Расшифрованный Стоунхендж. Обсерватория каменного века (Джеральд Хокинс)

Доброго времени суток, дорогие друзья.

Все вы наверно слышали о таком мегалитическом сооружении, как Стоунхендж . Стоунхендж расположен в Англии, в графстве Уилтшир на Солсберийской равнине. Достопримечательность находится в 130 километрах от Лондона.

Стоунхендж состоит из 30 камней образуя круг диаметром в 33 метра. Первые исследователи мегалита связывали его друидами , но углубившись в историю постройки было выяснено, что появился Стоунхендж ещё в бронзовом веке. Причина назначения камней данным именем и по сей день не выяснена. Учёные и астрономы считают, что постройка являлась обсерваторией древних цивилизаций. С помощью камней они вычисляли дни зимнего и летнего солнцестояния, лунные и солнечные затмения. Только вот названия "Стоунхендж" не вписывается в историю. Исследователи перевели его, как "камень, парящий в воздухе".

По приданиям кельтов , Стоунхендж был сотворён волшебником Мерлином, жившим при дворе короля Артура. Другие легенды гласят, что камни были поставлены гигантами, которые населяли допотопную (до всемирного потопа) Землю. Ни кто не знает кем, когда и зачем был возведён мегалит. Даже в античные времена он был уже древним. В те времена люди были убеждены, что постройка была священным местом друидов. По мнению некоторых учёных, друиды знали истинное назначение Стоунхенджа. Естественно секретов друидов не знал ни кто. Впервые это было упомянуто Юлием Цезарем, он считал, что друиды хорошо разбирались в астрономии. Они знали строение и движение звёзд, разбирались в строении планет и астрономических явлениях. О том от куда у них появились эти знания, не известно. Считается, что друиды унаследовали знания от истинных строителей Стоунхенджа . Благодаря этому и обладали таким большим влиянием и властью.

Но не смотря на столь убедительную теорию о астрономическом назначении мегалита, учёные пытаются найти ещё какие-либо дополнительные сведения, которые помогли бы понять назначение и название постройки. В первую очередь учёные хотят понять для чего была возведена такая громадина. Были проведены математические расчёты Стоунхенджа и результат был просто ошеломительным.

Исследовав план и схемы постройки была открыта интересная закономерность. Вычисления показали, что диаметры колец постройки соответствуют поперечникам Луны и Солнечной системы. Более того, подробно изучив Стоунхендж исследователи выяснили, что кольца мегалита моделируют орбиты планет нашей Солнечной системы. Но больший интерес для учёных представлял тот факт, что планет, согласно плану Стоунхенджа, в нашей Солнечной системе двенадцать. Впрочем, это даже подтверждает современную теорию, которая предполагает наличие ещё нескольких планет. Планета за орбитой Плутона, планета за Солнцем-

О.БУЛАНОВА

Человека всегда притягивали древние мегалитические сооружения. Сложно было представить, что эти грандиозные постройки сделаны на заре цивилизации, когда не было никаких строительных технологий, позволяющих манипулировать с огромными каменными блоками. Одним из таких мегалитических сооружений является , расположенный в Южной Англии.

Стоунхендж представляет собой круг, построенный из огромных сарсенов – вертикально поставленных блоков от 4 м до 6 м. в высоту, вытесанных, в основном, из плотного серого известняка. С северо-востока к мегалитическому кругу ведет аллея, по обе стороны которой тянутся неглубокие канавы. Рядом с каменным кругом отдельно стоит Пяточный камень, более высокий. Вокруг мегалитического круга расположены два мало заметных земляных вала, разделенных канавой, и камни меньшего размера, которые называют “синими камнями” – из более плотной породы, нежели известняк. Они располагаются в форме подковы, развернутой в северо-восточном направлении. Внутри “подковы” – еще одна, состоящая мегалитов, посередине – Алтарный камень. Почти все сарсены являются трилитонами (пара стоячих камней с горизонтальной перекладиной, что-то типа буквы П).

Крайне любопытно еще и то, что объекты Стоунхенджа образуют треугольник с соотношением сторон 5:12:13. Это соотношение – соотношение одного из треугольников Пифагора, и, как выясняется, известного древним задолго до рождения самого Пифагора. А пространственная ориентация не только Стоунхенджа, но и многих других мегалитических сооружений в Англии, соответствует древнеегипетскому.

Если использовать современные и общепринятые методы датировки, то они показывают, что Стоунхендж чуть моложе знаменитых египетских пирамид. Любопытно, что о нем ничего не пишут ни греческие, ни римские авторы, да и в список семи чудес света он не вошел. Вероятно, пирамиды впечатлили римлян намного сильнее, тем более что они и сами могли строить величественные сооружения.

Если обратиться к этимологии, то становится видно, название состоит из староанглийских слов stan (stone) – “камень” и hencg (hinge) – “стержень, шарнир”. Эти слова были еще в языке саксонских завоевателей, давным-давно покоривших Британию. Стоунхендж – единственное английское каменное сооружение, название которого относится к столь отдаленному прошлому.

Кто же его построил? Древние британцы? Сами они называли Стоунхендж “Пляской великанов” и считали, что построил его великий маг Мерлин. Другие предания говорили о живших когда-то, еще до Всемирного потопа, гигантах, которые якобы и построили Стоунхендж.

Любопытно и то, что все сведения о его происхождении растворились в мифах и никто не помнил истинного назначения памятника. Первое письменное упоминание о Стоунхендже встречается в труде клирика Генри Хантингтонгского (ок. 1130 г.), написавшего историю Англии. Из всех древних монументов он посчитал нужным описать только его: “Стэнэнджес (Стоунхендж), чьи камни удивительного размера были воздвигнуты на манер дверей, являет собой одно из чудес древности; никто не может понять, каким образом столь огромные камни были подняты над землей и почему они стоят именно в этом месте”.

Но даже описания Генри Хантингтонгского не произвели на современников должного впечатления. Видимо, потому, что этот почтенный автор не стремился к словесным красотам. Его современники предпочли красочное описание Гальфрида Монмутского, которое прочли несколько лет спустя. Именно Гальфрид приписывал строительство Стоунхенджа Мерлину, который выполнял приказ Аврелия Амвросия, (именно он был королем Британии, а вовсе не Артур, как говорит легенда. Артур – племянник Амвросия): “Пошли своих людей за Кругом гигантов, что стоит на горе Киллар в Ирландии. Этот каменный круг не мог воздвигнуть никто из ныне живущих, и его нельзя сдвинуть с места, если не обладать величайшим мастерством и хитроумием. Камни огромны…”

По Гальфриду, Стоунхендж был воздвигнут в память о безоружных вождях бриттов, убитых коварными саксами. Называется даже точная дата постройки. Эти детали – причина постройки, дата – не могли не вызвать интереса читателей. Как заметил доктор Крис Чиппендейл, изучавший сочинения о Стоунхендже, Гальфрид “написал о том, что хотели услышать английские читатели: о поразительных приключениях, доблести, волшебстве и рыцарских подвигах с явным патриотическим оттенком”.

Эдакий средневековый бестселлер с оттенком в желтизну: не знаем точно, так додумаем и выдадим за истину в последней инстанции. Поэтому, видимо, все представления о Стоунхендже в средние века опирались, в основном, на историю Гальфрида. Сам же Гальфрид ссылался на какую-то “одну очень древнюю книгу на бриттском языке”.

С течением времени и развитием истории как науки потребовались какие-то более убедительные аргументы в поддержку теорий Гальфрида Монмутского. Король Яков I, посетив Стоунхендж в 1620 г., был поражен увиденным и приказал архитектору Иниго Джонсу зарисовать план сооружения и установить доподлинно, кем и когда оно было создано. На основании своих длительных наблюдений Джонс пришел к выводу, что строители Стоунхенджа следовали римским правилам архитектурной планировки, но, к сожалению, не успел опубликовать результаты своих размышлений, т.к. скончался в 1652 г.

Остались лишь разрозненные записи, пользуясь которыми, его помощник и преданный ученик Джон Уэбб в 1655 г. написал солидный труд с не менее солидным названием: “Самая известная древняя достопримечательность Великобритании, в просторечии называемая Стоунхендж на равнине Сейлсбери: Реконструкция”. И Джонс, и Уэбб считали, что, учитывая качество и масштабы конструкции, Стоунхендж не могли построить древние жители Британии, т.к. они считались “жестоким и варварским народом, не способным даже нормально одеваться, не говоря уже о строительстве таких замечательных памятников, как Стоунхендж”.

Автор книги пришел к выводу – на основании опять же римских архитектурных традиций, – что Стоунхендж был построен в I-IV в. н.э., в эпоху мира и изобилия, когда Англия была частью владений Римской империи. Эта версия была тут же в пух и прах разбита критиками, указывавшими на то, что римские пропорции в плане Стоунхенджа применимы лишь в том случае, если превратить подковообразную форму внутреннего кольца сарсенов в правильный шестиугольник.

То, что сарсены стоят, вовсе не говорит о том, что это колонны, и говорить о “тосканском ордере” неправомерно, поскольку у камней “отсутствуют и база, и капитель”. Второй аргумент против “римской теории” заключался в том, что если б Стоунхендж строили римляне, они бы точно украсили сооружение множеством надписей, высеченных на камне.

Помочь найти ответы на вопросы могли бы раскопки. Кстати, первые раскопки были осуществлены по указанию того же Якова I. Конечно, назвать их раскопками в современном научном смысле слова нельзя, но все же какие-то работы проведены были: выкопали яму в центре кромлеха. К сожалению, никаких сведений о результате работ не сохранилось. Джон Обри, первый, кто начал проводить систематические исследования Стоунхенджа, расспрашивал в 1666 г. местных жителей и выяснил, что те помнят лишь о находке “оленьих и коровьих рогов, а также древесного угля”. Другие утверждали, что что-то нашли, но миссис Мэри Тротмэн – одна из опрошенных – “забыла, что именно”.

Обри был и первым, кто предположил, что Стоунхендж построен древними бриттами. Его подход весьма отличался от предыдущих исследователей: Обри не стал искать доказательств иностранного происхождения сооружения, а указал на его связь с многими другими каменными кругами на территории Британии. Более того, он доказал методом сравнительного анализа, что ни римляне, ни саксонцы, ни датчане не строили подобных сооружений. Поэтому-то и пришел к выводу, что оно “имеет отечественное происхождение”. Обри считал, что Стоунхендж был создан друидами, известными по описаниям из римских источников. Он лично составил план не только самого сооружения, но и всего участка, где стоят монолиты, и обратил внимание на кольцо углублений, расположенных с внутренней стороны вала и ныне известных как “лунки Обри”.

Через несколько лет после Обри доктор личный врач короля Карла II Уолтер Чарльтон начал изучение и поиск сходных сооружений в континентальной Европе и на основании своих выводов предложил совершенно иную датировку для Стоунхенджа. Переписываясь с датским знатоком древностей Олафом Вормом, Чарльтон убедился в том, что Стоунхендж был воздвигнут в IX в. н.э., когда большую часть Англии завоевали скандинавы.

По мнению Ворма, Стоунхендж был местом коронации датских королей, а его планировка – не что иное, как форма короны. С учетом того, что Карл II лишь недавно вернулся на трон, такая трактовка была актуальна, но реальными доказательствами не подтверждалась. Отсутствие каких-либо упоминаний о Стоунхендже в ранних средневековых текстах лишает эту теорию убедительности, в то время как знакомство со скандинавскими мегалитическими постройками показывает, что они значительно уступают в размерах Стоунхенджу.

Теорию о бриттском происхождении Стоунхенджа популяризировал в 1740 г. Уильям Стакли, выпустив в свет книгу “Стоунхендж: храм британских друидов”. Он же провел и очередные раскопки, которые, правда, его теорию не подтвердили. Но он был первым, кто нашел в районе сооружения хронологически определимые объекты – несколько римских монет. Эти находки вызвали некоторую озабоченность – они не вписывались в теорию, поэтому Стакли решил, что монеты были оставлены посетителями Стоунхенджа. Несомненная заслуга Стакли в том, что он открыл аллею, идущую от северо- восточного входа.

Именно в его времена начали входить в моду “туристические” походы в район Стоунхенджа. Необразованные “туристы” не только жгли внутри сооружения костры, но и откалывали от монолитов кусочки на память. Стакли протестовал против “возмутительного обычая откалывать куски камня тяжелыми молотами”, ведь от этого вандализма страдали сарсены, “синие камни” страдали меньше – они были гораздо прочнее. Но его никто не слушал, и в итоге в январе 1797 г. один из трилитонов рухнул на землю. Тут, что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло – это событие послужило толчком для дальнейших исследований.

Возглавил их Уильям Каннингтон, к тому времени раскопавший уже около двухсот могильных курганов в долине Сейлсбери вокруг Стоунхенджа. В 1802 г. он изучил центральный участок, но не добился большого успеха, если не считать разрозненных находок доисторической керамики римского периода (но не римского происхождения), древесных углей и костей животных. В 1810 г. он доказал, что “камень-плаха” (неправильно названный так из-за красного пятна, образованного окислами железа) когда-то стоял вертикально. После Каннингтона работы были свернуты.

Как и его предшественникам, Каннингтону не удалось установить дату создания сооружения, хоть его раскопки и подтвердили доисторическое происхождение Стоунхенджа. Как ни странно, такой результат вполне устраивал современников: им нравилось представлять Стоунхендж эдакой неразгаданной тайной и диковиной Древнего мира. Эти романтические взгляды хорошо отражены в цветистой подписи под акварелью известного художника Джона Констебля (1835 г.): “Таинственный монумент Стоунхенджа, уединенно возвышающийся посреди голой и бесплодной пустоши, столь же отъединенный от событий былых эпох, сколь и от нужд современности, переносит нас за пределы исторической памяти во тьму совершенно неизвестного периода”.

Исследования возобновились благодаря Фландерсу Петри, ставшему впоследствии пионером систематических археологических раскопок в Египте. В 1877 г. он выполнил точную геодезическую съемку сохранившихся мегалитов и нанес их положение на план местности с точностью до двух десятых сантиметра.

Он активно призывал к возобновлению раскопок, придумав оригинальное решение, которое, как ему казалось, позволяло заглянуть под стоячие камни: “Выстроив деревянный каркас с зажимом посередине, способный выдержать вес камня, можно будет исследовать слои почвы под камнями, пока они будут находиться в подвешенном положении. Землю можно привезти из другого места, засыпать ямы и утрамбовать их. При этом сам камень не претерпит ощутимой перемены и не пострадает во время всех этих операций”.

К счастью, эта бредовая идея не нашла приверженцев, иначе памятник был бы для нас попросту потерян. Но Петри предложил интересный метод датировки Стоунхенджа. Он предположил, что сооружение могло быть спроектировано на основе одной-единственной астрономической ориентировки.

Наблюдая восход солнца над Пяточным камнем в день летнего солнцестояния через Большой Трилитон, он вычислил дату (730 г. н.э.) для сооружения подковообразной структуры сарсенов. Именно в этот период все три точки должны были находиться на одной линии. Опираясь на эти расчеты, он почему-то решил, что строителями Стоунхенджа были саксы. Теория была отвергнута почти всеми. Во- первых, из-за того, что Петри не смог объяснить, почему одна астрономическая ориентировка должна служить ключом ко всему сооружению; во-вторых, потому, что он демонстративно игнорировал даже те немногочисленные археологические находки, что имелись в распоряжении исследователей.

В 1918 г. Стоунхендж перешел во владение государства, что сделало возможным впервые предпринять серьезные раскопки (денег на которые было выделено ничтожно мало). Возглавил работы опытный археолог полковник Уильям Хоули. Он обнаружил некоторые важные элементы, такие, как кольцо “лунок Обри” за земляным валом и множество ям в центре монумента, в которых некогда были вкопаны деревянные столбы. В 1923 г. Хоули заявил журналистам, что он хотел бы прекратить работы: “чем больше мы копаем, тем глубже становится тайна”.

После Хоули осталось много записей и невнятных отчетов, и их систематизацию и дальнейшие раскопки в 50-х гг. поручили профессору Ричарду Аткинсону из Кардиффского университета. Аткинсон представил свою интерпретацию происхождения Стоунхенджа, датировав его примерно 1500 г. до н.э. (поздний бронзовый век).

Случилось это так: в июле 1955 г. Аткинсон фотографировал на одном из сарсенов надпись, датируемую XVII в. н.э., когда заметил на камне слабые очертания кинжала. Вырезанное изображение показалось ему похожим не на доисторический бриттский кинжал, а на оружие крито-микенской цивилизации; похожие кинжалы датировались археологами примерно XV в. до н.э.

По мнению Аткинсона, “гораздо логичнее рассматривать их (сарсены. – О.Б.) как продукт сравнительно развитой микенской культуры, а не по сути варварской, пусть даже процветающей бриттской аристократии”. А крито-микенская культура, в свою очередь, использовала опыт египтян. По мнению Анкинсона, руководил последним этапом строительства Стоунхенджа представитель именно микенской культуры. На основе сочинений Геродота были даже выдвинуты предположения, что им мог быть не кто иной, как легендарный Дедал, который бежал от Миноса на Сицилию, а потом и оттуда в неизвестном направлении.

Версия поддержки не нашла, археологи совершенно справедливо указали на то, что сами микенцы не построили ничего, даже отдаленно напоминающего Стоунхендж, а точно определить тип кинжала по плохо сохранившемуся резному изображению на выветренном камне можно, лишь обладая очень смелой фантазией. Но даже если допустить, что изображенный кинжал на самом деле микенский, то современная программа радиоуглеродной датировки показывает, что сарсен с рисунком был воздвигнут до 2000 г. до н.э. Таким образом, микенцы не могли быть строителями Стоунхенджа.

Инвентаризацию записей о раскопках Хоули и Аткинсона провели лишь в 1995 г. Этим занялась команда исследователей, возглавляемая доктором Россом Клиэлом из музея Эйвбери. Одним из их главных достижений было составление четкой хронологии строительства Стоунхенджа. Самые ранние постройки (кольцевой вал и канава) появились около 3000 г. до н.э., самые поздние (аллея) – около 2000 г. до н.э. После 1600 г. до н.э. Стоунхендж оставался заброшенным, его редко посещали и лишь один раз произвели захоронение кремированных останков.

Но все это не давало ответ на вопросы: что такое Стоунхендж, кто и зачем его построили? Правда, на один вопрос ответ был получен: кто точно НЕ строил Стоунхендж? Это был точно не Мерлин, потому что если великий волшебник и жил в реальности, то как минимум 2000 лет спустя после того, как постройка Стоунхенджа была завершена. Другое дело, что тогдашний король Британии Амвросий вполне мог использовать Стоунхендж для каких-либо своих деяний, участником которых мог стать и Мерлин.

Вскоре возникла версия, что Стоунхендж – пригоризонтная обсерватория. Хотя об этом говорил еще в 60-х гг. XX в. астроном Джеральд Хокинс. Он доказал, что Стоунхендж – древняя обсерватория, позволяющая с высокой точностью проводить астрономические наблюдения. Он утверждал, что Стоунхендж строили между 1900 и 1600 гг. до н.э., и строительство его заняло долгие столетия.

Численность населения Британии была тогда невелика. Начиная примерно с 3000 г. до н.э. на островах стали вновь поселяться земледельцы с континента – так называемые уиндмиллхиллские люди (по названию холма близ Стоунхенджа). Кстати, то, что Стоунхендж – обсерватория, предположил еще в 1796 г. Генри Уонсли, а Джон Смит в 1771 г. считал, что Стоунхендж – некий численно-мистический календарь.

Дж.Хокинс высказал предположение что если в 56 отверстий (лунок Обри) в определенном порядке поместить камни и перемещать их затем на одно отверстие в год, то возможно предсказать затмения Солнца и Луны. Позже версию, что Стоунхендж является обсерваторией, развивали Норман Лойкер и Дж.Уэйт. Согласно подтвержденным практикой расчетам Лойкера ось, на которой лежат алтарный и Пяточный камень, указывала на восток в период между 1900 и 1500 гг. до н.э. В целом же 11 важнейших точек памятника дают 15 точнейших направлений на Солнце и Луну, и ными словами, в Стоунхендже можно наблюдать 15 астрономических событий.

Что касается того, кто построил Стоунхендж, то Хокинс считает, что это были уиндмиллхиллские люди и пришедшие сразу за ними бикеры и уэссекцы. И, соответственно, строительство велось в разные периоды. Эту теорию подтверждает тот факт, что все камни Стоунхенджа из разных пород. Главный строительный материал монолитов – долерит, но есть и вулканическая лава (риолит), и вулканический туф, и песчаник, и известняк. Долерит, риолит и вулканический туф встречаются вместе только в одном районе – в Уэльсе, в горах Преселли, близ побережья Бристольского залива.

“Теперь уже нет сомнения, – писал Р.Аткинсон, – что “голубые камни” были вывезены в Стоунхендж именно с этого очень ограниченного участка”. Дистанция по прямой составляет 210 км. – три часа езды на автобусе. Но везли-то их на катках и по воде, а это уже 380 км. 80 камней весят в общей сложности около 400 т. Кто мог в древней Европе совершить такой необыкновенный рейд?

Ученые проследили возможный путь строителей и выяснили, что большая часть его проходила по воде. Какие-то крупные камни собирали по дороге. На суше камни везли на деревянных салазках по бревнам. Эксперимент, проведенный учеными, помог выяснить, что двадцать четыре человека способны таким способом тащить груз весом в одну тонну со скоростью километр-полтора в день, и даже в гору.

На воде дело обстояло проще. Ну а самые тяжелые камни – сарсены? Их месторождение обнаружили гораздо ближе к Стоунхенджу, всего в 30 км. Вес самых больших “серых баранов” (так прозвали эти глыбы) достигает 50 т. Ученые подсчитали, что к месту постройки их могла доставить тысяча человек, но за… семь лет.

Вокруг Стоунхенджа нет никаких признаков обрабатывания камней, поэтому исследователи предположили, что обработке камни подвергались либо на месте добычи, либо по дороге. Способы “выделки” – техника удара и попеременная обработка огнем и холодом. Отшлифованы камни очень чисто, практически ювелирно. К сожалению, оценить эту технику сегодня уже невозможно – ветер и вода за века сделали свое “черное” дело.

Еще ученые подсчитали, что на установку всей камней понадобилось триста лет работы и тысячи рабочих рук, иными словами – полтора миллиона человеко-дней физического труда.

И опять же возникает вопрос: во имя чего все это? Для чего строили Стоунхендж?

Видимо, стандартные объяснения, что Стоунхендж – обсерватория, храм, святилище и т.п., не проходят. Точнее, Стоунхендж может быть обсерваторией, но не только. Дэвид Фарлонг уверен, что памятники, подобные Стоунхенджу и возникшие в конце предыдущей эпохи – не просто древние обсерватории или святилища, а еще и места духовной силы и мудрости, которая открывается сейчас людям, точки сосредоточения силы, которая способна изменить и спасти человечество. Фарлонг утверждает, что Стоунхендж и подобные ему постройки (типа Аркаима) – это своеобразные временные капсулы энергии, которая способна к регенерации.

“У древних были более глубокие знания о взаимодействии природы и человека, – пишет Фарлонг, – и они готовы были тратить силы и время на создание столь масштабных сооружений только при условии, что воспринимали ландшафт как интегрированное целое. Вряд ли просто обсерватория или храм стоили бы таких усилий. Согласно всеохватывающим космологиям небо и земля в представлениях людей того времени являлись отражением друг друга. Соответственно любой круглый объект на земле воспринимался как средство получить доступ к духовным влияниям. Так энергия вливалась в ландшафт посредством геометрии”.

В пользу этой теории говорят и открытые около Стоунхенджа леи – каменные колеи. Феномен лей был впервые отмечен в XIX в., а внимание широкой общественности он получил благодаря трудам Альфреда Уоткинса. Исследователь и ученый Джон Мичелл предположил, что леи обладают скрытой, пока еще не изученной земной энергией. Он связал леи с идеями фэн шуй, согласно которым ландшафтная энергия должна быть уравновешена и включена в проекты строений и планировку местности. Леи все чаще интерпретируют как линии разного рода земной энергии, магнитной силы или своеобразной мыслительной энергии, связывающей объекты.

Из всего этого можно сделать вывод: ради того, чтобы спасти грядущее человечество от катаклизмов, обладающие тайными знаниями предки могли потратить огромное количество временных и человеческих ресурсов и возвести из камня грандиозное сооружение.

Примерно в 130 километрах от Лондона есть очень странное место — куча огромных камней, аккуратно расставленных по кругу посреди чистого поля. Их возраст не поддается точной оценке даже средствами современной науки — то ли три тысячи лет, то ли все пять. Зачем наши предки, буквально только что слезшие с деревьев, вдруг стали вырубать из скал огромные глыбы и тащить их за сотни километров? Древняя обсерватория, культовое сооружение друидов, посадочная площадка для инопланетян и даже портал в другое измерение — все это Стоунхендж.

Одна из главных туристических достопримечательностей Великобритании, Стоунхендж имеет все шансы разделить судьбу планеты Земля из книги «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса. Прямо под древними языческими руинами планируется построить подземную автомагистраль. Это уже не фантастика и не британский юмор — Стоунхендж действительно может исчезнуть. Давайте, пока не поздно, попытаемся разобраться с загадками монумента, воздвигнутого на заре человечества.

20 веков стройки

Великобритания, графство Уилтшир, 13 километров от городка Солсбери. Здесь, посреди обычной английской равнины, и находится Стоунхендж — одна из самых известных построек в мире. В нем насчитывается 82 пятитонных мегалита, 30 каменных блоков по 25 тонн каждый, и 5 гигантских трилитов, вес которых достигает 50 тонн.

Само слово «Стоунхендж» очень древнее. Относительно его происхождения есть несколько версий. Оно могло образоваться от староанглийских «stan» (stone, то есть камень) и «hencg» (стержень — поскольку верхние камни фиксировались на стержнях) или «hencen» (виселица, пыточный инструмент). Последнее можно объяснить тем, что средневековые виселицы строились в форме буквы «П» и напоминали трилитоны Стоунхенджа.

Строительство Стоунхенджа происходило в несколько этапов, занявших в общей сложности свыше 2000 лет. Однако археологи обнаружили свидетельства наличия на этом месте гораздо более древних построек. Например, рядом с автостоянкой для туристов неподалеку от Стоунхенджа недавно найдены три неглубокие «шахты», в которые были вкопаны деревянные опоры (они, естественно, не сохранились). По расположению опор видно, что они поддерживали очень крупный деревянный монумент, возраст которого оценивается приблизительно в 8000 лет.

К сожалению, сохранность «культурного слоя» Стоунхенджа оставляет желать лучшего. Первые раскопки проводились непрофессионально. За все время существования сооружения меловая порода под ним была буквально перемешана из-за ледникового смещения, а норы животных сильно повредили верхний слой почвы. Именно из-за этого в истории Стоунхенджа столько пробелов, которые создают вокруг него ауру тайны — не вполне заслуженную, но очень привлекательную для любителей древних загадок.

Вместо лопаты — рога

Самое раннее из сохранившихся культовых сооружений на территории Стоунхенджа выглядит очень примитивно и ничем не напоминает более поздние каменные постройки. Стоунхендж №1 построен не ранее 3100 года до нашей эры и представлял собой два круглых земляных вала, между которыми располагался ров. Диаметр всего объекта — около 115 метров. С северо-восточной стороны был устроен большой вход, а с южной — малый.

Предположительно, ров между валами выкопали при помощи инструментов из оленьих рогов. Работа велась не в один прием, а по секциям. Исследования показали, что дно рва было покрыто костями животных (олени, быки). Судя по их состоянию, за этими костями тщательно следили — вероятно, они имели немалое культовое значение для людей, посещавших храм.

Прямо за внутренним валом внутри комплекса было выкопано 56 углублений, расположенных по кругу. Их назвали «лунки Обри» — по имени антиквара, обнаружившего их в 1666 году. Предназначение лунок неясно. Если верить химическому анализу почвы, деревянные опоры в них не ставились. Самая распространенная версия — по лункам рассчитывали лунные затмения, правда, точность оставляет желать лучшего.

Доисторический крематорий

Более поздние постройки датируются 2900—2500 годами до нашей эры и о них можно судить теоретически — время оставило нам только группу углублений в земле, куда помещались деревянные опоры для неких конструкций. Последние вполне могли быть крытыми навесами, ведь эти лунки (сейчас уже заполненные землей и малоотличимые от остального ландшафта) идут двумя параллельными рядами от северного и южного входов к центру всего сооружения. Диаметр углублений значительно меньше лунок Обри, всего 0,4 метра, и они более удалены друг от друга.

Чемпионат по квиддич... То есть языческие церемонии в Стоунхендже. Рисунок 1820 года.

Во вторую фазу строительства Стоунхенджа земляные валы были частично срыты — их высота уменьшилась, а ров между ними был почти наполовину засыпан. В тот же период функции лунок Обри изменились — они стали использоваться для захоронения кремированных останков. Похожие захоронения начали проводиться и во рву — причем только в его восточной части.

Для чего бы ни построили Стоунхендж, через несколько сотен лет после этого он стал использоваться в качестве огороженного кладбища для кремированных останков — первого из известных в Европе.

1 — «Алтарь»;

2, 3 — курганы с камнями,

4 — «Плаха»;

5 — «Пяточный камень»;

6 — два камня, ранее стоявшие на курганах, аналогичных 2 и 3;

7, 8, 9 — отвалы земли и ров;

10 — «Авеню» (вход);

11, 12 — два кольца лунок, выкопанных сравнительно «недавно»;

13 — лунки Обри;

14 — малый вход.

Хоровод камней

Примерно в 2600 году до нашей эры деревянные постройки были снесены, а взамен появились величественные каменные сооружения. Сначала строители выкопали два ряда крупных лунок в форме полумесяца (одна подкова внутри другой), развернутого на северо-восток. За 385 километров отсюда, из скал Карн Менин в холмах Пресели (Уэльс), было доставлено 80 так называемых «синих камней». Каждый камень имел около 2 метров в высоту, примерно 1,5 метра в ширину и 0,8 метра в толщину. Весили они по 4—5 тонн.

В самом сердце Стоунхенджа поставили шеститонный монолит из зеленого слюдяного песчаника — так называемый «Алтарь». Кроме того, северо-восточный вход был перенесен чуть в сторону и расширен — так, чтобы он смотрел точно на восход солнца в день летнего солнцестояния.

Судя по всему, строительство Стоунхенджа на этой фазе осталось незавершенным. «Синие камни» вскоре были убраны, а лунки под ними засыпаны.

Тогда же здесь появились три отдельно стоящих крупных «синих камня». Уцелели два — так называемый «Пяточный» (в значении «последний») камень на северо-восточном входе снаружи валов и «Камень-плаха» около того же входа внутри валов (впоследствии он рухнул набок). Несмотря на название, с кровавыми жертвоприношениями «Камень-плаха» не связан. Из-за выветривания на его боку стали появляться красные пятна — окислы железа, что и породило столь мрачные ассоциации. Кроме того, на внутренней стороне северного и южного валов с неизвестными целями были насыпаны небольшие курганы (без захоронений), увенчанные «синими камнями».

В конце 3 тысячелетия до нашей эры Стоунхендж подвергся новой — самой масштабной перестройке, благодаря которой он стал так популярен в наши дни. С холмов южной Англии (удаленных от Стоунхенджа на 40 километров) сюда привезли 30 огромных каменных блоков — «сарсенов», каждый из которых весил по 25 тонн.

Их расставили в центре Стоунхенджа по кругу диаметром 30 метров, а сверху уложили гораздо более легкие горизонтальные плиты, крепившиеся на сарсенах выдолбленным в камне замком типа «шип и гнездо». Получился круг из П-образных трилитонов, причем верхние плиты-перекладины были соединены между собой каменными шпунтами в сплошное кольцо.

Круг сарсенов не был закончен — для этого потребовалось бы не 30, а 74 каменные опоры. Но это не так уж и важно — главным было то, что древние строители возвели невероятно сложное для своего времени сооружение по четкому, продуманному плану — да так, что оно простояло несколько тысяч лет.

Внутри кольца, поддерживаемого сарсенами — там, где раньше стояли «синие камни», — был воздвигнут круг из более крупных сарсенов весом по 50 тонн каждый (10 опор и 5 перекрытий над ними). Анализ показал, что их обтесывали в промежуток между 2440 и 2100 годом до нашей эры.

На камнях внутреннего круга высечены едва различимые рисунки — кинжалы и топоры, внешне соответствующие оружию бронзового века. Однако вряд ли можно утверждать, что Стоунхендж был военным монументом. В то время образ топора имел ярко выраженное ритуальное значение (например, символизировал женское начало) и помещался на стенах храмов. Когда строился Стоунхендж, образ топора в средиземноморской культуре уже эволюционировал до знаменитого каменного лабиринта Минотавра на острове Крит — следовательно, с некоторыми оговорками мы можем ставить знак равенства между этими двумя легендарными постройками.

Позднее — возможно, в 1000 году до нашей эры — «синие камни» вернулись в Стоунхендж. Их слегка обтесали и поставили рядом с внутренним кольцом трилитонов. Следы инструментов, оставшиеся на них, указывают, что, возможно, они были связаны с сарсенами в некую единую, сложную структуру. Что это было — дворец с каменным «скелетом» и деревянными стенами, открытая площадка, либо нечто иное — нам остается только гадать.

Стоунхендж как он есть

Как только люди не ломали головы — зачем древним был нужен Стоунхендж? Самые первые из дошедших до нас упоминаний связывают его с легендой о короле Артуре — якобы этот монумент построил сам волшебник Мерлин (по другой версии, он перенес его своими чарами с горы Киллараус в Ирландии).

Иниго Джонс, реконструкция Стоунхенджа как римского храма.

Другие истории «обвиняли» в строительстве Стоунхенджа самого дьявола. В 1615 году архитектор Иниго Джонс заявил, что каменные монолиты построили римляне — якобы это был храм языческого божества по имени Кнелус. В 18 веке исследователи обнаружили «астрономическую» функцию Стоунхенджа (его ориентация на солнцестояние) — так появилась версия, согласно которой эта постройка принадлежала друидам. В наше время некоторые специалисты утверждают, что по Стоунхенджу можно предсказывать солнечные затмения либо даже проводить сложные математические вычисления. Теории «планетария» и «калькулятора» очень спорные — доказательства, как правило, опровергаются либо простейшими астрономическими фактами, либо самой историей (Стоунхендж неоднократно перестраивался, менял структуру и наверняка служил разным целям).

Весьма интересным выглядит предположение о том, что второй, «кладбищенский» этап постройки Стоунхенджа был связан с успешными завоевательными походами местных племен. Анализ останков, найденных в соседних со Стоунхенджем могильниках, показал, что некоторые из захороненных там людей были родом из Уэльса. Это также может объяснить последующую доставку «синих камней», символизирующую собой объединение двух земель. Специалисты также допускают, что большую часть своей истории Стоунхендж служил местом для кремации останков. Эта версия не лишена права на существование, ведь неолитические культуры Европы связывали дерево с жизнью, а камень — со смертью.

Так или иначе, не следует называть Стоунхендж обсерваторией или ассоциировать его с друидами. В первом случае мы просто применяем понятия 21 века к событиям, происходившим почти 5000 лет назад. Во втором — приносим факты в жертву красивой легенде. Друиды — явление чисто кельтское. Кельты пришли в Британию не ранее 500 года до нашей эры — Стоунхендж был уже построен.

Стоунхендж — сооружение настолько древнее и непонятное, что даже фантасты не слишком уверены, что с ним делать. Идеи, которые они предлагают в своих произведениях, зачастую мало чем отличаются от версий некоторых ученых.

Кархендж (США, штат Небраска).

К примеру, Гарри Гаррисон вместе с Леоном Стовером написал роман «Стоунхендж» (1972). Согласно этой книге, древние монолиты были воздвигнуты выжившими жителями Атлантиды. Чуть раньше Кит Лаумер создал книгу «След памяти» (1968), где развил «инопланетную» идею: рядом со Стоунхенджем находится подземный центр связи, откуда можно вызвать спускаемый модуль огромного инопланетного корабля, дрейфующего рядом с Землей — причем этот модуль приземлялся прямо на Стоунхендж.

Это интересно
  • С 15 по 19 века древние монументы южной Англии нещадно разворовывались. Объектом вандализма были огромные каменные сарсены — их использовали для постройки домов. Однако песчаник сам по себе очень непрочен и легко пропускает влагу — летописи сохранили сведения о том, что в подобных жилищах было сыро, мебель быстро сгнивала, а некоторые дома попросту разваливались (сарсены ставились один на другой и крошились под собственным весом).
  • В 2001 году группа энтузиастов попыталась доставить камень, аналогичный сарсенам, из Уэльса к Стоунхенджу, используя лишь доступные в те времена «технологии». Часть пути они прошли по земле, волоча камень по деревянным каткам с помощью веревок, однако вскоре им потребовалось пересечь Бристольский залив. Лодка, построенная ими в стиле «бронзового века», под весом камня моментально утонула.
  • Чарльз Дарвин однажды работал в Стоунхендже. Его не интересовала археология — он пытался накопать там земляных червей и проверить свою теорию относительно того, что эти существа играют большую роль в разрушении древних памятников.
  • Стоунхендж постепенно разрушается. За время наблюдений за памятником успело упасть три трилитона. Сейчас туристов уже не допускают в каменный «круг».

* * *

По плану строительства подземного тоннеля, дорога под Стоунхенджем должна быть завершена в 2008 году, однако сейчас этот проект отправлен на доработку из-за его избыточной стоимости (270 миллионов фунтов). Государство относится к Стоунхенджу более чем прохладно — и, как бы это дико ни звучало, такую позицию можно понять.

Если отмести все невероятные выдумки и искусственный ажиотаж, становится ясно — Стоунхендж не так уж и уникален. Подобные каменные структуры есть по всей Европе — в том числе и у нас, в России. Если рассматривать его с прагматической точки зрения — как один из многочисленных образцов зодчества эпохи неолита, — то к монументу можно хоть сейчас посылать бульдозеры.

Однако Стоунхендж — это еще и огромный пласт легенд, накапливавшихся веками. Если мы дорожим своими мечтами, если мы не хотим упустить уникальную возможность окунуться в мир загадок и тайн, то уничтожение Стоунхенджа будет равноценно сносу египетских пирамид.

С сайта журнала "Мир фантастики"

Стоунхендж – это древнейшее из сооружений, построенных в Англии, представляющее собой круг из камней. На английском языке Stonehenge означает «каменное ограждение». Ученые полагают, что строительство Стоунхенджа началось примерно 4 тысячи лет назад и длилось несколько столетий. Постройка Стоунхенджа, предположительно, велась таким образом: вначале громадные глыбы вытесывали в каменоломнях, затем их отправляли по реке или же волоком до места возведения и вкапывали камни в землю. Ученые установили, что каменоломни, из которых камни доставляли к месту их установки, находятся от места возведения на расстоянии примерно 300 километров. Сам комплекс Стоунхендж содержит 82 мегалита, весом пять тонн каждый, 30 каменных блоков (25 тонн каждый) и 5 огромных трилитов, весящих 50 тонн.

И по сей день предназначение каменных глыб остается загадкой. Общеизвестная версия предполагает, что Стоунхендж – это одновременно календарь и древняя астрономическая обсерватория. В день летнего равноденствия 21 июня утренние солнечные лучи вычерчивают одну ось этого сооружения. Это наводит на мысль, что из этого места древние люди наблюдали за Луной, Солнцем и другими планетами. Вторая распространенная версия - загадочные камни установили инопланетяне, с непонятной для людей целью. Также существует версия, что Стоунхендж выступает моделью Солнечной системы. Она, правда, содержит изображение двенадцати планет, а не девяти: еще две из них, по мнению древних, расположены за Плутоном, и одна находится между орбитами Марса и Юпитера. В наши дни вокруг Солнца на этом месте вращается пояс из астероидов. Другие предположения: каменные глыбы - это кладбище, или храм Солнца, или защита от атлантов, или языческий собор, или город Мертвых, или место посадки НЛО и тому подобные.

Стоунхендж, если доверять принятой датировке, немного младше египетских пирамид. Однако в список античных семи чудес света он не попал - о нем не упоминают ни римские, ни греческие авторы. Очевидно, римлян эти камни не особо впечатлили, они ведь видели пирамиды Египта и сами, к тому же, строили грандиозные храмы. На сегодняшний день уже нельзя точно определить, кто был же впервые описал Стоунхендж. К XII веку все данные о его происхождении канули в мифы и никто сейчас не вспомнит истинное назначение памятника. Древние британцы звали Стоунхендж «Пляской Великанов» и приписывали его авторство великому чародею Мерлину.

Ученые до сих пор пытаются выяснить, как устанавливали в землю исполинские глыбы. Бытует мнение, что вначале выкапывали ямы длиной, равной длине закапываемой в землю части камня. Ширина и длина лунок была примерно на сантиметров девяносто больше, чем камня. Три стенки в лунках делали отвесными, как пишет Дж. Хокинс, а четвертую делали под наклоном в 45 градусов - она выполняла роль приемного пандуса. Прежде чем ставить камень, стенки в лунках обкладывали широкими деревянными кольями. По ним камень скользил, не ссыпая землю. Потом махину при помощи канатов и веревок устанавливали вертикально, при чем очень быстро - пока у держащих камень хватало сил и засыпали пространство вокруг камня, лишь бы он не упал. После утрамбовки, оставляли его на несколько месяцев в покое, чтобы почва просела и спрессовалась. Очень важная деталь: у вертикальных камней нижние концы были оббиты в тупой конус - для того, чтобы после опускания в лунку, каменные глыбы можно было повернуть и установить точнее.

Перед Сундуками огромная поляна, ступать на которую могли лишь жрецы. Хакасы боялись этого места и никогда сюда не ходили. В древности на поляне жрецы вели наблюдения. Каждая выемка на скальном уступе, как считает ученый Ларичев, это удобное место наблюдения за определенным созвездием. Согласно гипотезе того же Ларичева в системе 20 Сундуков. Наиболее популярны и доступны лишь пять.

Пятый Сундук - самый южный из всех. Перед ним расположена большая группа могильников. Пятый Сундук, полностью связан с движением Солнца. Это Сундук Времени. Здесь встречали Новое Солнце, шаманы проводили обряды поклонения ему. До сих пор осталась тропа, по которой ходили жрецы на пятый Сундук, куда были направлены солнечные лучи. Там изображены змея и дракон, разделенные на шесть частей.

Виталий Ларичев считает этот Сундук древними часами человечества. Интересна и его гипотеза о том, что весь сибирский фольклор начинался когда-то вот здесь, на Сундуках. Помимо того, здесь множество астрономических площадок, с которых древний человек вел наблюдения за основными космическими светилами.

Четвертый Сундук представляет собой целый сборник эпоса из жизни воина: его рождение, развитие, участие в охоте, битвах, победы и гибель. Такое не часто встретишь. Обычно бывают изображены отдельные сюжеты.

В окрестностях найдены остатки захоронений, и есть все основания полагать, что этот герой был реальным.

Памятник, по мнению Ларичева, относится к поздней тагарской культуре II начало I века до нашей эры. Сейчас, к сожалению, от этой стены остались только фрагменты.

Этот Сундук символически называют горой прошлого, настоящего и будущего. Именно здесь можно, по преданию, соприкоснуться с верхним и нижним мирами.

Первый Сундук. Наиболее красивый и значимый в гряде в обрядовом и астрологическом смысле. По мнению академика В. Е. Ларичева, изучающего Сундуки около 30 лет, именно здесь располагалась «мировая гора» -астрологическое святилище, включающее жреческий храм и древнейшую обсерваторию.

Там согласно древнему преданию хранятся священные знания хакасского народа, все тайны глубокой старины. Огромный амфитеатр, окруженный скальными колоннами, разделенный искусственными валами, в некоторых местах подправленный искусственной каменной кладкой, Первый Сундук впечатляет и завораживает. Возле вершины горы, «сундука», расположено так называемое «Кресло Шамана», откуда виден весь центральный каньон Сундука, а акустика тут заставляет позавидовать некоторые концертные залы.

Между Первым Сундуком и горой Каратаг (Черная Гора) расположены остатки загадочного Некрополиса (города мертвых) - особой системы могильников, построенных для астрономических наблюдений. Украшением Некрополиса служит большой менгир в форме лошадиной морды с изображением космической символики тагарской эпохи.

Статьи по теме: