Саудовская аравия жизнь женщин. Как женщины в саудовской аравии нарушают запреты и борются за свои права

О том, как живется женщинам в Саудовской Аравии ходит много слухов и баек, которые, на первый взгляд, вызывают интерес, но не вызывают сомнений, поскольку простому обывателю эта страна неизвестна, и он принимает на веру все, что где-то когда-то услышал.

Обычно утверждают, что женщинам там живется очень тяжело: ни прав, ни свободы слова, ни возможности как-то самовыразиться. Однако если поездить по Европе или другим странам мира и о России можно услышать огромное количество небылиц, не имеющих под собой никакого основания. Единственным действительно правильным способом узнать правду является поездка в Саудовскую Аравию.

На самом деле, положение женщины в обычном и мусульманском мире – понятия разных полюсов. И приехавшая, например, из Европы девушка сразу почувствует ограничения и запреты. Так, женщинам запрещено находиться на улице без мужчины, причем он должен быть супругом или близким родственником, достигшим совершеннолетия. Не могут аравийские женщины и водить машину. Кроме того, им нельзя ходить в чем-либо, кроме длинного черного одеяния, покрывающего тело с головы до пят, этакого платья-пальто, которое называется абая, а ответственность, если женщина все-таки совершила противоправное деяние, несет за нее супруг. Всю эту информацию несложно найти в интернете, однако куда интереснее убедиться "вживую" в правдивости предположений.

Самое сложное, однако, приехав в страну (что не так просто, особенно женщинам, которым получить визу крайне тяжело) расспросить об условиях у настоящей арабки, поскольку загвоздка состоит в том, что женщинам находится в присутствии мужчин, которые не являются родственниками, запрещено. Кроме того, представительницы прекрасного пола из Саудовской Аравии не могут посещать абсолютно все общественные места. Единственный способ – получить приглашение в гости от местных жителей.

Жилье в Саудовской Аравии

Кстати, примечательные черты можно найти не только в образе жизни, но и в самих жилищах. Как правило, это скопление одноэтажных построек со своим довольно большим внутренним двором и садом. В помещении обычно очень низкие диваны, на которых жители Саудовской Аравии сидеть любят гораздо больше, чем на привычных высоких (для них неудобных) европейских стульях. Заработок у мужчин как правильно довольно велик, потому не редкость в домах встретить огромные плазменные экраны и довольно дорогую мебель и технику.

Женщины и наряды

Когда к мужу приходят гости, жена обычно к ним не выходит, а если что-то необходимо звонит по внутреннему телефону. Однако с женщинами, которые приходят в гости видеться им позволено. К слову, по дому они ходят в обыкновенной и привычной европейской одежде. Разница между уличными и домашними нарядами объясняется тем, что традиционно женщины привыкли хранить свою красоту от посторонних взглядов, показывая ее только родным. Для них это своеобразная зона комфорта, причем женщины нисколько от этого не страдают. Обычаю уже очень много лет, и женщины просто воспринимают это не просто как должное, а как правильное и единственное истинное.

Даже если в гостях друг семьи – мужчина, женщина может выходить к нему только в черном одеянии, с женщинами же проще – те могут видеть их в обыкновенной одежде. Кстати, арабские девушки готовят потрясающе вкусный национальный кофе с ореховым привкусом, по цвету напоминающий слабо заваренный чай. Умение жены правильно сварить такой кофе – повод для истинной гордости мужа.

Кроме современной одежды, которую они носят в доме, женщины и разговаривают не только на арабском. Знанием английского на приличном уровне может похвастаться практически каждая здешняя девушка, а некоторые владеют и другими языками. Кстати, все абаи одинаковы и однообразны только на первый взгляд, на самом деле они бывают из разной ткани, могут быть украшены блестками или стразами, а надеть такой наряд правильно не так уж просто, существует определенная последовательность. А еще абаи отличаются по фасону, мода на который меняется каждый сезон, как на самые обыкновенные наряды. Женщины Саудовской Аравии в следовании тенденциям ничем не отличаются от европейских или американских.

Нельзя не отметить и практичность такой черной одежды в повседневной жизни. Арабская женщина не вынуждена одеваться или краситься, чтобы выйти, скажем, в магазин или куда-то по срочному делу. Достаточно лишь накинуть абаю на повседневную одежду (даже на пижаму или халат) и женщина сразу выглядит прилично и благопристойно. Краситься ей тоже нет никакой необходимости. Все это экономит довольно много времени, которое можно использовать для более нужных или интересных дел.

Под черным одеянием, которое, как кажется, тем, кто не знаком с арабской культурой, является неизменной, однообразной вещью, женщины из Саудовской Аравии носят обыкновенную одежду, не менее модную, чем привыкли носить не мусульманки. Но видят ее только родные и подруги. Кстати, арабские женщины посещают вечеринки, куда приходят в модных платьях и комплектах. Носят они и шорты, и мини-юбки, и топы. Конечно же, с черным костюмом сверху, который, можно снять в гостях у подруги. Естественно, на таких вечеринках нет мужчин.

Арабские девушки

Не стоит также верить сведениям из интернета, гласящим, что арабские женщины – глупые и помешаны исключительно на домашних делах, а кроме этого ничего не знают и не видят. Напротив, они довольно хорошо образованны и современны. Однако тот факт, что с незнакомым человеком, особенно если это мужчина они вряд ли станут откровенничать, да и вообще долго разговаривать, заставляет считать арабских женщин забитыми и скромными.

У них, кстати, есть своя половина в доме, где стоит обычно современная бытовая техника и практически в каждом жилище есть выход в интернет, поэтому не стоит считать, что арабские женщины живут в информационном вакууме. Они смотрят фильмы онлайн, сидят в социальных сетях и пользуются скайпом.

Права и возможности девушек в Саудовской Аравии

Рабынями женщины в Саудовской Аравии не являются. То, что они носят черную абаю, часто, кстати, украшенную не только стразами, блестками, но вышивкой и даже драгоценными камнями, совсем не означает, что под ней находится безвольное существо. Права женщин защищает брачный договор, нарушив который мужчина несет ответственность и наказания за правонарушения против женщин зачастую гораздо более строгие, чем в других государствах. Причем касаться они могут не только таких вопиющих фактов, как рукоприкладство, например, а и плохого обращения (грубость тоже считается) или даже не обеспечения достойных условий жизни. Кроме того, арабские женщины имеют возможность работать. С определенными ограничениями, но тем не менее. Получают они также неплохое образование.

Об обучении стоит сказать отдельно. В Саудовской Аравии есть специальные университеты, как для мужчин, так и для женщин (само собой, раздельные). Причем преподают не только представительницы прекрасного пола, но и мужчины, однако без непосредственного контакта. Преподаватель находится в одной комнате, студентки в другой, а обучение ведется с помощью огромного плазменного экрана. Если у кого-то из учениц возникает вопрос, то она может позвонить лектору по специальному внутреннему телефону. Сами женщины считают, что образование у них достаточно хорошее. Правда, в общении выявляются некоторые пробелы географического образования, которые, впрочем, можно списать на то, что путать названия мест, где никогда не был не так уж и страшно. Не стоит только думать, что они никогда не выезжают их своей страны или города. Случается, что женщины путешествуют с мужьями, однако это не так популярно, например, как в Европе.

Женщины из Саудовской Аравии очень мало знают о жизни других народов и очень интересуются, когда удается встретить женщину другой национальности (так как с посторонними мужчинами общаться запрещено), расспрашивают о традициях, национальной одежде, кушаньях. В общем, им любопытна о европейках вся та информация, которая интересует в них самих европеек. Узнают они странные для них повадки других женщин и мужчин с чьих-то слов, или почитав статьи в интернете.

Учатся арабские женщины часто не для того, чтобы работать, их интересуют знания сами по себе, а работа только с точки зрения увлечения или желания приносить пользу – деньги традиционно зарабатывает мужчина. Если он тунеядствует – это не просто позор, но и в некотором смысле правонарушение. Хотя традиции не позволяют арабам не обеспечивать своих жен и сидеть без дела.

Есть в стране специальные заведения, например, банки, где и посетительницы, и персонал – женщины. Работать, правда, приходится не без ограничений, однако вообще делать это, вопреки убеждениям приезжих, разрешено. Самый существенный нюанс заключается в том, что для того, чтобы приступить к работе или обучению, женщина должна получить разрешение главы семьи (супруга, отца, брата).

Брак в Саудовской Аравии

Многие также считают, что замужество в Саудовской Аравии обязательно для тех, кто только что вышел из детского или подросткового возраста. На самом же деле, возраст для вступления в брак там, как и везде в мире, следует тенденции к увеличению. Часто арабские женщины выходят замуж после окончания учебы в университете. Брак в 25 или 27 лет не считается чем-то из ряда вон выходящим, хотя представители старшего поколения не совсем довольны и согласны с таким положением дел.

Кстати, насчет традиции выдавать девушку замуж за «кота в мешке», то есть мужчину, к которому у нее не то, чтобы нет чувств, а которого она вообще никогда не видела. На самом деле, все обстоит несколько иначе. Действительно, супруга выбирают родители. Договариваются об условиях свадьбы также родители жениха и невесты. Но будущие муж и жена впервые встречаются примерно за месяц до предполагаемой свадьбы, где имеют возможность познакомиться друг с другом. Если они не понравятся друг другу или не смогут найти общий язык, родные, вероятнее всего, не станут настаивать на женитьбе.

Авто

Что касается запрета на вождение автомобиля, то с ним, конечно, не поспоришь, однако в арабских семьях обычно есть водитель, который в любое время готов отвезти женщину куда ей необходимо, а домашнюю работу выполнять самостоятельно тоже не приходится, поскольку чаще всего есть специальные помощницы по хозяйству.

Заключение

Европейским женщинам арабки не завидуют. Напротив, они ужасаются, что те вынуждены постоянно быть на виду у других людей, не имея возможности спрятать лицо и тело. Впрочем, иначе быть не могло, ведь воспитаны и те и другие в абсолютно разных культурных условиях. Случаи же, когда жена обеспечивает мужа, сидящего дома, для арабской женщины вообще кажутся дикими и противоестественными. Они гордятся тем, что могут не работать без желания, а вместе с тем, постоянно чувствовать себя окруженной заботой. Недовольства своей жизнью женщины из Саудовской Аравии, как правило, не испытывают.

" и на комментарии к ее пись му.


Юлия (Омск): Жизнь с мужчиной-христианином в Саудовской Аравии. Здравствуйте, дорогие девочки! Во-первых, хочу поблагодарить организатора сайта! Это отлично, когда можно обратиться к абсолютно незнакомым людям с вопросом, который мучает тебя и получить поддержку и советы. Благодарю!!! Во-вторых, я имею такой вопрос и действительно нуждаюсь в помощи, поэтому, девочки - милые, подскажите, кто чем может, я страдаю от недостатка информации! Я русская, живу в Сибири, г. Омск. Сейчас стою перед выбором связывать ли свою жизнь с мужчиной, которого люблю, но есть много вопросов... [читать письмо ]

Марина (Саудовская Аравия): Саудовская Аравия своими правилами жизни очень отличается и от ближне-зарубежного востока. Ответ на письмо " Юлия (Омск): Жизнь с мужчиной-христианином в Саудовской Аравии " и на комментарии к ее письму .

Доброго времени суток, Хотела написать комментарий к письмам про Саудовскую Аравию, но осознала, что уж слишком длинно получится и вынесла в отдельное письмо. Промолчать не смогла, т.к. вроде получается, что пока из всех обсуждавших тему Саудовскую Аравию своими глазами видела (вижу) я одна. Я ни в коем случае не хочу ни с кем вступать в спор или жаркую дискуссию, просто к прочитанному появились некоторые дополнения и уточнения. Ими и поделюсь. Саудовская Аравия своими правилами жизни очень отличается и от ближне-зарубежного востока и от дальне-зарубежного, поэтому, в рассуждениях “о востоке” подводить ее под общий знаменатель с другими мусульманскими странами не совсем корректно. Возможно, мой рассказ будет интересен не только Юлии из Омска, спрашивающей совета по поводу Саудовской Аравии. 1. В Саудовскую Аравию НЕВОЗМОЖНО въехать по приглашению мужчины, будучи гелфренд, невестой, подругой, другом и т.п. ТОЛЬКО официальной женой. Виз невесты и т.п. - не существует. Правило едино для всех: скажем американец, работающий в местном офисе американской фирмы не может пригласить сюда на проживание (и даже в гости на 2 недели) свою половинку-американку, если они официально не расписаны. Даже если в своей фирме он занимает очень высокую позицию и по выходным пьет коньяк в посольстве с кем-нибудь из саудовских принцев. Въезд для женщины в командировку тоже достаточно сложен. Чтобы послать женщину в командировку в Саудовскую Аравию она действительно должна быть незаменимым сотрудником (в смысле невозможно заменить сотрудником мужского пола). Узкий “ручеек” приезжающих сюда на работу (я имею ввиду страны “первого” мира) не в качестве “жен своих мужей” это - сотрудницы посольств, красный крест и организации типа него, медицинские работники, преподаватели для женских учебных заведений, учителя для работы в местных международных общеобразовательных школах: Британской, Американской и т.п. 2. Буквально пару-тройку лет назад саудовские женщины получили официальное право работать. Правда работать они имеют право во-первых, только получив официальное разрешение мужа или отца, во-вторых работать они могут только в ЧИСТО женских коллективах (как, кстати и женщины других национальностей). Таких мест мало даже в Риате (столица) - поэтому право достаточно умозрительное. 3. Получать образование (будь то средняя школа или университет) саудовская женщина имеет право тоже только получив разрешение мужа/отца (или другого ближайшего родственника, если мужа/отца нет). Учатся очень многие (и на врачей, и на юристов, и на экономистов). Тех, кто использует полученное образование, гораздо меньше. По описанным выше причинам. Вузы - чисто женские. За одной партой со студентами-мужчинами саудовки (и девушки других национальностей, решившие получить здесь образование) не сидят. И в одном здании не находятся. Преподаватели - только женщины. 4. Женщина на территории Саудовской Аравии не имеет право водить машину. Правило для всех - и для гражданок Саудовской Аравии, и для резиденток, и на туристок/командировочных. Женщина (или группа женщин) имеет право пользоваться услугами официального такси, но сидеть имеет право только на заднем сиденье. Т.е. если четыре подружки решили взять такси, то им придется потратиться на оплату двух машин. К слову, для неместных, особенно “европейской наружности”, пользоваться незнакомым такси (пусть и с “шашечками”) опасно. Рекомендовано пользоваться только рекомендованными (сорри, за тавтологию). Случаев пропажи женщин немало. Поэтому лишний раз испытывать судьбу и демонстрировать независимость не приходится. Сидеть в машине наедине (т.е. без мужа или ближнего родственника) с мужчиной, не являющимся родственником, запрещено законом. Если остановят и проверят документы, то платой за эту “вольность” будет, как минимум, несколько дней тюрьмы. И для вас и для вашего “водителя”. И пусть этот мужчина будет коллегой вашего мужа, самый лучший друг семьи или муж вашей подруги, согласившийся вас подвезти. Правило от этого не меняется и опять же действует для всех: как саудовцев/саудовок так и резидентов/резиденток. Общественные автобусы здесь отсутствуют вообще. Т.е. единственная возможность для женщины доехать до своего места работы, учебы, к врачу, за покупками и т.п. - это такси или ближайший родственник мужского пола (в компаундах есть свои автобусы для жительниц компаунда - они ходят по расписанию по разным направлениям, шопинг-центры, в основном). Этот момент тоже является препятствием для многих к получению высшего образования. Даже если муж/отец не являются оголтелыми сторонниками шариата они физически не могут тратить свой день на извоз женской половины семьи. Личный шофер (он разрешается, как ни странно, ведь чужой человек, не семья) и такси на ежедневной основе тоже не всем по карману. Саудовская Аравия страна богатая и местная черта бедности несколько отличается от черты бедности многих других стран. И все-таки “нефтяным фонтанчиком” владеет здесь не каждая семья. Большинство саудовцев (а может и все) одеты, накормлены и т.п., но представлять что ВСЕ они миллионеры или очень зажиточны так же наивно, как и думать что Америка - страна, где живут только Дональды Трампы. Наверняка многие саудовки с удовольствием входили бы в отдельную дверь автобуса (как в Иране), но для них и этой “роскоши” не предусмотрено. Зато увидеть ребенка, ведущего машину, здесь не редкость и закон на это смотрит сквозь пальцы. Десяти-двенадцати летний мальчуган за рулем и восседающая рядом мама с сестренками (пусть и восемнадцатилетними) - здесь это норма. И еще большая норма за пределами больших городов. А что делать? Передвигаться надо, а глава семьи на работе. Как они водят - это уже другая отдельная грустная история. Те, кто выживают, в восемнадцать лет сдают на права. 5. В общественных местах все женщины (и саудовки и иностранки) ОБЯЗАНЫ носить длинное черное платье-халат (по-арабски он называется “ибая” - извиняюсь заранее перед теми, кому слово показалось неблагозвучным). Цвет - только черный. Ни темно-фиолетовый, ни коричневый, никакой другой. Допускается вышивка, украшение стразами и даже брульянтами (если можете себе позволить). Форма рукава, пожалуй, единственная часть этого наряда, на которой дизайнеры имеют право потренировать свою фантазию. В любом случае рукав должен закрывать косточку. По прилету этот “маскировочный халат” следует надеть сразу после выхода из самолета, до прохождения таможенного контроля. Если “халата” у вас нет - могут быть проблемы уже в аэропорту, пусть вы и одеты исключительно в скромное-темное- закрытое. Примерно три года назад вышел официальный закон, согласно которому иностранки-немусульманки имеют право на улицах и в общественных местах не покрывать голову. Поэтому сейчас встретить здесь женщину с непокрытой головой можно довольно часто. Все они, еще раз повторю, иностранки-немусульманки. Мусульманка (пусть она иностранка и вообще гражданка Великобритании) ОБЯЗАНА на территории Саудовской Аравии покрывать голову. В резидентской идентификационной карточке (ее всегда нужно носить с собой) указано вероисповедание. Если мутафа (религиозная полиция) остановит и проверит документы (в первую очередь остановит, если у девушки/женщины внешность “восточная”) мужу мусульманки, не покрывшей голову, грозит в качестве официального наказания избиение плетками (100 ударов, если не ошибаюсь) и большой денежный штраф. И не важно, что муж этот - занимает руководящую должность в саудовском филиале британской фирмы. Ни должность, ни знакомства не спасут. В-общем, рассуждать о свободном выборе мусульманской женщины не особо приходится. Как пошутила “британская мусульманка”, рассказавшая мне об этом нюансе: “Когда я за что-нибудь рассержена на мужа, то обещаю ему прогуляться по улице с непокрытой головой”. В Англии и на территории компаунда она, к слову, одевается совершенно по-европейски. Несмотря на то, что Коран обязует закрывать только голову, саудовки полностью покрывают лицо. У некоторых непокрыты глаза (такая своеобразная “амбразура” в “шторке”- не буду утомлять читателя арабскими названиями). Зависит от того, что муж разрешит. Редкий саудовский муж разрешает ограничиться покрытой головой. По крайней мере я еще ни разу не видела своими глазами в общественном месте саудовку с открытым лицом. Плюс девочке с младенчества объясняется, что если она не будет покрывать лицо, то это очень плохо и в рай она не попадет. В общем, годам к восемнадцати желание попасть в рай у саудовок становится искренним и вполне осознанным. Начинать покрывать голову девочке надлежит с появлением первых месячных, “шторка” входит в ее жизнь немного позже. Маленькие девочки - т.е. от новорожденных до 9-11-и леток одеваются как и все другие дети на планете. Обычно ярко-красочно (немаркое они не жалуют, видимо знают, что еще успеется). 6. Женщина в Саудовской Аравии (как гражданка страны так и резидентка/туристка) НЕ ИМЕЕТ ПРАВО ходить по улице одна. Запрещено законом. Только в сопровождении мужа/ближнего родственника. В любое время суток. Максимально допустимое расстояние для “одиночной прогулки” - метров двести-триста, ну может пятьсот (переход из одного шоппинг-центра в другой) и только в оживленном месте. В неоживленном, к тому же, и опасно. Если просчитают, что, допустим, по понедельникам в три пятнадцать вы каждый раз одна проходите по этой улице - запросто могут украсть. Зачем? Чтобы изнасиловать. Потом тело закопают в пустыне и искать бесполезно. Вся страна - одна большая пустыня. Почему многие местные мужчины такие дикие (подчеркиваю, не все) я пожалуй, вынесу в отдельный пункт. Кстати, если вы думаете что это такая страшная история, которую одни экспаты рассказывают другим экспатам, то ошибаетесь. Про то, что могут “просчитать” и украсть мне рассказал как раз местный житель. Его жена тоже в одиночку по пустынным улицам и переулкам не ходит. И, насколько вы понимаете, не потому что он домашний тиран. Хотя то, что он не разрешает ей одной ходить - факт. 7. Ни в одной стране мира нет такой сегрегации мужчин и женщин как в Саудовской Аравии. Для саудовца любой контакт с женщиной (в смысле, разговор, прогулка, посидеть в кафе и т.п.) возможен только если она его жена. Женятся они очень рано. И, действительно, у некоторых есть несколько жен. Но позволить себе четыре жены могут далеко не все. Дорого. Многие и одну не могут позволить. Годами, десятилетиями. Проституции здесь нет - за этими утехами те, кто могут себе финансово позволить, едут в соседние Дубаи или Бахрейн. Но ведь есть и те, кто не могут себе финансово позволить ни жену, ни секс-туризм. От этого у некоторых “сносит крышу” и от этого - случаи зверств по отношению к женщинам (групповые изнасилования и т.п.). Женщина для таких мужчин - вожделенный объект. И они идут на все - они смотрят на женщину как наркоман на последней стадии на наркотики. Опять же, подчеркиваю, я не обобщаю и не пытаюсь вам объяснить, что ВСЕ саудовцы такие. Достать наркотики для саудовцев гораздо проще, чем алкоголь. Даже складывается впечатление что наркотики запрещены здесь меньше, чем алкоголь. Машина здесь стоит меньше чем жена (затраты на свадьбу). Поэтому единственная радость многих юнцов здесь - гонки по хайвею без правил в обкуренном/обколотом состоянии. Все по этим же причинам “дефицита женщин” процветает здесь и гомосексуализм. И он вовсе не такой “элегантный” как в голливудских фильмах и американских мыльных операх. Все эти правила относятся и к несаудовцам. Т.е. женщина может сидеть в ресторане в компании мужа и его коллег мужского пола, но без мужа с этими же коллегами - запрещено. Если проверят документы и обнаружат, то наказание - тюрьма (как минимум на несколько дней) и штраф. 8. В ресторанах (в большинстве, но не всех) есть отдельный вход для семейных пар и для женщин и отдельный - для только для мужчин. Мужской зал выглядит как обычный зал в любом ресторане мира, “семейный-женский” - это множество кабинок со шторками, перегородками или отдельные комнатки. Стекла на улицу в “семейной-женской” части непрозрачны или с эффектом затемнения (чтобы с улицы было не видно). В столице есть пара ресторанов (они самые дорогие-люксовые), где зал как бы общий, без перегородок. В некоторых кофейнях (в частности Старбакс) “семейные залы” тоже максимально похожи на те, что за пределами Саудовской Аравии. В банках тоже есть отдельный вход для женщин (и обслуживают их женщины). В зоопарке и некоторых музеях система “четных -нечетных” дней. По первым - пускают женщин с детьми (мальчики до 12 лет), по вторым - мужчин с сыновьями. Т.е. удовольствия сходить в зоопарк семейно саудовская семья лишена. Та же система и в “парках аттракционов” - их тут, к слову, множество. 9. Чтобы выехать из Саудовской Аравии требуется виза на выезд. Женщина получает визу ТОЛЬКО с разрешения своего мужчины (муж/отец). Правило для всех: и для саудовцев, и для экспатов, и для гастарбайтеров. Процедура получения визы занимает около недели. Можно иметь мульти-визу на выезд. Такая виза на полгода стоит около 100 евро. Мульти-виза выдается после того, как вы один раз выехали и снова въехали по простой визе. Если что, не дай бог, случилось с вашей семьей в другой стране (скажем, в России) и вам СРОЧНО нужно вылететь (не дай бог конечно, но, скажем, на похороны), а у вас нет мультивизы, то вылететь срочно шансов нет. Получение визы для экспатов - формальность, которой, к тому же занимается фирма, для “породистых саудовцев” тоже, в общем-то, формальность. Для прочих категорий эта процедура может занять время и силы. Как среднестатистическому россиянину получение шенгенской визы. И это если муж/работодатель не против выезда. Если против - то вы в заложниках у страны/системы. 10. На территории Саудовской Аравии запрещены ВСЕ религии, кроме ислама. Нет ни соборов, ни костелов, ни буддийских храмов. Ввоз крестов и прочей христианской религиозной символики запрещен. По мелочи все конечно ввозят (я тоже ввезла свой золотой нашейный крестик), но если бы увидели на таможне, то имели бы полное право конфисковать. Носить открыто крестик на шее (пусть и совершенно декоративный) ЗАПРЕЩЕНО. Законом. Последствия, если увидят, все те же - штраф, розги, тюрьма. Все вместе или по отдельности и в каком количестве, врать не буду, не знаю. За одним, официально запрещены все атрибуты Рождества и, соответственно, Нового Года. Ни елок в шоппинг-центрах, ни декорации на улицах (хотя в столице и так все в иллюминации по вечерам). Запрещены здесь не только Иисус, но и Санта Клаус, олени, рождественские гномы и вообще вся рождественская лабудень, включая елку, елочные игрушки, декорация дома рождественской иллюминацией. Все это есть на территориях компаундов. В тех же количествах, что и в Европе - и елки в ресторане, и рождественская музыка и т.д. и. т.п. Если же вы живете в вилле вне компаунда - рождественская декорация внешней стороны дома карается законом. В рождественский период в некоторых ресторанах пятизвездочных отелей было специальное рождественское меню, но слово “рождественское” опять же в меню не стояло, было написано “специальное меню на 24,25,26 декабря”. 11. С фото в Саудовской Аравии ситуация крайне забавная - фотографировать ЗАПРЕЩЕНО. Законом. Не только людей, но и здания, пейзажи, улицы и т.п. Нельзя снимать внутри любых общественных мест -почта, шоппинг-центр, ресторан и т.п. Здания - тайно, если никто не видит, можно теоретически снять и я сделала несколько снимков. Но если подойдет полиция и отберет фотокамеру то ругаться бесполезно, только говорить спасибо что в тюрьму на пару-тройку дней не отправили. Те редкие фото, что появляются в прессе - сделаны с разрешения министерства. Если нет от них справки - все на свой страх и риск. Объясняют это угрозой терроризма, но это глупо - у всех шпионов уже давно камеры размером с обручальное кольцо. Еще пару-тройку лет назад мобильные телефоны с фото/видео камерой были в Саудовской Аравии официально запрещены. 12. Также в Саудовской Аравии запрещены театры, кинотеатры, любые музыкальные концерты, любые публичные шоу (цирк, например). Слышала, что есть одна саудовская певица, которая живет и работает в Ливане. Ее семья заклеймила позором и если она въедет в Саудовскую Аравию, то семья обещает ее убить. Эту историю мне ливанцы рассказали. Певица - самая обычная и вполне скромного вида. Как, например, Шакира или Джей Ло она не одевается и не танцует. Всех ее грехов - поет песни и лицо не закрывает. 13. Сложно ли жить европейской женщине в Саудовской Аравии? После всех страстей, которые я рассказала, мой ответ вам покажется парадоксально-шокирующим. Жизнь европейской женщины здесь может быть вполне приятной и комфортной. В пределах компаундов жизнь течет в абсолютно европейском режиме. Среднестатистический компаунд (их в Риате много, я была в нескольких) выглядит как южно-европейский четырех-пятизвездочный отель с территорией, размером с маленький европейский город или большую европейскую деревню. Здесь, на территории компаунда, есть бассейны, спортивные клубы, бьюти-салоны, кафе, рестораны, магазинчики. Впрочем ресторанов, кафе и бьюти-салонов много и за пределами компаунда. А еще гольф-клубы (в них сегрегации нет), спорт-центры (отдельно женские, отдельно мужские), музеи (не много, но есть). Благодаря такси, шоферу или, в вечернее время, мужу, все эти блага находятся вполне в пределах досягаемости. К слову, рестораны здесь очень хорошие и дешевле, чем в Европе. Шопинг здесь тоже великолепен. Саудовская Аравия - страна с нулевым налогом на все. И распродажи здесь бывают. Наличие спутникового телевидения и интернета позволяет не испытывать информационный голод. В компаундах проводятся вечеринки с танцами и музыкой. Ввоз в страну алкоголя запрещен, но многие ввозят ингредиенты и делают в домашних условиях очень неплохое вино и пиво. Распитие алкоголя в пределах компаунда не запрещено и проблема как раз не ввезти алкоголь в компаунд, а если вдруг его у вас обнаружат за пределами компаунда. Вот тогда - ой, что будет (все по схеме - розги, шрафы, тюрьма). Также вечеринки проводятся и в посольствах. С настоящим хорошим алкоголем - посольствам его ввозить в страну не запрещено. Для тех, кто хочет не только думать о красе ногтей, но и быть дельным человеком - тоже возможностей много. Отполировать иностранный язык или выучить новый (языковые курсы при посольствах предоставляют массу возможностей), пойти на курсы рисования, керамики и других видов творчества-рукоделия, поучиться на кулинарных курсах, расширить профессиональные горизонты - например, получить дистанционное образование, пройти дистанционные курсы. Университеты многих стран предоставляют эту возможность (в т.ч. и получить МВА). Медицинское образование и повышение квалификации можно получить здесь, в Риате (диплом, международно котируемый). Обладательницы ряда профессий (учитель языка, медработник, парикмахер, фитнес-тренер и ряд других), желающие поддерживать себя в профессиональном тонусе, находят здесь работу. Или на территории компаундов или в “женских коллективах”. Работать среди мужчин (пусть и в том же офисе международной фирмы, где трудится муж) запрещено местным законом. Разумеется, кому-то со стороны все это может показаться золотой клеткой (столько ограничений). Но, согласитесь, если с милым рай и в шалаше, то уж в золотой клетке вместе с милым (любимым мужем) и подавно можно не только выжить но и жить. С удовольствием. Юридически женщина (и европейская тоже) ПОЛНОСТЬЮ зависит на территории Саудовской Аравии от своего мужа (местного ли или европейского). Но когда в семье лад и любовь то эта зависимость не ощущается (ни здесь, ни в той же Европе), не воспринимается как “окова”. К тому же если знаешь, что можешь в любой момент уехать. Кто-то из европейцев, американцев и прочих представителей стран “первого мира” приезжают сюда на несколько месяцев, кто-то на пару лет, кто-то живет здесь годами, а то и десятилетиями. Здесь очень хорошие международные школы для детей (к слову, некоторые из саудовских принцев учатся в Американской школе). Образование в них дорогое (как и вилла в компаунде), но большинству (в смысле из категории о которой я рассказываю) все это оплачивает фирма. Рыба ищет где глубже, человек - где лучше. И для кого-то это “лучше” оказывается в Саудовской Аравии. Находиться в Саудовской Аравии “за пределами золотой клетки” - это уже другая история. И начало и конец в этой истории для европейской женщины будут не такими радужными. Но зачем эту историю начинать? Я не берусь давать советы Юлии из Омска, слишком много в ее уравнении (рассказе) неизвестных. Могу сказать одно, в случае неблагоприятного развития событий, здесь, в отличии от Европы (Европа -не как географическое, а как “ментальное” понятие) комитет по защите прав человека находится в отпуске. Если европейке (или русской) в Европе есть куда бежать от мужа (полиция, кризис центры и т.п.), то здесь всего этого НЕТ. Саудовская Аравия - страна со многими возможностями. Но и здесь они (как и во всем мире) не для всех. Не для всех местных, не для всех приезжих. На заработки (в командировку) сюда едут не только высококвалифицированные белые воротнички из Европы, Америки и т.п. стран (за большую зарплату, соблазнительные соц. пакеты и нулевой подоходный налог), но и жители “непривелегированных” стран. Они часто работают здесь на тяжелейших физических работах на каторжных условиях за копейки, но держатся за место т.к. в своей стране (например, Бангладеш) им и этого не заработать. “Копейка” понятие относительное. Саудовские женщины? Их, наверное, тоже “всем скопом” жалеть не стоит. Тех, у кого и шоферы, и прислуга, и шопинг в Лондоне, и духовно богатая жизнь (будь она профессиональной или в режиме хобби), и дом полная чаша, и любящий, любимый, заботливый муж. За них действительно не стоит волноваться. Как и за жительниц Европы - обладательниц такого же “комплекта”. Если же судьба оказалась не столь благосклонна, то, цитируя Сузанну из “Самой обаятельной и привлекательной” (и заодно Мичурина), в Европе женщина имеет реальную возможность “не ждать милостей от природы, а взять их у нее”. У саудовской женщины этих возможностей на порядок меньше. У кого-то из них они сведены к нулю. Буду рада, если кому-нибудь мое письмо показалось интересным или помогло в принятии решений. Всего хорошего. Марина

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

От выбора мужа до поездок в общественном транспорте - в этой стране для женщин под запретом практически все. По данным Всемирного экономического форума, Саудовская Аравия по равенству полов занимает 129-е место среди 134 стран. Как на самом деле живется прекрасной половине человечества в стране арабского мира, где права женщин ограничиваются особенно жестко? Что из привычных нам стереотипов миф, а что - правда?

сайт расскажет о самых неожиданных запретах, с которыми местные жительницы сталкиваются каждый день. Дочитайте до конца, чтобы узнать, как наказывают тех, кто отказывается жить по строгим правилам и рискует их нарушить.

1. Ни шагу без махрама

Женщины в Саудовской Аравии не имеют права перемещаться самостоятельно без законного супруга или родственника мужского пола. Такого сопровождающего называют махрам . Без его разрешения девушка не может выехать за границу, устроиться на работу, выйти замуж, поступить в университет и даже сделать операцию.

В случае обращения в суд или полицию мужчина-опекун нужен для подтверждения личности, поскольку женщина не может снять хиджаб. В таких условиях пожаловаться на махрама невозможно, даже если он превышает полномочия. Впрочем, местные девушки не только не бунтуют, но и активно защищают свое право быть под опекой мужчины.

2. Право на права?

А вот этот пункт совсем скоро станет мифом. За последние годы в странах Персидского залива был принят целый ряд законов по либерализации прав женщин. В сентябре 2017 года король Саудовской Аравии издал указ , позволяющий жительницам страны водить авто. Разрешение вступит в силу в июне 2018 года. Впрочем, чтобы сесть за руль, автолюбительницам нужно будет получить разрешение от опекуна. Пока же вождение автомобиля, увы, вне закона.

3. Общественный транспорт - под запретом

Казалось бы, нельзя использовать автомобиль, поезжай общественным транспортом. Но и тут все не так просто. В поезде передвигаться можно, но только в отдельном вагоне , расположенном в конце состава. А большинство автобусных компаний и вовсе отказывают женщинам в обслуживании.

В связи с этим жительницам Саудовской Аравии приходится перемещаться пешком, на такси или с личным водителем.

4. Совсем немаленькое черное платьице

На улице жительницы Саудовской Аравии полностью покрывают тело, оставляя открытыми только овал лица, кисти и стопы. Черная абайя (длинное платье с рукавами) и хиджаб (головной убор) - вот и все разнообразие, которое может себе позволить женщина. Одежда должна быть из плотной ткани, свободной, непрозрачной и не подчеркивать изгибы. Правила могут быть более или менее строгими - в зависимости от региона. Например, город-порт Джидда более либеральный, а округ Неджд, где обитает династия саудитов, - очень строгий и консервативный. В некоторых районах до сих пор обязателен никаб - головной убор по типу вуали, оставляющий открытыми только глаза.

Мухаммед ибн Салман Аль Сауд, наследный принц Саудовской Аравии, заявил, что женщины вправе отказаться от столь строгого дресс-кода. Прислушаются ли они к такой рекомендации - большой вопрос. В стране имеют большой вес общественное мнение и племенные законы. Так, жертва изнасилования может быть признана виновной, если ее одежда была недостаточно скромной.

5. Высшее образование - можно. А нужно?

Учиться девушкам можно, но ограничений тоже достаточно. Как ни странно, процент женщин в Саудовской Аравии, имеющих высшее образование, выше, чем среди мужского населения. При этом качество преподавания в женских вузах оставляет желать лучшего.

Если опекун девушки даст разрешение, она может получить образование за пределами страны, однако с присуждением стипендии будет сложнее: предпочтение отдается мужчинам . Большинство женщин имеют педагогическое или естественнонаучное образование. Но после обучения не работают.

6. Работа не волк?

Несмотря на многочисленные реформы и снятие запретов, доля женщин на рынке труда составляет лишь 17 %. Это значит, что уделом большинства жительниц Саудовской Аравии остаются дом и дети.

Шариат не запрещает работать женщинам, если при этом они не пренебрегают семейными обязанностями. Для получения работы обязательно разрешение мужчины-опекуна. Выбор профессий у женщин здесь невелик: они могут быть врачами, медсестрами, воспитателями - чтобы избежать общения с незнакомыми мужчинами. Редкими исключениями становятся женщины-политики и юристы. Строить карьеру жительницам Саудовской Аравии гораздо сложнее, чем мужчинам: они получают более низкую заработную плату и лишены привилегий вроде медицинского страхования. Чтобы взять на работу женщину, работодателю придется потратиться на обустройство отдельных офисов, туалетов, зон отдыха и даже входов.

7. Замуж по любви?

Семейные отношения в Саудовской Аравии - одна из самых горячих тем для дискуссий и международных обсуждений. Дело в том, что девочки здесь выходят замуж очень рано - часто еще до наступления полового созревания. В связи с этим им приходится бросать обучение. К тому же ранние беременности и роды подрывают здоровье и могут даже привести к смерти. Права на ребенка старше 7 лет принадлежат исключительно отцу.

Минимальный брачный возраст отсутствует. Формально принудительные браки запрещены, но при этом договор между женихом и отцом девушки обязателен.

8. «Сиди, я сам открою»

Принимать гостей тоже нельзя. Точнее, можно общаться с подругами, но строго в «своей» половине дома , называемой харим. Здесь дресс-код можно не соблюдать. Гостей принимают в мужской половине, куда дамам, разумеется, вход строго запрещен. Если жене нужно что-то сообщить мужу, она может связаться с ним по внутреннему телефону.

Большинство домов в Саудовской Аравии оборудованы двумя отдельными входами - для мужчин и для женщин.

9. Мальчики - направо, девочки - налево

Половая сегрегация - один из основополагающих принципов жизни женщин в Саудовской Аравии, помогающий избежать контакта с незнакомыми мужчинами. Он предполагает разделение общества на женскую и мужскую зоны - не только дома, но и в общественных местах: на пляжах, в транспорте, в ресторанах. Особенно строго это правило соблюдается в учреждениях питания: там существуют пространства для семейных людей, для холостяков и для незамужних девушек.

Крупные западные компании , такие как Pizza Hut, McDonald’s, Starbucks, не желая терять клиентов, также отказываются от общих залов, за что становятся объектами критики либерально настроенных граждан. В стране есть также места, где половая сегрегация строго не соблюдается: больницы, банки и медучреждения.

Чтобы спровоцировать громкий скандал и привлечь к себе внимание всей страны, женщине в Саудовской Аравии достаточно сесть за руль или пройтись по безлюдной улице в мини-юбке - и выложить видеозапись своих "провокационных действий" в интернет.

На этой неделе такой скандал спровоцировало видео с саудовской моделью Хулуд, прогуливающейся по древнему форту Ушайкир в мини-юбке и коротком топе.

Видео быстро разлетелось в Twitter. Мнения разделились: часть пользователей считает, что Хулуд должна быть наказана, другие настаивают на ее праве носить то, что она хочет.

Недовольство консервативно настроенной части общества было столь велико, что Эр-Рияд заявил о начале расследования в связи с публикацией видео.

Для консервативной Саудовской Аравии, где подавляющее большинство женщин выходит из дома исключительно в широкой абае, появление на улице девушки в мини-юбке - вызов устоявшимся нормам.

Ряд известных в Саудовской Аравии женщин считают борьбу за гендерное равноправие в стране одной из своих главных задач. Кто-то из них может позволить себе более "провокационные" действия, кто-то - менее, чтобы не вызвать осуждения со стороны относительно либеральных кругов в Саудовской Аравии.

"Когда вы меняете условия, в которых находится женщина, и даете ей больше возможностей, меняется жизнь всей семьи", - говорит саудовская телеведущая Муна Абу Сулейман, у которой в "Фейсбуке" более 1,2 млн подписчиков.


Будучи публичной фигурой, 44-летняя Муна не позволяет себе неосторожных поступков, которые могли бы вызвать скандал. Тем не менее она постоянно становится объектом для критики.

Муна Абу Сулейман стала первой саудовской женщиной-телеведущей, появившейся на международном телеканале. Уже этого было достаточно, чтобы вызвать осуждение со стороны многих ее соотечественников. Критики указывали на то, что женщина, согласно канонам ислама, не должна быть публичной фигурой и ей стоило бы держаться подальше от телекамер. В адрес ведущей поступали угрозы, так что в какой-то момент ей пришлось "позаботиться о безопасности своих детей".

Она почти никогда не появляется на публике в черной абае, которую носит подавляющее большинство ее соотечественниц. Телеведущая, у которой есть собственная линия модной одежды, предпочитает надевать закрытые, но яркие наряды, которые сильно отличаются по фасону от одежды местных консервативных мусульманок. При этом она говорит, что не нарушает никаких религиозных предписаний и могла бы не носить хиджаб.

Муна Абу Сулейман родилась в Филадельфии, окончила Университет Пенсильвании, а затем училась в Университете Джорджа Мейсона, Международном исламском университете Малайзии и Университете короля Абдулазиза.

В 2007 году она стала первой женщиной из Саудовской Аравии, назначенной послом доброй воли ООН.

"Я хочу, чтобы девочки понимали, что у них почти нет ограничений в выборе", - говорит Муна Абу Сулейман. Она считает, что в Саудовской Аравии, где сейчас работают только 15% женщин, молодые мусульманки тоже должны иметь возможность реализовываться в профессии.

Об этом Муна Абу Сулейман говорит публично, выступая в вузах и по телевидению.

Она считает, что у женщин должна быть возможность работать, создавать семью и оставаться при этом независимой. По ее мнению, в современном мире в интересах женщин не работает ни одна из существующих систем - ни традиционная исламская модель, которая подавляет волю женщин, ни западная модель, которая заставляет женщин соревноваться с мужчинами.

Принцесса Амира ат-Тавиль

33-летняя принцесса Амира ат-Тавиль, выпускница американского Университета Нью-Хейвена, стала публичной фигурой после своего замужества. Она вышла замуж за миллиардера - принца аль-Валида ибн Талала Аль-Сауда, который старше ее на 28 лет (в 2013 году пара развелась), и стала вице-председателем созданного им благотворительного фонда Alwaleed Philanthropies.

На публичных мероприятиях она почти всегда появляется в европейской одежде и с непокрытой головой. Это возмущает саудовскую консервативную общественность куда больше, чем яркие наряды Муны Абу Сулейман, выдержанные в рамках мусульманских традиций.

Принца аль-Валида ибн Талала неоднократно призывали "контролировать жену", чтобы та не подавала "дурной пример" правоверным мусульманкам.

Однако принц обычно одобрительно кивал, в то время как его жена давала интервью западным телеканалам и говорила о правах женщин.

"Все начинается с гражданских прав. Нет никаких закрепленных письменно гражданских прав для женщин, которые тем не менее являются гражданами страны. В министерстве юстиции уверяют, что работают над этим. Тем не менее [женщинам] прав еще никто не дал - напротив, их отобрали", - говорила Амира ат-Тавиль в интервью Си-эн-эн в 2012 году.


Тем, кто критикует ее за немусульманскую одежду, она отвечает так: "Я не представляю всех женщин Саудовской Аравии. Я представляю поколение молодых саудовских женщин".

Принцесса Амира неоднократно публично выступала в ряде американских СМИ в поддержку предоставления женщинам Саудовской Аравии права управлять автомобилем. Она поддерживала активисток, которые решались на "акции неповиновения": садились за руль, а потом выкладывали в социальных сетях видео того, как они ведут автомобиль.

"Я думаю, что это наша задача - бороться за наши гражданские права. Власти движутся в этом направлении и проводят много реформ, но нам самим необходимо развиваться как гражданскому обществу, развивать НКО", - убеждена Амира ат-Тавиль.

Закон не запрещает саудовским женщинам водить напрямую, однако исламское руководство страны де-факто поддерживает это ограничение из-за системы опекунства, законодательно закрепленной в Саудовской Аравии. Женщинам нельзя выходить из дома без сопровождения мужчины - обычно близкого родственника, а кроме того, разрешение от мужчины зачастую требуется для совершения разных дел - например, на открытие счета в банке.

Одна из самых известных саудовских активисток Маналь аль-Шариф шесть лет назад провела девять дней в тюрьме Саудовской Аравии за "вождение автомобиля лицом женского пола".


По ее словам, однажды вечером она безуспешно пыталась найти такси, чтобы добраться до дома. На улице к ней начали приставать мужчины, и она даже начала опасаться, что ее могут похитить.

Ее так возмутила эта ситуация, что позднее она решила сама сесть за руль машины и опубликовать видео на YouTube. Всего за один день его посмотрели 700 тысяч раз. Так она начала кампанию за право вождения автомобиля женщинами в Саудовской Аравии.

"Боже мой, это было потрясающе. Когда я сидела в тюрьме, девушки садились за руль, снимали это на видео, публиковали - это был акт гражданского неповиновения. Размах акции был огромный! Я думала, что, после того как меня посадили, движение умрет. Но когда меня отправили в тюрьму, что-то действительно изменилось. Все больше и больше женщин находили в себе смелость во всеуслышание объявить, что они водят машину", - рассказала активистка в интервью BBC Radio 4.

В июне в свет вышла книга Маналь аль-Шариф "Daring To Drive: The Young Saudi Woman Who Stood Up To A Kingdom Of Men" ("Отважиться на вождение: Молодая саудовская женщина, бросившая вызов королевству мужчин").

"Вождение - это символ гражданского неповиновения, символ перемен в Саудовской Аравии. Мне 38 лет, я мать двоих детей, я инженер компьютерных систем, и я все еще фактически считаюсь несовершеннолетним, недееспособным человеком. Я несовершеннолетняя с рождения и до самой смерти. Я - как собственность, которая передается от моего отца моему мужу или брату, если мужа нет, или даже сыну - моему собственному сыну. Рожать собственного опекуна! Это и есть система опекунства", - заявляет Маналь аль-Шариф.

Еще одна активистка движения за права женщин, 28-летняя Лоуджан Хатлуль, получила широкую известность после своего ареста в декабре 2014 года. Ее задержали после того, как она попыталась въехать в королевство на машине из соседних Объединенных Арабских Эмиратов.

Вскоре после этого была арестована и Майса Амуди - проживающая в ОАЭ саудовская журналистка, которая пересекла границу, чтобы поддержать Хатлуль. У обеих женщин десятки и сотни тысяч подписчиков в Twitter.


Тогда Лоуджан Хатлуль провела в тюрьме около двух месяцев. Правозащитники Amnesty International признали активистку узницей совести. А в 2015 году Хатлуль вошла в ежегодный список 100 самых влиятельных арабских женщин по версии Arabian Business Magazine.

В июне 2017 года ее снова задержала полиция в аэропорту Эд-Даммама. Причина ареста до сих пор не разглашается, власти страны не разрешили женщине обратиться к своему адвокату или связаться с семьей.

"По всей видимости, она была под наблюдением из-за своей правозащитной деятельности, поскольку выступала в поддержку прав женщин, которые постоянно попираются в Саудовской Аравии", - заявила после недавнего задержания представитель Amnesty International Сама Хадид.

Ваджеху аль-Хувайдер, основательницу Ассоциации по охране и защите прав женщин в Саудовской Аравии, часто называют самой радикальной саудовской феминисткой и активисткой страны.

"Саудовские женщины слабы - независимо от того, насколько высок их статус, - потому что нет никакого закона, который бы их защищал. Подавление женщин и размывание их личности - это то, что происходит в большинстве семей в Саудовской Аравии", - говорит активистка.


В 2008 году Ваджеха аль-Хувайдер опубликовала в Сети видео, как она ведет автомобиль в Саудовской Аравии. По словам Хувайдер, публикация этой записи в интернете была приурочена к Международному женскому дню. Сразу после публикации видео посмотрели тысячи пользователей.

Тогда она стала первой активисткой, решившейся на акцию протеста после длительного затишья. До этого последняя акция протеста против запрета на вождение прошла в 1990 году, когда десятки женщин ездили по столице страны Эр-Рияду. Многих из них арестовали на сутки, их паспорта конфисковали, кое-кто из участниц акции лишился работы.

"Многие женщины в нашем обществе умеют водить машину, и многие наши родственники-мужчины не возражают против этого", - заявила тогда Ваджеха.

Ваджеха аль-Хувайдер, по разным данным, родилась в 1962 или 1963 году. Она работала журналисткой и сотрудничала с ежедневной газетой на арабском языке "Ав-Ватан" и изданием Arab News. Однако в 2003 году из-за участия в правозащитных акциях ей запретили публиковаться.

В 2006 году ее арестовали после акции протеста. Перед тем как Ваджеху аль-Хувайдер освободили, ее заставили подписать обещание, что она больше не будет заниматься правозащитной деятельностью. Ей также было запрещено выезжать за пределы Саудовской Аравии. Однако позже этот запрет был снят.

18 февраля 2016, 21:37

Мне повезло - я ходила в частную школу, одну из лучших в стране, на мой взгляд. Я поступила туда примерно в восемь лет, поэтому всё моё детство, вплоть до выпускного, прошло в окружении почти одних и тех же людей, вроде такого большого комфортного пузыря. В школе было около 48 учениц, до переезда в Англию у меня особо и не было других контактов со сверстниками. Школа, разумеется, была исключительно женская. Что касается предметов, в основном это были религиозные дисциплины и точные науки, гуманитарные направления почти игнорировались, что странно, ведь это была хорошая частная школа. Образование в стране достаточно плохое как для мальчиков, так и для девочек, тут особой разницы нет. Я ходила в частную школу и могла получить какие-то дополнительные знания, пусть и не в официальном порядке, в государственных учреждениях всё в разы хуже. Детей вроде учат биологии, математике и физике, но вот такие предметы, как история или обществознание, практически отсутствуют. Могут, конечно, рассказать какие-то вещи на уроках религии, но это всё ангажированно и является, по сути, правительственной пропагандой. Получается, что подростки выпускаются из школы, не понимая элементарных вещей об окружающем их мире.

Twitter и Facebook очень популярны в Саудовской Аравии, это было видно по моей школе. Девушкам, например, просто больше нечем заняться, кроме как переписываться и сочинять новые твиты. Когда Facebook только появился, женщинам не рекомендовалось выкладывать туда свои фотографии. Я помню, как все девочки в моей школе шептались и называли меня «шлюхой», потому что я постила свои фотки. Сейчас всё изменилось, и эти самые девочки стали самыми невыносимыми спамерами в моём инстаграме.

Так всегда происходит в королевстве: сначала все очень боятся новшеств и сплетничают о тех, кто начал ими активно пользоваться, а потом и сами присоединяются. Я, кстати, почти никогда не носила никаб (накидку, почти полностью закрывающую лицо), но вот абайю (длинное одеяние, закрывающее только тело) надевать приходилось, так как это предписано законом. Когда я была совсем маленькой, абайя должна была быть абсолютно чёрной.

Но вот мне исполнилось 12 лет и женщинам разрешили носить разноцветную одежду. Конечно, сначала это воспринималось обществом негативно, некоторые женщины распускали сплетни о тех, кто посмел надеть цветную абайю. Это модное веяние пришло из элит и постепенно было подхвачено женщинами по всей стране, но потребовалось время. Мне кажется, простое разрешение носить цветную абайю сделало много для общества. Появились дизайнеры, определённые тренды, новые фабрики. Сейчас можно определить, есть ли у женщины чувство стиля, просто посмотрев на неё на улице. Раньше это была нереальная задача.

В Саудовской Аравии принято, что мужская половина семьи несёт ответственность за репутацию своих женщин. Если твой отец или брат узнают, что ты курила или проводила время с парнем, это повлечёт серьёзные последствия. В стране принято защищать дочь или жену от дурных слухов, даже если они правдивы, бывают серьёзные стычки на этой почве. Моя семья со стороны отца очень консервативна, дурная молва очень волнует их, с родственниками мамы всё немного проще. Вообще я до сих пор стараюсь скрывать какие-то вещи от них, несмотря на взрослые годы. Почти из всех девушек родом из Саудовской Аравии вышли бы гениальные преступницы: они умеют скрывать информацию о себе и избегать лишнего внимания лучше всех на свете.

Переезд в Великобританию из Саудовской Аравии до сих пор напоминает мне освобождение из неволи. Словно я 18 лет провела в тюрьме, а потом оказалась на свободе. Для меня долгое время были счастьем даже прогулки до университета или магазина без обязательного сопровождения мужчины. Теперь я могу носить любую одежду и тусоваться с парнями, не думая, что кто-то примет меня за потенциальную проститутку. Раньше я даже не могла высказывать своё мнение на школьных уроках, особенно если оно не вписывалось в религиозные нормы, сейчас всё иначе.

Родственники отца жутко волновались и до последнего пытались отговорить его отправлять меня учиться в Великобританию. Им в принципе в голову не приходило, что женщина может жить одна, да ещё и в другой стране! А вот родные по маминой линии и друзья очень круто меня поддерживали, несмотря на то, что девушки из Саудовской Аравии стали ездить учиться за границу только с 2008 года, насколько я помню. Общество не до конца смирилось с этим фактом. Но мой папа сам окончил университет в другой стране и настоял на том, чтобы я тоже попробовала. Ему, естественно, пришлось подписывать бумаги, что он разрешает мне учиться за границей и всё в этом духе. Для особенно религиозных людей даже существует специальный сервис, который за 600 фунтов стерлингов и оплаты расходов на жильё, позволяет нанять студентке опекуна за границей. Но, по-моему, это довольно абсурдная вещь.

Вообще, исполнение и подчинение законам Саудовской Аравии - это отдельная тема. В стране есть негласное противостояние между ортодоксально религиозными и умеренными семьями. Первые вечно всё усложняют, но почти всегда есть способ обойти предписанные религией официальные законы. Например, пишет тебе папа или брат записку о том, что тебе можно самой передвигаться по городу, и опекун уже не нужен. Надо только эту записку и паспорт с собой всегда брать, подобные бумажки работают иногда даже в отношении выезда за границу. Многое, конечно, зависит от семьи. Если отец - либерал, законы вряд ли сильно отразятся на твоём образе жизни. Но если глава семьи придерживается традиционных взглядов, ты, скорее всего, никогда не выйдешь из дома одна, он имеет полное право запереть тебя в четырёх стенах.

Помимо этого есть куча мест, куда могут ходить только мужчины или только женщины. По моим ощущениям, в один прекрасный день какие-то юристы придумали такую штуку, как повсеместная сегрегация, а потом она почему-то стала частью национальной культуры, что не может не огорчать и не создавать проблем. Вот, допустим, идёт женщина в булочную на своей улице, чтобы купить сэндвич на завтрак, а потом выясняется, что вход в эту булочную разрешён только мужчинам, в итоге она остаётся без перекуса. Большинство каких-то магазинов или ресторанов в стране оккупировано, разумеется, мужчинами. В итоге люди начинают воспринимать это разделение как норму; и женщины, и мужчины начинают вести себя очень странно, попадая в одно помещение, всем дико не комфортно.

Моё возвращение домой - это большая дилемма. С одной стороны, я понимаю, что в Англии сумею реализовать себя по полной; с другой - маленький моралист внутри меня говорит, что я становлюсь частью «утечки мозгов» из родной страны. Я разрываюсь между легко достижимым счастьем и принесением себя в жертву Саудовской Аравии, где всё будет гораздо сложнее. Ведь очень долгое время для женщины в профессиональной среде было уготовлено только два пути: медицина и преподавание. Сейчас ситуация улучшается, в основном из-за нефтяных компаний, ориентированных на Запад и США в частности. Для них не проблема нанять женщин-инженеров - главное, чтобы было образование. Государство тоже приняло ряд реформ, позволяющих женщинам работать в частном секторе, постепенных, но, в принципе, работающих. Но, если честно, женщину-кассира в супермаркете я впервые увидела только в 2012 году.

Вопреки всем реформам на работающую женщину всё ещё давит общество, особенно это заметно в консервативных семьях. В принципе, сейчас даже они стали относиться к идее работающей женщины спокойней, но религиозный отец никогда в жизни не позволит тебе работать в месте, где не соблюдается половая сегрегация: «Окей, ты можешь работать, но будь добра делать это в школе, где идёт чёткое гендерное разделение, или в магазине для женщин». Соответственно, это лишает многих женщин в стране возможностей карьерного роста, так как международные компании ориентированы на западные стандарты общения. Плюс на работающую женщину обычно смотрят как на изгоя какого-то: «О, да вы гляньте, она никому не нужна и умрёт в одиночестве!».

Поэтому в Саудовской Аравии одна из важнейших проблем - это женская безработица, потому что устроиться на работу продавщицей, например, легко, а вот получить должность в крутой компании сложно - предпочтение обычно отдают мужчинам. Что касается моей возрастной группы (20–25 лет), то тут безработица среди обоих полов вообще достигает 40%, но больше отражается на женской половине. У меня есть подозрение, что все либеральные реформы были проведены правительством именно из-за того, что новое поколение молодых мужчин больше не в состоянии обеспечить свою семью.

Обычно девочки, покидая Саудовскую Аравию и начиная жить в другой стране, начинают тусоваться на новом месте с арабами или арабками. Им так легче, ведь не приходится полностью приспосабливаться к особенностям западной культуры, да и подружиться с кем-то из твоей родной страны проще. Но вопреки этому они всё равно понимают, что являются независимыми и значимыми, поэтому даже консервативным девушкам становится тяжело возвращаться на родину после того, как они привыкают к свободе. Некоторые из них возвращаются и начинают заниматься реально крутыми вещами - феминистским активизмом, например.

Про девушек, которые на тачках гоняли, наверное, все уже знают. Это очень смело, потому что в Tumblr посты писать может каждая, а вот сделать такой радикальный для Саудовской Аравии шаг - нет. Но вот общество их не то чтобы не смогло понять - не оказало должной поддержки. Вообще радикальный феминизм практически нелегален, тут такая же ситуация, как с вашим российским законом про ЛГБТ-сообщество. У вас думают, что гомосексуалисты развращают детей, а у нас воспринимают феминисток как женщин, пропагандирующих публичное обнажение, беспорядочный секс, проституцию.

Требование установить равноправие полов вызывает какую-то массовую паранойю и ассоциируется с сексуальной революцией. Правительство и общество скорее готовы прислушаться к женщинам, которые пытаются трактовать правила ислама в своих интересах и не рубить с плеча. Это, наверное, менее честно, но зато более эффективно в реальной борьбе за реальные права.

Заниматься борьбой за права, конечно, очень круто. Но в Саудовской Аравии открыть НКО самостоятельно - задача не из лёгких, очень много бумажной волокиты, поэтому этим обычно занимаются частные корпорации. То есть на базе многих больших компаний существуют некоммерческие организации, занимающиеся каким-то важным общественным делом: проблемой безработицы, женским трудоустройством, образованием для девочек-подростков. Моя подруга работает в одной из таких НКО и это потрясающе - видеть, как её усилия и работа окупаются. Если после окончания магистратуры решу вернуться в Саудовскую Аравию, обязательно попробую поработать в этой сфере.

Статьи по теме: