Психология пожилого человека специфика общения. Правила общения с пожилым человеком

Не ждать удовольствия от общения

Если вы не будете ждать удовольствия от взаимодействия с пожилыми родственниками, вероятность, что вы его все же получите, повышается. Удовольствие можно получить от себя. Например: если меня ждет тяжелый разговор с родителем, я должен удержаться от собственного гнева. Одну секунду мне будет тяжело, а все остальное время я буду получать удовольствие от того, что сдержался. Это такая детская игра, которая называется «слабо»: Слабо удержаться? Слабо не злиться?

Я работаю с пожилыми людьми последние 15 лет. Когда они начинают меня есть, я стараюсь сдерживаться, а потом понимаю, что обижаться не на кого: это не просто наши родители, это мы с вами через 20, 30, 40 лет.

Рулить

Мы привыкли, что родители управляют нами. Они сильные люди, и совет дадут, и помогут. Но вдруг наступает момент, когда нужно взять руль на себя: теперь ты сильный и должен управлять ситуацией.

Они хотят, чтобы мы были успешными. Если я прихожу к родителям и начинаю жаловаться, они уже не могут ничем мне помочь. Поэтому я разделил две правды: есть правда хорошая и есть правда, которую им лучше не знать никогда. Наше благополучие - залог их успеха, об этом нужно все время помнить.

Не пытаться их менять

Когда мы были маленькими, взрослые здорово поели нам мозг рассказами о соседском мальчике, который лучше учится и слушается родителей. Когда они становятся пожилыми, мы начинаем отвечать им тем же: «Смотри, соседка каждый день гуляет, а ты целыми днями дома сидишь». Мы пытаемся их исправить, хотя нужно принимать их такими, какие они есть.

Не нужно пытаться в них что-то впихнуть, они уже не подлежат модернизации. Мы можем их только принять. Если человек курил до 80 лет, скорее всего, он уже не бросит. Как шутит один мой подопечный: «Я делаю дыхательные упражнения, пока сигареты не кончатся».

Знать их «технические характеристики»

Нужно абсолютно точно знать, с кем мы имеем дело. Надо понять, что такое человек не видящий, не слышащий, не могущий встать. Чтобы понять, что такое слепой человек, попробуйте очутиться на его месте: хотя бы порисуйте в темноте.

Наши старшие родственники каждый день видят, как уменьшаются их возможности. На мои уроки приходит суперуспешный человек 80 с чем-то лет - в прошлом бизнесмен, создатель сети магазинов в Израиле. Он подходит ко мне со слезами и спрашивает: «Ты мне поможешь?» Он страдает из-за постоянного уменьшения своих сил.

Они борются со стрессом. Один из моих учеников носит на спине устройство вроде металлической раскладушки, с которой он ходит весь день и которая держит ему позвоночник. На ночь он эту конструкцию снимает, но поворачиваться ему уже нельзя.

Другой мой подопечный однажды спросил, может ли он сидеть не справа, а слева от соседа. Оказалось, ему не нравится, как сосед поет. Когда я спросил, какая разница, с какой стороны сидеть, он ответил: «Правым ухом я уже не слышу». Нам нужно пытаться понимать и учитывать эти вещи.

Представьте на минуточку, что ваши родители постепенно переводят свой режим из автопилота на ручное управление. Они начинают пить таблетки по часам. Средняя продолжительность жизни сейчас - 80 лет. 5 из них человек болен и пару лет он нуждается в помощи. Нужно просто принять это и понять: окей, это нормальная история, плата за долгую жизнь.

Не вступать в конфликт

Я этому сам долго учился. Есть бронебойный снаряд, который пробивает любую шкуру: «Я в твоем возрасте был, а ты в моем - еще нет». И это действительно так.

Агрессия пожилых людей приходит от неудовлетворенности собой. Когда ты принимаешь причину агрессии, когда ты улыбаешься пожилому родственнику и не отвечаешь на его выпады, агрессия спадает. Если ответил - пропал.

Конечно, нужно уметь менять темы разговора, менять вектор. Попробуйте, например, в спокойной ситуации в разговоре с родителями взять и поменять тему. Это упражнение поможет вам в ситуации конфликта.

Сострадать, но не жалеть

Сострадание - очень важная вещь. Причем нужно различать сострадание и жалость - это небо и земля. Жалость обезоруживает нас: жалея человека, мы, как правило, ничем не можем ему помочь. А сострадание может быть разным, в том числе циничным или деятельным.

Не спорить

Есть много моментов, когда очень хочется ответить. Одна из моих учениц заставила меня купить тяжеленную доску, мы два года выпиливали из нее скульптуру. Она потом жаловалась на меня всем: смотри, какую тяжелую работу он мне дал. Я все это слышал и не отвечал. Я не могу напомнить ей: «Ты меня об этом просила», - она этого просто не помнит. Когда ты понимаешь, с кем имеешь дело, все становится гораздо проще. Ты получаешь отрицательную энергию, перерабатываешь ее в себе и отдаешь положительную.

Управлять впечатлениями

Когда мы молоды, у нас очень много впечатлений, а с возрастом их становится все меньше. Все, что отвлекает пожилых от невеселого образа жизни, очень важно. Они сидят перед домами на скамейках и обсуждают соседей именно потому, что им не хватает впечатлений.

Когда мы касаемся темы о том, как уберечь стариков от мошенников, все советы связаны с укреплением обороны: поставить железную дверь, камеру, запретить им подходить к двери. На самом деле ответ очень простой: их надо занять.

Нужно приглядываться к человеку, подсовывать ему что-то. Если хочешь, чтобы старик рано ушел, просто посади его на стул и начни сдувать пыль - долго не просидит. Тетя моя, например, любила перепечатывать стихи Пушкина на старом компьютере. Или другая моя знакомая - 80-летняя бабушка - уже не слышит ничего, зато плавает пятью стилями в бассейне. Хорошо, когда есть общение с внуками - главное, чтобы внукам это не навредило.

Ко мне приходят ученики и говорят: как быстро время прошло, я и не заметил. Ежедневно приходят 40 человек. Когда начинается интеракция между ними - это тоже обмен впечатлениями. Они обсуждают и меня - это нормально. Один из подопечных мне сказал: «Ты для меня как две рюмки водки».

Впечатления бывают разные, не всегда хорошие. Однажды мои клиенты выволокли стулья на балкон и смотрели, как человека вылавливают из бассейна и увозят на скорой, - это тоже впечатление. Мы можем постараться сделать так, чтобы впечатления были только хорошие, но мы не всесильны.

Не винить себя

Чувство вины преследует всех. Что бы ни происходило, остается ощущение того, что недоделал, недодал, неправильно вел себя с родителями. Не надо себя винить. Виновато время. Это замкнутый цикл, который не зависит от нас.

Надо понять, что человек, который приближается к границе жизни и смерти, прежде всего обращен в себя и пытается упорядочить свое прошлое. Я общался со многими пожилыми людьми, которые вспоминают то, что было 40–50 лет назад, и пытаются все это разложить по полочкам. Память устроена как бутылка с песком. Когда ты ее переворачиваешь, события вчерашнего дня улетают сразу, а на донышке остаются мама и папа. Люди уходят в себя, и мы не виноваты в этом, мы должны это понять, смириться с этим и постараться дать им как можно больше.

В любом случае нужно беречь себя. Надо научиться отдыхать. Если постоянно жить жизнью пожилого человека, в итоге останешься виноват: тебя обвинят в том, что у тебя все не сложилось. Почему ты не женился? Почему не родила детей?

Прощать

Нужно научиться оставлять обиды во вчерашнем дне. Это как компьютер - ты его перезагрузил и начинаешь работать снова. Если сегодня ты не простил своего деда, завтра - может так случиться - его уже не станет.

Я наладил отношения с матерью после того, как оставил какие-то темы незакрытыми. Когда мне было 20, я думал: вот сейчас я немножко объясню и она поймет. Она не поняла. Поэтому я научился не закрывать темы, а просто перешагивать через них.

Но чтобы прощать, надо иметь силы. Есть много техник восстановления: можно медитировать. Лично я придумал для себя технику «5 минут»: просто выхожу из помещения, сижу пять минут и ни о чем не думаю. Потом возвращаюсь с новыми силами, чтобы опять иметь возможность сострадать.

Одна из главных моих заповедей - умейте их рассмешить. Веселый старик не опасен.

Следующий Саши Галицкого состоится в конце февраля.

Рассматриваемые вопросы:

  1. Особенности общения с инвалидами.
  2. Особенности общения пожилых людей.
  3. Понятие и виды конфликта.
  4. Этапы и способы разрешения конфликта.

Не нужно думать, что инвалиды требуют какого-то специального обхождения, однако необходимо учитывать ряд особенностей установления контакта с инвалидом, корректный язык помогает в общении формировать позитивный образ собеседника

Используйте Избегайте
Инвалид; человек, имеющий инвалидность; люди, имеющие инвалидность; инвалиды.
Человек с ограниченными возможностями; человек с ограниченными функциями.
Больной, калека, искалеченный, деформированный, неполноценный, дефективный.
Неинвалид, обычный, типичный человек. Нормальный, здоровый.
Человек, использующий инвалидную коляску.
Врожденная инвалидность.
Прикованный к инвалидной коляске.
Врожденный дефект, несчастье.
Имеет ДЦП Страдает ДЦП
Перенес полиомиелит, имеет инвалидность в результате полиомиелита; человек, который перенес болезнь, пережил болезнь, стал инвалидом в результате…. Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита.
Умственно отсталый человек Отсталый, умственно неполноценный
Человек с задержкой в развитии Тормоз, слабоумный
Человек с синдромом Дауна Даун, монголоид
Человек с эпилепсией. Люди, подверженные припадкам. Люди, подверженные эпилептическим припадкам. Эпилептик, припадочный
Душевнобольные люди. Люди с душевным или эмоциональным расстройством. Сумасшедший, псих.
Слепой человек. Плохо видящий человек. Человек, который плохо слышит. Глухой человек. Слепой как крот. Совершенно слепой; глухонемой; глухой как пень.
Человек с трудностями в общении, с затруднениями в речи. Немой.

Общие правила этикета в общении с инвалидами:

  • когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему;
  • когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку;
  • если вы предлагаете помощь, ждите, когда ее примут, а затем спрашивайте как и что делать;
  • обращайтесь со взрослыми инвалидами, как со взрослыми;
  • не смущайтесь, если случайно допустили оплошность.

Правила этикета в общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении:

  • заранее убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия;
  • не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по плечу;
  • избегайте положения, при котором собеседнику нужно запрокидывать голову;
  • не стоит думать, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного передвижения.

Правила этикета в общении с людьми с плохим зрением и незрячими:

  • при общении необходимо учитывать насколько плохо человек видит, какое слабое периферическое или прямое зрение;
  • рекомендуется использовать фразы, характеризующие звук, запах, расстояние, и при этом делиться увиденным;
  • с собаками поводырями нельзя играть и командовать ими;
  • нельзя отнимать или блокировать трость;
  • когда незрячий человек должен подписать документ, обязательно нужно его прочитать. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом;
  • когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, направьте его руку на спинку или подлокотник;
  • при спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним;

Люди с нарушением слуха:

  • разговаривая с плохослышащим человеком, нужно смотреть прямо на него;
  • говорите ясно и ровно. Можно использовать жесты;
  • если существуют трудности при устном общении, можно использовать письмо, факс, электронную почту и т.д;
  • не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам;
  • нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно;
  • используйте выражение лица, жесты и телодвижения.

Люди с задержкой развития и проблемами общения:

  • используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу;
  • избегайте словестных штампов и образных выражений;
  • не думайте, что вас не поймут. Рассказывайте «по шагам»;
  • будьте готовы несколько раз показывать фотографии и иллюстрации;
  • обращайтесь непосредственно к человеку;
  • помните, что люди с задержкой в развитии дееспособны.

Люди с психическими проблемами:

  • не думайте, что люди с психическими нарушениями обязательно нуждаются в дополнительной помощи и специальном обращении;
  • обращайтесь людьми с психическими нарушениями как с личностями;
  • не думайте, что эти люди более склонны к насилию;
  • неверно, что все люди с психическими нарушениями всегда принимают лекарства;
  • люди с психическими нарушениями, как правило, дееспособны;
  • люди с психическими нарушениями, способны работать, они могут выполнять обязанности, которые требуют определенных навыков и способностей;
  • люди с психическими нарушениями знают, что для них хорошо, а что плохо;
  • не говорите резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если у вас есть для этого основания.

Люди, испытывающие затруднения в речи:

  • не игнорируйте людей, которым трудно говорить;
  • не перебивайте и не поправляйте человека;
  • не пытайтесь ускорить разговор;
  • смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт;
  • задавайте вопросы, требующие коротких ответов;
  • затруднения в речи не является признаком низкого интеллекта человека;
  • не притворяйтесь, если вы не поняли, что вам сказали;
  • не забывайте, что человеку с нарушенной речью тоже нужно высказаться.
  • если у вас возникли затруднения в общении, спросите, не хочет ли собеседник использовать другие способы – написать, напечатать.

Все виды взаимоотношений между людьми можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют контакты личности и общества, вторую — семейно-родственные отношения и сердечные привязанности.

Сердцевиной всех человеческих контактов служит внимательность и отзывчивость по отношению к другому человеку, понимание его дум, чаяний и нужд. Все с этим согласятся, но не все до конца это понимают, и, прежде всего, — сами пожилые люди.

Внимательность к другому требует от них особых усилий и сосредоточенности, но этому мешает затуманенность их поля внимания и постоянная озабоченность. И особенно внимательность пожилых людей к другому человеку важна в обычном разговоре, где обмен мнениями должен быть ясным и понятным с первых слов.

Часто речь пожилого человека невнятна и слова неразборчивы, поэтому старым людям обязательно надо прислушиваться, не часто ли их переспрашивают, не напрягает ли собеседник слух, чтобы лучше слышать. Если это имеет место, пожилому человеку необходимо выяснить причину, почему его плохо понимают, и устранить ее. Особенно важно следить за четкостью произношения слов и правильной артикуляцией. Для любой беседы важно, чтобы она протекала свободно в обоих направлениях. Ведь если один из собеседников неважно слышит или невнятно говорит, дельного разговора не получится.

Но, пожалуй, самая большая их беда в разговоре — это многословие. Поскольку с возрастом становится все труднее четко формулировать мысль, человек вынужден часто повторяться, упоминать разные мелочи, ходить вокруг да около, говорить долго и путано. Чтобы избежать этого, нужно не упускать из внимания главную мысль и ограничиваться теми словами, которые полнее и точнее передают ее смысл.

В своих разговорах пожилые люди часто не замечают, что повторяют уже сказанное или давно известное. Нет в разговорах ничего более скучного, чем выслушивать то, что сам хорошо знаешь. Другой путь наскучить своему собеседнику — говорить много, однако пожилые люди часто говорят без умолку, не замечая, что заинтересованный вначале слушатель начинает ерзать и больше не хочет слушать.

Иногда говорливость пожилых людей мотивирована их одиночеством и они рады любому слушателю. В других случаях она вызвана неуверенностью человека в себе и опасением оказаться неправым, поэтому он желает утвердить свое мнение и всеми силами отстоять свою правоту. А чаще всего это объясняется тем, что пожилому человеку трудно уследить, когда его увлеченность своими рассуждениями начнет отпугивать слушателей, а его самого начнет уводить в сторону от темы.

Чтобы сделать разговор интересным и содержательным, пожилому человеку следует придерживаться той темы, которая интересна собеседнику. Для этого, конечно, надо хоть немного знать как своего собеседника, так и его интересы. Поэтому, собираясь в гости или на встречу, необходимо освежить в памяти основную тему предполагаемого разговора. Но главное — надо иметь что сказать. У пожилых людей с годами запас интересных идей истощается. Старики живут замкнуто и их жизнь бедна событиями. Мышление их не стимулируется потребностями активного труда или свежими взглядами. Особенно если жизнь ограничена стенами дома и узким кругом друзей. Хорошими собеседниками бывают только те пожилые люди, которые активны, кто живет в ногу со временем, много читает и размышляет над прочитанным.

Кроме того, с возрастом у многих людей появляется эгоцентризм (самоконцентрация). Например, пожилые люди, чья жизнь ограничена стенами дома, могут надоедать разговорами вокруг своих домашних забот или своих болезней и в разговоре постоянно соскальзывают на свои любимые темы. А это всегда надоедливо для слушателя.

Важным компонентом содержательного разговора является умение пожилого человека слушать, т. е. долго и внимательно следить за тем, что говорит собеседник. В жизни же, как правило, происходит обратное: человек вполуха прислушивается к тому, что кто-то говорит, а сам бессознательно пытается вставить в разговор свои мысли или суждения.

Ничто так не украшает и не обогащает разговор, как вовремя заданный вопрос, свидетельствующий об интересе к речи собеседника. Если пожилой человек обнаруживает, что беседы стали для него неинтересными, ему следует просто больше слушать другого или деликатно отойти в сторону. И всегда надо помнить — добрая беседа заключается в разговоре с людьми, а не в обращении к ним.

Наконец, еще один чрезвычайно важный элемент разговора, который обеспечивает живость беседы, — это умение расходиться во мнениях и при этом не раздражаться. Однако пожилым людям с годами становится все труднее следовать этому принципу, они начинают нервничать и выходить из себя, что очень вредно для здоровья.

Старый человек должен критически относиться к себе во всех отношениях. Но очень важно видеть свои стороны и не боятся их проявления.

В пожилом возрасте выглядеть блестяще в разговорах одинаково важно и трудно, по этой причине особенно полезно понимать, какие особенности накладывает возраст на речь человека и его умение общаться с другими. Заметить на себе это непросто, но если учитывать, что происходит с мозгом стареющего человека и как это влияет на общение с другими, то известная осмотрительность и самоконтроль позволяет в самом начале уловить неблагоприятные тенденции и избежать их.

Конфликты между людьми, группами людей существуют столько, сколько существует человек. Проблема социального конфликта актуальна для любого общества. Конфликт — явление, постоянно сопровождающее человеческую жизнь и угрожающее ей. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, бытовые и внутрисемейные конфликты — все это разновидности социальных конфликтов.

Конфликт — способ разрешения противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувствами, переживаемыми ими по отношению друг к другу.

К основным структурным компонентам конфликта относят конфликтную ситуацию (объект и предмет конфликта, личности оппонентов, основные факторы микро- и макроситуации в стране, регионе, месте жительства, а также условия работы и жизни человека, обстановка социального взаимодействия), инцидент, субъекты конфликтов и конфликтное взаимодействие (приемы и способы воздействия друг на друга, т. е. стратегию и тактику противодействия).

Различие интересов и взглядов людей, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий могут приводить к спорным ситуациям.

Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными.

Если же создавшаяся ситуация представляет угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация — это ситуация, в которой две (или более) стороны выражают интересы, желания, цели, противоречащие друг другу. Противоречие — раздвоение единого, целого. Для перерастания противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

  • значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;
  • «дефицит» социальных позиций (статусов, ролей) и источников (т.е. определенных материальных или духовных ресурсов);
  • стремление участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

Среди существенных черт конфликта выделяют: наличие противоречия между субъектами; их противодействие; нежелание найти выход из создавшегося положения путем согласия; негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу.

Объект конфликта — это то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие: конкретная материальная ценность (ресурс), социальная (власть) или духовная ценность (идея, принцип).

Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами, противоречие между интересами, потребностями участников конфликта. Например, предметом конфликта может быть деление какого-либо объекта собственности (наследства, квартиры). Если разработаны правила этого деления, с которыми согласны все участники, то проблемы не возникает. Если же правил нет или с ними не согласен кто-либо из участников конфликта, то возникает проблема или противоречие. При неразрешенном этой проблемы разворачивается конфликт, предметом которого является отсутствие правил взаимоотношений при распределении, а объектом — ресурсы.

Субъект конфликта — участники конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно. В качестве субъектов (оппонентов) конфликта могут выступать отдельные личности (учащиеся, сотрудники, руководители), группы, организации. Другая часть участников конфликтного взаимодействия, чьи интересы затронуты косвенно, может являться посредниками, свидетелями, адвокатами, переговорщиками.

Для перерастания такой ситуации в конфликт, необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Инцидент (повод) — происшествие, недоразумение, столкновение; дополнительное (внезапное или преднамеренное) событие, которое затрагивает интересы хотя бы одной из сторон взаимодействия и активизирует его действия. Например, инцидентом может быть ложное обвинение, вмешательство третьих лиц во взаимодействие между людьми, сложный разговор с начальством и т. п.

  • возникновение объективной предконфликтной ситуации;
  • ее осознание как конфликтной;
  • инцидент;
  • собственно конфликт;
  • разрешение (завершение) конфликта;
  • послеконфликтная ситуация.

В учебнике по конфликтологии О. Н. Громовой для наглядности конфликт представляется как формула:
КС + И = К, где КС — конфликтная ситуация, И — инцидент, а К — конфликт.

Степень неизбежности конфликта

Если конфликтная ситуация отсутствует, то вероятность возникновения конфликта невелика. При возникновении одной конфликтной ситуации конфликт закономерен. Если же из одной конфликтной ситуации следует другая или появляется несколько конфликтных ситуаций, то конфликт неизбежен.

Причины конфликтов крайне разнообразны, а для некоторых видов конфликтов бывают свои, сугубо специфические. Наиболее общими причинами конфликтов, возникающих на уровне отдельной личности, группы, организации, являются следующие:

  1. ограниченность ресурсов, подлежащих распределению (власть, премия, земля, любимый); информационная неточность, неполнота, приемлемая для одной стороны и неприемлемая для другой: неполные и неточные факты, слухи, стереотипы;
  2. ценностные различия — различия в целях, ценностях, убеждениях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
  3. организационное несовершенство — неправильное распределение в группе заданий, прав, обязанностей и ответственности членов группы; к этой же группе относятся конфликты из-за социального статуса, властных полномочий и ответственности;
  4. коммуникативная, или поведенческая, недостаточность — когда индивиды ведут себя не в соответствии с ожиданиями окружающих.

Все эти объективные причины только тогда становятся причинами реальных конфликтов, когда заденут личные или групповые интересы. Наиболее часто возникают конфликты на почве материальных интересов людей, хотя внешне они могут проявляться как несовпадение характеров, личных взглядов, моральных ценностей.

Конкретный конфликт обычно происходит в силу действия и объективных, и субъективных причин.

Конфликты можно классифицировать по разным основаниям. Психологи часто выделяют следующие основания: длительность течения, содержание конфликта, его объект, сила воздействия на участников, форма проявления, источник возникновения, последствия и др. Например, в общественном транспорте конфликт может быть коротким, длящимся несколько минут.

В зависимости от природы возникновения конфликта различают: политические, социальные, экономические, организационные.
В зависимости от затронутых потребностей различают конфликты интересов, взглядов (когнитивные). Когнитивный конфликт — конфликт взглядов, точек зрения, знаний, т.е. когнитивных структур. В таком конфликте целью каждого субъекта является стремление переубедить оппонента, доказать правоту своей точки зрения, своей позиции. В качестве примеров можно привести многочисленные дебаты в Государственной думе, выступления лидеров фракций на телевидении и т. п.

По степени выраженности конфликты бывают открытые и скрытые. Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, драки, войны. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и уровню участников конфликта. При скрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, либо у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

По направленности воздействия — вертикальные и горизонтальные. При вертикальных конфликтах субъекты конфликта находятся в отношении руководитель — подчиненный. Примером вертикальных конфликтов являются: учитель-ученик, начальник-подчиненный, вышестоящая организация — предприятие. При горизонтальных конфликтах предполагается взаимодействие равных по объему располагаемой власти или иерархическому уровню субъектов: учителя, ученики, руководители одного уровня, специалисты — между собой.

В зависимости от объекта конфликтов — безобъектные и объектные. В зависимости от количества участников: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые. По способам разрешения — насильственные и ненасильственные.
В зависимости от количества сторон, участвующих в конфликте, различают внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты.

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Разновидностью внутриличностного конфликта являются ролевые конфликты, когда у одной личности возникает необходимость одновременного выполнения различных ролей, которые могут вступать в противоречия (например, у женщины часто вступают в противоречие роли матери, жены и профессионала; у свидетеля по какому-то уголовному делу могут вступать в противоречие роли друга и правопослушного гражданина).Особенностью данного вида конфликтов является выбор между желанием (хочу), возможностями (могу) и необходимостью выполнять те или иные требуемые нормы (надо): между «хочу» и «не хочу», между «хочу» и «не могу», между «хочу» и «надо», между «могу» и «не могу», между «надо» и «не надо», между «надо» и «не могу».

Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой, между собой, борьбу за интересы каждой из сторон. Один из наиболее распространенных видов конфликтов. На межличностном уровне особенности проявления конфликтности во многом зависят от того, как люди, принадлежащие к различным типам культуры, воспринимают мир.

Межгрупповые конфликты — конфликты между различными группами, подразделениями, в которых затрагиваются интересы людей, объединенных на период конфликта в единые сплоченные группы. Следует отметить, что эта сплоченность может пропасть сразу после прекращения конфликта, но в момент отстаивания общих интересов единство группы может быть достаточно велико.
Функции конфликта — воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду.

В зависимости от сферы влияния можно выделить следующие основные функции конфликта:

  • воздействие на психическое состояние и, как следствие, на здоровье участников;
  • воздействие на взаимоотношения оппонентов; на качество их индивидуальной деятельности: на социально-психологический климат группы, в которой развивался конфликт; на качество совместной деятельности членов группы.

Однако конфликты могут выполнять как позитивные (конструктивные), так и негативные (деструктивные) функции. Поскольку обычно конфликт несет в себе и то и другое, его оценивают по тому, какое начало в нем преобладает. Функциональность конфликта по мере своего развития может изменяться в сторону положительных или отрицательных последствий.

Конструктивные функции конфликтов:

  • дает объективную информация о наличии противоречий и социальной напряженности;
  • является источником развития личности, группы, межличностных отношений; дает стимулы к изменениям и самосовершенствованию, к изменению сферы и способам взаимодействия;
  • освобождает группу от подтачивающих ее факторов, снижает вероятность застоя и упадка группы; дает разрядку напряженности между конфликтующими сторонами;
  • диагностирует возможности оппонентов;
  • способствует развитию взаимопонимания между участниками взаимодействия, способствует сплочению коллектива, группы при противоборстве с внешними трудностями, внешним врагом;
  • способствует нормотворчеству, появлению новых правил, форм поведения;
  • способствует решению управленческих проблем (в объединении, обществе).

Деструктивные функции конфликтов:

  • требует больших эмоциональных, материальных затрат;
  • способствует снижению дисциплины, ухудшению социально-психологического климата в коллективе;
  • формирует представление о побежденных группах как о врагах;
  • наносит ущерб работе, созидательной деятельности;
  • способствует росту недоверия и уменьшению степени сотрудничества между людьми в группе, организации;
  • затрудняет восстановление добрых и деловых отношений («шлейф конфликта»).

На объективном уровне основными элементами структуры конфликта являются основные факторы макроситуации (физической и социальной среды), опосредованно влияющие на конфликт:

  • основные факторы физической социальной среды, непосред¬ственно влияющие на конфликт;
  • второстепенные участники конфликта;
  • основные участники конфликта;
  • объект и предмет конфликта и др.

К основным субъективным элементам структуры конфликта можно отнести психические модели конфликта, имеющиеся у его участников, их актуальные психические состояния: динамические составляющие их индивидуально-психологических особенностей и др.

Развитие конфликта — это процесс зарождения и последующего развития конфликта как результата действия определенной системы причин и факторов развития. Можно выделить четыре этапа, каждый из которых состоит из нескольких фаз.

Первый этап — возникновение объективной конфликтной ситуации включает фазы:

  • развитие доконфликтной ситуации в социальном взаимодействии;
  • попытки разрешить ее неконфликтными способами;
  • отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны.

Второй этап — осознание субъектами конфликта:

  • осознание того, что достижение собственных целей возможно лишь за счет партнера;
  • инцидент — переход предконфликтной ситуации в открытый конфликт;
  • возникновение предконфликтной ситуации (начало противодействия или появление негативных эмоций у оппонентов по отношению друг к другу).

Третий этап — конфликтные действия:

  • физиологическая мобилизация (изменения частоты дыхания, пульса), изменения психического состояния;
  • конфликтное взаимодействие;
  • попытки завершить конфликт; завершение конфликта.

Четвертый этап — разрешение конфликта:

  • переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны (частичная нормализация взаимодействия участников конфликта после его разрешения);
  • полная нормализация взаимодействия участников конфликта;
  • новый этап социального взаимодействия.

Таким образом, конфликт возникает с появлением объективного противоречия в целях и интересах участников, становится для них психологической реальностью после осознания противоречия в реальном инциденте, проходит этап конфликтных действий и приходит к определенному разрешению.

Не всегда конфликт развивается через четыре этапа. Он может объективно возникнуть, но остаться неосознанным вплоть до исчезновения самой конфликтной ситуации. Конфликт может найти разрешение на стадии осознания, не переходя к действиям.
Формы разрешения конфликтов очень разнообразны. Можно говорить о двух основных путях снятия конфликта: через снятие инцидента и через разрешение объективной конфликтной ситуации.

Снятие инцидента — это попытка притушить конфликт, переведя его на либо стадию осознания (безконфликтных действий), либо на стадию неосознаваемой конфликтной ситуации.

Способы разрешения объективной конфликтной ситуации следующие:

  1. победа одной из сторон. В данном случае конфликт решается полностью, если проигравшая сторона приняла свое поражение, что крайне редко встречается в повседневной практике. Победа одной стороны — всегда временное состояние, сохраняющееся до ближайшего серьезного инцидента;
  2. компромисс — достижение согласия между субъектами конфликта путем частичной сдачи своих позиций;
  3. полное физическое или функциональное разведение участников. В этом случае действительно исчезает сама почва для конфликта, но конфликтные отношения между бывшими оппонентами могут сохраняться очень долго, так как они не получили своего разрешения. Кроме того, такой путь редко удается реализовать в реальной практике. Например, для ученика, вступившего в конфликт с учителями или учениками школы, разрешение конфликта сопряжено с переходом в другую школу, адаптацией в новой группе;
  4. изменение внутренней системы ценностей и интересов участников взаимодействия, вследствие чего в их глазах бледнеет сам объект конфликта или приобретают личностную значимость отношения с оппонентом. Такое изменение системы ценностей психологически очень сложно, часто требует помощи со стороны специалиста-психолога, однако именно этот путь может привести к конструктивному разрешению супружеских или семейных конфликтов;
  5. разрешение конфликта через конфронтацию к сотрудничеству. По своему содержанию близок к предыдущему, но касается, как правило, деловых конфликтов, не затрагивающих глубинные отношения людей, а относящихся к их социальным или материальным интересам. Такие конфликты могут быть разрешены через специально организованную работу по нахождению общих интересов и целей, через сужение зоны разногласий до минимума и заключение договоров о сотрудничестве. Большую роль в разрешении таких конфликтов играет участие посредника — человека, владеющего специальными навыками ведения переговоров и разрешения споров;
  6. разрушение социальной системы, в рамках которой формировались противоречия между сторонами;

Завершение конфликта — одна из наиболее значимых фаз в динамике конфликта, заключается в его прекращении по любым причинам.

Основные формы завершения конфликтов:

  • разрешение противоречия, являющегося основой конфликта;
  • урегулирование;
  • затухание;
  • перерастание в другой конфликт;
  • устранение конфликта.

Конфликт может завершиться благодаря усилиям его участников или вмешательству третьей стороны.

Психологией совместно с педагогикой в целом разработаны подходы к изучению конфликтов и их целесообразному разрешению в педагогическом процессе. К ним относятся:

  • этическая беседа, дискуссия, диспут; метод включения в деятельность;
  • метод разрешения нравственных задач на основе жизненных конфликтных ситуаций;
  • метод моделирования конфликтных ситуаций, ролевая игра;
  • метод «взрыва» (А. С. Макаренко), выражающийся в различных формах (доверие, отчуждение от коллектива, изоляция, гнев воспитателя и т. д.).

Психологи предлагают два основных способа разрешения конфликтных ситуаций:

  • нежелательные конфликты предупреждать или разрешать на стадии предконфликта (предконфликтной ситуации);
  • конструктивные конфликты разрешать либо устранением одной из сторон противоречия, либо устранением условий, способствующих конфликту.

В настоящее время одной из актуальных задач психологической науки, на наш взгляд, является разработка достаточно действенных воспитательных средств и приемов профилактики и оптимального разрешения конфликтов.

Предупреждение конфликта — в широком смысле — такая организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними; в узком смысле — деятельность субъектов взаимодействия, а также третьих лиц по устранению причин назревающего конфликта, разрешению обостряющегося противоречия неконфликтными способами. В основе предупреждения лежит устранение или блокирование объективных, организационно-управленческих и субъективных причин конфликтов; создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению проблемных и предконфликтных ситуаций социального взаимодействия неконфликтными способами.

Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Как у пациента, так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.

Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала - максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления.

Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются в зависимости от ряда факторов, обуславливающих ожидания больного:

1. предварительной информации о медработнике

2. репутации медицинского учреждения

3. «дороги» в мед. учреждение

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра как коммуникативная компетентность.

- акцептация (безусловное принятие больного)

Аутентичность или самоконгруэнтность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).

Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между медработником и пациентом одним показателей того, что понимающее общение состоялось.

Эмпатия (от английского empathy - чувствование) - это спо-собность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразуме-вает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмо-циональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (пере-живания по поводу чувств другого). Если возникает состояние идентификации с эмоци-ональным состоянием пациента, то медработник теряет способность профес-сионально работать и ему требуется психологическая помощь.


Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.

Модели взаимодействия медработника и пациента

Партнерство - сотрудничество в вопросах лечения, разделение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом.

Контрактная - сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.

В общении медсестры и пациента, в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения :

1. ориентация - больной и медсестра знакомятся друг с другом.

2. развернутый этап - может иметь место сотрудничество друг с другом.

3. завершающий этап - этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.

Общие правила общения с пациентом.

1. Проявление искреннего интереса к пациенту.

2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение - похвала, подчеркивание значимости.

3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.

4. Доброжелательность, приветливость.

5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера.

6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».

8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.

12. Использовать оптимальные невербальные методы общения - спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения (похлопывание, ласковое дотрагивание) и т.п.

Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре

Основными условиями эффективности профессионального об-щения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внима-ния, интереса, профессиональной компетентности.

Необходимо знать особенности психологическо-го отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

Для детей дошкольного возраста характерно:

  • отсутствие осознания болезни в целом;
  • неумение формулировать жалобы;
  • сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы бо-лезни;
  • восприятие лечебных и диагностических процедур как устра-шающих мероприятий;
  • усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;
  • чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

Деонтологическая тактика - эмоциональное теплое отноше-ние, от-влечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведе-ние процедур с уговорами., профессиональное обращение с род-ственниками больного ребенка.

Для подростков характерно:

  • преобладание психологической доминанты возраста - «при-тязание на взрослость»;
  • бравада как форма само-защиты при внутренней психологической ранимости;
  • пренебрежи-тельное отношение к болезни, факторам риска.

Деонтологическая тактика - общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

При работе с пациентами работоспособного возраста .

Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

Деонтологическая тактика - ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнитель-ных пациентов.

Для пациентамов пожилого и старческого возраста характерно:

Психологическая доминанта возраста - «уходящая жизнь», «приближение смерти»;

Чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;

Возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, суже-ние интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение воз-можности самообслуживания;

Интерпретация болезни только че-рез возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

Деонтологическая тактика - поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность; мотивация на выздоровление.

Особенности общения с пациентом в стационаре

Заболевание, госпита-лизация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, расста-вание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от кото-рого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строго-го постельного режима зависимость может быть абсолютной.

Распорядок жизни пациента в стационаре определяют меди-цинские работники, сама жизнь пациента в стационаре ока-зывается в зависимости от их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы от-ношения, которые складываются у него со средними медицински-ми работниками, прежде всего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.

Взаимоотношения с пациентами следует строить в зависимости от возраста, про-фессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними сле-дует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их челове-ческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное паци-ентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощно-стью и зависимостью.

Средний медработник должен знать , какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. Однако в беседе с пациентом надо проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него «ввалились глаза», плохие анализы.

Необходимо помнить, что при многих заболева-ниях у пациентов возникают те или иные особенности психиче-ской деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабоду-шие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раз-дражительность, язвительность, озлобленность.

При острых инфек-ционных заболеваниях , подоболочечном кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внут-реннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Оп-ределенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологиче-ским и другим болезням, различным формам эндогенной интокси-кации, отравлений.

Значительные особенности имеет работа медсестры в детских отделениях, т.к. пребывание в стационаре без матери является для детей суще-ственным психотравмирующим обстоятельством. Сложными могут быть отношения медицинских работников с родственниками больных детей. Кратковременное общение с родите-лями иногда может лишь взволновать больного ребенка, кото-рый частично адаптировался к больничным усло-виям.

В общении с родственниками пациентов необходимо быть тактичным, вежливым, делать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходи-мое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установ-ленного в стационаре режима.

Подлинная культура общения необходима и в самом коллек-тиве медработников. Доброжелательность в отношениях с колле-гами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплини-рованность членов коллектива, соблюдение ими субординации.

Общение в сложных конфликтных ситуациях

Считается , что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в том числе возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Челове-ческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющей людей. То, какими будут взаимоотно-шения людей, зависит от их психологической грамотности.

Столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характеро-логические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчи-нить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.

В итоге все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.

Вероятность наступления конфликтов повышается при:

Несовместимости характеров и психологических типов;

Наличии темперамента холерика;

Отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

Нередко причиной конфликта является неправильное поведе-ние участников общения. В конфликтной ситуации нельзя:

Критически оценивать партнера;

Приписывать ему плохие намерения;

Демонстрировать знаки превосходства;

Обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;

Игнорировать его интересы;

Видеть все только со своей позиции;

Преувеличивать свои заслуги;

Раздражать, кричать, нападать;

Задевать «болевые» точки партнера;

Обрушивать на партнера множество претензий.

Конфликты между медработником и пациентом могут быть разделены на реалистические и нереалистические.

Реалистические (предметные) - вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п.

Часто связаны с несовпадением ожиданий пациента и реальностью.

Нереалистические (беспредметные) - имеют целью открытое выражение накопившихся беспредметных эмоций, обид, враждебности, когда сам конфликт является целью. Например - предвзятое отношение к медицинской службе или к отдельному медработнику.

Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов; стычки, стол-кновения и кризисы.

Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Пример - пациент после сде-ланного замечания вновь опоздал на процедуру.

Столкновение. Признаком конфликта этого уровня является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение другого человека; раздражение в течение нескольких часов, дней; появле-ние сомнений в правильности своего представления об этих от-ношениях. Пример - ситуация, в которой приходиться неоднократно исправлять ошибки коллеги, а на замечания он не ре-агирует и воспринимает их как результат придирчивости.

Кризис — такой уровень конфликта, который угрожает даль-нейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опа-сения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмо-ционального срыва, если они будут продолжаться; опасение фи-зического насилия.

Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.

Барьеры общения это те многочисленные факторы, кото-рые случат причиной конфликтов или способствуют им. Барьерами межличностного общения могут быть: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые бартеры, предубеждения, пред-рассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.

Средства общения и использование их в психотерпевтических целях

Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.

Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему). Критерий «заслуживающий доверия» очень важен для эффективного общения, на доверие к медработнику влияют - отношение к нему других медработников, знание медработником обсуждаемого вопроса, соблюдение конфиденциальности.

Критерии «уместности сообщения» и «удачный выбор времени» можно объединить в один - «уместность», что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учет индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации. Именно он является мерой простоты, ясности, уместности, доверительности для конкретного пациента. К вербальным навыкам общения следует отнести также умение слушать, что предполагает наличие дисциплины, требует усилий.

С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина выделяют активное, пассив-ное и эмпатическое слушание. Под активным они понимают слуша-ние, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение чувств.

Медработник в основном кон-тактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общать-ся с помощью слов, т.е. вербально. Поэтому они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Кроме того, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обус-ловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической под-держке и заботливом к себе отношении.

Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушива-нии сетований пациента, открытые жесты, наклон корпуса в сторо-ну пациента, малую дистанцию и прямую ориентацию, а также ак-тивное использование прикосновений, выражающих поддержку (дер-жать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процес-са общения с пациентом и использование ободряющих междоме-тий.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Душевное здоровье современного человека на любой фазе жизни во многом определяется качеством его общения. Общение с пожилыми людьми обладает некоторыми особенностями. С каждым годом здоровье пожилого человека подвергается необратимым физиологическим изменениям, что может вызвать определенные затруднения в общении с ним.

3 слайд

Описание слайда:

В соответствии с классификацией, принятой ВОЗ и геронтологической ассоциацией, к пожилым относятся люди в возрасте 60-74 лет, к старикам - в возрасте 75-90 лет, к долгожителям - старше 90 лет.

4 слайд

Описание слайда:

Физическое старение вызывает у пожилых людей ухудшение самочувствия и, как следствие, снижение самооценки, усиливается чувство малоценности, недовольство собой. Человек переживает «кризис идентичности», для которого характерно чувство отставания от жизни, уменьшение способности радоваться и ощущать жизнь в полной мере. На этой почве возможно появление склонности к осознанному затворничеству, склонность к пессимизму и ипохондрии.

5 слайд

Описание слайда:

Возрастные изменения в структуре головного мозга приводят к тому, что затормаживается мышление, появляются трудности в формулировании своих мыслей, ослабляется контроль над своими реакциями. Это проявляется в том, что пожилой человек может много говорить об одном и том же, отвлекаясь от главной темы, или вести себя излишне резко, проявляя невыдержанность и даже агрессивность.

6 слайд

Описание слайда:

Кроме того, пожилые люди быстрее устают от общения. Желая сэкономить силы, они начинают ограничивать те виды общения, которые считают менее важными. Можно выделить некоторые характерные черты стиля жизни и поведения пожилых и престарелых людей. Давайте рассмотрим их более подробно.

7 слайд

Описание слайда:

Как правило, жизнь пожилого человека не богата разнообразными событиями. Однако они заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. В итоге то, что воспринимается более молодыми как незначительный эпизод, для старого человека становится делом целого дня. Например, разговор по телефону, встреча с другими людьми, соседями, приход социального работника.

8 слайд

Описание слайда:

Именно поэтому лучше заранее договориться о встрече, и о дне и времени вашего прихода. Это даст им возможность настроиться на встречу. Помните о том, что Ваш внезапный визит может стать для пожилого человека источником стресса. Договариваясь о встрече, важно считаться с его планами и распорядком дня, поскольку для пожилого человека следование ритуалам позволяет сохранять душевное спокойствие и ощущение контроля над собственной жизнью.

9 слайд

Описание слайда:

Пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем - отсюда запасливость, бережливость пожилых людей, Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, и их ценности. Пожилому человеку трудно переключиться на новую тему в разговоре, пока он не выскажет все о наболевшем. Зная эти особенности психики пожилых людей, возможно, вы с большим пониманием будете относиться к изменениям в их характере.

10 слайд

Описание слайда:

Часто причиной многих конфликтов с пожилыми людьми может быть непонимание их склонности к рассказам о своей прошлой жизни. В это время человек снова чувствует себя молодым, красивым, сильным. Он снова переживает свои успехи, мысленно встречается со старыми друзьями. При этом кое-что приписывается, приукрашивается, но при повторном воспроизведении уже самому рассказчику представляется реальностью.

11 слайд

Описание слайда:

Геронтологи убеждены, что воспоминания создают эмоциональный и интеллектуальный комфорт для пожилого человека, являются своеобразным видом творчества, они изгоняют апатию, вселяют бодрость. Поэтому не следует лишать стариков их любимого занятия - предаваться воспоминаниям, а напротив, поощрять его. Просто надо заранее запланировать для такого разговора некоторое время.

12 слайд

Описание слайда:

Замечено, что многие пожилые люди не любят общаться со своими сверстниками, предпочитая общество более молодых людей, обычно - представителей следующего за ними поколения. Исследования опыта долгожителей Абхазии показали, что ежедневные беседы с родственниками и ближайшими соседями, возможность дать совет молодым, существенно влияют на общий тонус и продолжительность жизни стариков.

13 слайд

Описание слайда:

Ухудшение здоровья и зависимость от других людей, могут «загнать в угол» пожилого человека. Он может начать чувствовать себя лишним, обузой. Ваша задача, общаясь с таким человеком спокойно и уверенно, попытаться повысить его самооценку, не допускать ситуаций, приближающих его к стрессу. Не напоминайте ему о его старости. Вместо этого похвалите его за то, что у него получается: хорошо выглядеть, улыбаться («Как Вы хорошо держитесь!»), выращивать цветы, поддерживать порядок в квартире, быть опрятным, приветливым, ходить на прогулки («Как здорово, что ты заботишься о своем здоровье!»)

С возрастом происходят существенные функциональные и структурные изменения организма, имеющие индивидуальные различия. Процесс старения определяется соотношением между рядом внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся особенности организации хромосом и реализации заложенного генотипа, своеобразие обмена веществ, нейроэндокринной регуляции, обеспечивающей активность, прежде всего, головного мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, устойчивость иммунологического статуса. Эти внутренние факторы способствуют наиболее успешной возрастной адаптации организма к меняющимся условиям жизни. К внешним факторам относится образ жизни, физическая активность, характер питания, вредные привычки, подверженность болезням, стрессы.

Главная психологическая проблема пожилых людей – поиск смысла прожитых лет. В период 60–70 лет открывается перспектива взглянуть на прошлую жизнь. Склонность делиться воспоминаниями отражает поиск смысла пережитого и стремление получить от молодых подтверждение того, что жизнь прожита не зря. Главное, чтобы у пожилого человека было ощущение счастья и удовлетворение от жизни, тогда старость будет приятной порой.

Основными стрессами людей пожилого и старшего возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; уход человека в себя. Наиболее сильным стрессом в старости является одиночество. Самый мощный стрессовый фактор – это смерть близкого человека. Перенести ее удается не каждому. Умение перенести смерть близкого человека поддерживается соблюдением правил и ритуалов построения отношений с окружающими. Именно они должны помочь человеку пережить горечь потери. Если же человек замыкается в своих горестных переживаниях, внешне проявляя их в угрюмой подавленности, это приводит к тому, что он заболевает сам, поддерживая в себе состояние стресса, и ранит окружающих людей. Не менее стрессовым фактором является мысль пожилого человека о своей собственной смерти. Его страшит неизвестное, нежелание оставлять своих близких любимых людей. Пожилые люди чаще говорят о своей смерти, чаще, чем молодые. У них появляется больше времени для раздумий, они могут оценить свою жизнь с высоты своих лет.

Однако более существенным в старости оказываются психологические аспекты, отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих. Прекращение трудовой деятельности обуславливает повышение тревожности, ухудшение самочувствия и определенное падение социального престижа. Если пожилой человек, выйдя на пенсию, не наладит нового поприща для применения своих сил, то происходит постепенное сужение круга интересов, сосредоточение на своем внутреннем мире, снижение способности к общению; все это приводит к эмоциональному кризису. Именно в этом возрасте происходит потеря друзей и родных. Уходят из жизни старые друзья, дети начинают жить своей жизнью, часто отдельно от пожилых родителей. Все эти моменты могут обречь человека преклонных лет на одиночество.

Еще одним проявлением невостребованности пожилых людей являются постоянные жалобы на болезни, что, отчасти, через участие медицинских работников компенсирует фактор одиночества. Возрастает спрос на медицинскую помощь, особенно медикаментозную. Следствием органических заболеваний становятся ложные установки, неудовлетворенные амбиции, эмоциональные стрессы. Однако характер части заболеваний носит психологический оттенок. Некоторые пожилые люди симулируют своим состоянием, дабы привлечь внимание близких, желая быть в центре внимания.

Уважение личности престарелых людей, заботливое отношение к ним – основные условия работы с ними. Большое значение имеет психологически правильное общение с пожилыми пациентами. Кроме современных лекарственных препаратов в лечении больных огромную роль играет личный контакт, внимание, искренность, любовь и забота.

Статьи по теме: