Работа с родителями народные промыслы. Проект «народные промыслы, игрушки» (старшая группа)

Татьяна Резван
Проект «Народные промыслы России» (старшая группа)

Проект «Народные промыслы России» (старшая группа)

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный;

Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Дата проведения: 4 неделя января (26.01.2015-30.01.2015)

Цель проекта:

Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

Задачи.

1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки.

2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.

3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.

4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.

5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.

6. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.

7. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

Предполагаемый результат:

1. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края;

2. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;

3. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;

4. Развитие творческого воображения, творческого мышления

5. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

Организационный этап

Подготовка материалов:

Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Продуктивный этап:

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

План работы с детьми по осуществлению проекта «Народные промыслы России»:

Непосредственно образовательная деятельность

Формирование целостной картины мира

Тема: «Народные промыслы»

Цель: Развивать чувство прекрасного, воспитывать любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих произведения искусств. Развивать способности различать стили в декоративном искусстве.

Источник: Конспект.

Конструирование / Ручной труд

Тема: «Доски не простые – весёлые расписные»

Цель: Продолжать знакомить детей с традиционными народными промыслами. Расширить представления о городецких изделиях. Познакомить со спецификой изготовления и оформления расписных досок. Вызвать интерес к оформлению деревянной разделочной доски. Воспитывать интерес к народной культуре.

Источник: И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» с 38

Чтение художественной литературы:

Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель: Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение. Источник: Ушакова О. С. стр. 231.

Рисование: Тема: «Золотая хохлома»

Цель: Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно - прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику "золотой хохломы": назначение предметов, материал, технология изготовления (в самых общих чертах, доступно детскому восприятию, колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи, использовать элементы декора при оформлении книжек-самоделок. Развивать технические умения - умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства Источник: Лыкова И. А. стр. 66.

Лепка / Аппликация: Тема: «Лошадки»

Цель: Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора - характерными элементами и цветосочетаниями. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Формировать обобщённые способы создания образов (лепка фигурок животных на основе цилиндра).

Источник: Лыкова И. А. стр. 60

Развитие речи: Ознакомление с предложением

Задачи: Словарь и грамматика: представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно читать его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку; Звуковая культура речи: Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса.

Источник: Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 84

«Социально – коммуникативное развитие»

Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости» «Магазин промыслов» Дид. игры: «Народные праздники», «Народные инструменты» (Чумичева с. 240), «Дверная скважина», «Укрась слово» Режиссёрская игра с настольным театром «Заяц – хваста» Трудовая деятельность на участке – сбор мусора и веток Трудовые поручения по уборке территории д/с: помощь дворнику Трудовая деятельность на участке – сбор мусора Трудовые поручения: помочь малышам в уборке территории Хозяйственно- бытовой труд в игровых зонах

Беседа на тему: «Можно ли незнакомым людям называть свой домашний адрес?»

«Речевое развитие»

Обучение рассказыванию

«Русская народная игрушка» Л. Е. Кыласова «Развитие речи» с. 48–50.

Заучивание небылицы «Богат Ермошка»

Дид. игра «Укрась слово» Скоролупова ч. 1 с. 64

Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»

«Физическое развитие»

Утренняя гимнастика Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика» комплекс № 10 с. 69.

Гимнастика пробуждения Т. Е. Харченко «Бодрящая гимн.» «Забавные художники» (38)

Физкультминутка «Раз – подняться» «Журавель»

П. г. «Оладушки» «Фома» «Репа»

А. г. «Грибок» «Фокус» «Дудочка»

Д- «Прогулка в лес» (Картотека)

Беседа: «Живые реки организма».

Стоп», «Кружева» рнпи,»Горелки»(рнпи, «Колечко»(рнпи, «Молчанка»(рнпи) "Слушай хлопки"«Съедобное – несъедобное» «Салки с мячом» «Волк во рву» Золотые ворота" «Повторяй движенья и слова» «Мы не видим»

Народная игра «Ручеёк» в народных костюмах.

Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай»,

«Лохматый пес»,

«У Миланьи, у старушки»,

«У медведя во бору»;

Художественно – эстетическое развитие»

Раскрашивание «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».

Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;

«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского; Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой

Дид. игры «Платье для барышни»- элементы дымков. росписи

- «Подбери тень»

-«Найди пару»

-«Составь букет»

-«Разрезные картинки»

-«Русские узоры»

Лото «Хохлома»

Роспись дымковские барышни

«Роспись досок. Городецкая роспись».

Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала

Укрась тарелочку. Хохлома

Рисование матрешки, раскрашивание, изготовление в различных нетрадиционных техниках.

Прослушивание аудио записи русской народной песни “Матрёшка”

«Познавательное развитие»

Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» -уточнить представления детей о народном искусстве, его видах (П,К,С)

Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, богородские, тверские игрушки).

Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (с просмотром слайдов)

Беседа «Жостово»- знакомство с производством подносов, росписью (просмотр слайдов)

Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи

Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью

Рассматривание тематической папки «Народное искусство»

Знакомство детей с презентацией «История русской матрешки»

Региональный компонент

Рассматривание мебели, народной посуды, вышивки. Цель: развивать интерес к казачьей жизни и фольклору. П/и «Краски», «Коршун»

Взаимодействие с родителями и социумом

Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»

Привлечь родителей к созданию мини – музея русского быта, народной утвари.

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

3. Помочь детям разучивать стихи;

Обобщающий этап

1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Информационные ресурсы:

1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.

Тип проекта: информационно - творческий;

Продолжительность проекта: среднесрочный;

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта : обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

Познакомить детей с народными промыслами;

Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

Развивать навыки художественного творчества детей;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-творческий проект для детей старшей группы «Народные промыслы России».

Тип проекта: информационно - творческий;

Продолжительность проекта: среднесрочный;

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

Познакомить детей с народными промыслами;

Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

Развивать навыки художественного творчества детей;

Организационный этап

Подготовка материалов:

Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи) ;

Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Продуктивный этап:

Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

Познавательная деятельность

Речевая деятельность

Художественно-творческая деятельность

Игровая деятельность

Работа с родителями

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:

- «Филимоновские игрушки - свистульки»

- «Дымковские мастера»

- «Веселые матрешки»

-«Что такое хохлома? »

- «Гжель сине-голубое чудо»

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»

3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки? »;

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

Художественно - творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;

3. Лепка «Дымковская барышня»;

4. Рисование матрешек;

5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;

6. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов;

7.Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель»;

8. Рисование «Гжельские петушки».

9. рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».

Игровая деятельность:

1. Подвижные народные игры;

2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»;

3. Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

3. Помочь детям разучивать стихи;

Обобщающий этап

1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Информационные ресурсы:

1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.

7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1

8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.


Позднякова Т.В., воспитатель МБДОУ №417 г. Нижнего Новгорода

Перспективный план работы с родителями в средней группе

Время проведения

Форма организации, тема

Цели

Сентябрь

Родительское собрание «Знакомство родителей с программой по декоративному рисованию «Волшебная кисточка»

Познакомить родителей с целями и задачами программы, объяснить, почему необходимо заниматься с детьми декоративно - прикладным творчеством

Консультация «Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию дому»

Показать родителям материал, необходимый для занятий по декоративному рисованию, дать совет по выбору литературного материала для расширения знаний детей по декоративно - прикладному творчеству.

Мастер - класс «Ознакомление с дымковской росписью и ее элементами»

Научить родителей с помощью элементов дымковской росписи украшать силуэты игрушек.

«Конкурс новогодней игрушки».

Открытое занятие «Сказочный теремок»

Познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий по декоративно - прикладному искусству

Оформление информационного стенда «Творчество художника - иллюстратора Ю. Васнецова»

Познакомить родителей с творчеством художника Ю. Васнецова, объяснить, что его рисунки созданы по мотивам дымковских узоров, поэтому дети эмоционально реагируют на его произведения графики. Рассказать о влиянии зрительного восприятия как об одном из факторов успешного обучения декоративному рисованию.

Экскурсия в музей детского сада «Народная игрушка»

Познакомить родителей с многообразием, красотой народных игрушек. Показать, как можно обыграть игрушки, в какие дидактические игры их можно включить. Объяснить, что содержание конкретных знаний об особенностях народной игрушки влияют на уровень независимости ребенка в самостоятельной творческой деятельности.

Анкетирование по теме: «Анализ знаний, умений и навыков детей по результатам первого года обучения».

Узнать мнение родителей об эффективности работы данной программы, оценить знания, умения и навыки, полученные детьми в течение года и применение их в повседневной жизни.

Круглый стол «Подведение итогов по результатам работы по программе «Волшебная кисточка»

Выяснить, обогатился ли опыт детей новыми средствами создания художественного образа, каков объем знаний об особенностях той или иной народной росписи, каков опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения красоты и эстетического идеала.

Перспективный план работы с родителями в старшей и подготовительной группе

Время проведения

Форма организации, тема

Цели

Сентябрь

Родительское собрание «Знакомство родителей с целями и задачами программы для старшей группы»

Познакомить родителей с целями и задачами программы на данный учебный год, выяснить, с какими трудностями сталкивались дети в средней группе, что бы родители хотели увидеть на открытых мероприятиях в этом учебном году.

Консультация «Народные промыслы в системе художественно - эстетического воспитания дошколников»

Познакомить родителей с народными промыслами России, особенностями росписи народных игрушек и изделий народных мастеров.

Мастер-класс «Веселая мастерская»

Формирование у родителей практических навыков по украшению дымковским узором глиняных игрушек, вылепленных детьми

«Конкурс новогодней игрушки».

Привлечь родителей совместно с детьми изготовить новогоднюю игрушку по мотивам народного творчества.

Досуг «Диво дивное, чудо чудное. Приобщение детей к истокам народного искусства»

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми, обогащение детского опыта эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.

Оформление папки - передвижки «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

Рассказать родителям, что ознакомление детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев позволяет развивать любовь к декоративно - прикладному искусству, чувствовать себя частью русского народа.

(на примере дымковской игрушки)

Воспитатель: Лапина Евгения Игоревна

Эстетическое воспитание в детском саду - это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу - дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Народное прикладное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают обычаи и нравы своего народа.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.

Ласково и нежно называют эту игрушку - дымка. Все игрушки очень весёлые, жизнерадостные и выполнены порой с большим юмором.

Знаете ли вы, что является родиной этой знаменитой игрушки? Это заречная часть города Кирова. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно село Дымково.

Возле Вятки самой

Дымково - посёлок.

Окаймлён лугами

Уголок весёлый.

Лет ему за двести,

Триста ль маловато

Собирались вместе

Мужики когда - то.

Основание слободы относится ко времени царствования Ивана III, который стремясь ослабить непокорных ему устюжан, расселял их в наиболее глухие места. Тогда и была переведена Дымковская слобода из Великого Устюга к городу Хлынову на реке Вятке. Переселившись, устюжане перенесли сюда название своей слободы - «Дымково».

Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, село всё будто в дыму, в дымке.

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

Голубые дали,

И село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо - сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой. Казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Здесь в старину и зародилась эта игрушка.

И пошла о «Дымке» слава,

Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду,

Удивительное чудо!

Вокруг Дымковской слободы в оврагах много красной глины, её и берут для изготовления игрушек. Мнут мастера комок глины руками, глина согревается в ладонях, и появляются удивительные фигурки птиц, животных, барышень.

Привезли мы глину с дальнего бугра.

Ну - ка за работу чудо - мастера!

Я слеплю лошадку, я её поглажу

И седельце с бархатом на спине прилажу.

Слепим, высушим - и в печь! А потом распишем.

Будем мы игрушки «печь»,

Печка жаром пышет.

А в печи - не калачи, а в печи - не куличи,

Не пышки, не ватрушки, а в печи - игрушки!

Не кастрюли, чугуны - а лошадок табуны.

Остывшие фигурки покрывают белым мелом и украшают узорами.

Если посмотреть на узор на дымковских игрушках, он необычайно прост: полоски, клеточки, прямые и волнистые линии, кружочки, кольца, точки - горошины… Зато краски яркие: красные, зелёные, жёлтые, синие, оранжевые, т. е. радужные. Обращаю ваше внимание, что основа росписи - круги, на которых расположены мелкие элементы.

Дешёвые глиняные игрушки в основном изготавливались в осенне - зимний период и в начале весны, когда велась длительная подготовка к большой ярмарке «Свистунье».

Знакомство детей с различными видами народного декоративно - прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.

Начинать работу лучше всего с ознакомления с дымковской игрушки, так как именно она разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка. Дымковские глиняные игрушки привлекают внимание детей своей яркостью и оригинальностью. Они просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир весёлого праздника. Организация занятий по декоративному рисованию дымковской игрушки даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника - декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. .

Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию:

  1. Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду творчества.
  2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.
  3. Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи.
  4. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.

Работу по обучению детей рисованию дымковским узором необходимо проводить в следующей последовательности:

  1. Познакомить детей с дымковской игрушкой.
  2. Сформировать у детей навыки рисования дымковских узоров.

Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребёнка, его взглядах, интересах, желаниях.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

«Получить в детстве начало эстетического воспитания - значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству».

Н. А. Ветлугина

Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.

Большие возможности для развития художественно - эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию. Рисуя, ребёнок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль имеют чувства ребёнка, в том числе и эстетические.

Итог: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский.

Статьи по теме: