Танцевальное творчество детей дошкольного возраста. «сюжетный игровой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста согласно художественно – эстетической области системы фгос»

Дата публикации: 15.05.17

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 358 Тракторозаводского района г. Волгограда»

Методическая разработка

Сюжетный игровой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста согласно художественно – эстетической области системы ФГОС.

Составила:

воспитатель

Муханова Рамиля Рафиковна

Волгоград, 2017г

Методическая разработка

«Сюжетный игровой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста согласно художественно – эстетической области системы ФГОС».

Цели: развивать музыкальные творческие способностей детей средствами сюжетно – танцевальных композиций, теоретически обосновать и апробировать систему музыкальных сюжетно танцевальных композиций, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: дать определение сущности развития творческих способностей дошкольников системе ФГОС, определить их роль в общем, становлении личности дошкольника; Познакомить с методикой проведения сюжетно – танцевальных композиций. Раскрыть особенности программы формирования музыкальных творческих способностей средствами сюжетно – танцевальных композиций как основы передового опыта.

В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка.

Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому свои занятия по хореографии я начинаю со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т.п.

Ознакомление с хореографией в дошкольном возрасте начинается с элементарных движений – это работа стопами (карандашики – утюжки), корпусом (гордый носик, пристегивание животика на пуговку), руками (тарелочки, фонарики, пальчиковая гимнастика), ногами (выставление на пятку, на носочек, вперед, в сторону).

Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация. Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности.

Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т.д.). Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия.

Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности.

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. Формирование танцевального творчества – это одна из программных задач детского сада. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т.к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала.

Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений.

От изображения животных, мы переходим к имитации людей, их характеров. Показ, имитация человеческих характеров затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу ребёнка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты.

Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой.

Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму “рассказа” и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.

Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей дошкольного возраста, однако, разработок танцевальных сюжетов, предлагаемых методическими сборниками – единицы. Содержание сборников представлено плясками, образными или характерными танцами, в которых не выявляется значение танцевальных движений, объединенных в бессмысленной последовательности, танцевальная лексика их ограничена, отсутствует содержание танца. Всё это ведёт к низкому уровню развития танцевальной выразительности и, конечно же, творчества у дошкольников.

Первые занятия в танцевальной студии начинаются со слушанья музыкальных произведений. Весь процесс обучения делиться на III этапа:

Таким образом, сюжет, предполагающий ритмическое движение, сплоченное с игровой ситуацией, позволит наиболее полно и продуктивно стимулировать и развивать в дошкольнике творческие способности, что позволило нам наметить пути развития творчества старших дошкольников посредством именно сюжетных композиций в музыке.

В основе музыкальной деятельности нашей студии лежит передовой опыт педагога музыканта Татьяны Иосифовны Суворовой, которая основной своей задачей ставила развитие ребенка его творческой направленности посредством ритмического танца.

Безусловно, не у каждого ребенка проявляются к этому склонности. Однако, если исходить из того, что все дети способны к музыке и движению, у всех изначально есть желание двигаться, выражать себя в пластических импровизациях, то остается одна проблема: где найти такой простой, доступный и вместе с тем привлекательный репертуар, который бы не требовал длительного разучивания, а был бы воспринят практически сразу и с радостью? Именно в таком репертуаре и скрыт секрет успеха Татьяны Иосифовны, которая уже в течение нескольких десятилетий с успехом использует веселые парные танцы, игры, ритмические композиции в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Важную роль в создании системы музыкально-ритмического воспитания дошкольников сыграли замечательные учителя – О. Д. Головчинер, А. Ю. Айзекович и др.

Опыт включает репертуар для занятий ритмикой и хореографией с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Танцы, игры и упражнения, предлагаемые автором, отличаются доступностью для исполнения, яркостью музыкального сопровождения и могут использоваться на детских праздниках, конкурсах и концертах, а также музыкальных и физкультурных занятиях с детьми.

В методической разработке представлены несложные танцы и ритмические упражнения, удобные для разучи­вания со старшими дошкольниками и младшими школьниками, которые можно вклю­чать в программу различных утренников, выступлений и просто занятий с детьми.

Сборник «Танцевальная ритмика» включает следующие разделы:

  • «Музыкально-ритмические разминки» (тренаж).

Подобные упражнения следует включать в начало занятия, так как их исполнение способствует концентрации внимания у детей, созданию бодрого, приподнятого настро­ения. Важным является также психофизический «разогрев», после которого детям уже легче осваивать те или иные танцевальные движения.

2. «Парные и круговые пляски» - это, пожалуй, незаменимый материал для прове­дения развлечений, утренников, новогодних «Елок» и т. д. предлагаемый репертуар так­ же отличается доступностью для исполнения детьми разного возраста, универсальнос­тью с точки зрения включения в любую праздничную программу.

3. «Сюжетные и характерные танцы» - репертуар для детских праздников. Эти тан­цы отличаются доступностью, легкостью освоения детьми с различной подготовкой.

Их можно оформить яркими костюмами и атрибутами. При исполнении данного ре­пертуара детьми педагог должен обратить особое внимание на выразительность мимикии движений.

4. «Наше наследие» - лучшие разработки по ритмике для дошкольников, созданные нашими учителями (О. Д. Головчинер, А. Ю. Айзекович, Н. Г. Соркиной и др.) в 60-80 гг.

Многие танцы (включенные в 1-й и 2-й выпуски), такие как «Конькобежцы» на музыку Вальдтейфеля, «Снежинки» на музыку Шуберта, «Сиртаки», «Оркестр» на музыку Смета­ны, «Полонез» на музыку Андреева, «Падеграс», полька «Анна», «Собачки», «Танец на ка­нате», «Кадриль» и др., не потеряли своей актуальности и сегодня. Они так же нравятся
детям, как и 20-30 лет назад, и пользуются большим успехом у зрителей.

Многие танцы и упражнения создавались в последние годы в процессе творческого общения с педагогами Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других городов России (полька «Буратино», «Спортивный танец» и др.). В раздел «Наше наследие» включены наиболее популярные танцы и упражнения для детей разработанные нашими учителями в 1970-80 годы (Н. Соркиной, А. Айзекович, О. Головчинер и др.). Этот репертуар успешно используется на занятиях ритми­кой и сегодня.

Все педагоги, обучавшиеся на авторских семинарах Т. Суворовой, уже отметили легкость и доступность предлагаемого репертуара, яркость музыки, возможность использовать эти тан­цы в различных формах работы с детьми: на занятиях, праздниках и развлечениях, детских им­провизированных утренниках.

Наша студия «Радуга»

Студия «Радуга Движений» работает в стенах нашего детского сада уже 3 года. Занятия проводятся во второй половине дня два раза в неделю. В ней занимаются дети старшего дошкольного возраста с разным уровнем творческого и музыкального развития. Учитывается интерес каждого ребенка, его способности, возможности, а также психологические особенности. В начале каждого учебного года мы проводим диагностику психомоторного развития ребенка. Много внимания уделяется работе с застенчивыми, робкими детьми, а также с гиперактивными и импульсивными. Систематические занятия студии помогают детям развить интерес, способности, ведь каждый из детей по – своему талантлив, каждый может передать характерный образ в движении по желании необходимо дать возможность выступить, чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя груз «зажатости».

Вся работа танцевальной студии строиться на основе методических разработок, а также на основе программы Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей». В методические пособия вошли танцы, игры. Которые за многие годы их жизни в детском мире зарекомендовали себя как прекрасный репертуар, созданный мастерами и коллективом музыкально – ритмических движений Санкт – Петербурга, а также авторские композиции. Трудно переоценить представленный в методическом пособии материал: он направлен на успешность ребенка, благодаря доступности, простоте, выразительности, как музыки, так и соответствующей ей танцевальной композиции. К данным разработкам прилагаются аудио записи на CD дисках.

В работе с детьми мы используем следующие формы:

  • -знакомство с содержанием музыкальных произведений.
  • -Воссоздание характерного образа средствами движений.
  • -Анализ продуктов деятельности.

Первые занятия в танцевальной студии мы начинаем со слушанья музыкальных произведений.

Весь процесс обучения делиться на III этапа:

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления о танце, упражнения или игры. На этом этапе обучения педагог знакомит детей с музыкальным репертуаром, объясняет и демонстрирует движения, а дети пытаются воссоздать увиденное, апробировать движения подражая педагогу.

Название танца, или упражнения вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа (например, «Капельки») и активизирует работу центральной нервной системы. Показ упражнения происходит в зеркальном изображении. Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки апробирования упражнения, или движения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Успех начального этапа зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении движений, упражнения, танца целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Второй этап: углубленное изучение разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения движений.

Основная задача этого этапа сводиться к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движений, его последовательности, в танце или игре, усовершенствованию ритма, пластики, жестов, мимики, свободного и слитного выполнения движений танца.

Работая над выразительностью образных движений, используем такие приемы как: мини – этюды, сюжетные этюды, пластические этюды, этюды на основе эмоций, игровые приемы.

Пластические этюды, игровые задания в образе животных помогают лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений, жестов, мимики, пантомимики.

Этюды на основе эмоций: «грусть», «радость», «гнев», «удивление», «страх», а также, продуктивен такой игровой прием, как «живой телефон».

Следующий этап работы – соединение отработанных движений с единим сюжетом.

Последний этап – рождение четко отработанного танца.

Занятия в танцевальной студии и создание сюжетно – танцевальных композиций позволяют ребятам с большим интересом погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, они учатся формировать свои мысли, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Эти занятия требуют от ребенка умственной и двигательной активности, а также решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Не у всех детей все получается сразу, это длительный процесс. А когда у ребенка наступает момент, и он может то, чего не умел раньше, то есть рождает красивый танец, это для него победа.

Выступление на сцене перед зрителями способствует реализации творческой энергии и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Слушая и слыша музыку, ее характер, интонации, смену настроения, ребенок входит в образ и передает услышанное в движении, получая от этого огромное эмоциональное наслаждение. Самый короткий путь для музыкальной стимуляции умственной и двигательной активности - это игра, фантазирование, сочинительство.

Снятие зажатости, обучение чувствованию и творческому воображению – это путь, через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать танцевальная деятельность. Движение под музыку, создание и воплощение сюжетно – танцевальных композиций связывают творческие проявления с личными переживаниями, ведь музыка обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Занятия в танцевальной студии расширяют познания окружающего мира и действительности, учат детей решать проблемы, находить новые ответы, правильно поступать в тех, или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью с творческой «изюминкой» внутри.

Результат такой систематической и планомерной деятельности является выступления юных артистов перед воспитанниками детского сада, родителями, на развлечениях, утренниках. Периодически мы устраиваем гостевые обмены для воспитанников ближайших детских садов и городские мероприятия.

Литература.

  1. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учебное пособие. Выпуск 2. – Спб: «Музыкальная палитра», 2005. – 48с.
  2. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учебное пособие. Спб.: «Музыкальная палитра», 2004. – 44с.
  3. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учебное пособие. Выпуск 3. - Спб.: «Музыкальная палитра», 2005. – 40с.
  4. Горшкова Е.,НИИ дошкольного воспитания АПН СССР «О формировании музыкально – двигательного творчества в танце». Дошкольное воспитание №12 – М: Просвещение,1991.
  5. Бочкарёва Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебно-методическое пособие – Кемерово,1998 –64с.;
  6. Фирилёва Ж..Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений – СПБ.: «Детство – пресс»,352с.
  7. Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. – М., 1985. - Т. I.
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  9. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высш. И сред. Учебных заведений. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304с.
  10. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М., 1999.
  11. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. – С-Пб., 2000.

4.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

5.Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. М., 1965.

6.Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. – Дошкольное воспитание, 1965, № 5.

7.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961.

8.Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125с.

9.Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н.А. Ветлугиной - М., Просвещение, 1974.

10. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М, Академия, 2000.

Музыкальное творчество

Этапы формирования музыкального творчества

1.этап. Накопление опыта. Ребенка надо учить образному видению (восприятие приобретает эстетическую окраску). Музыкальное восприятие помогает ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствует зарождению художественных образов в его творчестве.

2.этап. Собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (сочиним песенку, придумаем танец). Наличие замысла побуждает детей к поискам художественных средств его реализации: поиски композиции, выбор различных движений, выбор слов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

3.этап. Появление новой продукции. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования творческих способностей.

Условия успешности детей в творческой деятельности.

· Постоянное обогащение творческого опыта детей впечатлениями. Окружающая среда должна быть динамичной, обладать высокой степенью неопределенности, неожиданности и богатством возможностей. Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятых готовых. Необходимо обогатить ребенка новыми знаниями и представлениями музыкального искусства. Можно использовать экскурсии, походы на концерты, в театры;

· Систематическая работа по обогащению и активизации музыкальных навыков и умений. Дети нуждаются в пополнении музыкально восприятия. Процесс обогащения музыкальных знаний и навыков связан с формированием новых понятий и умениями активно пользоваться накопленным запасом;

· Целенаправленное, увлеченное построение обучения. При этом условии необходимо соблюдать общедидактические принципы: систематичность, последовательность, повторность, гуманный подход к ребенку. Музыкальное занятие не должно носит принудительный характер, а протекать на позициях сотрудничества и партнерства;



· Организация разнообразной, богатой, развивающей среды. Для проявления творчества необходимо создание благоприятной атмосферы, положительного эмоционального фона.

Песенное творчество

Один из центральных разделов программы музыкального развития ребенка - песенное творчество.

Чтобы ребенок смог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, т. е. основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуются воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.

Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Лишь немногие дети обнаруживают все эти качества в младшей и средней группах детского сада. Большинство овладевают ими к старшему возрасту.

Тем не менее песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания (спеть свое имя, колыбельную или плясовую кукле и т.д.).

Чтобы сориентировать дошкольников в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий (и сопутствующий) первым творческим проявлениям детей:

1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти топику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» - точное воспроизведение заданных интонаций;

3) различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);

4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);

5) транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.

Кроме того, можно использовать творческие заданий для развития песенного творчества:

ü импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

ü импровизация музыкальных вопросов и ответов;

ü сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.

ü выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение;

ü поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков;

ü окружение разучиваемой песни "веером" сходных, родственных интонаций, позволяющее непроизвольно формировать у детей обобщенный образ мелодии, внутреннее слышание интонации данной песни;

ü активное включение в игровые ситуации, в диалоги - музыкальный "разговор";

ü сопоставление мелодий, отдельных музыкальных фраз на основе интонационного постижения.

Детям 2 - 3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слошля-ля. та-та и т.д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию. Например, во второй младшей группе (музыкальный руководитель Л.А. Волкова, Москва) было дано задание покачать маленького цыпленка и спеть ему колыбельную песенку. Все ребята напевали мелодии без текста, но одна девочка спела песенку на свой текст: «Спи, мой маленький» - очень нежно, тоненьким голоском.

Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.

Дети 4 - 5 лет выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением под страивания к звукам, транспонирования мотивов.

Дети 5 - 6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря», например «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.

В 6 - 7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня). Правда, подобные задания они пробовали выполнять и раньше, по на несколько ином уровне.

Этапы развития песенного творчества:

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Наличие у песен словесного текста делает их доступнее по содержанию, чем другие музыкальные жанры. Работу над песенным творчеством можно разделить на три крупных части:

1) Речевой этап. По теории Б.В. Асафьева музыка в звуковысотной интонации ближе всего к речи. Репертуаром для творческих заданий по развитию музыкальной речи могут быть русские народные потешки, попевки, яркие и образные, они изображают птиц, зверюшек. «Рассказывая» интересно и ярко, такие речевые упражнения формируют у ребёнка эмоциональный отклик на пение и интерес к нему.

Для восприятия метра и ритма речи подбираются стишки, где чётко прослушивается метр:

Лю-ли, лю-ли, лю-ли, при-ле-те-ли гу-ли.

Это могут быть любимые стихи детей, которые они смогут повторять в самостоятельной деятельности:

Зай-ку бро –си- ла хо -зяй -ка, под дож- дём о -стал -ся зай-

Необходимо побуждать детей выразительно, образно прочитывать тексты упражнений и стихов.

2) Вокализация стихов или речь нараспев – промежуточное звено между речью и пением. А.Д. Демченко рекомендует эту технику как необходимый этап в работе над вокалом. А в нашем дошкольном учреждении это ещё и оздоровительные упражнения.

При вокализации стихов за счёт пропевания гласных, формируется певческое дыхание, а также правильная осанка. Для этих упражнений очень подходят детские стихи и даже сказки в стихах, такие, как «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево», «Тараканище» К Чуковского и т.п. Знакомые и популярные стихи дети интерпретируют с удовольствием и азартом. Это благодатная почва для проявления творчества. При занятии вокализацией необходимо обращать внимание детей на выразительность нашего голоса и побуждать их разнообразить его тембровое звучание, например:

Мишка косол-а-а-апый по лесу идёт,

Шишки собира-а-ает, песенки поёт.

Мишка идёт ме-е-едленно, вперева-а-алочку, ему трудно наклониться, он тяжё-о-олый.

Педагог может образным рассказом подготовить ребёнка к прочтению стихотворения вокально.

3) Собственно песенное творчество .

а) звукоподражание – это передача звуков окружающего мира. С самого раннего возраста ребёнок подражает лаю собаки – гав, гав, мяуканью кошки – мяу-мяу. При чтении взрослыми книг, он с удовольствием говорит голосом знакомых животных. Поэтому звуковая импровизация ему понятна и очень интересна:

Сели куры на забор

И пустились в разговор:

Ребёнок:

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Педагог побуждает ребёнка звуками ко-ко изобразить весёлую курочку, интонируя стихотворение высоким голосом, он подсказывает ребёнку звуковысотность импровизации, способствует формированию звуковысотного слуха.

Муз.р.: Котятки, котятки,

Малые ребятки.

1 реб: Мяу, мяу!

Муз.р.: Мы все подрастём,

За мышатами пойдём.

2 реб: Пи-пи-пи!

Используя в одном стихотворении две импровизации, можно выстроить их по принципу динамического контраста: котята мяукают громко, а мышки пищат тихо, чтобы котята их не нашли. Так создаются предпосылки формирования звукового выразительного образа.

б) вопросно-ответные импровизации . Самый простой и понятный ответ – назвать своё имя, поздороваться, попрощаться:

Как тебя зовут? – Катя.

До свидания, дети! – До свидания.

Здравствуйте, ребята! – Здравствуйте!

Где был, Иванушка? - На ярмарке.

Что купил, Иванушка? - Курочку.

в) ритмические импровизации на слоги . Имея навык чтения ритмоформул ребёнку предлагается выполнить импровизацию по ним, используя слоги: да, ду, ля.

Танцевально-игровое творчество

Развитие детского танцевально-игрового творчества осуществляется в процессе выполнения детьми четырех типов заданий .

1 тип. Воспроизведение музыкально-игрового образа в процессе слушания вокальной и инструментальной музыки.

2 тип. Инсценирование стихов, небольших рассказов с музыкой и без нее.

3 тип. Сочинение плясок различных игровых и сказочных персонажей.

4 тип. Импровизация

Основные задачи танцевально-игрового творчества :

  • настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для игровой деятельности;
  • учить эмоциональному исполнению игр, вызывая желание участвовать в них;
  • вовлекать малышей в сюжетные музыкальные игры, в которые они могли бы выполнять под музыку различные роли и учитывать взаимоотношения в игре;
  • побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх (придумать и показать движения зайца, лисы и т.д. соответствующие характеру персонажа сказки);
  • учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния.

Работа над образом идет с постоянным усложнением - от передачи детьми простейших характерных движений игрового образа в раннем возрасте, до сочинения плясок и балетов в старшем дошкольном возрасте.

Развитие музыкально-игрового творчества осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Оно осуществляется во всех видах музыкальной деятельности и заключается в выразительной передаче детьми особенностей образа.

Система работы педагога в этом направлении включает творческие задания по воспроизведению детьми музыкально-игрового образа:

а) в пении, в пении с движениями;

б) в обучении элементам нотной грамоты и игре на музыкальных
инструментах;

в) в музыкально-ритмических движениях;

г) в слушании инструментальной музыки, дидактических и подвижных
играх;

д) в движении без музыкального сопровождения;

е) в драматизации сказок, постановок опер, балетов.

Творческие проявления детей в ритмике являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать "свой" музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Когда дети слушают русскую народную мелодию "Как у наших у ворот", у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребенок не чувствует шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеет танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то инсценировка-импровизация у него не получится выразительной. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций и

Приведенная ниже последовательность творческих заданий способствует творческому развитию детей.

На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю.Литовко и т.д.).

На втором этапе задания усложняют - развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей ("Ворон", русская народная прибаутка; "Всем, Надюша, расскажи", белорусская народная песня; "Сапожник", чешская народная песня и т.д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей ("Котик и козлик", музыка Е. Тиличеевой; "К нам гости пришли", музыка Ан. Александрова; "У медведя во бору", русская народная мелодия и т.д.), найти элементы национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и др.).

На четвертом этапе дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца ("На мосточке", музыка А.Филипенко; "Жили у бабуси", русская народная песня; "Кто построил дом?", музыка Е.Тиличеевой и т.д.).

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада и конечно в семье нужно целенаправленно учить детей воплощать характер, образы музыки в движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для творческих проявлений в ритмике. Ребенка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем. Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Ребятам предлагают и классическую, и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться, только если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, которые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмических движений.

Развитие танцевально-игрового творчества посредством музыкальных игр.

Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество. Музыкальные игры таят в себе большие возможности для творческих проявлений детей. Действия персонажей подсказываются изобразительным характером пьесы. Инсценирование песен связано с их со­держанием. Здесь возможны стереотипные дви­жения, но творческими их можно назвать лишь в том случае, если ребенок придумал оригиналь­ное движение, передавая характерные повадки персонажа в соответствии с музыкой и литера­турным текстом.

П/И Зайка серый умывается

Все играющие образуют круг. Выбранный зайкой становится в середину. Дети произносят:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается.

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

Зайка проделывает движения в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-нибудь из детей. Тот, к кому подойдет зайка, прыжками отправляется на середину круга. Игра повторяется 5-6 раз.

Примечание: В кругу могут находиться и несколько заек - 4-5. Они одновременно выполняют игровое задание.

П/и «Ой, летали птички»

Творческие проявления детей в ритмике, так же как в пении и игре на детских музыкальных инструментах, являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Когда дети слушают русскую народную мелодию «Как у наших у ворот» (в обработке В. Агафонникова), у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеют танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то инсценировка-импровизация у них не получится выразительной. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций и т. д.

Приведенная ниже последовательность творческих заданий, как показали специальные исследования и опыт работы детских садов, наилучшим образом способствует творческому развитию детей".

На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю. Литовко; танцы смелых кавалеристов, музыка Е. Тиличеевой и т. д.)2- На втором этапе задания усложняют - развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей («Ворон», русская народная прибаутка; «Всем, Надюша, расскажи», белорусская народная песня, обр. А. Полонского; «Сапожник», чешская народная песня, обр. Ан. Александрова и т. д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей («Котик и козлик», музыка Е. Тиличеевой; «К нам гости пришли», музыка Ан. Александрова; «У медведя во бору», русская народная мелодия и т. д.), найти элементы национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и др.).

На четвертом этапе ребята выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца («На мосточке», музыка А. Филиппенко; «Жили у бабуси», русская народная песня; «Кто построил дом?», музыка Е. Тиличеевой и т. д.).

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье нужно целенаправленно учить ребят воплощать характер, образы музыки в движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для творческих проявлений в рит¬мике3. Ребенка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем. Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Педагог должен особо позаботиться о создании благоприятных условий для обучения. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами, и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка (песня, инструментальная пьеса, имеющие название, эпиграф) занимает ведущее место в творческих заданиях, так как поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее содержание и создать музыкально-игровые персонажи, составить элементы или целостную композицию танца. Начинать желательно с инсценировок песен, ярких по содержанию и динамике развития образов. Самые лучшие песни для таких заданий - народные («Где ты был, Иванушка?», обр. М. Иорданского; «Две тетери», русская народная песня; «Как на тоненький ледок», русская народная мелодия и т. д.). Народные мелодии часто используются для составления танцевальных композиций, например: «Гопак», украинская народная мелодия; «Ходила младешенька по борочку», русская народная мелодия; «Петушок», латышская народная мелодия; «Выйду ль я на реченьку», русская народная мелодия и т. д.

Вместе с тем ребятам предлагают и классическую, и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться только если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, которые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмических движений.

Развитие детского танцевально-игрового творчества осуществляется в процессе выполнения детьми четырех типов заданий .

1 тип. Воспроизведение музыкально-игрового образа в процессе слушания вокальной и инструментальной музыки.

2 тип. Инсценирование стихов, небольших рассказов с музыкой и без нее.

3 тип. Сочинение плясок различных игровых и сказочных персонажей.

4 тип. Импровизация

Основные задачи танцевально-игрового творчества :

  • настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для игровой деятельности;
  • учить эмоциональному исполнению игр, вызывая желание участвовать в них;
  • вовлекать малышей в сюжетные музыкальные игры, в которые они могли бы выполнять под музыку различные роли и учитывать взаимоотношения в игре;
  • побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх (придумать и показать движения зайца, лисы и т.д. соответствующие характеру персонажа сказки);
  • учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния.

Работа над образом идет с постоянным усложнением - от передачи детьми простейших характерных движений игрового образа в раннем возрасте, до сочинения плясок и балетов в старшем дошкольном возрасте.

Развитие музыкально-игрового творчества осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Оно осуществляется во всех видах музыкальной деятельности и заключается в выразительной передаче детьми особенностей образа.

Система работы педагога в этом направлении включает творческие задания по воспроизведению детьми музыкально-игрового образа:

а) в пении, в пении с движениями;

б) в обучении элементам нотной грамоты и игре на музыкальных
инструментах;

в) в музыкально-ритмических движениях;

г) в слушании инструментальной музыки, дидактических и подвижных
играх;

д) в движении без музыкального сопровождения;

е) в драматизации сказок, постановок опер, балетов.

Творческие проявления детей в ритмике являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать "свой" музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Когда дети слушают русскую народную мелодию "Как у наших у ворот", у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребенок не чувствует шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеет танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то инсценировка-импровизация у него не получится выразительной. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций и т. д.


Приведенная ниже последовательность творческих заданий способствует творческому развитию детей.

На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю.Литовко и т.д.).

На втором этапе задания усложняют - развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей ("Ворон", русская народная прибаутка; "Всем, Надюша, расскажи", белорусская народная песня; "Сапожник", чешская народная песня и т.д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей ("Котик и козлик", музыка Е. Тиличеевой; "К нам гости пришли", музыка Ан. Александрова; "У медведя во бору", русская народная мелодия и т.д.), найти элементы национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и др.).

На четвертом этапе дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца ("На мосточке", музыка А.Филипенко; "Жили у бабуси", русская народная песня; "Кто построил дом?", музыка Е.Тиличеевой и т.д.).

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада и конечно в семье нужно целенаправленно учить детей воплощать характер, образы музыки в движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для творческих проявлений в ритмике. Ребенка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем. Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Ребятам предлагают и классическую, и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться, только если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, которые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмических движений.

Развитие танцевально-игрового творчества посредством музыкальных игр.

Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество. Музыкальные игры таят в себе большие возможности для творческих проявлений детей. Действия персонажей подсказываются изобразительным характером пьесы. Инсценирование песен связано с их со­держанием. Здесь возможны стереотипные дви­жения, но творческими их можно назвать лишь в том случае, если ребенок придумал оригиналь­ное движение, передавая характерные повадки персонажа в соответствии с музыкой и литера­турным текстом.

Статьи по теме: