Сказка для адаптации к детскому саду — «Печалька». Психотерапевтические сказки для детей в период адаптации к детскому саду Сказка про садик для скорейшей адаптации

Жили-были в лесу разные звери.

В одном доме жила семья медведей: папа-медведь, мама-медведица, медвежонок Мишутка. В другом доме жили зайцы: мама-зайчиха, папа-заяц, старенькая бабушка Зая и маленький зайчонок. А в третьем доме жили лисы: папа, мама и дочка-лисичка. А ещё жили в лесу Волчица с Волчонком, Мышка с Мышонком и многие другие звери, большие и маленькие.

Пока малыши не подросли, они играли каждый возле своего домишка, у своей норки или у своего логова. Но вот стали они постарше, и родители решили, что пора детям друг с другом познакомиться, чтобы было им веселее играть. И устроили в лесу детский сад для зверят! В воспитатели позвали мудрую тетушку Сову, чтобы она научила детишек дружить.

Нашли звери в лесу подходящую полянку, где малыши могли бы вместе играть, сделали загородку, поставили кроватки и столики, принесли побольше игрушек и привели туда своих малышей. Одни зверята, как только увидели новые игрушки, с мамами попрощались и побежали играть. А Зайчишка маленький испугался, прижался к мамочке и отойти от неё боится. Малышей много, все бегают, играют, а маленький Зайка все стоит и стоит возле мамы.

Увидела это тетушка Сова, но не стала Заиньку ругать, а разрешила ему в первый день побыть в садике вместе с мамой. Зайчишка к маме на ручки залез и оттуда смотрел, чем другие занимаются. Тут Мышонок захотел в мячик поиграть, а как одному-то? Стал Мышонок Заиньке мячик катать, а Заинька взял мячик и Мышонку покатил. Видит мама-зайчиха, что подружились детки, играют вместе, мячик катают и смеются. «Ну, малыш, пора уходить! - через какое-то время сказала мама-зайчиха. - Нет, мам, я лучше здесь поиграю, а потом ты за мной придешь».

Договорились, что в первый день мамы заберут малышей после обеда. Вот зверята поиграли, погуляли и сели за стол обедать. Зайка быстро свой обед схрумкал, а медвежонок сидит и ждет, кто его с ложечки покормит. Подошла к нему тетушка Сова, показала, как ложку держать, и стал Мишутка потихоньку сам кашу есть. Лапки у него неловкие, но старается медвежонок, пыхтит! «Я, - говорит, - теперь и дома буду сам есть! Ведь я уже большой!».

После обеда малыши отнесли посуду и стали собираться домой. За Заинькой бабушка пришла, за Лисенком - папа, за Мишуткой - мама-Медведица. Все детишки разошлись очень довольные. Некоторые даже уходить не хотели, но тетушка Сова сказала, что на ночь детский сад закрывается, и сейчас каждый пойдёт к себе домой, а завтра утром они снова встретятся и будут вместе играть.

С тех пор в лесу так и повелось: самые маленькие сидели по норкам с мамами, а те, кто постарше, приходили к тетушке Сове в детский садик. У каждого малыша там был свой шкафчик для одежды и своя кроватка, где кроха спал после обеда. По вечерам мамы забирали детишек домой, а садик на ночь закрывался.

Большинство малышей испытывают стресс, впервые попадая в детский сад. К счастью, специальные методики адаптации через сказки, позволяют избавить ребёнка от страхов и опасений.

Страх остаться без мамы; страх, что она не вернётся; боязнь чужих взрослых; проблемы в общении с детьми; конфликтные ситуации — всё это несомненно бьёт по нервной системе крохи, который только-только пошёл в детский сад. Чтобы сгладить стресс, избавить ребёнка от страхов и настроить на позитивный лад, стоит заранее заняться вопросом адаптации к саду. Общения со сверстниками в кружках и на площадке, прогулок и занятий с няней и бабушкой в отсутствие мамы не хватит для того, чтобы подготовить карапуза к походу в детский сад. Помогут специальные методики, разработанные опытными психологами и педагогами. Одна из самых доступных — сказкотерапия — позволяет обсудить волнующие малыша вопросы о детском садике в весёлой, игровой форме. Существуют особые адаптационные сказки, написанные специально для того, чтобы проработать все страхи и волнения ребёнка.

5 правил сказкотерапии

  1. Если у вас сын, пусть главный герой будет мальчиком, а если дочка — девочкой. А вот имя героя лучше оставить выдуманным, чтобы у ребёнка не было ощущения, что это история непосредственно о нём или его друзьях, ведь герои в этих сказках не всегда поступают хорошо.
  2. Добавляйте в сказки сюжеты из жизни вашего малыша — это сделает сюжет более знакомым и понятным для него.
  3. Не делайте из сказкотерапии занятие. Рассказывайте сказку тогда, когда ребёнок этого хочет: не давите, не заставляйте, не настаивайте.
  4. Рассказав историю, обсудите её с малышом. Ещё раз вспомните сюжет, спросите, что понравилось или не понравилось ребёнку, поинтересуйтесь его мнением: кто поступил хорошо, а кто — плохо, почему герой обрадовался или расстроился, как он себя чувствовал и пр.
  5. Предложите ребёнку разыграть сюжет сказки с игрушками или покажите ему кукольный спектакль.

Сказка 1. Знакомство с детским садом

Жила-была семья. Папа слон, мама слониха и маленький слонёнок Тоша. Слоник подрос, и пришла пора ему идти в детский садик. Он очень хотел туда попасть, и вот этот день настал. Мама разбудила Тошу рано, умыла, одела его в новую одёжку и повезла на машине в детский сад.

В детском саду его встретила тётя воспитатель. Она показала ему шкафчик, в который он будет складывать свои вещи и сменные тапочки. На шкафчике была наклеена красивая картинка — шарик, чтобы Тоша не перепутал свой шкафчик с другими. Слоник переобулся в другие тапочки, и мама провела его в группу. Там уже было много других слоников: они играли с кубиками, смотрели книжки, катали кукол в колясках. Тоша тоже нашёл занятие — он увидел дудку, взял её и стал гудеть.

А потом слониха няня принесла завтрак и накрыла на стол. Слоники кушали кашу, сосиску, пили чай с хлебом и маслом.

После завтрака слоник заскучал, но потом к нему подошёл другой слонёнок, и они познакомились и подружились. Слонёнка звали Гора. Он показал Тоше игрушки в группе, игры, и они весело провели время. Тоша даже не заметил, как пришла мама.

Сказка 2. Если ребёнок не хочет идти в сад

— Мама, ну мама!!! Я больше не хочу ходить в детский садик, — упрашивала маму Алла. — Давай останемся дома! Ну давай!

— Хорошо, — ответила мама.

И с этого момента Алла перестала ходить в детский сад. Так прошло две недели. Однажды Аллочка с мамой пошли вместе в магазин за продуктами.

— Алла, Алла, привет! — донеслось откуда-то сбоку.

Девочка огляделась и увидела Инну.

— А ты почему в детский сад теперь не ходишь? — спросила Аллу Инна. — Мы, все ребята, так тебя ждём! А ещё у нас беда случилась! Помнишь кубики, в которые ты любила играть? Они вчера пропали. Мы уже всё обыскали, нигде их нет!

— Как пропали? — всполошилась Алла. — Где же они могут быть?

— Не знаю, — грустно ответила Инна. — Ну так что? Ты завтра придёшь?

— Приду, обязательно приду, — задумчиво сказала девочка.

На следующее утро Алла сама проснулась очень рано и попросила маму отвести её в садик. Пришла, поздоровалась с воспитательницей и ребятами и сразу пошла любимые кубики искать. В шкафу их нет, под шкафом тоже…

— Кубики, ну где же вы? — грустно спросила Алла.

Но они так и не появились. Вечером мама пришла в детский сад, забирать дочку домой. Аллочка оделась, и они пошли. Идут через парк, дождик моросит. Вдруг Алла видит, что её любимые кубики на мокрой и холодной лавке лежат.

— Мама, смотри! — воскликнула девочка. — Там кубики из нашего детского садика лежат! У тебя нет пакета? Я хочу их забрать и завтра обратно в садик отнести.

Мама дала дочке большой пакет, и девочка сразу же бросилась собирать с лавочки разноцветные кубики.

— Эх, кубики! Как же вы здесь оказались? Кто вас сюда принёс?

— Привет, Алла! — обрадовались игрушки. — Мы так рады тебя видеть! Нас сюда никто не приносил! Мы тебя ждали-ждали, а ты всё к нам в гости в садик так и не приходила. Мы очень расстроились и пошли тебя искать, но потерялись.

— Вот оно что! — засмеялась девочка. — А я вас сегодня весь день в группе искала! Вы больше не убегайте! Я теперь обязательно в садик буду ходить!

А ночью Алле приснился сон, как она вместе с воспитательницей и другими ребятами разучивала песню для мамы на праздник 8 марта, как на Новый Год им Дед Мороз дарил подарки, как весело она играла с ребятами, как построила большую крепость из кубиков, и многое-многое другое.

Утром, проснувшись и собираясь в садик, девочка подумала: «А в садике хорошо!» И, взяв пакет с кубиками, радостно побежала догонять маму.

Сказка 3. Если ребёнок боится, что мама его не заберёт

Однажды Зайка и мама-зайчиха шли в детский сад. Зайка очень переживал и расстраивался, что мама его не заберёт вечером из детского сада. Он всё время спрашивал: «Мама, а ты вечером меня заберешь?» — «Конечно, заберу тебя, Зайка. Я обязательно приду за тобой после работы». Но Зайка всё никак не мог в это поверить и спрашивал всё снова и снова.

Случайно этот разговор услышал Слонёнок. Он ходил в ту же группу, что и Зайка, и спросил у Зайки на прогулке:

— Зайка, неужели ты боишься, что мама тебя не заберёт домой?

— Да, я очень боюсь, что мама оставит здесь меня, — ответил Зайка.

На это Слоненок сказал:

— Ты чего, Зайка. Такого не может быть. Всех деток вечером забирают домой мамы и папы. Ночью детский сад абсолютно пустой. Только утром приходят детки.

Зайка спросил:

— Совсем-совсем пустой?

Слонёнок ответил:

— Совсем -совсем. Детки только утром приходят в садик. Вот давай с тобой вечером посмотрим, заберут абсолютно всех деток домой.

Когда вечером зверята поужинали, Слонёнок и Зайка стали ждать, кого же заберут первым. В этот день первую забрали кошечку. За ней пришла мама. Потом забрали медвежонка, львёнка, белочку, кролика, мышку и пингвина. Все были очень рады, что за ними пришли мама и папа. Кого же забрали последним, Слонёнку и Зайчонку не удалось посмотреть, так как за ними тоже пришли мамы. И они с радостью побежали домой. Зайке так понравился этот момент, когда мама его забирала вечером домой. Он был такой счастливый и вечером рассказывал маме, что же у него произошло интересного за весь день в детском саду.


Сказка 4. Если ребёнок не хочет спать в детском саду

Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду в группе и стояла в спальне среди других кроваток. Осенью в группу пришли детишки. Многие кроватки застелили детским постельным бельём, и они стали красивыми. И ещё к ним стали приходить детишки. Они ложились в кроватки, и кроватки их грели. Малышам было в кроватках хорошо, тепло, и они засыпали. Кроватки очень радовались. И только одной кроватке не досталось ребёночка, и она очень грустила. Ей некого было греть, ей было скучно и одиноко. И вот появилась новенькая девочка, которую положили именно в эту кроватку. Кроватка так обрадовалась. Девочка была очень миленькая, красивая, добрая. Кроватка была счастлива. Она очень ждала, когда девочка придёт к ней. А когда девочка приходила, кроватка старалась скорее согреть её и подарить сон. Но вот девочке вдруг разонравилось спать в саду. Ложась в кроватку, она постоянно спрашивала про маму. Кроватка очень расстроилась, она изо всех сил старалась согреть её, успокоить, чтобы девочка заснула. Но девочка не спала. Кроватка стала бояться, что девочка совсем не захочет спать, и она снова останется одна. Ей от этого было очень грустно, ведь она уже так привыкла к этой хорошей девочке, ей так нравилось её греть. Кроватку создали для того, чтобы она дарила сон детишкам. Каждая кроватка мечтала делать это. И наша кроватка тоже. И у тебя в садике тоже есть кроватка. Она тебя очень ждёт, она любит греть тебя и радуется, когда ты спишь в ней.

Сказка 5. Если ребёнок грустит в детском саду

Жила-была девочка Маша. Сначала она была совсем малышкой, а потом росла-росла и подросла. Да так подросла, что можно теперь ей было в садик идти с ребятками играть. Мама и папа так обрадовались, что Маша большая. Устроили праздник. Мама торт испекла, и Маша даже сама свечки задувала.

На следующий день Машуля в первый раз в садик пошла, и так ей там понравилось, что даже уходить не хотела. Играла с игрушками, ела кашу-вкусняшу. А еще у неё там дружок появился — Семён, такой весёлый мальчишка с кудряшками. Целыми днями они вместе играли. Семён садился на одном конце комнаты и толкал Маше большой грузовик. Маша ловила его, нагружала в кузов кубики и отправляла к Семёну, а он строил большую башню. Весело им было вместе. Даже засыпать было нескучно, потому что кроватки стояли рядышком, и они вместе закрывали глазки и спали.

И вот в один осенний дождливый день, когда листья стали совсем жёлтыми, ветер принёс в детский садик Грустинку. Она была такая маленькая, серенькая, как микробик, влетела в форточку и спряталась в кармашек к Маше. И тут Машу как подменили. Стало ей грустно, она почему-то расстроилась, маму потеряла и давай плакать. Все ребятки и воспитательница её успокаивали, успокаивали… А слёзки сами собой всё равно капают, так кап-кап-кап… И всё Маша знает, что мама скоро придёт, просто сходит на работу, потом купит вкусный йогурт и прибежит за Машей. Знает это Маша, а всё равно почему-то грустно — хочется, чтобы мама прямо сейчас пришла… А это всё грустная Грустинка сидит в кармашке и Машу расстраивает, плакать заставляет.

5 правил сказкотерапии:

1. Если у вас сын, пусть главный герой будет мальчиком, а если дочка — девочкой. А вот имя героя лучше оставить выдуманным, чтобы у ребёнка не было ощущения, что это история непосредственно о нём или его друзьях, ведь герои в этих сказках не всегда поступают хорошо.

2. Добавляйте в сказки сюжеты из жизни вашего малыша — это сделает сюжет более знакомым и понятным для него.

3. Не делайте из сказкотерапии занятие. Рассказывайте сказку тогда, когда ребёнок этого хочет: не давите, не заставляйте, не настаивайте.

4. Рассказав историю, обсудите её с малышом. Ещё раз вспомните сюжет, спросите, что понравилось или не понравилось ребёнку, поинтересуйтесь его мнением: кто поступил хорошо, а кто — плохо, почему герой обрадовался или расстроился, как он себя чувствовал и пр.

5. Предложите ребёнку разыграть сюжет сказки с игрушками или покажите ему кукольный спектакль.

1. Медвежонок, который не хотел ходить в детский сад

Жил-был медвежонок по имени Алирик. Были у него папа-медведь и мама-медведиха. Жили они дружно, весело. Мама-медведиха много играла с Алириком, кормила его, гуляла с ним. Папа-медведь строил с ним дома из кубиков и рассказывал разные интересные истории. Медвежонок Алирик всегда был с родителями, а они были с ним. Они чувствовали себя единым целым, как цветочек с его лепестками, стебельком и листиками.

Алирик рос, становился больше. Теперь он многое умел делать сам: кушать, возить машинку, одевать обувь. Тогда родители приняли решение, что Алирик уже достаточно взрослый, чтобы ходить на занятия к мудрой Сове.

И вот, в один прекрасный день, мама-медведиха повела Алирика к Сове на занятия. Идти туда было не долго, но весело, потому что мама рассказывала много интересного по дороге: где птички вьют гнезда, почему трава растет вверх, куда бегут муравьи.

Когда они пришли к Сове, Алирик понял, что теперь нужно будет расстаться с мамой. Пусть и не надолго, но ее рядом не будет. Алирику стало очень грустно. Но в это время он услышал смех в группе. Ему стало интересно: кто и почему так смеется? Смело Алирик взял за руку Сову и пошел к другим детям.

Вечером мама-медведиха вернулась, чтобы забрать Алирика. Он с радостью подбежал к маме и обнял ее. Ему так много хотелось рассказать ей: и как они играли, и как пели песни, и как Сова рассказывала про лесных жителей, и еще много чего интересного.

Теперь Алирику было весело расставаться с мамой и папой. Он знал, что они всегда вернутся и можно будет им рассказать о новых впечатлениях. Они же не ходят к мудрой Сове!

2. Свинка Пепа (трудности адаптации в детском саду и в школе)

Жила -была свинка Пепа. Сейчас она любит ходить в детский садик и играть с детками. Она веселая и очень смелая. Но так было не всегда. Свинка Пепа была другой: трусишкой. Она боялась оставаться в садике без мамы, боялась разговаривать с другими детьми и воспитателями, часто грустила.

А ей каждый день нужно было ходить в детский сад, оставаться там без мамы и общаться с детьми и воспитателями.

Дети ее приглашали в игру, а свинка Пепа отвечала «нет!», потому что ей было грустно и немного страшно.

И однажды во сне к ней пришла волшебная фея. «Я вижу, что тебе грустно и страшно в садике без мамы. У меня есть волшебный браслет, который поможет тебе. Но чтобы его получить, выполни 3 задания:

— Собрать бабочек — Нарисовать письмо радости — Создать бусы».

Задание 1. Волшебные бабочки разлетелись. Их нужно собрать. А вечером положи всех бабочек под подушку. Я взамен дам тебе первую бусинку под названием «Смелость». Пепа так и сделала.

Задание 2. Следующее задание будет таким. Я знаю другую свинку, который очень грустно и она не может играть с другими детьми. Чтобы ей помочь, нарисуй как весело играть с другими свинками. Этот рисунок тоже положи под подушку. Утром ты найдешь бусинку «Веселья».

Задание 3. Мои бусы поругались и распались, каждая бусина укатилась и сидит где-то в одиночестве. Я хочу новые бусы, которые захотят делить одну нитку и дружить вместе.

Так и сделала Пепа, а утром под подушкой нашла бусинку «Дружбы». Когда все бусинки на браслете были собраны, свинка Пепа почувствовала, что она теперь смелая, веселая и умеет дружить.

Свинка Пепа теперь ходит в детский сад с удовольствием. Она очень любить играть с детьми и взрослыми. Ничего не боится и всегда в хорошем настроении.

3. Алла (если ребёнок не хочет идти в сад)

— Мама, ну мама! Я больше не хочу ходить в детский садик, — упрашивала маму Алла.

— Давай останемся дома! Ну давай!

— Хорошо, — ответила мама.

И с этого момента Алла перестала ходить в детский сад. Так прошло две недели. Однажды Аллочка с мамой пошли вместе в магазин за продуктами.

— Алла, Алла, привет! — донеслось откуда-то сбоку. Девочка огляделась и увидела Инну.

— А ты почему в детский сад теперь не ходишь? — спросила Аллу Инна.

— Мы, все ребята, так тебя ждём! А ещё у нас беда случилась! Помнишь кубики, в которые ты любила играть? Они вчера пропали. Мы уже всё обыскали, нигде их нет!

— Как пропали? — всполошилась Алла. — Где же они могут быть?

— Не знаю, — грустно ответила Инна. — Ну так что? Ты завтра придёшь?

— Приду, обязательно приду, — задумчиво сказала девочка. На следующее утро Алла сама проснулась очень рано и попросила маму отвести её в садик. Пришла, поздоровалась с воспитательницей и ребятами и сразу пошла любимые кубики искать. В шкафу их нет, под шкафом тоже…

— Кубики, ну где же вы? — грустно спросила Алла. Но они так и не появились. Вечером мама пришла забирать дочку домой. Аллочка оделась, и они пошли. Идут через парк, дождик моросит. Вдруг Алла видит, что её любимые кубики на мокрой и холодной лавке лежат.

— Мама, смотри! — воскликнула девочка. — Там кубики из нашего детского садика лежат! У тебя нет пакета? Я хочу их забрать и завтра обратно в садик отнести. Мама дала дочке большой пакет, и девочка сразу же бросилась собирать с лавочки разноцветные кубики.

— Эх, кубики! Как же вы здесь оказались? Кто вас сюда принёс?

— Привет, Алла! — обрадовались игрушки. — Мы так рады тебя видеть! Нас сюда никто не приносил! Мы тебя ждали-ждали, а ты всё к нам в гости в садик так и не приходила. Мы очень расстроились и пошли тебя искать, но потерялись.

— Вот оно что! — засмеялась девочка. — А я вас сегодня весь день в группе искала! Вы больше не убегайте! Я теперь обязательно в садик буду ходить! А ночью Алле приснился сон, как она вместе с воспитательницей и другими ребятами разучивала песню для мамы на праздник 8 марта, как на Новый Год им Дед Мороз дарил подарки, как весело она играла с ребятами, как построила большую крепость из кубиков, и многое-многое другое. Утром, проснувшись и собираясь в садик, девочка подумала: «А в садике хорошо!» И, взяв пакет с кубиками, радостно побежала догонять маму.

4. Если ребёнок боится, что мама его не заберёт

Однажды Зайка и мама-зайчиха шли в детский сад. Зайка очень переживал и расстраивался, что мама его не заберёт вечером из детского сада. Он всё время спрашивал: «Мама, а ты вечером меня заберешь?» — «Конечно, заберу тебя, Зайка. Я обязательно приду за тобой после работы». Но Зайка всё никак не мог в это поверить и спрашивал всё снова и снова.

Случайно этот разговор услышал Слонёнок. Он ходил в ту же группу, что и Зайка, и спросил у Зайки на прогулке:

— Зайка, неужели ты боишься, что мама тебя не заберёт домой?

— Да, я очень боюсь, что мама оставит здесь меня, — ответил Зайка.

На это Слоненок сказал: — Ты чего, Зайка. Такого не может быть. Всех деток вечером забирают домой мамы и папы. Ночью детский сад абсолютно пустой. Только утром приходят детки.

Зайка спросил: — Совсем-совсем пустой?

Слонёнок ответил: — Совсем -совсем. Детки только утром приходят в садик. Вот давай с тобой вечером посмотрим, заберут абсолютно всех деток домой. Когда вечером зверята поужинали, Слонёнок и Зайка стали ждать, кого же заберут первым. В этот день первую забрали кошечку. За ней пришла мама. Потом забрали медвежонка, львёнка, белочку, кролика, мышку и пингвина. Все были очень рады, что за ними пришли мама и папа. Кого же забрали последним, Слонёнку и Зайчонку не удалось посмотреть, так как за ними тоже пришли мамы. И они с радостью побежали домой. Зайке так понравился этот момент, когда мама его забирала вечером домой. Он был такой счастливый и вечером рассказывал маме, что же у него произошло интересного за весь день в детском саду.

5. Грустная кроватка (если ребёнок не хочет спать в детском саду)

Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду в группе и стояла в спальне среди других кроваток. Осенью в группу пришли детишки. Многие кроватки застелили детским постельным бельём, и они стали красивыми. И ещё к ним стали приходить детишки. Они ложились в кроватки, и кроватки их грели. Малышам было в кроватках хорошо, тепло, и они засыпали. Кроватки очень радовались. И только одной кроватке не досталось ребёночка, и она очень грустила. Ей некого было греть, ей было скучно и одиноко. И вот появилась новенькая девочка, которую положили именно в эту кроватку. Кроватка так обрадовалась. Девочка была очень миленькая, красивая, добрая. Кроватка была счастлива. Она очень ждала, когда девочка придёт к ней. А когда девочка приходила, кроватка старалась скорее согреть её и подарить сон. Но вот девочке вдруг разонравилось спать в саду. Ложась в кроватку, она постоянно спрашивала про маму. Кроватка очень расстроилась, она изо всех сил старалась согреть её, успокоить, чтобы девочка заснула. Но девочка не спала. Кроватка стала бояться, что девочка совсем не захочет спать, и она снова останется одна. Ей от этого было очень грустно, ведь она уже так привыкла к этой хорошей девочке, ей так нравилось её греть. Кроватку создали для того, чтобы она дарила сон детишкам. Каждая кроватка мечтала делать это. И наша кроватка тоже. И у тебя в садике тоже есть кроватка. Она тебя очень ждёт, она любит греть тебя и радуется, когда ты спишь в ней.

6. Машенька (если ребёнок грустит в детском саду)

Жила-была девочка Маша. Сначала она была совсем малышкой, а потом росла-росла и подросла. Да так подросла, что можно теперь ей было в садик идти с ребятками играть. Мама и папа так обрадовались, что Маша большая. Устроили праздник. Мама торт испекла, и Маша даже сама свечки задувала.

На следующий день Машуля в первый раз в садик пошла, и так ей там понравилось, что даже уходить не хотела. Играла с игрушками, ела кашу-вкусняшу. А еще у неё там дружок появился — Семён, такой весёлый мальчишка с кудряшками. Целыми днями они вместе играли. Семён садился на одном конце комнаты и толкал Маше большой грузовик. Маша ловила его, нагружала в кузов кубики и отправляла к Семёну, а он строил большую башню. Весело им было вместе. Даже засыпать было нескучно, потому что кроватки стояли рядышком, и они вместе закрывали глазки и спали.

И вот в один осенний дождливый день, когда листья стали совсем жёлтыми, ветер принёс в детский садик Грустинку. Она была такая маленькая, серенькая, как микробик, влетела в форточку и спряталась в кармашек к Маше. И тут Машу как подменили. Стало ей грустно, она почему-то расстроилась, маму потеряла и давай плакать. Все ребятки и воспитательница её успокаивали, успокаивали… А слёзки сами собой всё равно капают, так кап-кап-кап… И всё Маша знает, что мама скоро придёт, просто сходит на работу, потом купит вкусный йогурт и прибежит за Машей. Знает это Маша, а всё равно почему-то грустно — хочется, чтобы мама прямо сейчас пришла… А это всё грустная Грустинка сидит в кармашке и Машу расстраивает, плакать заставляет.

Семён Машу пытался развеселить: и в каравай предлагал поиграть, куклу ей в коляске прикатил — а Маша всё равно грустная. И тут Семён увидел, что у Машули глазки совсем мокрые. И решил ей помочь:

— Дай, — говорит, — я твой платочек достану, и слёзки вытрем, не плачь!

Вытащил Сёма Машин платочек, вместе с ним Грустинка из кармашка и вытряхнулась, и опять в форточку улетела. А Маша тут же улыбнулась, а потом засмеялась и стала снова весёлая. А Сёма и другие ребятки, конечно, очень обрадовались, что Грустинка совсем улетела, и все вместе побежали мультики смотреть.

С тех пор Маша всегда свой кармашек проверяет, не застряла ли там Грустинка, и никогда в садике больше не грустит.

Сказки про детский сад

Сказкотерапия для детей, переживающих период адаптации к детскому саду, поможет справиться со стрессом. Поэтому прочитайте ребенку сказку про мальчика Славика, который не хотел ходить в детский садик. Дети идентифицируют себя с главными героями сказок, поэтому слушая истории о ребятах, похожих на них, им легче бороться со своими страхами и переживаниями. Поэтому если Вы читаете сказку дочке, то замените главного героя на девочку (например, Соню), а железную дорогу на домик для кукол.

Занятие по сказкотерипии с ребенком дома

Жил-был маленький мальчик Славик. Славик жил с мамой и папой. Мама и папа его очень любили, играли с ним, кормили его, читали ему книжки и рассказывали сказки. Больше всего на свете Славик любил играть в игрушки! У него были машинки, кубики, мячики и даже цветная бумага и пластилин! Но Славик всегда хотел иметь железную дорогу. Такую, по которой ездят поезда. Только Славик был маленький и не знал, как рассказать родителям про железную дорогу. Приходилось играть в машинки и кубики! И Славик это с удовольствием делал.

Однажды утром, Славика разбудил папа и позвал его на кухню. На кухне мама готовила завтрак. У Славика в тарелке лежала каша (которую он не очень-то любил) и ягоды из варенья (которым он очень даже любил лакомиться). Славик начал возить по тарелке ложкой - получались красивые разводы. Но родители не дали Славику полюбоваться на получающуюся красоту. «Сегодня нужно поторопиться», - сказала мама. «Ты сегодня идешь в детский сад!», - объявил торжественно папа.

Славик не хотел идти в детский сад. Во-первых, он не знал, что это такое… Во-вторых, сегодня его ждали его игрушки. Он хотел построить домик из кубиков, покатать все свои игрушки на машинках, раскрасить картинку, которую он начал рисовать на обоях рядом с батареей. Но родители не хотели ничего слушать: «Нам надо на работу! Не останешься же ты дома один?».

Славика причесали и одели. Хотя Славик и так умел сам одеваться. Было обидно. Неужели его теперь всегда будут одевать взрослые? По дороге в садик папа объяснял Славику, что в садике будет тетя-воспитательница, а также другие ребята и много игрушек. В детском саду Славику не понравилось. Комнатка была маленькая, в ней стояли шкафчики с картинками, детей не было, и игрушек тоже! Однако на встречу вышла воспитательница: «Здравствуй, Славик! Меня зовут Ирина Ивановна. Мы тебя ждали. Вот твой шкафчик, раздевайся скорее!».

Мама раздела Славика. Славик опять удивился: он же может это делать САМ! Потом мама сказала: «Ну, все, Славик! Теперь мы с папой уходим на работу, а ты останешься здесь. Мы за тобой вернемся вечером. Не скучай!». Тут Славик понял, что он не хочет оставаться без мамы и папы в детском саду. Кроме того, он не хочет оставаться здесь до самого вечера с Ириной Ивановной. Что он будет делать? Все его игрушки остались дома! Славик понял, что он будет очень-очень скучать, и решил дать понять это родителям. Славик заплакал! Ну, да! Мальчики не плачут. Но в таких ситуациях кто угодно заплакал бы!

Мама и папа испугались. Славик посмотрел на них и увидел, что если он заплачет громче, они его заберут домой. Славик набрал полную грудь воздуха и приготовился выдать «ААА!!! НЕ пойдуууу!!! Не хочуууу!!! Мамааа!!! Хочу к тебеееее!!!». Но тут в комнатку вбежали девочка и мальчик. Они играли в большой красный мяч. Славик заглянул в комнату, из которой они выбежали, и увидел там еще ребят. И еще он увидел много игрушек. Славику стало интересно. Он забыл на время про маму и папу и пошел исследовать новую комнату. Там были столики, стульчики, кубики, книжки, куклы, мягкие мишки и зайки, а посередине комнаты … Посередине комнаты стояла большая железная дорога. И мальчики возили по ней паровозики! Славик подбежал к мальчикам. А Ирина Ивановна дала ему маленький паровозик и предложила поиграть с ребятами. Конечно, Славик с радостью согласился! Ту-ту! Паровозик едет! Едет в дальние края! А за ним - паровозик Максимки и паровозик Юры.

Славик нашел себе новых друзей! Они поиграли в паровозики, потом поели (опять кашу!), потом пошли гулять и на прогулке построили из песка гараж! А когда за Славиком пришли мама и папа, Ирина Ивановна читала всем ребятам интересную историю про маленького мальчика, который не хотел идти в детский сад. И этого мальчика тоже звали Славиком!

Обсудите с ребенком, что ему запомнилось из сказки. Что ему понравилось? Что не понравилось? Пусть малыш придумает, как разворачивались события на следующий день. Хотел ли Славик в детский сад? Что он там делал?

Как Оля полюбила садик (авт. Л. Цвирко)

Не пойду в детский сад, - сказала Оля.

Оленька, деточка, мне нужно идти на работу, - просила ее мама, - если я не буду работать, у нас не будет денег, а если не будет денег, нам нечего будет есть.

Но Оля вертела головой и продолжала капризничать.

С кухни прибежал кот Мурзик, вспрыгнул к Оле на колени и сказал: «Мяу, мяу, хочу вкусного молока!»

Гав! Гав! - раздался звонкий лай пуделя Артемона. - Вечно этот кот выпрашивает еду, я может, тоже хочу вкусную косточку, но жду, когда меня покормят.

Ну, вот и животным нужна еда, - сказала мама. - И черепашка ждет вкусную капустку.

Оля посмотрела на животных и задумалась.

Не так уж и плохо в детском саду: на Новый год подарки подарят, дед Мороз придет, на горке мы катались, на музыку мы ходим (перечислить приятные моменты детского сада) а на праздник мамам купит мне платье и красивый бант.

Мама вышла в прихожую. Оля, одетая в шубку и сапожки, ждала маму.

Идем в детский сад, - сказала она маме. - Я пошутила.

С тех пор Оля всегда ходила в детский сад и не капризничала. Там было всегда весело и много друзей, а когда возвращалась домой, ее радостно встречали кот, пес с черепашкой и у них всегда была вкусная еда.

А Оле к утреннику мама купила очень красивое платье и бант.

Почему Зайка не хочет идти в детский сад

Однажды вечером мама зашла в комнату к Зайке. Мама хотела поцеловать его перед сном. Зайка очень грустный сидел на кровати.
— Отчего ты такой грустный?
— Я грустный потому, что мне не хочется идти завтра в садик.
— Не хочется?
— Да, не хочется. Бельчата и ежата играют вместе, а меня с собой не зовут.
— Играют вместе?
— Да, им интересно вместе, а со мной нет, — Зайка вытер лапкой глазки. Кажется, он начинал плакать. — Они давно друг друга знают, а я только что пришел...
— Зайка, мой любимый, — мама посадила Зайку на колени, — а тебе хотелось бы играть с ними вместе?
— Да, только они...
— Друг мой Зайка, только они ведь не знают, как с тобой интересно играть! Они когда-нибудь с тобой играли?
— Нет еще.
— Значит, точно, они не знают!
— А я разве интересный? Интересный — это какой?— Зайка уже не плакал. На коленях у мамы было очень уютно, садик казался совсем не страшным.
— Интересный — тот, с кем интересно, с кем хочется играть, кто знает много игр или умеет их придумывать.
— Так я не умею придумывать, — Зайка снова приуныл.
— Хочешь, мы придумаем что-нибудь вместе? Потренируемся? Во что тебе самому нравится играть? — спрашивала мама-Зайка.
На секунду Зайка задумался, улыбнулся и сказал:
— Я люблю играть в стройку.
— Это как? Расскажи, — поинтересовалась мама.
— Я придумываю домик, нагружаю машину кубиками и везу их к домику, чтобы строить.
— Здорово, Зайка! Смотри, кто-то придумывает домик — он архитектор, кто-то возит кубики — он шофер, кто-то строит — он строитель. Одному в такую игру играть сложно, нужны помощники. Точно?
— Да, мы с бельчатами и ежатами построим целый город! Мама, ты придешь посмотреть на наш город?
— Конечно, мой дорогой, когда я вечером приду за тобой, ты мне обязательно покажешь ваш город. Я буду очень рада посмотреть, — мама нежно улыбнулась своему зайчонку. — А теперь уже пора отдыхать. Зайка, на бочок и молчок!

Мама укрыла одеялом своего зайку, поцеловала его в мягкую щечку и пожелала спокойной ночи.

Игpa, которую закладывает взрослый в сказку, может быть любой. Важно, чтобы она заинтересовала самого малыша, захватила его, и ему захотелось бы повторить ее в садике. Придуманную игру можно отрепетировать дома. Если требуется дополнительный инвентарь для игры, то его необходимо также изготовить дома, не уповая на то, что завтра удастся привлечь на свою сторону воспитателя. Так, например, если в сказке Зайка и мама придумывают игру «Поезд», то билетами лучше запастись дома.

Частые болезни малыша также могут стать сигналом его дезадаптации в садике. Ребенок начинает болеть буквально с первых дней его посещения: неделя в садике — неделя (а порой и две) дома. Многие родители сетуют на воспитателей, мол, не досмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция... Считая, что дело в конкретном учреждении, родители переводя ребенка в другой садик, а потом в третий и т. д., но ситуация радикально не меняется. Почему? Просто потому, что виноват чаще всего не садик, точнее, не конкретный садик, а сама ситуация перехода ребенка к самостоятельному пребыванию где-то без родителей.
Как известно, физическое и психическое развитие взаимосвязано, и организм ребенка иногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями.

Чаще всего болеют те дети, которые не капризничают и не плачут.

Дети, которые хотят, чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются не расстраивать родителей, как правило, свое нежелание идти в садик явно (словами и слезами) не выражаю т. Но если адаптация для такого «послушного» ребенка происходит сложно, организм дает эмоциям «передышку»: малыш болеет, остается дома. Многие родители замечают, что через несколько месяцев после того как ребенок пошел в садик, он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее, взрослее. Если «болезненная» адаптация не проходит в течение полугода, родителям необходимо посоветоваться с детским психологом.

Ребенок болеет не специально, чтобы не ходить в садик. Болезнь запускается помимо его сознания. Сказка, в которой будет озвучено стремление главного героя заболеть, чтобы не ходить в садик, может помочь сократить «болезненный» период адаптации.

Зайка не хочет больше болеть

Однажды мама пришла за Зайкой в детский сад. Зайкина группа была на прогулке. Мама осмотрела площадку, но Зайки не увидела. Он ходил в садик совсем недавно, еще не успел подружиться с ребятами. Среди других малышей его не было. Мама начала волноваться.

— Зайка, где ты?
— Зайка, выходи, мама пришла! — присоединилась воспитательница.
Зайка, спрятавшись за веранду, грыз большущую сосульку, как будто это была морковка. Сегодня утром по дороге в садик папа сказал, что если есть снег, то можно простудиться и заболеть. Зайка внимательно выслушал папу и решил заболеть. Вот только есть снег было невкусно. Сосулька гораздо вкуснее.
Зайка вышел из-за веранды с сосулькой во рту.

— Зайка, ты можешь заболеть! — заволновалась мама. — Не ешь сосульку, пожалуйста.
— Вот и хорошо, — грустно сказал Зайка.
— Что же в этом хорошего?
— Я заболею, буду дома с тобой. Ты меня любить будешь.
— Зайка, я ведь тебя очень люблю! — обняла мама Зайку.
— Заботиться обо мне, сказок много читать.
— Мы с тобой сегодня вечером почитаем сказки
— Играть со мной в «Лего».
— Играть в «Лего» можно с папой в любой вечер.
— Все равно я хочу болеть и быть дома, а не в садике, — завершил разговор Зайка.

Дома Зайка и мама приготовили ужин. Папа и Зайка после ужина построили красивый замок из «Лего». А потом перед сном Зайка с мамой читали много сказок. Уже засыпая, Зайка сказал:

— Я не хочу завтра болеть...
— Это правильно, малыш. Болеть скучно и неприятно, — улыбнулась мама.

Счастливы те, кто посещает детский сад — дом, где живёт детство. Сегодня я расскажу вам сказку про детский садик.

«Чудесный детский садик»
Автор сказки: Ирис Ревю

Мне всегда нравился чудесный дом под названием «Детский сад». По утрам и вечерам в нём весело горели лампочки-огонёчки. В этот дом, как только вставало солнце, взрослые приводили детей, а вечерами забирали их домой. Детей было много; это было настоящее детское царство.

По утрам мне было весело с мамой идти в детский сад, но когда мама уходила, то становилось грустно.

Однажды я пришла в детский сад раньше других детей. Никого в группе, кроме воспитателя и нянечки, не было и мне стало скучно.

Вдруг игрушечный мишка улыбнулся, а кукла Катя сказала мне:

— Даша, иди с нами играть.

Я попала в настоящий игрушечный мир. Мы играли в сказочную страну. Мне стало весело и хорошо с игрушками. Я перестала грустить.

Когда пришли дети, то настроение у меня было замечательным. Я сразу включилась в забаву «Весёлый поезд», в которую играли Маша, Витя и Егор.

С этого дня жизнь моя изменилась. Детский садик стал моим вторым домом.

А теперь я выросла. Славным осенним деньком я пойду в школу.

Я говорю: «До свидания детский сад, до свидания, куклы и мишки, зайчата и мышки, карандаши и книжки. До свидания, воспитатели и нянечки, повара и сторожа!

Спасибо за счастливые годы, проведённые в детском саду!

Успехов тебе, дорогой мой детский сад!»

Вопросы к сказке «Чудесный детский сад»

Как назывался чудесный дом, в который мама приводила Катю?

Почему этот дом – настоящее детское царство?

Как зовут куклу, которая позвала Дашу играть?

Почему Даша ходила в детский сад грустная, а потом ей стало весело?

Как называлась забава, в которую играли Маша, Витя, Егор?

Почему Даша прощается с детским садиком?

Любишь ли ты свой детский сад?

Какая игрушка у тебя самая любимая?

Статьи по теме: