Свобода от воспитания. Воспитание свободой

Тема: Подготовка к ГИА по обществознанию.

Учитель: Арчегова Алина Ахсарбековна

В условиях формирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации. ГИА по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными.

  • Цель урока – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ГИА.
  • Задачи урока:
  • повышение предметной компетентности учеников;
  • развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  • краткое изложение и повторение курса обществознания;
  • формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
  • формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности;
  • воспитание положительного отношения к процедуре контроля в форме государственной итоговой аттестации;
  • знакомство со структурой и содержанием контрольно-измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
  • формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
  • психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

Оборудование урока: Бланки ответов, раздаточный материал с текстами заданий., презентация.

Ход урока:

Характеристика структуры КИМ

Из скольких частей состоит экзаменационная работа?

Каковы определяющие признаки каждой части заданий?

Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по форме заданий, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:

  • часть 1 содержит задания с выбором ответа;
  • часть 2 задания с кратким ответом;
  • часть 3 задания с развернутым ответом.

Часть А.

К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается 4 варианта ответа, из которых один правильный. Задание считается выполненным верно, если выбран (отмечен) номер правильного ответа.

В каких случаях задание считается невыполненным?

Задание считается невыполненным в следующих случаях:

а) указан номер неправильного ответа;

б) указан номер двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа;

в) номер ответа не указан.

Часть В и С

Верно, ли оформлен ответ?

В чем особенность работы с заданиями части С?

Ответы на задания части 3 работы формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме.

Продолжительность экзамена.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа(180 минут).

Заполнение бланков ответов.

  • Делать в полях бланков, вне полей или в полях, заполненных типографским способом, какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию бланков.
  • Использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо черной, карандаш даже для черновых записей на бланках, средства для исправления.

Работа с заданиями.

Часть А

А4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества. Б. Взаимодействие природы т общества носит противоречивый характер.

А4. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является частью природы. Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 13. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение может проявляться в особой одаренности и способности человека. Б. Отклоняющееся поведение может быть связано с преступными деяниями.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям. Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А. 16 Верны ли следующие суждения о гражданском обществе,

А. Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей. Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А. 16 Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти. Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определенных социальных норм.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Часть В

Сергей - ученик 9 класса. Помимо учебы, он отдает много свободного времени компьютерным играм. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условиях задания – учебу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия игры от учебы или учебы от игры.

1) дает возможность овладеть новым опытом; 2) построена на замещении реальных предметов условными; 3) имеет определенные мотивы и цели; 4) ведет к усвоению предметных областей.

Черты сходства Черты отличия 1 3 2 4

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)пресечение нарушений общественного порядка; 2) наличие органов исполнительной власти; 3) свободные выборы на альтернативной основе; 4) вынесение приговоров внесудебными органами.

Черты сходства Черты отличия 1 2 3 4

Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРАВИЛА ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ А) при входе в помещение 1) моральные мужчина должен снимать 2) правовые головной убор. 3) нормы этикета Б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35лет. В) Каждый день надо делать какое-то доброе дело. Г) Младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших. Д) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом

Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод) , к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРАВА(СВОБОДЫ) ГРУППА ПРАВ (СВОБОД) ЧЕЛОВЕКА

А) право на охрану здоровья и 1) гражданские (личные) медицинскую помощь Б) защита от произвольного 2) политические вмешательства в личную жизнь 3) социальные В) право на защиту чести и достоинства Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций Д) право на жизнь

Запишите в таблицу выбранные цифры

Часть 3

«Свобода – это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением свободы. Слово «свобода» может означать весьма различные понятия.

Фактически «быть свободным» – значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима.

Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или сознания.

Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или полезны. … некоторые выборы катастрофичны, в чем рано или поздно убеждается каждый на собственном опыте. Обучение свободе, таким образом, еще более важно, чем свобода сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора – нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к отупению, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе».

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста озаглавьте каждый из них.

1. Свобода как благо. 2. Что значит «быть свободным». 3. Свобода и воспитание. 4. Реализация свободы

С2 . Какие обстоятельства, по мнению автора текста, позволяют рассматривать свободу в качестве одного из наиболее ценимых человеком благ? Назовите три обстоятельства .

1. Человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. 2. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе. 3. Преступления наказываются лишением свободы.

2. Возможное объяснение: человек выбирая профессию, исходит из собственных интересов и способностей, что помогает получать удовлетворение от своих занятий и в определенной мере быть счастливым.

С4. Проиллюстрируйте тремя примерами содержащееся в тексте утверждение, что после того, как «выбор сделан, человек теряет часть своей свободы».

1. Человек самостоятельно выбирает место работы, он должен соблюдать правила трудового распорядка(график работы, сроки выполнения работы), таким образом, в определенной мере теряет часть своей свободы.

2.Молодые супруги, заключив брак по обоюдному согласию и любви, приобретают не только новые права, но и обязанности, в определенной мере ограничивающие свободу каждого из них.

3. Человек может вступить в политическую партию, но ему придется считаться с партийными требованиями.

С5. Лена и Наташа мечтали стать врачами, но в первый год после окончания школы не смогли поступить в медицинский институт. Лена пошла учиться в медицинский колледж, затем поступила в медицинский институт и стала врачом. Наташа ре­шила, что в колледже учиться не престижно, и пошла в другой институт, но потом по нелюбимой профессии работать не стала, и перебивается случайными заработками.

Чем можно объяснить такое различие в судьбах девушек? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

1. Объяснение: девочки оказались в непростой ситуации выбора. Одна из них сначала поступила в менее престижное учебное заведение, а затем в ВУЗ, в результате одна добилась своей цели. Другая девочка думала о престиже, но ничего не смогла добиться.

2. Фрагмент текста: «Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты»

Сб. Автор высказывает мнение о том, что обучение свободе «еще более важно, чем свобода сама по себе». С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту этой позиции.

1. Осознавать ответственность за свой выбор.

2. Понимать неоднозначные последствия сделанного выбора.

ЧАСТЬ А В каких случаях задание считается невыполненным? а) указан номер неправильного ответа; б) указан номер двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

Часть В и С Верно ли оформлен ответ? В чем особенность работы с заданиями части С? Ответы на задания части С формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. 1 , 3 , 5

ЗАПОМНИ На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа(180 минут). Что категорически запрещается делать? Делать в полях бланков, вне полей или в полях, заполненных типографским способом, какие-либо записи и пометки, не относящиеся к содержанию бланков. Использовать для заполнения бланков цветные ручки вместо черной, карандаш даже для черновых записей на бланках, средства для исправления.


Свобода как благо

«Свобода – это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением свободы.

Слово «свобода» может означать весьма различные понятия. Фактически «быть свободным» – значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима.

Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или сознания.

Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или полезны. … Некоторые выборы катастрофичны, в чем рано или поздно убеждается каждый на собственном опыте.

Обучение свободе, таким образом, еще более важно, чем свобода сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора – нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к отупению, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе».

(М.Малерб)

В тексте высказывается суждение: «Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе». Сформулируйте свое отношение к приведенной точке зрения. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с позицией автора.

2) Приведены два аргумента (объяснения) в защиту своего выбора, например:

в случае согласия может быть указано, что

Человек свободен, если он делает выбор, исходя из своих собственных желаний и устремлений, и никто ему их не навязывает извне;

Человек должен соотносить выбор со своими индивидуальными способностями, возможностями, навыками;

в случае несогласия может быть указано, что

Человек должен действовать свободно и выбирать, даже если это не соответствует его желаниям, например, выбирать партии в парламент, если он никаких из не знает и не поддерживает;

Выбор работы часто связан не с личными способностями, а с особенностями рынка труда, но все равно человек выбирает из того, что есть на этом рынке.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

В данной связи очень важно избежать смешения свободы ребенка с попустительством. Вряд ли вы сможете полностью обойтись без запретов в воспитании . Для многих родителей слова о том, что свободу ребенка нужно уважать, звучат как призыв прекратить делиться с ним своим опытом и знаниями и начать во всем ему подчиняться. К сожалению, есть взрослые, которые так и поступают, и тем самым позволяют расцветать детскому эгоизму.

Если говорить о свободе и запретах в воспитании , то следует помнить, что в свободе нуждаются все члены семьи, и вы в том числе. У каждого человека есть жизненные потребности и жизненное пространство, которые принадлежит только ему, а также потребности и пространство, в которых мы пересекаемся друг с другом. Уважать свободу ребенка - значит уметь различать, что относится к вашим жизненным потребностям, а что - к его. А также важно умение объяснять и договариваться, так как часто случается, что в один и тот же момент вы и ребенок нуждаетесь в разном.

Например, вы устали после рабочего дня и вам требуется отдохнуть, а ребенок хочет поиграть. Расскажите ему о том, что устали, вам требуется отдых, чтобы быть веселой и здоровой. Скажите, что вы понимаете его желание играть. Предложите ему поиграть в его комнате, в то время как вы полчасика полежите на диване. Вы можете договориться о том, что через полчаса вместе пойдете готовить ужин, а ваш сын или дочка может взять себе в помощники любимого мишку или зайчика. Ребенок часто воспринимает совместную деятельность как «игру во взрослого». Когда детям предлагают что-то сделать (с правом отказаться), а не приказывают, то чаще всего они охотно помогают.

Советуем заранее иметь в виду, что, позанимавшись вместе с вами, он может переключиться на другую деятельность. Поэтому давайте ему небольшие поручения, которые ему под силу, поблагодарите и отпустите играть в свои детские игры.

Многим может показаться подобный способ действий нереальным, потому что ребенок уже привык требовать и получать все, что ему хочется, а в противном случае родителя ждет настоящий взрыв негодования. Значит, вам придется научиться отстаивать свои жизненные интересы. Объясните ребенку все как есть и скажите, что если ему хочется скандалить - это его право. Но в своей комнате. А ваша территория принадлежит вам, и здесь вам должно быть комфортно. Если вам необходим отдых, то вы можете полчаса посидеть у себя в комнате. Потом вы готовы к совместным действиям. Не бойтесь, что вам, возможно, придется закрыть дверь в комнату, а из коридора могут доноситься крики и вопли. Все дети время от времени проверяют родителей на прочность, опытным путем определяя границы допустимого.

Через определенное время идите к ребенку и скажите, что отдохнули и готовы действовать вместе с ним. Не пилите его за безобразное поведение «за дверью». Лучше вскользь заметить, что у детей, которые громко кричат, становится хриплым голос и потом трудно понять, что они говорят. Если малыш надуется - это его право, не пытайтесь «переделать» его настроение. Просто скажите, что, когда сердитость уйдет от него, он может по своему желанию присоединиться к вам. Подобными действиями вы позволяете ребенку получить необходимый опыт обращения со своей свободой. Вы предоставляете ему свободу выбирать свои чувства и действия и в то же время даете возможность понять, что нужно считаться со свободой других людей.


Другая ситуация - ребенок не убирает игрушки в своей комнате. Вы можете высказать свое отношение к этому, сказать, что вам неприятно заходить в неубранную комнату. Но хозяин там - он. Ваша задача - не командовать на его территории, а следить за порядком на своей. На общей территории или в вашей комнате вы вправе требовать от ребенка соблюдения порядка, потому что это затрагивает интересы всех. Он может не убирать свои игрушки, но вы оставляете за собой право перестать заходить к нему в гости и не играть в захламленной комнате. Примеров может быть масса, но общий принцип, нам кажется, понятен.

В американской педагогической практике долгое время пропагандировалось воспитание без ограничений (non - frustration ), то есть запреты в воспитании были полностью исключены, однако такой подход себя не оправдал, потому что жизнь все равно вносит свои коррективы в естественное развитие детей, но если это впервые случается поздно, например, в школе, то вместо ожидаемого педагогического эффекта приводит к сильному стрессу, который испытывает ребенок, ранее никогда не слышавший слово «нельзя».

Неизбежны. В каждой семье с течением времени вырабатывается система воспитания, состоящая в том, как родители наказывают и поощряют ребенка, кто конкретно это делает, есть ли разница в реакциях отца и матери на проступки и достижения ребенка.

Конечно, лучше, если родители согласны друг с другом в подходах к воспитанию. Но и единство подхода, если он не адекватен поведению ребенка, может принести немалый вред его психике. Тотальные запреты, когда нельзя практически ничего (потому что опасно, не принято, вообще просто так), слишком длительные запреты («Ты не будешь смотреть телевизор целый месяц, если принесешь двойку»), запреты на очень важные для ребенка вещи («Ты не пойдешь завтра играть в футбол, и мне не важно, проиграет без смотреть телевизор целый месяц, если принесешь двойку»), запреты на очень важные для ребенка вещи («Ты не пойдешь завтра играть в футбол, и мне не важно, проиграет без тебя твоя команда или нет!») приносят не пользу, а вред. Ребенок ощущает себя несправедливо обиженным, он злится на родителей и не видит позитивных возможностей выхода из сложных ситуаций.

Каким же должен быть правильный запрет?

Как важные факторы предупреждения асоциального поведения должны быть корректно и психологически грамотно сформулированы: в безличной, абсолютной и безальтернативной формах, и только по отношению к проступкам ребенка, представляющим угрозу жизни, безопасности и достоинству других людей или наносящим материальный ущерб.

Запрет должен быть конкретным, выполнимым, четким (сложно выполнить, например, такой: «Больше не пойдешь гулять!»). Он должен быть аргументированным: нужно объяснить, что сделал ребенок, выяснить, что он при этом чувствовал, чего хотел, какие последствия для него и других людей подразумевались и могут быть на самом деле. Следует избегать негативных прогнозов и обобщений («Ты опять разбил окно - дело кончится тем, что ты нас пустишь по миру или тебя посадят в тюрьму!»). Вы формулируете запрет, ограничивая его во времени и пространстве и не абсолютизируя его (например, «Сегодня ты не пойдешь в компьютерный клуб, так что договаривайся с приятелями на завтра»).

Но помимо этого имеет смысл предложить какое-то другое занятие взамен запрещаемого, чтобы ребенок не слонялся без дела, не злился на вас. Эта замена должна вызывать интерес у ребенка и при этом нести воспитательную нагрузку. Желательно предоставление возможности выбора заменяющего занятия («Можешь помогать отцу чинить машину или клеить обои со старшим братом»).

Как бы грамотно вы ни вели себя, в любом случае ребенок испытывает негативные эмоции - это естественно, ведь на безразличии педагогика не может строиться. Следует сказать о том, что вы понимаете эти переживания, чтобы ребенок не чувствовал себя непонятым, отчужденным. Можно обратить внимание на то, что он спровоцировал ограничение своими действиями, исправится поведение - другим будет и отношение родителей. Сотрудничество родителей с детьми обеспечивает установление гармоничных отношений между ребенком и взрослым как равноправными и равноценными личностями, помогает ребенку преодолевать последствия собственных ошибок и проступков.

Статьи по теме: