Скульптура из древесной стружки. Поделки из стружек от цветных карандашей Изделия из стружки дерева

Цветы из древесной стружки


Технология изготовления декоративных цветов из древесной стружки проста и доступна. Обилие материала, привлекательность его фактуры, не сложный технологический процесс и возможность скорого получения конечного результата пробуждают большой интерес к этому виду творчества.


урок по изготовлению цветов.

1. Оборудование, материалы.

В качестве исходного материала для декоративных работ годится стружка любых пород деревьев. При этом она будет отличаться оттенком цвета и текстурой. Например, береза имеет светлую, почти белую древесину, несколько темнее кедр, а древесина сосны отличается характерным чередованием беловатых и желтых полос.

Снимается стружка с доски хорошо заточенным рубанком. Если снимать стружку с торца доски, то можно получить ленту с ровными краями, необходимой вам ширины, которую можно будет в дальнейшем использовать без обработки в качестве декоративного элемента композиции. Заготовленную стружку удобно хранить в картонных коробках, предварительно рассортировав ее по цвету, ширине полосы.

Формировать детали цветов из стружки следует острыми ножницами с тонкими лезвиями.

Для склеивания деталей цветка и крепления цветов к фону используется клей ПВА.


2. Технология изготовления цветов из стружки.

Изготавливаемые цветы по форме, размеру и количеству лепестков условно разделим на группы: "лилии”, "астры”, "ромашки”, "васильки” и цветы в стиле "фэнтези”.

Последовательность изготовления цветов:

А) изготовление сердцевины цветка. Для нераскрывшегося бутона и сердцевины цветка выбирайте туго скрученные полосы – спирали стружки. Если они не достаточно велики, последовательно накручивайте их, пока не получите нужного вам размера, чтобы они не раскручивались, нанесите на конец полосы клей и прижмите его, зафиксировав круглой резинкой. Можно формировать крупную сердцевину из нескольких разных по ширине и высоте, объединив их в один круг (рис. 1).

б) изготовление лепестков цветка. Для изготовления лепестков цветка выбирайте слабо закрученную стружку. Если стружка сильно перекручена, ломкая, перед работой ее следует опустить на 3 – 5 мин. в воду комнатной температуры.

Необходимо запомнить!

Всегда располагайте лепесток вдоль полосы стружки (вдоль волокна древесины) (рис. 2а).
Срезать нужно от середины лепестка к краю во избежания заламывания стружки (рис. 2б).
Нижний край лепестка должен быть заостренным, это облегчит вам сборку цветка (рис. 2в).


Формировать лепестки цветка следует в соответствии с типом цветка, который вы хотите получить (рис. 3-7).










в) сборка цветка. Когда все детали будут готовы, сформируйте цветок, вставьте лепестки в сердцевину и убедитесь, что количество лепестков достаточно. Вынимая лепестки по одному, смазывайте нижний край лепестков клеем и возвращайте их на место. Собрав цветок, еще раз расправьте (равномерно распределите) все лепестки и аккуратно уберите цветок на просушку.

Еще вариант.

МАСТЕР-Класс

Мастер-класс: Цветы из древесной стружки Дерево, Стружки карандашные



Технология изготовления декоративных цветов из древесной стружки проста и доступна. Обилие материала, привлекательность его фактуры, не сложный технологический процесс и возможность скорого получения конечного результата пробуждают большой интерес к этому виду творчества.



Для работы я использую ветки деревьев разных пород, Каждая порода дерева имеет свой цветовой тон, свою фактуру и по разному влияет на формообразование стружки. Чем больше ассортимент дерева, тем больше композиционных возможностей.


Подогнать ветку под диаметр точилки легко при помощи ножа. Счищенная кора и древесина могут позже пригодиться в работе. Не нужно стараться сделать заготовку идеально круглой. Чем больше будет неровностей на поверхности стержня, тем богаче будут края лепестков. Посеченная поверхность заготовки образует ворсистый край на стружке. Круглая заготовка-поставщик лепестков с ровными краями.


Равномерно распределяя усилия при подаче заготовки в точилку, образуется стружечная гирлянда. Иногда, помогая пальцами руки, стружку на выходе из точилки укладываю как скульптор в бутон.


В результате получились вот такие заготовки для цветов.


Иногда на выходе образуются готовые бутоны или их большие составляющие. Это продиктовано характером материала и равномерностью усилий при подаче заготовки в точилку.


Не всегда образуется стружечная гирлянда. Иногда это одиночные фрагменты. Из эти элементов можно сформировать цветок согласно своему замыслу.


Из полученных заготовок формируются бутоны. Как правило, это диктуется самой заготовкой, но при желании, можно создавать свои конкретные образы. Делается это разными способами. На приведенных примерах самые распространенные-формирование цветка пальцем на выходе стружки из точилки; путем склеивания бутона из отдельных элементов; на пару или в горячей воде. Последний пример на фото показывает во что превратилась заготовка карандашной стружки на мгновение опустившись в горячую воду.


При помощи пластилина я закрепляю бутоны на досточке. Для удержания формы, отдельные элементы можно прикрепить булавкой. Затем, в центр цветка вливается воск. Для этого можно использовать инструменты для батика или заливать прямо из банки, что нужно делать аккуратно и осторожно. Воск скрепит цветок и образует его сердцевину. Приятную фактуру приобретет цветок если его опустить целиком в расплавленный воск, при этом значительно укрепится вся конструкция цветка.


Стебель я делаю из проволоки. Что бы избежать операций по дальнейшему декорированию стебля, можно сразу использовать тонкий цветной провод. Проволочный стержень слегка загибается с одного края и вставляется другим, острым концом в восковую середину, протаскивая его, нужно углубить загнутый край в восковую массу.


Древесная стружка – хороший материал для различных поделок.

Она отлично подходит для выражения творческой мысли, при этом являясь экологически чистым материалом.

Причем ее можно использовать как для создания своими руками объемных фигур, так и для различной отделки уже готовых иных изделий.

  • отливки и различные детали;
  • картины;
  • аппликации.

Несмотря на то, что , как и стружка, являются отходами обработки древесины, последние отличаются по форме и размеру . Поэтому отличается и методика их применения.

Изготовление объемных фигур происходит так же, как и с использованием опилок, поэтому мы рекомендуем внимательно прочитать отдельную на эту тему. Там же вы найдете описание технологии, с помощью которой из древесных отходов можно сделать бумагу и простые аппликации.

Если вместо опилок вы используете стружку, то в результате получите более крупный рисунок , который будет зависеть от формы древесных отходов.

При использовании стружки папье-маше и любые отливки получатся более прочными и жесткими.

В связи с этим стружка предпочтительней, если вы хотите делать из смеси клея и древесных отходов табуретки или другие конструкции, испытывающие серьезные нагрузки .

Смешивая стружку с глиной вы получите материал для изготовления различных фигур, которые также получатся более прочными, чем сделанные из глины с опилками.

Практическое применение материала и мастер-классы

Применение стружки напрямую зависит от способа ее получения . Станочная продольная по своей форме напоминает большие опилки, поэтому методика применения такая же, как для опилок.

Отличия от опилок проявляются лишь тогда, когда стружку применяют в качестве отделочного элемента .

Например, с ее помощью можно имитировать:

  • кровельный гонт;
  • черепицу;
  • перья птицы;
  • чешуйки брони на древнем доспехе;
  • шкуру броненосца.

Станочные и ручные поперечные отходы можно использовать для имитации:

  • частокола;
  • солнечных лучей;
  • игл ежа или дикобраза;
  • стрел и копий;
  • веток деревьев;
  • бревен сруба.

Однако наибольший простор для творчества дают продольная ручная стружка и . Их можно применять как целиком, так и разрезая на части нужного размера.

Из них можно сделать:

  • шерсть животных;
  • перья птиц;
  • гонт и черепицу;
  • элементы сруба;
  • цветы и различные сувениры;
  • многое другое.
  • изображения деревянного строения;
  • фигуры лисы;
  • объемного изображения медведя.

Аппликация деревянного строения

Чтобы создать такую картину, потребуется:

  • изображение или фотография деревянного дома, терема или храма;
  • копировальная бумага;
  • основа, в роли которой может выступать ошлифованный отрезок ДВП или другой аналогичный материал;
  • мелкая наждачная бумага;
  • ПВА, акриловый или термоклей;
  • тонкая кисточка;
  • пинцет;
  • острые ножницы;
  • острый нож;
  • утюг или фен;
  • разные виды стружки.

Положите на основу копировальную бумагу, затем изображение или фотографию деревянного строения. Осторожно проведите все контуры ручкой или карандашом, чтобы перенести на основу. Затем снимите рисунок и копировальную бумагу, проверьте качество и целостность копии. Если получилось плохо, сотрите все сначала ластиком, затем мелкой наждачной бумагой и повторите всю процедуру.

Убедившись, что копия получилась, приступайте к подбору стружки. Для сруба лучше всего подойдет ручная продольная стружка, которую можно с помощью ножа или ножниц нарезать на полоски нужной ширины , то есть равной расстоянию между наружными частями линий копии.

Если на рисунке сруб сложен из бревен разной толщины, то можете делать каждую полоску отдельно или пренебречь достоверностью, сделав все полоски одинаковыми.

Если вы выбрали второй вариант, то наклеивать полоски придется сверху, ведь рядом с землей проще подогнать ширину полосы. Если же вы делаете каждую полоску отдельно, то начинать можно как сверху, так и снизу.

Торцы бревен придется также изготавливать из полосок стружки, вырезая ножницами и стараясь придавать максимально круглую форму. Подготовив все элементы сруба, начинайте приклеивать их, намазывая клеем как основу, так и полоски или детали торцов .

Способ приклеивания зависит от жесткости и толщины стружки – если она тонкая и мягкая, то можно использовать ПВА или акриловый клей так, как написано на этикетке. Если же стружка сворачивается прежде, чем клей схватится, то используйте термоклей (необходим большой опыт работы с пистолетом для него).

Если такой способ слишком сложен, или из-за большой длины детали термоклей успевает остыть до установки детали на место, то намазывайте основу и деталь ПВА, но не склеивайте, а оставьте лежать до полного высыхания клея .

Когда клей полностью высохнет, поставьте деталь на место и прогрейте утюгом .

Вместо утюга можно использовать мощный строительный фен, которым нагревают основу, затем к размягченному клею приставляют деталь и прижимают чистой тряпицей.

Очень важно наносить клей так, чтобы он не выступал за пределы рисунка. Если же такое произошло, то сразу же убирайте его чистой мягкой тряпкой.

Закончив со срубом, приступайте к крыше. На деревянных храмах и теремах крышу покрывали гонтом, то есть небольшими деревянными планками. Из-за этого создавалось ощущение, что крыша покрыта чешуей. Чтобы сделать такую кровлю нужно сначала нарезать чешуйки гонта, а затем наклеивать их снизу вверх . То есть сначала полностью нижний ряд, затем расположенный выше и так до самого верха.

Для создания наличников, украшающих окна можно использовать древесную шерсть или ручную продольную стружку.

Использовать для их установки ПВА нежелательно , ведь время его схватывания велико, а прогрев феном или утюгом приведет к ослаблению фиксации остальных элементов и их возможному сдвигу.

Если вы умеете выполнять мелкую резьбу, то можете попробовать покрыть наличники узорами, похожими на те, что видите на картинке дома. Если же сомневаетесь, что это получится, то делайте наличники идентичными по ширине и наклеивайте на свое место с помощью термоклея.

Скульптура лисы своими руками

Изготовление фигурки лисы состоит из нескольких этапов, число которых зависит от способа реализации. Вот основные из них:

  • создание каркаса;
  • создание тела;
  • оклеивание стружкой.

Каркас проще всего сделать из стальной проволоки , газет и скотча. Эти же материалы можно использовать и для создания тела. Однако можно отлить тело из смеси стружки/опилок с любым клеем, а то и слепить из смеси глины и опилок. Поэтому первые два этапа мы описывать не будем, а сосредоточимся на том, как готовое тело превратить в лису.

Для работы потребуются:

  • острые ножницы;
  • острый нож;
  • термопистолет с клеем;
  • ручная продольная стружка и древесная шерсть.

Сначала сделайте несколько тысяч полосок длиной 5 см и шириной 0,5 мм, они и будут шерстью лисы.

Если вы хотите сделать ее более рыжей, чем имеющаяся у вас стружка, то нужно обработать материал морилками подходящего цвета, причем сделать это до того, как вы порежете все на полоски.

После высыхания морилки и подготовки «шерсти», приступайте к ее приклеиванию. Это удобней делать от кончика хвоста, чтобы в любом месте наклон шерсти шел от морды к хвосту и сверху вниз . На тело лисы наносите капельку клея размером не больше 1 мм и вставляйте в нее шерстинку под нужным углом. Когда клей немного остынет (3–5 секунд), приклеивайте следующую шерстинку.

Расстояние между соседними шерстинками 1 мм, уменьшая или увеличивая его, можно создать иллюзию более или менее густого меха.

Соблюдайте направление шерсти на лапах и спине.

Подбираясь к морде, сначала приклейте глаза и нос, затем поводите к ним шерсть.

Если нет желания возиться с настолько тонким материалом, нарежьте полоски шириной 1–3 мм, но внешний вид такой лисы будет гораздо более грубым. Чем шире полоски, тем более жестким будет материал , поэтому стоит сделать специальную стружку.

Для этого возьмите несколько брусков древесины подходящего цвета с прямыми волокнами и без сучков. Уложите их на верстак и прострагивайте с помощью рубанка (толщина снимаемого слоя 0,5–0,8 мм). Затем замочите стружку в воде с небольшим добавлением морилки нужного цвета и оставьте там на сутки, а когда древесина намокнет и станет мягкой, нарежьте из этого материала подходящую по размерам шерсть.

Если вас не устраивает, что будущая шерсть немного вьется, то замачивайте ее 48 часов, после чего укладывайте между страницами старых ненужных учебников и оставляйте так на сутки, затем вытаскивайте ровную стружку и нарезайте ее на куски подходящего размера.

Объемное изображение медведя

Подготовительные действия при создании скульптуры медведя из опилок и деревянных стружек такие же, какие мы описывали в предыдущем разделе.

Основное отличие в том, что у медведей густой и не слишком опрятный мех, поэтому для изготовления шерсти хорошо подойдет ручная или станочная поперечная стружка.

Нарежьте ее на кусочки длиной 1 см различной ширины. Если есть желание сделать шерсть пышней, то все заготовленные кусочки вымачивайте в воде 48 часов, затем наклеивайте на любую болванку подходящего диаметра, например, пластиковую трубу и плотно замотайте тряпкой. Через 2 дня тряпку можно снять, к этому времени будущая шерсть приобретет слегка изогнутую форму.

Если вы хотите сделать не натурную модель, а объемную картину медведя, то потребуется основа – подходящий по размерам кусок фанеры или доски с ровной поверхностью .

Лицевую сторону зачистите наждачной бумагой, после чего нанесите на нее контуры будущего медведя.

Затем сделайте густую смесь из опилок и ПВА и этой смесью сформируйте объемный образ медведя.

Наклеивайте будущую шерсть с помощью термопистолета так же, как мы описывали в предыдущем разделе, начиная от района хвоста, только нанося 2–3 капли клея под каждую стружку.

Если вклеить стружку в районе загривка под большим углом, то медведь будет выглядеть угрожающе – когда животное злится, у него на загривке поднимается дыбом шерсть.

Данное видео — сюжет о том, как школьный учитель трудов создает уникальные скульптуры животных из тончайшей стружки сибирского кедра:

Вывод

С помощью стружки можно создавать довольно сложные изображения, поэтому ее очень ценят все любители художественного творчества. Из этой статьи вы узнали, как:

  • работать со стружкой;
  • создавать из нее изображения;
  • усиливать визуальный эффект этих изображений.

Вконтакте

Панно из соломки. Домашняя мастерская. Самоделкин Панно из соломки (мастер-класс)

Мастер-класс для продвинутых и не только!
Солома…Казалась бы, что в ней особенного? А особенное- солнечный блеск, и та энергия, которая накоплена за теплые солнечные деньки во время роста и вызревания хлебушка. Солома несет в себе энергетику лета, тепла, солнца! Работы, выполненные с использованием данного природного материала долговечны, оригинальны, неповторимы! Даже по одному и тому же эскизу, сделанные одним и тем же мастером работы будут иметь отличие, т.к. просто НЕЛЬЗЯ подобрать ТОЧНО такую же соломинку с одним тем же рисунком, оттенком и шириной.
Что же такое солома? Это стебли злаковых культур, как культурных: рожь, овес, ячмень, пшеница, рис, так и дикорастущих: зубровка, полевица белая, ежа сборная, мятлик луговой, овсяница, тимофеевка, костер, трясунка, вейник, щучка, луговик, пырей и др.

Итак, нам понадобятся для работы:
Очищенные от покровных листьев соломинки-трубочки (коленца) (фото 3)
Клей: чаще используется ПВА хорошего качества (Ярославский или Питерский) для канцелярских работ(строительный лучше не брать, он слишком жидкий), можно использовать универсальный полимерный клей с прозрачной основой, клеевой карандаш или скотч двухсторонний (фото 1)
Ножницы: для работы необходимо иметь ножницы разного размера (фото 2)
Бумага писчая (ксероксная)
Основа: В зависимости от того, что Вы делаете, можно использовать деревянные заготовки(шкатулки, ключница и т.); ДВП, покрытое черной тушью или краской из баллончика; шелк или атлас (темного цвета) , или бумагу для пастели. Можно использовать светлый шелк, предварительно расписанный для Вашей композиции из соломки и т.д
Утюг(желательно их старых(советских времен, современные утюги не могут нагреваться до нужной нам температуры)

Когда подобраны расходные материалы, выбираем эскиз будущей работы, у нас это Попугай на ветке.
Казалось бы, все есть, все готово, но кое-что мы упустили. Прежде, чем начать работать с соломой, необходимо разгладить трубочки-соломинки для получения соломенной ленты. Для этого берем в руку пучок соломин(сколько можно свободно удержать) и размачиваем их держа под струей горячей воды(температура воды такова, какую можете выдержать) минуты на 3 (фото4). Распаренные соломины разрезаем вдоль ножницами или ножом для резки бумаги, самодельным косячком (из остатков пилок по металлу) кому как удобней и проглаживаем утюгом до получения «стружки» (фото5)

Эскиз делим на составные элементы.
Начнем с более простого: ветки с листьями (ф.7), ствола, который у нас будет состоять из двух основных частей(ф.8). Все детали предварительно нумеруем. Каждый листочек на нашей веточки тоже нумеруем и переводим с помощью кальки на свободный лист бумаги, затем вырезаем каждый листочек в двух экземплярах и указываем на одном из них направление жилок (соответствует направлению соломенных лент)(ф.10) Т.к. листики у нас немного изгибаются, то будем клеить на них соломины методом «веер», для этого нарежем ленты наискось под углом, причем угол нужно иметь как правый, так и левый (ведь на листиках у нас два основных направления) (ф.9) В итоге у нас должно получиться примерно так:
лицевая сторона детали (ф.11)
изнаночная сторона (ф.12)

Теперь под пресс для просушки, таким образом выполняем все наши листики. Когда данный процесс закончен, приступаем к вырезанию обклеенных деталек. С помощью ножниц удаляем излишки
соломы, т.е вырезаем по контуру бумаги.(ф.13.) Простым карандашом намечаем контуры тени на половинках листиков(ф.14) Тонируем детали булькой, нагретой до нужной температуры(можно проверить на запасной соломенной ленте).Вместо бульки многие мастера используют паяльник, а для крупных деталей утюг.(ф.15)
Результат работы (ф.16)
На второй(неразрезанный)экземпляр нашего листочка наклеиваем подготовленные детали, собирая их в единое целое. Контур подправляем ножницами (ф.17) Все подготовленные нами листики (ф.18)

Предварительно проверяем, не потеряли ли чего в процессе работы, а может немного ошиблись с нанесением тонировки…(ф.19) Теперь ствол нашей облиственной веточки: наносим карандашом направление соломенных лент (ф.20) Оклеиваем стволик (ф.21-24) Повторяем операции как с листиками, т.е. сначала под пресс для просушки, а затем удаляем лишнюю солому.(ф.25) Тонируем булькой или паяльником(ф.26)

А затем добавляем «трещин коры» выжигательным аппаратом (ф.27) Из заранее подготовленного соломенного полотна вырезаем мелкие веточки. Соломенное полотно готовим так: выбираем соломку одинаковой длины, и, желательно примерно одинаковую по тону, наклеиваем ее на бумагу встык, плотно друг к другу, соблюдая переход тона. (у меня был кусочек ранее подготовленного полотна, и я использовала его) (ф.28) Полученные веточки(ф.29) Тонируем их выжигателем и начинаем сборку нашей веточки (ф.30-32) Теперь можно удалить лишнюю бумагу, вырезав детали по контуру соломки. (ф.33) Веточка готова, делаем ствол. Причем обе части ствола делаем абсолютно одинаково (ф.34, 35, 35 1, 35 2,36, 42, 43)

Иногда соломка ложится не так, как хочется нам (ф.37), но мы ведь «умнее» и можем с этим справиться. Для этого вырежем из ленты «заплатку» и вклеим ее в расщелину между соломинами.(ф.38-40)Ну, кто не знает, тот и не догадается, что мы «латали» наш ствол. Детали ствола, подготовленные нами (ф.41, 44) Теперь утюгом тонируем наш ствол. Ничего страшного, если где-то пережжем или не дожжем. Ведь кора на дереве у нас тоже не идеальная.(ф.45-49) Подправим булькой или паяльником (Ф.50-51) «Нарисуем» кору выжигателем (ф.52-53) Приступаем к сборке стволов. (54-57)

Теперь ПТИЧКА! (ф.58)
Делим ее на составные части. Каждое перышко отдельно, причем учитываем, что перья должны немного накладываться друг на друга, т.е. делаем их с небольшим запасом по длине(или ширине, в зависимости от расположения на эскизе) (ф.59-60) С перьями работаем так же, как с листочками, но т.к. перышки у нас ровные, то солому на уголки не разрезаем. Клеим под углом, как идет направление у перышек птиц. (ф.61, 63) Предварительно обратим внимание на соломенную ленту. Она у нас неоднородна по окраске и блеску.(ф.62) Один конец, который был на солнышке- более блестящий, он должен находится на кончиках перышка, а более матовый конец- в центре перышка.

Перо у птиц имеет остов(центральную часть) поэтому отрезаем от ленты тонкую полоску и приклеиваем поверх стыка пера.(ф.64-65) Когда все перышки готовы -собираем деталь хвоста (ф.66) Шея и голова птички (ф.67) тоже предварительно делится на составные части. Клюв(ф.68) Делаем его как листья и перышки (ф.69-70) «Мордашка» птицы: намечаем на заготовке расположение глаза, т.к. нам необходимо будет сделать прорезь на соломенном полотне в данном месте. Оклеиваем деталь.(ф.71.72) Шею птицы, хохолок сделаем методом «чесанной» соломы. Для этого нарежем соломины длиной около 2 см (ф.73) Затем каждый кусочек настрижем «травкой» Причем нельзя делать «заборчик», т.е. оставлять уголки одинаковой длины, иначе будет смотреться изделие «стриженным» (ф.74

)

Теперь поэтапно внакладку наклеиваем ряд за рядом полученные мелкие перышки(а у животных шерстинки) на наши детали-заготовки (ф.75-77) Для того, чтобы конец нашей детальки был красивым, закончим его кусочком «травки» , выполненной цельной деталькой (ф.78-79) Вот такая у нас деталь в итоге(ф.80) Оформляем глаз нашей птицы. Выжигателем делаем обводку контура(ф.81) Подклеиваем более светлую солому с изнанки, вклеиваем темный зрачок, полученный тонированием (ф.82-84) и корректором канцелярским наносим блики на глаз (т.е» оживляем» его) Теперь крылья: правое и левое. На крыле у нас перья в технике «листочек» и оперение в технике «чесанной» соломки. (ф.88-91) Лапа нашей птички. Ее можно вырезать из полотна и слегка затонировать булькой, утюгом, или паяльником.(ф.92-93) Детали нашей птицы готовы.(ф.94) Приступаем к сборке птицы (ф.95-98)

Все детали работы готовы. Выбираем основу и фон. В данном случае это бумага для пастели. Формат работы 35х50. На основе карандашом наносим легкий контур расположения деталей работы, согласно нашего эскиза (ф.99-100) Прикладываем и смотрим, что нам необходимо подправить или изменить (ф.101) Если мы довольны полученным результатом, собираем работу окончательно. Сначала наклеиваем детали ствола, затем веточку с листиками, а потом птицу.(ф.102)

Любуемся полученным результатом. Работу для окончательной просушки помещаем под пресс минимум часа на 2, лучше на ночь.
Затем подбираем раму и вешаем на стену.

Смотрим сами и показываем друзьям!


Найти и проявить свои таланты никогда не поздно. Реальным тому подтверждением служит история 55-летнего учителя труда обычной провинциальной школы – Сергея Бобкова. Его жизненный и творческий путь проходит в селе Кожаны Красноярского края, Россия. Прославился он не только в родном поселке и на территории страны, но и за ее пределами как талантливый скульптор, создающий потрясающие трехмерные художественные изделия из древесной стружки. Вот уже несколько лет нашедший свое призвание художник радует людей невероятно реалистичными творениями в виде различных животных и птиц, перья и шерсть которых заменяют обработанные особым способом тончайшие древесные пластины.

Первые изыскания в области нового направления в искусстве, уникальную технологию которого, между прочим, Сергею удалось запатентовать, начались девять лет назад, когда скульптору было 48 лет. Однажды он обратил внимание на уникальные свойства древесной стружки, которые могли бы помочь ему в создании чего-то особенного, выходящего за рамки существующих представлений о творчестве. Так мастером были отмечены фактурность, пластичность и многообразность оттенков древесного материала. К тому же, он натуральный, доступный по стоимости, при этом не теряющий со временем своих первоначальных эстетических свойств. Не откладывая идею в долгий ящик, Сергей принялся за работу, и в результате был создан первый шедевр — птица из древесной стружки в натуральную величину, запечатленная в типичной динамичной позе.

До этого художник успел перепробовать большое количество ремесел – плетение из лозы, изготовление изделий из керамики, художественная резьба по дереву и даже производство мебели, но поистине близким ему стало создание неординарных скульптур из дерева. От экспонатов веет поразительной естественностью и легкостью: шерсть реалистично пушистая, кажется, сейчас наклонится под легким дуновением ветра, а перья, воздушные и легкие, вмиг могут ожить и взмыть в небо. За почти десять лет своей работы мастер изготовил целую коллекцию животных и птиц, подобных которым нет во всем мире.

По словам Сергея, делать то, что удается большинству – ему неинтересно, а вот найти свой путь и создать нечто необычное – совсем другое дело, это отлично вдохновляет.

Задолго до того, как приступить непосредственно к созданию новой скульптуры, на протяжении нескольких месяцев мастер досконально изучает интересующий его субъект. Он штудирует учебники с описаниями и фотографиями выбранного зверя или птицы, а также следит за их повадками и особенностями в естественной среде обитания до тех пор, пока не станет настоящим знатоком в данной теме.

Начинается история изготовления стружечной скульптуры с создания пластилинового прототипа, представляющего собой практически полную трехмерную модель, служащую своеобразным “манекеном” для снятия мерок, которые позже переносятся на дерево.

Основа будущего изделия вырезается по созданному эскизу из брусков дерева, которые затем покрываются шерстью или перьями. Технология производства и обработки древесной стружки представляют собой достаточно сложные процессы. Так как обычная стружка — материал очень хрупкий, Сергею приходится добиваться эластичности и прочности посредством вымачивания дерева в воде. Затем из мокрых брусков режутся тончайшие пластины, которые некоторое время просыхают между страницами школьных учебников.


И вот наконец материал готов, и вскоре искусный резчик превратит тонкие пластинки в мех, пух или перья. Каждый элемент равняется приблизительно 5-8 см. Для пущей реалистичности Сергей обрабатывает их резцами и ножницами, дабы внешняя схожесть была максимальной. Деревянные перья и мех с ювелирной точностью приклеиваются руками мастера к “телу” будущей скульптуры. Клюв и когти также делаются из стружки, склеенной из нескольких десятков слоев.

По словам Сергея Бобкова, для данного вида искусства подойдет стружка различных видов древесины, однако он предпочитает работать исключительно с сибирским кедром.

Изготовление необычных скульптур заставляет ремесленника проводить в своей мастерской по 14-18 часов в день, трудясь не покладая рук. Сложная, филигранная, требующая многих навыков, сил и вдохновения работа приносит Сергею только удовлетворение и радость. На создание одного стружечного шедевра в виде крупного животного или птицы у художника уходит примерно 4-6 месяцев. Скульптор утверждает, что особенно сложно работать над фигурками пушных зверей. К примеру, пару куниц, для меха которой мастеру понадобилось 150 тончайших стружек, он создавал долгих 8 месяцев. Шерсть соболя состоит из 30 тысяч ворсинок, а для оперения орла понадобилось до 7 тысяч пластинок древесной стружки. Одну из последних крупных работ — двух глухарей — художник делал в тандеме со своим 21-летним сыном Артемом.


Стружечные изделия из-за их поразительного внешнего сходства со своими «моделями» часто сравнивают с чучелами животных. Однако данное утверждение художнику совсем не по душе, ведь его произведения представляют собой полную противоположность чучел мертвых животных — они символизируют жизнь и несут в мир исключительно красоту и добро.

Коллекция скульптур Сергея Бобкова выставлена в поселковой школе, куда кроме местных жителей часто приходят туристы и отдыхающие из ближайшего курорта «Красноярское Загорье».


Наиболее масштабные детища мастер пока не осмеливается продавать, что абсолютно неудивительно, ведь очень сложно попрощаться с творением, на которое было потрачено более шести месяцев работы. Для приобретения предлагаются небольшие скульптуры вроде деревянных цветов и симпатичных сов. К примеру, сейчас на сайте скульптора на продажу выставлена композиция из трех сов, стоимость которой составляет 150 тысяч рублей. Для сравнения стоит отметить, что за одну из наиболее прекрасных работ скульптора — статую орла — предлагали 3 млн. рублей, однако Сергей отказался от данного предложения.

У талантливого Сергея Бобкова грандиозные планы на будущее — он мечтает о большом художественном центре, который будет включать в себя выставочный зал, мастерскую и гостиницу для тех, кто желает обучиться премудростям данного вида искусства или просто полюбоваться уже созданными шедеврами.

Статьи по теме: