Раскрой швейного изделия. Раскладка выкройки на ткани: полное руководство Как раскроить изделие

Привет. Этот пост о том как провести подготовку ткани к раскрою и раскрой изделия. По-началу я не особо обращала внимание на такие «мелочи» и случалось что изделия после первой стирки портились. Самый запомнившийся мне случай — это льняные брюки, которые сели так, что мне пришлось делать вставки по низу из кожзама не меньше одиннадцати сантиметров высотой.

Со временем я пришла к тому, что сначала знакомлюсь со всей информацией, а потом берусь за дело. Итак.

Подготовка ткани к раскрою

Перед раскроем большинство тканей (кроме ворсовых – бархата, вельвета, саржи подкладочной, искусственных шелков, тканей типа «болонья», плащевых) декатируют.

Декатирование – увлажнение ткани во избежание усадки готового изделия.

Ткани хлопчатобумажные, льняные, штапельные можно намочить в горячей воде, отжать (без выкручивания), затем развесить, следя за ровным положением долевой и уточной нитей. Затем ткань проутюживают в чуть влажном виде с изнанки по долевой нити.

Ткани шерстяные, смешанные с синтетическими и другими волокнами, раскладывают на отжатой развернутой простыне и свертывают их в рулон. Затем заворачивают в пленку и держат под небольшим грузом 2-3 часа. Для смачивания простыни можно взять раствор уксуса (из расчета 1 столовая ложка на 2 литра теплой воды). Просушивают ткань до чуть влажного состояния и по долевой нити проутюживают с изнаночной стороны.

Цветные, особенно многокрасочные, ткани проверяют на стойкость окраски путем проглаживания края через мокрую ткань.

Все ткани перед раскроем проутюживают.

Определение лица, направления ворса, дефектов ткани

Ткани шерстяные в рулоне обычно свернуты лицом внутрь, шелковые – лицом наружу. Ткани со сгибом сложены лицом внутрь. Проколы около кромок обращены выпуклостью на лицевую сторону. Сатин с лицевой стороны имеет блеск, благодаря длинным перекрытиям нитью утка (то есть поперечной). Если ткань выглядит с лица, и с изнанки одинаково, лицевой считают более качественную сторону.

Из ворсовых тканей кроят все детали в одну сторону: бархат и вельвет – ворсом вверх (для глубины оттенка), ткани с «начёсом» — ворсом вниз.

Крупный растительный орнамент на изделии располагают симметрично, «корешком» вниз.

Ткань просматривают с обеих сторон и отмечают мелом, мылом или стежками дефекты – узелки, дырочки, пятна, сбой орнамента и т.д. При раскрое эти места обходят или используют на таких участках, где они не заметны.

Раскладка выкроек и раскрой

Перед раскроем ткань складывают вдоль пополам, лицом внутрь, совмещая обе кромки, следя за перпендикулярностью уточной нити и нити «основы». Если по концам отреза ткани образуется перекос, данные участки «выпадают» из кроя. Расположение крупных клеток, букетов может быть не одинаковым у кромок, тогда ткань складывают по центру симметрии. Край ткани в этом случае используют на долевые детали (пояс, манжеты и др.). Места пересечения клеток совмещают и скалывают по всей площади сложенной ткани через 15 – 20 см.

Раскладывают все выкройки сразу, в том числе и самые мелкие. Если выясняется, что ткани недостаточно, то надо искать решение прежде всего за счет наиболее экономной раскладки. Допускается надставка в нижней части подбортов, на нижнем воротнике, обтачках, с изнанки пояса. При этом желательно сохранять направление долевой нити. При обработке «чужой» тканью низа платья, юбки, рукавов долевая нить должна идти по вертикали, как если бы подгибка была «своя».

В крайнем случае можно делать внутренние, не видимые с лицевой стороны, обтачки и прочие детали из другой ткани, подходящей по фактуре и цвету. Возможны комбинации из разных тканей, если сочетать их по тем же признакам.

Найдя наилучший вариант раскладки, выкройки прикалывают булавками к ткани, обводят контуры тонким мелом (мылом), отмечают все контрольные точки, концы вытачек, углы карманов и пр.

После обмелки выкройки снимают. Детали внутри контуров снова скалывают булавками, проверяя еще раз симметричность рисунка ткани. Выкраивают детали.

До первой примерки можно не выкраивать мелкие и отделочные детали, требующие уточнения, а заменить их макетами из бумаги или «макетной» ткани – лоскутков, остатков.

На этом все. Пока.

Задача подготовительного производства – подготовка материалов к раскрою.

Процесс подготовки материалов к раскрою различается в массовом производстве и при изготовлении изделий по индивидуальным заказам.

При изготовлении швейных изделий по индивидуальным заказам различают:

Подготовку материалов, получаемых предприятием централизованно;

Подготовку материалов, принесенных заказчиком

Материалы предприятия готовят к раскрою в подготовительном цехе централизованно для всех ателье, цехов, мастерских с использованием специального оборудования. При раскрое изделий по индивидуальным заказам из материала ателье на складе в соответствии с нормой отрезают кусок и отправляют его на участок запуска для передачи в раскройный цех. Для ателье, расположенных в крупном населенном пункте, целесообразно использовать пакетный способ, который заключается в том, что в соответствии с заявкой от ателье для каждого заказа комплектуют материал верха, подкладки, утепляющей прокладки и прикладные материалы в зоне комплектования центрального подготовительного производства головного предприятия.

Подготовка материалов, принесенных заказчиком , состоит в количественной и качественной проверке их в присутствии заказчика. Принимают материалы приемщики или закройщики в салоне или на комплексных приемных пунктах. Количественная проверка – промер длины и ширины с фиксацией в квитанции. Качество проверяют визуально путем осмотра с целью выявления дефектов.

При изготовлении изделий по индивидуальным заказам в содержание подготовки материалов к раскрою также входит:

Определение лицевой стороны;

Определение наличия текстильных пороков и дефектов внешнего вида на лицевой стороне материала

Определение направления нити основы (по кромке или по эластичности нитей);

Определение направления и характера рисунка, направления ворса

Декатирование материала

Выравнивание края (по следу продернутой нити)

В массовом производстве операции разбраковки и промера материалов осуществляют параллельно на разбраковочно-промерочных машинах (материал перемещается по наклонно расположенному экрану или на весу, разбраковка ведется визуально; местные и распространенные пороки отмечают на лицевой стороне мелом, мылом и одновременно прикрепляют на кромке «сигнал» цветной ниткой, липкой лентой или др.) Одновременно, во время перематывания материала, ведется регистрация длин кусков в рулоне материала. В случае отсутствия промерочно-разбраковочных машин, длину и ширину материала измеряют на специальных столах длиной 3 метра, крышка которого оснащена линейками.

Разбракованный материал хранят на стеллажах или партионно, в контейнерах.

С целью определения рационального варианта использования каждого куска с учетом заданных параметров выполняют предварительный расчет кусков в настилы.

Настил – это несколько полотен материала на плоскости, наложенный одно на другое с выравниванием их по двум взаимно перпендикулярным сторонам и предназначенных для разрезания.

Раскладка лекал деталей швейного изделия – схема расположения лекал деталей швейного изделия

Зарисовка раскладки лекал – полотно материала с изображением раскладки лекал

Для раскроя настила материала необходимо на верхнем полотне обозначить контуры деталей. Зарисовку раскладки лекал на основных материала выполняют на верхнем полотне настила.

Обводку лекал выполняют на материале или бумаге мелом или карандашом.

Трафареты (полотно с нанесенными на нем отверстиями по линиям обводки лекал) изготавливают из специальной бумаги или пластика. Их применяют многократно

На основании карты расчета и паспортов кусков их комплектуют в настил, подбирают в комплект материалы подкладки, прикладные и отделочные материалы и вместе с зарисовками раскладки на полотне, трафаретами или светокопиями передают в раскройный цех.

Виды и способы раскроя

Конструкция швейного изделия определяется формой и количеством деталей, строением и расположением его швов и узлов.

Каждое изделие состоит из деталей. Их разделяют на детали верха, подкладки, прокладки и отделочные.

Контуры деталей называются срезами, которые имеют название в зависимости от месторасположения их в готовом изделии, надетом на фигуру человека.

Раскрой материала (настила) – разрезание материала (настила), вырезание и вырубание деталей швейных изделий и их частей.

Выкраивание деталей швейных изделий - вырезание деталей по намеченным контурам посредством раскройного оборудования

В массовом производстве раскрой производят в раскройном цеху, раскраиваюn детали изделия настилами, т.е одновременно раскраивают несколько полотен. Полотна, уложенные одно на другое, образуют настил, высота которого зависит от толщины ткани. (40 – шелк, 20 – х/б). Превышение числа полотен ведет к ухудшению качества кроя.

В раскройном цеху выполняют операции по настиланию тканей, нанесению контуров деталей на верхнее полотно, раскрою материалов на детали, нумерации деталей кроя и др.

В индивидуальном пошиве используют два способа раскроя: отдельными полотнами и настилами.

Раскрой деталей изделий отдельными полотнами

Полотно материала – один слой материала, подготовленный для раскроя

Отдельными полотнами раскраивают все детали верха индивидуальных заказов, подкладку к женским изделиям, детали прокладок дл изделий свыше 116 размера, прокладочные детали для изделий платьевой группы.

Раскрой отдельными полотнами осуществляют закройщики в каждом структурном подразделении по месту приема заказов и их производства. Раскрой подкладки и прокладочных деталей отдельными полотнами выполняет подрезчик по деталям вера изделия или по лекалам.

При раскрое отдельными полотнами могут быть использованы способы раскладки:

Вразворот

Вдвое пополам по длине

Вдвое пополам по ширине

На способ раскладки влияет :

Ширина ткани

Конфигурация деталей

Размер деталей

Свойства материала

Если детали кроя симметричные, то материал должен быть сложен вдовое, лицевой стороной внутрь. При узкой ширине ткани и наличии симметричных деталей ткань может быть сложена пополам по длине (по поперечной нити). Если в изделии присутствуют асимметричные детали, то ткань при раскрое укладывают вразворот, лицевой стороной вниз, или используют комбинированную раскладку.

При раскрое деталей верха изделий, выполняемых по индивидуальным заказам, работы выполняют в следующем порядке:

1) подбор лекал базовых конструкций (по измерениями фигуры заказчика);

2) выполнение предварительной раскладки лекал. Раскладку лекал начинают с крупных деталей (целые от сгиба), следя за направлением долевых нитей, рисунком материала, предусматривая припуски на швы, на уточнение конструкции при примерках изделия;

3) корректирование отдельных участков конструкции с учетом измерений фигуры заказчика;

4) обмеливание деталей и вырезание их. Обмеливание контуров производят с учетом отклонений конкретных размерных признаков, по лекалам. После раскладывания лекал и обмеливания контура деталей закройщик проверяет наличие деталей изделия в раскладке на полотне и вырезает их ручными или электрическими ножницами;

Контрольная надсечка детали – небольшой надрез по краю детали, предназначенный для обозначения правильного соединения деталей

5) комплектование деталей кроя (вырезанные детали изделия закройщик складывает, перевязывает или укладывает в пакеты, прикрепляет паспорт заказа и сдает полученный комплект на участок запуска.)

Крой швейного изделия – детали и их части, полученные в результате раскроя

Если заказ выполняют из материала предприятия, то отрезают полотно от куска в соответствии с отраслевой или оперативной нормой расхода материалов.

Раскрой настилами

Настилами раскраивают все детали одежды-полуфабриката, прокладочные детали для изделий средних размеров, подкладку для мужской верхней одежды.

Раскрой настилами выполняют в централизованных цехах, организованных при головных предприятиях производственных объединений. При этих же цехах выполняют централизованно изготовление утепляющих прокладок, плечевых накладок, бортовых прокладок.

При раскрое деталей настилами работы выполняют в следующем порядке:

1) Настилание полотен материалов (производят на настилочных столах, укладываю полотна материалов определенной длины; настилание производят «лицом к лицу» или «лицом вниз»; материалы с ворсом или рисунком настилают с расположением их в одну сторону). Высота настила не должна превышать 100 мм. Материалы настилают вручную или при помощи настилочных машин. Настилочные столы оборудуют врезанной линейкой, валиками или кронштейнами на краю стола, линейками для обрезки концов настила, концевыми прижимными линейками.

2) Копирование раскладки лекал на верхнем полотне настила или нанесение контуров с помощью трафарета (выполняют путем раскладки лекал деталей изделия в соответствии с их размещением в экспериментальных раскладках, используя их копии, с помощью трафарета или светокопий. Обмеливание контуров деталей выполняют мелом или карандашом (толщина линии не более 2 мм), внутренняя сторона линии обводки должна совпадать с контуром лекал.

3) Проверка качества настила (числа полотен в настиле и правильности укладки полотен, учет фактического расхода материала на настил)

4) Клеймение деталей изделия на верхнем полотне настила (для обеспечения правильной комплектовки деталей кроя – краской, карандашом или на талоне указывают размерные группы, на деталях верза изделия указывают размер, длину и номер изделия.

5) Рассекание настила на части (способами: механическим (ножом (прямым или дисковым) или ножницами, пилением или вырубанием), термофизическим (разрушение материала за счет термического эффекта – лучом, плазменной струей, электроразрядом) или термомеханическим (за счет воздействия двух видов энергии – токами высокой частоты или ультразвуком) способом))

6) Вырезание деталей на ленточной машине (окончательное вырезание деталей из частей настила поступательным движением ножа

7) Контроль качества кроя (осуществляет контролер посредством наложения лекал на верхнее и нижнее полотна настила. При необходимости детали подрезают на ленточных машинах.

8) Комплектование пачек кроя

9) Нумерация деталей кроя (необходима для сохранения комплектности деталей и изделий до конца их обработки. На каждую деталь верха изделия прикрепляют талон с порядковым номером данной единицы изделия.)

Рассмотрим технологию изготовления плечевого изделия. Оно может быть:

  • без воротника с вырезом горловины любой формы, который обработан несколькими способами;
  • без рукавов (используйте готовую выкройку из журнала мод) или с коротким цельнокроеным рукавом (изготовьте выкройку сами по чертежу-основе);
  • прямого, расширенного книзу (блузка-туника, ночная сорочка, халат) или прилегающего силуэта с вытачками на талии и груди (платье-футляр) с оборкой внизу;
  • цельнокроеным или отрезным по линии талии, бедер;
  • без застежки или с застежкой на пуговицы спереди;
  • с застежкой в среднем шве спинки или в боковых швах.

В творческом проекте, который вы будете выполнять по своему замыслу, можно смоделировать изделие, содержащее только часть из перечисленных элементов. Знание технологии обработки остальных элементов пригодится вам в будущем.

§ 24. Раскрой изделия

Раскрой - сложная и ответственная часть изготовления швейного изделия. При раскрое материала нужна большая точность, потому что ошибки не всегда можно исправить. Прежде чем начать резать материал, необходимо несколько раз проверить, правильно ли расположены детали. Рабочее место для раскроя должно состоять из большого стола, вокруг которого можно свободно двигаться и с любой стороны подходить к разложенным деталям.

Последовательность подготовки ткани к раскрою

  1. Выровнять срезы: выдернуть вдоль среза ткани одну из нитей и срезать полосу ткани по этой разметке.
  2. Устранить перекос: ткань с выровненными срезами сложить вдоль пополам лицевой стороной внутрь, совместив кромки. Если обнаружен перекос ткани, растянуть ее по диагонали, держа за уголки.
  3. Срезать кромки ткани: они могут быть жесткими, лохматыми и впоследствии дать сильную усадку.
  4. Обнаружить дефекты: внимательно рассмотреть ткань перед настилом, чтобы выявить дыры, пятна, неравномерную окраску, утолщения нитей. Такие места следует отметить мелом или цветной ниткой, чтобы при раскрое они не попали на детали выкройки.
  5. Определить лицевую сторону ткани по яркости печатного рисунка, виду ткацкого переплетения, качеству поверхности ткани, кромке.
  6. Определить долевую нить - она проходит вдоль кромок ткани. Если кромок нет, ткань растягивают: в долевом направлении растяжение меньше, чем в поперечном.
  7. Настелить ткань: разложить на столе одним из способов: в сгиб или в разворот.

Правила раскладки выкроек на ткани

Чтобы изделие меньше вытягивалось при носке и не теряло своей формы, при раскладке выкройки на ткани нужно следить, чтобы направление долевой нити ткани и направление стрелки на выкройке совпадали.

Если ткань имеет односторонний рисунок, ворс или блестящую поверхность, все детали выкройки раскладывают верхними срезами в одну сторону.

Сначала раскладывают крупные детали, которые будут кроиться в сгиб. Край выкройки со словами «сгиб ткани» укладывают точно к сгибу (рис. 71).

Рис. 71. Раскладка на ткани выкроек деталей со сгибом

Детали выкроек прикрепляют к ткани булавками: сначала прикалывают к ткани уголки выкроек, располагая булавки диагонально, затем - края деталей по припускам на швы, располагая булавки вдоль линий швов. Расстояние между булавками - 7,5 см. На закругленных участках и на скользкой ткани булавки вкалывают чаще.

При разметке припусков на обработку (на швы и подгибку) их величина зависит от назначения и вида шва, а также от осыпаемости обрабатываемого среза детали или изделия.

Правила раскроя

При раскрое широкое лезвие ножниц должно опираться на поверхность стола.

Разрезают материал точно по намеченной линии, уверенными движениями, до конца смыкая лезвия ножниц. В местах закругления разрезы делают короче. Свободной рукой придерживают край бумажной выкройки.

Контрольные надсечки выполняют простым разрезом или уголком, но не глубже припуска на шов. Надсечками намечают края и середину вытачек и складок, середины переда и спинки на линии горловины.

Косые бейки выкраивают под углом 45° к направлению долевой нити. Если материала для выкраивания бейки нужной длины не хватает, ее выкраивают из нескольких частей.

Бумажные выкройки сразу не откалывают, чтобы не перепутать детали кроя.

Лоскуты, оставшиеся от раскроя, не выбрасывают, а используют для пробных строчек и петель.

Практическая работа № 18

Выполнение раскроя изделия

Материалы и инструменты: ткань для изготовления проектного изделия, выкройка плечевого изделия, портновские ножницы, булавки, портновский мел, линейка, сантиметровая лента, учебник.

  1. Подготовьте ткань к раскрою.
  2. Разложите детали выкройки плечевого изделия на ткани.
  3. Произведите раскрой проектного изделия.

Контроль

  1. Выкройки расположены с учетом рисунка.
  2. Направление долевой нити на ткани совпадает со стрелкой на выкройке.
  3. Середина деталей выкройки совпадает со сгибом ткани.
  4. Припуски на обработку даны правильно по всем срезам.
  5. Все детали выкроены.
  6. Выполнены контрольные надсечки.
  7. Припуски на швы не срезаны.

Новые понятия

Раскройные работы, закройщик.

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются детали кроя от деталей выкройки? 2. Какие требования нужно выполнять при раскрое? 3. Как выкроить косую бейку точно под углом 45° к долевой нити?


Прежде, чем начинать раскладывать детали выкройки, проведем небольшой тест .

Возьмите ткань за короткий край, поднимите до уровня глаз и внимательно рассмотрите. Теперь переверните её, возьмите за другой короткий край, повторите действия. Видите разницу? Нет? Вот и отлично.

Это означает, что по вертикали ваша ткань одинакова, то есть детали можно раскладывать способом «валет», т.е. «вверх ногами». Наиболее актуальна такая раскладка для деталей, напоминающих треугольник со скошенным углом, например, рукав. В этом случае расход ткани существенно уменьшается.

Только будьте внимательны! Так называемые ворсованные ткани , например, бархат, замша, мех, велюр, бобрик, лоден, махровая и некоторые шерстяные ткани, категорически нельзя раскладывать «валетом» , иначе цвет на разных участках будет отличаться.

Перед раскроем таких тканей обязательно определите направление ворса - проведите рукой вдоль кромки сверху вниз и обратно. Ворсованные ткани всегда кроят по направлению ворса для придания гладкости и лощености готовому изделию.

Другой подводный камень таят в себе ткани с вертикальным рисунком . В этом случае сэкономить на раскладке «валетом» также не получится, иначе одна половинка юбки или жакета окажется рисунком вверх, а другая - рисунком вниз.

Дополнительно хочу остановиться на тканях в клетку: они требуют подгонки и совмещения элементов, иначе готовое изделие будет выглядеть неопрятно и кустарно. Подгонка по клетке серьезно увеличивает расход ткани, минимум на 10% от основного размера, и тем больше, чем больше раппорт, т.е. повторяющийся элемент.

Чтобы не ошибиться в величине «надбавки» и правильно рассчитать нужное количество ткани, можно поступить следующим образом: взять с собой в магазин комплект выкроек и уже на месте вычислить нужную длину полотна.

Для обычных тканей, не требовательных к подгонке рисунка, можно воспользоваться и таким способом: взять самую большую простыню, разложить на ней детали выкройки, а потом измерить занятое пространство. При этом лучше сразу исходить из наиболее распространенной ширины ткани в 150 см.

Безусловно, ширина полотна может быть любой. Например, фланелевые ткани всего 75 см в ширину, и легко прийти в замешательство, рассчитав длину на ширину 150, которую в магазине придется пересчитывать на ширину 75. Занятие, скажу я вам, не для слабонервных.

Поэтому важно сначала присмотреть ткань, изучить все ее параметры, запомнить ширину, а потом провести контрольное измерение требуемой длины. Правда, при этом есть риск вернуться в магазин к «шапочному разбору», когда присмотренная ткань уже будет в руках другого покупателя.

Конечно, лучше уметь «на глаз» прикидывать нужное количество ткани. Только как этому научиться? Да очень просто! Ну, хорошо, не очень просто. Но возможно.

Вам потребуется:

1. Запоминать расходы ткани на уже сшитые модели, т.е. копить опыт.

2. Сначала изучать инструкцию к выкройке, где обычно указывают требуемые материалы и их количество, и только после этого отправляться в магазин.

3. Иметь примерное представление, что на брюки следует брать одну длину, а на жакет с рукавами - одну длину плюс длину рукава. Зная свои размеры, не так сложно рассчитать примерное количество ткани.

Безусловно, приблизительный расчет может иметь значительную погрешность, как в большую, так и в меньшую сторону. Больше - не меньше, а вот как сделать из одного метра два, вы узнаете чуть позже.

Если говорить о линии кроя, то она может быть долевой, поперечной и косой (не путать с кривой). При этом вне зависимости от выбранного направления кроя детали располагаются либо вдоль, либо поперек, либо наискосок. Другими словами, кроить следует в одном направлении. Детали, выкроенные в разных направлениях, могут привести к перекосу и неправильной посадке изделия.

При раскрое «по косой» все детали, независимо от их назначения, раскладываются по диагонали, причем, четко под углом 45 градусов. Крой под углом дает необыкновенно красивую драпировку на мягких струящихся тканях, однако при этом является самым расходным и неэкономным способом раскроя, да и не для всех тканей подходит. Чаще всего под углом кроятся только отдельные детали, преимущественно служебного назначения, например, косые бейки для обработки срезов пройм и горловины.

Наверняка из курса домоводства многие помнят, что ткань имеет две нити: нить утка и долевую нить. Основу ткани составляют именно долевые нити, а нити утка являются поперечными, их вплетают между натянутыми на ткацком станке основными нитями. В традиционном раскрое детали раскладываются по долевой нити. Исключение составляют некоторые ткани, имеющие специфический рисунок или фактуру. В этом случае допускается раскрой в поперечном направлении.

Обычно на готовых выкройках долевая нить уже отмечена специальной линией со стрелкой, остается только расположить детали на ткани так, чтобы эта линия была параллельна краю ткани или сгибу.

В зависимости от сложения ткани раскрой может быть четырех типов: в два слоя, в один слой, «от сгиба» и комбинированный.

Раскрой в два слоя

Такой способ актуален для зеркальных и одинаковых деталей.
Минус: низкая экономичность, остаются довольно большие неиспользованные куски ткани между деталями.
Плюс: одним движением ножниц выкраиваются сразу две детали - правая и левая.

Кстати говоря, бывают такие случаи, когда одинаковых деталей требуется много, например, для юбки-шестиклинки их нужно - сами догадываетесь сколько. С одной стороны - чего проще, сложить ткань в шесть раз, а потом один раз отрезать. Я пробовала так делать, ерунда получается.

Такое множественное сложение приводит к смещению деталей с очевидными последствиями: вырезать ровно получается только первые два слоя, остальные напоминают след пьяного тракториста.

Раскрой в один слой

Подходит для любых выкроек, всегда используется при раскрое одиночных деталей.
Минус: уходит больше времени на раскрой, требуется обвести и выкроить каждую деталь.
Плюс: единственный максимально экономичный способ раскладки, когда не хватает ткани.

Раскрой «от сгиба»

Незаменим для деталей без срединного шва, например, переднее полотнище юбки. При этом линия середины детали должна совпадать с линией сгиба ткани. Обратите внимание! Детали со сгибом вырезают без припуска, ведь шов в этом месте отсутствует.
Минус: подходит только для деталей со сгибом.
Плюс: точный раскрой детали (при раскрое такой детали в один слой возможны погрешности, а раскрой в два слоя неприемлем, так как получится две половинки).

Комбинированный

Является наиболее универсальным и идеальным: для деталей со сгибом складывается небольшой участок ткани, ровно на эту деталь, остальные детали выкройки максимально плотно раскладываются в один слой.
Минус: минусов нет.
Плюс: сочетает в себе все плюсы указанных выше способов.

Важное правило раскроя- сначала раскладываем крупные детали, а потом между ними размещаем мелкие и только потом скалываем и вырезаем!

Отдельного разговора заслуживает такая неотъемлемая часть любого раскроя, как припуски на швы.

Обычно выкройки приводятся без припусков, и их необходимо прочерчивать самостоятельно. Как мы уже говорили, лучше всего бумажные выкройки вырезать сразу с припусками. Это позволит сэкономить до 30% времени раскроя на переводе контуров детали на ткань и вычерчивании припусков. Тем более, может придти в голову переложить детали выкройки. Тогда припуски придется чертить заново по уже нарисованным ранее линиям. Согласитесь, не самое приятное занятие.

Поэтому для экономии времени и нервов берем детали с уже готовыми припусками и максимально плотно раскладываем их на ткани (помним о направлении долевой нити, ворса и рисунка!). Затем берем портновские булавки с круглыми головками и прикалываем деталь за припуск к разложенной ткани. Булавки должны быть максимально острыми и гладкими, иначе могут остаться дырки, а на трикотаже и вовсе пойдет «стрела».

Приколов детали, тщательно проверяем количество, зеркальность и парность деталей, сверяемся с инструкцией и - в путь!

Маленькое, но важное правило: приразрезании ткани нижнее лезвие ножниц должно касаться поверхности стола, нельзя резать ткань, держа ножницы на весу, получим очень кривые и рваные срезы.

Ножницы для раскроя должны быть очень острыми и не использоваться для резанья бумаги!

Бывают ножницы под левую и правую руку, леворукие стоят дороже, но существенно облегчают труд левшам.

После раскроя вынимаем булавки и переносим линии разрезов, вытачек, карманов. Это можно сделать несколькими способами.

Копировальные стежки, или силки

С технологией силков мы познакомились в ходе освоения

Портновский мел, карандаш или шариковая ручка

На бумажной выкройке вырезаем вытачку, прикладываем ее к изнанке правой половинки, обводим портновским мелком, затем складываем правую и левую половинки изнанкой друг к другу и прохлопываем ладонью место вытачки. Мел слегка осыпается, и на левой половинке проступают контуры вытачки.

При обводке карандашом или ручкой потребуется обвести каждую вытачку, однако перед нанесением разметки следует проверить на обрезке ткани, не остаются ли отпечатки на лицевой стороне.

«Волшебный» портновский мелок

Такой мелок очень подходит для тканей, на которых остаются следы от обычного мела и карандаша. Линии, сделанные «волшебным» мелком исчезают через 24 часа или сразу при утюжке. Такое волшебство накладывает серьезное обязательство: необходимо начать шить немедленно, иначе наутро вы найдете свою ткань без единой отметки.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что особую экономичность раскрою дает раскладка деталей в один слой или комбинированным способом; использование булавок для фиксации выкроек к ткани и формирование припусков уже на бумажной выкройке.

Использованные источники-

Статьи по теме: