Семейные традиции в воспитании детей дошкольного возраста. Конспект занятия по ознакомлению с семейными ценностями «Необыкновенное путешествие

Тема проекта: Семейные ценности в нравственном воспитании дошкольников»

Насколько нравственными, добрыми будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. То, что ребенок получает в семье, он сохраняет в течение всей жизни.

Цель проекта :

Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании.

Задачи проекта :

  • Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций.
  • Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки

позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.

  • Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории.
  • Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

Участники проекта:

Родители, педагоги ДОУ, дети, социальные институты

Реализация проекта:

2009 - 2011 год

Особенности проекта

  • опора на личный опыт детей, полученный ими в семье
  • доступность материала для детей дошкольного возраста
  • максимальная привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи
  • интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении

Проблемы, на решение которых направлен проект

  • Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.
  • Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей как недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
  • Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
  • Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.
  • Искаженные представления о смысле человеческой жизни, истинных ценностях у молодого поколения воспитывающих взрослых.
  • Разобщенность между семьей и детским садом.

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в

воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Реализация этапов проекта

С младшего возраста ведем работу по составлению семейных фото альбомов. Родители принимают активное участие в их оформлении.

Самая любимая игра среди детей нашей группы- «Семья». В ходе её дети усваивают термины родства, формируются представления о возможностях и взаимопонимании в семье. Играть в нее мы начали с младшего возраста.

Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. Они проводятся с младшего возраста и различны по тематике.

На организованных встречах с родителями стараемся объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений.

Большую помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывает библиотека, собранная с помощью родителей.

Проводим организованные экскурсии и в городскую детскую библиотеку, где дети участвуют в различных мероприятиях.

Ценны по своему содержанию занятия, беседы из цикла «Моя семья», «Родословная - старинная русская традиция», «Образ моей семьи».

В группе провели ряд занятий по теме «Уроки добра», где разговор шел о моральных и нравственных ценностях, о милосердии и уважении к старшим.

В рамках семейных художественно - творческих проектов были реализованы такие проекты, как « Ты взрослый, я - ребенок», «Птица семейного счастья».

Основная цель таких проектов - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей.

Для формирования у детей интереса к своей родословной совместно с родителями создали «генеалогическое древо»

Одна из традиций нашего детского сада акция «Посади дерево» , в которой родители принимают активное участие.

Воспитание бережного отношения к природе - важная часть в

нравственном становлении личности ребенка.

Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество. Совместно с родителями создали сборник пословиц и поговорок о семье, о воспитании нравственных качеств.

Разработаны тематические консультации, памятки, буклеты для родителей.

Любовь к животным - хорошее, жизнелюбивое чувство, основа многих
важнейших нравственных качеств: сострадания, желание проявить заботу,
отношение к слабому. С этой целью провели ряд бесед, занятий, организовывали совместную фотовыставку «Любимое домашнее животное»; провели анкетирование. Большой популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей.

В музеях нашего города дети узнали о том, что такое традиции, обычаи нашего народа, как жили раньше на Руси, чем сильна наша Родина. Поддерживаем связь со школой. Дети посетили там Музей Боевой славы, узнали о героях - земляках Великой Отечественной войны Различные игры, упражнения, задания помогают отследить знания детей по теме «Что такое семья и зачем она нужна».

По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким

Последствия решения проблемы

Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания. Восстанавливается преемственность семейных поколений. Дети получат необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях.

Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

А главный результат на которым и направлена наша работа, - усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным, и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Занятие по внеурочной деятельности

«Семья и семейные ценности».

(1 класс)

Хуако Сусанна Алиевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №3 им. Ю.И.Тлюстена»

г. Адыгейск

2014 г.

День Знаний

«Семья и семейные ценности».

Цель:

    Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;

    Определить понятие «семья»;

    Формировать понятие «счастливая семья»;

    Осознание ценности семейных отношений.

Задачи:

    Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;

    Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;

    Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;

    Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;

    Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование : компьютер; презентация; магнитофон с записью песни «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского); эскиз дома, «кирпичики» - карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями; колокольчик; стихи о школе; пословицы; загадки; викторина «И в шутку и всерьёз»; высказывания В. Сухомлинского о семье; памятки.

Ход:

Учитель: Сегодня мы поговорим на очень интересную и важную тему. Я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение.

Учитель: По загадкам прошу отгадать тему нашего сегодняшнего занятия

1. Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?

Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт? (бабушка)

2. С кем же я ходил на пруд?

Там у нас рыбалка,

Только рыбы не клюют,

Что, конечно, жалко!

Дня четыре или пять

Не приносим рыбы…

Скажет бабушка опять:

«И на том спасибо»! (дедушка)

3. Кто любовью согревает, Всё на свете успевает, Даже поиграть чуток? Кто тебя всегда утешет, И умоет, и причешет, Кто заботится о вас, Hе смыкая ночью глаз? (мама)

4. Он всё может, всё умеет,

Всех храбрее и сильнее,

Штанга для него как вата,

Ну, конечно, это - … (папа)

5. Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).

Учитель: Кто догадался: о чём пойдёт речь? Кто сможет сформулировать тему нашего урока Знаний?

- (тема урока «Семья»).

Учитель: Итак, тема нашего сегодняшнего занятия «Семья и семейные ценности».

(на слайде появляются слова В.А.Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро»).

Учитель: Прочитайте слова великого педагога В. Сухомлинского- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (Мнения детей)

Нам с вами предстоит ответить на вопросы:

Что такое семья?

Какая семья называется счастливой?

Что такое семейные ценности?

А для начала мне бы хотелось узнать, как вы провели недавние каникулы: как отдохнули, где побывали и с кем?

(рассказы учащихся о зимних каникулах).

Учитель: По вашим рассказам каникулы вы провели замечательно, отлично отдохнули, окрепли.

Кто из вас был самым внимательным во время рассказов детей о своём отдыхе и сможет ответить на вопрос: какие слова вы употребляли чаще других?

Ученики: Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя.

Учитель: А кто это?

Ученики: Это члены семьи.

Учитель: Так что же такое семья?

Ученики: Дети высказывают мнения

«Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». «Семья – это родные друг другу люди». «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы ».

Учитель: Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. «Семья – группа живущих вместе близких родственников».

Учитель: Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?, приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.

Учитель: Ребята, как же появилась дружная семья? (заслушиваю мнения детей).

Я вам расскажу одну легенду:

«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…».

Учитель: Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья? И почему некоторые семьи крепкие, дружные, сплоченные, и просто счастливые, а другие словно случайно образовались из абсолютно незнакомых друг другу людей?

(Высказывания детей)

Учитель: Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока.

Учитель: Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью.

«Какой хороший вечер» (Золтана Зелка)

Какой хороший вечер!

Как хорошо быть вместе!

С газетой папа дремлет.

Готовит мама ужин.

Под крышкой пар в кастрюле

Насвистывает песню.

Глаза мои закрылись

Раскрыть бы их пошире.

Глядеть бы удивлённо.

Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез. Лишь мама

Посередине мира.

И я уже уснувший

У мамы на коленях.

Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (высказывания детей).

Выберите слова, которые «живут» в такой семье? (10 слайд)

(На слайде слова: уют , спокойствие , вражда, здоровье, болезнь, любовь , ненависть, чистота, добро , счастье , ссора, дружба , согласие , грубость).

Учитель: Предлагает детям закончить пословицу о семье: (11 слайд)

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Где мир и лад, не нужен и … (клад)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В гостях хорошо, а дома … (лучше)

В своём доме и стены … (помогают)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Доброе братство лучше … (богатства)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

(Предлагаю ученикам вспомнить пословицы о семье, которые они знают).

Учитель: Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?

(Ученики: высказывают свои мнения).

Учитель: Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.

Учитель: В современной песне поётся:

Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни моей, надёжный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?

Я предлагаю вам поиграть в «Строителей».

Задание 1: Итак, строим фундамент дома: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».

- «Дом» – это… .

Ответы: Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

Задание 2: Строим стены дома: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья – это… .

Ответы: Семья – это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

Задание 3: Строим крышу дома: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить для крепости семейных отношений.

Ответ: : понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

Задани 4: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

Ответ:

Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.

Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.

Учитель: Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

Пора сказать: «Приходите к нам в гости!». Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль всё же играют хозяева дома.

Учитель: Много серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и в серьёз». (13-15 слайд)

1. Какое выражение стало символом большой семьи:

а) Трое в лодке;

б) Четверо за компьютером;

в) Пятеро в ванной;

г) Семеро по лавкам.

2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,

«33 родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит)

3. Цветок – символ семьи (Ромашка).

4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника? (Мать-и-мачеха)

5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»? (Матрёшка)

6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»).

7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (В доме)

8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).

Итог занятия

Учитель: Наш классный час подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:

Интересно вам было строить дом?

Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

Что на свете всего дороже? (16 слайд)

Семья.

А что значит семья?

Это – семь я.

Без чего не может быть она?

Без папы, мамы и меня.

А чем же скреплена она?

Любовью, заботой и теплом.

Ведь все мы связаны семьёй.

Ребёнок (заранее подготовленный): (17 слайд)

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните её! Берегите!

Учитель: в конце занятия раздаются детям памятки.

Свято храни честь своей семьи.

Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

Подари родителям радость.

Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

Жизнь – это дорога, полная испытаний,

будь готов с честью пройти их.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия №5 имени Героя Советского
Союза Константина Павлюкова»
Воспитательное занятие
Тема: «Семья и семейные ценности».

Подготовила:

классный руководитель
9
«В» класса

Неклюдова Д.Р.

Л.Н.Толстой
Ход занятия:

1.Вступительное слово учителя: Наше занятие начнется необычно. Сейчас
каждому из вас я раздам по одной фасолинке. Вам необходимо очень
внимательно рассмотреть свою, найти ее отличия. (Учащиеся в течение
одной минуты рассматривают свою фасоль).
­ Каждый из вас нашел, чем же ваша фасоль отличается от других, хотя на
первый взгляд все они одинаковые. Расскажите, чем же ваши фасолинки
отличаются от других? (Учащиеся высказывают свое мнение).
­ На первый взгляд, все фасолинки казались одинаковыми, но оказалось, что
все они чем­то отличаются. Так и мы с вами. У нас есть черты, которые нас
отличают друг от друга, но есть и много общего. Что же есть у каждого из
нас, что нас объединяет? (Учащиеся предлагают свои варианты, кто то из
ребят говорит слово семья.)
­ Действительно у каждого из нас есть семья, и как раз теме семьи и
посвящено наше занятие. Сегодня мы узнаем, что такое семья, ее значимость
для человека, для государства. Узнаем о ценностях семьи.
В семейном кругу мы с вами растём,

В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
В китайском эпосе есть одна притча. Жила­была на свете семья. Она
была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала
она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что,
мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и
лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже
упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны.
И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его
возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям,
спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села
добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься
такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что­то
писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули
старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ,
Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как
водится, за ухом и спросил:

Ячейка общества
жизнь любовь

Брак взаимоуважение
понимание
Семья это ячейка общества, построенная на любви, взаимоуважении и
понимании.
­ Понятие семья, в разных источниках трактуется по­разному.
В толковом словаре Ожегова значение слова семья трактуется
объединенных общей
«Это группа людей,
следующим образом:
деятельностью, общими интересами».
Международный день семьи отмечается ежегодно 15 мая, начиная с
1994 года. Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН. Всероссийский день
семьи, любви и верности впервые отмечался 8 июля в 2008 году, который был
объявлен годом семьи. Этот праздник в России учрежден по инициативе
депутатов Государственной Думы. Идея праздника возникла несколько лет
назад у жителей города Мурома Владимирской области, где покоятся мощи
святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья

память совершается 8 июля. Символом этого праздника является цветы –
ромашки.
­ А знаете ли вы почему? (Учащиеся высказывают свои мнения).
Ромашка ­ очень родной, какой­то добрый, домашний цветок. Кроме
всего прочего, ромашка символизирует лето, тепло, уют, невинность и
чистоту. Символ Дня семьи, любви и верности, придумала Светлана
Медведева, жена Дмитрия Медведева.
Когда появилось слово “семья”!
Когда­то о нём не слыхала земля
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам –
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я"
Кто, моя царица, воспитает их?
И Ева покорно ответила: "Я"
Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
­ У каждой семьи есть определенные функции.
­ К функциям семьи относятся:
1.воспитательная;
2.хозяйственно­бытовая;
3.экономическая;
4.социально­статусная;
5.психотерапевтическая;
6.репродуктивная;
7.духовное общение;
8.досуговая.
­ Предлагаю вам сейчас опять поработать в группах и затем рассказать о
значимости каждой функции. Это задание вы будите выполнять с помощью
концептуальной таблицы.
Функции
воспитательная
хозяйственно­бытовая
Значимость

экономическая
социально­статусная
психотерапевтическая
репродуктивная
духовное общение
досуговая
(Учащиеся работают в группе, затем по очереди каждая группа
рассказывает о значимости функций. Первая группа – первые две функции,
вторая – третью и четвертую и т.д.)
­ Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не
обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Это место
называется родной дом, а люди, которые там живут семьей. А знаете ли вы,
какие бывают семьи? Предлагаю вашему вниманию типы семей. Такую
классификацию дают авторы учебника по обществознанию. Итак, типы семей:
По числу детей
Многодетные
Малодетные
Бездетные
По родственной
структуре
Многопоколенные
Двухпоколенные
По количеству
родителей
Полные
Неполные
­ А какие семьи встречаются чаще всего в современном обществе? С чем это
связано. Подумайте, пожалуйста, над этим в своих группах. (Учащиеся
думают, затем высказывают свое мнение).
­ Каждый член семьи выполняет определенную роль. А какую? Предлагаю вам
следующее задание – ромашка.
­ На доске вы видите изображение ромашки. Один человек из группы
подходит и выбирает себе лепесток, где написаны определённые члены семьи.
Ваша задача написать об их обязанностях.
(Учащиеся работают в группе, идет обсуждение и затем один человек из
группы выступает).
Пример: (перечислить обязанности только 3х человек, выделенные
жирным шрифтом)
1.Семья из 4­х человек: мама, папа, старшая дочь и младший сын.
2.Семья из 5­ти человек: мама, бабушка, старшая дочь, и два брата
близнеца.
3.Семья из 3­х человек: мама, папа, сын.
4.Семья из 4­х человек: мама, дедушка, старший сын и младшая сестра.

­ Сейчас вы перечислили обязанности членов определенной семьи. Знаете ли
вы, как называется эта группа людей? Эта группа людей называется
родственники.
­ Любая семья индивидуальна. У каждой семьи есть свои обычаи, традиции,
правила и ценности. Что же такое ценность?
Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит
достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим
поколениям. Семейные ценности воспитываются с раннего возраста через
рассказы о прошлом семьи, её истории, отражённой и запечатлённой в
бережно хранимом семейном архиве. Семейные ценности – это часть
исторической памяти семьи, то наследие, обычаи, традиции, которые идут от
наших дедов и прадедов.
Придя сегодня домой, поговорите с членами ваших семей о ваших
семейных ценностях, пересмотрите семейные альбомы, вспомните интересные
моменты ваше семьи, ваши праздники, да просто поговорите по душам.
Семья­это счастье, любовь и удача,
Семья­это летом поездки на дачу.
Семья­это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья­это труд, друг о друге забота
Семья­это много домашней работы.
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая ваша семья!»
­ В заключение нашего занятия предлагаю вам поработать уже индивидуально
и составить синквейн. Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек,
написанных по правилам:
1­я строчка ­ это название темы одним словом.
2­я строчка ­ это определение темы в двух прилагательных.
3­я строчка ­ это три глагола.
4­я строчка ­ фраза из четырех слов.
5­я строчка ­ завершение темы. Как правило, это синоним первого слова,
выраженный любой частью речи.
Пример:
1.Семья
2.Крепкая, единственная
3.Развивается, укрепляется, увеличивается
4.Семья это главное богатство
5.Жизнь
­ Обязательно прочитайте пятистишие членам своей семьи.

­ А теперь посмотрите еще раз на фасолинку которую вы выбирали в начале
занятия. Заберите ее, прорастите, сфотографируйте и поместите фотографию
в семейный альбом. Как символ добра, тепла и уюта.
­ А на память о нашем занятии я бы хотела вам подарить маленькую ромашку,
на лепестках, которых написаны семейные заповеди, запомните их берегите
свою семью.
(Учитель подходит к каждому учащемуся и дарит ромашку).
Семейные заповеди:
1.Свято храните честь своей семьи.
2.Любите свою семью и делайте ее лучше.
3.Будьте внимательными и чуткими, всегда готовыми прийти на помощь
членам семьи.
4.Дарите друг другу радость.
5.Умейте найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
6.Живите в мире и согласии.
7.Берегите друг друга.
­ Закончить наше занятие мне бы хотелось вот такими строками:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
­ Спасибо за работу. До свидания.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

План- конспект открытого внеклассного мероприятия

«Семья. Семейные ценностии традиции».

Цель урока: формирование представлений о семье, ее значении в жизни

2.Воспитывать уважение детей к близким.

3.Ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи

4. Осуществлять духовно- нравственное воспитание.

Методы: словесный–беседа, сообщения учащихся; творческий–чтение

стихов, игра на музыкальном инструменте, создание ромашки с пожеланиями;

игровой –игра «составь из данных слов пословицу о семье», наглядный–

демонстрация презентации; проектный - подготовка проекта «Моя семья».

Оборудование: мультимедийная установка, ромашки с пожеланиями,

сообщения учащихся, домра, фотографии, рисунки детей.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!

Сегодня у нас с вами необычный урок. Тему его вы узнаете, разгадав этот

ребус «7 Я»:

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» -

Что получится? (Семья)

II. Сообщение темы и вводная беседа:

- Правильно сегодня мы поговорим о семье, о ее значении в жизни каждого

человека, о семейных ценностях, которые помогают семье устоять перед

любыми жизненными трудностями, семейных традициях.

Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». История его

идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои

всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И

Существует такая заповедь –наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе

счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя

дало положительные всходы, которые разрастаются и получается настоящая

III. Работа по теме урока:

- Так что же такое СЕМЬЯ?

А) Семья –самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные

люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем

добра и счастья.

Можно сказать, что это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и

близких родственников, живущих вместе. Вы согласны? Кто хочет предложить

свой вариант определения семья?

общими интересами.

В современной научной литературе семья определяется как «…малая

социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных

отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства,

правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СЕМЬИ ДОРОЖЕ?

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Игра: «Составьте из данных слов пословицу о семье».

- Как вы их понимаете?(Ответы учащихся)

1.На что лад в семье, коли клад.

На что клад, коли в семье лад.

2.Семья холодно –ней печка: как, собираются все к.

Семья –печка: как холодно, все к ней собираются.

3.Семья на душа месте вместе –вся.

Семья вся вместе –душа на месте.

- Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.Действительно,

почему для человека так важна семья.(Ответы учащихся)

Б) В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали

(Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем

хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и

получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои

собственные. Семья очень важна для каждого человека, но не только, семья –

будущее и будущее страны зависит от вас и поэтому так важно уже сейчас

выбрать правильные ориентиры в жизни.Доброе отношение, любовь, чувство

долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии,

святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть

даёт ей распасться.Что же может объединять семью?

- Я расскажу вам одну легенду.

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в

ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого

верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель

убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи:

«Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга?»

Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот

быстро прочитали удивился: на листе было сто раз написано одно и то же

- Как вы думаете, какое это слово?(Ответы учащихся)("понимание").

Давайте с вами попробуем составить правила, которые ведут к

взаимопониманию.

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию

1.Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

3.Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10.Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12.Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

15. Стремись все делать как можно лучше.

16. Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.

- Этими правилами мы должны руководствоваться в жизни.

- Послушаем притчу о счастливой семье, а затем составим список

ценностей счастливой семьи.

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги

постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и, выясняя, кто из них прав,

а другие дружно живут ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая

хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

–Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает.

Прислушивается. А хозяйка как порядок в доме наводит. Вазу дорогую от

пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу

поставила на краешек стола, да так, что вот- вот упадет.

Но тут ее мужу что- то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и

разбилась. "Ох, что сейчас будет!", –думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

–Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.

–Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметилвазу. Ну да, ладно.

Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к

–Ну что ты так долго? Посмотрел?

–Ну и как там у них? –У них- то все виноваты. А вот у нас все правы.

- Как вы понимаете эту притчу?(Ответы учащихся)

Счастливая семья прежде всего та, которая не ищет виноватых на стороне!!!

Крепка бывает та семья. Где нету места букве Я, где правит только слово МЫ,

где есть совместные мечты.

- Давайте попробуем назвать качествасчастливой семьи.(Ответы учащихся)

Сопереживание.(Способность чувствовать другого человека, ощущать себя

на его месте.)

Равенство.(Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

Признание.(Уважение и благодарность.)

Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют

обстоятельства.)

Любовь.(Нежная забота друг о друге.)

Верность. (Преданность друг другу.)

Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)

Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для

того, чтобы побыть вместе.)

ХОРОШАЯ СЕМЬЯ

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

В) Семьи все разные. Каждая семья отличается своим укладом, привычками,

обычаями, атмосферой, традициями.

- А что означает слово традиция?(Ответы учащихся)

Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и

передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи,

порядки, правила поведения)

- Для чего нужны семейные традиции?(Ответы учащихся)Чтобы семья была

крепкой и дружной.

- А знаете ли вы, какой уклад был у семей в древние времена?

Сообщение учащегося.

Давным- давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с

красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали

дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда

назывались наши предки. Каждая семья –отец, мать, дети –жила в своей

избе отдельно от других семей.

Избу крестьянин обычно строил сам. Центральное место в избе занимала

печь. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю

семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.

На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не

разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи». Главный

угол в крестьянской избе назывался «красный угол». Обеденный стол по

православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья

«трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На

столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были

символами благополучия и достатка семьи. Большая крестьянская семья за

столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола

занимал оте. Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для

женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с

краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и

разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Особенно

почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал

каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было непринято. Если хлеб падал на

пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения. Соль тоже почитали.

Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».

Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские

люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди,

вошедшие в дом во время принятия пищи.

Семьи у крестьян были большие и дружные.

Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Отец

наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. Отец обучал сына ездить верхом

и управлять лошадью, пасти стадо, пахать, боронить, молотить. К 15-16

годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, прясть,

плести изкудели косы, украшения, шить головные уборы, готовить еду,

воспитывать младших братьев и сестер. Постепенно к девочке приходило

осознание того, что она - будущая хозяйка, которая может выполнять все

женскую работу.

Таким образом в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы

помощники, да «красны девицы» - умелицы –рукодельницы, которые, взрослея,

передавали мастерство своим детям и внукам.

распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни

семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на

работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях

приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное

внимание к проблемам друг друга.

- Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:

Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья?

(6 человек)

С помощью этой шуточной задачи мы коснулись с вами темы родственных

отношений.

1. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих

предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Особенно это

было распространено среди знати.

В переводе с греческого слово «генеалогия» означает «родословная». Значит,

2. Ещё одной из традиций является присвоение отчества ребенку.

Сообщение учащегося

Русскиеотчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об

- А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

Послушайте, что такое отчество из словаря Ожегова: Отчество - часть

родовогоимени, которая присваивается ребёнку по имени отца.

Отчество в составе именной формулы выполняло тройную функцию:

дополняло имя, отличая его обладателя (в дополнение к фамилии) от тёзки,

проясняло родство в кругу семьи (отец -сын) и выражало почтение (форма

вежливости).

Форма мужского отчества в современном русском языкес окончанием на

«-вич» восходит к отчествам древнерусскихкнязейи знатиМосковской Руси;

«подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами.

Отчества «подлых», то есть незнатных людей, в Россиипервоначально

образовывались так: «Иван сын Петров» или, в более позднем варианте, «Иван

Петров»; «Фёдор сын Лукин» -«Фёдор Лукин».

3. Издревле на Руси существовала такая традиция: представители одной семьи

занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных,

строителей, артистов, учителей.

4. Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.

«Семейный альбом»

Я квартиру поставил вверх дном, я искал наш семейный альбом,

Потому что узнать невтерпеж, на кого же я больше похож.

А тут бабушку вижу мою, я бабулю ужасно люблю.

От меня ей особый почет –она булочки вкусно печет.

Он меня на колене качал, лучше дедушки я не встречал.

А вот это –мой братик Сережа, на меня как две капли похожий,

И вообще, я заметил: родня –словно всех срисовали с меня!

Тема занятия : "Семейные ценности."

Цель : расширять представление учащихся о понятиях: семья, мир, человеческие взаимоотношения

Задачи:

Расширять у учащихся знания о мире, человеке и человеческих взаимоотношениях;

Раскрывать понимание значимости самих себя для своей семьи и семьи для каждого человека;

Развивать чувства единения с семьей и через нее – с родственниками, народом и человечеством; воспитывать чувства ответственности и сплоченности.

Ход урока:

1.Эмоциональный настрой.

Я рада вас видеть. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наш урок пройдет плодотворно и будет успешным. И наш урок я хотела бы начать с видео - ролика "Рассуждение детей"

(видео - ролик на тему " Дети так рассуждают о семейных ценностях")

Работа в группах: Попробуйте сформулировать свое определение слову "Семья" и дайте определение

Общее определение слайд1

Беседа: (на доске вывешивается ватман с изображением солнышка и ответы детей пишутся на лучах солнца маркером).

Вопросы:

Что по вашему мнению, нужно для того чтобы существовала семья, какие качества;

Чтобы у детей и родителей были общие интересы;

Чтобы действительно это была семья, как пример для подражания?

(доброта, взаимопонимание, честность, любовь и т.д.). А как эти качества можно назвать одним словом, на чём держится семья?? Правильно - семейные ценности.

Тема нашего занятия "Семейные ценности" слайд 2

Так что же такое ценности? (слайд 3) Размышления и ответы учащихся.

Ценности:- то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;

Значимость, польза, полезность. (словарь С.И.Ожегова)

После всего сказанного давайте попробуем дать определение семейным ценностям.

Семейные ценности являются частью общечеловеческих ценностей.

Любовь, добро, справедливость в семье способствуют становлению личности с развитым чувством долга, трудолюбивой, умеющей ставить ясные и благородные жизненные цели и следовать им согласно нравственным нормам.

Работа в группах : слайд4 у вас на партах лежит лист со сказкой

"Разноцветная семья", вам нужно будет закончить эту сказку и зачитать ее присутствующим, на работу дается 5 минут.В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши - мама, папа, бабушка и дедушка - были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа - как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная 6абушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот...

Ответы учащихся.

Вывод: Каждый из вас живет в семье и ваши семьи это тоже своего рода коробочки с карандашами. И ваши родители и родственники прививают и добавляют в вас "свой цвет" - свои ценности которые вы также несете на своем жизненном пути и в вас находиться частичка ваших близких людей. Счастье семьи зависит от воплощения в жизнь таких ценностей как любовь, учение труд доброта здоровье.

Р ефлексия: А сейчас я вам предлагаю синквей: 1 группа - «Семья» 2 группа - «Ценность» 3 группа – «Счастье» (зачитывают свои работы)

У нас на доске находятся островки счастья (желтый), страха(черный), равнодушия (синий) и мне бы хотелось чтоб каждый из вас взял стикер и наклеил на тот остров какое состояние на данный момент

Спасибо за урок

Вывод: Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они могли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.

Статьи по теме: