай!»
«Не верь речам, где мёду с лишком, не будь самоуверен слишком»
(поговорить с детьми о значении слов «с лишком», «слишком»).


Приложенные файлы

Статьи по теме: