Проекты в доу работа с родителями. Проект "взаимодействие воспитателя с семьей"

Ольга Крылова
Проект по работе с родителями «Главное-вместе!»

Проект по работе с родителями «Главное – ВМЕСТЕ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю сегодня свой опыт работы . Педагогический проект по работе с родителями воспитанников 1 младшей группы «Главное – вместе

АКТУАЛЬНОСТЬ

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями . По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы : одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада , третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто , больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные , к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями , мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

ПРОБЛЕМА

Неучастие родителей в жизни своего чада , банальное отсутствие какого-либо пред-ставления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения услышать и понять друг друга.

Как заинтересовать родителей в совместной работе ? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательного пространства?

В связи с этим, я разработала и реализовала проект , который называется «Главное - ВМЕСТЕ » !

Цель проекта : вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско- родительских отношений .

Каковы же цели-ориентиры для педагогов детского сада?

Цели – ориентиры для педагогов детского сада :

Воспитание уважения к детству и родительству ;

Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей ;

Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми ;

Установление доверительных и партнерских отношений с родителями ;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;

Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников) :

Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.

Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.

Наполнение жизни семьи созидательной энергией.

И задачи проекта представлены на слайде. 8 слайд :

Для реализации поставленных задач я разработала программу сотрудничества «»

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №6 «Родничок» в специально организованной деятельности :

Совместной деятельности педагога и ребенка;

Совместной деятельности педагога, ребенка и семьи;

В самостоятельной детской деятельности;

В условиях проведения активной методической работы .

При подготовке проекта я использовала следующие методические пособия (они представлены на экране, и, конечно же широко распространённые интернет-ресурсы : маам. ру., нспортал, первое сентября, открытый урок и др.

Итак, подробнее о ходе реализации проекта . Проект реализовывался в 3 этапа : подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе (Август - сентябрь) с помощью анкетирования были опрошены родители . Цель анкетирования : изучение отношения родителей к образовательному процессу в семье и в детском саду. Анкета анонимная. Результаты анкетирования родителей следующие :

Всего участвовало : 25 семей. Анкетирование показало, что 71% родителей полностью устраивают : комфортные условия пребывания детей в ДОУ : достаточная обеспеченность развивающими игрушками, игровым оборудованием, безопасные условия пребывания детей в детском саду. Большинство родителей (70%) считают, что работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей ведется на достаточном уровне. 81% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей группы.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным. С целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с родителями , направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно – образовательного процесса.

В родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Главное – ВМЕСТЕ в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта . Составила календарно-тематические планы в рамках проекта . Разработала методические материалы для его реализации.

12 - 13 слайды

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям. Для этого я взяла за основу классификацию формы взаимодействия с семьей, автор Кротова.

Коллективные :

работа : вечера вопросов и ответов; «круглый стол» с участием родителей ; групповые собрания родителей ; тематические консультации; общие собрания, педагогические беседы с родителями .

Лекционно - просветительская работа : лекции специалистов ДОУ; занятия для родителей в библиотеке ДОУ ; беседа со специалистами; «круглый стол» с участием родителей .

Практические занятия для родителей : дни открытых дверей; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей ; выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций; участие в работе родительского комитета .

Совместная работа родителей , детей, педагогов : экскурсии, походы; традиции, развлечения, семейные встречи; семейные праздники : День матери, Новый год, 8 марта, семейные клубы, мастерские.

Индивидуальные :

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком : введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, коллективные творческие дела.

Наглядно – информационные :

Консультативно - рекомендательная работа : уголок для родителей , выставка психолого - педагогической литературы; папки- передвижки; папки- раскладушки; газета для родителей ; библиотечки для родителей ; доска объявлений.

Практические занятия для родителей : дни открытых дверей, школы для родителей , тематические выставки, конференции, визиты в группу.

Совместная работа родителей , детей, педагогов : мастерские, введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка, выставка детских работ , беседы с детьми, участие в совместных проектах .

Основной этап (Октябрь-Апрель) . В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей . Необходимо отметить, что тематика родительских собраний варьируется в зависимости от социального запроса родителей .

Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия (НОД, так и другие виды деятельности : беседы,

чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с детьми.

В соответствии с тематикой моего проекта была организована игровая деятель-ность :

1. Дидактические игры : «Разложи правильно» и другие.

2. Сюжетно – ролевые игры : «Дочки – матери» , «Мой дом» , «Мама

ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми» , «Семья едет в отпуск» ,

«Семья путешествует» , «Мамины и папины помощники» , , «Еду с папой на машине» , «В гости к бабушке» , «Мастерим вместе с дедом» .

3. Словесные игры : «Назови по образцу» , «Назови ласково» , «Скажи со словом «мама» , и т. д.

Познавательная деятельность :

1. Рассматривание картин, иллюстраций о семье.

2. Беседы на тему с детьми : «Мои родные» , «Любящие родители » , «Моя семья» «Мамочка любимая моя» , «Хорошо с мамой рядом» , «Кому я благодарен» «Мой дом - моя крепость» , «Я и моё имя» , «Я - маленький и Я – взрослый» , «Я и мои друзья» , «Бабушка рядышком с дедушкой…» , «Как на нашей улице…» , «Как вы отдыхали летом» , «Что такое дружба?» , «Волшебные дома : Дом Доброты, Дом Ума, Дом Силы» , «Чего я боюсь» , «Хорошо дарить подарки!» , «Что значит любить (дружить, дарить, отдавать) бескорыстно»

Беседы на тему с родителями :

«Установление партнерских отношений, выявление проблем в воспитании и развитии детей»;

«Адаптация ребенка к условиям детского сада» ;

«Особенности развития ребенка 2-3 лет» ;

Буклет «Безопасный Новый год» ,

Консультация и беседа «Роль семьи в воспитании детей» ,

Консультация, беседа» Что нужно, чтобы ребенок был счастлив?», Консультация, беседа. «Золотые правила воспитания» ,

Консультация, беседа «Мама и папа в жизни ребенка» . Или разница в воспита-нии.

3. Д/и : «Поможем кукле выбрать покупку» ;

«Транспорт» Игровая ситуация.

Художественно- эстетическая деятельность :

1. Рисование : «Моя семья» , «Я в детском саду» (совместно с родителями ) .

2. Фотоколлаж : «Семейный сад» .

3. Слушание песен о семье.

4. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.

Были организованы :

1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления местом родителей детей )

2. Экскурсии на кухню д/с_ место работы мамы

3. Сюжетно ролевые игры : «Дочки – матери» , «Мой дом» , «Мама ведёт детей в детский сад» , «Папа играет с детьми» , «Семья едет в отпуск» , «Семья путешествует» , «Мамины и папины помощники» , «Мама, папа и я – дружная семья» , «Еду с папой на машине» , «В гости к бабушке» , «Мастерим вместе с дедом» .

4. Игры с напольными пособиями :

Заключительный этап включает в себя : анализ проделанной работы Итоговое родительское собрание «Вот и год прошел» . Презентация проекта на педагогическом совете. Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение итогов работы над проектом , определение перспектив.

В ходе проекта мы тесно сотрудничали с родителями .

Материал в уголок родителей «Моя семья» .

Консультация для родителей «Что мы знаем о родительской любви » .

Индивидуальные беседы с родителями на тему психолого- педагогическое воспитание.

Организация Фотоколлаж, составление родословной «Семейный сад» ; выставки рисунков совместного творчества на тему «Я в детском саду» , участие в интернет конкурсе «Снейл» - генеалогическое древо.

19, 20 – 21 слайд

На слайдах видна тесная взаимосвязь по тематике нашего проекта всех 5 образовательных областей.

22 слайд – 23 слайд

Выводы по проделанной работе :

Показатели результативности проведенной работы : На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями . Использование разнообразных форм работы с родителями дало необходимые результаты : у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе ; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

25, 26, 27, 28 слайд.

Участие в снейле

В проекте «Главное – ВМЕСТЕ изложенный выше практический материал из опыта работы , необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

Реализация задач работы с родителями с помощью метода проектов позволила определить его значимость : обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений о семье было максимальным, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Проект взаимодействия с родителями ДОУ «Путешествие в страну добрых отношений»

Проект взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников социально – личностной направленности.

Актуальность проекта
Социальное развитие в дошкольном детстве направлено на становление у ребенка соответствующей его возрасту социальной компетентности как базисной ценности детской личности. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Привлечение родителей к решению проблемных задач семейного воспитания побуждает их к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Однако существует ряд проблем, которые не позволяют обеспечить атмосферу доброжелательности и комфортности в общении между родителем и ребенком, а именно:
- особенность современной семьи связана с сокращением свободного времени у родителей, перегрузкой на работе – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам;
- материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Детей отмечает эмоциональная, волевая, духовная незрелость;
- свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Исходя из выше сказанного, разработан проект взаимодействия с родителями социально - личностной направленности «Путешествие в страну добрых отношений».

Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам социально - личностного развития детей.

Задачи:
- установить сотрудничество между образовательным учреждением и семьей;
- активизировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком;
- ориентировать родителей на возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.

Участники проекта: специалисты ДОУ, педагоги, родители, дети

Сроки реализации: в течение года

Место реализации: 663153, Красноярский край, город Ачинск, 24 квартал, строение 13, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47».

Вид проекта: практико - ориентированный

Ресурсы обеспечения проекта:

Организационные: Деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Д/с № 47», годовым планом и планом реализации проекта.
Информационные:
- научно-методическая, художественная литература;
- средства массовой информации;
- ресурс Интернета.
Кадровое обеспечение:
- администрация ДОУ;
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре;
- педагог – психолог.
Финансовое обеспечение:
- бюджет Учреждения;
- благотворительные средства родителей.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийный проектор,
- экран,
- ноутбук,
- музыкальный центр.

Ожидаемый результат:
1. Создание системы комплексной работы с родителями.
2. Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально - личностного развития детей.
3. Обобщение опыта семейного воспитания.

Принципы взаимодействия воспитателя с родителями:
- умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
- внимание к проблемам родителей, их субъективным переживаниям;
- способность к оказанию психологической помощи;
- ориентация на стимулирование самообразования родителей;
- способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе;
- положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме;
- проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями;
- искренне желать помочь в сложной педагогической ситуации;
- недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими. При рассмотрении конфликтной ситуации разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей.

Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- консультации;
- просмотр непосредственно образовательной деятельности;
- беседы;
- родительское собрание;
- практикум;
- информационный лист, памятки, рекомендации;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения, конкурсы;
- день открытых дверей;
- презентация семьи.

Этапы реализации проекта:

1 этап – исследовательский
- «Знаете ли вы своего ребенка?" - анкетирование;
- «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»- анкета – очерк;
- «Взаимоотношения в семье" - тест – опрос;
- «Семейные традиции и нормы» - анкетирование;
- «Телефон доверия» - акция.

2 этап – подготовительный
- обработка полученной информации;
- подбор наглядной агитации;
- изучение методической литературы;
- разработка плана совместных мероприятий.

3 этап – практический
Информационный блок:
- «Пять рецептов избавления от гнева» - памятка;
- «Культура общения – это?» - информационный лист;
- «Личный пример – лучший способ привить хорошие манеры ребенку» - памятка;
- «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания» - консультация;
- «Как знакомить детей с нормами поведения» - консультация;
- «Посеешь привычку…» - информационный лист;
- «Игра – школа нравственного поведения» - консультация;
- Индивидуальные консультации по запросам родителей.
Практический блок:
- «Обсуждаем проблемные ситуации»-практикум (сентябрь);
- «Нравственный закон внутри нас» - родительское собрание (октябрь);
- «Дружба живет среди нас» - день открытых дверей, просмотр непосредственно-образовательной деятельности
(ноябрь);
- «Праздник в нашем доме» - творческая мастерская (декабрь);
- «Поговорим о вежливости» - круглый стол (январь);
- «Молодецкие игры» - спортивные соревнования с участием пап (февраль);
- «Наши мамы всегда на все руки мастера» - кулинарный поединок (март);
- «Семья года» - конкурс - презентация (апрель):выставка семейных фотографий;выставка совместных работ; заполнение семейного (генеалогического) древа;рассказ о традициях семьи;игры, конкурсы, выступления.
- Оценка эффективности деятельности (май).

4 этап – заключительный - оценка эффективности реализации проекта.
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения:
- метод анкетного опроса
- беседы с родителями.
Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей:
- учет участия родителей в различных мероприятиях;
- наблюдения;
- беседы.
Определение уровня деятельности педагога с родителями.
- использование листов самооценки.

Педагогический проект 3 группы «Взаимодействие ДОУ с родителями».

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Участники проекта: дети средней группы, родители, педагоги группы. Цель: формировать у детей понятие «семья».

Задачи: Формировать у детей представления о семье, профессии родителей. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. Развивать коммуникативные навыки детей. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

1. Знание детьми информации о своей семье, о членах семьи, традициях.

2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.

4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

Разработка проекта.

1. Донести до участников проекта важность данной темы.

2. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».

3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

4. Составить перспективный план мероприятий.

Актуальность:
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди: взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.^ Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность темы проекта: "Организация методической работы ДОУ и семьи".

Теоретические основы организации работы с семьей в современных ДОУ.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Уникальные воспитательные возможности семьи определяются и в том, что родители лучше, чем кто-либо другой, знают своих детей, их обязанности, своеобразие интересов. Возможностей и психологических проявлений.

На протяжении всей своей жизни человек испытывает воздействие семейного воспитания, хотя на разных этапах жизни это влияние неодинаково. Огромные воспитательные возможности семьи – это объективный фактор.

Задача заключается в том, чтобы он максимально был реализован в процессе формирования гармонически развитой личности. Одним из условий позитивного воспитывающего воздействия семьи на детей является забота о здоровых нравственно-эмоциональных взаимоотношениях супругов. Учеными установлено, что здоровая семейная обстановка весьма положительно влияет на воспитание чуткости, честности, правдивости, организованности, трудолюбия, морально-волевых качеств. Семья с согласованными супружескими отношениями дает пример высокой нравственности, пример, который впитывается и реализуется в собственном поведении ребенка, юноши, взрослого. Исследования убедительно свидетельствуют, что благоприятный семейный климат стимулирует развитие разнообразных социально-значимых интересов и потребностей, альтруистических чувств, укрепляет оптимистический взгляд на жизнь, веру ребенка в свои силы, возможности и способности. В семье с гармоническими отношениями чрезвычайно высок авторитет родителей, утверждается, как правило, демократический стиль взаимоотношений, ребенок ощущает себя полноценным членом семейного коллектива, и содействует его личностному и творческому развитию.

Следует отметить, что материнское воспитание всегда вызывало неутолимый интерес многих крупнейших исследователей, как колоссальный социально-педагогический феномен. Великий чешский педагог Я.Каменский обосновал идею материнской школы, опираясь именно на опыт семейного воспитания. Знаменитый швейцарский педагог И.Г.Песталоцци свою книгу для матерей создал, привлекая опыт швейцарского женского воспитания. К.Д.Ушинский высоко оценивал действенность женских подходов в семейном воспитании. «Следует отметить, - писал В.А.Сухомлинский, - что семья, родители являются той воспитательной школой, которую не может заменить никакой воспитатель».

Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам,
чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Так, на базе библиотеки проводится «Книжкин праздник», в котором принимают участие старшие воспитанники детского сада; ученики школы дают концерт в детском саду; дети, сотрудники и родители вовлекаются в наслежные мероприятия. Например, на праздниках выступает хор детей, сотрудников, родителей дошкольного учреждения. Дошкольное учреждение представляет на выставках детского творчества работы своих воспитанников.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

При проведении этой большой и ответственной работы учитываются проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью:

Малочисленность семьи, воспитание в ней одного ребенка;

Отдельное проживание молодых супругов и отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность передачи опыта семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи на ребенка;

Дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей, продолжением учения молодых родителей;

Поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым "вещизмом".

Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечение координации усилий по всем направлениям воспитания - идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического.

Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Но родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники.

Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к празднику, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, поздравления-пожелания и т.д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и др. Во многих дошкольных учреждениях проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

В настоящее время проблема семьи и ее роли в воспроизводстве, в воспитании новых поколений приобрела особую актуальность. Говоря о семейном воспитании, следует в первую очередь отметить его непрерывность, продолжительность, разносторонность. Действительно, человек связан с семьей и подвергается ее воздействию – в разных формах и с разной интенсивностью – со дня рождения до конца своей жизни. Специфичность объективного воздействия семьи на ребенка определяет и своеобразие процесса семейного воспитания как осознанной, целенаправленной педагогической деятельности родителей.

Преимущества, которыми в отличие от воспитателей обладают родители, заключается в том, что последние имеют гораздо большие возможности для индивидуального подхода к ребенку, учета его возрастных и личностных особенностей, постепенного приобщения к трудовой деятельности.

Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно.

Выполнение проекта.

Раздел программы.

Формы и методы работы

Социализация

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница».
Дидактические игры «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Чьи детки?»
Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка».
Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки».
Строительные игры «Мебель для дома».

Познание

Тематические занятия «Права и обязанности в семье», «Моё имя».
Знакомство с профессиями родителей.
Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
Создание альбомов «Моя семья», «Наша группа».

Коммуникация

Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».

Чтение художественной литературы на тему «Семья»: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка».
Пословицы и поговорки о семье.
Беседы на тему «Кем работают мои родители».

Художественное творчество

Рисование на темы «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом».
Изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи.
Фотовыставка «Семейные увлечения».

Работа с родителями

Встречи с интересными людьми: Рассказы родителей о своей профессии.
Проект «Счастливый выходной день».
Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
Выпуск газеты к дню Матери.
Мир семейных увлечений: создание коллекций тканей, фантиков, пуговиц, значков, открыток.

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

«Чтение художественной литературы», «Познание (ФЦКМ)», «Коммуникация», «Художественное творчество (рисование)», «Художественное творчество (ПИ и ПД)».

Художественная литература:

Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Объяснить поступки персонажей и последствие этих поступков.

ПОЗНАНИЕ:

Понимать роль взрослых и детей в семье.

Взывать у ребёнка радость и гордость за то, что у него есть семья.

Обеспечить развитие умения называть членов соей семьи

Воспитывать культуру поведения.

Обогатить знания о своей семье.

Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям

КОММУНИКАЦИЯ

Формировать у детей доброе отношение к своим родителям.

Обеспечить умение детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.

Продолжать работу над развитием связной речи.

Обеспечить умение отвечать на вопросы.

Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.

Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Формирование устойчивого интереса к изо деятельности.

Упражнять передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы.

Упражнять создавать несложные сюжетные композиции.

Развивать чувство форм и композиции.

Вызывать радость от созданного детьми изображения.

Формировать навыки аккуратной работы

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

Продолжать обучать обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома – улица и тд.

Сооружать новые постройки, используя раннее полученные знания.

Совершенствовать конструктивные умения.

В процессе реализации проекта проводятся тематические занятия. В помощь родителям вставляются папки передвижки, даются консультации, домашние задания для детей и родителей по определённой тематике: сбор материала для выпуска семейных газет и групповой, фотоальбомов, составление рассказов о семье. Общение с детьми в свободное от занятий время (беседы).

Презентация проекта.

1.Досуг «Вечер дружной семьи».

2.Выставка проектов «Счастливый выходной день».

3. Анкетирование родителей.

4.Выставка рисунков «Моя семья».

Заключение.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: школами, библиотеками и т.д.).

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Опыт работы с родителями показал, что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Их интересуют проблемы патриотического, нравственного и эстетического воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям.

Таким образом, использование разных форм и методов взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.
По окончании проекта провели:

1. Досуг « Вечер дружной семьи» для детей и родителей.

2.Выставка проектов « Счастливый выходной день».

3.Анкетирование родителей.

4.Фотовыставка рисунков «Моя семья».

Список использованной литературы:

    Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 224 с.

    Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

    Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. - № 1. - С. 41 - 49.

    Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. - №1. - С. 60 - 68.

    Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2000. - № 3. - С. 87 - 91.

    Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.

ПРОЕКТ "Активное взаимодействие с родителями"

1. Актуальность проблемы

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Задача педагога – заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы.

Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: .

С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия ДОУ с родителями.

Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования.

Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов межу педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.

Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность своих педагогических возможностях.

2. Анализ ситуации в группе

На сегодняшний день ситуация по данной проблеме:

70% родителей активно участвуют в образовательном процессе

30% родителей не активно участвуют в образовательном процессе

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято» .

Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие диалогических отношений «педагог – семья» . В общении педагогов с родителями происходит в монологической ориентации. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом.

Любая инициатива педагога, обращаясь к родителям, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми. В организации работы с родителями – использование современных методов общения (игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения) . Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активным в воспитании ребенка.

Анализ практики показывает, что новизна использования различных активных методов общения с родителями все больше связывается с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком.

Информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п.

Также, общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок.

3. Цели и задачи проекта:

Цель: способствовать активному участию родителей в образовательном процессе

Задачи:

  1. Разработать план совместной работы воспитателей, специалистов, родителей для обеспечения благоприятной адаптации к условиям детского сада.
  2. Разработать программу проекта по организации взаимодействия с родителями, по закаливанию.
  3. Усовершенствовать развивающую среду
  4. Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта позволит увеличить количество семей, которые будут активно участвовать в образовательном процессе.

Сроки реализации: 1 учебный год.

5. Программа проекта

I этап – Разработка плана совместной работы воспитателей, родителей для обеспечения благоприятной адаптации к условиям детского садика.

II этап – Разработка плана объединив усилия семьи и детского сада в сохранении и укрепления здоровья ребенка.

III этап – Совершенствование и пополнение развивающей среды с целью создания условий для развития активности педагогов и родителей в образовательном процессе

6. План реализации программы проекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Сыктывкара

Проект разработали воспитатели Канева Юлия Васильевна, Гичева Валентина Павловна

Сыктывкар, 2013

  1. Актуальность проблемы……… ……………………………………
  2. Анализ ситуации в группе ……………………………………………
  3. Цели и задачи проекта ……………………………………………………
  4. Ожидаемые результаты …………………………………………………
  5. Программа проекта ……………………………………………………
  6. План мероприятий по реализации программы проекта ……………
  7. Список используемой литературы …………………………………
  8. Приложения………………………………………………………………

Проект по работе с родителями «Главное – ВМЕСТЕ!»

2 слайд

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю сегодня свой опыт работы. Педагогический проект по работе с родителями воспитанников 1 младшей группы «Главное – вместе!»

Слайд 3.

АКТУАЛЬНОСТЬ

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Слайд 4.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

ПРОБЛЕМА

Неучастие родителей в жизни своего чада, банальное отсутствие какого-либо представления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Слайд 5.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения услышать и понять друг друга.

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательного пространства?

В связи с этим, я разработала и реализовала проект, который называется «Главное - ВМЕСТЕ»!

Слайд 6.

Цель проекта: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Каковы же цели-ориентиры для педагогов детского сада?

Цели – ориентиры для педагогов детского сада:

    Воспитание уважения к детству и родительству;

    Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

    Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

    Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

    Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

    Объединение усилий для развития и воспитания детей;

    Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;

    Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):

    • Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.

      Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.

      Наполнение жизни семьи созидательной энергией.

И задачи проекта представлены на слайде. 8 слайд:

Для реализации поставленных задач я разработала программу сотрудничества «»

Слайд 9.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №6 «Родничок» в специально организованной деятельности:

    Совместной деятельности педагога и ребенка;

    Совместной деятельности педагога, ребенка и семьи;

    В самостоятельной детской деятельности;

    В условиях проведения активной методической работы.

Слайд 10.

При подготовке проекта я использовала следующие методические пособия (они представлены на экране), и, конечно же широко распространённые интернет-ресурсы: маам. ру., нспортал, первое сентября, открытый урок и др.

Слайд 11.

Итак, подробнее о ходе реализации проекта. Проект реализовывался в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный . На подготовительном этапе (Август - сентябрь) с помощью анкетирования были опрошены родители. Цель анкетирования: изучение отношения родителей к образовательному процессу в семье и в детском саду. Анкета анонимная . Результаты анкетирования родителей следующие:

Всего участвовало: 25 семей. Анкетирование показало, что 71% родителей полностью устраивают: комфортные условия пребывания детей в ДОУ: достаточная обеспеченность развивающими игрушками, игровым оборудованием, безопасные условия пребывания детей в детском саду. Большинство родителей (70%) считают, что работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей ведется на достаточном уровне. 81% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей группы.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным. С целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с родителями, направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно – образовательного процесса.

В родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Главное – ВМЕСТЕ!» в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта. Составила календарно-тематические планы в рамках проекта. Разработала методические материалы для его реализации.

12 - 13 слайды

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям. Для этого я взяла за основу классификацию формы взаимодействия с семьей, автор Кротова.

Коллективные:

Консультативно - рекомендательная работа: вечера вопросов и ответов; «круглый стол» с участием родителей; групповые собрания родителей; тематические консультации; общие собрания, педагогические беседы с родителями.

Лекционно - просветительская работа: лекции специалистов ДОУ; занятия для родителей в библиотеке ДОУ; беседа со специалистами; «круглый стол» с участием родителей.

Практические занятия для родителей: дни открытых дверей; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций; участие в работе родительского комитета.

Совместная работа родителей, детей, педагогов: экскурсии, походы; традиции, развлечения, семейные встречи; семейные праздники: День матери, Новый год, 8 марта, семейные клубы, мастерские.

Индивидуальные:

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком: введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка), коллективные творческие дела.

Наглядно – информационные:

Консультативно - рекомендательная работа: уголок для родителей, выставка психолого - педагогической литературы; папки- передвижки; папки- раскладушки; газета для родителей; библиотечки для родителей; доска объявлений.

Практические занятия для родителей: дни открытых дверей, школы для родителей, тематические выставки, конференции, визиты в группу.

Совместная работа родителей, детей, педагогов: мастерские, введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка), выставка детских работ, беседы с детьми, участие в совместных проектах.

Слайд 14.

Основной этап (Октябрь-Апрель). В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика родительских собраний варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия (НОД), так и другие виды деятельности: беседы,

чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с детьми.

Слайд 15.

В соответствии с тематикой моего проекта была организована игровая деятельность :

1. Дидактические игры: «Разложи правильно» и другие.

2. Сюжетно – ролевые игры : «Дочки – матери», «Мой дом», «Мама

ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми», «Семья едет в отпуск»,

«Семья путешествует», «Мамины и папины помощники», «Мама, папа и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке», «Мастерим вместе с дедом».

3. Словесные игры : «Назови по образцу», «Назови ласково», «Скажи со словом «мама», и т.д.

16 слайд.

Познавательная деятельность :

1. Рассматривание картин, иллюстраций о семье.

2. Беседы на тему с детьми: «Мои родные», «Любящие родители», «Моя семья» «Мамочка любимая моя», «Хорошо с мамой рядом», «Кому я благодарен» «Мой дом - моя крепость», «Я и моё имя», «Я - маленький и Я – взрослый», «Я и мои друзья», «Бабушка рядышком с дедушкой…», «Как на нашей улице…», «Как вы отдыхали летом», «Что такое дружба?», «Волшебные дома: Дом Доброты, Дом Ума, Дом Силы», «Чего я боюсь», «Хорошо дарить подарки!», «Что значит любить (дружить, дарить, отдавать…) бескорыстно »

Беседы на тему с родителями:

«Установление партнерских отношений, выявление проблем в воспитании и развитии детей»;

«Адаптация ребенка к условиям детского сада»;

«Особенности развития ребенка 2-3 лет»;

Буклет «Безопасный Новый год»,

Консультация и беседа «Роль семьи в воспитании детей»,

Консультация, беседа» Что нужно, чтобы ребенок был счастлив?», Консультация, беседа. «Золотые правила воспитания»,

Консультация, беседа «Мама и папа в жизни ребенка». Или разница в воспитании.

3. Д/и: «Поможем кукле выбрать покупку»;

«Транспорт» Игровая ситуация.

Художественно- эстетическая деятельность:

1. Рисование: «Моя семья», «Я в детском саду» (совместно с родителями).

2. Фотоколлаж: «Семейный сад».

3. Слушание песен о семье.

4. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.

17 слайд.

Были организованы:

1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления местом родителей детей)

2. Экскурсии на кухню д/с_ место работы мамы

3. Сюжетно ролевые игры: «Дочки – матери», «Мой дом», «Мама ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми», «Семья едет в отпуск», «Семья путешествует», «Мамины и папины помощники», «Мама, папа и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке», «Мастерим вместе с дедом».

4. Игры с напольными пособиями:

18 слайд.

Заключительный этап включает в себя: анализ проделанной работы Итоговое родительское собрание «Вот и год прошел». Презентация проекта на педагогическом совете. Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

В ходе проекта мы тесно сотрудничали с родителями.

    Материал в уголок родителей «Моя семья».

    Консультация для родителей «Что мы знаем о родительской любви».

    Индивидуальные беседы с родителями на тему психолого- педагогическое воспитание.

    Организация Фотоколлаж, составление родословной «Семейный сад»; выставки рисунков совместного творчества на тему «Я в детском саду», участие в интернет конкурсе «Снейл» - генеалогическое древо.

19, 20 – 21 слайд

На слайдах видна тесная взаимосвязь по тематике нашего проекта всех 5 образовательных областей.

22 слайд – 23 слайд

24 слайд.

Выводы по проделанной работе:

Показатели результативности проведенной работы : На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями. Использование разнообразных форм работы с родителями дало необходимые результаты: у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

25, 26, 27, 28 слайд.

Участие в снейле

29 слайд.

В проекте «Главное – ВМЕСТЕ!» и зложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка .

Реализация задач работы с родителями с помощью метода проектов позволила определить его значимость: обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений о семье было максимальным, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Статьи по теме: