Сколько длится пасха. Когда праздновать католическую и православную пасху

Так приветствуют друг друга люди в этот день, день Воскресения Христова, день Пасхи. Сотни верующих, в чистых и светлых одеждах, еще до полуночи, стекаются к Храмам. С замиранием сердца они ждут начала великого праздника. И вот, Пасхальный огонь, уже освящает собравшихся людей, вовсю звенят колокола, радостно возвещая всем о начале Пасхи – великого дня!

У христиан, праздник победы Иисуса Христа над смертью, умершего за грехи наши, но воскресшего. Избавление от всего греховного. Это самый главный церковный праздник. Он же самый пышный, светлый и нарядный.

У Пасхи нет определенной, точной даты празднования , но обязательно это воскресенье, первое воскресенье после весеннего полнолуния. Дату вычисляют с помощью специальной таблицы – Александрийской пасхалии.

Какого числа пасха в 2020, 2021, 2022, 2023, 2024, 2025 году:

Православная пасха празднуется по юлианскому календарю. Католическая по григорианскому.

Пасха в 2020 году - 19 апреля

Пасха в 2021 году - 2 мая

Пасха в 2021 году - 2 мая

Пасха в 2022 году - 24 апреля

Пасха в 2023 году - 16 апреля

Пасха в 2024 году - 5 мая

Пасха в 2024 году - 5 мая

Пасха в 2025 году - 20 апреля

Торжество Пасхи немыслимо без Пасхального огня. Огонь этот, символизирует Свет Божий, который освящает людей, даруя им просвещение. В главных храмах страны ждут Благодатного огня из Храма Гроба Господня, который сходит в канун перед Пасхой. Это настоящее чудо! Огонь рождается ниоткуда, загорается, даруя людям счастья и укрепляя их веру. Из Храма Гроба Господня его переправляют и к нам. От него зажигают лампады и свечи, так он и путешествует по стране. Многие сохраняют огонь в лампаде и после службы, поддерживают его в течение года.

Так же, на Пасху, играют колокола, не только звонари, а и любой желающий, в это время, может позвонить в колокола, возвещая о Воскресение Христа . Обязательны, в этот день, и пасхальные угощения. Конечно же, это , освященные в храме. Величие Пасхи просматривается даже здесь: кулич по сути, это обычный хлеб который мы едим каждый день, но один раз в году, он становится праздничным, торжественным. Раньше каждая порядочная хозяйка имела свой рецепт приготовления кулича. А правильно приготовленный кулич, не портится в течение сорока дней. – неотъемлемая часть Пасхи, их не только кушают, но и обмениваются, а также дарят кому-нибудь.

Празднуя Пасху в 2020 — 2025 году, не забывайте, что в этот день оставляется все плохое и злое . А человек, после молитвы, с чистым сердцем и душою выходит на встречу доброму и хорошему. Просто помните об этом, празднуя воскрешение Иисуса Христа и победу его над смертью. Радуйтесь всему, ведь Пасха, символ вечной жизни!

Сайт: сайт.

У каждого человека есть свои дни поминок по умершим родным и дорогим людям, совпадающие по дате с днями их смерти. Обычно принято в годовщину кончины родственника посетить храм, поехать на кладбище к могиле, а дома накрыть стол с поминальной трапезой.


Также, в православной церкви девять раз в 2020 году проводятся общецерковные поминовения умерших христиан. По древней церковной традиции дни памяти усопших чаще всего проводятся в субботу, за исключением, например, Радоницы, отмечаемой через 9 дней после Пасхи, во вторник. Такие даты называются родительскими днями или родительскими субботами и прописаны в церковном календаре. Следует отметить, что даты родительских суббот ежегодно меняются, в соответствии с подвижными церковными праздниками, которые в свою очередь связаны по сроку с днем православной отмечается 19 апреля.

Среди населения нашей страны приняты также и несколько поминальных дней, сложившихся в народной традиции , но также привязанных к церковным праздникам.

Ниже приводим полный список родительских дней для 2020 года.

Родительские дни 2020 - какие родительские субботы будут в 2020 году:

В 2020 году в календаре русской православной церкви отмечены следующие даты, когда во всех храмах проводятся заупокойные службы, посвященные памяти усопших:

14 марта 2020 г. - суббота Поминовения усопших на второй седмице (или неделе) Великого поста, с чтением Литургии святого Иоанна Златоуста.

21 марта 2020 г. - суббота Поминовения усопших на третьей седмице Великого поста, также с Литургией святого Иоанна Златоуста.

28 марта 2020 г. - суббота Поминовения усопших на четвертой седмице Великого поста, когда служится Литургия святого Иоанна Златоуста.

28 апреля 2020 г. - вторник, Радоница . Это особенный день для христиан. В самом названии Радоницы присутствует корень «рад», что свидетельствует о радостном настрое этого казалось бы печального дня поминок. После , на десятый день отмечается не трагедия кончины, а победа над смертью каждого христианина, не уход в небытие, а переход к новой вечной жизни. В храмах совершается поминальная служба всех усопших на панихиде. Люди стараются побывать на кладбище, прибрать могилы родных и возложить цветы.

4 июня 2020 г. - четверг, Семик . День поминовения добровольно ушедших из жизни и утопившихся. Отмечается Семик (седьмой четверг после Пасхи) в народе перед Троицой. Он не связан с христианской верой, а скорее является народной традицией . В церковном календаре нет этой даты, и церковь не поминает самоубийц, однако люди не могут забыть своих несчастных близких и в Семик имеют возможность дома или на могиле помолиться о них, попросить Бога о прощении их души.

6 июня 2020 г. - Троицкая родительская суббота . Этот день поминовения перед , и в церкви отмечается заупокойной службой обо всех «от века усопших православных христиан…». В эту субботу также многие стараются посетить места захоронения своих родственников и отдать дань памяти.

11 сентября 2020 г. - вторник, день Усекновения главы Иоанна Предтечи , иначе - День памяти православных воинов . Поминовение православных воинов в этот день было установлено в Русской православной церкви благодаря императрице Екатерины II в 1769 году во время Русско-турецкой войны (1768—1774). В настоящее время в православном календаре родительским днем он не значится и остался как исторический факт и дань памяти погибших на полях сражений. Кстати, после литургии совершается молебен о страждущих недугом винопития.

10 октября 2020 года - суббота перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября). В церковном календаре этот день так же не значится как родительская суббота, оставаясь народной традицией , согласно которой принято посещать в эту субботу могилы родных.

7 ноября 2020 г. - Димитриевская родительская суббота перед днем святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября). В воспоминание о павших в Куликовской битве православных воинах Дмитрием Донским был установлен этот день памяти. По церковному месяцеслову сейчас в эту родительскую субботу произносятся молитвы за всех усопших христиан.

15 ноября 2020 г. - воскресенье. День памяти погибших в автокатастрофах . Во Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий (третье воскресенье ноября) церковь совершает молитвы обо всех трагически погибших в автомобильных авариях людях. Эта служба совершается только в кафедральных соборах епархий. В православный календарь такая памятная дата была включена с 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла.

Таким образом, полный список Родительских дней и суббот в 2020 году будет следующий:

  • 22 февраля 2020 года - Вселенская мясопустная суббота;
  • 14 марта 2020 года - 2-я суббота Великого поста;
  • 21 марта 2020 года - 3-я суббота Великого поста;
  • 28 марта 2020 года - 4-я суббота Великого поста;
  • 28 апреля 2020 года , вторник - Радоница;
  • 9 мая 2020 года , суббота - Поминовение усопших воинов и страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны;
  • 4 июня 2020 года , четверг - Семик (день поминовения в народной традиции);
  • 6 июня 2020 года - Троицкая суббота;
  • 11 сентября 2020 года , пятница - День Усекновения главы Иоанна Предтечи и поминовения усопших православных воинов;
  • 10 октября 2020 года - суббота перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы (день поминовения в народной традиции);
  • 7 ноября 2020 года - Димитриевская родительская суббота;
  • 15 ноября 2020 года , воскресенье - День памяти жертв автокатастроф.

Главный праздник православных христиан — Светлое Христово Воскресение, Пасха —празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния — между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю).

В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте.

Пасха — венец Великого поста

Пасху отмечают сразу после Великого поста, последняя неделя (седмица) которого является самой строгой, Страстной.

Пасха празднуется семь дней, всю неделю. Каждый день недели называется Светлым. На Светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.

Весь период до праздника Вознесения, который отмечается на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием "Христос воскресе!" и ответом "Воистину воскресе!".

Крашеные яйца, кулич и творожная пасха

Издавна принято, что первой едой после Великого поста должны стать освященные крашеные яйца, кулич и творожная пасха.

Объяснение обычая красить яйца на Пасху в красный цвет можно найти в раннехристианской литературе, не вошедшее в библейский канон. Эти источники рассказывают об обращении в христианскую веру римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь святой Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением римского царя.

Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт церкви. Красный цвет яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь.

© Sputnik / Константин Чалабов

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос. Пасхальный артос — символ самого Иисуса Христа. В куличе, перенесенном на праздничный стол, присутствует сдоба, сладость, изюм и орехи. Правильно приготовленный кулич ароматен и красив, он не черствеет неделями и может простоять, не испортившись, все 40 дней Пасхи. Кулич на праздничном столе символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, его сострадание и милосердие к людям.

Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее "молоко и мед" — образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима — города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса, "Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец".

Богослужение и Крестный ход

Еще с апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гробе тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.

© Sputnik / Игорь Руссак

Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова.

Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: "Христос воскресе из мертвых!".

Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами: "Христос воскресе!", на что верующие отвечают: "Воистину воскресе!".

В конце заутрени, после окончания пасхального канона, священник читает "Слово святителя Иоанна Златоустого", которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Sputnik

Сразу после заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где читается начало Евангелия от Иоанна. На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — артос.

После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.

История празднования Пасхи

Слово "пасха" ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова "пасах" ("проходит мимо") — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными. Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову "страдаю".

В христианской церкви наименование "пасха" получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Спасителем — от земли к небу.

Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная, и Пасха Воскресения.

© Sputnik / Виталий Белоусов

Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он "воскрес, яко Бог". Оно открыло славу Его Божества сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.

Воскреснув из мертвых, Спаститель освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. Первый Вселенский собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник.

Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha, от ивр. ‏פסח‏‎‎‎ - «прохождение мимо»), также - Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ) - древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа.

В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником. В этот день мы торжествуем избавление через Христа пасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Если полнолуние падает на субботу или воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье. Обычно же праздник приходится на время с 22 марта/4 апреля по 25 апреля/8 мая.

Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребен в пещере, расположенной недалеко от места казни.

В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст. «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24:4 – 5).

Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству.

Апостол Павел в Первом послании коринфянам писал: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:13 - 14). Ветхозаветная

Пасха, как и нынешний праздник Песах (еврейская Пасха), праздновалась в память Исхода из Египта.

Название праздника Пе́сах (ивр. ‏פסח‏‎‎‎) - «миновал», «прошёл мимо» связано с событием, когда, совершая последнюю из десяти казней египетских, Бог убил в Египте всех первых по старшинству детей, и у людей и у животных, кроме первенцев иудеев, жилище которых он различил по условному знаку (крови агнца на косяке двери) и прошёл мимо: «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его».Исх. 12:12-30

В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1-28, Чис. 9:1-14).

После разрушения Храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому во исполнение библейского предписания иудеи в Песах едят опресноки и горькие травы.

После Пятидесятницы христиане начали совершать первые богослужения Евхаристии, посвященные воспоминанию смерти Иисуса Христа.

Литургии совершались как Тайная Вечеря - Пасха страданий, связанная с Крестной смертью. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианства.

В некоторых ранних источниках говорится о еженедельных празднованиях: пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье - днём радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3).

Эти празднования становились более торжественными в период еврейского Песаха - годовщины смерти Христа В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом - 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 - PL 26,192).

Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы - то есть в воскресенье.

Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии.

Христиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось.

Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия.

В 155 году Поликарп, епископ Смирны, посетил римского епископа Аникета, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было.

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названном Первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия Днём Пасхи был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия. Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования.

Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни.

В Александрии были созданы пасхальные таблицы - пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта.

В VI-VIII веках эта Пасхалия была принята западной церковью.

В 1582 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии.

В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь.

В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославное» совещание с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года.

Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости.

В Русской и Сербской церквях после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе.

В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года.

Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года.

20 мая 1926 года Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, вводит новый календарь.

В греческих церквах произошел масштабный церковный раскол, не уврачеванный по сей день. Образовалось несколько самостоятельных старокалендарных греческих Синодов.

На Московском Совещании 1948 года было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквами по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а не переходящие праздники по тому, по которому живёт данная Церковь.

В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь. Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская, Чехословацкая и Сербская православные церкви, а также Афон. Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь.

Общее правило для расчёта даты Пасхи: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе. Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь) (Матфей Властарь, Синтагма. О Святой Пасхе).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

Обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье;

Для расчёта даты полнолуния в год Y надо найти золотое число G - порядок года в 19-летнем цикле полнолуний (Метонов цикл);

В 1 год н. э. золотое число равнялось 2, соответственно в год Y от Р. Х. G = (остаток от Y/19)+1;

Основание Луны - число, показывающее возраст луны на 1 марта, то есть сколько дней прошло к 1 марта от предыдущей лунной фазы.

Разница между основаниями последующиx годов равна 11. Число дней лунного месяца равно 30. Основание = остаток от (11 G)/30 .

Новолуние = 30 - Основание; Полнолуние = Новолуние + 14;

Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста - времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи.

Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. Оно формировалось в первые века христианства как крещальное. Большинство оглашенных после подготовительного поста принимали крещение в этот особый день.

В Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром - с рассветом.

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь.

Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16), также 1Пет. 5:14, 1Кор. 16:20.

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, - поет Церковь в каноне Пасхи.

Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, - ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).

Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни "Возстану бо и прославлюся" подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, "веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых", начинают в 12 часов ночи.

При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи, "Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых Царских Вратах священнослужители тихим гласом поют стихиру: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".

После этого отверзается завеса и священнослужители снова поют эту же стихиру громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, уже более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до половины "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех". Певцы, стоящие на средине храма, заканчивают: "И нас на земли сподоби".

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.

В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня.

В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца христиане дарят друг другу как символ чудесного появления на свет из гробницы - Воскресения Христова.

По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным.

Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы.

В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

В православной традиции на Пасху освящается артос - квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху, могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. Слово артос переводится с греческого как "квасной хлеб" - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом.

Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, в экстренных случаях используется как антидор (досл. (греч.) «вместопричастие»), его принято вкушать натощак при болезнях, и всегда со словами "Христос воскресе!".

Символ единства перешёл к куличам и пасхам (не путать с названием праздника «Пасха»). На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ».

Символом Пасхи является ягнёнок, в форме которого в России обычно испекают пирог.

В южных странах - Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» ((болг.) «бедро») или «шиш» ((болг.) «шашлык» из ягнёнка). Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы.

Непосредственно перед Пасхой верующие собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю.

Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити", Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, "веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху".

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.

Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение и священнослужители трижды поют: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав".

Затем священнослужители поют стихи:

"Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его"

"Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня".

"Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся".

"Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь".

На каждый стих певцы поют тропарь "Христос воскресе".

Затем предстоятель или все священнослужители поют "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Певцы оканчивают "И сущим во гробех живот даровав".

Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа. Начинается богослужение пасхальной утрени. В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест.

Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения.

При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу "целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй - "Христос воскресе". Оному же отвещавшу - "Воистину воскресе". Так же должно совершаться христосование и с мирянами.

По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением "Христос воскресе!" с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами - очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его "говорили, что Господь истинно воскрес" (Лк. 24, 34).

В кратких словах "Христос воскресе!" заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения "Христос воскресе!" и "Воистину воскресе!" должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.

С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.

С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи.

О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: "Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу".

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа - два события, которые Пасха соединяет в себе.

Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа - Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней степени освящения.

Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4).

Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Разговление в праздник Пасхи как правило, семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) – сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу.

Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни.

Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие.

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени.

Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста.

Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане.

В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.

С праздником Пасхи связано множество различных поверий.

По народным представлениям, день Пасхи настолько чист и свят, что черти и бесы с пасхальным благовестом проваливаются сквозь землю, а их вопли и стоны, вызванные злобой на Воскресение Иисуса Христа, можно слышать во время пасхальной всенощной и всего первого дня Пасхи.

Крестьяне верили, что в этот день становится видимым то, чего не увидишь в другие дни, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. Считалось, что во время пасхальной службы, если перевернуть свечу пламенем вниз, можно увидеть колдуна: он будет стоять спиной к алтарю, а на голове у него будут видны рожки. А если встать у дверей с творогом, то легко будет опознать проходящую мимо и помахивающую маленьким хвостиком ведьму.

Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание в делах на целый год. Если, например, человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным. Если старик в день Пасхи станет расчесывать волосы, то у него будет столько внуков, сколько волос на голове. Если во время литургии девушка шепотом обратится к Богу: «Дай мне жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади», то жених посватается уже в ближайшее время.

Идея воскресения из мертвых легла в основу представлений о том, что в пасхальную ночь на землю приходят души умерших. При желании люди, тоскующие о смерти своих близких, могут увидеть их в церкви на пасхальной службе, выслушать их просьбы и жалобы. После литургии русские крестьяне, несмотря на запреты священников, шли на кладбище христосоваться с покойниками.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей. Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами. Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо "Царю Небесный" - "Христос воскресе" (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня - до Вознесения Господня.

Традиционные пасхальные игры:

На полу нужно освободить ровное пространство, установить деревянный или картонный желобок, с которого запускают яйца. На пути яйца раскладывают всевозможные маленькие игрушки и сувениры. Дети по очереди катят яйца по желобу и забирают себе ту игрушку, с которой сталкивалось их яйцо.

Все дети любят искать сюрпризы. Запрячьте заранее декоративные яйца либо шоколадные киндер-сюрпризы по всей квартире, дому или саду, смотря, где вы собираетесь отмечать праздник Пасхи. Соберите детей вместе и предложите им найти яйцо-сюрприз. Если детишек много, разделите их на две команды, и пусть каждая отыщет как можно большее количество яиц, которые потом распределит между собой. Если детишки ищут по отдельности, постарайтесь, чтобы каждый малыш нашел-таки свой сюрприз и не остался без подарка.

Издавна существует традиция "чокаться" друг с другом яйцами. Яйца берут в руки тупым либо острым концом от себя и ударяют им об яйцо соперника. Выиграет то, что яйцо останется целым.

Пригласите двух игроков, либо если желающих много, разделите их на две команды. Каждому вручите по большому бутафорскому яйцу или теннисному мячику, обернутому белой бумагой. На некотором расстоянии от места, где участники будут стартовать, поставьте по корзинке, тарелке либо тазику. Участники должны зажать "яйцо" между ногами, добежать до корзинки и уронить "снести" туда яйцо. Какая команда или участник справятся быстрее со всем запасом "яиц", тот и выиграет.

В предпасхальные дни душа каждого из нас наполняется весенним теплом, ждет какого-то чуда или праздника. Убранству стола и кушаньям именно в этот праздник уделяется особое внимание, как будто сама весна радостная накрывает праздничные столы. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости.

Традиции празднования Светлого Христова Воскресения до сих пор имеют свою актуальность.

Булочки пасхальные

Ингредиенты:

Молоко для узора 100 миллилитра,

Молоко для глазури 100 миллилитра,

Коричневый сахар 60 грамм,

Сухие дрожжи 15 грамм,

Сливочное масло 60 грамм,

Яичные желтки 2 штуки,

Соль 1 чайная ложка,

Мука для теста 450-500 грамм,

Мука для узора 3 столовой ложки,

Сахарная пудра 3 ст. ложки,

Изюм или смородина,

Растительное масло 1 чайная ложка.

Пасхальные булочки по популярности уступают куличами и твороженным пасхам, однако они также являются символами светлого праздника Пасхи.

Как пиготовить?

Растворяйте дрожжи и сахар (1 ч. л) в теплой молоке. Хорошенько перемешивайте и положите теплое место, до появления пузырьков (по времени около 15 минут). Далее добавьте соль, топленное сливочное масло, желтки и перемешивайте. После добавляем тростниковый сахар (коричневый сахар). Маленькими частями добавьте просеянную муку и замесите мягкое тесто. Помойте изюм, залейте кипятком и оставьте в покое 15 минут. После обсушите. Сухой изюм перемешивайте с небольшим количеством муки. Далее изюм перемешивайте с тестом и на 40-50 минут поставьте в теплом месте, можно в мультиварке с режимом хранение тепла. По истечении этой времени тесто будет готово для выпечки пасхальных булочек. Сформируйте колобки из подошедшего теста и дайте и "отдохнут" 15-20 минут. Пока колобки «отдыхают» приступайте к приготовлению смеси для узора. Для этого следует перемешивать молоко (3 столовой ложки), муку и растительное масло (1 чайная ложка). Удобным вам способом нарисуйте на поверхностях булочек крестики. Разогревайте духовку до температуры 200 градусов и отправьте туда противен с булочками на 20-30 минут.

Для приготовления глазури надо перемешивать горячие молоко с сахарной пудрой. Смажьте глазурью горячие булочки, сразу после духовки.

Пасха творожная

Ингредиенты:

Творога (9% и выше) 600 грамма,

Сметана (20%) 200 грамм,

Сливочное масло 100 грамм,

Сахарный песок 100 грамм,

Желтки 4 штуки, - ванильный сахар 1 чайная ложка,

Изюм 100 грамм, - цукаты 100 грамм.

Творожные пасхи наравне с куличом и крашенными яйцами являются символами праздника Пасхи. Многие люда часто путают творожные пасхи с куличами, однако эти две праздничные блюда коренным образом отличаются друг от друга. Кулич - это мучное изделия, выпечка, а пасхи приготавливают только из творога.

Праздничные творожные пасхи по способу приготовления разделяются на два вида - сырые и вареные. По размерам сырые пасхи меньше чем вареные (сырой творог портится быстрее). По форме творожные пасхи схоже с усеченными пирамидами.

Для приготовления праздничной пасхи используют специальные формы, песочницы. Лучшими считаются деревянные песочницы, однако в наши дни в магазинах продаются только пластмассовые.

Из вышеперечисленных ингредиентов получается пасха высотой 15-16 сантиметра с диаметром в нижней части примерно 15-16 см.

Творожные пасхи принадлежат к категории блюд "сладкие десерты". Вкусовые качества творожной пасхи в основном засвистит от качества творога. Творог обязательно должен быт свежий, натуральный с жирностью больше среднего. Самый лучший вариант - это домашний творог.

Вареная творожная пасха с изюмом и цукатами

Приготовьте все необходимые ингредиенты. Первым делом помойте цукаты и изюм. Выложите на бумажной полотенце, чтобы они до использования полностью сушились. Далее протрите творог на дуршлаге с мелкими отверстиями, или на сетке.

Для приготовления требуется кастрюля с толстым днищем, в противном случае придется приготовить пасху на водяной бане. Главное, чтобы во время варки творог не сгорел.

Сливочное масло нарежьте на мелкие кубики. В кастрюлю с протертым творогом добавьте сметану, сливочное масло, сахарный песок, ванильный сахар и желтки. Хорошенько перемешивайте и ставьте на огонь.

На слабом огне, постоянно перемешивая, подогревайте творожную массу. Творожная масса должно стать жидким и однородным. Продолжайте подогревать до появления пузырьков. Помните! До кипячения нельзя довести. Сразу после появления первых пузырьков возьмите кастрюлю с плиты и остужайте творожную массу до теплого состояния.

Для охлаждения можно использовать тазик с холодной водой. В теплую творожную массу добавьте изюм с цукатами и перемешивайте. Имейте в виду, что после заполнения песочницы сывороток будет стекать, поэтому песочницу размещайте в глубокой тарелочке.

Замочите марлю, служите в два слоя и застелите эту марлю в песочнице. Марля должен быть таких размеров, чтобы края зависли по бокам песочницы. Постарайтесь застелить марлю таким образом, чтобы складки совпали с углами песочницы.

При отсутствии песочницы можно использовать пластиковую бутылочку. Для этого из бутылки отрежьте горловину, до середины (где диаметр имеет наибольший размер), а на днище сделайте отверстия, чтобы дать возможность творожной массе освобождаться от сыворотка. После этого заполняйте песочницу творожной массой. Весящими концами марли укройте поверхность творожной массы и придавите тарелкой. Ставьте сверху груз, гнет (бутылку с водой или пакет молока). Вместе с грузом песочницу отправьте в холодильник и поддержите там минимум 12 часов. Далее доставайте из холодильника песочницу с пасхой, удалите груз и разверните марлю. Накройте поверхность пасхи тарелкой и переверните песочницу. Вытащите пасху из песочницы и аккуратно удалите марлю. Все, заварная творожная пасха готов.

Чтобы пасха получилось нежной, надо замените сахарный песок сахарной пудрой.

Приготовление сырой творожной пасхи

Ингредиенты:

Творога 2 кг.

Сметана 400 грамм,

Сливочное масло 300 гр.

Яйцо 4 штуки,

Соль по вкусу.

Протрите творог через мелкое сито, лучше 2 раза. В отдельной посуде перемешивайте 3 яйца, сливочное мало и сметану. Ставьте кастрюлю на слабый огонь и перемешивая доведите до кипения.
Залейте горячую массу в кастрюлю с протертым творогом. Туда же добавьте одно яйцо и посолите по вкусу. Перемешивайте до получения однородной массы. Далее застелите песочницу мокрой марлей и залейте творожную массу, так как описано выше (рецепт приготовления творожной пасхи с цукатами и изюмом). Сверху поставьте груз и отправьте в холодильник на 12 часов.

Пасхальные яйца

Сегодня мы познакомим вас с традиционными способами покраски яиц в домашних условиях. Для покраски пасхальных яиц можно использовать не только краски и красители, но и нитки, ткани, бумагу, резинки и много других подручных средств.

Коротко о натуральных красителях, которые являются самыми главными для покраски пасхальных яиц.

Информация: Пред покраской любым видом красителя, хорошенько с мылом помойте и сушите яйца.

Луковая шелуха - оттенки коричневого цвета Это самый распространенный и безвредный краситель пасхальных яиц. Использование луковой шелухи в качестве красителя является самым простым и не трудоемким способом покраски.

С помощью этого метода получаются разные оттенки коричневого цвета, в зависимости от концентрации, количества шелухи в воде.

Залейте шелуху холодной водой и на слабом огне кипятите 30-40 минут. Чем больше шелухи, тем насыщенная получится краска. Можно (но не обязательно) процедит и в дальнейшем использовать только жидкость, без шелухи. После этого размещайте в кастрюлю с красителем яйца и сварите в 15-20 минут.

Для получения мраморного узора добавьте в кастрюлю с красителем немного растительного масла.

Крапива - светло-зеленый цвет. Тоже натуральный и безвредный краситель.

Для приготовления этого красителя можно использовать сушеную крапиву.

Состав красителя: сушеная крапива 5-6 столовых ложек, вода 0.5 литра, уксус (9%) одна столовая ложка. Приготовление этого красителя схоже с красителем из луковой шелухи. Прокипятите крапиву в воде 15-20 минут. Процедите отвар и добавьте уксус. Краситель готов. Вкладывайте яйца в краситель и варите на слабом огне 15 минут. Доставайте готовые яйца и дайте остыть 30 минут.

При испарении жидкости во время кипячения следует добавить воду. Яйца постоянно должны быть полностью в жидкости.

Куркума: золотисто-жёлтый цвет. В случае куркумы краситель предварительно не готовят. Добавьте в кастрюлю с 0.5 литром воды 2 столовую ложку куркумы, столовой ложки уксуса выкладывайте яйца. Сварить на слабом огне до готовности яиц. Если желаете получить оранжевый цвет, добавьте побольше куркумы.

Свекла: разовый цвет. В свежо выжатый свекольный сок положите горячие отваренные яйца и оставьте на ночь. Для более насыщенного цвета сварите яйца прямо на свекольном соку.


Фиалка: фиолетовый цвет

Замочите цветы фиалки кипяченой водой и дайте отстоятся 30 минут. Далее выложите в кастрюлю с красителем горячие вареные яйца и оставляйте на ночь. Чтобы получить лавандовый цвет добавьте в кастрюлю немного лимонного сока.

Краснокочанная капуста: синий цвет

Разрежьте краснокочанную капусту и залейте водой (0.5 литра), добавьте 5-6 столовой ложки белого уксуса и оставьте настояться в течение ночи. Утром сварите в этом растворе яйца до готовности. Совет: Для того чтобы на яйце во время варки не образовались трещины, их надо пред варкой подержат при комнатной температуре около часа, а в жидкость для варки добавить 1-2 чайную ложку соли.

Популярные способы украшения пасхальных яиц

Способ № 1

Чтобы на поверхности яйца получались узоры или рисунки, надо использовать вспомогательные подручные материалы. Для получения узоров похожие на листья, используйте зелень (петрушка, кинза) или маленькие листья и цветки других растений, по желанию. Замочите листики, прикрепите к поверхности яйца и замотайте марлей или наденьте капроновый чулок. Далее красить как обычные яйца, используя одну из красителей из списка выше. На фотографиях показаны как следует выкладывать листья и результат после окраски.

Способ № 2

Интересные узоры получаются с применение обычных банковских резинок или изоляционной ленты. Пред варкой туго обмотайте яйцо несколькими резинками или изоляционной лентой. Из изоляционной ленты можно нарезать ромбики или другие узоры. Окунайте яйца в краситель и после окрашивания уделите резинки и ленту. Чтобы получить разноцветные узоры, удалите некоторые из резинок или добавьте другие (это зависит от вашей фантазии) и окунайте яйцо в другой краситель.

Способ № 3

Куриное яйцо положите в середине лоскута шёлковой ткани. Для этой цели хорошо подойдут старые мужские галстуки. Плотно заверните яйцо в ткани. Поверх шёлка оберните яйцо в ткань из хлопка (лоскуты старой наволочки белого цвета). Оберните ткани нитью или резинками, чтобы во время варки яйцо не меняло свое положение. Варить обернутые шёлком яйца надо в обычной воде с добавлением уксуса. Кипятите воду, добавьте уксус и сварите яйца на слабом огне примерно 20 минут. После варки достаньте обернутые яйца и переложите на дуршлаг. Дождитесь до полного остывания и аккуратно освобождайте яйца от ткани. Украшенные этим способом яйца получаются невероятно красивыми.

Способ № 4

Замочите яйца в воде и обваляйте в тарелочки с рисом. Крупинки риса прилипнут к скорлупе. Аккуратно заверните яйцо марлей так, чтобы все крупинки риса оставались между скорлупой и марлей и окрашивайте один из выше предложенных способов.

Способ № 5

Чтобы получить двухцветные яйца следует их предварительно сварить и охлаждать. Для двухцветной покраски лучше использовать купленные в магазине пищевые краски. Сначала яйцо целиком окрасьте одним цветом (соблюдая инструкции по применению красителя из обложки), а потом наполовину окунайте в емкость с краской другого цвета.

Информация: Если вы красили яйца синтетическими красками, не используйте их в пище.

Куличи пасхальные

Россия... кулич, Польшя... бабки и маковницы, Италия... пастьера, Голландия... паасброд.

Рецепт приготовления пасхального кулича

В большой посуде соединить 0,5 стакана чуть тёплого молока, дрожжи, добавить столовую ложку муки и щепотку сахара. Хорошо всё перемешать и оставить на 20-30 минут подходить в тёплом месте.

Подготовим яйца. Понадобится 8 желтков и 2 яйца целиком. Желтки с яйцами хорошо взбить вилкой. Когда опара увеличится в 2 раза, добавить в неё 1 стакан сметаны комнатной температуры, взбитые яйца, 1.5 стакана сахара, щепотку соли и 2/3 части просеянной муки.

Замесить однородное тесто, по консистенции как на густые оладьи. Накрыть тесто хлопковым полотенцем и оставить подходить в тёплом месте на 1.5-2 часа до увеличения объёма в 2 раза. Затем добавить в тесто мягкое сливочное масло, 2-3 горсти изюма и постепенно ввести оставшуюся муку. Тесто должно быть не густым. Количество муки может немного варьироваться, так как оно зависит от размера яиц и густоты сметаны. Готовое тесто опять поставить подходить до увеличения объёма в 2 раза.

Тем временем подготовим формы. Необходимо вырезать из пергамента основания и стенки. Бумажки для стенок должны быть выше формы на 5-6 см. Для одной порции теста понадобится 4-5 форм для выпекания, объёмом 750 мл. Пергамент для дна и стенок смазать растительным маслом, вложить в формы и наполнить формы готовым (подошедшим 2 раза) тестом на 1/3 объёма. Затем оставить их расстояться на 10-15 минут. Поставить формы в разогретую до 180 °С духовку, выпекать 55-70 минут. Готовность проверять деревянной шпажкой.

Взбить 1 белок, затем добавить готовую сахарную глазурь и взбивать до устойчивых пиков - это будет помадка для смазывания куличей. Тёплые куличи смазать помадкой и присыпать декоративной сахарной посыпкой. Пасхальный кулич готов.

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой - разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей. Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в "Полном православном молитвослове для мирян" и в брошюре "Как вести себя на кладбище", выпущенных нашим издательством).

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Митька тоже причёсан и одет по-праздничному. Я весело гляжу на его оттопыренные уши и, чтобы показать, что я против него ничего не имею, говорю ему: - Ты сегодня красивый, и если бы у тебя не торчали волосы и если б ты не был так бедно одет, то все бы подумали, что твоя мать не прачка, а благородная. Приходи ко мне на Пасху, будем в бабки играть. Митька недоверчиво глядит на меня и грозит мне под полой кулаком.

А. П. Чехов. «На страстной неделе»

Особое значение Пасха имеет в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. Действие романа происходит в течение Страстной недели и заканчивается перед началом Пасхальной ночи, когда Воланд со свитой и главными героями покидают Москву: «Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора».


Сергей Есенин

Пасхальный благовест

Колокол дремавший Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу Сонная земля.
Понеслись удары К синим небесам,

Звонко побежала Резвая волна.
Тихая долина Отгоняет сон,

Где-то за дорогой Замирает звон.

Каждый год все православные с нетерпением ждут праздника Воскресенья Христова. Пасха – это один из самых важных, светлых и добрый церковных праздников. В этот день принято устраивать народные гулянья, готовить вкусные угощения и приветствовать всех встречных фразой «Христос воскрес». Даже те из нас, кто не посещает церковь, в этот день чувствуют особую радость и хорошее настроение. Когда же наступит Пасха 2017, какого числа в грядущем году мы будем отмечать этот праздник?

Всем нам известно, что в этот день мы празднуем событие, которое стало поворотным в истории человечества. Вознесение Иисуса Христа ознаменовало победу над предательством и злобой, над тьмой и смертью. Особым символами праздника являются благодатный огонь, святая вода, куличи и расписные яйца, которые необходимо освятить в церкви и угощать ими всех своих родных и знакомых.

С чего начинается Пасха? Уже накануне праздника в церквях можно увидеть тысячи людей, которые выстраиваются в огромные очереди в ожидании ночной службы. Именно ночью перед Пасхой начинается настоящий праздник. Церковь в этот день особенно красива. Нарядные убранства, праздничные рясы священников и сотни свечей, дарят особую атмосферу.

Все в эту ночь чувствуют на себе благодать, которая спускается на каждого, присутствующего в храме.

По поверью благодатный огонь в эту ночь, от которого зажигается каждая свеча, способен исцелять физические и душевные недуги, а святая вода становится чудотворной. Освященные продукты также обладают чудесными свойствами. Люди верят, что они могут вылечить даже тяжелобольного человека.

Православная Пасха – это праздник продолжения жизни, даже после смерти.

Когда празднуется

Православный праздник Воскресения Христова каждый год празднуется в разные даты. Однако есть одно правило – праздник всегда приходит в воскресенье. Рассчитывается дата православной Пасхи по солнечно-лунному календарю и наступает сразу после страстной субботы Великого Поста. Православная Пасха в 2017 наступит 16 апреля. В этот день православные люди закончат поститься и будут праздновать один из самых великих и почитаемых православных праздников.

Какого числа празднуется католическая пасха в 2017 году? Католический календарь церковных праздников обычно не совпадает с православным. Это происходит по причине того, что католики пользуются другой календарной системой для расчета церковных дат. Однако Пасха в 2017 у католиков выпадает на то же число, что и у православных. Это поистине чудесный день. Явление это очень редкое, а потому особо почитаемое у представителей обеих конфессий.

Обряды и традиции

Итак, церковный календарь гласит, что пасха в 2017 году наступит в воскресенье 16 апреля. На протяжении многих веков у православных верующих сформировались особые традиции, связанные с празднованием Пасхи. Одной из самых любимых нами является обязательное присутствие на пасхальном столе крашеных яиц, которые символизируют жизнь.

Именно крашеные яйца нужно отведать в первую очередь, садясь за праздничный стол. После яиц нужно скушать кулич, а уж потом можно отведать и остальные яства. Эта дата особенно радостна для тех, кто держал перед Пасхой Великий пост.

Дети и взрослые в этот день устраивают настоящие битвы крашеными яйцами. Ими, конечно, не принято кидать друг друга, суть битвы заключается в другом. Два борца берут в руки по одному цветному яйцу. Один соперник стукает своим яйцом в биток другого бойца. Победителем оказывается тот, у кого яйцо уцелело, он же должен забрать себе разбитое угощение. Некоторые на Пасху умудряются выигрывать десятки яиц, которые потом принято раздавать всем встречным.

Жители России особенно любят традицию целоваться на Пасху. По данному обряду все встречающиеся друг другу люди должны поцеловаться три раза и сказать «Христос воскрес» — «Воистину воскрес».

Также для жителей России, причем порой даже для тех, кто считает себя атеистом, очень важна традиция, которая запрещает трудиться на Пасху. В этот день редко можно увидеть кого-то за работой, ведь народная мудрость гласит, что даже домашние заботы нужно отложить до следующего дня.

Календарь народных примет

Не обходится празднование Пасхи и без народных примет, которые пришли к нам из глубины веков, и сопровождают нас, по сей день.

Как привлечь деньги на Пасху? Очень просто! Есть поверье, что если в этот великий православный праздник положить в чашу с водой и пасхальным яйцом (обязательно освященным) свои золотые украшения, деньги будут водиться у вас в течение всего года.

Также Пасха в 2017 может стать отличным поводом защитить своих детей от сглаза и порчи. Для этого нужно взять яйцо, принесенное из церкви и прокатить его по лицу малыша. Этот оберег часто использовали ведуньи в деревнях, чтобы уберечь детей от злых людей.

А чтобы привлечь удачу в делах, народный календарь примет гласит, нужно успеть первому войти в дом после посещения церкви. Именно первому, кто войдет в двери, фортуна будет улыбаться весь год, а любые начинания будут успешными и прибыльными.

Пасхальные запреты

Многие люди, по незнанию пасхальных традиций едут в этот великий день на кладбища, помянуть умерших родственников и друзей. Как заявляет церковь, делать этого категорически нельзя. Для посещения усопших родных в церковном календаре определен специальный день, эта дата наступает сразу, когда кончается Пасха. В народе этот день называют Родительским.

К примеру, если вы работаете посменно, и ваша смена выпадает как раз на Пасху, ничего страшного, не нужно переделывать рабочий календарь, особенно когда вы своим трудом приносите пользу людям и обществу.

Нельзя и венчаться или выходить замуж на Пасху. Православная церковь объясняет этот запрет тем, что Пасха – это праздник очищения души и тела, а не день плотских утех. Венчания запрещены и в Великий Пост перед Пасхой, свадьбы в церкви возобновляются после Родительского дня.

Что нужно знать перед походом в храм

Многие, собираясь на Пасху в церковь впервые, расценивают этот поход как экскурсию. Однако законы церкви несколько строги и не позволяют определенных вольностей. Конечно, сегодня церковь более лояльна, чем раньше. Однако собираясь в храм нужно знать основные правила, без соблюдения которых вы можете оскорбить чувства других верующих. Так, женщинам нужно обязательно покрыть голову платком. Нельзя в храм идти в вызывающих и открытых одеждах. Плечи и руки должны быть прикрыты.

Нельзя в церковь идти в нетрезвом состоянии или распивать спиртные напитки во время службы. Нельзя шуметь и вести себя вызывающе. Если вам сделали замечание, не нужно устраивать ссоры, в этот день нельзя ругаться и сквернословить.

Все мы, покупая календарь на новый год, сразу смотрим праздничные даты. Пасха в грядущем году будет в апреле месяце, 16 числа. Для того чтобы отпраздновать эту дату не обязательно быть верующим и жить по церковным законам. Можно просто радоваться жизни, дарить друг другу хорошее настроение и верить в лучшее. А для тех, кто еще ни разу не праздновал Пасху по церковному календарю, это прекрасный повод познакомиться с великими многовековыми православными традициями.

Статьи по теме: