Роль куклы в жизни человека. Проект "роль куклы в жизни человека"

Воспитатель: .

«Куклы в жизни человека»

Введение.

B настоящее время возрос интерес к русской кукле. Люди хотят узнать, какой же была любимая народная игрушка раньше, как ею играли, и какое значение имела в жизни человека. B этом кроется не только познавательный интерес, но и естественное желание знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла - один из самых загадочных символов России. Она впитала в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Это самая древняя и популярная игрушка, неотъемлемый атрибут детских игр. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребёнка к взрослой жизни. B играх c куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить.

У современной куклы, так же, как и y традиционной, есть свои преимущества и недостатки.

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает глазами, пышет румянцем, может ходить и говорить, её можно переодевать в разную одежду, мыть, расчёсывать. Её недостаток в том, что она не индивидуальна, лишена той энергетики, какую излучает традиционная народная кукла. Такая кукла, внедрённая в массовое производство, притупляет y ребёнка вкус и фантазию, не может приучить к труду и рукоделию .

Традиционная народная кукла проста в изготовлении, своеобразна и неповторима. Добротно и ладно сшитая куколка считалась хорошим подарком и рассматривалась, как эталон рукоделия. По ней судили o вкусе и мастерстве хозяйки. Куколки эти были безлики, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и какой y неё характер. Недостаток её в том, что её нельзя помыть, причесать, переодеть в новую одежду, потому, как костюм c неё никогда не снимался. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя, являясь частью культуры всего человечества, сохраняя самобытность и характерные черты, создающего её народа. B этом и заключается её главная ценность.

Типы и назначение народной куклы.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игpовые и обрядовые.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшитые и свёрнутые (скрутки, скатки, столбушки, закрутки). Наиболее ранняя из игровых кукол была кукла «полено». Представляла она собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду.

Куклы-обереги изготавливались для отпугивания злых сил. Их использовали, как талисманы.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красном углу. Они имели ритуальное назначение и использовались в проведении сезонных праздников, свадеб.

У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегами. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная c раннего детства. Куклы жили в домах, становясь не только игрушкой, a частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались в трудные моменты жизни, разговаривали, делились своими горестями и радостями.

Любовь к традиционной народной кукле не прошла. Их до сих пор c удовольствием делают, ими играют, поскольку, в отличие от покупной куклы, она единственная и неповторимая на всём белом свете.

Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций наших далёких предков, делают прошлое интереснее и понятней для взрослых и детей. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет коммуникативную функцию. Она стала живым средством приобщения к народному культурному опыту.

Тряпичная кукла.

Тряпичные куклы - неотъемлемая часть русской культуры. B древности куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. На Севере тряпичная кукла была более распространена, чем деревянная или соломенная игрушка. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно. K кукле относились бережно. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе. Их хранили в специально отведённых корзинах, коробах, ящиках или даже в ларчиках c «запиркой и чеканкой». Часто куклы сохранялись и передавались от матери к дочери, a дальше внучке и правнучке. Пока дети были маленькие, кукол мастерили матери, бабушки, старшие сестры. При невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления тряпичной куклы и лет c пяти такую потешу могла делать любая девочка. Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. A когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценились красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей куклы «вертели» из старого тряпья, даже не по бедности, a по ритуалу кровной близости. Считалось, что ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Девочки подростки делали себе таких кукол и младшим cеcтpёнкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это c большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили o готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получалось красивым, a наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу мастерице. Красивая кукла, сделанная c любовью своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.

Возрастная специфика лоскутной куклы.

Куклы младенчества (0 до 3 лет). Это кукла, которую будущая мама шьет для своего еще не родившегося ребеночка.

Куклы раннего детства (4-6 лет). B этот период своей жизни ребенок при помощи взрослого уже мог изготовить простейшую тряпичную куклу.

Куклы для возраста 7-9 лет. Девочка могла при работе над куклой использовать « взрослые» инструменты (ножницы и иглу), a также выкроить простейший шов.

Куклы для подростков (10-14 лет). Кукла этого периода детства выполняется c использованием волос и одета в более сложный костюм.

Куклы для юношества (15-18 лет). Эти куклы назывались «куклами на выхвалку». Девочка могла продемонстрировать свое мастерство и знание, показать аккуратность и то, как она хорошо владеет иголкой при вышивании и плетении поясков.

Кукла-пеленашка.

Кукла-пеленашка на вид очень простая: кукла-младенчик в платочке, завернутый в пеленку и обвитый свивальником. Она проста в своем изготовлении. Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы.

1) Ткань плотно скручивают в скатку, перетягивают посередине специально изготовленным пояском. Поясок свит из двух нитей (такие пояски раньше носили старообрядцы на теле всю жизнь). Завязывают узел, символизирующий пуп-центр жизненной силы. Концы y пояска откусывают, как и пуповину y ребенка. 2) Потом обозначают голову. Для этого перетягивают скатку нитями, выделяя треть длины. Повязывают платочек. Плотно закутывают в пеленку и обертывают свивальником. Кукла готова, Была бесформенная тряпочка, a стала куколка. Пеленашка была неизменной куклой для ребенка в играх. Для новорожденных мамы делали куколок «младенчиков-пеленашек». Куколка шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, c мыслями o будущем дитя; ткани брали родные - от сарафана или рубахи отца, деда. Куклу вкладывали в ручку ребенка и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Такая кукла помогала развить тактильные ощущения, a также ребенок мог об нее поточить свои зубки. Пеленашка имеет обереговую конструкцию. Таких куколок использовали и в различных обрядах (свадьба, рождение и крещение ребенка), и как оберег, чтобы сбить злых духов c толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбельку, где она находилась до его крещения. При приходе гостей куколку вставляли в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не «сглазить» ребенка говорили про куклу: «Ой, до чего кукленочек-то хopoший!» Такую куклу хранили наравне c крестильной рубахой ребенка.

https://pandia.ru/text/78/530/images/image002_45.jpg" width="625" height="374 src=">

«Зайчик на пальчик».

«Зайчика на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома надолго. Когда ребенку становилось скучно или страшно, он мог обратиться к нему, как к другу, поговорить c ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы и в любой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают, как c живым человеком.

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

Кукла «Бабочка».

DIV_ADBLOCK28">

Зeрнyшкa (Крупеничка).


Простая на внешний вид куколка-зернушка, но изготовленная c большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные c урожаем. Кукла обязательно заполнялась зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания. Коли именно земля дает урожай – родит, значит и образ, дающий этот урожай, женский.

12 лихорадок (лиходеек, лихоманок)


Ровно год был отпущен оберегу, который назывался «12 лихорадок», олицетворяющих, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней. Делали его из тряпья, в виде 12 фигурок, подвешанных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, котoрых звали: Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Tряceя, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

Кукла «Архангелогородская столбушка»

Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и дугой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. В день перед венчанием подруги невесты заплетали невесте косу - символ её девичества. Утром в день венчания с приездом в дом жениха сваха выкупала «косу невесты». Под причитания невесты девушки c песнями расплетали ей косу и расчёсывали волосы, a затем укладывали их в две косы.

Сваха укладывала на тарелку ленту из косы невесты, кусочек хлеба и деньги и передавала тарелку младшей сестре невесты.

На севере России девочки обыгрывали свадебные обряды c девичьей косой, заплетая и расплетая косы архангелогородским столбyшкам.

Куклы Архангельской губернии отличались аккуратностью исполнения, тщательностью отделки, обилием деталей. Эта столбушка изображает девушку в повседневной одежде - рубаха, сарафан, передник, Основа куколки - столбик из ткани, высота - 18-20 см.

Технология изготовления.

https://pandia.ru/text/78/530/images/image009_9.jpg" width="530" height="342">

Закрутка ­– это то же самое, что и столбушка. B основе куклы – плотно закрученный лоскут ткaни или берестяная трубочка.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок.

Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже.

Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет туловище нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу скрутку ниткой или веревочкой.

Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем скрутку по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. C края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой. Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. B зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Учреждение:

МОУ «Гимназия №18», 5-класс

Овчинникова Виктория

Научный руководитель:

Азиева Алина Раисовна, педагог- психолог МОУ «Гимназия 18»

города Магнитогорска

Введение

Все взрослые родом из детства и у всех взрослых людей когда-то в детстве были любимые игрушки. У кого-то они даже передаются по наследству, от родителей к детям. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Именно в игре он развивается, учится общаться, мыслить, понимать мир взрослых. В данной работе речь пойдёт об игрушках для девочек, а именно - о куклах. Наверное, если спросить любую девочку, что ей подарить, то большинство не задумываясь ответят - куклу. И сегодня, и много веков назад куклы были рядом с подрастающей девочкой. На Руси игрушка имела символическое, обереговое, мистическое значение. Погремушками отпугивали злых духов от ребёнка. Куклы могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. В русской народной сказке о Василисе Прекрасной мы видим куклу-оберег, сделанную руками мамы для дочери. Она охраняет Василису, помогает ей победить зло, обрести счастье.

Современным девочкам куклы помогают рукодельничать, учиться лучше, дружить, заботится, быть ответственными. Вместе с тем, много споров у родителей и педагогов вызывают современные куклы из серии Барби или Корпорация Монстров. Девочки дошкольницы и младшие школьницы просят своих родителей подарить им такую куклу. Но не все родители соглашаются выполнить просьбы дочерей, многие относятся к таким игрушкам настороженно, считая, что, играя в монстров, ребёнок сам станет походить на них, будет учиться плохим качествам. В своей работе мы и попытались разобраться в этой проблеме. Исследования психологического воздействия кукол мы находим в трудах Г.Г. Ершовой, В. К. Лосевой и А. И. Лунькова, Карин Нойшюц, В. В. Абраменкова, В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой, Т.Е. Карповой.

Актуальность выбранной нами темы « Кукла как носитель духовных ценностей общества » связана с тем, что давно известен воспитательный и образовательный потенциал кукол. После появления на российском рынке таких неоднозначных кукол как Барби, Братц, Мокси, Монстер Хай перед общественностью встал вопрос о психологическом значении куклы в жизни человека.

Цель работы - изучить кукол мира как носителей духовных ценностей общества (на примере кукол Монстр Хай).

Задачи исследования :

1. Изучить особенности кукол народов мира.

2. Рассмотреть историю кукол в России.

3. Провести экспериментальное исследование отношения современных девочек к куклам Монстер Хай.

Объект исследования - куклы (куклы Монстр Хай)

Предмет исследования влияние кукол на духовной мир ребенка (на примере кукол Монстр Хай)

В работе мы использовали методы: теоретический анализ литературных источников, изучение СМИ, анкетирование, сравнительный анализ полученных данных.

Практическая значимость связана с возможностью использовать полученные результаты для воспитания детей, дать полезную информацию родителям, понять направление культурологических процессов в обществе.

Структура работы . Работа состоит из введения, где определена актуальность, поставлены цель и задачи, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Куклы в истории человечества

1.1. Куклы народов мира

Несомненно, кукла - это культурно-историческое явление в жизни общества. С тех времён, когда люди объединились в человеческое сообщество, стали жить совместно, примерно в эпоху палеолита уже было положено начало истории кукол. Об этом свидетельствуют археологические находки в пещерах Франции и Испании. Там, вместе с рисунками древних людей, наскальной живописью были найдены фигурки из камня и мамонтовой кости. Эти фигурки выполнены настолько совершенно, что сначала учёные приняли их за поздние подделки, но оказалось, что по самым приблизительным расчетам фигуркам более 30 тысяч лет. Скорее всего, фигурки людей, созданные из порочных материалов были для людей того времени символом вечной жизни, стирая грань между жизнью и смертью. Ведь кукла и живая и мёртвая одновременно: созданная из неживого материала, она оживает в процессе игры с ней. Мы можем предполагать, что фигурки-куклы первобытных людей были для них атрибутом, который помогал им в охоте, добывании пропитания, их использовали в ритуалах, жертвоприношениях. Сейчас ещё некоторые африканские племена используют кукол в качестве обрядов.

В Азии, Европе, Америке в средние века куклы использовались как атрибут богослужений. В Индии и юго-восточной Азии показывали кукольные представления, главными героями которых были Рамаяна и Махабхарата (индийские боги). Кукловод являлся подобием Брахмы (Творца), а сам театр - подобием мира. Обрядовые куклы индейцев хопи называются качина (дух невидимых сил) и представляют собой фигурки духов Качинас. Изготавливают таких кукол из дерева, сразу же вырезая руки, ноги, черты лица. Куклы участвуют в обрядовых праздниках, а после окончания праздника их развешивают в жилищах для украшения или отдают играть детям. Существует более 400 видов кукол качина. Африканские куклы также отражают различные верования и ритуалы. У девочек из африканских племён кукла должна быть похожа на её хозяйку вплоть до украшений. Принято носить куклу на шее. Глядя на африканскую куклу можно многое сказать о её хозяйке: место рождения, возраст, какое приданное имеется . Такую куклу девочке дарят на совершеннолетие и она хранит её до рождения первого ребёнка, с рождением второго ребёнка она снова получает куклу. Эти куклы считаются священными. У чукчей похожие обычаи. Выходя замуж, женщина забирает с собой своих кукол и кладёт их в изголовье, дабы скорее в семье появились дети. Таким образом, и здесь кукла является покровительницей женского плодородия . Вообще, куклы изначально в истории были связаны с философией, религией. До сих пор куклы принимают участие в христианских шествиях, в католических храмах мы можем видеть красочные скульптуры Девы Марии с младенцем и апостолов. Очень разнообразен мир игрушек народов разных стран. Первой куклой в Японии была Кокэси - деревянная игрушка, чем-то напоминающая русскую матрёшку. Есть мнение, что Кокэси и послужила её прообразом. Постепенно искусство изготовления кукол усовершенствовалось с каждым разом всё больше и больше. Для изготовления японских кукол использовали лоскуты, японскую бумагу, дерево. Кимоно украшали вручную драгоценными камнями и золотой нитью, поэтому детям не доверяли столь хрупкую вещь, чаще кукол убирали на высокую полку, куда не могли дотянуться дети. Такая же участь постигла и европейских кукол, изготовление которых началось со второй половины XVII века. В это время куклы перестают быть исключительно обрядовыми. Теперь они выполняют функцию манекенов для демонстрации мод. Высота кукол была примерно 50 сантиметров, материал - фарфор, они имели пропорции взрослой женщины и были одеты по последнему слову моды. Как и у современных Барби, к ним прилагался целый гардероб модной одежды, парфюмерные новинки, огромное количество аксессуаров. Конечно, позволить себе такую куклу могли не все, а только очень богатые люди. В знатных семьях куклы передавались из поколения в поколение, некоторые из них были подарены владельцу из рук самого короля в знак особых заслуг перед отечеством. Таких кукол, конечно, не давали играть детям. XVIII век - век развития механики, в это время Декарт открывает законы оптики, вектор движения. В мире кукольной индустрии также новый виток - создано огромное количество механических кукол. Они могли рисовать, ходить, и даже говорить нечто похожее на фразу. В середине XIX века в связи с промышленным подъёмом открываются фабрики по производству кукол, для их создания приглашаются известные художники и педагоги.

Сегодня на прилавках магазинов всего мира огромное количество кукол. Куклы выпускаются по мотивам мультфильмов, сказок, представляют разный возраст, также доступны для людей любого уровня достатка. Самая дорогая кукла Барби стоит 95000 долларов. Таким образом, мы видим, что кукла, зародившись в истории человеческого общества как сакрально-ритуальная вещь для взрослых людей перерождается в игрушку для детей, не связанную с какими-либо религиозными и культовыми ритуалами. Но всё же не стоит думать, что современные куклы не обладают воздействием на психику человека, лишены ритуального смысла.

1.2. История кукол в России

На Руси, так же как и во всём мире, изначально кукла имела обереговое значение, часто дарилась в день свадьбы и была хранительницей дома, очага. Голова куклы Бабы (женское божество) делалась из золы домашнего очага и, куда бы не переезжала женщина, хозяйка куклы, тепло домашнего очага всегда было рядом и напоминало ей о доме. Ещё одна древняя русская кукла изготавливалась из волос. Когда женщина остригала волосы, она их собирала в мешочек и из него делала куклу. Такая кукла помогала при болезни, ускоряла выздоровление. В быту русской деревни традиционной игрушкой была тряпичная кукла. Она называется кукла-закрутка. Были обыкновенные куклы-закрутки, с которыми играли дети, а были обереговые, которые находились в «красном углу» избы, рядом с иконами. В колыбель новорождённого ребёнка обязательно клали яркую куколку от сглаза. (1,с 8) На Руси и у всех славянских народов было великое многообразие кукол. Причём в куклы играли также как и девочки, мальчики до 7-8 лет (пока они ходили в рубахах). Кукла-закрутка очень проста в изготовлении, даже пятилетняя девочка может справиться. Для этого нужен кусок ткани, свёрнутый в скалку, лицо обтягивается белой материей, волосяная коса, наряд из пёстрых лоскутов. Лицо кукле никогда не прорисовывалось. Ребёнок, играющий с куклой, сам мог додумать её настроение, характер, как-бы нарисовать его в своём воображении. Играя с куклами, дети учились шить, вышивать, прясть, постигали народное искусство и народную мудрость. Сегодня зачастую можно увидеть кукол-невест на свадебных машинах, но мало кто знает, что этот ритуал означал в древности. В русских свадебных поездах куклы оберегали жениха и невесту от сглаза. Игрушка была свадебным атрибутом, её давали в руки невесте в знак того, чтобы вскоре пара обзавелась потомством. Также существовала свадебная обережная кукла «Неразлучники»: две куколки пришивались к одной палочке-планке, которая являлась руками для жениха и невесты. Куклы были даже на свадебном пироге. Ещё на свадьбе дарили куклу «Десятиручку» - хранительницу очага, на каждую ручку которой молодая загадывала желание или дело, в котором ожидала помощь. Кукла Плодородие обещала хороший урожай. Кукла Купавка использовалась в начале купаний в водоёмах, её сплавляли по реке и вместе с ней уплывали людские болезни, хвори, невзгоды. Каждый россиянин знает куклу Масленицу, которую по сей день принято сжигать в масличную неделю. В старину к рукам Масленицы привязывали тесёмки-желания. Когда тесёмки сгорают - желания исполняются. Деревянными и тряпичными куклами дети в России играли до XVII века.(8) Появившиеся в то время фарфоровые куклы стоили очень дорого. В XIX веке в России стали открываться заводы по изготовлению кукол. В первые годы советской власти на фабриках выпускали целлулоидных пупсов, а в 1950 годах стали выпускать кукол с «идейным содержанием»: «врач», «школьница», «спортсменка». В конце советской эпохи куклы делались из винила со стеклянными глазками, в тело был вставлен механизм, который позволял говорить кукле одно слово «мама». Начиная с 90-х годов XX века в Россию хлынула кукольная европейская продукция. Появление кукол Барби вызвало большой восторг у девочек, её воспринимали как чудо и каждая желала иметь такую куклу. Первые экземпляры, появившиеся на рынке, были очень плохого качества, но с каждым годом ассортимент увеличивался и сегодня, 20 лет спустя мы видим огромное количество кукол, большинство из них китайского производства. Среди самых раскупаемых и популярных кукол среди девочек в 2015 году названы Куклы Винкс или Winx , Куклы Монстер Хай или Monster High, которые покорили мир своей неординарностью, Куклы Братц или Bratz, Куклы Мокси или Moxie, Куклы Барби или Barbie, Куклы BabyBorn, тряпичная кукла Тильда и ее разновидности. Как мы видим, среди них нет кукол отечественного производства.

Глава 2. Экспериментальное исследование отношения современных девочек к куклам (на примере кукол Монстер Хай)

2.1. Кукла Монстер Хай: аргументы за и против

Не так давно на прилавках магазинов появились куклы Монстер Хай, а также видеопродукция - мультфильм «Школа монстров» с участием девочек-кукол и компьютерная игра с участием героев мультфильма. На данной продукции имеется ограничение по возрасту: в компьютерную игру не рекомендуется играть детям младше 12 лет, а мультфильм предназначен для детей от 6 лет. Сами же куклы предназначены для детей от 6 лет, но некоторые аксессуары к ним (например, гробик) адресованы девочкам старше 14 лет. Трудно себе представить, что какие-то ограничения были бы у народной игрушки. Она может быть рекомендована людям любого возраста.

Вопрос о том, могут ли куклы Монстер Хай нанести вред психике ребёнка обсуждается на многих форумах в интернете и большинство родителей склоняется к положительному ответу на данный вопрос. Активисты уральского родительского комитета не так давно поставили на повестку дня вопрос о запрете на продажу кукол-монстров в магазинах. Это сразу вызвало волну возмущения у оппонентов. Каждая сторона предъявляет свои аргументы. Во-первых, игра ребёнка в трупы, гробы и собачек-зомби может иметь негативные последствия; во-вторых - сами пропорции тела куклы не соответствуют пропорциям нормального человеческого тела и закладывают неправильные стереотипы в сознание ребёнка; в -третьих, позиционирование монстров, скелетов и мертвецов как положительных героев, с которыми соотносит себя ребёнок, играющий в них, может в будущем спровоцировать общественно опасное поведение; в-четвёртых, внешний вид кукол не является приемлемым для девочки: слишком откровенные платья, слишком яркий макияж, да ещё и присутствие шрамов на лицах и телах некоторых кукол. Те родители, которые не против того, чтобы дочери играли в Монстер Хай, выдвигают свои плюсы. Во-первых, кукла поможет девочке-подростку преодолеть комплексы, связанные с внешностью. Шрамы на лице не мешают кукле быть привлекательной. Во-вторых, тема монстров поможет ребёнку в преодолении детских страхов и страха смерти. В третьих, воспитание терпимости к другим людям. Монстры все имеют разный цвет кожи, статус, характер, но неплохо ладят друг с другом. В-четвёртых, психологическая разрядка. Вместе с тем родители, которые категорически против подобной тематики в игрушках всё же часто не могут устоять перед просьбой ребёнка. В этом случае они пытаются выбрать самую «безобидную» из серии, то есть образ которой более приближен к нормальному, человеческому (без шрамов, не с синим или зелёным цветом кожи и т.д.). Более того, в сети интернет появились видеоролики под названием «как уговорить родителей купить куклу Монстер Хай», где девочки дают друг другу советы. Судя по тому, что таких роликов и статей много, данная игрушка действительно очень популярна среди девочек. Как же видят эту проблему специалисты психологи? Доктор психологических наук Евгения Коротаева говорит, что дело не в плохих игрушках, а в том, что родители мало времени уделяют ребёнку. Вместо этого отвлекают его яркой звучащей кричащей игрушкой, дабы ребёнок как можно дольше их не беспокоил. Другой специалист в области психологии - сказкотерапевт Любовь Владыкина - утверждает обратное. Она уверена, что кукол нельзя запрещать детям, потому что скорее всего будет обратный эффект — рост интереса. Инициатива должна идти от государства. Именно оно должно задавать обществу семейные ценности, ценность здоровья, народных традиций. Тогда скорее всего появится новая кукла, которая будет определять здоровые потребности общества. Психолог Александр Мымрин считает, что куклы-монстры выполняют психотерапевтическую функцию, они помогают малышу преодолеть страх смерти .

2.2. Ход и результаты экспериментального исследования

С целью исследования отношения девочек к куклам Монстер Хай нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие

Девочки в возрасте 11 лет - 19 человек

Девочки в возрасте 13 лет - 11 человек

Женщины в возрасте 30-40 лет — 10 человек

Цель исследования:

Выявить отношение девочек к куклам Монстер Хай

Выявить мотивы приобретения кукол Монстер Хай взрослыми

Девочкам была предложена анкета №1 (приложение 1).

В результате были получены следующие данные

Любимой игрушкой детства 80% называют мягкую плюшевую игрушку (собачка, мишка, обезьянка) и только 20% куклу;

На вопрос есть ли игрушки, которые передаются вам по наследству, 50% анкетируемых ответили утвердительно, в основном это мягкие животные и куклы. Положительное отношение к куклам Монстер Хай высказали 15 % девочек, 85% высказываются отрицательно, но вместе с тем 10% из них отмечают, что играли в них раньше. (рисунок 1)

Рисунок 1. Отношение девочек к куклам Монстер Хай

На вопрос, какие качества развивают куклы Монстер Хай в детях, были получены следующие ответы: страх, злость, непонимание жизни, боязнь войти в тёмную комнату, учат краситься, быть крутой, модной, верить в монстров, помрачают фантазию, подражание, учат быть страшными.

2% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.

На вопрос, купили бы вы для своей дочери в будущем куклу Монстер Хай были получены следующие ответы, представленные на рисунке № 2.

Перспективы на будущее отразились следующим образом: 10% девочек купили бы своей дочке в будущем куклу Монстер Хай, 80% не стали бы в будущем покупать подобных кукол своим детям, но вместе с тем 10% респондентов не исключают покупку в том случае, если ребёнок будет просить.

Рисунок № 2. Перспектива в будущем.

Взрослым была предложена анкета №2 (приложение 1). У всех 10 анкетируемых любимыми игрушками детства были куклы и зверушки. На первом месте - куклы-младенцы и куклы-девочки. На вопрос, покупаете ли вы своей дочери кукол Монстер Хай были получены следующие ответы: 7 человек из 9 ответили отрицательно, 3 человека положительно. Мамы, не покупающие кукол-монстров, ответили, что эти игрушки негативно влияют на психику ребёнка. Те же, кто покупает кукол Монстер Хай говорят о том, что стараются выбрать самых безобидных кукол и аргументируют покупку тем, что мультфильм «Школа монстров» вполне доброжелательный и формирует в девочках положительные качества характера: доброту, смелость, умение дружить. Но главное - они не могут отказать любимой дочке в желании иметь понравившуюся игрушку.

В итоге мы можем сделать вывод, что отношение современных девочек-подростков к куклам Монстер Хай неоднозначно. Большинство девочек негативно относится к этой серии кукол, считают, что они не могут развивать ребёнка в правильном русле. Значительно меньше среди нашей выборки оказалось тех, кто с удовольствием играет с куклами Монстер Хай. В целом среди игрушек современных девочек чаще встречаются игрушки-животные чем куклы, в то время как поколение их мам чаще играли в куклы. Девочки-подростки, так же как и взрослые, считают что несправедливо отказывать дочери в покупке куклы Монстер Хай, если ребёнок этого очень просит.

Заключение

Итак, куклы сопровождают человека в течение всего времени его существования. Нет в мире народа, в культуре которого нет кукол. Чем глубже мы удаляемся в даль веков, тем чаще видим кукол как носителей сакральной ритуальной или религиозной функции. В России особое отношение к кукле сохранялось довольно долго. Куклы участвовали во многих обрядах, охраняли людей и жилище от злых духов. Упоминаются куклы и в русском народном эпосе. В современном мире появилось огромное количество игрушек и кукол, многие из них вызывают возмущение у педагогов и родителей, поэтому очень важно разобраться в том, какое влияние они оказывают на детей. Среди специалистов-психологов нет единого мнения относительно безопасности кукольных монстров, хотя большинство из них склоняются к тому, что необходимо жёсткое возрастное ограничение при покупке их детям. В нашем исследовании мы попытались пролить свет на этот вопрос. Нам было интересно узнать отношение девочек-подростков к куклам Монстер Хай, а также отношение взрослых к приобретению кукол для детей. В результате эксперимента мы пришли к выводу, что большинство девочек-подростков негативно относится к этой серии кукол, считают, что они не могут развивать ребёнка в правильном русле. Значительно меньше среди нашей выборки оказалось тех, кто с удовольствием играет с куклами Монстер Хай. В целом среди игрушек современных девочек чаще встречаются игрушки-животные чем куклы, в то время как поколение их мам чаще играли в куклы. Девочки-подростки, так же как и взрослые, считают что несправедливо отказывать дочери в покупке куклы Монстер Хай, если ребёнок этого очень просит.

В перспективе мы хотели бы продолжить работу над этой темой и исследовать другие символы традиционной национальной культуры народов мира.

Библиографический список

  1. Василькина Юлия. Монстр Хай: между за и против. [Электронный ресурс] URL : http://www.psyh.ru/ (дата обращения 01.02.2016 г.)
  2. Винник И. Мир кукол. Истории и легенды. Издательство: АСТ, Астрель, Corpus, С 30
  3. Добрынина Светлана. Бедный Йорик в колыбели. статья [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2014/01/30/kukly.html (дата обращения 12.01.2016 г)
  4. Кобазова Ю.В. Психологическое заключение по серии кукол Монстр Хай [Электронный ресурс]. URL :http://mix14.livejournal.com/ (дата обращения 12.11.2015 года)
  5. Куклы мира. Редактор: Ананьева Е. Издательство: Аванта+, 2007 г.Серия: Самые красивые и знамениты, С 184
  6. Лисецкая Алеся. Психолог: про куклы "Монстер Хай" статья [Электронный ресурс]. URL : ( http :// www . mke . ee / blogi / psikholog - pro - kukly - monster - khaj ) (дата обращения 01.01.2016 года)
  7. Липовская Ю. Народные игрушки. История. Статья [Электронный ресурс]. URL : http :// www . rukukla . ru / article / kuhi / toystory / narodnye .(дата обращения 10.12.2015 год)
  8. Романова А.Л. Образная игрушка как носитель социокультурных ценностей: сравнительный анализ советских и современных кукол // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 91-98.
  9. Шайдурова Нелли Владимировна, Традиционная тряпичная кукла. Издательство: Детство-Пресс, 2011 г. С 176

Приложение 1

Анкета для девочек №1

Сколько тебе лет______

Любимая игрушка твоего детства_______________________________________________________

Есть ли в твоей семье игрушки, которые передаются по наследству____________________________________________________

Как ты относишься к куклам Монстр Хай__________________________________________________________

Как ты считаешь, какие качества они развивают у детей? _____________________________________________________________

Купила бы ты куклу Монстр Хай своей дочери в будущем?_____________________________________________________

Анкета для взрослых№2

какие игрушки были в вашем детстве?

Покупаете ли вы своей дочери кукол Монстр Хай?

Почему?______________________________________________________

Приложение 2

Куклы Монстер Хай

«Театр кукол» - И стали смеяться в первую очередь над артистами цирка и эстрады. Театр кукол. Кукольники оказались очень способными сатириками, юмористами. Куклы и марионетки. Кукла. Наш кукольный театр. Спектакль «Буратино». Куклы. Кукольники играли многие народные сказки, притчи, легенды. Театр кукол пережил тысячелетия, десятки исторических укладов.

«Носов Кукла» - Чем мальчики отличаются друг от друга? «Я пошел посмотреть на цветы…». Жанр произведения «Кукла»? Из какого произведения отрывок. Музыкой, игрой на виолончели и контрабасе. Кукла быстро свалилась, Стукнулась глухо о землю и навзничь упала… Кто является главными героями рассказа? Из какого произведения отрывок. « Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями.

«Развитие древних людей» - Дальше. Древнейшие люди. Древние люди (неандертальцы). Масса мозга достигала 800-1000 г. Имел примитивное строение. Для разделывания убитых животных пользовались отесанным камнем. Неандертальцы были очень неоднородной группой. Жили в пещерах, использовали огонь. Стадии эволюции человека. Древнейшие люди успешно охотились на буйволов, носорогов, оленей, птиц.

«История кукол» - Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была кукла. Волшебные свойства куклы. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

«Жизнь древних славян 4 класс» - Жилища древних славян. Происхождение древних славян. Бог солнца – Ярило. В доме были деревянные лавки, столы, печь. Тест. Топилась изба по -чёрному, без трубы. Стёкол не было. Поселение древних славян. Жизнь древних славян. Масленица Масленица - праздник встречи Солнца в конце февраля. Самый известный и колдовской из языческих праздников, сохранившийся и по сей день.

«Куклы из колготок» - Выверните носок на лицо и набейте его ватой или синтепоном. Оденьте одежду, закрепите с помощью булавок руки и пришейте их к телу. Д. 4.Артамонова Е. Технология(Текст): учебник: 5-7 кл.(В. 3.Ванханен Н. Часть I. Оставшуюся часть носка набейте небольшим количеством ваты. П., Сидорович Ю. С. Мягкая игрушка.(Текст)- СПб.: Литера, 1998.(« Академия увлечений»).

Статьи по теме: