Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду. Картотека

При выборе игр для младших дошкольников нужно учитывать степень физической нагрузки. Следует чередовать подвижные игры с малоподвижными, чтобы дети не переутомлялись. Желательно, чтобы взрослый сначала провел игру в небольших группах (2 — 4 чел.) и только потом во всей группе.

Никто не должен выбывать из игры, участвуют все до ее окончания. Детям больше всего по душе подвижные игры, непродолжительные, с четкими, простыми правилами. Когда игра закончена, подводится итог, называются те, кто хорошо выполнил задания, и те, кому нужно в будущем постараться.

Если ребенок хочет играть с кем-то конкретным, нужно учитывать его желание и не разъединять детей.

Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности

Повтори точно

Оборудование : два стола, игрушки, бумага (салфетки). На одном столе лежат 2—3 игрушки, прикрытые бумагой (салфеткой), на другом — расставлены 3—5 игрушек.

Воспитатель приподнимает бумагу (салфетку). Ребенок в течение 1—2 мин внимательно смотрит на игрушки, стараясь их запомнить. Воспитатель вновь закрывает их бумагой или салфеткой.

Варианты

1. Ребенок подходит ко второму столу и берет игрушки, которые только что видел.

2. Ребенок подходит ко второму столу и расставляет игрушки в том же порядке, в котором они лежат на первом столе. Лишние игрушки откладывает в сторону.

3. Игрушки лежат по-разному: перевернуты, друг на друге и т.п. На столах одинаковые игрушки. Играющий повторяет расположение игрушек.

Узнаю цвета

Оборудование : цветные карандаши, разноцветные палочки или полоски плотной цветной бумаги (картона).

На двух столах лежат цветные карандаши и палочки или полоски плотной цветной бумаги.

Варианты

1. Нужно запомнить цвета карандашей. На первом столе лежат 6 карандашей двух цветов. Играющий смотрит на них 1—2 мин. Воспитатель закрывает карандаши бумагой. На втором столе карандаши лежат стопкой. Ребенок берет по одному карандашу нужного цвета.

2. Нужно запомнить количество кучек и карандашей в кучке. На первом столе карандаши лежат кучками. Ребенок смотрит и запоминает, сколько кучек и сколько в них карандашей. Взрослый закрывает первый стол бумагой. На втором столе ребенок раскладывает карандаши по кучкам, как и на первом столе. С каждой игрой количество кучек и карандашей увеличивается.

3. Нужно запомнить количество и цвет карандашей в кучке. Составить две кучки из карандашей разных цветов. Цвета карандашей не повторять. Начинать игру следует с одной кучки из двух разноцветных карандашей, потом из трех и т.д.

Примечание . Игра будет интереснее, если к столу одновременно подходят 2 — 3 ребенка. Можно менять предметы на столах. Вместо карандашей взять пластмассовые палочки, потом цветные полоски из картона. Дети должны чувствовать материал.

Зеркало

Группа из 4—6 детей встает в шеренгу. Остальные — зрители. Воспитатель встает перед детьми и показывает 3—5 фигур. Каждую фигуру он повторяет несколько раз. Дети внимательно смотрят и повторяют все движения взрослого.

Затем играет другая группа детей.

Игра и сигнал

На небольшой площадке дети бегают, кружатся, приседают, нагибаются. По сигналу играющие останавливаются, поворачиваются в сторону звука. Воспитатель говорит: «Все бегают хорошо». По сигналу дети снова начинают бегать. Через несколько минут по повторному сигналу они прекращают бег, воспитатель просит повторить ее слова: «Все бегают хорошо».

Примечание . Игру нужно повторить несколько раз, изменяя фразы, которые должны быть очень короткими («Веселитесь»; «Дружите»; «Будьте умниками»).

Один-два сигнала

Дети встают в шеренгу. Воспитатель дает один сигнал (свисток или хлопок), игроки поднимают одну руку вверх, при двух сигналах — сразу обе руки. Подаются сигналы вразнобой: можно дать несколько раз по одному сигналу, а потом два. По окончании игры воспитатель отмечает самых внимательных детей.

Ближе к финишу

Дети встают в шеренгу. В 10—15 шагах от них воспитатель проводит линию финиша, встает около нее и считает вслух. Дети начинают шагать в ногу к финишу. Если воспитатель замолчал, они останавливаются, приставляют ногу. Играющий, который не остановился и сделал лишний шаг, переходит в конец шеренги. Внимательно слушая, дети продолжают шагать к финишу. После того как пройдено все расстояние, воспитатель хвалит самых внимательных и собранных детей. Примечание. При разучивании игры дети могут держаться за руки.

Борщ и компот

Оборудование: 2 стола, коробка, муляжи овощей и фруктов, 2 кастрюли.

В стороне от детей 2 стола, на одном из них находится коробка с муляжами овощей и фруктов, на другом — 2 кастрюли. В данной игре скорость не важна, нужны внимание и знания.

Дети по очереди подходят к коробке и перекладывают овощи в кастрюлю, чтобы «сварить борщ». Каждый играющий вынимает по одному овощу из коробки, доносит его до кастрюли и возвращается на место. «Борщ сварили». Игра продолжается. Теперь дети по очереди перекладывают фрукты из коробки во вторую кастрюлю. «Вот и компот готов».

Варианты

1. Каждый участник выбирает полностью продукты для варки борща или компота. Задание дает и проверяет воспитатель.

2. Подходят двое играющих. Один откладывает в кастрюлю овощи для борща, а другой во вторую кастрюлю — фрукты для компота.

Игры-подражания и игры-распознавания

Кто это

Дети садятся на скамейку. Воспитатель по очереди просит изобразить, как лает собака, мяукает кошка, мычит корова, какие звуки издает ворона (кукушка, воробей, голубь, сорока). Если детям трудно это выполнить, взрослый показывает.

Немного меняем игру. Один из детей подражает животному или птице не только голосом, но и характерными движениями. Желающих показать, как прыгает зайчик, обычно бывает много. Пусть показывают все. Останется только решить, кто дольше пробудет зайчиком и у кого получается очень похоже.

На всех зверей места хватит

Дети встают в круг. Воспитатель спрашивает, кем бы каждый из них хотел быть: зайчиком, лисой, волком, медведем или даже тигром. Каждая группа «зверей» имеет свои угол, жилище.

Дети идут по кругу, подражая зверям, которых они выбрали. Воспитатель говорит: «По местам». Все «звери» разбегаются по своим «жилищам». Кто быстрее добрался до своего «жилища», тот победил.

Едем на лошадке

Оборудование : палочки.

У детей по палочке — это «лошадки». Двое детей — «добрые собачки», которые любят свою хозяйку и помогают сторожить дом.

Дети начинают не спеша прыгать вперед на палочках под песенку.

В конце песенки две «собачки» громко лают, а дети на «лошадках» останавливаются. Песенку напевает воспитатель или дети.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

Две собачки у порога

Нам сказали строго:

— Ав-ав-ав!

— Гав-гав-гав!

Шведская народная песня

При повторе игры «собачками» становятся другие играющие.

Бедный заяц

Все дети — «зайчики». Они сидят на корточках и подпрыгивают. Только один «зайчик» хочет быстрее убежать и спрятаться. Воспитатель начинает петь песню. Если дети знают ее, то подпевают хором.

В конце песенки «зайчик» делает 2—3 небольших круга и прячется за что-нибудь.

Заяц мчится

Что есть мочи,

Заяц схорониться хочет.

То бежит он

И кружит,

То лежит он —

Весь дрожит.

Бедный, он

Всего боится...

Уши — стрелы,

Хвост — сучок,

Прыгнул белый

И — молчок.

Кабардино-балкарская народная песня

При повторе игры «зайчиком» становится другой играющий.

Выручайте

Оборудование : палочка или толстый прутик.

Дети сидят на лавочке. Один ребенок - «муравей» несет «дуб» (палочку или прутик), очень старается, чтобы не уронить его. «Дуб» нужен для ремонта муравейника, кто-то неосторожно повредил домик, задел палкой.

Дети вскакивают со скамьи, берут «муравьишку» под руки, помогают ему нести «дуб». Воспитатель или дети произносят хором стихотворение или поют песенку.

Муравьишка в чаще

Дуб тяжелый тащит.

Эй, товарищи-друзья,

Выручайте муравья!

Коли нет ему подмоги,

Муравей протянет ноги.

Чешская народная песня

При повторе игры «муравьишкой» становится другой играющий.

Игры на развитие точности движений рук

Кубики в коробке

Оборудование: коробки, кубики.

Дети делятся на две группы, у каждой коробка с кубиками. Первые играющие очень аккуратно укладывают кубики в коробки: ряд к ряду. Вторые вынимают кубики. Следующие участники делают то же — укладывают и вынимают кубики из коробок.

Не следует спешить, главное — аккуратность. Нужно отметить детей, которые делали всё хорошо. При повторе игры участники меняются местами: кто вынимал кубики, теперь укладывает их.

Вариант . Укладывать и вынимать кубики двумя руками (одной рукой).

Цветные палочки

Оборудование : цветные палочки.

У каждого играющего 4—6 цветных палочек. Надо положить их в один ряд друг около друга. Для облегчения задания провести на столе горизонтальную линию, от которой выкладывать палочки вплотную друг к другу.

Вариант. Положить палочки друг за другом (без промежутков) в одну линию.

Завернем конфету в фантик

Оборудование : небольшие кубики, цилиндры, шарики, бумага.

Играющим раздают по одному небольшому кубику, маленькому цилиндру и шарику. Нужно завернуть их в бумажки, чтобы получилась «конфета». Кубик можно завернуть со всех сторон, как ириску. Дети могут проявить инициативу: завернуть «конфетки» как хотят, как им нравится. Можно показать несколько изображений конфет в фантиках или положить на стол настоящие конфеты.

Сильные и ловкие пальчики

Оборудование : несколько листков цветной бумаги размером с фантик, тетрадные листы.

Воспитатель загадывает загадки. Дети их отгадывают.

Пять братьев: годами равные, ростом разные. (Пальцы.)

У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. (Рука с пальцами, руки.)

Идут четыре брата навстречу старшему. «Здравствуй, большак!» «Здравствуй, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка да крошка-Тимошка». (Пять пальцев.)

Воспитатель организует небольшие соревнования.

Начинают игру одновременно все дети. У каждого играющего несколько листков цветной бумаги размером с фантик. Их нужно скомкать одной, двумя руками или скатать в шарик.

Затем следует разгладить листки, чтобы они не топорщились: двумя руками, кулаками, ладонью (сначала одной, потом другой), двумя ладонями.

Игра пальцев

Дети сидят на скамейке. Воспитатель стоит так, чтобы все ее видели. Она делает простые движения пальцами и кистью: сгибает один, три пальца, растопыривает пальцы, грозит указательным пальцем, хлопает в ладоши, соединяет пальцы, ладони.

Дети повторяют движения, которые можно усложнять.

Примечание. Во время игры нужно рассказать, что каждый палец имеет название, назвать все пальцы.

Сбор грибов

Оборудование : шишки, корзины.

Воспитатель рассыпает по полу «грибы» (шишки). По сигналу дети начинают собирать «грибы» в корзину любым способом, как хотят и могут.

Вариант . Собирать «грибы» разрешается только одной рукой: брать в руку по одной шишке и опускать в корзину.

Примечание . Если играющих много, разделить их на несколько небольших групп, чтобы они не мешали друг другу собирать «грибы».

Играем с шариком

Оборудование : шарик для пинг-понга.

Дети берутся за руки, образуют цепь. Затем разъединяют руки. У первого игрока в руках шарик для пинг-понга. По сигналу шарик начинают передавать по цепи, перекладывая его из одной руки в другую.

Можно провести игру по группам (3 — 4 чел.). Если ребенок уронил шарик, он должен его поднять, подержать в обеих руках и только потом передать дальше.

Игры на развитие координации

Простая проверка

Оборудование: узкая дорожка.

На пол нужно постелить узкую дорожку любой длины. Воспитатель предлагает детям не спеша друг за другом пройти по ней, повернуться, а обратно пробежать под ней. Затем нужно пройтись по дорожке с поднятой рукой, а обратно пробежать с поднятыми руками. Далее дети кладут руки на пояс и идут по дорожке, обратно бегут по ней, держа руки на поясе. Участники не должны выходить за границы дорожки, а двигаться только по ней.

Аккуратно по шнуру

Оборудование : шнур длиной 4—6 м.

Воспитатель кладет на пол шнур. Нужно аккуратно пройти по нему, чтобы не сдвинуть. Можно сделать змеевидную дорожку из шнура, по которой сложнее пройти. Тем, кому не удается пройти по шнуру, помогают другие участники игры (берут их за руку).

Преодолей коридор

Оборудование : 6 стульев.

Воспитатель ставит 6 стульев в два ряда спинками друг к другу. Расстояние между ними около 50 см. Нужно пройти через получившийся коридор, не задев стулья.

Варианты . Пройти по коридору из стульев с поднятой рукой (руками); заложив руки за спину; положив их на голову; положив одну руку на голову, другую опустив.

При исполнении некоторых заданий ширину коридора можно увеличить.

Кривая дорожка

Оборудование: 4 стула.

Воспитатель ставит на небольшом расстоянии друг от друга 4 стула. Нужно пройти (обежать) их «змейкой» в одну и другую сторону.

Вариант. 3—5 участников составляют цепочку — встают друг за другом, обхватывают соседа руками и проходят «змейкой» этот путь. Если цепочка разорвалась, виновный встает в конец.

Дружу с маленькой подушечкой

Оборудование: 2 стула, подушечка или тряпичный мячик.

Воспитатель ставит 2 стула на расстоянии 3 м друг от друга, на стул он кладет маленькую мягкую подушечку (тряпичный мячик). Дети сидят на скамейке. Один участник подходит к стулу, берет подушечку и, положив ее на голову, направляется к противоположному стулу. Подойдя к нему, он может поправить подушечку на голове, постоять и идти обратно. Первого играющего сменяет второй, который делает то же, что и первый. Так продолжается, пока не сыграют все дети. Если ребенок уронил подушечку, он должен ее поднять, положить на голову и идти дальше. Сначала можно придерживать подушечку одной рукой.

Дорожка по доске

Оборудование : доска.

Нужно пройти по доске обычным шагом. Дойдя до конца доски, повернуться и пойти обратно.

Вариант. Нужно пройти по доске, при этом пятка выставленной вперед ноги касается носка другой ноги. Сначала лучше потренироваться — походить таким способом по полу.

Примечание. Детям будет намного интереснее, если установить доску на чурбачки, поднять доску на высоту 10—15 см. Сначала играющих можно поддерживать за руку.

С кочки на кочку

На полу по прямой линии воспитатель чертит 4—6 прямоугольников размером немного больше ступни ребенка. Вокруг детей «болото», которое можно пройти, ступая по «кочкам»-прямоугольникам. Участники, шагая (прыгая) «с кочки на кочку», должны перебраться через «болото» и ни разу не оступиться. Если «кочек» много, некоторые из них можно сделать большими — для отдыха. На них можно встать двумя ногами. Расстояние между «кочками» выбирает воспитатель.

Вариант. Расположить «кочки» в беспорядке.

Игры на развитие глазомера

Что ближе

Оборудование: игрушки.

На некотором расстоянии от детей воспитатель ставит две игрушки: одну дальше, другую ближе — на расстояние детского шага.

Спрашивает каждого ребенка, какая игрушка находится ближе к нему, а какая дальше.

Варианты. Две игрушки находятся на одинаковом расстоянии от детей; три игрушки: две на одной линии, третья ближе или дальше от этих двух; три игрушки располагаются на одной линии, две из трех игрушек стоят рядом, третья немного в стороне. Нужно определить, как далеко расположена третья игрушка и сколько игрушек можно поставить между ней и остальными; желательно использовать кубики.

Кубики в ряд

Оборудование: кубики.

На столе 3 — 5 кубиков разного размера. Нужно расставить их в ряд по размеру.

Варианты

1. На столе 5 — 7 кубиков разного размера. Нужно разложить их в ряд по размеру.

2. Нужно собрать пирамидку из кубиков.

Полоски в ряд

Оборудование: полоски из картона разной длины.

Играют несколько детей. Нужно разложить картонные полоски разной длины по кучкам. Одни дети выбирают длинные полоски, другие — короткие, третьи — полоски разной длины. Выбранные полоски участники раскладывают около себя.

Варианты

1. Один играющий выполняет все три задания — раскладывает полоски по трем кучкам (длинные полоски, короткие и полоски разной длины).

2. Подобрать полоски по цвету и размеру.

Мешочки — в обруч

Оборудование : обруч, 3 мешочка с горохом (тряпичных мяча).

Дети встают в колонну. Перед ними лежит обруч. Играющим дают три мешочка с горохом (тряпичных мяча). Дети по порядку бросают их в обруч.

Расстояние до обруча выбирает воспитатель. С повтором игры оно увеличивается.

Мячи — в корзину

Оборудование: корзина (коробка или ведро), маленькие мячи. У каждого играющего маленький мяч. На расстоянии 1—2 м от детей стоит корзина (коробка, ведро). Участники по порядку бросают мячи в корзину. Варианты

1. У играющих 2—3 мяча. Нужно забросить их в корзину.

2. Игра проводится в командах (по 2—3 чел.). У каждого участника по мячу. Нужно вместе закинуть мячи в корзину.

Кольца — на ножки стула

Оборудование : 2—3 небольших кольца, стул. У каждого участника 2—3 небольших кольца. На расстоянии нескольких шагов стоит перевернутый стул. Дети по очереди бросают кольца на ножки стула. Нужно накинуть их все на ножки, можно на одну.

Начинать игру следует с одного кольца и расстояния 1—1,5 м.

Мяч — в ворота

Оборудование: шары (мячи), коробка.

Дети по очереди закатывают шары (мячи) в ворота. Расстояние до них около 2 м. С повтором игры оно увеличивается.

Воротами служит коробка. Можно взять целую, из которой мяч не выкатится, а можно коробку без дна, как будет удобнее.

Подвижные игры

Игрушка — в круг

Оборудование : игрушки.

Воспитатель чертит небольшой круг, в который ставит игрушку. Она должна быть устойчивой (кубик, пирамида). Первый участник получает игрушку. По сигналу он подходит к кругу и заменяет ее. Возвращается на место, передает взятую игрушку следующему участнику. Второй играющий идет и меняет игрушки. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети. Игрушки нужно ставить аккуратно, чтобы они не падали. Расстояние от старта до круга — 2—4 м.

Примечание. Круг должен быть небольшим. Дети не заходят в круг, а только тянутся к игрушке и заменяют ее другой. Это развивает внимание.

Пирамида и быстрота

Оборудование: пирамида из 5 — 6 колец.

На столике пирамида из 5 — 6 колец. Первый играющий подходит к столику и разбирает пирамиду. Следующий участник собирает ее. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

При повторе игры участники меняются местами: кто разбирал пирамиду, теперь собирает ее, и наоборот.

Примечание. Если пирамида собрана неправильно — играющий ошибся, он еще раз выполняет задание.

Кольцо — на колышек

Оборудование: щиток с одним колышком, кольца.

Воспитатель ставит щиток с одним колышком. Первый участник подходит и надевает на колышек кольцо. Второй снимает его и передает следующему игроку. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

Вариант. Используется щиток с несколькими цветными колышками. Каждому ребенку дают по цветному кольцу. Дети по очереди подходят к щитку и надевают кольцо на колышек соответствующего цвета. Количество колец можно увеличить.

Перенесем шары

Оборудование: надувные шары.

На столе лежат два надувных шара. Первый играющий подходит к шарам, забирает их и переносит на другое место по соседству. Второй берет их и возвращает на место, следующий снова переносит шары со стола. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

Картошка в ложке

Оборудование: большая ложка, картофелина.

На небольшом расстоянии от детей стоит стул. Они встают в колонну. У первого играющего картофелина в большой ложке. Он держит ложку двумя руками. По сигналу участник идет до стула, присаживается, затем возвращается и передает ложку с картошкой следующему игроку. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети. Если ребенок уронил картошку, он должен ее поднять и продолжить движение.

Мяч над головой

Оборудование : мяч.

Дети строятся в колонну. У первого играющего в руках мяч. По сигналу он передает его над головой назад второму игроку и далее по цепочке. Последний играющий, получив мяч, говорит: «Мяч у меня». Если ребенок уронил мяч, он должен его поднять и передать дальше.

Прыжок кенгуру

Воспитатель чертит линию. Первый играющий подходит к ней и делает прыжок вперед. Воспитатель отмечает длину прыжка. Дети по очереди прыгают друг за другом.

Вариант. Можно составить команды из 2—3 детей, прыгающих одновременно. Усложнение: дети берутся за руки.

Тройные прыжки

Дети по очереди делают с места тройные прыжки, отталкиваясь обеими ногами.

Примечание . Начинать игру нужно с двойных прыжков.

Хороводные игры

Хоровод — русская народная игра, движение по кругу с пением и пляской. Водить хороводы лучше всего под музыку — марш, плясовую или песню. Игры в сочетании с музыкой, ритмикой и движениями имеют большое педагогическое воздействие. Для детей водить хоровод всегда весело и радостно, они все вместе двигаются, поют и чувствуют музыку. Большинство игр под музыку создают свободу и легкость движений, проходят более дружно, быстрее, и дети бывают внимательнее.

Движения и действия детей должны быть связаны с содержанием музыки и ее выразительностью. Дети в играх «слушают» музыку и руками, и ногами, а не только ушами.

Хороводы можно водить, взявшись за руки, идти по кругу то в одну, то в другую сторону, притопывая, сходиться в центр круга, затем расходиться — и так несколько раз. Держась за руки, приставными шагами идти по кругу, остановиться и похлопать несколько раз в ладоши, затем также приставными шагами пойти в другую сторону. Держась за руки, образовать круг, сходясь в центр круга, поднять руки, расходясь — опустить их.

Ольга Слишанова

Игра - это важнейшее средство воспитания и обучения ребенка. Не зря издревле отводилось ведущее место в забавах детей. Известно, что играющий ребенок менее агрессивен, устойчив к конфликтам, коммуникабелен, внимателен и активен. В игре формируются навыки, которые помогут ориентироваться в жизни. Благодаря игровой деятельности ребенок должен понять разницу между реальностью вымышленной и действительной. Кроме всего прочего снимается раздражительность, появляется чувство собственного достоинства, формируется положительная эмоциональность (что в свою очередь влияет на иммунную систему и сердечно-сосудистую, появляется чувство взаимопонимания и сострадания.

Могу с уверенностью сказать, что ребенок должен играть столько, сколько ему необходимо. Иначе эффект от игры ничтожен. В младшем дошкольном возрасте игра - это ведущий род деятельности малыша . Игра - это практика развития ребенка. Ребенок играет - значит он развивается, если ребенок развивается - значит он играет.

К сожалению, современное общество диктует свои условия. Многие родители торопятся начать обучение ребенка с раннего возраста, наивно полагая, что чем раньше начато учение, тем лучше для ребенка. Но это является грубой ошибкой. Период детства небольшой , упустить его легко, а вот наверстать упущенное уже не получится. Весьма часты случаи, когда ребенок является единственным в семье. То есть упущена еще одна возможность игры : доиграть упущенное со старшим (младшим) братом или сестрой. Если ребенок недостаточно играл в дошкольный период, то период его адаптации в школе будет весьма тяжел. Вероятны частые конфликты с окружающими на фоне непонимания или повышенной раздражительности.

Для облегчения адаптационного периода и для снятие вопроса неорганизованности младших дошкольников я организовала игровую среду в нашей группе "Неваляшки". Главная цель - научить играть в разнообразные игры. Как правило я использую игры дидактические, развивающие, для развития мелкой моторики, подвижные, театрализованные.

Дидактические игры - это такие игры, которые были специально созданы (или приспособлены уже имеющиеся игры) для достижения определенных целей при обучении.

Развивающие игры - это игры, которые способствуют развитию внимания, памяти и мышление.

Подвижные игры - игры, которые служат для развития ловкости, скорости, быстроты реакции, умения играть в команде и навык действовать по сигналу взрослого.

Театрализованные игры - игры, которые подразумевают разыгрывание в лицах театральных произведений.

Игры для развития мелкой моторики - игры, которые тренируют и координируют движение пальцев рук, является профилактикой дисграфии.

1. Дикие и домашние животные (1-й вариант)

2. Овощи и фрукты

3. Чудесная коробка


4. Дикие и домашние (2-й вариант)


5. Кубики Дьеныша


6. Настольное лото


7. Веселый молоточек


8. Лабиринт


9. Построй пирамидку из кубиков


10. Волшебный шар


11. Пирамидка классическая


12. Чудесный платочек




14. Пуговицы


15. Шнуровка


16. Уголок подвижных игр


Пример использования : подвижная игра "Солнышко и дождик"


17. Парикмахерская


18. Больница



20. Коллективное конструирование

21. Игры-театрализации






22. Игры ПДД


23. Подвижные игры на свежем воздухе



По итогам игровой деятельности можно сделать вывод , что у детей появляется организованность и не только в игре, но и в повседневной деятельности . Очень многие дети с легкостью вводят в игру предметы-заменители вместо потерянных элементов, логично выстраивают целые цепочки игровых действий , дети-лидеры проявляют первые в своей жизни инициативные игровые действия . На конец года больше половины детей легко включаются в совместную со взрослым игру, не просто подражают действиям взрослого, а вносят свои коррективы. Совместные игры помогают настроить ребенка на диалог со взрослым.

Но следует помнить, что нельзя навязывать свои правила в игре, так как это негативно скажется на интересе играющих. Роль взрослого в игре - роль "играющего тренера". Взрослый может внести коррективы в игру : усложнить или упростить правила, помочь выстроить игровые действия более последовательно, сделать игру более сосредоточенной. В процессе игры нельзя заваливать ребенка рекомендациями или открытой критикой, дети к этому не готовы. Чтобы поддержать интерес к игре достаточно подсказать, как еще можно поиграть с какой-либо игрушкой, поиграть рядом с малышом или одобрить его игровые действия .

Любого рода игры - это прекрасная возможность найти с ребенком общий язык, что так не хватает современным занятым родителям. Игры малышей становятся со временем все больше самостоятельными, но нужно помнить, что ваша помощь в игре или ваш интерес к игре становятся самым дорогим для ребенка. Со временем они уже не вспомнят, как играли, а вот с кем играли будут помнить всегда.

Надежда Близнюк
Словесные игры для ясельной группы

Словесные игры для ясельной группы

Карточка 1

Цель игры . Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки , отвечать на вопросы.

Ход игры . Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит : "Дети, сейчас мы поиграем в игру "Ладушки". Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! - хлопают в ладошки".

Слова :

Ладушки, ладушки!

Где были? - У бабушки!

Что ели? - Кашку!

Что пили? - Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шу-у-у- полетели!

На головку сели

Сели, посидели,

Прочь улетели!

Движения :

Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки .

Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова "Прочь улетели" разводят руки в стороны и опускают на колени.

Играя повторно, воспитатель после слов "Где были?" делает паузу и ждет ответов детей : "У бабушки"; "Что ели?" - "Кашку"; "Что пили?" - "Бражку".

В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.

Карточка 2

Про сороку

Цель игры . Учить детей слушать родное слово , улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.

Ход игры . Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки ("варит кашку", приговаривая :

Слова :

Сорока, сорока,

Сорока - белобока

Кашу варила.

На порог скакала,

Гостей скликала.

Гости на двор -

Кашу на стол.

Этому на тарелочке,

Этому на блюдечке,

Этому в чашечке,

Этому в мисочке,

А этому ничего не дала

Ты дров не таскал,.

Ты воды не носил

Ты каши не варил.

Вот тебе ложечка -

Свари сам себе кашку.

Тут пень, тут колода,

Тут дрова,

Тут горячая вода.

Движения :

Воспитатель и дети варят кашку" вместе.

Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца.

Большой палец не загибается.

При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов "этому" делает паузу, а дети заканчивают фразу : "на блюдечке", "в чашечке", "в мисочке".

Карточка 3

Игра с пальчиками

Цель игры . Приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев.

Ход игры . Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря : "Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький - мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья".

Слова

"Пальчик-мальчик,

Где ты был?" -

"С этим братцем -

В лес ходил,

С этим братцем -

Щи варил,

С этим братцем -

С этим братцем -

Песни пел!"

Движения :

Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, загибает по очереди пальцы.

"Какую песенку пел он с маленьким братцем?" - спрашивает воспитатель, обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку ("Серенькая кошечка", "Калинка", и пальчики "пляшут" (дети поднимают руки и "пританцовывают" пальчиками) . Карточка 4.

Коза рогатая

Цель игры . Позабавить детей, учить их слушать стишок до -конца, понимать его.

Ход игры . После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает поиграть,

Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая :

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,.

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Молока кто не пьет -

Забодает,

забодает,

забодает.

При слове "забодает" дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей и тогда он сам повторяет слова потешки .

Карточка 5

Цель игры . Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.

Ход игры . Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают :

Заинька, по сеничкам

Гуляй, погуливай!

Серенький, по новеньким

Погуливай, гуляй!

Некуда заиньке выскочит,

Некуда серому выпрыгнут

Заинька, поскачешь -

Выскочишь,

Серенький, попляшешь -

Выпустят.

Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза. Карточка 6

На птичьем дворе

Цель игры . Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение

Ход игры . Воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение :

Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора- Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху - Грру-грру-у-грру-грру-у! Наши курочки в окно - Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!

"Как кричат уточки?" -спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.

В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы - "уточки", "гуси", "индюки". "Наши уточки с утра", - говорит воспитатель," а дети-уточки отвечают : "Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!" и т. д.

Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.

Карточка 7

Цель игры . Развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Ход игры . Дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии) .

Слова :

Топ-топ-топ!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы,

Все в галоп, в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп!

Тпру. - говорит воспитатель.

Игру можно повторить, меняя ребенка.

Движения :

Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.

Дети останавливаются и тоже произносят "тпру…". Карточка 8

Цель игры . Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закрепить знания о петушке.

Ход игры . Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям : "Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.) Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком". (Выбирают при помощи считалки петушка, Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо, что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть "ку-ка-ре-ку", как петушок.) Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова :

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь?

Что ты громко поешь?

Детям спать не даешь!

После слов "детям спать не даешь" воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.

Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой , масляна, шелкова, учит интонацией выделять вопрос, громко и певуче произносить "ку-ка-ре-ку. Игра повторяется 3-4 раза.


Распорядок дня и меню ясельной группы детского сада Взрослея, малыши постепенно вливаются во взрослую жизнь, законы которой порой очень сильно отличаются от домашнего беззаботного времяпрепровождения. Безусловно, окунувшись в мир детского сада, моментально принять и понять ритм его жизни ребенку будет трудно. Поэтому, если вы точно знаете, что спустя несколько месяцев вашей крошке предстоит выход в "свет", попытайтесь постепенно и очень нежно познакомить ее с ясельным режимом дня и, быть может, даже внести некоторые коррективы в привычное домашнее расписание.



Рисование в ясельной группе Малыши в возрасте до 3-х лет приходят в детский сад с совершенно разными навыками рисования: кто-то еще никогда не держал карандаш в руках, кто-то впервые увидел краски, кто-то умеет правильно держать в руке карандаш, а кто-то нет. Первоначальная задача воспитателя заключается в том, чтобы уровнять уровень подготовки детей, то есть объяснить и наглядно продемонстрировать, что такое карандаш, фломастер, кисточка, краски, и как ими правильно пользоваться. Самые первые занятия по рисованию в ясельной группе направлены на обучение ребенка правильно держать в руке кисть или фломастер (причем ребенку удобнее рисовать толстыми фломастерами). Именно этим инструментам для рисования отдается предпочтение при работе с детьми ясельного возраста, потому что для рисования карандашом малыши еще недостаточно хорошо владеют рукой. За время пребывания в яслях детей обучают самым базовым навыкам рисования, которые пригодятся им в старших группам: делать мазки гуашью, рисовать фломастером, а затем и гуашью, вертикальные и горизонтальные прямые линии, и высший пилотаж – замыкающиеся линии (круг, овал, абстрактная фигура). Прежде чем приступить к рисованию того или иного предмета или явления природы, ребенок должен иметь четкое представление о том, что это такое, и как это выглядит. Поэтому перед тем, как нарисовать что-то, воспитатель знакомит детей с этим предметом или явлениям. Ведь ребенку интереснее будет рисовать знакомый предмет, о котором он имеет собственное представление. Исходя из поставленных задач и возможностей маленьких художников, воспитатели могут предложить ребенку ясельного возраста следующие сюжеты для рисования: «Дождь» (синие мазки гуаши на белом листе), «Снег» (белые мазки гуаши на предварительно тонированном голубом листке бумаги), «Забор» (сочетание горизонтальных и вертикальных прямых линий), «Облака» (замкнутые контуры белой гуашью на тонированном голубом листе бумаги), «Солнце» (замкнутый контур и прямые линии, выполненные желтой гуашью)


Время для игр занимает основную часть собрания и длится от минут до одного часа. Дети в это время могут играть с игрушками. Они научены использовать только одну игрушку в то же самое время и вернуть ее перед тем, как взять другую. Это время должно помочь детям в общении друг с другом, помочь в развитии речи, научить дисциплине и развить логическое мышление. Игрушки, используемые в ясельной группе, должны быть образовательными и не поощрять детей к деструктивности. Время для игр занимает основную часть собрания и длится от минут до одного часа. Дети в это время могут играть с игрушками. Они научены использовать только одну игрушку в то же самое время и вернуть ее перед тем, как взять другую. Это время должно помочь детям в общении друг с другом, помочь в развитии речи, научить дисциплине и развить логическое мышление. Игрушки, используемые в ясельной группе, должны быть образовательными и не поощрять детей к деструктивности.


Развитие всех психических процессов детей ясельного возраста осуществляется через предметную среду. Важно уметь правильно организовать ее, тогда это будет стимулировать психологическое развитие ребенка. Для этой цели предложите малышам "умные" игрушки: всевозможные коробочки, которые надо научиться открывать, закрывать, вкладывать друг в друга; лабиринты, по которым катается шарик; предметы, при нажатии кнопок издающие звуки, деревянные пазлы и т.п. Взрослому необходимо учитывать, что маленькие дети не умеют играть в игрушки вместе и еще долго будут этому учиться. Поэтому у каждого малыша должна быть возможность взять желаемую игрушку. Стоит особо отметить, что дети ясельного возраста требуют только индивидуальной обращенности к каждому: слова, сказанные всем, а не лично конкретному ребенку, для последнего не существуют. Приведём пример организации ясельного досуга: взрослый на детской площадке раскладывает разные игрушки и предлагает каждому по очереди выбрать одну и поиграть в неё. Как только ребята наигрались в данную игрушку, предложите им отнести игрушку на место и взять другую. "умные" игрушки Дети ясельного возраста ещё только учатся общаться друг с другом. Это общение происходит в форме возни. Дети начинают бегать, заражая этой беготней друг друга, падать, кричать. Этот шум и суматоха, как правило, раздражают взрослых, и поэтому быстро пресекаются. Взрослому надо понять ее психологический смысл. Это и есть первый опыт коллективности, совместного действия. Чтобы он не вызывал негативных ощущений у взрослых, его надо научиться специально организовывать. Лучше всего этой цели служат игры с прибаутками и потешками. По замыслу они обычно очень просты. В них нет ведущих ролей, нет конкуренции. В соответствии с очень простеньким сюжетом дети что-то делают одновременно, но каждый за себя. Организует игру взрослый. Приведем примеры подобных игр: Игра "Ладушки-ладушки": Ладушки, ладушки! (ребёнок бьёт ладошкой друг об друга) - Где были? - спрашивает взрослый. - У бабушки, - отвечает ребёнок. - Чего ели? - спрашивает взрослый. - Кашку, - отвечает ребёнок. - Чего пили? - спрашивает взрослый. - Бражку, - отвечает ребёнок. Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька, Попили, поели, (ребёнок показывает, как он пил, ел) Домой полетели, На голову сели, (ребёнок показывает, как летят ладушки, как садятся на головку) Ладушки запели! - эту фразу говорят вместе с взрослым.

Догони

Малыши любят от кого-то убегать или кого-то догонять. В этой игре они учатся бегать по периметру зала.

Посадите игрушечных зайку и мишку в противоположных сторонах зала. Объясните детям, что игру начинает зайка, он «убегает» от детей, а они его догоняют.

Воспитатель берет зайчика и во время бега держит его за спиной, чтобы малыши видели, за кем они бегут. Недалеко оттого места, где сидит мишка, дети догоняют зайку. «Он устал и хочет отдохнуть», — говорит педагог и сажает зайку на пол. Затем берет мишку, и теперь уже он «убегает» от де-тей, а малыши догоняют. Так дети пробегают по периметру зала два круга. Игра заканчивается.

Поговорите с детьми о том, как зайка и мишка хотели убежать от них, но у деток быстрые ножки, и они догнали зверей.

Совмещайте руководство игрой с выполнением главной роли: вы помо-гаете зайке и мишке «убегать» от малышей.

Следите за тем, чтобы дети бежали в одном направлении, не задевали друг друга. Не позволяйте вас перегонять.

По ходу игры спрашивайте, за кем они бегут, кого догоняют.

Таким образом, вы помогаете ребенку удерживать в памяти поставленную перед ним задачу.

Догоню, убегу

Эта игра по организации напоминает игру «Догони», но с детьми «игра-ет» кошечка. Сначала она «убегает» от малышей, но они ее быстро догоня-ют. Затем уже кошечка догоняет убегающих от нее детей.

Играя, изменяйте направление движения, дети должны бежать по пери-метру зала то справа налево, то слева направо.

По ходу выполнения двигательных заданий разговаривайте с детьми, задавайте вопросы, оценивайте их действия.

Если дети не могут ответить на поставленный вопрос, ответ дает сам воспитатель.

Например:

— От кого вы сейчас убегали? (От кошечки.)

— Кошечка бежала быстро, но деток не догнала!

— У вас ножки отдохнули? Да? Сейчас кошечка от вас будет убегать, а вам ее нужно догнать.

— Вы кошечку догнали? Какие у вас быстрые ножки!

Учите детей бегать в разных направлениях.

Бусинки (вариант)

На шнурок нанижите другие предметы и наденьте новые бусы. Интерес-но, увидят ли дети, что бусинки на шнурке другие? В противном случае вы обратите их внимание на эти отличия.

Спросите детей, в какую игру они будут сейчас играть .

Затем дети — большие «бусины» — встают вдоль длинного шнура, и вы их ведете по залу или площадке.

Веселые «бусины» решили похлопать в ладоши и показать, какие они большие; шнур падает, дети разбегаются и прячутся от вас. Ищите их, нарочно заглядывая не в те места: «Где же мои бусины, куда они укати-лись?»

Позовите детей: «Бусины, идите ко мне!» Малыши с восторгом выбега-ют из своих укрытий.

Игра повторяется несколько раз.

Воробушки - пташки

Поговорите с малышами, оживите в их памяти знания о птицах, за пове-дением которых они наблюдали на прогулке. Спросите, каких птичек они кормили крошками и как птички сказали: «Спасибо».

Воспитатель объясняет игру, где все дети будут птичками.

На одной стороне зала положите обручи — это «гнездышки», в них си-дят «воробушки».

Воробушки - пташки.

Серые рубашки,

Вместе с солнышком встают,

Громко песенку поют:

Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик!

«Воробушки» спели песенку и «полетели» гулять. Они «летали, летали», сели на дорожку, нашли «зернышки» и начали «клевать».

Из гаража «выезжает машина». По сигналу воспитателя «Машина едет!» — «воробушки улетают» и «садятся на кустик» (дети встают на ска-мейку), ведут себя тихо и смотрят, куда поедет машина. Машина возвраща-ется в гараж.

«Воробушкам» стало весело, они еще раз спели песенку и «полетели» гулять. «Воробушки» могут не только «зернышки клевать», но и пить водич-ку, «чистить перышки», греть на солнце свои носики, но как только появля-ется «машина», они «улетают».

В конце игры «воробушки летят в свои гнездышки».

Малыши в игре подражают всему, что видят. Покажите детям этих пти-чек во время прогулки, на улице. Интересно послушать, как громко они «разговаривают» (чирикают), когда стайка воробьев сидит на кустиках. Побеседуйте с воспитанниками:

— О чем они говорят?

— Птичкам весело, они радуются солнышку!

— Бросьте им крошки и понаблюдайте, как они клюют. Чем еще можно покормить птичек?

Покажите, как воробушки чистят перышки, отряхивают пыль с хвостика, расправляют крылышки, тянут поочередно лапки.

При повторении игры меняйте условия, придумывайте новые действия; знакомые движения усложняйте. От машины дети «воробушки» могут не «улетать в гнездышко», а «перелетать» с одного места на другое.

Такое педагогическое руководство способствует развитию у детей воссоздающего воображения.

Мы веселые ребята

На одной стороне зала для каждого малыша положите несколько обру-чей диаметром 50см — это их домики, а на противоположной стороне по-ложите два-три обруча диаметром 1м.

Дети встают в «домики», воспитатель рядом с ними играет большим мя-чом и вместе с малышами говорит такой текст:

Мы — веселые ребята,

Мяч, попробуй нас догнать.

Раз, два, три — догони!

Как только будут произнесены последние слова, дети бегут на противо-положную сторону зала, мяч их «догоняет».

В каждый обруч встают несколько малышей. Похвалите их: «Какие друж-ные дети живут в домиках!» Спросите, как зовут дружных детей, каждый должен назвать свое имя.

Игра повторяется. Дети бегут на противоположную сторону зала и пря-чутся от мяча каждый в своем «домике».

ИСТОЧНИК http://enerhodar-dnz13.edukit.zp.ua/

Статьи по теме: