Совместный творческий проект с родителями в детском саду. Средняя группа

Суть инициативы

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. И мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.

1.Расширить педагогические знания и умения родителей; откорректировать трудности в семейных отношениях.

2.Воспитать здорового, развитого ребенка, которого любят и о котором заботятся.

а/ Реализовывать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.

б/ Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.

в/ Осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и детей.

г/ Создавать психологически комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха.

д/ Использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Обоснование значимости

Мы уверены, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Мы должны уметь понимать, что они - самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар. В результате общения ребенка с близкими взрослыми, он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери как образцы для подражания, а также родительское слово – как метод педагогического воздействия. Анкетирование и наблюдения за стилем общения детей и родителей показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, родителей волнуют страхи и агрессивное поведение детей, вопросы раннего обучения. Почти в каждой семье стоит проблема: чем занять ребенка? Мы считаем, что проблема воспитания и развития детей, работа не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего дошкольного учреждения и семьи на длительный период пребывания ребенка в детском саду.

Поэтому каждый учебный год мы начинали со встречи, на которой освещали закономерности развития ребенка, учили родителей рационально организовывать деятельность детей, а также видеть и оценивать себя как педагога. Мероприятия планировали в зависимости от приоритетного направления деятельности ДОУ и потребностей родителей. Подключали родителей к проведению различных мероприятий. Приглашали для консультаций специалистов: врачей, психолога, музыкального руководителя и др. Главное, что эти встречи проходили в неформальной обстановке. Мы старались не увлекаться теорией вопроса, а преподносили материал в доступной убедительной форме, опираясь на имеющийся у родителей опыт.

Ожидаемый результат

1.У родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что приведет к пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.

2. Как в группе, так и в семье появится благоприятная предметно – развивающая среда для детей.

3.Станет регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности.

Пути реализации

Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия всех участников проекта

Состав участников

Дети, родители, воспитатели

Срок реализации проекта

Вид проекта

Ролево-игровой

Исходные теоретические положения

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для того чтобы их взаимодействие было эффективным, необходимо понять: какая она – современная семья? Все семьи разнообразны по своему составу, национальным, образовательным и культурным особенностям, жизненным ценностям и бытовому укладу.

Современная семья – это еще и разные формы совместного проживания людей. Мы не пытаемся передать всем единую систему воспитания детей, а стараемся поддержать то лучшее, что уже делает или готова делать каждая семья для своего ребенка. Мы провели анализ состава семей своей группы и выявили, что разница в возрасте родителей довольно значительна: от23 до 43 лет. Поэтому пришлось учитывать эту особенность при работе над проектом: с одной стороны помогать молоды формировать взаимоотношения с детьми, с другой – учитывать уже сложившиеся стереотипы у родителей в возрасте. Также обнаружилось, что материальный и социальный статус родителей неоднороден. Мы столкнулись с проблемой, когда родители неохотно выполняли наши просьбы и поручения, отмахивались, что им некогда заниматься с ребенком, а ведь это очень важно для малыша.

Родителям был предложен ряд анкет по выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах, по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ, а также потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний.

Анализ собранных анкетных данных позволил нам построить собственную систему взаимодействия с родителями и детьми. Отбор форм работы с семьей преследовал своей целью более полное и активное включение родителей в образовательный процесс. Такой подход помогает организовать адресную помощь родителям, осуществлять дифференцированное и индивидуальное взаимодействие с семьями воспитанников.

Распределение деятельности

План совместной работы с семьей на учебный год

Формы работы Задачи Сроки Ответственные
1 Выставка “Умелые руки” Пополнить развивающую среду в группе Январь Родители

Воспитатели

2 Семейный досуг “Какой хороший папа” Воспитывать любовь и уважение к папе. Содействовать оптимизации детско-родительских отношений. Февраль Воспитатели
3 Визитка семьи: фото, герб, девиз, любимые кулинарные рецепты Привлекать родителей к совместной деятельности в семье Февраль Родители
4 Праздник “Мамин день” Воспитывать любовь и доброе отношение к маме Март Воспитатели

Родители

5 Встреча со специалистами “Теплый дом” Помогать родителям поддерживать и развивать творческие способности у детей Апрель Воспитатели

Муз.рук-ль

Инструктор ИЗО

6 Детско-родительская гостиная “Я, семья, род, народ” Воспитывать патриотизм и толерантность Апрель Воспитатели
7 Выставка “У мамы руки золотые” Выявить лучших мастериц, пополнить развивающую среду в группе Май Мамы

Воспитатели

8 Международный день семьи. Семейный час “Смотрясь в семью, как в зеркало” Предложить родителям подумать, чего они хотели бы не только для своего ребенка, но и для себя Май Родительский комитет

Воспитатели

9 Экологический субботник “Огород” и благоустройство участка Привлекать родителей к благоустройству экологической зоны “Огород” и группового участка Май - июнь Воспитатели

Родители

10 День защиты детей. День добрых дел “В гостях у сказки” Вызвать живой интерес к сказке, порадовать детей, создать хорошее настроение Июнь Родительский комитет
11 Выставка комнатных растений “Цветоград” Пополнить уголок природы. Развивать эстетические чувства Июль Родители
12 Книжка – ширма “Телевидение входит в жизнь малыша” Помогать родителям в правильном выборе телепередач, мультфильмов Август Старший

воспитатель

Психолог

13 Выставка композиций из цветов, овощей и природного материала “Это нам подарило лето” Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ Сентябрь Родители
14 Выпуск газеты “Неразлучные друзья – взрослые и дети” Отразить в газете наиболее яркие события, происходящие в группе Сентябрь Воспитатели

Родительский

15 Альбом – эстафета “Чем занять ребенка в выходной день” Повысить педагогические знания родителей Сентябрь Родители

Воспитатели

16 Консультация “Чем и как занять ребенка дома” Заинтересовать родителей данной проблемой Октябрь Воспитатели
17 Беседа “Если хочешь быть здоров” Содействовать здоровому образу жизни в семье воспитанников Октябрь Врач

Ст. медсестра

18 День матери. Ток – шоу “Искусство – любить детей” Помочь родителям в воспитании детей Ноябрь Воспитатели

Психолог

19 Всемирный День ребенка. Беседа “Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его” Привлекать родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам Ноябрь Воспитатели

Родители

Ст. воспитат.

20 Конкурс “Семья года” Выявить победителя конкурса “Семья года” Декабрь Воспитатели

Работники библиотеки

21 Новогодний праздник Доставить детям радость и удовольствие Декабрь Воспитатели

Родители

Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта

Мониторинг;

Мероприятия (групповые и общесадовские);

Анализ родительских анкет;

Праздники и развлечения;

Протокола родительских собраний и консультаций.

Методические разработки

Для реализации данного проекта использовались методические разработки различных авторов из журналов “Дошкольное воспитание”, “Дошкольное образование”, “Обруч”.

Методы и технологии

Анкетирование, опрос, беседы, наблюдения;

Детско-родительские гостиные;

Методы ТРИЗ;

Методы психофизического сопряжения;

Интеграция;

Театрализованная деятельность;

Метод КТД.

Необходимые условия реализации проекта

1.Интерес детей и родителей.

2.Наличие необходимой литературы.

3.Интеграция со специалистами и другими работниками детского сада.

Предложения по возможному распространению проекта

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что подобная работа с семьей объединяет общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию более тесного контакта с родителями. Это оказывает согласованное воспитательное воздействие на ребенка.

Мы очень надеемся, что проводимая нами работа, поможет во взаимодействии с семьей, в развитии и воспитании ребенка, даст толчок к появлению новых форм совместной деятельности детского сада и родителей воспитанников. Итогом нашего проекта стало создание на базе нашего детского сада районного клуба “Молодая семья”. Это перспективная форма работы с родителями, позволяющая учесть актуальные потребности семей, способствующая формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Введение

Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна к происходящим в стране реформаторским изменениям последних лет в экономике и социальной сфере, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности, воспитательной дееспособности. Материальные и психологические трудности, переживаемые семьей сегодня, привели к возникновению ранее неизвестных, нетипичных для нашего общества проблем воспитательного характера. Родители теряют свой авторитет и перестают быть образцом для подражания у своих детей, поскольку последние часто считают их неудачниками, не способными преуспевать в новых социально-экономических условиях.

Изменение экономических общественных отношений в стране сопровождается также значительной переоценкой нравственных основ жизни. Поскольку основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей является семья, такое резкое изменение ориентации общества непосредственным образом отражается на формировании семейной идеологии.

Еще одна воспитательная проблема дня связана с изменением ментальности общества в целом. Наблюдается, качественные изменения нравственных принципов в российском обществе привели к резкому снижению ответственности родителей за воспитание детей.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала, как бы изолировано от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развитие детей, которые поступали в общественные учреждения. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют повысить его эффективность. Создание единого пространства, развитие ребенка не возможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться, не зависимо одни от других и обе стороны будут оставаться, в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Поэтому у нас возникла необходимость разработки проекта, которая станет ориентиром, как для педагогов, так и для родителей.

Проект строится на основе документов, регламентируемых и регулирующих их деятельность (типовое положение о ДОУ, устав образовательного учреждения, родительские договоры).

Проект состоит из введе­ния, обоснования ее актуально­сти, основных направлений ра­боты и выработки стратегии по взаимодействию с семьей в це­лях повышения педагогической культуры родителей, формирова­ния партнерских отношений с семьей, строящихся на принци­пах гуманизма, дифференциро­ванного, адресного и личностно-деятельностного подходов.

1. Обоснование актуальности проекта

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. В современных условиях семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурного развития общества. Семья — уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. В указе президента Р.Ф. от 14.05.96 №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» говорится о том, что цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция. Это подтверждается Законом об Образовании РФ, 1 пункт 18 статьи которого гласит, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Значение семьи в воспитании ребенка ставит пред нами вопрос о ее готовности к своей воспитательной функции, о воспитательном потенциале родителей как главных воспитателей ребенка.

Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, каж­дый из которых по-своему обо­гащает ребенка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают опти­мальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодей­ствие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процес­са ДОУ, без которой невозмож­но решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому целями про­екта стали повышение педа­гогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет спо­собствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.

2.Нормативно –правовое обеспечение проекта

1.Конвенция о правах ребенка;

2.Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;

3.ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24 июля 1998г. №124 – ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000г.);

4.Закон РФ «Об образовании» в редакции от 13 января 1996г. № 12 – ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2002г.);

5.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

6.Устав МДОУ;

7.Родительский договор;

8. Программа «Семья» отдела образования г.Медногорска

3.Цель и задачи проекта

Цель — вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности и их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

1. Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития дошкольников

2. Привлечение взрослых к активному и педагогически грамотному участию в воспитании детей

3. Развитие коммуникативной компетентности родителей в процессе общения с педагогами и детьми

4. Активизировать, обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных
педагогических возможностях

4.Новизна и результативность проекта

Новизна — формирование нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующая доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающие корректно влиять на воспитательную позицию семьи.

Результативность — активное участие и заинтересованное отношение родителей ко всему, что делают педагоги, авторитет педагогов среди родителей микрорайона.

5.Основные направления работы

Организационно-посредническое

  • вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями;

Информационно-просветительское

  • обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей;

Организационно-педагогическое

  • вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ.

6.Основные принципы проекта

Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

Принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

Принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;

Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

7.Этапы работы по взаимодействию с семьёй.

1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель — организация эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Задачи:

1. Обеспечить педагогов ДОУ научно-методической информацией о современных формах, средствах и методах взаимодействия с родителями.

2. Активизировать педагогический потенциал воспитателей для групповой и индивидуальной работы семьями воспитанников

3. Способствовать повышению культуры педагогического общения.

1. Информирование педагогов и специалистов по нормативным, юридическим, социальным, психолого-педагогическим аспектам воспитания, обучения и развития дошкольников в сотрудничестве с родителями,

2. Методическая помощь педагогам по планированию и реализации различных форм работы с семьями.

3. Проведение консилиумов по анализу и планированию работы с семьями воспитанников.

4. Самообразование педагогов:

4.1.Изучение литературы по проблемам семейного воспитания.

4.2.Изучение нормативно-правовой документации по проблемам семьи и детства.

4.3.Изучение современных методик,технологий взаимодействия с семьей и вариативных методов оказания помощи семье.

Формы работы:

1. Лекции, беседы, консультации.

2. Семинары-практикумы, педагогические советы, анкетирование, тестирование.

3. Чтение специальной литературы, повышение квалификации.

2 этап. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Цель — выявление образовательных потребностей семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в об­ласти воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Задачи:

1. Изучить и оценить реальные потребности семей воспитанников

2. Определить уровни потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах и их психологической культуры

3. Выявить мнение родителей о качестве работы ДОУ

1. Мониторинг базы данных на ребенка и его семью

1.1. Анализ документов и первичных сведений о ребенке, поступившего в ДОУ и его семье.
1.2 Сбор информации об особенностях воспитания ребенка в семье.
1.3 Социологическое исследование состава семьи воспитанников

2.Диагностика потребностей и уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников

3.Диагностика психологического климата в ДОУ (комфортность ДОУ для воспитанников, качество воспитательно-образовательного процесса).

4.Диагностика эффективности (количественная и качественная) мероприятий, проводимых специалистами ДОУ

Формы работы:

1. Изучение документов, беседы с родителями, анкетирование, тестирование, опросы, интервью.

2. «Родительская почта»».

3. «Горячий телефон».

4. Тетрадь отзывов и предложений.

3 этап. ПРАКТИЧЕСКИЙ

Цель — повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

1. Обеспечить родителей необходимыми психолого-педагогическими знаниями по вопросам дошкольного воспитания.

2. Использовать разнообразные средства актуальной информации для родителей.

1. Наглядное информирование родителей.

2. Организация и проведение консультирования родителей по проблемам воспитания дошкольников.

3. Участие родителей в организационно-правовой деятельности ДОУ:работа родительского комитета ДОУ, совместное планирование и организация его деятельности;составление плана взаимодействия с семьей на учебный год.

4. Совместная деятельность педагогов с родителями над образовательными и творческими проектами.

5. Организация и проведение досуговых мероприятий, спортивных праздников, соревнований, развлечений, туристических походов.

6. Участие родителей в педагогическом процессе.

7. Организация работы по благоустройству детского сада и оказание спонсорской помощи в оснащении предметно-развивающей среды.

Формы работы

1. Информационные и групповые стенды, родительские групповые газеты, газета для родителей от родителей «Светлячок», родительские собрания.

2. Круглые столы, дискуссии, творческие мастерские, тренинги.

3. Планирование, совещания.

4. Родительские клубы, День Здоровья, Неделя экологии, тематические встречи, открытые занятия.

5. Благоустройство участков, групповых комнат, озеленение территории д/с.

4 этап. КОНТРОЛЬНЫЙ

Цель —анализ результативности взаимодействия ДОУ ребенка с семьей

Задачи:

1. Изучить и оценить работу ДОУ по организации взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.

2. Прогнозировать на основе полученных данных дальнейшее развитие положительных тенденций в сотрудничестве с семьями воспитанников.

1. Анализ работы с родителями в рамках сотрудничества и взаимодействия и сбор аналитического материала, внесение корректив в планирование работы с родителями, отражение результатов текущей и итоговой работы в основной документации методической службы.

2. Разработка системы психолого-педагогической помощи семье и детям, выбор приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности, выработка стратегии совместной работы всех служб ДОУ по вопросам сотрудничества с семьей.

Формы работы

1. Тесты, опросы, анкетирование.

2. Заседания круглого стола.

3. Дискуссии.

4. Перспективное и календарное планирование.

5. Аналитические справки.

8. Методика контактного взаимодействия педагога с родителями

I этап. Поиск контактов, пер­вые встречи двух сторон, выра­ботка желания общаться. На этом этапе воспитателю особен­но необходимо проявить педаго­гический такт, искреннее уваже­ние к родителям, деликатность, сдержанность, чтобы не оттолк­нуть их некорректными вопро­сами.

II этап. Совместное размыш­ление о том, что необходимо раз­вивать и воспитывать в ребенке, сохраняя неповторимость его индивидуальности. Здесь уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.

III этап. Установление общих требований к воспитанию ре­бенка. Надо побудить родителей высказать свои взгляды на вос­питание и назвать используемые методы в общении со своим сы­ном, дочерью. Мнение родителей, даже неверное, необходимо вы­слушать и не опровергать. По­степенно нужно предложить свои способы воздействия, при­звав к объединению усилий для выработки единых требований

IV этап. Согласованное со­трудничество в достижении об­щей цели. Здесь обе стороны уточняют воспитательные воз­можности друг друга, определя­ют цели и задачи, находя спосо­бы, чтобы возможные споры и несогласия не помешали даль­нейшему сотрудничеству,

V этап. Реализация достигну­тых договоренностей. На этом этапе педагог доверительно со­общает о своих сомнениях, за­труднениях, спрашивает советов у родителей и прислушивается к ним. В это время вырабатывают­ся согласованные мероприятия, направленные, в том числе, и на перевоспитание ребенка, кор­рекцию его поведения.

VI этап. Совершенствование педагогического сотрудничества. Как и на предыдущих этапах, здесь нецелесообразно предлагать гото­вые решения. Надо тщательно про­анализировать развитие процесса совместной деятельности, так как это этап расширения и углубления педагогического сотрудничества, когда идет реализация единых пе­дагогических воздействий.

9. Механизм оценки результатов

Методика изучения уровня актив­ности, психолого-педагогичес­кой культуры родителей.

Метод отслеживания

Учёт участия родителей в различных мероприятиях

— наблюдения

— беседы

Методика изучения удов­летворенности родителей работой образовательного учреждения.

Метод отслеживания

— анкетирование

— индивидуальные беседы

Тестирование

Методика определения уров­ня деятельности педагога с ро­дителями.

Метод отслеживания

Ис­пользование листов самооценки (Л.М. Денякина).

— тестирование

— моделирование игровых и проблемных ситуаций

Мониторинг взаимодействия в системе «ДОУ –семья»

10. Ожидаемые результаты

  • установить доверительные отношения с семьями детей, что даст достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье;
  • оказать помощь родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой;
  • родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, что позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;
  • устранить формализм при организации работы с семьей;
  • установить партнёрские отношения между родителями и педагогами ДОУ;
  • сблизить дошкольное и семейное воспитание в интересах становления полноценной, психически, физически, нравственно здоровой личности;
  • распространить опыта работы взаимодействия с семьей на уровне города и области.

Задачи и их реализация в семье и в детском саду

Список использованных источников

1. Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 112–118.

2. Архангельский В.Н., Кучмаева О.В. Личность, семья, общество: взаимодействия в современных условиях // Семья в России. — 1996. — №2. — С.64-84.

3. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.

4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П.Беспалько. — М.: Педагогика, 2000.- 192с.

5. Бикбулатов Р.Р. Комплексный подход в решении социально-психологических проблем современной семьи // Современная семья: проблемы, поиски, решения: Сб. ст. — Казань: Отечество, 2000. — с. 23-29.

6. Виноградова Л. Ищем новые формы взаимодействия с родительской общественностью /Л.Виноградова // Воспитание школьников. – 2005. — № 6. – с.9-16.

7. Власюк И.В. Семья как социокультурная ценность. Монография – Оренбург: ООО «Агенство «ПРЕССА», 2006 – 200с.

8. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.

9. Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. – М., 1999 г.

10. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

11. Зимина А.И. Работа с родителями / А.И. Зимина // Классный руководитель. – 2007. — № 6. – с. 104-106.

12. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга/Сост. Н.П. Митрошина, Т.А. Овечкина. СПб., 2001.

13. Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 8.

14. Рындак В.Г. Мы родом из детства//Педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе//монография/В.Г.Рындак-М.;Оренбург: Пед.вест.ОГИМ, 2006.-203с.

15. Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения // Ред. кол. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Н. Гуров. Т.1. Кн. 1. М.; Ставрополь, 1997.

16. Татаренко, В.Я. Семья и формирование личности/В.Я.Татаренко.-М.:Мысль,2003.-352с.

17. Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями: для классного руководителей / Т.А. Фалькович Н.С. Толстоухова, Л.А. Обухова – М. 5 за знания, 2005. – 240 с.

Наташа Парунова
Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду»

ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности : воспитательно-образовательный.

По числу участников проекта : педагоги, специалисты дополнительного образования, специалисты разных профессий, родители , дети.

По времени проведения : долгосрочный.

По характеру контактов : в рамках ДОУ, родители , дети, микросоциум.

АКТУАЛЬНОСТЬ

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями . По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы : одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад , а они хотят видеть по окончании детского сада результат . Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада , третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом . Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто , больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные , к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями , мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

ПРОБЛЕМА

Неучастие родителей в жизни своего чада , банальное отсутствие како-го-либо представления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребенка призван психолого-педагогический проект "Нетрадиционные формы работы с родителями » МДОАУ № 17.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

Оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье ;

Психолого-педагогическая помощь родителям воспитанников МДОАУ в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка, овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистического сотрудничества с матерями и детьми в семье.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.

Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьёй , как фактора позитивного развития ребёнка.

Помочь родителям устранить недопонимание эмоционально- потребностей сферы ребёнка через совместную игровую творческую познавательную деятельность.

Знакомство с культурными маршрутами в городе, организацией занимательного развивающего досуга с детьми;

Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду .

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С родителями ВОСПИТАННИКОВ

1. Информационно - аналитические

Анкетирование;

Тестирование;

Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок» .

2. Наглядно-информационные формы

Сайт ДОУ и педагогов;

Выпуск семейных стенгазет;

Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей ;

Фотовыставки;

Семейные презентации;

Нетрадиционные дни открытых дверей .

3. Познавательные.

Нетрадиционные родительские собрания ;

Информационно -практические занятия «Школа родителей ";

Маршруты выходного дня или экскурсии;

Совместная работа по тематическому плану проектам ;

Круглый стол.

4. Досуговые.

Совместные праздники, досуги, развлечения;

Совместные спартакиады;

Семейный театр;

Участие родителей в конкурсах , выставках

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта .

2. Анкетирование родителей .

3. Календарно-тематические планы в рамках проекта .

4. Разработка методических материалов для реализации проекта .

II ЭТАП - ОСНОВНОЙ ТЕКУЩИЙ

1. Разработка конспектов мероприятий и их проведение.

2. Реализация планов взаимодействия участников проекта .

III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Анализ проделанной работы . (Родительское собрание )

2. Презентация лучшего опыта семейного воспитания.

3. Фотосессия, интервьюирование родителей , публикации в СМИ.

СДЕРЖИВАЮЩИЕ СИЛЫ

Повышенный уровень тревожности, связанный с отсутствием практического опыта в воспитании детей дошкольного возраста, отсутствие у родителей коммуникативных навыков.

УСТРАНЕНИЕ РИСКОВ

Развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности.

СТОРОННИКИ ПРОЕКТА

2. Педагоги.

3. Специалисты.

4. Родители .

5. Администрация.

6. Общественность.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

2. Педагоги.

3. Специалисты.

4. Родители .

РЕСУРСЫ ПРОЕКТА

1. Человеческие (дети, педагоги, специалисты, родители ) .

2. Материальные (оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО) .

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Апробировав проект , мы ждем определенных результатов :

У родителей – должны сформироваться доверительные , партнерские отношения с детьми и педагогами;

Активизироваться деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;

Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей .

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2011 -2012 уч. год

участников

1. Семинар – практикум «Основы семейного права»

Родители

Педагог – психолог

Юрист – консультант по семейному праву

2 Конкурс поделок «Дары природы» Воспитатель

родители

3 Тренинг «Давайте познакомимся!» Педагог – психолог

родители

4 Родительское собрание «Мастер класс» Родители

5 Анкетирование «Какой я родитель Родители

Педагог – психолог

6 Семейный театр Воспитатель

родители

7 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Тренер спортшколы

Экскурсовод

8 Семинар – практикум «Знаю ли я своего ребенка?»

Педагог – психолог

Врач – невролог

Учитель – логопед

Инструктор по физической культуре

9 «Зов джунглей» Воспитатель

родители

10 Конкурс рисунков «Моя семья» Физкультурный работник , воспитатели, родители

11 Родительское собрание «Копилка семейных советов» Воспитатель

родители

12 Опрос «Чем интересен детский сад » Воспитатель

родители

13 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровье малышей» Воспитатель

родители

14 Мультимедийная презентация «Мы с папой любим спорт» Воспитатель

родители

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2012 -2013 уч. год

участников

1. Родительское собрание «Родитель , ребенок, детский сад » Воспитатель

родители

2 Семинар – практикум «Давай поговорим!» Учитель СОШ

Юрист, врач.

Специалисты разных профилей

3 Анкетирование «Семейное воспитание» Педагог-психолог родители

4 Конкурс рисунков «Как мы отдыхали летом» Воспитатель

родители

5 «Веселые старты» Физкультурный работник , воспитатели, родители

6 Мини – сочинение «Мой ребенок» Воспитатель

родители

7 Фотовыставка «Моя дружная семья» Воспитатель

родители

8 Опрос «Воспитатель глазами родителей » Воспитатель

родители

9 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровые дети в здоровой семье» » Воспитатель

родители

10 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Тренер спортшколы

Экскурсовод

11 Семинар – практикум «Мастер класс» Воспитатель

родители

12 Родительское собрание «Эстетическое воспитание» Воспитатель

родители

13 Мультимедийная презентация «Как я воспитываю своего сына (дочку) » Воспитатель

родители

14 Конкурс поделок из одноразовой посуды» Воспитатель

родители

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2013 -2014 уч. год

участников

1. Родительское собрание «Педагогическая лаборатория» Воспитатель

родители

2 Конкурс рисунков «Берегите природу» Воспитатель

родители

3 «Мама, папа, я спортивная семья» Физкультурный работник

4 Анкетирование «Хорошо ли я знаю своего ребенка» Педагог-психолог родители

5 Семинар – практикум «Если ребенок плохо говорит» Воспитатель

родители

6 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Физкультурный работник , воспитатели, родители , экскурсовод

7 Творческий конкурс «Эскиз участка детского сада » Воспитатель

родители

8 Фотовыставка «Как мы отмечаем семейные праздники» Воспитатель

родители

9 Опрос «Вас устраивает меню в детском саду » Воспитатель

родители

10 Мини сочинение «Наши семейные ценности» Воспитатель

родители

11 Выпуск семейной стенгазеты «Путешествие в Олимпию» » Воспитатель

родители

12 Семинар – практикум «Умные игры» Воспитатель

родители

13 Спартакиада Воспитатель

родители

14 Родительское собрание «Ток – шоу здоровая семья» Воспитатель

родители

15 Мультимедийная презентация «Где бывали? Что видали?» Воспитатель

родители

16 Конкурс поделок «Ёлочка красавица» Воспитатель

родители

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2014 -2015 уч. год

участников

1. Семинар – практикум «Чем занять ребенка дома» Воспитатель

родители

2 Спортивные игры» (шашки, шахматы, спортивные игры - соревнования) Физкультурный работник , воспитатели, родители

3 Анкетирование «Интересы семьи» Педагог-психолог родители

4 Родительское собрание «Развиваем самостоятельность» Воспитатель

родители

5 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Физкультурный работник

Экскурсовод

6 Выпуск семейной стенгазеты «Новогодняя открытка» Воспитатель

родители

7 Презентация «Моя семья» Воспитатель

родители

8 Конкурс рисунков «День победы» Воспитатель

родители

9 Фотоконкурс «Масленица» Воспитатель

родители

10 Опрос «Чтобы вы хотели увидеть нового в детском саду » Воспитатель

родители

11 Семинар – практикум «Ролевая игра в воспитании ребенка» Воспитатель

родители

12 Родительское собрание «Кнут и рпяник» Воспитатель

родители

13 Мультимедийная презентация «Моя профессия» Воспитатель

родители

14 Конкурс поделок «Пасхальное яйцо» Воспитатель

Ольга Крылова
Проект по работе с родителями «Главное-вместе!»

Проект по работе с родителями «Главное – ВМЕСТЕ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю сегодня свой опыт работы . Педагогический проект по работе с родителями воспитанников 1 младшей группы «Главное – вместе

АКТУАЛЬНОСТЬ

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями . По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы : одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада , третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто , больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные , к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями , мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

ПРОБЛЕМА

Неучастие родителей в жизни своего чада , банальное отсутствие какого-либо пред-ставления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения услышать и понять друг друга.

Как заинтересовать родителей в совместной работе ? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательного пространства?

В связи с этим, я разработала и реализовала проект , который называется «Главное - ВМЕСТЕ » !

Цель проекта : вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско- родительских отношений .

Каковы же цели-ориентиры для педагогов детского сада?

Цели – ориентиры для педагогов детского сада :

Воспитание уважения к детству и родительству ;

Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей ;

Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми ;

Установление доверительных и партнерских отношений с родителями ;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;

Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников) :

Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.

Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.

Наполнение жизни семьи созидательной энергией.

И задачи проекта представлены на слайде. 8 слайд :

Для реализации поставленных задач я разработала программу сотрудничества «»

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №6 «Родничок» в специально организованной деятельности :

Совместной деятельности педагога и ребенка;

Совместной деятельности педагога, ребенка и семьи;

В самостоятельной детской деятельности;

В условиях проведения активной методической работы .

При подготовке проекта я использовала следующие методические пособия (они представлены на экране, и, конечно же широко распространённые интернет-ресурсы : маам. ру., нспортал, первое сентября, открытый урок и др.

Итак, подробнее о ходе реализации проекта . Проект реализовывался в 3 этапа : подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе (Август - сентябрь) с помощью анкетирования были опрошены родители . Цель анкетирования : изучение отношения родителей к образовательному процессу в семье и в детском саду. Анкета анонимная. Результаты анкетирования родителей следующие :

Всего участвовало : 25 семей. Анкетирование показало, что 71% родителей полностью устраивают : комфортные условия пребывания детей в ДОУ : достаточная обеспеченность развивающими игрушками, игровым оборудованием, безопасные условия пребывания детей в детском саду. Большинство родителей (70%) считают, что работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей ведется на достаточном уровне. 81% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей группы.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным. С целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с родителями , направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно – образовательного процесса.

В родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Главное – ВМЕСТЕ в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта . Составила календарно-тематические планы в рамках проекта . Разработала методические материалы для его реализации.

12 - 13 слайды

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям. Для этого я взяла за основу классификацию формы взаимодействия с семьей, автор Кротова.

Коллективные :

работа : вечера вопросов и ответов; «круглый стол» с участием родителей ; групповые собрания родителей ; тематические консультации; общие собрания, педагогические беседы с родителями .

Лекционно - просветительская работа : лекции специалистов ДОУ; занятия для родителей в библиотеке ДОУ ; беседа со специалистами; «круглый стол» с участием родителей .

Практические занятия для родителей : дни открытых дверей; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей ; выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций; участие в работе родительского комитета .

Совместная работа родителей , детей, педагогов : экскурсии, походы; традиции, развлечения, семейные встречи; семейные праздники : День матери, Новый год, 8 марта, семейные клубы, мастерские.

Индивидуальные :

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком : введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, коллективные творческие дела.

Наглядно – информационные :

Консультативно - рекомендательная работа : уголок для родителей , выставка психолого - педагогической литературы; папки- передвижки; папки- раскладушки; газета для родителей ; библиотечки для родителей ; доска объявлений.

Практические занятия для родителей : дни открытых дверей, школы для родителей , тематические выставки, конференции, визиты в группу.

Совместная работа родителей , детей, педагогов : мастерские, введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, выставка детских работ , беседы с детьми, участие в совместных проектах .

Основной этап (Октябрь-Апрель) . В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей . Необходимо отметить, что тематика родительских собраний варьируется в зависимости от социального запроса родителей .

Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия (НОД, так и другие виды деятельности : беседы,

чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с детьми.

В соответствии с тематикой моего проекта была организована игровая деятель-ность :

1. Дидактические игры : «Разложи правильно» и другие.

2. Сюжетно – ролевые игры : «Дочки – матери» , «Мой дом» , «Мама

ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми» , «Семья едет в отпуск» ,

«Семья путешествует» , «Мамины и папины помощники» , , «Еду с папой на машине» , «В гости к бабушке» , «Мастерим вместе с дедом» .

3. Словесные игры : «Назови по образцу» , «Назови ласково» , «Скажи со словом «мама» , и т. д.

Познавательная деятельность :

1. Рассматривание картин, иллюстраций о семье.

2. Беседы на тему с детьми : «Мои родные» , «Любящие родители » , «Моя семья» «Мамочка любимая моя» , «Хорошо с мамой рядом» , «Кому я благодарен» «Мой дом - моя крепость» , «Я и моё имя» , «Я - маленький и Я – взрослый» , «Я и мои друзья» , «Бабушка рядышком с дедушкой…» , «Как на нашей улице…» , «Как вы отдыхали летом» , «Что такое дружба?» , «Волшебные дома : Дом Доброты, Дом Ума, Дом Силы» , «Чего я боюсь» , «Хорошо дарить подарки!» , «Что значит любить (дружить, дарить, отдавать) бескорыстно»

Беседы на тему с родителями :

«Установление партнерских отношений, выявление проблем в воспитании и развитии детей»;

«Адаптация ребенка к условиям детского сада» ;

«Особенности развития ребенка 2-3 лет» ;

Буклет «Безопасный Новый год» ,

Консультация и беседа «Роль семьи в воспитании детей» ,

Консультация, беседа» Что нужно, чтобы ребенок был счастлив?», Консультация, беседа. «Золотые правила воспитания» ,

Консультация, беседа «Мама и папа в жизни ребенка» . Или разница в воспита-нии.

3. Д/и : «Поможем кукле выбрать покупку» ;

«Транспорт» Игровая ситуация.

Художественно- эстетическая деятельность :

1. Рисование : «Моя семья» , «Я в детском саду» (совместно с родителями ) .

2. Фотоколлаж : «Семейный сад» .

3. Слушание песен о семье.

4. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.

Были организованы :

1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления местом родителей детей )

2. Экскурсии на кухню д/с_ место работы мамы

3. Сюжетно ролевые игры : «Дочки – матери» , «Мой дом» , «Мама ведёт детей в детский сад» , «Папа играет с детьми» , «Семья едет в отпуск» , «Семья путешествует» , «Мамины и папины помощники» , «Мама, папа и я – дружная семья» , «Еду с папой на машине» , «В гости к бабушке» , «Мастерим вместе с дедом» .

4. Игры с напольными пособиями :

Заключительный этап включает в себя : анализ проделанной работы Итоговое родительское собрание «Вот и год прошел» . Презентация проекта на педагогическом совете. Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение итогов работы над проектом , определение перспектив.

В ходе проекта мы тесно сотрудничали с родителями .

Материал в уголок родителей «Моя семья» .

Консультация для родителей «Что мы знаем о родительской любви » .

Индивидуальные беседы с родителями на тему психолого- педагогическое воспитание.

Организация Фотоколлаж, составление родословной «Семейный сад» ; выставки рисунков совместного творчества на тему «Я в детском саду» , участие в интернет конкурсе «Снейл» - генеалогическое древо.

19, 20 – 21 слайд

На слайдах видна тесная взаимосвязь по тематике нашего проекта всех 5 образовательных областей.

22 слайд – 23 слайд

Выводы по проделанной работе :

Показатели результативности проведенной работы : На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями . Использование разнообразных форм работы с родителями дало необходимые результаты : у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе ; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

25, 26, 27, 28 слайд.

Участие в снейле

В проекте «Главное – ВМЕСТЕ изложенный выше практический материал из опыта работы , необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

Реализация задач работы с родителями с помощью метода проектов позволила определить его значимость : обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений о семье было максимальным, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №76

г. Йошкар-Олы «Солнышко»

Взаимодействие с родителями в условиях проектной деятельности.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.

Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

И семья , и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Поскольку родители я вляются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ), родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Установить “обратную связь” с ними, учесть их пожелания и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов:

В мае 2013 года был проведен опрос 45 родителей детей, посещающих II младшие группы МБДОУ «Детский сад № 76 г. Йошкар-Олы «Солнышко». Большую активность проявили мамы детей (79% от числа опрошенных).

Анализ полученных сведений показал:

Некоторые родители перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ;

Большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);

Отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов.

Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим образом:

Получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68% опрошенных;

Получить возможность общения со специалистами ДОУ – 55%;

Получить психолого- педагогическую консультацию по решению проблем- 36%;

Научиться определять способности детей – 21%;

Получить возможность общения с родителями других детей – 28%.

Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 86% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют.

Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Анализ педагогической литературы показал, что самостоятельной теории интерактивного взаимодействия педагогов и родителей как таковой не существует, выявил недостаточное методическое обеспечение применения интерактивных форм формирования педагогической компетентности у родителей.

Изложенное выше выявляет противоречия :

Между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия, в которых, родители приобрели бы опыт педагогического сотрудничества со своим ребёнком, с педагогами;

Между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений реализации данной проблемы.

Мы считаем, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. “Филиалы” клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинский работник, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель и др.), а также родители воспитанников, дети.

Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых, обеспечивают необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.

Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.

Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.

Семья – это общество в миниатюре,

От целостности которого

Зависит безопасность всего

Большого человеческого общества.
Феликс Адлер

Творческое название проекта: семейный клуб “Мамин хвостик”.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.

Продолжительность: долгосрочный.

Сроки реализации : сентябрь 2013 г. – май 2014 г.

Условия реализации: детский сад - “открытая система” воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.

Среда реализации: развивающая предметно-пространственная среда, развивающие виды деятельности.

Направления деятельности :

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.

Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;

Организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;

Разработать содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;

Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:

Участие родителей в планировании совместной деятельности;

Переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;

Правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;

Создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.

Принципы реализации проекта:

Добровольности;

Научности;

Комплексности;

Сотрудничества;

Постоянства обратной связи;

Открытости;

Конфиденциальности.

Формы работы с родителями:

педагогическая гостиная;

Консультации, беседы;

Развлечения, праздники;

Открытые занятия;

Дни открытых дверей;

Родительские собрания;

Практикумы;

Прогулки, экскурсии;

Папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;

Обобщение опыта семейного воспитания.

Предполагаемый результат реализации проекта:

Отсутствие формализма в организации работы с семьей;

Динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;

Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;

Учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

Выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

Осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.

Проект реализуется в три этапа:

I. Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

Мини-педсовет “Детский сад и семья”;

Опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;

Обсуждение общих вопросов на родительском собрании, связанных с организацией работы семейного клуба;

Разработка положения о клубе (Приложение 1 );

Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий (Приложение 2 ).

II. Основной этап (октябрь– апрель).

В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

III. Заключительный этап (1 месяц - май)

Подготовка к презентации.

Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители). Награждение участников проекта в различных номинациях.

Награждение участников проекта в различных номинациях.

Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.

Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

Презентация проекта:

Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).

Фестиваль педагогических идей на муниципальном уровне.

Фестиваль педагогических идей “Открытое занятие” на всероссийском уровне.

Перспективный план работы
с семьями воспитанников на 2013–2014 уч. г.

Формы проведения общения

Сроки

Участники

Анкетирование родителей на предмет социального заказа

сентябрь

Сбор информации на предмет социального заказа

Составление социального паспорта группы

сентябрь

Сбор данных для составления социального паспорта группы

Родители, воспитатели

Конкурс фото и сочинений “Летний отдых с семьёй”

сентябрь

Родители, дети, воспитатели

Родительское собрание

сентябрь

Ознакомление родителей с задачами на новый учебный год, обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба

Заведующая ДОУ, воспитатели, родители, дети

Организация педагогической библиотеки

В течение года

Создание и пополнение педагогической библиотеки для родителей

Старший воспитатель, воспитатели

Введение традиций группы: “Игра в гости к нам пришла”, “Игра напрокат”

В течение года

Дети приносят развивающие игры в группу на время либо берут игры домой “напрокат”, чтобы поиграть с семьей

Родители, дети, воспитатели

Фотовыставка “Моя мама за рулём”

Октябрь

Творческая работа родителей и детей

Родители, дети, воспитатели

Консультация; “Речевая среда дошкольника. Сквернословие – болезнь общества”

Октябрь

Воспитатели

Консультация: “Азбука дорожной безопасности для родителей с детьми”

Октябрь

Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями

Воспитатели

“Во что играют наши дети”

Октябрь

Практикум по организации игровой деятельности

Педагоги ДОУ, родители, дети

Консультация: “Составление родословной”

Ноябрь

Подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями

Воспитатели

Открытое письмо маме

Ноябрь

Составление ребенком письма маме под руководством воспитателей

Воспитатели. Дети

Оформление группы

В течение года

Совместное создание предметно-развивающего пространства

Родители, дети, воспитатели

Семейные традиции

декабрь

Оформление фотоальбома “Наша родословная. Семейные традиции”

Родители, дети, воспитатели

Встреча с интересными людьми

Январь

Рассказ родителей о своих профессиях

Воспитатели и родители

Педагогическая гостиная “Права ребенка – это актуально”

Февраль

Деловая игра для родителей

Воспитатели и родители

Выставка: “Наш любимый вид спорта”

Февраль

Совместная творческая работа родителей и детей

Родители, дети, воспитатели

Интервью о папе. Благодарность папе от мам

Февраль

Запись интервью на видеокамеру, обсуждение и оформление благодарностей папам от мам

Родители, дети, воспитатели

Встреча “Мой папа самый лучший”

Февраль

Организация досуга для родителей и детей

Родители, дети, воспитатели

Фотоколлаж “Мой папа – защитник Родины”

Февраль

Совместная творческая работа родителей, воспитателей и детей

Родители, дети, воспитатели

Выставка рисунков “Цветы для мамы”

Март

Творческая работа детей

Дети и воспитатели

Март

Совместная творческая работа педагогов ДОУ и детей

Акция “Пока не поздно” о воспитании любви к природе

Март - апрель

Заседание родительского клуба, организация фотовыставки “Наши домашние любимцы” (животные, растения)

Родители, дети, воспитатели

Апрель

Совместная творческая работа педагогов ДОУ, детей и родителей

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети

“Что такое готовность к школьному обучению”

Апрель

Консультация психолога

Психолог, родители. Воспитатели

Май

Оформление фотоколлажа “Мои предки в годы ВОв”, Организация автобусной экскурсии по городу, возложение цветов к Мемориалу воинской славы

Родители, дети, воспитатели

Итоговое родительское собрание. Презентация проекта

Май

Открытая детская деятельность. Подведение итогов учебного года. Презентация проекта, Награждение участников в различных номинациях

Заведующая ДОУ, воспитатели, дети и родители

Приложение 1

Положение о семейном клубе «Мамин хвостик»

1. Общие положения

1.1. Отношения между МбДОУ № 76 «Солнышко» г. Йошкар-Олы (далее-МБДОУ) и семейным клубом «Мамин хвостик» (далее - Клуб) регламентируются родительским договором и положением о семейном клубе, в котором определяются права и обязанности сторон.

1.2. Клуб является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.

1.3. Основой правовых отношений организации деятельности Клуба являются

Нормативно-правовые положения в сфере образования в Российской Федерации, законы об обеспечении защиты прав и развития детей;

Устав МБДОУ;

Родительский договор.

1.4. В состав Клуба входят участники оздоровительного и образовательного процесса, родители (законные представители воспитанников) и другие лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения.

1.5. Основными принципами работы Клуба являются:

Добровольности;

Значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);

Вариативности форм и методов;

Научности;

Непрерывности и целостности;

Комплексности;

Сотрудничества;

Постоянства обратной связи;

Открытости;

Конфиденциальности.

2. Задачи Клуба

2.1. Создать единое оздоровительно-образовательное пространство "образовательное учреждение - социум - семья".

2.2. Повысить педагогическую культуру родителей.

2.3. Приобщить родителей к участию в жизни МБДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

2.4. Создать условия для реализации собственных идей, способствующие проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

2.5. Убедить родителей в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим условием всестороннего развития детей.

2.6. Способствовать осознанию коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.

3. Основные направления деятельности Клуба:

3.1. Пропаганда положительного семейного воспитания.

3.2. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия.

3.3. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста.

3.4. Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции.

4.1. Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду.

4.2. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:

Сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;

Достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;

Принять и реализовывать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей;

Сформировать оптимальные детско-родительские отношения.

5. Организация работы Клуба

5.1. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом работы МБДОУ.

5.2. Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.

5.3. Заседания Клуба проводятся не реже одного раза в квартал и по мере необходимости.

5.4. Решения Клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

6. Права и обязанности сторон

6.1. Деятельность Клуба осуществляется на добровольной основе.

6.2. МБДОУ предоставляет помещение для заседаний Клуба.

6.3. Участники Клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями.

Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Считаете ли Вы, что воспитание ребенка - дело в большей степени родителей, нежели воспитателей?
  • Как Вы считаете, кому должна принадлежать инициатива в общении воспитателю или родителю? _____________________________________________________________
  • Что понравилось бы (или нравится) вам как родителю, участвующему в работе ДОУ? _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  • Что вы думаете о качестве работы ДОУ с родителями на сегодняшний день? __________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________
  • Что необходимо для эффективного взаимодействия семьи и ДОУ?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  • Что для Вас является приоритетным в воспитании Вашего ребенка?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Социологическая анкета семьи

  1. Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________

Его возраст ______________________________________________________

2. Возраст мамы ___________, папы______________________________

З. Образование мамы ______________________ , папы ________________

4. Место работы и должность мамы

________________________________________________________________

Папы

________________________________________________________________

5. Кто входит в состав вашей семьи? ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

б. Сколько в семье детей? _________________________________________

  1. Какого возраста? ___________________________________________________________
  2. Имеет ли семья отдельное жилье? Да, нет (проживаем у родителей мужа, жены, на подселении, другое нужное подчеркните, впишите).

_________________________________________________________________

9. Имеет ли ребенок свою комнату? Да, нет, другое.

__________________________________________________________________

10. Занимается ли ваш ребенок где-нибудь, кроме детского сада? Где и чем?

_________________________________________________________________

11. Что еще вы считаете нужным сообщить о своей семье и ребенке?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА

для родителей

1.Насколько полезны и интересны были для Вас и Ваших детей происходившие встречи в рамках проекта?

2. Какая встреча больше всего запомнилась Вам?

3.Что не понравилось? _________________________________________________________________

4. Нужна ли такая форма работы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. С какими специалистами Вы хотели бы еще встретится, какие актуальные для Вас и Вашей семьи вопросы Вы хотели бы обсудить?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Ваши пожелания: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Статьи по теме: