Расписание в первом классе.

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок чувствовал себя в школе счастливым и успешным . Особенно о том, как у ребенка все сложится, переживают те, чьи малыши становятся первоклассниками. Как помочь маленькому ученику адаптироваться в школе, научить общаться и решать возникающие конфликты мы расскажем в нашем сегодняшнем материале.

На этапе подготовки

Конечно, если ваш малыш ходил в детский сад , посещал подготовительные курсы , спортивные или развивающие занятия - ему будет проще освоиться в новом детском обществе. Имеющийся социальный опыт поможет ребенку понять, как устроены отношения внутри детской группы, усвоить некоторые правила, научиться общаться.

Еще один неоспоримый плюс - если в первом классе будут дети, которых малыш уже знает . Друзья, соседи, дети с которыми ребенок был вместе в детском саду - психологические зацепки, которые помогут ребенку чувствовать себя более уверенно. Ведь общаться с теми, кого уже знаешь - гораздо легче. Но и тут не все так просто, как кажется.

Первый раз в первый класс

Когда в семье появляется первоклассник, все домочадцы осваивают новый темп жизни, подстраиваясь под школьные правила. И, конечно, все волнуются, переживая, все ли у ребенка сложится так, как надо. Однако родителям следует помнить, что их любовь и забота - самое главное.

Хотя в этих советах нет ничего нового, именно родительское понимание необходимо сейчас малышу, как воздух. Позитивная психологическая обстановка дома - тот самый необходимый ребенку тыл, который словно спасательный круг поможет малышу в трудную минуту, если в школе вдруг возникнут какие-то проблемы.

Однако пока не будем говорить о грустном, непосредственно само поступление в первый класс и смена всего привычного уклада и ритма жизни - стресс для ребенка . Ведь ему ко многому придется привыкать: к новому коллективу, новому учителю, учиться налаживать с ними отношения, справляться с ежедневными нагрузками.

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «Чаще всего процесс адаптации проходит в течение двух-трех месяцев. За это время ребенок привыкает и к школе, и к коллективу, и к требованиям учителя. Но иногда юный школьник теряется в новой обстановке и задача родителей помочь ему сориентироваться, объяснить, что ничего страшного не происходит, и ему просто нужно понять новые правила и привыкнуть к ним. Малыш хочет взять в школу любимую игрушку? Не стоит запрещать ему это делать, особенно если учитель не против. Игрушка - это кусочек дома, она подарит ребенку уверенность в собственных силах и чувство защищенности, так необходимое в первое время в школе».

Как же в процессе адаптации к школе детям могут помочь родители? Задача взрослых понимать и разделять детские эмоции и переживания. Ведь мы волнуемся перед первым днем на новой работе, первым свиданием, боимся не справиться с новым заданием. Почему же мы не разрешаем такие эмоции своим детям, стараемся не обращать внимания на их волнения и страхи? Пора внедрять новую тактику.

Обязательный и полноценное питание . Школьный режим будет особенно сложной задачей для малышей-«сов», которые не ходили в детский сад и начинали свое утро не раньше, чем в 10.00-10.30. С началом школьного обучения все изменится, ведь чаще всего, уроки в школе начинаются в 8.30, а учительница просит, чтобы все ученики уже были в классе около 8.10-8.15. Таким образом, утро малыша должно начинаться около 7.00, и для некоторых детей это может быть достаточно сложной задачей, ведь они не привыкли к таким ранним подъемам. Как же быть? Родителям важно постараться еще во время лета постепенно перестраивать режим ребенка таким образом, чтобы он просыпался с каждым днем раньше, а также раньше ложился вечером, ведь отбой в школьное время должен быть не позже, чем в 21.30.

Не стоит забывать и о том, что в период адаптации первокласснику важно хорошо питаться . Конечно, замечательно, если завтрак - привычное дело для ребенка, но если проглотить кашу или омлет в 7.30 утра для него непосильная задача, отпускать голодным в школу все равно не стоит. Как минимум, чай с печеньем, какао с бутербродом, йогурт или что-то подобное утром нужно скушать. После второго урока первоклассников ждет школьный завтрак, а после пятого - обед. Вопрос о том, понравится и подойдет ли ребенку школьная еда - индивидуальный, но если с этим возникают проблемы стоит подумать о том, как будет организовано питание ребенка в таком случае.

Ну и конечно, в школу ребенку стоит давать перекусы: яблочки, печенье, кексы, бутербродики. Не забываем о питье - бутылочка воды или пакетик сока никогда не будет лишним маленькому непоседе.

Малыш вернулся домой? Предлагайте ему его любимые блюда, обязательно свежие, горячие, полезные. Не злоупотребляйте жареным, острым, жирным, старайтесь, чтобы блюдо сохраняло как можно больше полезных веществ и витаминов.

Не перегружать . Первый класс - достаточно серьезная нагрузка как с психологической и эмоциональной, так и с физиологической точки зрения. Поэтому по возможности не спешите записывать ребенка в различные кружки и секции, а также не настаивайте на дополнительных занятиях, разве что только преподаватель не сообщит вам, что это действительно необходимо ребенку. Повышенная утомляемость может спровоцировать у ребенка раздражительность, невнимательность, капризность.

Важно, чтобы ребенок изначально полностью освоился в своем новом статусе , свыкся с новыми требованиями, научился контактировать с учителем и одноклассниками. Видите, что ребенок уже не так сильно устает в школе, ему , и он легко справляется с программой - тогда можно подумать и о дополнительных занятиях, или кружках.

Помогать в организации . Первое время малышу сложно будет самому запомнить свое расписание, сложить в портфель все необходимое, проследить за тем, все ли элементы школьной формы и обуви в порядке и надеты соответствующим образом.

Родителям обязательно нужно уделять внимание тому, что после уроков говорит учитель о планах класса на завтра, есть ли какие-то , которые нужно выполнить дома (например, нарисовать рисунок, взять с собой дополнительно цветные карандаши или принести пустую картонную коробку для поделок на труд). Помогайте малышу собирать портфель, учите ориентироваться на расписание, проверять наличие ручек, резинок, линейки, остроту грифеля карандашей.

Также нет ничего страшного в том, что некоторое время ребенку нужно будет напоминать о том, в какой последовательности стоит надевать рубашку, жилет и форменный пиджак, проверять, правильно ли застегнут пояс на брюках. Не забывайте следить за чистотой рубашек и обуви, готовить одежду на завтра лучше с вечера, без суеты, а не бегать с утюгом и щеткой утром.

Наша мама- Жанна рассказывает : «Сначала мы пробовали выходить из дома все вместе, одним махом. Завозили малого в школу, а потом ехали с мужем по работам. Но я поняла, что процесс совместных сборов для нас - достаточно проблематичная задача. Нужно всех накормить, собрать малого в школу, все проверить, одеть, и как-то в этот процесс мои передвижения из ванны в прихожую и подкрашивания глаза одной левой только напрягают ситуацию и меня лично. И мы изменили наше утро: теперь я спокойно, прямо в халате, кормлю своих мужчин завтраком, собираю им обеды, контролирую, как и что они надели, нежно целую и отправляю в школу и на работу. Все чинно, спокойно и весело. Они уезжают, я убираю утренний разгром в квартире, на кухне, а потом уже начинаю сама собираться на работу. Если у мужа получается по времени, он завозит малого в школу и возвращается за мной. У меня на все про все полчаса. Если нет - я еду сама, но мне так гораздо спокойнее. Я знаю, что ребенок ничего не забыл, я все проверила и все в порядке».

Ребенок в списке поступивших. И это только начало.

Для первоклассника Первое сентября не только праздник, но и день, знаменующий для него начало нового этапа психологического развития. К этому моменту ребенок должен быть полностью готовым к переходу от игры к учебной деятельности. Поэтому нужно сто раз подумать о том, отдавать ли 6-летнего ребенка в школу. Вроде бы один год, но очень важен для малыша, для него за это время очень многое происходит, как в психическом, так и в физическом плане.

Однако психологи считают, что проблемы с адаптацией могут возникнуть и у подготовленного ребенка. Как избежать подобных трудностей? На что родителям следует обратить внимание?

Какие могут возникнуть затруднения с адаптацией?

Помимо вливания в новый коллектив, первоклассник и его родители сталкиваются и с другими трудностями. Главные среди них:

— изменение режима дня (в расписании кроме прогулок, игр и сна теперь появляется учеба и долгое нахождение в сидячем положении, постоянное сосредоточение внимания);
— появление необходимости делать уроки;
— возникновение многочисленных обязательств (перед родителями, учителями, одноклассниками).

Кроме того, на ребенка ложится большая умственная и физическая нагрузка. Из-за кардинального изменения жизненного уклада дети в первое время после начала занятий испытывают эмоциональный стресс. Они могут стать капризными или наоборот замкнутыми.

Чтобы преодолеть возникшие трудности, ребенку необходимо соблюдать режим дня, после школьных занятий отдыхать. Родители должны следить за тем, чтобы домашние задания не откладывались до позднего вечера, но в то же время нельзя за них садиться сразу после школы. Пусть между занятиями на уроках и дома будет обязательная прогулка на свежем воздухе, а для ребят с более слабым здоровьем – дневной сон.

На первых порах помогите ребенку с выполнением заданий. Если что-то у него не получается, не кричите при этом, вызывая у малыша еще большую тревогу. Вспомните себя и свои ощущения, когда на вас наваливается столько всего нового. Ребенок еще слишком привязан к родителям и к комфортной среде, которая есть дома, но пока не сформировалась в школе.

Перед сном можно собрать портфель на следующий школьный день, но пусть ребенок это делает сам, вы только будьте рядом и корректируйте в случае надобности.

Поддержите его влюбленность в первого , от этого ваш ребенок только окрепнет в своей любви к школе и доверии к вам. Авторитет учителя должен укрепляться родителями, уважение ребенком учителя поможет ему быть увереннее в себе и облегчит адаптационный период в школе.

Что делать, если ребенку не понравилась школа?

Для успешной психологической адаптации первоклассника рекомендуется заранее его познакомить со школой, где он будет учиться. Можно сходить туда вместе с ребенком на экскурсию. Вместе рассчитайте, сколько он будет идти, за какое время нужно выйти из дома.

Лучше всего, если еще задолго до 1 сентября поговорить с ребенком о школьных уроках, о заданиях, о его прилежности и поведении. Говорите с ребенком обо всем, что интересует и волнует его, давайте исчерпывающие ответы на его вопросы. Расскажите ему о своей работе, подчеркните ее важность для вас, для семьи и даже для него. И в таком же ключе говорите о школе, о ее значении в его и вашей жизни. Постарайтесь объяснить, что школа не праздник, а увлекательная работа, которую он будет выполнять так же как вы.

Комфорт во время нахождения в школе очень важен для успешной учебы первоклассника. Однако случается, когда ребенок, проучившись некоторое время, сообщает родителям, что школа ему не нравится . И это не каприз, а реальная проблема.

Что взрослые могут предпринять в таком случае?

Во-первых, необходимо выяснить, что конкретно не нравится малышу в школе. Возможно, слишком большая нагрузка, или не устраивает режим конкретной школы. Поэтому стоит узнать заранее о программе, по которой учатся первоклассники в конкретном образовательном учреждении (например, Школа 2100), о ее плюсах и минусах, об уровне сложности, о возможностях ребенка по ее усвоению.

Отсюда следует вторая рекомендация — о праве родителей выбирать школы по собственному желанию. Не стоит искать только самые лучшие школы по рейтингу. Рассматривайте по следующим критериям: близость к дому, сложность программы, количество набираемых классов и свободных мест в них, наличие учителей.

По закону дети имеют право на получение обязательного образования – 9 классов. Однако в школах количество мест ограничено. И при отказе другой школы принять ребенка, родители могут обратиться в вышестоящие структуры (управление образования города/района), где им должны порекомендовать образовательное учреждение с наличием свободных мест.

Ребенку не нравится учительница

Для учеников начальной школы также очень важным является первый опыт общения с педагогом. Поэтому познакомить ребенка с учительницей необходимо еще до того, как он придет к ней на занятия. Например, почти во всех школах имеется школа будущего первоклассника, где развивающие занятия ведут будущие учителя первоклассников данной школы. Стоит узнать, когда они проводятся, сколько стоят и будут ли там нужные учителя.

Что делать если первокласснику категорически не понравилась учительница?

Чаще всего такая проблема возникает, если ребенок требует к себе слишком много внимания. Тогда стоит ему объяснить, что педагог – не мама. Первоклассник должен привыкнуть к тому, что детей в классе много и внимание необходимо каждому.

Если первоклассник не может найти контакт с излишне строгой учительницей, то есть смысл поинтересоваться возможностью его в параллельный класс. Но это крайний метод, на который вряд ли согласится . Ребенок ещё только начал обучение. Приглянитесь к учителю, уточните его требования и старайтесь им следовать при подготовке домашних заданий. Возможно, проблема как раз и кроется в различии требований в школе и дома. Так бывает не только в период адаптации, но и в дальнейшем (например, при переходе в среднее звено, при смене «мягкого» учителя на более требовательного).

Задача родителей – отнестись с пониманием к проблемам ребенка и оказать ему эмоциональную поддержку в начальный период обучения. Ведь именно с вашей поддержкой и поддержкой учителя, ребенок сможет легче перестроиться к новому ритму жизни, найдет школу интересным и увлекательным путешествием, приобретет настоящих и верных друзей. Просто будьте с ним рядом и помогайте ему в его первых взрослых начинаниях.

Будьте активны в комментариях, ставьте лайки, порекомендуйте эту статью вашим «коллегам по первому классу» — родителям одноклассников вашего ребенка и пусть все трудности быстро преодолеваются.

Чем ближе первый звонок, тем больше родители начинают волноваться, сможет ли их ребенок стать успешным учеником. Особенно эта проблема волнует родителей первоклассников.

Как заставить ребенка учиться, если, еще не начав школьное обучение, многие дети в школу идти уже не хотят? Как мотивировать ребенка учиться, если многие ученики олицетворяют начало нового учебного года с каким-то непосильным грузом или началом тяжелого периода в своей жизни?

Начнем сначала

Как часто родители, желая видеть своего малыша успешным с самого начала школьной жизни, отдают его за год до начала обучения в первом классе в различные школы раннего развития, водят к репетитору, с которым дошкольник проходит практически всю программу первого класса.

Здесь зачастую с шестилетним малышом обращаются, как в настоящей школе:

  • он высиживает на занятиях по 3 – 4 часа;
  • дошкольнику задают уроки, он выполняет полноценное домашнее задание, хотя его возможности еще сильно ограниченны;
  • репетитор не учитывает, что в этом возрасте ведущая деятельность – игровая, и обучает малыша, применяя методы, пригодные лишь для школы.
В результате, вместо того, чтобы пойти в первый класс с удовольствием, дети боятся и ненавидят школу, еще не побывав в ней. Забег в знаниях, который удается таким путем достичь, исчезает уже к середине первого учебного года.

Тщательно подготовленный первоклассник становится далеко не первым в учебе, особенно, если у него плохо развиты следующие компоненты психологической готовности к обучению:

  • умение проявлять волевые усилия;
  • умение применять произвольное внимание;
  • умение логически рассуждать и мыслить;
  • умение анализировать свою работу.

В первый класс вместе с мамой

На первых этапах школьного обучения многие родители не знают, как помочь ребенку хорошо учиться. К сожалению, многочисленные реформы образования привели к усложнению школьной программы. Если раньше первоклассники до конца второй четверти учились выписывать в тетради палочки и крючки, то теперь они в это время должны научиться бегло читать и довольно сносно писать.

Помимо этого, существуют и дополнительные дисциплины, задания по которым нередко требуют применения художественных и литературных талантов всей семьи. Нельзя сбрасывать со счета неизбежный период школьной адаптации, во время которого от школьного психолога можно получить советы быть к первоклассникам особенно внимательными, сделать так, чтобы привыкание к новой жизни прошло безболезненно.

Надо выбрать золотую середину – всеми силами помочь ребенку освоиться в новой для него среде, и не опекать чрезмерно. Если сразу отбить охоту к получению знаний, после восстановить ее получиться не у всех.

Не ругайте малыша за каждый промах, чаще отмечайте его успехи. Не делайте за него уроки, но прилежно контролируйте их выполнение. Пусть ребенок с вашей помощью втянется в новый ритм жизни, постарайтесь объяснить ему правила жизни в новом коллективе.

Не ограничивайтесь страницами учебника, находите дополнительную информацию про то, что дети изучают на уроках по ознакомлению с окружающим, постарайтесь заинтересовать их теми знаниями, которые расширяют кругозор.

Находите и читайте дополнительно произведения писателей и поэтов, с которыми дети знакомятся на уроках чтения и литературы. Надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от получения новых знаний, тогда проблема, как привить ребенку желание учится, просто не возникнет.

Как приучить делать домашнее задание

Лучше делать прививку ответственности, воспитывать привычку делать уроки еще в первом классе, когда у детей 6,5 – 7 лет начинается переход от непроизвольной памяти к произвольному вниманию.

Именно теперь недостаточно иметь выдающиеся способности, в начальной школе нужно еще и прилежание. И именно теперь возникают истоки проблем, которые приводят к тому, что дети впоследствии теряют интерес к учебе. Нужно учесть, что подход к детям 6 – 7 лет и 8 – 10 лет кардинально отличаются друг от друга.

Педагоги младших классов могут дать полезные советы о том, как не лишить первоклассников интереса к учебе на старте школьной жизни. Приемы, помогающие детям 7 – 10 лет делать уроки:
  • Выделите в режиме определенное время для выполнения домашнего задания, никогда не отступайте от него.
  • Дайте ребенку после школьных занятий не только пообедать, но и отдохнуть.
  • Когда наступит время садиться за уроки, спросите, что сегодня задавали в школе.
  • Если часты ошибки, поиграйте «в школу», пусть дети вас «поучат» писать, вылепите цифры и буквы из пластилина, выложите их из мозаики, из деталей конструктора.
  • Детей 8 – 10 лет научите пользоваться справочниками, словарями. Выполняя такие задания, они научатся делать уроки вдумчиво, самостоятельно находить нужную информацию.
Если во 2 – 3 классе ваши старания не увенчались успехом, и уроки дети делать по-прежнему не хотят, значит, нужно искать причину нежелания учиться.

Возможно, в классе сложились негативные взаимоотношения со сверстниками, или у вашего ученика недостаточно развито логическое мышление, чувство ответственности за свои поступки. В последнем случае не лишним будет лишение детей каких-то удовольствий, особенно ими ценимых.

А вы сами любите учиться?

Зачастую родители просят психолога дать им действенные советы на тему, как говорить с детьми, чтобы они учились. Между тем, во многих случаях причина хронического нежелания учиться заключается в том, что дети подражают в этом отношении членам своей семьи.

Никогда не будет «с неба звезд хватать» ребенок, если его родители не любят читать, если в доме нет никаких книг, кроме школьных учебников.

Как заставить ребенка учиться, если изо дня в день он видит, что членов его семьи не интересует ничего кроме телевизора и компьютерных игр? Если таким образом невозможно убедить младшего школьника, то уж подростку и подавно подобное лицемерие не станет примером.

Никто не заставляет родителей школьника делать уроки и проходить заново школьную программу. Просто в семье должен быть культ получения знаний, когда члены семьи с удовольствием делятся друг с другом полученными сведениями .


Нужно понять самим и объяснить подростку, что в наше динамичное время нельзя останавливаться, надо постоянно развиваться и не стоять на месте.

Желательно читать качественную литературу, избегая легкого «чтива», обсуждать прочитанное друг с другом. Благоговейное отношение к книге обязательно передастся и детям, они воспримут ее, как источник удовольствия и получения новых знаний.

Невозможно заинтересовать младшего школьника или подростка учебой, если в его семье нередки пренебрежительные разговоры о школе и учителях.

Как привить ребенку желание учиться, если самые значимые для него люди школу не любят, а учителя не уважают? Эту дилемму невозможно решить школьнику любого возраста, поэтому нужно взять за правило: даже если у вас особое отношение к процессу обучения в данной школе, не озвучивайте свое мнение при детях.

Кому тяжелее всего дается хорошая учеба

Не нужно думать, как заставить ребенка учиться, приложите лучше силы к тому, как научить ребенка учиться.

Существует масса причин, мешающих детям стать прилежными учениками:

  • У подростка врожденные особенности памяти, внимания, нервной системы. Требуется помощь психоневролога, консультация опытного психолога.
  • Помимо занятий в школе ребенок посещает дополнительные занятия, секции, кружки, и нагрузка эта непосильна для него.
  • Учитель не в состоянии поддержать интерес к своему предмету (пресловутый человеческий фактор!), он не может интересно объяснить тему, заинтересовать детей.
  • Преподаватель в школе может не воспринимать подростка 12 – 16 лет, как хорошего ученика из-за его демонстративного поведения (здесь уже обоим требуются советы квалифицированного психолога).
  • В семье у детей имеются проблемы во взаимоотношениях с родителями, нет тесного контакта с ними, отсутствуют доверительные отношения.

Думаем о будущем

Если предстоящая взрослая жизнь для младшего школьника – это пока еще аморфное понятие, то подростку 16 – 17 лет уже приходится стоять на ее пороге. Как говорить с детьми, чтобы они учились? Довольно часто советы родителей для подростка разбиваются о реалии взрослой жизни.

Зачем хорошо учиться в школе, прилежно делать уроки, если в маленьком городке, даже получив образование, невозможно найти мало-мальски приличную работу, а родители еле сводят концы с концами?

Надо постараться рассказать своим детям о том, что при желании человек может добиться того, чего он захочет, убедить старшего школьника в том, что вы ему поможете на пути получения профессионального обучения. Можно заручиться поддержкой авторитетного взрослого, который приведет пример тех людей, кто смог добиться всего самостоятельно.

К тому же, в эпоху интернета можно работать даже удаленно, но для этого надо иметь определенный багаж знаний, получить специальное образование, быть интеллектуально развитым человеком. Если убедить подростка в том, что теперь важно быть образованным, что в любом деле ценятся профессионалы, возможно, в старших классах он наверстает упущенное время.

Приемы научной организации умственного труда

Для того чтобы учиться с удовольствием, надо освоить простейшие приемы организации умственной работы. Как научить ребенка учиться, если его охватывает отчаяние при виде того объема знаний, который предстоит усвоить?

Научите младшего школьника или подростка, как лучше всего перерабатывать информацию, как выделять главное, определять тезисы и главные мысли .

Очень много информации получают те, кто освоил приемы быстрого чтения . Пройти такие курсы можно даже дистанционно, и тогда чтение, организованное особым образом, поможет больше усваивать за тот же промежуток времени.

Попробуйте использовать аудиоучебники – может быть это поможет подростку с развитой слуховой памятью лучше запоминать учебный материал.

Развитию памяти и внимания младших школьников способствуют различные задания на сообразительность, головоломки, загадки, забавные задачи , постановка доступных и эффектных опытов.

Как помочь первокласснику хорошо учиться.

(беседы для родителей)

· Подготовка к школе.

1. Истоки школьных проблем.

2. Пора ли в школу?

3. Чему и как учить до школы.

· Ребенок идет в первый класс

1. Адаптация к школе - что эта такое?

2. Здоровье и школьные нагрузки.

3. Режим первоклассника.

· Школьные проблемы детей и родителей.

1. Со всех сторон - трудности.

2. Что случилось с подчерком?!

3. Семейные проблемы и школьные трудности.

4. Понять и помочь.

ИСТОКИ ШКОЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.

Что же такое готовность к школе? Из чего она складывается, чем определяется?

Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад. Вернее, была сформулирована как проблема, а существовала всегда. Решением этой проблемы заняты ученые не только в нашей стране, но и во всех цивилизованных странах. Методы обучения совершенствуются, современные дети тоже вроде бы развиваются быстрее...

Может быть, нечего им засиживаться дома, пусть идут учиться раньше, чем прежде? А с другой стороны, если маленький ребенок не готов. Не окажутся ли запросы систематического обучения чрезмерными и не приведут ли к нарушению его здоровья? Ведь у детей, не готовых к систематическому обучению. Труднее и длительнее проходит период приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные проблемы при обучении. Среди них значительно больше неуспевающих не только в начальной школе, но и в старших классах. И именно у них чаще всего отмечаются неполадки со здоровьем и прежде всего нервно- психические нарушения.

Известно, что одна из самых больших школьных бед и для детей и для взрослых - неуспеваемость. Так вот: более половины не готовых детей к школе плохо успевают! Значит. Борьба за успеваемость в значительной степени должна идти до школы.

Тревогу врачей и педагогов вызывают не только не успевающие, не готовые дети, но и хорошо успевающие. Эти дети выпадают из поля зрения и родителей, и учителя. Тревожиться ведь, на первый взгляд, не о чем- ребенок учится-то хорошо!

Но дело в том, что хорошая успеваемость ребенка при недостаточной психофизической готовности к обучению - достигается, как правило, очень высокой ценой, вызывая чрезмерное напряжение, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате - к разного рода расстройствам. Этим детям необходимы особые, щадящий режим и особое внимание родителей.

Недостаточная готовность к обучению вовсе не фатальное препятствие которое ученику никогда не одолеть. Можно одолеть, важно только знать и учитывать особенности ребенка на которые может опираться педагог.

Конечно, в каждом отдельном случае необходимо решить основной вопрос: целесообразно ли данному ребенку идти в школу в 6 лет или лучше провести еще год в детском саду или дома? Для значительного числа « неготовых» детей режим детского сада лучше, чем в школе, способствует развитию и формированию школьно-значимых функций. И через год учиться ребенку будет много легче.

Иногда этот год необходим просто для укрепления здоровья, иногда требуется специальный комплекс занятий по формированию психологической готовности к школе, по развитию некоторых функций, важных для успешного обучения. Однако многие родители не только торопятся отдать ребенка в школу, но и настаивают на более интенсивной программе трехлетнего обучения.

Исследования показывают: больше всего не готовых детей в возрасте 5 – 5 с половиной лет - около 80%; в 6 лет таких детей уже намного меньше - 51%, а в 6 с половиной лет - 32%. В 7- летнем возрасте число не готовых к школе детей снижается до 13%.

Речь идет именно о систематическом обучении в условиях классно-урочной системы по определенной программе и в определенном темпе; по индивидуальной программе учить ребенка можно и в 4, и в 5 лет...

К концу дошкольного возраста ребенку уже мало одной игры_ у него формируется стремление к общественно значимой деятельности; оно и становится предпосылкой готовности к обучению. Постепенно ребенок начинает нуждаться в новых источниках знания, в новых отношениях, его уже не удовлетворяет обычный статус маленького, он хочет учиться.

Что привлекает ребенка в школе? Поначалу преимущественно внешние моменты школьной жизни - школьная сумка, тетради, учебники, сама школа, новые друзья.

Все это, конечно, еще не отношения к новому виду деятельности , не отношения к учебе как таковой, не желание учиться ради получения знаний, но это - основа желания изменить свое место в обществе. Однако желание ребенка далеко не всегда совпадает с его возможностями. Хватит ли у него волевых сил для нового образа жизни? ведь необходимо многое: чтобы он сумел безболезненно принять новые требования, суть самого процесса учения, требование учителя. Наконец, чтобы отличал учительницу от бабушки, с которой можно капризничать (а в школе этого делать нельзя).

Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивнее общение и совместную работу как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе. Специально исследования психологов показали: в игре - эксперименте, когда задания, которое давалось детям, можно было выполнить, только если дети договорятся друг с другом, многие из них вообще не обращали внимание на партнера. Всё их внимание было направлено непосредственно на игру как таковую. Выполнить поставленную перед ними задачу одни не стремились, другие не могли найти нужного взаимодействия, не знали, как это сделать; третьи устойчиво стремились к цели, но посредством соперничества, а не сотрудничества. И только некоторые смогли предварительно согласовать свои действия и действия партнера. Увы, такой уровень взаимодействия оказался скорее исключением, чем правилом...

Умение сосредоточиваться и внимательно, не отвлекаясь, слушать учителя, так же не всем детям присуще: не мало таких. Кто не может и пяти минут работать сосредоточенно. Причины такого не внимания могут быть самыми разными: это и особенности высшей нервной деятельности, и быстрая истощаемость и утомляемость из - за плохого здоровья, и собственно психологическая неготовность - слабые, не развитые возможности управления внимание и запоминанием. Умение и способности действовать по инструкции, управлять своим учебным процессом складываются. Как правило, не раньше 6 лет. И если мы заставим ребенка выполнять достаточно длительную работу, да еще потребуем сосредоточенности на какой - либо деятельности, а ребенок еще не готов к такой деятельности, чем это может кончиться? Вот чем: ребенок начинает увиливать от занятий, а то и прямо отказываться! Кстати, это еще наиболее безболезненный для него вариант... а вот если родители давят и настаивают, занятия не только не пойду впрок, но могут привести к резкому ухудшению детского здоровья.

Еще одну из частых причин родительского замешательства можно выразить формулой: « Он столько знает, а учиться не может!» Увы, определять готовность к школе лишь по запасы сведений и знаний - вечная ошибка и родителей., и, что гораздо хуже, учителей! Услышав от педагогов или еще от кого - то сведущего, что необходимо условие готовности к школе - знать то - то и то - то, родители в своих стараниях не знают меры, а возможности детей в расчет не принимаются. Такие родители, не научив ребенка толком шнурки завязывать, запихивают в него все возможные сведения. Не считаясь с возрастными особенностями. Не однажды, работая в школах, нам доводилось встречать таких детей.

Вот малыш, плохо произносящий несколько звуков, захлебываясь словами и не понимая смысла, читает: «Как ныне сбилаеться свещей Олег отместить нелазумным халазам..». А был еще один эрудит: знал все созвездия, но не знал на какой улице живет. Третий словно выучил наизусть энциклопедический словарь, но не способен даже на несколько минут сосредоточиться на самой простой задаче.

Учителя хорошо знают таких детей: они приходят в класс читающими, считающими, словом, перспективными... Проходит пол года - и их обгоняют тем, кто не умел ни читать ни считать, часто они словно не слышать учителя, если он не обращается непосредственно с ним, то есть не работает с ними один на один: так они привыкли, занимаясь дома с мамой или бабушкой. Они быстро теряют интерес к учебе, если учитель не обращает на них внимания (а он ведь не может разговаривать только с Колей или Катей, когда в классе 30 ребят). И начинают «перспективные» отставать: примерно с середины е первого учебного года учиться им становиться все труднее и труднее. А родители не могут понять в чем дело.

Хотите еще примеров? Ну вот хотя бы такой. При отборе детей в школу учительница записала в сой класс девочку, которой на первое сентября было 5 лет и 4 месяца. «Я была потрясена, - рассказывала учительница,- ребенок так много знал, он мне стихи читал и сказки Ершова рассказывал, и считал... В детский сад девочка не ходила, дома с ней занимались все - и бабушка, и дедушка, и мама с папой. Обещали и в дальнейшем мне помогать. Я и согласилась. Хотя чувствовала, что и мне, и ребенку будет трудно, но сформулировать это четко ни себе, ни родителям не смогла. Видела, что ребенок не может сосредоточиться очень быстро отвлекается, видела, что девочку больше интересовали игрушки (мы беседовали в игровой), а и внешне она была очень маленькой, худенькой. Тогда я не спросила родителей о здоровье ребенка, а оказалось, что « От малейшего дуновения ветерка» он простужается и болеет. Же в октябре мама заметила, что у девочки пропал интерес к школе, она стала жаловаться на головную боль, усталость на то, что в школе трудно, часто утром вставала и говорила «Сегодня у меня выходной, в школу не пойду». А сейчас просто беда, девочка совершенно не усваивает программу по письму, не помнит, как пишутся многие буквы, стала раздражительней, часто без причины начинает плакать» .

И здесь пришлось долго убеждать папу, маму и бабушку (все они пришли с ребенком) , что девочка гораздо лучше будет провести этот год дома, ей нужно больше прогулок на воздухе, закаливающие процедуры, а не сидение за уроками. Надо дать ей окрепнуть, больше уделить внимание развитию координации движений рук (лепка, рисование, работа с мелкими деталями конструктора, вышивание). Хорошо бы отдать ребенка в какую - нибудь физкультурную секцию - это позволит повысить его двигательную активность и будет способствовать контактам со сверстниками (девочка растет в окружении взрослых). К счастью, родители прислушались к нашим советам, и в следующем году адаптация к школе прошла совершенно безболезненно. Сейчас девочка учиться хорошо.

Важная примета интеллектуальной готовности к школе - не просто разрозненные знания. Представления о предметах, их свойствах, а прежде всего умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что, от чего и почему.

Конечно, наивно надеяться, что наши советы дойдут до всех, тем более «трудных» родителей. Но все же чаще бывает, что ребенок из трудной семьи не полностью заброшен, о нем заботятся если не мама, так хоть бабушка. Вот для тех, кто заботится, а так же и для школьных педагогов, которые всегда могут оценить такую ситуацию, хотим показать ее на примере.

Илья поступил в школу в возрасте 6 лет 4 месяца. В детский сад не ходил, воспитывался бабушкой, а родители мальчика жили отдельно, навещали его редко. Отец страдал алкоголизмом; беременность и роды у матери были тяжелыми. В первый год жизни Илья был очень беспокоен: постоянно кричал, не спал по ночам, часто болел. В развитие ребенка отмечалась задержка: ходить он начал после года, говорить отдельные слова - только к трем годам.

При поступлении в школу он был излишне подвижен, не понимал правил поведения на уроке: вставал, ходил по классу, залезал под парту и сидел там, играя машинкой, сосредоточенно работать мог не больше пяти минут. Запас знаний и сведений, которыми он владел, не соответствовал возрасту: он не имел понятие, где живет, кем работают его родители, ничего не знал о временах года. Заметно была и задержка речевого и моторного развития. Такому ребенку нужно было бы еще год провести в детском саду, ему необходим был комплекс упражнений для выправления речевого и прочих отставаний. А он остался в школе (в детском саду не было место), а потом - на второй год, но так и не смог освоить школьную программу. Решением медико - педагогической комиссии ребенок был переведен в специальную школу. А ведь при специальной коррекции, проведенной во время, такого развития событий, можно было бы избежать..

Попробуем сделать некоторые обобщения.

И так, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки; не учить писать, а создавать условия для развития тонко координированных движений руки и пальцев. И еще: развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать. Важен не объем знаний ребенка, а качество его мышления! Необходимейшая предпосылка успешной адаптации к школе - уровень физического и функционального развития ребенка, состояние его здоровья. Эти показатели определяет врач, а родителям важно знать факторы риска в развитии ребенка.

Они чрезвычайно разнообразны: это и заболевания матери в течении беременности и родов, и родовые травмы, и болезни, перенесенные самим ребенком (особенно на первом году жизни). такой ослабленный ребенок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет снижена, и учебная нагрузка может оказаться не по силам, хотя он вроде бы уже подошел к школьному порогу...

Факторами риска могут быть и неблагоприятные условия, в которых ребенок растет и развивается. Нет нужды объяснять, как пагубно сказывается на развитии ребенка жизнь в обстановке постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности, пьянства одного или обоих родителей. Родители слышали от педагогов, что опасно и противоположное - гиперопека, чрезмерное натаскивание ребенка. Но в чем тут опасность? В занятиях не по возрасту? Не только. Главное, пожалуй, беда - отсутствие деловых контактов со сверстниками. Именно необходимость считаться с мнение и пожеланием других, подчиняться их требованиям, а не только своему желанию, и будет самым трудным для таких детей в школе.

… до школы Толя с детьми почти не общался. Мама старался подобрать ему « подходящих» друзей, но сними он играть не хотел. Толе много читали, учили писать, считать, покупали различные игры, все его желания исполнялись беспрекословно. Он склонен был рассуждать, употребляя незнакомые слова. А при встречах с детьми любимым его занятием было спросить: «А ты знаешь, что такое отрицательное число». Если ребенок не знал(а в большинстве случаев так и было), Толя быстро делал вывод «мне с ним не интересно, он ничего не знает» . не чувствовал Толя дистанции и в общении со взрослыми; ведь те взрослые, которые окружали его, полностью ему подчинялись...

Конечно, родители были уверенны: они хорошо подготовили ребенка к школе. И учительница оставалась довольной при вступительном собеседовании. Однако с первых дней стало ясно: Толя боится детей, не хочет вступать сними в контакт, даже из класса стремиться выйти, выждав момент, когда его никто не заденет. В тоже время ему хотелось показать, как много он знает, и поэтому на уроке он мог перебить ученика и учительницу, вставив фразу (не всегда подходящую по смыслу) для того, чтобы привлечь к себе внимание. Скоро ребята стал дразнить его воображалой, умником. Изо всего этого из-за сложности с педагогом(своими репликами Толя часто просто мешал вести урок), а так же из-за двигательной неловкости и связанных с ней трудностями с письмом мальчик совершенно потерял интерес к школе. И стал заметно отставать. А к тому же(как следствие неудач) появилась плаксивость, агрессивность .

Вот тогда мама с Толей обратились к нам за помощью. Очень долгий разговор был с мамой... Она никак не хотела признать ошибки в воспитании ребенка. Нам с трудом удалось убедить ее, что сыну вовсе не нужны те обширные знания, которые она старалась дать ему. И трудности обучения не от того, что «учительница к нему придирается, не любит его», а от того, что мальчик не имеет самых элементарных навыков общения со сверстниками и взрослыми, что не учили его работать да еще ненароком воспитали не уважение и пренебрежение к людям. Так вот, вроде бы из лучших побуждений, но движимые ложные идеи «уединенного развития», взрослые создали ребенку целую гору трудностей... А ведь первое, о чем стоило бы подумать им: школа - учреждение общественное; и здесь важнейшее - это умение работать вместе с другими и строить с этими другими(учителями и детьми) отношения сотрудничества.

А что же делать с теми, кому же семь, но они все равно не готовы к школе? Во - первых, им лучше учиться по программе четырехлетней начальной школы; во - вторых, необходим так называемый щадящий режим в семье и непременная коррекционная работа . Таким детям вторую половину дня желательно проводить не на продленке, а дома - это позволит снять дополнительную психологическую нагрузку. Им необходимо; два - часовой дневной сон, 2,5-3- часовые ежедневные прогулки на воздухе, достаточный по продолжительности(11 часов) ночной сон, полноценное питание, а при необходимости лечение.

Опыт показывает: у многих детей начало систематического обучения вызывает своего рода»ускорение» . поэтому решить, где будет лучше ребенку - в школе или еще год в детском саду,- не просто. Бывают случаи, когда еще год дома или в детском саду необходим; но может быть и так, что мы лишили ребенка возможности повзрослеть в борьбе с трудностями... Главное, знать и помнить: первое - дети, не готовые к обучению, могут учиться, но требуют специального подхода, отставание само собой не пройдет; второе - психологическая функциональная неготовность ребенка к обучению, как правило, не существует сама по себе, она тесно связана со здоровьем ребенка.

Поэтому давайте подробнее поговорим о том, что должны знать родители о здоровье своего ребенка и что можно и необходимо сделать, чтобы его укрепить, избавиться от тех или иных нарушений еще до поступления в школу.

Редко какая мама говорит, что ребенок ничем не болел. Как правило, с поступлением в ясли и детский сад начинается цепь так называемых простудных заболеваний. Постоянные ОРВИ, грипп, ангины , бронхиты - это очень серьезно. Серьезно еще и потому, что далеко не все родители относятся к ним с необходимой озабоченностью. Считается: корь, свинка и другие инфекции - это серьезно, а простуда - нет. Какая большая ошибка! Любое из этих заболеваний (а особенно они часты) значительно снижает возможности организма ребенка, создает фон для возникновения других, часто хронических, заболеваний, для повышенной утомляемости, низкой умственной работоспособности, нарушения поведения, и как следствие, низкой успеваемости в школе. Болеющего часто ребенка отличишь сразу среди многих детей: он бледен, мало активен, плаксив, у него может быть длительное повышение температуры, плохой сон и аппетит, быстрая утомляемость. Получается как бы замкнутый круг, острые болезни могут порождать хронические, а хронические нарушают нормальное развитие.

Сплошь и рядом до школы встречаются заболевания зубов; к 6-7 годам от 80 до 90 процентов детей имеют кариозные зубы, почти у половины обнаруживаются аномалии к деформации зубо - челюстной системы. А ведь дело не только в зубной боли: ангины, хронические тонзиллиты, заболевания сердца и сосудов, почек, суставов, органов пищеварения в определенной степени развиваются под влиянием болезней зубов.

Очень распространенны заболевания ЛОР - органов(уха, горло, нос). Почему же так нежелательны эти заболевания для будущих школьников? Затрудненное дыхание через нос возникает из - за значительного увеличения так называемых носовых миндалин (аденоидов). Это, естественно, препятствует поступлению достаточного количества кислорода в легкие и другие органы (и в головной мозг тоже) и приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности, а в итоге - к учебным незадачам и отставанию.

Очень важно знать про состояние зрения детей. Среди поступающих в первый класс около 4% детей уже имеют близорукость , и в дальнейшем от года к году их зрение продолжает ухудшаться. В последнее время все более пристальное внимание уделяется детям, которые составляют группу риска по развитию близорукости, или предмиопии. Если ваш ребенок мало бывает на свежем воздухе, недостаточно двигается, рассматривает предметы на близком расстоянии или ослаблен частыми заболеваниями, развитие органов зрения может нарушиться, и, таким образом создаются условия для быстрого роста близорукости.

У вашего ребенка повышенный риск развития близорукости, если у него обнаружены:

Слабая дальнозоркость (недостаточный запас дальнозоркости); эти дети требуют ограничения зрительной нагрузки и усиления физических упражнений;

Эммитропия, близорукость, а так же дальнозоркость, если родители страдают близорукостью; эти дети требуют еще более строго ограничения зрительной нагрузки и расширения физических упражнений.

Существуют простейшие упражнения, которые целесообразно проводят во время занятий дома: быстрый перевод взгляда с близкого до удаленного объекта и обратно с интервалом 30 секунд до минуты. Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения и особенно благоприятно действует при близорукости слабой степени.

Состояние зрения детей бывает связано с их осанкой. Очень часто дети с плохой осанкой страдают близорукостью. Да и вообще каждый третий ребенок, поступающий в первый класс, уже имеет здесь проблемы_ асимметрию плеч и лопаток, сутулость, а в более тяжелых случаях - искривление позвоночника (сколиоз). Дела с осанкой у наших детей не очень хорошие. А приводит к этим нарушениям родительская беспечность - взрослые не обращают внимания, в какой позе сидит ребенок перед телевизором, за каким столом рисует, играет с конструктором, как ходит, бегает.

И наконец, такая сторона детского здоровья, о которой много говорят, но так неохотно советуются с врачом,- это психическое здоровье. В каждом классе уже с первых дней выделяются дети, которым явно не по силам школьный режим и учебная нагрузка. Беспокойные, плаксивые, они очень быстро устают, ложатся на парту или ходят по классу, мешая другим и не обращая внимания на учителя, не могут овладеть навыками счета, письма, чтения. В итоге через несколько месяцев надо решать, что делать с ребенком дальше... И может ли он вообще обучаться в массовой школе?

Довольно часто это трагическая ситуация. Попытаемся разобраться: что же представляют собой такие дети? Часто ли встречается подобное? Являются ли для них неизбежными школьные трудности? И когда надо было им оказывать помощь?

Нарушения нервно - психического здоровья, о котором мы говорим, относятся к категории так называемых пограничных расстройств, то есть находящихся на грани нормы и болезни.

Мы уже говорили, что среди причин нарушения нервно- психического здоровья ребенка наиболее часто встречаются такие, как тяжелое течение беременности или родов матери, перенесенные ею в этот период инфекционные заболевания, прием некоторых лекарств. Родовая травма у ребенка, его частые болезни, особенно до года, любое воспаление, ушиб или отравление- все это может нанести удар по его лишь формирующейся нервной системе.

Один из вариантов общей нервной ослабленности - так называемая невропатия. Ее проявления многообразны:

Повышенная нервная чувствительность, склонность к эмоциональным расстройствам и беспокойствам;

Быстрая утомляемость при повышенной нервно - психической нагрузке, а так же при шуме, духоте, ярком свете;

Нарушение сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, «мертвый»; ребенок плохо засыпает; у него нет потребности в дневном сне);

Нарушения типа энуреза, тиков и заикания. Если родители наблюдают у своего ребенка нечто подобное (вялость, раздражительность, чрезмерное двигательное беспокойство, нарушение сна, ночное недержание мочи, заикание, непроизвольное подергивание век, мышц лица)- необходимо идти к врачу немедленно, чтобы еще до школы провести курс лечения. Иначе, непролеченные, эти заболевания получают от школьных нагрузок такой толчок, последствия которого отзовутся и на здоровье ребенка, и на возможности успешного обучения.

Увы... Даже заботливые мамы, которые согласны показать ребенка любому врачу, к детскому психоневрологу и психиатру идут с большой неохотой и опаской. И только в том случае, когда нет другого выхода... А уж если такое случилось, при беседе с врачом не очень - то стараются откровенно говорить о своих трудностях, пытаются как-то помягче представить поступки, поведения ребенка, что - то оправдать, что - то сгладить. И это все из опасения, что ребенка поставят на учет, не примут в престижную школу и т. д. В подобных случаях родители думают о чем угодно (о «чести мундира», о том, чтобы «быть как все и не отставать от людей»), только не о судьбе ребенка. Не могут они понять: скрывая от врача истинное состояние сына или дочери, обрекают их на обучение непосильных условиях, ставя их здоровье под угрозу срыва. И в итоге часто оказывается так, что забеспокоились лишь тогда, когда помочь ребенку бывает невероятно трудно..

(2 голоса : 5 из 5 )

Прошло два месяца с того торжественного дня, когда эйфория сопричастия к «взрослой» жизни захлёстывала первоклассников на первой школьной линейке. Букеты, подаренные первой учительнице, завяли, улыбки заметно потускнели под влиянием реальности школьной жизни. Мы-то с вами знали, что будет всё непросто. Знали, и поэтому основательно готовились к школе, нанимали репетиторов, делая попытку «подстелить соломку» своему чаду.

Но такая «соломка» помогает всего в 10%. Есть такая категория детей — с научным складом ума, мы их называем «ботаниками». Только такие дети переносят адаптационный период в школе почти без проблем. Но сколько таких ребят в одном классе? Один? Два? Остальные дружно демонстрируют полный набор адаптационных проблем. Каков он, этот набор?

— повышенная утомляемость;
— ухудшение аппетита;
— раздражительность;
— слезливость;
— резкие перепады настроения;
— серьёзные проблемы с концентрацией;
— проблемы с осанкой (ребенок «вдруг» начинает сутулиться).

Конечно, перечень далеко не весь, и кто-то из родителей может вполне его дополнить. Но всю совокупность проблем можно выразить всего одним словом: НЕЖЕЛАНИЕ. В ребенке постепенно накапливается нежелание ходить в школу, он сопротивляется столь сильно изменившимся условиям жизни, и он борется с этим, как может. Что делать?

А причём здесь удовольствие?

Педагоги и психологи в один голос советуют организовать четкий режим жизни и правильное питание одноклассника. Якобы, это действенное средство помощи в адаптации. Но скажите мне, дорогие коллеги-родители, кому этот совет помог? Мне с моей первоклашкой не помог, и не встречала я никого, кому бы он помог. Далее: психологи настоятельно рекомендуют заменить просмотр телевизора и игру на компьютере после школы дневным сном. Вроде бы логично.

Но что мы имеем на самом деле? Мало того, что ребенка нагрузили наитруднейшими школьными заданиями, так еще и привычного, любимого дела лишили. Под предлогом блага для здоровья. Скажите честно, если бы с вами, взрослыми, так обошлись, что бы вы сделали?

Когда я это поняла, то нашла ключ к решению проблемы адаптации своей первоклассницы. Оно заключается в слове «удовольствие». Именно так! Все дело в том, что мы охотно делаем только то, от чего получаем удовольствие, и особенно это относится к детям. Когда ребенок идет в первый класс, то все родители сознательно или подсознательно начинают паниковать. Они боятся, что малыш не справится, и лишают его всех привычных удовольствий. Надо соответствовать, надо добиваться хороших отметок, надо усваивать все предметы. Надо-надо-надо! А кому надо? Родителям и учителям. Детям – не надо. Они не понимают еще, зачем это надо.

Но они отлично понимают, что такое удовольствие. И я сделала все, чтобы научить свою дочь получать удовольствие от учебного процесса, вообще выбросив из головы это отвратительное слово «надо».

Как это работает, и чего делать не надо?

Начнем с того, чего делать не надо: не нанимайте репетиторов. Это не решает проблему, а увеличивает психологическую нагрузку – такой своеобразный пресс под названием «В жизни нет ничего, кроме школы». Вы сами должны стать репетитором, который никогда не говорит слова «надо», но учит ребенка получать удовольствие от умственной деятельности, от того, что он умеет ставить цель, и достигать её. От того, что он по-настоящему умен.

Вы скажете, что это возможно только для одарённого ребенка? Это не так. У моей дочери была дисграфия, с которой не смогли справиться логопеды, после чего я отказалась от их услуг, и сама стала репетитором для своей дочери. Я поняла: если буду учить свою дочь ради того, чтобы ее учитель похвалил, «ради школы», то у меня ничего не получится. И тогда я стала учить ее ради нее самой. У нас получилось, потому что мы работали с ней вместе, и потому, что я научила ее получать удовольствие от учёбы. Теперь она учиться полностью самостоятельно.

Не лишайте своего ребенка привычных удовольствий – это второе важное условие. Потому что со стороны все выглядит так, как будто его наказали за то, что он пошёл в школу. Пускай будет не всё так мрачно. Как бы ни хотели психологи уложить ребёнка спать днем, он не заснет. Хочет смотреть телевизор – пускай смотрит, но конечно, не долго. Главная задача – создавать для него хорошее настроение, и поддерживать его в процессе выполнения домашнего задания.

Валентина Галич

Статьи по теме: