Статьи о воспитании детей погодок в. Дети-погодки - испытание не для слабых - психолог

Нередко, с умилением любуясь мирно воркующими друг с другом малышами - погодками, молодые девушки или женщины, только-только начинающие семейную жизнь, мечтают, что вот и у них когда-нибудь родится такая «сладкая парочка». Они представляют себе, как дружно и весело будут играть их детки друг с другом, как хорошо и интересно будет им вдвоем. Но на практике все оказывается далеко не так радужно. Рождение погодков – нелегкое испытание для семьи.

Во-первых, вторая беременность подряд – огромная нагрузка на мамин организм, не успевший до конца оправиться после первых родов. В идеале между родами и следующей беременностью должно пройти не меньше полутора, а лучше – двух лет. Во-вторых, если мама беременна, младенец может отказаться от груди, а во многих случаях, например, при угрозе выкидыша, кормить грудью вообще не рекомендуется. Да и подумайте, как это тяжело, одновременно кормить одного ребенка и вынашивать второго. А значит, или первенец лишится бесценного материнского молока или тот, кто еще только должен родиться, получит от мамы недостаточно необходимых питательных веществ. Измотанной бессонными ночами и уходом за младенцем женщине некогда заняться собой, как следует подготовиться к предстоящим родам, а уж посещение курсов для беременных или бассейна и вовсе становится непозволительной роскошью. К концу второй беременности первенец становится уже достаточно увесистым, и маме приходится по много раз в день поднимать и таскать на руках толстенького малыша. А это, согласитесь, тоже отнюдь не лучшее занятие для беременной женщины. Помимо всего прочего, именно к моменту родов ваш шустрик начнет активно осваивать пространство, бегать по квартире, совать свой носик куда не надо, залезать на стулья и столы… Где уж успеть за ним маме, которая со дня на день ждет появления нового ребеночка!

Кроме того, второй год очень важен для физического и интеллектуального развития малыша: именно сейчас кроха переходит к активному освоению речи, у него формируются основы представлений о пространстве и времени , совершенствуются физические навыки, развивается мелкая моторика и координация движений. Как пригодились бы сейчас развивающие игры , и логические , и словесные, и пальчиковые игры ! И как трудно мамочке совместить все это с предстоящим рождением малыша.

В связи с рождением погодков возникает и ряд серьезных психологических проблем . Редко кто специально планирует рождение детей с таким маленьким интервалом. Чаще всего второй малыш появляется потому, что родители верят весьма широко распространенному заблуждению, что нельзя забеременеть во время кормления грудью и пока не восстановился менструальный цикл. И то, и другое не вполне верно. Относительную защиту от беременности дает кормление «по требованию» без жесткого графика, не меньше 15-20 раз в сутки,в том числе, и ночью. Причем действует эта защита только пока вы не начнете вводить прикорм и не уменьшите количество кормлений. Забеременеть, пока не восстановился цикл, действительно нельзя, но никто не знает, когда начнет созревать первая яйцеклетка, через три или через семь месяцев после родов. Забеременев во время первой же овуляции, женщина часто даже и не замечает этого и узнает о предстоящем рождении малыша только когда у нее начинает расти живот.

Так вот, второй из погодков редко бывает желанным ребенком. И часто родители ждут его появления не столько с радостью, сколько с тревогой: какие проблемы и заботы принесет с собой этот «киндер-сюрприз»? А ведь давно известно, что кроха в животике у мамы прекрасно чувствует, желанен он или нет, ждут ли его папа и мама. Нежеланные дети чаще появляются на свет раньше срока, у них бывает больше врожденных дефектов. Они более тревожны, хуже спят и чаще мучаются коликами, чем те, кого с нетерпением ждала вся семья. Такой ребенок может быть более робким, не уверенным в себе или, наоборот, станет всеми доступными ему способами доказывать свою состоятельность и полноценность себе и окружающим.

Нелегко приходится и такому еще крохотному «старшему». Если двух - трехлетнему можно хоть как-то рассказать о предстоящих переменах в семье, годовалый кроха еще абсолютно неспособен разобраться, что произошло, откуда взялось непонятное существо, занявшее его законное место у маминой груди и, как ему кажется, и в мамином сердце. Годовалый еще не умеет выразить свое всепоглощающее горе в словах, и заявляет о нем как умеет: капризами, ночными страхами, «регрессивным поведением» (малыш как будто забывает давно усвоенные навыки, перестает самостоятельно есть, проситься на горшок , в особо тяжелых случаях может вернуться от хождению к ползанию). Видя, как много внимания мама уделяет новенькому, он словно подсознательно стремится снова стать маленьким, как будто веря, что тогда ему законным образом достанется все то, что получает новорожденный счастливчик. Между детьми-погодками чаще возникает непримиримое соперничество, причем справиться с ним очень сложно, потому что оно коренится в глубинных слоях подсознания, вне сферы осознанных воспоминаний ребенка.

Но все это, возможно, предостережет кого-то от рождения погодков. А как быть тем, у кого уже есть малыши с маленькой разницей в возрасте или тем, кто ждет появления второго малыша? Во-первых, не расстраивайтесь. Хоть рождение погодков и связано с определенными проблемами, есть в вашем положении и свои плюсы. Вторые подряд роды, как правило, бывают очень легкими, потому что организм еще хорошо «помнит», что ему надо делать. Не возникает обычно и проблем с грудным вскармливанием . Сами вы еще не забыли навыков ухода за новорожденным. Кроме того, вы вряд ли забыли и собственные ошибки, а значит, имеете великолепный шанс исправить их и больше не повторять. Приданое вашего первенца, скорее всего, еще не успело расползтись по знакомым и лежит в целости и сохранности, и вам не придется покупать и готовить все заново. Если вы правильно будете воспитывать своих детей, они смогут стать настоящими друзьями, ведь крохотная разница в возрасте со временем и вовсе станет незаметной. Часто родители для удобства отдают погодков в одну группу детского сада и даже в один класс. В этом случае ваши дети никогда не будут чувствовать себя одинокими, да и за себя постоять всегда легче вдвоем.

Чтобы не сойти с ума с двумя крохотными младенцами, у которых к тому же, в отличие, скажем, от близнецов, абсолютно разные потребности, необходимо, прежде всего, грамотно организовать свой день. Спасти вас может только железный режим. Даже если первого ребенка вы растили по гибкому графику, постарайтесь еще до рождения второго малыша отладить режим: если вы будете с точностью до получаса знать, когда ваши дети едят, купаются, ложатся спать, вам будет намного проще.

Ваше спасение – бытовая техника. Если вам самим она не по карману, предложите родным и знакомым, желающим сделать подарок к рождению ребенка, вместо того, чтобы покупать еще одни очаровательные пинетки или восхитительный комплект погремушек, присоединиться по мере сил к крупной покупке: стиральной машине или кухонному комбайну. Не стесняйтесь подобных просьб: бытовая техника для вас – не роскошь, а способ выжить.

Еще одна необходимая покупка – коляска для погодков. Если нет возможности купить новую, поищите в комиссионках или по объявлениям, там она может оказаться в несколько раз дешевле новой, но не экономьте на качестве, ведь от него зависит ваша мобильность.

Если ваш Старший крошка как раз начал осваивать пространство к моменту рождения Младшего, постарайтесь освободить дом от лишних и опасных предметов. Увезите или отдайте родственникам лишнюю мебель, почините шаткие столы и стулья или избавьтесь от них. Переберите шкафы и выбросьте или отдайте вещи, которыми вы не пользовались последние два года и не собираетесь пользоваться в ближайший год. На освободившееся место уберите то, что захламляет квартиру. Все колющее, режущее, ядовитое, бьющееся переложите в верхние шкафы. А их лучше всего перевесить под самый потолок. Обязательно проверьте качество электропроводки и прочность оконных замков. Желательно приобрести заглушки для розеток и блокатор для газовой плиты и видеомагнитофона. Ну вот, теперь ваш первенец может смело исследовать квартиру, пока вы будете кормить и пеленать его братца или сестричку.

Ничто так не выматывает родителей, как детские болезни. А если детей несколько, проблема многократно усугубляется. Поэтому месяцы, предшествующие рождению второго ребенка, посвятите интенсивному закаливанию первенца . Прежде всего разрешите ему бегать по дому босиком, постепенно переходите и на более легкую одежку. В идеале ребенок должен ходить дома в одних трусиках. Начните вместе с крохой обливаться холодной водой, это пойдет на пользу вам обоим. Когда родится маленький, с самых первых дней начинайте закаливать и его. Существует абсолютно безопасный и стопроцентно эффективный способ закаливания новорожденных . Как только вы останетесь с крохой наедине, дома или в палате роддома, разденьте его, положите голенького на пеленочку и начинайте кормить грудью. Сосание для малыша - тяжелая физическая работа, так что замерзнуть он не может, даже если в комнате прохладно, к тому же мама дополнительно согревает кроху своим телом. Постепенно периоды бодрствования будут удлиняться, а с ними – и воздушные ванны. Не пугайтесь, если тельце малыша стало прохладным и покрылось синими прожилками, это не значит, что он замерз, просто у новорожденных еще не до конца сформировалась система кровообращения. А вот если кроха стал вялым, хнычет, икает, пора и одеваться. Когда малыш ест раздетым, он более активно сосет, не засыпает у груди раньше, чем наестся, что нередко бывает с новорожденными. Во время «воздушной процедуры» проветрятся все складочки на ножках и попке, подживет потница. Пока малыш будет сосать, он наверняка сделает все свои дела на пеленочку, а значит, будет спать сухим и чистым, и вы сэкономите памперс или подгузник. Опытные мамы умеют поймать нужный момент и вовремя подставить малышу тазик. Научиться этому искусству не так уж и сложно, а время на стирку и расход памперсов сократятся во много раз.

Если кто-то готов предложить вам помощь, ни в коем случае не отказывайтесь, но подумайте, как рациональнее использовать дополнительные рабочие руки. К примеру, если мама или соседка рвется перегладить детские пеленки, а вы считаете это напрасной тратой времени, лучше предложите ей прогуляться с детьми, а сами в это время отоспитесь всласть. Кстати, очень часто родители из самых лучших побуждений приглашают после рождения малыша няню к старшему или отселяют его к бабушке. Делать этого ни в коем случае не стоит. Ваш первенец сейчас напуган появлением непонятного нового существа. Он не уверен, любят ли его по-прежнему родители, а передав кроху в чужие руки, вы только укрепите его подозрения, что мама завела себе нового ребеночка, а от него решила отделаться. Если есть возможность нанять няню, предложите лучше ей гулять с новорожденным, переложите на нее кое-какие хлопоты по хозяйству, а освободившееся время полностью посвятите первенцу. Тогда кроха будет чувствовать, что он по-прежнему любим, и хоть в жизни и произошли перемены, с маминой помощью можно попытаться к ним приспособиться.

Самые мучительные приступы ревности ребенок испытывает, когда мама кормит его младшего братишку или сестренку грудью. Чтобы этого не произошло, не гоните от себя своего старшенького в эти минуты. Наоборот, попробуйте использовать это время для интенсивного общения с первенцем. Оборудуйте себе уютный уголок «на троих» на широкой кровати или прямо на полу, на мягком ковре. Кормя младшего, можно одновременно почитать старшему книжку или поиграть с ним в пальчиковые игры. Можно завести специальные, особо привлекательные игрушки, которые будут доставаться только на время кормления. Можно просто прижать к себе кроху, чтобы он чувствовал вашу близость также остро, как и новорожденный. Иногда старшие дети изъявляют желание попробовать мамино молочко. Не смущайтесь и не отказывайте ему в этом. Скорее всего, малыш просто сморщится и придет к выводу, что его еда намного вкуснее. Ну, а если иногда и будет пристраиваться пососать вместе с крошкой, это пойдет ему только на пользу. Ведь многие дети в возрасте полутора-двух лет с полным правом сосут еще мамину сисю. Некоторые детишки готовы довольствоваться компромиссным вариантом: подержать маму за грудь, пока маленький сосет другую. Одновременно можно и решить проблему с дневным сном. Пригревшись возле вас, непоседа, скорее всего вздремнет вместе с грудничком.

Если вы не успели приучить своего первенца ходить на горшок, самостоятельно есть и спать в отдельной кровати до появления новорожденного, вам придется отложить это как минимум на несколько месяцев. Малыш сейчас абсолютно не склонен становиться взрослым, и, форсируя события, мы можем спровоцировать приступ ревности. Вообще, стоит воздержаться от фраз типа «Ты уже взрослый», «Старший должен уступать» и т.д. Наоборот, покажите крохе, что вы понимаете, что он еще совсем маленький, что вам вовсе не нужно, чтобы он побыстрее вырастал и становился независимым от вас. Если ваш первенец потребует памперс, без которого уже давно умеет обходиться, бутылочку или пустышку, не отказывайте, а со смехом выполните его просьбу. Чтобы подчеркнуть, что вся эта ситуация носит заведомо шуточный, игровой характер, предложите заодно надеть памперс мишке или кукле и покормить их из бутылочки. Можно даже в шутку запеленать малыша или посадить его в «кенгурушку». Увидев, что в запретном плоде нет ничего особенно интересного, ваш первенец отправится на поиски новых, более захватывающих приключений.

Даже если вам удалось свести к минимуму приступы ревности, и ваши погодки готовы делить между собой родительскую любовь, старайтесь хотя бы раз в неделю проводить немного времени с каждым из детей наедине. К примеру, в субботу отправьте папу прогуляться с младшим, а сами, вместо того, чтобы посвятить образовавшийся досуг хозяйственным подвигам, займитесь чем-нибудь интересным с первенцем, а в воскресенье, наоборот дайте старшенькому насладиться папиным обществом, а сами вволю потетешкайтесь с малюткой.. Любому ребенку абсолютно необходимо такое пристальное внимание, когда он чувствует, что папа или мама всецело принадлежат только ему. Но ни в коем случае нельзя использовать эти драгоценные минуты для нравоучений, приучения к горшку , решения математических задачек и т.д. Займитесь чем-то таким, что принесет радость вам обоим.

Нередко родители не задумываются, что их погодки – две разных личности, каждая из которых обладает собственными пристрастиями, вкусами, привязанностями. Не настаивайте, чтобы дети, даже одного пола, постоянно играли вместе в одни и те же игры. Даже в самой тесной квартире постарайтесь выделить каждому ребенку хотя бы крохотный уголок, который он сможет обустроить по своему вкусу (ну хоть «домик» под письменным столом или «гнездышко» на верхнем ярусе кровати). Хорошо, если помимо общих вещей и игрушек у каждого из детей будут и собственные. Ими можно делиться, меняться, но нельзя без спроса брать их, портить, разбрасывать.

Если у вас дети разного пола, обязательно подчеркивайте различия между ними, учите дочку со вкусом одеваться и причесываться, а мальчика – быть смелым, мужественным, защищать свою сестру. Следите, чтобы у каждого из них были игрушки, соответствующие их полу. С другой стороны, не стоит проводить жесткую границу между «мужскими» и «женскими» занятиями, как нередко бывает в консервативных, патриархальных семьях. Мальчик вполне может наравне с сестрой выполнять хозяйственные поручения. А многие девчонки ничуть не уступят своим братьям в умении пользоваться столярными и слесарными инструментами, наравне с мальчишками гоняют на роликах или велосипеде, играют в футбол и хоккей. Нередко бывает и так, что у боевой, озорной девочки растет тихоня-брат, который шумным забавам своей сестры предпочитает уединенную возню с игрушками. И это тоже нормально, важно лишь, чтобы не было перекоса, и дети четко осознавали свою половую принадлежность.

У каждого из детей могут сложится свои особые отношения с родственниками, близкими и дальними: быть может, дедушка, всю жизнь мечтавший о сыне, без памяти полюбит внука, а молодая незамужняя тетушка легко найдет общий язык с прелестной маленькой племянницей. Не настаивайте, чтобы родные одинаково относились к обоим детям и не требуйте этого от самих детей. Чем больше у ваших погодков будет самостоятельных взаимоотношений с родственниками, тем лучше: это поможет каждому из малышей осознать себя самоценной, независимой от брата или сестры личностью. Следите только, чтобы внимание бабушек и тетушек разделялось между вашими детьми равномерно, и один не чувствовал себя всеобщим любимчиком, а второй – изгоем. Вредно и то, и другое.

Многие родители не знают, как найти время для занятий с каждым ребенком. Если разница в возрасте меньше полутора лет, нет ничего проще: занимайтесь одновременно с обоими. Часть занятия пусть будет более «продвинутой», рассчитанной на старшего. Младший будет тянуться за ним и не только не отстанет, но, стремясь доказать свою состоятельность, может и обогнать первенца. Какое-то время, конечно, необходимо уделить и непосредственно крошке. Но и тут не гоните старшего. Ведь то, что будет для маленького «новым материалом», для первенца станет прекрасным «повторением пройденного». Когда дети станут чуть старше, можно будет поручать первенцу посильные занятия с малышом: показать картинки, поиграть в лото, рассказать сказку. Склонным к постоянному соперничеству погодкам очень полезно давать задания на сотрудничество, где успех зависит от того, насколько участники умеют ладить друг с другом и действовать сообща. А вот от любых соревнований лучше отказаться: они могут стать причиной конфликта. Даже в тех играх, где по определению кто-то должен стать победителем (лото , «мемори», игры с фишками и кубиком), старайтесь сделать акцент не на самой победе, а на результате, которого нужно добиться сообща: закрыть все карты в лото , выложить на поле все костяшки домино , найти все парные карточки «мемори». Тому, кто первым справился с задачей, предложите помочь отстающему.

И все же, при совместных занятиях следует учитывать особенности темперамента и интересы каждого из детей.. Если ваша старшая дочь обладает абсолютным слухом, это вовсе не провод таскать вместе с ней «на музыку » и ее младшего брата, который не испытывает к этому никакого интереса, да к тому же постоянно попрекать его успехами сестры. И даже если первенец с пеленок обожал логические игры и математические задачки , его младшая сестренка может оказаться законченным гуманитарием, и абсолютно бесполезно ждать от нее такого же интереса к играм Никитиных или «Стосчету» Зайцева . Как бы ни было трудно водить детей на занятия в разные места, постарайтесь подыскать каждому хотя бы один кружок или студию, в котором он сможет проявить себя. Тогда вместо того, чтобы завидовать тому, кто лучше умеет петь или рисовать, дети научатся с гордостью и уважением относиться к талантам и достижениями друг друга.

Итак, вы стали родителями детей-погодков? Не расстраивайтесь и не бойтесь трудностей. Скоро жизнь наладится и войдет в привычное русло, подрастут Большой Крошка и Маленький Крошка. И если вы сумеете поселить в их сердечках любовь друг другу, если сможете сохранить их души от ревности, они станут самыми лучшими, самыми закадычными друзьями, а вам останется лишь смеяться над их веселыми играми… Ну и иногда сердиться немного за шалости и проделки.

Рождение первого малыша полностью меняет жизнь молодых мам и пап. Появляется немало хлопот и волнений, однако любовь, счастье, первые детские улыбки и слова компенсируют все сложности. Поэтому многие родители решают родить своему первенцу младшего брата или сестру.

Чаще всего разница между детьми в семье составляет несколько лет, но иногда радостное известие застает родителей в тот момент, когда первый ребенок еще только учится сидеть и даже не умеет ходить.

В нашей статье мы расскажем, с какими подводными камнями могут столкнуться мамочки в процессе беременности и воспитания детей-погодок.

Снова мама: предупреждаем проблемы

Прежде всего, следует помнить, что новая беременность вскоре после первых родов – большая нагрузка для женского организма.

Решение рожать следует только приветствовать, однако теперь необходимо заботиться о своем здоровье и самочувствии с удвоенной силой. В этом вам помогут наши рекомендации.

  1. Регулярное наблюдение у врача. В вашем словаре теперь отсутствует слово «лень», даже если вам не хочется идти на консультацию или вставать рано утром для сдачи анализов. Забудьте о столь небрежном отношении к себе, только строгое соблюдение медицинских предписаний сохранит ваше здоровье и предотвратит негативные последствия.
  2. Полноценное питание. Женский организм после родов и без того требует правильного питания, чтобы восстановить работу органов и поддержать водно-солевой баланс. В случае повторной беременности не следует ограничивать себя в еде. Сейчас вам нужно употреблять полезные блюда, а также не забывать о большом количестве жидкости.
  3. Витамины. Женщина не может восполнить запас витаминов и минералов за такой короткий перерыв между родами самостоятельно. Вот почему вопрос о приеме специальных комплексов стоит особо остро. Однако выбирать их наобум не следует – обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
  4. Снижение нагрузки. Конечно, приятно ощущать себя хорошей хозяйкой, которая сама убирает и готовит обеды и ужины. Однако беременной женщине с грудничком на руках следует обзавестись помощниками из числа родных и близких. Возможно, бабушки возьмут на себя уборку и поход по магазинам, муж или дедушки помогут спускать и поднимать коляску.

Ну и конечно, необходимо создать эмоционально комфортную атмосферу в семье, которая зависит от обоих супругов: все возникающие трудности и проблемы следует решать вместе. Тем самым вы подготовитесь к пополнению в семействе и в психологическом плане.

Плюсы и минусы воспитания погодок

По поводу рождения погодок существуют разные мнения: кто-то считает, что минимальная разница в возрасте по-своему выгодна с точки зрения затраченного на воспитание детей времени, другие же уверены, что забота о двух младенцах сразу – очень нелегкая работа. Кто же из них прав?

Недостатки рождения детей-погодок

  • Отказ от грудного вскармливания. Некоторые врачи выступают против кормления грудью во время второй беременности. Во-первых, при стимуляции сосков активно вырабатывается окситоцин, который также участвует в сокращении мускулатуры матки, а значит, повышается риск выкидыша. Во-вторых, для правильного развития плоду требуется все питательные вещества, которые способен дать женский организм. При грудном вскармливании значительная их часть попадает в молоко.
  • Нехватка времени и отдыха. Согласитесь, от первого ребенка вы не дождетесь не только помощи, но и минимальной самостоятельности. И если после первых родов мамочка могла немного полежать и отдохнуть, когда захочется, то теперь об этом остается лишь мечтать. С рождением второго малыша количество свободного времени резко уменьшается, поскольку режимы детей совсем разные, и младший постоянно у мамы на ручках.
  • Зависимость от родных. Уговорить бабушку или других родственников посидеть с одним ребенком намного проще, чем с погодками. Перед мамой встает сложный выбор: или постоянно просить о помощи, или обходиться своими силами. Конечно, воспитывать малышей-погодок можно и без поддержки близких, однако есть большая вероятность, что в этом случае вас ждет хроническая усталость.
  • Финансовые затраты. Вас придется тратиться вдвойне на подгузники, молочные смеси, игрушки. Если погодки разнополые, то у вас не получится сэкономить на одежде, передавая ее по наследству. К тому же в дальнейшем их нужно будет расселить по разным комнатам, что также приведет к затратам.
  • Стресс и депрессия. Нередко мама выматывается не только физически, но и психологически. Папа начинает активно зарабатывать деньги, а значит, вся ответственность за развитие детей ложится на материнские плечи. Частые крики, ссоры, многочисленные капризы, борьба за родительское внимание смогут вывести из себя даже самую спокойную и любящую мать. Не за горами нервные срывы (на крох и мужа) и депрессия. Можно ли в такой ситуации говорить о комфортной атмосфере в семье? Конечно, нет.

Преимущества рождения детей-погодок

  • Адаптация в обществе. Привыкание к садику проходит у погодок намного проще, так как у них есть опыт общения не только с родителями и бабушками, но и со сверстником. Дети умеют взаимодействовать, решать конфликты, договариваться насчет игрушек.
  • Детская ревность практически не возникает. Считается, что такая небольшая разница между детьми значительно снижает вероятность появления у первенца ревности по отношению к младшему ребенку. А если даже она и появляется, то выражена не так сильно.
  • Лучшие друзья. Поскольку различие в возрасте между малышами минимально, им нравится играть друг с другом. Следовательно, в скором будущем маме больше не понадобится ломать голову, выдумывая новые занятия для деток, пока она готовит обед или занимается домашней работой.
  • Дети тянутся друг за другом. Погодки оказывают положительное влияние друг на друга. Первенец учится ответственности за младшего ребенка и по мере сил помогает матери ухаживать за ним, а тот, в свою очередь, пытается во всем походить на старшего. Если один малыш, к примеру, учит буквы, то и второй начнет проявлять интерес к чтению, а значит, его развитие значительно ускорится.
  • Свежий родительский опыт. Если между детьми в семье большая разница в возрасте, то родители зачастую забывают ранее полученный опыт и отвыкают от периода пеленок и ночных кормлений. В случае с погодками навыки с успехом применяются в уходе за вторым младенцем.
  • Карьера. После выхода из декретного отпуска вы сможете вернуться на работу и вплотную заняться карьерным ростом. А если вы захотите поменять рабочее место, то у вас появится преимущество перед другими соискательницами. Руководители с большей охотой принимают именно опытных мам, меньше опасаясь, что те снова уйдут в декрет.
  • Экономия одежды. О финансовом факторе мы писали в минусах, однако в случае с однополыми погодками он превращается в преимущество. Не будет особых проблем с куртками, сапогами, другими вещами, которые старшие малыши просто не успевают износить.
  • Меньше шансов воспитать эгоиста. Дети-погодки растут менее эгоистичными, так как с рождения привыкают к постоянному присутствию сестры или брата, учатся делиться, сотрудничать, учитывать потребности и желания других людей.

7 правил воспитания погодок

Большинство негативных моментов, связанных с воспитанием детей-погодок, родители могут заранее предусмотреть и, соответственно, подготовиться к ним. Необходимо лишь соблюдать несколько несложных правил.

1. Режим дня

Многие трудности, которые начинаются после рождения второго малыша, связаны с тем, что родители не придерживаются строгого режима, поэтому дети кушают, купаются и ложатся спать в разное время.

Маме необходимо заранее организовать определенный распорядок дня и постараться приучить младенца к режиму, в котором живет старший. В этом случае она сможет избежать переутомления и выкроит немного времени на себя и домашние дела.

2. Техника для мамы

Облегчить повседневную жизнь семье с двумя малышами поможет бытовая техника. Мать сможет подольше поиграть и позаниматься с каждым ребенком, если готовить взрослую пищу в мультиварке, а смесь и молочные каши подогревать в специальном приспособлении.

Посудомоечная машина и моющий пылесос тоже не будут лишними. Некоторые родители приобретают коляску для погодок, упрощая тем самым ежедневные прогулки с крохами.

3. Подготовка первенца

Постарайтесь подготовить старшего малыша к пополнению в семействе.

Если он привык спать в родительской кровати, приучите к собственной постели. Лучше всего это сделать за пару месяцев до появления новорожденного, иначе он станет ревновать.

Чтобы старший ребенок не отбирал пустышки у младенца, попробуйте отучить его от них заранее. Бутылочку также следует заменить поильником или чашкой. Приобретите верхнюю одежду и обувь на липучках, чтобы приучить старшего к самостоятельному одеванию.

4. Равное внимание

При воспитании погодок необходимо каждому малышу уделять свою порцию внимания, чтобы минимизировать проявления ревности и соперничества. Например, вы можете кормить грудью младшего и одновременно общаться со старшим – рассказывать сказку или просто разговаривать.

5. Мамин помощник

Поощряйте общение детей, если хотите, чтобы они быстрее сдружились и полюбили друг друга.

Под присмотром взрослых старший малыш может заботиться о младшем – приносить подгузник, качать кроватку, подавать бутылочку. В этом случае взаимная привязанность у крох появится намного раньше.

6. Особый подход к детям

Самое важное в воспитании детей-погодок – осознать тот факт, что каждый малыш является личностью со своими особенностями и предпочтениями. Создайте в детской два игровых уголка с личными игрушками, книжками, вещами.

С самых ранних лет приучайте детей к мысли, что у каждого предмета есть хозяин, поэтому брать чужую вещь без спроса нельзя.

В будущем же ориентируйтесь на детские вкусы: если один из погодок любит танцевать, а второй кататься на велосипеде, подберите каждому кружок по интересам.

7. Помощь нянь и бабушек

Помните, что если в доме погодки, поддержка близких людей просто необходима. Делегируйте часть полномочий супругу, принимайте с благодарностью помощь бабушек и других родственников. Если времени на обоих детей все равно катастрофически не хватает, возможно, следует задуматься над тем, чтобы взять на работу няню для старшего малыша.

Ошибки в воспитании погодок

Некоторые родители, не имеющие опыта воспитания малышей-погодок, совершают ошибки, которые способны повлиять на развитие детей и их взаимоотношения в дальнейшем. Итак, чего стоит избегать, если в вашей семье детки с небольшой разницей в возрасте?

  1. Зачастую взрослые объединяют познавательные занятия погодок, поскольку считают, что они развиваются примерно одинаково. Это опасное заблуждение. Психологи уверены, что в ранние дошкольные годы развитие идет колоссальными темпами, так что даже разница в несколько месяцев имеет решающее значение при выборе методик и упражнений.
  2. Нельзя отдавать детей ради удобства или по другим причинам в одну группу в детском саду и в один класс. Погодки – не близнецы, а значит, потребности, интересы, умения и знания у них сильно отличаются. Кроме того, увеличивается вероятность возникновения конкуренции и соперничества между малышами.
  3. Еще одна широко распространенная родительская ошибка – сравнение детей. Не следует ставить крох в пример друг другу, иначе вы рискуете испортить их отношения, они станут воевать за ваше внимание, положительную оценку.

Безусловно, воспитывать погодок непросто, они приносят родителям много хлопот и требуют удвоенного внимания. Однако когда малыши чуточку подрастут, все вложенные в них усилия обязательно вернутся к вам в «двойном размере» – объятиями в четыре руки и звонким смехов двух детских голосов.

Другая информация по теме

Каждая девушка мечтает о семье. И вот случатся чудо – она выходит замуж, и у неё появляется малыш. И всё бы ничего, но спустя год рождается второй ребёнок. Мама в недоумении: как справиться с двумя малышами? Как воспитывать детей погодок?

Помощь папы в семье

Ясное дело, что для начала молодой мамочке необходимо справиться со стрессом, ведь дети-погодки отнимают всё её время.

И тут на помощь придёт папа. Хоть он и остался единственным добытчиком в семье пока мама в декрете, но его помощь примется с огромной радостью. Пусть это будут даже небольшие мелочи как мытьё посуды или уборка комнат, но супруге станет от этого только радостнее. А если ритуалом станет купание малышей папой, то такой поступок будет супруге высшей наградой.

Пока малыши ещё маленькие трудности касаются только бытовой стороны, но став дошколятами мама пугается, как развивать и воспитывать детей-погодок. Ведь ими считаются не только дети с разницей год, но даже к этой категории относят детей с разницей и два года.

Воспитание старшего и младшего малыша

Чаще всего старшему малышу исполняется год-полтора, и в семье появляется ребёнок младший. В этот период один малыш уже активно ходит и пытается познавать мир с помощью разнообразных вещей, гаджетов, которые родители всё время прячут. Все попытки взять запрещённый предмет заканчиваются громким рёвом. А в комнате в это же время плачет младший. Этот период самый тяжёлый в жизни родителей, ведь оба малыша хотят внимания мамы и папы.

Главное, не отчаиваться и соблюдать несколько принципов. Постараться так вести режим детей, чтоб он максимально совпадал у обоих. Это касается сна и прогулок. Постараться до появления младшего познакомить старшего с тарелкой и ложкой. Пока малыш подрастёт, старший научится самостоятельно есть. Это же касается и сна. Пробовать укладывать старшего в свою кровать если до этого он спал с родителями. Пусть в этот процесс подключатся и папа, тогда всё пройдёт спокойнее и проще. И не забывать о внимании к старшему. Играйте вместе, веселитесь, читайте книжки и разговаривайте, тогда ребёнок не будет одиноким.

Родительская любовь к обоим деткам погодкам

Когда наступает период с года до четырёх лет, в нём тоже присутствуют подводные камни. В это время дети уже достаточно подросли и оба интересуются окружающим миром. Именно в это период перед родителями стоит непростая задача – предотвратить дух соперничества у детей и создать каждому собственное пространство. Проявлять родительскую любовь необходимо к обоим детям и даже на ночёвку к бабушке отправляться должны оба или же никто. Таким образом, дети не будут чувствовать, что выделяют кого-то особенного.

Видео. Дети погодки, мнение молодой мамы.

И немного о личном пространстве малышей. Это очень важный момент этого периода. У каждого малыша должна быть собственная одежда, личные вещи и игрушки. Нарушение же этого правила приведёт к драке. Может быть, иной раз придётся покупать обоим одинаковые игрушки если ссора не может разрешиться.

В этот отрезок времени старшего малыша стараются отдать в . Это значительно облегчит быт маме, но, к сожалению, ранит чувства старшего малыша. Он в это время может ощутить себя никому ненужным, а потом и неприязнь к младшему брату или сестре. Если адаптация к садику происходит очень тяжело, то стоить повременить и уже отправить в детский сад обоих детей.

И всё же эти возрастные рамки самые продуктивные в плане развития детей. Старший впитывает в себя новые знания, а младший тянется за ним и открывает для себя неизведанный мир. А если молодые родители достаточно внимательны и мудры, то моменты дискомфорта пройдут легко.

Развитие ребенка дошкольного и младший школьный возраст

Следующий этап – это дошкольный возраст и младший школьный. В это время, когда старшему семь, а младшему пять, сравниваются грани психологического развития погодок, иногда тяжело разобраться кто же из них на самом деле старше. В этот период дети срастаются в дружную команду. Они чувствуют себя близкими друзьями, ведь у них много общего: игры, увлечения, интересы.

В это время родителям необходимо не допустить грубейшую ошибку: не воспринимать абсолютно разных детей, как близнецов с одинаковыми желаниями. Каждый ребёнок в силу своего возраста индивидуальность, а таланты каждого должны быть приняты с особым вниманием. К младшему же не стоит завышать требования. Всему своё время. Не навязывайте ребятам одинаковые секции и игры, пусть каждый выберет для себя что-нибудь интересное.

И самый тонкий момент этого возраста: стоит ли их отдавать в школу вмести. Ответ прост – всё зависит от развития детей. Стоит заранее обдумать ситуацию помещения детей в один класс. Младший ребёнок может не успевать за нагрузкой, а старший может плохо чувствовать себя старшим среди всех. Преимущества поступления в школу с разницей в год заключаются в привыкании старшего к школе и его помощи с уроками младшему. Но всё же вопрос о школе решается строго индивидуально.

Вырастить детей-погодок процесс сложный, но если к нему добавить много искренней любви, то такая семья станет прекрасным примером для многих семей.

Многие родители, мечтающие о детях с небольшой разницей в возрасте (один за другим), представляют, что выросшие дети будут дружить и превратятся чуть ли не в одно целое. Но очень часто реальность разрушает все ожидания: погодки в старшем возрасте не могут найти друг с другом общий язык, а иногда и вовсе прекращают общение. Каковы причины такого поведения? Как ? Выяснил «Я - Родитель».

Мы собрали заблуждения мам и пап, для того чтобы на реальных примерах показать, какие сложности могут возникнуть при воспитании погодок и как родителям вовремя предотвратить ошибки.

«После роддома мне хочется отдать все свое внимание малышу»

Мнение психолога: Период адаптации после родов действительно очень сложный, и если есть возможность обратиться за помощью к бабушкам и няням, то это самый подходящий момент! Стоит учитывать, что физические и психологические ресурсы не безграничны, поэтому в такой период для мамы необходимо вводить понятие распределения нагрузки. Если часть забот о старшем ребенке берет на себя , это действительно может дать маме сил. При этом важно проследить, чтобы старший не подумал, что младший забирает все время мамы. Желательно уделять большее количество внимания старшему ребенку, пока младший спит или в вечернее время, когда папа возвращается с работы и может помочь с младшим.

Реакция старшего ребенка на вернувшуюся из роддома маму тоже может оказаться далеко не очевидной. Вы думаете, что он соскучился и тут же бросится в объятия. Но встреча может быть и весьма холодной: старший малыш может отталкивать маму, отворачиваться, пищать и даже бить. Ему непонятно, почему мамы не было так долго, и он не может предугадать, не повторится ли такая разлука в ближайшее время, поэтому таким образом малыш пытается защитить себя от переживаний.

В этот момент нужно понимать и принимать смешанные чувства старшего ребенка по отношению к маме. При этом проговорить и свои ощущения: «Я понимаю, что тебе может быть обидно, и кажется, будто я про тебя забыла, но это не так. На время я действительно исчезла - мне пришлось ехать в больницу, чтобы вернуться к тебе с твоим родным маленьким человеком».

Если папа научился управляться с первым ребенком, то с именно он становится основным помощником. Отец может укладывать спать старшего, кормить, гулять с ним, в то время как мама занимается с младшим. Не стоит забывать и о семейных прогулках на выходных.

«Я часто срываюсь на старшего! Он ревнует меня к младшему ребенку, может ударить малыша, все время шумит и прыгает по квартире… Мои нервы не выдерживают»

Мнение психолога: Защищать маленького нужно, но не агрессивными методами по отношению к старшему. Физически наказывать нельзя. В противном случае поведение старшего только усугубится. Скорее всего, старший ребенок не запомнит ругань в столь раннем возрасте, но в подсознании останутся негативные переживания. В этот момент его чувства страха и боли начинают ассоциироваться с младшим ребенком. То есть старший думает: «Я ему что-то сделаю - и после этого получаю». При повторении подобных ситуаций в дальнейшем очень сложно выстроить дружеские, доверительные отношения между погодками. Позже, уже во взрослом возрасте, люди приходят на прием к психологу с искренним непониманием причин ненависти к своему брату или к сестре.

Для того чтобы остановить агрессивное поведение , необходимо четко, но довольно мягко и без повышенных интонаций проговорить, что делать нельзя: «Я понимаю, что ты это делаешь не для того, чтобы навредить специально. Но ты априори больше и сильнее, поэтому можешь сделать малышу плохо и больно». Чтобы ребенок услышал вас и, главное, понял, необходимо перед разговором установить зрительный контакт.

«Одежду мы покупать не будем. Зачем? Младший все носит после старшего»

Мнение психолога: В основном, это касается детей одного пола, но похожая ситуация может наблюдаться и в семьях с разнополыми детьми (например, когда они еще совсем маленькие или носят вещи из разряда «унисекс»). О чем идет речь: у погодок очень часто встречается феномен слияния, когда старший и младший не различают друг друга. Они даже не способны идентифицировать себя при ответе на некоторые вопросы («Кто разбил чашку?»). Оба будут показывать друг на друга. И не потому, что врут - они как будто неделимое целое. Разумеется, в случае с одеждой основная часть вещей будет общая, но все-таки найдите возможность приобрести собственные вещи и младшему ребенку. Эти вещи будут подчеркивать его индивидуальность (подходить под цвет глаз, настроение и пр.). При воспитании погодок необходимо акцентировать внимание не на сходствах, а на различиях.

Любопытный феномен: чем больше этих различий поддерживают мама и папа, тем мягче будут отношения между детьми. И если одному ребенку интересно заниматься музыкой и рисовать, а другой предпочитает бокс и легкую атлетику, постарайтесь услышать желания обоих малышей. Не стоит отдавать их в одну и ту же секцию или вести кого-то одного на занятия насильно. Попробуйте дать возможность детям развиваться отдельно друг от друга . Возможно, со временем они сами увлекут друг друга.

«Они пойдут вместе в школу - в один класс. Удобно будет забирать»

Мнение психолога: Действительно, такой подход экономит время и силы родителей, но если погодки ходят в одну группу в детском саду, отправляются в один класс, то это опять-таки больше напоминает близнецовую модель воспитания. Причем, если мы говорим о погодках, ориентиром в ней служит уровень развития старшего ребенка. Выходит, младшему приходится развиваться не в своем природном темпе, а так же, как старшему. Все-таки разница в возрасте есть! И чем младше дети, тем больше эта разница прослеживается.

Разумеется, воспитание погодок - это отдельная тема, в которой всегда найдется место для дополнительных вопросов, рассуждений и споров, но в целом как при воспитании погодок, так и при воспитании одного ребенка, есть одно универсальное правило: «Ошибки есть у всех родителей - и это нормально». Не нужно казнить себя за ошибки, винить - на чувство вины уходит много энергии, которую можно было бы потратить на исправление ошибок.

Вы запланировали появление еще одного малыша в семье, но не знаете, как отреагирует ваш первенец? Психологи портала Я-родитель подготовили тест для родителей дошкольников, который позволит определить, готов ли малыш к появлению брата или сестры.

Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное - как сделать их счастливыми? В новой рубрике «КЛУБ МНОГОДЕТНЫХ» на портале «Православие и мир» опытом делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Пятое заседание посвящено теме воспитания погодков - детей с разницей в возрасте до 2 лет.

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Не секрет, что во многих семьях растут дети-погодки, т. е.дети с совсем небольшой разницей в возрасте. И когда возникает необходимость возить их на занятия, готовить их к школе, возникают определённые сложности.

Дети-погодки - это вообще особая ситуация развития. Надо сказать, что погодками считается разница не только в год, а от года до двух - они тоже растут как погодки.

Потребности таких детей близки, но не одинаковы. Для ребенка-дошкольника каждые несколько месяцев - это огромная ступень развития. А погодки находятся в такой ситуации, что как будто бы младшему почти возможно догнать старшего (с его точки зрения).

Очень часто ритм и развитие младшего ребенка обусловливается именно скоростью развития старшего: он все время тот, кто догоняет, и даже пытается перегнать. Когда старшему, а вскорости и младшему исполняется 3, начинается эра социализации, появляется возможность водить детей на занятия, и у родителей возникает вопрос: как же лучше устроить жизнь с погодками?

Мне кажется, что какой бы маленькой ни была разница, пока дети не выйдут из подросткового возраста, пока им не исполнится 16–17 лет, их не стоит объединять в занятиях. Я знаю ни одну семью, где мама из соображения удобства отдавала погодков в один класс.

Да, это экономит и силы и время, но если мы их отдаем куда-то вместе, мы их ставим в близнецовую ситуацию, и получается, что младшему нужно бежать не в своем темпе, потому что обычно близнецовая ситуация ориентируется не на уровень развития младшего ребенка, а на уровень развития старшего.

Желая объединить погодков, скорее, младшего отдадут на занятия пораньше, чем старшего попозже. И это приведет к тому, что у младшего ребенка возникнут к себе очень высокие требования. У второго из детей-погодков эти требования и так довольно высоки: он и так постоянно смотрит на старшего брата или сестру и старается быть как он. Если еще и родители, и ситуация на занятиях эту идею подкрепляют, младший может стать очень нервным и даже дойти до каких-то невротических проявлений.

Например, 3 и 4 года - колоссальная разница для тех, кто знает, что такое развитие детей. То, что у четырехлетки получается легко и быстро, у младшего получается гораздо медленнее и не так легко просто в силу особенностей созревания нервной системы. У четырехлетки уже дозрело, у трехлетки еще нет.

У четырехлетнего или пятилетнего ребенка уже миелинизированность в нервной системе большая и, соответственно, более быстрая реакция, более высокие результаты. У младшего ребенка в силу того, что еще мало миелина на нервных волокнах, реакции медленнее. И это развитие не в своем темпе накладывает серьезный отпечаток на всю жизнь, даже взрослую. Поэтому краткий ответ на вопрос: водить ли детей вместе на занятия - нет, не водить.

А дома, когда мама занимается с детьми, на кого ей стоит ориентироваться? Она выбирает книжку: выбирать книжку для старшего или для младшего, чтобы почитать сразу обоим?

В занятиях дома с детьми, когда нужно выбирать, какого уровня книжку читать, все-таки нужно выбирать две книжки. Даже год, а минимальная разница год и три, - это совсем не мало. Разные потребности: кому-то нужна «Курочка ряба» еще, а кому-то уже нужна «Красная шапочка» или «Золушка».

Мне кажется, что погодкам нужно выделять их собственный уникальный профиль: вот твой любимый цвет, вот то, во что ты любишь играть (если у одного медведи, то у другого, например, ежи).

Для погодков это особенно важно, потому что у них, как и у близнецов, может быть так называемый феномен слияния эго - что они плохо различают, где кто. Спросишь: «Кто это сделал?», - и они показывают перекрестно: «Это он», - «Нет, это он». И не потому, что они врут - они как будто слитное существо. Нужна спецификация: тебе идет клеточка, а тебе идет полосочка, ты любишь играть в рыцарей, а ты любишь играть в проволочных человечков.

Нужно не сливать их, а, наоборот, подчеркивать различия. Соответственно, если мы дадим себе немного труда, это совсем не сложно.

И важно также, чтобы младший не все донашивал за старшим, потому что это тоже приводит к слиянию. Требования разные, но при этом на младшего как-то особо «не заморачиваются»: все осталось от старшего, мы на него и наденем, ничего, что немножко выстиранное, что не очень идет (покупалось под другой цвет глаз), - ничего, сойдет.

Мне кажется, очень важно какие-то небольшие вещи понимать про каждого ребенка. Конечно же, основная одежда у вас останется. Но купите что-нибудь, что именно его, ему идет, его по стилю, подчеркнет его индивидуальность.

В плане занятий подумайте, что ему более интересно - что не было интересно вашему старшему. Тут нужно не на сходствах акцентировать внимание, а на различиях. Удивительный феномен, что чем больше мама и папа разрешают этих различий, тем мягче отношения между детьми.

Когда каждый из погодков лучше ощущает, кто он, у него становится меньше вражды, и он меньше воспринимает второго как соперника. Нет ситуации отражения: это моя тень, и я хочу от нее отклеиться. Этого все равно в отношениях погодков будет много: младший будет обезьянничать, а потом чуть позже старший будет переживать, что у младшего что-то получается лучше, и он за ним будет тянуться. Поэтому задача родителей - понять уникальность каждого и создать ему личную не только зону в доме, но и личную нишу успешности, развития.

Мне кажется, у погодков обязательно должны быть свои кроватки, и лучше, если они будут не выкатные (есть такие кровати для маленьких комнат, когда одна кровать выкатывается из-под другой ночью, а днем она закатывается). Получается как в камере.

Кровать - это зона, это место жизни, это территория обитания. Там сидят какие-то игрушки, мишки, там под подушкой можно спрятать всякие сокровища. Эта зона должна быть неприкосновенна. Это то, с чем ребенок себя ассоциирует.

Дети-дошкольники любят двухэтажные кровати. Но традиционно, пока младший еще малыш, верхний этаж достается старшему. Вот когда погодки подрастают, может быть, может иметь смыл периодически меняться, договариваться, что «до Деда Мороза ты спишь наверху (до конца декабря - до середины января), а после Деда Мороза, когда елку убираем, до лета спишь ты наверху». Но часто бывает, что одному комфортно внизу, а другому комфортно наверху. И наверху не всегда комфортно старшему. Надо подойти к этому гибко.

Очень важно, пытаясь заниматься дома с детьми, не давать им одинаковое задание, а пытаться учитывать возраст. Мама всегда ориентирована на старшего, мама заточена на потребности старшего. Если вы покупаете рабочие тетрадки, подумайте о том, что было бы интересно второму - не покупайте две одинаковые тетрадки. Есть очень простой ход, который поможет объяснить вашим погодкам, почему вы поступаете именно так. Нужно говорить: «Смотри, тебе сколько годиков (для ребенка количество лет - это магическое понятие, магическое число)?« - «Мне четыре», - «А на этой тетрадке написано: „Пять“. Это только тем, кому пять. Вот ему уже можно. Когда на следующий год тебе будет пять, мы пойдем и купим тебе точно такую же книжку».

Это не будет поводом потом для ревности. Аргументы, связанные с возрастом, ребенок воспринимает как данность. Они немножко чужаки в нашем мире, поэтому магию числа - возраст - они воспринимают с очень большим доверием и почтением.

Точно также, апеллируя к возрасту, стоит реагировать, когда младший сокрушается о своих не таких больших успехах. Например, он все-таки что-то нарисовал, или слепил, или построил - а старший построил лучше. Особенно четко эта разница видна у однополых погодков. Девочка и мальчик - всегда немножко разная сфера. А если обе девочки или оба мальчика, - конкуренция жестче, соответственно, младший попробовал, сделал, а это хуже.

Очень полезно с погодками говорить: «Тебе сейчас сколько лет? Пять? Давай посмотрим нашу папку, как рисовал наш старший Сенечка в пять лет. Видишь, как он рисовал? Но сейчас-то ему шесть с половиной. Что ты смотришь на то, как он рисует сейчас? Давай посмотрим на то, как он рисовал, когда ему было столько же, сколько тебе. И давай посмотрим, как рисуют дети твоего возраста».

Нужно ориентироваться на достижения сверстников. И, конечно, это даст перспективу роста, представления о том, что он может сделать, когда станет старше.

Но есть такое понятие - «возраст психологический». Иногда бывает, что психологический возраст отличается от календарного. Младший может оказаться более зрелым, чем старший.

Мне доводилось консультировать семьи, где младший погодок уже перерос старшего. Не в 3 или в 4 года, но в 6 или в 10 лет это вполне возможно. Он выглядит физически взрослее, физически крупнее; в подростковом возрасте у него могут даже раньше начаться процессы, связанные с созреванием. И тут уже ситуация травмирует старшего: маленькому удалось догнать и перегнать.

Если вы, родители, видите такую историю, нужно говорить вашему старшему о том, что мы все разные; рассказать детям о психологическом возрасте, апеллируя к тем примерам, которые есть в его опыте. Ведь среди нас, взрослых, тоже очень четко видны различия паспортного возраста и календарного: кто-то в 50 лет может выглядеть абсолютным дедушкой, а кто-то - вполне бодрым моложавым мужчиной. И с женщинами такая же картина.

Можно говорить о том, что есть то, сколько человеку лет, а есть то, как он себя чувствует и на сколько выглядит. Это бывает, и это не плохо. Это то же самое, что у него лучше физика, а у тебя лучше русский. Опять же - та же идея спецификации, та же идея подчеркивания различий между погодками с усилением личностных достоинств.

Как быть, если мы поняли, что у нас однополые погодки, и одно и то же занятие им было бы интересно? Нужно смотреть, какого возраста дети в группе, и выбирать этот вариант, только если наши дети находятся в возрастной серединке.

Педагоги инстинктивно любят сравнивать братьев и сестер, а это - огромный повод для развития ревности. Очень неполезно сравнивать братьев и сестер по достижениям. Очень неполезно говорить: «Ну что ж ты, Юля! У тебя вон Маша как легко научилась!».

Тем самым мы просто испортим их отношения. Дети несопоставимы - это как разные планеты, как разные народы. Они родились в одной семье, они очень тесно связаны, но они абсолютно разные. И они не могут быть одинаковые. Даже однояйцевых близнецов нельзя сравнивать, людей вообще нельзя сравнивать.

Идея сравнения людей между собой порождает очень большую вражду, в особенности при маленькой разнице между детьми. Поэтому, даже отдавая в разные группы, но к одному и тому же педагогу, стоит внимательно проконтролировать, а не станет ли он их сравнивать, и, по возможности, предупредить, если с педагогом есть контакт, если педагог вменяем, если у него есть силы, чтобы с родителями общаться.

И если кто-то где то: педагоги, или бабушки, или друзья и подруги, или кто-то на улице, - сравнили детей, нужно обязательно это взять в рамку, сказать: «Знаешь, а мне вообще не нравится идея сравнения. Вы же не скаковые лошади, и вы родились не для того, чтобы соревноваться. Вы родились для того чтобы дополнять друг друга». Тогда отношения будут более мягкими, и ревности будет меньше.

Статьи по теме: