Простая русская изба Ни кособока, ни горбата, И с ней была моя судьба Надолго связана когда-то. Шилин В.В

Гаврилюк Татьяна Иосифовна
Воспитатель высшая КК, МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия "Сезам", г. Сургут Тюменской обл. ХМАО-Югра

Цель:
Приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.
Создание образа оберега для своего дома.
Задачи:
ОО «Коммуникация»
1. Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
2. Закрепить знания детей о русской избе, о предметах русского быта, о народном творчестве.
3. Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.
4. Вызвать желание участвовать в беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.

ОО «Познание»
1. Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта.
2. Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.
3. Закрепить знания о символах и древних образах.
4. Развитие интереса к прошлому.
ОО «Художественное творчество», ОО «Труд»
1. Вызвать желание создать оберег своими руками.
2. Вызвать эмоциональный интерес к работе.
3. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.
ОО «Социализация»
1. Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
2. Формировать умение устанавливать положительные взаомоотношения со взрослыми и детьми при коллективном создании оберегов, на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не ссориться, договариваться о предстоящих действиях, помогать друг другу, обращаться за помощью).
ОО «Музыка»
1. Приобщение детей, через музыку русских народных песен, к истокам русской культуры, к народно- прикладному искусству.
2. Предварительная работа:

1. ОБЕРЕГ - символы защиты. По представлениям предков делали вещь непроницаемой для злых духов.
2. ОБЕРЕГ(С.И.ОЖИГОВ) - предмет, оберегающий,охраняющий от чего-либо.

Тип занятия:
Интегрированное занятие (коммуникация, познание, художественное творчество, музыка, история, социализация, труд).
Материалы:
Кусочки ткани, нитки.
Оборудование:
Группа оборудована в стиле русской избы: деревяный стол, лавки, половики, вышитые рушники. Предметы быта: самовар, иконки, свеча, лапти, керосиновая лампа, деревяная посуда, образцы оберегов.
Инструменты:
Ножницы, нитки, кусочки ткани размером 15*15см.
Предварительная работа:
1. Проживание тем в группе –« Мы - россияне», «Святки», «Народное творчество».
2. Просмотр презентаций: «Государственные символы России», «Внутренний мир русской избы», «Обереги».
3. Изготовление макета для режиссерской игры – русская изба, предметы быта в ней (из соленого теста).
4. Знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель:
- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
- Здравствуйте.
Воспитатель: Давайте вспомним, для чего мы с вами решили отправиться в гости к хозяйке дома русской избы? (ответы детей- чтобы она нас научила делать обереги для нашего дома).
Тогда, давайте отправимся в путешествие в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу(спальня оформлена под русский быт).
В горнице детей встречает русская барышня – красавица.
Здравствуйте хозяева!!!
Здравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы!!! Рада видеть вас в своем дому. Зачем пожаловали???
Дети: Мы пришли к вам с просьбой – научить нас делать обереги для нашего дома.
Хозяйка. Научить то научу, но сначала должна проверить ваши знания – что же вы знаете о русском быте.
Хозяйка. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались……(избами).
Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.
1. Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели).
В избу вели деревянные ступеньки.
Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше.

2. Что же было в каждой избе???
Дети: В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

3. Какие же были в избе полы?
Дети: Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки.
Воспитатель: Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами. Центральное место в избе - занимала печь. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату,кочергу.

Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.
По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

4. Что же значит название Красный угол???
Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».
В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
Вот так жили люди раньше!
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит.
/Самовар/
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
/Печь/.
В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
/Печь/
Черный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга.)
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит
(Утюг)
В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер.
(Лапоть.)
Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая.
(Свеча.)
Синее море,
Стеклянные берега,
Плавает утка,
Горит голова.
(Керосиновая лампа.)
На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку,кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам“соседушка” устраивает мелкие неприятности:стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, а что такое оберег? (ответы детей)
Воспитатель: чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома: оберег защищал дом от всяческих напастей. Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.
Это были обереги в виде мешочков, веничков, куколок - берегинь, защитный щит - божье око, расписные яйца (показ разновидностей оберегов).
Хозяйка избы приглашает детей отдохнуть и поиграть в русскую народную игру
Физкультминутка «Во саду ли, в огороде» (звучит аудиозапись русских народных мелодий, дети выполняют движения танца).
Хозяйка. А сейчас еще одно задание для вас: У меня на столах расставлены игрушки и предметы быта расписаные мастерами – умельцами. Я буду брать предмет в руки – а вы называть его и роспись какой он расписан.
Игра «Назови роспись».
Хозяйка. Но так, как вы со всеми моими испытаниями справились, я приглашаю вас в свою мастерскую, где моя Марьяна – искустница научит вас делать куклы – обереги.
Дети переходят в другую комнату: группа превратилась в мастерскую: на столах разложены кусочки ткани, нитки, кусочки синтепона.
Марьяна – искустница (мама ребенка из нашей группы). Здравствуйте дорогие гости. Рада вас видеть в своей мастерской.
Рассаживайтесь ладком, да послушайте. Сегодня я хочу научить вас делать куклу – оберег, которая называется ДЕНЬ - НОЧЬ.
Марьяна – искустница: Краткая информация о кукле день-ночь:

Марьяна – искустница(мама ребенка из группы): перед вами лежит ткань разного цвета, как вы думаете – какая ткань подойдет для девочки – ночи?? (ответы детей).
Практическая работа в мастерской.
Дети по образцу Марьяны – искустницы делают первую куколку оберег День. Когда кукла готова, воспитатель предлагает детям, вспомнить последовательность работы первой куклы, назвать, с чего они начинали работу, что делали потом – дети, рассказывая последовательность, делают вторую куклу – Ночь.
Самостоятельная работа.
(Форма работы совместно – индивидуальная)
Во время самостоятельной работы играет русская народная музыка.
По окончании занятия детские работы размещаются на коллективной выставке. Идёт совместный анализ работ.
- Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии?
Дети: научились делать куклу оберег день-ночь.

Информационная справка:
Краткая информация о кукле день-ночь:
Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта кукла оберег жилища.
Ее делали под Новый год Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе светлой стороной, а вечером – темной. Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами, чтобы день был удачный в делах, благополучным. Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ В ОБЕРЕГЕ

ЗЛАКИ И БОБОВЫЕ - символ достатка, сытости и физической силы.
ПШЕНО – от сглаза.
ЧЕСНОК – от нечистой силы.
ДОМ, ХАТКА – единство и крепость семьи.
РЯБИНА, ШИПОВНИК – женская красота и молодость.
СЕМЕЧКИ ПОДСОЛНУХА – здоровье детей и энергия солнца.
ЛАВРОВЫЙ ЛИСТ- слава и успех.
ГРЕЧКА- ПЛОДОРОДИЕ И ДОСТАТОК
КУКУРУЗА – продолжение рода, Сплочённость семьи.
ОРЕХИ, ЖЁЛУДИ – продление молодости.
ШИШКА – трудолюбие и достижение успеха.
МЕШКОВИНА – изобилие и благосостояние.
КОСА – бесконечность.
ФАСОЛЬ – зарождение новой жизни.
МЕТЛА ВНИЗ – выметает сор из дома.
МЕТЛА ВВЕРХ – к деньгам.
ПУГОВИЦЫ – к обновам.

Наталья Дриллер

Давным давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами.

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Почему печь в избе самая главная?
Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит
С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли..? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий кут.
Мужской угол -коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы.

В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.
Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.
А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.
«В избушке, распевая, деваПрядет, и, зимних друг ночей,Трещит лучинка перед ней» (А.С.Пушкин)
Для освещения горницы пользовались лучиной.
Кто любит труд, того люди чтут. Есть терпенье, будет и уменье.
Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме.
После трапезы было чаепитие. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога».

Пословицы и поговорки
Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим!
Гость в дом - хозяину радость.
Красному гостю – красное место.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Что на месте лежит, то само в руки бежит.
Дом красится хозяином.

Загадки
Ходит, ходит, а в избу не заходит (дверь)
Сквозь стену торчок (сучек)
Маленький мальчик всем под ноги смотрит (порог)
Черная курица сидит на красных яйцах (котелок)
Маленький пузатенький, а весь дом бережет (замок)
На улице рогато, а в избе гладко (углы избы)
Не на полу, не на полке, и в дом глядит, и на улицу (окно)

Используемые источники:
Вернадский Г.В. Киевская Русь. М.: Аграф, 1999 г.
Терещенко А. В. Быт русского народа. – М.: Наука, 1997г.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Актуальность темы очевидна, так как воспитание любви к своей Родине, желание узнать её и готовность к деятельности на благо окружающих людей, как предпосылки к деятельности на благо Родины. Особенно необходимы в наше время, когда в силу изменившейся ситуации социального развития резко увеличилось число детей с агрессивными проявлениями, а стремление к самосовершенствованию и проявлению собственной индивидуальности выражается у многих детей в форме противопоставления себя другим. Не желание вникнуть в проблему другого человека, не умение понять и принять другое мнение, другую культуру.
Достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу – одна из главных задач ФГТ в области «Социализация».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду», независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социально культурной среды. Люди с рождения инстинктивно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Но невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чём дети не имеют, ни малейшего понятия. Следовательно, сама формулировка подразумевает более или менее глубокое знакомство детей-дошкольников с историей быта своего народа.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей является тематическая непосредственно-образовательная деятельность. Важно, чтобы она повышали детскую мыслительную активность. Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
Человек привязан к своей родине, и эта связь определяет его мировоззрение. Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться, как личность.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Цель непосредственно-образовательной деятельности «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»: продолжать знакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа.
Непосредственно-образовательная деятельность направлена на формирование представления об облике русской деревни, обобщения знания детей о предметах старинного быта. Закрепления знаний детей о русском устном и музыкальном творчестве.

Цель:

  • Продолжать знакомить детей с традициями русского народа. Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского народа.
  • Формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
  • Закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
  • Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками. Словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами: ухват, чугун, прялка, рубель, коромысло.
  • Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.
  • Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
  • Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
  • Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.
  • Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.
  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.), блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня…", русский народный костюм для хозяйки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Воспитатель, в русском народном костюме – хозяйки избы, встречает детей).

Воспитатель: Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. А я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).

– Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.
Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».
– Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.
Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!

Воспитатель: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?

Дети: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

Воспитатель: Но это ещё не всё, что « делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.
В старину любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

Звучит русская народная песня «Пряха».

Воспитатель: А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?

Дети:

  • У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
  • Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься.
  • Хорошо прядёшься – весело поёшься.

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь, послушайте: есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку.

Воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта.
Дети садятся на лавки вокруг экрана.

Презентация со слайдами.

По каждому слайду ведётся небольшая беседа: "Что изображено? Для чего вещь служила?" "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем они сейчас, в наше время, какими вещами, заменены)

Воспитатель (после просмотра презентации):
– Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлые.

Частушки в исполнении девочек (наряженных в сарафаны)

Кто сказал – частушки вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?!

Эх, как выйду я плясать,
Ножками задрыгаю –
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.

Эх, раз, полтора,
Бежит печка со двора,
А за нею – чашки
От грязнули Машки.

Как у нашего Егора
Пузо стало, как пригорок –
Целый день он на печи
Уплетает калачи.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

Воспитатель: Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. Какие все молодцы! Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать. Вот послушайте:

Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская… (изба) .

– Молодцы правильно. А теперь зашли в избу и увидели…

Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (печь) .

Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра... (коромысло).

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит... (чугунок) .

Выпускает жаркий пар
Древний чайник... (самовар) .

Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят... (лапти) .

Воспитатель: Дорогие гости, любили раньше в старину на Руси обереги, почитали домового. Верили, что они приносят в дом счастье. И мы хотим принести в ваш дом кусочек счастья. Наши ребята сделают для вас счастливые подковы. Ребята, давайте сделаем для наших гостей подарки своими руками. А теперь проходите все ко мне, я расскажу, вам как мы будем лепить подковы!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая у меня красивая, необычная подкова. Какого она цвета?

Дети: Желтого
Воспитатель: Правильно! А чем она украшена?
Дети: Яблоками и листиками.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Яблоки – красного, листики – зеленого. Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы слепить такую подкову нам нужно тесто разного цвета: желтое – для подковы, красное – для яблок и зеленое – для листьев.
Воспитатель: Подковы мы будем выкладывать на основу из картона. Посмотрите, как их у меня много! Какие геометрические формы вы знаете?
Дети: Овал, круг, ромб, квадрат.
Воспитатель: Ой, какие молодцы! Все уже знаете.
Воспитатель: На каждой основе нарисована изогнутая линия, на которую вы будете выкладывать свои подковы (показ линии).
Воспитатель: Ну, а теперь я вам расскажу и покажу, как мы будем лепить: Сначала берем тесто желтого цвета (показ). И раскатываем из него колбаску. (Показ способа раскатывания). Затем выкладываем колбаску на основу, строго по линии. Если колбаска получится очень длинной, то вам нужно будет отрезать лишнюю часть стекой. А если, наоборот, короткой – то раскатать и сделать длиннее.
Воспитатель: После этого прижимаем колбаску пальцами к основе (показ).
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
Воспитатель: Как вы думаете, что мы будем лепить дальше?
Дети: Яблоки.
Воспитатель: Какого цвета тесто нам для этого нужно?
Дети: Красное.
Воспитатель: А как мы будем лепить яблочки?
Дети: Скатывать шарики.
Воспитатель: Правильно! Посмотрите и сосчитайте, сколько яблок на моей подкове?
Дети: Три!
Воспитатель: А вы на своей подкове можете сделать больше яблочек.
Воспитатель: Начинаем лепить. Свою подкову вы можете украсить не только яблоками, а придумать свои фрукты или ягоды.
Воспитатель: Готова наша подкова?
Дети: Нет.
Воспитатель: А чего еще не хватает?
Дети: Не хватает листьев.
Воспитатель: Какого цвета тесто нам нужно?
Дети: Зеленое.
Воспитатель: Я беру зеленое тесто и отщипываю от него небольшой кусочек. Затем скатываю из него овал и прищипываю один конец листика большим и указательным пальцами.
Воспитатель: А для того, чтобы наши яблочки и листочки крепко держались на подкове, мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ педагога)
Воспитатель: Готова наша подкова?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы запомнили, последовательность нашей работы?
Дети: Сначала лепим подкову, потом яблоки, затем листики. Правильно. Но я просила вас пофантазировать и придумать свои украшения для подковы.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Теперь проходите на свои места и начинайте работать (дети рассаживаются за столы, педагог оказывают индивидуальную помощь детям, по ходу лепки педагог обращает внимание детей на последовательность действий).

Воспитатель: Ой, какие красивые подковы у вас получились! Давайте посчитаем, сколько же яблок и ягод получилось на ваших подковах. Педагог задаёт вопросы каждому ребёнку. Сколько яблок или ягод и сколько листочков получилось у каждого. Опрашивает всех детей. Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье. Подарите их нашим гостям.

Дети дарят подковы.

Воспитатель: Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)

– Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.

– Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!

Цель:

Задачи:

  • развивать художественно-творческие способности детей.

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка - деревенская кормилица.

Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал».

Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

У горшка есть все части тела, почти как у человека: тулово, горлышко, носик, талия, губы, ноги. Попробуйте отгадать где же все это у горшка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

— Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем делать горшки из глины.

Раздает глину из берестяного кузова.

— Какого цвета эта глина?

— Какая она на ощупь? (мягкая, податливая, меняет форму)

Сейчас я покажу и объясню, как вылепить горшок из глины. Сначала мастер в руке делал «донышко» — дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Стенки тщательно разглаживались и «замасливались» смоченной в воде тряпкой, губкой. Готовый сосуд просушивали и обжигали.

Изготовление горшочков из глины.

Давайте и мы поставим наши горшочки в печку. А в следующий раз попробуем украсить наши горшочки. Ведь наши предки тоже украшали их, да не просто так, а со смыслом. Но об этом сказ – в другой раз.

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада!

Гость на порог — хозяину радость!

Видео занятия

Самоанализ педагога

Цель:

— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
  • развивать художественно — творческие способности детей.

На предшествующих занятиях в группе была проведена предварительная работа, в которую вошли: чтение русских народных сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки.

Занятие получилось насыщенным по содержанию, методический материал подобран в соответствии с возрастом. На данном занятии поставленные цели и задачи были выполнены.

Для привлечения внимания были использованы разнообразные приемы работы с детьми: это и введение образа Хозяюшки, и возможность подействовать с предметами русского быта (с чугунком, ухватом, прялкой, ситом, самоваром, ступкой), и сюрпризный момент с сундуком, и возможность примерить народный костюм. Наилучшим образом подействовали на поддержание интереса детей: создание игровых ситуаций (принятие определенных социальных ролей), создание поделок из глины (горшочков), использование интонационной выразительности в речи воспитателя. Оформление комнаты в стиле «русской избы», музыкальное сопровождение занятия, русская народная одежда — все это также дало возможность детям окунуться в атмосферу русского быта.

В ходе занятия старалась активизировать и вовлечь каждого ребенка в деятельность для решения поставленных задач, добиваться индивидуальных ответов, в работе по обогащению словаря использовать больше прилагательных в речи детей, вызвала интерес при загадывании загадок и нахождение отгадок в русской избе. Дети активно отвечали на вопросы «хозяюшки», рассказ о жителях русской избы слушали с интересом, хорошо справлялись с поручениями. У детей закрепилось представление о том, как жили наши предки, о предназначении предметов народного быта, о правилах культуры поведения в гостях.

При знакомстве с русской избой удалось раскрыть в детях творческие способности через импровизацию с элементами народного танца и в продуктивной деятельности при лепке глиняных горшочков.

Для достижения наилучших результатов я планирую в дальнейшем включать в занятие как можно больше фольклорного материала: попевок, закличек, присказок, пословиц и поговорок; организовать экскурсии в краеведческий музей, музей бересты, музей солнца, которые помогут детям расширить кругозор, узнать и увидеть много интересного из истории русской народной культуры.

Для ознакомления с работой кружка «Русские узоры» с родителями будет проведена викторина с целью выявления знания основ русской культуры, а также будут выпускаться папки-раскладушки в соответствии с тематикой занятий.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка


Разработала:

педагог дополнительного образования

Белавина Вера Викторовна

г.Тихорецк

Цель: сформировать представление о древнерусском быте, культуре Древней Руси.

Задачи :

1.Познакомить с предметами быта, научить определять их предназначение, сформировать общее представление о том, что такое быт.

2.Развивать интерес к истории своей страны, к предметам старины, развивать словарный запас детей, логическое мышление, фантазию, творческие способности детей.

3.Воспитывать уважение к рукоделию, труду.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что это такое?

Показывать поочерёдно предметы быта: фартук, скалку, деревянную посуду, матерчатых кукол, матрёшек, колпак на чайник, деревянная разделочная доска, платок вязаный, прихватку и т.д.Сначала спросить у детей – что это, для чего использовали? А потом дополнить их ответы своим рассказом.

Правильно, всё это – предметы быта древней Руси. А что такое быт? Это все то, что окружает нас дома, каждый день, чем мы пользуемся постоянно.

Презентация «Быт людей на Руси».

В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века.

Обстановка в избе была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.

Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.

Центральное место занимает печь. Печь ставили так, чтобы она была подальше от стены, чтобы не случилось пожара.

Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось.

Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

В крестьянской избе вдоль стен были сделаны самодельные лавки. На лавках сидели члены семьи, работал хозяин, иногда спал на ней же. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой.

В центре крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.

В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках. Слайд 11

Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.

Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

Слайд 12-13

Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.

Дети называют предметы быта на картинке.

Слайд 15-17

Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.

В каждой семье были «коробейки» - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.

Слайд 18-19

Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

Слайд 20-25

В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.

Слайд 26 Крестьянские семьи были большими.

Слайд 27-28 Сыновья помогали отцу в поле

Слайд 29 А матери и бабушки сидели с малыми детьми

Слайд 30 Ходили лаптях

Слайд 31 Каждая крестьянская семья держала о дворе скотину.

Скажите, какой был быт древней Руси? Назовите предметы быта, которые вы запомнили. Для чего они служили? Что такое быт?

Физминутка:

Хомячок Хомка


Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щёки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

(дети имитируют все движения хомячка)

Загадки о предметах быта:

1.Маленькая собачка

Свернувшись лежит,

Не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

2.Два конца, два кольца, посередине гвоздик.

(ножницы)

3.Всех накормлю с охотою,

А сама безротая.

4.Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит.

(самовар)

5. Маленький Ерофейка подпоясан коротенько,

По полу скок- скок и сел в уголок.

6.На веревке пальцы, держат одеяльце.

(прищепки).

7.Кто ходит ночь и ходит день,
Не зная, что такое лень?
Часы.

8.Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло -
И его не стало,
Всё оно исчезло.
Мыло.

9.Я увидел свой портрет,
Отошёл - портрета нет.
Зеркало.

10.Она снаружи вроде груши,
Висит без дела днём,
А ночью освещает дом.
Лампочка.

А теперь нарисуем предмет быта, который вам больше всего понравился.

Рисунок «Предметы быта».

Статьи по теме: