Развитие представлений о человеке в истории и культуре. Образовательный портал Человек в истории в старшей группе

Поликарпова Нина Александровна,
методист ГБДОУ детский сад №23
Петроградского района Санкт-Петербурга

На сегодняшний день наметились тенденции в усилении поликультурности образования, которое предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных народов, взаимодействие между людьми с разными традициями. Под этнокультурным образованием понимается комплексный, содержательный, педагогически организованный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру народа. В литературе существует несколько подходов к определению этнокультурного образования детей. Первый подход раскрыт в работах С.А.Козловой. Автор связывает этнокультурное образование с социально-личностным развитием детей и рассматривает воспитательный потенциал народной педагогики как условие развития национального и планетарного мышления. Позиция С.А. Козловой заключается в том, что у детей необходимо воспитывать интерес и уважение к культуре своего и других народов, умение проявлять терпимость к детям и взрослым, независимо от национальных различий. Другой автор, Т. Ю.Купач, рассматривает гуманизацию социального воспитания дошкольников на основе приобщения детей к культурно-историческим традициям. По мнению автора, культурно-исторические традиции- это такие традиции, которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме: труд, обычаи, нравы, ремесла, творчество, фольклор и т.п. Второй подход определяет значимость культурно- исторического опыта народа, представленного в материальной и духовной культуре (Т.Ю.Купач, Г.Н.Волков, И.Ф.Галигузов и др.).

В свою очередь, я так же считаю необходимым приобщать ребенка к культурно-историческому наследию. При работе с дошкольниками в наше время остро встает вопрос о нравственном, духовном, патриотическом воспитании детей, этнокультурном образовании. И одним из верных способов является наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры, что, прежде всего, начинается с ближайшего окружения: с любви и уважения в семье, с любви и уважения к родному городу, к родной культуре. При этом в дальнейшем важно показать всю значимость человечества в целом, как развивался человек, как постепенно он обустраивал свою жизнь, проявляя всю свою изобретательность, воображение, творчество.

С тех пор как в глубокой древности первобытные люди создали первые каменные орудия и добыли огонь, человеческая мысль не успокаивалась не на минуту. Люди стремились все больше узнавать об окружающем мире, все активнее на него воздействовать.

Результатом этого воздействия явилось то, что мы имеем сейчас. В будущем каждому ребенку предстоит сохранить все нажитое его предками, а для этого ему необходимо научиться правильно распоряжаться нажитым имуществом и владеть им так, чтобы приумножить. В связи с этим, нашей задачей является развить у ребенка чувство трепетного отношения ко всему, что завещало ему человечество и желание сделать наш мир прекраснее.

В вышеуказанном и заключается актуальность заявленной темы.

Приступив к работе по данному направлению более двенадцати лет назад, я столкнулась с отсутствием методической литературы. Чуть позже появились такие разработки как:

Дыбина О.В., Что было до…: Игры- путешествия в прошлое предметов.- М.: ТЦ Сфера, 2004.;

Новицкая М.Ю., Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Пинка-Пресс, 2003.;

Мулько И.Ф., Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2004.;

На сегодняшний день уже существуют парциальные программы:

О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Е.В. Пчелинцева, Непреходяшие ценности малой родины.

Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова, Развитие у детей представлений об истории и культуре.

Я, в свою очередь, хочу предложить свою систему работы, мною были выделены следующие разделы и подразделы:

1.История цивилизации.

Образ жизни человека в древности.

Труд человека.

2.Технический прогресс.

Изменение условий быта человека.

Усовершенствование средств передвижения.

Развитие средств коммуникации.

3.Социальное и правовое сознание.

Кроме того, в связи с тем, что цель - физическое и психическое развитие воспитанников всегда является актуальной, я считаю нужным включить в качестве одного из подразделов раздела «История цивилизации» тему: «История спорта и спортивных состязаний».

Мною было разработано тематическое планирование, на основе которого уже несколько лет ведется работа в детском саду

Тематическое планирование по направлению

«Развитие представлений о человеке в истории и культуре»

Октябрь-ноябрь, тема: «Развитие средств коммуникации»

Старшая группа

«Как люди общаются на расстоянии»

Цель: формировать представления о развитии средств коммуникации

Задачи:

· познакомить детей со средствами связи в древнем мире и в настоящее время

· развивать наблюдательность, способность к суждениям

· воспитывать интерес к техническому прогрессу

Подготовительная группа

«Что? Где? Когда?»

Цель: приобщить детей к великим достижениям людей в сфере обмена информацией

Задачи:

· уточнить и систематизировать знания детей о развитии средств коммуникации

· развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи и отношения, умение рассуждать и делать выводы; умение работать в команде; любознательность, внимание и силу воли

воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе совместной работы, интерес к истории человечества

Совместная деятельность

Рисование наскальных рисунков (на камнях)

Игры-драматизации

· «Передай информацию посредством мимики и жестов»

· «Расскажи сказку по телефону»

Просмотр отрывков из видеофильма «Из истории русской письменности»

П/И «Где мы были мы не скажем, а что видели - покажем»

- «Расскажи посредством звука» (муз. деятельность)

Конструирование средств коммуникации из мелкого конструктора

Сочинение загадок

Пальчиковая гимнастика

Экскурсия в библиотеку (или совместная деятельность по теме на базе библиотеки)

Выпуск первого номера журнала под названием «От наскального рисунка до компьютера»

Организация развивающей среды

Д/И «От наскального рисунка до компьютера» (разрезные картинки)

Наскальные рисунки - продукт детской деятельности

Иллюстрации по теме

Детские энциклопедии

Журнал «От наскального рисунка до компьютера»

Ноябрь-декабрь, тема: « Образ жизни человека в древности»

Непосредственно образовательная деятельность

Старшая группа

«Пещерный человек»

Цель: приобщить детей к истории человечества

Задачи:

· формировать представления об образе жизни пещерного человека

· развивать любознательность и воображение

· воспитывать интерес к образу жизни человека в древности

Подготовительная группа

«Образ жизни пещерного человека»

Цель: приобщить детей к истокам зарождения человечества

Задачи:

· уточнить и систематизировать представления детей об образе жизни человека в древности

· развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения

· воспитывать интерес к культурному наследию древности

Совместная деятельность

Постройка макета жилища древнего человека

Рассматривание иллюстраций и познавательные беседы по теме

Просмотр отрывков из видеофильма «Прогулки с пещерным человеком»

Рисование и сочинение рассказов по рисункам детей

- «Пещера древнего человека»

(конструктивная деятельность)

- «Охота на мамонта» (продуктивная деятельность из бросового материала)

Координация речи с движением

Пальчиковая гимнастика

Организация развивающей среды

Д/И «Эволюция обычных вещей»

Пещера древнего человека (макет)

Иллюстрации по теме

Выставки продуктивной изобразительной деятельности детей

Детские энциклопедии

Журнал «На заре человечества»

Декабрь-январь, тема: «Изменение условий быта человека»

Непосредственно образовательная деятельность

Старшая группа

«Мой дом»

Цель: показать роль коммунальных услуг и бытовых приборов в жизни человека

Задачи:

· формировать представления об условиях жизни современного человека, используя понятия: бытовая техника, водопровод, центральное отопление, электроосвещение; показать. Как сильно изменились условия жизни со времен пещерного человека

· развивать умение сравнивать, выражая свои мысли в связной речи

· воспитывать у детей желание быть активным и неравнодушным по отношению к окружающему миру

Подготовительная группа

«Как менялось жилище человека»

Цель: приобщить детей к великим достижениям в области технического прогресса

Задачи:

· формировать представления об изменении условий быта человека от древнего мира до сегодняшних дней (отопление, освещение, водоснабжение)

· развивать умение видеть связь между явлениями, развивать речь детей

· воспитывать стремление быть изобретательным

Совместная деятельность

Д/И «Бытовая техника»

Д/И «Моя квартира»

Д/И «Эволюция обычных вещей»

Работа с энциклопедиями

Коллаж «Как уютно в нашем доме» (коллективная работа)

Рисование и составление рассказа «Дом будущего»

Составление, отгадывание загадок о бытовой техники

Изготовление макетов жилища (в индивидуальной работе)

Координация речи с движением

Пальчиковая гимнастика

Подготовка и выпуск журнала «Дом, в котором я живу»

Пешеходная прогулка по ознакомлению с ближайшим окружением (разные виды зданий, их назначение)

Организация развивающей среды

Д/И «Бытовая техника»

Д/И «Моя квартира»

Д/И «Эволюция обычных вещей»

Иллюстрации по теме

Макеты: «Квартира», «Многоэтажный дом», «Русская изба», «Замок»

Коллаж «Как уютно в нашем доме»

Журнал «Дом, в котором я живу»

Детские энциклопедии

Раскраски

Январь-февраль, тема: «История спорта и спортивных состязаний»

Непосредственно образовательная деятельность

Познавательно-физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие во времени»

Цель: формировать у детей позитивное отношение к спорту и ведению здорового образа жизни через ознакомление их с яркими страницами истории спорта, ролью спорта в жизни людей в различные исторические эпохи

Задачи:

· обобщить и систематизировать знания о видах спорта, способах организации соревнований, о значении и месте спорта в культурной и общественной жизни людей с следующие исторические эпохи: пещерного человека, Древней Греции, Средневековья (рыцарство), 21 века

· развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между известными им фактами, рассуждать, делать выводы; работать в команде - осознавать значение своих действий для результата команды

· формировать навыки участия в эстафетах

воспитывать интерес к истории спорта, уважение к достижениям предшествующих поколений; желание быть сильным, ловким, умелым, красивым; желание заниматься спортом

Совместная деятельность

- «Замок рыцаря» (конструирование)

Д/И «Олимпийские игры»

П/И - имитация «Мы - спортсмены»

Д/И «Кому что нужно»

- «Отгадай спортсмена по действию» (словесная игра)

- «Я - спортсмен» (лепка)

Р/И «Команда чемпионов»

Составление рассказов по теме «Зимние виды спорта»

Координация речи сдвижением

Пальчиковая гимнастика

Выпуск третьего номера журнала «Ловкий, сильный и быстрый»

Организация развивающей среды

Д/И «Кому что нужно»

Д/И «Олимпийские игры»

Наглядно - дидактическое пособие «Рассказы по картинкам. Зимние виды спорта»

Оформление темы на фланелеграфе (олимпийская символика)

Продукт детской деятельности « Я - спортсмен»

Детские энциклопедии

Фотовыставка «Мы - спортсмены»

Журнал «Ловкий, сильный, быстрый»

Февраль-март, тема: «Развитие социального и правового сознания»

Непосредственно образовательная деятельность

Старшая группа

«Дети и родители»

Цель: способствовать формированию представления о значении семьи в жизни каждого человека

Задачи:

· формировать представление о значении семьи в жизни ребенка

· развивать интерес к семейным традициям

· воспитывать уважительное отношение к старшим

Подготовительная группа

«Конвенция о правах ребенка»

Цель: формировать представления о правах человека, данных ему с рождения

Задачи:

· познакомить детей с основным содержанием международногодокумента «Конвенция о правах ребенка»

· развивать у детей основы правового сознания, желание и умение считаться с правами других людей

воспитывать уважение к мнению и чувствам другого человека

Совместная деятельность

Рассматривание иллюстраций и проведение познавательных бесед по теме

Рисование «Моя семья»

Составление рассказов «Семейные традиции»

Беседа «Что и почему изображено на моем семейном гербе»

Рассуждение на тему «Что такое дружба?»

Д/И «Фоторобот»

Д/И «Угадай чувство»

Игры-драматизации

Чтение отрывков из художественных произведений

Координация речи сдвижением

Пальчиковая гимнастика

Подготовка и выпуск четвертого номера журнала «В мире любви и согласия»

Организация развивающей среды

Выставка «Герб нашей семьи»

Д/И «Фоторобот»

Д/И «Угадай чувство»

Выставки продуктивной деятельности детей по темам

Иллюстрации по теме

Дидактическое пособие на фланелеграфе «Конвенция о правах ребенка»

Журнал «В мире любви и согласия»

Март-апрель, тема: «Усовершенствование средств передвижения»

Непосредственно образовательная деятельность

Старшая группа

«Вокруг света за 80 дней»

Цель: показать роль транспорта в жизни людей

Задачи:

· формировать представления о различных видах транспорта (воздушный, водный, железнодорожный, городской, космический и п.т.)

· развивать умение находить сходства и отличия, пользоваться обобщающим словом

· воспитывать интерес к технике

Подготовительная группа

«От кареты до ракеты»

Цель: приобщить детей к великим достижениям детей в области технического прогресса

Задачи:

· формировать представления об изменении форм разных видов транспорта в связи с техническим прогрессом и потребностями общества

· развивать умение рассуждать, делать выводы

воспитывать интерес к техническому прогрессу

Совместная деятельность

Д/И «От кареты до ракеты»

Д/И «Эволюция транспорта»

Д/И «Летит, плывет, едет»

Продуктивная изобразительная деятельность

«Подводный транспорт» (из бросового материала)

«Космический транспорт» (оригами)

Конструктивная деятельность по замыслу детей и презентация своей конструкции

Рассматривание иллюстраций и проведение познавательных бесед по теме

- «Звуки колес» (музыкальная деятельность)

Координация речи с движением

Пальчиковая гимнастика

Пешеходная прогулка «Транспорт нашего города»

Подготовка и выпуск пятого номера журнала «От кареты до ракеты»

Организация развивающей среды

Д/И «От кареты до ракеты»

Д/И «Эволюция транспорта»

Д/И «Летит, плывет, едет»

Выставки детских работ

Иллюстрации по теме

Детские энциклопедии

Журнал «От кареты до ракеты»

Тема «Труд человека» является сквозной, и частично присутствует в каждой из указанных тем, как составляющая часть. В конце апреля предлагается одно обобщающее мероприятие, цель которого довести до сознания детей, что все достигнутое человечеством стало возможным только благодаря непрерывному труду и усердию. В совместную и самостоятельную деятельность выносятся следующие игры:

Д/И «Играем в профессию»

Р/И «Профессии»

Д/И «Кольцо и меч» (ремесла киевской Руси)

Тема «Человек в истории и культуре» актуальна в современном мире. С самых первых дней жизни человек познает окружающую реальность через людей, которые находятся рядом, которым он доверяет. Сначала через семью, потом через детский сад, школу… Это уже дальше, впереди, институт, работа и круговорот окружающего мира. Получая знания об истории и культуре русского народа, на каждом, пусть и самом маленьком этапе, постепенно, у ребенка формируется представление о природе современных вещей, событиях, происходящих вокруг. Он учится выстраивать логические цепочки и понимать происходящее в современном мире с опорой на прошлый опыт. «Принятие» или «не принятие» определенных вещей, пускай кажущихся не очень важными, например роспись, посуда, изготовленная своими руками и т.д. не возможно без знакомства и, как следствия понимания и возможности ответить для себя на вопрос «Почему так было?». Современные дети часто не представляют, да и не имеют желания узнать, откуда в магазине хлеб (да и что такое хлеб), масло, посуда. Что такое самовар или лапоть, о которых читают сказку. Отсюда, часто пренебрежительное отношение к вещам. Нет понимания, что человечество «училось» постепенно, накапливая опыт и передавая его из поколения в поколение, что затрачено много сил на производство, что то, что сейчас удобно и быстро не всегда было таким. Приходя в музеи, они, привыкшие к современному ритму жизни, пробегают мимо произведений искусства, иногда даже не задерживая на них свой взгляд. Смотрят, не видят. Занятия с детьми, с использованием художественной литературы, экспериментальной деятельности, посещение музеев, изобразительной деятельности и многого другого, позволяют «остановить взгляд» ребенка, дать толчок к пониманию сути вещей.

Дать детям возможность увидеть, потрогать своими руками, попробовать создать что-то самостоятельно, пусть это неловкий цветок, нарисованный на тарелочке, или кукла, сделанная из садиковской старой простыни…. Это так важно. Мы на начальном этапе работы, но, как показал наш опыт, знакомство с историей и культурой русского народа, оставляет глубокий след в сердцах воспитанников, вызывает живой интерес и желание узнать больше и больше, и больше. А это очень важно в таком современном и таком не простом мире.

Период работы в данном направлении:

Работа производилась в виде проектной деятельности и была рассчитана на один учебный год (2013-2014).

Цель: знакомство с историей и культурой русского народа.

Задачи:

Образовательные:

Знакомство с народно-прикладным искусством;

Знакомство с традициями чаепития;

Знакомство с темой «как наши предки хлеб выращивали;

Знакомство с творчеством писателей и поэтов по темам;

Обучение детей монологу и диалогу.

Развивающие:

Развитие мелкой моторики;

Развитие коммуникативных и творческих способностей;

Развитие памяти и внимания;

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к своему труду и труду других людей;

Воспитание чувства патриотизма, уважения и любви к родине.

Основные формы работы

Описание опыта работы

Что проводили:

Знакомство детей с русскими народными промыслами:

  • Городецкая роспись
  • Хохломская роспись
  • Гжель
  • Такие разные матрешки (Сергиево-Посадская, Семеновская, Палховско-Майданская)
  • Богородская игрушка
  • Дымковская игрушка

Чтение стихов, рассказов о различных видах росписи.

«Откуда хлеб пришел» (рассказ воспитателя, составление рассказов по картинке…)

Традиции чаепития. Бабка на чайник.

Посещение мини-музея ГБДОУ

Работа с родителями:

  • Консультация на закрепление знаний детей по теме «Знакомство с русскими-народными промыслами» (эл.ресурс)
  • Выставка поделок, сделанных родителями вместе с детьми по теме.
  • Оформление фотоальбомов (эл.ресурс) «Наши работы» (поделки), «Покажите детям» (изделия русских мастеров: росписи, игрушки).
  • Папка-передвижка «Традиции русского чаепития»

Знакомство с русским-народным устным творчеством.

  • Малые фольклорные жанры: песенки, потешки.
  • Русские народные сказки.

Посещение Русского музея «Русское народное творчество и быт русского народа».

Игры и развлечения русского народа. «Карусель», «Тень-потетень», «Кисель»….

Полученные результаты

Тема «Человек в истории и культуре» настолько интересна и многообразна воспитанникам детского сада и требует продолжения. Мы видели в наших детях искры в глазах в познании волнующей и очень важной темы, родители с большим интересом участвовали в нашем проекте. Главной составляющей этой работы является совместное участие педагогов с детьми и их родителями в образовательно-проектной деятельности.

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежностик своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации

Обеспечение развития первичных представлений и элементарных

знаний:

  • о собственной принадлежности к семье, о своей родословной, о родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни;
  • о составе семьи, своей принадлежности к ней, некоторых родственных связях (например, свекровь - невестка, тёща - зять), о профессиях, интересах и занятиях родителей и родственников, об именах и отчествах родителей, ближайших родственников;
  • о функциях людей разногопола и возраста в семье;
  • о гендерных отношениях и взаимосвязях в семье как между деть-ми, так и между взрослыми («Когда я женюсь, то буду мужем, а для своих детей - отцом»);
  • об адресе (страна, город (село), улица, дом, квартира), по которомупроживает семья, номере телефона квартиры (дома), адресах и номерахтелефонов близких родственников, друзей семьи;
  • о своей принадлежности к членам группы детского сада, о фамилии,имени, отчестве заведующей детским садом, об адресе детского сада и др.

Создание условий для приобретения опыта:

  • составления вместе с родителями и воспитателем генеалогическогодрева (начиная с дедушек и бабушек), рассматривания семейных альбомов с фотографиями, почётных грамот и наград родственников, их коллекций и др.;
  • установления взаимосвязей между различными мужскими и женскими проявлениями, эмоциональными реакциями, правилами и нормами поведения;
  • участия в выполнении некоторых семейных обязанностей, семейных традициях и праздниках;
  • поздравления родителей и родственников с днём рождения и другими праздниками;
  • проявления чувства гордости за семью, умения, достижения иуспехи родителей и родственников (положительные поступки, наградыза профессиональные, спортивные и другие достижения);
  • внимательного и заботливого отношения к работникам и воспитанникам детского сада;
  • выполнения некоторых общественных обязанностей, поручений,участия в коллективных делах в детском саду (спектакли, дежурства,изготовление подарков для благотворительных акций и др.);
  • проявления чувства гордости за успехи и достижения педагогов ивоспитанников детского сада.

Методическое сопровождение:

  • Козлова С.А. Я – человек: Программа социально-личностного развития детей. – М.: МГПУ, 1997.
  • И.Ф.Мулько Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ Сфера 2004г.

Сюжетно-ролевая игра

Перспективное планирование

Месяц Игра Задачи
Сентябрь Путешествие Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей
Октябрь Библиотека Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Углублять знания о труде библиотекаря. Развивать интерес и уважение к профессии.
Ноябрь Парикмахерская Знакомство с правилами поведения в парикмахерской. Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Углублять знания о труде парикмахера. Развивать интерес и уважение к профессии
Декабрь Магазин Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Углублять знания о труде продавца. Развивать интерес и уважение к профессии.
Январь Хлебозавод Помогать детям устанавливать взаимоотношения и действия в процессе игры, развивать ее сюжет. Уточнить представления о труде работников пекарни. Развивать интерес и уважение к профессии.
Февраль Аптека Углублять знания о труде работников аптеки, помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Развивать интерес и уважение к профессии.
Март Больница Углублять знания о труде врача. Развивать интерес и уважение к профессии. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, обогащать словарь, развивать речь детей.
Апрель Школа Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными. Углублять знания о труде учителя. Развивать интерес и уважение к профессии.
Май Почта Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Углублять знания о труде работников почты. Развивать интерес и уважение к профессии.

К концу года дети в игре могут:

° Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр.

° Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.

° Находить новую трактовку роли и исполнять ее.

° Моделировать предметно-игровую среду.

° В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности хо­дов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами.

° Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.

° В беседе о просмотренном спектакле высказывать свою точку зрения.

° Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профес­сии, правила поведения в театре.

° Участвовать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссе­ры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).

Консультация для воспитателей.

«Формирование у детей дошкольного возраста представлений о человеке в истории и культуре на основе изучения традиций и обычаев родного края».

МДОУ «Золушка», п. Янгель, 2015г.

Воспитатель:

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Историзм присущ всякому познанию, независимо от его формы, поскольку не существует в мире неразвивающихся объектов. Общественно – исторический опыт человечества накапливается в форме явлений внешнего объективного мира, окружающего человека.

Необходимость исторического знания для развития перспективного взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том, что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.


Окружающий мир предметов с раннего возраста вызывает у человека любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать. Для удовлетворения данного желания ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.

Всю совокупность исторических знаний условно можно разделить на две большие группы:

1) знания об истории возникновения и развития каких – либо объектов материальной действительности;

2) знания об истории познания человеком этих объектов.

Детям дошкольного возраста доступна для усвоения первая группа исторических знаний, так как представления о процессе преобразования человеком предметного мира с момента его создания создают перспективу его дальнейшего совершенствования. Кроме того, обращение к прошлому – одно из средств самопознания, определения своего места в мире и во времени (прошлое – настоящее – будущее), своих ценностных ориентаций.

В процессе исторического познания ребенок осваивает мир предметов, постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, достраивает предметный мир, «переделывает» природу, выступает как субъект, активный носитель социальной сущности, творец, деятель.

изложении исторического взгляда на предметный мир нельзя:

1) ограничиваться только монологом – рассказом о прошлом предметов; необходимо включать в процесс ознакомления как можно больше действий (посидеть на бревне, осветить комнату свечой, надеть длинную одежду и походить в ней, написать несколько слов перьевой ручкой и т. д.);

2) терять из виду основное направление процесса при изложении истории создания вещи: человек создает много предметов, изменяет и совершенствует способы их использования для удовлетворения разных потребностей (естественных, духовных, интеллектуальных и т. д.) взрослых и детей;

3) перегружать детей сложной исторической информацией;

4) сводить организацию ознакомления с историей только к форме познавательных занятий.

И в первую очередь надо воспитывать в ребенке гуманистическое начало, дать понятие о подлинных человеческих ценностях, чтобы сформировать у детей представление о человеке в истории.

В свою очередь, я так же считаю необходимым приобщать ребенка к культурно-историческому наследию. При работе с дошкольниками в наше время остро встает вопрос о нравственном, духовном, патриотическом воспитании детей, этнокультурном образовании. И одним из верных способов является наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры, что, прежде всего, начинается с ближайшего окружения: с любви и уважения в семье, с любви и уважения к родному городу, к родной культуре. При этом в дальнейшем важно показать всю значимость человечества в целом, как развивался человек, как постепенно он обустраивал свою жизнь, проявляя всю свою изобретательность, воображение, творчество.

С тех пор как в глубокой древности первобытные люди создали первые каменные орудия и добыли огонь, человеческая мысль не успокаивалась не на минуту. Люди стремились все больше узнавать об окружающем мире, все активнее на него воздействовать.


Результатом этого воздействия явилось то, что мы имеем сейчас. В будущем каждому ребенку предстоит сохранить все нажитое его предками, а для этого ему необходимо научиться правильно распоряжаться нажитым имуществом и владеть им так, чтобы приумножить. В связи с этим, нашей задачей является развить у ребенка чувство трепетного отношения ко всему, что завещало ему человечество и желание сделать наш мир прекраснее.

в своей статье «Дошкольное образование» отмечает: «Можно говорить о многих причинах данного явления, но главной, на наш взгляд, является недостаточное внимание образовательных структур к региональным культурно- историческим процессам и явлениям. Близкое и родное всегда закладывается в человеке как основополагающее и незыблемое. А ближайшее предметно- пространственное окружение человека обеспечивает ему освоение даже самого сложного материала на личностном, понятном и доступном уровне».

Именно на региональном уровне можно реализовать многие функции культуры как необходимых условий ее существования: познание истории культуры региона, ее сохранение, трансляция и возрождение. Поэтому необходимость использования региональных культурно - исторических ценностей на всех ступенях образования комплексно и целенаправленно для становления гражданина своей малой Родины и страны в целом.

Притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их теплотой, а живя в селе, постоянно, с гордостью рассказывает он гостю о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

Именно на региональном уровне можно реализовать многие функции культуры как необходимых условий ее существования: познание истории культуры региона, ее сохранения и возрождения. Необходимо использовать региональные культурно - исторические ценности на всех ступенях образования для становления гражданина своей малой Родины и страны в целом.
С Михалков сказал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»

Разделы: Работа с дошкольниками

1. Актуальность.

XXI век ворвался в нашу жизнь бурным социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании таких фундаментальных ценностей свободного общества, как толерантность, личное достоинство, самоактуализация, развитие творческих способностей.

Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющимся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым музей способствует формированию творческой личности, которая усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний- отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний -личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественными трансформациями окружающей среды. Особенно хочется подчеркнуть тот факт, что музейные памятники не только информируют о прошлом, они событийны, позволяют зрительно через восприятие художественных образов реконструировать и пережить ту или иную эпоху.

2. Из истории развития музеев. Историческая справка.

Слово "музей" в переводе с греческого означает храм, в котором живут музы - храм муз. Современная наука определяет музей как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры.

Одной из первых музейных экспозиций принято считать Александрийский музей в Египте. Он был создан в III веке до н.э.. Первые систематические коллекции произведений науки и искусства за рубежом появляются в эпоху Возрождения в Италии, а затем во Франции, Англии, Германии. В X VIII веке открывается знаменитый Британский музей и Лувр в Париже.

В России богатейшие собрания книг, произведений искусства, достижений науки сосредотачиваются в руках князей и священнослужителей. Первый русский научный музей-Кунсткамера был основан Петром I в Санкт-Петербурге в 1714 г.

Музейная сеть постепенно совершенствовалась и развивалась. Большинство крупнейших современных музеев мира были созданы в XIX веке.

3. Виды музеев.

Выделяют три вида музеев: научно-просветительские, исследовательские, учебные. В соответствии с содержанием коллекций музеи подразделяются на отраслевые, комплексные, мемориальные.

Отраслевые: исторические, художественные, литературные, музыкальные, этнографические, технические, естественно - научные.

Работа исторических музеев связана с изучением исторических эпох, событий, памятников, археологических находок, биографий исторических деятелей, полководцев.

Художественные музеи собирают и изучают произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сотрудники литературных музеев хранят память о жизни и деятельности великих писателей, ведут литературоведческую работу.

Музыкальные музеи - это музеи музыкальных инструментов, музыкальной культуры. Коллекцию музыкальных инструментов могут одержать и этнографические музеи, которые отражают в своих экспозициях и фондах наследие материальной, духовной культуры разных наций и народностей, а также условия их общественной жизни.

Технические музеи собирают и экспонируют предметы, связанные с достижениями технической культуры на всех стадиях развития человечества. Музеи естественно - исторические демонстрируют экспонаты, раскрывающие историю достижений в области изучения флоры и фауны, отдельных областей сельского хозяйства и землепользования.

Комплексные музеи, к которым относятся краеведческие, сочетают в себе несколько направлений сбора, коллекционирования и изучения экспонатов.

Краеведческие музеи составляют самую широкую сеть музейной культуры и включают отделы истории, природы, декоративно-прикладного искусства, небольшие картинные галереи.

Мемориальные: музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дома-музеи. Мемориальные музеи посвящены выдающимся памятникам архитектуры, живой природы или выдающимся деятелем истории, науки, культуры.

4. Роль музея в развитии дошкольника.

С какого возраста начинать приобщение к изобразительному искусству и музею? Этот вопрос вызывал немало дискуссий в начале XX века. Выдающийся немецкий ученый А.Лихтварк настаивал на том, что этот возраст-11 лет. Он же дал понятие "музейная педагогика". Первоначально оно трактовалось как направление музейной деятельности, ориентированное преимущественно на работу с учащимися. В 1913 году Лихтварк сформулировал идеи образовательного назначения музея и предложил новый подход к посетителю как к участнику диалога. К 80-тым годам XX века понятие "музейная педагогика" от обозначения определенного вида деятельности эволюционировала до названия научной дисциплины. В современных исследованиях музейная педагогика- это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как изобразительную систему. Динамика экономического и социального развития последних двух десятилетий такова, что сегодня общее развитие человека значительно ускорилось и воспитанники детских садов буквально заполонили музеи. И это неслучайно, ведь умение видеть включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять, формируется с самого раннего детства. Дошкольник, приходя в музей за "красотой", приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживаний увиденного. Поэтому не удивительно, что мы выбрали эту тему для работы с детьми. В нашем детском саду были проведены опрос и анкетирование родителей на темы: "Нужна ли детям музейная педагогика?"; "Что вы можете детям рассказать о музеях?" ; "Какие музеи любят посещать ваши дети?"

5. Задачи музейной педагогики.

Обобщенные полученные данные показывают необходимость организовать эффективное взаимодействие детского учреждения, родителей и музея. В связи с этим были сформулированы следующие задачи: особое внимание уделять эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка: формированию художественных предпочтений, формированию навыков общения с музейной средой, межличностной коммуникации, развитию речи на основе знакомства с музейными памятниками и визуальными объектами окружающей среды, формированию навыков культуры, развитию навыков познавательной деятельности посредством театрализованной игры, развитию творческих способностей через овладение навыками материально-художественной деятельности.

6. Работа ДОУ по созданию мини-музеев. Создание мини-музеев в ДОУ и использование их в работе по формированию представлений о культуре и истории. Перспективное планирование.

Мы вам представляем: дидактическую последовательность ознакомления детей дошкольного возраста с учреждениями культуры и достопримечательностями города. Младший дошкольный возраст: 1-целевое посещение выставок произведений народного декоративно-прикладного искусства (в дошкольном учреждении) 2-посещение спектаклей в дошкольном учреждении 3-ознакомление с различными видами искусства на занятиях 4- участие детей в досуговых мероприятиях дошкольного учреждения 5- знакомство с городом - ближайшие улицы к детскому учреждению. Старший дошкольный возраст: 1-фомирование представлений о назначении и видах музеев, основных музеях нашей страны 2-посещение региональных выставок, экспонатов из музеев района и области "Северный русский народный костюм", "Крестьянский быт", "Кукольный театр", "Прошлое и настоящее", "Живопись в нитях", "Лоскутное шитье", "Оловянный солдатик" и многие другие. 3- ознакомление с различными видами искусства на занятиях в детском саду, на выставках организованных в культурно-досуговом центре города "Натюрморт", "Деревянное творчество" В.Гошев, "Декоративное панно" А.Назоренко, "Малая родина" - живопись, графика и другие. 4-знакомство с архитектурой родного города через художественную галерею детского учреждения; экскурсии по городу, занятия. Содержание ознакомления с музеями, выставками и достопримечательностями города довольно обширное. В любом случае хорошо, когда недалеко от детского сада находится музей. А как быть, если музея нет? Не все города имеют музеи такие, которые могли бы осуществить педагогическую деятельность. В этом случае проблему могут решить мини-музеи, созданные в дошкольных образовательных учреждениях. Построение музейной экспозиции требует соблюдения некоторых принципов:

1. Принцип научности. Любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию.

2. Принцип предметности. Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельной людей.

3. Коммуникативно-информационный принцип. Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп.

В каждой возрастной группе ДОУ "Голубок" функционируют мини-музеи: "Музыкальная игрушка","Зайчики","Открытки","Деньги","Игрушки","Камни", "Пуговицы", "Мыло", "Морские диковинки", "Народное творчество". Творчество и огромный интерес к работе педагогов детского сада позволили осуществить все намеченное и задуманное. В музыкальном зале функционирует музей "Музыкальных инструментов". Цель: познакомить с музыкальными инструментами: струнными, духовыми, ударными. Научить различать их по внешнему виду и звучанию. Рассказать историю их возникновения.

В детском саду создана разнообразная развивающая среда. Важным элементом её является "Русская изба", которая непосредственно связана с музейной деятельностью. Первый этап в создании музея - это выбор его профиля. Этнография - историческая наука, изучающая культуру, быт народов, их происхождение. Наше решение о создании музея "Русская изба" в дошкольном учреждении было принято на педагогическом совете. Сбор материала решили начать различными способами: приём вещественных, письменных памятников истории, фото документов, переданных семьями воспитанников, туристические собирательские походы. Мы составили план собирательской работы. В плане собирательской работы этнографического

музея указаны следующие темы: "Домашняя утварь", "Элементы вышивки", "Народный фольклор" и др. После разработки тематической структуры экспозиции необходимо уяснить, все ли темы могут быть предоставлены музейными экспонатами. Если экспонатов недостаточно, следует отказаться от некоторых тем или объединить некоторые из них. Затем мы разработали этапы работы над тематическим планом:

Изучение литературы, подбор материала, определение отделов музея и идейного замысла экспозиции, выбор места расположения музея, составление первых тем. Какова же цель деятельности музея "Русская изба". Зажечь искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время и его культуре, к природе.

  • познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой национальными блюдами;
  • прививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
  • воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Перспективный план работы этнографического музея "Русская изба".

Сентябрь "Милости просим, гости дорогие".

Цель: познакомить с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре русского народа.

Октябрь "Добрые избы".

Цель: вызвать у детей интерес к крестьянской избе, дать представление об избе.

Ноябрь "Сошьём Маше сарафан".

Цель: познакомить с русским народным костюмом. С такими деталями, как сарафан, рубаха, картуз, зипун и др.

"В краю старых вещей".

Цель: познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.

Декабрь "Вечера долгие, руки умелые".

Цель: познакомить с головными уборами русского народа: женскими, девичьими, мужскими; рассмотреть повязки, кокошник, картуз.

Январь "Что расскажет о себе посуда".

Цель: познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной, глиняной.

"Золотое веретено".

Цель: познакомить детей с прялкой, веретеном, с тем, какое место занимали они в жизни женщины.

Февраль "Наши руки не знают скуки".

Цель: воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, познакомить с матрешками, ложками, шкатулками, солонкой, плошками.

"Волшебные спицы".

Цель: познакомить со спицами, с шерстяными изделиями, с тем, откуда берется шерсть (овечья, козья).

Март "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча".

Цель: познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.

"Хозяйкины помощницы".

Цель: познакомить детей с вышивкой, пяльцами, нитками мулине.

Апрель "Давайте жить дружно".

Цель: познакомить детей с куклами в костюмах народов России, воспитывать чувство толерантности к людям других национальностей.

Май "Чудеса- кудеса".

Цель: познакомить детей с музыкальными инструментами: гуслями, барабаном, балалайкой, гармошкой.

"Посиделки у самовара".

Цель: познакомить с русской культурой чаепития, воспитывать любовь к культуре русского народа.

Макет печки, прялка, зыбка, самотканые половики, лоскутные одеяла, подушки, вышитые полотенца, предметы быта и кухонной утвари создают атмосферу традиционной русской избы. Детям интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступке зерно, с помощью ухвата поставить в печь чугунок.

С приветливой хозяюшкой "Русской избы" дети разучивают потешки, песенки, пословицы и поговорки, отгадывают загадки, водят хороводы, играют в народные подвижные игры и игры драматизации по мотивам народных сказок. Есть в музее и сменная композиция, где проходят тематические выставки, например, "Кукла от истоков до наших дней", "История вещей", "Три девицы под окном". Дети старшего дошкольного возраста под руководством взрослых участвуют в оформлении выставок: "И в наши дни слава богатырям", "Красна - изба", "Что за яйца расписные", "Мы путешествуем", "Прошлое ручки", "Все о часах", "Мы покоряем космос". Составной частью предметно-развивающей среды ДОУ является художественная галерея, которая помогает педагогам знакомить детей с видами искусства.

Искусство является основой художественного развития ребенка, важным средством его эстетического воспитания. Искусство окружает ребенка с момента рождения и вводит в мир через систему художественных образов. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Подбор произведений искусства для художественной галереи должен осуществляться в соответствии со следующими принципами:

доступность содержания, актуальность идеи картины для детей дошкольного возраста, разнообразие жанров изобразительной техники, композиционного построения, колорита.

Экспонаты выставки могут быть объединены: по жанру (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина); по материалу и технике живописи или графики (графические работы пастелью, углем, цветными карандашами); по колориту (в теплой или холодной цветовой гамме); работы одного автора; произведения народного творчества, относящиеся к одному или разными промыслами

Например: "зима на полотнах художников", "Мужские образы в живописи", "Натюрморт", "Ремесла русского севера", "Какого цвета снег?" и другие. Менять экспозицию галереи можно после того как все дети неоднократно её посетят, но не чаще 2 раз в месяц. Как организовать работу в галерее? Во-первых, нужно определиться, будет ли экскурсовод постоянный или каждый воспитатель будет проводить экскурсию с детьми своей группы. Предусматривается не менее двух посещений выставки детьми. Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Педагог знакомит детей с экспозицией, используя либо искусствоведческий рассказ, либо прием точных установок и конкретных вопросов к детям по содержанию работ. Второе и последующие посещение выставки могут быть организованы по-разному. Например: в роли экскурсовода выступают сами дети, каждый рассказывает об одном из экспонатов. Или игра "Художественный салон". Дети покупают картины, представленные на выставке. Чтобы "купить" картину о ней нужно рассказать. Отдельные выставки могут состоять из изобразительных работ дошкольников. Это будет способствовать повышению интереса детей к художественной галереи, а также формированию понимания значимости и идентичности своего творчества творчеству художников. Например, такие выставки: "Милой мамочки портрет", "Защитники отечества", "С днем рождения детский сад", "Пусть всегда будет солнце, пусть всегда буду я!" Таким образом, создание художественной галереи в дошкольном учреждении поможет систематизировать и упорядочить работу по ознакомлению с изобразительным искусством, что в свою очередь, позволит сформировать эстетически образованную и эстетически воспитанную личность.

7. Сотрудничество педагогов с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок.

Работа идет намного успешней, если она интересна не только педагогам, но и родителям. Для повышения интереса мы проводим консультации, практикумы, сем Сотрудничество педагогов с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок. Семинары, педсоветы, где с большим желанием участвовали и родители "Воспитание детей на Руси", "Приобщение детей к русской народной культуре", "Устное народное творчество", "Декоративно-прикладное искусство". Родители информируются о посещении детьми выставок, музеев. Заранее, до экскурсии родители извещаются о том, где и когда она состоится. Родители большое участие принимают в пополнении экспонатов мини-музеев, а также активное участие принимают в выставках. Например: "Вторая жизнь игрушке", "Куклы наших бабушек". Процесс освоения человеком традиций своего народа, художественной культуры - сложный и длительный, осуществляющийся на протяжении всей его жизни. Средства музейной педагогики позволяют сделать этот процесс ярким и радостным, научить ребенка глубоко воспринимать искусство и красоту окружающего мира, бережно относиться к художественному и культурному наследию своего народа.

8. Заключение.

Представленные методы и приёмы помогут взрослым открыть дорогу к Музею как Храму Добра, Знаний и сделать посещение музея для современных дошкольников полезным и интересным.

Статьи по теме: