Сотрудничестве семьи и дошкольной образовательной организации взаимодействие. Формы взаимодействия дошкольной образовательной организации и школы

Аргучинская Анастасия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12
Населённый пункт: п. Буланаш Артемовского района Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Клуб как форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей"
Дата публикации: 08.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Клуб как форма взаимодействия дошкольной образовательной

организации с семьей

Традиционно

воспитателем

является

ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей

последующей жизни. Важность семейного воспитания обусловлена тем, что

ребенок в ней находится в течение значительной части своей жизни. Но сегодня

современным семьям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости,

недостаточной компетентности в вопросах дошкольного воспитания ребенка.

Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоит дошкольная

образовательная

организация,

заинтересованная

создании

благоприятных

условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия семей в

воспитании

полноценное

воспитание

дошкольника

происходит в условиях взаимодействия ДОО и семьи.

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

III прописано «Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены

следующие психолого-педагогические условия:

«построение

взаимодействия

воспитанников

осуществления

полноценного

развития

вовлечение

воспитанников непосредственно в образовательный процесс». А также

«открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества

с семьями воспитанников требует:

● непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том

числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на

выявления

потребностей

поддержки

образовательных

инициатив

● взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и

укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной

Можно отметить, что ФГОС ДО определяет необходимость активного

взаимодействия с семьями воспитанников для полноценного развития ребенка.

Термин "взаимодействие", предполагающий обмен мыслями, чувствами

переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах

Марковой,

взаимодействие

рассматривалось

единство

воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на

основе единого понимания.

Сластенин

педагогическое

взаимодействие

специально

организованный

направленный

воспитательных задач.

Загвязинский

определяет

педагогическое

взаимодействие

процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе

учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.

Мы понимаем, что взаимодействие – это особая форма связи между

участниками

процесса,

предполагает

единство

воспитания

ребенка на основе единого понимания.

психолого-педагогической

литературы

проблема

взаимодействия семьи и ДОО широко обсуждается педагогами и психологами-

практиками.

Исследования,

проведенные

Данилиной

проблемы,

существующие во взаимодействии ДОО с семьей, такие как нехватка времени и

нежелание работать в сотрудничестве. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т.И.

семьями на основе их взаимодействия.

Взаимодействие

предполагает

взаимопомощь,

взаимоуважение

взаимодоверие,

семейного

воспитания, а семьями – условий воспитания в дошкольной образовательной

организации.

подразумевает

обоюдное

поддерживать контакты друг с другом.

современном

семейное

воспитание

признано

взаимодействия

установление

партнерских

отношений участников педагогического процесса, приобщение семей к жизни

дошкольной образовательной организации.

Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации с

сегодняшний

остается

актуальной,

приобретая

обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и дошкольной

образовательной организацией могут быть связаны, например, с несовпадением

взаимных

ожиданий,

недоверием

родителей

воспитателям. Непонимание между семьей и ДОО всей тяжестью ложится на

ребенка. И дошкольная образовательная организация очень часто испытывает

трудности

взаимодействия.

взаимодействия

детского

организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов

форм взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений

дошкольной образовательной организации с детьми и их семьями, объединение

их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими

проблемами

совместно

старается

наиболее

использовать

педагогический

потенциал

традиционных

взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы взаимодействия с

Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОО с

семьей, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы взаимодействия ДОО с семьями подразделяют на

коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относят родительское собрание, конференцию,

практикум, экскурсию, акцию, оздоровительное мероприятие, «Круглый стол» и

распространенная

коллективная

взаимодействия

родительские

собрания. Это

целесообразная

действенная

форма, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами

воспитания

определенного

возраста

условиях

дошкольной

образовательной организации и семьи.

Следующая

коллективная

взаимодействия

конференция. Ее задача пропагандировать лучший опыт семейного воспитания.

В ходе конференции используется комплекс методов – наглядные материалы,

выступление специалистов ДОО. Эта форма предполагает подведение итогов,

своеобразный отчет, поэтому конференции проводятся в конце учебного года.

индивидуальным

взаимодействия

относятся

педагогические беседы и консультации.

Педагогическая беседа – наиболее доступная и распространенная форма

установления взаимодействия ДОО с семьей. Цель беседы – обмен мнениями

по тому или иному вопросу и достижение единой точки зрения, оказание

семьям своевременной помощи. Беседа предполагает диалог, но ведущая роль

принадлежит воспитателю ДОО.

Консультации организуют для того, чтобы ответить на все вопросы семей.

Консультация позволяет обсудить конкретный вопрос. Она побуждает семьи

присматриваться

выявлять

характера,

задумываться

своими методами воспитания, анализировать собственный опыт общения с

ребенком.

Отдельную

взаимодействия

составляют

наглядно-информационные формы. Они знакомят семьи с условиями, задачами,

методами

воспитания

способствуют

преодолению

поверхностного суждения о роли дошкольной образовательной организации,

оказывают

практическую

относятся:

открытых

фотовыставки,

выставки

передвижки.

День открытых дверей проводится с целью приобщения семей к жизни

ДОО. Семьи наблюдают за деятельностью детей в дошкольной образовательной

организации.

«изнутри»,

знакомятся

организацией

предметно-развивающей среды, видами детской деятельности.

Фотовыставки можно оформить на разные темы, например, «Вот какие

большие»,

(информационные

развернутой

информацией о каждом ребенке).

Главное требование к оформлению наглядных материалов – текст должен

быть доступным для чтения, эстетично оформлен, интересным по содержанию.

Иногда в ДОО семьи не интересуются предоставленным материалом.

Планируя

представлений о современных семьях, как о современных людях, готовых к

обучению,

саморазвитию

сотрудничеству.

выбирает

следующие

требования

взаимодействия:

оригинальность,

востребованность, интерактивность. Традиционные формы вошли в жизнь ДОО

со времен становления общественного дошкольного воспитания.

Нетрадиционные

формы взаимодействия

направлены

привлечение

установление

неформальных

контактов.

относятся

информационно-аналитические,

досуговые,

познавательные,

наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы н а п р а в л е н ы

в ы я в л е н и е

интересов,

запросов

установление

эмоционального

контакта

относится

анкетирование,

«почтовый ящик», куда семьи помещают волнующие их вопросы. Из анкет

ДОО узнает особенности детей, о том, что любит или не любит конкретный

ребенок го предпочтения и т. д.

Досуговые формы взаимодействия с семьями призваны устанавливать

неформальные

отношения

доверительные отношения между семьей и ребенком. К данной группе форм

относится проведение совместных праздников и досугов в группе, таких как

«Встреча

«Масленица»,

«Праздник

дружная семья» и другие.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении

психолого-педагогической культуры семей. Их суть – ознакомление семей с

возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым

консультациям, которые можно провести творчески, опираясь на популярные

телепередачи:

«Педагогическое

журнал», «Педагогическая гостиная» и др.

Наглядно-информационные

нетрадиционном

звуча нии

позволяют правильно оценивать деятельность ДОО, пересмотреть методы и

семейного

воспитания.

Например,

открытые

просмотр видеороликов.

активными

участниками

педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми,

двигаются

выполняют

выступают в качестве партнеров ДОО.

При просмотре видеоматериалов и слайд-шоу такой возможности у семей

Используя

мультимедийные

средства,

показать

несколько

фрагментов

непосредственно

образовательной

деятельности

организации режимных моментов в ДОО и таким образом сочетать разные

формы взаимодействия.

Одной из нетрадиционных форм взаимодействий ДОО и семьи является

организация

организации

регулярных

взаимодействия

обеспечивает преемственность и непрерывность во встречах ДОО и семей. При

наличии развитых форм клубной работы встречи в клубе могут проводиться в

форме дискуссий, тренингов, развивающих игр и пр.

Таким образом, формы взаимодействия детского сада с семьями – это

способы организации их совместной деятельности и общения. Существуют

традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОО с семьей, суть

обогатить

педагогическими

знаниями.

Традиционные

взаимодействия

подразделяют

коллективные,

индивидуальные

наглядно-информационные.

Нет радиционные

формы взаимодействия с семьями направлены на привлечение семей к ДОО,

установление

неформальных

контактов.

относятся

информационно-

аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы.

нетрадиционных

взаимодействий

является

организация клуба. Клуб – такая форма взаимодействия ДОО с семьей, при

организации

применить

взаимодействия

традиционные и нетрадиционные.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале года педагогами составляется совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям:

1. Работа с детьми: экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками ДОУ (ученики начальной и средней школы); совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом) .

2. Взаимодействие педагогов: совместные педсоветы (ДОУ и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов; консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей; творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги; визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.).

В совместной работе эффективными будут такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами дошкольной группы и школы, организация совместных педагогических советов, мастер-классов. Еще одно важное направление работы дошкольной группы и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Педагогическая диагностика как средство оценки достижений ребенка дошкольного возраста.

По своей сути педагогическая диагностика - это деятельность педагога по изучению фактического состояния и тенденций развития субъектов взаимодействия в условиях образовательного процесса, направленная на управление качеством образования.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в ДОУ определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов (наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса), а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов можно назвать анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Одна из главных функций педагогической диагностики для педагога практика - функция обратной связи или информационная.

Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявление и оценку состояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие. Наблюдая за тем, как проявляет себя ребенок в разных ситуациях (в игре со сверстниками, на прогулке, на занятиях, в свободное время), педагог отмечает его реакции на конфликт и на похвалу, на предложение заняться какой-либо деятельностью. Так он узнает особенности интересов, умения, склонности, трудности, предпочтения ребенка, значимые для него объекты и ситуации, понимает причины поведенческих проявлений.

Понимание ребенка помогает воспитателю определить своеобразие образовательных целей, снижает формальность, «усредненность» образовательного взаимодействия, ориентирует на поиск и применение лучшего варианта педагогического решения.

Прогностическая функция позволяет составить прогноз протекания педагогического процесса, определить перспективы развития диагностируемого объекта.

Для составления прогноза педагогу необходимо сопоставить информацию о том, каким был изучаемый объект раньше, как проявляет себя сейчас. Выявленная динамика изменений (положительная или отрицательная) обеспечивает возможности прогнозирования изменений объекта и предупреждения нежелательных тенденций развития.

Диагностика – процедура выявления уровня достижений и готовности к какому-либо виду деятельности определенного содержания и уровня сложности.

Данная процедура включает анализ и обобщение существующих методик диагностики развития, эффективности воспитания и обучения детей, выбор оптимальных методик и диагностических критериев, позволяющих оценить уровень сформированности того или иного качества личности, умений и навыков, компетенций и отношений воспитанников. Это означает, что по результатам диагностики можно будет соотнести достижения или неуспешность ребенка с сильными и слабыми сторонами его личности, изменениями в психофизическом, познавательно-речевом и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного образовательного процесса в ДОУ. Поэтому диагностику сегодня принято соотносить с проведением контроля эффективности или мониторинга образовательного процесса в детском саду.

В соответствии с ФГОС, она может быть основной для следующих видов мониторинга: промежуточного, итогового и мониторинга преемственности результатов личностного развития при переходе ребенка в школу. Например: "Мониторинг компетенций дошкольников 3-5 лет по образовательной области “Здоровье”"; Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы детьми; Планируемые результаты формирования интегративного качества "Любознательный, активный"; Достижения ребенка к концу старшего дошкольного возраста в различных образовательных областях.

Гусева Мария Сергеевна
Должность: студент 2-го курса магистратуры
Учебное заведение: Педагогического Института, Бурятского Государственного Университета
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие Дошкольной образовательной организации с семьей".
Дата публикации: 13.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Взаимодействие Дошкольной образовательной организации с семьей.

студентка 2-го курса Педагогического Института,

Бурятского Государственного Университета,

специальность «Менеджмент в образовании».

Ключевые слова: взаимодействие, взаимоотношения, семья, ДОО,

педагогическая культура родителей.

Концепция

модернизации

российского

образования,

Федеральные

государственные стандарты дошкольного образования нацеливают ДОО на

взаимодействие с семьями воспитанников с целью обеспечения высокого

качества образования, которое складывается из уровня профессиональной

компетентности

педагогов

педагогической

культуры

родителей.

Достижение высокого качества образования дошкольников, удовлетворения

запросов

родителей

интересов

создания

открытого

образовательного пространства,

возможно только при условии разработки

новой системы управления взаимодействием ДОО и семьи.

современных

социальных

условиях

философии

взаимодействия семьи и ДОО лежит идея о том, что за воспитание детей

несут ответственность родители, а все остальные социальные институты (в

том числе ДОО) призваны поддерживать и дополнять их воспитательную

деятельность. Признание приоритета семейного воспитания на современном

этапе развития дошкольного образования требуют иных отношений семьи и

дошкольной организации. Эти отношения определяются такими понятиями,

как «сотрудничество» и «взаимодействие».

Термин «сотрудничество» обозначает общение «на равных», где никому

принадлежит

привилегия

указывать,

контролировать,

оценивать.

Сотрудничествопредполагает

взаимные

действия,

взаимопонимание,

взаимоуважение,

взаимодоверие,

взаимопознание,

взаимовлияние.

Активная

совместная

педагогов

родителей

позволяет

способствует

усилению

взаимоотношений.

«взаимодействие»,

предполагающий

чувствами

переживаниями

сравнительно

работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство

линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось

на основе единого понимания. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит

сотрудничество

педагогов

родителей,

предполагает

равенство

партнеров,

уважительно е

отношение

взаимодействующих

индивидуальных

возможностей

способностей .

требований,

которому

отвечать

современный детский сад, обеспечивающий целостное развитие ребенка-

развитие конструктивного взаимодействия с семьей, обладающей, по мнению

отечественных

зарубежных

психологов,

способностью

передачи

поддержки присвоения личности основ материальной и духовной культуры

человечества. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать

ребенка, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии

способностей ребенка, формировании ценных жизненных ориентаций.

Основополагающей

требующей

развития

дошкольного

образования,

является

построения

взаимодействия

гуманно-личностного

согласно

которому

признается право родителей на уважение и понимание, на участие в жизни

детского сада. Для воспитания, утверждающего гармоничное и целостное

развитие личности ребенка, а не разрушающее, воспитателю и родителям

необходимо избавиться от субординации, монологизма по отношению друг к

другу, критики; им следует видеть друг в друге полноправных партнеров,

союзников в процессе воспитания ребенка .

Анализ путей современного взаимодействия педагогов ДОО и семьи

позволил выделить педагогические условия выбора эффективных методов и

родителями,

формирования

о п т и м а л ь н о й

стратегии взаимодействия

сотрудничества

детского

относятся следующие: формирование у родителей воспитанников установки

на сотрудничество через знакомство их с потенциалом развития их детей;

согласование

представлений

родителей

педагогов

развития,

воспитания

обучения

процессе

проведения

систематической

проблемных

семинарах;

постановка

с п е ц и ф и ч е с к и х

п р о бл е м

п ед а го г и ч е с ко го

с от руд н и ч е с т ва

дифференцированными группами родителей и организация индивидуальных

и подгрупповых консультаций; обучение родителей и воспитателей функциям

сотрудничества

использование

традиционных

нетрадиционных

общения; развитие

интеллектуальной

творческой

инициативы

детей и взрослых в процессе организации коллективной деятельности по

методу творческих проектов.

Особенности

современного

человека

непрерывного образования воспитывающих взрослых. Семья и детский сад

живут в стремительно меняющемся мире, поэтому родителям и педагогам

необходимо непрерывно повышать уровень своей образованности, для того,

чтобы не потерять ориентиры в современных условиях жизни, уметь слушать

Родителям

педагогам

необходимо

постоянное

обновление

психолого-педагогических

обусловленное

развитием

развитие

способности

установки

знаниями

определенной ситуацией, которая позволит понять ребенка. На сегодняшний

наиболее

нуждается

родители

педагогически образованы.

В основу создания образовательных программ для родителей должны

положены

следующие

принципы

Петряевская): принцип

приоритетности влияния семейных отношений, семейного воспитания на

становление

личности

значимости

внутрисемейных

отношений как ведущего компонента воспитательного потенциала семьи;

единства

непротиворечивости

воздействия

образовательного

учреждения

воспитании

ребенка; принцип целостного

развития ребенка, предполагающий отражение многообразия влияния семьи

на формирование целостной структуры личности ребенка .

предоставлять

родителям

(социальных

педагогом,

психологом,

воспитателем,

родителей и пр.), но и право на участие в планировании и формировании

образовательных

программ

«родительской

необходимо

планировать

направлениям,

строится образовательный процесс с детьми: взаимоотношения с ребенком в

деятельности,

воспитание

уверенности

ценностного

отношения

формирование

эмоциональной

отзывчивости,

толерантности,

развитие

безопасного

поведения

ознакомление с нравственной оценкой поступков и моральными нормами.

Исследования по проблемам семейного воспитания показывают, что

многие родители испытывают трудности в воспитании детей. Для 70 %

современных родителей в той или иной степени характерна неуверенность в

правильности своей воспитательной позиции. Такая неуверенность взрослых

негативно

развитие

личности

дошкольников,

порождая

поведении

неуравновешенность,

тревожность,

стремление

управлять

поведением родителей, затрудняет нормальные взаимоотношения в семье.

При этом часто родители не осознают этих проблем, не понимают особой

роли семьи в развитии ребенка в дошкольном детстве, а среди тех родителей,

кто видит эти проблемы, только часть готова затратить усилия, чтобы их

Поэтому именно педагогу дошкольной организации во взаимодействии

воспитанников

принадлежит

организатора,

инициатора

совместной

деятельности.

формирования

сотрудничества

взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как

большую сплоченную семью, жизнедеятельность которой

интересна, если

организуется совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Это

способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми,

созданию комфортных условий в семье.

Литература:

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для

вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.:

Питер, 2013. - 464 с.: ил.

От рождения до школы Основная общеобразовательная программа дошкольного

образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.)

Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и

семьи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II

Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 71-

Аннотация. В данной статье представлена проблема взаимодействия современной дошкольной образовательной организации и семей воспитанников в процессе воспитания и развития ребёнка-дошкольника. Обосновывается актуальность и необходимость поддержки воспитывающих взрослых со стороны образовательной организации в соответствии с положениями ФГОС ДО.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, семья, взаимодействие, сотрудничество, поддержка, образовательная деятельность, дошкольник, психолого-педагогические условия, методы, изучение.

В последние десятилетия возрос интерес к вопросам семейного воспитания сo стороны социологических, психолого-педагогических наук. В соответствии с ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) современная дошкольная образовательная организация призвана создавать все необходимые психолого-педагогические условия, связанные с успешным взаимодействием педагогов с родителями, одним из которых выступает: «…поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность» .

Семья играет первичную и важнейшую роль в процессе становления личности. Отношения между воспитывающими взрослыми, характер отношения взрослых к ребёнку, и в целом семейный микроклимат оказывают либо позитивное, либо негативное воздействие на дошкольника.

Благодаря семье у ребёнка происходит развитие своего собственного Я, представлений о других и окружающем мире в целом. Радушная и положительная атмосфера в семье, где каждый из её членов значим и любим, способствует зарождению у ребёнка гуманного мировосприятия, стремления отдавать своё тепло другим людям. В свою очередь негативная, отрицательная атмосфера порождает в ребёнке проявления неприятия и враждебности ко всему, что его окружает.

Детский сад, также реализуя воспитательную функцию, оказывает повсеместную поддержку в этом процессе и дополняет семейное воспитание. Отличительной характеристикой этих процессов в семье и ДОО (дошкольной образовательной организации) является - целенаправленность воспитательных воздействий в последней.

Наряду с этим детский сад способствует накоплению дошкольником определённого опыта, системы знаний, отличающихся от тех которые он получил в первые годы жизни в семье. Круг его общения значительно расширяется, за счёт вовлечения в него новых значимых взрослых и сверстников, с которыми необходимо налаживать и поддерживать взаимоотношения. В ДОО у ребенка появляются новые возможности опыта общения с людьми. В детском саду ребенок должен научиться заботиться о себе и развивать свою автономность внутри коллектива. Поступление в детский сад заставляет его изменить свои взгляды на «другого».

Всё это естественным образом оказывает влияние на отношения, которые сложились у ребёнка в семье, обогащая их и привнося в них новые краски.

Таким образом, можно отметить, что как и семья, так и ДОО играют в жизни ребёнка - дошкольника значимую роль. Нельзя говорить об этих важнейших институтах воспитания по отдельности, так как только взаимовлияние и взаимодействие между ними могут обеспечить оптимальные результаты в процессе развития личности.

Отношения между семьёй и детским садом не могут не меняться. Экономические, социальные факторы оказывают не последнее влияние на их характер. Также большое значение в их построении имеет и личное взаимодействие со всеми специалистами дошкольной образовательной организации (руководством, воспитателями, логопедом, психологом и др.).

Выполняя посредническую функцию в системе «семья - детский сад - общество» образовательная организация должна быть не только носителем социально-культурных и человеческих ценностей, но и инициатором вовлечения семей воспитанников в этот процесс.

Взаимный интерес к процессу развития ребёнка позволяет совместно осознавать, определять и обоюдно преодолевать проблемы воспитания детей, а также помогает налаживать так необходимую и семье и ДОО связь между воспитывающими взрослыми в процессе становления личности ребенка.

Несмотря на это очень часто воспитывающие взрослые, как со стороны семьи, так и детского сада не могут наладить положительные контакты между собой.

Причины взаимного отчуждения могут лежать в следующих направлениях:

1) со стороны руководства ДОО

Ориентация на лимитированные отношения с семьей;

Ограниченное использование всего разнообразия подходов и форм к построению развивающего взаимодействия;

Отсутствие осознания необходимости сотрудничества и понимания ценности качественного управления этим процессом.

2) со стороны специалистов ДОО

Недостаток понимания связи между уровнем развития ребёнка-дошкольника и состоянием семейного микроклимата;

Преобладание монологических и директивных форм общения с представителями семей, недостаточно высокий уровень развития диалогического общения;

Использование педагогами в процессе общения с родителями вербальных форм над практическими.

3) со стороны представителей семьи

Стереотипы, связанные с рассмотрением детского сада, как института, принявшего на себя обязанности по воспитанию ребёнка;

Отсутствие опыта по реализации взаимодействия и сотрудничества со специалистами детского сада;

Защита своей семьи от посягательства.

Практика показывает, что потребность в диалоге испытывают обе стороны, как педагоги, так и родители. Однако эта необходимость очень часто бывает малоосознанной, и её причины у детского сада и семьи не всегда совпадают.

Обращения родителей к педагогам с предложениями, советами, просьбами, чаще всего относятся к каким-либо текущим событиям. Для педагогов семья привлекательна, прежде всего, с точки зрения информации о ребенке: особенности режима дня дома, степень приучения ребёнка к самостоятельности, самообслуживанию и т.п.

Испытывая нехватку знаний об особенностях воспитания ребенка, условиях его развития за пределами их непосредственного влияния, педагоги и родители, порой очень однобоко и неумело, стремятся заполнить этот пробел.

Все проблемы взаимодействия педагога с родителями должны волновать образовательную организацию, которой необходимо поставить перед собой решение следующей цели - создание определенной системы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников.

Это, в свою очередь, позволит реализовать следующие задачи:

1.Осуществить необходимое для целостного развития дошкольника единство ценностей, подходов, требований и интересов в жизни детей и взрослых в доме и в группе.

2. Решение первой задачи позволяет реально влиять на семейное воспитание детей.

Работа с семьей, привлечение её к жизни детских групп, выращивание общности, возникающей в первые дни пребывания ребёнка в учреждении между родителями и педагогами - одно из приоритетных и актуальных направлений на сегодняшний день.

И пока не сложилось это взаимодействие, и педагоги и представители семей ощущают себя не столько партнёрами, сколько оппонентами, иногда даже и противниками.

А пока они остаются оппонентами, никакие рекомендации, не помогут ребенку разобраться в противоречивости, окружающей его действительности. Дети рано начинают понимать, что возможно «играть» приемлемую «роль» для «тёти», а другую для мамы и папы, что в первом случае можно позволить себе, но совершенно недопустимо во втором.

Для того чтобы найти общий язык, необходима систематическая и целенаправленная работа, основу которой составят самые разнообразные формы общения.

Данную работу стоит строить вдумчиво, учитывая конкретные обстоятельства и условия, такие как:

  1. Характер детско-родительских отношений.
  2. Структуру семьи.
  3. Характер внутрисемейных отношений (между воспитывающими взрослыми).
  4. Характер семейного микроклимата.
  5. Материальный достаток семьи.
  6. Жилищные условия, в которых проживает семья.

С другой стороны также должны учитываться как индивидуальные, так и профессиональные особенности специалистов, строящих диалог с семьей.

Усилия современных исследователей направлены на то, чтобы мобилизовать социальную активность родителей, средствами которой вырабатываются позитивные представления о различных сферах семейного образа жизни, приёмах воспитания, технологии ведения домашнего хозяйства.

Такое сотрудничество с родителями предопределяет не только решение поставленных задач, но и изучение семьи, так необходимое в организации успешного взаимодействия.

В исследованиях О. Л. Зверевой и Т.В. Кротовой отмечается, что поддержка педагога в установлении контакта с родителями включает в себя несколько последовательных этапов, таких как: первичное диагностирование, планирование последующей работы, консультирование и контроль .

Т.А. Куликова рассматривает методы изучения семьи как «…инструменты, с помощью которых собираются, адаптируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи и закономерности домашнего воспитания» .

Таким образом, можно говорить о том, что при изучении семьи наблюдается тенденции превращения методов науки в методы практической деятельности специалистов.

План изучения опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых наиболее распространенными являются методы беседы, наблюдения, анкетирование. Наряду с этим весьма популярным методом выступает - анализ продуктов деятельности ребёнка.

По словам Т.А. Куликовой «У ребенка рано складывается эмоциональное отношение к близким, которое «окрашивает» его представления о родителях, других членах семьи, о своем доме и т.д. Эти представления во всем их своеобразии могут пролить свет на те стороны семьи, домашнего воспитания, которые по другим каналам изучить практически невозможно. Как, например, узнать, кто из членов семьи является особо значимым для ребенка, к кому он испытывает привязанность, каким видит свое место в семье» .

Естественно можно было бы узнать о характере взаимоотношений в семье, например, от родителей или других взрослых представителей, но поможет ли нам эта информация выстроить целостную картину состояния семейного микроклимата, атмосферы, царящей в доме. Ведь в этом случае не будет принята во внимание позиция ребёнка, его точка зрения на интересующий нас вопрос.

В связи с этим, по нашему мнению, приоритет должен отдаваться тем методам и методикам, которые позволят услышать, прежде всего, мнение самого ребёнка, увидеть ситуацию «его глазами», таким как:

  1. Методика завершения предложения или рассказа.
  2. Проективные методики.
  3. Разнообразные игровые упражнения и задания.
  4. Рисуночные пробы.
  5. Методика комментирования изображений.

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что комплекс разнообразных методов и методик содействует повышению ответственности родителей за воспитание детей, обогащению их соответствующими знаниями и умениями. Таким образом, грамотный подход к вопросу сотрудничества двух основных институтов в жизни ребенка дошкольного возраста, способен привести к повышению «…компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» .

Наряду с этим к показателям эффективности реализуемой педагогом работы с членами семьи можно отнести проявление интереса, потребности в консультативной поддержке, возникновение бесед по инициативе самих родителей.

Преобразования в системе «детский сад - семья», влекущие за собой изменения взаимоотношений между двумя социальными институтами: ДОО и семьями воспитанников требуют усилий не только от образовательного учреждения, но и от воспитывающих взрослых со стороны семьи.

Согласно этому приоритетной задачей, как педагогов, так и семьи является - оказание помощи ребенку безболезненно адаптироваться к жизни детского сада, выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование действий членов семьи и образовательной организации.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (17.10.2013 № 1155).
  2. Зверева О. Л., Кротова Т.В. Общение с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 80с.
  3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.

Тамара Кобякова
Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как условие реализации ФГОС

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда закладывается

основа основ его личности. Это тот период, когда маленький человек находится в полной зависимости от окружающих взрослых, в первую очередь – от родителей.

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие , построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности.

Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволяет объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникающих проблем. Планирование работы с родителями, мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей .

Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.

Для успешного сотрудничества с родителями воспитателю необходимо знать, что деятельность, общение педагогов и родителей должны базироваться на принципах :

Открытости детского сада для семьи , где каждому родителю в удобное для него время обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок;

Сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей, основанном на взаимопонимании и доверии ;

Создания активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ ;

Диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Современный детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе, социальном составе родителей, их образовательные потребности и запросы, находиться в режиме развития, а не функционирования. В зависимости от этого должны меняться формы, тематика запланированных мероприятий с семьей .

В нашем детском саду «Улыбка» ежегодно планируется много мероприятий, способствующих повышению педагогической компетентности родителей воспитанников, укреплению семейных связей и гармонизации детско-родительских отношений. Формы взаимодействия коллектива с семьями воспитанников используем как традиционные, так и новые : беседы и консультации, родительские собрания , дни открытых дверей, совместные досуговые мероприятия, утренники и концерты, открытые занятия для родителей, мастер – классы, дискуссии. Родителям при этом открывается жизнь ребенка в детском саду, а сотрудники МБДОУ стремятся вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий. Родители воспитанников, включаясь в деятельность учреждения, как правило, выбирают мероприятия, в которых находят ответы на актуальные для себя вопросы.

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Самыми популярными, посещаемыми семьями мероприятиями являются те, которые предполагают совместную деятельность родителей со своими детьми.

В сентябре и апреле в детском саду проходят недели открытых Дверей. В эти дни родители посещают групповые мероприятия, которые позволяют им четко знать и видеть, как живет и развивается их ребенок, какие новые условия создаются и насколько комфортны они для ребенка. Во время посещения открытых занятий родители могут наблюдать за ребенком в обычной для него обстановке, в контексте реальных его взаимоотношений со сверстниками и педагогом. Родитель имеет возможность сравнивать своего ребенка со сверстниками и выявить что – то ранее незамеченное. Вовлеченность родителей в развитие познавательной активности детей через экспериментальную деятельность. Новизна данной формы работы заключается в создании мотивации для возникновения равных партнерских взаимоотношений между ребенком и родителем в процессе проведения совместных опытов, направленных на повышение познавательного интереса у детей. Наш опыт показал, что одной из эффективных форм создания доверительных отношений «родитель - воспитатель» стали вечера – досуга с активным участием родителей. Так в ноябре проводим совместный с мамами праздник «Мама, любимая моя!» , на котором царит теплая, душевная атмосфера. В январе «Я люблю тебя Россия!» , феврале спортивные праздники «Веселые старты» , «День защитника Отечества» , «Масленица» . В апреле – «Праздники правильной речи» , в мае итогом работы с семьей в подготовительной группе является выпускной бал «До свидания, детский сад» .

Важнейшим способом реализации сотрудничества с родителями является вовлечение их в мероприятие как активных участников. Родители проявляют смекалку, фантазию в различных конкурсах, выставках, фестивалях. Участвуют в проведении мероприятия как ведущие, играют на музыкальных инструментах, рассказывают интересные истории из своей жизни и многое – многое другое.

Подчас у родителей возникают проблемы, которые могут решиться с помощью специалистов. В этом случае на помощь им приходят педагоги – специалисты, психологи которые проводят диспуты, мозговые штормы. В процессе них, участники приходят к единому мнению. Хочется отметить, что иногда из темы дискуссии вытекает новая проблема и родители предлагают продолжить диспут в дальнейшем.

Консультации и беседы проводим ежедневно во время приема детей и ухода ребенка домой. На индивидуальные консультации с родителями выносятся вопросы динамики развития ребенка (по результатам диагностики, его познавательных возможностей и пути их коррекции. Особое место уделяем организации развивающей среды дома : подробно обсуждаются моменты обстановки, цветового решения посуды для принятия пищи и объектов познавательной деятельности, выбор игрушек, развивающих игр, книг для рассматривания и чтения с учетом индивидуальных возможностей.

Помимо консультаций используем и другие формы работы : наглядно-тематические уголки для родителей, выставки, стенды, оформленные в ДОУ, заинтересовываем их современной тематической информацией по вопросам воспитания, здоровья, безопасности детей. В них входит : памятки; буклеты; газеты и журналы, освещающие жизнь детей в детском саду, транслирующие лучший опыт семейного воспитания, содержащие рубрики : «Это интересно» , «Важно знать» и т. д. ; образовательные маршруты выходного дня, проведения каникул, медиатека.

В силу того, что детский сад является комбинированного вида, основным направлением в работе - коррекция речи. Проблема формирования речи детей является актуальной в наше время. Многие из родителей не всегда знают, как можно помочь своему ребенку. Часто родители рассказывают : «Мы так много читали ребенку, рассказывали, учили стихи, объясняли, так много обо всем разговаривали, но результата нет : сам ребенок не может описать самую простую картинку, ни о чем-то рассказать, либо отвечает на вопросы односложно…» Да как же иначе : ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – а не ребенок!»

Мы искали разные формы работы с родителями по оказанию помощи специалистами в коррекции речи детей. Неоднократно обсуждали с родителями данную проблему, и пришли к выводу, что наиболее эффективными формами работы являются - семинары – практикумы, на которых педагоги специалисты знакомят родителей с дидактическим материалом, нетрадиционными игровыми методами работы с детьми по преодолению речевых проблем.

Очень содержательны встречи на темы : «Логопедические занятия дома» , «Речь на кончиках пальцев» , «Искусство быть родителем» . Практические задания для взрослых позволяют обучить их элементарным приемам педагогического взаимодействия с ребенком , вовлечь родителей в воспитательно – образовательную деятельность , заинтересовать их.

Ежегодно проводились и проводятся с педагогами консультации. Темы самые разнообразные : «ДОУ и родители. Пути сотрудничества» , «Анкетирование как метод изучения семьи дошкольника . «Наглядные формы работы с родителями» , «Коммуникативные игры с детьми и родителями» «Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества ДОУ » и другие.

Подведение итогов реализации образовательных программ на групповых родительских собраниях ежегодно в конце учебного года мы выстраиваем в форме диалога : родители высказывают не только мнение об организации воспитательно – образовательного процесса в учреждении, но и свои запросы на организацию образовательных услуг , в том числе и дополнительных в новом учебном году.

Список литературы.

1. Андреева H.A., Пономарева Л. И. Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка // Программа и практическое руководство. - Курган, 2004.-64 с.

2. 29. Воспитателю о работе с семьей : Пособие для воспитателя дет. сада (Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.) / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.- 192 с.

Статьи по теме: