Системы воспитания детей в разных странах. Традиции воспитания детей разных народов мира

Каждый родитель любит свое чадо и отдает ему всю заботу, ласку и нежность. Старшее поколение уберегает малышей от опасности, старается дать лучшее образование, максимально развить задатки и способности.

Однако системы воспитания детей у разных народов мира значительно отличаются. И влияют на эти различия многие факторы: менталитет, религия, образ жизни и даже климатические условия.

Мы решили узнать, как воспитывают детей в разных странах и какие педагогические традиции можно взять себе на заметку.

Прежде всего, нужно помнить: те принципы и правила воспитания, которые дают великолепный эффект в других странах, в нашей действительности могут привести к противоположному результату. Не забывайте, что ваш ребенок – яркая личность, поэтому и методики нужно подбирать тоже индивидуально.

Главная отличительная черта японских педагогических традиций – полная свобода действий ребенка до наступления пятилетнего возраста. Что включает в себя подобная «вседозволенность»?

  1. Родители разрешают своим чадам практические все. Хочется рисовать фломастером на обоях – пожалуйста! Нравится копаться в горшке с цветами – отлично!
  2. Японцы уверены, что ранние годы – время для забав, игр и наслаждения. Конечно, это не означает, что малыши абсолютно избалованы. Их учат вежливости, хорошим манерам, приучают ощущать себя частью государства и общества.
  3. Мама с папой никогда не повышают тон в беседе с детьми и не читают многочасовые нотации. Исключены и физические наказания. Главная дисциплинарная мера – родители отводят малыша в сторонку и объясняют, почему нельзя себя так вести.
  4. Родители ведут себя мудро, не утверждая свой авторитет через угрозы и шантаж. После конфликтов японская мама первой идет на контакт, косвенно показывая, насколько сильно ее огорчил детский поступок.

Однако к моменту поступления в школу отношение взрослых к детям резко меняется, говорят даже, что малыши становятся «рабами». Их поведение строго регламентировано: нужно почтительно относиться к родителям и учителям, носить одинаковую одежду и вообще не выделяться на фоне сверстников. «Будь как все» – главное правило японских школьников. К 15 же годам ребенок должен стать полностью самостоятельным человеком.

Воспитательная система в Германии

В отличие от маленьких японцев, жизнь немецких детей с самого юного возраста подчинена строгим правилам: им не разрешают надолго засиживаться перед телевизором или компьютером, спать они ложатся около восьми часов вечера. С детства малыши приобретают такие черты характера, как пунктуальность и организованность.

Немецкие мамы растят самостоятельных детей: если кроха упадет – он поднимется сам, если разобьет чашку – сам соберет осколки. Родители вполне могут оставить малыша гулять на детской площадке и отправиться с подругами в ближайшее кафе. А в чем особенности немецкого воспитания?

  1. Бабушки чаще всего не сидят с внуками, мамы берут младенцев с собой в слинге или коляске. Затем родители выходят на работу, а малыши остаются с нянями, которые обычно имеют медицинский диплом.
  2. Дети в обязательном порядке посещают садик с трехлетнего возраста. До этого времени проводится подготовка в специальных игровых группах, куда малыши ходят с мамами или нянями. Здесь они приобретают навыки общения с ровесниками.
  3. В дошкольном учреждении немецких детей не учат чтению и счету. Педагоги считают важным привить дисциплину и объяснить правила поведения в коллективе. Дошкольник сам выбирает занятие по душе: шумные забавы, рисование или игру в машинки.
  4. Грамоте ребенка учат в начальных классах. Учителя превращают уроки в занимательную игру, тем самым прививая любовь к учебе. Взрослые стараются приучить школьника к планированию дел и бюджета, приобретая для него ежедневник и первую копилку.

Читайте также: Кто ваш ребенок: «физик» или «лирик»?

Кстати, в Германии трое ребятишек в семье – своего рода аномалия. Многодетным мамам будет любопытно познакомиться с опытом Акселя Хаке, который с юмором описал будни своих неугомонных ангелочков в книге «Краткое руководство по воспитанию малышей».

Французская методика воспитания

В этой европейской стране большое внимание уделяется раннему развитию детей. Особенно французские мамы стараются воспитать в малышах самостоятельность, поскольку женщины рано выходят на работу, стремясь реализовать себя. Что еще отличает современную французскую систему воспитания?

  1. Родители не считают, что после рождения младенца их личная жизнь заканчивается. Напротив, они четко разграничивают время на ребенка и на себя. Так, малышей рано укладывают спать, и мама с папой могут побыть вдвоем. Родительская же постель – не место для детей, кроху с трех месяцев приучают к отдельной кроватке.
  2. Многие родители пользуются услугами детских развивающих центров и развлекательных студий для всестороннего образования и воспитания своих чад. Также во Франции широко развита сеть кружков и секций для дошкольников, где они находятся, пока мама на работе.
  3. Француженки относятся к малышам мягко, обращая внимание лишь на серьезные проступки. Мамы награждают за хорошее поведение, лишая крох подарков или лакомств за плохое. Если же наказания не избежать, то родители обязательно объяснят причину этого решения.
  4. Бабушки и дедушки обычно не нянчатся с внучатами, но иногда отводят их в секцию или студию. Основное время малыши проводят в садиках, легко адаптируясь к условиям дошкольного учреждения. Кстати, если мама не работает, то ей могут и не дать бесплатную путевку в государственный детский сад.

На наш взгляд, эта система воспитания – одна из самых интересных. Обязательно прочитайте книгу «Французские дети не капризничают». Автор в ней рассказывает, как мамы-француженки справляются с избалованными малышами. Еще одна книжка, описывающая системный подход французских родителей к воспитанию, – «Сделать счастливыми наших детей» от Мадлен Дени.

Американская система воспитания

Современные маленькие американцы – это знатоки юридических норм, нередко дети жалуются на родителей в суд за ущемление своих прав. Возможно, это происходит потому, что общество огромное внимание уделяет разъяснению детских свобод и развитию индивидуальности. А чем еще интересно воспитание в США?

  1. Для многих американцев семья – это культ. Хотя бабушки и родители часто проживают в разных штатах, на Рождество и День благодарения все члены семьи любят собираться вместе.
  2. Еще одна характерная особенность американского стиля воспитания – привычка посещать публичные места вместе со своими чадами. На то есть две причины. Во-первых, не все молодые родители могут позволить услуги няни, во-вторых, они не хотят отказываться от прежнего «вольного» образа жизни. Поэтому часто можно увидеть детей на взрослых вечеринках.
  3. Американских малышей редко отдают в детские сады (точнее, группы при школах). Женщины-домохозяйки сами предпочитают воспитывать детей, однако не всегда занимаются с ними. Поэтому в первый класс девочки и мальчики идут, не умея ни писать, ни читать.

Читайте также: С какого возраста можно оставлять ребенка дома одного?

Американцы серьезно относятся к дисциплине и наказанию: если лишают детей компьютерной игры или прогулки, то всегда объясняют причину. Кстати, именно США – родина такой техники конструктивного наказания, как тайм-аут. В этом случае родитель перестает общаться с ребенком или оставляет его в одиночестве на короткое время.

Период «обособления» зависит от возраста: по одной минуте на каждый год жизни. То есть четырехлетнему малышу хватит 4 минут, пятилетнему – 5 минут. Например, если ребенок дерется, достаточно отвести его в другую комнату, усадить в кресло и оставить одного. После окончания тайм-аута нужно обязательно спросить, понял ли малыш, почему его наказали.

Еще одна особенность американцев – несмотря на пуританские взгляды, открыто говорить с детьми на тему секса. Книга «От пеленок до первых свиданий» американского сексолога Дебры Хаффнер поможет нашим мамам по-иному взглянуть на сексуальное воспитание ребенка.

Воспитание детей в Италии

Педагогические принципы итальянских мам значительно отличаются от ранее описанных национальных систем воспитания. Итальянцы трепетно относятся к детям, считая их дарами небес. Неудивительно, что ребенок в Италии остается ребенком и в 20, и в 30 лет. Чем еще отличается воспитание детей в этой европейской стране?

  1. Итальянские родительницы редко отдают малышей в садик, считая, что они должны воспитываться в большой и дружной семье. За детьми приглядывают бабушки, тети, другие близкие и дальние родственники.
  2. Кроха растет в атмосфере тотального надзора, опеки и, одновременно, в условиях вседозволенности. Ему разрешают все: шуметь, кричать, дурачиться, не выполнять требования взрослых, играть часами на улице.
  3. Детей берут с собой повсюду – на свадьбу, концерт, светский раут. Получается, что итальянский «бамбино» с рождения ведет активнейшую «светскую жизнь». Никто не возмущается этим правилом, потому что малышей в Италии любят все и не скрывают своего восхищения.
  4. Русские женщины, живущие в Италии, отмечают нехватку литературы о раннем развитии и воспитании детей. Проблемы есть и с развивающими центрами и группами для занятий с маленькими детьми. Исключение – кружки по музыке и плаванию.

На планете проживает огромное количество наций и народов, совершенно не похожих друг на друга. Традиции воспитания детей разных стран зависят от религиозных, идеологических, исторических и других факторов. Какие же традиции воспитания детей существуют у различных народов?

Немцы не торопятся заводить детей лет до тридцати, пока не добьются значительных успехов в карьере. Если же супружеская пара решились на этот ответственный шаг, значит, подойдут к нему они со всей серьезностью. Няню очень часто начинают подыскивать заранее, еще, когда ребенок не родился.

Традиционно все дети в Германии до трех лет сидят дома. Ребенка постарше начинают водить раз в неделю в «игровую группу» чтобы он набирался опыта общения со сверстниками, а затем устраивают в детский садик.

Француженки очень рано отдают малышей в детский сад. Они опасаются потерять свою квалификацию на работе и считают, что в детском коллективе ребята быстрее развиваются. Во Франции ребенок почти с рождения весь день проводит сначала в яслях, потом в детском саду, потом в школе. Французские дети быстро взрослеют и становятся самостоятельными. Они сами ходят в школу, сами покупают в магазине необходимые ученические принадлежности. С бабушками внуки общаются только на каникулах.

В Италии напротив принято часто оставлять детей с родственниками, в особенности с бабушками и дедушками. В детский сад обращаются только если нет никого из родных. Большое значение в Италии придается постоянным семейным обедам и праздникам с большим количеством приглашенных родственников.

Великобритания славится своим строгим воспитанием. Детство маленького англичанина наполнено массой требований, которые направлены на формирование чисто английских традиционных привычек, взглядов и особенностей характера и поведения в обществе. С маленького возраста детей учат сдерживать проявление своих эмоций. Родители сдержано показывают свою любовь, но это совсем не означает, что они любят их меньше, чем представители других народов.

Американцы обычно заводят двух или трех детей, считая, что одному ребенку будет трудно расти в мире взрослых. Американцы всюду берут детей с собой, часто дети приходят вместе с родителями на вечеринки. Во многих общественных заведениях предоставляются комнатки, где можно переодеть и покормить малыша.

Японскому ребенку до пяти лет позволено делать все. Его никогда не ругают за шалости, не бьют и всячески балуют. Начиная со средней школы отношение к детям становиться более жестким. Господствует четкая регламентация поведения и поощряется разделение детей по способностям и конкуренция среди сверстников.

В разных странах разные взгляды на воспитание подрастающего поколения. Чем экзотичнее страна, тем оригинальнее подход родителей. В Африке женщины прикрепляют детей к себе при помощи длинного отреза ткани и всюду носят с собой. Появление европейских колясок встречает бурный протест среди почитателей вековых традиций.

Процесс воспитания детей разных стран во многом зависит от культуры конкретного народа. В исламских странах считается, что необходимо самому быть правильным примером для своего ребенка. Здесь особое внимание уделяется не столько наказаниям, сколько поощрению хороших поступков.

На нашей планете нет стандартных подходов к уходу за ребенком. Пуэрториканцы спокойно оставляют грудных детей на попечение старших братишек и сестренок, которым не исполнилось и пяти лет. В Гонконге мать не доверит своего ребенка даже самой опытной няне.

На западе дети плачут также часто, как и по всему миру, но дольше, чем в некоторых странах. Если заплачет американский ребенок, его возьмут на руки в среднем через минуту и успокоят, а если заплачет африканский малыш, на его плач откликнуться примерно через десять секунд и приложат к груди. В таких странах, как Бали грудных детей кормят по первому требованию без всякого расписания.

Западные руководства предлагают не укладывать детей спать днем, чтобы они утомились и легко уснули вечером. В других странах такую методику не поддерживают. В большинстве китайских и японских семей маленькие дети спят вместе с родителями. Считается, что так дети лучше спят и не страдают от кошмаров.
Процесс воспитания детей разных стран дает разные результаты. В Нигерии среди двухлетних малышей 90 процентов умеют умываться, 75 процентов могут делать покупки, а 39 процентов умеют мыть свою тарелку. В США считается, что к двум годам ребенок должен катать машинку на колесиках.

Традициям воспитания детей разных стран посвящено огромное количество книг, но, ни одна энциклопедия не даст ответ на вопрос: как правильно воспитывать ребенка. Представители каждой культуры считают свои методы единственно верными и искренне хотят вырастить достойное поколение себе на смену.

Мы воспитываем наших детей так, как воспитывали нас родители, а их наши бабушки и дедушки. И кажется, что лучше методики воспитания не придумаешь. Садик, школа, институт, бабушки и дедушки в помощь - традиционное детство украинского ребенка. Но так воспитывают детей далеко не в каждой стране. Как именно мы сейчас узнаем!

Те дети, чьи родители используют жесткие меры воспитания, с большей долей вероятности становятся жертвами травли со стороны сверстников в школе. Профессор Дитер Вольке, Сюзет Лереа и Мутханна Самара из Университета Уорика (Великобритания) провели исследование, в процессе которого они обработали данные о 200 000 детей. Ученым удалось установить, что негативные или жесткие методы воспитания связаны с повышенным риском стать «агрессором-жертвой».

Германия. Здесь заводят детей к 30 годам, ведь, прежде всего, нужно обеспечить им безбедное существование. Еще будучи беременной, мама подыскивает няню, которая до 3-х лет помогает ей воспитывать ребенка дома. С 4-х летнего возраста малыша начинают водить в «игровую группу», чтобы он общался с другими детьми и правильно развивался, а затем уже его устраивают в детский садик.

Франция. В этой стране детей очень рано отдают в детский садик. Это обуславливается тем, что мамы боятся потерять свою квалификацию и место на работе, к тому же по их мнению в садике ребенок лучше развивается. Почти с рождения ребенка отдают в ясли, потом в садик и в школу. Французские дети очень быстро становятся самостоятельными: сами ходят в школу, покупают себе необходимые вещи и даже готовят еду. Бабушки же видят своих внуков только на каникулах и в праздники.

Италия. Традиционно бабушки и дедушки следят за своими внуками. В детский сад тут ходят дети, лишенные родных или же имеющие «деловых» бабушек. В итальянских семьях большое значение придают семейным обедам и праздникам – в эти дни за огромным столом собираются все родственники, число которых, иногда, делает обед похожим на свадьбу.

Великобритания. Здесь детей воспитывают строго. С младенчества ребенка окружают массой рамок и требований и учат сдерживать свои эмоции. Родители очень умеренно показывают свою любовь и не балуют детей – все это формирует стойкий характер и благородное поведение в обществе

США. В обычной американской семье традиционно минимум два ребенка. В этой стране считают, что одному очень трудно расти и развиваться. Родители всюду берут за собой детей, будь-то поход в кино или на вечеринка. Именно поэтому во многих общественных заведениях есть отдельные комнаты где можно покормить и переодеть малыша.

Япония. До 5 лет ребенку в японской семье позволено все: его балуют, никогда не ругают и все разрешают. Таким образом малыш самостоятельно познает мир. Начиная с периода средней школы, отношение к ребенку становится более жестким, детей делят по способностям, поощряют за поведение и успехи. С этого возраста у Японцев начинается большая конкуренция и четкое разделение по рангам.

Африка. Мамы, по традиции, всюду носят за собой детей. При чем, ребенок «прикреплен» к матери с помощью длинного отреза ткани, а европейские коляски здесь считаются антинациональным изыском и вызывают бурный протест у почитателей народных традиций.

В исламских странах ребенка воспитывают, показывая правильный пример. Детей редко наказывают – учат жизни поощряя за хорошие поступки.

В Пуэрто-Рико родители оставляют грудничков под присмотром старших братьев и сестер, даже если им всего по пять лет. А вот в Гонконге мать наоборот никому не доверит своего ребенка, даже отец, нося малыша на руках, находится под пристальным контролем мамы.

В западных странах принято успокаивать детей в среднем через минуту после начала плача – ребенка берут на руки и покачивают, а вот в Африке на плач реагируют в течении 10 секунд и сразу же прикладывают малыша к груди. На Бали в отличии от принятых у нас традиций, кормление происходит не по расписанию, а по первому требованию ребенка.

Также на западе не распространено понятие дневной сон: ребенок должен устать за весь день, чтобы вечером легко уснуть. Интересно, что в Китае и Японии во многих семьях дети спят с родителями: с одной стороны экономия места, с другой - ребенок спит спокойнее и не боится темноты.

Воспитание существенно влияет на развитие ребенка, к примеру, В Нигерии среди 2-х летних детей 90% умеют самостоятельно умываться, 75% делают покупки, а 39% могут помыть тарелку. А в США специалисты советуют чтобы к 2-м годам малыш уже умел катать машинку на колесиках.

— Поделится Новостью в Соц. Сетях

Те дети, чьи родители используют жесткие меры воспитания, с большей долей вероятности становятся жертвами травли со стороны сверстников в школе. Профессор Дитер Вольке, Сюзет Лереа и Мутханна Самара из Университета Уорика (Великобритания) провели исследование, в процессе которого они обработали данные о 200 000 детей. Ученым удалось установить, что негативные или жесткие методы воспитания связаны с повышенным риском стать «агрессором-жертвой».

Воспитание ребенка: личность развивается в семье

Воспитание ребенка - не простой, но благодарный труд. Подборка советов по воспитанию детей, рекомендации, ответы на частые вопросы по воспитанию ребенка. Воспитание ребенка - серьезный и ответственный процесс, от качества которого зависит будущее ребенка и нового поколения в целом. Воспитание и развитие детей как дисциплина включает в себя широкий радиус тем - воспитание ребенка до года, дошкольное воспитание детей, обучение и воспитание детей, программы воспитания детей, воспитание детей родителями, нравственное воспитание детей, физическое воспитание детей и др.

Гамбургеры провоцируют развитие астмы у детей

Группа ученых, в которую вошли специалисты со всего мира, провели международное исследование и выяснили, что увлечение детей гамбургерами негативно сказывается на их здоровье. Исследование проводилось в 20 странах мира и охватило 30 тысяч детей. Оказалось, что употребление трех и более гамбургеров в неделю повышает риск развития астмы и хрипов в течение всей их жизни, особенно у тех, кто не страдает от аллергии и живет в развитых богатых странах.

Метод воспитания детей по Юлии Высоцкой

Дети Юлии Высоцкой – Мария и Петр – больше похожи на своего отца Андрея Кончаловского. Когда актриса придирается к мужу, то вполне может в качестве иллюстрации указать на подрастающее поколение, мол, «вот твои дети…». В интервью Татьяне Рамус потомственная казачка Высоцкая призналась, что у нее особенно не забалуешь. Актриса очень гордится тем, что ее малыши ходят во французскую школу. С ее точки зрения, именно европейское образование формирует в человеке чувства справедливости и собственного достоинства.

Лучшие детские книги о сексе

С детьми, у которых появляется интерес к теме взаимоотношений между полами, психологи рекомендуют читать книги о сексе, адаптированные для детей определенного возраста. Что это за книги, для чего они нужны и как знакомить с ними детей, читайте в статье. У детей рано или поздно появляется интерес к половым различиям и другим вопросам о сексе, и если этот интерес взрослые не удовлетворяют в безопасной для ребенка форме и объеме, ребенок делает попытки получить ответы на интересующие его вопросы другим способом: у друзей, по телевизору, через интернет и т.п.

И давайте еще немного поговорим об отличиях воспитания маленьких мужчин и женщин. Мы ведь разные с самого начала, и это стоит учитывать и родителям.

Глаза девочки в сердце отца, глаза мальчика – в сердце матери.
Так говорят писания, и вы можете легко увидеть это в обычной жизни. Матери больше привязаны к сыновьям, отцы – к дочерям. И наоборот – мальчиков связывают чувства с матерью, а девочек – с отцом.

Сыновья очень хорошо считывают все то, что находится в сердце матери. От этого зависит, какими они вырастут. Если мать искренне любит отца, заботится о нем, уважает его, то и сыновья захотят стать таким мужчиной, которого мать могла бы полюбить. Но если мать отца не уважает, не принимает и всячески им пренебрегает? Ответ на этот вопрос найти легко. Посмотрите на современных мальчиков – чем они заняты? Стремятся ли они стать мужчинами – или уходят от реальности в компьютерные игры и интернет? Все потому что у них нет стимула становиться такими, как отец. Нет образа отца, к которому они могли бы стремиться.

То же самое с дочерями – но наоборот. Дочь захочет стать настоящей женщиной, как мама, если папа мамой вдохновлен. А если нет? Если мама ходит дома в замызганном халате, растит огромные складки на теле и забывает мыть голову? Если с отцом они практически не общаются, разве только «купи хлеба» и «дай денег»? Или если мама вся такая супер-уверенная в себе, все сама, и отец не очень-то и нужен? Если он и рад бы быть с ней, но она всячески его отталкивает – своей самостоятельностью, силой, успешностью? Кем захочет стать девочка? Будет ли она женщиной, или сделает для себя вывод, что все женщины – отвратительны?

Поэтому нам, как мамам, важно понимать, какой образ дети видят в нашем сердце и нашего партнера. В большей степени это зависит именно от нас. Насколько мы сами умеем уважать, принимать, заботиться. И насколько мы способны заботиться о себе и сохранять интерес мужа к себе.

Девочек воспитывают мамы, мальчиков – папы

Исходя из того, что у нас обычно сильные эмоциональные связи именно с детьми противоположного пола, мы не можем быть к ним объективны. Мы не можем многого требовать от сыновей, а отцы не могут ничему научить дочь. Дочь будет вить из отца веревки, а сын никогда не подчинится матери (если его не сломать).

Именно поэтому после пяти лет важно, чтобы за воспитание ребенка отвечал тот из родителей, который меньше вовлечен в такие связи. То есть родитель своего пола. У девочек – мама. У мальчиков – папа. Им проще быть объективными, проще «держать удар» и лучше видны все трудности и проблемы. На собственном опыте.

К тому же отец никогда не сможет научить дочку тому, чему ее научит мама. И домашнее хозяйство, и рукоделие, и кулинария, и уход за собой, и многое другое. Женские секреты и хитрости.

А мать никогда не научит сына подтягиваться на турнике, отжиматься на кулаках, отражать удары, разводить костры, ставить палатки, терпеть боль и лишения. Все то, что для отца естественно и понятно.

Самое сложное здесь – передать ответственность. Папам трудно согласиться, чтобы решения в воспитании дочери принимала мама. Мамам трудно отдать своих любимых мальчиков суровому отцу. Переход происходит проще, когда между мамой и папой внутри все спокойно. Когда у них нет противоборства и конфликта. То есть когда отношения уже проработаны, осознанны и глубоки. И если мы хотим детям счастья, это единственный верный путь.

Любовь-забота и любовь-доверие.

Есть два типа любви – любовь как забота и любовь как доверие. Мальчикам нужна одна, девочкам другая. Главное не перепутать. Как вы думаете, какая для кого?

Или давайте я лучше расскажу то, что я обычно вижу. В семьях, на улице. Сначала о девочках.

  • Родители обычно считают девочек более благоразумными. Поэтому им больше доверяют.
  • Девочкам обычно обращены такие фразы: «Я в тебя верю, ты справишься!»
  • Девочкам же обычно достается меньше контроля и меньше защиты
  • Девочек учат постоять за себя, чтобы хулиганы не обидели
  • Девочкам с ранних лет доверяют мытье посуды, полов, уход за братьями и сестрами
  • Девочкам достается и больше критики от взрослых – и внешности, и оценок, и талантов

А мальчики?

  • Мальчиков и мам связывает особая трепетная любовь, которая не проходит со временем
  • Поэтому именно мальчикам обращены: «Надень шапку, покушай супчик, ты не заболел?»
  • Мальчиков же обычно стараются окружить любовью и теплом, очень берегут
  • Мальчиков же больше контролируют, опекают – и это не уходит с возрастом
  • На мальчиков дома обычно не накладывают никаких обязанностей – максимум вынести мусор
  • Обычно мальчиков мамы очень боятся обидеть и ранить

То есть по факту мальчикам мы даем заботу, а девочкам – доверие. Поэтому у нас растут сильные женщины, которые со всем справятся и мужчины, за которыми нужен постоянный уход. Причем никому это не нравится, но ничего не меняется. Ведь начинается все в детстве. А как надо бы?

Надо бы окружать заботой девочек. С самого рождения:

  • Защищать ее – от всего
  • Ограждать от всего лишнего
  • Не сваливать на нее много обязанностей
  • Интересоваться ею и ее делами
  • Оставлять ее дома, едва начался насморк
  • Встречать со школы, провожать в школу
  • Следить за тем, с кем она общается и как
  • Следить, не тяжело ли ей в школе, в садике, в коллективе
  • Всегда приходить ей на помощь – даже если она не просит. По ее лицу читать, что ей трудно
  • Никогда не смеяться над ней, стараться не обижать
  • Не заставлять ее покорять Эвересты
  • И лучше вообще ничего не заставлять
    Идеально, если девочку будут растить, как экзотическое нежное растение, в тепличных условиях, очень трепетно и нежно. Сейчас вы подумаете, что она избалуется? Вы можете так думать. Но попробуйте примерить к себе. Если бы ваши родители к вам так относились, что бы изменилось в вас? Стали бы вы заносчивой и злой или наоборот, смогли бы больше любить и себя и других? Только честно.

Девочка, к которой отнеслись как к драгоценности, начинает сама так к себе относиться. И это ее лучшая защита в жизни. Это ее чувство собственного достоинства, которое не позволит выходить замуж за кого попало, терпеть по отношению к себе жестокость, насиловать саму себя. Для нее станет естественным слышать себя, принимать себя, любить. И тогда ей будет, что отдать миру.

Девочка в прежние времена всегда находилась под защитой. С рождения и до смерти. Сначала отец – и братья, потом муж, потом сыновья. Она всегда была окружена этой заботой. Чувствовала себя любимой, а значит, была спокойна, умиротворена. И этим умиротворением заполняла пространство вокруг.

Это сейчас мы все время пытаемся любовь заслужить, привыкнув, что в нас верят. Нас от этой веры в наши возможности уже тошнит, и очень хочется, чтобы кто-нибудь догадался и избавил нас от всего этого. Пришел, увидел, победил, все сделал сам. Сам догадался, как мне тяжело, сам спас, сам же и позаботился. Но так как у нас нет внутреннего позволения на такую любовь по отношению к себе, мы все со своими конями и избами бегаем, а во сне видим принца, который снова и снова спасает.

А девочка и ее чувство собственного достоинства начинается в детстве. С получения от родителей любви-заботы. И не только от папы (такую любовь хоть немного, но получили почти все девочки, выросшие в полной семье), но и от мамы, что гораздо сложнее.

С мальчиком же нужно обращаться, как с деревом. Закалить его трудностями, чтобы он смог вынести в жизни все. И чтобы при этом внутри у него был стержень. Стержень вашей в него веры.

  • Это сыну нужно говорить: «Я в тебя верю!»
  • Это сыну нужно отдавать ответственность за его жизнь, то есть перестать бегать за ним с шапочкой
  • Не защищать его в детских ссорах, а верить в него, что он сам справится. Можно и на карате заодно записать.
  • Сыну нужно создавать трудности, они закалят его характер
  • Сыну нужно предоставлять возможность пройти испытания, например, походы, спорт, сложные задачи. Всего этого в жизни мальчика должно быть много.
  • Сына нужно укреплять трудом, в том числе по дому
  • Сыну лучше вообще ни в чем не помогать, как только ему исполнилось 5-6 лет. Наоборот, стоит начать ждать помощи от него, привлекать, просить.
  • Мальчику нужен этот посыл: «Ты справишься!»
  • Мальчику нужны возможности для покорения вершин, а для этого ему эти вершины стоит показывать, отпускать его туда и верить, что справится (даже если не с первого раза)
  • Мальчика стоит готовить, как воина, рыцаря, и не меньше.

Это непросто – особенно для матери. Поэтому в ведические времена мальчиков воспитывали папы или другие мужчины. Они создавали трудности, устраивали проверки на прочность. И для того, чтобы все испытания пройти, мальчику нужен был стержень. Этим стержнем являлось безусловное доверие его матери. Ты справишься. У тебя получится. Я в тебя верю. В принципе, все эти трудности и нужны по большому счету только для того, чтобы он чувствовал, что в него верят. И сам верил в свои силы.

С самого детства мужчинам растили крылья, а не рога. Поэтому взрослые мальчики могли этими крыльями укрыть от ненастий всех своих близких, а заодно покорить любую вершину. Сейчас же мы своей женской заботой, не пуская к мальчикам мужчин, выращиваем из них домашних животных. И судя по народным поговоркам – с рогами.

Мальчик становится мужчиной в детстве. Или становится, или не становится. Подумайте, какого мужчину вы бы хотели видеть рядом с собой. И начните относиться так к своему сыну, желая его увидеть именно таким. Сильным, решительным, смелым, самостоятельным, ответственным. Любовь как доверие в этом вам очень поможет.

По-разному хвалить

Мальчиков и девочек даже хвалить нужно по-разному. Потому что мы очень по-разному устроены и по-разному все воспринимаем.

Девочек нужно хвалить как можно чаще. Невозможно девочку перехвалить. Не зазнается. Она с рождения – бриллиант. И если мы об этом будем молчать, она всю жизнь будет считать себя булыжником. А если мы еще этот бриллиант будем все время критиковать, то она и вести себя будет как булыжник.

И так как девочка изначально совершенна в своих качествах, вы не обманете, если похвалите ее за все то, что в ней уже есть. За те качества, с которыми она уже пришла в этот мир. Именно за качества ее и стоит хвалить.

Если вы будете хвалить ее за поступки, она начнет делать то, что делает сейчас большинство женщин. Начнет заслуживать любовь всеми способами, добиваясь похвалы. Принесет вам все пятерки из школы, и даже шестерки выиграет все олимпиады. Вымоет все полы. И вам, конечно, это понравится, и будет удобно. Но подумайте о ее жизни в будущем. Она ведь всегда и везде будет так поступать.

Она будет заслуживать любовь своего мужа, делая для него все – и даже больше. Для коллег и начальников она станет безотказной и очень удобной. Подругам она никогда не сможет сказать «нет». Она будет хвататься за любую возможность стать хорошей. И при этом ни одно из ее достижений не будет греть ее душу. Увы, сколько бы Эверестов она не покорила, ей будет мало, в груди останется огромная дыра, дыра от тоски по любви. И сколько бы ее не хвалили за то, что она сделала, ей всегда этого будет мало.

Кроме того, так она научится тому, что сама по себе она ничего не стоит. Если она сидит дома и просто варит борщ, она никчемна. Если не работает и не делает карьеру, то она позор нации. Что ее нельзя любить просто так. Нельзя дарить ей цветы без повода. Нельзя просто так сводить ее в кафе (она обязательно должна это все отработать).

Это цена за наше удобство и нашу гордость за успехи дочери. Потому что дочерью стоит гордиться просто так. Изначально. Потому что она есть. Потому что она красивая, добрая, ласковая, милая, хозяйственная, нежная… Тогда она будет ценить себя, такую замечательную. Разовьется собственное достоинство, которое, повторюсь, лучший предохранитель девочек от опасностей этого мира.

У девочки, которую хвалят таким образом, появится ощущение: «Ну как же меня можно не любить, я же такая хорошая!». Женщины, которые уверены, что их можно любить просто так, гораздо счастливее в этой жизни. Им проще создать семьи, проще делать то, что они сами хотят, проще отказываться от всего лишнего. При этом они не становятся менее трудолюбивыми, просто они перестают делать лишнее и то, что им несвойственно и неприятно. Но пятерки по всем предметам носить, может быть, и перестанет, начнет углубляться только в то, что ей интересно.

Можете говорить ей еще и такую фразу: «Я люблю тебя за то, какая ты есть. И тебе не обязательно что-то делать для того, чтобы я тебя любила». Кстати, сперва стоит эту фразу много-много раз повторить для самой себя…. И почувствуйте, как ваш голод по любви такого типа фразами насыщается мгновенно.

А как же стоит хвалить мальчиков? Наоборот. Хвалим только за поступки, только за дела. Только по существу. Только за достижения. При этом мы их не критикуем за поражения (мы же в них верим, правда?). Хвалим за попытки к достижению, хвалим за упорство, с которым они сражаются и за сами достижения.

Мальчик ведь рождается «пустым» — в нем нет нужных ему качеств, все качества ему нужно приобрести, заработать, выработать. Потрудиться, одним словом. И если мы будем хвалить их так, как мы, мамочки, это делаем: «Ты мой красавчик, ты мой хороший, ты мой добрый, ты такой умный», то стимул к действию пропадает. Они думают, что у них уже все есть, что все хорошо, ничего делать не нужно. И остаются «пустыми».

Маменькины сыновья, которых вы иногда видите на улицах и брезгливо отворачиваетесь, на самом деле хорошие люди. Изначально хорошие. Их очень любили, о них заботились. Вот только в них не верили совсем и не побуждали их к развитию. Поэтому они остались довольными тем, что у них было, никуда не стремились, ничего особого не делали, и даже решения принимать сами не научились. При этом сами они глубоко несчастны и неудовлетворены, потому что мужского в них ничего нет, и это их тревожит очень сильно. Мы ведь такого будущего для сыновей не хотим?

И логично следует, что для того, чтобы мальчика чаще вот так хвалить, ему нужно давать возможности для поступков. Просить его о помощи с малых лет. Помочь маме с сумкой. Помочь с уборкой, на кухне. Погулять с собакой. И так далее. Просите о помощи – хвалите за результат, за действия. Мужчина вырастает с ощущением, что помогать другим – это здорово, это приносит удовольствие, удовлетворение и любовь.

Но очень важный момент. Хвалим мы только за поступки, но любовь выражаем постоянно и как можно чаще. Потому как “Я тебя люблю” – это не похвала, это витамин для роста и развития. И любовью не испортишь. Этого мальчикам нужно не меньше, чем девочкам. Может быть, даже больше, учитывая как часто именно такого проявления любви их лишают (так как негоже мужикам телячьи нежности!).

Вот, пожалуй, четыре основных ключика к сердцам девочек и мальчиков. Они абсолютно разные, как и сами мальчики и девочки. Попробуйте, поэкспериментируйте, понаблюдайте.

Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.

Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.

Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.

Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.


в Америке

Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, - совершенно обычная картина.

В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

Несомненным преимуществом американского подхода к воспитанию является его неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В части теории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.

Статьи по теме: