Социальный статус молодой семьи. Семейные студенты кто это

Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

Было доказано, что преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.

В работах советских социологов С.И. Голода, З.И. Файнбурга, А.Г. Харчева и других отмечается довольно большое разнообразие мотивов, лежащих в основе принятия решения о вступлении в брак: это и любовь, и общность интересов, и совпадение вкусов, стилей жизни, материальные соображения, случайность и пр. При этом каждый специалист пользуется своим "набором" наиболее значимых с его точки зрения мотивов.

Любовь как эмоциональная основа брачного союза преобладает над другими мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке считается одной из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и сила чувств определяют уровень "социального оптимизма" супругов-студентов, а именно: невосприимчивость к внешним неблагоприятным для семьи условиям существования, в первую очередь материально-бытовым.

Любовь должна быть подлинной и действенной.

Эмоциональная сторона брака имеет для молодых супругов первостепенное значение. Удовлетворенность браком у каждого из них связана с характером и силой чувств. Ни материально-бытовые условия, ни возможность продолжать учебу без дополнительных трудностей, возникающих с созданием семьи, не влияют на удовлетворенность браком так сильно, как характер и сила чувств молодых супругов-студентов.

Установлена связь между сохранением чувства любви в браке и характеров использования свободного времени: справедливое распределение домашних обязанностей между супругами позволяет увеличить время досуга семейной женщины.

Большое значение для сохранения и укрепления чувств молодых супругов имеет положительно окрашенное общение. Общение - необходимое условие для полнокровной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной жизни.

Одним из главных вопросов, с которыми сталкиваются вступающие в брак студенты, является жилищный вопрос. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко. Жилищную проблему семейных студентов в определенной мере позволяют решать студенческие общежития. Предоставление комнаты в общежитии молодой семье напрямую зависит от материального обеспечения того или иного высшего учебного заведения. Сегодня они находятся в неравных условиях. В связи с этим, например, обеспеченность общежитиями выше среди студентов технических ВУЗов, чем педагогических и ВУЗов, где готовят работников культуры. Студенческим семьям предоставляют места в общежитиях только лишь около половины ВУЗов.

Правда, нельзя сказать, что в нашей стране в плане решения жилищной проблемы студенческих семей ничего не делается. В некоторых ВУЗах есть положительный опыт.

Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

Анализ бюджета студенческих семей, проведенный латышским социологом П.П. Звидриньшем, показал, что, несмотря на определенную материальную помощь родителей, в материальном отношении они живут в менее благоприятных условиях, чем семьи молодых людей, занятых в производстве.

По данным социологов сегодня также примерно 40% семейных студентов имеют дополнительный приработок. Но если среди студентов консерватории дополнительно работает почти половина семейных студентов, то среди будущих педагогов - всего 3-5%. Следовательно, возможность "подработать" во многом зависит от профессии, к которой готовит себя студент.

Молодые супруги нередко пользуются и помощью родителей. Она носит разнообразный характер. Это и материальная, и хозяйственно-бытовая, и нравственно-психологическая, и помощь по воспитанию детей. Помощь эта неоценима и в начале супружеской жизни и закономерна, потому что дает возможность молодым супругам завершить образование и более рационально и интересно проводить свободное время.

Конфликт в молодой семье происходит именно из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. Под супружеским конфликтом в широком смысле мы понимаем столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Главная причина семейных несчастий, как писал Л.Н. Толстой, заключается в том, что люди воспитаны на мысли о счастье и ждут его от брака. Но даже порой после нескольких месяцев супружеской жизни горячие чувства уходят в небытие, а остаются только серые, нескончаемо однообразные, с массой самых обыденных и прозаических дел, будни.

По данным специалистов в большинстве студенческих семей конфликты бывают нечасто и имеют конструктивный характер, что отмечают 85% супругов-студентов. Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты. Еще одной характерной чертой студенческого брака является разнообразное содержание конфликтов. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Это свидетельствует об активности адаптационных процессов. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.

От чего же зависит частота и характер конфликтов? Какие субъективные и объективные характеристики студенческой семьи их определяют? Способ организации семейной жизни оказывает влияние не только на частоту и содержание, но и на характер конфликтов. От того, на каких началах организована жизнь в семье, зависит и способ принятия решений. Наибольшую удовлетворенность способом принятия решений, например, высказали супруги из семей демократического типа. Это объясняется тем, что в этих семьях не только совместно принимаются решения, но и поровну делится ответственность за их реализацию. Чем больше супруги удовлетворены принятым решением, тем больше шансов, что в этой семье будет преобладать конструктивный конфликт.

Определяющее влияние на частоту, характер и другие характеристики конфликтов оказывает и степень удовлетворенности жены-студентки распределением работы по дому и обязанностей по уходу за ребенком.

На конфликт в студенческой семье существенным образом влияет также неудовлетворенность супругов проведением досуга, который имеет ценность в молодежной среде. Создание семьи предполагает возникновение новых обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени. Содержание досуга также становится другим.

На конфликты влияет и степень единства взглядов, установок супругов на то, как она должна быть организована. Следует также отметить, что, как правило, жены-студентки считают взаимную любовь в браке обязательной. Мужья-студенты не отличаются таким единодушием.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • 1. Студенческая семья - особый вид молодой семьи, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет;
  • 2. Студенческая семья характеризуется большей стабильность, чем любая другая молодая семья, т.к. супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу;
  • 3. Студенческая семья также характеризуется большей зависимостью от родителей, т.к. единственный источник доходов - стипендия или, иногда, плюс кое-какой заработок;
  • 4. Студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми проблемами, как и любая молодая семья. Особую позицию здесь занимает жилищный вопрос, т.к. не все учебные заведения дают возможность получить семейные общежития.

Бюджет у семьи незначительный, хватает только-только на питание — стипендия обоих + заработки Сергея. И все же без помощи родителей им не прожить. Родители покупают одежду, помогают деньгами. Когда родится ребенок, мать Сергея будет присматривать за ним. Материально ребятам, конечно, трудно, приходится экономить на всем, но Лена считает, что трудности эти временные. Скоро они закончат университет, начнут работать. И Лена, и Сергей считают, что их семейная жизнь не мешает учебе.

Однако, это еще далеко не все проблемы, которые подстерегают молодую семью студентов на пути ее становления. Дети — это, как известно, основа семейной жизни, так как их рождение накладывает на супругов ответственность за жизнь и судьбу другого человека. Но у семейных студентов, имеющих детей, самым больным вопросом является: «Где и с кем оставить ребенка во время занятий, экзаменов?» Однако, и здесь существует выход. Во-первых, студентка-мать может временно оставить учебу, взяв академический отпуск. Во-вторых, можно устроить ребенка в дошкольное учреждение (детсад), но сейчас это дело проблематичное, да и дети в таких учреждениях часто подвергаются разным заболеваниям. В-третьих, можно оставить ребенка на попечение у бабушки и дедушки, но это так же далеко не всегда возможно. Так что, часто студентке-матери приходится вообще оставлять учебу и становиться домохозяйкой.

Студенческая семья – хорошо это или плохо

Какая из студентов семья? Они ведь совсем дети! К тому же, нет ни жилья, ни денег! Да головы на плечах нет! В наше-то время молодёжь серьёзнее была, могли о себе позаботиться. А теперь? Ре­бёнка родят, повесят на шею ро­дителям, и горя не знают. Конечно, родители помогут! Но о чём дума­ли дети, рожая своих детей? Эта, с позволения сказать, «жена», даже макароны сварить не может! Да и не хочет. Разве это семья?

Честно говоря, я совсем не по­нимаю, зачем жениться во вре­мя учёбы. Неужели нельзя подо­ждать? Ведь никто не запрещает встречаться с любимым человеком. А семья, которая живёт на сти­пендию, по определению не может быть счастливой. Какое уж тут счастье, когда есть нечего и жить негде. Я уже не говорю про хоро­шую одежду и интересный досуг. А дети. Тут, разумеется, каждый сам решает, но я ни за что не ста­ну рожать, пока не закончу инсти­тут и не стану получать стабиль­ный заработок. Муж — он сегодня есть, а завтра нет. Как растить ребёнка девочке-студентке? А ведь она в ответе за своего малыша.

Студенческая семья как особая категория молодых семей

Как видим, студенческая семья – достаточно сложный и еще малоизученный объект исследования. В нашем исследовании под студенческой семьей понимается такая семья, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т.е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет (27, 7).

Анализ бюджета студенческих семей, проведенный латышским социологом П.П. Звидриньшем, показал, что, несмотря на определенную материальную помощь родителей, в материальном отношении они живут в менее благоприятных условиях, чем семьи молодых людей, занятых в производстве (27, 74).

Студенческий брак и студенческая семья: а стоит ли

Даже если и удастся «выбить» семейную комнату в качестве поддержки и помощи студенческой семье, в большинстве случаев максимум того, что светит – это восемь квадратных метров. Плюс туалет в конце коридора. И будущее студенческой семьи туманно – где жить после окончания вуза? Самый больной вопрос для студенческой семьи – это жилье. К тому же мужа надо кормить, а ежедневные пробеги от комнаты к кухне с выстаиваем в очереди могут вывести из себя даже ангельскую жену.

Ипотечное кредитование молодой студенческой семье тоже далеко не всегда по карману. О какой ипотеке можно говорить, если удача найти работу сразу по окончанию – счастливый лотерейный билет, который удается вытянуть далеко не каждому? А значит, шансы снять жилье тоже практически нулевые. Многим приходится в поисках работы возвращаться в родные края. А переезжать с места на место в поисках лучшей жизни одиночке, согласитесь, гораздо легче. Желание же остаться любой ценой в мегаполисе зачастую приводит к тому, что многие студенческие семьи сознательно стараются как можно дальше оттянуть момент рождения первенца.

Студенческие семьи

В студенческих семьях отлажен быт, потребность в половом и интеллектуальном общении А это существенно экономит время, освобождая его для учёбы.
Оба студента нуждаются в тишине и комфорте для подготовки домашних заданий. В семье это осуществить легко. Поэтому семейные студенты (особенно мужчины) учатся лучше.
Как ни странно, семейные студенты чаще участвуют в научной деятельности. Это связано с их более выраженным желанием найти высокооплачиваемую работу сразу после окончания вуза. Они используют все факторы, которые могут привести к хорошим рекомендациям и получению особенных, полезных для работы, навыков.
Семейные студенты чаще участвуют в общественной деятельности, так как рассчитывают на преимущества получения доступа к закрытой информации, либо возможности повлиять на своё благосостояние.
Ссоры в студенческих семьях происходят реже, а если происходят, то носят конструктивный характер. Оба члена семьи понимают вынужденность своего положения, а потому в конфликтах выдвигаются определенные и легко решаемые требования, в результате мир устанавливается быстро.

Статистика показывает, что только четверть студентов настроены на то, чтобы завести семью после окончания вуза. Остальные либо уже состоят в браке, либо активно ищут свою вторую половинку. В вузах России обучается чуть меньше трёх миллионов человек, при этом женщин чуть больше, чем мужчин (55%). Все они находятся в том возрасте, когда противоположный пол интересует более всего - так запрограммировано природой. Сегодня больше половины девушек обзаводятся семьями в возрасте до 20 лет, то есть, ещё на первых курсах вузов. Ещё треть - до 25 лет. Основной причиной ранних браков является боязнь остаться одной. И соотношение студентов и студенток эти опасения подтверждают. В некоторых вузах число учащихся женщин значительно превышает число учащихся мужчин. Но даже там, где пропорция обратная, женщины ведут себя очень активно, пытаясь создать семью намного раньше сверстниц.
Это, кстати, достаточно выгодно. Во многих вузах студенческим семьям выделяют комнаты в общежитиях, повышают стипендию, создают условия для воспитания детей.
Муж и жена - студенты вуза, да ещё и однокурсники - наиболее благоприятный вариант студенческой семьи. Они объединены одними и теми же условиями, проблемами и радостями, имеют одинаковые перспективы. Всё это объединяет и приводит к лучшему взаимопониманию.

Как бы не вели себя нынешние студенты до брака, 99 % из них выступают за моногамную семью. И это отрадно. Большинство студентов предпочитают брак по любви. Так, студенты IV курса ВлГУ, отвечая на вопрос анкеты “Какое место, по вашему мнению, занимает любовь в браке?”, 30 % респондентов ответили, что можно прожить и без нее. Это менее одной трети ответов, да к тому же данный результат отражает всего лишь мнение, а не саму реальность. Мнение изменяется, оно не остается постоянным раз и навсегда. Для большинства студентов любовь в браке представляется основным, доминирующим условием ее стабильности. Любовь устраняет чувство превосходства супругов, сглаживает главенствующую роль в семье одного из них. Естественно, при таких складывающихся взаимоотношениях в семье измена со стороны одного из супругов рассматривается как подлое предательство и оскорбление чувства другого супруга. “Как Вы отреагируете, когда узнаете об измене своего супруга (супруги)?”, – ответы были самые разные. Кто-то выгнал бы своего “неверного” из дома, кто-то ушел сам, некоторые сравнивали измену со смертью, другие же, спокойно выслушав это сообщение, попытались бы выяснить причину и кое-что исправить в самом себе. Образованные молодые люди осознают вполне то, что если брак основан на любви, то большинство недоразумений между супругами, толкающих их к измене, кроются в них самих.

В наше время можно слышать рассуждения о новых типах семьи, вроде “шведской” или о браке “втроем”. Интересно было выяснить мнение студентов по данному вопросу. В данном исследовании был включен вопрос “ Как Вы относитесь к браку втроем? ”. Каждый пятый студент высказался против, считая неестественными такие отношения между людьми; три четверти респондентов проявили нейтральное отношение, многие высказались в том духе, что кто желает такой брак иметь, пусть живет хоть всемером; и только один ответ не содержал никаких препятствий для такого союза, если он скреплен безграничной любовью всех.

Студенческая семья и ее проблемы (стр

Учитывая курс, который государства на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие. Ну и само то, что автор работы относится к студенчеству определяет его личный интерес к исследуемой теме.

Важным аспектом рассматриваемой проблемы явля­ется изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и адми­нистраций вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах семьям оказывается помощь и поддержка: вы­деляются места в общежитии, выдаются денежные по­собия, создаются по возможности условия для совме­щения учебы и воспитания детей. Все это в опреде­ленной мере облегчает жизнь студенческих семей. Из­меняется отношение к браку и семейной жизни и у самих студентов.

Особенности студенческой семьи

Проводившееся в 1988 г. исследование проблем студенческой молодежи республики (опрошено 3186 чел.) сотрудниками ПНИЛСИ БГУ им. В. И. Ленина показало, что целесообразным создавать семью в студенческие годы считают 35,9 % студентов. Считают, что нецелесообразно — 26,6 %. Состояли в браке 15,2 % опрошенных. Ответы эти говорят о том, что треть студентов положительно смотрят на создание семьи во время учебы в вузе, причем половина из них не только на словах положительно относятся к браку в эти годы, но и сами создают семьи.

В нашем исследовании под студенческой семьей понимается такая, в ко­торой оба супруга — студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т. е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены. Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет. Дети в студенческих семьях, как правило, дошкольного возраста.

Студенческая семья: как она живет

Среди моих сверстников не так много семейных пар, как было, например, в пору молодости моих родителей. Тогда, по их рассказам, у студенческих семей было не меньше проблем с жильем, заработками и учебой. А как справляются с этими сложностями современные женатые студенты и замужние студентки?

Однако декан факультета филологии и журналистики Ставропольского госуниверситета (который, к слову, уже давно прозвали факультетом невест) А. Серебряков так не считает: « Отношение преподавателя к студентам, решившим вступить в брак, безусловно, меняется. Рассчитываешь, что перед тобой более серьезный человек, чувствующий ответственность за свою семью и то, что с ней происходит. Эти студенты должны быть более взрослыми в социальном и интеллектуальном отношении».

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

Студенческая семья — достаточно слож ный и еще малоизученный объект исследований. Под сту денческой семьей понимается такая, в ко торой оба супруга — студенты дневного отделения. Проблема студенческой семьи является, безусловно, актуальной в наше время в нашей стране. Учитывая курс, который государство отводит на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет огромный интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие.

Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его буду щей профессии, каких знаний, умений, навыков и спо собностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нуж ных черт личности. Обычно под профессиональной направ ленностью подразумевают положительное отношение, ин терес к профессии, склонность заниматься ею. В поня тие направленности также включают потребности, эмо ции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеж дения. В процессе учебы под влиянием различных фак торов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое зна чение имеет психолого-педагогическая атмосфера учеб ного заведения, качество преподавания, материально-тех ническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава1. Проблемы студенческой семьи…………………………………………4

§1. Понятие и общая характеристика студенческих семей …………………..4

§2. Материально-экономические проблемы…………………………………….7

§3. Социально-психологические проблемы…………………………………….9

Глава 2 Возможные решения проблем студенческих семей…………………12

§1. Помощь государства………………………………………………………...12

§2. Родительская помощь…………………………………………………….…15

Глава 3 Положительные стороны создания студенческой семьи……………18

§1. Эмоциональный климат………………………………………………….....18

§2. Молодость – лучшее время для заключения брака…………………….…19

Заключение…………………………………………………………………….…22

Список литературы………………………………………………………………23

Введение

Одной из важнейших задач работы с молодежью в современном обществе является создание условий для благоприятного существования молодой семьи, в нашем случае - студенческой. Молодая семья, в большей степени, чем зрелые семьи, нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших функций: обеспечивать воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства; быть эмоционально и психологически устойчивой; решать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб; способствовать материальному и моральному благополучию и удовлетворению личных интересов каждого члена семьи; создавать условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.

Создавая семью, молодые люди сталкиваются с множеством разнообразных проблем, таких как: совместимость характеров, преодоление различных кризисов, планирование рождения ребенка и его воспитание, экономика, профессиональный рост членов семьи.

Из вышесказанного следует, что актуальность темы: «Социально-экономические и психологические проблемы студенческой семьи» актуальны на данный момент, так как к студенчеству относится большая группа населения, а так же государственная политика, направленная на демографический рост, увеличение рождаемости и здоровье население, заинтересована проблемами семей, в том числе и студенческой. Ну и само то, что автор реферативной работы является студенткой и проявляет личный интерес к данной теме.

Студенческая семья - достаточно сложный и еще малоизученный объект исследований. Соответственно литературы по данной теме не много, исследования, как правило, относятся к концу 80-х, началу 90-х годов прошлого века.

Целью данной реферативной работы является раскрытие социально-экономических и психологических проблем возникающих в студенческих семьях.

1. Показать возможные проблемы студенческой семьи.

2. Привести возможные пути решения выявленных проблем.

3. Показать положительные стороны в создании студенческой семьи.

Глава1. Проблемы студенческой семьи

§1. Понятие и общая характеристика студенческих семей

Студенческая пора - это не только пять лет, когда «от сессии до сессии живут студенты весело». Это, безусловно, ещё и пора любви. Случается, что пылкие чувства приводят к своему логическому завершению - вступлению в брак .

Под студенческой семьей понимается такая семья, в которой оба супруга – студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т.е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены.
Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет.

В последние десятилетия четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи. Ухудшение морального, социального, экономического состояния молодежи в целом, особенно семейной молодежи, связано с резко изменившимся политическим и экономическим укладом в стране. Хотелось бы особенно отметить, что за последние десятилетия среди студентов отмечается растущее положительное отношение к добрачным связям. В литературе этот факт расценивается как "свидетельство изменения социальных функций семьи и брака, их роли в жизни личности, как неотъемлемая черта процесса модернизации демографического поведения в целом." 1

Идеальный вариант мы имеем в студенческой среде. Молодые люди, поступив в институт, объединены общностью взглядов, интересов, общей целью. Они практически постоянно находятся вместе: на занятиях, в общежитии, совместно проводят досуг и т.д. Поэтому понятна и причина их выбора себе в мужья или жены именно однокурсника (однокурсницу).

Можно с уверенностью утверждать, что прочность семьи базируется на взаимной любви, общности интересов, способности к сопереживанию, заботливом и уважительном отношении друг к другу.

В наше время нет и не может быть национального или какого-либо другого, например, социального барьера для заключения брака. Поэтому, выбирая себе спутника жизни, юноша или девушка стремится найти в нем черты характера, импонирующие ему или ей.

При серьезных отношениях между молодыми и мыслях о женитьбе сразу же возникает целый ряд вопросов: "Где жить студенческой семье?
На что ей жить? Что делать, когда родится ребенок?
" и т.д.

Для большей наглядности представим художественные образы четырех студенческих семей.

Наташа и Сергей познакомились во время учебы, встречались больше года. Общались в институте, вместе проводили свободное время. Поняли, что вдвоем им будет хорошо. Решили создать семью. Институт предоставил общежитие. Правда, не сразу, а когда Наташа ожидала ребенка. Сынишка родился уже в своей комнате студенческого общежития. Частенько присматривать за внуком приезжает бабушка, Наташина мама, благо, живет недалеко от города. Бюджет семьи - небольшой, на питание хватает только-только, стипендия обоих плюс Сергей иногда подрабатывает. И все же без помощи родителей им не прожить. Родители покупают кое-что из одежды, иногда «подкинут» немного денег, а то вот телевизор подарили. Материально, конечно, трудно, экономить приходится на всем, но Наташа с Сергеем считают, что трудности у них временные. И в учебе друг другу они помогают, лекции по очереди конспектируют, к экзаменам готовятся вместе. Через год заканчивают институт и начнут зарабатывать.

Андрей и Лена. В молодой семье Андрей сразу почувствовал себя главой, ему нравилось быть хозяином. Лена не очень сопротивлялась, хотя, конечно, идеальной она считала семью, где все решается и делается совместно. Но, любя Андрея, веря в него, она считает - все, что он делает, - правильно, ее роль в семье - вторична. Андрей мечтал о сыне, поэтому, когда Лена почувствовала, что в ней зародилась новая жизнь, и сказала об этом Андрею, он обрадовался и сказал, что они немедленно распишутся. Сразу после свадьбы, он снял комнату в коммунальной квартире, так как к «женатикам» в их вузе относились весьма прохладно. По хозяйству и с малышом больше крутится Лена. Андрей подолгу пропадает в институте - все-таки пятый курс, научная работа, работа в студенческом профкоме. Оба Андрей и Лена - мечтают еще об одном ребенке, чтобы семья жила в достатке. Лена хочет быть хорошей женой, верным другом Андрею, быстрее получить отдельную квартиру.

Юля и Володя познакомились они в общежитии, где жили. Через несколько месяцев после знакомства Юля сообщила, что ждет ребенка. Для Володи эта новость была неприятной. Поэтому можно сказать, что брак их был вынужденным. Они собирались вступить в брак, так как считали, что любят друг друга, но не так быстро. После заключения брака начались ссоры. Володя считал, что настоящий мужчина может позволить себе легкие отношения с теми, кто ему нравится, супружескую верность считал предрассудком. Семейные неурядицы отнимали у Юли много сил и времени, и она после замужества стала хуже учиться. Домашним хозяйством Юля с Володей почти не занимались. Супруги питались в столовой, стирали каждый сам себе. Оба считали свой брак неудачным.

Николай и Ирина познакомились во время вступительных экзаменов в институт, вместе учились. Коля приехал в город из далекой деревушки, Ирина до института жила в областном центре с матерью и сестрой. Ирина привлекла Николая своей нежностью, своими, как он говорил, «городскими повадками». Заводить детей они не торопились, отдавали много сил учебе, общественной работе. С первых дней совместной жизни у Ирины и Николая появились разногласия по поводу распределения семейных обязанностей: кто должен; покупать продукты, убирать комнату и т. д. Ссоры возникали из-за оценок просмотренных фильмов, из-за отношений с родственниками. Николай часто упрекал Ирину в неумении тратить деньги, а их было только-только, чтобы сводить концы с концами. Ирине хотелось иметь модную одежду, сходить на какой-нибудь концерт, а это требовало немалых затрат, он не соглашался, говоря, что это лишнее. В общем, конфликты возникали в семье довольно часто, но разрешались безболезненно. Брак свой они не считали неудачным. Мечтали скорее закончить вуз, получить жилье, иметь приличную зарплату 8 .

Очевидно, каждая семья имеет свои особенности, но студенческие семьи выявляют ряд проблем, присущих только им, на которые обратим внимание в данной работе.

§2. Материально-экономические проблемы

Студенческая семья по определению состоит из молодых людей, которые не заняли ещё своё место в мире и, соответственно, ещё недостаточно утвердили свой социальный и материальный статус. Крайне низкий уровень стипендии, возможность только неполной занятости на работе составляют серьёзное препятствие для начала стабильной семейной жизни. Среднедушевые доходы молодых семей в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране, а 60% студенческих семей живут за чертой бедности, среди которых 34% с трудом сводят концы с концами, что делает невозможной выполнение ими в полной мере репродуктивной и других социальных функций 2 .

Объективно повышенные финансовые потребности молодой семьи обусловлены необходимостью осуществления процесса семейной жизни: приобретение жилья, организация быта, забота о детях, дополнительные досуговые затраты.

Одним из главных вопросов, с которыми сталкиваются вступающие в брак студенты, является жилищный вопрос. Вариантами решения этой проблемы может быть проживание:

В отдельной собственной квартире

Совместно с родителями

На частной съемной квартире

В комнате коммунальной квартиры

В общежитии

Почти все студенческие семьи испытывают трудности с приобретением собственного жилья и, соответственно, с конструированием себя как отдельной семьи. Стандартное городское жилище обеспечивает минимальные удобства лишь одной семье. Поэтому совместное проживание молодой семьи с родителями в малогабаритной квартире или в комнате коммунальной квартиры приводит к ухудшению бытовых условий, скученности, росту конфликтности, что не способствует прочности семейных отношений. Проживание в съемной квартире обеспечивает ситуацию самостоятельности, но создает студенческой семье дополнительную, непосильную порой, финансовую нагрузку. Жилищную проблему семейных студентов в определенной мере позволяют решать студенческие общежития, которые, пожалуй, являются самым выгодным, с финансовой точки зрения, условием проживания. Но предоставление комнаты в общежитии молодой семье напрямую зависит от материального обеспечения и внутренней политики того или иного высшего учебного заведения, и зачастую не оставляет семейным студентов такой возможности.

В числе ближайших жизненных планов у студенческих семей важное место занимает рождение ребенка. С появлением ребенка семья вступает в новый, более ответственный этап развития. Но, различные исследования показывают, что определенная часть молодоженов, иногда вопреки интересам своей семьи, откладывают рождение первенца из-за материальных затруднений (далеко не все из них получают материальную помощь от родителей, многим семейным студентам приходится подрабатывать в “свободное время”, другим - переходить на заочное отделение, или вообще на какое-то время (а иногда насовсем) откладывают учебу). Примерно в половине случаев откладывание рождения ребенка мотивируется трудностями в решении жилищного вопроса.

У семейных студентов, которые уже имеют детей, одним из главных вопросов является “Где и с кем оставить ребенка во время занятий?”.

Большинство вузов не имеют своих садов и яслей. У менее половины студенческих семей дети посещают дошкольные учреждения, у 30% - мать находится в отпуске по уходу за ребенком.

Другой, основной проблемой является нехватка свободного времени.

Отмечается, что с появлением ребенка супруги меньше времени уделяют друг другу, у большинства семей нет времени для частых встреч и общения с друзьями.

§3. Социально-психологические проблемы

В первые годы брака проходит процесс адаптации супругов друг к другу, причем противоречия или неадекватный ход процесса могут привести семью к распаду, столь частому в первые 5 лет супружества. Каждая только что созданная семья подвергается серьёзным испытаниям и часто не выдерживает нагрузок. В студенческих семьях, как правило, психологически сложно происходит распределение семейных обязанностей и ролей. В период брачной адаптации формируются общие представления супругов о браке и семье. Конфликт в молодой семье происходит именно из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. Под супружеским конфликтом в широком смысле мы понимаем столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Каждому из супругов-студентов приходится приспосабливаться к состоянию, которое по сравнению с добрачной независимостью и свободой кажется тяжёлой необходимостью. Низкий уровень подготовленности молодых людей к будущей семейной жизни не позволяет им справиться со своими внутренними противоречиями, возникающими на почве неравномерного распределения семейных обязанностей, при условии их социального равенства. С.В. Ковалев выделяет совме­стимость супругов как одно из основных условий стабиль­ности брака, понимая под этим понятием «способность чле­нов группы согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности» 3 .По данным специалистов в большинстве студенческих семей конфликты бывают нечасто и имеют конструктивный характер, что отмечают 85% супругов-студентов. Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты 1 . Еще одной характерной чертой студенческого брака является разнообразное содержание конфликтов. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Это свидетельствует об активности адаптационных процессов. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.

Ещё одним характерным явлением в жизни современной студенческой семьи, усиливающим её нестабильность, можно назвать все увеличивающуюся долю межнациональных браков. В таких семьях к сложностям общего психологического плана добавляются различия в национально-психологических установках.

На конфликт в студенческой семье существенным образом влияет также неудовлетворенность супругов проведением досуга, который имеет ценность в молодежной среде. Создание семьи предполагает возникновение новых обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени. Содержание досуга также становится другим.

На конфликты влияет и степень единства взглядов, установок супругов на то, как она должна быть организована. Следует также отметить, что, как правило, жены-студентки считают взаимную любовь в браке обязательной. Мужья-студенты не отличаются таким единодушием. Неорганизованность семейной жизни, разобщенность супругов сказываются и на результатах учебы. В условиях психологического дискомфорта очень сложно достичь необходимого качества профессиональной подготовки.

В такие моменты важно оказать молодым помощь в формировании столь дефицитных в современном браке уважения к особенностям характера друг друга, умения понимать и прощать человека, который волею судьбы стал спутником жизни.

Обострение проблем на начальной стадии развития семьи происходит в силу несформированности адаптационных механизмов членов молодой семьи, отсутствия корректной передачи опыта предыдущих поколений, отсутствие системы подготовки молодежи к семейной жизни, недостаточности количества и качества оказываемых молодым семьям социально-педагогических и психологических услуг, материальной поддержки со стороны общества и государства.

Глава 2. Возможные решения проблем студенческих семей

§1. Помощь государства

Студенческие семьи создаются и развиваются по общим законам. Им присущи типичные черты обычной молодой российской семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются сквозь призму общих черт современной семьи.

Анализ работ исследователей позволяет выделить несколько специфических проблем, характерных для большинства студенческих семей: низкий денежный доход; трудности совмещения учебы и семейных обязательств; трудности, связанные с рождение и воспитанием детей: некому присматривать за ребенком во время учебы; небольшие возможности для приработка.

Вопросы правового обеспечения комплексной поддержки молодой семьи в России весьма актуальны, особенно вопро­сы, касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в области социального обслу­живания семьи и детей.

В ст. 7 Конституции Российской Федерации заложены основы правовой базы социального государства и обязательства государ­ственной поддержки граждан. В дальнейшем государственно-правовое обеспечение социальной работы в России развивается в федеральных законах и подзаконных актах.

Государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационно­го, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи 4 .

Объектом государственной семейной политики является семья. Реализация государственной семейной политики по от­ношению к молодой семье имеет свои особенности, которые определяются ее спецификой по сравнению со стабильной семьей.

Государство проводит целенаправленную семейную политику в отношении молодых семей, законодательно предоставляя им самостоятельный социальный статус и обеспечивая соблюдение прав семьи в социальной жизни общества. Молодая семья при этом рассматривается не как средство воспроизводства рабочей силы, а как институт воспроизводства и воспитания жизнеспособ­ной личности, формирования гармонично развитого человека.

Государственная политика в отношении молодой семьи не сводится только к материальной поддержке и помощи в выполнении ее функций, а направлена на создание условий для активного инновационного участия семейного союза в жиз­ни российского общества.

Сегодня нет целостного закона, посвященного исключитель­но молодой семье, поэтому возникает необходимость находить соответствующие положения во всем законодательстве.

Одна из главных проблем, с которыми сталкивается семья в период становления, - это приобретение или получение соб­ственного жилья.

В соответствии с российским законодательством существует пять форм поддержки государством молодой семьи в решении жилищной проблемы:

1. Льготное долгосрочное кредитование. Это предоставле­ние финансовых средств на возвратной основе. Молодая семья вправе получить средства на приобретение или строительство квартиры или дома под незначительные проценты (8-10%) и на длительный срок (от 10 до 15 лет).

2. Выделение материалов для индивидуального строитель­ства жилья. Данная форма поддержки направлена на развитие индивидуального строительства в сельской местности. В соот­ветствии с ней администрации муниципальных образований области могут бесплатно предоставить молодой семье часть необходимых материалов для строительства дома, земельный участок для строительства или безвозмездно осуществить под­ведение воды, газа, электричества и т.д.

3. Предоставление жилья с рассрочкой оплаты его стоимо­сти. У этой формы поддержки много общего с долгосрочным кредитованием, только в качестве кредита выступает сама квартира. Молодая семья выплачивает ее стоимость по частям в течение 10-15 лет.

4. Предоставление жилья по договорам социального найма. Иными словами, молодая семья снимает жилое помещение у государства. В этом случае своевременная оплата аренды и коммунальных услуг отслеживаются очень строго.

5. Предоставление безвозмездных субсидий на покупку жи­лья.

Также, в числе проблем, выделенных студентами-родителями, является то, что многие из них мало информированы о пособиях, предоставляемых государством и вузом семьям, имеющим детей.

Рассмотрим некоторые аспекты социальной поддержки граждан, имеющих детей, на основании Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995г. М81-ФЗ, с изменениями от 17.09.1999 №171-ФЗ.

В ст. 3 перечисляются следующие виды пособий:

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребен­ком до достижения им возраста полутора лет;

Ежемесячное пособие на ребенка.

В ст. 8 определяется размер пособия по беременности и ро­дам, который равен:

Размеру среднего заработка по месту работы женщин, под­лежащих государственному страхованию;

Минимальному размеру оплаты труда женщин, уволенных в связи с ликвидацией предприятия;

стипендии женщин, обучающихся с отрывом от производ­ства;

Денежному довольствию женщин, проходящих службу по контракту в органах внутренних дел.

В ст. 12 говорится о размере единовременного пособия при рождении ребенка, который равен 15-кратному размеру мини­мальной оплаты труда.

§2. Родительская помощь

Молодые семьи наследуют многие образцы семейной жизни родителей. Как правило, те, кто оценивают брак родителей как идеальный, так же подходят и к своему браку. И чем больше конфликтов было в родительских семьях, тем чаще они возникают и в семьях детей. Родители, чье супружество сложилось благополучно, дают детям самый наглядный и убедительный пример того, как должна строиться совместная жизнь мужа и жены.

В молодых, только что образовавшихся семьях, к которым относятся и студенческие, процесс притирки, адаптации, выработки общего образа жизни происходит по-разному. В одних случаях это может происходить быстро, в других медленно. И если супруги еще не определились в оценках своего брака, то объясняется это или небольшим стажем семейной жизни, или по причине неустоявшихся или несформированных представлений о семейных ролях, своих обязанностях.

Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

Затруднения в разрешении обозначенных выше проблем, могут привести к конфликтам в семье, ухудшению здоровья студенческих семей, уменьшению рождаемости, увеличению матерей-одиночек, возрастанием отказничества от детей, т.е. к утрате семьей своих основных функций. Для избежания таких последствий в современном обществе нужна разработанная и налаженная система мер социальной поддержки студенческим семьям, оказание помощи им как со стороны государства, так и со стороны администрации вузов, общественных организаций. Немаловажную роль при этом должны играть сами студенческие семьи. Заинтересованность и инициативность в решении проблем, желание и умение обустраивать свой быт в значительной степени будет способствовать успешному функционированию семьи студента.

Глава 3. Положительные стороны создания студенческой семьи

§1. Эмоциональный климат

Эмоциональная сторона брака имеет для молодых супругов первостепенное значение. Удовлетворенность браком у каждого из них связана с характером и силой чувств. Ни материально-бытовые условия, ни возможность продолжать учебу без дополнительных трудностей, возникающих с созданием семьи, не влияют на удовлетворенность браком так сильно, как характер и сила чувств молодых супругов-студентов.

Установлена связь между сохранением чувства любви в браке и характеров использования свободного времени: справедливое распределение домашних обязанностей между супругами позволяет увеличить время досуга семейной женщины.

Большое значение для сохранения и укрепления чувств молодых супругов имеет положительно окрашенное общение. Общение – необходимое условие для полнокровной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной жизни.

Специфика студенческого брака заключается и в особенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распределение на работу, в перспективе любимая работа - это составляющие духовности студенческого брака.

Социолог Д. М. Чечет справедливо считает, что перспектива радостных событий семейной жизни, создание «светлых пятен» наряду с другими составляющими способствуют поддержанию высокого эмоционального, культурного и интеллектуального тонуса жизни в браке 5 .

В гомогенном студенческом браке ожидание радостной долгожданной перспективы окончания вуза имеет двойной эффект, так как изменение социального статуса произойдет у обоих супругов. Таким образом, схожесть перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.

Любовь как эмоциональная основа брачного союза преобладает над другими мотивами. В браке любовь остается для большинства супругов высшей ценностью. Сохранение взаимной любви супругов в браке считается одной из субъективных характеристик успешного функционирования семьи. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и сила чувств определяют уровень “социального оптимизма” супругов-студентов, а именно: невосприимчивость к внешним неблагоприятным для семьи условиям существования, в первую очередь материально-бытовым.

Знакомство почти 70% супругов было связано с совместной учебой, что, безусловно, обусловило общность их взглядов, жизненных планов, дало возможность узнать и понять личность будущего супруга 7 .

Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

Было доказано, что преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.

В работах советских социологов С.И. Голода, З.И. Файнбурга, А.Г. Харчева и других отмечается довольно большое разнообразие мотивов, лежащих в основе принятия решения о вступлении в брак: это и любовь, и общность интересов, и совпадение вкусов, стилей жизни, материальные соображения, случайность и пр.

§2. Молодость – лучшее время для заключения брака

Исходным положением при изучении студенческих семей являлось предположение, что эти семьи представляют оптимальную модель семьи современного типа. А именно прогрессивное развитие семьи характеризуется возрастающей ролью нравственно-психологической стороны семейной жизни, студенчество же в силу своего социального положения призвано умножать нравственный и духовный потенциал общества и для этого ему создаются (или должны создаваться) необходимые условия. Состояние нравственности семьи и получение высшего образования супругами имеет несколько точек пересечения: во-первых, образование само является жизненной ценностью, во-вторых, образование способствует усвоению этических знаний, что сказывается на внутрисемейных отношениях, в-третьих, образование влияет на формирование нравственных качеств и жизненных целей. Действительно, студенческая семья заметно отличается от других категорий семей уровнем успешности и стабильности. Хотя, конечно, не все студенческие семьи одинаковы. Часть из них оказываются несостоятельными в будущем.

Сейчас, однако, все реже возникает вопрос - создавать семью в студенческие годы или нет. Многие, кто обзавелся семьей в студенческие годы и считают, что брак в этот период благотворно влияет на становление личности: заставляет почувствовать ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студентов отмечается более серьезное отношение к учебе и избранной; профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей.

Сторонники студенческого брака приводят свои аргументы. Сегодня в обществе идут серьезные экономические преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологического и медико-биологического порядка. В связи с этим, семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им постоянно удовлетворять (снимать) целый ряд жизненно важных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интеллектуальном общении с избранником, психологическом комфорте и др. В силу этого семейные студенты в меньшей степени испытывают половозрастной дискомфорт и это позволяет им, в свою очередь, более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть.

Заключение

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Студенческая семья - особый вид молодой семьи, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет;

2. Студенческая семья характеризуется большей стабильность, чем любая другая молодая семья, т.к. супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу;

3. Студенческая семья также характеризуется большей зависимостью от родителей, т.к. единственный источник доходов - стипендия или, иногда, плюс кое-какой заработок;

4. Студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми проблемами, как и любая молодая семья. Особую позицию здесь занимает жилищный вопрос, т.к. не все учебные заведения дают возможность получить семейные общежития.

Молодая семья, в том числе и студенческая – это особое состояние двух душ, когда верится, что завтра будет лучше, чем сегодня, что все трудности легко преодолимы, а счастье – навеки.

Список литературы

1. Демографическое будущее России // Под ред. Л.Л. Рыбаковского, Г.Н. Кареловой М.: Изд-во "Права человека", 2001. с. 10

2. Комплексная поддержка молодой семьи: учеб.-метод. Пособие для студентов вузов/О.А.Коряковцева, М.И.Рожков. 2008.

3. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 2007

4. Основные направления государственной семейной политики (утверждены Указом Пре­зидента РФ от 14.05.1996г. №712).

5. Антонов А.И. Современная семья: два взгляда на одну проблему // Семья в России. 1999. № 1-2.

6. Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи. М. 2002. - 108 с.

7. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.

8. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи.//Социология образования. 2009г. №5

Приветствую тебя, читатель сайта сайт! Студенческая пора - особое время не только потому, что ты получаешь образование со всеми его прелестями, но и потому, что многие студенты в этот период своей жизни обретают свою вторую половинку. Некоторые из влюблённых даже решаются пожениться, будучи студентами. В связи с этим у многих людей возникает вопрос: студенческий брак - это всерьёз и надолго, или просто очередная ошибка молодых людей? Давайте разбираться в этом вопросе…

Перед тем как высказать все «за» и «против» насчёт студенческого брака, необходимо поговорить вот о чём. У большинства студентов (за редким исключением) даже нет малейшего представления о том, что такое самостоятельная семейная жизнь. Да, скорее всего, вы живёте или жили до того, как поступить в вуз, в семье, вместе со своими родителями и другими родственниками. Однако мало, кто из молодых людей представляет себе самостоятельную семейную жизнь.

Ведь это не только свобода и наслаждение, это, прежде всего - большая ответственность и нагрузка. Приготовление пищи, уборки, посуда, расчёт бюджета, уход за домашними животными, стирка… можно перечислять до бесконечности. Я это всё к тому, что многие студенты-молодожёны думают, что они будут только наслаждаться жизнью в браке.

Однако, как показывает правда жизни, совместное проживание - это не только радости, но, и прежде всего, большая ответственность. Поэтому у меня сразу же возникает вопрос: а вы к этому готовы? Задумывались вы вообще над этим когда-либо или нет?

Наверняка эту статью читают те, кто либо собирается замуж (женится) в скором времени, будучи студентом, либо его знакомые или друзья собираются это сделать. В связи с этим я и хотел вас «поставить под холодный душ», т.е. немного отрезвить ваше сознание, опьянённое любовью

Ну да ладно. Это всё лирика. Переходим к «сухой» прагматике. Давайте поговорим начистоту. Студенческий брак - это хорошо или плохо? Неверный я задал вопрос. Неправильный. Судить о чём-либо или о ком-либо категориями «хорошо/плохо» — это, значит, высказывать чисто свою точку зрения, сложившуюся за счёт личного опыта и ценностей человека.

Поэтому я полагаю, что лучше всего максимально объективно оценивать студенческий брак по важнейшим жизненным категориям. К сожалению, и тут не обойтись без моего субъективизма, однако по-другому сделать не представляется возможным. Я постараюсь «пройтись» только по тем категориям, которые реально значимы с точки зрения российской правды жизни. Вы можете быть не согласны с выбранными мною категориями. Это ваше право.

Итак, в качестве важнейших аспектов студенческого брака мною были выбраны следующие категории:

— жилищный вопрос;

— финансовое положение;

— уровень самостоятельности;

— уровень личностного развития;

Для некоторых могут показаться странными некоторые из вышенаписанных категорий. Однако далее я постараюсь объяснить свой выбор. Кстати, для любителей оценивания - на этот раз я не стану проставлять какие-либо баллы или оценки «за» и «против». Будут только мои личные выводы, а уж соглашаться с ними или не соглашаться, это, как я уже говорил, ваше личное право.

Не будем терять ни минуты, переходим к нашей первой категории.

Я полагаю, что данная категория не вызывает ни у кого никаких вопросов. Ведь жить-то где-то надо всем. Поэтому данный вопрос стоит во главе угла как наиболее насущный для молодожёнов. Что можно сказать по этому вопросу. С милым, конечно, рай и в шалаше, однако в своей собственной квартире жить намного приятнее. Следовательно, нужна своя жилая площадь.

Только вот как ею обзавестись молодым людям? Вариантов тут особо немного. Наиболее распространённые способы представлены ниже:

1) купить на свои деньги;

2) взять ипотеку;

3) купить на деньги родителей;

4) арендовать.

Существуют, конечно, и другие способы приобретения жилья, однако я остановлюсь на популярных. Начнём с покупки жилья на свои деньги. Как вы думаете, многие ли могут себе позволить купить жильё, будучи студентами без чьей-либо помощи? Конечно, немногие.

Если вы только не занимаетесь коммерцией лет с 12, и то вряд ли вы накопите денег на квартиру, т.к. в юношеском возрасте, имея деньги, молодых людей волнуют другие вопросы.

Про ипотеку. Хоть многие и говорят насчёт неё всякие гадости, однако, по сути, ипотека - вещь нейтральная. При правильном управлении ипотечным кредитом (да, да, кредитом можно управлять ), ипотека становится настоящим спасением.

Тут самое главное оценить все возможные риски и иметь здравую голову на плечах. Для того чтобы ипотека не доставляла вам никаких хлопот, вам необходимы хотя бы азы финансовой грамотности. Да и вообще, денежный вопрос сегодня выходит чуть ли не на первый план в наш век материализма. В связи с этим ему посвящена целая категория, о которой мы поговорим ниже.

Купить квартиру на деньги родителей. Наверное, это самый лучший вариант. Однако опять же - многие ли из родителей могут это себе позволить? Тут даже ничего и на ум-то не приходит. Если у родителей нет возможности помочь своим студентам-молодожёнам, то тут мало чего поделаешь. Не будут же дети, вступившие в студенческий брак, требовать от родителей совместно скинуться на жилплощадь, продав или разменяв при этом свои собственные квадратные метры? Хотя, в жизни всякое бывает…

Про аренду. Аренда - это хорошее решение, особенно для молодожёнов. Однако аренда сравни временной пломбе - с ней долго не проживёшь, т.к. это весьма накладно. Лучше приобретать своё собственное жильё. Хотя некоторые всю жизнь живут на арендованных квадратных метрах. Это личное дело каждого.

Вывод по категории «Жилищный вопрос» : Без крыши над головой семейная жизнь не представляется возможной. Жильё необходимо. Лучше всего, если после вступления в брак у вас была возможность жить в своём собственном «гнёздышке». Тогда у вас было бы на одну большую проблему меньше. Многие люди живут «не у себя дома», т.е. арендуют квартиру десятилетиями, и это «подвешенное состояние» очень сильно треплет им нервы. Переезды, арендная плата … в общем, много проблем.

Кстати, я совсем забыл. Молодожёнам можно жить ещё и с родителями. Однако тут вы сами понимаете - со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Если вы будете жить вместе с родителями жены или мужа, то будьте готовы выслушивать упрёки. Поэтому возникает законный вопрос: вам это надо?

Лучший вариант - это приобретение своего собственного жилья (можно в ипотеку). В своём новом «родном гнёздышке» жить всегда приятнее. Да и вдали от всех и детки быстро появляются

2. Финансовое положение.

Денежный вопрос всегда остро встаёт среди людей в наше время. Хотим ли мы этого или не хотим, но практически всё сегодня вертится вокруг денег. Опять же - многие считают, что деньги - это зло, что богатые люди - это плохие люди и т.д. Всё это миф. Деньги, также как и ипотека, также, как, и, я не знаю, стол - нейтральны. Они просто есть.

Вернёмся к нашим деньгам. Студенческий брак - это прежде всего молодая семья. В связи с тем, что молодожёны являются молодыми людьми, то, как и любым другим адекватным представителям данной возрастной группы (ни фига себе выражение ) им свойственно, по большей степени, отдыхать и развлекаться.

В свою очередь все развлечения стоят определённой суммы денег, которые улетают «в трубу» с очередной выпитой банкой пива.

Развлекаться, конечно, нужно, однако никогда не стоит забывать о своём финансовом положении. У молодых людей вряд ли будут большие суммы денег, т.к. молодые специалисты, за редким исключением, получают относительно небольшую зарплату.

В связи с этим, необходимо ясно уяснить, что нехватка денег является одной из самых распространённых причин бракоразводных процессов. Да тут и так всё понятно. Если люди живут в финансовой кабале, если они себе практически ничего не могут позволить из крупных покупок (стиральная машина, холодильник, автомобиль), то жизнь становится не в радость. Даже с любимым человеком.

Начинаются нападки на некогда любимого партнёра. А это всё прямой путь к разводу. Вот почему так важно быть финансово грамотным человеком. Тем более нужно быть подкованным в денежном вопросе, если вы всё-таки решили взять ипотечный кредит на покупку своего собственного жилья.

Многие скажут - деньги, ведь это так скучно! Зарабатывай больше и вот тебе решение всех твоих проблем! Однако не всё так просто. Если вы хотите получить азы финансовой грамотности, то я вам посоветую всего лишь 2 книги на данную тему. Конечно, я могу рассказать вам и о других книгах финансового толка, однако для начала вам и двух книжек будет достаточно.

Первая книга, с которой я хочу вас познакомить, это книга немецкого автора Бодо Шеффера «Мани, или Азбука денег». Эта книга есть в электронном, бумажном и аудио-варианте. Советую вам последний, а именно прослушать эту книгу. Едите ли вы на учёбу или на работу, раз, включили плеер или телефон, и получаете азы финансовой грамотности.

Если вы думаете, что эта книга скучна и «суха», то вы ошибаетесь. Данное произведение написано в виде сказки. Оно весьма увлекательное и относительно короткое (около 4,5 ч.). Я уверяю вас, данная книга вам понравится. Итак, запоминаем - аудиокнига Бодо Шеффер «Мани, или Азбука денег ».

Вторая книга, которую я хочу вам посоветовать - это книга известного автора, американца Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Данное произведение - это бестселлер № 1 среди финансовой литературы.

Поэтому мне тут нечего больше и прибавить. Читайте (или слушайте) данную книгу, и вы измените своё представление о деньгах и способах их получения. Итак, запоминаем: Роберт Кийосаки «Богатый папа, бедный папа ».

Вывод по категории «Финансовое положение» : Денежный вопрос для студенческого брака является одним из самых острых. Порой неправильное управление своими деньгами приводит к финансовым трудностям, и, как следствие, к бракоразводному процессу. Чтобы избежать финансовых проблем, необходимо обладать, по крайней мере, азами финансовой грамотности.

Лучше всего, чтобы молодожёны совместно решали свои финансовые затруднения. При этом каждый из молодых людей должен руководствоваться не своими прихотями, а совместными благами. Каждый из молодожёнов просто обязан разбираться в азах финансовой грамотности, во избежание взаимоупрёков по денежному вопросу.

На самом деле, универсальный совет прост: тратьте меньше, чем зарабатывайте. И всё.

Общий вывод : В данной статье я рассказал вам о студенческом браке . Мною были проанализированы 2 важнейшие категории, которые напрямую влияют на качество жизни молодожёнов.

Это жилищный вопрос и финансовое благополучие. Две остальные категории (уровень самостоятельности и уровень личностного развития) будут раскрыты в следующей статье. Поэтому, если вы не хотите пропустить её, подпишитесь на обновления нашего сайта .

Теперь вы знаете, что такое студенческий брак .

Студенчество является основным источником воспроизводства интеллектуального потенциала страны? В скором времени ему предстоит взять на свои плечи дело развития науки и техники, культуры и искусства, нести ответственность за судьбу Родины. От качества приобретенных знаний, социальной позиции, морального облика современного студента в большой степени зависит прогресс общества. (Социальную зрелость студенчества характеризует его отношение к учебе - главному труду студентов). Приметой времени и своеобразной характеристикой студенческой среды в то же время можно считать тенденцию роста студенческих браков. Оправдано ли это совмещение и личном и социальном плане? Ведь официальное одобрение и неофициальная точка зрения не всегда совпадают. Противники студенческого брака в качестве решающих аргументов указывают на социальную незрелость молодежи, отсутствие материальной базы и собственного жилья, несовместимость учебы в вузе и выполнения семейных функций. Так ли это в действительности?

Государство, как известно, предпринимает реальные шаги по улучшению условий учебы и быта студенчества (повышается стипендия, строятся общежития, улучшается студенческий быт и т. п.).

Существенную "материальную помощь оказывают и родители студентов. Однако материальным положением неудовлетворенны 80 % опрошенных семейных студентов. По­требность в пополнении бюджета семьи и связанные с этим работы значительно отвлекают семейных студен­тов от основного вида их деятельности учебы. Таким образом, материальные трудности, которые испыты­вает значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению знаниями. Однако мы хорошо знаем, что почти любая молодая семья сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.

Сторонники студенческого брака приводят свои аргу­менты. Сегодня в обществе идут серьезные экономичес­кие преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологичес­кого и медико-биологического порядка. В связи с этим семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им постоян­но удовлетворять (снимать) целый ряд жизненно важ­ных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интел­лектуальном Общении с избранником, психологическом комфорте и др. В силу этого семейные студенты в мень­шей степени испытывают половозрастной дискомфорт и это позволяет им, в свою очередь, более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть.

В ходе исследования сделан вывод, что семья не является главным препятствием для успешной уче­бы и участия в общественной работе. Есть другие фак­торы, которые затрудняют учебу в вузе. Основные из них мы проанализируем. Для студенчества учеба - пер­вична. Но умение и стремление учиться, а главное - желание овладеть конкретной профессией, как правило, не возникают сами по себе (спонтанно) по факту за­числения абитуриентов в высшее учебное заведение. Толь­ко благое желание овладеть профессией не является надежной гарантией формирования склонности и про­фессиональных качеств. Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его буду­щей профессии, каких знаний, умений, навыков и спо­собностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нуж­ных черт личности. И поэтому школьники, поступающие в вуз по формальным мотивам, обрекают себя в известной мере на ошибку выбора, что впоследствии сказывается на их учебе и профессиональной подготовке. Из 3186 обследованных нами студентов осознанно поступили в вуз лишь 35,8 % (готовились в кружках и студиях, учи­лись в заочных школах при вузе, регулярно участво­вали в олимпиадах, окончили спецшколу по будущей специальности). Большинство же (64,2 %) поступили в вуз без учета личных возможностей и специфики бу­дущей профессии, лишь из желания получить высшее образование, или престижности вуза и специальности, или невысокого конкурса, или за компанию с друзьями.

Понятно, что для становления студента как специалис­та нужны соответствующие предпосылки, основными инди­каторами которых могут быть профессиональная нап­равленность и соответствующая довузовская подготов­ка молодежи. Обычно под профессиональной направ­ленностью подразумевают положительное отношение, ин­терес к профессии, склонность заниматься ею. В поня­тие направленности также включают потребности, эмо­ции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеж­дения. Если довузовская подготовка отвечает требова­ниям системы высшего образования, то учеба в вузе для студента создает непосредственную возможность реа­лизации потребности в высшем образовании. Если нет, то возникает необходимость в дополнительных усилиях студента по развитию и совершенствованию знаний, спо­собностей, навыков, отвечающих требованиям избран­ной профессии. Успех освоения профессии будет зави­сеть от того, насколько у студента разовьется потреб­ность в освоении профессии. И в этом смысле не все студенты, попавшие в вуз случайно, безнадежно утра­чены для общества как квалифицированные специалис­ты. В процессе учебы под влиянием различных фак­торов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое зна­чение имеет психолого-педагогическая атмосфера учеб­ного заведения, качество преподавания, материально-тех­ническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

Однако приходится констатировать, что сегодня со­держанием обучения удовлетворены лишь 29 % студентов из всех опрошенных в ходе исследования

Серьезные претензии студенты предъявляют и к пре­подавателям учебных заведений. Многие из опрошен­ных отмечали некомпетентность, неграмотность некото­рых преподавателем, их профессиональное несоответст­вие. Эти обстоятельства снижают интерес к учебе, пре­вращают учение в формальный процесс и тем самым в определенной степени дискредитируют вузовское об­разование. Студентами отмечается неадекватная оценка их знаний, грубость, бесцеремон­ность и некорректность некоторых преподавателей по отношению к студентам, покровительственное отноше­ние к тем, кто имеет влиятельных родственников. В та­ких условиях очень сложно хорошо учиться и достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Студенты, в том числе и семейные, полагают, что по­высить качество успеваемости и изменить отношение студентов к учебе как объективной необходимости, ра­зумеется, можно. Для этого следует повысить качество преподавания, создать социальные гарантии при рас­пределении на работу в зависимости от качества по­лученных знаний, нравственных и физических затрат. Необходимо обеспечить учебный процесс современной тех­никой, хорошими учебниками и научной литературой.

Примечательно, что все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу в вузе связывают с будущими бла­гами. В этом есть резон. Хорошо подготовленный спе­циалист вправе рассчитывать на соответствующее воз­награждение со стороны общества.

У семейных студентов мы предполагали выявить ти­пичный для этой категории студенчества набор жизнен­ных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, как нам казалось, некоторые отличия от тех же пока­зателей у несемейных студентов. При этом мы исходи­ли из того, что семейное положение побуждает их бо­лее ответственно относиться к учебе, к овладению про­фессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это нашло подтверждение в ответах сту­дентов о жизненных целях. Получить хорошую зарплату сразу после окончания вуза хотели бы 90,4 % семей­ных и лишь 22 % несемейных студентов, комфортабельную квартиру 82,8 % и 3,8 % студентов соответственно. Пред­положение, что семейная жизнь отрицательно сказыва­ется на успеваемости, не подтвердилось. Существенных расхождений в уровнях успеваемости семейных и несе­мейных студентов обнаружить не удалось. Было полу­чено следующее распределение ответов на вопросы об успеваемости у семейных студентов (в % к числу оп­рошенных):

В целом семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. /Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальные затруднения, для значительной части студентов (41,1 % мужчин и 34,6 % женщин) явилась фактором, стимули­рующим учебу. Они стали учиться лучше уже после того, как вступили в брак. Семья и учеба оказались для них приемлемыми и совместимыми. При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Однако суще­ствует некоторая зависимость между результативностью учебы и семейными факторами. Один из них - нали­чие детей. Так, 18,5 % женатых студентов и 31,2 % за­мужних студенток отмечают, что семейные дела, слож­ности, связанные с уходом за ребенком (если им за­ниматься добросовестно), отнимают много сил, време­ни и мешают хорошо учиться. У студентов, имеющих детей, более высокий процент неуспевающих как сре­ди женщин, так и среди мужчин. Как правило, в от­сев по неуспеваемости попадают чаще всего те студент­ки, которые имеют детей и плохо налаженный быт.

Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, свя­зано с уровнем подготовленности к браку.

Интересны данные о совмещении супругами учебной и семейной деятельности в различных типах семей. Од­нако последняя заметно мешает учебе женщин из се­мей анархического типа, где есть ребенок. Как прави­ло, эти женщины оказываются в неблагоприятных ус­ловиях. Брак для них создает ситуацию, в которой «се­мейная жизнь мешает учебе, а учеба - семье». Более половины из них учатся на «удовлетворительно». Сре­ди мужчин «страдающими» от семьи чаще всего так­же являются «анархисты». Неорганизованность семей­ной жизни, разобщенность супругов сказываются и на результатах учебы. В условиях психологического дис­комфорта очень сложно достичь необходимого качест­ва профессиональной подготовки. Самые благоприятные результаты от совмещения учебной и семейной деятель­ности наблюдаются в семьях демократического типа (на­помним, что их 81,5 %): почти половина мужей и жен стали «учиться лучше после того, как вступили в брак, учеба тоже не мешает семье». 65,8 % мужчин и 63,5 % женщин из этих семей учатся без «троек».

На качество учебы существенное влияние оказывает участие студентов в научно-исследовательской работе. В условиях научно-технического прогресса и социаль­ных преобразовании становление специалиста прочно свя­зывается с формированием у студента качеств иссле­дователя, творчески мыслящего работника, способного самостоятельно ориентироваться в огромном потоке на­учной и социальной информации, оперативно осваивать новые перспективные направления и сферы деятельнос­ти. Для развития этих качеств в вузах республики соз­дана и функционирует система НИР. Все студенты (осо­бенно дневного отделения) имеют реальную возможность участвовать в научно-исследовательской работе кафедр, лабораторий, научных кружков. НИР - своеобразный инструмент, повышающий авторитет и престиж студен­та, а для семейного студента она может стать и оп­ределенным материальным подспорьем (в случае, если вуз ведет хоздоговорные научные работы и работа сту­дентов оплачивается). Более того, материальная заинте­ресованность может стать решающим фактором в вов­лечении более широкого круга студентов в научно-ис­следовательскую работу. У большинства тех, кто зани­мается НИР, зафиксированы высокие показатели в уче­бе (78,8 % учатся на «отлично» и «хорошо»), многие пользуются заслуженным уважением и авторитетом сре­ди своих товарищей (46,4 %).

Конечно, хорошо учиться и заниматься научно-иссле­довательской работой, иметь семью под силу далеко не каждому студенту. Очевидно, поэтому научно-исследо­вательской работой занимаются сегодня лишь немно­гие семейные студенты (11,8 % женщин и 24,1 % муж­чин). Наряду с объективными существуют и субъек­тивные причины неучастия в НИР (лень, нежелание и неумение серьезно учиться, отсутствие интереса к нау­ке вообще), в силу которых большинство студентов, независимо от их семейного положения, остаются вне сферы научно-исследовательской работы вуза.

В жизни студенчества традиционной является обще­ственная работа. Студенту она позволяет развить ор­ганизаторские способности, дает навыки межличностно­го общения и поведения в условиях коллектива. В ра­боте общественных организаций (комитетов комсомола, студенческих профкомов) идет процесс переоценки цен­ностей, намечается отход от традиционных форм работы. Республиканские исследования проблем студенческой мо­лодежи показали, что 53,7 % предпочитают работать в стройотрядах, 30,3 % участвовать в тематических культ­походах и экскурсиях, 28,9 % - в дискуссионных полити­ческих клубах и клубах по интересам. Наблюдается не­который рост активности и заинтересованности студен­тов в решении студенческих проблем. Они принимают в их решении деятельное участие: выступают на ком­сомольских и групповых собраниях по проблемам уче­бно-воспитательной работы (20,6 %), принимают участие в организации свободного времени студентов, их тру­да и быта в общежитиях, наведении порядка в жилых и учебных помещениях, в работе студенческих столо­вых и буфетов (28,3 %), участвуют в выборах руково­дителей факультета и преподавателей (11,9.%.)....

Занятость студенчества общественной работой значи­тельна. У семейных студентов она даже несколько вы­ше, чем у несемейных (60% и 55,3% соответственно). Мотивы участия в общественной работе у семейных сту­дентов различны. Чувствуют в ней потребность лишь 15 % семейных, остальные же участвуют по необходи­мости, в силу своего социального положения или вы­нужденно, в связи с давлением общественных органи­заций и администрации. Студенты отмечают, что семейные заботы и малень­кий ребенок являются причиной неучастия в обществен­ной работе в два-три раза реже, чем отсутствие жела­ния и интересных дел. Конечно, для замужних студен­ток семья и ребенок становятся основными причинами временного отхода от общественной работы. Но на от­сутствие интересных дел как на причину неучастия в общественной жизни указывают и студентки, не имею­щие детей. Таким образом, не семья является глав­ной виновницей общественной пассивности студентов, а закостенелость старых форм, невостребованность обще­ством сил и энергии молодого поколения.

Новые формы в той или иной сфере деятельности должны строиться на основе равноправных отношений между ее участниками, интереса общества к запросам молодежи, естественной инициативы и коллективной за­интересованности студенчества в преобразовании наше­го общества.

Воспроизвести социально активного и творчески мыс­лящего специалиста за пять лет в вузе очень трудно. Было бы легкомысленно неудачи подготовки специалистов в вузе ставить в вину студенческой семье как не­коему искусственному препятствию. Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы чело­веческой жизни. Правомочность их сосуществования не­оспорима. Они имеют нравственную и правовую осно­ву в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат многочисленные позитивные примеры се­мейных студенческих пар. Успешность сочетания семей­ных и учебных обязанностей в определенной мере за­висит от организации учебного процесса, от степени вни­мания к студентам со стороны профкомов, ректоратов, деканатов. Сегодня же почти треть состоящих в бра­ке студентов отметили неудовлетворенность отношением к своей семье со стороны общественных организаций и администрации вузов. На вопрос, поставленный в на­чале раздела, совместимы ли учеба и семья, можно от­ветить следующим образом: успешное совмещение учеб­ной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и дру­гому, кто организован и целеустремлен, кто имеет дос­таточный уровень образовательной подготовки для по­лучения профессии, положительные установки и необ­ходимые умения для семейной жизни.

Статьи по теме: