Рассказ о дымковской игрушке. Процесс изготовления дымковской игрушки

«Свистунья-свистопляска».

Когда-то давно изготовление глиняных игрушек в слободе Дымково Вятского края было ремеслом семейным. Люди целыми семьями добывали и месили глину, руками толкли и растирали, применяя краскотерки, комовой мел, весь период с осени по весну занимались лепкой, сушкой и обжигом своих творений. По мере приближения дня ярмарки, именуемой «Свистуньей-свистопляской» , приходившегося после Пасхи на четвертую субботу, готовые игрушки белили мелом, который разводили снятым коровьим молоком, после чего окрашивали яичными красками, украшая пятнами золотистой потали. Самобытный красочный товар местное население на лодках привозило на праздник в город Вятку , даря радость своего искусства взрослым и детям.

Ярмарка являлась продолжением поминовения жителей Великого Устюга и Хлынова, сложивших свои головы в битве, вошедшей в историю Вятки под названием Хлыновское побоище , в котором «своя своих не познаша». В честь погибших и в память о трагической битве у Раздерихинского оврага был сооружен поминальный крест, а затем возведена часовня.

Разгульное ярмарочное веселье продолжалось три дня, и все дни жители Вятки, от мала до велика, свистели в глиняные свистульки. Некогда оказавшийся свидетелем сего праздника вятский писатель Лебедев В.В. в своих воспоминаниях сравнивал поход среди свистящей на площади толпы с ощущением, что «идешь по воздуху». Описывая людей, Лебедев обращал особое внимание на смеющиеся и в чем-то дерзкие лица вятичей.

К сожалению, ныне этот праздник давно уже канул в Лету, просуществовав лишь до двадцатых годов минувшего века, а вот промысел жив и поныне. В позапрошлом веке в Дымковской слободе жили и творили от 30 до 50-ти семей игрушечников. Годами, веками складывались семейные династии промысла, представленные Пенкиными, Никулиными, Кошкиными и многими другими известными фамилиями. Каждая династия строго следовала своим, присущем только ей, традиционным особенностям ремесла. Игрушки различались по форме, пропорциям, цветовой гамме и орнаменту. В эти времена дымковская игрушка являла собой отдельные фигурки, изображавшие животных, птиц, людей, а также самые разнообразные свистульки . Все они несли в себе древние образы человеческих представлений об окружающем мире.

Анна Мезрина и Алексей Деньшин - хранители дымковского промысла.

С началом двадцатого столетия существование дымковского промысла было поставлено под угрозу. Объемы изготовления рукотворной игрушки стремительно убывали. Промысел уже «не кормил», как некогда раньше, и многие потомственные мастера попросту прекращали заниматься этим ремеслом, ища занятий более прибыльных.

Глиняные игрушки уходили в прошлое, становясь достоянием истории. Стали процветать мастерские по созданию изделий из гипса, которые пользовались колоссальным спросом, как у местного населения, так и на ярмарочных распродажах крупных городов. Многие игрушечники начали подрабатывать раскраской гипсовых изделий, и лишь мастерица (1853-1938) по-старинке создавала свои глиняные творения. Она, по сути дела, и стала той единственной связеобразующей нитью между прошлым и настоящим, настоящим и будущим дымковского ремесла. Сейчас ее творчество - классика и пример для подражания современным ремесленницам. Свои традиции и свой опыт Анна Афанасьевна завещала двум дочерям: Александре Ивановне Мезриной (1874-1934) и Ольге Ивановне Коноваловой (1886-1979), не только обучив их основам древнего искусства, но и передав все его секреты.

И все же, по-видимому, решающую позитивную роль в судьбе всего дымковского промысла сыграл вятский художник Алексей Иванович Деньшин (1893-1948). С пятнадцати лет он настолько увлекся творчеством малообразованных мастериц, что впоследствии сумел разглядеть в их произведениях истинное искусство. Деньшин постоянно зарисовывал дымковские игрушки и изучал технологию процесса изготовления. Творчество А. А. Мезриной стало для него объектом особой любви.

Даже после Октябрьской революции Деньшин А.И. не прекратил активно изучать и пропагандировать дымковское ремесло. Пытаясь акцентировать внимание властей на самобытном русском народном искусстве, художник создавал своими собственными руками альбомы с зарисовками дымковских игрушек и описаниями истории промысла . Альбом «Вятская глиняная игрушка в рисунках», изданный в 1917 году, альбом «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные», датированный 1919 годом, и альбом «Вятские старинные глиняные игрушки», 1926 года издания, вышедшие в свет небольшими тиражами в Москве и Вятке, моментально стали редкостью книжного мира .

Интерес представляет не только содержание альбомов, но и способ их создания. Деньшин выполнил альбомы на литографских камнях, а потом ручным способом раскрасил яичными красками , являвшимися точными копиями подлинников. Эти творения стали абсолютно незаменимыми источниками изучения традиций дымковского промысла для всех поколений мастеров.

Еще одним вкладом А. И. Деньшина в историю развития и сохранения дымковского ремесла стало собирание и распространение по музеям Петербурга и Москвы коллекций дымковских игрушек . Такие плодотворные деяния вскоре принесли свои плоды. Общественность и руководство страны узнали о старинном промысле. Несмотря ни на что, ремесло выжило, а за особые заслуги старейшая игрушечница А.А. Мезрина в 1934 году была удостоена персональной пенсии .

На протяжении тридцатых годов минувшего века популярность дымковской игрушки только возрастала. Александр Иванович Деньшин сумел вернуть в ремесло потомственных мастериц Е.И. Пенкину (1882-1948) и Е.А. Кошкину (1871-1953), вовлечь в занятие уникальным творчеством молодое поколение.

Следует отметить, что в двадцатые-тридцатые годы минувшего века усилилось и внимание со стороны руководства Советского государства к самобытным народным промыслам. Вовлечение в традиции новых образов повлекло расширение тематики, изменение цветовой гаммы и орнаментного строя . Именно в этот период среди дымковских игрушек появляются композиции , конструктивно состоящие из фигур, объединенных единым смыслом и цельным основанием, получившим название «блинчика». Такой оригинальный прием привнес в жанровые сценки способность отражения тем реальной жизни. Кстати, именно А.А. Мезрина, Е.А. Кошкина и Пенкина Е.И. первыми ступили на новый творческий путь.

Старейшие мастерицы.

В сороковые годы минувшего века Елизавета Ивановна Пенкина стала активно заниматься сказочной темой. С 1938 года ее помощницами в росписи становятся Л.Н. Никулина (1906-1961) и Косс-Деньшина Е.И. (1901-1979). Особую роль в развитии этой темы сыграли творчество А.С. Пушкина и его столетний юбилей, которому было посвящено немало событий. Творчество классика русской поэзии словно подсказало народным искусницам такие близкие и родные для каждого русского человека образы из сказок. Следуя этим тенденциям, Е.И. Пенкиной создает композиции «У лукоморья» и «Баба-яга», причем у Бабы-яги появляется знаменитая Избушка на курьих ножках.

Е.А. Кошкина, изначально отдававшая предпочтение созданию традиционных отдельно стоящих фигур, начиная с тридцатых годов и на протяжении сороковых годов также обращается к созданию композиций из нескольких фигур. Используя основания, она позиционировала жанровые сценки с участием 2-3 персонажей. Многие работы создавались в соавторстве с дочерью мастерицы - Зиновией Федоровной Безденежных (1901-1964), которая занималась росписью композиций. Так стали появляться работы, в которых вместе с образами птиц, животных и людей присутствовали архитектурные мотивы .

В 1939 году бригада в составе мастериц Е.А. Кошкиной, Коноваловой О.И., Е.И. Пенкиной и З.Ф. Безденежных под непосредственным руководством А.И. Деньшина принимала участие в оформлении и декорировании зала Кировской области в павильоне «Ленинград - Северо-Восток» Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, проходившей в Москве, Пресса тех лет так описала дымковское ремесло: «Красочное многоцветье изображений людей, животных и птиц отчетливо выделяется на белой поверхности стен, сохраняя как в красках, так и в формах всю присущую для дымковской игрушки выразительность примитива» . Данное описание навсегда стало ассоциироваться с зародившимся дымковским рельефом, который на долгие годы вошел в традицию дымковского ремесла второй половины минувшего столетия.

Военные и послевоенные годы.

Великая Отечественная война нанесла колоссальный урон не только всему культурному наследию нашей страны, включая и едва возродившийся дымковский промысел. Ремесленницы остались без работы. Обстоятельства складывались так, что в это тяжелое для народа время было не до игрушек . По крайней мере, так казалось. Однако дымковская игрушка вскоре вновь стала обретать былую популярность. Уже в 1942 году производство было возобновлено, Алексей Деньшин справедливо подметил, что дымковская игрушка стала «доказательством несокрушимости русского народного духа, проявленного и в области народного изобразительного искусства».

После великой Победы, фактически возрождаясь из небытия, страна и ее люди снова обратились к дарящему радость творчеству дымковских мастеров. Государство всячески поддерживало мастериц, финансировало улучшения условий труда и обучение молодого поколения. Правда, наличие организационных трудностей не позволяло решать все проблемы. Умер А.И. Деньшин, постепенно уходило из жизни старшее поколение дымковских мастериц. К 1956 году промыслом занималось только восемь мастериц. Среди них работали молодые снохи Кошкиной и Пенкиной: Кошкина Е.З. (1914-1993) и Пенкина З.В. (1897-1988).

Конец пятидесятых годов прошлого столетия ознаменовался новым этапом возрождения народных промыслов. Вновь возрождается тяга к старым русским корням, изучаются проблемы традиций русской культуры и их развития. Спрос на дымковскую игрушку значительно увеличивается, и она начинает условно подразделяться на две основных категории: выставочную и традиционную. Выставочная категория создавалась в основном с применением инноваций, с целью привлечь внимание посетителей множества художественных выставок различного уровня, начиная областными и заканчивая международными выставками. Проводились и персональные выставки мастеров. Творчество дымковских мастеров широко освещалось в прессе, привлекало внимание профессионалов и сотрудников музеев. Имена мастериц входили в историю и становились знаменитыми.

Первые поколения учениц - будущих мастериц.

Начиная с 1955 года к освоению ремесла приступают будущие мастерицы З.И. Казакова, Е.А. Смирнова и А.В. Кузьминых. Уже через три года на обучение к З.В. Пенкиной и Е.З. Кошкиной приходит целая «звездная» группа будущих искусниц: Л. С. Фаналеева, Л. А. Иванова, А. П.Печенкина, А. Ф. Попыванова, В. П. Племянникова, Н. П. Трухина, А. И. Ворожцова, Н. Н. Суханова, Г. И. Баранова, Н. П. Борнякова, В. П. Красикова. Пенкина и Кошкина приступают к обучению творческой молодежи совместно с З.Ф. Безденежныхи Никулиной Л.Н.

Спустя годы Валентина Петровна Племянникова, уже будучи признанным мастером своего дела, вспоминала, что все учителя-мастерицы поочередно менялись для того, чтобы ученицы понимали разницув «руке», то есть характер конкретной мастерицы в ее работе. Кошкина Е.З. обучала лепке курочек, барынь в капорочках, всадников, лодочников и свистулек. За этими игрушками, по свидетельству В.П. Племянниковой, так и закрепилось название «кошкинских», а все они своей дородностью, пышущим здоровьем, гладкостью, округлостью, «кошкинской» душой так и походили на мастерицу-наставницу.

Навсегда остались в памяти Л.С.Фалалеевой слова З.Ф. Пенкиной: «Девочки, ведь глина - это такой материал, оторви да брось, если много. Если мало, возьмии добавь ещё...».

Первоначально все ученицы занимались в общей комнате в Доме художников по улице Свободы, д.65.

Неоценимый вклад в сохранение и развитие промысла в эти годы внес скульптор Михаил Михайлович Кошкин (1907-1984), который являлся председателем Вятского союза художников.

Будучи художественным руководителем промысла, Е.А. Окишева (1927-2007) постоянно посещала с начинающими мастерицами местные музеи, где группа создавала целые альбомы работ, занимаясь зарисовкой творений старейших мастериц - А.А. Мезриной, Пенкиной Е.А. и Е.А. Кошкиной имногих других. Некоторые из будущих мастериц обучались в художественной студии при Кировском Доме художников.

Творчество лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина.

В 1967 году «за создание образцов дымковской игрушки, развивающих традиции русского народного творчества» мастерицы З.В. Пенкина, Косс-Деньшина Е.И., Е.З. Кошкина и Коновалова О.И. были удостоены звания лауреатов Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина. Помимо этого, те же мастерицы были награждены большим количеством почетных грамот, дипломов и медалей. Продолжительный период времени они являлись членами худсовета промысла, занимались приемкой и оценкой изделий.

Не зря говорят, что игрушка, рожденная руками мастерицы, прошедшая сквозь ее сердце, чудесным образом напоминает ее характер и даже внешность. Это утверждение бесспорно доказано творчеством.

Взять, к примеру, изделия Евдокии Захаровны Кошкиной (1914-1993). По множеству воспоминаний мастерица была спокойной, доброй, аккуратной и уравновешенной женщиной, вот и ее работы были исполнены крепости форм и ощущения неодолимой силы. Она отдавала предпочтение традиционным сюжетам: фигуркам барынь, нянь, мужичков, животных, птиц, в образе которых, интерпретированных на свой манер, воплощала характерные для повседневной жизни Вятского края черты бытового своеобразия. Художественный язык Е.З. Кошкиной всегда был лаконичным. Рождая свои композиции, она отбрасывала вселишние детали, не прибегала к намеренному украшательству, следовала симметрии иравновесию, скрупулезно отделывала каждую фигурку в орнаменте и лепке. Цветовая гамма игрушек Е.З. Кошкиной спокойна и немного разбелена. При среднем размере игрушки этой мастерицы монументальны, им присущи симметрия и фронтальность.

Зоя Васильевна Пенкина (1897-1988) самостоятельной работой занялась с 1935 года.

В 50-е годы круг образов и сюжетов ее творчества расширяется. Обладая удивительной фантазией, Пенкина З.В. создаетсвой уникальный образ разодетой барыни с высокой прической, с разнообразнымишляпами с украшениями, в платьях с оборками, располагающихся ярусами, с бантиками и воланами. Ее дочь и соавтор В.В. Киселева точно подобранным колоритом на протяжении более чем двадцати лет подчеркивала произведениях матери то главное, что отличало их от всех прочих.

Шестидесятые и семидесятые годы минувшего века стали периодом настоящего расцвета самобытного таланта З.В. Пенкиной. Не пасуя перед трудностями, она никогда не боялась браться за новые темы и разрабатывать их всевозможные варианты. Мастерица работала быстро и помногу. Несколько наивный и жизнерадостный характер Пенкиной З.В., ее чувства, воплощались в словно оживающей под руками трепетной глине.

Дочь А.А. Мезриной, потомственная мастерица Ольга Ивановна Коновалова (1886-1979) сумела перенять от своей матери основы традиционных образов птиц, влюбленных парочек, наездников и барынь. Она особенно любила передавать в лепке животных (медведей,зайцев, коров, оленей) и свистулек все многообразие и широту своего истинно русского характера. Среди ее сюжетных сказочных и бытовых композиций особенно выделяются «Свадьба зверей», «Катание на лодке», «Репка», «Катание с горы», «Старик с корзинкой». Коновалова О.И. первой исполнила фигурку «Барыньки наножках». Для ее игрушек характерен небольшой размер, разнообразие в орнаменте истремление передать движение в пластике.

Жена А.И. Деньшина, Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина (101-1979) к самостоятельной работеприступила в сороковые годы. Ее постоянные творческие поиски внесли в мир дымковского промысла много нового. Е.И. Косс-Деньшина в ходе работы над каждой игрушкой тщательно продумывала образ, как с точки зрения лепки, так и с точки зрения росписи. Подарив миру дымковской игрушки множество новых композиций исюжетов, она является автором исключительно оригинальных орнаментов изтрадиционных составляющих: точек, клеток, кругов, волнистых и прямых линий. После смерти мужа мастерица на протяжении многих лет занималась художественным руководством промысла.

Весь творческий путь мастериц, рожденные ими произведения, нашедшие свое место в музеях, и, конечноже, вся их не простая, но интересная жизнь - важны и ценный этап в развитии и сохранении традиций дымковской игрушки. Каждая мастерица - это легенда, ее образ невозможно стереть из памяти, учитывая силу значимости вклада каждой вобщее дело. Любая современная игрушечница, изучая и осваивая старинное ремесло, никогда не пропустит мимо себя творчество старших поколений мастериц. Понять сущность дымковского чуда можно только при наличии глубокого почтения к прошлому, к произведениям и судьбе предшественниц. Так будет из года в год, пока жив старинный вятский промысел.

На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» - торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.

История промысла

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие - лепили игрушки; третьи - их обжигали; четвертые - белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка - это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

(Мезрина Анна Афанасьевна - мастерица дымковской игрушки )

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин )

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.

Виды дымковской игрушки

Традиционные образы дымковских игрушек - барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.

Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.

Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:

Индюк - красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;

Барыня - это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;

Барашек - фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;

Лошадка - традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».

Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.

Технология изготовления

Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.

Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.

Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня - муфельную, где температура достигает 1000С.

Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.

На следующем этапе создания игрушки - раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.

Роспись дымковской игрушки

Дымковская игрушка - символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены - это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).

Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.

Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый - символизирует чистоту; черный - ложь; зеленый - природу; красный - силу, здоровье; синий - небо.

(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки )

Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете. Раскраска велась в строгой последовательности:

  • волосы;
  • глаза и брови;
  • рот и щеки;
  • головной убор;
  • орнаменты на одежде.


Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы - как знак плодородия; волны - как знак неба и влаги.

Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.

Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.

Не только Вятского края, где её изготавливают, но и всей России-матушки. Она имеет практически такое же мировое значение, как балалайка и матрешка. Эти ослепительно-белые глиняные фигурки с яркими неповторимыми рисунками завоевывают сердце того, кто их видит, раз и навсегда.

Дымковская игрушка. История

Для детей нет большей радости, чем посвистеть в расписную свистульку. И, глядя на это, хочется смеяться и балагурить, потому что яркие краски и контрастные рисунки настраивают на чрезвычайно позитивный лад, как говорят наши современники. А наши предки, которые это чудо придумали, сказали бы, что такой игрушке сердце радуется!

Технология изготовления этих глиняных сувениров зародилась в (сейчас Кировская область), в гончарной слободе под названием Дымково, порядка 400 лет назад. Здесь и появилась Козлик, петух, баран, баба в ярком сарафане - изначально, в основном, женщины и животные служили моделями для будущих расписных поделок. Позже сюжеты расширились, появились мужские фигурки и детские, карусели и целые скульптурные группы. Технология изготовления передавалась по наследству. Поначалу был семейным делом, а позже им стали заниматься исключительно женщины.

Праздник «Свистуньи»

Толчком к возникновению этих уникальных фигурок послужило празднование «Свистуньи». Именно для этого праздника изготавливалась дымковская игрушка. История, для детей и взрослых небезынтересная, так рассказывает о возникновении этой традиции.

Начали отмечать этот день в память о погибших в 1418 году вятчанах и устюжанах. Поначалу каждый год справляли тризну по погибшим. Потом она переросла в народное гуляние, сопровождавшееся свистом из глиняных свистулек. Для этого праздника и наловчились местные мастера делать яркие и голосистые фигурки, которые позже получили название «дымковская игрушка». История, для детей и их веселого свиста начавшаяся, получила продолжение, потому что свистульки эти полюбились и взрослым. А позже к ним добавились игрушки.

В конце девятнадцатого века изготовление дымковских игрушек прекратилось. И только в тридцатых годах двадцатого века возродилось вновь.

Технология, по которой делалась дымковская игрушка

История, для детей и взрослых рассказанная, поведала о том, когда и с какой целью делались расписные глиняные фигурки на Вятчине, но в ней не было сказано о том, как они изготавливались.

Лепили их из затем просушивали (в течение 20-25 дней), а после в печи обжигали. Готовые фигурки покрывали мелом, разведенным коровьим молоком, расписывали яичными красками, дополняли ромбиками из потали (имитация золота). Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синий, зеленый. Рисунок - геометрический (круги, ромбы, полоски, клетки) с добавлением цветочных мотивов. Чтобы цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яйцом.

Дымковская игрушка в наши дни

Сегодня старинный вятский промысел пользуется широкой известностью и популярностью в нашей стране и за её пределами. Для нас это такой же символ родины, как Гжель, Палех, Хохлома. В центре города Кирова установлена скульптурная композиция «Семья», изображающая игрушки, прославившие эти места. В 2011 году был открыт музей, главной и единственной темой которого стала дымковская игрушка. Танец с аналогичным названием ставят в детских и взрослых танцевальных коллективах по всей России.

Будем надеяться, что еще долгие годы мы, наши дети и внуки будут любоваться этими веселыми и нарядными статуэтками.

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Наш рассказ о дымковской игрушке предназначен в первую очередь для детей, младших школьников, но интересующимся взрослым почитать тоже будет интересно.

История создания дымковской игрушки

Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее - Вятка).

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Особенности дымковской игрушки

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.

Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Процесс изготовления дымковской игрушки

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:

Лепка,
сушка,
обжиг,
побелка,
роспись.

Как лепить дымковскую игрушку

Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.

Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.

Лепку можно условно разделить на несколько этапов:

1. Создание основы.
2. Изготовление придатков.
3. Соединение придатков с туловищем.
4. Добавление украшений.

Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.

Изготовление придатков производится также из глиняного шарика, но меньшего размера. Под придатками подразумеваются конечности, голова, шея и т. д. Они крепятся к туловищу, а места соединения скрепляют глиной и водой, чтобы переход был более плавным.

В качестве украшений можно создавать из глины шарики, колечки, канавки, колбаски, а затем крепить их на фигурку.

Например, чтобы изготовить барышню, вначале необходимо вылепить конусообразную юбку. Затем, к ней крепится тело с продолговатой шеей. Следующим этапом является прикрепление головы и рук, после чего настает время нарядить барышню в красивый платок, одеть на голову шляпку и поместить в руки домашнее животное или ребенка.

Мужские фигурки лепятся немного по-другому. Туловище и головы крепятся к ногам, которые представляют собой две толстые колбаски, изогнув нижние части которых получают ножки. Головные уборы и волосы также отличаются от женских образов.

Туловище животного напоминает по строению конус, к острой части которого крепится голова и шея. Конечности обычно крупные, немного сужающиеся книзу. Хвост с рогами крепятся к туловищу в последнюю очередь.

Интересным моментом является то, что все дымковские игрушки делаются расширяющимися книзу. Например, у дам всегда пышные платья, кавалеры чаще всего восседают на лошади, а у животных короткие ножки. Это связано с тем, что хрупкий низ может не выдержать тяжести всей игрушки после процесса сушки.

Сушка и обжиг дымковской игрушки

После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Длительность сушки зависит от размеров статуэтки и особенностей климата внутри помещения. Обязательно учитывается влажность, температура и другие показатели. В зависимости от этих значений процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.

После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.

Побелка (беление) дымковской игрушки

После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость.

Несмотря на многочисленные попытки изменить состав раствора, они оказались неудачными. В результате фигурки получались желтоватыми или поверхность выглядела неровной. Поэтому, сейчас, как и много веков назад, побелка дымковской игрушки производится именно указанным выше составом.

Особенности росписи дымковской игрушки

Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.

Изначально, для росписи использовали темперные краски, разведенные уксусом, квасом или растертые на яйце. Чаще всего наносились восемь цветов. Роспись производилась с помощью палочек с накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки. В настоящее время, применяются специальные краски для керамики, акриловые краски, растертые на яйце, или гуашевые краски. Наносят их на игрушку хорьковыми или колонковыми кистями.

Классическая роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров и гладкоокрашенных частей. При нанесении используются контрастные цвета, перемежаемые с белым и черным, а также небольшие листки сусального золота. Все это позволяет создать неповторимую цветовую гамму и подчеркнуть сочность оттенков. Наиболее ярко расписывались фигурки животных и орнамент юбок. Квадратики сусального золота наносились на эполеты военных, головные уборы дам, хвосты индюков. Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.

Особенностью нанесения рисунка была и является его последовательность. Вначале рисовали волосы, глаза и брови, затем раскрашивали головной убор и юбку. Чтобы придать узору дополнительный блеск, в некоторых местах наклеивали кусочки сусального золота.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца, змеи.

Важно было начинать раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет. Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый - это символ природы, пашни и земли, красный - красоты, здоровья, огня, белый - доброты, правды, честности, черный - горя, зла, а голубой - цвет неба.

При нанесении узоров в первую очередь стремились наносить те, которые символизировали правду, красоту, здоровую жизнь. Такие игрушки становились своеобразным оберегом.

Для каждой фигурки существовали определенные приемы росписи. Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов. Узор часто носил не только оригинальный, но и фантастический характер. Несколько реже создавали фигурки баранов, свиней и коров.

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки.

Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот процесс так и не стал автоматизированным и серийным. Фигурки и сейчас расписывают вручную, согласно правилам, существовавшим 400 лет назад, когда только появился этот народный промысел. Однако, не всем молодым мастерам хватает терпения пройти до конца процесс обучения, но те, кто постигают его полностью, становятся настоящими профессионалами. Они создают своими руками завораживающие образы дымковской игрушки, каждый из которых индивидуален и неповторим.

Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы и передавать их целой гаммой сочных красок.

Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет, продолжается богатая история русского народа и его культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальныйсюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. И, хотя, дымковская игрушка в настоящее время утратила свой ритуальный смысл, она продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.

Ирина Кирячек
Конспект занятия «Дымковская игрушка»

Организация образовательной деятельности детей в старшей группе

по теме : «Дымковская игрушка » .

Задачи приоритетной образовательной области :

Образовательные :

дымковской игрушки дымковской игрушке

Развивающие :

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

развивать активную речь (речь-доказательство, речь –аргументация) детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек , в поиске идентичных элементов;

развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи игрушки

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

Воспитывающие :

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю; воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров; способствовать проявлению положительных эмоций;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Задачи ОО в интеграции : «Художественно - эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально – коммуникативное развитие» .

Предпосылки учебной деятельности : моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, технических средств.

Оборудование для педагога : письмо, наглядный материал в виде иллюстраций, изделий народного промысла, презентация, ТСО.

Оборудование для детей : заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) .

деятельности) Формы

работы Наличие средства

у детей Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.

Здравствуйте - желаю вам здоровья!

В слове этом - мудрость, доброта,

Что всегда соседствуют с любовью,

И души народной красота!

Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково , о красоте их творчества?

Тогда выбирайте в группе самые удобные места.

Дети, вы ничего странного в группе не заметили?

Как узнать от кого письмо? Откуда? (Письмо от мастеров из Дымково , в нем загадка :

Солнце яркое встаёт,

Спешит на ярмарку народ,

А на ярмарке товары :

Продаются самовары,

Покупают люди сушки

И отличные игрушки !

А вот какие игрушки отгадайте ? -

Весёлая белая глина

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну-ка отгадайте - ка друзья! (Дымковская )

(открывают Шкатулку Мастеров)

Социально-коммуникативное развитие.

Ситуативный разговор.

Наглядно-словесные.

Сюрпризный момент.

Создаёт проблемную ситуацию.

Загадывает загадку. Приветствует детей задаёт положительный эмоциональный настрой.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.

воспитывать отзывчивость, доброжелательность, настойчивость, волю.

Уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, внешнему миру (сопереживание, разрешение конфликтов)

Любознательность, склонность к экспериментированию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Основная часть (содержательный, деятельный этап) .

(вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

у детей Образовательные

задачи Целевые ориентиры

(характеристики)

Все ли игрушки у нас дымковские в Шкатулке Мастеров ? Выберите себе любую дымковскую игрушку

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были повсеместно известны ещё в далеком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка . Почему игрушка могла получить такое название? Игрушку называют «дымковской » по месту её проживания. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково . Зимой, когда топятся печи, когда туман слобода вся – будто в дыму, в дымке . Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка . А как выдумаете, как люди узнали о дымковской игрушке мастеров ? Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья» , к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождала бойкой торговлей свистульками. Их яркая, красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Всюду звучали, народные музыкальные инструменты. За ширмой звучат музыкальные инструменты, поощряет детей за внимательность и правильные высказывания

Приглашает детей к совместной деятельности, выражает восхищение

Знакомит детей с игрой, даёт инструкцию, стимулирует к внедрению в игру правил , предложенных детьми

Вовлекает детей в изобразительную деятельность, предлагает детям карточки из шкатулки мастеров. Для выбора последовательности раскрашивания игрушки ,

постановка проблемы; способствует групповой работе детей, либо в парах, тройках или индивидуально напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; предоставляет время для творческой деятельности; предоставляет выбор техники элементов раскрашивания и материалов, наблюдает за детьми во время выполнения задания.

1. Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

2. Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

3. Удивительный наряд :

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

4. Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Длиннорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

5. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

В Дымкове , за Вяткою рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Труженицы славные живут.

Кто-то сделал индюка- распушенные бока,

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу- сразу стало веселей.

Познавательное

развитие.

Социально-коммуникативное

развитие.

развитие.

Наглядные

презентация

словесные,

сюрпризный момент.

продуктивная деятельность. Заготовки форм, кисти, краски, баночки, ветошь для промакивания кистей, палитра. развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи : круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки . Развивать чувство симметрии, ритма.

обогащать словарь детей : Вятка, дымка , дымковские мастера , дымковская игрушка , дымковская роспись ;

развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат исследования;

развивать чувство ритма при игре на музыкальных инструментах.

Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки . Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке , историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

Инициативность и самостоятельность (ребёнок способен выбирать себе род занятий , партнёров, умеет воплощать свои замыслы)

Умение подчиняться нормам и правилам, развитое воображение, творчество.

Развитые творческие способности, развитая устная речь

Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности

Любознательность, склонность к эксперименти-

рованию и наблюдениям, способность к принятию решений.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным

нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безо-пасного поведения.

Заключительная часть (рефлексивный этап) .

область (вид деятельности) Формы

работы Наличие

средства

Образовательные

задачи Целевые

ориентиры

(характеристики)

Понравилось вам занятие ?

Как вы думаете, все справились с заданиями?

Кому что-то показалось трудным?

Я думаю, что мы с вами будем еще над этим работать, и у вас тогда все получится….

А так, вы были все молодцы, работали хорошо!

развитие.

Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу) ; обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную с родителями деятельность; предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы.

Словесный

метод. Развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Статьи по теме: