Так ли важно, во сколько дети ползают? Ленивый ребенок: что делать, если малыш не хочет двигаться Маленький ребенок не хочет двигаться.

Консультируя молодых родителей он-лайн, я часто сталкиваюсь с вопросами развития и сравнением своего ребенка с другими: «А вот соседский малыш уже сидит в 5 месяцев… а подруга говорила, что ее дочь с 6 месяцев стояла на ножках… наш ребенок еще не сидит - что делать» - и так далее.

Послушав такие рассказы, родители начинают сомневаться в правильности развития своего ребенка, начинают «упорные тренировки», чтобы добиться результатов подруг и соседей, зачастую ценой здоровья малыша. Только вот правы ли они, нужны ли специальные усилия по развитию навыков? Прежде всего, хочется отметить одну важную вещь - развитие ребенка это индивидуальный, особым образом запрограммированный в каждой клетке тела процесс. Он не может абсолютно идентично идти у разных детей, так как не бывает двух абсолютно одинаковых малышей даже среди близнецов. Развитие ребенка - это процесс закономерный и нельзя его стимулировать и насильно подгонять. Ничего кроме вреда это ребенку не принесет, особенно если за это возьмутся родители, не имеющие познаний в детской анатомии или физиологии. Помогайте ребенку грамотно!

Общие замечания

Примерно к пяти-шести месяцам малыши учатся основным навыкам - ползанию и сидению, к полугоду многие ребятишки способны присаживаться, опираясь ручками или сидя на бедре. Кроме того, расширяется граница любознательности ребенка - с пяти месяцев малыш подолгу может держать в ручках предметы, он тащит их в рот, облизывает и обсасывает. Детям становится интересно засовывать пальчики и предметы в колечки, дырочки и прорези, стучать по разным поверхностям игрушкой, бить их друг об друга. Малыши могут мять мягкие игрушки или резиновые пищалки, и таким образом разрабатывают кисть, а звуки игрушки развивают ассоциативные связи.

Чтобы развить навык ползания, необходимо давать ребенку возможность примерно с полугодовалого возраста свободно перемещаться, лучше всего на полу. Там ребенок чувствует себя более уверенно, он может спокойно переворачиваться, без риска упасть и травмироваться, ползти в любом направлении, не рискуя удариться о спинку кровати или наткнуться на углы. По полу можно разложить яркие мягкие игрушки, огородить зону ползания валиками и подушками, поставить картинки.

Перед тем как начать развивающие упражнения, вам необходимо подготовиться к ползанию крохи по полу - полы должны быть чисто вымытыми, теплыми и гладкими. Зимой можно застелить их паласом или одеялами, пледами, в летнее время достаточно вымыть с дезинфицирующими средствами или мылом. После мытья полы протрите чистой водой и дайте хорошо просохнуть.

Полы должны быть гладкими - в идеале это дерево, ламинат, ковролин или линолеум, хотя последний может быть скользким. Покрытие должно плотно быть прикреплено к полу и не иметь выступающих швов и щелей. Проползите сами по всем полам на четвереньках и уберите по ходу движения все предметы, которые могут упасть от толчка или представлять другую потенциальную опасность (шнуры, провода). Приберите с пола все возможные мелкие предметы, проверьте, чтобы был закрыт доступ к обогревателям и батареям, розеткам. Прикройте острые углы мебели и дверей подушками или специальными накладками, поставьте на дверь блокиратор закрывания, чтоб кроха не прищемил пальчики.

На первое время можно огородить посреди комнаты стульями или специальным заборчиком небольшой «загончик» примерно 2х2 м, застелив внутри борта мягкой тканью. По мере тренировки навыков малыш будет расширять границы своей территории.

Освоение навыков ползания

Сперва ползание придется стимулировать: поместите перед малышом яркие и красивые игрушки, чтобы у него возникло желание за ними тянуться. Все дети ползают в своей манере: кто-то на животе, другие на четвереньках, третьи - пятясь или бочком, на вытянутых ногах или на согнутых в коленях. Однако есть отдельные малыши, которые пропускают процесс ползания и сразу начинают ходить, причем раньше остальных детей.

Ползание является важным этапом в развитии ребенка, и важно не упустить этот момент, а неврологи утверждают, что ползание для дальнейшего развития ребенка даже важнее, чем его первые шаги - оно сильно стимулирует развитие крохи. Именно при ползании у малыша устанавливаются взаимосвязи между полушариями мозга. Дети, рано начинающие ползать, равномернее развиваются оба полушария, у них нет явного преобладания одного из полушарий над вторым, а это залог успеха и в точных науках, и в гуманитарной сфере.

Помимо этого, ползание в возрасте 7-9 месяцев является оптимальным способом распределить физические нагрузки на все группы мышц. Психологические и эмоциональные нагрузки непосредственно связаны у таких малышей с физической деятельностью. За счет работы мышц поддерживается активный тонус нервной системы. Чем меньше будет двигаться ребенок, тем медленнее и пассивнее будет он воспринимать окружающий мир. В будущем это может проявиться замкнутостью, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. Если нет достаточной нагрузки на мышцы, хуже развиваются скелет и суставы, мало тренируется сердце и сосуды, нарушается кровообращение в тканях и замедляется обмен веществ; у малоподвижного ребенка хуже иммунитет, такие дети чаще и дольше болеют.

Почему дети не хотят ползать?

Если вы пытаетесь помочь вашему ребенку освоить навыки ползания, а он упорно не хочет это делать, стоит прежде всего выяснить, почему малыш не хочет предпринимать попытки ползать на четвереньках. Специалистами выделяется восемь основных факторов, которые могут мешать ребенку:

Недоразвитость мышц или их слабость из-за заболеваний, например, при рахите. Диагноз обычно устанавливается педиатром во время планового осмотра, им же и назначается лечение и курс массажа. При игнорировании советов врача и самостоятельных занятиях ползанием у такого ребенка может серьезно травмироваться связочный аппарат и мышцы.

Большой вес и тучность. Скелет малыша еще слаб и не может выдержать нагрузку такого веса. Перекормленные и очень полные дети закономерно отстают в физическом развитии, они позже осваивают все навыки, им просто очень трудно двигаться.

Малоподвижное пребывание в постели в результате длительной болезни или ношения ортопедических конструкций, частые болезни в первые полгода жизни. Обычно такие малыши чуть позже, окрепнув, начинают активно догонять в развитии сверстников.

Различного рода травмы рук и ног, переломы, растяжения и вывихи, сильные ушибы. Боль не дает ребенку свободно двигаться.

Практика тугого пеленания не дает своевременно освоить некоторые навыки. Дети, с раннего возраста находившиеся в свободной одежде, раньше учатся управлять своим телом и раньше начинают ползать. Если вы не можете обходиться без пеленания, то при любой удобной возможности предоставляйте ребенку свободу движений - он не должен всегда быть спеленут.

Длительное нахождение в манеже и пользование прыгунками и ходунками не дает ребенку возможности развить навыки ползания. Конечно, на несколько минут в день, чтобы сделать необходимую домашнюю работу, можно пользоваться манежем, но в общей сложности ребенок не должен быть там более 2 часов в сутки и не более получаса подряд. А вот ходунки и прыгунки врачи вообще не одобряют.

Предрасположенность к позднему ползанию, переданная по наследству. Врачи давно заметили, что навыки физического развития передаются по наследству, мальчики обычно наследуют отцовские черты, а девочки - материнские. Расспросите своих родителей о вашем развитии и примерно в эти же сроки ждите прогресса у вашего карапуза.

Отсутствие интереса к ползанию. Задача родителей так заинтересовать ребенка, чтоб он не мог устоять от соблазна поползти за любимым предметом или игрушкой.

Учим ся ползать

Примерно к пяти месяцам ребенок становится более ловким и в достаточной мере овладевает своим телом, координирует движения. Малыш будет пытаться перевернуться со спины на живот и обратно, он захватывает маленькие игрушки, которую подвешивают над кроваткой, приподнимает корпус на вытянутых руках лежа на животе и тянется ручкой вперед, чтобы что-нибудь взять. Это указывает родителям, что ребенок дорос до ползания. Однако одной физической готовности к ползанию мало, необходимо наработать практические навыки ползания и отточить мастерство.

Среди родителей распространен миф, что помогать в ползании необходимо только ослабленному или отстающему в развитии ребенку, а здоровые дети сами освоят эти навыки. Но это не совсем верно. Часть детей, конечно, способна скоординироваться и почувствовать верную тактику движения, и они пытаются все делать самостоятельно, передвигаясь на четырех точках опоры. Однако у большинства малышей ползание первое время вызывает трудности и им необходимо помочь. Конечно, время даст возможность сформироваться всем навыкам, и ребенок все равно научится ползать, и ходить, и бегать, только сделает он это медленнее ровесников, с которыми занимались с рождения.

Не стоит пускать процесс на самотек; зачастую ребенок первые три-четыре месяца развивается правильно, и родители прекращают с ним занятия, что является ошибкой. К 6-8 месяцам у крохи начинаются проблемы с развитием двигательной сферы и отставание в развитии от сверстников.

Подготовка маленького ребенка к ползанию и освоению новых пространств начинается с воздушных, водных ванн и массажей. Массажи не обязательно делать у платных специалистов. В большинстве своем с обычным комплексом массажа и гимнастики отлично справляются сами родители, важна только регулярность и систематичность. Нужно заниматься физической культурой с первых дней жизни и не ждать, когда малыш подрастет и окрепнет - тогда будет уже поздно.

Основной эффект массажа, проведенного мамой или папой -приток крови к мышцам и связкам, повышение их тонуса и улучшение питания кожи, раздражение рефлексогенных зон. Как результат - улучшение тонуса мышц и активности малыша, усиление обмена веществ и становление различных функций организма.

Самые простые упражнения с малышом показывает медсестра или неонатолог при выписке, либо патронирующий вас участковый врач; комплексы (и даже с картинками) можно найти в интернетем. Массаж проводят дважды в день, поглаживая и растирая мышцы по 10-15 минут в день перед купанием или после завтрака. Движения должны быть легкими и плавными, не доставлять крохе дискомфорта и приносить только положительные эмоции. Основное правило - процесс начинается с периферии, от ручек и ножек, и идет к центру тела.

Очень полезной для дальнейшего ползания является рефлекторная гимнастика, которую базируют на врожденных (безусловных) рефлексах. Проводят пальцами вдоль позвоночника, стимулируя разгибание спины, дают опору пяточкам, чтобы малыш ими отталкивался. Важно выкладывать малыша на живот голеньким и давать подвигаться всем телом, он будет поднимать головку, махать ручками и ножками. Лежать на животе вообще полезно, так лучше отходят газы и укрепляется брюшной пресс. По прошествии времени малыш начинает приподниматься на предплечьях и поднимать верхнюю часть тела, толкается ножками от поверхности и в результате ползет - иногда правда назад, но это тоже полезно. Потом он научится ползти во всех направлениях.

Примерно к трем месяцам в массаж добавляют простые физические упражнения - скрещивают ручки и ножки, делают ими круговые движения, присаживают и выгибают тельце, поворачивают малыша со спины на животик и обратно (сначала перевороты делает мама, потом малыш учится это делать сам). Как только малыш хорошо научится переворачиваться с бока на бок, он предпримет попытки ползать самостоятельно или при помощи родителей.

Если малыш физически развит и здоров - пора действовать. Положите малыша на животик на твердой поверхности, и на небольшом расстоянии разместите новую или особо любимую игрушку. Затем чуть подтолкните малыша к ней, чтоб он мог потянуться и немного проползти, а не сразу достать ее. Наш сын пополз за пультом от телевизора. По мере успехов отодвигайте заветную вещицу все дальше от карапуза…

Во второй части статьи мы погорим о других важных навыках - сидении и хождении.

Первые шаги малыша – очень важный этап не только для самого ребенка, но и для его родителей. Мама и папа зачастую так ждут этого, что готовы ускорить его наступление или впадают в панику, если оно долго не начинается. Анатолий Васильевич Черняев, травматолог-ортопед, вертебролог сети медицинских клиник «Семейная» рассказывает читателям Летидора, почему не надо торопиться.

Рано или поздно

Самое главное, что должны запомнить все родители – точного единого срока, когда ребенок должен пойти, не существует. Каждый малыш делает это индивидуально. В среднем дети начинают ходить в год, однако приблизительной нормой считается промежуток от 9 месяцев до 1,5 лет.

На то, как быстро пойдет ребенок, могут повлиять несколько факторов. Во-первых, его телосложение. Более крупные детки, как правило, делают первые шаги позже, чем худенькие. Многое зависит и от темперамента малыша. Есть дети спокойные, менее любознательные, им комфортно развиваться в более спокойном темпе, чем активным и очень подвижным.

Если ребенок не торопится ходить, родителям можно узнать, во сколько они сами сделали первые шаги. Если это произошло не очень рано, то ваш малыш, возможно, унаследовал это генетически.

Если малыш не пошел и в 18 месяцев, этого можно не пугаться. Когда ребенок физически здоров, ортопед и невролог не видят в нем никаких патологий, при этом он весел и активен, то нет повода переживать. Постепенно его двигательная активность придет в норму, и он пойдет.

К слову, если малыш пошел слишком рано, до 9 месяцев, особо радоваться тоже не нужно. Его позвоночник и мышцы ног еще не окрепли, и ходьба может стать слишком большой нагрузкой на них. Это может привести к проблемам с костно-мышечной системой в будущем (искривлению позвоночника и стоп, плоскостопию). То же самое может произойти, если родители начнут самостоятельно раньше времени активно ставить ребенка на ноги.

Когда ваш ребенок делает первые шаги, важно быть внимательнее к нему – некоторые признаки требуют обращения к ортопеду:

  • если ребенок опирается не на всю стопу, а на носочки. Это означает, что его мышечный тонус нарушен, что может повлечь за собой проблемы с осанкой и походкой;
  • если ноги малыша выгнуты буквой «О». Такой признак может проявиться из-за нехватки витамина D (от этого кости становятся менее крепкими), слабых мышц или недоразвитых связок;
  • если его ноги сильно повернуты носками внутрь или же наоборот разведены наружу;
  • если стопы заваливаются вовнутрь, а колени сомкнуты. Причиной такого искривления (вальгусного) могут стать рахит, лишний вес, различные травмы.

Все эти признаки требуют наблюдения у врача и лечения – от специальной гимнастики до массажа и ношения ортопедической обуви.

Хождение – естественный процесс, и все дети рано или поздно осваивают его самостоятельно. Но многим родителям не терпится его ускорить, и они покупают различные предметы, способствующие этому, такие как ходунки и прыгунки. Как показывает практика, в этих предметах больше вреда, чем пользы.

Так, ни в ходунках, ни в прыгунках ребенок практически не прикладывает усилий для самостоятельной ходьбы, что лишь замедляет его развитие. К тому же, в них положение его тела и ног отличается от естественного, что может привести к неправильному формированию стопы и искривлению позвоночника. При раннем использовании этих предметов малыш не учится ползать – а ведь это важный период для формирования и укрепления костно-мышечного аппарата, развития мышц не только ног, но и рук.

Если вы все-таки хотите приобрести ходунки или прыгунки, делать это можно не раньше, чем с 7-8 месяцев, когда мышцы ребенка достаточно окрепли, а лучше тогда, когда малыш уже сам начал ходить. Используйте их как дополнительную возможность подвигаться и как веселое развлечение.

На самом деле и без ходунков и прыгунков можно помочь малышу в развитии мышц ножек и скорейшем обучении ходьбе. Для этого достаточно делать массаж и лечебную гимнастику с акцентом на ноги, а также лучше организовать пространство для ходьбы. Так, сидящий в манеже ребенок пойдет гораздо позже, чем тот, который может двигаться по всей комнате. Расположите в ней устойчивые предметы, на которые будет удобно опираться в процессе ходьбы, а также разложите любимые игрушки ребенка, чтобы у малыша была цель для передвижения. Со временем увеличивайте расстояние от одной до другой игрушки.

Когда ребёнок не хочет двигаться или 12 способов увлечь ребёнка заниматься спортом

Не секрет, что современные дети предпочитают проводить всё свободное время за компьютером, планшетом, игровой приставкой, игнорируя подвижные игры и занятия спортом. Но для того, чтобы Ваш ребёнок вырос здоровым, физически активным и успешным необходимо прививать ему любовь к физической культуре и спорту с раннего детства.

Регулярная и посильная физическая активность, начиная с раннего детского возраста, закладывает устойчивую привычку заниматься спортом на всю жизнь.

1. Выходим за пределы игровой площадки не всем детям нравятся или подходят по состоянию здоровья командные виды спорта, поэтому их можно легко заменить на спортивные, бальные или народные танцы, плавание, боевые искусства. Дайте ребёнку время выбрать то, что ему понравится.

2. Нужно заниматься вместе Больше времени проводите совместно с детьми. Для поощрения спортивных успехов полезны семейной поездки на велосипедах, пешие прогулки в лесу или в парке, лыжные эстафеты. На даче можно вместе поиграть в лапту, салки, бадминтон, настольный теннис, устроить соревнования по плаванию.

3. Телевизионное вето Медики отводят детям не более полутора часов в день для просмотра телевизора, поэтому родителям необходимо строго дозировать время, которое ребёнок тратит на компьютерные игры и общение в социальных сетях. В детской комнате запрещено устанавливать телевизор, компьютерную технику, так как это негативно сказывается на детском здоровье.

4. Спортивные родители - лучший пример для ребёнка Поведение родителей - важная ролевая модель для детей, поэтому необходимо целенаправленно формировать у ребёнка положительную мотивацию к занятиям спортом на собственном примере. Меньше лежите на диване – больше гуляйте всей семьёй, замените поездки на лифте пешими перемещениями по лестнице, а главное - сами регулярно и с большим удовольствием занимайтесь каким-либо видом спорта или просто физическими упражнениями.

5. Используйте пряник, а не кнут Дети, страдающие излишним весом малоподвижны, так как они стесняются проявлять свою физическую активность на людях, опасаясь насмешек со стороны сверстников. Они панически боятся трудностей и неудач. Таким ребятам особенно остро нужна поддержка и одобрение со стороны родителей. Шуточки, негативные комментарии, злость или раздражение по поводу их слабых результатов в спорте могут привести к психологической травме, негативному отношению к физическим упражнениям, полному отказу от дальнейших спортивных занятий. Поэтому очень важно постоянно хвалить ребёнка за каждый малейший успех, подбадривать его, говорить о том, что Вы вместе, что Вы верите в его силы и успех, что в следующий раз его результаты будут намного лучше.

6. Один хорошо, а с другом лучше Спортивные занятия станут интереснее и веселее, если пригласить друзей покататься на роликах, погонять на велосипедах, сходить в бассейн, отправиться на лыжную прогулку. Одному скучно кататься на качелях, скользить по горке, лазать на снарядах, играть на спортивной площадке, конечно, лучше это делать вместе с товарищами. Не стоит отказывать, если Ваш ребёнок просит записать его в одну секцию с другом, даже, если Ваши планы на его спортивную карьеру были другими.

7. Спорт как поощрение Сильное принуждение к физическим упражнениям со стороны родителей может вызвать у ребёнка негодование, сопротивление, протест. Мы этого не хотим, так как здоровый образ жизни должен быть не наказанием, а осознанной необходимостью. Ребёнок должен воспринимать физическую активность как награду, как поощрение. Например, пробежка в парке – это отдых после выполнения домашней работы.

8. Необходим план тренировок Регулярные занятия спортом должны занять прочное место в распорядке дня Вашего ребёнка. Они так же необходимы, как уроки в школе, домашние обязанности, посещение кружка, походы по магазинам, общение с друзьями. Так проще привить детям навыки здорового образа жизни. Обязательно продумайте и запланируйте активный семейный досуг в выходные.

9. Займите твёрдую позицию В первую очередь родители должны убеждать ребёнка в том, что систематическая физическая активность и занятия спортом полезны для здоровья, умственного развития, дальнейшей успешной жизни человека. Поэтому необходимо твёрдо отстаивать свою позицию, используя понятную ребёнку аргументацию.

10. Быть спортивным – это круто! Многие подростки стремятся походить на своих кумиров, быть крутыми, соответствовать моде, поэтому они часто выбирают современные (часто небезопасные виды спорта) – восточные единоборства, паркур, катание на скейтбордах и др.

11. Пусть ребёнок выберет сам Спортивные занятия «из-под палки» быстро разочаруют Вашего ребёнка. Лучше дайте ему возможность принять самостоятельное решение о том, чем он хочет заниматься в свободное от школы время, в выходные и на каникулах. Такая свобода выбора даст ребёнку ощущение самостоятельности, контроля над ситуацией, повысит положительную мотивацию и ответственность за принятое решение.

12. Движение – радость Уставшие от уроков школьники охотно поиграют во дворе в подвижные игры, найдут себе весёлые спортивные занятия по интересам.

Они сдались. Десятилетняя Трихна из Бангладеш, двенадцатилетняя Дженифер из Македонии, тринадцатилетняя Кармен из Азербайджана. Их около 150, детей в возрасте от 4 до 17 лет. Все они из семей беженцев. В основном, это девочки, половина - из стран, прежде входивших в состав Югославии и Советского Союза, остальные - из таких государств, как Иран, Сирия, Турция и Алжир.

Они лежат здесь, в Швеции, в состоянии апатии на больничной койке, некоторые уже несколько месяцев назад прекратили есть и говорить, полностью уйдя в себя. Шестнадцать из них обследовались или будут обследоваться в детской психиатрической клинике Стокгольма, остальные - в детских больницах и клиниках по всей стране. Персонал их принудительно кормит, меняет им памперсы, регулярно поворачивает их, чтобы избежать появления пролежней.

У их состояния нет названия. Его называют то "феноменом", то болезнью, иногда "отсутствием контактности" или "апатией беженцев". Врачи в большинстве случаев беспомощны, прежде всего тогда, когда это касается случаев, при которых подобное состояние сохраняется на протяжении более 40 недель.

До сих пор, по данным детской шведской гуманитарной организации Rädda Barnen, такое заболевание нигде и никогда не встречалось, в научной литературе оно не описано. Кроме того, похоже, оно почти что неизвестно вне Швеции. Больных детей, скорее всего, можно сравнить с жертвами войн и травматических переживаний, которые затем бессмысленно носились по округе, словно зомби. "Однако в отличие от детей здесь, в Швеции, такие дети просто не ложатся. Потому что они знают, что тогда они умрут", - говорит Гун Годани, психолог из Rädda Barnen.

Годани наблюдала этих апатичных детей беженцев и недавно на семинаре рассказала о некоторых из них. Тринадцатилетняя девочка из Чечни, которая лежит уже шесть месяцев в одной и той же позе на кровати - ее искусственно кормят, глаза у нее закрыты, на прикосновения она не реагирует. Если ее пытаются поставить на ноги, "она падает, как увядший цветок". В настоящее время ведомство по делам иностранцев ждет, когда ее вместе с семьей можно будет выдворить из страны.

Недавно такую же девочку в состоянии апатии выслали в Боснию. Теперь она живет в Баня-Луке. "Эти дети сдались. Они не знают, что с ними происходит. Их родители - нередко инвалиды, которые больше не имеют возможности заботиться о своих детях".

Гун Годани горько замечает: "Наши методы не помогают, мы не знаем, что нам делать. Эти дети нуждаются помощи, когда приезжают сюда. Но лечат их только тогда, когда их отправляют на освидетельствование".

Состояние этих детей, очевидно, прямо связано с процессом поиска убежища для семьи или причинами, подтолкнувшими их родственников к этому шагу. Родители двенадцатилетней Дженифер прибыли в Швецию на Рождество в 2001 году, они цыгане из Македонии. Дженифер с самого начала определяли в детские и подростковые психиатрические отделения различных больниц, однако серьезно ее стали обследовать, когда семье было отказано в праве на убежище и Дженифер вместе с родителями должны были выслать из страны. Вместо самолета, следующего в Македонию, она была помещена в Стокгольмскую детскую больницу им. Астрид Линдгрен. Теперь ее четырежды в день кормят через зонд.

Как долго это может продолжаться? Пока ребенок не умрет? "Возможно, - говорит Геран Борегард, главный врач подростковой психиатрической клиники Стокгольма. Уже три года он наблюдает это заболевание, но общество заговорило о нем всего несколько недель назад. Не в последнюю очередь потому, что ежедневная стокгольмская газета Svenska Dagbladet подхватила тему состояния апатии у детей беженцев и об этом стало известно всей стране.

Тем временем Бодегард опубликовал первую научную статью о том, что он называет "частичной потерей функций". В своем исследовании он описывает пятерых детей, все они младше десяти лет. Все попали в Швецию из бывших советских республик: девочка, которая становилась все более и более пассивной, пока не слегла, безмолвная и неконтактная; мальчик, которого с трудом удержали от прыжка с моста, после чего он прекратил есть и пить и стал совершенно неконтактным.

У двух из пяти детей были убиты родственники, у большинства из них матери были изнасилованы в их присутствии, или они сами подверглись угрозе изнасилования. Трое из них предпринимали попытки самоубийства. Когда они приехали в Швецию, у них развились депрессия и агрессия, возникли нарушения аппетита - явления, на смену которым пришла пассивность. К врачам они попали, скорее, случайно. Потому что обслуживающий персонал или родители рано или поздно понимали, что за соответствующими симптомами кроется не соматическое заболевание, а безнадежность.

"Самое страшное, что симптомы имеют психическую природу, но ключ к выздоровлению этих детей совсем в другом, - говорит психолог Андреас Тунстрем. - Семьи хотят безопасности, они хотят убежища. Того же хотят дети". Это не означает, что дети симулируют. "Ребенок не может месяцами находиться в состоянии апатии и вести себя так, будто он умирает, - отвергает это напрашивающееся возражение Бодегард. - Кто это утверждает, не видел этих детей".

Против этого тезиса говорит и то обстоятельство, что до сих пор у детей, которые прибыли в Швецию самостоятельно и искали здесь убежище, такие симптомы никогда не наблюдались. Всегда только у тех, у кого рядом семья. Причем, по опыту Бодегарда, решающую роль, очевидно, играют матери и их состояние.

Если семья получает убежище, дети в большинстве случаев возвращаются к нормальной жизни. Они снова начинают говорить, есть, играть. Часто через несколько недель. Однако положительное решение их проблемы некоторым не помогает, потому что часто бывает и так, что они заболевают до того, как возникают сложности с получением убежища.

Однако в большинстве случаев процесс выздоровления находится в непосредственной связи с тем, как дети воспринимают ситуацию, в которой находятся их матери. То есть решающим фактором является неспособность подавленной матери поддерживать у ребенка состояние жизнерадостности. "Очевидно в этой ситуации фрустрации мать оказывается ребенку ближе всех, - предполагает Бодегард. - Почему, об этом можно только гадать".

"Мы не можем сделать детей здоровыми, предоставив их семье вид на жительство, - возражает Ригмор Лангстрем из Migrationsverket, ведомства по делам иностранцев. - Даже если последствием такого заболевания часто становится предоставление семье убежища, оно не может быть для нас исходным пунктом".

В Migrationsverket сделали первые выводы и обучили несколько сотрудниц, как вести опросы детей, здесь хотят быть внимательнее к семьям, дети которых подвержены опасности заболевания. Лангстрем не упрекает детей в том, что они симулируют. "Дети не могут симулировать такие симптомы, - говорит Гун Годани, исходя из своего опыта. - Они действительно больны".

Годани тоже видит причину заболеваний в описанной Бодегардом жизненной ситуации у детей: в травматических переживаниях на родине, в том, с чем они столкнулись в поисках убежища. Разочарованные, подавленные и беспомощные родители, которые больше не могут выполнять свои обязанности, не могут дать детям надежду на лучшее или вообще какое-нибудь будущее. На это еще наслаивается долгое ожидание решения о предоставлении убежища.

Данный процесс в Швеции не более и не менее гуманен, чем в других странах Западной Европы, он вполне сравним с немецким. Почему тогда состояние апатии у детей беженцев наблюдается преимущественно в Швеции, это вопрос, на который до сих пор нет ответа.

Шведский профессор психиатрии Стен Левандер вместе с детским психиатром Хансом Адлером общался с коллегами из многих других стран и выяснил, что там такой феномен частичной потери функций у детей совершенно неизвестен. Поэтому Левандер считает, что в заболевании виноваты особые шведские причины. Среди них: "Мы порождаем психические заболевания, которые не можем вылечить".

Однако детский психиатр Бодегард с этим не согласен. Он предполагает, что таких детей тысячи по всей Европе: "Возможно, это хорошо, что в других странах подобные случае не так часты". Его мнение разделяет психолог Андреас Тунстрем: "Возможно, проблема стала очевидной именно теперь, поскольку о ней заговорили и дали ей название". Ведь в Швеции, в отличие от большинства других стран, психиатрическая помощь оказывается беженцам и детям иностранцев, проживающих в стране нелегально.

Современные дети предпочитают футболу компьютер, а прогулкам — просмотр телевизора или видеоигры. Чтобы ребенок рос здоровым, необходимо привить ему любовь к спорту с самого детства. Физическая активность в детском возрасте закладывает привычку заниматься спортом на всю жизнь.

За пределы игровой площадки

Не всем детям подходят командные виды спорта, такие как футбол или баскетбол. Стоит подумать о плавании, танцах, боевых искусствах или скалолазании. Возможно, потребуется время, прежде чем ребенку что-то понравится.

Заниматься вместе

Дети обожают, когда родители проводят с ними время. А поэтому для поощрения спортивных успехов нет ничего лучше семейной прогулки на велосипедах. Можно играть вместе в классики или салки, прогуляться до школы, устроить соревнование по заплыву.

Телевизор под запретом

Специалисты не рекомендуют детям проводить перед экраном телевизора или компьютера больше 1,5 часов в день. Однако многие современные дети тратят на это 4 и более часов в сутки. Столь вялое времяпрепровождение требует активных альтернатив: прогулки с собакой, бадминтонного матча или игры в пятнашки. Телевизору и компьютеру не место в детской. Подросткам помогают жесткие ограничения времени пребывания в социальных сетях или разговоров по телефону.

Родители — пример для ребенка

Ребенку вряд ли захочется заняться спортом, если мама и папа проводят все свободное время у телевизора или за компьютером. Это не создает положительной мотивации. Родители — это важная ролевая модель для детей. А поэтому нужно постараться заменить поездки на машине прогулкой, вместо лифта пользоваться лестницей и регулярно и с удовольствием заниматься физическими упражнениями.

Не кнут, а пряник

Малоподвижные дети обычно стесняются проявлять физическую активность на людях, особенно если страдают избыточным весом. Они боятся неудачи, насмешек и трудностей. Таким ребятам нужна поддержка родителей. Негативные комментарии или раздражение по поводу плохих результатов в спорте приведут лишь к нежеланию заниматься дальше. А поэтому важно хвалить ребенка за каждый маленький успех и говорить ему, что в следующий раз все будет намного лучше.

С другом веселее

Большинство подростков любят тусоваться со сверстниками. Поэтому лучше пригласить друга прокатиться вместе с вами на велосипедах, или сходить в бассейн, или отправиться на лыжную прогулку.

На спортивной площадке детям намного веселее лазать, бегать, кататься на качелях или скользить по горке с друзьями, чем в одиночку. Если ребенок просит записать его в одну секцию с другом, не стоит отказывать.

Спорт как награда

Насильное принуждение к упражнениям может вызвать со стороны ребенка лавину негодования и сопротивления. Здоровый образ жизни не должен быть наказанием: заставив ребенка присесть 20 раз, вряд ли можно привить любовь к спорту. Напротив, физическая активность должна восприниматься как награда: сын с удовольствием оторвется от домашних заданий, чтобы немного поиграть в футбол во дворе.

План занятий необходим

Детский фитнес должен занять прочное место в календаре семейных дел, наряду со школой, походами по магазинам, днями рождения и художественной секцией. Детям проще привыкнуть к спорту, если он включен в распорядок дня. Со временем ребенок начнет ждать, что в субботу вся семья отправиться в лес на велосипедах, а пару дней в неделю после ужина - на совместную прогулку.

Непреклонность как плюс

Подлежат ли походы в школу, чистка зубов или ремень безопасности в машине обсуждению? Нет, потому что это залог здоровья, безопасности и благополучия детей. Подобного отношения требует и спорт. Нужно убедить ребенка в том, что физическая активность полезна для здоровья и умственного развития, твердо отстаивать свою позицию и не позволять перечить.

Спорт - это круто!

Для некоторых детей очень важно следовать моде и походить на своих кумиров. Если ребенок хочет быть похожим на Брюса Ли, то почему бы не позволить ему заняться карате? Современные и популярные среди подростков виды спорта - это скейтборд, брейк-данс, капоэйра и паркур. Нужно лишь помнить, что не все они безопасны.

Дать детям выбор

Пусть ребенок сам выберет активное занятие после школы или в выходные. Любитель природы захочет пойти в поход, искатель приключений - развлечься на альпинистской стенке, а мыслитель выберет прогулку, велосипед или самокат. Свобода выбора дает ребенку ощущение контроля над ситуацией, а это очень важно для правильной мотивации.

Движение - это весело

Маленького ребенка не нужно заставлять потянуться, как кошка, попрыгать, как кенгуру, или пробежаться, как олень. Малыши обожают подобные игры. Школьники тоже не прочь поиграть на улице после нудных уроков. Веселые занятия можно найти и в дождливый день, когда нельзя выйти во двор. Можно просто включить зажигательную музыку и устроить с детьми танцевальную вечеринку.

Статьи по теме: