Развитие ребенка в пять месяцев. Уже не младенец: что должен уметь делать ребенок в пять месяцев

Считается, что первый год жизни ребенка - самый трудный как для родителей, так и для самого малыша, поскольку каждый месяц преподносит свои сюрпризы и новшества. Стоит родителям подстроиться к ритму жизни крохи, как тот уже снова меняется.

К 5-му месяцу у ребенка начинается более активный период. Его возможности движений растут и теперь во время бодрствования он не просто спокойно лежит на месте, а усердно переворачивается на живот и обратно на спину. Надолго оставлять карапуза одного даже в кроватке уже нежелательно, а вот обычный коврик или покрывало, расстеленные на полу, будут самыми подходящими помощниками малышу при совершенствовании имеющихся навыков движения и приобретении новых.

Развивающий или обычный мягкий коврик может стать настоящим полем для исследований крохи (рекомендуем прочитать: ). Малыш с него не упадет, поэтому риск травмироваться минимален

Основные параметры ребенка в 5 месяцев

Следя за развитием своего малыша, все мамочки в первую очередь контролируют два главных параметра:

  • рост.

К пяти месяцам вес, с которым младенец появился на свет, обычно увеличивается в два раза. Средний вес для мальчиков находится в пределах 6,6-8,5 кг, для девочек - 6-8 кг. Первая волна тревог и волнений, связанных с набором веса и месячной прибавкой в весе, у большинства мамочек к этому времени проходит, и малыш уже не так часто оказывается на весах.

Так же дела обстоят и с прибавкой в росте: норма роста у мальчишек изменяется в диапазоне 63,5 - 68,1 см и 61,5 - 66,3 см у девчонок.

Организуем день малыша

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

На 5-ом месяце суточная норма сна для большинства детей составляет 14-16 часов. Чаще всего ночной сон длится порядка 10 часов, остальное время ребенок досыпает днем за 3 раза по 1,5-2 часа. В этом возрасте грудничок может перестать будить маму для ночного кормления и способен проспать всю ночь, о чем так мечтают родители.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни ребенка являются прогулки. Гулять с крохой нужно минимум дважды в день: летом, если состояние крохи и погода позволяют, длительность прогулок может быть 3-4 часа и даже больше. Зимой это время сокращается до 2 часов при умеренной температуре воздуха.

Ниже в таблице показан пример того, как можно составить график дня для ребенка, который достиг пятимесячного возраста, отталкиваясь от продолжительности его сна:

Данный вариант режима дня является приблизительным, а время, как и последовательность действий и процедур по уходу за ребенком, может варьироваться. При составлении подобного распорядка для своего крохи, ориентируйтесь на его индивидуальные потребности.


Кормление остается наиболее значимой частью дневного режима, поэтому маме лучше всего подстраиваться под аппетит и потребности ребенка, но при этом соблюдать определенные интервалы

Психофизическое развитие малыша

Ребенок в 5 месяцев уже обладает определенными навыками, связанными с движением рук. Сейчас он оттачивает свои умения и продолжает их совершенствовать: малыш не просто хватает то, что попадется, а сначала смотрит в сторону понравившегося предмета и только потом направляет к нему руку. Заполучив интересующую вещь, ребенок способен самостоятельно играть и изучать ее в течение некоторого времени. Вместе с развитием зрительного управления у карапуза появляется способность концентрировать внимание и умение делать выбор, что играет значительную роль в дальнейшем обучении.

Благодаря развивающимся хватательным движениям, процесс исследования окружающего мира становится для него еще более увлекательным. Малыш уже способен отличить холодное от горячего, гладкую поверхность от шероховатой. Новые возможности рук позволяют ему правильно обращаться с предметами: любая вещь, попавшаяся малышу в руки, теперь пройдет тщательную неоднократную экспертизу на ощупь и на вкус.

Кроме того что кроха может дотянуться и схватить нужную вещь , он еще и сознательно умеет разжимать руку, чтобы находящийся в ней предмет выпал. В это время у малыша появляется новая любимая игра с родителями: игрушка падает из кроватки или коляски, а мама или папа возвращают потерю обратно ребенку.

Именно в этом возрасте малыш совершает свои первые попытки подняться из лежачего положения и присесть , ухватившись ручками за пальцы взрослого, однако не стоит ускорять этот процесс и специально усаживать малыша. Такая спешка может привести к искривлению позвоночника и другим проблемам в физическом развитии. Если хотите помочь ребенку, лучше используйте кольца, за которые малыш может подтягиваться и таким образом тренировать мышцы спины.

Сводная таблица умений и навыков малыша в 5 месяцев:

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность В положении лежа на спинке кроха делает попытки встать: приподнимает голову и плечи. В положении лежа на животе поднимает корпус, ручки при этом выпрямляет и упирается ладошками. Делает попытки перевернуться со спины на живот. При поддержке под мышки, всей ступней стоит на твердой поверхности около 3 минут, переступает ножками. Может недолгое время сидеть, держась за опору обеими ручками.
Действия с предметами Изучает предметы с помощью осязания: берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее около минуты. Обследует игрушки не только с помощью пальчиков - тянет их в рот. Начинает координировать свои действия, глаза «управляют» рукой: схватывает предметы, достает.
Навыки Учится есть с ложечки полугустую пищу. Открывает ротик, когда ложка касается губ. Пьет воду из чашечки.
Зрение Безотрывно следит за перемещение игрушки в течение 10-15 минут, сам выбирает объекты, на которых сфокусировать внимание. Отличает близких от чужих, плохо реагирует на незнакомцев, в связи с сильной привязанностью к маме.
Слух Узнает голоса близких, различает интонации. Уверенно поворачивается в сторону источника звуков.
Эмоции Смеется в голос. Может нахмуриться и заплакать, если слышит строгий голос мамы. Гулит, привлекая внимание мамы. Радуется другим детям, берет у них игрушки.
Речь Гулит, напевая гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, хаа, маа, эу.
Интеллект Понимает, что у него, кроме ручек, есть и другие части тела, но рука, по прежнему, - главный объект для изучения. Интересуется не только близкими предметами, но и теми, что находятся на расстоянии до 1 метра. Сосредоточенно фокусируется на мелких деталях, изучая их.

- Я уже многое могу!

Другие важные моменты в развитии

Помимо освоения новых навыков и двигательной активности, 5-ый месяц у малыша связан с:

  • началом прорезывания зубов;
  • детским лепетом;
  • новым этапом психического развития.

Прорезывание зубов - процесс достаточно длительный и может растянуться на несколько недель, а то и месяцев. В самом начале на деснах у малыша появляются белые бугорки, которые постепенно увеличиваются и краснеют. Хотя сам процесс не сопровождается болезненными ощущениями, он вызывает сильный зуд: малышу постоянно хочется чесать десна, и он не перестает засовывать в рот пальцы и все, что окажется под рукой. По настоятельным рекомендациям доктора Комаровского, с целью помочь ребенку при прорезывании зубов следует использовать специально предназначенные для этого прорезыватели. Они абсолютно безопасны и безвредны, а их выбор по цвету, форме и материалу, из которого они изготовлены, просто огромен.

Ребенок всегда получает массу удовольствия от общения с родителями, однако сейчас он пытается уже в нем участвовать не криками, а с помощью простых, пусть еще и немногочисленных, звукосочетаний. Такой первый детский лепет обязательно стоит заснять на видео, которое в будущем будет вызывать только улыбку.

На 5-6-ом месяцах жизни малыш уже начинает разделять окружающих людей на своих и чужих. Если лица, которые он привык видеть с рождения, не вызывают у малыша тревоги, то незнакомцы могут спровоцировать истерику, особенно в отсутствие мамы. С этого момента малыша всегда стоит ненавязчиво знакомить с теми, кто к нему приходит, говорить, кто это и как его зовут - постепенно малыш привыкнет, и перестанет бояться.

Питание

Питание 5-месячного нормально развивающегося ребенка непосредственно зависит от типа вскармливания, на котором он находится:

  • естественное;
  • искусственное;
  • смешанное.

При естественном вскармливании пятимесячный ребенок кушает исключительно грудное молоко, на искусственном вскармливании - молочную смесь. При смешанном вскармливании в рационе малыша присутствует и мамино молоко и смесь.


Несмотря на взросление малыша, грудное молочко продолжает быть для него наиболее легкоусвояемым продуктом

Грудное вскармливание имеет ряд весомых преимуществ перед остальными видами вскармливания:

  1. Грудное молоко содержит сбалансированный набор всех необходимых питательных веществ.
  2. Мамино молочко намного легче усваивается.
  3. Укрепление иммунитета.
  4. Формирование и нормальное функционирование микрофлоры кишечника.
  5. Снижение вероятности появления аллергии.

Прикорм

Прикорм 5-месячному здоровому ребенку вводится только в случае искусственного или смешанного вскармливания, при грудном вскармливании прикорм начинают вводить с

С момента рождения крохи прошло уже 5 месяцев. К этому времени малыш научился дарить улыбку своим близким. Режим дня остается прежним, а вот развивающие занятия немного усложняются. У крохи формируются предпосылки к ползанию и начинают прорезываться первые зубки.

Развитие ребенка в 5 месяцев продолжается, и беспокойных мамочек интересуют вопросы физиологии, психологии, питания, ухода и досуга любимого малыша.

Физиологическое развитие в 5 месяцев (таблица)

Продолжительность бодрствования увеличивается до 1,5 - 2 часов.

Некоторые малыши начинают переходить на трехразовый сон, который длится 1,5 – 2 часа.

На протяжении всего дня малыш нуждается в приеме пищи 6 раз с интервалом в 3,5 часа.


Нормы развития ребенка в 5 месяцев

К пяти месяцам увеличивается мышечная масса малыша. Педиатр должен регулярно осматривать ребенка, и тщательно следить за его развитием и антропометрическими показателями. Чаще всего, за основу берется таблица, разработанная Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).

При рассмотрении показателей измерения роста и веса необходимо выбрать отправную точку. Учитывая, что в первые дни после своего появления на свет новорожденный немного теряет в весе, за основу возьмем показатели, которые зафиксированы в день выписки из роддома.

Таблица: нормы роста и веса ребенка в 5 месяцев, разработанные ВОЗ


Рост и вес (мальчики, девочки)

Таблица ВОЗ приводит среднестатистические показатели, по которым мама может провести сравнительный анализ веса своего ребенка.

Все дети индивидуальны. При рождении они наследуют генетику своих родителей. Если в семье родители худощавые или полные, то и дети будут, соответственно, худенькими или полненькими.

На вес и развитие малышей влияет еще и их гендерная принадлежность. Мальчики всегда крупнее девочек. Но по своей двигательной активности девочки превосходят мальчиков: девочки более подвижны.

У девочек быстрее начинают прорезываться зубки, и этот процесс проходит в более легкой форме, чем у мальчиков.

Краткая таблица навыков

Двигательная активность
  • продолжительное время лежит на животе, опираясь на ладошки;
  • при поддержке подмышки крепко упирается выпрямленными ногами в поверхность пола;
  • развиваются навыки, необходимые для ползания;
  • из положения лежа подтягивая ручки и голову, пытается самостоятельно сесть.
Зрительное восприятие
  • благодаря зрению и осязанию развивается координация рук. Малыш отводит большой палец и схватывает игрушку;
  • может перекладывать игрушки из одной руки в другую;
  • энергично размахивая погремушкой, реагирует на извлеченные из нее звуки.
Слуховое восприятие
  • поворачивает голову или ищет глазами источник звука;
  • внезапный звонок или громкая музыка способны испугать малыша;
  • внимательно прислушивается к взрослой речи, пытается певуче гулить;
  • успокаивается и хорошо засыпает под тихую мелодию.
Понимание и развитие речи (гуление)
  • малыш находится на подготовительном этапе развития активной речи (это звуки и слоги, которые малыш может произносить);
  • во время бодрствования певуче и с разной интонацией гулит;
  • пробует произносить согласные звуки;
  • сочетая гласный звук с согласным, произносит первые слоги: ма, ба, па, таким образом, у малыша появляется лепет;
  • развивается артикуляционный аппарат, слуховое восприятие и речевой слух. Малыш внимательно прислушивается к звукам, которые произносят взрослые, и пытается самостоятельно произнести их в виде отдельных слогов.
Познавательное развитие ребенка в 5 месяцев продолжает знакомиться и познавать окружающие его предметы
  • обследует предметы и игрушки: притягивает, отталкивает, ощупывает, обследует языком и губами. Для извлечения звука хлопает, размахивает, стучит и бросает игрушки на пол;
  • притягивая и отталкивая предметы, понимает, что они способны двигаться;
  • при захватывании различных предметов развивает тактильную чувствительность ладоней, определяет форму предметов и материал, из которого они сделаны (дерево, резина, ткань, полиэтилен);
  • ведет элементарную исследовательскую деятельность с игрушками, имеющими разные физические свойства (тонет, мокнет, пищит, рвется).
Эмоционально-социальное развитие ребенка в 5 месяцев
  • при виде близкого человека малыш останавливает на нем свой взгляд, дарит ему улыбку, гулит и оживленно двигает ножками и ручками – такая реакция называется «комплексом оживления».
  • различает близких и чужих людей. В незнакомой обстановке ведет себя настороженно;
  • различает ласковый и сердитый тона голоса, по-разному на них реагирует.
Психологические изменения
  • уверенно держит голову в вертикальном положении;
  • избирательно относится к близким людям;
  • учится дифференцировать звуки, форму и цвет предметов.

Правильное и всестороннее развитие ребенка происходит только на фоне его положительного эмоционального состояния.

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Упражнения и занятия с ребенком

Для проведения занятий в режиме дня малыша отводится специальное время: после кормления, в период бодрствования: с 10.00-10.30 и с 13.30-14.00, их продолжительность не должна превышать 5-7 минут.

Занятия проводятся только на фоне благоприятного эмоционального состояния ребенка. Если он испытывает недомогание или капризничает, то лучше отложить всё до более благоприятного периода.

Великий педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В головном мозге у человека центры, отвечающие за движение пальцев рук и речь, расположены довольно близко. Развитие моторики рук активизирует в коре головного мозга соседние зоны, отвечающие за речь и мышление.



Развиваем мелкую моторику

Как развивать у 5-месячного малыша координацию и моторику рук? Для этого существуют специальные упражнения.

Учитывая, что малыш умеет продолжительное время лежать на животе, опираясь на ладошки, можно смастерить специальное пособие. Сшить небольшую плоскую подушечку размером 20 на 40 см и толщиной не более 1,5см и дополнительный набор чехлов из разных по цветовой гамме и структуре тканей (байка, атлас, клеенка). С обратной, «нейтральной», стороны чехла пришиваем разнообразные плоские пуговицы: овальные, круглые, квадратные, большие и маленькие. Лежа на животе и опираясь на ладони, руки малыша будут находиться на поверхности подушечки. Взяв руку за запястье, взрослый проводит ладонью по поверхности изготовленной подушечки, позволяя малышу ощупывать ее.

Подобное упражнение используется для развития исследовательских навыков и тактильных ощущений рук.

Мария, мама 5-месячного Ильи: «Сшила для своего сынишки подушечку с набором разных чехлов, пришила с обратной стороны пуговицы. Лежа на животе, он с удовольствием ее обследует. Илье нравится разноцветное поле с пуговицами. Он с удовольствием хлопает ладошкой по подушке и пытается пальчиками захватить их. Когда переворачиваю подушечку на обратную сторону, то сынишка подолгу смотрит на нее и водит ладошками по поверхности, словно пытается нащупать исчезнувшие пуговицы!»

Формируем навыки ползания и ходьбы

Ползание

Для подготовки ребенка к ползанию и развития этого навыка необходимо положить малыша на живот и чуть поодаль от него расположить яркую игрушку или любой другой предмет, вызывающий у него интерес. Любые попытки малыша приблизиться к игрушке, необходимо подбадривать и поощрять.



Ходьба

Для формирования первичных навыков ходьбы взрослому необходимо взять малыша подмышки, поставить ножками на твердую поверхность и в таком положении удерживать какое-то время. Малыш будет сгибать, и опускать свои ножки. При движении вперед получится своеобразная имитация ходьбы. Если положить под ноги специальный массажный коврик, малыш получит общеукрепляющий массаж стоп.

Развивающие игры с ребенком в 5 месяцев

При помощи развивающих игр малыш познает окружающий мир, учится распознавать предметы и устанавливать между ними взаимосвязь.

Игры с подвесными игрушками

Для этого понадобится: мобиль и подвесная игрушка на пружине или резинке.

Используя классический мобиль, можно научить малыша выполнять два взаимосвязанные действия, которые приводят к определенному результату. Взрослый крутит и потряхивает игрушкой, побуждая малыша дотянуться до нее. Схватив, ребенок потянет ее к себе, но если отпустит, она вернется в исходное положение. И малыш потянется снова.

Можно предложить малышу потянуть за колечко, подвешенное за веревочку. Таким образом, колокольчик, прикрепленный к мобилю, начнет издавать звук. Так малыш осуществит простое действие, имеющее результат.

Игры с погремушками

Взрослый должен учить малыша брать погремушку из своих рук и из любого положения тела, на протяжении 1-2 минут удерживать ее в руке. Ориентируя малыша на яркую игрушку, лежащую сбоку, нужно провоцировать его переворачиваться с живота на спину и наоборот.



Игры и неваляшками

Такие игры позволяют малышу развивать зрительное и слуховое восприятие, а также координацию рук. На вопрос: «Где неваляшка?» , - малыш поворачивает голову и пытается до нее дотянуться. На первых порах можно к неваляшке привязать веревочку с кольцом. Так, дергая за кольцо, он приведет игрушку в движение.

Словесные игры

Существует множество потешек, песенок, игр и игрушек, способных развлечь и позабавить малыша. Например, потешки «Ладушки, ладушки», «Сорока-Белобока» заставляют ребенка прислушаться к речи взрослого и следить за его действиями. Взрослый, держа кроху на руках, имитирует движения (хлопает в ладоши, водит пальчиком по ладошке и загибает один пальчик за другим).

-Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Кислую капустку!
Попили, поели,
Шу-у-у! Полетели!
На головку сели,
Ладушки запели.

Игрушки для детей в 5 месяцев

Разнообразные игры и игрушки способствуют познавательному, сенсорному развитию малыша, развивают координацию и движение рук, учат его видеть прекрасное в этом мире.

Какие игрушки нужны 5-месячному ребенку

  • разноцветные погремушки с ярко выраженной ручкой, иначе малышу сложно будет держать ее в руках. Погремушки способствуют развитию взаимодействий с предметами;
  • резиновые игрушки-пищалки. Сжимая их в руке, кроха сможет развивать тактильные ощущения и общую моторику рук. Резиновыми игрушками можно развлечь ребенка во время купания;
  • неваляшка, юла, башенки, пирамидки и матрешки: они своей красочностью привлекут и позабавят 5-месячных детишек. Производя разнообразные манипуляции с игрушками, ребенок учится различать форму, цвет предметов, их величину.
  • мячи небольшого диаметра способствуют развитию двигательной активности;
  • музыкальные игрушки развивают слуховое восприятие. Своей мелодичностью они способны успокоить малыша;
  • заводные игрушки способствуют развитию зрительного восприятия. Они забавляют и веселят маленького кроху.
  • Игрушки должны иметь сертификат качества и изготавливаться из экологически чистого материала;
  • Все игрушки должны быть безопасными для детей. Помните, что вовремя прорезывания зубов малыши берут в рот не только собственный кулачок, но и игрушки;
  • Игрушки необходимо ежедневно мыть!

Досуг

Каждый день для малыша наполнен разными открытиями, событиями и достижениями. Без любви и заботы близких людей невозможно полноценное развитие маленького крохи. Несмотря на цикличность периодов в режиме дня ребенка: сон, кормление, бодрствование, – его досуг должен быть разнообразным и интересным.

Прогулки

Одежда

Одежда ребенка должна соответствовать погодным условиям. Переохлаждение и чрезмерные укутывания одинаково вредны для здоровья.

Время

Прогулки оказывают положительное влияние на физическое развитие малыша. Они должны быть ежедневными, особенно в теплое время года. Не рекомендуется гулять с крохой при температуре ниже -10 С.


Место

Для прогулок лучше выбирать местность, удаленную от автомобильных дорог. Для этой цели подойдут разнообразные парки.

Как гулять?

Гуляя с малышом, нужно постоянно с ним разговаривать. Покажите ему листочки или веточки на деревьях, скамеечки, на которых отдыхают прохожие, кошечек и собачек, прогуливающих по травке.

В процессе прогулок ребенок познает окружающий мир, расширяется его кругозор.

Чем занять малыша

Малыш постоянно нуждается во внимании взрослого человека. Но бывают моменты, когда маме нужно заняться домашними делами, а кроха все время сидит на руках и не дает возможности что-либо сделать. Для того, чтобы найти выход в данной ситуации без капризов и слез, необходимо приучать ребенка к самостоятельным играм.

Любое новое и интересное занятие способно отвлечь малыша и переключить его внимание на другую деятельность.

Заинтересовать кроху могут любые яркие и пока еще незнакомые игрушки. Исследуя и производя различные манипуляции с ними, он может некоторое время побыть один.

Если мама занята на кухне, то ребенок обрадуется кухонным инструментам, которые ему дадут на растерзание. Например, деревянную ложку и кастрюлю, по которой можно стучать. Шума много, но руки мамы свободны!

Питание ребенка в 5 месяцев

Правильное и сбалансированное питание имеет большое значение для нормального роста и развития маленьких детей. Малыши до 5 месяцев на протяжении всего дня нуждаются в приеме пищи 6 раз (через каждые 3,5 часа).

Маленькие дети от 5 – 6 месяцев переходят на 5-разовое питание с интервалом между кормлениями в 4 часа.

При недостатке материнского молока или его отсутствии детей переводят на полноценное смешанное или искусственное вскармливание.

При любом виде вскармливания детям даются фруктовые, ягодные и овощные соки.

На грудном вскармливании

Основной пищей для 5-месячного ребенка пока еще остается материнское молоко.

В этом возрасте у малыша все еще сохраняется сосательный рефлекс. Он помогает малышу не только насытиться, но и успокоиться.

На смешанном вскармливании

При недостатке материнского молока врач-педиатр назначает специальные адаптированные детские смеси. Ребенка докармливают из специальной бутылочки сразу же после кормления грудью.

Все смеси изготавливаются на молочно-консервных комбинатах. Для того, чтобы состав смеси приблизить к материнскому молоку, белок коровьего молока подвергают специальной обработке, повышая его усвояемость и перевариваемость.

Кисломолочные смеси готовятся на основе адаптированной молочной основы с применением кисломолочных бактерий.

На искусственном вскармливании

Перевод ребенка на искусственное вскармливание требует пристального внимания. Особенно это относится к детям, перевод которых происходит внезапно. В первые 2 – 3 дня малышу дают небольшой объем пищи (приблизительно 2/3 от суточной возрастной нормы), дополняя недостающее количество чаем. Если ребенок хорошо переносит назначенную смесь, то в течение 3 – 4 дней, ее количество доводится до суточной нормы.

Прикорм

При недостаточном весе в 5 месяцев ребенок получает первый прикорм.

Хорошо подойдет овощное пюре. Они насыщают детский организм необходимыми витаминами и минеральными веществами. Ослабленным детям пюре из овощей рекомендуется вводить на 2 недели раньше.

Для приготовления первого овощного пюре можно использовать кабачки (цукини), брокколи, картофель, тыкву. Из-за высокого содержания крахмала и фосфора доля картофеля ограничивается ½ объема блюда.

В качестве второго прикорма малышу дается 8 – 10 %-ная каша, которая готовится на коровьем молоке 3,2% жирности.

Для лучшего усвоения каш разнообразные крупы перемалывают в муку. Возможен и другой вариант: уже готовые каши измельчают блендером.

С 5 месяцев в положении полусидя на руках у взрослого, нужно приучать ребенка есть с ложечки.


Уход и гигиена

Малыши постоянно нуждаются в тщательном уходе. Постельные принадлежности и одежда малыша должны быть чистыми и проглаженными. Нельзя допускать длительное пребывание малыша в мокрой одежде. Чрезмерная влага негативным образом сказывается на нежной коже малыша: на ней появляются опрелости и раздражения.

Если малыша приучили к опрятности, следили за чистотой его кожи, то в этот период он может отрицательно реагировать на мокрое белье, грязное лицо, проявляя при этом беспокойство.

Елена, мама 5-месячной Алины: «У моей Алины на попе появляется раздражение от памперсов. Стараюсь пользоваться ими в редких случаях. Мокрые пеленки и ползунки меняю постоянно. В последнее время стала замечать, что дочь сама извещает меня о необходимости смены белья».

Заключение

Подводя итог вышесказанному, в краткой таблице развития, изложим все достижения 5-месячного малыша:

Критерии
Достижения
Вес, рост
По сравнению с предыдущим месяцем малыш прибавил в весе 700г и подрос на 2 см.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
  • опираясь на ладони, длительное время лежит на животе;
  • развиваются движения, способствующие навыку ползания;
  • умеет перекладывать погремушку из одной руки в другую;
  • ритмично взмахивая погремушкой, извлекает звуки;
  • поворачивает голову в сторону источника звука;
  • прислушивается к взрослой речи, начинает певуче гулить;
  • пробует произносить некоторые согласные звуки;
  • малыш внимательно прислушивается к звукам, которые произносят взрослые, и пытается самостоятельно произнести их в виде отдельных слогов;
  • по-разному реагирует на близких и незнакомых людей, то же самое касается и окружающего пространства;
  • различает ласковый и сердитый тона голоса, по-разному на них реагирует;
  • уверенно держит головку;
  • появляется избирательное отношение к взрослым;
  • начинают прорезаться зубы.
Питание
  • с 5 месяцев вводится первый прикорм;
  • с 5,5 месяцев вводится второй прикорм.
Уход и гигиена
Начинает беспокойно реагировать на испачканное и мокрое белье
  1. С.Л.Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», стр.8-12;
  2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика», стр.124-129;
  3. В.Г.Кисляковская «Питание детей раннего и дошкольного возраста», стр.43-48;
  4. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром», стр.29-38.

Видео: Гимнастика и массаж для малышей 5-6 месяцев

В этой статье:

К пяти месяцам ребенок немного прибавляет в весе и подрастает примерно на 15-18 см. При этом он продолжает активно развиваться и расти, его организм заметно укрепляется. А чтобы 5 месячный ребенок был крепким и здоровым важно его правильно развитие.

Двигательная активность

В этом возрасте ребенок может похвастаться хорошей подвижностью и гибкостью всех конечностей. Он может даже самостоятельно делать, сам того не ведая, «гимнастику». Стоит положить ребенка на животик он начинает поднимать головку, разводить ручки в стороны, а ножки поднимает вверх. При выполнении таких упражнений мышцы шеи и спины ребенка тренируются и укрепляются.

А поскольку ребенок очень подвижный и легко может переворачиваться со спины на животик и наоборот, то его не стоит оставлять одного на кровати во избежание его падения.

С каждым днем координация и точность движений у ребенка улучшается. Игрушки для 5 месячного ребенка полезно разложить вокруг него. Это будет стимулировать его ползать и переворачиваться.

В пятимесячном возрасте каждый ребенок норовит что-нибудь схватить. Такое действие является жизненно необходимым, чтобы можно было манипулировать с различными предметами.

Но кроме того что ребенку хочется все потрогать и пощупать, ему еще не терпится это и попробовать на вкус. Не зря многие советуют убирать все мелкие предметы подальше, в противном случае ребенок может ими подавиться.

Однако пощупать и потрогать малыш старается не только предметы, но и еду, погрузив, к примеру, в пюре или кашу свои пальчики и с удовольствием их вылизав.

В этот период жизни ребенок развивает свои ручки, сжимая и разжимая различные предметы. Не стоит ругать его за то, что он выбрасывает свои игрушки с кровати. Пусть это будет очередная веселая игра. Конечно, если у мамы уже нет сил, то следует переключить внимание малыша на какую-нибудь новую игрушку.

Все время, пока ребенок бодрствует, можно посвятить играм или совместной игровой гимнастике. Любой педиатр может отметить пользу от проведения гимнастики. Достаточно уделять этому всего 10 минут в день, а результат будет очевиден. Обычно упражнения очень просты и их выполнение доставляет малышу большое удовольствие: развести ручки в стороны, а затем скрестить их на груди; приподнять малыша за локотки, стимулирую его подняться на коленки, а затем на ножки. Можно придумать и свои упражнения, либо посоветоваться с врачом, а после сделать массаж. Полезно будет малышу устроить и водные процедуры.

Физиология и психология ребенка

Особенностью любого ребенка 5 месяцев от роду является большая любознательность. Он страстно желает изучить окружающий его мир, а в некоторых случаях может проявлять инициативу в общении с незнакомыми людьми.
Конечно, самым дорогим человеком для любого ребенка в таком возрасте являются его родители, поскольку они большую часть времени проводят вместе: кормят его, играют с ним, купают его и укладывают спать.

Однако любая мама может запросто «потерять» своего ребенка, если будет уходить на работу ранними утрами и постоянно оставлять свое чадо на попечении родственников, либо нанятых нянечек. Несмотря на то, что именно она его родила, родным человеком для малыша будет именно тот, кто большую часть времени проводит с ним. О таком факте привязанности своего малыша должна знать каждая женщина.

В таком возрасте дети очень любят, когда с ними играют его родители: от простой щекотки до подбрасывания вверх. Однако здесь нужно соблюдать меру и сильно не увлекаться. Стоит помнить, что переход от состояния, когда ребенку весело, а потом становится страшно, практически незаметен, что может нарушить психику малыша.

Игры конечно должны быть веселыми и энергичными, однако не стоит слишком активно играться перед сном, так как ребенок еще долгое время будет в возбужденном состоянии и ему трудно будет успокоиться, не говоря о том, чтобы уснуть.

Слух, зрение и речь

В пятимесячном возрасте у ребенка слух становится лучше. Он без проблем может узнать, с какой стороны исходят звуки. Может при этом выражать свои эмоции: если что-то не нравится, то он может заплакать или закричать; однако если ему что-то понравилось, то улыбка и смех тому подтверждение.

Стоит заметить, что для любого грудничка 5 месяцев самый приятный и желанный голос – мамин. Родителям стоит по возможности уделять больше внимания своему малышу, разговаривать с ним, называть окружающие предметы для обогащения его словарного запаса.

Проверить слух своего ребенка не сложно. Для этого на расстоянии 5-6 метров от ребенка можно хлопнуть в ладоши или сказать что-нибудь не громко. На любой изданный звук ребенок отреагирует, повернув головку в сторону источника звука, а найдя вас глазами, весело заулыбается. Однако если слух ребенка вызывает беспокойство, то следует обратиться к специалисту.

Ребенок в возрасте 5 месяцев уже способен заметно фокусироваться на том предмете, который ему показывают родители. Причем даже если водить им в разные стороны, малыш будет сопровождать его взглядом. Чтобы развивать глазные мышцы полезным будет одно упражнение: на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка расположить предмет яркого оттенка и водить им вверх-вниз, вправо-влево несколько минут, пока не надоест малышу.

Кроме того пятимесячный ребенок начинает издавать больше звуков, причем его личный звуковой запас постоянно пополняется.

Любопытный факт! Учеными было замечено одно характерное явление: вне зависимости от пола ребенка, его национальности и места проживания – они все издают идентичные звуки. Причем даже дети с ограниченным слухом.

Прогулки

Прогулки очень важны для любого подрастающего малыша. При этом мама может заметить, что он стал меньше спать, его больше стало интересовать все то, что происходит вокруг него: порхающие снежинки либо падающие капли дождя; бегающие по делам туда-сюда люди, машины; шелестевшая листва на деревьях; поющие птицы и многое другое.

Для малыша каждая прогулка – это новые впечатления, эмоции и настроения, поэтому очень важно включать в режим дня по возможности как можно большее количество прогулок. Особенно это касается летнего периода времени, поскольку зимой долго погулять вряд ли получится.

Прогулки хороши не только новыми впечатлениями, но положительным образом сказываются на здоровье ребенка: с каждой прогулка мозг насыщается очередной свежей порцией кислорода. Гуляя с малышом, каждой маме следует обо всем ему рассказывать и примечать для себя, на чем он заостряет внимание.

Сон

Как правило, сон 5 месячного ребенка составляет от 14 до 16 часов, причем 10 часов из них – это ночной сон. Остальное время распределяется в течение всего дня. Обычно первый сон приходится после первого утреннего кормления и прогулки.

Второй раз малыш может заснуть после 13 часов, как раз после обеденной трапезы. Зачастую малыш может уснуть во время второй прогулки, что даже полезнее.

Третий раз ребенок может уснуть в промежутке от 17 до 19 часов.

Режим

Режим для 5 месячного ребенка очень важен, поскольку сказывается на его дальнейшем развитии. К тому же соблюдаемый порядок удобен и для самой мамы, которой также необходим отдых и силы.

Режим дня может выглядеть примерно так :

  • С 6 до 8 часов отводится на утренние процедуры и кормление;
  • С 8 и до 10 часов малыш может поспать;
  • С 10-10:30 до 11 часов начинается второе кормление;
  • С 11 и до 13 часов осуществляется дневная активность: можно заняться массажем, гимнастикой или пойти на прогулку;
  • С 13 до 14:30 показан второй дневной сон, который желательно проводить на открытом воздухе;
  • С 14:30 до 15 часов начинается третье кормление;
  • С 15 до 16:30 часов самое время поиграть с ребенком в активные и развивающие игры;
  • С 16:30 до 18:30 часов приходятся на третий сон, который желательно также проводить на свежем воздухе.
  • С 18:30 до 19:00 осуществляется четвертое кормление;
  • С 19:00 до 22:00 активное время для малыша;
  • С 22:00 до 22:30 последнее пятое кормление;
  • С 22:30 до 6 часов утра ночной сон.

При составлении режима дня для 5-месячного ребенка необходимо учитывать следующее:

  • Дневной и ночной сон должен быть 14-16 часов.
  • В дневное время ребенок может спать 2 или 3 раза, все зависит от его индивидуальных особенностей.
  • Ежедневно ребенок должен получать молока, молочной смеси либо прикорма в количестве от 360 до 1000 мл в течение всего дня.

Каждая мама сможет сама установить режим дня своему малышу с тем расчетом, чтобы и ей и ему было удобно.

Полезное видео о развитии ребенка в 5 месяцев

Четырехмесячный ребенок удивляет своей активностью . Он уже умеет поворачиваться на бок, приподнимать головку, лежа на животике. На протяжении следующего месяца ребенку предстоит научиться выговаривать некоторые слоги («ма», «ба») и многое другое. Что еще умеет ребенок в 5 месяцев, читайте в статье.

В первый год жизни дитя растет наиболее активно. За пятый месяц малыш вырастает примерно на 2 сантиметра , и прибавляет в весе около 650-700 грамм. Сколько весит ребенок в 5 месяцев и каков его рост, можно узнать из таблицы ниже.

Посмотрите видео о физическом развитии малыша в 5 месяцев:

Распорядок дня малыша

Режим ребенка в 5 месяцев должен быть уже достаточно устоявшимся. В этом возрасте ребенок большую часть дня спит. Также ему можно вводить прикорм , если в том есть необходимость. Надо уделить внимание развитию крохи, в этом помогут развивающие игры.

Питание

Пятимесячный ребенок полноценно может питаться маминым молоком. На протяжении дня он должен съедать больше литра. Но, стоит вводить прикорм если:

  • малыш не наедается, а из-за этого капризничает;
  • ребенок практически не набирает вес;
  • грудничок отказывается от молока.

В меню ребенка в 5 месяцев можно вводить соки (избегайте виноградного, он часто провоцирует аллергическую реакцию). Максимальное количество сока, которое может выпивать пятимесячный ребенок в день, 50 мл.

Позже, можно вводить в рацион фруктовые пюре. Не стоит сразу смешивать несколько продуктов. В случае аллергии вы не сможете разобрать, на какой именно фрукт реакция. Зимой можно покупать готовые пюре.

Во время прикормки следите за состоянием крохи, нет ли покраснений, высыпаний. Присматривайте за стулом малыша. Контролируйте, сколько съедает ребенок в 5 месяцев, чтобы свести к минимуму .

Сон

Сколько спит ребенок в 5 месяцев? Потребность во сне пятимесячного ребенка составляет около 15 часов. Из них 10 – ночной сон.

Чтобы малыш ночью хорошо спал и не ворочался, следуйте этим правилам:

  • первый раз ребенка стоит укладывать еще до обеда. Обычно кроха чувствует сонливость уже после двухчасовой активности;
  • второй раз малыш должен заснуть около часа дня. Сон станет полезнее, если кроху укладывать на улице;
  • последний раз укладывайте дитя ближе к вечеру (около 17-19 часов);
  • стоит осторожно разбудить ребенка, если он спит длительное время. Ведь каждый дневной сон не должен превышать 2 часов;
  • вечерний массаж, купание в большой ванне и хороший ужин только укрепят сон вашего малыша.

Почему грудничок плохо спит ночью?

Многие мамы жалуются на то, что дитя ночью много ворочается и капризничает. Такое поведение может быть вызвано несколькими причинами:

  1. Неправильный режим . Если кроха много спал днем, мало двигался, или же плохо кушал, на крепкий сон ночью можно не надеяться. Все должно быть сбалансированным: получение энергии, отдача и отдых.
  2. Зубы . В возрасте 5 месяцев уже могут прорезаться зубки. Для ребенка это дискомфорт, поэтому лучше наперед запастись прорезывателями.
  3. Болезнь . Из-за недомогания малыш может быть сонливым, или наоборот – плохо спать.

Игры

Чтобы 5-месячный ребенок хорошо спал, кушал и развивался, необходимо с ним играть. Выбирайте полезные игры, которые будут не только развлекать малыша, но и развивать его способности.

Можете попробовать одну из этих игр:

    • Положите грудничка на живот. Перед ним расположите игрушку. Заинтересуйте малыша и постепенно заводите предмет за спинку. Кроха повернется на бок, и вы должны вручить ему игрушку, чтобы он поиграл. Иначе у ребенка пропадет интерес.

  • Переверните грудничка на живот. Перед ним поставьте интересный предмет на расстоянии чуть дальше вытянутой руки. Заинтересуйте ребенка. Когда он захочет взять игрушку, подложите под ступню свою ладонь, чтобы кроха смог упереться. Похвалите его, разрешите поиграть.

Развитие ребенка в 5 месяцев очень интенсивное, необходимо уделять время играм, которые развивают речевые способности малыша.

  1. Постоянно разговаривайте с ребенком. Объясняйте ему, что вы делаете, что берете в руки. Малыш хоть и не говорит, но уже запоминает слова.
  2. Все, что делаете, сопровождайте стишками и песенками.
  3. Играйте с ребенком в «Ладушки», «Сороку-ворону».
  4. Играйте в «Где». Спрашивайте кроху, где находится предмет, после сами на него показывайте. Так ребенок запомнит местоположение предмета, и позже сам будет указывать на него, услышав вопрос.
  5. Играйте в перекличку. Повторяйте детский лепет, и давайте время полепетать малышу.

Прогулки

Свежий воздух – залог здоровья в любом возрасте. А для 5-месячного малыша прогулки на свежем воздухе просто обязательное условие.

Причин для каждодневных прогулок есть несколько:

  1. Под солнечными лучами кожа ребенка вырабатывает витамин Д , который предотвращает развитие рахита (лучи попадают на малыша даже в тени, а от палящего солнца лучше спрятаться, чтобы не получить ожоги и солнечный удар).
  2. Дети, которые регулярно гуляют на свежем воздухе, реже болеют простудами .
  3. После прогулки в ребенка улучшается аппетит, он крепче спит.

Каждый сам выбирает длительность прогулок, но они должны быть не меньше 1-1,5 часа в сутки.

Новые навыки и умения

Родителям всегда очень интересно наблюдать, что делает ребенок в 5 месяцев. В этом возрасте детки учатся понемногу «передвигаться». До первого шага им еще далеко, но уже есть некоторые успехи:

  • лежа на животе, в 5 месяцев жизни ребенок уже может опираться на ладошки, и при этом поднимать голову, рассматривая все вокруг;
  • учится переворачиваться с живота на спинку;
  • обхватив, что-нибудь ручками уже пытается садиться;
  • при держании ребенка за подмышки в вертикальном положении, он становится на ножки, почти полностью распрямив их;
  • кроха учится подползать;
  • улучшается координация движений.

Как себя ведет ребенок?

Дитя начинает приспосабливаться к обществу, продолжает познавать мир и даже пытается общаться:

  • малыш начинает произносить слоги «ма», «агу», «ня», «па»;
  • охотно «разговаривает» с собой;
  • он уже умеет различать голоса, тон разговора. Понимает, когда его ругают, а когда хвалят;
  • отличает родителей от чужых. Интересуется новыми людьми, но все еще боится отпускать маму в толпе незнакомых;
  • узнает себя в зеркале, запоминает игрушки, которые ему больше понравились;
  • с удовольствием рассматривает яркие картинки.

Безопасность грудничка

Ребенок становится все активнее и стоит пристальнее смотреть за ним. Вот несколько советов:

Многие родители имеют ошибочное представление о физическом развитии малыша. Не заставляйте его садиться, пока он сам этого не захочет, чтобы не нарушить позвоночник и строение малого таза.

Некоторые детки уверено садятся в 5 месяцев, другие в 7. Малыш сам почувствует, когда его тело будет готово и начнет прогрессировать.

Возможные проблемы

Если ваша кроха не реагирует на голоса родителей, музыку, если не пытается переворачиваться, плохо держит головку или не лепечет, сходите на консультацию к педиатру. Также говорит о возможной проблеме плохой сон грудничка, отсутствие аппетита, постоянный плач.

Правильный уход за ребенком обеспечивает хорошее самочувствие и здоровье. Грамотный режим, полезная пища, здоровый сон, прогулки на свежем воздухе, развивающие игры с мамой – все, что нужно для пятимесячного малыша.

На пятом месяце малыш подолгу лежит на животе, он уверенно опирается на предплечья и держит голову прямо.

Развитие ребенка в 5 месяцев идет по пути закрепления того, чему он научился ранее. Малыш теперь должен более уверенно переворачиваться, он проявляет желание сесть и активно меняет позы. Продолжают развиваться и коммуникативные навыки: малютка более осмысленно улыбается, лопочет и смеется. Подробнее об основных вехах физического и психического преображения малыша можно узнать, заглянув в наш календарь развития.

Педиатры и родители продолжают с волнением следить за изменениями роста и веса крохи, произошедшими за месяц, и фиксировать новые навыки.

В два раза больше

Обычно к концу пятого месяца вес малыша удваивается и достигает в среднем 6,5-7,5 кг . Общая месячная прибавка составляет 650-700 г . В длину малыш прибавляет порядка 2 см, рост становится равным 63-65 см . Окружность головы увеличивается на 1 см, а груди – на 1,5-2 см. У некоторых деток к этому периоду жизни даже появляется первый зубик. Но еще до появления зубов у малыша возможно повышенное слюноотделение и набухание десен. Кроха пытается кусать все попавшее ему в ручки.
Большинство безусловных рефлексов, характерных новорожденным, у ребенка в возрасте 4-5 месяцев угасают. Несколько позже исчезает рефлекс Моро – к концу пятого месяца. (О рефлексах).

Закрепляем старое, готовимся к новому

Физическое развитие стремительно готовит пятимесячного малыша к этапу самостоятельного передвижения. Кроха закрепляет и совершенствует старые навыки и начинает развивать новые. Ребенок словно стремится внимательнее разглядеть окружающее пространство, где вскоре начнет перемещаться на четвереньках, из-за чего ему необходимо сменить положение тела.

  • Малютка больше и больше времени проводит лежа на животе. Одновременно из подобной позы пытается подняться сначала на локти, а потом на выпрямленных руках. Подобные действия помогают ребенку лучше разглядеть окружающий мир и укрепить спинные мышцы, благодаря чему тело малыша готовится к ползанию.
  • Малыш способен недолго находиться в сидячем положении. Однако детской спине необходима поддержка, опору рекомендуется убрать лишь с началом самостоятельного сидения. К тому же не стоит надолго присаживать кроху. Малыша, которому нравится сидеть, усаживайте в шезлонг.
  • Сидячее положение освобождает руки и позволяет ребенку активнее исследовать предметы, находящиеся у малыша в руке: трясти ими, пробовать на вкус, внимательно разглядывать.
  • Лежа на животике, кроха продолжает активно изучать мир и себя. Он поднимает ноги и руки, тянет в рот стопы.
  • Первые попытки сидеть проявляются и во время подтягивания малыша за ручки из горизонтального положения, причем он начинает тянуться, уверенно удерживая голову.
  • На пятом месяце малыши не только поворачиваются на бочок, но и переворачиваются с живота на спинку, а возможно, и в обратном направлении.
  • У малыша в возрасте пяти с половиной месяцев уже неплохо развиты мышцы спины, благодаря чему дети способны подниматься на животе, удерживая голову и двигая ручками и ножками.
  • Некоторые дети делают попытки ползать по-пластунски.
  • Пятый месяц жизни малыша можно назвать периодом хватания. Именно этот навык, наряду с остальными, сейчас активно развивается у ребенка. К концу пятого месяца крохе недостаточно лишь тянуться к движущемуся предмету, ему надо уметь схватить, удержать, оттолкнуть, потрясти и отпустить. Подобное не касается недоношенных деток, большинство из них сейчас еще делают попытки ухватить игрушку.
  • Поддерживая ребёнка за подмышки, попытайтесь поставить его, и он попробует удержать вертикальное положение тела, не подгибая ножки.
  • Попробуйте положить кроху животиком на руки, не прижимая к себе. Он станет удерживать голову и верх туловища на средней линии.

Познаю себя и окружающий мир

Психическое развитие крохи в пять месяцев направлено на изучение собственного тела, становление первых навыков общения с близкими людьми и исследование заинтересовавших предметов.

  1. Ребенок начинает словно разговаривать со взрослыми, лепеча различные комбинации звуков. Иногда подобным способом малыш привлекает к себе внимание.
  2. Кроха хорошо узнает родителей и реагирует на них радостными криками. Ребенку удается запомнить цельный образ: привычную ему одежду, голос, прическу, глаза мамы и папы.
  3. Малыш внимательно разглядывает родных, трогает их лица, иногда засовывают пальчик к ним в рот, пока они с ним разговаривают.
  4. Порой малютка беседует сам с собой, задумчиво издавая звуки. Появление взрослого активизирует лепет ребенка.
  5. Новых людей дети на пятом месяце жизни встречают с настороженностью, особенно когда отсутствует мама.
  6. Ребенок понимает, строго с ним говорят или ласково. Причем может обидеться за строгость.
  7. Внимательно слушает того, кто с ним разговаривает, в то же время затихая.
  8. Покажите ребенку различные портреты людей. Ему, скорее всего, понравится их разглядывать, а предпочтение кроха отдаст улыбающимся лицам.
  9. У пятимесячного малыша гораздо лучше развита взаимосвязь между зрением и движением: ребенок легко берет понравившийся предмет.
  10. У крохи к пятому месяцу начинает развиваться цветоразличение: малютка отличает желтый и синий цвета.
  11. Малыш улавливает звук от источника, расположенного на расстоянии 2,5-3 м.
  12. Ребенок постепенно становится самостоятельным, способен поиграть в одиночестве 5-10 минут, но во время самостоятельных игр малыша не стоит оставлять без присмотра взрослого, ну или хотя бы оставляйте его в манеже, кроватке.
  13. Малыш отдает предпочтение определенным игрушкам, запоминает качественные характеристики, например, цвет, тактильные ощущения.
  14. Частично закройте игрушку пеленкой, и кроха поймет, где она находится.
  15. Чадо теперь больше любит проводить с вами время в играх, смеется, если его приподнимают, дуют на него, и т.д.
  16. К началу 6 месяца карапуз начинает протестовать и сопротивляться, если вы попробуете забрать предмет, взятый малышом.

Подобные вехи психического развития свойственны большинству малышей. Однако у каждого крохи все проходит по индивидуальному плану.

Но стоит проконсультироваться с неврологом, когда по окончании пятого месяца ребенок:

  • с трудом переворачивается с животика на спину;
  • плохо держит голову;
  • не тянет ручки к игрушкам и иным предметам;
  • не произносит отдельные звуки;
  • не различает строгие и доброжелательные выражение лица и тона мамы.

Развиваемся с мамой и папой

Каждый из родителей хочет помочь крохе расти здоровым и крепким, участвуя в развитии малыша. На пятом месяце нужно уделить особое внимание укреплению опорно-двигательного аппарата. Выполняйте с малышом упражнения, развивающие мышечный аппарат спины — он поможет ребенку в дальнейшем уверено сидеть. Также помогите ему оттачивать навык переворотов с животика на спину и обратно. Гимнастикой и массажем надо заниматься до получаса в день.
Считайте во время зарядки, включите ритмичную музыку, так вы разовьете у ребёнка чувство ритма.

Учим кроху приседать

Хорошим является упражнение на приседание с прогибом позвоночника, выполняющееся раз в день. Положите малыша на спинку и приступайте к упражнению:

  • дайте ребеночку сжать кулачком ваши большие пальцы, а остальными пальцами обхватите за запястья;
  • слегка разведите ручки крохи в стороны и начните тянуть к себе до тех пор, пока малыш не сядет;
  • потом поднимите руки ребенка вверх и удерживайте одной рукой;
  • свободной рукой легким движением проведите по спине малыша снизу вверх вдоль позвоночника, кроха разогнет спинку;
  • помогите малышу лечь, придерживая за головку.

Время учиться ползать

Хоть привычное ползанье еще не характерно для малышей в пять месяцев, пора начать делать с ним упражнения, которые станут первым шагом к полезному навыку.

  1. Сначала уложите малыша животиком на коврик.
  2. Положите перед ним игрушки, чтобы кроха мог прикоснуться к ним кончиками пальчиков. Сядьте перед ним и подбадривайте попытки ребенка продвинуться к игрушке.
  3. Если у малыша не слишком хорошо получается оттолкнуться, то помогите ему, подставив в качестве опоры возле ног свою ладошку.

Такое своеобразное барахтанье на животе послужит ребенку отличной подготовкой к передвижению на четвереньках и укрепит мышцы малыша.

Массаж пятимесячного карапуза необходимо усложнить. К легким растирающим и поглаживающим движениям добавьте пощипывания, валяния и щипцеобразные разминания. Лучше пригласить профессионального массажиста, способного показать вам новые движения, посмотреть видео, хорошо показывающее элементы массажа в домашних условиях и гимнастика, предназначенная малышам 5-6 месяцев.

Важным для пятимесячного малыша остается процесс ношения на руках. Объясняйте ему происходящее вокруг, описывайте свои действия и действия остальных людей. Пусть ребенок трогает и исследует наибольшее количество предметов, при условии уверенности в их чистоте и безопасности.

Пятый месяц дает вам возможность на короткий период оставлять малыша в манеже и кроватке. Но будьте осторожны — у крохи от длительного пребывания там может появиться ощущение замкнутости пространства. В результате возможно уменьшение естественного желания ребенка познавать мир, негативно сказывающееся на развитии.

Поиграй со мной

Интересным и вам, и малышу покажется развитие в игровой форме.

В помощь вам — различные потешки и короткие стишки, развивающие память и чувство ритма у детей.

Самая популярная и важная в развитии игра – «Ку-ку», веселящая и детей старше полутора лет. У нее существует масса вариантов, например:

  • закрывайте свои глаза либо глаза малыша руками;
  • прикройтесь пеленкой и выглядывайте из-за нее;
  • изобразите рожицу на большом пальце и периодически прячьте палец в кулак.

Чаду понравятся различные звуковые игры.

  1. Помогайте ребенку в познании собственного тела: притрагивайтесь к маленькому носику, глазкам, пухлым щечкам и произносите малышу названия частей тела.
  2. Показывайте малютке картинки с животными, одновременно имитируйте голоса изображенных зверей и птиц.
  3. Кроху заинтересует звон бубенчиков, пришитых к носочкам, ленточке, привязанной к ручке. Другим интересным вариантом станут браслетики с нашивками в виде цветочков, бабочек, божьих коровок.
  4. Слушайте малыша и повторяйте произнесенные им звуки. Карапуз будет внимательно слушать вас, а спустя некоторое время начнет вторить вам в ответ. Так происходит начальное развитие коммуникативных навыков.

Попробуйте подносить ребеночка к зеркалу. Ваше с ним отражение кроха начнет воспринимать в качестве других людей. Возьмите в руки игрушку — ребенок не заметит этого, потому как станет тянуться к ее отражению. Осознавать собственное отражение дети начинают в районе 1,5 лет.

При отсутствии аллергии рекомендуется начать знакомить малыша с различными запахами — и приятными, и неприятными. Возьмите ватные шарики и смочите духами, соками ягод, фруктов, чеснока, молоком и т.д. Но не давайте за раз понюхать много ароматов. Рассказывайте об источнике запаха. Благодаря упражнению вы не только поможете малышу узнать мир ароматов, но и выясните предпочтения ребеночка.

Сделайте малютке подушечки из тканей, отличающихся по цвету и текстуре. Подобные игрушки окажутся полезны и подросшему малышу, например, в изучении цветов.

Мастерицам, хорошо владеющим навыком шитья, стоит смастерить мягкую текстильную книжку с пришитыми пуговицами, шнурками, липучками, аппликациями, нашивками и т.д.

Нормы питания и сна

Общая продолжительность и режим сна у малыша мало чем отличается на пятом и четвертом месяцах. Сон крохи очень индивидуален и зависит от характера и самочувствия малютки. В среднем в сутки малыш спит 14-16 часов, причем 10 часов – ночной сон, и 4-6 часов разбиваются на 3 дневных сна. Многие детки, особенно груднички, продолжают просыпаться на перекус ночью. Но не стоит волноваться, отнеситесь к подобным кормлениям проще, ведь многие дети могут просыпаться и будить родителей среди ночи до трех лет, потому как до пятого месяца нервная система еще созревает.

В начале пятого месяца питание малыша не отличается от прежнего. Остается кормление грудью либо смесью по требованию.

Обычно еще не начинают прикорм — введение рекомендуется искусственникам в 5,5 месяцев, а грудничкам – с 6. Недоношенного ребенка не рекомендуется знакомить с новыми продуктами до семимесячного возраста.

Но мамам пятимесячных детей стоит начать читать о первом прикорме, готовясь к знакомству малыша с первой «взрослой» пищей.

Но иногда допускается и вводить прикорм в 5 месяцев. Причины тому могут быть следующие:

  • недостаточное количество материнского молока;
  • существующие питание не обеспечивает необходимый набор веса ребенком;
  • длительные и сильные колики, запоры;
  • частое срыгивание.

По поводу подобных проблем, обнаруженных у малыша, о необходимости введения и особенностях прикорма проконсультируйтесь с педиатром.

Вообще, не забывайте — все дети индивидуальны. Календарь развития на пятый и любой иной месяц — в помощь вам. Конечно, существует ряд вещей, которые малыш должен уметь делать на определенном этапе взросления, и отсутствие соответствующих навыков способно насторожить. Но и в тогда не стоит сразу паниковать, а следует задать вопросы врачу.

Статьи по теме: